Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Главные члены предложения»Урок русского языка в 8 классе Цель урока: проверить полученные знания;закрепить навыки лингвистического разбора; способствовать развитию речи.

Адмиралтейство Адмиралтейство – один из известных и красивейших памятников нашего города. Строительство было начато в 1704 году по чертежам Петра I.Адмиралтейство задумывалось как главная судостроительная верфь России на Балтийском Верфь была построена буквой «П». море и было центром постройки кораблей. Беггров, Карл Петрович - Адмиралтейская верфьТейлер, Иоханнес - Адмиралтейские верфиПервый корабль с Адмиралтейской верфи был спущен на воду 29 апреля 1706 года.Во время царствования Петра I со стапелей Адмиралтейства сошло 262 военных корабля. Строительство кораблей продолжалось до 1844 года. Адмиралтейство выполняло и оборонительную функцию: это была крепость, огражденная земляным валом с 5-ью земляными бастионами и глубоким рвом. Вид на Адмиралтейство с башни КунсткамерыЧернецов Г.Г. Часть панорамы Дворцовой площади, снятой с лесов Александровской колонны

В 1711 году в центре главного фасада построена башня со шпилем с корабликом.
Виноградов Е.Г. Качалов Г.А. Вид вниз по Неве между Зимним дворцом и Академией наук.Здание Адмиралтейства и территория вокруг него неоднократно перестраивались.Так в 1732-1738 гг. под руководством архитектора И.К.Коробова построено каменное здание Адмиралтейства. Кораблик-флюгер поднят на шпиль на 72-метровую высоту. В начале 19 века перестройка здания велась под руководством знаменитого архитектора Андреяна Дмитриевича Захарова. Комплекс был полностью перестроен. Здание стало трехэтажным, украшенное 56 статуями, 11 барельефами и 350 лепными украшениями.

Идея архитектора состояла в прославлении могущества Русского флота, укреплении образа России как морской державы. ДиктантАдмиралтейство Грамматическое заданиеВыделить сказуемые и определить их типы: I вариант - в первых двух абзацах; II вариант - в третьем абзаце. АдмиралтействоЗдание Адмиралтейства в Петербурге построено замечательным русским архитектором А.Д. Захаровым. Захаров задумал создать грандиозное здание протяженностью почти в четыреста метров. Архитектор учитывал многовековой опыт строительства русских крепостей с их свободными композициями. Но Адмиралтейство не производит впечатления неприступности. Даже углы его не укреплены высокими башнями. Основная черта архитектурной композиции Адмиралтейства - это широко растянутая горизонталь и могучий размах его крыльев.В Адмиралтействе не чувствуется ни чрезмерного усилия, ни напряжения, ни суровости. Оно проникнуто спокойствием и выражением непобедимой силы, которые всегда были свойственны лучшим произведениям русской архитектуры. Зеркально гладкие стены сочетаются с величественными колоннадами и широкими арочными пролетами. Здание украшено золотым шпилем. В Адмиралтействе есть и праздничность, и нарядность. (По М. Алпатову) Домашнее заданиеСоставить диктант из 10 предложений (100 слов), используя собранную информацию об архитектуре и архитекторах Санкт-Петербурга.В тексте диктанта обозначить слова с орфограммами слова и распределить их по группам (критерии группировки слов выбирайте сами).Выполнить морфологический разбор 2-3 слов разных частей речи.Сформулировать вопросы по теме «Сказуемое».

РефлексияЧто нового узнал(а) на уроке?Что понравилось?Что показалось трудным?Чему научился?Где и когда ты сможешь применить на практике полученный опыт?Какую оценку можешь поставить себе по итогам работы на уроке?

СПАСИБО! Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по русскому языку: 8 класс. – М.: ВАКО, 2007. – 176 с. – (В помощь школьному учителю).http://diletant.ru/blogs/5068/2833/http://kudago.com/spb/attractions/http://www.peterburg.biz/Источники

1. Упр. 156: синонимическая замена подлежащего и сказуемого; повторение правописания сочетаний не что иное, как; не кто иной, как. С последним сочетанием составить предложения самостоятельно. Подчеркнуть, что в этих сочетаниях употребляется отрицательная частица не . Сопоставить эти сочетания с похожими на слух нечто иное, некто другой; ничто иное, никто иной; показать зависимость написания от смысла и от ударения.

Примеры: Я пытался нарисовать лошадь, но вышло нечто иное. Мне показалось, что завыл волк, но это был некто другой. На столе лежало письмо; ничто иное не напоминало о прошлом. Он верил только своему отцу; никто иной не пользовался у него таким доверием.

2. Упр. 157 - письменно, после - разбор в классе.

Комментарий учителя

Следует обратить внимание на связь повествования и описания с определенными видами сказуемых. Переход от повествования к описанию соответствует переходу от динамики к статике. Этот переход подчеркивается сменой видов сказуемых. В первой части (1-3-й абзацы) преобладают простые и составные глагольные сказуемые, они участвуют в повествовании, создают динамичную картину. Во второй части (4-й абзац) преобладают составные именные сказуемые, характерные для описания, статичной картины.

3. Упр. 158 (устно): наблюдения над синтаксическими синонимами.

Комментарий. Синтаксические синонимы главных членов предложения служат для образования цепной связи между предложениями.

IV. Словарная работа

1. Упр. 160 - письменно; сначала взаимопроверка, затем проверка по словарю.

2. Записать в тетради слова: композиция, колоннада, арочный пролет, грандиозный ; уточнить по словарю их значения.

Домашнее задание

§ 11-15; упр. 159; подготовка к контрольному диктанту.

Урок 23. Контрольный диктант с грамматическим

заданием по теме «Сказуемое»

Цель урока: проверить знания учеников, закрепить навыки лингвистического разбора; способствовать развитию их речи.

Методические приемы: диктовка с последующей самопроверкой; грамматические задания.

Ход урока

I. Демонстрация репродукций, фотографий, слайдов с изображением Адмиралтейства

Возможно краткое сообщение о его истории. Слово Адмиралтейство следует написать на доске.

II. Диктант

Адмиралтейство

Здание Адмиралтейства в Петербурге построено замечательным русским архитектором А. Д. Захаровым. Захаров задумал создать грандиозное здание протяженностью почти в четыреста метров. Архитектор учитывал многовековой опыт строительства русских крепостей с их свободными композициями. Но Адмиралтейство не производит впечатления неприступности. Даже углы его не укреплены высокими башнями.

Основная черта архитектурной композиции Адмиралтейства - это широко растянутая горизонталь и могучий размах его крыльев.

В Адмиралтействе не чувствуется ни чрезмерного усилия, ни напряжения, ни суровости. Оно проникнуто спокойствием и выражением непобедимой силы, которые всегда были свойственны лучшим произведениям русской архитектуры. Зеркально гладкие стены сочетаются с величественными колоннадами и широкими арочными пролетами. Здание украшено золотым шпилем. В Адмиралтействе есть и праздничность и нарядность. (105 слов .)

(По М. Алпатову )

III. Грамматическое задание

Выделить сказуемые и определить их типы: I вариант - в первых двух абзацах; II вариант - в третьем абзаце.

Урок 24. Работа нал ошибками контрольного диктанта

Цель урока : активизировать орфографическую и пунктуационную зоркость учеников, умёние объяснять правописание; подвести итоги I четверти.

Методические приемы: анализ работ, самостоятельная работа учеников; индивидуальные консультации.

Ход урока

I. Анализ работ, разбор типичных ошибок.

II. Самостоятельная работа учеников над ошибками; консультации учителя.

1. Адмиралтейство

Здание Адмиралтейства в Петербурге построено замечательным русским архитектором А.Д. Захаровым. Захаров задумал создать грандиозное здание протяжённостью почти в четыреста метров. Архитектор учитывал многовековой опыт строительства русских крепостей с их свободными композициями. Но Адмиралтейство не производит впечатления неприступности. Даже углы его не укреплены высокими башнями.

Основная черта архитектурной композиции Адмиралтейства - это широко растянутая горизонталь и могучий размах его крыльев.

В Адмиралтействе не чувствуется ни чрезмерного усилия, ни напряжения, ни суровости. Оно проникнуто спокойствием и выражением непобедимой силы, которые всегда были свойственны лучшим произведениям русской архитектуры. Зеркально гладкие стены сочетаются с величественными колоннадами и широкими арочными пролётами. Здание украшено золотым шпилем. В Адмиралтействе есть и праздничность, и нарядность.

Данный диктант предназначен для проверки знаний учащихся после повторения пройденного в предыдущих классах в начале учебного года. С его помощью можно проследить пробелы в знаниях по таким темам, как «Правописание собственных существительных», «Правописание не с различными частями речи», «Различение на письме частицы ни и союза ни-ни», «Тире между подлежащим и сказуемым» и так далее. Диктант настраивает учащихся на дальнейшее изучение предмета, а так же знакомит с памятником архитектуры и его создателем А.Д. Захаровым.

Розовый куст рос в небольшом полукруглом цветнике перед деревянным домом. Цветник был очень запущен, сорные травы густо разрослись по старым, вросшим в земле клумбам и по дорожкам, давно никем не чищенным. Деревянная решётка с колышками, обделанными в виде четырёхгранных пик, когда-то выкрашенная зелёной масляной краской, теперь совсем облезла, рассохлась и развалилась.

А цветник от этих разрушений стал нисколько не хуже. Остатки решётки заплели хмель, повилика с крупными белыми цветами и мышиный горошек, висевший целыми бледно-зелёными кучками, с разбросанными кое-где бледно-лиловыми кисточками цветов.

Роза распустилась в хорошее майское утро. Утренняя заря, улетая, оставила на лепестках её несколько чистых, прозрачных слезинок. Роза точно плакала. Но вокруг неё всё было хорошо, чисто и ясно в это прекрасное утро. Она не могла говорить,. Она могла только, склонив свою головку, разливать вокруг себя тонкий и свежий аромат, и этот запах был её словами, слезами и молитвой.

Диктант эмоционален. Он пробуждает в учащихся чувство прекрасного. Изображение розы, как живого существа, способного плакать или молится, вызывает желание бережно относиться к окружающему нас миру. Кроме того, диктант отлично подойдет для закрепления или контроля знаний по теме «Обособленные определения». Текст насыщен ими, поэтому можно в качестве дополнительного задания дать возможность учащимся определить роль обособленных определений в данном тексте. В диктанте также встретились орфограммы: «Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных и причастий», «Дефисное написание слов» и другие.

Упр. 153: I часть - устно; II, III - письменно.

Упр. 155 - письменно.

VI . Словарная работа

Запишите слова в рамках: воплотить, выразить, осуществить . Уточните значение по словарю.

Домашнее задание

упр. 154; составить вопросы по теме «Сказуемое».

Урок 22. Закрепление темы «Сказуемое»

Цель урока: закрепить и углубить знания учеников сказуемом, о синонимических связях языковых единиц; выделить текстообразующую сказуемых разных типов, закрепить навыки построения дефиниций (определений).

Методические приемы: объяснение учителя, обобщение изученного материала, словарная работа, конструирование предложений, наблюдения над текстом.

Ход урока

I . Лингвистическая разминка

Словарный диктант : конгресс, достопримечательность, комитет, искусный, большинство, репетиция, конференция, иллюминация, грациозный, меньшинство, комиссия, воплотить, карнавал, выразить, искусство, осуществить режиссер.

Объединить слова в группы, исходя из их лексического значения. Составить предложения, в которые входили бы эти группы слов, используя составные глагольные и составные именные сказуемые.

II. Проверка домашнего задания

1. Опрос по теме «Сказуемое» (возможны вопросы, подготовленные самими учениками).

2. Упр. 154: взаимопроверка; устные ответы на вопросы; все виды лингвистического разбора - на доске (4 человека, каждый выполняет один вид разбора).

III. Закрепление темы «Сказуемое»

1. Упр. 156: синонимическая замена подлежащего и сказуемого; повторение правописания сочетаний не что иное, как; не кто иной, как. С последним сочетанием составить предложения самостоятельно. Подчеркнуть, что в этих сочетаниях употребляется отрицательная частица не . Сопоставить эти сочетания с похожими на слух нечто иное, некто другой; ничто иное, никто иной; показать зависимость написания от смысла и от ударения.

Примеры: Я пытался нарисовать лошадь, но вышло нечто иное. Мне показалось, что завыл волк, но это был некто другой. На столе лежало письмо; ничто иное не напоминало о прошлом. Он верил только своему отцу; никто иной не пользовался у него таким доверием.

2. Упр. 157 - письменно, после - разбор в классе.

Комментарий учителя

Следует обратить внимание на связь повествования и описания с определенными видами сказуемых. Переход от повествования к описанию соответствует переходу от динамики к статике. Этот переход подчеркивается сменой видов сказуемых. В первой части (1-3-й абзацы) преобладают простые и составные глагольные сказуемые, они участвуют в повествовании, создают динамичную картину. Во второй части (4-й абзац) преобладают составные именные сказуемые, характерные для описания, статичной картины.

3. Упр. 158 (устно): наблюдения над синтаксическими синонимами.

Комментарий. Синтаксические синонимы главных членов предложения служат для образования цепной связи между предложениями.

IV. Словарная работа

1. Упр. 160 - письменно; сначала взаимопроверка, затем проверка по словарю.

2. Записать в тетради слова: композиция, колоннада, арочный пролет, грандиозный ; уточнить по словарю их значения.

Домашнее задание

§ 11-15; упр. 159; подготовка к контрольному диктанту.

Урок 23. Контрольный диктант с грамматическим

заданием по теме «Сказуемое»

Цель урока: проверить знания учеников, закрепить навыки лингвистического разбора; способствовать развитию их речи.

Методические приемы: диктовка с последующей самопроверкой; грамматические задания.

Ход урока

I. Демонстрация репродукций, фотографий, слайдов с изображением Адмиралтейства

Возможно краткое сообщение о его истории. Слово Адмиралтейство следует написать на доске.

II. Диктант

Адмиралтейство

Здание Адмиралтейства в Петербурге построено замечательным русским архитектором А. Д. Захаровым. Захаров задумал создать грандиозное здание протяженностью почти в четыреста метров. Архитектор учитывал многовековой опыт строительства русских крепостей с их свободными композициями. Но Адмиралтейство не производит впечатления неприступности. Даже углы его не укреплены высокими башнями.

Основная черта архитектурной композиции Адмиралтейства - это широко растянутая горизонталь и могучий размах его крыльев.

В Адмиралтействе не чувствуется ни чрезмерного усилия, ни напряжения, ни суровости. Оно проникнуто спокойствием и выражением непобедимой силы, которые всегда были свойственны лучшим произведениям русской архитектуры. Зеркально гладкие стены сочетаются с величественными колоннадами и широкими арочными пролетами. Здание украшено золотым шпилем. В Адмиралтействе есть и праздничность и нарядность. (105 слов .)

(По М. Алпатову )