Цель: развитие внимания, памяти, быстроты реакции.

Описание . В достаточно быстром темпе детям предлагается ответить на вопросы викторины по сказкам.

Настоящее имя Царевны-лягушки. (Василиса Премудрая.)

Имя девочки, которой коровушка говорила: «Красная девица, влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь - всё будет сработано». (Хаврошечка.)

Имя непослушного братца Алёнушки. (Иванушка.)

Кто помог зайчику выгнать лису из лубяной избушки? (Петух.)

Кто тянул репку перед Жучкой? (Внучка.)

Как называется самый известный сборник арабских сказок? («Тысяча и одна ночь».)

В какой сказочной стране живет Шалтай-Болтай? (Зазеркалье.)

Любимые грибы Бабы Яги. (Мухоморы.)

Кому удалось собрать оброк с чертей? (Балде.)

Кто летал на пушечном ядре? (Барон Мюнхгаузен.)

Самый известный милиционер на свете. (Дядя Степа.)

В кого превратилась Царевна-лягушка? (В Васшшсу Прекрасную.)

Как звали мальчика, у которого жили игрушечные зверюшки: медвежонок, ослик, поросенок, кролик, сова и другие? (Кристофер Робин.)

Самая несчастная птица из сказки Андерсена. (Гадкий утенок.)

Петрушка, Василек, Хвощ, Колобок, Букашка, Сморчок, Синичка - чьи это имена? (Гномов.)

Кличка крысы из сказки о приключениях Буратино. (Шу- шара.)

Кто путешествовал в страну лилипутов и в страну великанов? (Гулливер.)

Героиня, ставшая женой эльфа. (Дюймовочка.)

Кому удалось рассмешить царевну Несмеяну? (Емеле.)

Птица, чьи перья светятся ярким светом. (Жар-птица.)

Многоглавый огнедышащий дракон. (Змей Горыныч.)

Герой, который был помещён на шпиль самой высокой башни. (Золотой петушок.)

В какой сказке есть молочная речка с кисельными берегами? («Гуси-лебеди».)

Где спрятался уцелевший козлёнок из сказки «Волк и семеро козлят»? (В печке.)

. «У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи - я никого не боюсь!» Из какой сказки этот страшный зверь? («Заяц-хваста».)

Какие цветы выращивали Кай и Герда? (Розы.)

Сказка с фруктовыми и овощными жителями. («Приключения Чиполлино».)

Как звали трёх медведей из сказки «Три медведя»? (Михал Иваныч, Настасья Петровна, Мишутка.)

Как звали двух братьев-морозов из сказки «Два мороза»? (Красный нос, Синий нос.)

Герои какой сказки жили у самого синего моря в ветхой землянке ровно тридцать лет и три года? (Герои «Сказки о рыбаке и рыбке».)

Какую рыбу поймал Емеля? (Щуку.)

Какую птицу спасла Дюймовочка? (Ласточку.)

Чем угощала лиса журавля? (Манной кашей.)

Имя сладкоежки, живущего на крыше. (Карлсон.)

У какого кота в хозяйстве была корова по кличке Мурка? (У кота Матроскина.)

Имя мальчика, который в наказание за невежливость был превращен гномом в маленького человечка и совершил путешествие вместе со стаей гусей? (Нильс.)

Кем в итоге оказался Гадкий утёнок? (Лебедем.)

За какими цветами отправилась в лес под Новый год героиня сказки «Двенадцать месяцев»? (За подснежниками.)

Кто одолел Тараканище? (Воробей.)

Какого роста был Конёк-Горбунок? (Три вершка.)

В какой деревне разносит почту Печкин? (В Простоквашино.)

Что подарил Винни-Пух ослику Иа-Иа на день рождения? (Горшок без мёда.)

Как звали отца Буратино? (Карло.)

Как называется сеть, в которую попала золотая рыбка? (Невод.)

Как звали гуся, на котором совершил путешествие Нильс? (Мартин.)

Какой титул носил Лимон из сказки Дж. Родари «Приключения Чиполлино»? (Принц Лимон.)

Из какого инструмента сварил суп солдат в русской сказке? (Из топора.)

Как звали сына царя Салтана? (Гвидон.)

Кличка пуделя Мальвины. (Артемом.)

Какого цвета волосы Мальвины? (Голубого.)

В какой сказке зима встречается с летом? («Двенадцать месяцев».)

Название города, в котором жил незнайка. (Цветочный.)

Какое слово выкладывал Кай из льдинок? (Слово «вечность».)

Кличка кошки Фрекен Бок. (Матильда.)

Во сколько часов Золушка должна была вернуться с бала? (В 12 часов ночи.)

Прибор, отличительная особенность Карлсона. (Пропеллер.)

Дерево, украшенное золотой цепью. (Дуб.)

Умывальников Начальник. (Мойдодыр.)

Грозный разбойник, враг Айболита. (Бармалей.)

Название сказки, в которой девушке удалось разрушить злые чары, наложенные на прекрасного принца, превращенного в чудовище. («Аленький цветочек».)

Викторина в стихах по сказкам для детей

Детям всем она знакома,

А живет в лесу у гномов,

Но совсем не сладкоежка,

Ее имя... (Белоснежка)

Угадай героев сказки,

Я даю тебе подсказки.

Чтобы легче отвечать,

Будем строки рифмовать.

Никогда ему не верьте,

Хоть он скажет, что бессмертен.

Состоит он из мощей —

Отвратительный... (Кощей)

Он сластена, любит мед,

Ходит в гости круглый год.

И поет он песни вслух,

Медвежонок... (Винни-Пух)

Он живет в лесу дремучем,

Темном, страшном и колючем.

Как злодей вполне успешен —

Вредный волосатый... (Леший)

К нему Карлсон прилетал,

В игры разные играл.

И свой город сверху, с крыш,

Рассмотрел наш друг... (Малыш)

Он веселый мальчуган,

Но совсем не хулиган.

Ключик вытащил из тины

Деревянный... (Буратино)

Он не знает добрых слов,

Однохвост, но трехголов.

Страшный и огромный он —

Огнедышащий... (Дракон)

Так похож он на клубок,

Но себя спасти не смог.

У него румяный бок —

Это вкусный... (Колобок)

У него для детворы

Есть воздушные шары.

Имеет хвостик, как крючок,

Поросенок... (Пятачок)

Не нужны были подсказки,

Угадали вы все сказки.

Создали их мудрецы,

А вы все вместе... (Молодцы)

Викторина по сказкам «Короб с потерянными и найденными вещами»

Сказочница: Здесь, в этом коробе — потерянные и найденные вещи, их много. Помогите мне вернуть их в сказки. Так, что это у меня здесь (делает вид, что достает что-то из мешка), из какой сказки?

1. Гвоздь — странно! И больше ничего.

Шведская сказка «Гвоздь из родного дома».

2. А вот рыба и оторванный волчий хвост. Ну, это вы сразу угадаете!

Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и серый волк».

3. Маленький красивый, шелковый мешочек с гречневой крупой. Ах, как жаль! В мешочке дырочка, и крупа из него сыплется. Скорее помогите, а то быть беде.

Х.К. Андерсен, «Огниво».

4. А тут что? Топор, да не простой, а «Тяп-ляп, вышел корабль», «Дубинка, обломай бока», а вот еще и дудка.

Русская народная сказка «Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что».

6. Головка сыра.

Венгерская сказка «Два жадных медвежонка».

7. Вот какой красивый горшочек! Весь увешан бубенчиками. Слышите — бубенчики названивают старую песенку. Откуда он?

Х.К. Андерсен, «Свинопас».

8. А вот зеркальце! А это что? Яблоко, наливное, золотое, поглядите-ка, видны зернышки насквозь. Нет, нет! Не трогайте его, оно ядовитое. Осторожно!

А. С. Пушкин, «Сказка о мертвой царевне».

9. А вот и еще зеркало. Ой, нет, осколок только. Нехорошее это зеркало — злое. А что тут еще? Ах, какое хорошенькое платьице! Муфта! А ну, куда нам их девать, в какую сказку?

Х.К. Андерсен, «Снежная королева».

10. А вот старая лампа и кольцо. Интересно, откуда они?

«Аладдин и волшебная лампа».

11. Комочек олова и обгорелая черная брошка. Видно, они побывали в печке. Куда же их?

Х.К. Андерсен, «Стойкий оловянный солдатик».

12. Ой, уколола палец. Больно! Ох, да это веретено! Ишь, какое колючее!

Ш. Перро, «Спящая красавща».

13. Сколько тут орешков! Ух, как много! Да не простые. Все скорлупки золотые, ядра — чистый изумруд.

А. С. Пушкин, «Сказка о царе Салтане...».

14. Еще одно зеркало — туалет из хрусталя восточного, венец золотой из камней самоцветных. А это что? Чуть не сломала... Цветочек, краше которого на свете нет.

С. Т. Аксаков, «Аленький цветочек».

15. А вот связка ключей. Что бы это могло быть? Посмотрим внимательнее. На одном черное пятнышко. Отчего бы это?

Ш. Перро, «Синяя борода».

16. А тут какое-то полено, курточка из коричневой бумаги, ярко- зеленые штанишки, туфли из старого голенища и шапочка-колпачок с кисточкой, огромная нечесаная борода и семихвостая плетка. Ну теперь-то вы знаете, в какую сказку все это вернуть.

А. Толстой, «Золотой ключик, или Приключения Буратино».

Викторина для младших школьников «Сколько сказок прозвучало?»

Это сказка-небылица, а в ней кроется загадка: сколько сказок прозвучало?

«Сколько сказок прозвучало? Не начать ли все сначала? Жили- были дед да баба, была у них избушка не ледяная, а лубяная. Жили они в ней тридцать лет и три года. Жили, не тужили, и все было хорошо, да не дал им бог деточек. Вот и говорит старуха старику: «Ступай-ка ты, старик, к золотой рыбке. Поклонись рыбке, повинись ей, да выпроси у нее яичко, не простое, а золотое». И отправился старик к синему морю. А старуха у окна села ждать его одна. Ждет- пождет с утра до ночи. Смотрит в море, даже очи разболелись.

А старик в это время не шутит: руки, ноги он рыбке веревками крутит. Зубы острые в самое сердце вонзает и яичко у нее выпрошает. А старуха в избе усмехается да Ивана-дурака дожидается. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

Вот уж и зима прошла, весна наступила. Стало солнышко припекать и захотелось старухе ключевой водицы испить. Пошла она к колодцу, зачерпнула воды, да вот беда — оступилась. Упало ведро на самое дно колодца. Плачет старуха, слезами горькими умывается. Глядь — лужица. Дай, думает старуха, напьюсь из этой лужицы.

А тут мышка бежит и голосом молвит человеческим: «Не пей, старая, козленочком станешь». Не послушалась старуха мышку и напилась из лужицы. Вдруг грянул гром, засверкали молнии, и превратилась старуха в лягушку. Сидит себе да поквакивает. А на ту пору Иван-дурак возвращался с охоты. Глядь — лягушка сидит. Натянул он стрелу, прицелился... Тут взмолилась лягушка: «Не губи меня, Иванушка, я тебе пригожусь». Так оно и вышло, по-лягушечьи.

Принес Иванушка лягушку во дворец к царю-батюшке. И велел тут же государь приготовить три котла: с водою ледяною, с водою вареною и с парным молоком. Выкупалась лягушка в трех котлах и- стала писаной красавицей, что ни в сказке сказать, ни пиром описать. Тут и свадебку сыграли. И детушки не заставили себя долго ждать. Народилось у них детей великое множество: в чешуе, как жар горя, тридцать три богатыря. А старик у синего моря и по сей день ходит: пойдет направо — песнь заводит, налево — сказку говорит ту, что я вам рассказала. Вот и получается, что сказка ложь, да в ней намек — добрым молодцам и старикам урок».

Ответы: «Лиса и заяц», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Снегурочка», «Курочка Ряба», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Муха-цокотуха», «Баба-Яга», «Сказка о сестрице Аленушке и братце Иванушке», «Мороз Иванович», «Царевна-лягушка», «Конек- Горбунок», «Сказка о царе Салтане...», «Руслан и Людмила».

Викторина для младших школьников «В гостях у сказки»

1-й тур

Угадайте героев.

Продавец лечебных пиявок.

Наследник трех толстяков.

Исходное название яхты капитана Врунгеля.

Девочка с голубыми волосами.

Тот, кто ходит в гости по утрам.

Ответы: Дуремар, Тутти, «Победа», Малъвина, Винни-Пух.

2-й тур

Угадайте имя сказочной девочки.

ЛОЖЕАСБКНЕ

Ответ: Белоснежка.

3-й тур

Какому герою сказки III. Перро принадлежат все эти предметы?

1. Шляпа. 2. Шпага. 3. Сапоги. 4. Перья.

Ответ: Коту в сапогах.

Какое из этих слов выложил Кай?

1. Снежинка. 2. Теплота. 3. Вечность. 4. Молодость.

Ответ: Вечность.

Среди этих цветов есть и те, которые собирала падчерица в сказке «Двенадцать месяцев». Какие?

1. Ландыши. 2. Подснежники. 3. Васильки. 4. Ромашки.

Ответ: Ландыши.

4-й тур

Составьте как можно больше слов из слова СНЕГУРОЧКА.

Примеры: снег, рог, сор, роса, нос, сон, кон, ар, сук, коса, оса, река, ручка, рак, рок, ранг, чеснок, сера, гора, рагу, круг, сок, окно и т. д.

Пожалуй, невозможно найти человека, который не любил бы сказки! Они завораживают, увлекая в мир волшебства, повествуют о необыкновенных событиях, в которых хотелось бы оказаться каждому. Но если взрослые еще скептически улыбаются, слушая повествование, то маленькие детки глубоко верят в сказочки, без всякой критики относятся к ее событиям и персонажам. Вот поэтому педагоги советуют родителям воспользоваться детской непосредственностью и любовью к сказочным историям, чтобы решать многие вопросы воспитания и развития. Они утверждают, что волшебные сюжеты обогащают духовный мир ребенка, развивают творчество и фантазию. Многократное повторение текста совершенствует память, совершенствуют внимание и речь. При сопереживании героям у детей обогащаются чувства, формируется позитивный эмоциональный настрой, ведь там добро всегда побеждает. Ценны сказки тем, что их можно не только рассказывать детворе, но и с их помощью организовать увлекательные домашние развлечения - викторины.

По мнению педагогов, викторина - одно из любимых развлечений дошколят. Суть ее действия в том, чтобы быстро и правильно отвечать на вопросы или быстрее всех выполнять интеллектуальные задания. Обращение к истории появления этого слова помогает узнать, что оно появилось в двадцатые годы прошлого века. Его изобретателем был писатель Михаил Кольцов, который назвал викториной газетную рубрику с развлекательными вопросами, заданиями, шарадами. За рубрику отвечал сотрудник по имени Виктор Микулин (от латинского слова "victor" - победитель). Считается, что с этим именем и связано появление слова "викторина". От имени Виктор и последних букв фамилии.

Сейчас подобные развлечения часто используют педагоги в детских садах, так как они дают возможность быстро оценить и подкорректировать знания ребятишек. А родителям викторина поможет легко и просто разнообразить семейный досуг, сделать увлекательными домашние занятия с детьми. Главное - знать ее особенности для дошколят и уметь правильно организовать. Особый интерес для домашнего досуга представляет викторина по сказкам, как наиболее доступное для подготовки и проведения в условиях семьи развлечение.

Забавы для самых маленьких

Педагоги обращают внимание родителей на то, что к проведению викторин дети готовы в тот возрастной период, когда появляется стремление к соперничеству и готовность принять участие в соревновательном процессе. Вообще возраст 3 - 4 лет считается наиболее подходящим для обучения ребятишек основным правилам любой игры, так как у них начинают формироваться волевые усилия. А забавы со сказками могут стать для малышей и учебой, и игрой, как, например, в игре "Сундучок народных сказок" . Даже трехлетнему ребенку будут доступны для понимания сюжетные картинки из заветного сундучка. Он сможет правильно определить, эпизод из какой сказки изображен на карточке. Или малышу не составит труда отгадать простейшие загадки о сказочных персонажах и найти в сундучке соответствующую картинку:

  • ...не садись на пенек, не ешь пирожок... ("Маша и медведь"),
  • ...от бабушки ушел и от дедушки ушел... ("Колобок"),
  • ...снесла яичко не простое, а золотое... ("Курочка Ряба"),
  • ...дедка за репку, бабка за дедку... ("Репка"),
  • ...сама лягу на лавочку, хвостик под лавочку, скалочку под печку...("Лисичка со скалочкой"),
  • ...кто сидел на моем стульчике и сломал его? ("Три медведя"),
  • ...кто, кто в теремочке живет? ("Теремок").

Заботливые родители всегда смогут придумать интересные загадки и конкурсы. А для того, чтобы придать дух соревновательности такому развлечению, взрослым надо постараться вовлечь в него нескольких детей, близких по возрасту, например:

  • на детском празднике,
  • во время семейных встреч с друзьями,
  • на даче,
  • на прогулке со знакомыми детьми и т. д.

Еще одним интересным вариантом викторины станет вечерняя игра с ребенком. Взрослый создает атмосферу таинственности и предлагает малышу вопросы или задания о любимых сказочных героях:

  • Кто ушел и от дедушки, и от бабушки? (изобрази колобка)
  • У кого была избушка лубяная? (покажи, как горевал зайчик)
  • Курочка снесла яичко простое или золотое?
  • Кто не смог улежать на окошке и покатился по дорожке?
  • Всей семьей тянули арбуз?
  • Без кого не смогли бы вытянуть репку? (изобрази мышку)
  • Вспомни, кто первый нашел теремок?
  • Козлята съели волка или он их? (покажи злого волка).

В подобных забавах маленькие детки приучаются не только припоминать текст сказки, но и активно использовать свой небольшой жизненный опыт.

Развлечения для дошкольников

Для средних и старших дошколят викторину организовать и проще, и труднее. Ведь соревноваться уже могут не только дети, близкие по возрасту, но и взрослые. Трудность заключается в том, что подготовка занимает достаточно длительный период и становится более трудоемкой. В старшем дошкольном возрасте викторины приобретают разнообразный характер, это могут быть конкурсы о растительном и животном мире, окружающей жизни, нестандартные интеллектуальные задания. Все же наиболее доступной, интересной для детей и взрослых будет викторина по сказкам. Так как сказочные события и персонажи хорошо известны всем, родителям проще подобрать игрушки, картинки, придумать загадки, вопросы, задания для такого рода развлечений.

Как правильно организовать конкурсы для детей

Часто родители думают, что самое сложное при организации детского развлечения - придумать интересные вопросы и задания для ребятишек. Однако не менее важна подготовительная работа, требования к которой следующие:

Выбирайте интересную тематику!

Напрашивается вопрос, какие сказочные произведения лучше всего подобрать для детей и как правильно их распределить: сказки одного вида (народные, например) или сказки авторские и народные вперемежку? Что важнее, интеллектуальные задания или вопросы? Педагоги советуют:

  • Старшим дошколятам доступны произведения отечественных авторов - сказочников: А. Толстой "Золотой ключик", С. Маршак "Кошкин дом", "Три поросенка", А. Пушкин "Сказка о золотом петушке", П. Бажов "Серебряное копытце", П. Ершов "Конек - горбунок", В.Гаршин "Лягушка - путешественница", С. Аксаков "Аленький цветочек", В. Катаев "Цветик - семицветик". Средним дошкольникам интересны произведения с более простым сюжетом, например, К. Чуковского "Муха - Цокотуха", "Федорино горе", "Тараканище", "Мойдодыр". Из них получится интересная литературная викторина по произведениям одного автора.

Подсказка для родителей : чтобы правильно подобрать произведение для детей по возрасту, можно обратиться к "Программе воспитания и обучения в детском саду".

  • Хорошо подойдут произведения зарубежных авторов: "Бременские музыканты" братьев Гримм, "Гадкий утенок", "Снежная королева", "Дюймовочка", "Принцесса на горошине", "Русалочка" Г.Х. Андерсена, "Красная шапочка", "Кот в сапогах", "Спящая красавица", "Мальчик с пальчик", "Золушка" Ш. Перро.
  • Народные сказки также отлично впишутся в сценарий домашней викторины. Это могут быть любимые всеми и хорошо известные: "Гуси-лебеди", "Два Мороза", "Снегурочка", "По-щучьему веленью", "Сивка-бурка", "Хаврошечка", "Царевна - лягушка", "Иван Царевич и серый волк" и другие.
  • Современные дети любят экранизированные произведения или мультфильмы на основе сказочных текстов, например, такие, как "Алиса в стране чудес", "Щелкунчик и Крысиный король", "Спящая красавица", "Пиноккио", "Сказка о царе Салтане", "Морозко". Они могут отличаться от оригинала вводом дополнительных персонажей, некоторым изменением сюжетов.

Важно: при подборе произведений необходимо учитывать возраст детей, их интересы, возможности и способности. Кроме того, не все дети обладают прекрасной памятью, внимательностью, изобретательностью, поэтому какие-то особо сложные задания или использование малозначительных деталей сказок будут сложны для воспроизведения, и интерес к развлечению теряется. Лучше устраивать викторину по хорошо знакомым и понятным деткам текстам.

Подготовьте место и форму проведения!

Педагоги обращают внимание родителей на то, что нужно заблаговременно подготовиться к развлечению в организационном плане. Это поможет поддерживать интерес деток на протяжении всего действия и избавит взрослых от излишней суеты.

  • Заранее продумать, в какой форме будет проводиться викторина, например, каждый участник играет индивидуально или это будет командная игра.
  • Хорошо подготовить подсказки для детей: сюжетные картинки, загадки, наводящие вопросы, песенки персонажей, музыкальное сопровождение, которые помогут припомнить содержание сказок.

  • Место расположения детей во время развлечения - тоже довольно важный аспект, на который стоит обратить внимание. Если развлечение проводится в небольшой комнате, а участников собирается много, например, во время дня рождения ребенка, необходимо обеспечить максимально удобное и безопасное пространство. Для этого необходимо убрать хрупкие предметы, технику, правильно расставить столы и стулья. Педагоги предлагают для экономии места воспользоваться теплым пушистым ковром, где могут расположиться ребята.

Не забудьте о наградах для победителя!

Немаловажно позаботиться о призах для детворы, так как викторина для них - соревнование, в котором должен быть победитель. Призами могут быть сладости, мелкие игрушки, настольные игры, любимые книжки, диски с фильмами со сказочным содержанием. Главное, призом должен быть отмечен каждый участник, так как вопросов и заданий готовится достаточное количество, и каждый ребенок может проявить свои знания и умения.

Викторина по сказкам с ответами (в помощь родителям)

Продумывая конкурсы, нужно учитывать, что викторина для детей - игра, а не монотонное занятие. Ребятишки теряют интерес и становятся невнимательными, если развлечение длится больше 1,5 часа, поэтому оптимально время от 40 минут до часа. Чтобы заполнить это время, понадобится придумать около 30 вопросов и заданий. Педагоги обращают внимание на чередование видов деятельности: вопросы должны сменяться заданиями, задания - действиями. Особое требование к вопросам: исключаются ответы "да" и "нет". Ребенок должен проговорить или словосочетание из сказки, или назвать действия персонажа, или повторить его монолог. Вот как примерно могут выглядеть вопросы. конкурсы и загадки для викторины по сказкам:

Вопросы по сказкам

  1. Кого слепили старики из снега? (Снегурочку)
  2. Что пообещала лиса петушку, если он выглянет в окошко? (Дать горошка)
  3. В каком домике проживает Баба Яга? (В избушке на курьих ножках)
  4. Кем стал братец, когда попил водицы из копытца? (Козленочком)
  5. На ком мчался Иван Царевич за Еленой Прекрасной? (На сером волке)
  6. Какое прозвище получил Кощей? (Кощей Бессмертный)
  7. На каком транспорте отправился Емеля к царю? (На печке)
  8. Кто помогал Хаврошечке выполнять работу? (Коровушка)
  9. Какие птицы унесли у Аленушки братца? (Гуси - лебеди)
  10. Какое прозвище у Змея в сказке? (Змей Горыныч).

Сказочные конкурсы

"Вспомни сказки"

Вспомни сказки где главный герой:

  • лиса ("Теремок", "Лисичка со скалочкой", "Лисичка-сестричка и волк", "Лиса и журавль", "Заюшкина избушка", "Лиса и журавль", "Колобок", "Кот, дрозд и петух", "Два жадных медвежонка", "Рукавичка" );
  • медведь ("Три медведя", "Маша и медведь", "Вершки и корешки" );
  • волк ("Волк и семеро козлят", "Три поросенка", "Иван - царевич и серый волк" );

и другие сказочные персонажи.

"Вспомни, сколько..."

  • братьев - месяцев грелось у новогоднего костра? (12),
  • козляток съел волк? (7),
  • животных стали бременскими музыкантами? (4),
  • животных поселилось в теремке? (7),
  • животных встретились с колобком? (4),
  • старик просил золотую рыбку? (3),
  • медведей жили в избушке? (3)

"Имя какого сказочного героя начинается на букву..."

Ведущий показывает карточки с буквами, а игроки вспоминают сказочных персонажей, имя которого начинается с определенной буквы, например:

  • "А" - Айболит, Аленушка, аленький цветочек;
  • "Б" - Буратино, Бармалей, Белоснежка, Баба Яга;
  • "В" - Водяной, Василиса Премудрая, Винни Пух;
  • т. д.

"Волшебные кушанья"

Игроки должны вспомнить как можно больше необычных сказочных кушаний, например:

  • каша из топора (из одноименной сказки);
  • пряничный домик (из одноименной сказки);
  • молочные реки - кисельные берега, ржаные пирожки ("Гуси - лебеди");
  • молодильные яблочки и живая вода (одноименная сказка);
  • пирожки из короба ("Маша и медведь");
  • манная каша ("Горшочек каши", "Лиса и журавль")
  • пирожок и горшочек масла ("Красная Шапочка")
  • горшочек меда ("Винни Пух...").

В этом конкурсе ведущий при необходимости помогает игрокам картинками с изображениями волшебных блюд.

Игра с мячом "Летает - не летает"

Проводится по классической схеме.

1 вариант:

  1. Ведущий бросает поочередно мяч с вопросом "Что летает в сказке <название сказки >".
  2. Участники вспоминают летающий предмет, например:
    • "Конек - горбунок" (конек-горбунок );
    • "Летучий корабль" (корабль );
    • "Царевна-лягушка" (стрела );
    • "Старик Хоттабыч" (ковер - самолет );
    • "Мальчик с пальчик" (сапоги-скороходы );
    • "Вещий сон" (сапоги-скороходы );
    • "Василиса Премудрая" (голубки );
    • "Гуси-лебеди" (гуси и лебеди );
    • "Марья Моревна" (ступа Бабы Яги ).

2 вариант:

  1. Ведущий называет волшебный предмет.
  2. Дети должны поймать мяч в том случае, если он летает:
    • ступа;
    • скатерть - самобранка;
    • ковер - самолет;
    • гусли - самогуды;
    • летучий корабль;
    • шапка - невидимка;
    • жар - птица;
    • молодильные яблочки;
    • волшебная дудочка;

"Нам прислали телеграмму..."

Ведущий зачитывает текст, а дети должны быстро назвать героя сказки, который мог его прислать:

  • За крота замуж не пошла, улетаю в теплые края ("Дюймовочка" )
  • Для любимой доченьки цветочек нашел аленький (Купец "Аленький цветочек" )
  • Получил травму от поросят (Волк "Три поросенка" )
  • Иду к вам в гости и несу пирожки от внучки (Медведь "Маша и медведь" )
  • SOS! Спасите! Сейчас нас съест волк! (Козлята "Волк и семеро козлят" )
  • Срочно! Петушку! Мою избушку захватила лиса! (Зайчик "Заюшкина избушка" )
  • Рыбу не поймал, только хвост отморозил (Волк "Лисичка - сестричка и серый волк" )
  • Спасите, помогите! Паука злодея зарубите! ("Муха - Цокотуха" )
  • Потеряла туфельку, прыгаю на одной ножке! ()
  • Потерялся круглый, румяный, убежал от дедушки и бабушки! ("Колобок" ).

Загадки про персонажей

Как дорога далека!
Как корзина не легка!
Вот бы сесть мне на пенёк,
Вкусный скушать пирожок! (Маша и медведь )

По тропинке идут бодро,
Сами воду тащат ведра! ()

Сестрица, где водицы мне напиться?
Нет здесь речки, нет пруда!
А вот в ямке от копытца
Очень вкусная вода! (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка )

Скачет лошадь непростая -
Чудо-грива золотая,
По горам парнишку носит,
И не может его сбросить!(Конек-Горбунок )

У какой сестрицы,
Унесли братишку птицы!(Гуси-лебеди )

Прилетела стрела прямо в болото,
И в этом болоте поймал ее кто-то.
Кто, распростившись с зеленою кожей,
Сделался милой, красивой, пригожей? (Царевна - лягушка )

На лице у нее зола, целый день одни дела.
Но вот явилась фея, и стало веселее!
Не сиди одна в глуши, ты на бал поспеши!
Надень скорее бальные, туфельки хрустальные! ()

Волшебный цветок, разноцветный лепесток!
Желанья сможешь загадать, но не спеши его срывать.
Помощь может принести и больных людей спасти! (Цветик - семицветик )

Милая девочка с рыбьим хвостом,
Пена морская была ее домом.
Принц полюбился красавице морской,
От ведьминой силы вмиг стала немой.
На стройные ноги свой голос сменила.
Как имя той девочки, что принца любила? (Русалочка ).

Подобные викторины, подготовленные с творческой задумкой, всегда будут хорошим подспорьем в воспитании и развитии дошколят, обогатят общение взрослых и детей, разнообразят семейный досуг.

Муниципального бюджетное общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа №2 г.Зубцова»

Внеклассное занятие

Тема:

«Викторина по сказкам».

Составила:

Некрасова О.М

Учитель начальных классов

МБОУ «ООШ №2 г. Зубцова»

2014г.

Цели:

  • Расширить знания учащихся о сказках;
  • Создать условия для пропаганды здорового образа жизни;
  • Способствовать развитию физических качеств: быстроты, координации, ловкости;
  • Развивать речь учащихся, читательский интерес, память;
  • Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, товарищества.

1.Орг. момент.

В некотором царстве, в некотором государстве, в некоторой области, в некотором городе стоит у дороги теремок, теремок. Он ни низок, ни высок, ни высок. И трудятся в этом теремке замечательные люди – педагоги, и учатся в этом теремке не менее замечательные дети!

Что сейчас я вам сейчас рассказывала? Правильно сказку. Как вы уже поняли, сказки можно рассказывать обо все на свете, используя особый язык, интонации, жесты. Все вы хорошо знакомы с русскими народными сказками.

Что в сказках необычного?

– В сказках животные умеют разговаривать, есть несуществующие герои.

(СЛАЙД 1)Презентация 1.

В мире много сказок:
Грустных и смешных,
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
В сказке может все случиться.
Наша сказка впереди
Сказка в двери к нам стучится.
Скажем сказке “заходи”.

Ребята, сегодня мы проведём с вами весёлую игру, где вы должны будете вспомнить сказочных героев – как их звали, где они жили и в какие приключения попадали.

2. Я задание «Разминка» В этом конкурсе одновременно принимают участие две команды. Я произношу задание, а вы все вместе дружно отвечаете. Сначала 1ряд, затем 2рад.

  1. На сметане мешён
    На окошке стужён.
    У него румяный бок,
    Кто же это? (Колобок)
  2. Девочка добрая в сказке жила,
    К бабушке по лесу в гости пошла.
    Мама красивую шапочку сшила
    И пирожков дать с собой не забыла.
    Что же за девочка-лапочка.
    Как зовут её? … (Красная Шапочка)
  3. Друг за друга по цепочке
    Ухватились все так прочно!
    Но ещё помощники скоро прибегут,
    Победит упрямицу дружный общий труд.
    Как засела крепко! Кто же это? … (Репка)
  4. Человек немолодой
    С преогромной бородой.
    Обижает Буратино,
    Артемона и Мальвину.
    Вообще для всех людей
    Он отъявленный злодей.
    Знает кто-нибудь из вас,
    Кто же это? (Карабас)
  5. Я мальчишка деревянный,
    Вот и ключик золотой!
    Артемон, Пьеро, Мальвина –
    Дружат все они со мной.
    Всюду нос сую я длинный,
    Моё имя … (Буратино)
  6. В шляпе синенькой мальчишка
    Из известной детской книжки.
    Он глупышка и зазнайка,
    А зовут его … (Незнайка)
  7. И на мачеху стирала
    И горох перебирала
    По ночам при свечке,
    А спала у печки.
    Хороша, как солнышко.
    Кто же это? … (Золушка)
  8. Он весел и не злобен,
    Этот милый чудачёк.
    С ним мальчик Робин
    И приятель Пятачок.
    Для него прогулка – праздник
    И на мёд особый нюх.
    Этот плюшевый проказник
    Медвежонок … (Вини-Пух)
  9. Трое их живёт в избушке,
    В ней три стула и три кружки,
    Три кроватки, три подушки.
    Угадайте без подсказки
    Кто герои этой сказки? (Три медведя)
  10. В лесу тёмном на опушке,
    Жили дружно все в избушке.
    Маму дети поджидали,
    В домик волка не пускали.
    Эта сказка для ребят… (Волк и семеро козлят)

3. Следующее задание «Волшебные предметы»

По предмету угадайте героя.

На картинках нарисованы волшебные предметы, угадайте по предмету героя.

Ступа и метла. (Баба-яга)

Сапоги (Кот в сапогах)

Золотой ключик (Буратино)

4.ФИЗМИНУТКА

5. «Исправь ошибку»

Следующий конкурс называется «Исправь ошибку». Слушайте название сказки и скажите, что здесь не так.

«Петушок Ряба»

«Даша и медведь»

«Волк и семеро ягнят»

«Утки – лебеди»

«Царевна Индюшка»

«Мальчик с кулачок»

6. Расскажи сказку по картинке.

На партах у вас картинки, вы должны их разложить в нужном порядке. И по цепочке рассказать сказку.

У 1го рада сказка

У 2го ряда сказка «Теремок»

*Отгадайте сказочные загадки.

Ответы спрятаны за разноцветными квадратиками. Уберите один квадратик, нажав на кнопку мышки. Догадались, что за герой был загадан? Если нет, то нажмите на мышку еще раз, и еще, пока все четыре квадратика не будут открыты. Тогда вы узнаете правильный ответ! Презентация 2.

1.Какой обычный предмет, который вы иногда можете увидеть у бабушки или мамы в руках, заменял героям русских сказок и карту, и компас? (СЛАЙД 2-3)

2. Чье копытце, полное водицы, попалось сестрице Аленушке и братцу Иванушке на пути первым? (СЛАЙД 4-5)

3.Из какого дерева был построен летучий корабль в одноименной сказке? (СЛАЙД 6-7)

4.Сколько животных встретилось Колобку по дороге? (СЛАЙД 8-9)

5. Кого первым встречает героиня сказки "Гуси-лебеди", отправившаяся на поиски брата? (СЛАЙД 10-11)

6. Про Емелю в сказке речь...

В чистом поле едет печь.

По чьему велению,

По чьему хотению? (СЛАЙД 12-13)

7. Назовите сказку, в которой

Нет ни речки, ни пруда -

Где воды напиться?

Очень вкусная вода

В ямке от копытца. (СЛАЙД 14-15)

8.Что подарила матушка перед смертью Василисушке из сказки «Василиса Прекрасная»? (СЛАЙД 16-17)

9. В какой сказке Серый волк помогает главному герою Жар-птицу найти, Коня златогривого раздобыть, на Елене Прекрасной жениться? (СЛАЙД 18-19)

10.Кто помогал Хаврошечке выполнить трудные задания в срок? (СЛАЙД 20-21)

11. Веселый и ловкий герой этого произведения отправился в опасное путешествие, но, привыкнув к постоянным победам и удачам, он потерял бдительность и тут же был съеден врагом, который оказался хитрее его. (СЛАЙД 22-23)

12. Сказочная история о том, как только совместными усилиями люди способны преодолеть любые трудности в жизни, даже победить силы природы. (СЛАЙД 24-25)

13. В какой сказке Курочка, чтобы спасти Петушка, бегала к Корове, к косарям, к печке, к дровосекам, к кузнецу, в лес, за углями? (СЛАЙД 26-27)

14. Из какой это сказки:«В домике было две комнаты. Девочка вошла в столовую и увидела на столе три чашки с похлебкой. Первая чашка - очень большая, вторая - поменьше, а третья, синенькая чашечка, была Мишуткина…». (СЛАЙД 28-29)

Вот закончилась игра,
Расходиться нам пора.
3.Итог. Рефлексия.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него.











Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Ведущий:

Время сказки наступает,
Время сказки настает.
Все внимательно смотрите,
Чудо вдруг произойдет.
Если сказку вы хотите,
К вам сейчас она придет! (1 слайд)

Фея: Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы с вами приглашены в гости к Сказке. Да, да! Именно она, Сказка, будет сегодня гостеприимной хозяйкой нашего праздника. А я помогу вам, ребята, чтобы вы были веселыми, любознательными и остроумными. Вы, конечно же, прочитали много книжек, знаете много народных и литературных сказок, а так же любите мультфильмы? Поэтому я предлагаю вам немного поиграть со сказкой. Согласны?

Для начала проведем небольшую разминку. Ну что, ребята, поиграем?

Я начну, а вы кончайте,
Только в рифму отвечайте!

Вам надо будет вообразить себя героями знаменитых сказок. Ну, как, ребята, представили, что вы в сказочной стране? Тогда – первое задание.(2 слайд)

Какие слова надо произнести, чтобы:

  1. Вызвать Сивку-бурку? (Сивка-бурка, вещий каурка, встань передо мной, как лист перед травой.)
  2. Вместе с Али-Бабой открыть дверь в пещеру с сокровищами? (Сим-сим, открой дверь!)
  3. Сварить кашу в волшебном горшочке? (Раз, два, три, горшочек, вари!)
  4. Исполнить желание с помощью волшебной щуки? (По щучьему веленью, по моему хотенью.)

А сейчас я предлагаю каждому из вас побывать в роли детектива. Вам предстоит узнать литературного героя по моему описанию. Задание называется «Фоторобот». Посмотрите, какие герои попали в нашу картотеку, и попробуйте узнать их по особым приметам.(3 слайд)

  1. Медведь. Любит мед. Голова набита опилками. Не лишен литературных способностей. (Винни Пух)
  2. Мальчик. Издает стойкий запах лука. На голове – зеленый хохолок. Опасен! Вызывает обильные потоки слез. (Чиполлино)
  3. Кукла. Место работы – кукольный театр. Отличительная черта характера – воспитанность. Особая примета – волосы голубого цвета. (Мальвина)
  4. Кот. Место жительства – деревня Простоквашино. (Матроскин)

Молодцы, ребята! Настоящие детективы!

Теперь я попрошу узнать имя героя и назвать книжку, в которой он жил.(4 слайд)

    Ваша мама пришла,
    Молочка принесла.
    (Коза из русской сказки «Волк и семеро козлят».)

    Не садись на пенек,
    Не ешь пирожок,
    Неси бабушке,
    Неси дедушке.
    (Машенька из русской народной сказки «Маша и Медведь».)

    Столяр Джузеппе – Синий нос
    Полено как-то в дом принес.
    Он начал ножку мастерить
    Для кресла или стула.
    Полено стало говорить
    И в нос его щипнуло.
    («Буратино», А.Н. Толстой)

Фея: Молодцы, ребята! Оказывается, вы действительно любите и знаете сказки. А вы помните, как учился писать и считать Буратино? Давайте посмотрим этот фрагмент из сказки «Приключения Буратино».

Игра «Одень Буратино»

Перед волком он дрожал,
От медведя убежал,
А лисице на зубок
Все ж попался... (Колобок)

Враг людей
И враг зверей
Злой разбойник... (Бармалей)

Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей.
А однажды бегемота
Вынимал он из болота.
Добротою знаменит,
Это доктор... (Айболит)

Красна девица грустна -
Приближается весна.
Ей на солнце тяжко.
Слезы льет, бедняжка.
(Снегурочка)

Он знаком всем малым детям,
Обожают все его,
Но таких на целом свете
Не найдешь ни одного.
Он не лев, не слон, не птица,
Не тигренок, не синица,
Не котенок, не щенок,
Не волчонок, не сурок.
Но заснята для кино
И известна всем давно
Эта милая мордашка,
А зовется... (Чебурашка) (5 слайд)

Фея: Молодцы, ребята! Вы очень хорошо знаете сказочных героев. А теперь посмотрите на доску. (На доске - контуры портрета Чебурашки во весь рост.) Узнаете? Верно, это всеми любимый Чебурашка. Предлагаю по очереди нарисовать по одному элементу портрета, например: ухо, глаз и т. д. Посмотрим, сумеете ли вы дополнить портрет этого замечательного персонажа.

Ребята дополняют портрет Чебурашки под музыку «Песни Чебурашки».

Фея: когда вы отгадаете следующую загадку, мы потанцуем.

Собрались на именины гости:
Много и больших и малышей.
Вдруг явился к ним, трясясь от лютой злости,
Жуткий и коварнейший злодей.
Да, злодей умел ужасно злиться,
Он хозяйку чуть не погубил.
Прилетел тогда бесстрашный рыцарь
И злодею голову срубил!
(«Муха-Цокотуха», К. Чуковский)

Подготовленные дети исполняют танец насекомых в костюмах.

Фея: А сейчас, ребята, я предлагаю вам конкурс переводчиков. Я буду говорить о героях произведений простыми предложениями. А вы, узнав, о ком идет речь, должны сказать об этом герое, не повторив ни одного моего слова. Кроме того, «перевод» нужно найти либо в песне, либо в стихотворении. Трудное задание? Но я уверена, что и с ним вы справитесь! Тот, кто ответит правильно, получит специальный приз - Яблоко Знаний!

(Приготовлены яблоки.)

Конкурс переводчиков

  • Старушка имела животное булыжного цвета с рогами. (Жил-был у бабушки серенький козлик...)
  • Женщина пожилого возраста была владелицей пары жизнерадостных птичек. (Жили у бабуси два веселых гуся...)
  • Компания молодых особ занималась рукоделием после захода солнца у отверстия со стеклом. (Три девицы под окном пряли поздно вечерком...)
  • На плантации зеленых насаждений появилось новое чудо, пригодное для встречи Нового года. (В лесу родилась елочка, в лесу она росла...)
  • В зарослях невысоких растений расположилось зеленое насекомое. (В траве сидел кузнечик...)

А теперь – узнайте героя по событию, которое случилось в его жизни.

  1. Этот герой работал врачом на корабле. Однажды его корабль потерпел кораблекрушение, и он оказался в плену у маленьких человечков. (Гулливер)
  2. Как рассказывал сам этот герой, он сумел вытащить себя из болота за косичку от парика, летал на пушечном ядре, вывернул наизнанку злого волка и застрелил бешеную шубу. (Барон Мюнхгаузен)
  3. Этот мальчик в наказание за невежливость был превращен гномом в маленького человечка и совершил путешествие вместе со стаей гусей. (Нильс)
  4. Героиня этой английской книжки побежала за Белым Кроликом, но потом провалилась в глубокий колодец и оказалась в необычной стране. (Алиса)
  5. Единственный мальчик на свете, который никогда не вырастал. (Питер Пэн)

Молодцы, ребята! С вами очень приятно общаться, вы столько всего знаете! Наш конкурс состоит из сказочных вопросов, и вы будете большие молодцы, если сумеете верно на них ответить. Попробуем? Итак.

(6 слайд)

  1. Сказочная хитрюга. Кто это? (Лиса.)
  2. За кого держалась Жучка? (За внучку.)
  3. Чем ловили золотую рыбку? (Неводом.)
  4. Из чего фея сделала карету для Золушки? (Из тыквы.)
  5. Кто любил сочинять шумелки, ворчалки, сопелки? (Винни-Пух.)
  6. Кто такой Елисей? (Королевич.)
  7. Подруга семи гномов. (Белоснежка.)
  8. Сказочная замарашка. (Золушка.)

Конкурс «Продолжи сказку» (7 слайд)

    Позвала бабка внучку.
    Внучка за бабку,
    Бабка…

    Прискакала к терему лягушка-квакушка и спрашивает:
    – Терем-теремок! Кто в тереме живет?
    – Я мышка – норушка! А ты кто?
    – А я …

«Угадай, из какой сказки предмет» (8 слайд)

  • Красная шапочка
  • Горошина
  • Цветик-семицветик

Конкурс «Найди пару» (9 слайд)

Соединить слово из левого столбика со словом из правого

Конкурс « Сказки о волке» (10 слайд) Дети называют сказки, героем которых является волк.

Фея: Спасибо! Предлагаю последнюю викторину, но не простую, а музыкальную. Сейчас будет звучать музыка, а вы должны узнать, из каких мультфильмов взяты строки следующих песен.

Музыкальная викторина

Включается запись.

Я на солнышке лежу,
Я на солнышко гляжу,
Все лежу, все лежу
И на солнышко гляжу! («Как львенок и черепаха пели песню»)

С голубого ручейка начинается река,
Ну, а дружба начинается в улыбки. («Крошка Енот»)

В траве сидел кузнечик,
В траве сидел кузнечик,
Совсем как огуречик
Зелененький он был. («Незнайка»)

Я водяной. Я водяной.
Поговорил бы кто со мной!
А то мои подружки
Пиявки да лягушки!
Эх, жизнь моя жестянка...
Да ну ее в болото!
Живу я, как поганка,
А мне летать охота! («Летучий корабль»)

Ничего на свете лучше нету,
Чем бродить друзьям по белу свету.
Тем, кто дружен, не страшны тревоги!
Нам любые дороги дороги! («Бременские музыканты»)

Расскажи, Снегурочка, где была?
Расскажи-ка, милая, как дела? («Ну, погоди!»)

Фея: Вот это да! Оказывается, вы, ребята, любите не только читать сказки, но и смотреть мультики? Интересно видеть героев сказки не только на экране, но и на нашем празднике.

Что за прелесть эти сказки! Сегодняшний праздник - это чудо, которое вы сотворили своими руками. Прошу всех артистов встать. Ребята, давайте еще раз поблагодарим аплодисментами всех героев нашего праздника!

А какой праздник без сюрпризов? Где моя волшебная палочка?

Фея взмахивает палочкой, и... несет огромную коробку с подарками для всех участников праздника.

Сказки гуляют по свету,
Ночь запрягая в карету.
Сказки живут на полянах,
Бродят на зорьке в туманах…
Мир озарив чудесами,
Сказки летят над лесами,
На подоконник садятся,
В окна, как в речки, глядятся…
Сказки со мною повсюду,
Их никогда не забуду.
Пусть Зло на проделки хитро,
Но все ж побеждает Добро.