Морская гвардия отечества Чернышев Александр Алексеевич

Гвардейская краснознаменная подводная лодка «Д–3» («Красногвардеец») I серии

Гвардейская краснознаменная подводная лодка «Д–3» («Красногвардеец») I серии

Заложена 5 марта 1927 г. на заводе № 189 (Балтийский завод) в Ленинграде. 12 июля 1929 г. спущена на воду и 14 ноября 1931 г. вошла в состав МСБМ. Водоизмещение надводное 932,8 т, подводное - 1353,8 т; длина 76,0 м, ширина - 6,4 м, осадка 3,81 м; мощность дизелей 2200 л.с., электромоторов 1050 л.с.; скорость хода максимальная надводная 14 уз., подводная - 9 уз.; дальность плавания надводная 7500 миль, подводная - 132 мили (экономическим ходом); глубина погружения максимальная - 90 м; автономность 40 сут.; вооружение: 8 (6 носовых и 2 кормовых) 533–мм торпедных аппаратов, 1 - 100–мм и 1 - 45–мм орудия, 1 - 7,62–мм пулемет; экипаж 53 человека.

Летом 1933 г. лодка в составе экспедиции особого назначения (ЭОН–2) по только что построенному Беломорско–Балтийскому каналу совершила переход с Балтики на Север, став ядром зарождающегося Северного флота. 21 сентября 1933 г. «Красногвардеец» вошел в состав Северной военной флотилии. В 1937 г. «Д–3» совместно с подводной лодкой «Д–2» совершила высокоширотное плавание до острова Медвежий и Шпицбергенской банки, пройдя в общей сложности 3673 мили. В феврале 1938 г. подводная лодка участвовала в снятии полярной станции «СП–1» во главе с Д И. Папаниным. «Красногвардеец» находился рядом с «папанинской» льдиной и обеспечивал связь между ледокольными судами и главной базой флота. В октябре 1938 г. «Красногвардеец» перешел на Балтийский завод, где прошел капремонт и модернизацию. В 1940 г. лодка вернулась на Север.

Начало Великой Отечественной войны «Д–3» встретила под командованием капитан–лейтенанта Ф.В. Константинова в составе 1 –го дивизиона бригады подводных лодок СФ в губе Мотка. Вечером 23 июня 1941 г. «Д–3» вышла в район Порсангер–фьорда. На борту лодки в качестве обеспечивающего в море вышел командир дивизиона капитан 3–го ранга М.И. Гаджиев.

Несколько раз пришлось срочным погружением уклоняться от самолетов противника. Все время нахождения на позиции подводная лодка была в достаточном удалении от берега, тогда как маршруты судов противника проходили в прибрежных водах. В итоге сигнальщики подводной лодки только однажды наблюдали на горизонте мачты, сблизиться с которыми не представлялось возможным. Вскоре подводная лодка была отозвана с позиции и вечером 4 июля ошвартовалась в Полярном.

Вечером 17 июля «Д–3» снова вышла в море. На этот раз на ее борту находился командир 3–го дивизиона подводных лодок, в состав которого был переведен «Красногвардеец», капитан 3–го ранга И.А. Колышкин. Все время нахождения на позиции в Лоппском море «Красногвардеец» преследовала череда поломок. Утром 25 июля подводная лодка была отозвана на базу, где 28 июля встала на навигационный ремонт. Днем 12 августа, когда «Д–3» стояла в бухте Оленья, она подверглась налету авиации противника. Огнем из 45–мм орудия подводной лодки был сбит один из самолетов.

Утром 16 августа «Красногвардеец» вышел в третий боевой поход в район Вардё. Вечером 19 августа «Д–3» обнаружила конвой противника в составе пяти транспортов в охранении двух эсминцев и сторожевика. Готовя очередное наступление на Мурманск, противник перебрасывал части 6–й горнострелковой дивизии в Киркинес. Техническое состояние корабля было таково, что, несмотря на только что проведенный ремонт, при выходе в атаку подводная лодка с трудом удерживала глубину. Перед залпом горизонтальщик все же «утопил» перископ, и выстрел одиночной торпедой был сделан вслепую. Противник атаки не заметил, торпеда прошла мимо. 25 августа «Д–3» обнаружила конвой противника, но выйти в атаку не смогла, так как не успела лечь на боевой курс из?за временного выхода из строя вертикального руля. 7 сентября 1941 г. лодка вернулась в базу.

Четвертый боевой поход «Д–3» обеспечивал командир дивизиона И.А. Колышкин. Вечером 22 сентября подводная лодка вышла в район Тана–фьорд - Бос–фьорд. Первый контакт с противником состоялся утром 26 сентября в Конгс–фьорде. Подводная лодка выпу–стила две торпеды по одиночному судну. Через две минуты после того как торпеды вышли, на «Д–3» услышали сильный взрыв. Спустя семь минут подводники в перископ попытались увидеть результат атаки, но налетевшие снежные заряды не дали этого сделать. На следующий день в районе Гамвика подводная лодка обнаружила одиночно идущий танкер. Лодка потопила его одной торпедой. Днем 30 сентября у входа в Тана–фьорд «Д–3» обнаружила два одиночных транспорта, расходящихся контркурсами. Над ними кружил самолет. Для атаки было выбрано судно водоизмещением 2000–3000 тонн, идущее в восточном направлении, по которому подводная лодка выпустила три торпеды. Через пять минут после атаки в перископ наблюдался всего один транспорт, движущийся в западном направлении. По не вполне проверенным данным, второй транспорт был потоплен.

Через несколько часов подводная лодка пыталась атаковать конвой, состоящий из двух транспортов и танкера, под охраной двух сторожевиков и двух охотников. Выходя на боевой курс, «Д–3», следуя под перископом, села на мель, хотя согласно карте глубина в этом месте составляли 26 м. «Д–3» всплыла в позиционное положение, развернулась и снова погрузилась. К счастью, подобный маневр остался незамеченным для противника, но момент для атаки был упущен.

Днем 11 октября в районе Конгс–фьорда «Д–3» обнаружила транспорт, шедший под охраной двух миноносцев. Подводная лодка выпустила три торпеды буквально вдогонку по судну, оцененному командиром в 5–6 тысяч тонн. Через полторы–две минуты на лодке услышали два взрыва и посчитали цель пораженной.

13 октября в Тана–фьорде «Красногвардеец» попал в сеть, освободиться от которой смог только через час 14 октября на «Д–3» вышел из строя шумопеленгатор - внутрь вибраторов попала вода. В этот же день из?за внезапного ухудшения видимости подводная лодка не смогла атаковать конвой, состоящий из двух транспортов под охраной эсминца и двух тральщиков. В ночь на 16 октября «Д–3» была отозвана на базу и на следующий день прибыла в Полярный.

Ф.В. Константинов был снят с должности, а на его место назначен капитан–лейтенант (затем капитан 3–го ранга) М.А. Бибеев.

11 ноября «Д–3» завершила ремонтные работы и днем 22 ноября вышла в район мыса Нордкап. В этом боевом походе на борту лодки находились командир дивизиона И.А. Колышкин. Вскоре после выхода в море подводники смогли оценить качество проведенного ремонта. Уже вечером 22 ноября вышли из строя носовые горизонтальные рули, затем оборвался проволочный подвес гирокомпаса Если рули были введены в строй уже 24 ноября, то ремонт гирокомпаса в походных условиях был невозможен. Командир рискнул продолжить плавание по магнитному компасу. Утром 24 ноября «Д–3» заняла указанный район, имея невязку в 60 миль к западу. Наконец подводная лодка прибыла к устью Порсангер–фьорда, где могла уточнить свое место по береговым ориентирам «Красногвардеец» со второй попытки проник во фьорд. 28 ноября в бухте Хоннинсвог подводная лодка обнаружила конвой и тремя торпедами атаковала судно водоизмещением 6000 т из его состава. Спустя минуту на подводной лодке зафиксировали взрыв и посчитали цель пораженной. Сама «Д–3» не могла в перископ наблюдать за результатом своей атаки, так как в момент выстрела в уравнительную цистерну было принято слишком много воды, и подводная лодка провалилась до глубины 66 метров.

Днем 5 декабря северо–восточнее мыса Сверхольт–клуббен были обнаружены два транспорта и миноносец. В момент выхода лодки в атаку на транспорт миноносец пошел прямо на нее и вынудил уйти на глубину. При повторной атаке с дистанции 8–10 каб «Д–3» произвела залп четырьмя торпедами. Спустя минуту после пуска торпед прогремели два взрыва, был потоплен транспорт водоизмещением 10 000 т.

Спустя сутки в этом же районе атаки «Д–3», двигаясь под перископом, обнаружила судно в сопровождении тральщика, вышла в атаку и выпустила три торпеды. Был услышан взрыв. Тральщик атаковал лодку и заставил ее погрузиться. Когда тральщик удалился, лодка всплыла под перископ. Наблюдая за результатом атаки, командир, по его словам, видел, как корабль эскорта снимает людей с гибнущего судна, которое ушло под воду, перевернувшись кормой вверх. Как выяснилось позднее, был потоплен танкер «Абрахам Линкольн» (9570 брт). 15 декабря 1941 г. «Д–3» вернулась на базу.

По итогам 1941 г. «Д–3» заняла первое место по количеству потопленных судов среди советских подводных лодок (7 транспортов в 36 000 тонн). Командир лодки был награжден орденом Красного Знамени, комдив И.А. Колышкин, неоднократно выходивший на «Красногвардейце» в море, был первым среди подводников СФ представлен к званию Героя Советского Союза. 21 декабря «Красногвардеец» перешел на мурманский завод Нарко–мата рыбной промышленности, где подводную лодку ждал текущий ремонт.

17 января 1942 г. Указом Президиума Верховного Совета Союза ССР подводная лодка «Д–3» награждена орденом Красною Знамени. К началу февраля ремонтные работы были завершены, и лодка вновь вступила в строй.

22 февраля 1942 г. «Красногвардеец» вышел в шестой боевой поход в район Тана–фьорда. Возможность атаковать представилась не сразу. 24 февраля подводная лодка дважды упустила цели. Утром из?за плохой видимости «Д–3» не сумела атаковать неустановленное судно. Днем из?за внезапного изменения курса цели не удалось выпустить торпеду по группе тральщиков или охотников. Днем 27 февраля «Красногвардеец» обнаружил конвой в составе двух транспортов и танкера под охраной трех сторожевиков и тральщика. Подводная лодка не успела выйти на боевой курс, и на глазах командира караван зашел в Мехамн.

8 марта 1942 г. «Д–3» отозвана из района Тана–фьорда для прикрытия союзного конвоя «PQ–12». Проведя на позиции прикрытия двое суток, 11 марта «Красногвардеец» направился на выручку «Щ–402», которая осталась без топлива у побережья противника. Быстрее всех на помощь «щуке» пришла «К–21», а «Д–3» 13 марта получила приказ следовать на прежнюю позицию в район Тана–фьорда. Днем 14 марта восточнее Гамвика подводная лодка двумя торпедами атаковала транспорт из состава конвоя. Спустя минуту был зафиксирован взрыв. Барражировавшая над конвоем летающая лодка обнаружила присутствие «Д–3» и сбросила на нее три бомбы. Обнаруженная подводная лодка подверглась двухчасовому преследованию охотников, которые сбросили на лодку 34 глубинных бомбы, от близких разрывов которых «Д–3» получил повреждения. К счастью, вскоре преследование прекратилось. Вечером 14 марта командир лодки получил «добро» на возвращение на базу. 16 марта «Д–3» прибыла в Полярный, и вскоре встала на ремонт в Мурманске.

3 апреля 1942 г. приказом наркома ВМФ подводная лодка «Д–3» была удостоена звания гвардейской.

1 мая 1942 г. «Красногвардеец» вновь вышел на позицию в районе северо–западнее Вардё. На его борту находился начальник штаба бригады подводных лодок СФ капитан 1 –го ранга Б.И. Скорохватов. Уже вечером 2 мая восточнее мыса Харбакен «Д–3» обнаружила кон–вой (транспорт, танкер, 4 сторожевых корабля). Лодка выпустила две торпеды по транспорту водоизмещением 6000 т. На лодке слышали взрывы, а спустя 10 минут командир лодки в перископ наблюдал судно с креном на правый борт и дифферентом на нос.

Следующая атака «Красногвардейца» состоялась 16 мая у мыса Маккаур. В 11.27 был обнаружен конвой (транспорт, танкер, 6 сторожевых кораблей).

Лодка вышла в атаку, но в 11.50 по характеру маневрирования кораблей противника командир предположил, что лодка обнаружена, и увел ее на глубину 20 м. В 12.17 был обнаружен транспорт, выходивший из Бос–фьорда. «Д–3» с дистанции 12 каб. произвела по нему трехторпедный залп. По неподтвержденным данным, транспорт был потоплен.

На следующий день восточнее мыса Маккаур «Д–3» атаковала конвой в составе двух транспортов, шедший под довольно сильным эскортом - пять сторожевиков и три охотника. Лодка вышла в атаку и с дистанции 8 каб. произвела по самому крупному транспорту залп тремя торпедами. Транспорт был поврежден. Группа охотников развернулась для поиска лодки, но он ничего не дал, поэтому бомбометания не было. Тем временем «Д–3» сумела покинуть опасный район. 18 мая подводная лодка прибыла в базу.

В свой последний боевой поход с задачей патрулирования района Тана–фьорда Гвардейская Краснознаменная подводная лодка «Д–3» («Красногвардеец») вышла 10 июня 1942 г. К этому времени лодка имела полностью орденоносный экипаж. Больше «Д–3» на связь не выходила и на базу не вернулась. Вместе с лодкой погибли и 53 члена ее экипажа.

Возможно, подводная лодка погибла на мине заграждения «Бантос А» у входа в Кольский залив, которое поставили 20 марта 1942 г. Не исключено, что причиной гибели «Д–3» стала мина заграждения «Spree III», которое было выставлено севернее бухты Берлевог 24 мая 1942 г. минным заградителем «Ульм».

«Д–3» была первым кораблем ВМФ СССР, добившимся одновременно гвардейского звания и ставшим Краснознаменным. «Д–3» совершила 8 боевых походов, 11 торпедных атак, в результате которых, возможно, потоплено 4 судна и 1 повреждено.

Из книги Морская гвардия отечества автора Чернышев Александр Алексеевич

Гвардейская подводная лодка «К–22» XIV серии Заложена 5 января 1938 г. в Ленинграде на Заводе № 196 (Новое Адмиралтейство), 3 ноября 1938 г. спущена на воду. 7 августа 1940 г. вошла в состав КБФ.Водоизмещение: надводное 1490 т, подводное 2104 т; длина 97,65 м, ширина 7,41 м, осадка 4,06 м;

Из книги автора

Гвардейская подводная лодка «М–171» XII серии Заложена 10 сентября 1936 г. в Ленинграде на Заводе № 196 (Новое Адмиралтейство) под литерным обозначением «М–87». 10 июля 1937 г. спущена на воду, а 11 декабря 1937 г. вошла в состав КБФ.Водоизмещение надводное 206,5 т, подводное - 258,1 т;

Из книги автора

Гвардейская подводная лодка «М–174» XII серии Заложена 29 мая 1937 г. в Ленинграде на Заводе № 196 (Новое Адмиралтейство) под литерным обозначением «М–91». 12 октября 1937 г. лодка была спущена на воду, а 21 июня 1938 г. вошла в состав КБФ.ТТЭ - см. «М–171».19 мая 1939 г. «М–91» ушла по

Из книги автора

Гвардейская подводная лодка «Щ–205» («Нерпа») V–бис 2–й серии Заложена 5 января 1934 г. в Николаеве на Заводе № 200 им. 61–го коммунара 6 ноября 1934 г. она спущена на воду и 2 сентября 1936 г. вошла в состав ЧФ.Водоизмещение надводное 617,5 т, подводное - 721,1 т, длина 58,8 м, ширина 6,2 м,

Из книги автора

Гвардейская подводная лодка «Щ–303» («Ерш») III серии Заложена 5 февраля 1930 г. в Ленинграде на Заводе № 189 (Балтийский завод), 6 ноября 1931 г. спущена на воду и 25 ноября 1933 г. вошла в состав МСБМ.Водоизмещение надводное 578 т, подводное - 704,5 т; длина 57,0 м, ширина 6,2 м, осадка 3,8 м;

Из книги автора

Гвардейская подводная лодка «Щ–309» («Дельфин») V–бис 2–й серии Заложена 6 ноября 1933 г. в Горьком на Заводе № 112 («Красное Сормово»), 10 апреля 1934 г. спущена на воду. 20 ноября 1935 г. вошла в состав КБФ.ТТЭ - см. «Щ–205».«Щ–309» участвовала в Советско–финляндской войне 29 ноября

Из книги автора

Гвардейская подводная лодка (подводный минный заградитель) «Л–3» «Фрунзевец» 2–й серии Заложена 6 сентября 1929 г. в Ленинграде на Заводе № 189 (Балтийский завод), 8 марта 1931 г. спущена на воду. 9 ноября 1933 г. вошла в состав МСБМ.Водоизмещение надводное 1051 т, подводное - 1327 т;

Из книги автора

Гвардейская подводная лодка «М–35» XII серии Заложена 22 февраля 1939 г. в Горьком на Заводе № 112 «Красное Сормово», 20 августа 1940 г. была спущена на воду и 24 февраля 1941 г. вошла в состав ЧФ.ТТЭ - см. «М–171».22 июня 1941 г. «М–35» встретила под командованием старшего лейтенанта

Из книги автора

Гвардейская краснознаменная подводная лодка «Щ–402» X серии Заложена 4 декабря 1934 г. в Ленинграде на Заводе № 189 (Балтийский завод) под обозначением «Щ–314», 28 июня 1935 г. спущена на воду. 29 сентября 1936 г. вошла в состав КБФ.Водоизмещение надводное 590 т, подводное - 707,8 т;

Из книги автора

Гвардейская подводная лодка «Щ–422» X серии 15 декабря 1934 г. в Горьком на Заводе № 112 («Красное Сормово») была начата сборка корпуса лодки под обозначение «Щ–314», из деталей, изготовленных на Коломенском машиностроительном заводе им. Куйбышева, 12 апреля 1935 г. лодка была

Из книги автора

Гвардейская краснознаменная подводная лодка «М–172» XII серии Заложена 17 сентября 1936 г. в Ленинграде на Заводе № 196 (Новое Адмиралтейство) под литерным обозначением «М–88». 23 июля 1937 г. спущена на воду, а 25 декабря 1937 г. вошла в состав КБФ.ТТЭ - см. «М–171».19 мая 1939 г. лодка

Из книги автора

Гвардейская подводная лодка «Щ–215» X серии Заложена 27 марта 1935 г. в Николаеве на Заводе № 200 (имени 61 коммунара). 11 января 1937 г. спущена на воду. 10 апреля 1939 г. вошла в состав ЧФ.ТТЭ - см. «Щ–402».22 июня 1941 г. «Щ–215» встретила под командованием капитан– лейтенанта В.Я.

Из книги автора

Гвардейская подводная лодка «М–62» XII серии Заложена 20 января 1938 г. в Горьком на Заводе № 112 («Красное Сормово»), 5 октября 1939 г. спущена на воду и 31 августа 1940 г. вошла в состав ЧФ.ТТЭ - см «М–171».22 июня 1941 г. «М–62» встретила под командованием старшего лейтенанта А.А.

Из книги автора

Гвардейская подводная лодка «С–33» IX–бис серии Заложена 16 ноября 1937 г. в Николаеве на Заводе № 198 (им. А. Марти), 30 мая 1939 г. спущена на воду и 18 декабря 1940 г. вошла в состав ЧФ.Водоизмещение надводное - 856 т, подводное -1090 т; длина 77,75 м, ширина 6,4 м, осадка 4,0 м; мощность

Из книги автора

Гвардейская краснознаменная подводная лодка «С–56» IX–бис серии Заложена 24 ноября 1936 г. в Ленинграде на Заводе № 194 (Адмиралтейском), а затем секциями перевезена во Владивосток на Завод № 202 («Дальзавод»), где производилась её сборка. 25 декабря 1939 г. лодка была спущена на

Из книги автора

Гвардейская атомная подводная лодка с крылатыми ракетами «К–22» (с 1993 г. - «Б–22») пр. 675 Она была заложена 14 октября 1963 г. на Северном машиностроительном предприятии. 22 октября 1964 г. лодке присвоено гвардейское звание, она унаследовала Гвардейский Военно–морской флаг

В марте 1927 года по проекту советского конструктора Б. Малинина на судостроительном заводе в Ленинграде были заложены три подводные лодки под символическим названием: «Декабрист» . Это были — «Д-1», «Д-2» и «Д-3» . А осенью 1931 года на каждой из них был поднят Военно-морской флаг. Корабли вступили в боевой строй. По тому времени это были совершенные подводные лодки .

Они могли плавать в океане, в районах, удаленных от баз на 2-3 тысячи миль, где могли действовать до 50 суток, их вооружение составляли 8 торпедных аппаратов (6 в носу и 2 в корме), а также 2 орудия — 100-мм и 45-мм калибра. После длительных испытаний и боевой учебы экипажей в 1933 году «Декабристы» перешли по Беломорско-Балтийскому каналу в Баренцево море, где тогда создавался молодой Северный флот .

Еще до Великой Отечественной войны экипаж «Д-3» — «Красногвардейца» вошел в историю как один из пионеров подводного плавания в высоких широтах Арктики. Это они совершили небывалый по дальности и сложности поход лодки к берегам Ян-Майена, в Гренландское море. Это произошло в феврале 1938 года, когда наши отважные папанинцы дрейфовали на льдине вдоль восточных берегов Гренландии. Возникло опасение, что льдину может вынести на чистую воду. Четверка смелых завоевателей Северного полюса оказалась в трудном положении.

Командовал тогда «Д-3» еще молодой, но уже опытный, блестящий подводник Виктор Котельников , а штурманом у него был лейтенант Федор Видяев … В трудном плавании, в жесточайший шторм экипаж «Д-3» продемонстрировал высокую выучку и мастерство…

В начале Великой Отечественной войны из первого похода «Д-3» возвратилась не потопив ни одного корабля. Хотя велико было желание подводников бить врага, но все поиски его в отведенном лодке районе оказались безрезультатными. Команда и ее командир (капитан 3-го ранга Константинов Ф.В. ) переживали неудачу…

22 сентября 1941 года подлодка отправилась в новый поход. Море встретило «Д-3» штормом. Но утром оно угомонилось, и видимость была отличной. Субмарина шла под водой, время от времени показывая на поверхности перископ.

Подошли к берегам противника. В отсеках — привычная размеренная жизнь, в строгом отлаженном ритме. На пятый день у входа в Тана-фиорд вахтенный командир увидел в перископ небольшой неприятельский транспорт . Боевая тревога. Все идет хорошо. Лодка начинает маневрирование для выхода на цель. Весь экипаж в напряжении. Наконец следует команда: «Залп!». Две торпеды вышли из аппаратов. Вскоре хорошо был слышен взрыв. Командир поднял перископ: транспорта на поверхности уже не было.

Снова идет напряженный поиск врага. Проходят еще сутки, и близ неприятельского берега, у Кой-фиорда, обнаружили крупный танкер . «Выходим в атаку. Последовал двухторпедный залп. Одна торпеда угодила точно в цель. На этот раз все находившиеся в центральном посту наблюдали в перископ всю картину потопления судна: как ушла под воду его корма, и задрался высоко вверх нос, как потом танкер погрузился в Баренцево море», — вспоминал Герой Советского Союза Колышкин И.А. , в то время командир дивизиона подводных лодок, находившийся на «Д-3».

30 сентября вахтенный центрального поста, пристально наблюдая за поверхностью моря в перископ, докладывает: «Вижу два транспорта!» Боевая тревога . К перископу становится командир. Быстро и четко доносятся из отсеков доклады о готовности. Атака была скоротечной. Через десять минут звучит «Пли!». И еще одно фашистское судно пущено на дно.

Но вот снова объявлена боевая тревога. Обнаружили транспорт. Командир маневрирует и проводит четкую атаку. Очередной, четвертый вражеский транспорт пущен на дно. А вскоре «Д-3», получив приказ возвращаться в базу, взяла курс на Полярное, родную Екатерининскую гавань. 17 октября 1941 года лодка пришла из похода.

Вскоре «Д-3» по числу одержанных побед заняла первое место среди североморских лодок . 17 января 1942 года Указом Президиума Верховного Совета СССР «Д-3» была награждена орденом Красного Знамени, а в апреле она стала гвардейской. Уже в майском походе «Красногвардеец» потопил одно и повредил два фашистских корабля. На боевом счету экипажа лодки стало 10 потопленных и 2 поврежденных вражеских корабля.

Летом 1942 года «Д-3» не вернулась из боевого похода . Она не слала радиограмм, не отвечала на вызов. Она навсегда осталась в полярном море. Гибель ее осталась тайной для нас. Одно можно сказать твердо: героический экипаж встретил смерть в мужественной борьбе, как подобает героям-подводникам .

Современный статус пропала без вести Награды и почести Основные характеристики Тип корабля Большая подводная лодка Обозначение проекта Д - «Декабрист» Главный конструктор Б. М. Малинин Скорость (надводная) 11,3 узла Скорость (подводная) 8,7 узла Предельная глубина погружения 90 м Автономность плавания 40 суток Экипаж 53 человека Размеры Водоизмещение надводное 933 т Водоизмещение подводное 1 354 т Длина наибольшая (по КВЛ) 76 м Ширина корпуса наиб. 6,5 м Средняя осадка (по КВЛ) 3,8 м Силовая установка двухвинтовая, дизель-электрическая
Дизели: 2 x 1100 л.с.
Электромоторы: 2 x 525 л.с. Вооружение Артиллерия 1 102-мм орудие, 1 45 мм орудие, 1 пулемёт Торпедно-
минное вооружение Торпедные аппараты/калибр:
6/24"(носовые)
2/24"(кормовые)
Боекомплект (торпед): 14 Д-3 «Красногвардеец» Д-3 «Красногвардеец»

В июне-июле 1942 года не вернулась из боевого похода.

История корабля

Подводная лодка «Красногвардеец» была заложена 5 марта 1927 года на стапеле завода № 189 . 12 июля 1929 года лодку спустили на воду, 1 октября 1931 года подписан приёмный акт. 14 ноября на лодке поднят флаг, она вошла в состав морских сил Балтийского моря. С 26 июля по 21 сентября в составе ЭОН-2 «Красногвардеец» перешёл из Ленинграда в Мурманск , где вошёл в состав Северной военной флотилии.

21 августа 1934 года лодке присвоили обозначение «Д-3». В 1934-1936 годах «Д-3» совершила ряд походов в высоких широтах. В 1937 году при возвращении из очередного плавания «Д-3» попала в британскую противолодочную сеть времён Первой мировой войны. В течение часа лодке удалось освободиться, при всплытии были обнаружены остатки сети и зафиксировано повреждение рулей. Через торпедный аппарат за борт выходил боцман Нещерет и резал сети.С этим сюжетом была выпущена стенгазета.

5 февраля 1938 года «Д-3» с группой связистов на борту вышла в направлении полярной станции «Северный полюс-1». Во время этого плавания посетила район острова Ян-Майен, став первой из советских подводных лодок, вышедших в Западное полушарие, и преодолела пятикабельтовую ледовую перемычку, став первой подводной лодкой, совершившей подлёдное плавание. В том же году встала на ремонт и модернизацию, работы завершились в 1940 году.

Боевые действия

  • 23 июня 1941 года «Д-3» вышла в боевой поход с командиром 1-го дивизиона подводных лодок капитаном 2 ранга М. И. Гаджиевым на борту. 4 июля вернулась в Полярный .
  • C 17 июля по 28 июля находилась во втором боевом походе. Имели место технические неполадки: поступление воды, поломки лага. Была отозвана на базу в связи с планируемой операцией британской авиации в Норвегии.
  • 12 августа во время авианалёта на губу Оленья, расчёт 45-мм орудия «Д-3» сбил вражеский самолёт Fw-200. Информация не подтверждена немецкой стороной, погибшим в тот день числится лишь один самолёт типа Мессершмит Bf-110.
  • 16 августа вышла в третий боевой поход. 19 августа безрезультатно атаковала немецкий конвой близ Персфьорда. 25 августа обнаружила конвой, но не смогла выйти в атаку из-за временной неисправности рулей. 7 сентября вернулась на базу.
  • 22 сентября вышла в боевой поход с обеспечивающим действия командиром 3-го дивизиона И. А. Колышкиным. 26 сентября близ Конгсфьорда атаковала транспорт, через две минуты был зафиксирован взрыв, германской стороной потери не подтверждаются, предположительно было атаковано норвежское судно. 27, 30 сентября и 11 октября совершила ещё три атаки. По немецким данным все три закончились безрезультатно. 17 октября вернулась на базу, было заявлено о потоплении вражеского танкера и трёх транспортов. По возвращении из похода стала на докование в Мурманске. За время докования переведена в 3-й дивизион подводных лодок, командир Ф. В. Константинов снят с должности.
  • с 22 ноября по 15 декабря совершила боевой поход с обеспечивающим действия командиром 2-го дивизиона И. А. Колышкиным . По результатам похода командование посчитало два транспорта потопленными.
  • 17 января 1942 года подводная лодка «Д-3» награждена орденом Красного Знамени
  • с 20 февраля по 16 марта совершила боевой поход.
  • 3 апреля 1942 года подводная лодка «Д-3» удостоена звания «Гвардейская».
  • с 2 мая по 18 мая совершила боевой поход, с обеспечивающим действия начальником штаба бригады подводных лодок Б.И. Скорохватовым . По возвращении командир доложил о потоплении трёх транспортов суммарным водоизмещением 26 000 брт.
  • в июне 1942 года вышла в боевой поход, из которого не вернулась. 9 июля истёк срок автономности, 8 августа исключена из списков кораблей флота. Предполагаемыми причинами гибели специалисты называют подрыв на мине, ошибку личного состава или отказ техники. Все 53 члена экипажа пропали вместе с лодкой.

Командиры лодки

Напишите отзыв о статье "Д-3 «Красногвардеец»"

Ссылки

Примечания

Отрывок, характеризующий Д-3 «Красногвардеец»

– Идите! – еще раз проговорил дрожащий голос. И князь Василий должен был уехать, не получив никакого объяснения.
Через неделю Пьер, простившись с новыми друзьями масонами и оставив им большие суммы на милостыни, уехал в свои именья. Его новые братья дали ему письма в Киев и Одессу, к тамошним масонам, и обещали писать ему и руководить его в его новой деятельности.

Дело Пьера с Долоховым было замято, и, несмотря на тогдашнюю строгость государя в отношении дуэлей, ни оба противника, ни их секунданты не пострадали. Но история дуэли, подтвержденная разрывом Пьера с женой, разгласилась в обществе. Пьер, на которого смотрели снисходительно, покровительственно, когда он был незаконным сыном, которого ласкали и прославляли, когда он был лучшим женихом Российской империи, после своей женитьбы, когда невестам и матерям нечего было ожидать от него, сильно потерял во мнении общества, тем более, что он не умел и не желал заискивать общественного благоволения. Теперь его одного обвиняли в происшедшем, говорили, что он бестолковый ревнивец, подверженный таким же припадкам кровожадного бешенства, как и его отец. И когда, после отъезда Пьера, Элен вернулась в Петербург, она была не только радушно, но с оттенком почтительности, относившейся к ее несчастию, принята всеми своими знакомыми. Когда разговор заходил о ее муже, Элен принимала достойное выражение, которое она – хотя и не понимая его значения – по свойственному ей такту, усвоила себе. Выражение это говорило, что она решилась, не жалуясь, переносить свое несчастие, и что ее муж есть крест, посланный ей от Бога. Князь Василий откровеннее высказывал свое мнение. Он пожимал плечами, когда разговор заходил о Пьере, и, указывая на лоб, говорил:
– Un cerveau fele – je le disais toujours. [Полусумасшедший – я всегда это говорил.]
– Я вперед сказала, – говорила Анна Павловна о Пьере, – я тогда же сейчас сказала, и прежде всех (она настаивала на своем первенстве), что это безумный молодой человек, испорченный развратными идеями века. Я тогда еще сказала это, когда все восхищались им и он только приехал из за границы, и помните, у меня как то вечером представлял из себя какого то Марата. Чем же кончилось? Я тогда еще не желала этой свадьбы и предсказала всё, что случится.
Анна Павловна по прежнему давала у себя в свободные дни такие вечера, как и прежде, и такие, какие она одна имела дар устроивать, вечера, на которых собиралась, во первых, la creme de la veritable bonne societe, la fine fleur de l"essence intellectuelle de la societe de Petersbourg, [сливки настоящего хорошего общества, цвет интеллектуальной эссенции петербургского общества,] как говорила сама Анна Павловна. Кроме этого утонченного выбора общества, вечера Анны Павловны отличались еще тем, что всякий раз на своем вечере Анна Павловна подавала своему обществу какое нибудь новое, интересное лицо, и что нигде, как на этих вечерах, не высказывался так очевидно и твердо градус политического термометра, на котором стояло настроение придворного легитимистского петербургского общества.
В конце 1806 года, когда получены были уже все печальные подробности об уничтожении Наполеоном прусской армии под Иеной и Ауерштетом и о сдаче большей части прусских крепостей, когда войска наши уж вступили в Пруссию, и началась наша вторая война с Наполеоном, Анна Павловна собрала у себя вечер. La creme de la veritable bonne societe [Сливки настоящего хорошего общества] состояла из обворожительной и несчастной, покинутой мужем, Элен, из MorteMariet"a, обворожительного князя Ипполита, только что приехавшего из Вены, двух дипломатов, тетушки, одного молодого человека, пользовавшегося в гостиной наименованием просто d"un homme de beaucoup de merite, [весьма достойный человек,] одной вновь пожалованной фрейлины с матерью и некоторых других менее заметных особ.
Лицо, которым как новинкой угащивала в этот вечер Анна Павловна своих гостей, был Борис Друбецкой, только что приехавший курьером из прусской армии и находившийся адъютантом у очень важного лица.
Градус политического термометра, указанный на этом вечере обществу, был следующий: сколько бы все европейские государи и полководцы ни старались потворствовать Бонапартию, для того чтобы сделать мне и вообще нам эти неприятности и огорчения, мнение наше на счет Бонапартия не может измениться. Мы не перестанем высказывать свой непритворный на этот счет образ мыслей, и можем сказать только прусскому королю и другим: тем хуже для вас. Tu l"as voulu, George Dandin, [Ты этого хотел, Жорж Дандэн,] вот всё, что мы можем сказать. Вот что указывал политический термометр на вечере Анны Павловны. Когда Борис, который должен был быть поднесен гостям, вошел в гостиную, уже почти всё общество было в сборе, и разговор, руководимый Анной Павловной, шел о наших дипломатических сношениях с Австрией и о надежде на союз с нею.
Борис в щегольском, адъютантском мундире, возмужавший, свежий и румяный, свободно вошел в гостиную и был отведен, как следовало, для приветствия к тетушке и снова присоединен к общему кружку.
Анна Павловна дала поцеловать ему свою сухую руку, познакомила его с некоторыми незнакомыми ему лицами и каждого шопотом определила ему.
– Le Prince Hyppolite Kouraguine – charmant jeune homme. M r Kroug charge d"affaires de Kopenhague – un esprit profond, и просто: М r Shittoff un homme de beaucoup de merite [Князь Ипполит Курагин, милый молодой человек. Г. Круг, Копенгагенский поверенный в делах, глубокий ум. Г. Шитов, весьма достойный человек] про того, который носил это наименование.
Борис за это время своей службы, благодаря заботам Анны Михайловны, собственным вкусам и свойствам своего сдержанного характера, успел поставить себя в самое выгодное положение по службе. Он находился адъютантом при весьма важном лице, имел весьма важное поручение в Пруссию и только что возвратился оттуда курьером. Он вполне усвоил себе ту понравившуюся ему в Ольмюце неписанную субординацию, по которой прапорщик мог стоять без сравнения выше генерала, и по которой, для успеха на службе, были нужны не усилия на службе, не труды, не храбрость, не постоянство, а нужно было только уменье обращаться с теми, которые вознаграждают за службу, – и он часто сам удивлялся своим быстрым успехам и тому, как другие могли не понимать этого. Вследствие этого открытия его, весь образ жизни его, все отношения с прежними знакомыми, все его планы на будущее – совершенно изменились. Он был не богат, но последние свои деньги он употреблял на то, чтобы быть одетым лучше других; он скорее лишил бы себя многих удовольствий, чем позволил бы себе ехать в дурном экипаже или показаться в старом мундире на улицах Петербурга. Сближался он и искал знакомств только с людьми, которые были выше его, и потому могли быть ему полезны. Он любил Петербург и презирал Москву. Воспоминание о доме Ростовых и о его детской любви к Наташе – было ему неприятно, и он с самого отъезда в армию ни разу не был у Ростовых. В гостиной Анны Павловны, в которой присутствовать он считал за важное повышение по службе, он теперь тотчас же понял свою роль и предоставил Анне Павловне воспользоваться тем интересом, который в нем заключался, внимательно наблюдая каждое лицо и оценивая выгоды и возможности сближения с каждым из них. Он сел на указанное ему место возле красивой Элен, и вслушивался в общий разговор.

1931 год 14 ноября
Вошла в состав МСБМ. Зачислена в 3-й дивизион ПЛ МСБМ. Присвоен бортовой № 33 ;

1931 год 20 ноября
Подписание приемного акта (по некоторым данным). Вступление в строй по приказу РВС;

1932 год 28 декабря
Перечислена в состав 2-го дивизиона БрПЛ МСБМ. Присвоен бортовой № 23 ;

1933 год 14 апреля
Перечислена в учебный дивизион БрПЛ МСБМ под наименованием "У-6" ;

1933 год 26 июля - 21 сентября
Осуществила переход из Ленинграда в Мурманск по Беломоро-Балтийскому каналу в составе ЭОН-2 совместо с другими НК;

1933 год 21 сентября
Вошла в состав ОДнПЛ Северной военной флотилии (с 11.05.1937 - Северный флот) с базированием на г.Мурманск;

1933 год осень
Первое плавание дивизиона состоялось уже поздней осенью. Корабли дошли до Тереберки и вернулись обратно;

1934 год 15 сентября
Получила литерно-цифровое обозначение Д-3 (первоначально использовалось написание D-3 ). Приказ о периименовании подписан 21.08.1934;

1935 год сентябрь
В тяжелых метеорологических условиях совершила в составе дивизиона трехдневный переход к Новой Земле, а вернувшись из похода участвовала в тактических учениях;

1935 год 6 ноября
В составе дивизиона перешла в специально созданную для ПЛ базу в Екатерининской гавани города Полярный;

1936 год 13 июля
При подготовке к погружению была оставлена открытой шахта системы вентиляции АБ. Во время погружения для проведения учебной торпедной атаки в ЦП стала поступать забортная вода. После того как все ЦГБ аварийно продули ВВД, ПЛ всплыла на поверхность;

1936 год июль - август
Совершила 28-суточное плавание в Белом море, во время которого проверялась материальная часть и отрабатывались учебно-боевые задачи. После этого ПЛ осталась в Архангельске для ремонта;

1936 год 14 августа - 26 сентября
Арктический поход (в составе ДнПЛ и в сопровождении гидрографического судна "Таймыр", в Баренцевом море на ПЛ "Д-3" возникла неисправность, и ей пришлось вернуться в базу для кратковременного ремонта). После 28 августа совместно с ПЛ "Д-2" совершила высокоширотное плавание до острова Медвежий и Шпицбергенской банки, пройдя в общей сложности 3673 мили;

1937 год
Прошла в надводном положении 8299 миль и 929 миль - в подводном;

1937 год октябрь
Возвращаясь в Полярное обнаружила группу рыболовецких траулеров, принадлежащих Великобритании или Норвегии. Командир ПЛ принял решение обойти траулеры в подводном положении. В ходе выполнения маневра ПЛ попала в противолодочную сеть, не обозначенную на карте. Около часа меняя ходы ПЛ пыталась вырваться из подводной ловошки. Когда это удалось, ПЛ в подводном положении шла в направлении Полярного, пока позволяла плотность электролита в АБ. Лишь вечером ПЛ всплыла в надводное положение. Экипаж обнаружил, что корпус и ограждение рубки опутаны противолодочными сетями времен Первой мировой войны (в 1916 году англичане выставили на Иокоганьском рейде противолодочное заграждение в виде сети). Кроме этого было выявлено повреждение рулей;

1938 год 5 февраля
Направилась в Кольский залив для определения магнитной девиации, а утром следующего дня легла на курс выхода из залива в Баренцево море. На борту лодки находилась группа лучших радистов флота. Они и должны были поддерживать радиомост: станция "СП-1" - Москва;

1938 год 6 - 18 февраля
Участвовала в операции по снятию с льдины полярной станции "СП-1" во главе с Д.И. Папаниным. Следуя в Гренландское море первой из советских ПЛ вышла в Западное полушарие (заняла позицию в районе о. Ян-Майен). 13.2 впервые в истории прошла под арктическим льдом, форсировав 5-кабельтовую ледовую перемычку, отделявшую её от чистой воды (30-минутное погружение). За время похода пройдено 2410 миль;

1938 год осень
Перешла по ББК на Балтийский завод (Завод № 189) в г.Ленинград;

1938 год октябрь - 1940 год апрель
Прошла на Балтийском заводе в г.Ленинград капитальный ремонт и модернизацию;

1941 год 22 июня
К началу ВОВ находшась в губе Мотка, где осуществляла боевую подготовку. По плану летом 1941 г. должна была пройти гарантийный ремонт;

1941 год 23 июня - 4 июля
Боевой поход. В 19.43 23.6 вышла в район Порсангер-фьорда (позиция №3; обеспечивающий - командир 1-го ДПЛ капитан 2 ранга М.И. Гаджиев). 27.6 находясь в подводном положении обнаружила перископ ПЛ противника, от которой уклонилась срочным погружением - ложный контакт. При возвращении с позиции на д=65 каб обнаружила ПЛ противника в надводном положении, от которой уклонилась погружением - ложный контакт. В 17.13 4.7 прибыла в Полярное;

1941 год 17 - 28 июля
Боевой поход. В 17.35 17.7 вышла в район Лоппского моря (позиция №2; обеспечивающий - капитан 3 ранга И.А. Колышкин). В 14.31 20.7 прибыла на позицию. На протяжении большей части похода держалась на значительном удалении от берега. Через плохо закрывающийся клинкет левого дизеля внутрь ПЛ поступало до 1 т воды в час, на протяжении похода 2 раза выходил из строя лаг, внутрь командирского перископа попадала вода. В 04.00 25.7 отозвана в базу в связи с ожидаемой операцией британского авианосного соединения у берегов Норвегии. В 07.30 28.7 прибыла в Полярное;

1941 год 12 августа
Днем 12.8 при воздушном налете во время стоянки в губе Оленья огнем 45-мм орудия сбила бомбардировщик типа Fw-200 - точных данных нет, в эти сутки 5-й воздушный флот потерял пропавшим без вести в районе Киркенеса один истребитель типа Вf-110 (Me-110?);

1941 год 16 августа - 7 сентября
Боевой поход. В 03.00 16.8 вышла в район Варде (позиция №5). В О3.ОО 17.8 прибыла на позицию. Утром не смогла атаковать ОТР-з из-за большого КУ. В 22.50 19.8 произвела торпедную атаку КОН (2 ТР, 3 СКА) в районе Перс-фьорда (ТР? т, атака= подв/пр/1, д=10 каб., перед залпом боцман "утопил" перископ, выстрел сделан "вслепую", промах - зарубежных данных нет, по-видимому атакован КОН, включавший германские ТР "Сивас", "Донау", "Ротенфельс", "Бармбек" и "Стамсунд"). Преследования не было. Днем 25.8 не смогла атаковать КОН, так как не успела лечь на боевой курс из-за временного выхода из строя вертикального руля. В 19.30 6.9 начала возвращение в базу и в 19.00 7.9 прибыла в Полярное;

1941 год 22 сентября - 17 октября
Боевой поход. В 15 ч 22.9 вышла в район м. Нордкин - Тана-фьорд (позиция №4; обеспечивающий - командир 3-го ДПЛ капитан 3 ранга И. А. Колышкин и начальник политотдела БПЛ полковой комиссар А.П. Байков). В 0 ч 24.9 прибыла на позицию. В 11.21 26.9 произвела торпедную атаку ОТР в Конгс-фьорде (ТР 1500-2000 т, атака=подв/ви/2, д=10 каб., через 2 мин услышан 1 взрыв, в 11.30 цель в перископ не обнаружена - зарубежных данных нет, по-видимому атаковано норвежское судно). Преследования не было. Утром 27.9 не смогла атаковать ЭМ противника из-за заклинивания крышек ТА. В 12.05 произвела торпедную атаку ОТР восточнее Гамвика (ТН 1500-2000 т, атака=подв/пр/1, д=12 каб., взрывов не было, через 3 мин командир в перископ наблюдал медленное погружение ТН, в 12.13 горизонт чист - зарубежных данных нет, по-видимому безуспешно атаковано норвежское судно). Преследования не было. В 13.57 30.9 произвела торпедную атаку ОТР (рядом находился еще ОТР) севернее Омганга (ТР 2-3000 т, атака=подв/ви/3, д=8-9 каб., достоверной информации о взрывах нет, чсрез 5 мин в перископ ТР не обнаружен - зарубежных данных нет). Преследования не было. Днем не смогла атаковать КОН из-за кратковременной посадки на мель. Утром 1.10 не смогла атаковать КОН из-за помех, создаваемых кораблями охранения. 2 или 3.10 оборвался трос командирского перископа - устранено. В начале октября несколько дней штормовала в районе зарядки АБ. В 14.26 11.10 произвела торпедную атаку КОН (1 ТР, 1 ММ) севернее м. Сейбонес (ТР 5000-6000 т, атака=подв/ви/3, д=8 каб., услышано 2 взрыва - нападение не зафиксировано, по-видимому, атакован германский КОН, включавший ТР "Георг Л.М. Русс" и ТН "Германн Андерсен"). Преследования не было. 13.10 в Тана-фьорде попала в сеть, освободиться от которой удалось спустя 1 ч. Днем 14.10 не смогла атаковать КОН из-за внезапного ухудшения видимости. В эти же сутки на ПЛ вышла из строя ШПС - внутрь вибраторов попала вода. В 1 ч 16.10 начала возвращение в базу ив 13.30 17.10 прибыла в Полярное. В выводах командира БрПЛ СФ о боевом походе подводной лодки "Д-3" указывалось: "Большой боевой успех (прим. автора - вернувшись из похода, командир лодки заявил о четырех атаках, в ходе которых было потоплено 1 танкер и 3 транспорта противника) подводная лодка "Д-3" имела в данной обстановке благодаря тому, что всю ее боевую деятельность направлял командир 3-го дивизиона подводных лодок, который фактически командовал кораблем...";

1941 год 29 октября
Командир ПЛ Константинов Ф.В. снят с должности. Согласно докладам обеспечивающих, в боевом походе командир «Д-3» проявил нерешительность, растерянность и нервозность. Они и рекомендовали назначить на подводную лодку нового командира;

1941 год 22 ноября - 15 декабря
Боевой поход. В 12 ч 22.11 вышла в район м. Нордкап (позиция №3; обеспечивающий - командир 3-го ДнПЛ капитан 2 ранга И.А. Колышкин). На переходе вышел из строя гирокомпас (неисправен в течение всего похода), в результатс чего ПЛ имела невязку в 60 миль и только в 10 ч 24.11 прибыла на позицию. В 13.44 28.11 произвела торпедную атаку КОН (1 ТР, 2 ТЩ) в устье Порсангер-фьорда (ТР 6000 т, атака=подв/ви/3, д=8-10 каб., через 1 мин услышан взрыв - атака незафиксирована, безуспешно атакован германский КОН, включавший германские ТР "Людвиг", "Альдеборан" и норвежский ТН "Эрлиж Линдё"). Преследования не было. В 12.53 5.12 произвела торпедную атаку КОН (2 ТР, 1 ММ) западнее м. Сверхольт-клуббен (ТР 10000 т, атака=подв/ ви/4, д=8-10каб.,через 1 мин услышано 2 взрыва, в 13.15 в перископ наблюдался тонущий ТР, в 13.55 ТР не наблюдался - зарубежных данных нет, по-видимому атакован германский КОН, включавший ТР "Леуна" и "Феодосия"). Преследования не было. В 13.58 6.12 произвела торпедную атаку КОН (1 трехмачтовый ТР, 1 ТЩ) северо-восточнее м. Сверхольт-клуббен (ТР 8000 т, атака=подв/ви/3, д=10 каб., через 1 мин услышан взрыв, в 14.18 в перископ наблюдалось погружение ТР, в 14.24 наблюдал ТР, с большим дифферентом на нос - зарубежных данных нет, по-видимому атакован германский КОН, включавший норвежский ТР "Мошилл" и "Рингар", однако по данным многих советских источников жертвой этой атаки стал танкер "Абрахам Линкольн", водоизмещением в 9570 брт., но даже представить судно с таким названием в составе нацистского флота очень фантастично). Преследования не было. В эти сутки на ПЛ вышли из строя лаг и эхолот. 12-13.12 штормовала в районе зарядки АБ. В 21 ч 13.12 начала возвращение в базу и в 12.25 15.12 прибыла в Полярное. По итогом похода командование посчитало 2 ТР уничтоженными. По итогам последнего похода ей засчитали уничтожение трех транспортов противника, общим водоизмещением 25.000 брт. (по итогам 1941 года - 7 транспортов в 36.000 брт);

1942 год 17 января
Указом Президиума Верховного Совета СССР "за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленное при этом доблесть и мужество" подводная лодка награждена Орденом Красного Знамени;

1942 год 20 февраля - 16 марта
Боевой поход. В 20.00 20.2 вышла в район м. Нордкин (позиция №4). В 07.54 22.2 прибыла на позицию. 23.2 не смогла проникнуть в Тана-фьорд из-за плохой видимости. Утром 24.2 не смогла атаковать НСУ по той же причине. Днем не смогла атаковать 2 ТЩ из-за внезапного изменения курса цели. В этот день из-за пропуска верхней головки вышел из строя командирский псрископ. Днем 27.2 не смогла атаковать КОН из-за нсправильного маневрирования. Спустя 2 ч не смогла атаковать этот же конвой, выходивший с рейда Мехавн из-за большого КУ. 28.2 обслсдовала Мехавн-фьорд. Вечером 2.3 в районе Тана-фьорда ударилась о каменистый грунт из-за неправильных показаний эхолота - из-за повреждения ограждения затруднена перекладка вертикального руля. Вечером 3.3 несмогла атаковать 2 ТЩ из-за внезапного изменения курса цели. В 11.43 8.3 получила приказ занять позицию прикрытия КОН PQ-12 (позиция Б). Днем на переходе обнаружила союзный КОН "РQ-12", сблизится с которым не смогла из-за внезапного ухудшения видимости и большого КУ. В 15.50 расстреляла плавующую мину. В 02.10 11.3 покинула позицию для оказания помощи ПЛ "Щ-402" . Утром 12.3 получила приказ вернуться на позицию "Б", в 06.24 13.3 - на позицию №4. Утром 14.3 не смогла атаковать ТЩ из-за плохой видимости. В 13.40 произвела торпедную атаку КОН (1 ТР, 3 СКР) восточнее Гамвика (СКР, атака=подв/ви/ 2, д=10каб., через 1 мин. услышан взрыв - одна торпеда прошла у кормы германского ТЩ "М 1504", находившегося в охранении ТР "Хомборгзунд" и "Вардё", обнаруживший торпедный след гидросамолет сбросил 3 50-кг бомбы). В ходе 2-часового преследования БО "Uj 1108" и "Uj 1109" сбросили 34 глб (30 по германским данным), от близких взрывов которых получил повреждения кингстон уравнительной цистерны, через лопнувшее стекло водомерной колонки цистерны в ЦП начала поступать вода. В 20.20 начала возвращение в базу. В 02.40 16.3 в районе м. Выев-Наволок несколько раз ударялась о каменистый грунт, в результате чего повреждена обшивка ЦГБ. В 11.00 прибыла в Полярное. Командование посчитало СКА уничтоженным;

1942 год 3 апреля
Приказом Наркома ВМФ ПЛ получила почетное звание "Гвардейской";

1942 год 2 - 18 мая
Боевой поход. В 21.12 1.5 вышла в район северо-западнее Вардё (позиция №5; обеспечивающий - начальник штаба БрПЛ кап.2р. Б.И. Скорохватов). В 07.10 2.5 прибыла на позицию. В 21.15 произвела торпедную атаку КОН (1 ТР, 1 ТН, 4 СКР) восточнее м. Харбакен (ТР 6000 т, атака=подв/ви/2, д=8 каб., через 60 сек услышан сильный взрыв, в 21.29 в перископ наблюдался ТР с креном на правый борт и дифферентом на нос - безуспешно атакован германский КОН, включавший ТР "Ирис", ТН "Алгол"). Преследования не было. Утром 3.5 расстреляла плавующую мину. Утром 11.5 не смогла атаковать ОТР из-за плохой видимости. Днем дважды атакована самолетами, которые сбросили по ПЛ в подводном положении 26 глб. Вечером не смогла атаковать КОН из-за большой дистанции. 13.5 обнаружила плавующую мину. В ночь на 16.5 в подводном положении атакована самолетами противника, сбросившими 23 бомбы. В 12.23 произвела торпедную атаку КОН (1 ТР, 1 ТН, 6 СКР) у м. Маккаур(ТР9000т,атака=подв/ви/3, д=12 каб., черсз 75 и 90 сек услышаны 2 взрыва - атака не зафиксирована, по-видимому атакован КОН, включавший ТР "Кнуте Нельсон", "Фригга", "Каупангер", ТН "Алгол", "Олеум"). Преследования не было. В 14.45 17.5 произвела торпедную атаку КОН (2 ТР, 6 СКР) восточнее м. Маккаур (ТР 12000 т, атака=подв/ви/3, д=8 каб., через 1 мин услышаны 2 взрыва - безуспешно атакован германский КОН, включавший норвежский ТР "Халлингдал" и германский "Тихука"; 1 торпеда прошла между БО "Uj 1106" и СКР "V 5902"). В течение 2,5 ч преследовалась БО "Uj 1102", "Uj 1106", "Uj 1111", СКР "V 6108" без сброса глб. В 23.30 начала возвращение в базу. В 16.24 18.5 обнаружила перископ, от которого уклонилась в надводном положении. В 19.05 прибыла в Полярное. По возвращении из похода командир лодки доложил о потоплении трех транспортов противника, общим водоизмещением 26.000 брт;

1942 год июнь
Боевой поход. В 14.00 10.6 вышла в район Тана-фьорда (позиция №4). 30.6 не ответила на приказ о возвращении в базу. 9.7 истек срок автономности. Возможные причины гибели: 10.6 подрыв на мине заграждения "Бантос-А" у северного побережья п-ва Рыбачий (которое поставили 20 марта 1942 года минные заградители "Бруммер" и "Кобра", так благополучно избежавшие торпед с "Д-3" за неделю до минной постановки), подрыв на мине заграждений "Шпеер-III" в районе Берлевога, а также ошибка личного состава или отказ техники. На ПЛ погибло 53 члена экипажа;

1942 год 8 августа
Исключена из состава ВМФ. ПЛ "Д-3" была первым кораблем ВМФ СССР, добившимся одновременно Гвардейского звания и ставшим Краснознаменным. По официальным советским данным на счету ПЛ "Д-3" было 8 потопленных судов противника общим водоизмещением 28.140 брт и повреждение одного транспорта в 3.200 брт. Однако противник не подтвердил успешность ни одной из атак. Это нисколько не принижает степень героизма экипажа и его командиров - погодные условия на Севере, близость береговой черты, трудность визуального контроля результатов и активное противодействие противника не давали возможности достоверно оценить результаты торпедных атак;

2012 год
На начало года считалась пропавшей без вести. Точное место и причина гибели не установлены.

Подводные лодки класса «Декабрист » были первенцами советского подводного кораблестроения . Их конструкция оказалась весьма совершенной для своего времени, и по основным тактико-техническим данным они не уступали зарубежным образцам.

«Красногвардеец » - так назывался один из первенцев советского подводного флота , закладка которого вместе с двумя однотипными подводными лодками «Декабрист » и «Народоволец » состоялась 5 марта 1927 года в Ленинграде согласно утвержденной программе военного судостроения руководством морского ведомства. Спуск корабля с бортовым номером "Д-3" на воду со стапелей верфи был произведен 12 июля 1929 года, а уже 14 ноября 1931 года присоединился к другим субмаринам в строю.

Субмарины класса «Декабрист » предназначались для действий на открытых морских театрах, им отводилась активная роль ударных сил флота. Это нашло отражение в конструктивных особенностях подводного корабля.

Советские подводные лодки были двухкорпусными, с клепаным корпусом. Одна плоская и пять сферических переборок разделяли прочный корпус на семь отсеков, причем прочность переборок рассчитывалась на максимальную глубину погружения до 90 м. Отсеки сообщались между собой круглыми лазами с быстро закрывающимися люками специальными приводами. Входные люки имели двойной запор и выступающий внутрь отсека удлиненный . Когда возникали аварийные ситуации, и дизельная подводная лодка затоплялась водой, такая шахта позволяла создавать воздушную подушку, облегчавшую выход экипажа через люк.

Впервые в советском подводном кораблестроении была применена централизованная система погружения и управления дизельной подводной лодкой . Клапаны вентиляции цистерн с пневматическими приводами, управление рулями и приборы сосредоточивались в центральном посту. Нововведением являлась установка в средней части легкого корпуса цистерн быстрого погружения. Междубортное пространство разделялось на шесть цистерн главного балласта, кингстоны которых располагались в нижней части легкого корпуса по диаметральной плоскости.

Более полутора лет советская подводная лодка «Красногвардеец » находилась на Балтике, отрабатывая задачи боевой подготовки, а с образованием Северной военной флотилии под командованием К. Н. Грибоедова в период с 26 июля по 21 сентября 1933 года по Беломорско-Балтийскому каналу совершила переход из порта Кронштадт в порт Мурманск.

Дизельная подводная лодка «Д-3» навсегда вошла в историю советского подводного флота. Отправленная командованием в феврале 1938 года к острову Ян-Майен для обеспечения связью кораблей экспедиции по снятию с льдины папанинцев, подводная лодка «Д-3» под командованием старшего лейтенанта В. Н. Котельникова первой из подводных лодок в течение тридцати минут осуществила плавание подо льдом.

В первый же день второй мировой войны «Д-3» под командованием капитан-лейтенанта Ф. В. Константинова вышла в Баренцево море для проведения боевых действий на вражеских коммуникациях между мысами Нордкап и Нордкин. В четвертом походе она открыла боевой счет, потопив 26 сентября 1941 года у Тана-фьорда неприятельский транспорт. Утром следующего дня торпедными атаками дизельной подводной лодки «Д-3» был отправлен на дно противника, а три дня спустя - еще один транспорт. Последняя победа в этом походе была одержана советской подводной лодкой 11 октября около Конгсфьорда, где было потоплено вражеское транспортное судно водоизмещением около 5000 тонн.

Боевой счет советской подводной лодки «Д-3» рос с каждым походом. Выйдя 22 ноября 1941 года в пятый боевой поход, где за восемь дней уничтожила еще три неприятельских транспорта. За отличное выполнение боевых заданий по нарушению судоходства противника и проявленные при этом мужество и героизм экипаж подлодки «Д-3» был награжден орденом Красного Знамени, а подводный корабль был удостоен гвардейского звания. Это был первый боевой корабль в составе ВМФ СССР, удостоенный таких высоких отличий.

Воодушевленные наградами подводники еще и еще проводили успешные атаки по транспортам противника в период до 1942 года.