Жизнь простых малоимущих крестьян полностью зависела от двух факторов: господина и матушки-природы. Феодал обкладывал налогами (феодальными повинностями), а природа со своей стороны тоже иногда не жаловала: засухи, слишком морозные зимы или дождливые лета сводили на нет все попытки крестьянина выбраться из нищеты и прозябания.

Лишь самые трудолюбивые и настойчивые добивались своего и могли улучшить свое положение.

Что такое феодальная повинность?

Повинности крестьян заключались в соблюдении нескольких пунктов договора, при заключении которого феодал обязывался предоставить крестьянину и его семье землю для проживания и засева поля, а также защищать его землю и поместье от нападений врагов. При этом такой вид соглашения не был рабовладельческим: в любой момент семья крестьянина могла перейти к другому феодалу в услужение, но земли, которые ему выделялись, конечно же, отбирали.

В средневековой истории феодальных повинностей было несколько:

  • Барщина.
  • Денежный оброк в пользу феодала.
  • Церковная десятина.
  • Другие условия местного характера.

Барщина

Эта феодальная повинность заключалась в принудительной обязанности работать на поле господина 2-3 дня в неделю. Посев и жатва зерновых, покос сена, строительство и ремонт зданий, уход за скотом и многие другие виды работ были тяжелым ярмом на шее крестьянина.

Феодал часто нарушал условия барщины и задерживал на своих работах подневольных людей: пока они гнули спину на господина, на их полях обсыпался хлебный колос, сохли овощи и портилось нескошенное сено. Барщина являлась самой тяжелой и невыгодной оплатой за принадлежность к землям феодала, а учитывая то, что условия договора постоянно нарушались, это рождало смуты и недовольства.

Церковная десятина

Эта феодальная повинность была самой гнетущей: от нее невозможно было избавиться выкупом или снизить процент выплаты, каждая семья обязана была выплачивать церкви десять процентов своей прибыли со всех видов деятельности. Неудивительно, что церковные деятели средневековья утопали в роскоши.

Оброк

Материальная плата своему господину была еще одной феодальной повинностью за право пользоваться его землей и защитой. Оброк был нескольких видов:

Денежный: определенная сумма денег ежегодно выплачивалась в казну местного господина. Деньги крестьяне получали от продажи своих товаров на ярмарках, которые устраивались раз в несколько месяцев. Также ремесленники получали оплату за свои труды, которой и платили оброк господину.

Продуктовый: оплата проводилась продуктами животноводства и птицеводства - мясо, яйца, молоко и изготавливаемые сыры, мед и вино, овощи и фрукты. Часто за неимением большего выплачивали зерном из собранного урожая.

Различные смешанные формы оплаты: живностью, предметами ремесла - тканью, пряжей и посудой, добытыми шкурками пушных животных или выделанной кожей

После выплаты всех налогов и обязательств у простого крестьянина оставалось совсем мало для своих нужд, но при этом каждый старался работать как можно лучше и качественнее, поэтому у ответственных семей медленно, но стабильно шло улучшение материального положения, и некоторым даже удавалось выкупить землю и освободить себя от основных повинностей.

Некоторые виды других обязательств

Были и другие повинности, которые были не менее тяжелыми:

  • Право первой ночи - самое оскорбительное обязательство, которое сохранялось вплоть до времен Наполеона Бонапарта. В отдельных случаях была возможность откупиться от этого права довольно большой суммой денег. В отдельных областях практиковалось «разрешение на брак», по которому требовалось получить от господина (иногда за плату) разрешение жениться на определенной женщине.
  • Право мертвой руки - если умирал глава семейства, на которого была оформлена земля, она возвращалась феодалу. Но часто использовались выплаты оброка, если семья после потери главного кормильца могла продолжать ее обрабатывать
  • Воинская повинность - в военное время мужчина в подневольной семье обязан был вставать на защиту страны, местной области или идти в крестовый поход.

В разных странах и в разные времена феодальные повинности были обусловлены местными обычаями, верованиями и условиями жизни: где-то они были более лояльны, в других местах, наоборот, граничили с рабством, нарушая все права человека, что впоследствии вызвало бунты, революции и отмену феодального права.

Областное Государственное Автономное

Профессиональное Образовательное Учреждение
Яковлевский политехнический техникум
г. Строитель Белгородской области
«Повинности крепостных крестьян»
/сообщение по
дисциплине «История средних веков»/
Выполнил:
Сергеенко Иван,
обучающаяся
группы №14, курс №1
Руководитель:
Бабынин Сергей Анатольевич,
преподаватель истории и обществознания
ОГАПОУ «Яковлевский
политехнический
техникум»
2016
В эпоху Великого переселения народов,
когда германские племена расселялись на огромных пространствах Европы, каждый
из свободных германцев был и воинов и землепашцем одновременно. Однако
постепенно наиболее умелые воины, составлявшие дружину вождя, все чаще стали
отправляться в походы одни, не привлекая для военных действий все племя. А
оставшиеся дома снабжали продовольствием и всем необходимым тех сородичей,
которые отправились в поход.
Поскольку земледельцам в неспокойную
эпоху раннего средневековья угрожало множество опасностей, они стремились
заручиться поддержкой какого-нибудь могущественного воина, иногда даже своего
соплеменника. Но в обмен за защиту крестьянину приходилось отказаться от
собственности на свой участок земли и от свободы в пользу своего покровителя и
признать себя зависимым от него.
Иногда в
зависимость от сеньора попадали и не по доброй воле, а за долги или за
какие-нибудь крупные провинности. Крестьяне не всегда уходили под
покровительство дружинников, постепенно получивших крупные участки земли и
превратившихся в феодальную знать.
Часто крестьян брал под покровительство
монастырь, которому король или другой крупный сеньор дарил земли, чтобы монахи
молились о спасении его души. К X-XI вв. свободных крестьян в Западной Европе
почти не осталось.
Однако уровень несвободы крестьян очень
сильно различался. С одних крестьян господин требовал только курицу на
Рождество да десяток яиц на Пасху, зато другим приходилось работать на него
чуть ли не половину своего времени. Дело в том, что одни крестьяне работали на
сеньора лишь потому, что лишились собственной земли и были вынуждены
пользоваться землей, предоставляемой сеньором и жить под его защитой. Такие
крестьяне назывались поземельно зависимыми. Размер их повинностей зависел от
того, сколько земли и какого качества предоставил им сеньор. Гораздо тяжелее
было положение тех крестьян, которые попали в личную зависимость от сеньора.
Это обычно были должники, преступники, пленники или потомки рабов.
Повинности крестьян могли состоять в
работе на господском поле (барщина), в уплате оброка продуктами или деньгами.
Многие крестьяне обязаны были давить вино только на прессах сеньора и молоть
муку только на его мельнице (естественно, не бесплатно), участвовать за свой
счёт в перевозках грузов, в починке мостов и дорог. Крестьяне должны были
подчиняться судебным приговорам сеньора. Десятая часть урожая, отдаваемая
церкви - церковная десятина.
Свободных крестьян к 12 веку в Западной
Европе почти не осталось. Но все они были несвободны по-разному. Один работал
на барщине несколько дней в году, а другой - несколько дней в неделю. Один
ограничивался небольшими подношениями сеньору на Рождество и на Пасху, а другой
отдавал около половины всего урожая. Наиболее тяжёлым было положение лично
зависимых (сервов) крестьян. Они несли повинности не только за землю, но и за
себя лично. Они обязаны были платить сеньору за право всупить в брак или
унаследовать имущество умершего отца.
Несмотря на обилие повинностей,
средневековые крестьяне, в отличие от рабов эпохи древнего мира или русских
крепостных XVI-XIX вв., имели и определенные права. Западноевропейский
крестьянин не был исключен из системы права. Если он исправно выполнял
повинности, господин не мог отказать ему в пользовании земельным наделом, на
котором трудились поколения его предков. Жизнь, здоровье и личное имущество
крестьянина охранялись законом. Сеньор не мог казнить крестьянина, продать или
обменять его без земли и отдельно от семьи и даже произвольно увеличивать
крестьянские повинности.
Интернет-ресурсы.

Феодальное поместье.

Феодальное поместье: вотчина, сеньория(Франция) и манор (Англия).
Феодальное поместье – основная производственная ячейка. Формируется поместье в Карасинскую эпоху, окончательно в 9 веке и существует на протяжении зрелого капитализма. Феодальное поместье базируется на крестьянской общине, а община имела особый тип организации:

1. Поселение

2. Использование

Система землевладения – система, которая использовалась общинами.

1. Подсечно-огневая: деревья вырубали, пни сжигали.

2. Перелог: переход на новое поле, забрасывая старое.

3. Двуполье: одно засеивается, а другое под паром.

4. Трехполье: 1- озимое (осень), 2 – яровое (весна), 3 – пар

5. Многополье (плодосеменное): плодородие восстанавливается при изменении культуры при посеве.

При трехполье поле делилось на участки (клиньи). В каждом клине нарезались полосы, соотносящиеся количеству крестьян и нуждам помещиков. Полосы шли черезполосно (один – для крестьянина, другой – для помещика), чтобы каждый крестьянин имел землю во всех природных условиях. Урожай таким образом собирался. После этого изгороди с полос снимались, и все поле было под выпас скота. Хозяйство помещика было подчинено ритму крестьянского хозяйства, т.е. хозяйственным субъектом была община, а вотчина была лишь надстройкой над этой общиной по изъятию прибавочного продукта. Такая система называется системой открытых полей – после снятия урожая поля открывались; средиземноморская во Франции – винограды, изгороди не снимались, каждая обрабатывалась целиком. Вся организация производства – в руках общины, а средства производства- у крестьян. Поэтому феодал не мог влиять на производственный процесс  внешнеэкономическая эксплуатация.

Домен – земля, на которой ведется хозяйство феодала; складывается из суммы полос на полях

Степень эксплуатации : Это всегда есть дробь – отношение прибавочного продукта к необходимому.

В барщинном хозяйстве: прибавочный продукт = S домена, а необходимый продукт = сумма S надела. Степень эксплуатации не >1/3, 2/3 – на себя, а 1/3 на феодала.

Вывод: поместье представляло крупное хозяйство, базирующиеся на мелком производстве.

Повинности крестьян.



В 10 веке крестьяне выравниваются в положении; 10-13 века во Франции – крепостные крестьяне.

Сервы – зависимые лично и судебно от феодала крестьяне.

Личная зависимость (серваж ):

1. Менморт – “право мертвой руки”. При смерти крестьянина – держателя, юридически земля переходила к феодалу. Экономически выражалась в изымании у сына оброка.

2. Формарьяж – плата за разрешение на вступление в брак. “Право первой ноги” - у феодала, но была плата феодалу.

3. Баналитеты – обязанность крестьянина пользоваться средствами производства феодала.

4. Шеваж - поголовный побор.

5. Сервитуты – плата за пользование альмендой.

6. Талья – выплаты феодалу за держание земли.

Поземельная зависимость:

Барщина: ординарная (2-3 дня в неделю работа на поле либо в хозяйстве) и экстраординарная (в период уборки крестьянина отрывали от своего хозяйства).

В 13 веке – коммутация ренты:

1. Отработочная – барщина

2. Продуктовая – оброк натуральный

3. Денежная – оброк денежный

Причины коммутации ренты:

1. Развитие товарно-денежных отношений расширяло потребности феодалов и повышало нужду у них в деньгах.

2. В 13-14 веках происходит активная колонизация новых земель в Европе, на них трудно было устроить барщинное хозяйство.



3. Крестовые походы и другие войны. Часть крестьян получила свободу в ходе этих воин.

4. Эпидемии: в 1348 – чума; войны сократили население, опустошили земли,. И эти земли феодалы могли заселить только привлекая крестьян выгодными условиями: низкой рентой и свободой.

5. Крестьянские восстания.

Крестьяне платят фиксированный оброк – ценз / или чинш (нем). Освободившиеся крестьяне в 13-14 веках называются во Франции – вилланами. В последствии их назовут цензитарии. Вся система фиксированного оброка – цензива.

Зависимых людей в усадьбах помещика было много. Каждый из них выполнял возложенные на него обязательства. Самыми многочисленными жильцами в поместье были крестьяне. Повинности крепостных крестьян были обширны: строительные работы, подати натуральными продуктами, работа на фабриках и заводах, переезд с хозяевами на новые места и т.д.

Перечислите повинности и виды оброка крепостных крестьян

Крепостные крестьяне выполняли следующие виды повинностей:


  • барщина;
  • оброк

натуральный;
денежный;
другие обязательства.

Крестьяне должны были отдавать часть выращенных продуктов помещику, а так же работать на его полях. Позже повинности перевели на деньги. Феодалу было удобно: он получал доход в удобной форме, а отданные крестьянами продукты часто были плохого качества.

Величина оброка за землю зависела от надела крестьянина. Позже он приобретал форму постоянного денежного платежа. Обесценивание денег было выгодно крестьянам. Однако тяжелее оказывался натуральный оброк – он платился различными продуктами. Помещики все время придумывали новые поводы для собирания натурального оброка: хлеб на Рождество, яйца на Пасху и т.п. Иногда денежный оброк заменялся натуральным. Выплачивалась часть урожая: десятый сноп, девятое ведро винограда и т.д. При такой повинности крестьянину запрещалось убирать с поля сжатые снопы, пока приказчик не укажет размер оброка. Часто урожай портился от дождя или ветра. Развитие товара-денежных отношений улучшило положение крестьян – они могли откупаться деньгами. Однако право выбора формы уплаты оброка выбирал помещик.

Барщина – работа на земле феодалов. Сильная эксплуатация крепостных приводила к угнетению крестьянских хозяйств. Крестьянам не оставалось времени хорошо обрабатывать свои наделы. Другим феодалам, наоборот, барщины была не выгодна. Крестьяне плохо работали на чужих землях, так как не заинтересованы были в результате труда. На помещика ложились обязательства кормления в дни отработки крепостных. В некоторые дни работники съедали больше, чем наработали.

Замена барщины деньгами стала выгодна обеим сторонам. Конечно к этому подходили постепенно. Вначале ограничили количество отрабатываемых дней (3-4 дня в неделю). За пропущенные дни полагался штраф – начало формирование тарифов за различные работы. Со временем крестьянам стало выгоднее выплачивать штрафы, чем тяжело работать на помещика. Так барщина заменилась денежным оброком.

Как и с натуральным оброком, выбор между барщиной и деньгами делал помещик. Позже откупаться стали не индивидуально, а коллективно – целыми селами. Один год феодал мог согласиться на денежный оброк, но во второй ему может потребоваться рабочая сила.

Откупиться могли зажиточные крестьяне, малоземельным это было не под силу. Их часто использовали для уборки урожая, в сенокос, когда нужно было много работников. Поэтому только часть ручных работ заменялась деньгами.

В некоторых Европейских странах барщина исчезла совсем (Фландрия, селения Шампани, Орлеан). В других сохранили общественные работы и сторожевую службу. В Германии в конце XIII века началась сильная раздробленность феодальных земель. Помещик уже не имел больших наделов, рабочая сила ему была не нужна, и он предпочитал денежные выплаты. Барщину крестьяне отрабатывали несколько дней в году.

Под другими обязательствами понимали повинности личного характера. Население часто называла их «дурными обычаями». Это были пережитки рабовладельческого строя. В первую очередь это поголовные платежи: сборы со двора, с дыма, раскладочный сбор и т.п.

Помещик имел право на все имущество крепостного. После его смерти он мог все забрать себе. Все, чем обладал крестьянин, было только в пожизненном пользовании, исключая любое распоряжение. Позже за любой переход земли помещик получал определенные денежные взносы. Аналогичная ситуация была и с движимым имуществом. Но позже помещику стали отдавать лучшую корову, рой пчел и т.д.

Кроме имущества крепостного феодал имел право на его жену – право первой ночи. В последующие столетия это право заменилось на одобрение помещиком заключения брака среди крепостных, который сопровождался внесением денежных средств в пользу помещика.

Крепостные крестьяне обязаны были молоть зерно на мельнице помещика, использовать пресса хозяина, печь хлеб в его печах и т.д. За все это так же бралась немалая для невольных людей плата. При посещении помещиком определенной поселения крестьян, последние должны были кормить хозяина с сопровождающими его людьми. Многие помещики кормились подобным образом целый год.

Крестьянские повинности.

Аграрная реформа предусматривала единые повинности для крестьян. Главными из них были барщина (панщина) и чинш. Дополнительной повинностью считались сгоны - срочные сельскохозяйственные работы, связанные с жатвой, сенокосом, вспахиванием почвы. На их выполнение выходили все члены семьи. В доме, чтобы уберечься от пожара, оставляли одного нетрудоспособного человека. Гвалты отличались от сгонов тем, что были обусловлены чрезвычайными обстоятельствами - например, пожаром, наводнением. Дополнительной повинностью считался продуктовый оброк - дякло.

Те крестьяне, которые за пользование землей выполняли барщину, назывались тяглыми. С одной волоки они должны были отрабатывать два дня в неделю барщины, четыре дня в год сгонов, платить 21 грош чинша, давать дякло в следующем размере: две бочки овса, один воз сена, один гусь, две курицы, 20 яиц. Крестьяне, платившие за пользование землей чинш, назывались осадными (чиншевыми). Размер основных повинностей осадных крестьян с одной волоки хорошей земли составлял 106 грошей, а с волоки очень плохой земли - 66 грошей. Кроме того они выполняли 12 дней сгонов в год, поставляли дякло в том же размере, что и тяглые дворы.

Третью группу крестьян составляли крестьяне-слуги. Они подразделялись на военных крестьян (бояре панцирные, путные бояре, служки), сельскую администрацию (войты, тиуны), прислугу (повара, пивовары и др.), промысловиков (осочники, бобровники, конюхи, рыболовы и др.), деревенских ремесленников (кузнецы, плотники, гончары и др.). Их повинности не были строго оговорены. Например, бояре панцирные за бесплатное пользование землей должны были во время войны «иметь хорошего коня казацкого, пику, пару пистолетов... и мушкет на поясе». Путные бояре с 1557 г. ставили на войну одного коня с двух волок. Но постепенно их обязанностями стали курьерская служба и выплата чинша.

После аграрной реформы челядь невольная была переведена в разряд крестьян-огородников. Они получили небольшие наделы земли. За пользование ею огородники должны были отрабатывать один день барщины в неделю в фольварке.