Как и большинство подобных историй, начиналось все достаточно банально. Утром 21 августа 1963 года из Таллина в Москву вылетел пассажирский самолет Ту-124. Это был самый обычный штатный рейс, не предвещающий ничего сверхъестественного. Но судьба распорядилась иначе.

Взлеты и посадки

Многие летали на самолетах и знают о традиции аплодировать пилоту, едва авиалайнер коснется земли. Люди, тем или иным образом связанные с авиацией и аэродинамикой, сказали бы: «Рано радуетесь!»

В действительности поднять машину в воздух и приземлить для экипажа - самые трудные и опасные моменты полета. Хлопать стоит, когда самолет не только совершил посадку, но сумел остановиться и заглушить турбины.

Иногда даже самая маленькая плохо закрепленная деталь может спровоцировать крушение воздушного судна и гибель большого числа людей. Именно это и произошло в то августовское утро в эстонском аэропорту Юлемисте.

Поломка на взлетной полосе

Еще на взлетной полосе, набирая высоту, советские летчики поняли, что переднее шасси заклинило. С такой серьезной неисправностью посадить самолет в обычном порядке не представлялось возможным. По всем правилам аэродинамики он просто-напросто опрокинулся бы, едва коснувшись земли задними колесами.

Виновником поломки стал маленький шаровой болт, выпавший из механизма, ответственного за выпуск переднего шасси. То ли это была халатность механиков аэропорта, то ли нелепая случайность, проблема в любом случае существовала.

В прессе этот момент практически не освещался, поскольку нельзя было ставить под сомнение надежность советского авиапрома. Самолеты, сделанные в СССР, априори самые лучшие в мире.

Экипаж проблемного ТУ-124 пытался устранить неполадку собственными силами, прорубив в фюзеляже брешь, но должного результата не достиг.

Пункт назначения - Ленинград

Сообщив о заклинившем шасси диспетчеру, пилоты получили предписание лететь в аэропорт Ленинграда и сажать самолет на аварийную полосу. По сути, она представляет собой огромное поле глубоко вспаханной земли, которая смягчит приземление.

Заправленный под завязку лайнер должен был израсходовать весь запас топлива, прежде чем совершить настолько рискованный маневр. В противном случае вероятность взрыва при посадке была слишком высока.

Экипажу ничего не оставалось, как нарезать круги над Северной столицей, сжигая керосин. Надо отдать должное стюардессам, на долю которых выпало успокаивать взволнованных пассажиров, то и дело задающих вопросы: «Почему мы не садимся?» Как им удавалось сохранять спокойствие, зная, что они находятся на волосок от смерти, одному Богу известно.

Топливо на нуле

В то время как аварийные службы готовились принять неисправный борт, случилось еще одно происшествие. Над самым центром Ленинграда у самолета заглохла сначала одна, а потом и вторая турбина.

Приборы тех лет имели большую погрешность, и летчики попросту перестарались, веря показаниям расходомера топлива. Дело принимало еще более опасный поворот.

В Пулковском аэропорту, узнав шокирующие новости, еще надеялись, что лайнер дотянет до аварийной полосы, планируя над городом. У пилотов такой уверенности не было, поскольку ТУ-124 для таких маневров слишком тяжел и неповоротлив. При отказе двигателей он резко клюнул носом и начал стремительно терять высоту. Счет шел на секунды…

Судьбоносное решение

Виктор Яковлевич Мостовой, летчик с большим стажем, не видел другого выхода, кроме как сажать самолет на Неву. В этом его поддержал и второй пилот, Василий Чеченев, служивший ранее в морской авиации. Его легендарные слова: «Витя, садись на Неву!» - могут встать в один ряд с гагаринским «Поехали!».

Решение было молниеносным, времени на раздумья не было, да и откуда оно возьмется, когда машина с креном в 30° летит на жилые кварталы, теряя и без того малую высоту с каждой последующей секундой.

Менее 500 м оставалось до встречи с землей, когда командир экипажа вырулил к месту возможной посадки. Здесь река не делала крутых поворотов и была достаточно широка, чтобы принять такой необычный корабль. Дело происходило над строящимся в те годы мостом Александра Невского.

Пройдя в каких-то 40 метрах над опорами Большеохтинского моста, чудом не зацепив одну из них, самолет неминуемо приближался к воде. Казалось бы, все идет хорошо, насколько это возможно в данной ситуации, но все осложнил проплывавший по Неве буксир.

Ценой нечеловеческих усилий пилотам удалось разминуться с этой преградой. Через мгновение корпус ТУ-124 вспахал мутные невские воды.

Прошло менее 15 секунд от момента остановки винтов до приводнения. Людям, находившимся на борту, показалось, что прошла целая жизнь.

Успешная посадка ТУ-124 на Неву 21 августа 1963 года стала небывалым событием в воздухоплавании. Никто из 45 пассажиров и 7 членов экипажа не пострадал.

Посадки самолетов на воду

Подобные благополучные исходы, такие как аварийная посадка ТУ-124 на Неву, история гражданской авиации может пересчитать по пальцам.

Первый случай датируется 1956 годом, когда Боинг-377, летевший рейсом Гонолулу - Сан-Франциско, сел на воду посреди Тихого океана из-за отказа 2 двигателей. Все 24 пассажира и 7 членов команды выжили и были эвакуированы до того, как лайнер пошел ко дну.

В ноябре 1968 самолет японских авиалиний DC-8, следовавший рейсом Токио - Сан-Франциско, из-за ошибочных показаний высотомера и плохой видимости успешно завершил полет, приводнившись в полукилометре от взлетной полосы. Посадка была настолько мягкой, что все 107 человек, бывших в тот момент на борту, не получили ни царапинки.

История с посадкой Аэробуса-А320 на Гудзон была широко освещена в прессе. Инцидент произошел в 2009 году с пассажирским бортом, выполнявшим плановый полет Нью-Йорк - Сиэтл. Причиной аварийной посадки стала стая диких гусей. Птицы повредили обе турбины, и командир экипажа принял решение садиться на реку. Погибших не было.

Были и другие похожие истории, однако каждая из них заслуживает отдельного подробного повествования.

Первые минуты после «второго рождения»

Вернемся же в 1963 год. Посадка ТУ-124 на Неву была произведена мастерски. Даже бутылки с пивом, которые были на борту и предназначались для буфета, не разбились.

Понятное дело, что люди были взволнованы и шокированы произошедшим. Кто-то плакал, кто-то находился в ступоре, кто-то тайком от всех крестился.

Буксир, в который самолет чуть не врезался, помог оттащить тонущую машину к плотам у берега. По согнутому крылу пассажиры быстро перебрались на сушу. Последним борт, как водится, покинул командир.

Он заметно выделялся среди толпы, которая уже окружила место посадки. Виктор Мостовой казался бодрым и несколько возбужденным, и только его экипаж, отлетавший с ним не один год, видел, как сильно трясутся его руки.

Аварийная посадка ТУ-124 на Неву в 1963 году была вопиющим случаем. Территорию быстро оцепила милиция, на место прибыли сотрудники КГБ, работники аэропорта, скорая помощь. Зевак препроводили за ограждение, на тот момент их собралось уже больше тысячи.

Почему же так тщательно скрывалась посадка на Неву ТУ-124? Фото делать милиция запрещала, а у тех, кому все же удалось запечатлеть столь беспрецедентное событие, люди из органов засвечивали пленки. Ответ прост: в Советском Союзе самолеты не падают!

Судьба самолета, судьба экипажа

К вечеру того же дня многострадальный ТУ-124 затонул. Позже его подняли специальным плавучим краном. Промокший багаж вернули пассажирам.

Виктора Мостового, воздушного аса, спасшего столько жизней, сначала назвали разгильдяем, а потом и вовсе отстранили от полетов, как и весь экипаж.

Информация о том, что в Ленинграде имела место посадка ТУ-124 на Неву, все же просочилась в западную прессу. После выхода нескольких статей в «Аэрофлоте» Мостового все-таки поблагодарили и представили к ордену, а его команду - к медалям.

Стоит ли удивляться, что обещания так и остались на бумаге? Шел 1963 год. Ту-124, посадка на Неву, поломка стойки шасси, неверные показания приборов - все это крайне не нравилось руководителю конструкторского бюро, товарищу Туполеву. Именно с его подачи награждение экипажа отложили на неопределенный срок.

Хрущевка за подвиг

Руководители «Аэрофлота» все же не оставили геройский экипаж без наград. Виктору Мостовому и штурману Виктору Цареву государство выделило по малогабаритной квартире на улице Вавилова в Москве. 24 квадратных метра за десятки спасенных жизней.

Хотя в те годы все могло закончиться гораздо печальнее. Стране Советов проще было обвинить в халатности пилотов, чем подорвать доверие к отечественному самолетостроению.

Воспоминания жены героя

Жанна, жена Мостового, узнала о том, что произошла посадка ТУ-124 на Неву, только 1 сентября, но зато из первых уст. Они возвращались с дочкой из Воронежа, где гостили у бабушки, Виктор встречал их на Казанском вокзале. Именно там он и поведал супруге о том, что его отстранили от полетов, и о подробностях того рейса.

После случившегося Мостового направили в Академию гражданской авиации в Ленинграде. Однако учеба не сложилась, и скоро он опять вернулся в родной отряд.

Жена знаменитого летчика рассказывает, что Виктор был просто «болен» небом. В юности он продал дорогую ему вещь - фотоаппарат, чтобы купить билет до Бугуруслана, где находилось известное летное училище. Мостовому было всего 19, когда ему предложили место второго пилота на гражданском самолете.

На закате жизни семье пришлось иммигрировать в Израиль. Получив квартиру недалеко от Тель-Авива, опытнейший летчик устроился работать на текстильную фабрику. Перенеся два инфаркта, он готовился к операции на сердце, но в ходе обследования у него обнаружили рак. Жизнь этого отважного человека оборвалась в 1997 году, но его подвиг - посадка ТУ-124 на Неву - будет жить в памяти людей.

В наши дни материалов о том чудесном приводнении достаточно много. «Посадка ТУ-124 на Неву», документальный фильм, снятый в 2015 году, широко освещает события того далекого августовского дня. Однако много документов и фотографий до сих пор хранятся в архивах органов Государственной безопасности под грифом «секретно».

Посадка ТУ-124 на Неву в 1963 году стала не только яркой страницей в истории авиации, но и примером мужества и самообладания наших летчиков. Русские асы во все времена считались лучшими в своем деле. Читая об их подвиге, хочется поклониться им в ноги и сказать: «Спасибо, что вы есть!»

Посадка Ту-124 на Неву — авиационное происшествие, случившееся в небе над Ленинградом 21 августа 1963 года. В результате стечения обстоятельств пассажирский самолёт Ту-124 приводнился на Неву.
Это событие является одним из 6 счастливых приводнений среди авиалайнеров, когда все пассажиры и члены экипажа остались живы

Новый пассажирский лайнер Ту-124 компании «Аэрофлот» 21 августа 1963 года совершал регулярный рейс по маршруту Таллин—Москва. Командиром воздушного судна был Виктор Яковлевич Мостовой (Быковский авиаотряд). Самолёт вылетел из аэропорта Юлемисте в 08:55 и взял курс на аэропорт «Внуково».

Спустя некоторое время после взлёта члены экипажа обнаружили, что переднюю опору шасси заклинило в полуубранном положении. Посадка в аэропорту Таллина была невозможна из-за тумана и диспетчеры приняли решение не направлять самолёт в Москву, а посадить на ближайшем аэродроме «Пулково» в Ленинграде (тогда он назывался «Шоссейная». Он последовал к месту назначения на малой высоте]. В самой «Шоссейной» в боевую готовность были приведены экстренные службы: к грунтовой полосе, куда должен был сесть «на брюхо» самолёт, была доставлена пожарная техника и машины скорой помощи.
К 11:00 лайнер оказался около города и начал облетать город на высоте около 500 метров, вырабатывая топливо для того, чтобы уменьшить вероятность и силу возможного пожара при посадке. Малая высота была выбрана во избежание возможной декомпрессии, а также для более быстрого расхода топлива. В это же время экипаж пытался с помощью шеста через пробитую дыру полностью выпустить шасси
В 12:10 на восьмом круге в 21 км от аэропорта, когда согласно показаниям топливомера топлива оставалось около 750 литров (по другим данным — 2,5 тонны, достаточное количество, чтобы долететь до «Пулково», остановился левый двигатель (по другой версии — топливо было, но не поступало в двигатель. Экипажу было дано разрешение на сквозной пролёт через город. Однако через короткое время заглох и второй двигатель. Таким образом, лайнер начал планировать с полукилометровой высоты над центром города. Экипажу ничего не оставалось, как попытаться совершить приводнение на поверхность Невы. Командир передал управление второму пилоту Василию Григорьевичу Чеченеву, служившему в прошлом в морской авиации и имевшему опыт посадки на воду. Второй пилот Чеченев перед приводнением грамотно приподнял нос самолёта и не допустил заныривания в воду.

Ту-124 приводнение на Неву 1963

Ту-124 в водах Невы
Самолёт, снижаясь, пролетел на 4 (четыре) метра выше Моста Александра Невского (в то время — строящегося) и приводнился в районе Финляндского железнодорожного моста. Ширина реки в этом месте — около 400 м. Проходивший в тот момент паровой буксир оттянул самолёт к правому берегу Невы]. При буксировке было повреждено стекло в носовой части самолета. Пассажиры были эвакуированы и отправлены в Москву.
Позднее специальный пароход с водосливом стал откачивать воду из самолёта. Однако вода из пробоин прибывала быстрее, и, как результат, к утру Ту-124 затонул. На другой день под самолёт подвели понтоны и буксиром оттащили на территорию нынешнего комплекса «Ленэкспо», к Шкиперскому протоку, где базировалась войсковая часть. После было принято решение списать машину из-за поломок. Отсоединили кабину и отправили в качестве тренажёра в Тамбовскую область, в Кирсановскую авиашколу. Фюзеляж долго валялся на берегу, потом его разрезали на металлолом. В Кирсановское АТУ ГВФ (с 15 сентября 1964 года Кирсановское АТУ ГА) самолёт был доставлен после восстановления] и в 1970 году был утилизирован

Экипаж ТУ-124 б/н СССР-45021. Слева направо:
бортмеханик В. Смирнов, штурман В. Царёв, бортрадист И. Беремин,
командир воздушного корабля В. Мостовой и второй пилот В. Чеченев

Первоначально расследовавшая обстоятельства аварии комиссия возлагала ответственность за внештатную ситуацию на экипаж. Но позже было принято решение летчиков не наказывать. Вдова командира воздушного судна Виктора Мостового, отвечая на вопросы корреспондента «Известий» говорила, что он и его коллеги были представлены к наградам (ордену Красной Звезды), но указ о награждении в итоге не был подписан. Руководством «Аэрофлота» командир экипажа В. Мостовой и бортрадист В. Царёв получили двухкомнатные квартиры. По некоторым сведениям, Мостовой после неудачной учёбы в Академии гражданской авиации уехал в Краснодарский авиаотряд. Капитана буксира Ю. В. Поршина наградили Почётной грамотой и часами.
В. Мостовой до 1978 года работал в 200-м авиаотряде, потом до 1988 года работал начальником смены в аэропорту «Внуково», откуда ушёл на пенсию после инфаркта. В 1989 году с семьёй эмигрировал в Израиль, где умер в Кирьят-Гате в 1997 году. Последние годы перед кончиной работал рабочим на фабрике. Второй пилот Василий Чеченев, вскоре после удачной посадки, стал первым пилотом, командиром воздушного судна (КВС), а затем и летчиком-инструктором. Пользовался авторитетом и огромным уважением в гражданской авиации. Скончался в 2002 году.
Когда 35 лет спустя участники тех событий участвовали в телевизионной передаче «Как это было» на российском телевидении, бывший второй пилот Василий Чеченев обмолвился, что «увлечённость» экипажа ремонтом шасси во время кружения вокруг города привела к тому, что был упущен момент, когда топлива ещё хватало до аэропорта

Из архива FLB: 21 августа 1963 г. пассажирский самолет Ту-124 из-за аварии плавно приводнился между Большеохтинским и Финляндским мостами. К счастью, по Неве шел буксирчик постройки 1898 года

"У американцев – очередной повод для национальной гордости. "Аэробус-320" авиакомпании US Airways совершил «ювелирную посадку» на реку Гудзон прямо в городской черте Нью-Йорка. Прямую трансляцию этого летного происшествия наблюдал весь мир. Все закончилось хорошо – почти 150 пассажиров и члены экипажа остались живы.

Но при этом, что важно для нас, россиян? Не забывать о своих корнях и исторических достижениях. Агентство федеральных расследований напоминает: первое в мире удачное приводнение пассажирского самолета совершили отнюдь не американцы на Гудзоне в январе 2009 года, а наши доблестные и славные летчики «Аэрофлота» в августе 1963-го.

Вот что еще десять лет назад написала по этому поводу газета «Петровский курьер» (а, вообще-то, первым об этом тайном приводнении рассказал еще в конце 80-х корреспондент «Комсомольской правды» Сергей Разин). Обязательно дочитайте до конца вторую заметку «Самолет на Неве: новые подробности» и у вас тоже появится повод для национальной гордости. Лично мне особенно понравилось поведение 2-го пилота В.Чечнева, бывшего гидролетчика, и капитана буксирчика, постройки 1898 года Юрия Поршина. И, кстати, командиру корабля Виктору Мостовому, совершившему это приводнение было тогда всего 27 лет:

САМОЛЕТ МОГ УПАСТЬ НА ГОРОД, НО СЕЛ... НА НЕВУ


Материал предоставлен Евгением Малашёнковым.

«В сентябре 1963 года по Ленинграду поползли слухи об уникальном ЧП. Серебристый пассажирский лайнер, сделав с десяток кругов над городом, неожиданно снизился и сел прямо на воды Невы.

Через некоторое время ленинградцы видели, что самолет буксируют по воде куда-то к устью Невы. Думали, что это киносъемка озорной комедии вроде «Полосатого рейса» или испытание спецтехники. Но впоследствии стали говорить, что самолет этот – рейсовый, в нем были пассажиры, а за их спасение герой-командир корабля награжден орденом Красной Звезды. Так что же случилось?

Пассажирский «борт» «Ту-124» под командой Виктора Яковлевича Мостового, приписанный к таллинскому авиаотряду и шедший из Таллина в Москву 21 августа 1963 года, приближался к Ленинграду. Внезапно экипаж сообщил по радио, что заела одна из «ног» шасси и нормальная промежуточная посадка невозможна...

Заслуженный пилот СССР, профессор Академии гражданской авиации Анатолий Иванович Оркин считает, что командира экипажа Мостового и его подчиненных нужно было сурово наказать за разгильдяйство, а не награждать. Скандал вокруг посадки на Неву он ясно помнит.

Первоначально заместитель начальника Ленинградского управления гражданской авиации Владимир Васильевич Сиротин хотел отправить самолет назад в Таллин – сажайте, мол, там. Но потом, учитывая особенности таллинского аэродрома, решили приземлить его на аварийной грунтовой полосе за городом по отработанной технологии – «на брюхо». Подогнали пожарные машины, «скорую помощь». А чтобы посадка не грозила взрывом, капитану корабля дали команду «выработать топливо». Самолет должен был кружить над городом, пока баки не станут почти пустыми. Затем Мостовому нужно было приземляться.

Тогда еще разрешали самолетам летать над Ленинградом на высоте около 400 метров (но после этого случая определили границы облета за городской чертой), и серебристая птица, не вызывая особого ажиотажа, долго кружила в небе. Затем вышло следующее. «Борт» панически сообщил, что горючее выработано... полностью, и минимум топлива для захода на посадку отсутствует. Это значило, что экипаж увлекся, прохлопал расход топлива и машина сейчас может рухнуть на дома... К счастью, внизу оказалась Нева. И «Ту-124» сел между Большеохтинским и Финляндским мостами.

Капитан катера, который плыл по Неве, вовремя сориентировался, подпер одно крыло Ту-124 и начал толкать машину к берегу. Пассажиры и экипаж сошли. Что интересно, Главное управление Гражданского воздушного флота СССР сразу расценило «подвиг» Мостового как разгильдяйство. И таллинский авиаотряд затем отчислил этого пилота. Но, по странной логике (были спасены иностранцы, поднялся шум о подвиге), командира корабля наградили. Вскоре Мостовой приехал в Ленинград учиться в Академии гражданской авиации. Вел он себя заносчиво, нахватал «двоек» и был отчислен. Никто о нем не жалел...

Ситуацию с награждением помог нам прояснить бывший работник Ленинградского обкома КПСС, просивший не называть его фамилию. «Во-первых, по свежим следам мы сразу сообщили в ЦК КПСС о подвиге летчика Мостового. Во-вторых, КБ Туполева восторженно отозвалось о высокой плавучести советской реактивной машины, благодаря чему спаслись люди. В-третьих, газеты успели раззвонить о подвиге экипажа. Так что ж, судить или наградить? Дали летчику орден».

А самолет вывезли на понтонах в устье Финского залива, затем следы его потерялись. Может быть, наша публикация позволит продолжить эту историю? Свидетели, отзовитесь!»
Владимир Федоров, газета «Петровский курьер» № 39 (209) от 19 октября 1998 г

САМОЛЕТ НА НЕВЕ: НОВЫЕ ПОДРОБНОСТИ

«Ретросенсация 35-летней давности, связанная с аварийной посадкой пассажирского самолета на воды Невы («Петровский курьер» от 19 октября 1998 г.), в душах петербуржцев возродила нечто вроде «национальной гордости великороссов». В редакцию позвонили 140 (!) свидетелей приводнения «Ту-124», явились моряки, непосредственно спасавшие пассажиров, работники авиаотряда и те специалисты, которые эвакуировали и разбирали крылатую машину. Теперь мы можем нарисовать полную картину происшествия, выделить то, о чем промолчали по цензурным соображениям центральные и ленинградские газеты в 1963 году.

Тогда «Ту-124» был «сырой», недоработанной машиной, свежеиспеченным детищем туполевского КБ. При попытке сесть в Таллине он потерял шаровой болт (его потом подняли на взлетной полосе), и машину с неисправным шасси отправили в Ленинград – садиться «на брюхо» на грунтовке в «Пулкове». В полете летчики пытались «выбить» заклинившее шасси и даже прорубили днище фюзеляжа . Но ничего не помогало!

Руководитель полетов аэропорта «Пулково» Георгий Нарбут в тот день дал экипажу команду действовать по инструкции – выжечь топливо до запаса в одну тонну. Но беда в том, что топливомеры на борту не могли объективно указать, сколько горючего осталось ! А посадка в нарушение инструкции с запасом хотя бы в 1200, 1300 килограммов «горючки» грозила летчикам разжалованием.

«Приземляйтесь на аэродром», – дал команду Нарбут. Но бортмеханик сказал командиру корабля Виктору Мостовому: «Витя, в баках есть резервный запас, моя лишняя тонна». «Иду еще на один круг», – сообщил на землю командир. Но полет «на авось» чуть не обернулся катастрофой. Один за другим заглохли два двигателя – горючего не стало как раз над «штабом революции» – Смольным.«Садись на воду!» – крикнул Мостовому второй пилот, бывший гидролетчик.

Командир приказал экипажу идти в салон и «отвлекать разговорами» пассажиров, а сам начал планировать в воздухе, насколько это было возможно на тяжелой машине. Ошибаться было нельзя!

Экипаж пронесся в четырех метрах над строящимся мостом Александра Невского (с лесов в ужасе посыпались рабочие), увидел контуры Финляндского железнодорожного моста и сжался в страхе: врежемся! Но машина хвостом коснулась Невы, затем шлепнулась брюхом, слегка поднырнула и застыла... в сотне метров от опор моста. Говорят, 27-летний Виктор Мостовой поседел за эти секунды.

Но опасность не ушла. Пропоротый фюзеляж начал набирать воду, а глубина Невы здесь – 13 метров. К счастью, по Неве шел буксирчик постройки 1898 года с командой из четырех человек и смирно тащил сплавной плот. Увидели самолет. Кто-то задорно крикнул: «Во, второй Чкалов объявился!» Но капитан Юрий Поршин оценил нешуточную ситуацию: он велел сбросить буксирный трос и оставить плот.

Капитан подвел буксир к машине и крикнул летчикам: «Как вас зацепить?» Посовещавшись, разбили колпак кабины и зацепили трос за штурвалы пилотов. Самолет подтянули к причалу у завода «Северный пресс», где вдоль берега стояли плоты. Крыло самолета, согнувшееся при ударе о воду, аккуратно легло на плоты, образовав нечто вроде трапа. Пассажиры – сорок четыре человека, среди которых двое детей, – начали выходить через верхний люк, держа в руках вещи. Они были спокойны.

Сотни прохожих на берегу, рабочие соседних заводов, выбежавшие за проходные, кричали «Ура!» Вышел экипаж. Ему аплодировали. Примчался вертолет из Пулкова, какой-то строгий начальник велел пилотам садиться вместе с полетными документами. Мостовой, красивый и стройный мужчина, вел себя подчеркнуто спокойно. Вертолет улетел. Из экипажа остался юноша-стюард, охранявший багаж. Затем подъехал автобус «ПАЗ» и увез пассажиров в аэропорт, откуда их отправили в Таллин .

Пришел пароход с водосливом, начал откачивать воду из самолета. Но это было бесполезно, вода из пробоин прибывала. И «Ту-124» к утру затонул. На другой день под самолет подвели понтоны и буксиром отправили его на территорию нынешней «Ленэкспо», к Шкиперскому протоку, где базировалась войсковая часть. После комиссии приняли решение: машину списать из-за поломок. От нее отсоединили кабину и отправили в качестве тренажера в Тамбовскую область, в Кирсановскую авиашколу. Красивые мягкие кресла продавали всем желающим по цене бутылки водки. Фюзеляж долго валялся на берегу, потом его разрезали на металлолом...

Виктора Мостового наградили орденом Красной Звезды, его экипаж – медалями. По некоторым сведениям, Мостовой после неудачной учебы в Академии гражданской авиации уехал в Краснодарский авиаотряд. Капитана буксира Поршина наградили Почетной грамотой и часами.

Вот и вся история. Спасибо тем, кто ее поведал: бывшему руководителю полетов аэропорта «Пулково» Г. М. Нарбуту, командиру корабля «Буревестник» А. Л. Демину, старшине 1-й статьи С. Б. Вершлеру, бывшему капитану буксира Ю.В.Поршину, бывшему рабочему войсковой части В. И. Иванову, летчику В. И. Антипенко, а также десяткам петербуржцев, позвонившим в редакцию.

Владимир Федоров, газета «Петровский курьер» № 41 (211) от 2 ноября 1998 г.)
Фото из архива Сергея Вершлера

ТЕХНИЧЕСКИЕ ПОДРОБНОСТИ АВАРИИ

По материалам «Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы в СССР и России»

Авария Ту-124 Московского ТУ ГА в Ленинграде. Приводнение на Неву .

Тип происшествия: авария
Дата: 21 августа 1963 г.
Время: 12:15
Страна: СССР
Место происшествия: Ленинград
Тип ВС: Ту-124
Регистрация ВС: CCCP-45021
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Московское ТУ ГА, Внуковский ОАО

После взлета во время уборки переднюю опору шасси заклинило в полуубранном положении. Посадка в аэропорту вылета была невозможна из-за тумана, поэтому самолет был направлен на запасной аэродром «Пулково». Долетев до Ленинграда, экипаж начал выполнять полет по кругу в зоне ожидания, вырабатывая топливо. На восьмом круге, когда по приборам топлива оставалось около 750 л (значительно больше аварийного остатка), внезапно остановился левый двигатель. Экипажу было дано разрешение на посадку с прямой. При этом самолет оказался над центром города. В этот момент на высоте около 500 м отказал и второй двигатель. Экипаж принял решение совершать приводнение на поверхность Невы. Самолет благополучно совершил посадку на воду со стороны Большеохтинского моста и остановился на поверхности реки в районе Финляндского железнодорожного моста (ширина реки в этом месте – около 400 м). Ту-124 остался на плаву. Пассажиры и экипаж были эвакуированы подошедшим буксиром. Самолет впоследствии был поднят на берег и был передан в Кирсановское АТУ ГА в качестве учебного пособия.

Сведения о пострадавших

Экипаж - 7
Пассажиры – 45
Никто не погиб

Установленные причины АП - ошибка экипажа, отказ техники, ошибка служб УВД

Выводы комиссии, расследовавшей АП - Остановка обоих двигателей из-за полной выработки топлива. Экипаж неправильно установил остаток топлива, в связи с чем указатель топлива давал завышенные показания.

Сведения о экипаже

КВС Виктор Мостовой
Второй пилот В. Чечнев
В.Царёв
И.Пермин
В.Смирнов
Бортпроводник А.Александрова

От ред. FLB: Согласитесь, есть повод для национальной гордости. Жаль только, что память, историческая память, у нас такая короткая. "
16.01.2009

Из досье FLB
Анодина Татьяна Григорьевна - председатель МАК

Вынужденное приводнение советского пассажирского самолета на реку в черте Ленинграда, совершенное в августе 1963 года, к счастью, не стало трагедией - в этом происшествии пострадал только сам лайнер.

Благодаря снимкам случайного прохожего о необычной авиакатастрофе узнал весь мир.

Отказ за отказом

Аэрофлотовский пассажирский лайнер Ту-124, летевший из Таллина в Москву 21 августа 1963 года, был практически новый - самолеты этой марки в Советском Союзе начали выпускать только в 1962-м. В то ранее утро на борту «тушки» находились 44 пассажира и 6 членов экипажа. Достоверно известно, что среди пассажиров был будущий Патриарх Всея Руси Алексий II.
Практически сразу после взлета экипаж обнаружил, что передняя опора шасси убралась не до конца. Надо было садиться, но таллинский аэропорт не принимал из-за тумана. Диспетчеры направили Ту-124 в пулковский аэродром. В Пулково приготовились встречать борт, которому предстояло сесть на грунтовку. Такое приземление может спровоцировать пожар, поэтому экипаж под командованием В. Я. Мостового начал облет Ленинграда на малой, полукилометровой, высоте для выработки топлива.
Тем временем бортинженер воздушного судна Виктор Царев попытался вручную выправить стойку шасси через прорубленную в полу кабины пилотов щель, но безуспешно. Бортпроводница Александра Александрова перенесла из носа лайнера груз в хвост самолета, чтобы облегчить удар носовой части Ту-124 при посадке.
При очередном круге над северной столицей у самолета внезапно отказал один из двух двигателей. По показаниям топливомера горючего до Пулково хватало, но лететь на аэродром теперь надо было не в окружную, а прямиком через Ленинград. В небе над Смольным у Ту-124 перестал работать второй двигатель, и датчик топлива почему-то показывал «0», хотя еще несколько минут назад было «200 литров».

Счастливое приводнение

У экипажа не было времени на раздумья. Единственный выход в сложившейся ситуации - посадка на Неву. По счастливому совпадению в составе экипажа был летчик с опытом посадки воздушных судов на воду - второй пилот В. Г. Чеченев. Прежде он служил в морской авиации. Ему и передал управление лайнером командир экипажа. Приводнение прошло удачно. Никто из находившихся не пострадал. Не разбилась даже ни одна бутылка из четырех ящиков дефицитного тогда пива, которые перевози Ту-124.
Снижаясь над строящимся мостом Александра Невского, самолет насмерть перепугал рабочих, некоторые из них даже попрыгали в реку. Как только лайнер коснулся воды, злополучную стойку шасси оторвало, а сам Ту-124 остановился в 50 метрах от железнодорожного моста.
Опять по удачному стечению обстоятельств рядом с местом посадки пассажирского лайнера оказался буксир, который сплавлял по Неве бревенчатый плот. Речной тягач отбуксировал Ту-124 к берегу, пассажиры и члены экипажа по плотам сошли на сушу. Спустя считаные минуты после этого самолет затонул.

Разбор полета

Посмотреть на происшествие собралось много зевак. Они снимали приводнение лайнера на фотопленку. Оцепившая место ЧП милиция разгоняла публику, отбирала фотоаппараты и заставляла засвечивать пленку. Но одному из свидетелей произошедшего, Юрию Туйску, удалось сохранить отснятое. Потом его фотографии попали в советские и зарубежные СМИ.
Поначалу всю вину за авиакатастрофу хотели свалить на экипаж - дескать, не досмотрели за показаниями топливомера. Предположение о том, что датчик топлива был явно неисправен изначально, даже не рассматривали. Однако после обнародования всей этой истории в СМИ, в том числе и зарубежных, власть сменила гнев на милость - пилотов представили к наградам. Правда, до самого награждения дело так и не дошло - командиру и штурману Ту-124 только выделили отдельные квартиры (до этого они жили в коммуналках). В прежнем составе экипаж после августовской авиакатастрофы больше никогда не летал.
Затонувший самолет подняли со дна Невы и сразу списали. От него осталась только кабина, долгое время использовавшаяся в качестве тренажера в Кирсановском летном училище. Остальное отправили на металлолом.