Многие читатели считают, что первые строки знаменитой «Книги про бойца» А. Твардовского появились в 1942 году и образ главного героя вызван исключительно событиями Великой Отечественной. Между тем, все обстоит несколько иначе, и первое упоминание о бравом Васе Теркине относится еще к периоду русско-финской войны. Вспомним, опираясь на свидетельства самого автора, какова история создания поэмы.

«Василий Теркин» - начало

В 1939 году, когда началась кампания с финами, А. Твардовский работал в газете «На страже Родины». В это время и приходит в голову творческому коллективу издательства придумать образ некоего занятного персонажа - условного удалого и веселого бойца, который появлялся бы на страницах издания, сопровождаемый стихотворными подписями. Имя героя появилось не сразу: перебрали несколько вариантов, пока не остановились на простом и теплом Васе - как его называли в то время. Так начиналась история создания «Василия Теркина», известного практически каждому советскому читателю.

Случайное совпадение

Кстати, в своих воспоминаниях Твардовский рассказывает о том, как однажды, уже в годы войны, получил письмо, автор которого интересовался, почему главный герой - славный воин - носит имя другого литературного персонажа. Как оказалось, отмечает Александр Трифонович, еще раньше появился роман П. Боборыкина с аналогичным названием. Только Василий Теркин в нем является нечистым на руку купцом, пройдохой и ханжой. Поэт признается, что, получив письмо, он нашел и без особого удовольствия прочитал указанное произведение, но имени своего героя решил не менять. Точнее, не придал подобному совпадению никакого значения - тем более, что история создания поэмы «Василий Теркин» действительно не имела к роману никакого отношения - и продолжил работу в прежнем русле.

Но вернемся к «Книге про бойца».

Развитие идейного замысла

Поэт вспомнил о бравом герое, уже полюбившемся читателю по газете «На страже Родины», в 40-м году. Так получилось, что в 39-м литераторы, как и задумывалось, написали по одному-два фельетона, а потом занялись другой работой. Лишь еще долгое время обращался к этому образу, которому мало кто придавал серьезное значение. Теперь Твардовский обдумывал, как совместить в своем художественном произведении - а это должна была быть поэма - того героя фельетонов с серьезностью, которой требовали реалии. И он стал перебирать в памяти все, что было связано с финской войной, включая свидетельства очевидцев, съездил в Выборг, перечитывал печатные статьи и т. п. Однако написать произведение, как планировалось, к 41-му не получилось, а затем началась война. В результате история создания «Василия Теркина» на какое-то время ограничится лишь обдумыванием композиции, сюжета, образа главного героя.

1942 год

С первых дней войны Твардовского отправили на фронт в качестве корреспондента. В первые месяцы, самые жестокие и горячие, было не до поэмы. Так давно уже возникший в голове замысел все откладывался вплоть до лета 42-го, когда история создания поэмы А. Твардовского «Василий Теркин» получает свое продолжение. Но теперь это должно было быть произведение о другой войне - советских людей против фашистских захватчиков. Да и герой из Васи превратился в Василия, олицетворявшего русского хлебопашца, рабочего, неутомимого труженика, вставшего на защиту Отечества.

Первые главы нового произведения Александра Трифоновича появились в одной из фронтовых газет в сентябре. Затем поэма по частям печаталась во многих изданиях, доступных как воюющим солдатам, так и тем, кто остался в тылу. Одним она помогала переживать тяготы фронтовой жизни, другим - ожидать родных с этой страшной войны. «Книга про бойца» полюбилась всем читателям, и каждый с нетерпением ожидал новых глав, героем которых был солдат с простым русским именем - новый образ его создал именно А. Твардовский - Василий Теркин.

История создания поэмы в годы войны

Произведение писалось вплоть до 45-го года, хотя еще в 43-м, после ранения, благополучного излечения и возвращения героя в строй, автор думал, что подошел к финалу. Вмешались читатели, требовавшие продолжения поэмы, с которыми спорить было нечестно, как отмечал Твардовский. Василий Теркин, история создания которого получает дальнейшее развитие, вновь зашагал по страницам газет и журналов.

В произведении нашли отражение основные этапы войны: трагические отступления в первые ее месяцы, сражения, ставшие переломными, победное шествие на запад. Было даже желание отправить героя в тыл к немцам, однако Твардовский вскоре отказался от подобного замысла, решив, что это нарушит общий замысел произведения и сделает историю бойца частной.

Автор за годы войны получал множество писем, из которых следовало, что читателей очень интересует история создания «Василия Теркина», в частности, существует ли человек, описанный в поэме, на самом деле. И хотя у героя было немало однофамильцев - один из них, Виктор Васильевич Теркин, даже просил поменять его имя на свое - ответ поэта всегда был категоричен: Василий Теркин - полностью выдуманный персонаж и не имеет реального прототипа. Он складывался из личных наблюдений автора и воплощал в себе лучшие черты русского защитника.

Прощание с героем

История создания «Василия Теркина» заканчивается победной весной 45-го. В мае Твардовский публикует заключительную главу «От автора», в которой сообщает, что прощается с солдатом. И несмотря на то, что его вновь убеждали в необходимости продолжения произведения, он был непоколебим: время Теркина прошло. По его мнению, теперь, в мирное время, нужен другой персонаж.

Такова история создания «Василия Теркина», кратко описанная на основе статьи А. Твардовского «Как был написан «Василий Теркин (ответ читателям)».

Вместо послесловия

Уже в послевоенные годы, зная о невероятной популярности поэмы и ее главного персонажа, многие недобросовестные литераторы создавали «продолжения» похождений героя и даже «подражания» известной книге. Ответом на них было то, что поэма - это неоднократно подчеркивал Твардовский - «Василий Теркин», история создания которой описана самим автором, однозначно окончена и возвращения к ней в будущем не предполагается.

С осени 1939 года Твардовский в качестве военного корреспондента участвовал в
финской кампании. «Мне кажется, - писал он М.В. Исаковскому, - что армия будет
второй моей темой на всю жизнь». И поэт не ошибся. В редакции Ленинградского
военного округа «На страже Родины» у группы поэтов возник замысел создать серию
занимательных рисунков о подвигах веселого солдата-богатыря. «Кто-то , - вспоминает
Твардовский, - предложил назвать нашего героя Васей Теркиным, именно Васей, а не

Василием». В создании коллективного произведения о неунывающем удачливом бойце
Твардовскому было поручено написать вступление:«... я должен был дать хотя бы самый
общий «портрет» Теркина и определить, так сказать, тон, манеру нашего дальнейшего
разговора с читателем». Так появилось в газете стихотворение «Вася Теркин» (1940. - 5
января). Успех фельетонного героя натолкнул на мысль продолжить рассказ о
похождениях неунывающего Васи Теркина. В итоге вышла книжечка «Вася Теркин на
фронте» (1940). В Великую Отечественную войну этот образ становится главным в
творчестве Твардовского. «Василий Теркин» шел вместе с Твардовским дорогами войны.
Первая публикация «Василия Теркина» состоялась в газете Западного фронта
«Красноармейская правда», где 4 сентября 1942 г. были напечатаны вступительная главка
«От автора» и «На привале». С тех пор и до конца войны главы поэмы публиковались в
этой газете, в журналах «Красноармеец» и «Знамя», а также в других печатных органах.
«...Работа моя заканчивается по совпадению с окончанием войны. Нужно еще одно усилие
освеженных души и тела - и можно будет поставить точку», - писал поэт 4 мая 1945
года. Так появилась законченная поэма «Василий Теркин. Книга про бойца» (1941—1945).
Твардовский писал, что работа над нею дала ему «ощущение» законности места
художника в великой борьбе народа... чувство полной свободы обращения со стихом и
словом. В 1946 г. почти одно за другим вышло три полных издания «Книги про бойца».

Род, жанр, творческий метод анализируемого произведения

Весной 1941 г. поэт напряженно работал над главами будущей поэмы, но начало войны
изменило эти планы. Возрождение замысла и возобновление работы над «Теркиным»
относится к середине 1942 г. С этого времени начинается новый этап работы над
произведением: «Изменился весь характер поэмы, все ее содержание, ее философия, ее
герой, ее форма - композиция, жанр, сюжет. Изменился характер поэтического
повествования о войне - родина и народ, народ на войне стали главными темами». Хотя,
приступая к работе над ней, поэт не слишком беспокоился на этот счет, о чем
свидетельствуют его собственные слова: «Я недолго томился сомнениями и опасениями
относительно неопределенности жанра, отсутствия первоначального плана, обнимающего
все произведение наперед, слабой сюжетной связанности глав между собой. Не поэма -
ну и пусть себе не поэма, решил я; нет единого сюжета - пусть себе нет, не надо; нет
самого начала вещи - некогда его выдумывать; не намечена кульминация и завершение
всего повествования - пусть, надо писать о том, что горит, не ждет, а там видно будет,
разберемся». В связи с вопросом о жанре произведения Твардовского представляются
важными следующие суждения автора: «Жанровое обозначение «Книги про бойца», на
котором я остановился, не было результатом стремления просто избежать обозначения
«поэма», «повесть» и т.п. Это совпало с решением писать не поэму, не повесть или роман
в стихах, то есть не то, что имеет свои узаконенные и в известной мере обязательные
сюжетные, композиционные и иные признаки. У меня не выходили эти признаки, а нечто
все-таки выходило, и это нечто я обозначил «Книгой про бойца». Эта, как назвал ее сам
поэт, «Книга про бойца» воссоздает достоверную картину фронтовой действительности,
раскрывает мысли, чувства, переживания человека на войне. Она выделяется среди других
тогдашних поэм особой полнотой и глубиной реалистического изображения народно-
освободительной борьбы, бедствий и страданий, подвигов и военного быта. Поэма
Твардовского - это героическая эпопея, с отвечающей эпическому жанру

объективностью, но пронизанная живым авторским чувством, своеобразная во всех
отношениях, уникальная книга, вместе с тем развивающая традиции реалистической
литературы и народнопоэтического творчества. И в то же время это свободное
повествование - хроника («Книга про бойца, без начала, без конца...»), которое
охватывает всю историю войны.

Тематика

Тема Великой Отечественной войны навсегда вошла в творчество А.Т. Твардовского. А
поэма «Василий Теркин» стала одной из самых ярких его страниц. Поэма посвящена
жизни народа на войне, она по праву является энциклопедией фронтовой жизни. В центре
поэмы образ Теркина, рядового пехотинца из смоленских крестьян, объединяющий
композицию произведения в единое целое. Василий Теркин фактически олицетворяет весь
народ. В нем нашел художественное воплощение русский национальный характер.
Символом народа-победителя стал в поэме Твардовского обыкновенный человек, рядовой
солдат. В «Книге про бойца» война изображена как она есть - в буднях и героике,
переплетении обыденного, подчас даже комического (главы «На привале», «В бане») с
возвышенным и трагедийным. Поэма сильна прежде всего правдой о войне как суровом и
трагическом - на пределе возможностей - испытании жизненных сил народа, страны,
каждого человека.

Идея произведения

Художественная литература периода Великой Отечественной войны имеет ряд
характерных черт. Главные ее особенности - патриотический пафос и установка на
всеобщую доступность. Удачнейшим примером такого художественного произведения по
праву считается поэма Александра Трифоновича Твардовского «Василий Теркин». Подвиг
солдата на войне показан Твардовским как каждодневный и тяжкий ратный труд и бой, и
переход на новые позиции, и ночлег в окопе или прямо на земле, «заслонясь от смерти
черной только собственной спиной...». А герой, совершающий этот подвиг, -
обыкновенный, простой солдат. Именно в защите Родины, жизни на земле заключается
справедливость народной Отечественной войны: «Бой идет святой и правый, смертный
бой не ради славы - ради жизни на земле». Поэма А.Т. Твардовского «Василий Теркин»
стала поистине народной.

Основные герои

Анализ произведения показывает, что в основе поэмы - образ главного героя - рядового
Василия Теркина. Реального прототипа у него нет. Это собирательный образ,
соединяющий в себе типичные черты духовного облика и характера обыкновенного
русского солдата. О типичности Теркина писали десятки людей, делая из строк «парень в
этом роде в каждой роте есть всегда, да и в каждом взводе» вывод, что это образ
собирательный, обобщенный, что в нем не следует искать каких-то индивидуальных
качеств, настолько все типично для советского солдата. И поскольку «был рассеян он
частично и частично истреблен», значит, это вообще не личность, а некий символ всей
Советской Армии. Теркин - кто же он такой? Скажем откровенно: Просто парень сам
собой Он обыкновенный. Впрочем, парень хоть куда, Парень в этом роде В каждой роте
есть всегда, Да и в каждом взводе. Образ Теркина имеет фольклорные корни, это

«богатырь, сажень в плечах», «весельчак», «человек бывалый». За иллюзией
простоватости, балагурства, озорства скрываются нравственная чуткость и чувство
сыновнего долга перед Родиной, способность без фразы и позы совершить подвиг в любой
момент. Образ Василия Теркина действительно вбирает то, что характерно для многих:
«Парень в этом роде / В каждой роте есть всегда, / Да и в каждом взводе». Однако в нем
присущие многим людям черты и свойства воплотились ярче, острее, самобытнее.
Народная мудрость и оптимизм, стойкость, выносливость, терпение и самоотверженность,
житейская смекалка и умение русского человека - труженика и воина, наконец,
неиссякаемый юмор, за которым всегда проступает нечто более глубокое и серьезное, -
все это сплавляется в живой и целостный человеческий характер. Главной же чертой его
характера является любовь к родной стране. Герой постоянно вспоминает о родных
местах, которые так милы и дороги его сердцу. Не может не привлекать в Теркине также и
милосердие, величие души, на войне он оказывается не из-за воинского инстинкта, а ради
жизни на земле, поверженный враг вызывает в нем только чувство жалости. Он скромен,
хотя и может иногда прихвастнуть, говоря друзьям, что ему не нужен орден, он согласен
на медаль. Но больше всего привлекает в этом человеке его жизнелюбие, житейская
смекалка, насмешка над врагом и над любыми трудностями. Являясь воплощением
русского национального характера, Василий Теркин неотделим от народа - солдатской
массы и ряда эпизодических персонажей (дед-солдат и бабка, танкисты в бою и на марше,
девчонка-медсестра в госпитале, солдатская мать, возвращающаяся из вражеского плена,
и др.), он неотделим и от матери-родины. И вся «Книга про бойца» - это поэтическое
утверждение народного единства. Наряду с образами Теркина и народа важное место в
общей структуре произведения занимает образ автора-повествователя, или, точнее,
лирического героя, особенно ощутимый в главах «О себе», «О войне», «О любви», в
четырех главках «От автора». Так, в главе «О себе» поэт прямо заявляет, обращаясь к
читателю: «И скажу тебе: не скрою, / - В этой книге, там ли, сям, / То, что молвить бы
герою, / Говорю я лично сам». Автор в поэме является посредником между героем и
читателем. С читателем постоянно ведется доверительный разговор, автор уважает друга-
читателя, а потому стремится донести до него правду о войне. Автор ощущает свою
ответственность перед читателями, он понимает, насколько важно было не только
рассказать о войне, но и вселить в читателей веру в несокрушимость духа русского
солдата, оптимизм. Иногда автор как бы приглашает читателя проверить истинность
своих суждений и наблюдений. Такой непосредственный контакт с читателем весьма
способствует тому, что поэма становится понятной большому кругу людей. В поэме
постоянно сквозит тонкий авторский юмор. Текст поэмы наполнен прибаутками,
присказками, поговорками, причем определить, кто является их автором — автор поэмы,
герой поэмы Теркин или народ, - вообще невозможно. В самом начале поэмы автор
называет шутку самой необходимой в солдатском быту «вещью»: Жить без пищи можно
сутки, Можно больше, но порой На войне одной минутки Не прожить без прибаутки,
Шутки самой немудрой.

Сюжет и композиция анализируемого произведения

Своеобразие сюжетно-композиционного построения книги определяется самой военной
действительностью. «На войне сюжета нету», - заметил автор в одной из глав. И в поэме
в целом действительно нет таких традиционных компонентов, как завязка, кульминация,

развязка. Но внутри глав с повествовательной основой, как правило, есть свой сюжет,
между этими главами возникают отдельные сюжетные связки. Наконец, общее развитие
событий, раскрытие характера героя, при всей самостоятельности отдельных глав, четко
определяется самим ходом войны, закономерной сменой ее этапов: от горьких дней
отступления и тяжелейших оборонительных боев - к выстраданной и завоеванной
победе. Вот как сам Твардовский писал о композиционном построении своей поэмы: «И
первое, что я принял за принцип композиции и стиля, - это стремление к известной
законченности каждой отдельной части, главы, а внутри главы - каждого периода и даже
строфы. Я должен был иметь в виду читателя, который хотя бы и незнаком был с
предыдущими главами, нашел бы в данной, напечатанной сегодня в газете главе нечто
целое, округленное. Кроме того, этот читатель мог и не дождаться моей следующей главы:
он был там, где и герой, - на войне. Этой примерной завершенностью каждой главы я и
был более всего озабочен. Я ничего не держал про себя до другого раза, стремясь
высказаться при каждом случае - очередной главе - до конца, полностью выразить свое
настроение, передать свежее впечатление, возникшую мысль, мотив, образ. Правда, этот
принцип определился не сразу - после того, как первые главы «Теркина» были
напечатаны подряд одна за другой, а новые потом уже появлялись по мере написания».
Поэма состоит из тридцати самостоятельных и в то же время тесно связанных между
собой глав. Поэма построена как цепь эпизодов из военной жизни главного героя, которые
не всегда имеют непосредственную событийную связь между собой. Теркин с юмором
рассказывает молодым бойцам о буднях войны; говорит, что воюет с самого начала
войны, трижды был в окружении, был ранен. Судьба рядового солдата, одного из тех, кто
вынес на своих плечах всю тяжесть войны, становится олицетворением национальной
силы духа, воли к жизни. Сюжетную канву поэмы трудно проследить, каждая глава
рассказывает об отдельном событии из жизни бойца, к примеру: Теркин дважды
переплывает ледяную реку, чтобы восстановить связь с наступающими подразделениями;
Теркин в одиночку занимает немецкий блиндаж, но попадает под обстрел собственной
артиллерии; по дороге на фронт Теркин оказывается в доме старых крестьян, помогает им
по хозяйству; Теркин вступает в рукопашный бой с немцем и, с трудом одолевая, берет
его в плен. Или неожиданно для себя Теркин из винтовки сбивает немецкий штурмовик.
Теркин принимает командование взводом на себя, когда убивают командира, и первым
врывается в село; однако герой вновь тяжело ранен. Лежа раненным в поле, Теркин
беседует со Смертью, уговаривающей его не цепляться за жизнь; в конце концов его
обнаруживают бойцы, и он говорит им: «Уберите эту бабу,/ Я солдат еще живой». Не
случайно и то, что произведение Твардовского начинается и заканчивается лирическими
отступлениями. Открытый разговор с читателем приближает к внутреннему миру
произведения, создает атмосферу общей причастности к событиям. Поэма заканчивается
посвящением павшим. Поэма «Василий Теркин» отличается своеобразным историзмом.
Условно ее можно разделить на три части, совпадающие с началом, серединой и концом
войны. Поэтическое осмысление этапов войны создает из хроники лирическую летопись
событий. Чувство горечи и скорби наполняет первую часть, вера в победу - вторую,
радость освобождения Отечества становится лейтмотивом третьей части поэмы. Это
объясняется тем, что А.Т. Твардовский создавал поэму постепенно, на протяжении всей
Великой Отечественной войны 1941—1945 гг.

Художественное своеобразие

Анализ произведения показывает, что поэма «Василий Теркин» отличается необычайной
широтой и свободой использования средств устно-разговорной, литературной и
народнопоэтической речи. Это по-настоящему народный язык. В нем естественно
употребляются пословицы и поговорки («я от скуки на все руки»; «делу время - час
забаве»; «по которой речке плыть, - той и славушку творить...»), народные песни (о
шинели, о реченьке). Твардовский в совершенстве владеет искусством говорить просто,
но поэтично. Он сам создает речения, вошедшие в жизнь на правах поговорок («не гляди,
что на груди, а гляди, что впереди»; «у войны короткий путь, у любви - далекий»;
«пушки к бою едут задом» и др.). Свобода - основной нравственно-художественный
принцип произведения - реализована и в самом построении стиха. И это находка -
непринужденное десятистишие, восьми-, и пяти-, и шести-, и четверостишия - словом,
рифмующихся строк будет столько, сколько потребуется Твардовскому в сию минуту для
того, чтобы высказаться сполна. Основной размер «Василия Теркина» - четырехстопный
хорей. О своеобразии стиха Твардовского писал С.Я. Маршак: «Посмотрите, как
построена одна из лучших глав «Василия Теркина» - «Переправа». В этом правдивом и
как будто безыскусном рассказе о подлинных, наблюденных автором событиях вы тем не
менее обнаружите строгую форму, четкое построение. Вы найдете здесь повторяющийся
лейтмотив, который звучит в самых ответственных местах повествования, и каждый раз
по-новому, - то грустно и тревожно, то торжественно и даже грозно: Переправа,
переправа! Берег левый, берег правый. Снег шершавый. Кромка льда... Кому память, кому
слава, Кому темная вода. Вы найдете здесь и живой, лаконичный, безупречно меткий и
построенный по всем законам баллады диалог. В этом-то и сказывается настоящая
поэтическая культура, которая дает нам средства для изображения событий из самой
современной кипучей жизни».

Значение произведения

Поэма «Василий Теркин» - центральное произведение в творчестве А.Т. Твардовского,
«лучшее из всего написанного о войне на войне» (К. Симонов), одна из вершин русской
эпической поэзии вообще. Она может считаться одним из истинно народных
произведений. Многие строки из этого произведения перекочевали в устную народную
речь или же стали популярными стихотворными афоризмами: «смертный бой не ради
славы - ради жизни на земле», «сорок душ одна душа», «переправа, переправа, берег
левый, берег правый» и многие другие. Признание «Книги про бойца» было не только
общенародным, но и общенациональным: «...Это поистине редкая книга: какая свобода,
какая чудесная удаль, какая меткость, точность во всем и какой необыкновенный
народный солдатский язык - ни сучка ни задоринки, ни единого фальшивого, готового,
то есть литературно-пошлого слова!» - писал И.А. Бунин. Поэма «Василий Теркин»
была неоднократно иллюстрирована. Самыми первыми стали иллюстрации О.Г.
Верейского, которые создавались непосредственно вслед за текстом поэмы. Известны
также работы художников Б. Дехтерева, И. Бруни, Ю. Непринцева. В 1961 г. в
Московском театре им. Моссовета К. Воронков инсценировал «Василия Теркина».
Известны литературные композиции глав поэмы в исполнении Д.Н. Журавлева и Д.Н.
Орлова. Отрывки из поэмы положены на музыку В.Г. Захаровым. Композитором Н.В.
Богословским была написана симфоническая повесть «Василий Теркин». В 1995 году в
Смоленске был открыт памятник Теркину (автор - Народный художник РФ скульптор

А.Г. Сергеев). Монумент представляет собой двухфигурную композицию, изображающую
беседу Василия Теркина с А.Т. Твардовским. Памятник установлен на всенародно
собранные деньги.

Это интересно

Наибольшую известность приобрела картина Ю.М. Непринцева «Отдых после боя»
(1951). Зимой 1942 г. в прифронтовой землянке, еле освещенной самодельным
светильником, художник Юрий Михайлович Непринцев впервые познакомился с поэмой
А.Т. Твардовского «Василий Теркин». Один из бойцов читал поэму вслух, и Непринцев
видел, как светлели сосредоточенные лица солдат, как, забыв об усталости, смеялись они,
слушая это замечательное произведение. В чем же огромная сила воздействия поэмы?
Почему так близок и дорог сердцу каждого воина образ Василия Теркина? Над этим уже
тогда задумался художник. Непринцев перечитывает поэму несколько раз и убеждается в
том, что ее герой - вовсе не какая-то исключительная натура, а обыкновенный парень, в
образе которого автор выразил все лучшее, чистое и светлое, что присуще советским
людям. Весельчак и балагур, умеющий в трудную минуту поднять настроение товарищей,
подбодрить их шуткой, острым словом, Теркин и в бою проявляет находчивость и
мужество. Таких живых Теркиных на дорогах войны можно было встретить повсюду. В
большой жизненности образа, созданного поэтом, и заключался секрет его обаяния.
Именно поэтому Василий Теркин сразу стал одним из любимых народных героев.
Плененный этим чудесным, глубоко правдивым образом, Непринцев долгие годы не мог с
ним расстаться. «Он жил в моем сознании, - писал впоследствии художник, -
накапливая новые черты, обогащаясь новыми подробностями, для того чтобы стать
главным героем картины». Но не сразу родился замысел картины. Длинный, полный труда
и раздумий путь прошел художник, прежде чем приступил к написанию картины «Отдых
после боя». «Мне хотелось, - писал художник, - изобразить воинов Советской Армии
не в момент свершения каких-либо героических поступков, когда все душевные силы
человека напряжены до предела, показать их не в дыму сражения, но в простой будничной
обстановке, в минуту краткого отдыха». Так зарождается мысль о картине. Воспоминания
военных лет помогают определить ее сюжет: группа бойцов в короткий перерыв между
боями расположилась на заснеженной поляне и слушает веселого рассказчика. В первых
эскизах уже был намечен общий характер будущей картины. Группа располагалась
полукрутом, развернутым на зрителя, и состояла всего из 12-13 человек. Фигура Теркина
была помещена в центре композиции и выделена цветом. Расположенные по бокам от
него фигуры формально уравновешивали композицию. В этом решении было много
надуманного, условного. Малочисленность группы придавала всей сцене характер
случайности и не создавала впечатление сильного, дружного коллектива людей. Поэтому
в последующих эскизах Непринцев увеличивает количество людей и наиболее
естественно их располагает. Главный герой Теркин перемещается художником от центра
вправо, группа строится по диагонали слева направо. Благодаря этому увеличивается
пространство, намечается его глубина. Зритель перестает быть только свидетелем этой
сцены, он становится как бы ее участником, вовлекается в крут бойцов, слушающих
Теркина. Чтобы придать еще больше достоверности и жизненности всей картине,
Непринцев отказался от солнечного освещения, так как эффектные контрасты света и тени
могли бы внести в картину элементы театральной условности, которой так избегал

художник. Мягкий рассеянный свет зимнего дня давал возможность полнее и ярче
выявить разнообразие лиц и их выражений. Много и долго работал художник над
фигурами бойцов, над их позами, меняя последние по нескольку раз. Так, фигура усатого
старшины в полушубке лишь после долгих поисков превратилась в сидящего бойца, а
пожилой солдат с котелком в руках только в последних эскизах пришел на смену
девушке-санитарке, перевязывающей бойца. Но самым главным для художника была
работа над изображением внутреннего мира героев. «Хотелось, - писал Непринцев, -
чтобы зритель полюбил моих героев, почувствовал их живыми и близкими людьми, чтобы
он находил и узнавал в картине своих собственных фронтовых друзей». Художник
понимал, что только тогда ему удастся создать убедительные и правдивые образы героев,
когда они будут предельно ясны для него самого. Непринцев начал тщательно изучать
характеры бойцов, их манеру говорить, смеяться, отдельные жесты, привычки, иначе
говоря, начал «вживаться» в образы своих героев. В этом ему помогали впечатления
военных лет, боевые встречи, воспоминания его фронтовых товарищей. Неоценимую
услугу оказали ему его фронтовые зарисовки, портретные изображения боевых друзей.
Много было сделано этюдов с натуры, но они не переносились в картину
непосредственно, без предварительной доработки. Художник искал, выделял наиболее
яркие черты того или иного человека и, напротив, убирал все второстепенное, случайное,
мешающее выявлению основного. Каждый образ он стремился сделать сугубо
индивидуальным и типичным. «В своей картине я хотел дать коллективный портрет
советских людей, солдат великой армии-освободительницы. Подлинный герой моей
картины - это русский народ». Каждый герой в представлении художника имеет свою
интересную биографию. О них он может часами увлекательно рассказывать, передавая
мельчайшие подробности их жизни и судьбы. Так, например, Непринцев рассказывает,
что бойца, сидящего справа от Теркина, он представлял себе таю парень недавно пришел в
армию из колхоза, еще неопытен, может быть, впервые участвовал в бою, и ему,
естественно, страшно. Но сейчас, влюбленно слушая рассказы бывалого солдата, он забыл
о своем страхе. За Теркиным стоит молодой красивый парень в ухарски сдвинутой
набекрень шапке. «Он, - писал художник, - слушает Теркина несколько
снисходительно. Он и сам бы мог рассказать не хуже. До войны он был
квалифицированным рабочим крупного завода, гармонистом, участником
самодеятельности, любимцем девушек>>. Много мог бы поведать художник об усатом
старшине, который хохочет во все горло, и о пожилом солдате с котелком, и о веселом
солдате, сидящем слева от рассказчика, и обо всех других персонажах... Самой трудной
задачей были поиски внешнего облика Василия Теркина. Художнику хотелось передать
тот образ, который сложился в народе, хотелось, чтобы Теркина узнавали сразу. Теркин
должен быть обобщенным образом, в нем должны сочетаться черты многих людей. Его
образ - это как бы синтез всего лучшего, светлого, чистого, что присуще советскому
человеку. Долго работал художник над обликом Теркина, над выражением его лица,
жестом рук. В первых рисунках Теркин был изображен молодым солдатом с
добродушным лукавым лицом. В нем не чувствовалось ловкости, острой смекалки. В
другом наброске Теркин был слишком серьезен, уравновешен, в третьем - ему
недоставало житейского опыта, жизненной школы. От рисунка к рисунку шли поиски,
уточнялись жесты, определялась поза. По мысли художника жест правой руки Теркина
должен был подчеркивать какую-то острую крепкую шутку по адресу врага. Сохранилось
бесчисленное количество рисунков, в которых были перепробованы самые различные

повороты фигуры, наклоны головы, движения рук, отдельные жесты - пока художник
нашел то, что его удовлетворило. Образ Теркина в картине стал значительным,
убедительным и вполне естественным центром. Много времени уделил художник поискам
пейзажа для картины. Он представлял, что действие происходит в негустом лесу с
полянками и перелесками. Ранняя весна, снег еще не тает, а только чуть-чуть рыхлеет.
Ему хотелось передать национальный русский пейзаж. Картина «Отдых после боя» -
результат напряженной, серьезной работы художника, взволнованной любви к своим
героям, большого уважения к ним. Каждый образ в картине - это целая биография. И
перед взглядом любознательного зрителя проходит целый ряд ярких индивидуально
неповторимых образов. Глубокая жизненность идеи обусловила ясность и цельность
композиции, простоту и естественность живописного решения. Картина Непринцева
воскрешает трудные, полные героики и суровости, лишений и невзгод и вместе с тем
радости побед дни Великой Отечественной войны. Именно поэтому она всегда будет
дорога сердцу советского человека, любима широкими массами советского народа.
(По книге В.И. Гапеева, Э.В. Кузнецова. «Беседы о советских художниках». - М.-Л.:
Просвещение, 1964 г.)
Советуем прочитать Гапеева В.И. Кузнецова В.Э. «Беседы о советских художниках. -
М.-Л.: Просвещение, 1964.
Гришунж АЛ. «Василий Теркин» Александра Твардовского. - М., 1987. Кондратович А.
Александр Твардовский: Поэзия и личность. - М., 1978.
Романова Р.М. Александр Твардовский: Страницы жизни и творчества: Книга для
учащихся старших классов средней школы. - М.: Просвещение, 1989
Твардовский А. Василий Теркин. Книга про бойца. Теркин на том свете. Москва: Раритет,
2000.-

Имя: Василий Теркин (Vasiliy Terkin)

Страна: СССР

Создатель: Александр Твардовский

Деятельность: солдат

Семейное положение: не женат

Василий Теркин: история персонажа

Александр Твардовский, написавший поэму «Василий Теркин», дал ей второе название – «Книга про бойца». В образе главного героя, которому посвящено повествование, писатель изобразил характерные черты отечественного солдата, столкнувшегося с необходимостью защищать Родину. Василий Теркин стал излюбленным персонажем военных лет и послевоенного периода. Это собирательный патриотический образ, сумевший поддержать народный дух.

История создания

Твардовский – популярный советский писатель, поэт, журналист. Образ советского солдата создан в период Великой Отечественной войны. Продумывая характер персонажа, Твардовский наделил его смекалкой и находчивостью, неиссякаемым позитивом и чувством юмора. Этого не хватало в буднях простых граждан в страшное для страны время. Идея о бравом солдате пришла писателю задолго до написания поэмы. Авторство образа принадлежит коллективу журналистов, в состав которого входил Твардовский.


В 1939 году было издано два фельетона об этом герое. В воображении публицистов он был удачливым и сильным представителем простого народа. Твардовский начал прорабатывать характер главного действующего лица будущей книги еще на фронте, в годы Советско-Финляндской войны. Автор задался целью создать стихотворное произведение. Он не успел издать труд из-за новой войны. Нападение немцев в 1941 году изменило планы писателя, но публицист твердо решил назвать произведение «Книга про бойца». 1942-ой – год написания первых строк книги, которую впоследствии примут в издательство.

Хотя Василий Теркин – не реальная историческая личность, Твардовский, перенесший тяготы сражений и наступлений на врага, описывает мельчайшие подробности в книге. Работая корреспондентом в полевых условиях, он был свидетелем реальных историй из жизни армейцев и пытался отразить их в сюжете. Автор претендует на достоверность, и на то, что изображает исторические события в главах произведения.


Солдат, которого описывал публицист, обрел новые черты, свойственные времени войны и лишений. Он был не просто добряком и балагуром, а воином, от которого зависит победа. Персонаж готов принять бой в любую минуту и дать достойный отпор врагу во имя Родины.

Первые главы книги издавались во фронтовой газете. Затем ее стали публиковать многие издания, позволяя читателям вдохновиться образом труженика, спасающего родные земли. Главы доходили и до фронтовиков, и до граждан, оставшихся в тылу. «Книга про бойца» пользовалась любовью публики, и автору постоянно приходили письма с вопросами о том, как живут герои повествования, существуют ли они на самом деле.


Твардовский работал над произведением в годы войны. В 1943 году, попав в военный госпиталь после ранения, писатель решил, что приблизился к финалу поэмы. Впоследствии ему пришлось продолжить работу вплоть до 1945 года, до победы над фашистскими захватчиками.

Книга получила продолжение благодаря просьбам читателей. После победной весны Твардовский издал завершающую главу поэмы, назвав ее «От автора». В ней он прощался с героем.

Биография

Центральной фигурой повествования является деревенский парень из-под Смоленска. Он вынужден пойти на фронт, чтобы отстаивать Отечество. Жизнелюбивый и прямолинейный персонаж демонстрирует недюжинную смелость и мужество, несмотря на окружающие его реалии. Душа компании, от которого всегда можно получить поддержку, Теркин был образцом для подражания. В бою он первым нападал на врага, на досуге развлекал товарищей игрой на гармони. Обаятельный и харизматичный парень вызывает расположение читателей.


Мы знакомимся с героем в тот момент, когда он вместе с сослуживцами переходит реку. Операция происходит зимой, но река не до конца замерзла, и переправа срывается из-за вражеской атаки. Доблестно выстоявший солдат ранен и попадает в медсанчасть. Оправившись от травмы, Теркин решает догнать взвод. Глава «Гармонь» посвящена его умению найти подход к коллективу и завоевать в нем уважение и доверие.

Солдат становится участником сражений и оказывает посильную помощь тем, с кем служит в одном отряде, и гражданским лицам. Получив отпуск, он отказывается от поездки в родное село, захваченное немцами, чтобы быть полезным на фронте. За смелость и мужество, проявленные в схватке, в которой удалось сбить самолет, Василию Теркину вручают медаль. Позднее военнослужащий получит новое звание. Он станет лейтенантом.


Солдат Советской армии

Из-за вражеского наступления линия фронта смещается, оказываясь на его малой Родине. Родители Василия живут в погребе. Удостоверившись в том, что старики живы, солдат больше не переживает за их судьбу. Мать попадает в плен, но Василий выручает ее из беды. Бабка и дед остаются в живых.

Твардовский не делится деталями биографии героя. Автор даже не дает имен другим действующим лицам повествования. Образ Теркина складывается из описания его характера. В финале остается неясно, выжил герой или умер. Но для Твардовского важно не это. Основная мысль, которую он хочет донести до читателя, – восхищение поразительной храбростью и героизмом народа.

Поэма воспевает русского солдата, способного отстоять честь страны, защитить семью и угнетенных сограждан. Произведение мотивировало читателей на новые подвиги. Патриотическая ода в стихах помогала поднимать боевой дух фронтовиков, обессилевших от ежедневных сражений, и привносила в их жизнь нотку оптимизма. Главная идея книги – подтверждение чистоты намерений и искренности русского человека, способного найти выход из сложной ситуации, не боящегося труда, отличающегося мужеством и смекалкой, честью и самоотдачей.

  • Любопытно, что читатели повлияли на написание произведения. Читая поочередно издаваемые главы поэмы, люди писали Твардовскому письма из всех уголков Советского Союза. Из-за этого автор решил продлить издание книги.
  • После громкой победы Твардовский отказался описывать жизнь Теркина в мирное время. По его убеждению, оно требовало новых героев. Образ солдата должен был сохраниться в памяти читателей. Позднее подражатели издавали рассказы о Теркине, но сам писатель, как и обещал, не притронулся к написанию новых глав.

  • Поэма поделена на части, способные к самостоятельному существованию. Твардовский намеренно использовал такой литературный прием. Благодаря ему, читатель, включившийся в повествование не с начала, мог легко воспринимать сюжет. Это было важным на фронте, где ежедневно прощались с жизнью тысячи солдат. Они успевали прочитать одну главу и могли не узнать, чем она продолжится.
  • Имя и фамилия Василия Теркина часто встречались в военное время. Читатели задавали автору вопросы, связанные с прототипом героя, и непременно получали ответ о вымышленном и собирательном образе. Фамилия Теркин говорящая, она означает, что человек многое повидал на своем веку, был «потерт» жизнью.

Цитаты

Поэма ярко описывает могучий русский характер. Описательными и достоверными являются строки:

«Любит русский человек праздник силы всякий, оттого и хлеще всех он в труде и драке».

Действительно, советские солдаты не щадили себя в бою, самоотверженно отдаваясь сражениям, чтобы воцарился мир в Советском Союзе.

Веселый нрав Василия Теркина – солдата, отличавшегося сообразительностью и отвагой, – помогал сослуживцам переносить военное время.

«Жить без пищи можно сутки, можно больше, но порой на войне одной минутки не прожить без прибаутки, шутки самой немудрой».

В каждом взводе и отряде была душа компании вроде Теркина. Весельчак и балагур, он заряжал позитивом и дарил людям надежду.

Главной ценностью на войне остается человеческая жизнь. Теркин пытается любой ценой помочь тем, кто попадается на его пути. Будь то мелкое дело или вопрос жизни и смерти, он рискует собой, чтобы спасти ближнего. При этом солдат шутливо замечает:

«Разрешите доложить коротко и просто: я большой охотник жить лет до девяноста».

Тема урока: А.Т. Твардовский «Василий Теркин».

История создания, композиция поэмы.

Класс: 8

Тип урока: Урок открытия нового знания.

Цели и задачи:

для учеников :

О чем произведение «Василий Теркин»? (тема)

Кто такой Василий Теркин?

История создания поэмы,

Композицию «В.Т»

для учителя:

продолжить знакомство с жизнью и творчеством Твардовского,

познакомить с историей и актуальностью создания «Василия Теркина»,

проанализировать главы «От автора» и «На привале»;

выявить композицию и связать с тематикой произведения,

раскрыть особенности характеразаглавного героя,

стилевые особенности,

идейное своеобразие.

Ход урока.

Ребята рассаживаются, делятся на 3 группы по 5 человек (Жеребьевка, берут разноцветные листочки

На столах по числу детей листы с таблицами (прием «знаю-хочу узнать-узнал)

Орг. момент

- Здравствуйте ребята, сегодня урок у вас буду вести я. Меня зовут Дьяконова Татьяна Валентиновна, я работаю учителем русского языка и литературы в синдорской средней школе Княжпогостского района.

Люди встречаются по разным причинам. Сегодня мы встретились для того, чтобы d процессе общения и выполнения совместных задач узнать еще об одном замечательном художественном произведении.

Вы сегодня будете работать в группах. Скажите, кто в каждой групп капитан. Функции капитана- организовать работу всей группы.

2. Тема урока ( слайд 1).

Тема, как видите, формулируется в нескольких предложениях. Прочитаем их. У вас на столах листы с таблицами. Прочитайте ее шапочку («знаю-хочу узнать-узнал!»). Давайте по ходу урока будем заполнять ячейки этой таблицы.

Что по теме урока вам уже известно?

2. Актуализация знаний

Поэма, Композиция, некоторые произведения Александра Трифоновича Твардовского ?

Проверим. Работа в группах (раздаю распечатку ):

1 Группа : работает с определением «ПОЭМА» нужно его собрать из слов, которые в этом конверте, учтите слов больше, чем вам понадобиться (большое / небольшое поэтическое / прозаическое лироэпическое/ лирическое/ эпическое произведение, все части которого объединены / не объединены единым сюжетом, героями)

2 Группа : работает со структурой композиции. Укажите традиционную для художественного произведения последовательность ее смысловых частей.(экспозиция, завязка, развитие сюжета, кульминация, развязка, эпилог,)

3 Группа : Найдите произведения А.Т. Твардовского («Рассказ танкиста», «Мцыри», «Июль - макушка лета», «Василий Теркин», «Капитанская дочка», «История болезни»)

Время на работу 1минута.

Проверим?

1 группа проговаривает, сверяем с образцом. слайд 2

2 группа проговаривает, сверяем с образцом. слайд 3

3 группа проговаривает, сверяем с образцом. слайд 4 (Молодцы. А о чем эти стихотворения? По названиям видно, что рассказ танкиста о войне Вов, «Июль - макушка лета» - о природе. А «Василий Теркин»? - имя как имя, русское простое, Теркин. Наверное многое испытал, но это неточно ) Так кто такой Твардовский? (поэт)

Вы меня убедили, давайте посмотрим на нашу таблицу. Какой столбик заполняем? («Знаю») Чем? ( поэма, композиция, А.Т. Твардовский -поэт )

3. Выявление затруднений

А о чем нам с вами предстоит узнать? (заполняйте свои таблицы)

О чем произведение «Василий Теркин»?

Кто такой Василий Теркин?

Непосредственно о поэме «В.Т» историю создания,

Композицию «В.Т» (записываем это во 2 столбец - «Хочу узнать», возможно по ходу будем добавлять вопросы во вторую колонку, а ответы на них запишем в 3 колонку)

4. Разработка плана по выходу из затруднения

А какими способами мы можем все это узнать? (помним нам предстоит заполнить 3 колонку!):

1. Рассказ учителя (+ быстро, легко, - не интересно, а вдруг сам не знает - вы меня видите в первый роз!)

2. Самим поискать информацию в интернете (+ интересно,- много ненужного, отвлекающего, нет интернета, много времени для отбора информации)

3. Спросить у тех, кто читал (но это долго, может, они сам е понял)

5. Реализация выбранного плана

Посмотрите на портрет Александра Трифоновича Твардовского. Что вы можете сказать о характере этого человека, судя по его внешности? (Простое, мужественное лицо, внимательный взгляд, серьезное выражение).

Вслушайтесь в звучание фамилии. (Твардовский - твердость, мужественность). Аллитерация - «р» (и в имени и в отчестве и в фамилии)

Обратите внимание на одежду (Твардовский в гимнастерке, значит фотография сделана в годы войны, а он был участником войны)

А теперь познакомьтесь с краткой информацией об А.Т. и ответьте на вопросы (раздаю распечатку)

Слайд 6 Когда жил? ( 20 век ) Какое происхождение? (из крестьянской семьи)

Когда начал писать? (рано, в 14 лет уже посылает заметки в журналы) Какие 2 войны прошел? (Финскую и ВОв) Во время ВОв? Военный корреспондент . Кем еще работал (редактором журнала «Новый мир»)

- Так, давайте, наконец, начнем знакомство с поэмой. Я хочу, чтоб вы прослушали актерское чтение 1 главы, она называется «От автора» . А для того, чтобы нам проанализировать его я вам раздам распечатанный текст. (раздаю распечатки)

ОТ АВТОРА (видео)

(Слайд 8) Вопросы по анализу 1 главы «От автора»:

О чем эта глава?

Как вы думаете для кого написана и когда?

Почему сначала Василий Теркин, а потом Вася Теркин?

Как понять здесь выражение «правда сущая»?

Почему книга «без начала без конца»?

Что интересного заметили в языке поэмы?

В) Читаем и анализируем 1 отрывок главы «На привале»

1 группа

Дельный, что и говорить,

Был старик тот самый,

Что придумал суп варить

На колёсах прямо.

Суп - во-первых. Во-вторых,

Кашу в норме прочной.

Нет, старик он был старик

Чуткий - это точно.

Слышь, подкинь ещё одну

Ложечку такую,

Я вторую, брат, войну

На веку воюю.

Оцени, добавь чуток.

Покосился повар:

«Ничего себе едок -

Парень этот новый».

Ложку лишнюю кладёт,

Молвит несердито:

Вам бы, знаете, во флот

С вашим аппетитом.

Тот: - Спасибо. Я как раз

Не бывал во флоте.

Мне бы лучше, вроде вас,

Поваром в пехоте. -

И, усевшись под сосной,

Кашу ест, сутулясь.

«Свой?» - бойцы между собой, -

«Свой!» - переглянулись.

И уже, пригревшись, спал

Крепко полк усталый.

В первом взводе сон пропал,

Вопреки уставу.

Привалясь к стволу сосны,

Не щадя махорки,

На войне насчёт войны

Вёл беседу Тёркин.

Вам, ребята, с серединки

Начинать. А я скажу:

Я не первые ботинки

Без починки здесь ношу.

Вот вы прибыли на место,

Ружья в руки - и воюй.

А кому из вас известно,

Что такое сабантуй?

- Сабантуй - какой-то праздник?

Или что там - сабантуй?

Сабантуй бывает разный,

А не знаешь - не толкуй,

Вот под первою б омбёжкой

Полежишь с охоты в лёжку,

Жив остался - не горюй:

Это малый сабантуй .

Отдышись, покушай плотно,

Закури и в ус не дуй.

Хуже, брат, как миномётный

Вдруг начнётся сабантуй.

Тот проймёт тебя поглубже, -

Землю-матушку целуй.

Но имей в виду, голубчик,

Это - средний сабантуй .

Сабантуй - тебе наука,

Враг лютует - сам лютуй.

Но совсем иная штука

Это - главный сабантуй.

Вот ты вышел спозаранку,

Глянул - в пот тебя и в дрожь;

Прут немецких тыща танков

Тыща танков? Ну, брат, врёшь…

А с чего мне врать, дружище?

Рассуди - какой расчёт?

Но зачем же сразу - тыща?

Хорошо. Пускай пятьсот,

Ну, пятьсот. Скажи по чести,

Не пугай, как старых баб.

Ладно. Что там триста, двести -

Повстречай один хотя б…

Что ж, в газетке лозунг точен:

Не беги в кусты да в хлеб.

Танк - он с виду грозен очень,

А на деле глух и слеп.

То-то слеп. Лежишь в канаве,

А на сердце маята:

Вдруг как сослепу задавит, -

Ведь не видит ни черта.

Балагуру смотрят в рот,

Слово ловят жадно.

Хорошо, когда кто врёт

Весело и складно.

В стороне лесной, глухой,

При лихой погоде,

Хорошо, как есть такой

Парень на походе.

И несмело у него

Просят: - Ну-ка, на ночь

Расскажи ещё чего,

Василий Иваныч

Слайд 9

Сбылись ваши предположения?

О чем эта глава?

Из чего бойцы заключили, что Теркин «свой»?

Участником какой еще войны был Теркин?

Что это такое «Сабантуй»? (слайд 10)

Что такое малый, средний и главный сабантуй в произведении?

Как бойцы обращаются к Теркину? (Слайд 11) Василий Иванович- так звали легендарного командира дивизии Чапаева, героя Гражданской войны

Г) Читаем и анализируем 2 отрывок главы «На привале»

Читает 2 группа

Ночь глуха, земля сыра.

Чуть костёр дымится.

Нет, ребята, спать пора,

Начинай стелиться.

К рукаву припав лицом,

На пригретом взгорке

Меж товарищей бойцов

Лёг Василий Тёркин.

Тяжела, мокра шинель,

Дождь работал добрый.

Крыша - небо, хата - ель,

Корни жмут под рёбра.

Но не видно, чтобы он

Удручён был этим,

Чтобы сон ему не в сон

Где-нибудь на свете.

Спит - хоть голоден, хоть сыт,

Хоть один, хоть в куче.

Спать за прежний недосып,

Спать в запас научен.

И едва ль герою снится

Всякой ночью тяжкий сон:

Как от западной границы

Отступал к востоку он;

Как прошёл он, Вася Тёркин,

Из запаса рядовой,

В просолённой гимнастёрке

Сотни вёрст земли родной.

До чего земля большая,

Величайшая земля.

И была б она чужая,

Чья-нибудь, а то - своя.

Спит герой, храпит - и точка.

Принимает всё, как есть.

Ну, своя - так это ж точно.

Ну , война - так я же здесь.

Спит, забыв о трудном лете.

Сон, забота, не бунтуй.

Может, завтра на рассвете

Будет новый сабантуй.

Спят бойцы, как сон застал,

Под сосною впОкат,

Часовые на постах

Мокнут одиноко.

Зги не видно. Ночь вокруг.

И бойцу взгрустнётся.

Только что-то вспомнит вдруг,

Вспомнит, усмехнётся.

И как будто сон пропал,

Смех прогнал зевоту.

- Хорошо, что он попал,

Тёркин, в нашу роту.

Слайд 12 Беседа по отрывку из главы «На привале»

Сбылись предположения?

О чем нам рассказывает автор? (как и в каких условиях спят солдаты и какие еще их могут ждать испытания)

Почему в конце боец говорит: - Хорошо, что он попал, Тёркин, в нашу роту. (он своими разговорами снял напряжение, учит проще относиться к жизни, радоваться тому, что имеешь)

Мы не дочитали главу. Можете предположить, что будет дальше?

Д) Читаем и анализируем 3 отрывок главы «На привале»

Продолжение этой же главы читает 3 группа

Тёркин - кто же он такой?

Скажем откровенно:

Просто парень сам собой

Он обыкновенный.

Впрочем, парень хоть куда.

Парень в этом роде

В каждой роте есть всегда,

Да и в каждом взводе.

И чтоб знали, чем силён,

Скажем откровенно:

Красотою наделён

Не был он отменной,

Не высок, не то чтоб мал,

Но герой - героем.

На Карельском воевал -

За рекой Сестрою.

И не знаем почему, -

Спрашивать не стали, -

Почему тогда ему

Не дали медали.

С этой темы повернём,

Скажем для порядка:

Может, в списке наградном

Вышла опечатка.

Не гляди, что на груди,

А гляди, что впереди!

В строй с июня, в бой с июля,

Снова Тёркин на войне.

Видно, бомба или пуля

Не нашлась ещё по мне.

Был в бою задет осколком ,

Зажило - и столько толку.

Трижды был я окружён ,

Трижды - вот он! - вышел вон.

И хоть было беспокойно -

Оставался невредим

Под огнём косым, трёхслойным,

Под навесным и прямым.

И не раз в пути привычном,

У дорог, в пыли колонн,

Был рассеян я частично,

А частично истреблён

Но, однако,

Жив вояка,

К кухне - с места, с места - в бой.

Курит, ест и пьёт со смаком

На позиции любой.

Как ни трудно, как ни худо -

Не сдавай, вперёд гляди,

Это присказка покуда,

Сказка будет впереди.

(Слайд 13)

Оправдались ваши предположения?

О чем этот отрывок?

Раскрылся образ главного героя? Опишите его.

Сбылись наши предположения о Василии Теркине?

Какие черты подчеркивает в герое автор?

6. Первичное закрепление

(Слайд 14) Обсуждение всего текста.

Мы с вами прочитали первые 2 главы этого произведения, а вся поэма состоит из 30 глав .

Вам понравилась произведение?

Что объединяет эти 2 главы?

Можете предположить что будет дальше?

Какой композиционной частью поэмы являются прочитанные главы?

В чем особенность языка этого произведения?

7. Самостоятельная работа и проверка по эталону.

Давайте вернемся к нашим листам «Знаю-хочу узнать - узнал» и попробуем ответить на поставленные в начале урока вопросы. Хватает знаний?

( Не вполне: можем ответить на вопрос, о чем произведение, кто такой главный герой, особенности композиции можем- почему? -не можем.

Историю создания можем предположить, что до ВОв, т.к 2 войну воюют, возможно финскую. Но уверенности нет.)

- Почему? ( т. к мы проанализировали только малую часть произведения.

Где еще мы можем узнать ответы? (в справочной литературе, в высказываниях современников, дочитав все произведение, спросить у автора)

И снова поработаем в группах :

1 группа выясняет историю создания «Василия Теркина», сопоставляя уже известную нам из прочитанных глав информацию и информацию из справочной литературы.

Когда и где появился первоначальный замысел?

Как называлось произведение изначально?

Когда началась работа над ним?

Когда произведение закончено?

Когда начали печатать? Как принято читателями?

На какие 3 части делилось изначально?

2 группа постарается выяснить почему автор выбрал именно такую композицию , а в этом им поможет высказывание автора и исследование жанра «Василия Теркина»

3 группа выясняет жанр «Василия Теркина». Твардовский свое произведение поэмой не считал, он называл его «Книгой про бойца» и сравнивал с летописью и рассказом. Группа поработает и скажет нам, что роднит книгу с этими жанрами, и что отличает.

Время на работу 3 минуты. По завершению работы, группа отчитается, и мы сумеем заполнить остальные ячейки в нашей таблице.

Слайды 15, 16, 17

8. Включение в систему знаний и умений

Что должно получиться в таблице:

Знаю

Хочу узнать

Узнал

А.Т.Твардовский- замечательный поэт, автор «Истории танкиста», «Июль - макушка лета» и др.

Тема произведения «Василий Теркин?

Картина жизни простого солдата на войне

Поэма - лиро-эпическое стихотворное произведение большого размера, объединенное единым сюжетом, героями. Например «Мцыри» М.Ю.Лермонтова.

В чем особенности композиции поэмы.

Каждая глава - законченная история. Нет единой сюжетной линии - этим отличается от классических поэм. Автор называет «Книгой про бойца» без начала и конца.

Печаталась отдельными главами. Можно читать с любого места, так как читатель мог и не дожить до следующей главы, к тому же на фронт издания поступали не регулярно.

Сродни древнерусским летописям и хроникам.

Великая Отечественная война, победу в которой мы отмечаем 9 Мая стоила нашему народу очень дорого: много миллионов людей было убито и покалечено.

Узнать историю создания поэмы «Василий Теркин»

«Вася Теркин» задуман еще в 1939 г в финскую кампанию. И первоначально должен был быть закончен в 1941г, но ВОВ внесла коррективы. Автор возвращается к герою, называет его Василием и 1942 года выходят отдельные главы, которые в 1946 году будут собраны в «Книгу про бойца». Поэма стала знаменитой сразу, еще до того как была дописана. Всего написано 30 глав

Кто такой «Василий Теркин»

Герой -простой, понятный, «свой» парень, бывалый боец, у него те же проблемы, что и у остальных солдат. Все испытания переносит стойко, не унывает. Именно этим поэма и привлекательна.

Жанр?

Книга про бойца

9. Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций

Рефлексия Слайд 18-19

Игра «Как я сегодня работал?» (кто может себя назвать молодцом? - дайте «5»

А кто работал вполсилы? - значит домашнюю работу нужно сделать так, чтоб все ахнули!

Домашняя работа . слайд 20

Выразительное чтение главы «Переправа».

Подготовьте устный или письменный рассказ- характеристику Василия Теркина или проект «Образ Василия Теркина в иллюстрациях художников разных лет».

Спасибо, с вами было приятно работать! Урок окончен. Слайд 21

У вас на столах стикеры (те самые листочки, с помощью которых я распределяла вас на команды, пожалуйста, напишите на них свои отзывы об уроке. Слайд 22

КТО НАПИСАЛ «ВАСИЛИЯ ТЁРКИНА»?

(«журналистское расследование»)

ИРИНА ЕФЕДОВА, ВЛАДИМИР КРАСНЕР

Переправа, переправа!
Пушки бьют в кромешной мгле.
Бой идёт святой и правый.
Смертный бой не ради славы,
Ради жизни на земле.

А.Твардовский. Василий Тёркин

Начало произведения «Василий Тёркин», которое позднее стали называть поэмой, написано Александром Трифоновичем Твардовским в марте 1941г. Первые главы были напечатаны в газете «Красноармейская правда» в сентябре 1942-го. В том же году ранний вариант поэмы вышел отдельной книгой. В последующих переизданиях 1943-1945гг. первоначальный текст существенно перерабатывался и дополнялся новыми главами. Заключение поэмы-«От автора»-датировано 30 июня 1945г.

Историю создания поэмы Твардовский подробно изложил в статье «Как был написан «Василий Тёркин». Вот любопытный отрывок из этой статьи: «Василий Тёркин» известен читателю с 1942 года. Но «Вася Тёркин» был известен ещё с 1939-1940 года- с периода финской кампании. В то время в газете Ленинградского Военного Округа «На страже Родины» работала группа писателей и поэтов: Н. Тихонов, В.Саянов, А.Щербаков, С.Вашенцев, Ц.Солодарь и я, автор этих строк. Как-то мы решили,что нужно завести в газете что-нибудь вроде «уголка юмора» или фельетона, где были бы стихи и картинки. И вот мы решили избрать персонаж, который выступал бы в сериях занятных картинок, снабжённых стихотворными подписями. Это должен был быть некий весёлый, удачливый боец, фигура условная, лубочная. Стали придумывать имя. КТО-ТО (ТВАРДОВСКИЙ НЕ ПОМНИТ, КТО ИМЕННО!!!-И.Е. и В.К.) ПРЕДЛОЖИЛ НАЗВАТЬ НАШЕГО ГЕРОЯ ВАСЕЙ ТЁРКИНЫМ, ИМЕННО ВАСЕЙ, А НЕ ВАСИЛИЕМ. Так родилось это имя. » Тогда, в финскую кампанию, Твардовский написал для газетной рубрики всего лишь несколько стихотворений. Однако случайно найденный образ захватил «всего меня без остатка»,-напишет поэт позднее.

В процессе созревания замысла будущей «книги про бойца» первоначальная

Залихватски-юмористическая фабула приобретала широкие формы эпического повествования. Основной литературной работой Твардовского в годы Отечественной войны становится «Василий Тёркин». Образ бойца становится гораздо более масштабным, чем прежде. Именно поэтому поэт решительно переходит от слегка фамильярного «Вася» к прекрасному русскому имени Василий и уже никогда не отступается от него. Вася бесповоротно становится Василием и более крупной личностью прежде всего потому, «что глубина всенародно-исторического бедствия и всенародно-исторического подвига в Отечественной войне с первых дней отличили её от каких бы то ни было иных войн и тем более

военных кампаний.» Все строчки, каждое слово, написанное в «книге про бойца» принадлежат перу одного только Твардовского и никому больше. Вот как замечательно написал об этой работе сам Александр Трифонович: «Книга про бойца» в годы войны была для меня истинным счастьем: она дала мне ощущение очевидной полезности моего труда... «Тёркин» был для меня воюющим советским человеком-моей лирикой, моей публицистикой, песней и поучением, анекдотом и присказкой, разговором по душам и репликой к случаю.»

С первых дней годины горькой,
В тяжкий час земли родной,
Не шутя, Василий Тёркин,
Подружились мы с тобой.

Твардовскому удалось создать удивително прекрасный образ советского солдата. Тёркин беззаветно предан Отечеству, он бесстрашен, он никогда не унывает и находит выход из самых тяжёлых положений, он в любую минуту готов подставить своё верное плечо другу; в любой момент он может подбодрить бойцов доброй шуткой-прибауткой. Он воплощение мужественности и духовной красоты.

Маяковский мечтал, чтобы в трудный час можно было приравнять к штыку перо. Твардовскому удалось сделать большее. Его поэма о Василии Тёркине была едва ли не самой читаемой на фронтах Великой Отечественной и в тылу. Не будет преувеличением сказать, что его бессмертная книга была одной из тех, которые помогли советскому народу выстоять в те страшные годы и победить. Низкий поклон Вам, дорогой Александр Трифонович и Вечная Память!

Во множестве писем полученных поэтом сразу после публикации первых глав, на встречах с бойцами Красной Армии чаще других звучали такие вопросы: «Существует ли в действительности Тёркин?». «Тип он или известный Вам живой человек?». Из многих трогательных писем явствовало, что сомнений в существовании «живого» Теркина у читателей нет, а речь лишь идёт о том, «не в нашей ли (далее указывался номер полевой почты) дивизии он служит?» На все эти вопросы поэт терпеливо отвечал: «Василий Тёркин лицо вымышленное, плод воображения, создание фантазии. И хотя черты, выраженные в нём, были наблюдаемы мною у многих людей, - ни одного из них нельзя назвать прототипом Тёркина.» А многие бойцы между тем простодушно продолжали писать Твардовскому письма, с просьбой передать боевой привет товарищу Тёркину. Немало тёплых писем было адресовано лично товарищу Василию Тёркину. Авторы писем просили у «легендарного бойца» совета, делились с ним самым сокровенным. Простодушные авторы пребывали в святой уверенности, что полевая почта обязательно найдёт адресата... В таких случаях принято говорить, что подобная вера читательской аудитории в литературный персонаж и есть высшая награда и похвала автору.

Да и как мог не поверить молодой солдат поэту, который говорил с ним простым, душевным словом. Говорил и о войне и о его солдата, родном доме. Вот как пронзительно, безыскусно говорит поэт в главе «Кто стрелял?». При атаке

фашистского стервятника в чистом поле солдаты, дождавшись желанной команды «Ложись!» бросились на землю:

Ты лежишь ничком, парнишка
Двадцати неполных лет.
Вот сейчас тебе и крышка,
Вот тебя уже и нет.

Ты прижал к вискам ладони,
Ты забыл, забыл, забыл,
Как траву щипали кони,
Что в ночное ты водил.

Смерть грохочет в перепонках,
И далёк, далёк, далёк
Вечер тот и та девчонка,
Что любил ты и берёг.

И друзей и близких лица,Дом родной, сучок в стене...
Нет, боец, ничком молиться
Не годится на войне.

Нет товарищ, зло и гордо,
Как закон велит бойцу,
Смерть встречай лицом к лицу,
И хотя бы плюнь ей в морду,
Если всё пришло к концу...

Вот как оценил поэму А. Твардовского нобелевский лауреат Иван Бунин: «Это поистине редкая книга. Какая свобода, какая чудесная удаль, какая меткость, точность во всём и какой необыкновенный народный язык-ни сучка, ни задоринки, ни единого фальшивого слова!»

ДРУГОЙ «ВАСИЛИЙ ТЁРКИН»!?!

Среди писем адресованных поэту порой встречались и такие. Майор М. М-в, москвич писал в своём письме: «Недавно прочитал роман П.Д. Боборыкина «Василий Тёркин» и, откровенно говоря, почувствовал большое смущение: что есть общего между его и Вашим Василиями Тёркиными? Чем похож Ваш Вася Тёркин-умный, весёлый, бывалый советский солдат, действующий во время Великой Отечественной войны и с великим патриотизмом отстаивающий свою Родину,-на купца-пройдоху, ханжу Василия Ивановича Тёркина из романа Боборыкина? Так почему же Вы выбрали для своего (да и нашего) героя такое имя, за которым уже скрывается определённый тип и который уже описан в русской литературе? Неужели Вами руководило соображение родственности этого, уже описанного типа, и созданного Вами? Но ведь это оскорбление для бывалого солдата Василия Тёркина! Или это случайность?»

Прежде чем «предоставить» слово для ответа майору М. М-ву самому Твардовскому, приведём краткую историческую справку.

Боборыкин Пётр Дмитриевич, русский писатель, почётный академик Петербургской АН. Годы жизни: 1836-1921. Критика назвала его романистом-хроникёром, «отметчиком» целых полос общественной жизни. Так, он отметил нарождение капитализма в русской жизни, расцвет буржуазии, появление нового типа купца, с новым культурным обличьем и старым звериным нутром. Написал свыше 100 романов, повестей, пьес. В своём шедевре «Василий Тёркин» (1892, «Вестник Европы») Боборыкин сделал попытку нарисовать нового человека деревни, вышедшего в люди благодаря собственным усилиям и сумевшего сочетать деловитый практицизм с преданностью идеалам. Как тип, Тёркин недостаточно убедителен, но как живая и действительно совершенно новая фигура красноречиво говорит о больших переменах и о накоплении новых сил в российском обществе. По почтительным словам Максима Горького в романе «Василий Тёркин» Боборыкин первым в русской литературе нарисовал образ просвещённого, мыслящего купца, который, сам выйдя из народа хочет дать «полный ход всему, что в нём кроется ценного, на потребу родным угодьям и тому же трудовому и обездоленному люду».

А теперь вернёмся к ответу А. Твардовского на сердитое письмо майора из Москвы. Твардовский: «Сознаюсь, что о существовании боборыкинского романа я услыхал, когда уже значительная часть «Тёркина» была напечатана, от одного из своих старших литературных друзей. Я достал роман, прочёл его без особого интереса и продолжал свою работу. Этому совпадению имени Тёркина с именем боборыкинского героя я не придал и не придаю никакого значения. Ничего общего между ними абсолютно нет. Возможно, что кому-нибудь из нас, искавших имя персонажа для фельетонов в газете «На страже Родины», подвернулось это сочетание имени с фамилией случайно, как запавшие в память из книги Боборыкина. Я сомневаюсь: нам нужен тогда был именно Вася, а не Василий; Васей же боборыкинского героя никак и не назовёшь-это совсем иное. Словом, ни тени «заимствования» здесь не было и нет. Просто есть такая русская фамилия Тёркин, хотя мне раньше казалось, что эту фамилию мы «сконструировали», отталкиваясь от глаголов «тереть», «перетирать» и т. п. И вот одно из первых писем моих корреспондентов по «Книге про бойца»:

В редакцию «Красноармейской правды», поэту тов. А. Твардовскому.

Тов. Твардовский: нельзя ли в Вашей поэме заменить имя Василий на Виктор, так как Василий-мой отец, ему 62 года, а я сын его-Виктор Васильевич Тёркин, командир взвода. Нахожусь на Западном фронте, служу в артиллерии. А потому, если можно, то замените, и результат прошу сообщить мне по адресу: пп 312, 668 арт. полк, 2-й дивизион, Тёркину Виктору Васильевичу».

Сравнивать эти два произведения,-задача совершенно недопустимая: разные жанры, различные эпохи... Отметим лишь что художественное совершенство поэмы Твардовского и её (поэмы) влияние на судьбу Российского общества и даже государства делают её совершенно исключительным и величественным произведением русской литературы.

ёркин, Тёркин, в самом деле,
Час настал, войне отбой.
И как будто устарели
Тотчас оба мы с тобой.

.......................................

И хотя иные вещи
В годы мира у певца
Выйдут, может быть, похлеще
Этой Книги про бойца,-

Мне она всех прочих боле

Дорога, родна до слёз,

Как тот сын, что рос не в холе,

А в годину бед и гроз...