Под влиянием европейской культуры в России с конца XVIII в. появляется и современный театр. На первых порах он все еще развивается в имениях крупных магнатов, однако постепенно труппы, получая независимость, на коммерческой основе переходили в ранг самостоятельных. В 1824 г. в Москве образовалась самостоятельная драматическая труппа Малого театра. В Петербурге в 1832 г. возникает драматический Александрийский театр, меценатами все еще остаются крупные помещики, дворяне и сам император, которые диктуют свой репертуар.

Ведущее значение в русском театре приобретает просветительский сентиментализм. Внимание драматургов привлекали внутренний мир человека, его душевные конфликты (драмы П. И. Ильина, Ф. Ф. Иванова, трагедии В. А. Озерова). С сентиментальными тенденциями проявлялись стремление к сглаживанию жизненных противоречий, черты идеализации, мелодраматизма (произведения В. М. Федорова, С. Н. Глинки и др.).

Постепенно в драматургии разрабатываются темы, свойственные европейскому классицизму: обращение к героическому прошлому своей родины и Европы, к античному сюжету («Марфа Посадница, или Покорение Новагорода» Ф. Ф. Иванова, «Вельзен, или Освобожденная Голландия» Ф. Н. Глинки, «Андромаха» П. А. Катенина, «Аргивяне» В. К. Кюхельбекера и др.). Одновременно развивались такие жанры, как водевиль (А. А. Шаховской, П. И. Хмельницкий, А. И. Писарев) и семейно-бытовая пьеса (М. Я. Загоскин).

На протяжении первой четверти XIX в. в русском на­циональном театре разворачивается борьба за создание нового, национально-самобытного театра. Эта задача была осуществлена созданием подлинно национальной, самобытной комедии А. Грибоедова «Горе от ума». Произведением новаторского значения явилась историческая драма Пушкина «Борис Годунов», автор которой вырос из форм придворной трагедии классицизма и романтической драмы Байрона. Однако постановка этих произведений сдерживалась на некоторое время цензурой. Вне театра остается и проникнутая свободолюбивыми идеями драматургия М. Ю. Лермонтова: его драма «Маскарад» в 1835 - 1836 гг. трижды запрещается цензурой (отрывки из пьесы впервые были поставлены благодаря настойчивости акте­ров в 1852 г., а полностью она сыграна только в 1864 г.).

Сцену русского театра 30 - 40-х годов в основном занимал водевиль, преследуя преимущественно развлекательные цели (пьесы П. А. Каратыгина, П. И. Григорьева, П. С. Федорова, В. А. Соллогуба,.Н. А. Некрасова, Ф. А. Кони и др.)« В это время выросло мастерство талантливых русских актеров М.С.Щепкина и А. Е. Мартынова, которые умели выявлять за комическими ситуациями противоречия подлинной жизни, придавать создаваемым образам подлинный драматизм.

Огромное значение в развитии русского театра сыграли пьесы А. Н. Островского, появившиеся в 50-е годы, поднявшие русскую драматургию очень высоко.

С конца XVIII в. театр в России, как и в других европейских странах, вступает в новую эпоху своего развития. Начинается быстрый рост количества театров в провинции, нередко за счет перехода помещичьих крепостных театров на коммерческие основы. Крупные театральные предприятия, объединяющие драматические, оперные и балетные труппы, создаются в Петербурге и Москве. В 1824 г. в Москве образовалась самостоятельная драматическая труппа Малого театра. В Петербурге в 1832 г. возникает драматический Александринский театр.

Прогрессивное направление русского театра утверждало себя в постоянной борьбе с реакционными тенденциями в репертуаре и во всей организации театрального дела, порожденными правительственной политикой в области искусства.

Существовавшая в Петербурге и Москве монополия императорских театров ограничивала возможности новаторских начинаний, ставила драматургов и актеров в зависимость от требований дирекции и всего насаждаемого в театрах бюрократического режима. В трудных условиях развивался театр в провинции, где процветала коммерческая инициатива антрепренеров и где преимущественно только силой актерских талантов театр удерживался на уровне художественных требований. Огромную поддержку развитию прогрессивного направления в русском сценическом искусстве оказывала передовая демократическая критика, которая отстаивала идейные основы театра, его социальную содержательность, верность принципам жизненной правды. Идейная борьба проходит через все развитие русского театра XIX в. Руководящую роль в ней завоевывает прогрессивное направление, опирающееся на широко развивающийся в эту эпоху в России процесс формирования национальной демократической культуры и на растущие возможности яркого выражения в драматургии и театре критических, антикрепостнических тенденций. На этой почве достигает особого успеха сценический реализм, и в то же время утверждается направление прогрессивного романтизма. В период от Фонвизина до Островского складываются основные традиции русской театральной культуры, определяются черты ее художественного своеобразия.

В конце XVIII -начале XIX в. в русском театре ведущее значение приобретает просветительский сентиментализм. Просветительская идея прирожденного равенства всех людей, идея «естественного человека», обращенная в творчестве целого ряда драматургов и актеров на раскрытие противоречий крепостнического строя, помогала выявить общественную и нравственную недопустимость рабства. Внимание драматургов привлекали при этом внутренний мир человека, его душевные конфликты (драмы Н. И. Ильина, Ф. Ф. Иванова, трагедии В. А. Озерова и др.). С другой стороны, в тех сентиментальных драмах, которые были проникнуты охранительными тенденциями, проявлялось стремление к сглаживанию жизненных противоречий, черты слащавой идеализации, мелодраматизма (произведения В. М. Федорова, С. Н. Глинки и др.).

Повышенная «чувствительность», искренность сценического переживания, часто обогащаемые элементами социальной и бытовой правды в обрисовке персонажа, отличали игру Я. Е. Шушерина (1753-1813), А. Д. Каратыгиной (1777-1859) и других актеров этого времени. Сентиментализм освобождал игру актеров от власти рационалистических принципов классицизма и содействовал разрушению эпигонских традиций этой системы, развитию в исполнительском искусстве романтических и реалистических тенденций.

Развитие романтизма в русском театре начала XIX в. связано с нарастанием в драме и актерском творчестве мотивов неудовлетворенности существующей действительностью, индивидуалистического протеста, бурных переживаний свободолюбивой личности. Эти романтические черты свойственны искусству выдающегося русского актера А. С. Яковлева (1773-1817).

Значительное воздействие на развитие театра оказали эстетические взгляды писателей-декабристов. Разрабатываются темы борьбы против национального и политического угнетения, создаются образы сильных, вольнолюбивых героев, охваченных жаждой патриотического подвига («Марфа Посадница, или Покорение Новагорода» Ф. Ф. Иванова, «Вельзен, или Освобожденная Голландия» Ф. Н. Глинки, «Андромаха» П. А. Катенина, «Аргивяне» В. К. Кюхельбекера и др.). Исполнительский стиль определялся сочетанием большой эмоциональности, искренности и естественности в выражении чувств с героической масштабностью характеров и пластической строгостью внешнего рисунка образа. Наиболее высокое и законченное выражение этот стиль нашел в творчестве крупнейшей трагической актрисы той эпохи Е. С. Семеновой (1786-1849).

Одновременно в комедии и драме продолжалось развитие реалистических тенденций, ограниченное, однако, узкими возможностями водевиля (А. А. Шаховской, Н. И. Хмельницкий, А. И. Писарев) и семейно-бытовой, консервативной по духу пьесы (М. Н. Загоскин). Стремление актеров к жизненной правде опиралось как на искренность переживания, простоту, естественность (молодой М. С. Щепкин), так и на искусство внешнего перевоплощения, копировки отдельных ярких типов (И. И. Сосницкий, Е. И. Гусева и др.).

Регулярный русский военно-морской флот родился в 1696 г., когда Петр строил в Воронеже свои галеры и галеасы. Но попытка Петра создать в короткий срок на Черном море большой корабельный флот не увенчалась тогда успехом.

Вынужденный заключить мир с Турцией, Петр I начал Северную войну за берега Балтики. Там начал создаваться большой Балтийский флот. Опыт строительства флота для Черного моря был использован на берегах Финского залива.

Создание военно-морского флота на Балтийском море можно разделить на четыре периода:

1. Борьба за выход к берегам Финского залива, создание озерных флотилий на Ладожском и Чудском озерах и их содействие сухопутной армии (1700-1703 гг.).

2. Упрочение позиций на Финском заливе, создание корабельного и гребного флота, его помощь армии в борьбе за побережье Финского залива, в овладении Выборгом, Ревелем и Моозундом (1703 — 1711 гг.).

3. Борьба за Финляндию и за выход в Балтийское море; создание большого гребного флота и усиление корабельного флота; комбинированные операции у берегов Финляндии (1711 — 1714 гг.).

4. Завоевание русским флотом господства на Балтийском море; создание большого корабельного флота; действия у берегов Швеции (1714 — 1721 гг.).

Русский флот, так же как и сухопутная армия, рос и усиливался в ходе войны со шведскими захватчиками. Развитие его шло последовательно и было строго увязано с расширением базирования.

Когда-то, в период строительства большого флота "кумпанствами", в Воронеже один моряк заметил Петру, что для строящегося флота нет базы; Петр на это замечание моряка ответил, что построенный флот сам найдет себе базу. Неудачный опыт первого строительства флота на юге был полностью учтен Петром. Сейчас он уже правильно оценивал важность создания базы флота.

К началу Северной войны у русских не было даже озерных флотилий на Ладожском и Чудском озерах, и там полностью господствовали шведы.

Только в ходе Северной войны, после неудачи у Нарвы, в 1701 г. Петр I приступил к строительству 600 стругов на реках Волхов и Луга. Кроме того, в казну были взяты все годные частные суда на озерах Ладожском и Чудском и на реках, впадающих в эти озера.

В 1701 — 1702 гг. началась борьба русской флотилии, составленной из стругов, со шведской озерной флотилией на Ладожском озере, закончившаяся полной победой русских.

На Чудском озере борьба затянулась до 1704 г., когда часть шведской озерной флотилии была уничтожена, а остальные суда были взяты русскими.

Осенью 1702 г. с помощью озерной флотилии был взят город Нотебург (переименованный в Шлиссельбург). Весной 1708 г. взятием Ниеншанца был завоеван выход к морю и одновременно все течение р. Нева оказалось в руках Петра.

Еще в 1702 г. Петр, предвидя возможность скорого выхода к берегам Балтики, заложил верфь в устье р. Сясь на Ладожском озере для постройки небольших мореходных судов — фрегатов, шмаков и т. д.

В 1703 г. была основана Олонецкая верфь, а также небольшие верфи на реках Волхов и Луга и в городе Новая Ладога.

В 1704 г. начали строиться небольшие суда в Петербурге. Однако крупные суда в Петербурге не строились вплоть до Полтавской победы, когда Россия окончательно закрепилась на Финском заливе. Оперативной базой флота был Петербург.

Вновь выстроенная у острова Котлин морская крепость Крон- шлот защищала подходы к устью Невы.

В 1704 г. Петр овладел Нарвой, в результате чего расширялось базирование флота.

Русский Балтийский флот усиливался постепенно. На первых порах он, значительно уступая в силе шведскому флоту, выполнял задачи защиты своих баз от нападений шведского флота, защиты балтийского побережья и содействия с моря сухопутной армии в борьбе за Выборг и Ревель. Одновременно Петр I создает новые морские базы в Ревеле и Выборге.

С переходом в решительное наступление русских вооруженных сил в Прибалтике Петр ставит перед Балтийским флотом задачу более активного содействия наступающей армии. Создается мощный галерный флот, который мог более тесно взаимодействовать с сухопутной армией в условиях плавания в шхерных районах вдоль берегов Финляндии. Комбинированное наступление сухопутной армии, галерного и корабельного флотов завершается победой при Гангуте, которая предрешила успех борьбы русской армии за Финляндию и обеспечила русскому флоту выход в открытое Балтийское море.

Последний период Северной войны характеризуется значительным усилением корабельного флота и господством его на Балтике. Это позволило Петру I организовать ряд крупных десантов на берега Швеции, угрожая даже ее столице Стокгольму.

Таким образом, вначале Петром I был создан большой галерный гребной флот. Особенности морского театра военных действий, главным образом у берегов Финляндии, ограничивали возможности корабельного флота. Шхерные районы, тянувшиеся почти вдоль всего южного и юго-западного берега Финляндии, с их узкими, извилистыми проходами и многочисленными подводными камнями, почти исключали возможность маневрирования на парусах корабельного флота. Для него возможно было плавание только по широким изученным проходам в шхерах.

В шхерных районах гребной флот имел решающее преимущество.

Характерно, что шведы не учли этих особенностей театра военных действий и не создали галерного гребного флота. Сильный шведский корабельный флот оказался беспомощным у берегов Финляндии против русского галерного флота.

Петр I положил начало гребному флоту еще в период борьбы за Ладожское и Чудское озера. С выходом русской армии на берега Финского залива строительство гребного флота не прекратилось.

Русский галерный флот уже показал свое преимущество при взятии Выборга, действуя в шхерных и мелководных районах. Но особенно велико значение галерного флота было при его действиях в Финляндии, когда он сыграл решающую роль.

В 1713 г. галерный флот состоял из 2 прамов, 2 галиотов, 3 полугалер, 60 скампавей, 30 бригантин, 60 карбасов и 50 больших лодок, имея десант в 16 000 человек.

В 1714 г. галерный флот насчитывал уже 99 скампавей и галер с десантом в 24 000 человек.

В 1719 г.- 132 галеры, свыше 100 больших лодок с десантом в 25 000 человек и в 1721 г.- 171 галеру и 4 бригантины.

Основным типом судов гребного флота были галеры и скампавеи (те же галеры, но меньших размеров). Суда были вооружены небольшим количеством малокалиберных орудий и имели экипаж с десантом до 260 человек. Они могли ходить под парусами, но основным средством передвижения были весла. Бригантины и карбасы были парусно-гребными судами, но значительно меньших размеров, чем галеры и скампавеи. Они имели экипаж только до 70 человек и использовались в основном для перевозки войск и грузов.

Корабельный флот развивался и рос медленнее, чем галерный. Постройка корабельного флота представляла значительно более трудную задачу. Кроме того, для плавания и боевого использования судов корабельного флота требовалась большая выучка. Петр I добился высокого качества постройки судов не сразу. Вначале для строительства флота нехватало сухого леса и приходилось строить корабли из сырого материала. Были и конструктивные недостатки при проектировании судов.

Корабли обладали малой мореходностью. При свежем ветре они плохо маневрировали и приходилось задраивать нижние портики, что значительно снижало возможности артиллерийского огня.

Постепенно, с накоплением опыта судостроения, конструктивные недостатки были изжиты, и суда Балтийского флота не уступали ни по конструкции, ни по качеству постройки лучшим судам морских держав Западной Европы.

Беспрерывно расширялась и база судостроения. К 1725 г. в России работало уже 25 верфей. Одновременно с численным ростом флота растет и количество баз. Кроме основной базы — Петербурга, существовала еще оперативная база корабельного флота в Ревеле и ряд баз для галерного флота на беретах Финляндии.

Развитие Балтийского корабельного флота можно проследить по таблице на стр. 267, показывающей только вооружаемые к плаванию суда. Рост артиллерийского вооружения в корабельном флоте виден из следующей таблицы.

Нужно подчеркнуть, что с ростом количества орудий на кораблях одновременно увеличивался их калибр и качество.

Строя корабли, Петр I одновременно формировал и их экипажи. Это была трудная задача. Не только офицерских, но и матросских кадров почти не было. Естественно, что вначале Петру пришлось прибегать к найму во флот не только иностранных офицеров, но даже унтер-офицеров и матросов. Причем, как мы уже говорили, нанимались за границей преимущественно русские и украинцы, неизвестно какими путями попавшие за границу, и южные славяне — далматинцы, сербы, болгары.

Петр наем иностранцев рассматривал как временную меру. Он сразу же после взятия Азова приступил к подготовке кадров русских морских офицеров.

Вначале Петр посылал русских дворян учиться за границу. В 1701 г. в Москве была основана Навигационная школа, где училось до 500 будущих морских офицеров.

В 1716 г. старшие классы этой школы были переведены в Петербург, став костяком основанной там Морской академии.

К 1715 г. матросский и унтер-офицерский состав флота состоял уже полностью из русских.

Комплектование флота производилось, так же как и армии, путем рекрутского набора.

Гребцы экипажей галерного флота вначале комплектовались из каторжан и пленных, но вскоре Петр отказался от этой системы и стал сажать гребцами солдат пехотных полков.

Это давало русским то преимущество, что при абордаже гребцы могли участвовать в бою. В результате этого русские гребные суда были значительно сильнее шведских.

С формированием русского флота был создан и его устав. Зачатками морского устава явились 15 статей, составленные Петром I во время его плавания на галерах к Азову в 1696 г.

Число этих статей в 1698 г. было увеличено до 64. В 1710 г. Петр лично составил первый морской устав "Инструкция и артикулы военному российскому флоту".

В 1715 г. Петр I приступил к составлению более полного морского устава, который был издан в 1720 г. — "Книга устав морской, о всем, что касается доброму управлению в бытность флота в море".


Постройка кораблей (гравюра времен Петра)

В этом уставе излагались правила внутреннего распорядка на флоте, права и обязанности всех военнослужащих, порядок плавания как отдельных судов, так и целых эскадр. Морской устав Петра I отличался оригинальностью и являлся результатом его многолетнего боевого опыта.

Петр обращал особое внимание на воспитание у офицеров и матросов смелости, смекалки и инициативы.

Один английский офицер, служивший в русском флоте при Петре, так характеризовал его: "Если какие-нибудь суда в мире могут нанести нам (т. е. англичанам) вред, то особенно стоят в таких условиях российские, выстроенные в Петербурге, которые без сомнения, раз их снабдят достаточными командами, обладают отличными качествами, как парусные суда, и несравненно лучше наших снабжены мачтами, парусами, якорями, кабелями и прочею снастью (все настоящее российское произведение, из коих выбирается все самое отборное для императорского флота)". ("История российского флота в царствование Петра Великого", неизвестного английского автора; перевод и редакция Путятина.)

Трудами Петра I был создан мощный военно-морской флот. Петр так характеризовал значение морского флота: "Всякий потентат, который едино войско сухопутное имеет, одну руку имеет, а который и флот имеет, обе руки имеет".

Флот Петра 1

Лучшее, что нам дает история,- это возбуждаемый ею энтузиазм.

Флот Петра 1 это гордость страны, то над чем царь работал каждую минуту своей жизни. По крайней мере, именно так многие историки преподносят нам деятельность будущего императора России. Так ли все однозначно в этом вопросе? К концу статьи Вы сами увидите, что ответ – нет. Конечно, Пётр первый создал флот, но какой, для чего и вместо чего – на эти вопросы мы ответим чуть ниже.

Создание флота Петром 1 на новый лад

Учебники истории говорят нам о том, что у России не было флота и только благодаря тому, что в стране появился такой царь, Россия начала строить собственные корабли. Так ли это? Конечно, нет. Флот до Петра первого в России был и был он достаточно большой и современный. Следует напомнить, что к моменту прихода к власти нового Романова в России был фактически один большой порт – на севере, в Архангельске. Порт с кораблями: военными и торговыми.

Если пытаться выстроить правильную цепочку тех далеких событий, то флот Петра 1 был построен только после того, как царь собственноручно уничтожил все старые корабли! Справедливости ради, следует отметить, что среди уничтоженных кораблей, практически не было военных, но другие корабли (торговые и рыболовные) были очень хорошего качества и отлично подходили для плаванья в северных водах. Многие из них доплывали до берегов Англии и Персии, что лишний раз свидетельствует об их качестве.

Строительство на западный манер

Кораблестроение на западе, прежде всего, в Голландии и Англии было на порядок выше, чем в России. Но их корабли строились по специальной технологии, которую разрабатывали веками, и они предназначались для плавания в нейтральных и южных водах. Кроме того отличие заключалось в том, что корабли, например, Голландии были более маневренными и скоростными. Казалось бы, правильно все делал Петр 1, флот которого строился по западным образцам. Не все так однозначно. Бусы (это основные русские корабли, который были более пузатые, но и более легко ловили даже легкий ветер) в Азии полностью покорили Индийский океан и были на вооружении до конца 18 века.

Такие корабли Петр 1 уничтожил полностью. Все, что веками строилось его предшественниками, он уничтожил в один момент. Такое поведение весьма свойственно для Петра, и о его причинах мы поговорим в другой статье. Сейчас же необходимо отметить, что уничтожив флот, русский правитель начал его выстраивать заново, на голландский и английский манер. Вот тут мы и подошли к сути повествования. Флот Петра 1 не был таким великолепным, как об этом принято писать. Многие историки и вовсе говорят, что строил царь «подобие флотилии». Почему? Ответ кроется в технологии. В Англии, например, процесс постройки корабля очень щепетильный и заключается в следующем:

  • Выбор правильной породы древесины и ее тщательная сушка.
  • Пропитывание древесины специальной смолой, которая защищает корабль от порчи в результате постоянного нахождения в воде.

Эти 2 очень простых правила, но они содержат секрет того, почему западные страны строят такие хорошие корабли. Основы этих правил русский царь постиг в результате великого посольства, но в тонкости технологического процесса его, естественно, никто не посвящал! В результате спешное строительство нового русского флота привело к явному нарушению всей технологии. Древесина не просушивалось должным образом (времени не было, флот был нужен в самые короткие сроки), а ее пропитка производилась совсем не тем составом, который для этого применялся в западных странах.

Судьба флота Петра

Говоря о величии флотилии России в период царствования Петра Романова, многие историки почему-то забывают уточнить – а где сейчас эти самые корабли? Сколько они служили государству? Например, некоторые английские корабли той эпохи до сих пор на плаву! А что с нашими кораблями?

Судьба черноморского флота известна всем – его сожгли. Причиной таких событий был 1711 год и события в русско-турецких отношениях. Об этом Вы можете прочитать в соответствующей статье данного раздела. Пока констатируем, что целый флот Петра первого был уничтожен, не просуществовав и 10 лет. Но это трудно поставить в вину русскому царю, в конце концов это был политический фактор, который мы сейчас не рассматриваем.

Мы можем проследить судьбу Балтийского флота! Его никто не уничтожал. Он просуществовал до конца жизни императора. Итак, давайте смотреть на события той поры. К 1708 году в стране был только гребной флот. Строительство крупных кораблей не велось вовсе! Только в 1714 году в Архангельске было построено 7 крупных кораблей на 52 пушки. Но в результате непомерной работы больше в период царствования Петра флот в Архангельске не строился. Откуда же взялись крупные русские корабли?

Их покупали. Например, с 1712 по 1714 гг. было куплено 16 экземпляров. Все они в конечном итоге были уничтожены в сражениях.

Балтийский флот Петра 1 на момент его смерти состоял из:

  • Линейных кораблей – 36
  • Фрегатов – 12
  • Шнявы – 2

Достаточно неплохой арсенал, который был на уровне любой европейской державы. Но давайте смотреть, что было с этими кораблями дальше. К 1731 году только 8 из этих кораблей (новых в тот момент уже не строили) могли осуществлять выход в океан! Более того, в 1742 году ни один из этих кораблей не смог выйти в море, когда возник конфликт со Швецией и малочисленный флот противника пытался блокировать Балтийское море.

Вот и получается, что срок жизни тех знаменитых «чудо-кораблей», которые строил Петр 1 составлял всего 5-10 лет. После этого времени, из-за неправильного технологического процесса в момент строительства, флот просто гнил. Вот и получается, что образ создателя флота для Петра подходит мало, ведь он принял страну с сильными и действующими кораблями, а оставил после себя не более 10 полноценных кораблей, ни один из которых не сохранился даже до конца 18 века.

Подводя итоги вышесказанному, хочется вернуться к тому, с чего эта статья начиналась – Петр 1 по справедливости должен быть назван в исторических учебниках разрушителем флота, но никак не его создателем. Хотя, справедливости ради необходимо отметить, что сам царь пытался сделать из России великую морскую державу, но это было не в его силах. Флот Петра 1 был слаб и кроме одной победы над достаточно слабой Швецией, ничего не добился. Царь посчитал, что за год западного посольства постиг все тонкости кораблестроения, но это было не так. В результате Россия после Петра вовсе осталась без флота, и только через 100 лет началось новое строительство кораблей, которые строились по правильной технологии и действительно служили интересам государства.

Российская Академия Предпринимательства

Факультет менеджмента

РЕФЕРАТ

на тему: “Военная реформа Петра I и создание российского флота”

по дисциплине “История отечества”

Выполнила:

студентка 2 курсаКаджая И.И.

Проверил:

Москва, 2002

ВВЕДЕНИЕ

Начало реформирования вооруженных сил относится ко второй половине XVII в. Уже тогда создаются первые рейтарские и солдатские полки нового строя из даточных и “охочих” людей (т.е. добровольцев). Но их было еще сравнительно немного, и основу вооруженных сил все еще составляло дворянское конное ополчение и стрелецкие полки. Хотя стрельцы и носили единообразную форму и вооружение, но денежное жалование, получаемое ими, было ничтожно. В основном они служили за предоставлявшиеся им льготы по торговле и на занятие ремеслом, поэтому были привязаны к постоянным местам жительства. Стрелецкие полки ни по своему социальному составу, ни по своей организации не могли явиться надежной опорой дворянскому правительству. Не могли они также и всерьез противостоять регулярным войскам западных стран, а, следовательно, быть достаточно надежным орудием решения внешнеполитических задач.

Поэтому Петр 1, придя к власти в 1689 г., столкнулся с необходимостью проведения радикальной военной реформы и формирования массовой регулярной армии.

1. Реформа вооруженных сил.

Ядром военной реформы стали два гвардейских (бывших “потешных”) полка: Преображенский и Семеновский. Эти полки, укомплектованные в основном молодыми дворянами, стали одновременно школой офицерских кадров для новой армии. Первоначально была сделана ставка на приглашение на русскую службу иностранных офицеров. Однако поведение иностранцев в сражении под Нарвой в 1700 г., когда они во главе с главнокомандующим фон Круи перешли на сторону шведов, заставило отказаться от этой практики. Офицерские должности стали замещаться преимущественно русскими дворянами. Помимо подготовки офицерских кадров из солдат и сержантов гвардейских полков, кадры готовились также в бомбардирской школе (1698 г.), артиллерийских школах (1701 и 1712 гг.), навигацких (1698 г.) классах и инженерных школах (1709 г.) и Морской академии (1715 г.). Практиковалась также посылка молодых дворян для обучения за границу. Рядовой состав первоначально комплектовался из числа “охотников” (добровольцев) и даточных людей (крепостных, которых отбирали у помещиков). К 1705 г. окончательно оформился порядок набора рекрутов. Их набирали по одному от каждых 20 крестьянских и посадских дворов раз в 5 лет или каждый год — по одному от 100 дворов. Таким образом установилась новая повинность-рекрутская для крестьянства и посадских людей. Хотя верхи посада-купцы, заводчики, фабриканты, а также дети духовенства освобождались от рекрутской повинности. После введения подушной подати и переписи мужского населения податных сословий в 1723 г. порядок рекрутского набора был изменен. Рекрутов стали набирать не от количества дворов, а от численности мужских податных душ. Вооруженные силы делились на полевую армию, которая состояла из 52 пехотных (из них 5 гренадерских) и 33 кавалерийских полков, и гарнизонные войска. В состав пехотных и кавалерийских полков включалась артиллерия.

Регулярная армия содержалась полностью за счет государства, одета была в единообразную казенную форму, вооружена стандартным казенным оружием (до Петра 1 оружие и лошади у дворян-ополченцев, да и у стрельцов были свои). Артиллерийские орудия были единых стандартных калибров, что существенно облегчало снабжение боеприпасами. Ведь ранее, в XVI — XVII веках, пушки отливались индивидуально пушечными мастерами, которые их и обслуживали. Армия обучалась по единым Воинским уставам и инструкциям.

Общая численность полевой армии к 1725 г. составляла 130 тыс. человек, в гарнизонных войсках, призванных обеспечить порядок внутри страны, насчитывалось 68 тыс. человек. Кроме того, для охраны южных границ были образованы ландмилиция в составе нескольких конных иррегулярных полков общей численностью в 30 тыс. человек. Наконец, имелись еще иррегулярные казачьи украинские и донские полки и национальные формирования (башкирские и татарские) общей численностью 105-107 тыс. чел.

Радикально изменилась система военного управления. Вместо многочисленных приказов, между которыми ранее было раздроблено военное управление, Петр 1 учредил военную коллегию и адмиралтейств-коллегию для руководства армией и военно-морским флотом. Таким образом, военное управление было строго централизировано. Во время русско-турецкой войны 1768-1774 гг. при императрице Екатерине II был создан Военный совет, осуществлявший общее руководство войной. В 1763 г. образован Генеральный штаб как орган планирования военных операций. Непосредственное управление войсками в мирное время осуществляли командиры дивизий. Во второй половине XVIII в. в русской армии было 8 дивизий и 2 пограничных округа.

Общая численность войск к концу XVIII в. возросла до полумиллиона человек и они полностью обеспечивались вооружением, снаряжением и боеприпасами за счет отечественной промышленности (она производила в месяц 25-30 тыс. ружей и несколько сот артиллерийских орудий).

Во второй половине XVIII в. армия переходила на казарменное содержание, т.е. стали в массовом масштабе строиться казармы, в которые поселялись войска. Ведь в начале этого века казармы были только у гвардейских полков, а основная масса войск располагалась в домах обывателей. Постойная повинность была для податных сословий одной из наиболее тяжелых. Армия, которая комплектовалась путем рекрутского набора, отражала социальную структуру общества. Солдаты, выходя из крепостной зависимости от помещика, становились крепостными государства, обязанные пожизненной службой, сокращенной позже до 25 лет. Офицерский корпус был дворянский. Хотя русская армия и носила крепостнический характер, она была все же национальной армией, чем резко отличалась от армий ряда западных государств (Пруссии, Франции, Австрии), где армии комплектовались из наемников, заинтересованных лишь в получении платы и грабеже. Не случайно в Полтавском сражении шведский король Карл XII, обращаясь к солдатам, говорил, что впереди их ждут слава, грабеж, вино и женщины. Петр 1 перед этой же битвой сказал своим воинам, что они сражаются “не за Петра, но за Отечество, Петру врученное”.

Во второй половине XVIII в. была значительно усилена артиллерия в русской армии, перевооруженная шуваловскими длинными гаубицами.

2. Создание регулярного военно-морского флота.

На 4 ноября 1696 года было назначено заседание Боярской Думы, к которому Петр подготовил записку с названием: “Статьи удобные, которые принадлежат к взятой крепости или фартеции турок Азова”. Собранная в Преображенском Дума выслушала историческое предложение Петра 1: “… воевать морем, понеже зело близко и удобно многократ паче, нежели сухим путем. К сему же потребен есть флот или караван морской, в сорок или вяще судов состоящий, о чем

надобно положить не испустя времени: сколько каких судов и со много ли дворов и торгов и где делать?”. Дума постановила такой приговор: “Морским судам быть…”.

Всем жителям московского государства необходимо участвовать в постройке кораблей. Вотчинники, как духовные, так и светские, помещики, гости и торговые люди обязаны были в определенном числе строить сами корабли, а мелкопоместные помогать взносом денег. С этой целью положено было, чтобы владельцы духовные с 8000 крестьянских дворов, а светские с 10000 дворов построили по одному кораблю, а гости и торговые люди, вместо десятой деньги, которая с них собиралась, построили бы 12 кораблей; мелкопоместные же, у которых было менее ста дворов, должны были вносить по полтине с двора. Количество снаряженных таким образом

судов также было определено. Их приказано было выстроить 80, а еще 80 государство предполагало построить на своих верфях. Их формы и вооружение были также точно обозначены. Постройка судов должна была производиться в Воронеже и в соседних пристанях.

Дело судостроения шло довольно успешно. В 1698 году были построены требуемые суда.

Азовская победа привела ко многим переменам в России.

Кроме того, Петр посылает за границу 35 молодых людей, 23 из которых носили княжеский титул, для обучения морскому делу. Позже, в декабре 1696 года Петру приходит мысль снарядить за границу посольство, поручив ему заботу об организации коалиции европейских держав для продолжения борьбы с Османской империей. Посольство, кроме того, должно было нанять за рубежом специалистов на русскую службу, закупить оружие, а также пристроить для обучения новую партию дворян.

Поручив управление страной князю Федору Ромодановскому и боярину Тихону Стершневу, посольство выехало 2 марта 1697 года из Москвы. Посольство назвали “великим” из-за его многочисленности. Его возглавляли три посла: Лефорт, Головин и Возницын. В числе волонтеров находился Петр Михайлов – под такой фамилией значился царь.

Посольство сопровождал многочисленный обслуживающий персонал: священники, лекари, переводчики, хлебники. В месте с солдатами охраны общая численность составляла 250 человек, а обоз насчитывал 1000 саней.

Рождение Российского военно-морского флота

В России День военно-морского флота отмечают ежегодно в последнее воскресенье июля. Потребность во флоте появилась в России еще в 17 веке. Чтобы избежать тотальной культурной и политической изоляции, империи требовалось развитие морских путей. Отсутствие флота тормозило развитие страны.

«Морским судам быть» — эти слова Петра I предопределили появление дня рождения Российского военно-морского флота. По настоянию императора Боярская Дума 20 октября 1696 года приняла решение о создании в государстве регулярного флота.

Настойчивость Петра можно было понять – всего годом ранее закончилась провалом осада русской армии турецкой крепости Азов. И все из-за отсутствия флота у русских, ведь турецкий флот беспрепятственно снабжал осажденных с моря боеприпасами и продуктами.

Военное кораблестроение развернулось в Воронеже, затем в Петербурге, в Архангельске и на Ладоге. Быстро были созданы Балтийский и Азовский флоты, а за ними Тихоокеанский и Северный.

На верфях Воронежского адмиралтейства в 1696-1711 годах для первого российского регулярного военно-морского флота было построено около 215 кораблей. В результате крепость Азов была завоевана, а в последствии с Турцией был подписан необходимый России мирный договор.

Краткая история Российского военно-морского флота

Благодаря наличию флота, русские моряки тоже внесли значительный вклад в географические открытия. Так, в 1740 году был основан Петропавловск-Камчатский, к чему приложили усилия В. Беринг и А. Чириков. Спустя год ими же был открыт пролив, через который они достигли западного побережья континента Северной Америки.

У мореплавателей Беринга и Чирикова эстафету географических открытий, имеющих огромное значение для страны, науки и экономики, подхватили такие русские мореплаватели как Путятин Е.В., Беллинсгаузен Ф.Ф., Лазарев М.П., Головнин В.М.

Уже во второй половине 18 века Российский военно-морской флот настолько окреп и возрос, что занимал 3-е в мире место по количеству боевых кораблей. Мастерство и тактика боевого поведения на море постоянно совершенствовалась, и благодаря этому русские моряки одерживали победы в морских сражениях. Подвиги адмиралов Ф.Ф. Ушакова, П.С. Нахимова, Г.А. Спиридова, Д.Н. Сенявина, В.И. Истомина, Г.И. Бутакова, С.О.

Маркова и В.А. Корнилова вошли в историю военно-морского флота, как яркие, блестящие действия талантливых флотоводцев.

Внешняя политика России стала более активной. В 1770 году Российский военно-морской флот добился господства в Эгейском море, усилиями эскадры адмирала Спиридова, разбившего турецкую флотилию.

В следующем году были завоеваны побережье Керченского пролива и крепости Керчь и Ени-Кале.

Вскоре была сформирована и Дунайская военная флотилия. А в 1773 году в Черное море гордо вышла Азовская флотилия.

В 1774 году закончилась, длившаяся шесть лет русско-турецкая война. Победа осталась за Российской империей, и по её условиям к России отошла часть береговой линии Черного моря между реками Днестр и Южный Буг, а главное – все побережье Азовского моря. Независимым государством под российским протекторатом был объявлен Крым. А в 1783 году он стал частью России.

В 1783 году из специально основанного пятью годами ранее порта Херсон, на воду был спущен первый корабль Черноморского флота.

К началу 19 века Российский военно-морской флот являлся третьим в мире по величине. Состоял он из Балтийского, Черноморского флотов, Беломорской, Каспийской и Охотской флотилий. Впереди по величине были Великобритания и Франция.

В 1802 году для управления было создано Министерство морских сил, которое немного позже переименовали в Морское министерство.

Первый военный пароход был построен в 1826 году. Назывался он Ижора, и имел на вооружении восемь пушек, обладая мощностью в 100 лошадиных сил.

Первый параход-фрегат был построен в 1836 году. На его вооружении было уже 28 пушек. Мощность его была 240 лошадиных сил, водоизмещение – 1320 тонн, и назывался этот параход-фрегат Богатырь.

В промежутке между 1803 и 1855 годами более сорока дальних путешествий, в том числе и кругосветных, были совершены русскими мореплавателями. Благодаря их стойкости происходило освоение океанов, тихоокеанского региона, а также освоение Дальнего Востока.

Показал свои геройские корни флот и в тяжелые годы Великой Отечественной войны. Советские военные суда били фашистов на море, а также на суше и в небе, надежно прикрывая фронтовые фланги.

Отличились и воины морских пехотных частей, и морские летчики, и моряки-подводники.

В годы Великой Отечественной войны боевыми действиями на морях руководили адмиралы А.Г. Головко, С.Г. Горшков, И.С. Исаков, Ф.С. Октябрьский, И.С. Исаков, И.С. Юмашев, Л.А. Владимирский и Н.Г. Кузнецов.

Российский военно-морской флот сегодня

Уже трехсотлетнюю с небольшим историю насчитывает Военно-морской флот России, и в настоящий момент он состоит из следующих оперативно-стратегических объединений:

  • Тихоокеанский флот ВМФ России со штабом во Владивостоке;
  • Северный флот ВМФ России со штабом в Североморске;
  • Каспийская флотилия ВМФ России со штабом в Астрахани;
  • Балтийский флот ВМФ России со штабом в Калининграде;
  • Черноморский флот ВМФ России со штабом в Севастополе.

Структура Российского ВМФ состоит из надводных и подводных сил, морской авиации (тактической, стратегической, палубной и береговой), войск береговой охраны, морской пехоты и частей центрального подчинения, а также частей и подразделений тыла.

Современные Военно-морской флот России обладает надежной боевой техникой – атомными подводными лодками, мощными ракетными крейсерами, противолодочными кораблями, самолетами морской авиации и десантными судами.

Моряки – профессия не из легких, но всегда пользуется уважением.

Корабли АдмиралыСражение
Основателем русского военного флота является Царь Пётр Великий. Создание такого флота было для России исторической необходимостью, и Пётр, гениальным умом своим поняв эту необходимость, пошёл ей навстречу.

Ещё будучи мальчиком, в 1688 году, Пётр нашёл в сараях села Измайловского парусный бот, привезённый из Англии его прадедом боярином Никитой Романовым. Пётр упражнялся на этом боте на реке Яузе и на Переясловском озере. Затем в Соломболе, на Белом море он приступил к постройке 24 – пушечного корабля «Апостол Павел», 12 – пушечной яхты «Святой Пётр» и заказал в Голландии 41 – пушечный корабль «Святые Пророки». Это были три первых военных корабля флота Петра. Ближайшим его помощником был воевода Апраксин, впоследствии первый генерал – адмирал Русского флота.

Вскоре Пётр решил начать войну с могущественной в то время Турцией, для выхода России в Чёрное море. Первый поход Петра на крепость Азов 1693 году был неудачен, вследствие отсутствия флота. Царь это понял и приступил к постройке кораблей в Воронеже. Его помощниками – судостроителями были голландцы во главе с Тимерманом, а первым адмиралом был швейцарец Лефорт. Участие иностранцев было необходимо, так как у русских людей того времени не было достаточных технических знаний. Впоследствии Пётр подготовил плеяду русских моряков.

Вначале 1696 года, построенная в Воронеже эскадра в составе 2-х кораблей, 23 галер и 4 брандеров спустилась по реке Дон к Азову. Авангардом из 8 галер командовал сам Царь, под именем Петра Михайлова. В результате происшедших боевых операций, крепость Азов была взята русскими, а часть турецкого флота разбита.

Судостроение в Воронеже продолжалось. Для изучения морского дела Пётр отправил молодых людей в Голландию, Англию и Венецию, а также послал чрезвычайное посольство в Европу искать союзников в борьбе с Турцией. Союзников не нашли, но Пётр приобрёл большие познания в кораблестроении и морском деле, лично работал на верфях в Голландии и Англии. Вернувшись из путешествия, он с новыми знаниями принялся за кораблестроение в Воронеже. В мае 1699 г. Царь вышел в Азовское море с эскадрой из 12 новых кораблей и занимался её обучением в море.

Пётр не имел никакого флота на Балтийском море. В 1702 г. на Ладожском озере находилась шведская флотилия адмирала Нумерса. Русские полковники Островский, Тыртов и Толбухин, посадив солдат на мелкие шлюпки, атаковали шведскую флотилию, захватили несколько судов и рассеяли остальные. В 1702 г. Царь занял шведскую крепость Нотебург (Шлиссельбург), а в 1703 г. – крепость Ниеншанц в устье реки Невы и заложил там город Санкт-Петербург. Путь к морю был открыт. 7 мая 1703 г. в устье реки Невы солдатами, посаженными на гребные суда, под личным предводительством Царя, были взяты на абордаж и захвачены два шведских военных корабля. Осенью занят остров Котлин и на нём начата постройка крепости и порта Кронштадт. В том же году Пётр построил судостроительную верфь в Олонецке на Ладожском озере, а в 1704 г. заложил Адмиралтейство в Санкт-Петербурге и начал постройку Балтийского флота.

В течение нескольких следующих лет шведы с моря и с суши безуспешно пытались отнять русские завоевания на берегах Финского залива. Тем временем новая армия Петра одерживала одну победу за другой и подготовляла конечный успех для флота. В 1704 г. занята Нарва, в 1705 г. – Митава, а после Полтавской победы (27 июня 1709 г.), когда шведская армия, под предводительством Карла XII, была разбита, в 1710 году были заняты приморские города Эльбинг, Рига, Ревель и Выборг.

В 1713 г. главная часть флота была готова. Галерный (шхерный) флот в составе более 200 судов выступил в Финские шхеры.

Пётр решил занять Финляндию, чтобы окончательно закрепиться на Финском заливе, а затем нанести решительный удар Швеции. Корабельный (парусный) флот также готовился к отплытию. В устье Финского залива находился шведский корабельный флот в превосходящих силах.

В 1714 г. русский корабельный флот в составе 18 кораблей, под личным командованием царя, сосредоточился в Ревеле, а галёрный флот, имея на борту десантный отряд в 24000 человек, вышел на запад с целью занять Аландские острова. Галёрным флотом командовал генерал-адмирал граф Апраксин. 29 июня галёры достигли г. Тверминэ (бухта Ляпвик) и выяснили, что главные силы шведского корабельного флота из 28 кораблей преграждают им дальнейший путь на запад на открытом с моря плёсе Гангутского полуострова. Апраксин вызвал царя на совещание. Пётр увидел, что имеется возможность перетащить галёры через узкий перешеек Гангутского полуострова шириной в две версты и таким образом избежать встречи с превосходящими силами шведского корабельного флота. Для этой цели Пётр приказал рубить просеку в лесу на перешейке. Заметив это, шведы сосредоточили на укреплённой позиции по северную сторону перешейка свой галёрный флот. План Петра стал неосуществимым. Пользуясь наступившим безветрием, 26 и 27 июля Пётр решил направить свой галёрный (гребной) флот в обход шведского корабельного флота вокруг Гангутского полуострова и затем атаковать шведский галёрный флот.

План удался вполне. Наш галёрный флот под вёслами обошёл полуостров на глазах у заштилевшего шведского корабельного флота и разбил наголову их галёрный флот, причём начальние его, шведский адмирал Эренскиольд, был взят в плен (27 июля 1714 г.). русским галёрным флотом командовал граф Апраксин, колонны вели Змаевич и князь Галицин, а авангардом командовал сам Пётр. Это была первая морская победа русского флота. Пётр I приравнял эту победу к победе над шведами под Полтавой и учредил в её честь медаль.

Источник Информации

Годом рождения инженерных войск в России принято считать 1701 год. В этом году Петр I, в рамках проводимой им военной реформы подписал указ о создании первой инженерной школы.


Через одиннадцать лет, в 1712 году указом все того же Петра I была закреплена организация подразделений военных инженеров, определены и утверждены штат и численность инженерных подразделений при артиллерийском полку. В состав полка включались: понтонная команда, минерная рота и инженерная команда.

Также Петр I развернул масштабное инженерное обучение и подготовку не только артиллерийских полков, но и остальных регулярных войск в целом.

Указ Петра I от 1713 года гласил: «повелено было, чтобы пребывавшие в зимнее время в Санкт-Петербурге офицеры и унтер-офицеры Преображенского полка не проводили времени в праздности и гульбе, а обучались инженерству». В 1721 году этот приказ распространился и на другие полки. Дополнительным стимулом для офицеров, при обучении инженерному мастерству являлось повышение в чине: «Зело нужно дабы офицеры знали инженерство, того и унтер-офицерам оному обучатца, а егда и то не будет знать, то выше чинами производитца не будет».

С развитием военного инженерного дела, область использования инженерных подразделений расширилась и встал вопрос об отделении инженерной службы от артиллерии. Поэтому с 1724 года инженерные части получили новый штат и стали входить в состав войск, как отдельные подразделения, также они были включены в состав крепостных гарнизонов, а в каждой губернии появился инженерный инспектор.

Преобразования начавшие осуществляться при Петре I определили организацию и развитие военно-инженерного дела в России на весь 18-й век.

В начале Семилетней войны инженерные части состояли из военных инженеров, инженерных учеников, кондукторов (воинское звание, присваивавшееся чертёжникам и художникам в главных, окружных и полевых инженерных управлениях), роты минеров и мастеровых. В полевую же армию в 1756 году, в первый год войны входила только минерная рота и понтонная команда, которая находилась при артиллерии. В ходе боевых действий стало ясно, что этих подразделений явно недостаточно, поэтому зимой 1757 года минерная рота была заменена инженерным полком, а понтонная команда развернута в роту из трех отделений, по тридцать человек в каждом отделении. Всего инженерный полк насчитывал 1830 человек и имел все необходимое по штату снаряжение и инструменты.

В ходе сражений Семилетний войны, часто возникала потребность быстрого наведения переправ, совершенствовалась техника понтонных соединений. Стала развиваться и инженерно-конструкторская мысль, так в 1759 году капитаном А. Немовым был сконструирован и успешно применялся в боевых действиях парусиновый понтон, отличавшийся небольшим весом, простотой конструкции и значительной дешевизной по сравнению с медными понтонами.

В 1771 году кроме уже существующих подразделений, формируется «пионерный батальон генерального штаба» для содействия переправочно-мостовым работам при боевых действиях полевых войск. Но в 1775 году батальон был расформирован, ему на смену пришли еще одна понтонная рота и специалист дорожно-мостовой службы, входивший в состав рот пехотных полков.

К концу 18-го века численность инженерных войск существенно увеличилась, что однако привело к громоздкости и разбросу инженерных подразделений, да к тому же в целом инженерная служба пока оставалась в составе артиллерии, что не отвечало стратегическим принципам массовых армий.

Поэтому в начале 19-го века, в 1802 году, с появлением военного министерства инженерная служба окончательно отделилась от артиллерии и заимела свое ведомство под названием Инженерная экспедиция. Под началом Артиллерийской экспедиции остались только понтонеры.

В период с 1803 по 1806 годы с учетом боевого опыта было проведено еще несколько реорганизаций инженерных войск Русской армии.

К 1812 году действующая армия насчитывала 10 минерных и пионерных рот, 14 инженерных рот находились в крепостях, также в боевых действиях участвовали понтонные роты, прикрепленные к артиллерии.

Под командованием М. И. Кутузова все пионерные роты были объединены под общим командованием генерала Ивашева, начальника сообщений армии, который организовал из них две военные бригады.

Также Кутузов предписал Ивашеву для повышения подвижности инженерных подразделений при контрнаступлении организовать команду конных ратников, для исправления дорог перед наступающей армией. Именно так были созданы первые в конно-пионерные эскадроны.

Перед заграничным походом количество инженерных подразделений было доведено до 40 рот (24-пионерные, 8 минерных и 8 саперных). Задачей пионерных формирований было устройство мостов, дорог, полевых укреплений, а также разрушение заграждений и укреплений противника по направлению движения своих войск. Минеры и саперы использовались при постройке долговременных укреплений, при атаке и обороне крепостей. Наплавными мостами занимались понтонеры.

Военный опыт Отечественной войны 1812 года показал необходимость увеличения численности и очередной реорганизации инженерных войск. В период с 1816 по 1822 года такая реорганизация была проведена, был осуществлен переход к батальонной системе, каждый армейский корпус получил один саперный или пионерный батальон, сами пионерные и саперные батальоны были сведены в три пионерные бригады.

C 1829 года пионерные батальоны были переименованы в саперные, несколько позже в 1844 году, минерные роты также стали именоваться саперными. C этого момента, все инженерные подразделения стали именоваться саперными.

Также реорганизация коснулась и понтонных рот, они были переведены в подчинение инженерного ведомства и введены в составы пионерных и саперных батальонов, и стали обеспечивать переправами не только артиллерию, но и другие рода войск. Тогда же на основе боевых действий 1812 года были организованы армейский и гвардейский конно-пионерные эскадроны.

Таким образом, в результате проведенной реорганизации к концу первой четверти 19-го века инженерные войска полностью отделились от артиллерии и получили статус самостоятельного рода войск, в составе действующей армии, их численность составляла чуть более 21-й тысячи человек (2,3% от состава всей армии).

К началу Крымской войны (1853-1856 гг.) русская армия имела три саперные бригады.

Основным недостатками инженерных войск того времени являлось слабое техническое оснащение и существенный отрыв саперных батальонов от управлений армейских корпусов и бригад, которые они обеспечивали.

С течением времени, с развитием производственно-технических возможностей и техники, с появлением и строительством шоссейных и железных дорог, с началом широкого применения телеграфа и телефона развивалось и техническое оснащение армии.

Изменение материально-технических условий ведения войны привело к новым военным реформам, проводившимся в Российской армии в период с 2860 по 1874 года.

Не остались в стороне и инженерные войска, подвергшиеся очередной необходимой реорганизации и существенным изменениям. В составе инженерных войск появились железнодорожные батальоны (1870 г.), военно-походные телеграфные парки (1874 г.), понтонные батальоны получили в свое распоряжение металлический парк Томиловского.

В инженерных подразделениях появляется новый специалист подводно-минного дела. Для квалифицированного обучения таких специалистов создается специальное учебное заведение - техническое гальваническое, которое было открыто весной 1857 года.

К началу русско-турецкой войны (1877-1878 гг.), претерпев очередную реорганизацию, инженерные войска насчитывали 20,5 тысяч человек (2,8% от всего состава армии). После окончания войны к ним добавились новые специальности: голубиная связь и воздухоплавание и увеличилось количество электротехнических, железнодорожных и минно-крепостных подразделений. Также были основаны дополнительные полевые инженерные парки.

К концу 19-го века инженерные войска являлись самостоятельным родом войск в составе действующей армии и имели четко обозначенные задачи и цели при ведении боевых действий. В их задачу входило ведение крепостного строительства, обеспечение боевых действий пехоты, кавалерии и артиллерии, минная война, выполнение инженерных задач при обороне и осаде крепостей, устройство переправ и путей, а также телеграфных линий. Для выполнения этих задач в состав инженерных войск входили электрики, военные железнодорожники, связисты, воздухоплаватели, минеры, понтонеры и саперы

В начале 20-го окончательно оформившиеся в отдельный род войск, инженерные войска приобрели статус армейских новаторов. Имея в своих рядах талантливых инженеров-конструкторов они стали проводником всех военных технических новшевств, как в армии, так и на флоте.

Русско-японская война (1904–1905 гг) показала возросшую роль инженерных войск и дала много примеров для обеспечения и организации обороны. Обобщение опыта русско-японской войны в целом и особенно героической обороны Порт-Артура стало значительным вкладом в дальнейшее развитие военно-инженерной мысли. Именно в ходе этой войны окончательно утвердилась, как необходимое средство обороны полевая фортификация и главная, и одна из самых важных ее форм – сплошные траншеи большой протяженности. Выявилась непригодность редутов и остальных насыпных укреплений.

Впервые были заблаговременно возведены оборонительные позиции в тылу. В ходе обороны Порт-Артура была создана сплошная, укрепленная позиция, в нее был превращен фортовой пояс крепости Порт-Артур, где долговременные и полевые укрепления взаимно дополняли друг друга. Благодаря этому штурм крепости обошелся японской армии огромными потерями, 100 000 человек убитыми и ранеными, что превышало численность гарнизона Порт-Артура в четыре раза.

Также в ходе этой войны впервые была применена маскировка, как средство заграждения в огромном количестве применялась колючая проволока. Широкое применение получили электризуемые, минно-взрывные и другие заграждения.

Благодаря приказу главнокомандующего русскими войсками: «При каждой части войск, назначенной для атаки укрепленного пункта, должны быть саперы и охотничьи команды с материалом для разрушения препятствий», впервые в русской армии были созданы группы разграждения и инженерной разведки, участвующие в наступлении.

Это было зарождение комплексного инженерного обеспечения боя. Саперы следовали в голове штурмующей колонны, производя инженерную разведку и прокладывая через труднодоступные участки местности и через искусственны препятствия врага путь пехоте.

Русско-японская война также дала толчок к дальнейшему увеличению численности инженерных частей. Перед первой мировой войной контингент инженерных войск состоял из 9 понтонных батальонов, 39 саперных батальонов, 38 авиационных отрядов, 7 воздухоплавательных и 7 искровых рот, 25 парков и нескольких частей запаса, что в общем превышало количество инженерных частей в немецкой армии.

C развитием новых технических средств войны, которые впервые на поле боя применялись именно инженерными войсками, создавались новые подразделения и части для применения этих средств в бою, впоследствии переросшие в самостоятельные рода войск.

Железнодорожные войска (первые отделились от инженерных войск в 1904 г.)

Авиация (1910–1918 гг.),

Автомобильные и бронетанковые войска (1914–1918 гг.),

Прожекторные войска (1904–1916 гг.),

Химические войска (1914–1918 гг.),

Первоначальная разработка, способов применения подразделений этих видов войск, осуществлялась в рамках военно-инженерного искусства, инженерами и конструкторами инженерных войск.

C началом Первой мировой войны все европейские страны по достоинству оценили работу российских инженерных войск, ни одна из стран не подготовила свою территорию к ведению боевых действий так, как ее подготовила Россия, по сути в других странах подготовки не было вовсе.

В ходе этой войны была доработана, усовершенствована и внедрена в практику система полевых, хорошо укрепленных позиций из сплошных траншей, связанных между собой ходами сообщения и надежно укрытых проволочными заграждениями.

Большое развитие получили различные заграждения особенно проволочные. Хотя они довольно легко разрушались, тем не менее, подобные заграждения широко применялись в ходе боевых действий в виде рогаток ежей спиралей и т. д.

При оборудование позиций, также стали широко применяться различные укрытия, блиндажи, убежища стал использоваться железобетон, броня и волнистая сталь. Нашли свое применение передвижные бронезакрытия для пушек и закрытые сооружения для пулеметов.

В ходе боевых действий Первой мировой войны стали четко вырисовываться контуры более гибких форм организации обороны.

Новая организация обороны, впервые появившаяся в позиционный период Первой мировой потребовала также и внесения существенных изменений в проведении и подготовке наступательных операций. Теперь для прорыва позиций противника стала проводиться тщательная инженерная подготовка исходных плацдармов. При помощи инженерных подразделений создавались необходимые условия для скрытого развертывания войск и свободы их маневров, обеспечивалась возможность одновременной атаки переднего края противника и дальнейшее продвижение войск в глубину обороны.

Такая организация инженерной подготовки атаки было трудоемкой, но она неизменно способствовала успешному прорыву обороны противника, как например знаменитый Брусиловский прорыв.

В ходе первой мировой войны, инженерные войска в очередной раз доказали свою значительную роль в проведении успешных боевых действий. А военно-инженерное искусство получило еще одну отрасль – инженерное обеспечение наступательного боя и операции, которая зародилась и впервые была применена именно в ходе Первой мировой войны..

Подтвердила необходимость и правильность инженерного обеспечения штурмовых действий наступающих войск и начавшаяся вскоре Гражданская война. C началом войны, начался период военно-инженерного искусства советского времени.

Советские инженерные войска создавались с организацией РККА. В 1919 году были официально сформированы специальные инженерные части.

В период гражданской войны численность инженерных подразделений РККА выросла в 26 раз. Инженерные войска Красной армии в ходе этой войны даже в условиях острой нехватки переправочных средств успешно организовывали переправы войск через широкие водные преграды.

Непреодолимой преградой для войск Юденича стал мощный оборонительный узел, созданный саперами РККА на подступах к Петрограду.

При наступлении войск генерала Деникина на Москву инженерными войсками Красной армии была проведена огромная работа по фортификации полос обороны города.

Также большую роль сыграли красные саперы при овладении Крымом.

Такое успешное использование инженерных войск Красной армии в период Гражданской войны стало возможным вследствие того, что при создании РККА было уделено достаточно много внимания подготовке квалифицированных инженерных частей. Инженерная академия не прекращала своей учебной работы и кроме того в конце 1918 года большевики различными мерами разыскали многих преподавателей академии и даже слушателей старших курсов, и возвратили их на свои места, что и позволило произвести в том же 1918 году целых два выпуска военных инженеров с высшим образованием. Зимой 1918 года были возобновлены занятия в Николаевском инженерном училище (1-е Инженерные Петроградские курсы РККА), были открыты инженерные курсы в Самаре, Москве, Казани, Екатеринославе. Таким образом Красная армия практически с первого дня своего существования была обеспечена образованными военно-инженерными кадрами.

В 1924 году вместе с начавшейся военной реформой, начала создаваться структура инженерных войск РККА.

Была обозначена численность инженерных войск, 5% от общей численности армии (25705 человек). Армия располагала: 39 отдельных саперных рот, 9 отдельных саперных полуэскадронов, 5 понтонных батальонов, 10 отдельных саперных эскадронов, 18 саперных батальонов, 3 крепостных минных отряда, 5 крепостных саперных рот, 5 транспортных мото-понтонных отрядов, 1 учебный понтонно-минный дивизион, 1 минный отряд, 2 электротехнических батальона, 1 учебный электротехнический батальон, 1 отдельная прожекторная рота, 2 отдельные боевые маскировочные роты, 1 учебная маскировочная рота, 17 автогрузоотрядов, Петроградский автотранспортый батальон, 1 учебная автомотобригада, 39 автотрядов, Кронштадтская саперная рота, Инженерно-технический батальон Петроградского укрепленного района.

В тридцатые годы, в ходе индустриализации страны происходило техническое перевооружение инженерных войск. В этот период на вооружение инженерных войск поступили: миноискатель ИЗ, механизированный разборный мост, танковый мостоукладчик ИТ-28, комплект средств разведки и преодоления электрозаграждений, ножевые и катковые тралы к танками Т-26, БТ, Т-28; резиновая надувная лодка А-3, малая надувная лодка ЛМН, плавательный мешок для лошадей МПК, комплект ТЗИ для наводки легких наплавных мостов (для переправы пехоты), тяжелый понтонный парк Н2П (наплавной мост грузоподьемностью от 16 до 60т.), легкий понтонный парк НЛП (наплавной мост грузоподьемностью до 14т.), (наплавной мост для железнодорожных составов), специальный понтонный парк СП-19, разборные металлические мосты на жестких опорах РММ-1, РММ-2,РММ-4, буксирон-моторные катера БМК-70, НКЛ-27, подвесные лодочные моторы СЗ-10, СЗ-20, металлический разборный копер для забивки свай при строительстве мостов.

В области военно-инженерной науки и инженерного вооружения Красная армия значительно опережала армию Вермахта и армии других стран мира.


генерал Карбышев

Талантливый инженер, генерал Карбышев в эти годы разработал теорию созданий инженерных узлов заграждения и стройную тактику применения противопехотных и противотанковых мин. В этот же период было разработано и принято на вооружение большое количество средств взрывания стандартных подрывных зарядов (электрические подрывные машинки капсюля-детонаторы, огнепроводный шнур). Были разработаны новые противопехотные мины (ПМК-40, ОЗМ-152, ДП-1, ПМД-6,) противотанковые мины (ПТМ-40, АКС, ТМ-35 ТМ-35), а также целая серия противоавтомобильных, противопоездных и объектных мин. Была создана радиоуправляемая объектная мина (взрыв мины производился по радиосигналу). В 1941-42 годах именно при помощи этих мин радиосигналом из Москвы были подорваны здания в Одессе и Харькове, в которых находились немецкие штабы.

Высокая подготовка и оснащенность инженерных войск Красной армии обеспечила успех боевых действий на Халхин-Голе (1939 г.). В этой пустынной местности они снабжали войска необходимым количеством воды, поддерживали в рабочем состоянии огромной протяженности дороги, организовывали маскировку войск (японская авиаразведка так и не смогла обнаружить накопление сил Красной армии), обеспечивали успешное форсирование рек при наступлении войск.

Сложные задачи решали инженерные войска и во время советско-финской войны. Здесь им пришлось бороться с оборонительной линией, созданной финнами, с учетом естественных природных преград (большое количество озер, скальных гряд, гористой местности, лесных массивов), с применением дополнительных усилений в виде лесных завалов, обрушенных скал и заграждений в воде.

Намного тяжелее пришлось инженерным войскам в первый период Великой Отечественной Войны.

К началу июня 1941 года, практически все инженерные соединения западного направления находились на строительстве фортификационных сооружений, на новой границе в Польше. В момент начала боевых действий они не располагали ни (только карабины), ни автотранспортом, что и позволило немцам легко захватить возведенные укрепления, материальные средства саперов, личный состав был частично уничтожен, частично пленен.

Поэтому передовые соединения Красной армии, вступили в первые бои с фашистами не имея никакой инженерной поддержки.

Пришлось срочно формировать новые саперные части, для этого были даже расформированы инженерные и понтонные полки РВГК из личного состава которых формировались новые саперные батальоны.

На Северо-западном и Северном фронтах положение с инженерными войсками в первые дни войны было лучше. Саперы успешно прикрывали отход войск, разрушали мосты, создавали непроходимые зоны заграждений и разрушений, выставляли минные поля. На Кольском полуострове благодаря грамотным действия инженерных войск удалось вообще остановить наступление немцев и финнов. Частям Красной армии с незначительным количеством артиллерии и пехоты, при почти полном отсутствии танков, используя естественные препятствия и невзрывные, и взрывные заграждения удалось создать несокрушимую оборону. Настолько несокрушимую, что Гитлер отказался от наступательных действий на севере.

К началу битвы под по Москвой ситуация с инженерными войсками была уже не такой плачевной, количество инженерных частей удалось довести до 2-3 батальонов на армию к началу битвы, к концу было уже 7-8 батальонов.

Удалось создать Вяземскую линию обороны глубиной 30-50 километров. Можайскую линию обороны в 120 км. от Москвы. Непосредственно у границ города также были созданы оборонительные рубежи.

Без преувеличения можно сказать, что блокадный Ленинград выжил и не сдался именно благодаря инженерным войскам. Город не остался без снабжения благодаря Дороге жизни, проходящей по льду Ладожского озера проложенной и поддерживавшейся инженерными войсками.

На подходах к Сталинграду инженерными войсками было возведено 1200 километров оборонительных рубежей. Постоянную связь города с левым берегом обеспечивали понтонные части инженерных войск.

Важную роль сыграли инженерные войска и при подготовке обороны на Курской дуге.

C апреля по июль было возведено восемь оборонительных полос, глубиной 250-300 километров. Протяженность отрытых траншей и ходов сообщения достигала 8 километров на километр фронта. Было построено, отремонтировано 250 мостов общей длиной 6.5 км. и 3000 км. дорог. Только в полосе обороны Центрального фронта (300км.) было установлено 237 тыс. противотанковых, 162 тыс. противопехотных мин, 146 объектных мин, 63 радиофугаса, 305 километров проволочных заграждений. Расход мин на направлениях возможного удара доходил до 1600 мин на километр фронта

Была проведена большая работа по маскировке объектов и позиций.

И даже именно благодаря саперам, командованию удалось узнать точное время начала наступления немцев и направление удара. Саперам удалось захватить в плен своего немецкого коллегу, занимавшегося проделыванием проходов в наших минных полях, который и выдал точное время начала атаки.

Умелое сочетание минно-взрывных заграждений, фортификационных оборонительных сооружений и артиллерийского огня позволило Красной армии впервые в войне выстоять в обороне и перейти в контрнаступление.

Накопленный боевой опыт применения инженерных войск позволил им также успешно действовать и во всех последующих боях и сражениях за освобождение своей страны и стран Европы.

Сталин для того чтобы подчеркнуть значимость инженерных войск, в 1943 году издал указ вводивший в войска звания "Маршал инженерных войск" и "Главный маршал инженерных войск".

После капитуляции Германии началась война с Японией и здесь инженерные войска также успешно решали поставленные перед ними задачи. Для инженерных подразделений войск, наступающих из Приморского края, основной задачей была прокладка путей движения в тайге, через сопки и болота, реки Уссури, Сунгач, Сунгари, Даубихе и реки Северо-Восточного Китая. В Забайкалье основной задачей инженерных войск явилось обеспечение войск водой, маскировка, обозначение путей движения по пустынной степной местности и прокладка путей движения через горы.

Успешно решались инженерными войсками и задачи по прорыву долговременных укреплений японцев.

После окончания войны инженерные войска в силу своей возросшей и заслужено признанной значимости в значительно меньшей мере подверглись сокращению по сравнению с другими родами войск. К тому же и после войны инженерными войсками была проделана огромная работа по разминированию местности, восстановлению коммуникаций, мостов и дорог.

В послевоенные годы началось бурное техническое развитие инженерных войск.

Саперные подразделения получили на вооружение миноискатели ВИМ-625 и УМИВ, комплекты технических средств дистанционного обезвреживания боеприпасов бомбоискатель ИФТ. . В 1948 году на вооружение поступает танковый мостоукладчик МТУ. Позднее его сменили двадцатиметровые мостоукладчики МТУ-20 и МТ-55 и комплект тяжелого механизированного сорокаметрового моста ТММ (на 4 автомобилях КРАЗ) Были приняты на вооружение новые противоминные катковые танковые тралы ПТ-54, ПТ-55, позднее КМТ-5.

Значительное развитие получили переправочные средства - надувные и сборные лодки, более совершенный понтонный парк ТПП, железнодорожный понтонный парк ППС. В начале 60-х годов войска получили понтонный парк ПМП.

Столь стремительное техническое оснащение инженерных войск быстро вывело их на качественно новую ступень, когда они оказались в состоянии выполнять задачи инженерного обеспечения в соответствии с подвижностью и огневой мощью основных родов войск.

С распадом СССР начала распадаться и армия, а вместе с ней, и инженерные войска. Начиналась история новой Российской армии и соответственно инженерных войск вместе с ней, но это уже другая история, современная.

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter