Статья 2. Категории особо охраняемых природных территорий, особенности их создания и развития

1. При принятии решений о создании особо охраняемых природных территорий учитывается:

а) значение соответствующей территории для сохранения биологического разнообразия, в том числе редких, находящихся под угрозой исчезновения и ценных в хозяйственном и научном отношении объектов растительного и животного мира и среды их обитания;

б) наличие в границах соответствующей территории участков природных ландшафтов и культурных ландшафтов, представляющих собой особую эстетическую, научную и культурную ценность;

в) наличие в границах соответствующей территории геологических, минералогических и палеонтологических объектов, представляющих собой особую научную, культурную и эстетическую ценность;

г) наличие в границах соответствующей территории уникальных природных комплексов и объектов, в том числе одиночных природных объектов, представляющих собой особую научную, культурную и эстетическую ценность.

3. Законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться и иные категории особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения.

4. Особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение и находиться в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных статьей 28 настоящего Федерального закона, также в ведении государственных научных организаций и государственных образовательных организаций высшего образования.

5. Государственные природные заповедники и национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. Государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады могут быть отнесены к особо охраняемым природным территориям федерального значения или особо охраняемым природным территориям регионального значения. Природные парки относятся к особо охраняемым природным территориям регионального значения.

6. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации согласовывают решения о создании особо охраняемых природных территорий регионального значения, об изменении режима их особой охраны с:

а) уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды;

б) федеральными органами исполнительной власти в области обороны страны и безопасности государства, если предполагается, что в границах особо охраняемых природных территорий будут находиться земли и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.

7. Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять софинансирование исполнения расходных обязательств Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий, связанных с созданием и развитием особо охраняемых природных территорий федерального значения, из бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

8. Органы местного самоуправления создают особо охраняемые природные территории местного значения на земельных участках, находящихся в собственности соответствующего муниципального образования. В случае, если создаваемая особо охраняемая природная территория будет занимать более чем пять процентов от общей площади земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования, решение о создании особо охраняемой природной территории орган местного самоуправления согласовывает с органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

9. Органы местного самоуправления решают предусмотренные Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросы использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения, городского округа, в соответствии с положениями о соответствующих особо охраняемых природных территориях.

10. Для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах устанавливаются охранные зоны. Положение об охранных зонах указанных особо охраняемых природных территорий утверждается Правительством Российской Федерации. Ограничения использования земельных участков и водных объектов в границах охранной зоны устанавливаются решением об установлении охранной зоны особо охраняемой природной территории.

11. Решения об установлении, изменении, о прекращении существования охранных зон особо охраняемых природных территорий, указанных в пункте 10 настоящей статьи, принимаются в отношении:

а) охранных зон государственных природных заповедников, национальных парков и памятников природы федерального значения федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся указанные особо охраняемые природные территории;

б) охранных зон природных парков и памятников природы регионального значения высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Информация об изменениях:

Статья 2 дополнена пунктом 12 с 4 августа 2018 г. - Федеральный закон

12. Обязательным приложением к решению о создании особо охраняемой природной территории являются сведения о границах такой территории, которые должны содержать графическое описание местоположения границ такой территории, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости.

Информация об изменениях:

Статья 2 дополнена пунктом 13 с 4 августа 2018 г. - Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ

13. Форма графического описания местоположения границ особо охраняемой природной территории, требования к точности определения координат характерных точек границ особо охраняемой природной территории, формату электронного документа, содержащего указанные сведения, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ведения Единого государственного реестра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

Информация об изменениях:

Статья 2 дополнена пунктом 14 с 1 сентября 2018 г. - Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ

14. Основные виды разрешенного использования земельных участков, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий, определяются положением об особо охраняемой природной территории. Положением об особо охраняемой природной территории могут быть также предусмотрены вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков. В случае зонирования особо охраняемой природной территории основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков предусматриваются положением об особо охраняемой природной территории применительно к каждой функциональной зоне особо охраняемой природной территории.

В случаях, если разрешенное использование земельных участков в границах особо охраняемой природной территории допускает строительство на них, в положении об особо охраняемой природной территории устанавливаются предельные (максимальные и (или) минимальные) параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

Указанные виды разрешенного использования земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства не распространяются на случаи размещения линейных объектов. При этом не допускается размещение линейных объектов в границах особо охраняемых природных территорий в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, а в случае зонирования особо охраняемой природной территории - в границах ее функциональных зон, режим которых, установленный в соответствии с настоящим Федеральным законом, запрещает размещение таких линейных объектов.

В условиях, когда загрязнение окружающей среды стало препятствием для нормальной жизни людей, началось массовое движение общественности в защиту окружающей среды, большинство экономически развитых и некоторые развивающиеся страны стали проводить государственную экологическую политику, политику природопользования. Были приняты природоохранные законы, разработаны системы штрафов, увеличены расходы на охрану природы, составлены долгосрочные программы, созданы специальные службы охраны среды или другие аналогичные государственные органы.

Особое место в государственной экологической политике занимает создание особо охраняемых природных территорий и акваторий.

Природные особо охраняемые территории и акватории — это природные комплексы и объекты, исключенные полностью или частично из хозяйственного пользования в целях их сохранения, а также из-за особой научной, учебно-просветительской, эстетической, исторической и рекреационной ценности.

К особо охраняемым природным территориям относятся; государственные природные заповедники, в том числе биосферные; государственные природные заказники; национальные парки; природные парки; дендрологические парки и ботанические сады; лечебно-оздоровительные местности и курорты. Охране подлежат и памятники природы, а также редкие, исчезающие виды животных и растений, занесенные в .

Все территории и объекты, находящиеся под особой охраной у государства, подразделяются на три типа:

  • административные (военные и оборонные объекты, режимные зоны органов внутренних дел, пригородные зоны);
  • историко-культурные (памятники истории, культуры, архитектуры, садово-паркового искусства, историко- культурные заповедники и т. п.);
  • природные.

Кроме того, в нашей стране к особо охраняемым природным территориям относятся 35 национальных парков, а также более 12 000 природных парков, заказников, памятников природы и других территорий, находящихся под защитой на федеральном или региональном уровнях.

Заповедники

Природные заповедники — это особо охраняемые законом природные комплексы (земля, недра, воды, растительный и животный мир), которые полностью и навсегда исключены из любого хозяйственного использования. Заповедники — высшая категория природоохранных территорий, они служат эталонами естественной природной среды.

Первым заповедником стал Баргузинский заповедник на Байкале, созданный в 1917 г., спустя два месяца после принятия 12 ноября (30 октября по старому стилю) 1916 г. первого в России закона о заповедниках «Об установлении правил об охотничьих заповедниках».

Главная отличительная особенность природного заповедника заключается в наличии признака «заповедности», означающего в соответствии с толковым словарем русского языка неприкосновенное, запретное, заветное. В наши дни в соответствии со ст. 26 Закона РФ «Об охране окружающей среды» и в связи с повышенной социальной значимостью охраняемых территорий и природно-климатических особенностей для них устанавливают более строгие нормативы предельно допустимых вредных воз
действий на природную среду. На территории заповедников запрещается хозяйственная, рекреационная и иная деятельность, противоречащая принципам заповедования или причиняющая вред окружающей природной среде: строительство промышленных и сельскохозяйственных предприятий, разведка и добыча полезных ископаемых, рубка леса, сбор растений, выпас скота, охота, рыбная ловля, применение ядохимикатов и пестицидов (даже вблизи охраняемых территорий), пролет самолетов ниже 2000 м, все формы туризма и отдыха населения и т. п.

Вокруг территории заповедника создаются охранные зоны, в пределах которых запрещена деятельность, вредно влияющая на заповедный режим.

Природный комплекс может быть либо типичным ландшафтом соответствующего региона, либо, наоборот, редким для той или иной местности. Значение заповедника заключается еще и в том, что он является природоохранным научно-исследовательским учреждением, имеющим целью сохранить и изучить естественный ход природных процессов и явлений в типичных и в уникальных системах.

31 российский заповедник имеет статус биосферного, т. е. входит в международную сеть биосферных резерватов, осуществляющих глобальный экологический мониторинг. Основное их отличие от остальных заповедников — наличие на территориях, прилегающих к ним, биосферных полигонов, где ведется ограниченное природопользование (преимущественно традиционное для региона, а также туризм и иные виды рекреационной деятельности).

Концепция биосферного резервата была разработана в 1974 г. рабочей группой программы ЮНЕСКО «Человек и биосфера» (МАБ). Через два года началось формирование их Всемирной Сети, поддерживающей сегодня обмен информацией, опытом и специалистами между 440 резерватами планеты. Они созданы в 97 странах и сохраняют участки мало нарушенных экосистем большинства биогеографических мест Земли на площади не менее 300 млн гектаров.

Первые биосферные резерваты в СССР появились в 1977 г. Их создавали на базе существующих заповедников — Приокско-Террасного, Кавказского, Аскания-Нова (Украина), Репетекского (Туркменистан) и ряда других.

Биосферные резерваты рассматривают как саморегулирующиеся природные системы. Поэтому они должны быть достаточно крупными и экологически обособленными от соседних экосистем и антропогенного влияния. Как правило, они включают уникальные в глобальном аспекте экосистемы и ландшафты (например, с наличием редких и исчезающих на земном шаре видов животных и растений), представляющие особую научно-природоведческую ценность.

Схема биосферных резерватов такова: в центре — заповедное ядро (абсолютно заповедная территория), вокруг которой выделяется буферная зона, функция которой заключается в снижении отрицательного влияния хозяйственной деятельности на природный комплекс заповедника, а за ней идет буферный полигон — зона обычного, но строго рационального, хозяйственного использования территории в интересах научно-прикладных исследований по профилю заповедника. Главной задачей биосферных резерватов является обеспечение многолетних сравнительных исследований экосистем, участие в глобальном мониторинге окружающей природной среды. К биосферным резерватам относятся и 5 национальных парков России.

Заказники

Природные заказники — это природные комплексы, предназначенные для сохранения или воспроизводства одних видов природных ресурсов в сочетании с ограниченным и согласованным использованием других природных ресурсов. По терминологии нормативных актов 20-х годов XX в. — это «неполные заповедники».

Заказники организуют, когда для достижения цели достаточно провести ограничение или запрещение использования лишь некоторых ресурсов. Примером служат резерваты-заказники лекарственных растений — природоохранные территории с режимом, предупреждающим истощение запасов некоторых видов лекарственных растений. Сбор лекарственных растений в заказниках разрешается лишь под строгим контролем, в пределах, не нарушающих их воспроизводство.

Среди заказников наиболее значительными по количеству и занимаемой площади являются охотничьи заказники. Их задача — долгосрочная резервация и охрана мест обитания некоторых ценных животных. Режим заказников предусматривает не только запрет охоты, но и ограничения на некоторые виды хозяйственной деятельности, которые могут нанести вред охраняемым видам животных.

Национальные и природные парки

Национальные и природные парки — это изъятые из хозяйственного использования особо охраняемые природные комплексы, имеющие значение как типичные или редкие ландшафты, среда обитания сообществ диких растений и животных, места отдыха, туризма, экскурсий, просвещения населения. Национальный природный парк — достаточно большая территория, где охрана природы сочетается с рекреацией. Он состоит из одной или нескольких экологических систем либо природных ландшафтов высокой эстетической ценности, мало или вообще не измененных деятельностью человека, где охраняют растения, животных и ландшафты. Согласно законодательству Российской Федерации национальные природные парки образуют с целью охраны природы (например, традиционных мест проживания малочисленных народов Севера) в сочетании с экологическим воспитанием населения, организацией его отдыха, развитием туризма.

Всю территорию национального (природного) парка разбивают на несколько зон, каждая из которых имеет свой правовой режим. Чаще всего действуют четыре зоны: заповедная, заказная, рекреационная и хозяйственная. Центральное заповедное ядро национального (природного) парка функционирует как природный заповедник. Оно служит природной лабораторией парка для осуществления задач экологического мониторинга. Зону заказного режима организуют по принципам природного заказника. Рекреационные зоны предназначены для туризма, отдыха посетителей, размещения объектов сервиса, информационного обслуживания и т. п. Хозяйственная зона обычно является внешней по отношению к перечисленным. По принятой международной классификации национальный парк, в отличие от природного, характеризуется преобладанием экологических задач над рекреационными.

В США в 1872 г. был создан первый ныне всемирно известный Йеллоустонский национальный парк (штаты Вайоминг, Монтана, Айдахо). Всего в мире в наши дни действует более двух тысяч национальных парков, среди них такие, как Высокие Татры (Чехия), Казиранга (Индия), уже упоминавшийся Йеллоустонский, Гранд-Каньон (США), Цаво (Африка) и многие другие. Для зарубежных стран эта форма охраны природы является традиционной.

В СССР первоначально функции национальных парков были возложены на заповедники. Первые были созданы в 1983 г. — «Сочинский» на побережье Черного моря и «Лосиный остров» на территории Москвы и Московской области.

Памятники природы

Термин «памятник природы» впервые был применен в 1819 г. немецким естествоиспытателем А. Гумбольдтом (1769-1859). Памятниками природы объявляют отдельные уникальные природные объекты и природные комплексы, имеющие реликтовое, научное, историческое, эколого-просветительское значение и нуждающиеся в особой охране государства. К числу памятников природы относят эталонные участки нетронутой природы, геологические обнажения, уникальные формы рельефа, отдельные объекты живой и неживой природы — водопады, гейзеры, пещеры, палеонтологические объекты, отдельные деревья-долгожители и т. д.

В нашей стране и в мире выявлено несколько тысяч памятников природы, в основном конкретные объекты. В их числе Хостинская тисосамшитовая роща (Краснодарский край), скальные обнажения на берегу Дона с реликтовой растительностью (Липецкая область), отдельные валуны и многие другие.

Из деревьев-памятников особенно известны дуб в Ясной Поляне, чинара «Семь братьев» под Ашхабадом, сросшиеся стволы которой могут обхватить 10 человек, а также гигантские секвойи в знаменитой Йоссемитской долине (США), возраст которых превышает 3 тыс. лет, а высота — 90 м. В Калифорнии находится и самое старое дерево в мире — секвойя, возраст которой оценивается примерно в 4650 лет.

Иные особо охраняемые природные территории

Музеи-заповедники. К ним относятся историко-мемориальные, литературные музеи, музеи-усадьбы, музеи под открытым небом и т. д. Музе и-заповедники представляют собой большую историко-культурную ценность. Среди известных всему миру музеев-заповедников — Ясная Поляна, Поленово, Кижи, Владимиро-Суздальский, Абрамцево, Кусково, и, конечно же, Московский Кремль и музеи Петербурга. Строго говоря, они относятся к группе историко-культурных особо охраняемых территорий, однако в большинстве из них природная составляющая играет важную роль.

Дендрологические парки и ботанические са ды: в их задачи входит создание специальных коллекций растений в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, а также осуществление научной, учебной и просветительской деятельности.

Лечебно-оздоровительные местности и курорты выделяют на территориях (акваториях), пригодных для организации лечения и профилактики заболеваний, а также для отдыха населения и обладающих природными лечебными ресурсами (минеральными водами, лечебными грязями, лечебным климатом, пляжами и т. п.).

Эколого-курортный регион — относительно новая форма особо охраняемых территорий, появившаяся в 1994 г. в связи с образованием особо охраняемого эколого-курортного региона Кавказских Минеральных вод.

Месторождения минеральных вод и лечебных грязей, природа курортов крайне чувствительны к загрязнениям. На территории Кавказских Минеральных Вод действуют более 40 промышленных предприятий. Их выбросы представляют собой серьезную проблему для региона.

Согласно Федеральному закону «Об особо охраняемых природных территориях», к таковым относятся участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решением органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен особый режим охраны.

В законе выделяются 7 основных категорий ООПТ: заповедники, национальные парки, природные парки, заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады, а также лечебно-оздоровительные местности и курорты. Помимо этого, законом предусмотрено, что органы государственной власти могут устанавливать и другие категории ООПТ (городские леса и парки, зеленые зоны, памятники садово-паркового искусства, биостанции, микрозаповедники, охраняемые природные ландшафты, речные системы, береговые линии и др.). ООПТ могут иметь федеральное, региональное и местное значение.

Заповедники

Государственные природные заповедники являются природоохранными, научно-исследовательскими и эколого-просветительскими учреждениями, имеющими целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем. На территории заповедников полностью изымаются из хозяйственного использования охраняемые природные комплексы и объекты (земля, воды, недра, растительный и животный мир), имеющие особое природоохранное, научное и эколого-просветительское значение.

В соответствии с классификацией МСОП, заповедники относятся к первой категории ООПТ, для которой предусмотрен наиболее полный и строгий режим охраны природы. Заповедники утверждаются постановлением правительства, при этом земля, воды, недра, растительный и животный мир, находящиеся на их территории, предоставляются им в пользование (владение). Изъятие земельных участков и других природных ресурсов заповедников запрещается, они полностью изымаются из оборота. На территории заповедников запрещается любая деятельность, противоречащая задачам заповедника и режиму особой охраны его территории. На прилегающих к территориям заповедников участках земли и водного пространства создаются охранные зоны с ограниченным режимом природопользования.

Заповедник - наиболее жесткая по природоохранным ограничениям организационная форма охраны природных территорий. Само слово «заповедник» (считается, что это понятие изначально применялось к священному лесу, защищенному православной церковью) довольно трудно переводится на другие языки, и в англоязычных странах аналогом ему служит «строгий резерват» (strict reserve). Однако это не вполне точно передает суть заповедников как особой категории ООПТ, поэтому в последнее время в международной практике все чаще используется термин «zapovednik».

Основы современной концепции заповедников заложены в конце XIX - начале XX веков в работах выдающихся русских ученых-естествоиспытателей В.В. Докучаева, И.П. Бородина, Г.Ф. Морозова, Г.А. Кожевникова, В.П. Семенова-Тян-Шанского и др. По их мнению, в заповедниках должны исследовать природу, сохраняемую в полной неприкосновенности, для выявления ее законов, знание которых необходимо для разумного использования природных богатств. Эта идея прошла «красной нитью» через всю историю заповедного дела, однако в разное время взгляды на задачи заповедников менялись. Последнее обстоятельство было связано как с деструкцией природы страны, так и с изменением научных взглядов на охрану природы, в том числе под влиянием идеологии и экономической политики.

Задачи, возлагаемые на заповедники, формулируются следующим образом:

1) поддержание в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и сохранение биоразнообразия;

2) проведение экологического мониторинга, в том числе путем ведения «Летописи природы»;

3) проведение научно-исследовательской работы;

4) содействие в подготовке научных кадров и специалистов в области охраны природы;

5) экологическое просвещение;

6) участие в государственных экологических экспертизах по проектированию строительства, реконструкции и расширению хозяйственных объектов.

Рассмотрим некоторые из них более подробно.

Например, на 1.01.2002 г. в России имелось 100 заповедников общей площадью 33,17 млн. га, что составляет примерно 1,56% ее площади. Сеть российских заповедников имеет широкое признание в мире. Международный статус биосферных резерватов имеют 27 заповедников, 9 находятся под юрисдикцией Конвенции об охране Всемирного наследия, 10 входят в сеть водно-болотных угодий международного значения. Разработан перспективный план дальнейшего развития сети заповедников на период до 2010 г. с учетом их роли в сохранении биоразнообразия и как эталонов природы.

Несмотря на многочисленные коллизии, преследовавшие заповедники в разные годы, сеть заповедных территорий, сформировавшаяся в России - выдающееся достижение отечественных энтузиастов охраны природы, не имеющее аналогов во всем мире. Можно сказать, что это один из самых весомых вкладов России в мировую цивилизацию в XX в. Классическим, исходным принципом заповедного дела является абсолютная неприкосновенность изъятых из любого хозяйственного использования строго охраняемых природных объектов. Ни одна страна в мире не создавала на таких площадях ООПТ на принципе полного невмешательства человека в природные процессы. Представляется, что подобный феномен возможен только в России с ее огромной территорией и особым менталитетом научной общественности.

В настоящее время положение с заповедниками сложилось довольно противоречивое. Некоторые ученые считают, что провозглашенные отечественной наукой принципы заповедности не выдержали испытания реальностями жизни и вошли с ней в глубокое, возможно, даже неразрешимое противоречие, и значительное число заповедников являются не «эталонами природы», а «хозяйствами на природе». Высказывается также мнение, что нынешняя сеть заповедников не соответствует современным социально-экономическим условиям и возможностям государства (согласно существующему законодательству, заповедники - некоммерческие природоохранные учреждения, финансируемые из федерального бюджета). Сторонники другой точки зрения считают, что, несмотря на нынешние трудности, необходимо сохранить и расширить сеть заповедников как уникальных «лабораторий природы», имеющих исключительное значение для человечества, а разрушение или даже трансформация сложившейся сети заповедников - это преступление перед нынешним и будущими поколениями людей.

На наш взгляд, ближе к истине лежит последняя точка зрения. Это, однако, не исключает некоторых аспектов эволюционного (не революционного) реформирования заповедной системы. Научной общественностью давно обсуждается возможность разделения заповедников на абсолютные и частично управляемые. Исторически в России сложилось так, что некоторые заповедники создавались в местах, где целесообразнее была бы организация национальных парков. Нуждаются в уточнении особенности организации и функционирования биосферных резерватов, которые в России не всегда обоснованно относят к биосферным заповедникам. Обсуждается необходимость реформирования управления всей системой ООПТ, в которой заповедники занимали бы центральное место. Однако эти и, возможно, другие аспекты реформирования ООПТ должны основываться на проверенных временем и практикой основных принципах заповедного дела. При этом безусловным приоритетом должно стать сохранение целостной сети заповедников, имеющих почти вековую историю, отражающих и сохраняющих разнообразие природы России, поддерживающих биоразнообразие и исключенных из хозяйственного использования.

Национальные парки

Национальные парки (НП) - особая форма организации охраняемых природных территорий, где совмещаются задачи сохранения природных и историко-культурных объектов с организацией активного познавательного отдыха.

Все мировое разнообразие НП в принципе соответствует единому международному стандарту, закрепленному в решении Х сессии Генеральной Ассамблеи МСОП в 1969 г.: национальный парк-это сравнительно большая территория, где: 1) экосистемы в результате эксплуатации и пользования человеком существенно не изменены, геоморфологические участки, виды животных и растений и места их обитания представляют собой научный, просветительский и рекреационный интерес, ландшафты характеризуются удивительной красотой; 2) высочайшими и компетентными органами власти страны предприняты шаги к предотвращению или исключению хозяйственного использования природных ресурсов на всей территории и к обеспечению эффективного соблюдения правил поведения; 3) посетители пребывают по специальному разрешению для просвещения и реализации культурных и рекреационных потребностей.

Первые НП России (Лосиноостровский и Сочинский) были образованы лишь в 1983 г. Основная причина заключалась в том, что в бывшем СССР приоритет среди всех ООПТ отдавался только заповедникам.

Однако на протяжении всей истории существования заповедной сети России видные ученые и общественные деятели не раз обращались к этой идее. Особенно широко этот вопрос обсуждался после создания первого в бывшем Союзе Лахемааского НП в Эстонии, учрежденного в 1971 г. Вслед за ним в течение 70-х годов было создано по одному НП в Латвии, Литве, на Украине, в Грузии, Армении, Киргизии, Узбекистане. И только Россия с ее обширной территорией и огромным разнообразием природных и социально-экономических условий до начала 80-х годов продолжала обсуждение самой идеи. Итогом дискуссии стало утверждение в 1981 г. «Типового положения о государственных природных национальных парках».

Можно считать, что в целом сеть НП состоялась как системное образование. Значительную роль в этом сыграло принятие в 1995 г. Закона РФ «Об особо охраняемых природных территориях», впервые определившего правовой статус НП в нашей стране. Статья 12 раздела III гласит: «Национальные парки являются природоохранными, эколого-просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и которые предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма».

При организации НП вся территория или ее часть изымается из прежнего хозяйственного использования и предоставляется в ведение парка. На староосвоенных землях НП обычно имеют в своих границах участки других землепользователей, в том числе сельскохозяйственные угодья, земли поселков и городов. Такая модель функционирования называется европейской.

Парки, расположенные в районах нового освоения или в слабоосвоенных регионах, обычно владеют всей или почти всей территорией («Паанаярви», «Югыдва», Забайкальский и др.). Это так называемая североамериканская модель функционирования.

Согласно Федеральному закону, на НП возложено выполнение следующих основных задач:

1. сохранение природных комплексов и уникальных природных и историко-культурных объектов;

2. экологическое просвещение населения;

3. создание условий для регулируемого туризма и отдыха;

4. осуществление экологического мониторинга и др.

Помимо общих для всех НП задач, каждый из них в силу специфики своего местоположения, природных условий и истории развития территории выполняет еще и ряд дополнительных функций. Так, НП вблизи крупных агломераций и (или) в популярных туристско-рекреационных районах призваны сохранить относительно слабо измененную природную среду и историко-культурные объекты от влияния промышленности, лесного или сельского хозяйства» с одной стороны, и от деградации экосистем под влиянием массового отдыха и туризма, - с другой. К таким НП, прежде всего, относятся Лосиноостровский, «Русский Север», Приэльбрусский и некоторые другие.

Вокруг НП, как и вокруг заповедников, выделяется так называемая охранная зона, ширина которой зависит от природных и социально-экономических условий. Территория охранной зоны остается в ведении прежних землепользователей, но хозяйственная деятельность обязательно согласовывается с администрацией парка.

Существует целый ряд видов деятельности, противоречащих целям и задачам всего НП и потому полностью запрещенных в его пределах. К ним относятся разработка полезных ископаемых, распашка, выпас скота, практически все виды рубок деревьев, дачное строительство и т.д. Некоторые виды деятельности, в целом не противоречащие задачам НП, но вызывающие локальные нарушения природной среды, разрешены только в специально отведенных местах. Это массовые спортивные и зрелищные мероприятия, организация туристских стоянок, разведение костров, любительская рыбная ловля.

По территории России НП распределены неравномерно. Больше половины из них (21) расположены в европейской части страны. Еще 3 находятся на Кавказе и 5 на Урале. Таким образом, на всю обширную территорию Сибири приходится всего лишь 6 НП, причем все они сосредоточены в горах Южной Сибири. На остальной территории (Крайний Север, Западная и Восточная Сибирь, Дальний Восток) пока не создано ни одного НП.

Перспективные предложения по созданию НП охватывают как территории нового и старого освоения, так и нетронутые ландшафты. Приоритетными критериями выбора территории для создания НП являются следующие:

Наличие представительных образцов экосистем и биоты, уникальных образцов геологических и геоморфологических процессов, редких и исчезающих видов организмов, внесенных в Красную книгу России;

Возможность поддержания важнейших природных процессов и экосистем, существенных для сохранения экологической стабильности крупных регионов;

Наличие историко-культурных памятников национального значения в природном окружении;

Наличие условий для организации охраняемых территорий международного значения (приграничные ООПТ, объекты Всемирного наследия, биосферные резерваты и т.п.);

Значимость для развития экологического просвещения и туризма.

Природные парки

Наряду с национальными парками, в мире существует еще одна форма ООПТ, в пределах которой совмещаются задачи сохранения природных ландшафтов и историко-культурных объектов с организацией познавательного отдыха и туризма. Это природные парки. Как обособленное понятие они возникли в мире чуть позднее НП: первый природный парк был создан в 1909 г. в Германии. За прошедшие годы их организация приняла широкий размах, особенно в сильно урбанизированных странах Западной Европы. Так, из 5,6 тыс. природных парков 2,6 тыс. приходятся на европейский регион. В различных странах к этой же категории относят охраняемую ландшафтную область и охраняемый ландшафт. Сюда же можно отнести и региональный природный парк по классификации Н.В. Максаковского.

Всемирная комиссия по охраняемым территориям МСОП относит природные парки к категории охраняемых ландшафтов, т.е. ООПТ, созданных именно для сохранения природы и рекреационного использования.

В России природный парк - это одна из новых и еще не устоявшихся по содержанию форм ООПТ.

Впервые понятие природного парка в России было закреплено в 1995 г. в Федеральном законе «Об особо охраняемых природных территориях». До этого фактически они были «слиты» с НП на основании действующего в то время «Типового положения о государственных природных национальных парках».

Согласно Закону, под природными парками понимаются «природоохранные рекреационные учреждения, территории (акватории) которых включают природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и которые предназначены для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях». Главное юридическое отличие природных парков от национальных парков заключается в их подчинении: они не относятся к объектам федеральной собственности, а находятся в ведении субъектов Российской Федерации.

Природные парки могут располагаться не только на тех землях, что предоставлены им в бессрочное пользование, но и на землях других землепользователей. В последнем случае все организации, деятельность которых осуществляется в границах парка или его охранной зоны, должны согласовывать свои действия с руководством парка.

В целом задачи природных парков аналогичны перечисленным выше задачам охраняемых ландшафтов мира. Эти задачи определяют режим охраны и использования территории, а также наличие различных функциональных зон: заповедной, рекреационной, историко-культурной и др. Перечень функциональных зон для каждого парка определяется в соответствии с природными, социально-экономическими и историческими условиями.

Первые природные парки России, отвечающие этому статусу не только по названию, но и по содержанию, были организованы в 1995 г. На начало 2002 г. их насчитывалось 40. Основания для выбора территории под природные парки могут быть самыми разными. Приведем несколько примеров.

Природные критерии выбора территории для создания природных парков в целом повторяют таковые для НП. Практически единственное отличие их заключается в том, что рекреационная ценность ландшафтов для природных парков в определенном смысле важнее экологической. Так, при выборе территории под природный парк совсем не обязательно наличие представительных образцов экосистем, редких и исчезающих видов флоры и фауны. Для него важнее высокая эстетическая ценность природной территории, которая в большинстве случаев непосредственно связана с хорошей сохранностью экосистем.

Природные парки особенно необходимы в условиях высокой освоенности региона человеком, там, где от естественной природы остались лишь ее островки, окруженные хозяйственно преобразованной территорией. Режим природных парков будет способствовать ограничению хозяйственной деятельности в пределах территорий, ценных в рекреационном и познавательном отношении, поможет упорядочить рекреационную деятельность, будет препятствовать дигрессии наиболее посещаемых участков.

Заказники

Государственными природными заказниками являются территории, имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса.

Заказники могут осуществлять как землепользование на своей территории, так и организовываться на землях других землепользователей. На территориях заказников (либо их отдельных участках) постоянно или временно запрещается или ограничивается любая хозяйственная деятельность, если она противоречит целям их создания или наносит ущерб природным комплексам и их компонентам.

Вследствие определенной гибкости вводимых природоохранных ограничений (в зависимости от специфики местных условий хозяйственная деятельность может или полностью запрещаться, или допускаться некоторые ее виды), заказники - одна из наиболее распространенных в России категорий ООПТ. К тому же, это весьма древняя форма охраны охотничьих угодий и их обитателей, известная еще со времен Киевской Руси. Предполагается, что именно тогда появилось слово «заказ», под которым понималось временное ограничение использования охотничьих ресурсов.

До некоторого времени заказники по традиции служили типично охотничьими воспроизводственными и резервными участками, образованными на определенный срок, необходимый для восстановления истощенных охотничьих ресурсов. Однако в конце 50-х годов в России стали появляться заказники республиканского значения, отличающиеся от местных более строгим режимом охраны, комплексностью, лучшей материально-технической базой, неограниченным сроком действия. Подобное деление зафиксировано и в законе, где сказано, что в зависимости от природоохранной, экологической и иной ценности охраняемых природных объектов заказники могут иметь федеральное или региональное значение. Несмотря на одинаковое название - «заказник» - в практической деятельности разница между федеральными и региональными заказниками весьма существенна. Помимо значительно более строгого и комплексного режима охраны, федеральные заказники проходят стадию специальных проектных изысканий, в них иногда ведется экологический мониторинг, фенологические наблюдения, проводятся учеты численности охотничьей фауны, имеется собственный штат охраны.

В целом заказники имеют весьма существенное значение среди разных категорий резерватов и часто составляют основу региональных систем ООПТ. Из-за своего разнообразия, многочисленности, эластичности, возможности размещения в сильно различающихся по природным и социально-экономическим условиям регионах они представляют как бы поддерживающую систему в отношении ООПТ с более жестким режимом охраны (заповедники и национальные парки), повышающую эффект их деятельности. Кроме того, заказники (в первую очередь федерального значения) являются своеобразным резервом, из которого в случае необходимости и целесообразности природные объекты могут переводиться в заповедную сеть.

Памятники природы

Памятники природы - уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.

По классификации МСОП, памятники природы относятся к III категории ООПТ, которая в качестве основной задачи предусматривает охрану природных достопримечательностей. Памятник природы (ПП) - одно из наиболее популярных понятий, связанных с охраной природных объектов, широко используемое не только в науке, но и в обыденной жизни. Возникновение термина связывается с именем А. Гумбольдта, который применил его в 1818 г. по отношению к обнаруженному им необычному по размерам и возрасту дереву. Дошедшая до нашего времени распространенность этого понятия, очевидно, обязана его простоте и образности. Охрана памятников природы получила широкое распространение во многих странах Европы в начале XX в. Здесь в качестве памятников природы сохранялись отдельные старые или редкие деревья, аллеи, валуны, скалы, пещеры, источники и др. В России выделение памятников природы получило большую популярность в 20-е годы XX в. Энтузиастами охраны природы был составлен список памятников природы, включающий около 250 природных объектов, часть из которых в качестве памятников природы существуют и поныне.

Основная цель объявления природных комплексов и других объектов памятниками природы - сохранение их в естественном состоянии. Согласно действующему в России законодательству, эта цель может достигаться как с изъятием, так и без изъятия земельных участков у других землепользователей (последний вариант менее благоприятен с природоохранной точки зрения, однако на практике наиболее распространен). Перечень объектов, имеющих статус памятников природы, очень широк. К ним могут относиться: участки живописных местностей; эталонные участки нетронутой природы; объекты культурного ландшафта; места произрастания и обитания ценных, реликтовых, малочисленных, редких и исчезающих видов растений и животных; лесные массивы и участки леса, особо ценные по своим характеристикам, а также образцы выдающихся достижений лесохозяйственной науки и практики; уникальные формы рельефа и связанные с ними природные комплексы; термальные и минеральные водные источники, месторождения лечебных грязей; береговые объекты (косы, перешейки, полуострова, острова, лагуны, бухты); отдельные объекты живой и неживой природы (места гнездования птиц, деревья-долгожители, имеющие историко-мемориальное значение, единичные экземпляры экзотов и реликтов, вулканы, холмы, ледники, валуны, водопады, гейзеры, родники, истоки рек, скалы, утесы, останцы, проявления карста, гроты). охраняемый биоразнообразие заказник челябинский

В целом такая категория ООПТ, как памятник природы, очень распространена и имеет исключительное значение для охраны мелких элементов ландшафта, что особенно важно в староосвоенных регионах для поддержания экологически сбалансированной пространственной структуры ландшафтов. К числу негативных сторон этой формы ООПТ в нашей стране следует отнести то, что непосредственная охрана памятников природы часто возлагается на юридических или физических лиц, не имеющих прямого отношения к охране природы (как правило, это землепользователи), что не способствует эффективной охране данных объектов.

Помимо рассмотренных выше пяти категорий ООПТ, для которых характерна сравнительно высокая сохранность естественной природной среды, федеральный закон дает право считать таковыми и некоторые другие учреждения природоохранного и лечебно-рекреационного профиля, имеющие в своих границах не только чисто природные, но и антропогенно измененные или даже полностью искусственно созданные экосистемы. Закон содержит их расширенное определение, режим особой охраны и особенности финансирования.

Дендрологические парки и ботанические сады

Детальная регламентация вопросов создания, функционирования и поддержания режима дендрологических парков и ботанических садов содержится в отечественном законодательном акте впервые. При этом закон не устанавливает особых различий между этими двумя формами ООПТ, поскольку и те, и другие имеют сходные задачи: создание специальных коллекций растений в целях сохранения биоразнообразия и обогащения растительного мира, а также осуществления на этой базе научной, учебной и просветительской деятельности. Земельные участки, на которых находятся дендропарки и ботанические сады, передаются им в бессрочное пользование, независимо от того, какое значение и соответственно подчинение они имеют - федеральное или региональное.

В нашей стране насчитывается 56 ботанических садов и 24 дендрологических парка и дендрария. Ведомственное подчинение у них различно: Российская академия наук (РАН), отделения и научные центры РАН, Рослесхоз, госуниверситеты (в том числе ботанический сад МГУ), сельскохозяйственные, лесохозяйственные и педагогические вузы и некоторые другие организации.

Режим охраны дендропарков и ботанических садов предусматривает запрещение на их территории всякой деятельности, не связанной с выполнением их прямых задач и ведущей к нарушению сохранности объектов растительного мира.

В дендропарке или ботаническом саду могут выделяться и другие участки, соответствующие их природным условиям и особенностям функционирования. Так, в границах ботанического сада Амурского научного центра ДВО РАН выделены заповедная зона (леса 1 группы), активная зона и территория дендрария.

Лечебно-оздоровительные местности и курорты

Согласно Федеральному закону, к особому типу ООПТ относятся территории (с прилегающими к ним акваториями), обладающие лечебными ресурсами и пригодные для организации лечения и профилактики заболеваний, а также для отдыха населения. Они носят название лечебно-оздоровительных местностей. Их экосистемы нередко характеризуются значительными изменениями в результате хозяйственной деятельности человека. Отнесение же их к ООПТ связано главным образом с тем, что они используют природный ресурс и нуждаются в его сохранении в естественном виде на неопределенно долгое время. При этом в понятие лечебных ресурсов входят минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат и некоторые другие природные объекты и условия.

К этому же типу охраняемых объектов относится и курорт - освоенная территория, располагающая не только природными лечебными ресурсами, но и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями и уже используемая в лечебно-профилактических целях.

Как лечебно-оздоровительные местности, так и курорты могут быть федерального, регионального и местного значения и, соответственно, находиться в ведении федеральных органов государственной власти, субъекта федерации или органов местного самоуправления.

На основании Федерального закона правительству России, органам исполнительной власти субъектов федерации и органам местного самоуправления дано право устанавливать и иные категории ООПТ, помимо тех, что рассмотрены выше. К ним относятся территории, где находятся зеленые зоны, городские леса, городские парки, памятники садово-паркового искусства, охраняемые береговые линии, охраняемые речные системы, биологические станции, микрозаповедники и др.

Как и некоторые из рассмотренных выше основных категорий ООПТ, подобные объекты могут иметь различное значение или уровень: федеральный, региональный или местный. Примером такой категории ООПТ федерального значения могут служить водоохранные зоны водных объектов и их прибрежные защитные полосы, утвержденные специальным постановлением правительства России в 1996 г.

Гораздо шире список региональных ООПТ, устанавливаемых субъектами федерации. Например, Республика Саха (Якутия) среди своих ООПТ имеет национальные природные резерваты, национальные ресурсные резерваты и охраняемые ландшафты.

Количество специальных ООПТ, созданных на местном (муниципальном) уровне, пока незначительно. В «Комментариях к федеральному закону…», откуда взяты и перечисленные примеры, содержится всего один объект, признанный как наиболее удачный. Это экологический парк «Черное озеро» в Засвияжском районе г. Ульяновска.

В соответствии с законом Российской Федерации “Об особо охраняемых природных территориях” к этой категории относятся “участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны”. Все особо охраняемые природные территории призваны выполнять важнейшие природоохранные функции, такие как сохранение уникальных и типичных природных комплексов и объектов, генофонда растений и животных, обеспечение оптимальных условий для воспроизводства природных ресурсов, и прежде всего биологических, изучение протекающих в естественных процессов и др. Сохранение и развитие особо охраняемых природных территорий является одним из приоритетных направлений государственной экологической политики РФ, в связи с чем особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния. В соответствии с преобладающими природоохранными задачами, особенностями режима и структурой организации различают следующие категории ООПТ:

1) государственные природные заповедники, в том числе биосферные;

3) природные парки;

4) государственные природные заказники;

5) памятники природы;

6) дендрологические парки и ботанические сады;

7) лечебно-оздоровительные местности и курорты.

Заповедники являются природоохранными, научно-исследовательскими и эколого-просветительскими учреждениями. Территория полностью изымается из хозяйственного использования. Это ООПТ с наиболее строгой формой охраны природы. В заповедниках разрешена только научная, охранная и контрольная деятельность. Первые заповедники были организованы в начале века: (1915 г., в 1919 г. был упразднен), Баргузинский (1916 г.), “Кедровая падь” (1916 г.) и др., среди которых официально государственным был утвержден только Баргузинский. По состоянию на 1 января 1995 г. в Российской Федерации насчитывается 88 государственных природных заповедников общей площадью 28854,1 тыс. га, в том числе 24144,1 тыс. га (1,4 % площади земель Российской Федерации) территорий с внутренними водоемами. До 2005 года на территории РФ планируется создание около 70 государственных природных заповедников. Особо среди государственных природных заповедников выделяют государственные природные биосферные заповедники, основная цель которых — проведение комплексного фонового мониторинга природной среды. В настоящее время на территории РФ насчитывается 17 биосферных заповедников, входящих в международную сеть биосферных резерватов .

Заказники — это территории (акватории), предназначенные для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса. При этом, как правило, осуществляется сохранение одних видов природных ресурсов при ограниченном использовании других. Заказники могут быть федерального или регионального подчинения. Здесь запрещаются отдельные виды хозяйственной деятельности, которые могут привести к нарушению природной среды. Выделяют различные виды заказников: комплексные (ландшафтные), гидрологические ( , речные и др.) биологические (ботанические и зоологические), и др. В настоящее время в РФ насчитывается более 1,5 тыс. заказников, занимающих более 3% территории.

Национальные парки (НП) являются “природоохранными, эколого-просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и которые предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма.” В настоящее время национальные парки — одна из наиболее перспективных форм охраняемых природных территорий. Их отличает сложная внутренняя структура, выражающаяся в выделении зон с разным природоохранным режимом, например, таких, как заповедные зоны, зоны для регулируемого туризма и отдыха (рекреационные зоны), территории других землепользователей, отведенные под традиционные формы хозяйственной деятельности. При этом учитывается и бережно сохраняется историческое наследие (историко-культурные объекты). Национальные парки в России начали создаваться только с 1983 года, первыми из которых были: Сочинский национальный парк и Национальный парк “Лосиный Остров”. В последующие годы количество НП неуклонно возрастало и в настоящее время в Российской Федерации насчитывает 31 национальный парк, причем 2/3 из них создано за последние пять лет. Общая площадь НП насчитывает 6,6 млн. га, что составляет 0,38% территории России. В дальнейшем планируется создание еще около 40 парков общей площадью приблизительно 10 млн. га.

Природные парки (ПП) являются природоохранными рекреационными учреждениями, которые используются в природоохранных, просветительских и рекреационных целях. Они включают природные комплексы и объекты значительной экологической и эстетической ценности. В отличие от национальных парков природные парки находятся в ведении субъектов РФ и основная цель их создания — обеспечение комфортного отдыха для населения. В связи с этим природоохранные мероприятия направлены преимущественно на сохранение рекреационных ресурсов и поддержание природной среды в функциональном состоянии. Большое внимание уделяется в том числе наличию достопримечательных культурно-исторических объектов. Так же как и национальные парки, природные парки представляют сочетание территорий с различными режимами охраны и использования (природоохранные, рекреационные, агрохозяйственные и другие функциональные зоны).

Памятники природы включают природные объекты естественного или искусственного происхождения, а также природные комплексы, небольшие по территории, которые имеют научное, эстетическое, культурное или воспитательное значение. Часто памятники природы связаны с определенными историческими событиями (например, дубы в усадьбе Коломенское, сохранившиеся со времен Ивана Грозного) и представлены уникальными природными объектами: отдельные примечательные деревья, пещеры и т.д. Памятники природы используются преимущественно в научных, эколого-просветительских, природоохранных целях.

Существующая сеть особо охраняемых природных территорий в Калининградской области включает Национальный парк “Куршская коса“, 7 государственных природных заказников и 61 памятник природы. В перспективе на территории Калининградской области планируется создание заповедника “Правдинский”, включающего болотный природный комплекс Прибалтийской озерной площадью 2,4 тыс. га (“Целау”). В настоящее время сеть ООПТ в Калининградской области не является достаточной для сохранения природного разнообразия, выполнения средообразующих и средоформирующих функций.

Подробное решение параграф § 37 по географии для учащихся 8 класса, авторов В. П. Дронов, И. И. Баринова, В. Я. Ром, А. А. Лобжанидзе 2014

вопросы и задания

1. Назовите основные виды особо охраняемых природных территорий, укажите, чем они отличаются друг от друга.

К особо охраняемым природным территориям и акваториям относят: заповедники, заказники, национальные и природные парки, памятники природы, лесопарковый защитный пояс, пригородную зелёную зону и др. Они отличаются между собой конкретной целью образования, степенью заповедности и допустимой хозяйственной деятельности. Заповедник - это природная территория (или акватория), полностью исключённая из хозяйственного пользования для охраны и изучения природного комплекса в целом. Национальные парки сочетают в себе задачи охраны природы и строго контролируемого рекреационного использования, т. е. они открыты для познавательного туризма и кратковременного отдыха граждан.

2. Когда в России начала формироваться система заповедников?

Первые заповедники на территории России были сформированы в начале 20 века. Первым официальным государственным заповедником в России стал Баргузинский заповедник в северо-восточном Забайкалье (1916). До этого известны примеры неофициальных заповедников: Супутинский на Дальнем Востоке (1911), с 1913 г. - Уссурийский, Саянский (1916), Кедровая падь (1916). Первый советский заповедник -Астраханский - учрежден 11 апреля 1919 г.

К началу 1998 г. в России существовало 97 заповедников (общая площадь - 30 млн га).

3. Расскажите о том, как распределяются заповедники по территории нашей страны, назовите и покажите крупнейший из них.

Заповедники по территории страны распределены неравномерно. Наибольшее количество заповедников приходится на лесную зону (24). Большое количество заповедников расположено в горах Южной Сибири (16) и на Дальнем Востоке (19).

Заповедники-гиганты (площадь > 1 млн га): Большой Арктический, Командорский, Путоранский, Усть-Ленский, Таймырский, Кроноцкий.

4. Используя материалы учебника, составьте характеристику одного из заповедников России.

Баргузинский заповедник

Географическое положение

Расположен в Бурятии, на северо-восточном побережье озера Байкал и западных склонах Баргузинского хребта, на высоте до 2840 м.

Дата и цель основания

Это один из старейших заповедников России, он был основан в 1916 г. для охраны и комплексного изучения природы западного склона Баргузинского хребта, а также для сохранения ценного баргузинского соболя.

Площадь заповедника - свыше 263 тыс. га. Заповедник расположен на живописных склонах Баргузинского хребта, спускающихся к Байкалу. В состав его включена полоса шириной 45-80 км и длиной около 100 км, а также трёхкилометровая полоса акватории озера Байкал.

Растительный и животный мир

На территории заповедника отчётливо выражена высотная поясность. Преобладает темнохвойная тайга, состоящая преимущественно из пихты, кедра с примесью лиственницы. Особым богатством отличается фауна: многочисленны баргузинский соболь и эндемик байкальская нерпа, белка, бурый медведь, лось, северный олень. Встречаются выдра, колонок, росомаха, горностай; из птиц - глухарь, рябчик, орлан-белохвост, сарыч, скопа и др. В заповеднике сохраняется нетронутой природа. К моменту организации на территории заповедника насчитывалось всего 20-30 соболей (баргузинский соболь признан лучшим в мире). Сейчас их количество резко возросло. Более того, соболь покидает границы заповедника и расселяется за его пределами. Таким образом, заповедник обогащает охотничьи угодья Бурятии.

ИТОГОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ

1. Докажите, что природная зона - это природный комплекс.

Природная зона – это крупный природный комплекс, обладающий общностью температурных условий и увлажнения, почв, растительности и животного мира. Именно общность природных компонентов и делает природную зону природным комплексом. Все компоненты природной зоны взаимосвязаны между собой. Изменение одного компонента приводит к изменению всех других компонентов.

2. Кто из русских учёных был основоположником учения о природных зонах?

Основоположником учения о природных зонах был В.В. Докучаев.

3. Назовите все природные зоны России. Докажите, что они размещаются закономерно.

На территории России наблюдается смена с севера на юг следующих природных зон: арктических пустынь, тундр, лесотундр, тайги, смешанных и широколиственных лесов, лесостепей, степей, полупустынь.

4. Назовите безлесные зоны нашей страны. Где они расположены? В чём их сходство и в чём различие?

Безлесные зоны нашей страны – арктические пустыни, тундра и лесотундра, степи, полупустыни и пустыни. Зона арктических пустынь расположена на островах Северного Ледовитого океана и на крайнем севере полуострова Таймыр. Зона тундр расположена на побережье морей Северного Ледовитого океана от западной границы страны до Берингова пролива. Зона лесотундр неширокой полосой протянулась вдоль южной границы тундровой зоны. Зона степей занимает юг европейской части страны и Западной Сибири. Полупустыни и пустыни России расположены в Прикаспии и Восточном Предкавказье.

Сходство данных природных зон заключается в отсутствии лесов. Здесь преобладает травянистая растительность, а в северных районах – мхи и лишайники. Природные зоны представляют собой открытые пространства.

Различие безлесных зон состоит в температурном режиме, увлажнении, почвах, растительном и животном мире.

5. Какая природная зона нашей страны занимает наибольшую территорию? Найдите в её пределах неодинаковые по условиям природы районы и подумайте, чем это объясняется.

Наибольшую площадь в России занимает природная зона тайги. В разных районах обширной таежной зоны неодинаковы многие природные условия - общая суровость климата, степень увлажнения, горный или равнинный рельеф, количество солнечных дней, разнообразие почв. Поэтому различны и образующие тайгу хвойные деревья, что, в свою очередь, изменяет и внешний облик тайги в тех или иных районах. Темнохвойные елово-пих-товые леса преобладают в европейской части зоны и в Западной Сибири, где к ним присоединяются кедровники. Большая же часть Средней и Восточной Сибири покрыта лиственничными лесами. Повсюду на песчаных и щебнистых почвах произрастают сосновые леса. Совсем особый характер у лесов дальневосточного Приморья, где на хребте Сихотэ-Алинь к обычным хвойным - елям и пихтам - присоединяются такие южные виды, как амурский бархат, пробковый дуб и др.

6. Какие природные зоны есть в вашей республике (крае, области)? Дайте оценку агроклиматических ресурсов своей республики (края, области).

Московская область находится в природной зоне смешанных лесов. Московская область расположена в центральной части Русской равнины. По рельефу область неоднородна. Речная сеть области довольно густая. В Московской области наиболее распространены дерново-подзолистые почвы, они занимают большую часть территории. В долинах рек почвы аллювиальные. На севере востоке области, в районах Верхнее-Волжской и Мещерской низменностей, почвы почти сплошь песчаные и супесчаные заболоченные.

Климат Московской области характеризуется теплым летом, умерено холодной зимой с устойчивым снежным покровом и хорошо выраженными переходными сезонами. Среднемесячная температура воздуха самого теплого месяца - июля изменяется по территории от 17° на северо-западе до 18,5° на юго-востоке. Температура воздуха самого холодного месяца-января на западе области -10°, на востоке -11°. Годовая амплитуда среднемесячной температуры 27 - 28,5°. Первая половина зимы заметно теплее второй, наиболее холодное время года сдвинуто на вторую половину январи и начало февраля. Теплый период, т. е. период с положительной среднесуточной температурой, длится в среднем 206-216 дней. Длина дня летом составляет 15 – 17 час.

Московская область относится к зоне достаточного увлажнения. Годовая сумма осадков в среднем 550- 650 мм, с колебанием в отдельные годы примерно от 270 до 900 мм. Две трети осадков в году выпадает в виде дождя, одна треть-в виде снега. В теплую часть года преобладают дожди средней интенсивности, хорошо увлажняющие почву.

Устойчивый снежный покров образуется обычно в конце ноября. Самая ранняя и самая поздняя даты образования устойчивого снежного покрова отмечены соответственно 23 октября и 28 января. К концу зимы высота снежного покрова достигает в среднем 30-45 см. Наибольший запас воды в снеге составляет в среднем 80 - 105 мм.

В целом, агроклиматические ресурсы области способствуют ведению сельского хозяйства.

7. Определите, о какой природной зоне идёт речь, если в ней растут: а) карликовая берёза, кедровый стланик, ягель; б) лиственница, кедр, берёза, осина, ольха. Назовите характерные для обеих зон почвы и типичных животных.

а) природная зона тундр. Почвы зоны маломощные, тундрово-глеевые. В тундре обитают северные олени, песцы, гуси, казарки.

б) природная зона смешанных лесов. В ее северной части распространены смешанные хвойно-широколиственные леса на дерново-подзолистых почвах. В южной - многоярусные широколиственные леса на серых лесных почвах. Животный мир представлен – бурым медведем, лисами, волками, зайцами, тетеревами, соболями, лосями.

8. В какой природной зоне России есть оптимальные природные условия для успешного занятия сельским хозяйством?

Оптимальные природные условия для ведения сельского хозяйства существуют в природной зоне степей.

9. Составьте характеристику любой природной зоны по плану. Используйте при этом различные источники географической информации.

Географическое положение;

занимает юг европейской части страны и Западной Сибири.

Климат: средние температуры января и июля, суммарная радиация, продолжительность тёплого и холодного периодов, количество осадков и их распределение по сезонам года, коэффициент увлажнения;

Осадков здесь выпадает мало - от 300 до 450 мм, примерно столько же, как в зоне тундры. Коэффициент увлажнения в зоне степей изменяется от 0,6-0,8 у северной границы до 0,3 на юге. Летние температуры июля высокие(средняя температура июля составляет +21...+23°С). Средняя температура января на западе Восточно-Европейской равнины -5°С, восточнее Волги -15°С, у Красноярска около -20°С. Сумма активных температур составляет 2200-3400°С.

Наиболее типичные степные ландшафты - то плоские, то расчлененные сетью оврагов и балок равнины.

Годовой сток;

Поверхностный сток в степях незначительный, так как осадков мало, а испаряемость очень велика, поэтому мелкие реки степной зоны маловодны, во второй половине лета они сильно мелеют, а иногда и пересыхают. Крупные реки начинаются далеко за пределами зоны.

Почвы, их основные свойства;

В степи распространены черноземы с очень темной окраской и с зернистой структурой. Мощность перегнойного горизонта в них - 50-80 см. В бассейне реки Кубань этот горизонт достигает даже 1,5 м. Черноземы - самые плодородные почвы нашей страны. В южной полосе степей распространены темпо-каштановые почвы, они менее плодородны и нередко засолены.

Растительный и животный мир, их приспособленность к данным природным условиям;

До начала их интенсивного сельскохозяйственного освоения они были покрыты травянистой степной растительностью с преобладанием ковыля. Преобладание травянистой растительности связано с недостаточным увлажнением для формирования лесов. Среди животного мира преобладают различные мелкие грызуны - суслики, сурки, тушканчики, хомяки, полевки. Небольшие размеры являются приспособлением для жизни среди трав. Преобладание грызунов объясняется большим количеством корма для них.

Сельское хозяйство;

Степь - главная зерновая житница страны, именно поэтому она практически полностью распахана. Здесь выращивают пшеницу, кукурузу, подсолнечник и другие важные культуры. На западе зоны развиты садоводство и виноградарство.

Особо охраняемые компоненты природы.

Малоизмененные природные комплексы лесостепной и степной зон охраняют и изучают в заповедниках: Курском, Воронежском, Галичья Гора, Хоперском, Жигулевском, Оренбургском и Даурском. Все они имеют лесные массивы и участки степей: леса растут в долинах рек, балках, оврагах, а степи сохранились на склонах эрозионных форм рельефа. Самые крупные и разнообразные степи - в Оренбургском заповеднике, созданном в 1989 г. на сохранившихся изолированных участках степей Заволжья, Предуралья, Южного Урала и Зауралья. Много видов растений и животных степей внесены в Красные книги.