Наследуют ли дети при рождении вину и личную ответственность за грехи родителей? Нет? Тогда почему болезни предков, как следствие грехов, передаются по наследству ни в чем не повинным потомкам? Можно ли молиться об исцелении от таких болезней? И почему Бог наказывает «вину отцов в детях»? Об этом для портала «Православная жизнь» - канд. богословия архимандрит Феогност (Пушков).

Евангелие, т.е. Благая Весть о спасении, приносит нашему сердцу радость совершенного отпущения грехов, данного каждому верующему в Едином Крещении именем Святой Троицы. С другой стороны, живя в мире, преисполненном страданий, человеческая мысль пытается осмыслить окружающую нас реальность. Особенно когда страдания входят в нашу жизнь – касаются наших ближних или нас самих. Нередко поверхностно рефлектирующая мысль приходит к упрощенным вариантам ответа, а жизнь «разбивает» возникшие у нас теории. В таком случае многие люди говорят об «утрате веры», отчасти это именно так, только необходимо уточнить, что это была вера в наши концепции, что отнюдь не равнозначно подлинной религиозной вере, основанной на живом Откровении Слова Божьего.

В основе религиозного откровения лежит не теория, а факт: Бог вступил в «собеседование» со Своим творением. Любой религиозный догмат представляет собою реальность жизненную, реальность духовного опыта (даже если излагается схематическим методом). И на вопрос «наследуют ли дети при рождении вину и личную ответственность за грехи родителей?» Церковь твёрдо отвечает: «Нет! И тем более, ни о каком наследовании вины по факту рождения не может быть и речи после возрождения человека в Крещении». Но у нас налицо факт наследственных заболеваний, которые иной раз и являются у родителей следствием тех или иных их личных грехов, но передаются совершенно не повинным в том детям. Как объяснить этот факт? Так же в Священном Писании (собственно, в Ветхом Завете) даны четкие указания, что Бог наказывает «вину отцов в детях». Как объяснить эти библейские высказывания? Начнем с последних.

Дурной пример

Язык Священого Писания с трудом понимается современным читателем. Не потому, что это «язык шарад и загадок» (это совсем не так), а потому, что текст написан в категориях мышления и способах изъяснения, присущего людям, жившим в очень далекие от нас времена. Это, если хотите, «социо-лингвистический разрыв». Вот библейский текст, на который чаще всего ссылаются те, кто распространяют далекие от Библии мнения, что Бог карает детей за грехи родителей: «Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий милость в тысячи [родов], прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода» (Исх.34:6-7 – см. так же Исх.20:5-6; Втор. 5: 9-10; Иер.32:18).

Смысл этого библейского текста невозможно понять, не учитывая патриархального уклада библейской культуры. При патриархальном укладе дети наследовали профессию (и все «секреты ремесла») своих родителей. Если отец был плотник, то им будет и сын, и его сын и так далее. «Отрыв от корней» очень строго осуждался обществом, а лица, ставшие маргиналами, как правило, становились изгоями. Итак, отец - плотник, и сын его – так же. Мать - ткачиха? И дочь ее так же. Ну а если отец - грабитель или пират, то кем будет его сын? Правильно, грабителем или пиратом. А если мать - блудница из публичного дома, то кем будет ее дочь, согласно «обычаям общества»? Правильно, пойдет по стопам матери.

Вот потому в данном тексте и сказано, что Бог наказывает «в детях вину отцов», т.е. если Он увидит, что дети развивают не доброе, а злое наследство, то Он покарает детей за то, что они продолжают грехи родителей. Наказание Божие простирается к потомкам в том случае, если они становятся подражателями грехов родителей (т.е. родители – виновники того, что дети грешат, ибо отцы детям дали дурной пример). Точность этого подчеркивается словами Исх. 20:5 «Я – Господь, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого [рода], ненавидящим Меня» , т.е. если вражда к Богу простирается до 3 или 4 колена – Бог простирает руку для наказания. Это прекрасно подтверждает преп. Ефрем Сирин комментарии на Исх. 20:5: «Бог, по Долготерпению Своему, терпит человека лукавого, и сына, и внука его. Но если они не покаются, налагает наказание на главу четвертого, коль скоро он в лукавстве своем подобен отцам своим» . В прямом юридическом смысле «отец не возьмет греха сына, ни сын не возьмет греха отца своего, но каждый умрет в собственном своем грехе» .

Отказ «искупить вину»

Однако понятие «наследование вины» имеет еще и второе значение – это отказ «искупить вину» (в случае если это возможно) своих родителей. К примеру, родители путём подлога и подкупа отобрали у своего соседа его имущество и передали его своему сыну, который знает о происхождении этого наследства. И хотя он сам лично не грабил, но он несет вину за то, что не возвращает обнищавшему с помощью его родителей соседу то, что ему причитается. Наверное, именно эта степень вины весьма актуальна для немалого числа наших современников. Не говоря про всё перевернувшую вверх дном трагедию 1917 года, напомним лишь времена «приватизации», когда многое было нажито «предприимчивыми людьми» ценою слез и даже крови людей «не предприимчивых». Конечно, в таком случае вина пользующегося всем этим наследника не очищается самим актом Крещения, так как после Крещения он вновь возвращается к тому, что залито слезами и кровью невинных жертв.

Еще в Ветхом Завете Бог твердо убеждает народ, что только в случае отказа детей исправить вину отцов (т.е. в случае продолжения ими греха родителей) Он взыщет с них как с виновным. «Зачем вы употребляете в земле Израиля эту пословицу, говоря: "отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина"? Живу Я! говорит Господь Бог, - не будут вперед говорить пословицу эту в Израиле. Ибо вот, все души - Мои: как душа отца, так и душа сына - Мои: душа согрешающая, та умрет» (Иез. 18:2-4). И далее говорится, что если грешник оставит путь зла и исправит свои злодеяния (вернет награбленное, отпустит долги должникам и т.д.), то и ему Бог просит все грехи. Эту личную причастность детей ко грехам родителей прекрасно понимают сами наказываемые дети: «Со дней отцов наших мы в великой вине до сего дня, и за беззакония наши преданы были мы, цари наши, священники наши, в руки царей иноземных, под меч, в плен и на разграбление и на посрамление, как это и ныне» (Ездр. 9:7). «Мы лежим в стыде своем, и срам наш покрывает нас, потому что мы грешили пред Господом Богом нашим, - мы и отцы наши, от юности нашей и до сего дня, и не слушались голоса Господа Бога нашего» (Иер. 3:25). Если же человек видит глубокую испорченность нравов своего общества (в т.ч. и родителей), он должен выйти из этого общества – что, впрочем, и совершил Авраам, «порвав с корнями». А так как этот разрыв был во Имя Божье и ради святости и верности, а не из-за гордыни, то Бог благословил Авраама. Авраам, конечно, не мог отвечать за греховные дела своих родителей и своего общества, так как он полностью с ними порвал, т.е. не соучаствовал в их делах и не жил «согласно системе», насаждающей грех.

Люди, которые рвут с корнями, перестают себя осознавать и чувствовать как продолжение свих родителей. Осознающий же и чувствующий свою преемственность от предков, видит в себе и плоды их дел (хороших или плохих), волей или неволей, сталкивается с менталитетом, наследованным от отцов. Вот почему «наши грехи» и «грехи отцов», как правило, стоят в паре, где-то рядышком друг с другом.

Генетический момент

Теперь остается рассмотреть не нравственный, а генетический (или органический) ракурс данной проблемы. Если дети не виновны по самому факту рождения в грехах родителей, то почему болезни и страдания часто приходят по цепочке именно к детям?

Если в нравственной области человек представляет собою независимую личность, свободную «порвать с прошлым» (а значит, отказаться от наследства, заработанного не честным путем или полученного в результате отпадения от веры), то в области физиологической, органической человек является частью общей «плоти мира». Все Божье творение, вся природа представляет собою единый цельный живой организм. И как в нашем теле страдание одного члена (порез пальца) приводят к тому, что боль чувствует весь человек, а не только его палец, точно так же и в природе, частью которой (пусть и возглавляющей ее), является человек. Наше безнравственное поведение разрушает нас не только духовно, но и физически. И удивительно ли, что рождаются больными дети у людей, чей организм с юности был разрушен алкоголем, нервными стрессами, «свободной любовью» и т.п.? Скорее удивительно и чудесно, если при таком раскладе дел рождаются здоровые дети. А если еще учесть то состояние экологии, к которому пришли все мы совместными усилиями в погоне за «прогрессом», то удивительно, что все мы еще живы. Своими грехами, своим образом жизни (разрушающим единство человека с низшей природой) мы сами строим себе гроб. И тут не идет речь о «каре Божьей». Это не Бог карает нас, а мы сами собираем худое приданное будущим поколениям. Кто же виноват, что дети живут тем, что им оставили их родители? Ведь никому не придет в голову сказать, что «Бог покарал смертью того, кто выпил полный стакан цианистого калия»? Почему же мы говорим о «каре Божьей», когда видим, что ребенок алкоголиков рождается больным? Это неправильное суждение!

Христианское отношение к данному вопросу можно суммировать так: родители передают своим детям последствия своих грехов в виде болезней и других страданий, но не сами грехи, а потому и детей, которые страдают не "за вину", а "по вине" родителей, мы не считаем грешниками, проявляем к ним сострадание и стараемся облегчить их жизнь .

Конечно, Бог Всемогущий силен исправить то, что в нас было нарушено грехом. Он силен и детей, рожденных от «больного корня», исцелить. Но это уже совершенно другая тема. И верующие люди с любовью могут возносить свои просьбы к Богу об исцелении наследственных болезней, прилагая, в том числе, и естественные усилия на борьбу с ними.

Свт. Василий Великий. Письмо № 223 (по нумерации PG) – в русском переводе № 215 // Письма (в переводе МДА), М., изд. «Сойкина», 1911г. с. 266.

Никогда еще не было столько стертых комментариев и банов.

Мне казалось, что я цитирую старину Очевидность, когда пишу, что старших нужно уважать, а оказалось, что я рву шаблоны. Когда же успели появиться такие дикие шаблоны и зачем?

К шаблонам, кстати, я отношусь уважительно. К диким нет, но даже дикие шаблоны просто так не возникают, то есть какую-то практическую задачу они стараются выполнять.

На мой взгляд, шаблон «во всем виноваты родители» пытается выполнять три практические задачи.

1.Ограничивать власть родителей, которая до середины 20-го века была слишком большой. 2. Утверждать культ детства, который до 20-го не то что не был культом, но и сам феномен детства появился очень поздно. 3. Ослаблять невротические симптомы, снимая с невротика ответственность.

Кроме того, что ненависть не дает личности отделить и восстановить свои границы и тормозит ее развитие, обвинение родителей не решает нормальным образом ни одной из поставленных задач. И сейчас я постараюсь рассказать, почему эти задачи не решаются и как их лучше решать.

Власть родителей над ребенком имеет конструктивную и деструктивную части. Конструктивная состоит в том, что родитель ограничивает свободу ребенка, когда эта свобода может нанести ему вред, и направляет эту свободу в полезное русло. Направляет мягко, с любовью, не грубо, но направляет (кстати, грубость часто возникает от того, что родитель не считает себя в праве направлять и получает это право лишь когда его «достало», то есть доводит себя до аффекта и тогда уже орет на ребенка). В идеале родитель следит, чтобы маленький ребенок не засовывал шпильки в электророзетки, не запихивал в нос кнопки, не ел горстями песок, не лез в окно, не бил ногами кошку, не поливал незнакомую тетю из лейки, то есть не совершал никаких действий, способных повредить его жизни и жизни других людей. Родитель выступает опекуном и защитником неразумного существа, поэтому он обязан иметь власть.

Деструктивная часть этой власти состоит в том, что ограничение свободы ребенка может касаться не только безусловно вредных его действий, но и условно вредных и даже полезных. То есть в то время как ребенок хочет активно познавать мир и утверждать себя в этом мире, родитель может блокировать его полезную активность, подавлять его растущую личность, ради собственного спокойствия или желая угодить окружающим, и тем самым ребенку вредить. Идея обрушить на родителей тонны гнева, чтобы запретить им самодурство и обязать их ограничить власть, имеет в своей основе стремление уменьшить деструктивную часть родительской власти. Но приводит это, чаще всего, к другому результату.

Во-первых, это приводит к тому, что страдает конструктивная опека. То есть родители, которым промыли антиродительской идеей мозги и объяснили, что ребенок – личность с первой минуты, вместо уважительного отношения к ребенку создают из него культ. Их ребенок - гений, их ребенок – индиго царь и бог, и они, и даже окружающие люди должны этому ребенку поклоняться, все его желания считать законом, а каждое его слово - заповедью. Он мудр с рождения и если ему хочется есть песок, значит песок необходим для его пищеварения, а если он поливает незнакомую тетю из лейки, значит она того заслужила. Не говоря о том, что такая "свобода" может стоить здоровья самому ребенку, она еще вызывает регулярный негатив окружающих и с детства формирует представление о том, что мир – источник враждебности. То есть дает 100 очков вперед для социальной дезадаптации.

Любящую маму такие дети не воспринимают как часть мира, они воспринимают ее как часть себя, причем часть инструментальную, неодушевленную, послушную их желаниям. Отделения от такой матери не происходит, поскольку границы начинают формироваться не столько на основе осознания своих потребностей, сколько на основе понимания, что другие люди имеют другие потребности, отличные от твоих. Если взрослый растворен в ребенке и выполняет любые его прихоти с готовностью самурая, самостоятельного Я не формируется, ребенок надолго застревает в недифференцированном нарциссическом состоянии. То есть научить маленького человека быть свободным, можно только научив его уважать свободу, то есть потребности других людей. В противном случае такой ребенок останется убежденным, что другие люди созданы для него.

Но часто, и это, во-вторых, болезненный страх перед деструктивной опекой не только снижает конструктивную опеку, но и дает обратный эффект. То есть деструктивная опека, наоборот, возрастает. Это происходит потому, что источник деструктивной опеки отнюдь не эгоизм родителей и не их равнодушие, а их слияние с ребенком, которое усиливается из-за страха перед деструктивной опекой. То есть людям кажется, что подавление детей происходит от невнимательности родителей, и поэтому ругать и обвинять родителей полезно, они станут более внимательными. На самом деле, когда на родителей начинают давить, обвиняя их в том, что они уродуют детей, это вызывает у них еще больше невротической зависимости, а значит еще больше деструктивной опеки.

То есть конструктивная часть опеки снижается, а деструктивная возрастает. Родитель боится фрустрировать ребенка нормальными запретами, он боится сказать ему слово «нельзя» и слово «нет», и ребенок формирует свой мозг в мире, где ему можно все, а другие созданы для удовлетворения его потребностей. Если бы ребенок при этом действительно пользовался свободой, мир очень быстро показал бы ему, что есть еще его желания: незнакомая тетя, облитая из лейки, обругала бы ребенка, кошка, которую он схватил за хвост, оцарапала бы его, розетка, в которую он сунул бы шпильку, ударила током, песок, которого он съел несколько маленьких ведерок, вызвал бы жесткую диарею, часть детей при таком свободном режиме погибла бы, но выжившая часть приобрела бы навыки общения с этим миром при уважении его отдельного бытия. Нет, я не рекомендую отпустить всех детей в такое свободное плавание. Времена, когда рожали пару десятков, а выживало двое, надеюсь, прошли. Я лишь о том, что свободу ребенка нельзя сформировать, создав у него видимость, что мир – всегда к его услугам.

Как поступает родитель, который боится сказать ребенку «нет», но при этом не хочет экспериментировать с его выживаемостью? Он убирает из дома все предметы, которые теоретически могли бы привлечь его внимание и повредить ему, в доме остаются только мягкие игрушки, подушки, ковры, а все углы и розетки закрыты. Нет, это как раз неплохо, это позволяет и ползающему ребенку сохранить здоровье и матери не стоять ежеминутно над ним. Я сейчас о другом. Я хочу описать весь искусственный мир, в котором оказывается ребенок. Дома он может хватать все, что хочет, ему можно все, все опасное из дома просто убрали. На улице он гуляет в стерильном дворе, где опять же можно все, и нет животных, а если и есть то лишь такие, которые согласны терпеть, когда их таскают за хвост. Взрослые, которые посмели сделать замечание ребенку, жестко посылаются подальше, и ребенок видит, что он абсолютно прав. Опять же я не хочу сказать, что все дети проявляют жестокость, нет, но если ребенок по какой-то причине хочет мучить животных или доставать незнакомых людей, ему все же следует сказать «нельзя» и извиниться перед этими людьми (и животными тоже), чтобы ребенок видел, что он поступил как-то не очень. Не нужно ругать его, если он мал, достаточно просто дать понять, что он поступает неверно, от этого знания с ним не произойдет фрустрации, а вот от непонимания законов этого мира немного позже обязательно произойдет. Но родители, запуганные тем, что если ребенка ограничивать в чем-то, его личность тут же необратимо деформируется, предпочитают создавать вокруг ребенка искусственный мир, а не ребенка адаптировать к реальному миру. Но в искусственном мире, увы, у ребенка разовьется не нормальная личность как инструмент активной адаптации к социуму, а псевдоличность, способная жить только в иллюзиях. Те, кто думают, что сначала ребенок должен вырасти в теплице, сильным, а потом уже выйти в мир, не понимают, как формируется мозг и личность. То и другое формируются только из реального материала, и никакой силы заведомо и априорно развить нельзя, только в процессе взаимодействия с реальным миром.

Изменив себя и домашний мир под то, что кажется матери «волей ребенка» (хотя этой воле еще нужно сформироваться из реальных дел), она полностью себя растворяет. То есть боязнь родителей показать ребенку, что у них тоже есть какие-то собственные потребности, отличные от его, приводит не к свободе ребенка, а наоборот, к слиянию с ним. Матери кажется, что она ни в чем не ограничивает его свободу, а только поддерживает и одобряет все его желания. Но фокус в том, что при слиянии с матерью ни одно желание ребенка не является собственным, это всегда симбиоз. То есть самой своей бесконечной угодливостью и вечной подстройкой мать проникает в Я ребенка и поселяется внутри.

Осознавая этот симбиоз в подростковом возрасте или позже, ребенок может начать бунтовать, пытаясь освободить свое Я из симбиоза. Но так как сформировался он в искусственном мире, личность его в той или иной мере нарциссична, а локус контроля инфантильный, то есть чисто внешний, на помощь приходит все то же «во всем виноваты родители». Он решает, что чувство вины и долг перед родителями, не дают ему дышать, и поэтому начинает припоминать все плохое, что когда-либо делали они, словно создавая на них досье, чтобы заслужить для себя право отделиться.

Иногда плохого действительно хватает. В попытках согнуть мир в бараний рог ради счастья ребенка многие родители испытывают приступы агрессии, когда происходящее выходит из-под контроля (а это само собой случается часто). Раствориться так, чтобы уничтожить свое Я и достичь полного смирения, способны очень редкие матери и почти никогда отцы. Большинство то себя подавляют, то наоборот распускают, не выдержав напряжения, и начинают орать на ребенка. Никто никогда не орет от равнодушия, все орут, когда не могут быть равнодушными, потому что от чужой воли зависит собственное благополучие. Только отделение своего благополучия от чужой воли, то есть разделение границ Я-Другой может снизить остроту конфликта, а больше ничего. То есть когда дети, томящиеся от слияния с матерями, собирают на них досье (в которое подшито, когда и как матери их гнобили), они не достигают цели. Невротическое чувство вины не проходит от ненависти, а наоборот, возникают новые прецеденты для этой вины.

Ненависть увеличивает чувство вины, точнее запускает цикл качелей «подъем (ненависть)- спад (вина)». Чем сильнее бросок в ненависть, тем сильнее бросок в вину. Но чем сильнее вина, тем сильнее и ненависть. Из чувства вины нельзя выйти через ненависть, из чувства вины можно выйти только через признание факта своих ограниченных возможностей. Вместо «я виноват» - «так вышло» и «это не моя воля». Из ненависти нельзя выйти через чувство вины, а только через признание факта ограниченных возможностей другого человека. Вместо «он виноват» - «так вышло» и «он поступал, как мог». В самых плохих случаях помогает «он был в аффекте» и даже «он болен».

Некоторые боятся, что понимание ограниченности своей воли может внушить установку на полную пассивность, бездеятельность и покорность судьбе. Но это не так. Когда человек переоценивает свою волю, когда он думает, что может влиять на волю других людей или менять вещи, которые вне его доступа, он бессильно бьется о преграды, бьется до тех пор, пока окончательно не теряет силы. В бессильном состоянии человек вынужден принять идею пассивности и покорности судьбе. Когда силы немного восстановятся, он опять может начать атаку на то, что его воле не подчиняется. И так до тех пор, пока окончательно не разочаруется в своей воле и не станет полностью равнодушным и пассивным.

Если человек признает ограничения своей воли, он имеет возможность увидеть то, что его воле подчиняется. В этом случае вместо того, чтобы биться о преграды, он может менять то, что изменениям с его стороны поддается. Результат будет закреплять такой паттерн поведения, и в следующий раз человек будет очень внимательно оценивать, насколько эффективно может быть его участие. В случаях сомнительных, когда не понятно, насколько человек может повлиять на ситуацию, он тоже может рискнуть, но заранее приготовиться к тому, что результат не гарантирован, поскольку зависит не только от него.

То есть понимание ограниченности своего влияния не может сделать человека безвольным и пассивным, а наоборот, позволяет ему наращивать активность на той территории, где эта активность имеет смысл.

«Синдром жертвы», «психология жертвы», «менталитет жертвы», «феномен жертвы» или виктимность - это все комплекс социальных, психических и физических признаков и черт личности, которые повышают возможность ее преобразования в жертву (к примеру, несчастного случая, деструктивного культа, преступления и т. п.). Как избавиться от виктимности навсегда?

Что такое виктимность?

Виктимное поведение - это определение, которое распространено в криминалистике и психологии (происходит от лат. victima - существо, приносящее в жертву). Криминалисты определяют виктимным противозаконное, безнравственное или вызывающее поведение пострадавшего, которое стало причиной для совершения преступления . В народе про это поведение говорят проще: сам напросился. Жертвы такого рода совершенно не желают оказываться в любых таких неприятных ситуациях, но все-таки все время в них «вляпываются».

Ущерб материальному благополучию, здоровью или жизни совершенно не обязательно может наносить другой человек - можно быть жертвой диких животных или вооруженного конфликта, несчастного случая, стихии, разных механизмов или аппаратов.

Жертв несчастных случаев и преступлений изучает отдельная наука, которая называется виктимология, ее идея зародилась несколько веков назад. Было доказано, что профилактика криминальности общества влияет не только во время воздействия на потенциального преступника (от семейного воспитания до наказания виноватого в назидание остальным). Виктимология уже с давних времен работает незримо в роли одного из средств, которое предотвращает преступления непосредственно с помощью потенциальных жертв.

Виктимность является выработкой в гражданах сознательного поведения, которое препятствует нанесению материального ущерба, нападениям и несчастным случаям. Причем это и тесное взаимодействие с архитекторами, которые продумывают городское пространство таким образом, чтобы в нем было минимум закрытых мест, хорошо подходящих для совершения противоправных действий.

Во многих развитых странах в школьных курсах производится инструктаж по виктимности. Детей учат не перебегать дорогу в неустановленных местах, не открывать дверь посторонним, не садиться в автомобиль к незнакомым людям и т. д. Выполнение самых элементарных правил каждый день спасает не одну тысячу жизней, а халатное к ним отношение - их губит.

В немалом зависит склонность к виктимному поведению и от семейного уклада. Например, в семье, в которой взрослые за свои слова отвечают и все обещания выполняют, дети больше склонны слушать их советы и в разных ситуациях выбирать правильные решения. Дети знают - родители правильно поступают, а, соответственно, и советы их также являются правильными. Помимо этого, в семьях с виктимными родителями, как правило, вырастают и виктимные дети. В психологии виктимного поведения существует три вида людей, которые провоцируют над ними насилие:

  • неустойчивые;
  • псевдопровоцирующие;
  • пассивно-подчиняемые.

Последний является наиболее распространенным (40%) и характеризуется тем, что жертва обороняется неуверенно и вяло, или совершенно не обороняется и выполняет все требования, которые выдвигает нападающий. Ко второму случаю относится ¼ жертв, эта ситуация характеризуется провокацией нападающего активным сексуальным заигрыванием и даже иногда совместным распитием алкогольных напитков (когда речь идет про изнасилование) либо в иных действиях, которые вызывают агрессию второй стороны. К первому типу пострадавших относится 35%, и он характеризуется резким изменением линии поведения, чередованию и непоследовательности остальных типов.

Виктимное поведение в психологии рассматривается как отклонение, которое основано на двух факторах, работающих порознь или одновременно: негативное влияние социума и личная предрасположенность. Подростки больше подвергаются психологическому комплексу виктимности.

С учетом криминологической классификации виды виктимного поведения делятся на:

  • пассивное;
  • интенсивное;
  • активное.

Активное поведение - это провокация преступления, при этом не редко преступник вначале не предполагал нападать на жертву. Интенсивное - это поведение, когда жертва правильно предпринимала попытки не допустить опасности, но это не смогло ее защитить. Пассивное поведение состоит в полном отсутствии сопротивления.

Факторы риска и причины возникновения виктимности

За долгие годы проводилось довольно много психологических исследований, которые были направлены на изучение разных сторон «виктимизации», с учетом которых выделяются такие факторы риска и причины развития и возникновения такого феномена, как виктимность:

Положение социально-психологического статуса семьи:

  • очень молодые родители, которые не в состоянии в силу своего возраста обеспечивать полностью семью;
  • неполная семья;
  • жизненная неустроенность, к примеру, у обоих из родителей низкая зарплата или у какого-то из родителей нет работы.

Особенности стиля и норм воспитания в семье:

Социальные причины:

  • напряженные отношения с учителями;
  • напряженные отношения со сверстниками;
  • наличие каких-то дефектов или травм;
  • опыт пережитого насилия;
  • нахождение в антисоциальных группах.

Вышеперечисленные факторы риска и причины активируют процесс формирования агрессивности, тревожности и неадекватной самооценки, что делает эмоционально неустойчивым человека, это увеличивает возможность превращения человека в жертву.

Основные симптомы виктимности

У человека с виктимностью могут отмечаться разные проявления поведения. Среди них можно выделить следующее:

Лечение виктимности

Лечение такого заболевания, как виктимность может производиться в нескольких направлениях: медицинскими препаратами и с помощью психотерапии.

Не существует конкретного лекарства против этого расстройства, поэтому выбор препаратов и подходов в психотерапии будет зависеть от причин и факторов появления нарушения.

Медикаментозное лечение

Может выполняться с помощью использования следующих групп препаратов:

  • Транквилизаторы. Производят противотревожный эффект, то есть снижают уровень страха и тревоги. Кроме того обладают миорелаксирующим и снотворным эффектом.
  • Антидепрессанты. Направлены на восстановление патологически плохого настроения, понижение выраженности нервно-психического перенапряжения и тревоги с помощью повышения количества серотонина в крови, отвечающего за сохранение баланса настроения.
  • Нормотимики. Направлены на смягчение «острых углов характера», на стабилизацию настроения, а также, вспыльчивости, импульсивности и раздражительности.
  • Седативные препараты снижают эмоциональное перенапряжение и вызывают успокоение. К этим средствам относятся: настойки мяты, пустырника и валерианы.

Психотерапевтическое лечение

Это лечение может производиться в таких направлениях:

В рамках психотерапии также может использоваться музыкотерапия, основная задача которой гармонизировать душу и тело, уравновесить эмоциональное состояние с помощью музыкальных средств. Также используется арт-терапия, задача, которой гармонизация психического состояния человека через развитие способности самовыражения, а также достижение умиротворения и спокойствия. То есть, виктимное поведение - это то, что необходимо осознать, понять и научиться контролировать.

Скорее всего вы уже замечали, что есть люди, которым катастрофически «не везёт». Возможно, даже, вы сами себя считаете одним из таких «невезучих», которых постоянно критикуют, ругают, которым часто грубят, вечно обманывают и прочее. В таком случае, возможно, что вы виктимная личность.

В науке поведение жертвы называется виктимным. Термин «виктимное поведение» и «виктимность» (от англ. victim — жертва) есть в психологии и в криминалистике. Это некое провоцирующие поведение, привлекающее к себе негативное внимание людей и различного рода антисоциальных личностей. Также виктимность — это склонность человека попадать в ситуации, которые могут причинить вред ему и его здоровью.

Самого человека с психологией жертвы называют виктимной личностью. Такие личности подвержены быстрому эмоциональному истощению и поэтому легко поддаются на большинство манипуляций.

Виктимными личностями называют людей, для которых свойственно виктимное поведение. Виктимность — это склонность человека к такому поведению, при котором он становится объектом нападения других людей. Проще говоря, виктимность — это провоцирующее поведение, которое делает человека жертвой.

Наличие проблем с виктимностью породило и область знаний — виктимологию. Виктимология — это раздел криминологии, который изучает процесс виктимизации. Виктимизацией же называют процесс в результате которого личность приобретает комплекс поведенческих ошибок, делающих её жертвой преступления.

Проблемы в жизни виктимных людей часто случаются похожие одна на другую.

Интересно, от чего так происходит?! Почему одним из людей этой категории настолько не везёт, что когда их жизнь заканчивается печально, о них даже говорят: «Этого следовало ожидать». Другие «невезучие» продолжают «вляпываться» в истории с завидным постоянством. В конце концов их может начать одолевать чувство никчемности и безысходности… Дальше больше: нервно-психические расстройства, тяжелая или разного рода зависимости, а если не лечиться, то, возможен и суицид.

Нужно заметить, что человек с поведением жертвы, не всегда устраивает себе неприятности по причине собственного желания испытать какие-то страдания (это было бы мазохизмом). Он попадает в них потому, что совершает поведенческие ошибки. Некоторые из этих ошибок коротко рассмотрим в этой статье.

Виктимная личность, виктимность. Причины виктимности

Почему плохо виктимное поведение? Сначала, стоит обратить внимание на общую причину всех ошибок этих людей- жертв неприятностей. Они постоянно настроены на отрицательную сторону событий в своей жизни и не могут оторваться от переживаний и по этому поводу. Образно говоря, они «застревают» в отрицательном состоянии. Их степень погружения в себя и свой негатив, мешает увидеть что-то хорошее, в своей жизни и размышлять о своих перспективах.

Постепенно, практически полностью, утрачивается способность быстро переключать внимание, контролировать ситуацию, ставить цели, адекватно оценивать события и видеть последствия своих поступков. Результат такой «работы» на внутреннем плане хорошо заметен и снаружи, то есть отражается на всей внешности: походке, осанке, лице и т.д.

Виктим

ВИКТИМНАЯ ВНЕШНОСТЬ

Если говорить о выражении лица, то на нём держится этакая маска (или печать) нерешительности, отрешённости, уязвимости, возможно угрюмости или вселенской грусти. Эта печать является сигнальным маяком, указывающим на легкую добычу и выделяет человека из толпы, делая мишенью различных гадалок, маньяков, грабителей, вымогателей, и т.п.

Профессор Бетти Грейсон провела интерес­ный эксперимент. Она показала, си­дящим в разных , не знакомым между собой преступникам видеозаписи иду­щих по улицам людей. Это были просто обычные прохожие, принадлежащие к различ­ным социальным и возрастным груп­пам. Они не знали, что их снимают, поэтому вели себя естественно.

Исследователи попросили заключенных выбрать, кого из прохожих в этой видеозаписи они использовали бы как свою намеченную жертву. Большинство указали на одних и тех же людей. Особенности « » дополняют вышеописанное о выражении лица: неуверенная, неуклюжая походка; сутулые плечи с опущенной головой; движения зажатые; потерянный вид; вя­лый, потухший, избегающий контакта взгляд.

Интересно, что виктимные личности, в соответствии с некоторыми их особенностями делятся на три категории: аутовиктимные, виктимные, гипервиктимные.

ТИПЫ ВИКТИМНЫХ ЛИЧНОСТЕЙ И ПРИМЕРЫ ВИКТИМНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Аутовиктимные

Аутовиктимные — это те люди, которые добровольно приняли на себя роль жертвы. Если им предъявить условную ситуацию, в которой есть жертва, преследователь, спаситель, плюс другие какие-то роли, и спросить в какой роли здесь они видят себя, то аутовиктимный будет идентифицировать себя именно с ролью жертвы. То есть в большинстве ситуаций они настроены на печальный её исход и свои страдания.

Это состояние называют рентной установкой и возникает оно, чаще всего, на фоне поддержки со стороны окружения. То, есть, окружение человека чрезмерно озабочено его благополучием. Людям виктимный человек кажется слабым, беспомощным, он вызывает чувство жалости, сочувствия и желание помочь. Они это и делают, закрепляя таким образом у него и желание жаловаться на жизнь.

Поведение же всех этих людей совместно с жертвой образовывает порочный круг () из которого трудно выбраться: чем больше сочувствуют и помогают аутовиктиму, тем больше он ожидает помощи и поддержки, больше жалуется на жизнь, чтобы ему больше помогали. Сам он все больше «расслабляется», надеясь на то, что за него все сделают, все решат, всегда помогут и т.д. В результате становится всё ленивее и беспомощнее, а это, в свою очередь порождает новые причины для жалоб.

В такую игру виктимный человек может втягивать всё большее количество людей. Многие семьи на протяжении всей жизни не могут выйти из заданных виктимом ролей. Среди «втянутых» также могут оказаться и сердобольные соседи, и коллеги по работе, и друзья… В общем, все кто только может быть рядом. Озабоченные благополучием опекаемого, люди, даже и не подозревают, что эта их чрезмерная забота влияет очень отрицательно на объект их неустанного внимания. И они, собственно говоря, «пляшут под его дудку», думая, что изо всех сил помогают.

Дальнейшее развитие и самореализация человека становятся просто невозможными в таких условиях. Жизненные силы и желание предпринимать активные действия утрачиваются, возникает состояние безысходности и бессмысленности бытия — ведь жизнь человека проходит без собственного активного участия… Вполне логично, что и мысли о смерти становятся всё чаще его спутниками, при внешне вполне стабильных условиях (благополучная семья, материальный достаток и т.д.).

Если в семье выростили аутовиктима то его будущее зависит от референтной (значимой для него) группы, в которой он находится. То есть, если друзья любят посидеть в компании и выпить, скорее всего он станет алкоголиком, если есть общительный сосед или одноклассник наркоман, больше шансов стать наркоманом. Не важно какого пола этот аутовиктим. Если в референтной группе аутовиктима никто не страдает зависимостями или это вызывает отрицательную оценку, то ему не избежать депрессии. Вот такой печальный выбор у тех, кто любит манипулировать другими с помощью жалости к себе.

Для мошенников хороший объект: послушали жалобы на жизнь, посочувствовали, назвали классным парнем (девушкой) с глубокой натурой, подтвердили, что весь мир не может понять такую тонкую переживательную натуру и можно брать «голыми руками».

Виктимные

В отличие от предыдущего типа личности, этот тип не сам выбрал роль жертвы. Эта роль предписывается человеку обществом. Именно оно и ставит виктима в определенные заданные рамки поведения. То есть, его окружение своими нормами, принципами, видением роли этого человека в семье или на работе, постоянно диктует ему то, как он должен себя вести. Ему предъявляются явно или не явно требования типа: » хороший отец делает так… «, «от хорошего мужа ожидается то-то…» или «разве может настоящий мужчина так сделать…?» То словами, то реакцией на дела, окружение манипулирует человеком, как бы наклеивая на него ярлык, и тот, в свою очередь в соответствии с этим ярлыком считает, что вынужден жить по заданной программе, ожидаемой этим окружением.

Человек может мучиться от этой навязанной ему роли, но будет покорно её исполнять, поскольку либо не видит другого выхода, либо очень боится общественного мнения. По сути это раздавленная, безликая личность. Он постоянно стоит перед выбором: «Кому я сейчас должен угодить? Коллективу, начальнику, жене, тёще, другу?» А, если все эти личности влиятельные? Если вдруг, их интересы вступят в противоречие друг с другом и они начнут с одинаковой силой давить на виктима в разных направлениях? Как вы думаете, что ему тогда может прийти на ум? Легко ли не впасть в ? Те, кто не смог справиться с этой задачей часто заканчивают суицидом. Мне, например, стало известно об одном таком случае, когда мужчина покончил с собой после того, как его любовница забеременела. С одной стороны семья: жена с двумя детьми, с другой любовница, которая начинает заявлять свои требования. Неразрешимая дилемма, в которую впутался он сам.

Вот как сложно людям, если они не нашли правильный ориентир в жизни и когда у них нет четких целей и принципов…

Гипервиктимные (виктим агрессор)

Гипервиктимы это активисты от виктимов. Они прямо таки лезут везде на рожон, потому что по жизни неудовлетворены своим положением. От этого и постоянная раздражительность, тревожность, беспокойство, агрессия, вечно дурное настроение. В дополнение ко всему их может подстегивать и чувство вины, навязанное со стороны. Так появляются люди, не думающие о последствиях своего поведения, ведомые лишь удовлетворением обострённой потребности вылить свою неудовлетворенность на других.

Поскольку основные потребности у мужчин и женщин разные, то и поведение гипервиктимов часто продиктовано их полом. Например, у женщин основная потребность чтобы их любили… Но когда женщине со стороны навязано мнение, что любят только красивых, она начинает делать грубые ошибки: постоянно ищет как украсить себя, улучшить фигуру, как сделать впечатляющий макияж, прическу. Хотя быть ухоженной важно, но у многих это доходит до абсурда и они попадают в одну из психологических . И начинается серия пластических операций, дорогих салонов, куча одежды, бижутерии, красок… Не спроста в интернете « » один из популярных женских запросов «. И именно такие женщины чаще других будут объектом агрессии и жертвами нападок со стороны людей, замечающих их эту слабость (зависимость от оценки других).

Вместо того, чтобы задаваться вопросом: «Как стать красивой?», не лучше ли подумать о том как стать: хорошей хозяйкой, матерью, женой; как научиться любить; … Или на худой конец: «Как стать умной?»

Почему погоня за красотой отбила способность мыслить и девушки начали думать, что мужчинам пойдёт и грубая, и неотёсанная, и с пустой головой… лишь бы модная. Вот и одеваются некоторые из них так, и ходят в таких местах, и в такое время, что невольно становятся мишенью далеко не лучшей части мужского пола.

Гипервиктимные личности отличаются кризисным стилем реагирования при возникновении и преодолении трудностей. Пессимистичность, нежелание и неумение радоваться жизни, а также жалость к самим себе постоянные спутники гипервиктимных. Их поведение часто порождает конфликтные ситуации, в которых они и оказываются жертвой, проявляя негативные эмоции и обрушивая их не задумываясь о последствиях. Так, например, мама или жена, постоянно подавляющие своими претензиями, огорчениями и т.п. сына или мужа, могут взрастить собственными руками маньяка, который потом ищет жертву, похожую на них. Мысленно он давно и не раз хотел убить эту свою родственницу, но нет возможности сделать это незаметно. Поэтому свою агрессию маньяк может переносить на других, похожих женщин, представляя на месте жертвы конкретную личность. Гипервиктимные девушки, как раз «подходящий вариант».

Ну, а если такой маньяк сам физически слаб, то будет искать более слабую и беспомощную жертву из типа аутовиктимных. Сами маньяки тоже из среды виктимов, поскольку это исковерканные, давлением людей или обстоятельств, личности со слабой психикой. К уравновешенным женщинам, которые способны спокойно и вежливо спросить: «Мужчина, у вас какие-то трудности?», пристают существенно реже.
Причём, в такие моменты «приставания» очень важен баланс,»вежливость — уверенность». Сильные люди обычно вежливы в общении в целом и с незнакомцами в частности и уверены, что и к ним отнесутся корректно.

Примеры поведения гипервиктимов

Если говорить о гипервиктимах мужчинах, то их поведением часто движет желание показать, что он мужик. Он, постоянно хочет видеть и убеждаться в том, что его уважают. Поэтому ищет поводы для того, чтобы лишний раз доказать это. Про себя он часто задается вопросом: «Как стать настоящим мужиком?» На самом деле этот вопрос показывает, что человек не чувствует себя уважаемым. Если мужчина является хорошим главой семьи, отцом, мужем и если на работе его ценят как специалиста, то ему и в голову не придёт такой вопрос. Гипервиктим же, постоянно сомневается: «мужик я или не мужик?», «здесь меня уважают или нет?». Поэтому может участвовать в соревнованиях «кто больше выпьет» или сделать что-то опасное, но впечатляющее других.

В прошлом у меня был сосед — яркий наглядный пример такого гипервиктима. Он прошёл «школу тюрьмы», а сестру его жены угораздило выйти замуж за милиционера (теперь полицейский). Жили они по соседству — на одной площадке, за стенкой друг у друга. Мне часто приходилось наблюдать такую картину, как после какого-нибудь гуляния, сопровожавшегося приёмом спиртных напитков, этот сосед начинал пинать в дверь полицейского и орать: «Выходи мент поганый!». После того как жена «мента» из-за двери начинала его уговаривать чтобы он успокоился, он ещё больше орал: «Что испугался?! Я тебя не боюсь! Я знаю, что ты дома, выходи». К разговору присоединялся сам полицейский, тоже прося успокоиться, ведь у него двое маленьких детей и они могут проснуться. Но это нашего героя никак не останавливало, он продолжал орать, пинать, угрожать и обзываться…

Через какое-то время слышался удар об мою дверь, потому что она находилась в противоположном конце коридора. И если в коридоре что-то стояло, то этот удар сопровождался грохотом падающих предметов. Дальше начинались вопли жены этого героя и потом волочение его тела. По этому сценарию события разворачивались постоянно и довольно часто, пока семья полицейского не переехала в другую квартиру. Заканчивалось это тоже всегда одинаково — одним ударом об мою дверь. И после этого уже никаких криков, кроме причитающей жены.

Интересно, что этот геройствующий не мог не знать о том, чем закончится его выступление. Понятно же, что ситуация требует его как-то успокоить. Любой здравомыслящий человек удивился бы зачем он так делает, если заранее знает, что ему попадёт. Но для гипервиктима, желающего доказать, что он мужик это самая, можно сказать, защищенная ситуация. Он знает, что сильно бить его не будут, всего-лишь один раз, потому что полицейский законопослушный гражданин, который не будет запинывать его до смерти, как это могли бы сделать уличные подростки или другие неблагополучные элементы. Зато какая возможность по-геройствовать и показать всем соседям и родственникам какой он мужик (так он думает).

Некоторые любят полихачить на мотоциклах или снегоходах, которые, кстати, даже называют «убийцы олигархов». Также к гипервиктимам можно отнести людей, уверенных в том, что машина не должна ездить меньше ста тридцати километров в час. К этой же категории относятся и те, кто любят бравировать тем, что у них есть много денег и они могут бесстрашно доставать и пересчитывать их на улице.

Девушки, которые могут сесть в случайную машину или голосовать на дороге поздно ночью тоже подвергают себя риску и являются гипервиктимными. Не стоит, даже пристально смотреть мужчинам в глаза, особенно если это незнакомец. Он однозначно расшифрует это как недвусмысленное предложение.

С подозрительными субъектами вообще очень важно не встречаться взглядом. Конрад Лоренц, знаток психологии животных писал, что при встрече с незнакомой собакой нельзя смотреть ей в глаза. Животное такой взгляд воспринимает как вызов и, скорее всего, отреагирует агрессивно. Преступник в чем-то похож на такое животное, поэтому психологи дают рекомендации тем, кто попал в заложники к террористам — стараться смотреть в окно, в пол или что-нибудь читать — главное не встречаться взглядом с террористом чтобы не привлекать его внимания к себе.

КАК ВЗАИМОДЕЙСТВОВАТЬ С ВИКТИМАМИ?

Чтобы понять, как общаться виктимным человеком, необходимо учитывать к какой категории «виктимов» человек относится. Если это аутовиктим, то его поведение и соответственно ваше по отношению к нему, подробно описано (роль жертвы). Вам только нужно определить, какую роль по отношению к этой Жертве вы выбираете чаще всего и избавиться от этой роли.

Если вы вынужденны общаться с «чистым» виктимом, то его необходимо научить адекватному поведению. Чаще всего это либо неопытные, либо с ослабленной психикой люди, нуждающиеся в эмоциональной и информационной поддержке (развитие уверенности в себе, ориентации в социуме).

Гипервиктимны коррекции поддаются сложнее в всего. Здесь может помочь (если у него будет свое собственное стремление и желание) напоминание нравственных норм, требования законов государства и морали.

Хотите проверить насколько вы виктимны, можете ответить на вопросы теста. И если в ответах окажется, что вы более экстернальны, чем интернальны, то, возможно вам требуется помощь.

ЖЕРТВЫ, НО НЕ ВИКТИМЫ

Если у вас появился вопрос: «Какие люди НЕ относятся к виктимным, ведь не все, кто стал жертвой были виктимами?», то, вот некоторые характеристики НЕ ВИКТИМОВ. Эти люди отличаются ответственностью, они доброжелательны к другим, а к себе в меру требовательны. Это сознательные личности, которые хорошо понимают последствия своих поступков. К жизненным трудностям относятся как к решению поставленных задач. Они не считают, что за них должен кто-то всё сделать. Умеют ставить и достигать цели. Эмоционально стабильны.

Если у вас есть вопросы по теме, можете задать их автору статьи Лебедевой Марине Николаевне

Хотите получать новые статьи этого сайта? Подпишитесь на рассылку и вам не нужно будет каждый раз нас долго искать.

Будем рады вашим комментариям

Чтобы вернуться на главную, кликните

(Visited 9 306 times, 2 visits today)