любое умение, возможность, сила или талант человека действовать или страдать. С. может быть врожденной или приобретенной, скрытой или активной. Тема С. затрагивается гл.обр. в двух разделах философии: в антропологии, при анализе меняющейся со временем природы или сущности человека, и в этике, когда рассуждение о том, в чем состоит долг человека, связывается с вопросом о его С. реализовать предписанное действие (напр., И. Кант утверждал, что, если человек обязан что-то сделать, он способен это выполнить). Аристотель говорил о С. как потенциальных возможностях приобретения общих принципов знания. С тех пор С. нередко определяются как потенциальные свойства личности, актуализирующиеся при определенных обстоятельствах.

Предметом специального психологического изучения С. стали в 19 в., когда работами Ф. Гальтона было положено начало исследованию различий людей в конкретных видах деятельности. Общая психологическая природа способностей до сих пор остается предметом острых дискуссий.

Отличное определение

Неполное определение ↓

СПОСОБНОСТИ

характеристики личности, выражающие меру освоения некоторой совокупности деятельностей. При этом под мерой освоения понимают быстроту и легкость реализации определ. рода деятельности, глубину и прочность усвоения ее способов и т.д. В иерархически представленной структуре личности С. занимают место над навыками и умениями, выступая в качестве средств их регулирования и развития. Сущность понятия "С." обычно связывается с категориями возможности и свойства (качества). Начало этой традиции положил еще Аристотель, говоривший (в трактате "О душе") о С. как о потенциальных возможностях приобретения общих принципов знания. С тех пор самые различные филос. направления определяют С. как потенциальные свойства (качества) личности, к-рые актуализируются при определ. обстоятельствах. До выделения психологии в самостоят. науку С. трактовали как свойства души, как особые силы, обеспечивающие возможность познания и переживаний, причем от Платона через христианство шла линия понимания С. как врожденных, изначально присущих индивиду. Сообразно этому строились различные классификации С., из к-рых наиболее известна классификация X. Вольфа, основателя т.н. "психологии С."; главными в его системе были С. познания и С. желания, понимавшиеся как субстанциональные силы, к-рые определяют деятельность души. Первым отошел от субстанциональной трактовки С. Декарт, сделавший шаг к анализу механизмов интеллектуальной деятельности. Эта линия была продолжена Локком и франц. материалистами, причем последние поставили проблему зависимости формирования С. от обучения и от социальных условий в целом. Кант создал предпосылки для различения социально-логического и индивидуально-психологич. аспектов С., подвергнув анализу познават. С. как общеродовые свойства человека. В философии марксизма решение проблемы С. было определено пониманием человека как совокупности обществ. отношений; отсюда вытекала критика как исключительно "природного", "естественного" истолкования С., так и трактовки их как всецело зависимых от внешних условий жизни личности. Предметом спец. психологич. изучения С. стали в 19 в., после того как работами Ф. Гальтона было положено начало исследованию дифференциальных различий людей. Общая природа С. до наст. времени остается предметом дискуссий, хотя психология накопила большой материал по исследованию отд. видов С. и путей их формирования. В структуре личности С. тесно связаны с такими качествами, как особенности памяти, эмоц. свойства, черты характера, качества интеллекта. Хотя в целом С. не могут быть отождествлены с этими качествами, однако эти последние можно рассматривать как С., если они составляют условия тех или иных конкретных видов деятельности и формируются под влиянием соответствующей деятельности. В отношении к знаниям, умениям и навыкам С. выступают как условие, обеспечивающее их приобретение. В психологии С. изучаются с качественной и количеств. сторон. качеств. анализ направлен на выявление совокупности С., необходимых для эффективного осуществления тех или иных конкретных видов деятельности; в этом смысле изучение С. выступает как необходимая составная часть психологич. изучения деятельности. С др. стороны, исследование С. выступает как составная часть психологич. исследования структуры личности. Оба эти плана смыкаются в проблеме формирования С. посредством обучения и воспитания. Особенность почти всякой более или менее сложной деятельности состоит в том, что одинаковый или сходный результат может быть получен на основе комбинирования различных С. Выявление многообразия таких комбинаций позволяет уточнить место и значение каждой из С. Наиболее важной и сложной проблемой качеств. анализа С. является проблема их выявления, обнаружения. Очевидно, что та или иная конкретная С. может быть обнаружена прежде всего в такой деятельности, к-рая неосуществима без наличия этой С. Это выдвигает задачу спец. конструирования таких деятельностей, к-рые позволяли бы фиксировать наличие определ. С.; в свою очередь такие деятельности могут использоваться и для формирования соответствующих С. Проблема количеств. измерения С. была поставлена еще в конце 19 в. Именно этой цели служили тесты, предложенные первоначально в связи с задачами проф. отбора для определения уровня соответствующих С., а затем получившие широкое распространение в др. областях психологич. исследования. Многообразие С., необходимых для осуществления того или иного конкретного вида деятельности, ставит проблему иерархии С. В общем виде принято делить С. на ведущие и вспомогательные; очевидно, что такое разделение относительно и является специфическим для каждого отд. вида деятельности. Изучение конкретно-психологич. характеристик различных С. позволяет выделить о б щ и е (инвариантные) качества, отвечающие требованиям не одной, а мн. видов деятельности, и с п е ц. качества, отвечающие более узкому кругу требований данной деятельности. Это различение исследуется экспериментально. Напр., в США делаются попытки выявить осн. общие С., необходимые для науч.-исследовательской деятельности (К. Тейлор, В. Смит, Б. Гизелин, Р. Крачфилд и др.). Иногда при этом постулируется существование некоего общего интеллекта – неизменяемой всесторонней умств. одаренности; этот постулат подвергается критике в сов. психологич. лит-ре. По-видимому, совокупность С. у данной личности в значит. мере определяется ее развитием и типом. Уровень и степень развития С. у личности выражают понятия таланта и г е н и а л ь н о с т и. Поскольку объективные критерии для определения соответствующего уровня в наст. время не выработаны, различение талантливости и гениальности проводится не по характеристике самих С., а по характеристике продуктов деятельности. Сообразно этому талантом наз. такую совокупность С., к-рая позволяет получать продукт деятельности, отличающийся оригинальностью и новизной, высоким совершенством и обществ. значимостью; гениальность – высшая ступень развития таланта, позволяющая осуществлять принципиальные сдвиги в той или иной сфере творчества, "создавать эпоху". Оба эти качества С. всегда непосредственно связываются с творч. деятельностью. В психологии творчества стремятся специально выделить особый вид С. – творческие С. (подробнее об этом см. Творчество). С. не даются человеку в готовом виде, как нечто врожденное, они формируются в жизни и деятельности. Считается, что формирование С. происходит на основе з а д а т к о в – врожденных анатомо-физиологич. особенностей человека, прежде всего – центр. нервной системы. При этом различают врожденные (прирожденные) и наследств. задатки. Первые могут быть обусловлены как наследственностью, так и условиями эмбрионального развития; вторые включают в себя то, что передается индивиду от его предков (см. С. Л. Рубинштейн, Основы общей психологии, 1946, с. 641). В США и нек-рых др. странах врожденные компоненты С. изучаются на детях раннего возраста, к-рые, как предполагается, еще не подверглись воздействию воспитания (Л. Термен, Е. Кокс и др.). Однако к наст. времени взаимосвязь врожденных и приобретаемых компонентов С. исследована недостаточно (значит. материал собран лишь относительно дефектов задатков), поэтому по поводу природы этой взаимосвязи до сих пор конкурируют две т. зр. Согласно одной из них, гл. роль играет биологич. предопределение С., согласно второй – обучение и воспитание. Фактически все существующие концепции С. представляют собой различные модификации этих т. зр. Долгое время предполагалось, что существует корреляция между анатомическими (макроскопическими) особенностями мозга и определ. С., однако это положение не подтвердилось. В совр. лит-ре выдвигается несколько иной взгляд – о связи задатков с функцион. особенностями нервной системы и характеристиками типов высшей нервной деятельности (Б. М. Теплов), с микроструктурой мозга и органов чувств. Другая т. зр., признавая наличие природных С., задатками к-рых служат свойства высшей нервной деятельности, главными считает специфически человеческие С. – "способности второго рода", к-рые также имеют основу в мозговых механизмах в виде прижизненно формирующихся "функцион. органов", но прежде всего выступают как результат присвоения обществ.-историч. опыта (А. Н. Леонтьев). Лит.: Теплов Б. М., Психология музыкальных С., М.–Л., 1947; Ковалев А. Г. и Мясищев В. Н., Психологич. особенности человека, т. 2, Л., 1960; Лейтес Н. С., Об умств. одаренности, М., 1960; Леонтьев А. Н., О формировании С., "Вопр. психологии", 1960, No 1; Петровский А. В., С. и труд, М., 1966; Крутецкий В. ?., Психология математич. С., М., 1967; Terman L. [а. о.], Genetic studies of genius, v. 1–4, Stanford, 1926–48; Cattel R., Personality: a systematic theoretical and factual study, N. Y., 1950; R?v?sz G., Talent und Genie, Amst., 1952; Vernon P. E., The measurement of abilities, 2 ed., L., 1956; Baumgarten F., Die Begabung und ihre Probleme, W., 1963; Ginzberg E., Herma J. L., Talent and performance, N. Y.–L., 1964. В. Москаленко. Одесса.

индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условиями успешного выполнения определенной деятельности. Включают в себя как отдельные знания, умения и навыки, так и готовность к обучению новым способам и приемам деятельности. Для классификации С. используются разные критерии. Так, могут быть выделены сенсомоторные, перцептивные, мнемические, имажинативные, мыслительные, коммуникативные С. В качестве другого критерия может выступать та или иная предметная область, в соответствии с чем С. могут быть квалифицированы как научные (математические, лингвистические, гуманитарные); творческие (музыкальные, литературные, художественные); инженерные. Различают также общие и специальные С. Общие С. - это свойства ума, лежащие в основе разнообразных специальных С., выделяемых в соответствии с теми видами деятельности, в которых они проявляются (технические, художественные, музыкальные С. и т.п.). Выявлены компоненты, составляющие структуру специальных С., что позволяет сформулировать педагогические рекомендации, направленные на повышение эффективности формирования С. учащихся. Известны две крайние точки зрения по вопросу о природе и происхождении С. Одна из них (ведет традицию от Р. Декарта и Г.В. Лейбница) характеризует С. как врожденные образования. Другая (следуя традиции Дж. Локка) исходит из тезиса о полной зависимости человека от внешних условий его жизни. Однако, признавая решающую роль деятельности и воспитания в развитии С., не следует недооценивать их природной основы, необходимости опоры на своеобразие природных особенностей человека, его одаренность (см.Одаренные дети). Высокая степень одаренности, являющаяся предпосылкой выдающихся достижений в деятельности, называется талантом. Гениальность - высшая степень одаренности; она проявляется в творчестве, имеющем историческое значение для общества. В отечественной психологии разработана проблема сенситивных периодов - возрастных этапов, на которых возникают оптимальные условия для развития определенных психических качеств и С. Обоснована идея неповторимости каждого возрастного периода в развитии С. Высокая степень одаренности некоторых детей - результат суммирования предпосылок С. двух или нескольких возрастных периодов (Н.С. Лейтес). Оптимальное использование возможностей каждого сенситивного периода - актуальная практическая задача педагогов и родителей. Помощь в проведении работы по диагностике и прогнозированию С. оказывает диагностика психологическая. - индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. (Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2005.) См. также Одаренные дети

Отличное определение

Неполное определение ↓

Человеку от рождения дается некий потенциал, набор качеств, развивая которые можно добиться успеха и самореализации – так можно ответить на вопрос: что такое способности. Иногда людям сложно понять к чему у них склонности, в чем они могли бы преуспеть, тогда поиски себя затягиваются на годы.

Способности человека

Задатки и способности являются психологическими свойствами личности, без которых человек не сможет осуществлять успешную деятельность и реализовать себя. Способности – это не только знания и навыки, но и те психические процессы, проявляющиеся в глубине, прочности овладения знаниями и умении пользоваться ими. Условиями развития способностей являются природные задатки личности.

Какие бывают способности?

Существует несколько классификаций способностей по их развитию, специализации, направленности. В целом, виды способностей человека можно разделить на 2 группы:

  1. Естественные – биологически обусловлены, развиваются из определенных природных задатков и склонностей (творческие, музыкальные).
  2. Специфические – формируются через взаимодействие с социумом (учебные, коммуникативные, интеллектуальные).

Творческие способности

Творчество – неотъемлемая часть жизни человека, без которой интеллектуальное и духовное развитие не развернулись в полной мере. Развитие творческих способностей важно начинать с самого раннего возраста. Дж. Гилфорд – американский психолог провел несколько исследований, в ходе которых выявилось, что личности с высоким творческим потенциалом обладают дивергентным мышлением, проявляют себя следующим образом:

  • при возникновении проблем не фиксируются на каком-то одном решении или выходе, а в уме возникает «веер» вариантов;
  • способны к комбинированию уже известных элементов, предметов и использованию их в необычном образе, качестве и действие, тогда как остальные люди используют предметы традиционным способом;
  • проводят параллели и видят связи между разными дисциплинами;
  • новые знания умеют встраивать в имеющийся опыт;
  • свободно генерируют идеи.

Коммуникативные способности

Классификация способностей, необходимых к развитию как важных и первостепенных включает в себя коммуникативные способности – навыки и умения эффективного взаимодействия между людьми с помощью слов, мимики, жестов. Без навыков коммуникации сложно добиться успеха во многих профессиях. Коммуникативные способности подразделяются на несколько видов:

  1. Аффективно-коммуникативные – к ним относиться способность к эмпатии, чувствование эмоционального состояния других людей и правильное реагирование. Проявление уважения.
  2. Регуляционно-коммуникативные – стремление и способность к избеганию конфликтных ситуаций, а при возникновении их умение «разрулить». Этот вид способностей отвечает за адекватное оценивание ситуации и умение просить помощь и самому помогать людям, оказавшимся в сложных ситуациях.
  3. Информационно-коммуникативные – навыки поддержания беседы, привлечения внимания собеседника, умение доносить информацию до других используя вербальные и невербальные средства общения.

Умственные способности

Умственные или интеллектуальные способности тесно связаны с интеллектом человека и относятся к когнитивных процессам, характеризуются стремлением человека к познанию, гибкой адаптации в неожиданно возникших ситуациях, умению решать жизненные задачи различной сложности, ставить цели и достигать их. К умственным способностям относятся:

  • мышление;
  • воображение;
  • ощущение;
  • восприятие;
  • представление.

Для измерения интеллектуальных способностей существует много тестов, выявления IQ, отражающие скорость и некоторые параметры мышления, но в целом ни один тест не может полностью измерить весь потенциал умственных способностей, потому как все индивидуально: у кого-то способность быстро решать математические задачи, у другого литературный талант или иностранные языки даются очень легко. Развитие интеллектуальных способностей помогает человеку долго оставаться деятельным и продуктивным, отодвигая старость. Занятия, помогающие развивать ум:

  • любой вид рукоделия;
  • наличие хобби;
  • изучение иностранных языков;
  • решение задач на логику;
  • анализ и критика поступающей информации;
  • умеренная физическая нагрузка, которая приносит удовольствие;
  • чтение познавательной литературы.

Музыкальные способности

Что такое музыкальные способности, даются ли они от рождения и если нет, можно ли их развивать? Людей обладающих от рождения способностями к музыке называют музыкально-одаренными, или с талантом музыканта, они обладают задатками: особенности в строении гортани, кистей рук, чувствительность слухового анализатора, эмоциональная реактивность, также есть те, кто обладают музыкальностью и таких людей больше. Музыкальность можно развивать.

Виды способностей в психологии, относящиеся к музыкальным по классификации В. Остроменского можно разделить на:

  • эмоционально-познавательные (ладовое чувство – любовь и интерес к музыке, способность выразить себя через музыку с помощью движения, пения или сочинения;
  • рационально-познавательные (основы построения музыки, волевые качества, владение исполнительными средствами);
  • специальные (способности к какому-либо виду инструмента, жанру, исполнению или сочинению музыки).

Ораторские способности

Психологическое понятие о способностях к ораторскому мастерству заключается в наличии природных или естественных задатках к красноречию – эмоциональному и чувственному выражению через слова. Ораторские способности доведенные до мастерства, оказывают очень сильное влияние на людей. Успешный оратор – это лидер, сильная, харизматичная личность, которая с помощью слова может вести за собой массы. Потребность в развитии ораторских способностей возникает у людей имеющих что сказать и испытывающих сильное желание выразить это людям, быть услышанным.

Развитие ораторских способностей – это многогранный процесс, включающий в себя

  • развитие харизмы;
  • определенных психологических качеств (успешность, вера в себя, высокая самооценка, психическая устойчивость);
  • работа с речью (упражнения для голосовых связок, дикции);
  • дыхательные техники.

Организаторские способности

В современном мире люди с высокой самоорганизацией и умением руководить очень ценны – управленческий процесс это сложный механизм, необходимый для успешности организации. Организационные способности проявляются в детстве, когда ребенок стремиться к самостоятельности, проявляет себя как лидер, в школе такие дети не боятся брать на себя ответственность, участвуют в различных социальных мероприятиях, становятся старостами. Что такое способности к организации в действии:

  • грамотное планирование собственной деятельности;
  • умение правильно ставить цели и задачи для себя и сотрудников;
  • делегирование полномочий;
  • быстрое ориентирование в сложных ситуациях и принятие решения;
  • создание согласованного структурированного процесса из хаоса (координационные способности)

Как развиваются способности человека?

Разные виды способностей человека надо развивать с детства. Ребенок приходит с определенного рода задатками и главная цель родителей увидеть к чему склонен их малыш и помочь развить его потенциал. В дальнейшем, образовательная среда тоже способствует раскрытию одаренности, талантов ребенка – это напрямую зависит от умения преподавателя раскрыть свой предмет для учеников и увидеть среди них имеющих задатки к этому предмету, затем обсудить это с родителями.

Уровни развития способностей

Психологи выделяют следующие уровни развития способностей человека:

  1. Начальный (первичный) – с рождения до 6 лет. Развитие органических структур мозга, отвечающих за конкретные способности. Получение информации из внешнего мира способствует подготовке «почвы» или формированию «зон способностей» в мозге.
  2. Вторичный – начинается со школьного возраста. Развиваются специальные способности, связанные с предметной школьной деятельностью. Творчество – одно из самых важных пусковых механизмов для развития способностей. Развитие идет от малого, затем постепенно задачи усложняются. Если перед ребенком сразу начинать ставить сложные задачи, даже в той деятельности, где его способности развиваются, может привести к остановке развития из-за страха ошибки, провала.

Необычные способности человека

Люди с необычными способностями существовали всегда и в древние века могли отправиться на костер святой инквизиции, как ведьмы и колдуны. Природа любит разнообразие, поэтому наделяет каждого человека чем-то особенным, часто, когда ребенок рождается слепым или глухонемым, отнимая одно, природа дает другой дар, например – эхолокацию, которая присуща в основном животным, и помогает ориентироваться в окружающем пространстве, чувствовать и «видеть» звуки. Другие необычные способности человека:

  • савантизм – «островок гениальности», часто у людей аутистов представлен в виде феноменальной памяти;
  • гипертимезия – человек помнит все, что он увидел, услышал до мельчайших подробностей;
  • магниторецепция – люди с природным GPS-навигатором, ориентируются в магнитном поле Земли, происходит это благодаря наличию в организме особого белка криптохрома;
  • экстрасенсорные – не поддающиеся объяснению наукой, способности относящиеся к эзотерике.

Все люди разные, это трудно не заметить. Но отличаются они не только внешностью или чертами характера, но и своими способностями. И все мы, что греха таить, нет-нет, да и вздохнем завистливо – вот, есть же способные и талантливые люди, и почему у нас таких талантов нет? Способности - это одно из значимых, ценных качеств, ведь с ними связывают и успех, и славу, и материальное благополучие. Что же это такое, может, дар Божий, и кто-то его имеет, а кто-то обделен? Давайте разберемся, стоит ли сетовать и завидовать или лучше обрести эти способности и гордиться собой.

Слово «способность» мы часто употребляем, не вникая в его суть. Вот, например, выражения «способный человек» или «способный ребенок» не совсем верные. Нельзя быть способным вообще, способность всегда связана с конкретным видом деятельности, в нем она проявляется и развивается.

Под способностью в психологии понимают комплекс качеств человека, обеспечивающих ему возможность заниматься определенной деятельностью и достигать в ней успеха. То есть если мы говорим, что этот ребенок способный, то надо уточнить – к чему. Можно иметь способности к математике, к изобразительному искусству, к бегу на дальние дистанции или к хирургии. Есть, правда, общие способности, необходимые в разных видах деятельности, но о них мы поговорим чуть позже.

Можно с уверенностью сказать, что неспособных людей, тем более детей, вообще нет. Не имея способностей к математике, человек может добиться успехов в сфере управления или дизайна, в кулинарии или спорте. И проблемы с правописанием в школе – это не повод называть ученика неспособным. Может, у него дар великого художника?

Происхождение способностей и их структура

Спор о том, какую природу имеют способности, длился не одну сотню лет. Часть ученых считала, что человек рождается, словно чистый лист бумаги, написать на котором можно все что угодно. Если правильно выбрать методику воспитания, тогда по желанию из ребенка можно вырастить великого художника, гениального математика или выдающегося политического деятеля.

Другие ученые с ними не соглашались, утверждая, что способности – дар Божий, а воспитание может только помешать. И если у тебя нет музыкального слуха, то ты никогда не станешь великим композитором. И вообще, никаким композитором не станешь.

Как часто случается, истина оказалась в середине между этими двумя крайними точками зрения.

Задатки – природная основа способностей

Способности имеют сложную структуру. Среди качеств и свойств личности, которые объединяются понятием «способность», есть природные (врожденные или наследственные). Эту природную основу способностей называют задатками. К ним относятся в первую очередь психофизиологические и анатомо-физиологические особенности.

  • Например, тип высшей нервной деятельности или темперамент – в ряде профессий более успешны люди с сангвиническим темпераментом, а в других – флегматики или холерики. А чувствительность меланхолика может сделать великим художником или поэтом.
  • К задаткам относятся и врожденные особенности сенсорной системы. Например, человек с высокой чувствительностью к цветоразличению может стать хорошим художником-колористом, а с задатками музыкального слуха – музыкантом.
  • Для того чтобы стать стайером – бегуном на длинные дистанции, - необходим большой объем легких и выносливость, а для занятий баскетболом – высокий рост.

Но определяет роль задатков в жизни человека ключевое слово «может». Задатки не предопределяют жизненный путь человека и могут не развиться в способности, а остаться «балластом». А с другой стороны, способность к определенной деятельности можно развить и при слабых природных предпосылках, было бы желание. Только усилий и времени на это понадобится больше, и не всякому это нужно. Например, сейчас доказано, что при должном упорстве научиться рисовать может каждый человек.

Задатки – это предпосылки, своеобразный потенциал, который нужно еще развить до уровня способностей. И в этом развитии главную роль играет социальный фактор – среда, в которой формируется личность, социальное окружение, стимулы и мотивы.

Социальный фактор

Наряду с задатками, способности включают в себя совокупность навыков, умений и знаний, связанных с конкретной . И только при наличии их задатки будут работать. Формирование способностей включает в себя ряд процессов, так или иначе связанных с взаимодействием общества и человека.

  • Развитие потенциала, которое возможно только в деятельности. То есть чтобы стать музыкантом, нужно научиться играть хоть на одном музыкальном инструменте. Чтобы стать писателем, надо не только уметь писать, но и знать законы стилистики, композиции и т. д. Но главное, надо заниматься той деятельностью, способности к которой хотите развить. Просто так, как манна небесная, они не свалятся.
  • Любая способность – это комплекс и, кроме задатков, включает много личностных качеств. Так, для способностей в области художественного творчества важно развитие образного мышления, воображения, интуиции, а для успеха в точных науках требуется абстрактно-логическое .
  • Освоение деятельности – обязательное условие развития способностей. Это предполагает обучение приемам, методам, техники деятельности. Если человек с хорошими задатками пловца не научится плавать, то эти задатки никогда и не проявятся.

Таким образом, способности – это результат развития всех сфер личности. Причем развивать способности, переводить потенциальные задатки в реальное мастерство можно в любом возрасте. Хоть лучше всего, конечно, начинать процесс развития в детстве, когда и психика более гибкая, и восприятие живое и яркое, и любая деятельность осваивается в игровой форме.

Правильное воспитание и чуткое отношение к потребностям и интересам ребенка – гарантия того, что он вырастет способным человеком. А внимательно присматриваться к малышам нужно. Дело в том, что есть одно интересное психическое явление, которое может подсказать о наличии задатков и возможности развития способностей к определенному виду деятельности. Это склонности.

Что такое склонности

К разным видам деятельности мы относимся по-разному – что-то нам категорически не нравится, чем-то мы хотели бы заниматься, но времени не хватает, а на какие-то занятия мы всегда находим время даже в ущерб собственному отдыху или домашним делам.

  • Есть виды деятельности, к которым у человека склонность, то есть буквально непреодолимое желание ими заниматься. Он стремится к этому, преодолевая препятствия, прилагая массу усилий, чтобы освоить понравившуюся деятельность, наслаждаясь самим процессом. Психологи считают, что склонности – это показатель наличия потенциальных способностей человека к понравившейся ему деятельности. А если склонностей нет, и занятия не доставляют удовольствия, а результат неинтересен, то и способности, скорее всего, развить не удастся.
  • Правда, наряду с истинными склонностями есть и мнимые. Они чаще всего появляются под влиянием чувства зависти, когда человеку так нравится результат труда других, что ему тоже хочется научиться так же, например, рисовать, или добиться успехов в спорте, издать свою книгу и т. д.

Мнимые склонности могут возникать как результат подражания. В детстве часто случается, что ребенок идет в спортивную секцию или художественную школу вслед за своим другом, не испытывая никакого интереса к самой деятельности. Или девочки нередко хотят стать певицами, подражая любимой актрисе.

Отличить мнимые склонности от истинных несложно. Освоение деятельности в этом случае не доставляет удовольствия, а первые же неудачи приводят к потере интереса.

Виды способностей

В психологии выделяется два основных вида способностей: специальные и общие.

  • Специальные способности связаны с конкретной деятельностью. Они в ней проявляются и в ней же развиваются. Если вы никогда не брали в руки карандаш или кисть и не пытались ничего нарисовать, то и никогда не узнаете, есть ли у вас способности к рисованию. Точнее, предрасположенность к развитию этих способностей. Каждая специальная способность – это сложный набор врожденных задатков, качеств, свойств личности. Играя важную роль в данной деятельности, они могут не иметь никакого значения для развития другой. Например, музыкальный слух никак не поможет вам научиться рисовать.
  • Общие способности имеют значение во многих сферах деятельности. К ним в первую очередь относятся познавательные способности: развитость внимания, памяти, воображения, интеллект. Немалую роль среди общих способностей играет волевая сфера – такие качества, как упорство, целеустремленность, настойчивость, самостоятельность.

Высокий уровень развития общих способностей называют одаренностью. Одаренный человек может овладеть разными видами деятельности, даже не имея ярко выраженных задатков, но опираясь на высокий уровень интеллекта, подключая образное или абстрактно-логическое мышление и проявляя настойчивость.

А талант – это совокупность одаренности и определенной специальной способности. Если при высоком уровне одаренности специальных способностей к разным видам деятельности много, то обладающего ими человека называют гением.

К общим способностям также относят такие, которые требуются не во всех видах деятельности, но во многих, например, организаторские способности, коммуникативные, педагогические.

А вот творческие способности, о которых говорят в последнее время очень много, к особому виду способностей не относятся. Таких способностей, по сути, нет. И вот почему.

Уровни развития способностей

Способности – результат сложного и динамичного процесса формирования под влиянием целого ряда факторов. И в своем развитии способности проходят два уровня или две ступени.

  1. Первый уровень – репродуктивный (воспроизводящий). На нем способности проявляются в рамках воспроизведения деятельности, то есть обучения приемам, технике или при выполнении заданий по образцу. Пройдя процесс обучения, человек может остаться на репродуктивном уровне своих способностей, стать профессионалом и даже мастером своего дела. Но его будет отличать стандартность, шаблонность деятельности. Он виртуозно, мастерски будет воспроизводить вещи, музыку или мысли по заданному образцу, чертежу, проекту, нотам и т. д. И большинство людей в развитии своих способностей на этом уровне и остаются. И лишь единицы идут дальше, поднимаются на следующую ступень.
  2. Второй уровень – творческий. На нем оказываются те, кто в своем развитии отходит от общепринятых стандартов. Им не интересно выполнять задание по чужому образцу, и они придумывают что-то свое: изменяют приемы выполнения деятельности, вносят новшество в технику, создают новые вещи, открывают новые законы. Этот уровень развития способностей предполагает наличие у человека особого типа , нешаблонного, нестандартного. Для творческих личностей характерна активность образного мышления, воображения и интуиции. То есть творческий уровень связан не только со специальными, но и с общими способностями.

Следовательно, творческими могут стать способности к любой деятельности при желании человека развиваться и наличии у него творческого мышления, которое тоже, кстати, можно сформировать.

Сфера способностей – это та область, в которой каждый человек может проявить свою индивидуальность, показать себя уникальной, неповторимой личностью. Не стоит завидовать тем, кто кажется вам более способным и одаренным. Лучше посмотрите вокруг, и вы обязательно обнаружите область приложения собственных способностей, ту сферу, где вы добьетесь успеха, славы, признания. А такая сфера обязательно найдется, ведь неспособных людей нет.

Одной из самых сложных и интересных проблем пси­хологии является проблема индивидуальных различий. Трудно назвать хоть одно свойство, качество, черту чело­века, которое не входило бы в круг этой проблемы. Пси­хические свойства и качества людей формируются в жиз­ни, в процессе обучения, воспитания, деятельности. При одних и тех же образовательных программах и методах обучения мы видим у всех индивидуальные особенности. И это прекрасно. Потому-то так и интересны люди, что они разные.

Центральным моментом в индивидуальных особеннос­тях человека являются его способности, именно способ­ности определяют становление личности и обусловливают степень яркости ее индивидуальности.

Способности - это внутренние условия развития чело­века, которые формируются в процессе его взаимодействия с внешним миром.

«Человеческие способности, отличающие человека от других живых существ, составляют его природу, но сама природа человека - продукт истории, - писал С.Л. Рубин­штейн. Природа человека формируется и изменяется в про­цессе исторического развития в результате трудовой дея­тельности человека. Интеллектуальные способности фор­мировались по мере того, как, изменяя природу, человек познавал ее, художественные, музыкальные и т.п. фор-мировались вместе с развитием различных видов искусст­ва» 1 .

Понятие «способность» включает в себя три основных признака:

Во-первых, под способностями понимают индивидуаль­но-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Это особенности ощущений и вос­приятия, памяти, мышления, воображения, эмоций и воли, отношений и двигательных реакций и пр.

Во-вторых, способностями называют не вообще инди­видуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятель­ности или многих деятельностей. Существует огромное многообразие видов деятельности и отношений, каждый из которых требует определенных способностей для своей реализации на достаточно высоком уровне. Такие свойства, как вспыльчивость, вялость, безразличность, которые, несомненно, являются индивидуальными особенностями людей, обычно не называются способностями, потому что не рассматриваются как условия успешности выполнения какой-либо деятельности.

В-третьих, под способностями подразумевают такие индивидуальные особенности, которые не сводятся к на­личным навыкам, умениям или знаниям человека, но ко­торые могут объяснить легкость и быстроту приобретения этих знаний и навыков 2 .

На основании вышесказанного можно вывести следую­щее определение.

Способности - это такие индивидуально-психологичес­кие особенности человека, которые отвечают требовани­ям данной деятельности и являются условием ее успешно­го выполнения.


Иными словами, под способностями понимают свой­ства, или качества, человека, делающие его пригодным к успешному выполнению определенной деятельности. Нельзя быть просто «способным» или «способным ко все­му», безотносительно к какому-либо определенному за­нятию. Всякая способность обязательно является способ­ностью к чему-нибудь, к какой-либо деятельности. Спо­собности и проявляются, и развиваются только в дея-

1 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. - М., 1989. - Т. 2. -С. 127.

2 См.: Теплое Б.М. Избранные труды: В 2 т. -М., 1985. - Т.1. - С.16.тельности, и определяют большую или меньшую успеш­ность в выполнении этой деятельности.

Показателями способностей в процессе их развития могут служить темп, легкость усвоения и быстрота про­движения в той или иной области человеческой деятель­ности.

Человек не рождается, имея способности к той или иной деятельности. Врожденными могут быть только задатки, составляющие природную основу развития способностей.

Задатки - это особенности строения мозга и нервной системы, органов чувств и движений, функциональные особенности организма, данные каждому от рождения.

К задаткам относятся некоторые врожденные особен­ности зрительного и слухового анализаторов, типологи­ческие свойства нервной системы, от которых зависит быстрота образования временных нервных связей, их проч­ность, сила сосредоточенного внимания, выносливость нервной системы, умственная работоспособность. В каче­стве задатков следует рассматривать также уровень разви­тия и соотношения первой и второй сигнальных систем. И.П. Павлов различал три специально человеческих типа высшей нервной деятельности: художественный тип с от­носительным преобладанием первой сигнальной системы, мыслительный тип с относительным преобладанием вто­рой сигнальной системы, третий тип - с относительной уравновешенностью сигнальных систем. Для людей худо­жественного типа характерна яркость непосредственных впечатлений, образность восприятия и памяти, богатство и живость воображения, эмоциональность. Люди мысли­тельного типа склонны к анализу и систематизации, к обобщенному, абстрактному мышлению.

Задатками могут являться и индивидуальные особен­ности строения отдельных участков коры головного мозга. Но задатки - лишь предпосылки развития способностей, они являются одним, хоть и очень важным, из условий развития и формирования способностей. Если человек даже с самыми хорошими задатками не будет заниматься соот­ветствующей деятельностью, способности у него не разо­вьются. Благоприятная среда, воспитание и обучение спо­собствуют раннему пробуждению задатков. Например, Римский-Корсаков уже с двухлетнего возраста хорошо различал все мелодии, которые пела его мать, в четыре года он уже напевал все, что играл отец, вскоре сам на­чал подбирать на фортепьяно слышанные от отца пьесы.Игорь Грабарь рассказывает про себя: «Когда началась страсть к рисованию, не помню, но достаточно сказать, что не помню себя нерисующим».

Способность не может возникнуть без соответствующей конкретной деятельности. Нельзя понимать дело так, что способность существует до того, как началась соответству­ющая деятельность, и только используется в последней. Абсолютный слух как способность не существует у ребен­ка до того, как он впервые стал перед задачей узнавать высоту звука. До этого существовал только задаток как анатомо-физиологический факт. И тонкий музыкальный слух может быть нереализованным, если человек не будет специально заниматься музыкой. Поэтому музыкальные за­нятия с маленькими детьми, даже если малыши не обна­руживают ярких музыкальных талантов, имеют большое значение для развития их музыкальных способностей.

Способности не только проявляются в деятельности, но и создаются в этой деятельности. Они всегда являются результатом развития. По самому своему существу способ­ность есть понятие динамическое - существует только в движении, только в развитии.

Развитие способностей совершается по спирали: реа­лизация возможностей, которые представляет способность одного уровня, открывает новые возможности для даль­нейшего развития, для развития способностей более вы­сокого уровня (С.Л. Рубинштейн).

Так, способности ребенка формируются постепенно посредством овладения им в процессе обучения содержа­нием материальной и духовной культуры, техники, на­уки, искусства. Исходной предпосылкой для этого разви­тия способностей служат врожденные задатки (отметим, что понятия «врожденный» и «наследственный» не явля­ются тождественными).

Не следует думать, что каждой способности соответ­ствует особый задаток. Задатки многозначны и могут реа-лизовываться в различных типах способностей, на их ос­нове могут выработаться разные способности в зависимо­сти от того, как будет проходить жизнь человека, чему он учится, к чему испытывает склонность. Задатки могут в большей или меньшей степени обусловить своеобразие раз­вития человека, стиль его интеллектуальной или другой деятельности.

Нельзя заранее указать точные границы в развитии тех или иных способностей, определить «потолок», предел ихразвития. Это связано с тем, что любая деятельность тре­бует для своего осуществления не одной, а нескольких спо­собностей, и они могут до известной степени компенси­ровать, заменять друг друга. Учась и осваивая то, что было создано человечеством за всю историю его существования, мы развиваем свои природные качества, свои задатки, пре­вращаем их в способности к деятельности. Каждый чело­век к чему-нибудь способен. Способности развиваются у человека по мере того, как он осваивает какую-нибудь де­ятельность, область знания, учебный предмет.

Способности человека развиваются и отрабатываются на том, что он делает. Можно привести в пример П.И. Чай­ковского. Абсолютного слуха у него не было, на плохую музыкальную память композитор сам жаловался, на рояле играл бегло, но не столь уж хорошо, хотя музицировал с детства. Композиторской деятельностью П.И. Чайковский впервые занялся, уже окончив училище правоведения. И несмотря на это, он стал гениальным композитором.

Выделяют два уровня развития способностей: репродук­тивный и творческий. Человек, находящийся на первом уровне развития способностей, обнаруживает высокую способность овладевать умением, усваивать знания, овла­девать деятельностью и осуществлять ее по предложенно­му образцу, в соответствии с предложенной идеей. На вто­ром уровне развития способностей человек создает новое, оригинальное.

В процессе овладения знаниями и умениями, в процес­се деятельности человек «переходит» с одного уровня на другой. Соответственно изменяется и структура его спо­собностей. Как известно, даже очень одаренные люди на­чинали с подражания, а затем, только по мере приобре­тения опыта, проявляли творчество.

"Учеными установлено, что не отдельные способности как таковые непосредственно определяют возможность успешного выполнения какой-либо деятельности, а лишь то своеобразное сочетание этих способностей, которое характеризует данную личность.

Одной из важнейших особенностей психики человека является возможность чрезвычайно широкой компенсации одних свойств другими, вследствие чего относительная слабость какой-нибудь одной способности вовсе не исклю­чает возможности успешного выполнения даже такой дея­тельности, которая наиболее тесно связана с этой способ­ностью. Недостающая способность может быть в оченьшироких пределах компенсирована другими, высокораз­витыми у данного человека. Б.М. Теплов подчеркивал важ­ность выдвижения и разработки рядом зарубежных психо­логов, и в первую очередь В. Штерном, понятия компен­сации способностей и свойств.

Отдельные способности не просто сосуществуют друг с другом. Каждая способность изменяется, приобретает ка­чественно иной характер в зависимости от наличия и сте­пени развития других способностей. Л.С. Выготский пи­сал: «Каждая наша „способность" работает на самом деле в таком сложном целом, что, взятая сама по себе, она не дает и приблизительного представления о настоящих воз­можностях ее действия. Человек со слабой памятью тогда, когда мы ее исследуем в изолированном виде, может ока­заться запоминающим лучше, чем человек с хорошей па­мятью, просто в силу того, что память никогда не высту­пает сама по себе, но всегда в тесном сотрудничестве со вниманием, общей установкой, мышлением - и совокуп­ное действие этих различных способностей может оказаться совершенно независимым от абсолютной величины каж­дого из слагаемых» 1 .

Своеобразное сочетание способностей, которое обес­печивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности, называется одаренностью.

Проблема одаренности - это прежде всего качествен­ная проблема (С.Л. Рубинштейн). Первый, основной воп­рос - каковы способности человека, к чему у него способ­ности и в чем их качественное своеобразие. Но эта каче­ственная проблема имеет и свой количественный аспект.

Высокая ступень развития способностей называется талантом.

Талантливые люди способны решать в какой-то облас­ти знаний или практики сложные теоретические и прак­тические задачи, способны создавать материальные или духовные ценности, отличающиеся новизной и имеющие прогрессивное значение. В этом смысле мы говорим о та­лантливых ученых, писателях, учителях, художниках, кон­структорах, руководителях и пр.

Талант может проявляться в любой человеческой дея­тельности, а не только в области науки или искусства. Та­лантливым может быть и лечащий врач, и учитель, и ква­лифицированный рабочий, и руководитель, и аграрий, и летчик, и др.

1 Выготский Л. С. Педагогическая психология. - М., 1991. - С. 231.Талантливыми также называют людей, способных быс­тро усваивать знания и правильно применять их в жизни и в своей деятельности. Это талантливые ученики и талант­ливые студенты, талантливые скрипачи и пианисты, та­лантливые инженеры и строители.

Гениальность - это наивысшая степень проявления творческих сил человека. Это создание качественно но­вых творений, открывающих новую эру в развитии куль­туры, науки, практики. Так, А.С. Пушкин создал произ­ведения, с появлением которых начинается новая эпоха в развитии русской литературы и русского литературного языка.

Можно сказать так: гений открывает и создает новое, а талант это новое понимает, быстро усваивает, прилагает к жизни и продвигает вперед.

Гениальные и талантливые люди - это люди с очень развитым умом, наблюдательностью, воображением. М. Горький замечал: «Великие люди - это те, у которых лучше, глубже, острее развиты способности наблюдения, сравнения и домысла - догадки и „сметки"».

Для творческой деятельности обязателен так называе­мый широкий кругозор, знакомство со многими облас­тями знания и культуры. Тот, кто «по уши» погрузился в узкую научную область, лишает себя источника анало­гий.

У многих выдающихся людей высокие способности про­являлись в разных областях знания. Многие из них были разносторонними по своим способностям. Например, Ари­стотель, Леонардо да Винчи, М.В. Ломоносов. Вот что пи­сала о себе Софья Ковалевская: «Я понимаю, что вас так удивляет, что я могу заниматься зараз и литературой и математикой. Многие, которым никогда не представлялось случая более узнать математику, смешивают ее с арифме­тикой и считают ее наукой сухой и бесплодной. В сущнос­ти же это наука, требующая наиболее фантазии, и один из первых математиков нашего столетия говорит совер­шенно верно, что нельзя быть математиком, не будучи в то же время и поэтом в душе. Только, разумеется, чтобы понять верность этого определения, надо отказаться от старого предрассудка, что поэт должен что-то сочинять несуществующее, что фантазия и вымысел - это одно и то же. Мне кажется, что поэт должен видеть то, чего не видят другие, видеть глубже других. И это же должен и матема­тик».3.2. Общие и специальные способности

Различают способности общие, которые проявляются везде или во многих областях знания и деятельности, и специальные, которые проявляются в какой-то одной об­ласти.

Достаточно высокий уровень развития общих способ­ностей - особенностей мышления, внимания, памяти, восприятия, речи, умственной активности, любознатель­ности, творческого воображения и пр. - позволяет дости­гать значительных результатов в самых разных областях человеческой деятельности при интенсивной, заинтере­сованной работе. Почти не бывает людей, у которых рав­номерно выражены все перечисленные выше способнос­ти. Например, Ч. Дарвин отмечал: «Я превосхожу людей среднего уровня в способности замечать вещи, легко ус­кользающие от внимания, и подвергать их тщательному наблюдению».

Специальные способности - это способности к опреде­ленной деятельности, которые помогают человеку дости­гать в ней высоких результатов. Главное различие между людьми состоит не столько в степени одаренности и ко­личественной характеристике способностей, сколько в их качестве - к чему именно он способен, какие это способ­ности. Качество способностей и определяет своеобразие и неповторимость одаренности каждого человека.

И общие, и специальные способности неразрывно свя­заны друг с другом. Лишь единство общих и специальных способностей отражает истинный характер способностей человека. В.Г. Белинский тонко замечал: «Как ни дробите жизнь, она всегда едина и цельна. Говорят: для науки ну­жен ум и рассудок, для творчества - фантазия, и думают, что этим порешили дело начисто... А для искусства не нужно ума и рассудка? А ученый может обойтись без фан­тазии?».

Специальные способности сложились в ходе развития человеческого общества и человеческой культуры. «Все специальные способности человека - это, в конце кон­цов, различные проявления, стороны общей его способ­ности к освоению достижений человеческой культуры и ее дальнейшему продвижению, - отмечал С.Л. Рубин­штейн. - Способности человека - это проявления, сторо­ны его способности к обучению и труду» 1 .

1 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., 1946. - С.643.Развитие специальных способностей каждого человека является не чем иным, как выражением индивидуального пути его развития.

Специальные способности классифицируются в соот­ветствии с различными областями деятельности человека: литературные способности, математические, конструктив­но-технические, музыкальные, художественные, лингви­стические, сценические, педагогические, спортивные, способности к теоретической и практической деятельнос­ти, духовные способности и др. Все они являются порож­дением сложившегося в истории человечества разделения труда, возникновения новых областей культуры и выделе­ния новых видов деятельности как самостоятельных заня­тий. Все виды специальных способностей являются резуль­татом развития материальной и духовной культуры чело­вечества и развития самого человека как существа мыслящего и деятельного.

Способности каждого человека достаточно широки и разнообразны. Как уже отмечалось, они и проявляются, и развиваются в деятельности. Любая деятельность чело­века - сложное явление. Ее успешность не может быть обеспечена только одной способностью, каждая специ­альная способность включает в себя ряд компонентов, которые в своем сочетании, единстве образуют структуру этой способности. Успешность в занятиях какой-либо де­ятельностью обеспечивается особым сочетанием различ­ных компонентов, входящих в структуру способностей. Влияя друг на друга, эти компоненты придают способ­ности индивидуальность, неповторимость. Именно поэто­му каждый человек способен, талантлив по-своему в той деятельности, в которой трудятся и другие люди. Напри­мер, один музыкант может быть талантлив в игре на скрипке, другой - на рояле, третий - в дирижировании, проявляя и в этих специальных областях музыки свой индивидуальный творческий почерк.

Развитие специальных способностей является сложным и длительным процессом. Для разных специальных спо­собностей характерно неодинаковое время их выявления. Ранее прочих проявляются дарования в области искусств, и прежде всего в музыке. Установлено, что в возрасте до 5 лет развитие музыкальных способностей происходит наи­более благоприятно, так как именно в это время форми­руются музыкальный слух и музыкальная память ребенка. Примерами ранней музыкальной одаренности могут слу-жить В.А. Моцарт, обнаруживший незаурядные способно­сти уже в 3 года, Ф.Й. Гайдн - в 4 года, Я.Л.Ф. Мендель­сон - в 5 лет, С.С. Прокофьев - в 8 лет. Несколько позже проявляются способности к живописи и скульптуре: у С. Рафаэля - в 8 лет, у Б. Микельанджело - в 13 лет, у А. Дюрера - в 15 лет.

Технические способности выявляются, как правило, позднее, чем способности в области искусств. Это объяс­няется тем, что техническая деятельность, техническое изобретательство требуют весьма высокого развития выс­ших психических функций, прежде всего мышления, ко­торое формируется в более позднем возрасте - подростко­вом. Однако знаменитый Паскаль осуществил техническое изобретение уже в 9 лет, но это одно из редких исключе­ний. Вместе с тем элементарные технические способности могут проявляться у детей уже и в 9-11 лет.

В области научного творчества способности выявляют­ся существенно позднее, чем в других сферах деятельнос­ти, как правило после 20 лет. При этом раньше других обнаруживаются математические способности.

Необходимо помнить, что любые творческие способ­ности сами по себе не превращаются в творческие свер­шения. Для того чтобы получить результат, необходимы знания и опыт, труд и терпение, воля и желание, нужна мощная мотивационная основа творчества.

3.3. Способности и личность

Способности не могут быть поняты и не могут рассмат­риваться вне личности. Развитие способностей и развитие личности - взаимообусловленные процессы. Именно на это обращают внимание психологи, подчеркивая, что «разви­тие способности дает не только практический эффект, по­вышая качество деятельности, но и личностный эффект удовлетворения от ее процесса, который, выступая под­креплением, оказывается, в свою очередь, условием спо­собности» (К.А. Абульханова-Славская).

Успех или неуспех в значимой для человека деятельно­сти влияет на развитие его личности, формирует его лич­ностное достоинство. Без развития способностей не может происходить развития личности. Способности лежат в ос­нове индивидуальности, уникальности человека. Гениаль­ность и талантливость выражаются не только в сильном развитии интеллекта. Признаком высоких способностей иодаренности является устойчивое внимание, эмоциональная ! страстность, сильная воля. Все гениальные люди отлича­лись горячей любовью и страстностью к своему делу. Так, А.В. Суворов был весь предан военному делу, А.С. Пуш­кин - поэзии, И.П. Павлов - науке, К.Э. Циолковский -изучению межпланетных космических полетов.

Страстное отношение к делу способствует концентри­рованное™ всех познавательных, творческих, эмоциональ­ных и волевых сил.

Неверно думать, что способным людям все дается лег­ко, без особого труда. Как правило, у людей, которых мы называем талантливыми, способности к той или иной де­ятельности всегда сочетаются с трудолюбием. Многие та- , лантливые ученые, писатели, художники, педагоги и дру­гие деятели подчеркивали, что талант - это труд, умно­женный на терпение. Великий ученый А. Эйнштейн как-то сказал в шутливой форме, что он добился успехов только потому, что его отличало «упрямство мула и страшное любопытство». М. Горький говорил о себе: «Я знаю, что обязан успехом моим не столько природной талантливос­ти, сколько умению работать, любви к труду».

В развитии способностей человека большое значение имеет и его собственная работа над собой. Жизнь знамени- тых людей показывает, что главнейшим в их творческой деятельности является способность непрерывно работать, умение месяцы, годы, десятилетия добиваться намечен­ной цели, неустанно искать пути ее достижения.

Вспомним о жизни и деятельности великого русского полководца А.В. Суворова. Его гениальные способности раз­вивались не только в процессе активной военной деятель­ности, но и в результате собственной упорной работы над собой. Суворов с детских лет увлекался военным делом, зачитывался описаниями походов великих полководцев древности: Александра Македонского, Ганнибала, Юлия Цезаря. От природы он был слабым и болезненным ребен­ком. Но с юношеских лет сам сумел создать то, чего ему не дала природа, - здоровье, выносливость, железную волю. Добился он всего этого постоянной тренировкой и закал­кой своего тела. Суворов сам придумывал для себя различ­ные гимнастические упражнения и постоянно ими зани­мался: обливался холодной водой круглый год, купался и плавал до заморозков, преодолевал самые крутые овраги, лазил на высокие деревья и, забравшись на самую вер­хушку, качался на ветках. Ночами на неоседланной лоша-ди скакал он без дорог по полям и лесам. Постоянные физические упражнения так закалили Суворова, что даже 70-летним стариком он не знал усталости.

Развитие способностей человека тесно связано с раз­витием интересов.

Интерес - это индивидуальная особенность личности, ее направленность на то, что человек считает в мире и в своей жизни наиболее значимым, наиболее ценным.

Различают непосредственный и опосредованный интерес. Первый связан с занимательностью, увлекательностью, приятностью того, что вызвало наш интерес. Например, мы говорим об интересном спектакле, о встрече с инте­ресным человеком, об интересной лекции и пр. Этот ин­терес проявляется главным образом в непроизвольном внимании и является весьма кратковременным.

Второй опосредован нашим осознанным желанием все больше узнавать о предмете, человеке, явлении. Этот ин­терес является произвольным, т.е. мы изъявляем свою волю, свое желание глубже проникнуть в суть того, что нам интересно. Опосредованность интереса выражается в более или менее длительной, устойчивой направленности личности на определенный предмет, на определенную об­ласть действительности и жизни, на определенную дея­тельность. Именно наличие такого интереса составляет ин­дивидуальную особенность личности.

Интересы людей различаются прежде всего по содер­жанию, которое определяется теми предметами или обла­стями действительности, на которые эти интересы направ­лены.

Интересы людей различаются по широте. Узкими счита­ются интересы, направленные только на одну ограничен­ную область действительности, широкими и разносторон­ними - направленные на несколько областей действитель­ности. При этом у человека с разносторонними интересами обычно какой-либо интерес бывает центральным, главным.

Одни и те же интересы у разных людей проявляются с различной силой. Сильный интерес нередко бывает связан с сильными чувствами и проявляется как страсть. Он со­единяется с такими качествами личностями, как настой­чивость, выносливость, стойкость, терпение.

Интересы той или иной силы у разных людей различа­ются еще по устойчивости или по степени постоянства.

Интерес как индивидуальная особенность личности охватывает всю психику человека. Именно интересами взначительной степени определяются многие черты его ха­рактера и обусловливается развитие его способностей.

Интерес проявляется в склонности человека к деятель­ности, по преимуществу связанной с предметом интере­са, в постоянном переживании приятных чувств, вызыва­емых этим предметом, а также в склонности к постоян­ным разговорам об этом предмете и о делах, связанных с ним.

Склонность выражается в том, что человек по собствен­ному желанию усиленно и постоянно занимается опреде­ленным видом деятельности, предпочитает ее другим, свя­зывает с данной деятельностью свои жизненные планы. Большинство исследователей, занимавшихся этой пробле­мой, определяют склонность как направленность на соот­ветствующую деятельность или потребность в деятельнос­ти (Н.С. Лейтес, А.Г. Ковалев, В.Н. Мясищев, А.В. Пет­ровский, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, К.Д. Ушинский, Г.Н. Щукина и др.).

Развитие способностей прежде всего связано с актив­ным положительным отношением к соответствующей де­ятельности, интересом к ней, склонностью заниматься ею, нередко переходящей в страстную увлеченность. Ин­тересы и склонности к определенной деятельности раз­виваются обычно в единстве с развитием способностей к ней.

Воспитание творческих способностей у детей, школь­ников, студентов в значительной степени связано с раз­витием их личности: самостоятельности, увлеченности, независимости в суждениях и оценках. Высокая академи­ческая успеваемость не всегда сочетается с высоким уров­нем творческих способностей. Ученым удалось выявить за­висимость между академическими достижениями, уров­нем способностей учащихся и уровнем творческих способностей педагога.

Если учитель обладает высоким творческим потенциа­лом, то одаренные ученики добиваются блистательных успехов, а ученики с менее развитыми творческими спо­собностями оказываются «в загоне», их академические результаты обычно невелики. Если же преподаватель сам находится где-то внизу шкалы «творческие способнос­ти», успехи учащихся, лишенных творческого блеска, ока­зываются более высокими, чем в первом случае. А ярко одаренные школьники не раскрываются, не реализуют своих возможностей. Наставник как бы оказывает пред-почтение тому психологическому типу, к которому при­надлежит сам 1 .

Педагоги пытаются запечатлеть свой опыт по развитию творческого потенциала учащихся в различного вида пра­вилах. В качестве примера приведем «10 заповедей», со­ставленных одной преподавательницей средней школы:

1. Не соглашайся с ответом ученика, если ответ просто затвержен и принят на веру. Требуй доказательства.

2. Никогда не разрешай спор учащихся самым легким способом, т.е. попросту сообщив им правильный ответ или верный способ решения.

3. Внимательно слушай своих учеников, лови каждую высказанную ими мысль, чтобы не упустить случая рас­крыть для них что-то новое.

4. Постоянно помни - обучение должно опираться на интересы, мотивы и чаяния школьников.

5. Расписание уроков и школьные звонки не должны быть определяющим фактором учебного процесса.

6. Уважай свои собственные «сумасшедшие идеи» и при­вивай другим вкус к нестандартному мышлению.

7. Никогда не говори своему ученику: «Нам некогда об­суждать твою глупую идею».

8. Не скупись на ободряющее слово, доброжелательную улыбку, дружеское поощрение.

9. В процессе обучения не может быть постоянной ме­тодики и раз навсегда установленной программы.

10. Повторяй эти заповеди каждый вечер, пока они не станут частью тебя самого.