Липовская Ирина Васильевна

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2

С углубленным изучением отдельных предметов»

ВНЕКЛАССНОЕ ЗАНЯТИЕ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

« РИФМОПЛЕТ » ОТ НЕЗНАЙКИ

И « СЛОВОЛЛЕТ » ОТ ЗНАЙКИ »

Из опыта работы

Липовской Ирины Васильевны,

Учителя начальных классов

г. Губкин

Конкурсная программа знатоков русского языка

Незнайка. Ребята, я Незнайка, герой сказки Н. Носова. Я однажды захотел стать поэтом. Но, как ни старался, не смог подобрать рифму к слову «пакля». Потом выяснилось, что к этому слову вообще нет рифмы. А для вас от меня будет тоже непростое задание.

Конкурс «Трудная рифма»

Попробуйте сделать то, что не удалось Незнайке, и подберите рифмы к словам: чайник, ковер, люстра, кресло, портфель. Попробуйте сочинить с полученными рифмами двустишия. У кого получится правильно, остроумно и интересно?

Знайка. И ты здесь, Незнайка! Ты так и не выполнил мое задание, неправильно составил предложение. Ведь в каждом предложении слова располагаются в определенном порядке. Если этот порядок изменится, предложение может потерять смысл.

Конкурс «Перепутавшееся предложение»

Представьте, что в некоторых предложениях слова поиграли в чехарду и перепутались. Помогите предложениям вернуть свой первоначальный вид, а для этого расставьте слова в нужном порядке. Вот эти предложения:

  • чемодан, с, мальчик, во, нашел, конфеты, маленький,
    двор, и, гулял;
  • дедушка, молоток, цветной, старый, помощь, телевизор, с, ремонтировал, и, отвертка;

Дочь, день, сварила, из, целый, мама, чернослив, рожденье, кастрюля, на, компот;

  • кошки, сидела, фильм, на, мягкий, и, бабушка, про, смотрела, диван, сиамский;
  • сон, слон, девочка, с, хобот, присниться, про, зеленый,
    розовый, большой.

Внимание: нельзя использовать дополнительные слова и нельзя оставлять «лишние» слова. Для того чтобы предложение получилось грамотным, в некоторых словах можно изменить окончания. У кого получится правильно?

Незнайка. Однажды один поэт сочинил такое стихотворение:

Как-то утром под горой

Предвечернею порой

Шел мальчишка с бородой,

Помидор ел голубой.

С ним старик шел молодой

С водосточною трубой.

Шли они на водопой,

Били мух сковородой.

Хочешь - плачь, а хочешь - пой

Над такою ерундой.

Ребята, как вы заметили, в этом стихотворении все строчки оканчиваются на одну рифму - ой.

Конкурс «Повторяющаяся рифма»

Попробуйте сочинить такое же стихотворение из десяти строчек, и чтобы при этом все строчки оканчивались рифмой: -ла, -ре, -ый, -ка, -ил.

Знайка. Слова состоят из букв. Очень часто из букв, составляющих одно слово, можно собрать много других слов. Например, из слова «история» можно составить слова «три», «рот», «рис», «рост», «сито» и др. Вам предстоит выполнить такое же задание.

Конкурс «Спрятавшиеся слова»

Попробуйте составить не менее семи слов из букв, входящих в слова: математика, литература, география, риторика, астрономия. Попробуйте также сочинить какую-нибудь небылицу, в которую обязательно вошли бы все 7 найденных слов.

Незнайка. Один начинающий поэт как-то решил сочинить короткие стихотворения про героев мультфильмов. Но, видимо, в этот день у поэта не было вдохновения, и он не смог закончить ни одного четверостишия. Он смог сочинить лишь первые две строчки.

Конкурс «Недописанное четверостишие»

Попробуйте завершить ту работу, с которой не справился начинающий поэт, и придумайте последние две строчки в четверостишиях. А первые строчки звучат так:

Винни Пух сказал однажды: «Больше мед не буду есть...

Леопольд глядел в окошко

И мечтал иметь друзей...

Как-то Гена с Чебурашкой

Отдыхать на речку шли...

Волк на Зайца очень злится;

Говорит: «Ну, погоди!»...

Карлсон в гости к Малышу

Прилетел под вечер...

Знайка. Любую фразу в русском языке можно сказать другими словами. А справитесь ли вы с этим заданием?

Конкурс «Перевод с русского на русский»

Попробуйте сказать по-другому, не повторив ни одного слова, но сохраняя смысл, следующие фразы:

  1. Муха села на варенье.
  2. На столе стоит стакан.
  3. Бьют часы 12 раз.
  4. Воробей влетел в окно.
  5. Шел отряд по берегу.

Незнайка. Знаете ли вы, что такое буриме? Это игра, которой уже много-много лет. Играющий в нее должен сочинить стихотворение на заданные рифмы. Хотите поиграть в буриме?

Конкурс «буриме»

Попробуйте поиграть в эту игру и сочините четверостишие, строчки которого заканчиваются такими словами:

  • кошка, ложка, окошко, немножко;
  • стакан, банан, карман, обман;
  • бег, снег, век, человек;
  • кружка, подружка, лягушка, частушка;
  • конь, гармонь, огонь, ладонь.

Знайка. Сейчас я прочитаю предложение, а вы что-то должны заметить. Итак, слушайте внимательно: «Я и мой ДОг ДОбирались ДО ДОма под проливным ДОждем». Правильно, в этом предложении пять раз встречаются название ноты «ДО». Эта нота спряталась в словах «дом», «дождь», «дог», «добираться», «до».

Конкурс «Спрятавшиеся ноты»

Попробуйте составить предложение, в котором спрятались бы следующие ноты: ля, ми, ре, фа, си.

Незнайка. А сейчас затронем метаграммы. Мета-грамма - это такая загадка-стихотворение, в которой загадывают слова, сходные по звучанию, но отличающиеся одной буквой. Например:

С буквой С живу в пруду,

Все рыболовы меня знают.

С буквой Ф за красоту

Меня жар-птицей называют.

(Ответом в этой загадке являются слова «сазан» и «фазан».) Конкурс «Метаграмма»

Попробуйте сочинить такое же стихотворение-мета-грамму, в котором были бы загаданы слова:

  • палач и калач;
  • халат и салат;
  • баран и банан;
  • лапта и лапша;
  • печать и печаль.

Знайка. Сейчас маленькая история из современной жизни: «Авантюрист Андрей Аркадьевич Антошкин арендовал автомобиль, акционировал амбар арбузов, а Андрея арестовал атаман аборигенов». В этом рассказе немного смысла, но зато все слова начинаются на одну букву - А.

Конкурс «Но одну букву»

Попробуйте сочинить такой же короткий рассказ, в котором все слова начинались бы на одну букву, а именно на букву: К, М, О, П, С.

Незнайка. Знаете ли вы анаграммы? Анаграмма -это такая загадка (обычно в стихах), в которой загадываются два слова, состоящие из одних и тех же букв, но отличающиеся порядком этих букв. Например: Я застываю на сосне, Бываю и на ели. Смените буквы вы во мне, Чтоб вы меня с картошкой ели. (Ответом являются слова «смола» и «масло».)

Конкурс «Анаграмма»

Попробуйте сочинить стихотворение-анаграмму и загадайте в нем слова:

  • каприз и приказ;
  • терка и актер;
  • карп и парк;
  • кулак и кукла;
  • плюшка и шлюпка.

Земли не видно - снег кругом,

И спит медведь в берлоге,

Мороз сковал все речки льдом.

Ах, как замерзли ноги!

Конкурс «Акростих»

Попробуйте сочинить акростих, в котором были бы зашифрованы слова: баня, клад, пляж, врач, зной.

Знайка. Более ста лет назад И. С. Тургенев высказал мысль о том, что «богат и могуч» русский язык. Если задуматься, а чем же богат русский язык, то можно обнаружить целый ряд достоинств. Например, в нашем языке очень много синонимов: почти к каждому глаголу можно найти десяток близких по значению слов. Так, вместо «глядеть» можно сказать «смотреть», «распахнуть глаза», «вперить очи», «выпучить зенки», «сверлить взглядом» и т. д.

Конкурс «Синоним к глаголу»

Попробуйте найти не менее десяти синонимов к глаголам: есть (кушать), упасть, говорить, отдыхать, идти.

Незнайка. Логогриф - это такая загадка, в которой к одному слову добавляется (отнимается) буква, и в результате получается новое слово. Например:

С буквой О - арктический и антарктический,

Без нее я знак математический.

В этом четверостишии-логогрифе загаданы слова «полюс» и «плюс».

Конкурс «Логогриф»

Попробуйте сочинить логогрифы на такие слова:

  • ель и мель;
  • тир и тире;
  • дар и удар;
  • рот и рота;
  • тес и утес.

Знайка. Речь человека состоит из предложений. В свою очередь, предложения состоят из глаголов, существительных, прилагательных, наречий, союзов, предлогов и т. д. Как трудно было бы человеку рассказать о чем-либо, если бы не существовали разнообразные части речи! Конкурс «Рассказ из глаголов»

Попробуйте составить рассказ, используя только одну часть речи - глаголы. С помощью одних глаголов рас-. скажите о том, что будто бы с вами случилось. Рассказ может называться: «О том, как я встретился с инопланетянином»; «О том, как я нашел клад»; «О том, как я летал на

воздушном шаре»; «О том, как я выращивал ананас»; «О том, как я охотился на льва».

Незнайка. А как называется загадка, в которой зага-дывается какое-нибудь слово, но не все сразу, а по частям? При этом каждая часть может быть самостоятельным словом. Правильно, это шарада. Например: Три буквы - термин при игре, Другие три - победный крик, А в целом - встретишь во дворе, Услышав вдруг собачий рык. (Ответ: кон + ура = конура.) Незнайка. Шарады, как правило, сочиняют в стихах.

Конкурс «Шарада» Попробуйте сочинить стихотворение-шараду и загадайте в нем слова:

  • пар + ус = парус;
  • гимн + азия = гимназия;
  • ком + пас = компас;
  • пуд + ель = пудель;
  • фа + сад = фасад.

Знайка. Этимология - это наука о происхождении слов. Если открыть этимологический словарь (показывает), можно узнать о том, как в нашем языке появилось то или иное слово. Например, как возникло слово «медведь»? Оказывается, оно появилось путем слияния двух слов: «мед» и «есть» (принимать пищу). Первоначально «медведь» произносилось как «медоед» и обозначало «животное, которое любит лакомиться медом». Но можно объяснять происхождение слов, не прибегая к помощи словаря. Когда люди объясняют значение или происхождение слов, не опираясь на научный анализ, это называется «народная этимология». Давайте займемся ею.

Конкурс «Народная этимология»

Попробуйте без словарей, лишь прислушиваясь к звучанию слова, объяснить, как возникли слова: выдра, смородина, стрекоза, ромашка, тюлень.


    Пойграли, а теперь на доске висит схема гласных и согласных звуков, надо быстро и без ошибок поставить все буквы на свой места:

    ЗВУКИ (ДЫБЫСТАР)

СОГЛАСНЫЕ (ДАУЫССЫЗ)

ГЛАСНЫЕ (ДАУЫСТЫ)

    Задание командам. У вас на партах лежат бумаги с картинками, а внизу задание вместо точек написать пропущенные буквы:

ЧА.....НИК, ВОРО.....ЕЙ, ЛИНЕ.....КА, УТ....А, Ш.....РЫ, ПАР.....ТА, ДЕВОЧ....А, МАЛЬ....ИК, БАБУ.....КА, ДЕДУШ....А.

Выполнение физминутки

У меня спина прямая

У меня спина прямая, (Ходьба на месте, руки за спину.)

Я наклонов не боюсь: (Наклон вперед.)

Выпрямляюсь, прогибаюсь, (Наклон назад, выпрямиться.) Поворачиваюсь. (Повороты туловища.)

Раз, два. три. четыре.

Три. четыре, раз. два. (Наклон вперед и выпрямиться.)

Я хожу с осанкой гордой. (Повороты туловища.)

Прямо голову держу, (Наклон вперед и выпрямиться.)

Никуда я не спешу. (Ходьба на месте, руки за спину.)

Раз. два. три. четыре, (Повороты туловища.)

Три. четыре, раз, два. (Ходьба на месте, руки за спину.)

Я могу и поклониться. (Поклон и выпрямиться.)

И присесть, и наклониться, (Присед, наклон вперед.)

Повернись туда - сюда! (Повороты туловища направо -налево.) Ох, прямешенька спина! (Наклон вперед и выпрямиться.)

(Ф)Творческая работа

Упражнение «Соедини линиями»

Цель: закрепление программного материала по русскому языку.

Таблица вставляется в файл и по нему ученик фломастером проводит линии, согласно предложенному заданию. Задание можно усложнять по усмотрению учителя.


БЕГЕМОТ ЕЖИК

ПЕНАЛ КТО?

УТКА

КОРОВА ЧТО?

КАПУСТА

КНИГА

СЛОНИХА


Игра « Наборщик» – на каждую букву записать по одному слову;

Книга: к- кошка; н- нос; и-иголка; г- гусь; а- арбуз;

Игра « Найди букву», например:

т..кв.(тыква), б.н.н(банан), ш.о.л.(школа). ит.д

Игра « Путаница»

Рабуз-арбуз,онкфеты-конфеты, калей-лейка, бейрово-воробей; фельтроп(портфель),мальбо(альбом), мигазиян(гимназия), динаро(Родина), цояй(яйцо)

А теперь пойграем в игру «Потопаем-похлопаем». Если вы согласны с высказыванием – похлопайте, если нет- потопайте ногами:

- Сначала приходит лето, а затем осень

Учебный год в школе начинается летом

Снег тает весной

Если сегодня понедельник, то завтра среда

В алфавите 33 буквы

Летом идет снег

- А теперь отвечаем на вопросы командам по очередности

Какое русское слово состоит из трёх слогов, а указывает на тридцать три буквы? (Азбука)

Вспомните греческое слово-отгадку:

Сели на странички

Тридцать три сестрички.

Сели рядом не – молчат,

Нам загадки говорят, (Алфавит)

- Кто быстрее всех ответит на эти вопросы:

- Сколько в русском языке гласных звуков?(6)

- Сколько в русском языке гласных букв? (10)

- Сколько в русском языке согласных звуков? (36)

- Сколько в русском языке согласных букв? (21)

- Какие буквы не обозначают звук? (ь, ъ)

- Задание командам. Игра « Переводчик» У вас на партах лежат бумаги со школьными предметами, проговаривает слова, учащиеся повторяют.

парта-парталар- стол-стөлдер- доска- тақта- стул – орындық- шкаф – шкаф-

(И. Ф) Прослушай и продолжи

  • Это класс

    Что есть в классе?

    В классе есть................

ИГРА «Школьные принадлежности»

1. Это - Ваня. Помоги ему собраться в школу. Обведи предметы, которые ему необходимы. Соотнеси картинку и надпись.

Цели:

  • познакомить с понятиями омонимы, синонимы, антонимы;
  • расширить знания детей о русском языке;
  • прививать интерес к изучению русского языка.

– Сегодня, ребята, мы отправимся в путешествие, навестим слова – близнецы, слова – братья и слова, которые имеют противоположное значение и разное звучание. Как называются эти слова, вы узнаете из нашего путешествия.

– Сейчас мы перенесёмся на лесную полянку. Если мы посидим тихо, то услышим такой разговор,

– Кто вы?
– Мы лисички
Дружные сестрички.
Ну, а вы-то кто же?
– Мы лисички тоже!
– Как, с одной-то лапкой?
Нет, ещё – со шляпкой…
(А.Шибаев)

– Чей разговор мы подслушали?

Что интересного вы заметили в словах? (Слово одно, а значения разные.)

– А теперь послушайте ещё стихотворение Б.Гильберга и скажите, какое многозначное слово услышите.

В море суши полоса
Называется коса.
И у девушки коса
Цвета спелого овса.
На траве лежит роса, –
Косит травушку коса.
У меня один вопрос
Сколько есть на свете кос?

(После ответа учащиеся выполняют задание в тетрадях для внеклассных занятий.)

пеночка – птица

норка – животное

пеночка – …

норка – …

овсянка – каша

бокс – стрижка

овсянка – …

бокс – …

– А теперь отгадайте загадку и скажите, какие значения ещё есть у слов – отгадок?

Кто самый первый входит в дом,
А все за ним идут хвостом? (Ключ)

Два стекла, два ободка,
Крутая дужка и две, как клюшка. (Очки)

– А сейчас послушайте рассказ Н. Сладкова “Овсянка”.

Встретились два друга: Сашка и Матвей. Сашка сказал:

– А у меня дома овсянка!

– Подумаешь, – сказал Матвей, – у меня дома тоже овсянка.

– И я люблю! – сказал Матвей.

– Она жёлтая, красивая такая!

– И вкусная. Особенно с молоком!

– Как это – вкусная? Как это – с молоком? – удивился Сашка.

– Да так. А ещё хороша с маслом или с сахарным песком.

– Да ты про что говоришь?! – всплеснул руками Сашка.

– Как это – про что? Про овсянку! – ответил Матвей.

– Про какую овсянку?

– Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?

– И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.

– Каша песни пела? – изумился Матвей.

– Какая каша? Не каша, а птица. Птица ов-сян-ка! Не слыхал про такую, что ли? –

– Айда ко мне – мою овсянку слушать!

– Айда! – согласился Матвей. – А потом ко мне – мою овсянку кушать!

И друзья побежали.

– Почему мальчики долго не понимали друг друга?

Посмотрите на рисунок, это овсянка, которая жила у Сашки дома.

– Вот, ребята, все эти слова, которые одинаково пишутся и произносятся, но имеют несколько значений, называются омонимы.

В русском языке есть много слов разных по звучанию, но обозначающих одно и то же.

Попробуйте сами отыскать такие слова в стихотворениях И.Токмаковой.

Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мёрзнет в жару.

Дуб дождя и ветра
Вовсе не боится.
Кто сказал, что дубу
Страшно простудиться?
Ведь до поздней осени
Он стоит зелёный,
Значит, дуб выносливый,
Значит закалённый.

(На доске записаны в два столбика слова. Детям предлагается к каждому слову первого столбика подобрать близкие по смыслу слова из второго столбика и записать пары).

– Слова близкие по значению, но различные по звучанию, называются синонимы.

Я прочитаю вам четверостишия, где последнее слово заменено синонимом, а вы постарайтесь восстановить авторский текст, указав нужное слово.

Весёлый вестник ливней вешних,
Промчался в небе первый гром,
И вот открыл глаза подснежник
И озирается (вокруг).
(Н.Рыленков)

Я трудилась не напрасно
И запомню навсегда:
Хлеб вкуснеет не от масла,
Хлеб вкуснеет от (работы).
(И.Демьянов)

– Погостив у слов-друзей – синонимов мы отправляемся дальше. Познакомимся с третьей группой слов – антонимами.

Это, ребята, слова, которые разные по звучанию с противоположным значением.

Например:

враг – друг

жара – стужа

конец – начало

– Придумайте сами такие слова.

– А сейчас послушайте стихотворение Г.Сапгира “Яблоко” и определите слова – антонимы.

У прохожих на виду
Весело яблоко в саду.
Ну, кому какое дело?
Просто
Яблоко
Висело.
Только Конь сказал,
Что низко,
А Мышонок –
Высоко.
Воробей сказал,
Что близко,
А Улитка – далеко.
А Телёнок – озабочен
Тем, что яблоко
Мало.
А Цыплёнок – тем,
Что очень
Велико и тяжело.
А Котёнку всё равно:
– Кислое – зачем оно?
– Что вы? –
Шепчет Червячок, –
Сладкий у него бочок.

(После ответа учеников проводится игра “Наоборот”.)

Скажу я слово
Высоко,
А ты ответишь?

Скажу я слово
Далеко,
А ты ответишь?

Скажу тебе я слово
Трус,
Ответишь ты

Теперь начало
Я скажу, –
Ну, отвечай:

– Вот и закончилось наше путешествие.

У каких слов мы сегодня гостили?

Ольга Петровна Глущенко
Внеклассное мероприятие по русскому языку в начальной школе «Зов джунглей»

МКОУ Криничанская СОШ

(Внеклассное занятие по русскому языку )

Учитель : Глущенко Ольга Петровна

«Зов джунглей »

Внеклассное занятие по русскому языку в начальной школе . (3- 4 классы)

Цель мероприятия : расширить словарный запас учащихся, знания о природе, прививать интерес к предмету,

воспитывать любовь к русскому языку ,

развивать внимание, речь, мышление, память, логику.

Оборудование : нагрудные различительные знаки животных;

картинка берёзы (с другой стороны пальма) и сосны (с обратной стороны лиана) ; таблички разделов русского языка ;

карточки с заданиями, бананы и кости.

Презентация «Звуки животных»

Ход занятия:

Стихи детей о значении русского языка в жизни человека .

I ученик. Грамматика, грамматика –

Наука очень строгая!

Учебник по грамматике

Всегда беру с тревогой я.

Пусть трудна, но без нее

Плохо было бы житье.

II ученик. Люблю тебя, грамматика,

Ты умная и строгая.

Тебя, моя грамматика,

Осилю понемногу я.

III ученик. Надо дружить с грамматикой,

Учить правила, и, если не лениться,

Можно всему-всему научиться.

Ведущий. Что у нас тут приклонилось?

Берёза в пальму превратилась! (Переворачивает картинку.)

Сосна в лиану в тот же час, (Переворачивает картинку) .

И позвали в джунгли нас !

Есть крокодил тут, как ни странно,

Есть кенгуру, есть обезьяна,

Других зверей немало тут,

В общем, джунгли нас зовут .

(Деление на команды : дети отгадывают загадки; кто отгадал, тот и становится этим «животным» )

Хищники :

В гости что-то зачастил

К нам зелёный. (крокодил)

Веселится, как ребёнок,

Царь зверей, задорный. (львёнок)

В джунглях , братцы, знает толк Злой, голодный серый. (волк)

Где-то прячется в лесах

Очень хитрая. (лиса)

Готов для интеллектуальных игр

Суровый, справедливый. (тигр)

Ей не скажешь : «Кошка, брысь!» ,

Потому что это. (рысь)

Пришёл в гости, стал реветь

Невоздержанный. (медведь)

Травоядные :

Сюда из джунглей поутру ,

Прискакала. (кенгуру)

Такая красивая, без изъяна,

Шаловливая и весёлая. (обезьяна)

Перенёс огромный шкаф

Замечательный. (жираф)

К нам пришёл сегодня он -

Большой и сильный, добрый (слон)

В пустыне любит тяжкий труд

Наш выносливый. (верблюд)

Кто всегда в тельняшке ходит?

В гости (зебра) к нам приходит.

К нам пришёл, разинув рот,

Большой, огромный. (бегемот)

Ведущий. Сегодня мы с вами отправляемся в джунгли ! Но это необычные джунгли , джунгли русского языка . Мы побываем в непроходимых лесах, понаблюдаем за животными, их повадками, подсмотрим, как они живут, а заодно повторим русский язык и узнаем его разделы.

Итак, джунгли зовут !

Ведущий. Первый раздел русского языка - фонетика (вывешивается табличка) . Это наука о звуках - фонемах. В русском языке 42 фонемы : 6 гласных и 36 согласных.

Мы оказались с вами в джунглях , ещё ничего не видим, но звуки животных слышим и довольно странные звуки. Какой-то зверь со свистом убегает, Его другой зверь с криком догоняет. Кто кого тут победит? Смекалистый и будет впереди!

1. Конкурс «Подражатели»

Команды по очереди называют звуки, которые произносят животные.

В русском языке такие слова называют «звукоподражательными» . Например, кар-кар, гав-гав и т. д.

Ведущий. Как много звуков мы слышим от животных, но понимать их мы не в состоянии. Может быть, вам это удастся, когда вырастете, а пока.

Слышны звуки тут и там. Кто-то рыщет по кустам. Тот поёт, а тот кричит, В джунглях зверь . Он голосит! Задание - написать, кто как поёт.

Голубь -. (воркует) Собака -(лает) Филин -(ухает)

Лягушка -. (квакает) Глухарь -. (токует) Коза -. (блеет)

Утка -. (крякает) Свинья -. (хрюкает) Гусь -. (гогочет) Конь -. (ржёт) Лиса -. (тявкает) Медведь -. (рычит)

Ведущий. Очень тесно с фонетикой связана графика- второй раздел нашего языка (вывешивается табличка) . Это наука о буквах русского языка . Букв в нашем алфавите 33 : 10 гласных, 21 согласная и 2 буквы, которые не обозначают звуков .

Ох, какой у нас изъян!

В джунглях зверь попал в капкан.

Как могло это случиться?

Надо бы из буквенного капкана освободиться!

1. Конкурс «Капкан» Ребусы про животных.

2. Конкурс «Один прыжок»

Ведущий. Мы продолжаем путешествие по джунглям . В один прыжок, при помощи только одной буквы мы попытаемся разгадать загадки тропиков.

Ах, какая незадача!

В джунглях зверь сидит и плачет,

В слове ищет букву он.

А терзаний - миллион!

Следующий конкурс очень прост. Называется он «Один прыжок» . Вам надо изменить в слове всего одну подчёркнутую букву, чтобы получилось название животного, птицы, рыбы, насекомого.

корж -. (морж) дом -. (сом) палка -. (галка) лук -. (жук) булка -. (белка) сам -. (сом) коса -. (коза)

майка -. (зайка) лес - (лев) крыша -. (крыса) клон -. (слон) баран -. (варан) кит -. (кот) маки -. (раки)

Ведущий. Третий раздел-русского языка-лексика (вывешивается табличка) . Это все слова, которые есть в русском языке . «Толковый словарь» Сергея Ожегова насчитывает более 85 тысяч слов, а «Толковый словарь живого великорусского языка » Владимира Даля около 50 тысяч слов. Согласно исследованиям учёных, мы знаем и употребляем в речи только несколько тысяч слов. Как много слов нам еще предстоит узнать, запомнить и начать употреблять в своей речи.

1. Конкурс : «Джунгли ли это

Ведущий. А правда ли, что мы с вами попали в джунгли ? Что такое джунг-ли ? Это непроходимый лес в Африке, в Индии, в Америке. Что и кого мы можем тут встретить?

Ох, и трудная работа.

На рассказ пошла охота.

Как бы нам не прогадать,

Все ошибки разгадать! Вам предлагается текст, в котором есть фактические ошибки, их надо найти и исправить.

Джунгли - это бескрайний вечнозелёный океан России. Здесь много тепла, воды и снега. Растения здесь цветут и плодоносят только зимой (круглый год) . Нередко на одном дереве можно увидеть сразу бутоны, цветы и спелые плоды. Джунгли поражают бедностью (богатством) растительности. В траве можно не увидеть друг друга, так как она достигает в высоту 10 метров. Здесь же растёт трава - банан, карликовая берёзка и саксаул. В джунглях можно встретить стаи термитов, зайцев, львов, гепардов, леопардов, обезьян, соболей и белок. Из шкурок этих животных местные жители шьют шубы и шапки. В глухих труднодоступных лесах обитают огромные звери с ветвистыми рогами-северные олени и лоси. Их шкура ценится из-за превосходного меха. Там, где есть вода, можно встретить стада огромных бегемотов и кровожадных крокодилов.

2. Конкурс «Звери как люди»

Ведущий. Знакомимся ближе с обитателями джунглей . Вы, наверняка, замечали, что иногда человека сравнивают с каким-либо животным : надутый как индюк, упрямый как баран и т. д.

Индюк надутый всем знаком,

Но дружат с ним, едва ли,

Не важничай, чтоб индюком.

Тебя не называли.

Если вы правильно напишете названия животных, то узнаете, как в русском языке называются слова , сравнивающие людей с животными.

Трусливый, как ….

Голодный, как ….

Преданный, как….

Грязный, как ….

Зубастый, как….

Трудолюбивый, как ….

Тихий, как …

(Ответы : заяц, волк, собака, поросёнок, крокодил, муравей, мышь.)

Ведущий. Как называются такие слова в русском языке ? (Зоонимы.)

Задание болельщикам :

Хитрый, как. (лиса) ;

хищный, как. (акула) ;

беспечный, как. (стрекоза) ;

болтливый, как. (сорока) ;

вольный, как. (птица) ;

выносливый, как. (лошадь) ;

мудрый, как. (ворон) ;

холодный, как. (лягушка) ;

верный, как. (лебедь) ;

гримасничающий, как. (обезьяна) ;

пёстрый, как. (павлин) ;

колючий, как. (ёж) ;

тощий, как. (глиста) ;

толстощёкий, как. (хомяк) ;

косолапый, как. (медведь) ;

желторотый, как. (цыплёнок) ;

быстрый, как. (олень, лань) ;

прилипчивый, как. (пиявка)

Ведущий. Мы переходим к следующему, четвёртому, разделу русского языка - морфологии (вывешивается табличка) . Этот раздел изучает части речи : существительные, прилагательные, глаголы, местоимения, предлоги и т. д.

1. Конкурс «Заросли лиан»

Ведущий. В джунглях , знает и профан,

Всюду заросли лиан.

Так что с духом соберись,

Сквозь лианы проберись!

Много лиан в джунглях , и в джунглях русского языка их тоже хватает . На первый взгляд, вроде одинаковые по звучанию и написанию слова, но если к ним внимательней присмотреться, они разные. Такие слова в русском языке называют омонимами . Это разные части речи.

Однажды кот подкрался к попугаю :

«Сейчас тебя я, братец, попугаю!»

Медведь в лесу, не зная правил.

Однажды мотоциклом правил.

На полях, не скошенных косой.

Всё утро дождик шёл косой,

Весной небо голубей.

И развёл я голубей.

Иди домой.

Но сначала коридор домой !

Бабка Дарья холст чернила.

Внучка пролила чернила.

Деревенский сторожил

Сад колхозный сторожил.

Стою на нашем берегу.

Покой границы берегу.

Дым из трубы ползёт, свиваясь в жгут-

Дрова сегодня зря лисицы жгут.

Ведущий. Мы переходим к последнему, пятому, разделу русского языка - орфографии (вывешивается табличка) . Этот раздел самый большой и самый трудный. Он связан со всеми разделами русского языка . Орфография изучает правописание слов в нашем языке .

1. Конкурс «Узнай по описанию»

Ведущий. Зверюшка хитрая сидит,

Ничего не говорит.

Но мы себя ещё покажем,

На листке её укажем.

По описанию узнайте существо, которое обитает в джунглях .

Задание первой команде :

Сколько чудес в природе! Одно из таких - самая маленькая птичка на земле и самая красивая Её перышки похожи на драгоценные камни. На солнце они переливаются и меняют свою окраску. Ни одна птица в мире так не умеет летать : и на боку, и на спине, и хвостиком вперёд. Они, как бабочки, могут зависать над цветком и собирать нектар. Это их пища.

Гнездо маленькой птички сплетено из травинок, в нём два яичка величиной с горошину. Но смелости этой птицы можно позавидовать : она бесстрашно нападает даже на змей, вонзая свой длинный ой клюв в нос или глаз противника, если враг подберётся к гнезду.

Ответ : колибри.

Задание второй команде :

Современники динозавров, они не любят солёной морской воды, а водятся только на берегах тёплых рек, прудов и озёр. Свой водоём эти животные держат в чистоте, убирая со дна ил или грязь. А если пруд обмелел, то они его углубляют. В воде они подстерегают свою добычу : птиц, рыб, животных, пришедших на водопой. А на берегу нежатся на солнце, дремлют и выводят потомство. Заботливая мамаша делает холмик из травы, выкладывает туда яйца и два месяца лежит возле своего гнезда. Малыши рождаются длиной 20-30 сантиметров. Сразу после рождения мать уводит их на мелководье и зорко следит за ними. Живёт это животное 60-80 лет, его тело достигает в длину 5-7 метров, а во рту у него много острых зубов, которые постоянно обновляются.

Ответ : крокодил.

2. Конкурс «Чудесное превращение»

Ведущий. Бывает так, что мы думаем одно, а получается совсем другое. Так и у нас в джунглях : мы думаем, это один зверь, а глядь, это совсем другой.

Что случилось? Что случилось?

Коза вдруг в волка превратилась!

Разве может это быть?

Да, если букву заменить.

И заканчивает наше путешествие по джунглям чудесное превращение одного животного в другое путём смены одной буквы на другую.

К О 3 А - какое-либо положение - низ пальто - тысяча солдат - В О Л К

Ответ : коза - поза; поза - пола; пола - полк; полк- волк.

Ведущий. Вот и закончилось наше путешествие по джунглям . Хочется верить, что оно принесло вам что-то новое, неожиданное и радостное. До новых встреч в удивительном мире природы и русского языка !

Подведение итогов игры, награждение победителей.

Литература :

1. Нуждина Т. Д. «Энциклопедия для малышей ЧУДО ВСЮД"-Мир животных и растений» . Ярославль : «Академия развит* Академия Холдинг» , 2001.

2. Семёнова Е. Е. «Занимательная грамматика» . М.: «Сг. г-ГА» , 1995.

3. Яровая Л. Н., Жиренко О. Е., Барылкина Л. П. «Внеклассные мероприятия . 2 класс» . М.: «ВАКО» , 2005.

Н. Н. Маслакова г. Тюмень

Турнир "Знатоки русского языка"

Цель: Расширить знания учащихся о языке.

Задачи: проверить знания учащихся по русскому языку; развивать речь, внимание, память, логическое мышление; воспитывать у них любовь и уважение к русскому языку как языку межнационального общения.

Оборудование: загадки, скороговорки, картинки, карточки.

Ход игры

Учитель: Посмотрели друг на друга, улыбнулись. Посмотрели на меня, улыбнулись, и с хорошим настроением принимаемся за игру.

I команда "Знатоки"

Девиз команды: " Учиться надо веселло, учиться будем весело, чтоб хорошо учиться."

II команда "Умники"

Девиз команды: " На уроке не шуметь, время даром не терять, нужно многому учиться- это в жизни пригодиться."

Ученица -ведущая: Друзья, на конкурсе наш весёлый сегодня все мы собрались. Мы очень ждали этой встречи, мы посторались, как могли. Пусть быстрей кипит работа, сильней соревнование. Успех решает не борьба, а только наши знания.

"Разминка"

Вопросы для I команды: Вопросы для II команды:

1. Как называется наша область? 1. Президент РК

2. Сколько тебе лет? 2. Самое прекрасное слова на земле

3. Кто твой друг? (мама)

4. Самая маленькая птичка в мире? 3. Самая красивая птица (лебедь)

(колибри) 4. Лесной доктор (дятел)

5. Столица России? (Москва) 5. Что делаешь на уроке рисования?

6. На какой улице находится наша 6. Как называются все буквы русского

школа?(Мустафа Шокай) языка (алфавит)

7. Какая из нот не нужна для 7. Символ Астаны (Байтерек)

компота (соль) 8. Сколько букв в русском алфавите?

8. Желанный гость Нового Года? (33)

9. Пятый день недели? (пятница) (Иртыш)

10. Большая комната в доме? (Зал)

" Кроссвордный турнир "

Решите кроссворд.

Игра " Кто больше составит слов? "

Учитель: Бежала лиса, своим пушистым хвостом вильнула и все слава перепутала. Недаром говорят про лису: "Хвостом вильнет, все следы заметет". В этой игре выйгрывает тот, кто больше составит слов. (окно, кино, мороз, лыжи, море, ножи, груши, утки, ежи)

Игра " Кто что делает?"

Учитель бросает кубик ученику и называет профессию, а ученик отвечает, что делает человек этой профессии.

Для I команды Для II команды

Стройтель? (строит дома) Врач? (лечит людей)

Учитель? (учить детей) Певец? (поет0

Шофер? (водит машину) Космонавт? (работает в космосе)

Доярка (доит коров) Чабан (пасет овец)

Тракторист (пошет землю) Художник? (рисует)

Продавец? (продает) Банкир? (считает деньги)

Тестовые задания

Для I команды

1. Назови страну

А) Астана Б) Украина в) Атырау Г) Уральск

2. Сколько в сутках часов?

А) 20 Б) 24 В) 12 Г) 22

3. Какое из этих растений является фруктом?

А) яблоко Б) картофель В) капуста Г) чеснок

4. Как называется первый весений цветок?

А) роза Б) фиалка В) тюльпан Г) подснежник

Для II команды

1. Сколько месяцев в году?

А) 11 Б) 12 В) 13 Г) 10

2. Какой месяц год кончает?

А) январь Б) декабрь В) февраль Г) март

3. Где не надо рисовать?

А) в тетрадке Б) в книге В) в альбоме Г) на асфальте

4. Какой из этих продуктов не делают из молока?

А) сыр Б) творог В) сметана Г) конфеты

Игра "Составь слова "

Прочитайте слова по стрелочкам.

Скороговорки

Скворцы и синицы- Целый день цыпленок Цып

Веселые птицы. Возле курицы сидит.

Игра "Большая буква"

Если назову слова, которые пишутся с большой буквы, хлопните в ладоши один раз, а если с маленькой (строчкой) - топните ногой один раз.

Вася, собака, буратино, черепаха, Китай, медведь, Карлсон, Тузик, воробей, Ира, Король, Ульба, Костя, кошка, тигр, Золушка, Матроскин, Алатау, река, Америка.

Загадки Кто правильно отгадает?

1. Кто зимой холодный,

Бродит злой голодный (волк)

2. Пушистой маленькой хозяйке морозы не страшны

Есть у нее на ветках сушеные грибы (белка)

3. Хвост пушистый, мех золотистый.

В лесу живет, кур крадет. (лиса)

4. Хозяин лесной

Снежной зимой

Под вьюжный вой спит в избе снеговой (медведь)

5. Глазищи, усищи,

Когтищи, хвостище

А моется всех чище (кот)

6. Хвост с узорами

Сапоги со шпорами

Песни распевает

Время считает (петух)

Что лишнее? Кто лишний?

Молоток, ножницы, машина, топор, игла.

Шофер, летчик, машинист, медведь, чабан, доярка.

Трамвай, троллейбус, компьютер, автобус, машина.

Папа, мама, дочь, сын, бабушка, врач, дедушка.

Учитель: Какой весенний праздник наступает? (8 марта)

Давайте все споем детскую песню " Пусть всегда будет солнце!"

Музыка А. Островского Слова Л. Ошанина

Ученик: Дорогие учителя, вы пришли к нам на урок, не судите уж так строго, коль понравился урок. Мы готовились усердно. прилагая все силы. Ведь вы сами нас учили грамотными быть везде. Вот настал момент прощанья- будет краткой наша речь.

Говорим мы: "До свиданья, до новых интересных встреч".

Учитель: Вот закончилась игра. Ребята, вы молодцы, хорошо подготовились к нашему конкурсу. На табло, жюри, взгляните и итог нам подведите.

После окончания игры проводится церемония награждения.