Процесс вхождения мордовского народа в состав Российского централизованного государства был довольно длительным. У мордовского народа древняя история, которая уходит вглубь времен. Первое письменное упоминание о мордовских племенах относится к VI веку. В VII-X веках территория, на которой они проживали, частично входила в состав Хазарии, Камской Булгарии и Киевского государства. Еще задолго до присоединения к Московскому государству мордва имела близкие экономические и культурные связи со своими западными соседями – славянскими племенами.

В X - начале XIII вв. шел активный процесс заселения русскими мордовских земель. Он проходил как в результате мирного проникновения крестьян, бежавших от феодального гнета, так и путем захватов русскими князьями. Уже в X в. часть мордовских земель находилась в вассальной зависимости от Руси. Начальная летопись отмечает, что в XI в. Платили «дань... Руси: чудь, меря, весь, мурома, черемис, мордва...». В начале XIIв., как указывается в «Слове о погибели русской земли» мордва бортничала на Владимира Мономаха.

К 30-м гг. XIIIв. мордовские земли по среднему и нижнему течению реки Оки уже находились в составе Владимиро-Суздальского и Рязанского княжеств. На этих территориях были основаны города-крепости: Кадом (впервые упоминается в 1209 г.), Н.Новгород (1221 г.). С ростом Нижегородского княжества большая часть мордвы, жившей по рекам Теше, Пьянке и Ваду, вошла в его состав.

В 1236 г. мордовские племена была завоевана монголо-татарами и включены в состав Золотой Орды. Монгольское нашествие замедлило, но не приостановило процесса присоединения мордовских земель к русским княжествам. Теперь оно происходило в обстановке совместной борьбы русского и мордовского народов против монгольского ига и в процессе объединения самих русских земель в централизованное государство. В России покорение удельных князей шло рука об руку с освобождением от татарского ига, что было окончательно закреплено Иваном III.

Значительная часть мордовского населения уже в самом начале объединительного процесса находилась в составе Московского княжества. В 1380 г. во владения Московского и Рязанского княжеств были включены «мордовские места», расположенные по течению реки Мокши, принадлежавшие ранее мещерскому князю Александру Уковичу.

В 1392 г. московский князь Василий Дмитриевич приобретает от хана Тохтамыша ярлык на Нижегородское княжество и тем самым присоединяет к своим владениям мордовские земли по рекам Оке, Волге, Суре и Пьяне. В середине XV в. в состав Рязанского и Московского княжеств входит мордва, жившая по реке Цне и в Карабугинском уезде. Позднее она упоминается данником рязанского князя. Кирдянская, тилядимская и сурская мордва по завещанию московского великого князя Ивана III перешла к его преемнику Василию Ивановичу.

Мордва совместно с русскими принимала активное участие в борьбе против монголо-татарских ханов. В 1444 г., когда золотоордынский царевич Мустафа «со множеством татар» напал на Рязанское княжество, на помощь русским пришла «мордва на ртах с сулицами, и с рогатинами, и с саблями». Объединенными силами захватчики были разбиты. В числе убитых оказался сам царевич Мустафа и многие знатные князья и мурзы. На землях мордвы, вошедших в состав Московского, Рязанского, Нижегородского и других русских княжеств, устанавливалась такая же форма управления, как и в этих княжествах. Верховная административная и судебная власть принадлежала князю. Для управления вновь подчиненными землями русские князья посылали наместников и волостелей, наделяя их судебными и административными правами в отношении податной мордвы. Жалованья им не платили, они жили («кормились») за счет поборов с местного населения. Такой порядок управления назывался кормлением. Например, в 1533 г. великий князь московский Василий III дал грамоту Миките Васильеву, сыну Ознобишину в том, что он его жалует «мордвою Кирданской в кормление».

Русские князья выступали и в качестве собственников мордовских земель, распоряжаясь ими по своему усмотрению. Так, нижегородский князь Борис Константинович в конце XIV в. пожаловал Спасскому и Благовещенскому монастырям «рыбные ловли» и «бобровые гоны» мордвы по реке Суре. В духовной грамоте великого князя Ивана III, составленной в 1504 г., сказано, что он своему сыну Василию в числе многих земель и городов дает «...князи мордовские все и с своими отчинами».

Мордовские мурзы, принявшие русское подданство, получали от князей земли и другие привилегии. Их привлекали к управлению местным населением.

В 1480 г. Русь освободилась от золотоордынского ига. К этому времени в основном заканчивается процесс образования Российского централизованного государства. Свержение монголо-татарского ига явилось историческим событием и в жизни мордовского народа, который с тех пор навеки связывает свою судьбу с русским народом. Фактически все основные мордовские земли к 1480 г. входят в состав единого Российского государства. Тесное общение во всех сферах жизни способствовало установлению дружбы между мордовским и русским народами, укреплению их единства в борьбе против эксплуататоров и иноземных захватчиков.

В первой половине XVI в. Российское государство для укрепления политической власти на восточных окраинах и для защиты восточных границ основало города-крепости в районах, населенных мордвой.

Восстанавливается город Наровчат, строятся города Васильсурск, Шацк и Алатырь. В 1536 г. на правом берегу Мокши вместо старого, который был «мал и некрепок», построен новый город Темников.

В конце 40-х - начале 50-х годов XVI в. Московское государство повело решительную борьбу против Казанского ханства, в состав которого входила часть мордовского населения. В 1548 г. Иван IV совершает на Казань первый поход, а зимой 1549-1550 гг. – второй. Мордовский народ принимал деятельное участие во всех мероприятиях Российского государства против казанских ханов, участвовал в военных действиях, в строительстве города Свияжска, снабжал армию и строителей продуктами питания и т.д.

Летом 1551 г. мордва вместе с другими народами Поволжья принимает присягу на верность русскому царю. «Чувашу и черемису, и мордву, мажаров и тарханов привели к правде на том, что им государю и великому князю служить и хотети во всем добра, и от города Свияжского неотступным бытии...».

В 1551 г. начался третий поход Ивана IV против Казанского ханства. Русские шли на Казань через мордовские земли, где встречали полное сочувствие и помощь. Мордва снабжала войска продовольствием и фуражом, транспортными средствами, а также строила мосты и гати, выделяла проводников. Например, мордвин Чукляев провожал русские войска от деревни Лесной Муромского уезда до села Кужедеева Арзамасского уезда, а мордвин Кельдяев был провожатым от своего села Кужедеева до Свияжска. В боевых действиях русских войск принимали участие крупные мордовские воинские отряды. За организацию воинских отрядов и участие в осаде Казани получил жалованную грамоту от Ивана IV мордвин Кильдяев. Во взятии Казани принимали также участие отряд темниковской мордвы и татар под руководством князя Еникея.

С падением Казани в октябре 1552 г. завершился процесс вхождения мордовского народа в состав Российского государства.

Дата вхождения Мордовского народа в состав Российского государства увековечена 6 ноября 1986 года монументом «Навеки с Россией», открытом на улице Красной г. Саранска

Первые сведения об Урале появляются в русских летописях с конца XI в., когда среди данников Руси упоминаются Пермь и Печора. Сначала под названием Пермь русским были известны земли коми-зырян - Пермь Вычегодская или Старая. Об этнической принадлежности Печоры у исследователей нет единого мнения. Судя по археологическим данным, по р. Печоре в X-XIII вв. проживало население, родственное югре, зауральские памятники которой хорошо изучены. В 1092 г. богатый новгородец Гюрята Рогович «послах отрок свой в Печору, люди иже суть дань дающе Новугороду... а оттуда иде в югру». Югра проживала восточнее Печоры, в предгорьях Северного рала. От нее новгородцы получили первые сведения об Уральском хребте (большие «горы заидуче в луку моря», т. е. доходящие до Северного Ледовитого океана). В горах жил народ, дающий в обмен на железные вещи «скорою противу», т. е. меха. Именно меха среди всех богатств Урала и привлекали сначала внимание новгородцев, пускавшихся далеко на восток за сбором дани. В составе ее были «соболи, куница и оелка» . В 1114 г. в Старой Ладоге бытовало предание, что в землях югры и самояди «из... тучи выпадают белки молоденькие, будто бы только родившиеся и выросши расходятся по земле». Очевидно, такое впечатление могло сложиться у новгородцев, наблюдавших массовый ход белки, что и стало основой легенд о сказочных пушных богатствах Урала. Первый поход новгородской дружины на Урал был частным предприятием одного из бояр или купцов. Новгородцы проникли в Северное Приуралье, обложили данью Пермь, Печору и Югру и завязали с ними торговые отношения. Одна из летописей говорит, что отрок Гюряты Роговича был послан «с торгом». В памятниках вымской культуры коми-зырян встречены находки вещей новгородских типов и западноевропейских монет, попадавших в Приуралье через Новгород. На Сухоне и Мезени найдены погребения русских торговцев и дружинников XI-XII вв.. Во второй половине XII в. русские дружины проникают по Волге в Южное Приуралье. В 1157 г. новгородские ушкуйники (по лодкагк «ушкуям») без санкции веча совершили набег на булгарский город Бряхимов «на реце на Каме». В 1177 г. войско владимиро-суздальских князей через земли волжских болгар вышло в низовья Камы. Не имея еще достаточных возможностей прочного освоения удаленных приуральских земель, русские княжества основной формой феодальной зависимости нерусского населения избирали испытанную форму эпизодического данничества - коллективной эксплуатации, сложившуюся с времен формирования Киевского государства. Из всех русских княжеств далеко на север были выдвинуты территории Новгородской земли и Владимиро-Суздальского княжества. В продвижении к Уралу они действовали самостоятельно, проводили разведку удобных путей, выявляли природные богатства, места для основания поселений. Преобладала частнофеодальная и государственно-феодальная инициатива, хотя народные массы и на том этапе принимали активное участие в движении на восток. Новгородская боярская республика ограничивалась эпизодическими походами для сбора дани. Владимиро-Суздальское княжество начало создавать свои опорные центры на подступах к Уралу. Между русскими землями по мере их продвижения на Урал и соприкосновения границ их владений возникает соперничество за ведущую роль в освоении этого края. Владимиро-суздальские князья, кроме захвата военной добычи, преследовали и более значительные цели, стремясь сдержать булгарскую колонизацию Поволжья и Прикамья и овладеть волго-камским торговым путем. Булгарская колонизация, начавшись в X в., в XI-XIII вв. распространилась на север до устья р. Белой и до района современного Сарапула. На Каме булгарами был создан ряд опорных пунктов, превращавшихся в города. С конца XII в. владимиро-суздальские князья создают опорные пункты на северных подступах к Уралу, стремясь сдержать проникновение новгородцев на восток. В 1178 г. великий князь Всеволод Большое Гнездо закладывает в устье р. Юга городок Гляден, рядом с которым в 1212 г. строится г. Великий Устюг. Его сын Юрий подчинил своему влиянию коми-зырян по Северной Двине, Вычегде, Сухоне, Югу и «пермские дани к себе ж взял», т. е. распространил свою власть на земли, считавшиеся волостями новгородскими. Владимиро-Суздальское княжество завладело речными путями и волоками на северных подступах к Прикамью, создав условия для развития народной колонизации этого района. В конце XII в. новгородцы продолжают набеги на северное Приуралье преодолевая активное сопротивление местного населения сбору дани. В 1187 г. «избьены быша печерьские даньники и югорский... и пермьскии». Местная летопись «Повесть земли Вятской» говорит о набеге новгородских ушкуйников в 1174 г. с верховий Волги вверх по Каме - на Чепцу и Вятку, в результате которого были основаны два русских города на месте удмуртских городищ - Никульчин (ниже устья р. Чепцы) и Хлынов (Вятка) около устья р. Хлыновицы. Сведения этой летописи вызывали сомнения историков (А. А. Спицын, П. Н. Луппов, А. В. Эммаусский и др.). Однако археологические раскопки обнаружили восходящие к русским культурные слои конца XII - начала XIII в. на Никульчинском городище, в центре г. Кирова, в г. Орлове (Халтурине) и в г. Котельниче, в которых преобладают находки вещей новгородских типов. Древний Хлынов (Вятка) возник из слияния двух городищ: удмуртского, принадлежавшего племени вятка, и русского «на Болясковом поле» в устье р. Хлыновицы, почему и имел двойное название в русских источниках. Такой тип формирования города из русских и нерусских поселений характерен для ряда русских городов, в том числе и древнего Новгорода. Поначалу Хлынов был русским городом с правильной уличной планировкой, бревенчатыми мостовыми и жилищами, похожими на новгородские. Однако он не стал новгородской колонией, поскольку осевшие в нем ушкуйники не были заинтересованы в возвращении в Новгородскую землю и тем более в подчинении ей. Новгород не пытался использовать Хлынов как свой опорный центр. Он стал центром самостоятельного феодального образования, в политическом строе которого нашли отражение традиции новгородской боярской республики (ведущая роль торгово-земледельческой знати - боярства, отсутствие князей, заметная роль веча). Тем не менее в 1193-1194 гг. был организован новый поход по северному пути на Югру новгородского воеводы Ядрея, назначенного вечем при поддержке князя и архиепископа. От частных мероприятий Новгород переходит к сбору дани в восточных волостях в государственных масштабах. Кроме мехов, новгородцы требовали от югры в уплату дани серебро (очевидно, в виде драгоценной посуды, полученной в обмен на меха). В отряде численностью до 300 человек были зажиточные невгородцы («мужи вячшие»), священник и рядовые дружинники. Дружина осадила югорские городки, но встретила упорное сопротивление. Югра, собрав значительные силы, истребила организаторов похода. Часть «вячших людей» была перебита самими новгородцами. Причиной неудачи похода были отсутствие опорных пунктов новгородцев на пути к Уралу, возникшие социальные противоречия внутри русского отряда. Волжские булгары пытались помешать созданию русских центров на подступах к Уралу. В 1218-1219 гг. они дважды совершили набеги на Устюг 12. В 1220 г. войско владимпро-суздальского князя совершило ответный поход на булгар, выйдя из «Юстьюга на верх Камы», спустилось по ней до устья и «взяста по ней много градков», первым войдя с севера в Прикамье. Этот поход сдержал продвижение булгар в Прикамье. Русское население Вятской земли установило в основном мирные отношения с удмуртами и мари, поскольку осваивало свободные, незаселенные земли в среднем течении Вятки. Русские городские центры усиливали влияние русского феодализма на удмуртское население в противовес булгарскому. В XII - начале XIII в. устанавливаются торговые связи коми-пермяков с русскими княжествами. Они шли через земли коми-зырян, где появилось оседлое русское население. На памятниках родановской культуры встречаются находки русского оружия, украшений, предметов быта, металлической посуды, а вещи верхнекамского происхождения, в свою очередь,- на памятниках финно-угорского населения Владимиро-Суздальской и Новгородской земель. Через волжских булгар в Верхнее Прикамье и Вятскую землю проникают вещи южнорусского (киевского и черниговского) и владимиро-суздальского происхождения. Часть их шла через русские торговые колонии, существовавшие в Волжской Булгарии с X в. От коми-зырян и коми-пермяков русские вещи распространяются и на восточном склоне Урала. Они встречаются на памятниках юдинской культуры. Население Приуралья выступает в роли посредников русской торговли со всеми основными народами Северного и Среднего Урала. Проникновение русского населения на Урал началось в период феодальной раздробленности на Руси, когда феодализм развивался вширь за счет освоения новых территорий, увеличивавших экономические ресурсы отдельных княжеств и сферу их феодальной эксплуатации. На дальнейший ход русского проникновения оказало влияние нашествие монголо-татарских феодалов, вторгшихся в 1236 г. в Среднее Поволжье и Нижнее Прикамье. Волжская Болгария была включена в состав Золотой Орды. После разгрома Болгарского государства монголо-татары захватили башкирские земли и также включили их в состав Золотой Орды. На территорию башкир переселяются группы болгар, спасающихся от разорения. С их приходом влияние ислама на башкирское общество усиливается. Мусульманский обряд погребения вытесняет курганные захоронения. Знать использует ислам для идеологического обоснования эксплуатации сородичей. Основная же масса общинников не приняла его или, восприняв его формально-обрядовую сторону, долго сохраняла древние языческие культы. В сопротивлении распространению мусульманства можно видеть одну из зарождавшихся форм национальной и классовой борьбы против эксплуатации. Феодалы Золотой Орды привлекли на свою сторону башкирскую феодализирующуюся родо-племенную знать, раздавали мелким, феодалам тарханные грамоты на пользование пастбищами при условии служба захватчикам (союргаль). С XIII в. башкирские общинники испытывали двойной гнет - собственных феодалов и наиболее тяжелый государственно-феодальный со стороны Золотой Орды. Монголо-татарские феодалы тормозили развитие социальных процессов, замедляли разложение родо-племенной организации, используя ее как удобную форму для сбора налогов и отправления повинностей общинниками. Серьезный урон был нанесен производительным силам - угонялся скот, брали ясак мехами и данью в виде десятой части стад, башкир угоняли в рабство, обложили их военной и подводной повинностями, ввели таможенные поборы. Племена натравливались друг на друга. Намеренно разрушались военно-политические союзы племен, которые могли стать основой государственного и этнического объединения. Самостоятельное государство башкир так и не сложилось. В XV в. земли башкир были разделены между тремя феодальными государствами: Казанским ханством (западные), Сибирским (зауральские) и Ногайской Ордой (южноуральские). В 1240 г. монголо-татары опустошили удмуртские земли правобережья нижнего течения Камы и включили южных удмуртов в состав особой области - Арской даруги, которую обложили тяжелым ясаком. Местное население бежало к северным удмуртам на Вятку и Чепцу и в верхнее Прикамье. В середине XIII в. в Арской земле возник город Ар - административный центр Золотой Орды, в котором поселилась и часть булгарских феодалов на положении вассалов монголо-татар. Татарские отряды совершали набеги на прикамские земли, угоняя в плен местное и русское население. Реальная угроза монголо-татарского ига нависла и над малочисленным еще русским населением Приуралья. В 1240-1241 гг. вятчане приняли участие в восстании удмуртов и мари против монголо-татар. Вятская земля не могла рассчитывать на поддержку других русских княжеств, и ее правители пошли на соглашение с Ордой, допустив татарских купцов в свои города. Почти на 100 лет прекратились походы русских дружин в приуральские земли. Татарская колонизация шла навстречу русской и сдержала ее продвижение в приуральские земли. Начались регулярные походы татар заданью, которую они собирали с башкир и удмуртов, стремясь также втянуть их б походы против русских, настроить местное население против них. Тяжелое монголо-татарское иго вызывало массовый отлив русского и нерусского населения из разоренных татарами районов на новые земли, что ускорило их освоение. Булгары и башкиры бежали в Среднее и Верхнее Прикамье, поселяясь в среде местного населения. Русское население Нижегородско-Суздальского княжества бежало в Вятскую землю. Это движение стало началом крестьянской колонизации Прикамья. Продолжалось переселение посадского населения в вятские города. Хлынов (Вятка) становится не только военно-административным, но и крупным торгово-ремесленным центром, под защитой которого строятся сельские поселения. В XIV в. усилилась борьба покоренных монголо-татарами народов Приуралья (удмуртов, башкир) за освобождение от ига завоевателей. В ней приняли участие массы трудового башкирского народа. Народные предания рассказывают о молодом батыре Иркбае, возглавившем успешный поход против завоевателей. Часть башкирских феодалов, недовольных ограничениями возможностей эксплуатации, встала во главе национально-освободительного движения народных масс. Это существенно затушевывало внутренние классовые противоречия. Под иго Золотой Орды попало и местное население Среднего Поволжья (мари, чуваши, мордва), часть которого также начала переселяться из занятых татарами районов в приуральские земли. Таким образом, нашествие монголо-татарских феодалов нанесло тяжелый урон хозяйственному и культурному развитию населения Приуралья и Южного Урала. Развитие экономики населения Приуралья значительно замедлилось. Башкиры и часть удмуртов попали под иго Золотой Орды, а после ее распада территории формирующихся народностей были расчленены между феодальными государствами, возникшими на ее развалинах. Реальная угроза порабощения нависла над коми-пермяками, северными удмуртами и русским населением Вятской земли. Из разоренных монголо-татарами земель Среднего и Верхнего Поволжья в лесные районы Прикамья, в том числе и в Вятскую землю, хлынул поток переселенцев как русского, так и нерусского населения. Это объективно способствовало заселению редко населенных районов. В XIV-XV вв. борьба народов против монголо-татарского ига усиливается. Ведущую роль в ней начинает играть формирующееся Русское централизованное государство. Возобновляются походы новгородских дружин на Урал за сбором дани, а политику владимиро-суздальских князей продолжали правители возвышающегося Московского княжества. Между ними разгорается соперничество за право сбора дани, часть которой должна была идти в Золотую Орду. В 1324 г. брат Ивана Калиты - Юрий Данилович добился участия Новгорода в совместной уплате дани в Орду из числа собранной в Приуралье. В том же году во главе объединенного русского войска он из Устюга «поиде... в Орду, а шел на Пермь Великую и поиде по Каме реке». Летопись впервые называет земли Верхнего Прикамья Пермью Великой. Московские князья, понимая роль Устюга как опорного центра на пути к Уралу, прибрали его к своим рукам. В 1328 г. Иван Калита выдал дочь за ростовского князя Константина, сидевшего в Устюге, а потомков князя превратил в московских наместников. В том же году он посылает на Печору ватагу для рыбного промысла во главе со своим ставленником Михаилом и пишет в данной ему грамоте, что те земли «ведает Михайло по пошлине, како то было при моих дедах и при моем брате при старейшем», т. е. подчеркивает преемственность своих владений и владимиро-суздальских князей. В другой его грамоте упомянуты «старосты» - служащие московского князя в приуральских землях16. В 1332 г. Калита «возверже гнев на Новгород, прося у них серебра закамьское» для уплаты ордынской дани. В 1333 г. новгородцы «дали князю Ивану на черный бор Вычегду и Печору и с тех времен князь московский начал взимать дани с пермские люди». Формально еще признавая права Новгорода на его восточные волости, фактически Калита распоряжается в них как в своей вотчине, устанавливает здесь свой аппарат управления, и земли коми-зырян попадают в политическую зависимость от Московского княжества. При Дмитрии Донском Московское княжество становится ядром формирования Русского государства и центром борьбы с монголо-татарским игом Борьба за приуральские земли стала частью усилий по расширению территории государства, за использование их не только как источника материальных ресурсов при сборе дани, но и как плацдарма против Золотой Орды. В 1363 г. Дмитрий, продолжая политику Калиты, отдает «в кормление» своему наместнику Андрею Фрязину земли на Печоре с правом брать подводы для московских служителей не только на Печоре, но и в Перми. В 1364 г. новгородцы, теснимые в своих восточных волостях Московским княжеством и не желая терять уральские земли, совершают первый поход на восточный склон Урала, перевалив через хребет и дойдя до низовьев Оби. Ими были построены первые русские городки в Зауралье. До XIV в. летописи называли Уральский хребет просто «горами». В 1332 г. он впервые назван «Камнем». На русских и иностранных картах XV - начала XVI в. хребет был нанесен как отдельные группы гор, вытянутые в меридиональном направлении, он назывался «горами, имеющими земной пояс», позднее «каменным поясом». Название Урал было позже заимствовано русскими из тюркских языков народов Южного Урала и означало «пояс-гора». В конце XIV в. вхождение Перми Вычегодской в состав Русского государства было закреплено монастырской колонизацией, которую возглавил энергичный миссионер Степан Храп (Стефан Пермский). В 1383 г. московский митрополит Пимен с согласия Дмитрия Донского ставит его во главе новой Пермской епархии, которая распространяет свою деятельность и на земли Верхнего Прикамья. В Житии Стефана Пермского дано подробное описание границ Перми Великой, тяготевшей к Москве. В нем говорится об установлении московского аппарата управления в землях коми («тивуны и довотщики и приставницы») и феодальных повинностей- «тяжести быша и дани тяжкие и насильства». В XIV - начале XV в. на свободных землях Верхнего Прикамья появляется оседлое русское население. Часть его селилась вместе с комипермяками, входя в состав их соседских общин. На поселениях родановской культуры встречаются не только русские вещи, но и русская гончарная посуда. На Искорском городище она найдена вместе с местной. В Анюшкарском могильнике на Иньве обнаружено русское погребение и коми-пермяцкое. Русские использовали местные городища для защиты от внешних врагов. Началась стихийная русская крестьянская колонизация края с севера - из бывших новгородских волов 1401-1409 гг. на верхней Каме строится первый русский укрепленный городок Анфаловский, названный именем двинского воеводы Анфала Никитина, перешедшего на сторону Москвы и бежавшего в Приуралье от преследования новгородских властей. Он использовался русскими отрядами как опорный пункт до конца XV в.. В первой четверти XV в. вологодские посадские люди Калинниковы начали добычу соляных рассолов на р. Боровой, а в 1430 г. перенесли промыслы в низовье р. солки, где возникло первое русское поселение, выросшее -затем в город Усолье Камское (Соликамск) , положившее начало посадской колонизации Приуралья. Одним из этапов борьбы за создание Русского государства была феодальная война середины XV в., в ходе которой великие князья московские, опираясь на служилое дворянство и горожан, подавляли оппозицию удельных князей и бояр. В эту борьбу были втянуты и жители прилегающих к Уралу земель. Устюжане выступали на стороне великого князя, а вятчапе поддерживали галичских князей. В 1451 г. Василий II Темный направил в Пермь Вычегодскую наместника, русского верейского князя Ермолая, поддерживавшего в феодальной войне великого князя, а его старшего сына «Михаила Ермолича отпустил на Великая Пермь на Чердыню... ведать им волости... по грамоте наказной по уставной». Назначение московского наместника означало мирное включение Перми Великой в состав Русского государства, где уже имелось хотя и немногочисленное русское население. Резиденцией наместника стал город Чердынь, впервые упомянутый русскими источниками. В Чердыни, кроме русского, было и местное некрещеное население, поскольку город возник на месте городища родановской культуры. Если родо-племенная верхушка коми относительно мирно принимала христианство, то вогуличи активно сопротивлялись христианизации. В 1455 г. была сделана попытка закрепить присоединение Перми Великой религиозным путем. Епископ Питирим «приездил в Великую Пермь на Чердыню крестити... чердынцев. Тово лета шли на Пермь безверный вогуличи, Великую Пермь воевали, Питирима идуще к Перми поймали и убили». Родоплеменная знать видела в сохранении языческой религии средство сохранить свои привилегии, а рядовые общинники связывали с христианством установление феодального гнета. Во главе отряда, напавшего на Питирима, стоял пелымский князь Асыка, которого поддерживали вятские сепаратисты, не желавшие усиления московского влияния на Приуралье. Этот набег был реакцией пелымских князей на присоединение Перми Великой к Русскому государству и положил начало их последующим набегам на приуральские земли. В 1462 г. новый пермский епископ Иона «добавне крести Великую Пермь, постави им церкви и попы» 26. Успешная христианизация поло-; жила начало монастырской колонизации Перми Великой. В Чердыни1 строится первый на Урале Иоанно-Богословский монастырь - родовая усыпальница великопермских князей, наследники которых завещали монастырю свои земли. Новгород пытался использовать неблагоприятную для московских князей обстановку феодальной войны для укрепления своих позиций на Северном Урале. В 1455 г. был совершен последний поход большого (3 тыс. человек) новгородского войска, которое было разбито югрой но частям. Подступы к Уралу были перекрыты владениями московских князей. Пермь Вычегодская, Печора и Пермь Великая управлялись московскими наместниками. В 1465 г. московское войско во главе с устюжским воеводой Василием Скрябой выходит на восточный склон Урала и подчиняет Югру Москве. Югорские князья обязались платить дань соболями московскому князю 29. Обстановка в Прикамье во второй половине XV в. была довольна сложной. С юга угрожало Казанское ханство, из которого совершались разорительные набеги, в результате которых «Вятка и Пермь от казанцев запусте». За Уралом складывается Сибирское ханство, включившее в сферу своего влияния лесное Зауралье. Оно подстрекало пелымских князей к набегам на русские владения в Приуралье. Пермь Великая н Вятская земля не могли ждать существенной помощи из Москвы. Находясь в относительной изоляции, бывшие удельные вереинские князья чувствовали себя почти независимыми от центральной власти. Правители Вятской земли вели сепаратистскую политику заигрывания с казанскими ханами, и их пример оказывал влияние на великопермских князей. Правительство Русского государства понимало опасность потери восточных районов и пыталось военной силой воздействовать на Вятскую землю, а также на своих великопермских наместников. В 1458-1459 гг. совершаются два похода московских войск в Вятскую землю а в 1462 г. такое войско «прошло по Каме в Великую Пермь». В 1467 г. в походе на вогуличей приняли участие «пермяне из Чердыни». Но зависимость восточных земель от московских князем была явно непрочной, что сказалось и во время набега казанского хана Обреима на Пермь Великую в 1468 г., когда большая часть вятчан уклонилась от участия в ответном ударе русских войск, разбивших татар и вернувшихся в Устюг через Пермь Великую. В 1469 г. вятчане вновь отказались от участия в походе на Казань, заявив о своем нейтралитете: «Что нам не помогати ни царю на великого князи, ни князю великому на царя» 34. Во время следующего похода на Казань русское войско было вынуждено снять осаду с этого города, так как отряд из Перми Великой не пришел для удара татарам в тыл - «чердынцы убоясь не пошли, за казанцов задалпся». В 70-80-х годах XV в. завершается объединение русских земель в Русском государстве. После поражения в битве при Шелони в 1471 г. Новгород был вынужден дать отказную грамоту на все свои восточные волости, включая фактически уже давно перешедшие к Москве пермские земли 3 . что юридически оформило их включение в состав Русского государства. В 1471 г. Иван III организует поход на Пермь Великую, поскольку «пермяки за казанцов норовили, гостям казанским почести воздавали, людям торговым киязя Беликова грубили». Во главе отряда был поставлен известный русский полководец Ф. Д. Пестрый, само имя которого как участника успешных походов на Казанское ханство и битвы при Шелони должно было произвести соответствующее впечатление на великопермских князей. Отряд двигался быстро, выйдя из Устюга зимой 1471 г. и закончив поход весной 1472 г. Без боя сдались городки Урос, Чердынь и Покча, и единственное сражение произошло под городком Искором на р. Колве. Русский великопермский князь Михаил не оказал сопротивления, а один из его сотников - зырян «по опасу пришел». В сражении приняли участие немногие представители местной коми-пермяцкой племенной знати. Русское войско вернулось в Устюг без потерь. Михаил и его сотники были отправлены в Москву и «князь великий отпустил Михаила на Пермь княжити». Поход имел в основном моральное воздействие, способствовал укреплению восточных границ Русского государства и освоению приуральских земель. В 1481 г. князь Михаил погиб в бою с вогуличами, а в 1505 г. Василий III «разгневан бысть и свел с Великие Перми вотчича своего князя Матфея и родню и братьев его и в Перме велел быти наместником Василию Ондреевичу Ковер». Вместо особого княжения на правах вотчины, передававшейся по наследству, в Верхнем Прикамье было введено обычное наместничье управление с правом «кормления» и периодической сменой наместников. В конце XV - начале XVI в. военная опасность для Прикамья, даже после падения в 1480 г. монголо-татарского игра на Руси, не ослабла, а усилилась со стороны Казанского и Сибирского ханства. В 1481 г.; пелымский князь Асыка совершил новый набег на Пермь Великую, осадил Чердынь, сжег Покчу и «повосты (погосты) разорив». К тому; времени в верхнем Прикамье существовали уже крупные русские сельские поселения-погосты в окружении деревень и починков. Крестьянская" колонизация края шла под защитой укрепленных городков. На помощь чердынцам пришла устюжская дружина Андрея Мишнева, разбившая Асыку и шедший ему на помощь по Каме отряд тюменских татар41. Набег Асыки принес такой существенный урон, что пришлось отказаться от переписи населения - «потому вогульское разорение». В 1483 г. чердынцы приняли участие в ответном походе русского войска против Асыки и его сына Юмшана. Отряд перешел Уральский хребет, захватив Пелым, спустился по Тавде в Иртыш, а по Иртышу вышел к верховьям Оби, нанеся удар по центру Сибирского ханства. В плен попали «большой» югорский князь Молдан и двое татарских князей. На следующий год Асыка пришел в Москву с повинной, где был обложен данью и дал обязательство «лиха не мыслити, ни силы не чинити над пермскими людие, а князю великому правити во всем». Однако эти обязательства югорские и вогульские князья постоянно нарушали. Для защиты от их набегов на Печоре около ненецкого городка Усташ (Пусты) был поставлен русский городок Пустозерск. В 1499 г. после похода русского войска во главе с С. Ф. Курбским, зимой на лыжах перевалившего хребет, в Зауралье были построены еще шесть укрепленных русских городков. Вогульские и угорские князья подтвердили свои даннические обязательства и на местах привели своих «людей к целованию по их вере за князя великого». В Вятской земле политика сепаратистского заигрывания с казанскими феодалами не находила поддержки в народных массах, на плечи которых легла основная тяжесть татарской дани и разорения от набегов. Росло стремление искать помощи у Русского государства. В 1489 г. Иван III, исчерпав возможности мирного присоединения, двинул на Вятку большое войско, занявшее почти все городки и осадившее Хлынов. Рядовые горожане захватили сепаратистов и выдали их московским воеводам, впустив русские войска в город. Население Вятской земли, включая удмуртских и татарских (арских) князей, присягнуло на верность московскому великому князю. В Вятку были назначены московские наместники и создан обычный для Руси аппарат управления. Население было обложено данью в государственную казну. Русскому населению было разрешено на льготных условиях заселять свободные земли. Большинство удмуртов на правах черносошных крестьян жили рядом с русскими поселенцами, а часть их осталась в крепостном состоянии у карийских татар на Чепце и в зависимости от казанских ханов на Каме. Арские князья сохранили свои владения с правом феодального иммунитета и обязанностью платить дань в русскую казну и нести военную службу на восточных окраинах Русского государства. К концу XV в. основная часть приуральских земель - Пермь Великая и Вятская земля - прочно вошла в состав Русского государства, были построены первые русские города, под защитой которых могла развиваться стихийная крестьянская колонизация. Если на первых порах правительственная и частнофеодальная колонизация нередко принимала военные формы- обычные для периода феодальной раздробленности, то после вхождения части приуральских земель в состав Русского государства военные методы применялись в основном в целях обороны от внешних врагов, а в государственной политике стали преобладать мирные формы отношений с нерусским населением. Мирные отношения преобладали в ходе народной колонизации. Русские крестьяне осваивали язык местного населения, его нравы и обычаи, сближаясь с ним в хозяйственном отношении, оказывали прогрессивное влияние на развитие земледелия в этих краях, заимствуя в то же время некоторые приемы охоты и рыбной ловли. Они поселялись в основном на свободных землях, что сводило к минимуму конфликты на почве земельных споров. Земледельческое нерусское население было обложено такой же натуральной данью, как и русские крестьяне, что сближало их в правовом отношении. Скотоводы, охотники и рыболовы платили натуральный оброк - ясак, главным образом мехами. Раннефеодальная знать и феодализирующаяся родо-племенная верхушка были включены в систему русского феодализма на правах служилого дворянства, входили в состав низшего звена русского административного аппарата, а часть ее слилась с трудовой массой феодально-зависимого населения. Русская колонизация не нарушила основных направлений миграций местного населения, часть которого влилась в общий с русскими поток переселения. Местное население переселялось в родственную этническую среду, например коми-зыряне и коми-пермяки. Русское государство взяло на себя защиту народов Приуралья от набегов казанских и сибирских феодалов, в отражении которых вместе с русскими принимало участие местное население. В обстановке военной опасности хозяйственное освоение Приуралья развивалось на этом этапе медленно. Кроме эксплуатации пушных богатств края, началось его земледельческое освоение, велась разведка полезных ископаемых, из которых первыми стали использоваться соляные богатства. В 1491 г. по приказу Ивана III была проведена экспедиция для поисков медной и серебряной руды на Печоре во главе с рудознатцем Андреем Петровым с участием иностранных мастеров. В нее входили 350 человек, в том числе 60 устюжских «делавцов железных дел мастеров», а в числе подсобных рабочих были чердынцы. Залежи руд были обнаружены в верховьях р. Цильмы, притока р. Печоры. Однако они находились на большом удалении от освоенных территорий и разработка их так и не началась из-за трудностей с обеспечением рабочей силой, продовольствием и охраной.

Основными задачами в области внешней политики России в XVI в. являлись: на западе - необходимость иметь выход к Балтийскому морю, на юго-востоке и востоке - борьба с Казанским и Астраханскими ханствами и начало освоения Сибири, на юге - защита страны от набегов крымского хана.

Образовавшиеся в результате распада Золотой Орды Казанское и Астраханское ханства постоянно угрожали русским землям. Они держали в своих руках Волжский торговый путь. Наконец, это были районы плодородной земли (Иван Пересветов назвал их "подрайскими"), о которой давно мечтало русское дворянство. К освобождению стремились народы Поволжья - марийцы, мордва, чуваши. Решение проблемы подчинения Казанского и Астраханского ханств было возможно двумя путями: либо посадить в этих государствах своих ставленников, либо завоевать их.

После ряда неудачных дипломатических попыток подчинить Казанское ханство в 1552 г. 150-тысячное войско Ивана IV осадило Казань, которая представляла в тот период первоклассную военную крепость. Чтобы облегчить задачу взятия Казани, в верховьях Волги (в районе Углича) была сооружена деревянная крепость, которую в разобранном виде сплавили вниз по Волге до впадения в нее реки Свияги. Здесь был возведен город Свияжск, ставший опорным пунктом борьбы за Казань. Работы по сооружению этой крепости возглавил талантливый мастер Иван Выродков. Он же руководил сооружением минных подкопов и осадных приспособлений.

Казань была взята штурмом 2 октября 1552 г. В результате взрыва 48 бочек пороха, заложенных в подкопы, была разрушена часть стены Казанского кремля. Через проломы в стене русские войска ворвались в город. Хан Ядигир-Магмет был взят в плен. Впоследствии он крестился, получил имя Симеон Касаевич, стал владельцем Звенигорода и активным союзником царя.

Спустя четыре года после взятия Казани в 1556 г. была присоединена Астрахань. Чувашия и большая часть Башкирии добровольно вошли в состав России. Зависимость от России признала Ногайская орда. Таким образом, новые плодородные земли и весь Волжский торговый путь оказались в составе России. Русские земли были избавлены от вторжений ханских войск. Расширились связи России с народами Северного Кавказа и Средней Азии.

Присоединение Казани и Астрахани открыло возможность для продвижения в Сибирь. Богатые купцы - промышленники Строгановы получили от Ивана Грозного грамоты на владение землями по реке Тобол. На свои средства они сформировали отряд в 840 (по другим данным 600) человек из вольных казаков во главе с Ермаком Тимофеевичем. В 1581 г. Ермак со своим войском проник на территорию Сибирского ханства, а спустя год разбил войска хана Кучума и взял его столицу Кашлык (Искер).

Присоединение Поволжья и Сибири имело в целом положительное значение для народов этого региона: они вошли в состав государства, находившегося на более высоком уровне экономического и культурного развития. Местный господствующий класс стал со временем частью российского.

В связи с началом освоения в XVI в. территории Дикого поля (плодородных земель к югу от Тулы) перед русским правительством встала задача укрепления южных границ от набегов крымского хана. С этой целью были построены Тульская (с середины XVI в.) и Белгородская (в 30 - 40-х г.г. XVII в.) засечные черты - оборонительные линии, состоявшие из завалов леса - засек, в промежутках между которыми ставили деревянные крепости - остроги, закрывавшие для татарской конницы проходы в засеках.

Ливонская война (1558-1583)

Пытаясь выйти к Балтийскому побережью, Иван IV в течение 25 лет вел изнурительную Ливонскую войну. Война с Ливонией вызывалась необходимостью установить тесные связи с Западной Европой, которые легче всего можно было осуществить через моря, а также потребностью обороны западных границ России. В этой войне были заинтересованы русские дворяне: она открывала возможность приобретения новых хозяйственно освоенных земель. Война, таким образом, обуславливалась объективными потребностями развития России в то время.

Поводом к войне послужили задержка Ливонским орденом 123 западных специалистов, приглашенных на русскую службу, а также невыплата Ливонией дани за город Юрьев с прилежащей к нему территорией за последние 50 лет. Ливонские послы, приехавшие для переговоров в Москву, не смогли дать удовлетворительное объяснение причин невыплаты в срок дани. Когда послов пригласили на пир, то они увидели перед собой пустые блюда. Это было неслыханным оскорблением и фактически означало войну. В 1558 г. Иван IV двинул войска в Ливонию.

Начало войны характеризуется победами русских войск, взявших Нарву и Юрьев. Всего было взято 20 городов. Русские войска вели успешные бои, продвигались к Риге и Ревелю (Таллинну). В 1560 г. войска Ордена были разбиты, а его магистр попал в плен. Это повлекло за собой распад Ливонского ордена (1561), земли которого перешли под власть Польши, Дании и Швеции. Новый магистр Ордена Г.Кетлер получил в качестве владения Курляндию и признал зависимость от польского короля. Последним крупным успехом русских на первом этапе войны было взятие в 1563 г. г. Полоцка.

Война принимала затяжной характер. В нее оказались втянутыми несколько европейских держав. Усилились противоречия внутри России. Среди тех русских бояр, которые были заинтересованы в укреплении южных русских границ, росло сопротивление продолжению Ливонской войны. Проявили колебания и деятели, окружавшие царя, - А.Адашев и Сильвестр. Это привело к прекращению еще в 1560 г. деятельности Избранной Рады. Иван IV взял курс на усиление личной власти. В 1564 г. на сторону поляков перешел князь Андрей Курбский, ранее командовавший русскими войсками. Это было не недовольство действиями царя, а акт государственной измены. В этих сложных для страны обстоятельствах Иван IV пошел на введение опричнины (1565-1572).

В 1569 г. Польша и Литва объединились в одно государство - Речь Посполитую. Войска Речи Посполитой, а также Швеции, захватившие Нарву, вели успешные военные действия против России. Только оборона города Пскова в 1581 г., когда его жители отбили 30 штурмов и совершили около 50 вылазок против войск польского короля Стефана Батория, позволила России заключить перемирие в Яме Запольском - местечке под Псковом в 1582 г. Спустя год было заключено Плюсское перемирие со Швецией. Ливонская война завершилась поражением.

Неудача Ливонской воины в конечном счете явилась следствием экономической отсталости России, которая не смогла успешно выдержать длительную борьбу с сильными противниками. Разорение страны в годы опричнины лишь усугубило дело.

Опричнина

Иван IV, борясь с мятежами и изменами феодальной знати, видел в них главную причину неудач своей политики. Он твердо стоял на позиции необходимости сильной самодержавной власти, основными препятствиями к установлению которой были боярско-княжеская оппозиция и боярские привилегии. Вопрос состоял в том, какими методами будет вестись борьба. Острота момента и общая неразвитость форм государственного аппарата, а также особенности характера царя, бывшего, по-видимому, человеком крайне неуравновешенным, привели к установлению опричнины. Иван IV расправился с остатками феодальной раздробленности чисто феодальными методами.

В январе 1565 г. через село Коломенское и Троице-Сергиев монастырь царь выехал в Александровскую слободу (ныне город Александров). Оттуда он обратился в столицу с двумя посланиями. В первом послании, направленном духовенству и Боярской думе, Иван IV сообщал об отказе от власти из-за измены бояр и просил выделить ему особый удел. (Термин "опричнина" происходит от слова "опричь" - кроме. Так назвал Иван IV территорию, которую он просил выделить себе в особый удел). Во втором послании, обращенном к посадским людям, царь сообщал о принятом решении и добавлял, что к горожанам у него претензий нет.

Это был хорошо рассчитанный политический маневр. Используя веру народа в царя, Иван Грозный ожидал, что его позовут вернуться на трон. Когда же это произошло, царь продиктовал свои условия: право неограниченной самодержавной власти и учреждение опричнины. Страна была разделена на две части: опричнину и земщину. В опричнину Иван IV включил наиболее важные земли. В нее вошли поморские города, города с большими посадами и важные в стратегическом отношении, а также наиболее экономически развитые районы страны. На этих землях поселились дворяне, входившие в опричное войско. Его состав вначале был определен в тысячу человек. Содержать это войско должно было население земщины. Опричники селились на землях бояр, которых выселяли на территорию земщины. В опричнине параллельно с земщиной сложилась система органов управления государством. Опричники носили черную одежду. К их седлам были приторочены собачьи головы и метлы, символизирующие собачью преданность опричников царю и готовность вымести измену из страны.

Опричнина по форме была возвращением к временам феодальной раздробленности. Однако она преследовала другую цель - уничтожить остатки феодального дробления в России.

Стремясь уничтожить сепаратизм феодальной знати, Иван IV не останавливался ни перед какими жестокостями. Начался опричный террор, казни, ссылки. В Твери был убит московский митрополит Филипп, в Москве отравлен вызванный туда князь Владимир Старицкий, двоюродный брат царя, претендовавший на трон. Жесточайшему разгрому подверглись центр и северо-запад русских земель, где боярство было особенно сильным. В 1579 г. Иван IV предпринял поход на Новгород, который хотел якобы отойти к Литве. По дороге разгрому подверглись Клин, Торжок, Тверь.

Опричнина не уничтожала окончательно боярско-княжеского землевладения, но сильно ослабила его мощь. Была подорвана политическая роль боярской аристократии в государстве, выступившей против централизации. В то же время опричнина ухудшила положение крестьянства и во многом способствовала его закрепощению. Разгром наиболее богатых территорий страны в годы опричнины и Ливонская война явились причиной социально-политического и внешнеполитического кризиса, в котором оказалась Россия на рубеже XVI-XVII вв.

Разгромив боярско-княжескую оппозицию, Иван IV встретился с новыми проявлениями сепаратизма, но не только со стороны бояр, но и среди верхушки опричников.

Опричнина могла дать лишь временный эффект, так как это была попытка грубой силой сломить то, что покоилось на экономических законах развития, свойственных феодализму. Опричнина привела к еще большему обострению противоречий внутри страны, потому, что законы экономического развития невозможно было изменить никакими казнями и репрессиями.

Набег крымских татар на Москву в 1571 г., которые сожгли московский посад, показал неспособность опричного войска успешно сражаться с внешними врагами. Все это заставило царя отменить опричнину, которая в 1572 г. была преобразована в "Государев двор".

Необходимость борьбы с удельной стариной, потребность централизации и укрепления государственности были объективно необходимы для России. Речь шла о путях централизации и о методах ее осуществления. Ряд историков считает, что альтернативой опричнине могли стать структурные преобразования по типу реформ Избранной Рады. Это позволило бы, как считают специалисты, разделяющие эту точку зрения, вместо неограниченного самодержавия Ивана IV иметь сословно-представительную монархию с "человеческим лицом".

Правление Ивана Грозного во многом предопределило дальнейшую историю нашей страны - "поруху" 70-80 гг.

XVI в., установление крепостного права в государственном масштабе и тот сложный узел противоречий рубежа XVI-

XVII вв., которое современники называют "смутой".

Культура

В XVI в. завершается формирование великорусской народности. В русских землях, вошедших в состав единой державы, все больше общего обнаруживалось в языке, быте, нравах, обычаях и т.п. С XVI в. ощутимее, чем прежде, проявлялись светские элементы в культуре.

Религиозное мировоззрение по-прежнему определяло духовную жизнь общества. Все свое влияние и могущество церковь употребляла на укрепление своих позиций. Большую роль в этом сыграл Стоглавый собор 1551 г. Он регламентировал искусство, утвердив образцы, которым надлежало следовать. В качестве образца в живописи формально провозглашалось творчество Рублева. Но имелись в виду не художественные достоинства его живописи, а иконография - расположение фигур, использование определенного цвета и т.п. в каждом конкретном сюжете или изображении. В зодчестве за образец выдвигался Успенский собор Московского Кремля, в литературе - сочинения митрополита Макария и его кружка.

Публицистика

События XVI в. вызвали обсуждение в русской публицистике многих вопросов того времени: о характере и сути государственной власти, о церкви, о месте России среди других стран и т.д. В начале XVI в. было создано литературно-публицистическое "Сказание о князьях владимирских", содержание которого преследовало цель укрепить авторитет верховной власти. Так, если в "Повести временных лет" летописец объяснял появление княжеской власти призванием варягов, то "Сказание о князьях владимирских" выводило происхождение русской царской династии от римского императора Августа. Это легендарное историческое сочинение начиналось с описания Ноева ковчега. Затем следовал перечень властителей мира, среди которых особо выделялся римский император Август. Он якобы послал на берега Вислы своего брата Пруса, основавшего род легендарного Рюрика. Последний был приглашен в качестве русского князя. Наследник Пруса и Рюрика, а следовательно, и Августа, киевский князь Владимир Мономах получил от константинопольского императора символы царской власти - шапку-венец и драгоценные бармы-оплечья. Иван Грозный, исходя из своего родства с Мономахом, с гордостью писал шведскому королю: "Мы родством от Августа кесаря ведемся". Российское государство, по мнению Грозного, продолжало традиции великого Рима и Киевской державы.

В среде церковников был выдвинут тезис о Москве - " третьем Риме". В их изложении история выступает как процесс смены мировых царств. Первый Рим -"вечный город" погиб из-за ересей, "Второй Рим" - Константинополь из-за унии с католиками. "Третий Рим" - истинный хранитель христианства - Москва, которая будет существовать вечно.

Рассуждения о необходимости создания сильной самодержавной власти, опирающейся на дворянство, содержится в сочинениях И.С.Пересветова. Вопросы, касающиеся роли и места знати в управлении феодальным государством, нашли отражение в переписке Ивана IV и князя Андрея Курбского.

Летописание

В XVI в. продолжало развиваться русское летописание. К летописным сочинениям этого периода относится "Летописец начала царства", в котором описаны первые годы правления Ивана Грозного и где доказывается необходимость установления царской власти на Руси.

Другим крупным сочинением того времени является "Степенная книга". Портреты и описания правлений великих русских князей и митрополитов в ней расположены по 17 степеням - от Владимира I до Ивана Грозного. Подобное расположение и построение текста как бы подчеркивали нерушимость союза церкви и царя.

В середине XVI в. московские летописцы подготовили огромный летописный свод, своеобразную историческую энциклопедию XVI в. - так называемую Никоновскую летопись (в XVII в. принадлежала патриарху Никону). Один из списков Никоновской летописи содержит около 16 тыс. миниатюр - цветных иллюстраций, за что получил название Лицевого свода (лицо - изображение).

Наряду с летописанием дальнейшее развитие получили исторические повести, в которых рассказывалось о событиях того времени. Это повести "Казанское взятие", "О прихождении Стефана Батория на град Псков" и др. Создавались новые хронографы.

Об обмирщении культуры свидетельствует написание книги, содержащей разнообразные полезные сведения и руководства как в духовной, так и в мирской жизни, -"Домострой" (в переводе - домоводство), автором которой считают Сильвестра.

Выдающееся событие в культуре XVI в. - появление русского книгопечатания. Началом русского книгопечатания принято считать 1564 г., когда была издана первая русская датированная книга "Апостол". Однако существуют семь книг без точной даты издания. Это так называемые анонимы - книги, изданные до 1564 г. Организацией работ по созданию типографии занимался один из талантливейших

Начало книгопечатания

русских людей XVI в. Иван Федоров. Типографские работы, начатые в Кремле, были переведены на Никольскую улицу, где построили специальное здание для типографии. Кроме религиозных книг Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец издали первый русский букварь (в 1574 г. во Львове). За весь XVI в. в России типографским способом было издано всего 20 книг. Рукописная книга занимала ведущее место и в XVI и в XVII вв.

Архитектура

Усиление Российского централизованного государства отмечено расцветом национальной архитектуры.

Одним из выдающихся его проявлений было строительство шатровых храмов. Шатровые храмы не имеют внутри столбов, и вся масса здания держится на фундаменте. Наиболее известными памятниками этого стиля являются церковь Вознесения в селе Коломенском, построенная в честь рождения Ивана Грозного, Покровский собор (Василия Блаженного), сооруженный в честь взятия Казани.

Другим направлением в архитектуре XVI в. было строительство больших пятиглавых монастырских храмов по типу московского Успенского собора. Подобные храмы были сооружены во многих русских монастырях, и как главные соборы - в крупнейших русских городах. Наиболее известны Успенский собор в Троице-Сергиевом монастыре, Смоленский собор Новодевичьего монастыря, соборы в Туле, Суздале, Дмитрове и других городах.

Еще одним направлением в архитектуре XVI в. было строительство небольших каменных или деревянных посадских храмов. Они являлись центрами слобод, населенных ремесленниками определенной специальности, и посвящались определенному святому - покровителю данного ремесла.

В XVI в. велось широкое строительство каменных кремлей. В 30-е годы XVI в. прилежащая с востока к Московскому Кремлю часть посада была обнесена кирпичной стеной, названной Китайгородской (ряд историков считают, что название произошло от слова "кита" - вязка жердей, используемых при строительстве крепости). Она защищала торг на Красной площади и близлежащие слободы. В самом конце XVI в. архитектором Ф.Конем были возведены белокаменные стены 9-километрового Белого города (современное Бульварное кольцо). Затем в Москве возвели Земляной вал -15-километровую деревянную крепость на валу (современное Садовое кольцо).

Каменные крепости-сторожи были возведены в Поволжье (Нижнем Новгороде, Казани, Астрахани), в городах южнее Москвы (Туле, Коломне, Зарайске, Серпухове) и западнее Москвы (Смоленске), на северо-западе России (Новгороде, Пскове, Изборске, Печорах) и даже на далеком севере (Соловецких островах).

Ремесло

Высокого уровня достигло русское ремесло. Особенно это проявилось в области литейного дела. Русская артиллерия появилась в 1382 г. при отражении набега Тохтамыша (на несколько лет позже, чем в Европе). Своей вершины литье орудий достигло в работах Андрея Чехова. Созданная им царь-пушка до сих пор является крупнейшим по калибру артиллерийским орудием в мире. Она предназначалась для обороны Москвы и должна была стрелять картечью. Царь-пушка весит 40 т, а ее калибр - 89 см.