ТЕСТ «ПРОВЕРЬ СЕБЯ» 1. В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? а) балов. Ать б) щ. Авель в) стол. Яр г) бал. Ованный 2. В каком слове ударение определено верно? а) док. Умент б) обл. Егчить в) дисп. Ансер г) фен. Омен 3. Укажите глагол, в котором ударение падает на основу? а) выгнала б) собрала в) взяла г) врала

4. В каком слове ударение падает на первый слог? а) туфли б) кормиться в) мещанин г) кренится 5. В каком слове ударение падает на второй слог? а) черпать б) диспансер в) некролог г) факсимиле 6. В каком слове ударение падает на последнем слоге? а) фарфор б) щебень в) свекла г) экскурс

7. Дайте определение акцентологическим нормам ударения? а) Неправильно выбранное слово может исказить смысл сообщения, придать ему нежелательную стилистическую окраску. б) Называет явления и предметы действительности, которым в нашем сознании соответствуют определенные понятия в) Собирательные числительные сочетаются только с одушевленными существительными мужского рода. г) От лат. accentus - «ударение» и гр. logos - «слово, понятие, учение» - раздел языкознания, изучающий систему ударений какого-либо языка. 8. В каком ряду во всех словах ударение падает на первый слог? а) приняли, досуха, наискось б) отвар, рвалась, подолгу в) портовый, процент, ревень г) деяние, сверлит, досуг

9. В каком ряду во всех словах ударение падает на второй слог? а) подкралась, доверху, каталог б) углубить, языки, украдут в) заняла, инструмент, документ г) ждала, диагноз, намеренье 10. В каком ряду во всех словах ударение падает на третий слог? а) заперта, псевдоним, мозаичный б) изорвалась, отозвала, рассредоточение в) отобрала, разобралась, недоела г) определит, изобретенный, надорвалась 11. В каком слове ударение падает на четвертый слог? а) демократия б) аристократия в) кремень г) осведомить

12. В каком слове ударение падает на первый слог? а) ракушка б) созыв в) холеный г) столяр 13. . В каком слове ударение падает на второй слог? а) щавель б) черпать в) статуя г) отняла 14. В каком слове ударение на последнем слоге? а) крапива б) искра в) заняла г) мельком

15. Укажите слово, в котором ударение не падает на последний слог? а) взорвать б) создала в) донельзя г) убрала 16. В каком слове неверно указана выделенная буква, обозначающая ударный гласный звук? а) к. Аучук б) жалюз. И в) блок. Ировать г) духовн. Ик 17. Укажите глагол, в котором ударение падает на основу? а) взяла б) врала в) выгнала г) собрала

18. В каком слове ударение определено верно? а) док. Умент б) фен. Омен в) обл. Егчить г) дисп. Ансер 19. В каком слове, верно, указана выделенная буква, обозначающая ударный гласный звук? а) н. Аверх б) отр. Очество в) с. Озыв г) клял. Ась 20. В каком из представленных вариантов строк ударение поставлено верно? а) забр. Ал – забрал. А б) забр. Ался – забрал. Ась в) забрал. Ось – забрал. Ись г) бл. Изок – близк. А

21. В каком слове неподвижное ударение на основе? а) бант б) бинт в) баня г) борт 22. В каком слове ударение падает на предпоследний слог? а) началась б) подкралась в) заперлась г) принялась 23. В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? а) загн. Утый б) н. Ачали в) н. Абок г) приб. Ывший

24. В каком примере ударение падает на первый слог? а) цемент б) не была в) ждала г) не был 25. Укажите слово, в котором допускаются варианты ударения? а) иначе б) кухонный в) искристый г) юбочный 26. В каком ряду во всех словах ударение падает на первый слог? а) заговор, тортов, понят б) принял, мельком, инсульт в) близко, цемент, рвала г) дочиста, лила, легка

Предлагаем вашему вниманию контрольные работы по русскому языку, 5 класс , за второе полугодие (итоговые). Автор - Прокофьева Ирина Александровна , учитель русского языка и литературы ГОУ Центр образования №1927, г. Москва.

Вы найдете:
- 2 варианта работ,
- ответы,
- уровни оценивания работы,
- поэлементный анализ контрольных работ.


Вариант 1

Часть А

А1. В каком ряду во всех словах пишется Ь?
1) мыш…, камыш…, поёш…, груш…
2) мелоч…, убереч…, кусач…, из-за туч…
3) умываеш…ся, спряч…, роскош…, напроч…
4) пригож…, вещ…, врач…, купаеш…ся

A2. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?
1) реш…тка, щ…лкать, ч…лн
2) крыж…вник, ш…в, ч…рный
3) щ…тка, пч…лка, ш…колад
4) ш…колад, ж…нглер, ч…лка


1) ц…ганский
2) у больниц…
3) милиц…я
4) ц…мент

А4. В каком слове пропущена буква Е?
1) он кол…т дрова
2) она вар…т суп
3) не завис…шь от меня
4) кле...шь марки

А5. В каком ряду во всех словах в корне пропущена безударная проверяемая гласная?
1) оп…раясь, изл…жение, р…стовщик
2) р…ман, р…стение, р…форма
3) благосл…вить, просл…вление, просв…тить
4) восх…щение, заж…гать, оп…реться

А6. В каком ряду во всех словах следует писать И?
1) в тетрад..., в реч..., в имен..., в практик...
2) на площад..., на знамен..., в модел..., по истори...
3) об информаци..., о зрени..., в тетрадк…, о новелл...
4) в имени..., в сомнени..., в решен..., о Марь...

А7. В каком слове пишется приставка ПРИ-, так как имеет значение близкое к слову «чуть-чуть», «немного».
1) приоткрыть
2) прибить
3) привокзальный
4) прийти


1) шампунь - ж. род
2) пенальти - ср. род
3) Тбилиси - м. род
4) кофе - м. род

А9. Укажите неверно сформулированное лексическое значение.
1) Лексика - словарный состав языка.
2) Тюль - тонкая сетчатая ткань.
3) Деликатес - изысканное кушанье.
4) Сувенир - подарок ко дню рождения.

А10. В каком предложении вместо слова ЗЛОБНЫЙ необходимо употребить ЗЛОСТНЫЙ?
1) Читатель, конечно, подумает, что я разговаривал с Ефимом злобным тоном, но он окажется неправ.
2) Катерина Петровна была особой весьма вздорной, со злобным характером.
3) Собаки встретили путешественников злобным лаем.
4) За злобные нарушения правил дорожного движения пешеходы понесут заслуженное наказание.


1) Пригрело весеннее солнышко и пробудило лес от зимнего сна.
2) Всю ночь шёл снег и покрывал белой пеленой всю землю.
3) Ветерок тронул листья берёз и они тихо затрепетали.
4) На дворах и домах снег лежит полотном и от солнца горит разноцветным огнём.


1) Вечереет, приближается ночь.
2) Утро весело, радостно.
3) Язык - средство общения.
4) Ночь светлая и морозная.

А13. Укажите фразеологизм:
1) бить баклуши
2) плохо работать
3) добрый совет
4) быстро бежать


Скрипит мороз, сердит мороз.
И снег сухой и колкий.
И вяз озяб, и дуб замёрз,
Насквозь промёрзли ёлки.

Часть В
Прочитайте текст.
(1)Мы с товарищем предполагали выехать до рассвета, но выехали поздно. (2)Солнце поднималось всё выше и выше и пекло безжалостно. (3)В степи стояла тишь. (4)Растительность здесь встречалась редко. (5)Наши сильные и выносливые лошади с трудом тащили повозку. (6)К вечеру жара стала спадать. (7)Солнце быстро зашло за горизонт, и мы расположились на ночлег. (8)Наше тяжёлое путешествие подошло к концу.

В1. Запишите номер сложносочиненного предложения____________________________________

В2. Запишите номер предложения с однородными определениями_________________________

В3. Выпишите все слова с приставками на -з (- с) _________________________________________
__________________________________________________________________________________

В4. Выпишите слова с двумя приставками ________________________________________________

В5. В предложении 1 найдите слово, состоящее из приставки, корня, двух суффиксов и окончания ___________________________________

В6. Из предложения 7 выпишите слово, у которого нет окончания __________________________

В7. Запишите синоним к слову путешествие______________________________________________

В8. Запишите морфологические признаки слова тащили___________________________________

_________________________________________________________________________________

Итоговая контрольная работа. 5 класс
Вариант 2

А1. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?
1) доч…, товарищ…, вериш…, задач…
2) стрич…, свеж…, много задач…, помощ…
3) улыбаеш…ся, стереч…, наотмаш…, ветош…
4) колюч…, брош…, грач…, отвечаеш…

A2. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1) ш…в, расч…ска, ш…рох
2) ж…рнов, ж…кей, печ…нка
3) поч…тный, ж…лтый, деш…вый
4) капюш...н, пш…нка, пч…лы

А3. В каком слове на месте пропуска пишется буква И?
1) панц…рь
2) ц…ганочка
3) из гостиниц…
4) ц…пляется

А4. В каком слове на месте пропуска пишется буква И?
1) бре…шь бороду
2) сохн…т белье
3) дыш…шь воздухом
4) бор…шься за чистоту

А5. В каком ряду во всех словах пропущена безударная чередующаяся гласная корня?
1) пол…жение, насл…ждение, нав…днение
2) расст…лать, отр…сль, пол…гается
3) ор…шение, р…скошный, бл…стательный
4) р…сток, уб…рать, огл…вление

А6. В каком ряду во всех словах следует писать Е?
1) о новосель..., в ущель..., о жаловань..., о помощ...
2) в кушань..., в солень..., в акварел..., в столиц...
3) на гулянь..., на подворь..., о молодёж..., о самолёт...
4) в плать..., на взморь..., в захолусть..., о президент...

А7. В каком слове ПРИ- входит в состав корня:
1) приклеиваться
2) присматриваться
3) приблизиться
4) приключение

А8. В каком слове неверно определен род?
1) какао - ср. род
2) тюль - м.р.
3) Сочи - м. род
4) кофе - ср. род

А9. Укажите слово, лексическое значение которого определено неверно.
1). Бра - настенный светильник.
2). Каллиграфия - искусство писать ровным красивым почерком.
3). Икебана - спортивная борьба.
4). Ветеринар - специалист, лечащий животных.

А10. В каком предложении вместо слова ГЛИНЯНЫЙ нужно употребить ГЛИНИСТЫЙ?
1) Оба берега реки были высокие, обрывистые и глиняные.
2) В историческом музее я впервые увидел глиняные черепки старинной посуды.
3) Около хаты женщина растапливала глиняныйочаг.
4) Мне вспомнился город моего детства, глиняные свистульки, которыми торговали на базарах.

А11. В каком предложении перед союзом и нужно поставить запятую?
1) Тропинка поднималась по высокому холму и торопливо убегала вниз.
2) Ночью заяц ходит по полям без страха и оставляет прямые следы.
3) Ребята работают в саду, поливают цветы и собирают урожай.
4) Снежинки во двор прилетели и лужицы стонут во льду.

А12. В каком предложении сказуемое выражено именем существительным?
1) В лесу поднимается огромное белое солнце.
2) Русский язык неисчерпаемо богат.
3) Марс и Сатурн - планеты.
4) Тиха украинская ночь.

А13. Укажите фразеологизм.
1) как рыба в воде
2) бежать быстро
3) мужественный человек
4) сильно покраснеть

А14. Какой художественный приём употреблен в стихотворении?
Улыбнулся радостно
Весь прозрачный лес,
И мороз за ёлками,
Заворчав, исчез.
1) эпитет; 2) олицетворение; 3) метафора.

1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14.

Часть В
Прочитайте текст.
(1)Кроме высокой травы, вдоль дороги не было никакой другой растительности. (2)В полдень мы расположились на отдых у озера, заросшего камышом. (3)Ребятишки различного возраста купались и плескались на самой середине. (4)Солнце безжалостно пекло, и к песку нельзя было прикоснуться. (5)Положив плащ на голову, я задремал под раскидистым растением. (6)Когда я проснулся, солнце склонялось к горизонту. (7)Вот загорелись в небе бесчисленные звёзды.

В1. Запишите номер сложноподчиненного предложения___________________________________

В2. Запишите номер предложения с однородными членами ________________________________

В3. Выпишите все слова с чередованием О-А в корне РАСТ-, РАЩ-, РОС-___________________

В4. Из предложений 6-7 выпишите слова с неизменяемыми приставками___________________
______________________________________________________________________________________

В5. В предложении 5 найдите слово, состоящее из приставки, корня, двух суффиксов и окончания ____________________________________

В6. Из предложения 4 выпишите слово, у которого нет окончания__________________________

В7. Запишите синоним к слову безжалостно____________________________________________

В8. Запишите морфологические признаки слова проснулся_______________________________

Ответы. Часть А, 1 вариант
3 1 3 1 3 2 1 1 4 4 3 3 1 2

Ответы. Часть В, 1 вариант
В1 7
В2 5
В3 рассвета, безжалостно, расположились
В4 предполагали, расположились
В5 Выехали
В6 быстро
В7 Поездка
В8 глагол 2 спр., несов. в., невозвр., прошедшего времени, мн. числа

Ответы. Часть А, 2 вариант
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14.
3 3 1 3 2 4 4 4 3 1 4 3 1 2

Ответы. Часть В, 2 вариант
В1 6
В2 3
В3 поросли, растительности, растением (слово заросшего не выписывать, корень под ударением)
В4 проснулся, загорелись
В5 Задремал
В6 Безжалостно
В7 Беспощадно
В8 глагол 1 спр., сов. в., возвр., прошедшего времени, ед. числа, муж. род.

Уровни оценивания работы

Всего баллов В части А за правильный ответ ставить строго по 1 баллу,
в части В за недочет в ответе можно ставить полбалла.
Если в задании «выписать слова», а ученик выписал только одно слово, можно снять 0,5 балла
4 уровень 22-19
3 уровень 18-15
2 уровень 14-10
1 уровень Менее 10

Поэлементный анализ контрольных работ

Поэлементный анализ контрольных работ учащихся заключается в разделении контрольного задания на возможные элементарные составные части. В качестве основы для поэлементного анализа можно использовать следующую таблицу (см. Приложение). Для ее заполнения достаточно трех знаков: «+» - правильный ответ, «-» - неправильный ответ (ошибка), «0» - нет ответа. По горизонтали можно получить точную картину выполнения заданий каждым учеником, то есть увидеть пробелы в знаниях конкретного ученика, а также вычислить процент выполнения работы. По вертикали можно увидеть типичные ошибки, понять, какое задание вызвало наибольшие (или наименьшие трудности), это дает возможность успешно корректировать пробелы в знаниях учащихся.
Таким образом, поэлементный анализ работ учащихся позволяет увидеть затруднения при усвоении материала как каждого ученика, так и класса в целом.

Поэлементный анализ
№ уч-ся по списку Часть А
А1 А2 А3 А4 А5 А6 А7 А8 А9 А10 А11 А12 А13 А14
1.
2.
3.
Всего

Поэлементный анализ
№ уч-ся по списку Часть В
В1 В2 В3 В4 В5 В6 В7 В8
1
2
3
Всего

Орфоэпические нормы

Вариант №1

1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный?

1) дОлбит 2) дрУжна 3) дремотА 4) щепА

2. В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) арАхис 2) балОванный 3) черпАть 4) вероисповЕдание

3. В каком слове ударение на первом слоге?

1) щавель 2) экскурс 3) эксперт 4) цыган

4. Укажите слово, в котором ударение не падает на последний слог?

1) взорвалась 2) убрала 3) создала 4) донельзя

5. В каком слове выделенная буква обозначает мягкий согласный?

1) аТелье 2) коФе 3) котТедж 4) свиТер

6. В каком слове ударение падает на третий слог?

1) обеспечение 2) плесневеть 3) принудить 4) подобрала

7. В каком слове ударение падает на третий слог?

1) анатом 2) начата 3) заржаветь 4) зимовщик

Орфоэпические нормы

Вариант №2

1. Укажите глагол, в котором ударение падает на основу.

1) взяла 2) собрала 3) выгнала 4) врала

2. В каком слове ударение на последнем слоге?

1) факсимиле 2) свекла 3) щебень 4) фарфор

1) диспансер 2) крапива 3) прожита 4) псевдоним

1) Тембр 2) морФема 3) шиНель 4) кРем

1) камбала 2) облегчить 3) пуловер 4) танцовщица

6. Укажите слово, в котором на месте выделенной буквы произносится [о].

1) житиЕ 2) остриЕ 3) одновремЕнный 4) предрЕкший

7. Укажите слово, в котором допускаются варианты ударения.

1) комбайнер 2) жалюзи 3) апостроф 4) зубчатый

Орфоэпические нормы

Вариант №3

1. Укажите глагол в форме женского рода прошедшего времени, в котором ударение поставлено правильно.

1) звАла 2) брАла 3) ждАла 4) знАла

2. В каком слове ударение падает на второй слог?

1) статуя 2) каталог 3) иконопись 4) пуловер

3. В каком слове ударение падает на второй слог?

1) мельком 2) черпать 3) хлопковый 4) надолго

4. Укажите слово, в котором выделенный согласный произносится твердо.

1) кРем 2) гроТеск 3) шиНель 4) эффект

5. В каком слове ударение падает на третий слог?

1) нефтепровод 2) лососевый 3) обетованный 4) ходатайство

1) искристый 2) иначе 3) лубочный 4) кухонный

7. В словах какого ряда ударение падает на второй слог?

    углубить, каталог, диспансер

    намерение, закупорить, брала

    приняли, апостроф, алфавит

    дедовский, догнала, феномен

Орфоэпические нормы

Вариант №4

1) кренится 2) кормящий 3) туфля 4) мещанин

2. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) съезд рЕкторов 3) на пОхоронах

2)совет дирЕкторов 4) из аэропортА

3. В каком слове ударение на втором слоге?

1) некролог 2) диспансер 3) черпать 4) факсимиле

4. В каком слове выделенная буква обозначает мягкий согласный?

1) Тезисы 2) буТерброд 3) Терраса 4) Термос

5. В каком слове ударение падает на третий слог?

1) христианин 2) поняла 3) красивее 4) откупорить

6. Укажите слово, в котором допускаются варианты ударения.

1) созыв 2) газопровод 3) творог 4) иконопись

7. В словах какого ряда ударение падает на первый слог?

    кухонный, досуха, плесневеть 3) жалюзи, столяр, врала

    ждала, досуг, ревень 4) агент, заем, шофер

Орфоэпические нормы

Вариант №5

1. В каком слове ударение падает на первый слог?

1) эксперт 2) чистильщик 3) завидно 4) дефис

2. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) усугУбить 2) тАможня 3) христиАнин 4) хозЯева

3. В каком слове ударение падает на второй слог?

1) статуя 2) черпать 3) отняла 4) щавель

4. В каком слове выделенная буква обозначает твёрдый согласный?

1) муЗей 2) Тесты 3) акаДемик 4) Тема

5. В каком слове ударение на четвёртом слоге?

1) осведомить 2) демократия 3) аристократия 4) заиндеветь

6. Укажите слово, в котором на месте ЧН возможно двоякое произношение - [шн] и [чн].

1) булочная 2) яичница 3) скворечник 4) пустячный

7. В каком ряду во всех словах выделенные буквы обозначают твёрдые согласные звуки?

1) макраМе, шосСе, Теннис

2) моДернизация, шиНель, кашНе

3) каФе, коФе, гроТеск

4) инТеграция, Дефис, Деликатесы

Лексические нормы

Вариант №1

1. Какое слово имеет значение «бездеятельный, безынициативный»?

1) меланхоличный 2) ординарный 3) лаконичный 4) инертный

2. Какое из перечисленных слов имеет значение «человек, готовый бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь со своими личными интересами»?

1) эгоист 2) меценат 3) альтруист 4) филантроп

3. В каком примере выделенное слово используется в переносном значении?

    горячий кофе 3) шёлковые волосы

    шёлковая рубашка 4) золотые часы

4. В каком ряду нет фразеологического оборота?

1) переступать с ноги на ногу 3) ни в зуб ногой

2) с ног до головы 4) жить на широкую ногу

5. В каком примере выделенное слово употреблено в прямом значении?

1)часы идут 3) человек прошёл

2) дождь прошёл 4) век прошёл

6. голосистый нужно употребить слово голосовой ?

черепаший нужно употребить слово черепаховый ?

1) На первое подали черепаший суп.

2) Он приближался к цели черепашьим шагом.

3) Черепашьи детёныши давно уже вывелись.

4) Черепаший панцирь обладает особой прочностью.

Лексические нормы

Вариант №2

1. Какое лингвистическое понятие иллюстрирует слова грецкий - гре­ческий?

1) омонимы 2) паронимы 3) синонимы 4) антонимы

2. Какое значение имеет слово ландшафт?

    гористая местность

    общий вид местности

    местность с деревьями и кустарниками

    растительность

3. Какое из перечисленных слов имеет значение «человек, помогающий нуждающимся, занимающийся благотворительностью»?

1) меценат 2) альтруист 3) филантроп 4) пацифист

4. В каком примере выделенное слово используется в переносном значении?

    крутой кипяток 3) тяжёлая поклажа

    крутой подъём 4) шёлковая ткань

5. В каком предложении употребление заимствованного слова уместно?

1) Вчера к нам с дружеским визитом приходили гости.

2) Амортизационные отчисления необходимо производить ежемесячно.

3) Во многих районах города вода оказалась в минимуме.

4) Он мне с апогеем рассказывал об этом.

6. В каком примере выделенное слово употреблено в переносном значении?

1) зал полон 3) тонкие пальцы

2) зал аплодирует стоя 4) крутой берег

7. В каком предложении вместо слова явный нужно употребить слово явственный ?

1) Я увидел явные очертания гор.

2) Это была явная ложь.

3) Полковник испытывал ко мне явную неприязнь.

4) Ребёнок этот был явным вундеркиндом.

Лексические нормы

Вариант №3

1. Какое лингвистическое понятие иллюстрируют слова контуры - очертания?

1) омонимы 2) паронимы 3) антонимы 4) синонимы

2. Какое из перечисленных слов имеет значение «тот, кто проповедует национальную и расовую исключительность, разжигает национальную вражду»?

1) террорист 2) шовинист 3) пацифист 4) милитарист

3. Какое из перечисленных слов имеет значение «необходимый, постоянный признак, принадлежность»?

1) атрибут 2) атавизм 3) аспект 4) ассоциация

4. В каком примере выделенное слово употреблено в прямом значении?

1) золотая осень 3) золотой браслет

2) золотые руки 4) золотой характер

5. В каком предложении вместо слова экономичный нужно употребить слово экономный ?

1) Была создана новая экономичная машина.

3) Новые стройматериалы весьма экономичны в строительстве.

4) Этот метод очень экономичен в сельском хозяйстве.

6. В каком предложении вместо слова двойной нужно употребить слово двойственный ?

1)Наш агроном первый вздумал весь большой участок засадить двойным рядом лип.

2)Он отбросил книгу со смешанным чувством зависти и презрения, это двойное чувство не покидало его ещё долгое время.

3)Всё это могло быть ловким трюком, рассчитанным на то, что сотрудник войдёт в доверие к врагам и начнёт двойную игру.

4)В этом городе все старинные купеческие фамилии были двойные.

7. Какой пример не содержит фразеологического оборота?

1) У него в Министерстве своя рука. 3) К рукам прибрать.

2) Взять себя в руки. 4) Трудиться не покладая рук.

Лексические нормы

Вариант №4

1. В каком ряду не все слова входят в синонимический ряд?

    большой, крупный, огромный, колоссальный

    преимущество, превосходство, перевес

    кроткий, незлобный, безгневный, ангелоподобный, добродушный

    крикнуть, рявкнуть, гаркнуть, взреветь

2. В каком случае значение слова определено неверно?

    аудиенция - официальный приём у высокопоставленного лица;

    аншлаг - юмористическая передача;

    афера - недобросовестное мошенническое предприятие, дело, действие;

    аналогия - сходство между явлениями или понятиями.

3. Какое из перечисленных слов имеет значение «богатый покровитель науки и искусства»?

1) бизнесмен 2) олигарх 3) меценат 4) продюсер

4. В каком примере слово голова

    Он у нас всему делу голова. 3) Он человек с головой.

    Голова пехотной колонны. 4) Надел шляпу на голову.

5. Укажите предложение, в котором фразеологический оборот употреб­лён без ошибок.

    Он умел отстаивать свою точку мнения.

    Он сдал экзамен с горем пополам.

    Она не хочет уповать на лаврах.

    Чаша его терпения наконец лопнула.

6. В каком ряду слова являются синонимичными?

    обаятельный, очаровательный, смешной

    выразить, сформулировать, назвать

    мысли, чувства, думы

    воплотить, привести, реализовать

7. В каком предложении вместо слова дипломатичный нужно употре­ бить слово дипломатический?

    Из уклончивого и чересчур дипломатичного выступления со­трудника осталось неясным, какие же перемены ожидают коллектив в ближайшее время.

    Осторожные и дипломатичные выражения помогли смягчить сложную ситуацию на переговорах.

    Дипломатичный этикет нарушался людьми, которые не владели

знаниями о нормах речевого поведения, принятых в этой стране.

4)Это был исключительно интеллигентный человек, мягкий, тонкий, весьма дипломатичный.

Лексические нормы

Вариант №5

1. В каком ряду представлены синонимы?

    жизненный - житейский

    высокомерие - надменность

    высокий - низкий

    комнату заставили мебелью - меня заставили учиться

2. Значение какого слова указано неверно?

    коррумпированный - незаконно обогащающийся чиновник или политик;

    аншлаг - концерт или спектакль в честь кого-либо;

    скрупулёзный - точный до мелочей, чрезвычайно тщательный;

    меценат - богатый покровитель наук и искусств.

3. Какое из перечисленных слов имеет значение «наука, изучающая ма­ териальную и духовную культуру народов»?

1) мифология 2) этнография 3) библиография

4) экология

4. В каком примере слово ключ употреблено в прямом значении?

    ключ к шифру 3) в оптимистическом ключе

    гаечный ключ 4) действовать в едином ключе

5. В каком предложении употребление разговорной и просторечной лексики уместно?

    Наши спортсмены начисто проиграли последние соревнования.

    Директор в своём выступлении обратил внимание на тот факт, что некоторые ученики отлынивают от уборки территории.

3) Благодаря инвестициям завод начал работу без раскачки. 4) Как здорово, что мы всем классом идём в поход.

6. В каком предложении вместо слова ледовый нужно употребить слово ледяной?

    Невозможно описать яркость и красочность полярного ледового моря.

    Ладожское озеро было ледовой трассой, которая несла жизнь ленинградцам.

    Изменение ледовых условий в арктических морях представляет большой научный интерес.

7. В каком предложении вместо слова выплатить нужно употребить слово оплатить?

    Учреждение выплачивает расходы по командировке.

    Заработную плату выплатили с опозданием.

    В конце года сотрудникам выплатили премию.

    Писателю в издательстве выплатили гонорар.

Морфологические нормы

Вариант №1

1. Укажите пример, в котором нормы формообразования не нарушены.

    восемь яблоков 3) более слабый

    пара сапогов 4) ягоды стали слаже

2.

    более красивый пейзаж

    обоих учеников

    более восемьдесят пяти килограмм

    новые договоры

3.

    семь килограмм баклажан

    наиболее удобным способом

    новые драйвера

    пятеро учениц

4.

    наиболее удачно 3) больная мозоль

    делав что нужно 4) положите на стол

5. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

    обеих рук

    осенние яблоки более кислее

    погиб в бою

    великие учители человечества

6. Укажите пример, в котором нормы формообразования не нарушены.

    любоваться многоводным Миссисипи

    мы увидели гнездо, разорившее хищником

    килограмм абрикосов

    обей ученицы выполнили домашнее задание

1) двое людей 3) большая мозоль

2) наиболее важнейший 4) директора предприятий

Морфологические нормы

Вариант №2

    обеих берегов 3) петь звонче

    пара джинсов 4) ягода слаще

2. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

    моложе брата

    наши ребяты

    трёхсот шестидесяти пяти человек

    пара тапок

3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

    с ихней девочкой 3) бегите быстрее

    более практичный 4) на красивом бра

4. Отметьте пример с ошибкой в образовании формы слова.

    отдыхали у побережий 3) приедь быстрее

    пять банок шпрот 4) этот пример более интересен

5. Укажите пример, в котором нормы формообразования не нарушены.

    пятидесятистами рублями 3) пара чулков

    ляжьте на диван 4) пара носков

6. Отметьте пример с ошибкой в образовании формы слова .

    старые тренера 3) положите сумки

    пять апельсинов 4) чёрная вуаль

7. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) на лбу 3) шестисот семи человек

2) усечённые конуса 4) погиб

Морфологические нормы

Вариант №3

1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

    новые драйверы 3) обеих книг

    большие скорости 4) положьте в сумки

2. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

    звук исчез 3) трое ножниц

    без погон 4) с двести рублями

3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

    красивый тюль 3) менее пятиста лет

    наивысший балл 4) директора школ

4. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

    пирог с повидлой 3) с их балкона

    перед обеими странами 4) много килограммов абрикосов

5. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) более лучше 3) оглох

2) пара джинсов 4) девятисот девяноста девяти деревьев

6. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

    двое людей 3) большая мозоль

    наиболее важнейший 4) директора предприятий

7. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

    двухтысячные года 3) северные флота

    нет мест 4) кладите на место

Морфологические нормы

Вариант №4

1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

    пара джинсов

    пришли на митинг около восьмисот человек

    эти ягоды слаще

    вовремя не получил своего бюллетня

2. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

    говорили о вас 3) пирожок с повидлом

    ложитё на полку 4) обтреплется край книги

3. Отметьте пример с ошибкой в образовании формы слова.

    пара чулок 3) более пятидесяти рублей

    поезжай сегодня 4) рисунок более красивее

4. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

    пластмассовые вёдра

    худший вариант

    семисот шестидесяти семи деревьев

    килограмм вафлей

5. Укажите пример, в котором нормы формообразования нарушены.

    нет абрикосов 3) современные принтеры

    пять сотней книг 4) наиумнейший

6. Отметьте пример с ошибкой в образовании формы слова.

    вкусные торты 3) пятьюстами деревьями

    палец с мозолем 4) в две тысячи четвёртом году

7. Укажите пример, в котором нормы формообразования не нарушены. 1) семиста рублей 3) пятеро учеников

2) двадцать петлей 4) опытные тренера

Морфологические нормы

Вариант №5

1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

    сестра моложе брата

    семьюстами пятьюдесятью восемью

    вопреки прогнозов погода улучшилась

    опытные шофёры

2. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

    цветок быстро увянул

    наилучшее средство

    сдобные крендели

    к трёмстам шестидесяти восьми килограммам

3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

    самый лучший вариант 3) красивые торта

    пятисот пятидесяти страниц 4) пять ампер

4. Укажите пример, в котором нормы формообразования не нарушены.

    ихние компьютеры

    более угрюмее

    пачка макарон

    пятисот пятьдесят пятая страница

5. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

    по окончанию школы поступил в институт

    несколько брелоков

    современный модный тюль

    семидесяти пяти килограммов

6. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

    пять килограммов помидоров 3) он более моложе

    старый дуб засох 4) вкусные торты

7. Укажите пример, в котором нормы формообразования нарушены.

    наиболее уместный 3) двести двадцать вольт

Синтаксические нормы (построение предложений с деепричастным оборотом)

Вариант №1

1. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Готовясь к ЕГЭ по русскому языку,

    не забудьте повторить правила орфографии и пунктуации.

    необходимо повторение всего школьного курса.

    советы учеников могут вам помочь.

    нужно воспользоваться словарями.

2. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Осознавая свои ошибки,

    это обогащает опыт каждого.

    может обнаружиться неожиданное решение.

    накапливается жизненный опыт.

    человек не повторит их в дальнейшем.

3. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Познакомившись с этимологией некоторых русских слов,

    выясняется, что многие из них являются заимствованными.

    это часто помогает их правильному написанию.

    начинаешь обращать внимание на их орфографию.

    поражает то, что многие из них взяты из других языков.

4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Слушая любимую музыку,

    всегда обнаруживается что-то новое, не замеченное раньше.

    время как будто перестаёт существовать.

    каждый раз открываешь в ней что-то новое.

    она, как это ни удивительно, никогда не надоедает.

5. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Путешествуя на автомобиле,

    не забудьте изучить план местности.

    у неё было хорошее настроение.

    сначала определяется маршрут.

    вам должно быть комфортно.

6. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Пользуясь толковым словарём,

    сначала читается вступительная статья.

    меня поразило богатство нашего языка.

    обратите внимание на иллюстративный материал.

    многие слова окажутся вам неизвестными.

7. Укажите предложение с деепричастным оборотом, которое не содер­жит ошибки.

    Отдохнув, набравшись сил, работа стала выполняться быстрее.

    Приехав на отдых, мы сначала позаботились о жилье.

    Починив карандаш, он быстро сломался.

    Войдя в трамвай и немного проехав, в него вошли контролёры.

В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?


началИ сь

цемЕ нт

А вгустовский

Э ксперт


В каком примере произносится звук [и]?


на иконах


Какое из слов дано в правильном произношении?


Снег [с"н"эх]

Крем [крэм]

Пюре [п"ур"э]


В каком слове произносится мягкий согласный [д"]?


Деквалификация

Дешифровать


В каком слове ударение падает на второй слог?


Повторим

Позвонишь

Принудить


В каком слове ударение определено неверно?

пОнявший

обеспЕчение

алкогОль

  1. Я жду – Соловьиное эхо

Несется с блестящей реки (А.А.Фет)

  1. Задремали звезды золотые,

Задрожало зеркало затона…(С.А.Есенин)

  1. Но только не стой угрюмо,

Главу опустив на грудь (М.И.Цветаева)

  1. Не жди: наутро не проглянет на небе солнце (И.А.Бунин)

Аллитерация используется в предложении…

  1. Глупость не порок, а несчастье (Пословица)
  2. Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши (К.Д.Бальмонт)
  3. Кто не работает, тот не ест (Пословица)
  4. Лежа пищи не добудешь (Пословица)

Аллитерация используется в предложении…

  1. Хороши стружки –

Желтые игрушки (В.В.Маяковский)

  1. С вечера все спится,

На дворе темно (А.А.Фет)

  1. Плутовка к дереву на цыпочках подходит (И.А.Крылов)
  2. В небесах торжественно и чудно!

Спит земля в сиянье голубом (М.Ю.Лермонтов)

Буквы Е, Ё,Ю.Я обозначают один звук в словах…

  1. мягкий
  2. наблюдать

4. наёмник

Буква Ю обозначает два звука в слове…

  1. верблюд
  2. любезность
  3. дюжина

4. баюкать

Буква Е указывает на мягкость предшествующего согласного в словах…

  1. шоссе
  2. берлога
  3. перловый
  4. солнце

Буква Я обозначает два звука в слове…

  1. лягушка
  2. вянуть
  3. пятачок

Букв больше, чем звуков, в словах…

  1. праздность
  2. сверстник
  3. необъятный

4. ровесник

Буквенное сочетание ЧН произносится в соответствии с написанием в словах…

  1. скворечник
  2. скучно
  3. лодочный
  4. язычник
  1. избАлованный
  2. повторИт
  3. эпилОг
  4. ломотА

Верно выделена буква, обозначающая ударный звук, в словах…

  1. некролОг
  2. обеспечЕние
  3. красивЕе

Верно выделена буква, обозначающая ударный звук, в словах…

  1. зАнять
  2. гербОвый
  3. тОртов

Верно выделена буква, обозначающая ударный звук, в словах…

  1. нефтепрОвод
  2. гУсеница
  3. диАлог

4. алфавИт

Верно выделена буква, обозначающая ударный звук, в словах…

  1. арАхис
  2. жалюзИ
  3. обеспечЕние
  1. р ельс
  2. пр есса
  3. с ервиз
  4. бифшт екс

Выделенная буква обозначает мягкий согласный звук в слове…


  1. свит ер
  2. д емагог
  3. д емократ

инт ервью

Выделенная буква обозначает твердый согласный звук в слове…

  1. инд екс
  2. пуд ель
  3. д етектив

4.д емагог

Выделенная буква обозначает твердый согласный звук в слове…

  1. Од есса
  2. коф е
  3. пюр е
  4. т ермин

Все согласные звуки являются твердыми в словах…

  1. ячмень
  2. портфель
  3. поручение
  4. явный
  1. чарующий
  2. пчела
  3. белить
  4. егерь

Звуков больше, чем букв, в словах…

  1. карьера
  2. энергия

Звуков больше, чем букв, в слове…

  1. подъезд
  2. разбудить
  3. поезд
  4. статья

Звуков больше, чем букв, в словах…

  1. читать
  2. яблоня
  3. настроение
  4. интервью

Ударение падает на первый слог в слове…

1.эксперт

Звуков больше, чем букв, в слове…

2.компания

3.являться

Буквенное сочетание ЧН произносится как (ШН) в словах…

Указать не менее двух вариантов ответа

1.срочн ый

2.Кузьминичн а

3.ночн ой

~~Экзаменационный тест
Вариант 1
По дисциплине «Русский язык»
Часть 1 (А)

1. сИроты
2. красИвейший
3. взялА
4. освЕдомишься


1. щавЕль
2. изогнУтый
3. просверлИт
4. заперлА
Ответ:_________________________

1. оптОвый
2. вероисповедАние
3. красИвее
4. диспансЕр
Ответ:_________________________

1. Действие
2. Рояль
3. Конечно
4. Зависимость
Ответ:_________________________

1. Обидеться
2. Отжать
3. Шёпот
4. Мыть
____

1. отступить
2. юноша
3. скучно
4. тревога
_

1. Летом в ЛЕСИСТОЙ чащобе появляются полчища комаров.
2. Статья оказалась полезной и ИНФОРМАТИТВНОЙ.
3. В Российской империи высшим чрезвычайным судебным органом был ВЕРХОВНЫЙ суд.
4. Буду вам бесконечно ПРИЗНАТЕЛЬНА.
____
А8. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно? Исправьте ошибку.
1. Зимы в наших краях всегда были морозные, ВЕТРЕНЫЕ.
2. Отношения в их семье ОСНОВАНЫ на взаимной любви.
3. Новую КОНСТРУКТОРСКУЮ группу разместили в светлом помещении заводоуправления.
4. У каждого народа, вследствие его ИНДИВИДУАЛИЗМА, свой взгляд на вещи, своя манера понимать и действовать.
Ответ:__________________________________

1. Анонс - объявление о предстоящем концерте
2. Коллега - товарищ по учебе или работе
3. Плеяда - группа выдающихся деятелей одной эпохи, одного направления
4. Полиглот - переводчик
_______________________________
А10. Какое слово является синонимом к выделенному слову в словосочетании «надменный взгляд»?
1. строгий
2. серьёзный
3. высокомерный
4. жестокий
Ответ:__________________________________

1. Быстрый - скорый
2. Поступок - проступок
3. Успеть - опоздать
4. Прийти - прискакать
___

1. Триста килограммов
2. Без погон
3. Ехайте осторожно
4. Директора школ
Ответ:______________________________________


1. Пара сапог
2. лягте
3. на сто двадцать девятом месте
4. Самый кратчайший
Ответ:______________________________________

Фотографируя звездное небо...
1. необходим штатив.
2. надо учитывать время восхода Луны.
3. объектив должен быть направлен на Полярную звезду.
4. испытывается необыкновенное воодушевление.
Ответ:______________________________________

Приезжая в родной город на каникулы...
1. воспоминания встречают тебя на каждом шагу.
2. уже по-другому смотришь на друзей детства.
3. появляется ощущение безграничной свободы.
4. происходят долгожданные встречи с учителями.


1. Восшествие на престол нового государя всколыхнуло в обществе целую волну надежд на либерализацию страны.
2. В основе сюжета «Власть тьмы» - история нравственного падения и последующего покаяния слабовольного крестьянина.
3. По окончании университета выпускник может преподавать математику в школе или работать в одном из научно-исследовательских институтов.
4. Двулетние растения в первый год своей жизни не цветут, а только накапливают питательные вещества в корнях.
Ответ:_________________________

1. Нельзя недооценивать тот заряд положительных эмоций, который вознивает в стране в случае спортивной победы соотечественников.
2. В репертуаре студии было уже три спектакля, которые давали нашему клубу хорошие сборы.
3. Труппа Мольера, которая арендовалап зал в предместье Парижа, пышно величала себя «Блистательным театром».
4. Литература на новоперсидском языке, который использовал арабскую графику, зародилась в середине IX века.
Ответ:_________________________

1. Оз...рить
2. М...литва
3. Заг...рать
4. Соч...тание
5. К...ллекция



___

1. А молодой человек даже и деньги с него вперед получил, (НЕ)МАЛЫЕ деньги.
2. Чайка, когда она птица, а (НЕ)СИМВОЛ, злющее существо.
3. (НЕ)ПРЕКРАЩАЮЩИЙСЯ в течение суток дождь надолго задержал нас в избушке лесника.
4. Лицо твое (НЕ)ОБОЖЖЕНО солнцем, и руки твои белы.
Ответ:_________________________

1. Ирина Андреевна говорила (НЕ)ГРОМКО, но очень выразительно.
2. Я был (НЕ)ГОТОВ к такому повороту событий и в растерянности остановился.
3. (НЕ)ПОЛУЧЕННАЯ вовремя телеграмма заставила нас изменить планы.
4. Конечно, это был далеко (НЕ)ЛУЧШИЙ поступок.
Ответ:_________________________

За око(1)ым стеклом жила своей утре(2)ей жизнью обыкнове(3)ая городская асфальтирова(4)ая улица, по которой мчались переполне(5)ые маршрутные такси и груже(6)ые самосвалы.
Ответ:_________________________

1. Тополи...ый
2. Серебря...ый
3. Искусстве...ый
4. Жева...ый
Ответ:______________________________________

1. Пл...сун, неприм...римый, т...сненый
2. Рем...сло, заж...гание, воп...ющий
3. Хр...щевой, разл...ваться, сл...паться
4. Выч...щенный, чинопоч...тание, прим...рение
Ответ:______________________________________

1. Усидч...вый
2. Подстра...ваться
3. Эмал...вый
4. Проста...вать
5. Изменч...вый
Ответ:______________________________________

1. Обж...гаться
2. Ок...лдовать
3. Приг...ревшая
4. Просл...влять
5. Молитва
Ответ:______________________________________

1. Б...лезнь, в...дить, з...ря
2. Ист...щение, г...лосовать, крыж...вник
3. В...сна, запл...сать, п...рировать
4. Пол...жение, печ...нка, ж...лудь
Ответ:______

Солнце (1) не спеша (2) поднималось над горизонтом (3) озаряя первыми лучами (4) поля (5) засеянные пшеницей.


Облако (1) казалось (2) застыло на месте, однако (3) внезапный порыв ветра (4) вдруг (5) разорвал его надвое.
Ответ:________________________________________

Мы проехали мимо моста (1) по асфальтированному полотну (2) которого (3) мчались автомобили (4) и повернули налево.
Ответ:________________________________________

Как только мы выехали из города (1) и (2) за поворотом исчезли силуэты высоток (3) начал накрапывать дождь (4) который вскоре превратился в ливень.

Часть 2 (Б)

1. взялА, кровоточИть, прИбыло, свЕкла
2. отозвалАсь, тОрты, срЕдства, нЕдуг
3. прИнятый, лилА, звОним, портфЕль
4. цемЕнт, зАгодя, столЯр, отклЮченный
_




Г. С ударением на четвертом слоге 1. Лгала
2. приданое
3. принявший
4. созыв
5. доверху



Предложения
А. Только духовно развитый человек может видеть и наслаждаться красотой природы.
Б. Напечатав документы, в принтере закончилась бумага.
В. Многие из тех, кто приезжал в Ялту, побывал в доме-музее Чехова.
Г. Офицер потребовал у станционного смотрителя, что ему нужны дочери.
Д. По окончанию производственной практики каждый студент должен написать отчёт о проведённой работе. Грамматические ошибки
1. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом.
2. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.
3. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением.
4. Ошибка в построении предложения с однородными членами.
5. Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом.
6. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом.
7. Неправильное построение предложения с косвенной речью.



1. (Держать) на пр...мете, пр...клонный
2. Роз...ск (преступников), не воз...мело (действия)
3. Под...грать, пр...родина
4. Бе...перспективный, ни...зложить
5. Неот...емлемый, ар...ергардный
_

Б5. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся слитно. Напишите вариант ответа.
1. (НЕ)СМОТРЯ на университет и театр, жить в городе было КАК(ТО) скучновато.
2. (ПО)НАЧАЛУ не стоит тренироваться (В)ПОЛНУЮ силу.
3. Сергей (НА)ИЗУСТЬ знал правила дорожного движения и теоретическую часть экзамена сдал (С)ЛЕТУ.
4. Мухтар (ПО)ДОЛГУ недвижно лежал у двери, Марья не раз пыталась отвлечь его от тяжелых собачьих дум едой, но все было (В)ПУСТУЮ.
5. Студент выбрал эту тему реферата, (ЧТО)БЫ лучше узнать историю музыки, и (В)ТЕЧЕНИЕ месяца изучал полоученные в библиотеке книги.
Ответ:__________________________

1. ОТКУДА(ТО) налетел ветер, поднялись волны, и ЧТО(БЫ) лодку не унесло в море, ребята вытащили её на берег.
2. Мы не знали точно, (ИЗ)ЗА чего Максим, (ОТ)РОДУ ничего не боявшийся, так испугался моря.
3. (НЕ)СМОТРЯ не мощные подпорки, за зиму старый сарай сильно покосился (НА)БОК.
4. (В)ПРОДОЛЖЕНИЕ беседы Иван оставался (ТАК)ЖЕ спокоен, как и его отец.
5. Иван Петрович постоял с закрытыми глазами, КАК(БЫ) собираясь с мыслями, (ЧТО)БЫ произнести заключительное слово.
Ответ:__________________________

1. Почти каждый из французских скульпторов работал одновременно и в историко-мифологическом и в портретном и в пейзажном жанрах.
2. Человек должен соблюдать как юридические так и нравственные законы.
3. Анна и Прасковья пошли дальше и потом долго оглядывались.
4. Из окна были видны только серые крыши да кусочек неба.
5. Мы ощущали если не радость то приятное волнение.
Ответ:__________________________

1. Леонардо да Винчи был не только великим художником но и великим математиком механиком и инженером.
2. В эту пору часто видишь в небе то коршунов то ястребов.
3. Соревнования из-за дождя не состоялись и решено было перенести их на ближайшее воскресенье.
4. Я взял кусок хлеба и ломтик ветчины и вновь поднялся на палубу.
5. Ждать да догонять хуже нет.
Ответ:__________________________

Ольга вошла к Рябовскому без звонка (1) и (2) когда в передней снимала калоши (3) ей послышалось (4) как будто в мастерской кто-то тихо пробежал.
Ответ:_____________________________________________

Пьер думал (1) что князь Андрей несчастлив (2) что он заблуждается (3)что он не знает истинного света(4) и (5) что Пьер должен прийти на помощь ему.
Ответ:_____________________________________________

Часть 3 (С)

Сергей Петрович Боткин

(1) Классик русской медицины Сергей Петрович Боткин был выдающимся деятелем нашей страны в области врачебной науки.
(2) В 1855 году он окончил медицинский факультет Московского университета и поехал добровольцем на театр военных действий в Крым, где работал военным врачом под руководством Н.И.Пирогова.
(3) Главной обязанностью врача С.П.Боткин считал лечение больных. (4) Приветливая внешность, добросовестность, необыкновенная человечность, искреннее внимание к больному и желание помочь ему сделали из него идеального врача. (5) Как и Николая Ивановича Пирогова, пациенты скоро стали называть Сергея Петровича Боткина «чудесным доктором». (6) «Его обаяние среди больных носило волшебный характер: лечило одно его слово, одно посещение больного», - вспоминал современник С.П.Боткина, известный учёный Иван Петрович Павлов.
(7) Основой врачебного успеха Боткина был его редкостный талант диагноста. (8) Он поражал способностью разгадывать болезни и находить против них наилучшие средства лечения. (9) Ряд диагнозов Боткина вошли в историю медицины, например, инфекционная желтуха, или болезнь Боткина.
(10) Интересно отметить взгляд Боткина на поведение врача по отношению к больному, его родным и близким. (11) С.П.Боткин всегда говорил своим студентам: «Врач должен беречь больного и окружающих, от которых приходится иногда скрывать тяжёлую истину. (12) Надежда на спасение действует благотворно не только на больного и его родных, но и на самого врача».
(13) Современники говорили о Боткине: «Этот великий учёный и врач был настоящим русским богатырём». (14) С.П.Боткин лечил Н.А.Некрасова, М.Е.Салтыкова - Щедрина и многих других выдающихся деятелей. (15) Писатель А.И.Герцен лечился у него по поводу диабета. (16) Герцен писал своему другу: «Я Боткиным доволен без предела, я ничего подобного его осмотру не видел… (17) Да, дорогой мой, такого доктора я не встречал. (18) Что за основательность, догадка, внимание! (19) Ясность языка поразительная. (20) Доктор - гениальный. (21) Вопрос о гонораре Боткиным был решительно отклонён».
(22) Все биографы С.П.Боткина отмечают его необыкновенную скромность и отсутствие всякого славолюбия. (23) Он не стремился закрепить за собой первенство по поводу каких-либо открытий. (24) Не спешил он и печатать свои труды, а всё новое стремился впервые отдавать клинике, студентам.
(25) Лекции С.П.Боткина посещали студенты всех курсов. (26) Очень часто приходили и врачи, и совсем посторонние люди. (27) Для того, чтобы следить за ходом его изложения, слушатель должен был и сам много мыслить. (28) С. П. Боткин не ставил целью сообщить аудитории как можно больше фактов, он стремился научить логике медицинского мышления. (29) Три выпуска своей книги «Курс клиники внутренних болезней» С.П.Боткин написал для того, чтобы помочь молодым врачам и познакомить их со своим методом лечения больных.


1. С.П.Боткин был талантливым диагностом.
2. С.П.Боткин был скромным и порядочным человеком.
3. С.П.Боткин был строгим и требовательным преподавателем.
4. В своей жизни С.П.Боткин стремился стать успешным и богатым человеком.
________

1. В предложениях 1 - 2 содержится рассуждение.
2. В предложениях 4 - 6 представлено повествование.
3. В предложениях 10 - 12 представлено рассуждение.
4. В предложениях 17 - 20 содержится описание.

С4) Из предложений 4 - 5 выпишите синонимы (синонимическую пару).

С5) Среди предложений 1 - 9 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью только притяжательного местоимения. Напишите номер этого предложения.
Ответ:_____________________________________________
С6) Из предложений 7 - 9 выпишите прилагательное в превосходной степени.
Ответ:______________________________________________
С7) Среди предложений 7 - 12 найдите простое односоставное безличное предложение. Напишите номер этого предложения.
Ответ:______________________________________________
С8) Среди предложений 13 - 21 найдите предложение, в котором есть обращение. Напишите номер этого предложения.
Ответ:_______________________________________
С9) Ответьте на вопросы по тексту, которые позволят вам найти аргументы для написания сочинения-рассуждения:
. Кого можно назвать учителем С.П.Боткина?

Ответ:____________________________________________________________

Как вы думаете, за что пациенты называли С.П.Боткина «чудесным доктором»?

Ответ:____________________________________________________________

__________________________________________________________________

Какие качества старался воспитать в своих студентах С.П.Боткин?

Ответ:____________________________________________________________

Что в личности самого врача может служить примером для современных медиков?

Ответ:____________________________________________________________

__________________________________________________________________

С10. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Можно ли назвать С.П.Боткина выдающимся русским врачом и педагогом?»
В качестве аргументов используйте факты из данного текста.

~~Экзаменационный тест
Вариант 2
По дисциплине «Русский язык»

Часть 1 (А)
А1. В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
1. КремЕнь
2. катАлог
3. мИзерный
4. некролОг
Ответ:_________________________
А2. В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
1. клАла
2. взялА
3. экспЕрт
4. бралА
Ответ:_________________________
А3. В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
1. цепОчка
2. обОдриться
3. прозорлИва
4. газопровОд
Ответ:_________________________
А4. В каком слове букв больше, чем звуков?
1. свежо
2. конфета
3. масса
4. мнение
Ответ:_________________________
А5. В каком слове все согласные глухие?
1. тюль
2. жарить
3. спеть
4. котлета
Ответ:______________________________
А6. В каком слове все согласные твердые?
1. оторвать
2. желанный
3. сдаться
4. блеск
Ответ:___________________________________
А7. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно? Исправьте ошибку.
1. На прогулку Катя НАДЕЛА теплую шапку.
2. Нужны сведения о НАЛИЧНОСТИ в фондах новых поступлений.
3. Многие женщины посмотрели на новую гостью с завистью и НЕДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬЮ.
4. ЗАЧИНЩИКИ драки были быстро выявлены.
Ответ:__________________________________
А8. Определите в каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно? Исправьте ошибку.
1. Попадая в ЗАТРУДНИТЕЛЬНОЕ положение, каждый из нас действует обычно в соответствии со своим характером.
2. Интерьеры с дизайном в готическом стиле ВЕЛИЧЕСТВЕННЫ и изящны.
3. Вера Александровна чересчур ВПЕЧАТЛИТЕЛЬНА, и малейшая безделица ее может встревожить.
4. ГЛИНЯНЫЕ почвы трудно обрабатывать, но они хорошо задерживают влагу.
Ответ:__________________________________
А9. В каком варианте ответа слово определено неверно? Исправьте ошибку.
1. Десница - правая рука
2. Чертог - пышное, великолепное помещение, дворец
3. Наперсник - металлический колпачок, надеваемый на палец при шитье
4. Рейтинг - уровень популярности
Ответ:__________________________________
А10. Какое слово является синонимом к выделенному слову в словосочетании «связать веревкой»?
1. стеснять
2. сочетать
3. объединять
4. перевязать
Ответ:__________________________________
А11. В какой паре слов представлены антонимы? Напишите номер варианта.
1. Гордый - горделивый
2. Скука - уныние
3. Колоссальный - ничтожный
4. Абонент - абонемент
Ответ:______________________________________
А12. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. Напишите это слово правильно.
1. Пятидесятью рублями
2. Смелее всех
3. На обоих берегах
4. Свыше четырехсот метров
Ответ:______________________________________

А13. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. Напишите это слово правильно.
1. Ночные вызова
2. Двухтысячным годом
3. Более сильный голос
4. Высочайший подъем
Ответ:______________________________________
А14. Укажите грамматически правильное продолжение предложения. Напишите номер варианта.
Отогнав акул далеко в море...
1. спасателей уже ничто не волновало.
2. дельфины вместе с людьми встретили спасательное судно.
3. на рыбацких суднах воцарилось спокойствие.
4. жителей поселка ожидала другая напасть.
Ответ:______________________________________
А15. Укажите грамматически правильное продолжение предложения. Напишите номер варианта.
Используя последние результаты научных исследований...
1. у деловых людей появились новые направления для бизнеса.
2. можно сделать долгосрочный прогноз на будущее.
3. открываются новые возможности в медицине и биологии.
4. ими были получены государственные награды.
Ответ:_______________________________________
А16. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы). Напишите номер варианта.
1. Секунданты вытоптали в снегу тропинку и поставили противников по ее сторонам.
2. В фигурах «Сикстинской мадонны» Рафаэля заключено неиссякаемое богатство оттенков переживаний.
3. В конце урока учитель рассказал, какие типы задач будут в завтрашней контрольной работе.
4. Благодаря системы условностей возник особый язык византийской живописи.
Ответ:_________________________
А17. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом? Напишите номер варианта.
1. В одиннадцатом классе мы после уроков заходили в кафе, которое находилось на площади у Дворца культуры.
2. Есть люди, которые с самого раннего детства несут на себе какой-то отпечаток избранности.
3. Так как мы не смогли отменить встречу в Лондоне, которая состоится завтра, то было принято решение обменять билеты.
4. По слухам, которые иногда доходили до нас, Женя стал первоклассным военным врачом.
Ответ:_________________________
А18. Установите соответствие между указанными словами и названиями орфограмм.
1. Пом...гать
2. Пол...жить
3. Возр...ждение
4. К...тастрофа
5. Выр...стить
А. Проверяемая безударная гласная в корне
Б. Безударная гласная в корне с чередованием
В. Непроверяемая безударная гласная в корне.
_______
А19. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется слитно. Напишите номер варианта.
1. Дворник наш (НЕ)СПОСОБЕН и муху обидеть.
2. Без дружбы никакое общение (НЕ)ИМЕЕТ смысла.
3. (НЕ)КАЖДЫЙ способен на благородные поступки.
4. (НЕ)ЛЕСТНЫЙ отзыв о способностях Лизы покоробил Петрова.
Ответ:_________________________
А20. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется слитно. Напишите номер варианта.
1. Ещё (не)распустившиеся цветки роз привлекали внимание посетителей ботанического сада.
2. Обратиться было решительно (не)(к)кому.
3. Власть, (не)навидящая народ, обречена на гибель.
4. В полном одиночестве он простоял с минуту, (не)решаясь двинуться дальше.
Ответ:_________________________
А21. Укажите цифры, на месте которых пишется НН.
Точная дата основания города Баку не установле(1)а. Первые письме(2)ые упоминания о Баку датирова(3)ы V веком. Армянский историк Гевонд упоминает разруше(4)ую хазарами крепость Атши-Багуан.
Ответ:_________________________
А22. Какое слово пишется с НН? Выпишите это слово.
1. Песча...ый
2. Слома...ый
3. Пече...ый
4. Кова...ый
Ответ:______________________________________
А23. В каком ряду во всех словах пропущена буква И. Напишите номер варианта.
1. Люб...шь, встревож...шься, стро...шь
2. Рису...мый, вымуч...нный, расскаж...шь
3. Полюб...т, прочита...т, запис...нный
4. Пил...шь, рассказ...нный, постро...нный
Ответ:______________________________________
А24. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
1. Забол...вать
2. Выпяч...вать
3. Заботл...вый
4. Достра...вать
5. Привередл...вый
Ответ:______________________________________

А25. Выпишите слова с проверяемой безударной гласной в корне слова.
1. Присл...ниться
2. Заб...леть
3. Прил...гательное
4. К...мбинат
5. Раст...реть
Ответ:____________________________________________________________
А26. В какой строке пропущена одна и та же буква? Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
1. Сл...жение, уп...рядочить, холщ...вый
2. Зат...чить, сл...гаемое, возр...ждение
3. Усп...коиться, туш...нка, выр...стить
4. Предпол...жение, девч...нка, измельч...нный
_________
А27. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Привлеченные запахом (1) цветущей в парке (2) акации (3) мы остановились (4) наслаждаясь ароматом.
Ответ:________________________________________
А28. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Здесь река (1) кажется (2) почти остановилась и (3) как будто (4) успокоилась.
Ответ:________________________________________
А29. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Почти вплотную к воде подступал лес (1) вокруг (2) которого (3) вообще не было никаких признаков жилья.
Ответ:________________________________________
А30. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Когда туманный восток посветлел (1) и (2) в лагере отгремела барабанная дробь (3) нежданно началась атака неприятеля (4) вскоре превратившаяся в отчаянную схватку.
Ответ:__________________________________________

Часть 2 (Б)
Б1. В каких словах допущены ошибки в постановке ударения? Выпишите эти слова и поставьте ударение правильно.
1. сОгнутый, началА (петь), сливОвый, цепОчка
2. тОртов, позвонИт, прИнятый, свеклА
3. печАльна, клалА, исчерпАв, диалОг
4. шАрфы, мозаИчный, отбылА, кралАсь
Ответ:____________________________________________________
Б2. В каких словах ударение соотносится:
А. С ударением на первом слоге
Б. С ударением на втором слоге
В.С ударением на третьем слоге
Г. С ударением на четвертом слоге 1. исстари
2. осведомишься
3. плодоносить
4. нарвала
5. договорённость

Ответ:______________________________________________
Б3. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Предложения
А. В качестве эпиграфа к сочинению ученик привёл несколько строк из поэмы «Флейты-позвоночника» В.В.Маяковского.
Б. Те, кто отдыхает в горах, может стать участниками захватывающего тура по обследованию пещер.
В. Вопреки тревожных прогнозов метеорологов, тайфун в этот раз обошёл город стороной.
Г. Одним из путешественников, открывшего миру горные и пустынные районы Центральной Азии, был Н.М.Пржевальский.
Д. А.С.Пушкин бросает вызов обществу, говоря, что «в свой жестокий век восславил я свободу». Грамматические ошибки
1. 1. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом.
2. 2. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.
3. 3. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением.
4. 4. Ошибка в построении предложения с однородными членами.
5. 5. Неправильное построение предложения с деепричатсным оборотом.
6. 6. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом.
7. 7. Неправильное построение предложения с косвенной речью.

Ответ:________________________________________________________
Б4.Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
1. Пр...мета, пр...красный
2. Под...брать, поз...вчерашний
3. И...пользовать, во...рождение
4. О...дача, пре...теча
5. Под...грать, из...мать
Ответ:_______________________________________________

Б5. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся слитно. Напишите номер варианта.
1. (НЕ)СМОТРЯ на то что большинство стихотворений Жуковского является переводными, в них мы ВСЁ(ТАКИ) видим русский пейзаж.
2. Я хочу поговорить с вами (НА)СЧЁТ квартиры, (В)СВЯЗИ с чем прошу вас уделить мне немного внимания.
3. (ПО)ЭТОМУ маршруту мы идем первый раз, ЧТО(БЫ) найти проход через перевал.
4. Тихо опустилось солнце за горы, выбросило (К)ВЕРХУ прощальный зелёный луч, и Байкал (ТОТ)ЧАС отразил в себе нежную зелень.
5. А вечером он сидел опять ЗА(ТЕМ) же столом и, положив голову на руку, слушал Настасью Петровну и пытался понять, ПО(ЧЕМУ) ему так хорошо в этом доме.
Ответ:__________________________
Б6. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся слитно. Напишите вариант ответа.
1. Трудно представить, ЧТО(БЫ) случилось с нами, если бы не помощь родителей, а ТАК(ЖЕ) поддержка друзей.
2. (В)ЗАКЛЮЧЕНИЕ оратор повысил голос (И)ТАК торжественно закончил речь, что зал взорвался аплодисментами.
3. Матрёна Филимоновна (ТОТ)ЧАС сошлась с приказчицей и в ПЕРВЫЙ(ЖЕ) день пила с нею и с приказчиком чай под акациями и обсуждала дела.
4. И молодые, и старые работали КАК(БЫ) (НА)ПЕРЕГОНКИ.
5. Мудрый Кутузов, свободный от тщеславия, и ТАК(ЖЕ) честолюбия, легко подчинял свою волю провидению, прозревал «высшие законы» и (ПО)ЭТОМУ стал представителем народной освободительной войны.
Ответ:__________________________
Б7. Определите 2 предложения, в которых нужно поставить одну запятую. Напишите номера этих предложений.
1. Он вынул из кармана кисет и трубку и потом взял из костра горячий уголь.
2. Весь видимый мир для нас ограничивался этим костром да небольшим клочком острова с выступавшими очертаниями кустов.
3. Лодка мерно качалась и тихо взвизгивала под ударами отражённой и разбитой но всё ещё крепкой волны.
4. На небе не было видно ни звёзд ни месяца ни зари.
5. В минуты меланхолии грозный генерал становился беспомощнее ребёнка и многие спешили выместить на нём свои обиды.
Ответ:__________________________
Б8. Определите 2 предложения, в которых нужно поставить одну запятую. Напишите номера этих предложений.
1. Керженец поразил нас своей тихой задумчивой и сумрачной красотой.
2. Лишь небольшой испанский сторожевой катер да мирные рыбачьи суда сновали по морю.
3. Старый замок радушно принимал и покрывал и перекатную голь и сиротливых старушек и безродных бродяг.
4. Немец-управляющий о хищениях на фабрике не знал или знать этого не желал.
5. Оркестр играл сладкие вальсы и задорные попурри и от этих звуков людям вокруг становилось легко и радостно.
Ответ:__________________________
Б9. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Начальство догадывается о том (1) кто виновен в случившемся (2) и (3) хотя ничего нельзя доказать положительно (4) я вам советую быть осторожнее.
Ответ:_____________________________________________
Б10. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Я не знаю (1) откуда возникало это чудное состояние (2) но я переживал его много раз (3) хотя (4) если вспомнить всю жизнь (5) то бывало оно не так уж часто.
Ответ:_____________________________________________

Часть 3 (С)

С1) Прочитайте текст и выполните задания С1 - С10.

Николай Иванович Пирогов
(1) Россия дала миру много выдающихся людей во всех областях деятельности. (2) Один из них - великий русский хирург Николай Иванович Пирогов.
(3) Народная любовь пришла к Пирогову во время Крымской войны. Армия была вооружена устаревшим оружием. (4) Ни палаток, ни одеял, ни мяса, ни сухарей, ни корпии, ни медикаментов, ни заботы о здоровом солдате, ни ухода за ранеными не было. (5) Солдатам предоставлялось только одно: умирать за Отечество.
(6) Когда началась Крымская война, Николай Иванович почёл своим гражданским долгом отправиться в Севастополь. (7) Понятие «гражданский долг» иногда воспринимается как некая абстракция, как нечто совершенно необязательное. (8) Но для Николая Ивановича Пирогова всё было иначе. (9) «Война есть травматическая эпидемия»,- сказал он однажды. (10) - А при любой эпидемии долг каждого врача - быть на переднем крае вместе с больными и всеми силами бороться с недугом. (10) И значит, долг врача - быть на войне. (11) А на войне, как на войне: смерть, кровь, увечья, слёзы, грязь. И раненые, нуждающиеся в неотложной помощи».
(12) Пирогов просил о разрешении отправиться на театр военных действий. (13) По просьбе великой княгини Елены Павловны он возглавил первую военную общину сестёр милосердия. (14) Они не только самоотверженно боролись за жизнь раненых, облегчали страдания умирающих, но и несли нравственное утешение. (15) Крестовоздвиженская община стала прототипом общества Красного креста.
(16) «Как родной отец о детях, так заботится Николай Иванович о раненых и больных, - писала своим родным одна из сестёр милосердия. - (17) Пример его человеколюбия и самопожертвования на всех действует. (18) Все одушевляются, глядя на него. (19) Больные, к которым он прикасается, уже от одного этого как бы чувствуют облегчение».
(20) Николай Иванович стал в Севастополе героем легенды.
(21) «Солдаты прямо считают Пирогова способным творить чудеса, писала та же сестра. - (22) Однажды на перевязочный пункт несли солдата без головы. (23) Доктор стоял в дверях, махал руками и кричал солдатам: «Куда несёте? Ведь видите, что он без головы». - (24) «Ничего, ваше благородие, - отвечают солдаты, - голову несут за нами. (25) Господин Пирогов как-нибудь привяжет. (26) Авось ещё пригодится наш брат - солдат!»
(27) Деятельность Пирогова в Крыму открыла новую эпоху в истории военно-медицинского дела. 28) Впервые в мире он организовал работу военно-полевых госпиталей на новых для того времени принципах. (29) Оперируя раненых, Пирогов впервые применил гипсовую повязку, которая позволила ускорить процесс заживления переломов и избавляла многих солдат и офицеров от уродливого искривления конечностей.
(30) Важнейшей заслугой Николая Ивановича является внедрение в Севастополе сортировки раненых: одним операции делали в полевых условиях, а других эвакуировали в глубь страны после оказания первой помощи.
(31) Уйдя в отставку, Николай Иванович поселился в своём имении Вишня. (32) Он никогда не притеснял и не грабил крестьян, всегда жалел несчастных и обездоленных, помогал больным и бедным деньгами. (33) По его распоряжению были построены больница на сорок коек и аптека. (34) Эта больница и аптека были первыми в Подольском крае. (35) В усадьбе всегда наготове стояла «скорая помощь» - небольшая повозка или сани, в которых находился необходимый набор инструментов. (36) В любое время суток эта карета могла приехать на помощь. (37) Причём, независимо от того, кто в ней нуждался - какой-нибудь важный чиновник или самый бедный крестьянин. (38) Крестьяне выбрали Пирогова мировым посредником - он стал разбирать тяжбы крестьян с ограбившими их помещиками.
(39) Значение деятельности Николая Ивановича Пирогова состоит в том, что своим самоотверженным и часто бескорыстным трудом он превратил хирургию в науку, вооружив врачей научно обоснованной методикой оперативного вмешательства.
(40) Но Пирогов был не только великим хирургом, но и выдающимся общественным деятелем: вёл борьбу с сословными предрассудками в области образования, выступал за самостоятельность университетов, всеобщее начальное образование.

С2) Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Запишите номера ответов.
1. Н.И.Пирогов во время Крымской войны возглавил первую военную общину сестер милосердия.
2. Н.И.Пирогов был не только великим хирургом, но и известным общественным деятелем.
3. Н.И.Пирогов - известный противник войны - не хотел ехать на фронт в качестве военного хирурга.
4. Н.И.Пирогов критиковал действия властей во время Крымской войны и призывал их решить военный конфликт мирным способом.
Ответ:_______________________________________________________
С3) Какие из перечисленных утверждений являются верными? Запишите номера ответов.
1. В предложениях 9 - 11 содержится рассуждение.
2. В предложениях 12 - 15 представлено повествование.
3. В предложениях 21 - 25 представлено описание.
4. В предложениях 33 - 38 содержится рассуждение.
Ответ:_________________________________________________________
С4) Из предложений 12 - 16 выпишите слово со значением «что-либо, являющееся предшественником, прообразом последующего события, предмета и др.».
Ответ:__________________________________________________________
С5) Среди предложений 12 - 19 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью только личного местоимения. Напишите номер этого предложения.
Ответ:_____________________________________________
С6) Из предложений 1 - 8 выпишите краткое страдательное причастие.
Ответ:______________________________________________
С7) Среди предложений 30 - 38 найдите предложение, в котором есть обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом. Напишите номер этого предложения.
Ответ:______________________________________________
С8) Среди предложений 12 - 19 найдите сложноподчиненное предложение с придаточным определительным. Напишите номер этого предложения.
Ответ:_______________________________________________________________
С9) Ответьте на вопросы по содержанию текста, которые позволят вам определить аргументы для написания сочинения-рассуждения:

В чем находит смысл жизни Николай Иванович Пирогов?

Ответ:____________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Какие научные открытия в области медицины принадлежат Н.И.Пирогову?

Ответ:____________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

В чем видит хирург свой «гражданский долг»?

Ответ:____________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Что в личности самого врача может служить примером для современных медицинских работников?

Ответ:____________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

С10) Напишите сочинение-рассуждение на тему: «В чем заключался смысл жизни для Н.И. Пирогова?»
Выразите в нём своё отношение к личности врача, учёного и общественного деятеля Н.И.Пирогова, к его пониманию смысла жизни.
В качестве аргументов к своему сочинению используйте факты из предложенного текста.
Сочинение должно быть написано аккуратно, разборчивым почерком и содержать не менее 80 слов.