Названы в честь Николая I

Николаевская площадь в Казани
Николаевская больница в Петергофе

Памятники Николая I:

Санкт-Петербург. Конный монумент на Исаакиевской площади. Открыт 26 июня (8 июля) 1859 года, скульптор П. К. Клодт. Памятник сохранился в первозданном виде. Окружающая его ограда была демонтирована в 1930-е годы, воссоздана вновь в 1992 году.
Санкт-Петербург. Бронзовый бюст Императора на высоком гранитном постаменте. Открыт 12 июля 2001 года перед фасадом здания бывшего психиатрического отделения Николаевского военного госпиталя, основанного в 1840 году по указу Императора (ныне - Санкт-Петербургский окружной военный клинический госпиталь), Суворовский пр., 63. Первоначально, памятник Императору, представляющий собой бронзовый бюст на гранитном постаменте, был открыт перед главным фасадом этого госпиталя 15 (27) августа 1890 года. Памятник был уничтожен вскоре после 1917 года.
Санкт-Петербург. Гипсовый бюст на высоком гранитном постаменте. Открыт 19 мая 2003 года на парадной лестнице Витебского вокзала (Загородный пр., 52), скульпторы В. С. и С. В. Ивановы, архитектор Т. Л. Торич.
Великий Новгород. Изображение Николая I на памятнике «Тысячелетие России». Открыт в 1862 году, скульптор - М. О. Микешин.
Москва. Памятник «Создателям российских железных дорог» у Казанского вокзала - бронзовый бюст императора в окружении известных деятелей железнодорожной отрасли его царствования. Открыт 1 августа 2013 года.
Бронзовый бюст императору Николаю I был торжественно открыт 2 июля 2015 г. на территории Николо-Берлюковского мужского монастыря в селе Авдотьино, Московской области (скульптор А. А. Апполонов)
Свято-Николаевский Кафедральный Собор города Старобельска. В 1859 году было определено место под строительство храма - между Малой Дворянской и Соборной, Классической и Николаевской улицами. Храм был построен в стиле барокко, и торжественно освящен в 1862 году. Храм считается памятником архитектуры XIX века и охраняется государством.
Мемориальные доски
Москва. Барельеф в здании Ленинградского вокзала.
Санкт-Петербург. Мемориальная доска на здании Московского вокзала (слева от южного входа в световой зал).

Киновоплощение

Первые кинокартины, где появился образ царя Николая I являлись немыми

1910 - «Жизнь и смерть Пушкина»
1911 - «Оборона Севастополя»
1918 - «Отец Сергий» (Владимир Гайдаров)
1926 - «Декабристы» (Евгений Боронихин)
1927 - «Поэт и царь» (Константин Каренин)
1928 - «Тайны древнего рода», Польша (Павел Оверлло)
1930 - «Белый дьявол» Германия (Фриц Альберти)
1932 - «Мертвый дом» (Николай Витовтов)
1936 - «Прометей» (Владимир Ершов)
1943 - «Лермонтов» (А. Савостьянов)
1946 - «Глинка» (Б. Ливанов)
М. Названов в фильмах «Тарас Шевченко» (1951), «Белинский» (1951), «Композитор Глинка» (1952)
Миливое Живанович «Хаджи Мурат - белый дьявол» (Италия-Югославия, 1959)
В. Стржельчик «Сон» (1964), «Третья молодость» (1965), «Зеленая карета» (1967), «Отец Сергий» (1978)
С. Полежаев «Ошибка Оноре де Бальзака» (1968)
В. Захарченко «Разбудите Мухина!» (1967)
Василий Ливанов - «Звезда пленительного счастья» (1975)
Юрий Богатырев - «Нос» (1977), «И с вами снова я» (1981)
С. Байков - «Чокан Валиханов» (1985)
Марис Лиепа - «Лермонтов» (1986)
Юрий Яковлев - «Левша» (1986)
Валерий Доронин - «Последняя дорога» (1986)
Э. Романов - «Залив счастья» (1987)
Михаил Боярский - «Чокнутые» (1991)
Борис Плотников - «Грибоедовский вальс» (1995)
Ю. Макаров «Русский ковчег» (2002), «Пушкин. Последняя дуэль» (2006)
М. Башаров «Сатисфакция» (2005)
В. Вержбицкий «Бедная Настя» (2003-2004), «Одна ночь любви» (2008)
Н. Токарев - «Северный сфинкс» (2003)
Андрей Зибров - «Смерть Вазир-Мухтара» (2010)
Сергей Дружко - «Романовы. Фильм седьмой» (2013)
В. Максимов - «Дуэль. Пушкинъ - Лермонтовъ» (2014)
Дмитрий Наумов - «Форт Росс: В поисках приключений» (2014)
Никита Тарасов - «Монах и бес» (2016)
Иван Колесников - «Союз спасения» (2019)

Император Николай 1-й родился 25 июня (6 июля) 1796 г. Он был третьим сыном Павла 1-го и Марии Федоровны. Получил неплохое образование, но не признавал гуманитарных наук. Был сведущ в военном искусстве и фортификации. Хорошо владел инженерным делом. Однако, несмотря на это, царь не был любим в армии. Жестокие телесные наказания и холодность привели к тому, что в солдатской среде закрепилось его прозвище Николай Палкин.

В 1817 г. Николай женился на прусской принцессе Фредерике-Луизе-Шарлотте-Вильгельмине.

Александра Федоровна, жена Николая 1-го, обладающая удивительной красотой, стала матерью будущего императора - Александра 2-го .

Николай 1-й вступил на престол после смерти своего старшего брата Александра 1-го. Константин, второй претендент на престол, отрекся от своих прав еще при жизни старшего брата. Николай 1-й не знал об этом и сначала присягнул на верность Константину. Позже этот короткий период будет назван междуцарствием. Хотя манифест о вступлении на престол Николая 1-го был издан 13 (25) декабря 1825 г, юридически правление Николая 1-го началось 19 ноября (1 декабря). И первый же день омрачился на Сенатской площади. Восстание было подавлено, а его руководители - казнены в 1826 г. Но царь Николай 1-й увидел необходимость реформирования общественного строя. Он решил дать стране четкие законы, опираясь при этом на чиновничество, поскольку доверие к дворянскому сословию было подорвано.

Внутренняя политика Николая 1-го отличалась крайним консерватизмом. Малейшие проявления свободомыслия подавлялись. Он всеми силами защищал самодержавие. Тайная канцелярия под руководством Бенкендорфа занималась политическим сыском. После выхода в 1826 г. цензурного устава под запретом оказались все печатные издания с малейшей политической подоплекой. Россия при Николае 1-м довольно сильно напоминала страну эпохи .

Реформы Николая 1-го отличались ограниченностью. Законодательство было упорядочено. Под руководством начался выпуск Полного собрания законов Российской империи. Киселев проводил реформу управления государственными крестьянами. Крестьяне наделялись землями при переселении в необжитые районы, в деревнях строились медпункты, внедрялись новшества агротехники. Но это происходило силовыми методами и вызывало резкое недовольство. В 1839-1843 гг. была проведена и финансовая реформа, установившая соотношение между серебряным рублем и ассигнацией. Но вопрос о крепостном праве остался неразрешенным.

Внешняя политика Николая 1-го преследовала те же цели, что и политика внутренняя. При царствовании Николая 1-го Россия боролась с революцией не только внутри страны, но и вне ее пределов. В 1826-1828 гг. по результатам русско-иранской войны к территории страны была присоединена Армения. Николай 1-й выступал с осуждением революционных процессов в Европе. В 1849 г. он направил армию Паскевича для подавления венгерской революции. В 1853 г. Россия вступила в

Третий сын императора Павла I и императрицы Марии Федоровны, родной брат императора Александра I, отец императора Александра II, последний внук Великой Екатерины II, родившийся при ее жизни — Николай I — хладнокровный, торжественный, справедливый и порой сентиментальный.

Один из первых императоров России, кто провозгласил служение русскому народу как «первому после Бога». Один из первых императоров, кто отвергал роскошь и царскую блажь, торжества, балы и разного рода развлечения. Считал, что трон и служение России — это работа, а не удовольствия и развлечения.

Жизнь его была скучна, однообразна и проста, как и все, что с ним было связано. Итак, факты о Николае I — Великом императоре России.

Памятник

Этот памятник на Исаакиевской площади столь хорош, что пережил все бедствия минувшей эпохи. Император в мундире офицера гвардии восседает на лошади, о которой можно сказать, что она будто танцует, поднявшись на задние ноги и не имея другой опоры. Непонятно, что заставляет её парить в воздухе. Заметим, что всадника эта незыблемая неустойчивость совершенно не беспокоит – он хладнокровен и торжественен.

Это сделало смешным проект большевиков заменить венценосца «героем революции» Будённым. Вообще, памятник доставил им немало хлопот. С одной стороны, ненависть к Николаю Первому заставляла то и дело поднимать вопрос о свержении его конной статуи в центре Петрограда–Ленинграда. С другой – гениальное творение Петра Клодта нельзя было тронуть, не прослыв вандалами.

Я склонен весьма критично относиться к правлению государя Николая I, которое трудно назвать счастливым. Оно началось с мятежа декабристов и закончилось поражением России в Крымской войне. Целые библиотеки написаны о засилии бюрократии, шпицрутенах, казнокрадстве в период этого царствования. Многое из этого – правда. Полунемецкая-полурусская система, созданная Петром Великим, при Николае уже порядком износилась, но Николай был воспитан ею. В душе не признавая её, царь вынужден был всю жизнь бороться с самим собой и, казалось, потерпел поражение.

Так ли это?

Именно при его правлении родилась великая русская литература, что едва ли было делом случая. Не без влияния государя Александр Сергеевич Пушкин стал великим поэтом.

Однажды Император после встречи с Пушкиным в Чудовом монастыре сказал одному из своих приближённых:

Знаешь, что нынче я говорил с умнейшим человеком России?

С кем же? - поинтересовался тот.

С Пушкиным, - ответил Государь

Образованное общество России, прежде едва владевшее родным языком, обрело наконец ярко выраженный национальный характер и обратилось лицом к Богу. «Я Николая Первого ставлю выше Петра Первого, – говорил митрополит Киевский Платон (Городецкий). – Для него неизмеримо дороже были православная вера и священные заветы нашей истории, чем для Петра… Император Николай Павлович всем сердцем был предан всему чистокровному русскому и в особенности тому, что стоит во главе и основании русского народа и царства, – православной вере».

«Там, где однажды поднялся российский флаг, он уже опуститься не может»

В Николае мы видим начало того сдержанного величия, которое будет свойственно трём последующим царствованиям. Канцлер Нессельроде однажды донёс царю на капитана 1-го ранга Невельского. Тот самовольно основал форпост на Дальнем Востоке, подняв над ним российский флаг. Место было спорным, что вызвало гнев Англии. Сановник предлагал извиниться перед англичанами, а капитана разжаловать в матросы. «Там, где однажды поднялся российский флаг, он уже опуститься не может», – ответил император… и произвёл Невельского в адмиралы.

При Николае Павловиче Россия вдруг выросла в державу, для борьбы с которой сплотились все прежние противники и союзники. Цепь ошибок, допущенных государем, лишила нас победы в этой схватке. На то была Божья воля, но не сокрушающая, а научающая. Ко всеобщему изумлению, Россия не съёжилась от страха, а стала ещё сильнее. Так же, как и на исходе 1941-го, после страшных поражений, она перешла ту черту, когда её можно было победить извне.

«Благодари Бога, что ты русский»

В 1826 году русский современник описывал наружность государя: «Высокого роста, сухощав, грудь имел широкую… взгляд быстрый, голос звонкий, подходящий к тенору, но говорил несколько скороговоркой… В движениях видна была какая-то неподдельная строгость».

«Неподдельная строгость»… Когда он командовал войсками, то никогда не кричал. В этом не было никакой необходимости – голос царя было слышно за версту; рослые гренадёры смотрелись рядом с ним просто детьми. Николай вёл аскетический образ жизни, но если говорить о роскоши двора, великолепных приёмах – они ошеломляли всех, особенно иностранцев. Это делалось для того, чтобы подчеркнуть статус России, о котором государь заботился непрестанно. Генерал Пётр Дараган вспоминал, как в присутствии Николая Павловича заговорил по-французски, грассируя. Николай, вдруг сделав преувеличенно серьёзную мину, начал повторять за ним каждое слово, чем довёл до приступа смеха свою жену. Дараган, пунцовый от стыда, выскочил в приёмную, где Николай догнал его и, поцеловав, объяснил: «Зачем ты картавишь? За француза никто тебя не примет; благодари Бога, что ты русский, а обезьянничать никуда не годится».

Русское царство выше любого другого – и государь признавал это не из эгоистической потребности возвыситься самому.

Царь вообще о себе думал очень мало, вопреки мнению своего ненавистника – маркиза де Кюстина, полагавшего, что Николай лицемерен. Единственно, стеснялся ранней лысины. Чтобы скрыть этот недостаток, государь носил парик, с которым расстался однажды под общий хохот. Это случилось после рождения первой внучки, в 1842 году. Получив радостное известие, Николай Павлович перед строем кадетов сорвал злополучный парик с головы и, поддав его ногой, задорно крикнул:

– Теперь я дедушка, ну его!

«В кабаках царских портретов не вешать»

Перескажем историю, которая показывает, как мало государь ценил себя лично. Один из старослужащих Седьмой пехотной дивизии, стоявшей в Польше, – Агафон Сулейкин – свои именины отмечал в «Царской корчме», где висел портрет императора Николая Павловича. Выпили, стали буянить. Виновник торжества, услышав, что не подобает безобразничать под портретом монарха, гаркнул: «Да что мне портрет! Я сам портрет!» – и плюнул в изображение императора.

Весть об этом каким-то образом дошла до царя. На полученном донесении Николай Павлович черкнул: «Объявить перед фронтом рядовому Агафону Сулейкину, что я сам на него плюю. А так как этот несчастный в пьяном виде не ведал, что творит, то дело прекратить, а в кабаках царских портретов не вешать». Для выполнения резолюции был выстроен полк, где служил солдат. После барабанной дроби зачитали государево послание Агафону Сулейкину. Все полагали, что следом его запорют до смерти, между тем ему велено было встать обратно в строй… В ближайшее воскресенье Сулейкин поставил внушительного размера свечу Николаю Чудотворцу и дал обет никогда более не употреблять спиртного. Это обещание он выполнил.

Прозвище царя — Николай Палкин

«За что же тогда прозвали царя Николаем Палкиным?!» – воскликнет читатель. Это оскорбительное прозвище было изобретением Льва Толстого. Довольно сказать, что Толстой зачислил в пособники палачей добрейшего доктора Гааза. Понятно, что у государя не было никакой возможности заслужить почтение классика.

Между тем время, в которое жил император Николай, было довольно грубым. Самого царя в детстве и отрочестве пороли нещадно, как и большинство офицеров, а уже они, получив такое воспитание, не церемонились с рядовыми. Поэтому глупо давать оценку нравам той эпохи с позиций нынешнего времени. Единственный критерий, достойный внимания, – смотреть, ухудшилось положение солдат или нет. Скажем, при императоре Павле офицеров стали наказывать чаще, чем солдат. При Александре Павловиче введён был запрет на телесные наказания для солдата, получившего награду. Николай I втрое уменьшил количество ударов шпицрутенами. Строжайше запрещено было производить экзекуции без врача, который имел право прекратить порку.

О том, как он относился к русскому солдату, свидетельствует такая история.

Как известно, государь ходил по улицам Петербурга без охраны. Прогуливаясь как-то в одиночестве, он увидел похороны отставного солдата. За гробом шла лишь бедно одетая женщина, вероятно жена покойного. Царь присоединился к ней, и какое-то время они шли вместе. Однако, увидев государя, начали подходить другие люди – и вскоре сотни человек молча шагали рядом со своим императором, провожая рядового в последний путь.

Внимание к «маленькому человеку» было характерной чертой императора. Однажды зимой он заметил чиновника, который шёл в одном сюртуке. Узнав, что у бедняги была одна, притом плохонькая, шинель, находившаяся в починке, государь велел отправить ему новую. Впоследствии, удостоверившись, что этот человек безукоризненно честен, Николай распорядился увеличить ему жалованье. История ещё более фантастичная, чем у Гоголя.

Холера

В число замечательных деяний государя вошли два эпизода времён борьбы с холерой. В Москве разгар эпидемии пришёлся на 1830 год. Применялись подчас беспощадные меры для победы над болезнью, но ничто не помогало. Все, кто имел возможность, бежали из города. Царь же отправился в Москву поддержать измученных жителей, несмотря на то что врачи, в том числе Фёдор Петрович Гааз, были против.

«На площадях сбегались толпы, кричали «ура!», – писал Л. Копелев, – некоторые становились на колени, женщины плакали… «Ангел наш… Спаси тебя Боже!»». Среди других, это потрясло и Николая Васильевича Гоголя, заметившего, что готовность, рискуя жизнью, быть со своим народом – «черта, которую едва ли показал кто-нибудь из венценосцев».

В июле следующего года холера достигла чрезвычайной силы уже в Петербурге, где умирало до пяти сотен человек в день. Начали распространяться слухи, что во всём виноваты доктора, заражавшие хлеб и воду. Произошли беспорядки, несколько врачей были убиты. В один из дней громадная толпа собралась на Сенной площади. Узнав об этом, государь в сопровождении нескольких человек устремился туда. Войдя в середину толпы, он, благодаря своему росту видимый отовсюду, призвал людей к совести и закончил речь громовым рыком:

– На колени! Просите у Всемогущего прощения!

Тысячи горожан, как один, опустились на колени. Едва ли не четверть часа назад эти люди задыхались от ярости, но вдруг всё стихло, зазвучали слова молитвы. На обратном пути царь снял верхнюю одежду и сжёг её в поле, чтобы не заразить семью и свиту.

Злоупотребления

По утрам царь долго молился, стоя на коленях, и никогда не пропускал воскресных богослужений. Спал он на узкой походной кровати, на которую был положен тонкий тюфяк, а накрывался старой офицерской шинелью. Уровень его личного потребления был немногим выше того, что имел гоголевский Акакий Акакиевич.

Сразу после коронации расходы на питание царской семьи были сокращены с 1500 рублей в день до 25-ти. Котлеты с картофельным пюре, щи, каша, как правило гречневая, – вот его традиционный рацион. Больше трёх блюд подавать не разрешалось. Однажды метрдотель не удержался, поставил перед царём нежнейшее блюдо из форели. «Что это такое – четвёртое блюдо? Кушайте его сами», – нахмурился государь. Ужинал он редко – ограничивался чаем.

Но казнокрадство при Николае I нисколько не уменьшилось; многим даже казалось, что возросло. Это тем более поразительно, что государь вёл с этим бедствием тридцатилетнюю жестокую войну. Нужно отметить энергию губернских прокуроров: суды над казнокрадами и взяточниками стали обычным явлением. Так, в 1853 году под судом находилось 2540 чиновников. Иначе и быть не могло. Борьба с грядущей революцией заставляла ужесточать правила внутренней жизни империи. Однако чем ретивее боролись с коррупцией, тем сильнее она распространялась.

Позднее известный монархист Иван Солоневич этот феномен пытался объяснить в отношении сталинской эпохи: «Чем больше было воровства, тем сильнее должен быть контрольный аппарат. Но чем крупнее контрольный аппарат, тем больше воровства: контролёры тоже любят селёдку».

Об этих «любителях селёдки» хорошо написал маркиз де Кюстин. Он был врагом России и мало в ней понял, но один диагноз поставил всё-таки верно: «Россией управляет класс чиновников… и управляет часто наперекор воле монарха… Из недр своих канцелярий эти невидимые деспоты, эти пигмеи-тираны безнаказанно угнетают страну. И, как это ни парадоксально, самодержец всероссийский часто замечает, что власть его имеет предел. Этот предел положен ему бюрократией – силой страшной, потому что злоупотребление ею именуется любовью к порядку».

Лишь воодушевление народа способно спасти Отечество в трудные моменты, но воодушевление трезвое и ответственное. В противном случае оно вырождается в волнения и мятежи, ставит страну на край гибели. Восстание декабристов отравило царствование Николая Павловича – человека, по натуре своей чуждого всякой жёсткости. Его считают каким-то маниакальным приверженцем порядка. Но порядок был для царя средством, а не целью. При этом отсутствие у него управленческих талантов имело тяжёлые последствия. Фрейлина Анна Фёдоровна Тютчева свидетельствовала, что император «проводил за работой 18 часов в сутки, трудился до поздней ночи, вставал на заре… ничем не жертвовал ради удовольствия и всем – ради долга и принимал на себя больше труда и забот, чем последний подёнщик из его подданных. Он искренне верил, что в состоянии всё видеть своими глазами, всё регламентировать по своему разумению, всё преобразовывать своею волею».

В результате «он лишь нагромоздил вокруг своей бесконтрольной власти груду колоссальных злоупотреблений, тем более пагубных, что извне они прикрывались официальной законностью, и ни общественное мнение, ни частная инициатива не имели ни права на них указывать, ни возможности с ними бороться».


Император Николай I И Императрица Александра Федоровна, Илья Репин
Чиновники замечательно научились имитировать деятельность, обманывали государя на каждом шагу. Как человек умный, он понимал, что происходит неладное, но изменить ничего не мог, лишь горько смеялся над тщетностью многих своих усилий.

Однажды в дороге экипаж императора перевернулся. Николай Павлович, сломав ключицу и левую руку, семнадцать вёрст прошёл пешком до Чембара, одного из городков Пензенской губернии. Едва оправившись, он отправился поглядеть на местных чиновников. Они оделись в новую форму и выстроились по старшинству чинов в шеренгу, при шпагах, а треугольные шляпы держали в вытянутых по швам руках. Николай не без удивления осмотрел их и сказал губернатору:

– Я их всех не только видел, а даже отлично знаю!

Тот изумился:

– Позвольте, ваше величество, но где же вы их могли видеть?

– В очень смешной комедии под названием «Ревизор».

Справедливости ради скажем, что в Соединённых Штатах той эпохи казнокрадство и взяточничество носило ничуть не меньший размах. Но если в России это зло удалось более или менее окоротить в конце XIX века, то в Америке оно процветало ещё несколько десятилетий. Разница была в том, что американские чиновники не имели такого влияния на жизнь страны.

«Первый после Бога»

По этой безотрадной картине можно вообразить, что в хозяйственной жизни страны царил при Николае Павловиче полный застой. Но нет – именно в его царствование произошла промышленная революция, число предприятий и рабочих удвоилось, а эффективность их труда возросла втрое.

Крепостной труд в промышленности был запрещён. Объём машиностроительной продукции с 1830-го по 1860-е годы вырос в 33 раза. Проложена была первая тысяча вёрст железной дороги, впервые в истории России началось строительство шоссе с твёрдым покрытием.

При его правлении Граф Сергей Уваров произвёл переворот в борьбе с безграмотностью.

Число крестьянских школ увеличилось с 60-ти более чем в 40 раз, 111 тысяч детей стали учиться. Всем государственным крестьянам выделили собственные наделы земли и участки леса, учреждены были вспомогательные кассы и хлебные магазины, которые оказывали помощь денежными ссудами и зерном в случае неурожая. Безземельных батраков к середине 1850-х годов практически не осталось – все получили землю от государства.

Существенно улучшилось положение крепостных, которые числились за помещиками. Торговля крестьянами была прекращена, они получили свободу передвижения, право владеть землёй, вести предпринимательскую деятельность. «Третье отделение» получило жёсткий приказ следить за тем, чтобы помещики не нарушали права крестьян. В результате на сотни помещичьих имений был наложен арест.

«Собаке – собачья смерть».

Вот случай, вполне характеризирующий перемены. Однажды крепостной мальчик, сын псаря, играя c собакой помещика, повредил ей лапу. Барин сгоряча застрелил ребёнка. На выстрел прибежал его отец, сгрёб убийцу, и, связав ему руки, усадил в кресло. Перед собравшейся дворней он перечислил все злодеяния господина и задал вопрос: что делать с извергом? Затем привёл приговор мира в исполнение, после чего сдался властям… Узнав о случившемся, государь освободил несчастного, начертав собственной рукой: «Собаке – собачья смерть».

Где ещё было возможно подобное? Именно в царствование императора Николая родилась триада, которую можно назвать единственно возможной русской идеей: «Православие, Самодержавие, Народность». Рождена она была замечательным учёным, министром народного просвещения Сергеем Уваровым.

Всякого рода «мелкие бесы» до сих пор смеются над его убеждениями, между тем Россия стала первой страной в мире, поставившей народность в число важнейших основ бытия. Для ложной элиты народ не более чем быдло, для буржуа – это покупатели, для политиков – электорат. Лишь для русских царей народ, независимо от чинов и состояния, стоял по значению следом за Господом Богом.

Трон – это работа, а не удовольствия

Николай I вёл аскетический и здоровый образ жизни. Он был набожен и никогда не пропускал воскресных богослужений. Не курил и не любил курящих, не употреблял крепких напитков, много ходил пешком, занимался строевыми упражнениями с оружием. Вставал в 7 утра и работал по 16 часов в день. Дисциплина в армии при нем тоже была налажена. Не любил пышных царских нарядов, предпочитал одеваться в простую офицерскую шинель, спал на жёсткой кровати.

Не чурался связей на стороне

В этом отношении он не смог проявить к себе строгость, и был, как и большинство правителей, настоящим бабником. В 1817 он женился на принцессе Прусской Шарлотте, дочери Фридриха Вильгельма III, получившей после перехода в православие имя Александра Фёдоровна. У них было 7 детей, среди них и будущий император Александр II. При этом он имел множество увлечений, и по некоторым данным 7 внебрачных детей. 17 лет состоял в связи с Варварой Нелидовой.

Заложил первые дороги и помог потомкам во второй мировой войне

Именно при нем впервые в истории России началось интенсивное строительство шоссейных дорог с твердым покрытием: построили трассуМосква — Петербург, Москва — Иркутск, Москва — Варшава. Он начал строительство железных дорог. При этом проявил удивительную дальновидность. Опасаясь, что неприятель сможет приехать в Россию на паровозе, он потребовал расширить российскую колею (1524 мм против 1435 в Европе), что помогло нам через сотню лет. В 1941 году во время Великой Отечественной войны это существенно затруднило снабжение немецких оккупационных войск и их манёвренность из-за нехватки локомотивов для широкой колеи.

«Бог наказывает гордых»

После сорока лет здоровье начало всё больше изменять императору. У него болели и пухли ноги, а весной 1847 года начались сильные головокружения. При этом казалось, что болезни государя каким-то необъяснимым образом передаются всей стране. Две катастрофы омрачили последние годы царствования Николая Павловича. Первая из них – поражение в Крымской войне – не заставила себя долго ждать.

Что стало источником бедствий? Дело в том, что государь, вслед за своим старшим братом Александром Павловичем, воспринимал Россию как часть европейского сообщества государств, причём самую сильную в военном отношении и самую зрелую идейно. Идея заключалась в том, что лишь нерушимый союз монархий в состоянии противостоять революции в Европе. Император готов был в любой момент вмешаться в европейские дела.

Разумеется, это вызывало всеобщее раздражение, и на Россию начинали смотреть как на лекарство более опасное, чем сама болезнь.

Нельзя сказать, что Николай Павлович преувеличивал опасность революционных настроений в Европе. Та была подобна котлу, где непрерывно усиливалось давление пара. Но вместо того чтобы учиться регулировать его, Россия энергично затыкала все дыры. Это не могло продолжаться бесконечно.

21 февраля 1848 года, на Масленицу, в Петербурге была получена депеша о том, что во Франции началась революция. Прочитав её, потрясённый государь появился на балу в Аничковом дворце. В разгар веселья он вошёл в зал быстрым шагом, с бумагами в руках, «произнося непонятные для слушателей восклицания о перевороте во Франции и о бегстве короля». Больше всего царь опасался, что примеру французов последуют в Германии.

Родилась идея отправить на Рейн 300-тысячную армию для искоренения революционной заразы. Не без труда царя удалось отговорить от этого. 14 марта последовал Манифест, где высказывалось опасение «разливающимися повсеместно с наглостью мятежом и безначалием» и «дерзостью, угрожающей в безумии своём России». Выражалась готовность защищать честь русского имени и неприкосновенность пределов России.

Это был важнейший документ той эпохи. Россия бросала вызов мировой революции, богоборчеству и нигилизму. Лучшие люди страны встретили Манифест восторженно, а в народе заговорили о предстоящей борьбе с антихристом.

Вот как откликнулся на это событие Ф. И. Тютчев:

«Уже с давних пор в Европе только две действительные силы, две истинные державы: Революция и Россия. Они теперь сошлись лицом к лицу, а завтра, может, схватятся. Между тою и другою не может быть ни договоров, ни сделок. Что для одной жизнь – для другой смерть. От исхода борьбы, завязавшейся между ними, величайшей борьбы, когда-либо виденной миром, зависит на многие века вся политическая и религиозная будущность человечества».

Русские пришли на помощь

Тем большей трагедией, омрачившей позицию Российской империи, стали ложные шаги, последовавшие за Манифестом. Речь идёт о венгерских событиях. Венгры десятилетиями мечтали избавиться от владычества Австрии, много претерпев от неё. В 1848 году они восстали – за оружие взялось 190 тысяч человек. К весне 1849-го венгры научились бить австрийцев, распад империи Габсбургов стал неизбежен. Но в этот момент на помощь Австрии пришли русские войска.

Вторжение Русской армии стало для венгров не только военным ударом, но ещё и моральным. Ведь они мечтали, что именно русские их освободят, и у них были все основания надеяться на это. Венгры лучше других знали, как относится Австрия к своему великому восточному соседу. Их военачальник Дьёрдь Клапка воскликнул однажды в беседе с русским парламентёром: «Император Николай нас погубил, а зачем? Неужели вы верите в благодарность Австрии? Вы спасли её от совершенной гибели, они же вам заплатят за это; поверьте, мы их знаем и не в силах верить ни одному их слову…»

Это были горькие слова человека, прекрасно понимавшего, что он говорит.

Русская армия много раз спасала Австрию, но страна, именовавшая себя Священной Римской империей германской нации, имела колоссальные амбиции, подогреваемые папским Римом.

Помощь православных оскорбляла её тем больше, что Австрия не могла без неё обойтись. И, разумеется, при первом удобном случае Австрия переметнулась на сторону наших врагов. Это произошло в 1854 году, после нападения Англии и Франции на Россию. Вместо помощи спасительнице, австрийцы начали угрожать ей войной. В результате многие русские части пришлось оставить для заслона на Дунае. Это были войска, которых так не хватало в Крыму…

Подавление Венгерского восстания стало одной из самых печальных страниц нашей истории. В Европе окончательно утвердилось мнение о России как о стране-полицейском. Российский генерал-фельдмаршал Остен-Сакен в отчаянии произнёс горькие слова: «Государь сильно возгордился. «То, что сделал я с Венгрией, ожидает всю Европу», – сказал он мне. Я уверен, что эта кампания его погубит… Увидите, что это даром не пройдёт. Бог наказывает гордых».

Но, кажется, дело было вовсе не в гордости. Митрополит Киевский Платон, скорбя о русском вмешательстве в венгерские события («ведь без этого не было бы Крымской войны»), добавлял, что лишь честность государя стала тому виной. Он не умел нарушать данных обещаний, пусть даже и такому адресату, как Австрия, чья неблагодарность была общеизвестна.

В любом случае мы победили в Венгрии самих себя.

Кончина императора

Несчастьем для императора Николая стало то, что он застал время крушения своих надежд. Это и стало причиной его смерти, которую трудно назвать естественной. Скорее, это была гибель. Он пал вместе со своими матросами и солдатами, Корниловым и Нахимовым, потому что сердце царя в последний год жизни было в Севастополе, а не в Петербурге.

Формальных поводов для войны имелось немало. Англия опасалась, что Россия может выйти на просторы Средиземноморья, Франция надеялась с помощью войны вернуться в ряд великих держав. В итоге английская, французская и турецкая армии высадились в Крыму в качестве «передовых отрядов цивилизации».

Среди причин, которые привели нас к поражению, была страшная коррупция: даже командиры полков порой не стеснялись обкрадывать солдат, – что говорить об остальных… Крайне неудачным было назначение командующим князя Меньшикова. Когда святитель Иннокентий Херсонский с образом Касперовской Божией Матери прибыл в расположение нашей армии, отступающей к Севастополю, он произнёс, обращаясь к Меньшикову: «Се Царица Небесная грядёт освободить и защитить Севастополь». «Вы напрасно беспокоили Царицу Небесную, мы и без Неё обойдёмся», – ответил незадачливый полководец.

Как мог он добиться победы, не имея ни малейшей духовной связи с войском? Между тем это был человек, облечённый доверием государя. Для полноты картины скажем, что свт. Иннокентий находился под особым подозрением. Чиновники называли его демократом за то, что он, подобно государю, защищал необходимость освобождения крестьян. Как-то спросили: «Говорят, Преосвященный, вы проповедуете коммунизм?» Владыка спокойно ответил на это: «Я никогда не проповедовал «берите», но всегда проповедовал «давайте»».

Английский флот появился близ Кронштадта. Император подолгу смотрел на него в трубу из окна своего дворца в Александрии. Изменения в его облике начали проявляться осенью 1854-го. Он лишился сна и похудел. Ночью ходил по залам, ожидая известий из Крыма. Новости были плохие: в иные дни гибло по несколько тысяч наших солдат…

Узнав об очередном поражении, государь запирался в своём кабинете и плакал как ребёнок. Во время утренней молитвы иногда засыпал на коленях перед образами.

В какой-то момент император подхватил грипп. Болезнь была не слишком опасной, но он будто не желал выздоравливать. В тридцатиградусный мороз, несмотря на кашель, в лёгком плаще ходил на смотры полков. «По вечерам, – пишет один из биографов Николая Павловича, – многие видели его двухметровую фигуру, одиноко бродившую по Невскому проспекту. Всем окружающим стало ясно: царь, не в силах стерпеть позора, решил подобным образом извести себя…

Результат не заставил себя ждать: где-то через месяц после начала болезни Николай уже полным ходом распоряжался своими похоронами, писал завещание, слушал отходную, до последней минуты держась за руку своего сына».

«Сашка, в дурном порядке сдаю тебе команду!» – сказал Николай Павлович сыну на смертном одре и, обращаясь ко всем сыновьям, произнёс: «Служите России. Мне хотелось принять на себя всё трудное, оставив царство мирное, устроенное, счастливое. Провидение судило иначе. Теперь иду молиться за Россию и за вас…»

Умер он, по словам А. Ф. Тютчевой, в маленьком кабинете на первом этаже Зимнего дворца, «лёжа поперёк комнаты на очень простой железной кровати… Голова покоилась на зелёной кожаной подушке, а вместо одеяла на нём лежала солдатская шинель. Казалось, что смерть настигла его среди лишений военного лагеря, а не в роскоши дворца». Как писал прапорщик Измайловского полка Ефим Сухонин, печальное известие застигло гвардейцев в походе: «Панихида была торжественная. Офицеры и солдаты молились на коленях и громко плакали».

Эпилог

Всадник на Исаакиевской площади опирается на мощный постамент с четырьмя женскими фигурами, олицетворяющими Силу, Мудрость, Правосудие и Веру. Освобождение крестьян, потрясающая судебная реформа, все благие дела Александра Освободителя были воплощением замыслов его отца. Связанный по рукам и ногам прошлым и настоящим, отсутствием соратников, Николай Павлович делал, что должно, в надежде: что-нибудь будет.

Он был плотью от плоти страны, где, кроме дураков и скверных дорог, есть неисчислимое множество других несчастий. Поэтому неправильно оценивать его, сравнивая с каким-то мысленным идеалом. Идущий впереди, особенно если он воин, а не духовник, – почти всегда самый измученный человек из всех, своя и чужая кровь сохнет на его мундире. Вопрос, движет ли им любовь к Отечеству или честолюбие, ведёт ли он народ во имя Божие – или во имя своё? Однажды – это было в 1845-м – царь вдруг произнёс, обращаясь к знакомой: «Вот скоро двадцать лет, как я сижу на этом прекрасном местечке. Часто выдаются такие дни, что я, смотря на небо, говорю: зачем я не там? Я так устал…»

Нет, во имя своё Николай Павлович, кажется, не пошевелил и пальцем – его служение вот уже полтора столетия внушает нам уважение. Даже надпись на памятнике под государственным гербом так и не сбили: «Николаю I – Императору Всероссийскому». Очень простая надпись – как и всё, что с ним связано.

Другие забавные факты о Николае I

Один из офицеров рижского гарнизона по фамилии Засс, выдавая замуж свою дочь, захотел, чтобы она с супругом носила двойную фамилию, в которой Засс стояла бы на первом месте. Вроде бы ничего странного в этом желании не было… Однако господин полковник был немцем и русский язык знал плохо… Ведь фамилия жениха была Ранцев. Царь Николай Первый узнал об этом случае и решил, что его офицеры не должны быть объектом насмешек. Высочайшим указом царь повелел молодоженам носить фамилию Ранцев-Засс.

Николай I предоставлял своим офицерам выбор между гауптвахтой и прослушиванием опер Глинки в качестве наказания.

Встретив пьяного офицера, Николай отчитал его за появление на людях в недостойном виде, а выговор свой закончил вопросом: «Ну а как бы ты поступил, встретив подчиненного в таком состоянии?» На это последовал ответ: «Я бы с этой свиньей и разговаривать не стал!» Николай расхохотался и резюмировал: «Бери извозчика, отправляйся домой и проспись!»

В Париже решили поставить пьесу из жизни Екатерины II, где русская императрица была представлена в несколько легкомысленном свете. Узнав об этом, Николай I через нашего посла выразил свое неудовольствие французскому правительству. На что последовал ответ в том духе, что, дескать, во Франции свобода слова и отменять спектакль никто не собирается. На это Николай I просил передать, что в таком случае на премьеру он пришлет 300 тысяч зрителей в серых шинелях. Едва царский ответ дошел до столицы Франции, как там без лишних проволочек отменили скандальный спектакль.

Безусловно, красивейшим памятником является арка Главного штаба, увенчанная скульптурой Славы на колеснице Победы. Эта колесница – символ победы России в Отечественной войне 1812 года. Изначально Арка задумывалась Александром I в строгом, выдержанном стиле, без венчающей ее колесницы. Однако, сменивший его Николай I, решил воздать славу отваге и доблести русской армии. По завершению строительства Арки Николай I, усомнился в ее надежности. Чтобы подтвердить качество своей работы, зодчий Росси после разбора строительных лесов вместе со всеми рабочими поднялся на арку. Как оказалось, сооружение выдержало их тяжесть. Эта легенда записана биографом Росси Паниным со слов внучки архитектора.

И изначально не рассматривался как наследник русского престола, и это наложило отпечаток на его воспитание и образование. Его наставниками были лучшие ученые того времени, но преподавание велось настолько сухо, что Николай навсегда проникся отвращением к отвлечённым наукам. Его по-настоящему интересовали только военное искусство, инженерное и строительное дело. В 1816 году Николай совершил ознакомительное путешествие по некоторым губерниям России и посетил Англию, что помогло ему познакомиться с состоянием дел внутри своей страны и опытом развития одной из самых передовых общественно-политических систем того времени. В 1817 году Николай женился на Прусской принцессе Шарлотте (в православии – Александре Федоровне), а уже весной следующего года родился их первенец Александр. В 1819 году сообщил брату о намерении Константина Павловича отречься от престола, а в 1823 году подписал секретный манифест о престолонаследии. Николай чувствовал себя неготовым надеть корону русских императоров, а потому до последнего момента надеялся, что Константин переменит решение.

Романовы:Николай I и его дети(1)Дочери

Принцесса Шарлотта (императрица Александра Федоровна) и Царевич и великий князь Николай Павлович (Император Николай I)

Сегодня о детях Николая I. Всего детей у Николая I - семь: Александр II, Мария, Ольга, Александра, Константин, Николай, Михаил. О его сыне, Императоре Александре II известно многим

Немного о трех дочерях Николая I - Ольге, Марие, Александре.

М А Р И Я

Мария Николаевна
Мария Николаевна (18 августа 1819 — 21 февраля 1876) — первая хозяйка Мариинского дворца в Санкт-Петербурге, президент Императорской Академии художеств в 1852-1876 годы. Она была старшей дочерью и вторым ребенком в семье великого князя Николая Павловича и великой княгини Александры Фёдоровны.

П.Соколов.Портрет императрицы Александры Фёдоровны с дочерью Марией на берегу Чёрного моря.1829

Великая княжна Мария Николаевна родилась 18 августа 1819 года в Павловске. Она была старшей дочерью и вторым ребенком в семье великого князя Николая Павловича и великой княгини Александры Фёдоровны, урожденной принцессы Шарлотты Прусской. Рождение девочки не стало радостным событием для отца. Александра Фёдоровна писала:

Alexander ii and maria nikolaevna

« Действительно, я легла и немного задремала; но вскоре наступили серьёзные боли. Императрица предупреждённая об этом, явилась чрезвычайно скоро, и 6 августа 1819 г., в третьем часу ночи, я родила благополучно дочь. Рождение маленькой Мари было встречено её отцом не с особенной радостью: он ожидал сына; впоследствии он часто упрекал себя за это и, конечно, горячо полюбил дочь »
Её родители уделяли много внимания воспитанию своих детей и дали им прекрасное образование.

Portrait of the Empress Alexandra Feodorovna of Russia, née Charlotte of Prussia with her two eldest children, Alexander and Maria Nikolaevna.

Современники отмечали похожесть великой княжны на отца как внешностью, так и характером. Полковник Ф. Гагерн, который сопровождал нидерландского принца Александра в Россию, отзывался о ней в своём дневнике:

" Старшая, великая княгиня Мария Николаевна, супруга герцога Лейхтенбергского, мала ростом, но чертами лица и характером — вылитый отец. Профиль её имеет большое сходство с профилем императрицы Екатерины в годы в её юности. Великая княгиня Мария — любимица отца, и полагают, что в случае кончины императрицы она приобрела бы большое влияние. Вообще, кто может предвидеть будущее в этой стране? Великая княгиня Мария Николаевна обладает, конечно же, многими дарованиями, равно как и желанием повелевать; уже в первые дни замужества она приняла в свои руки бразды правления"

P.F. Sokolov Maria Nikolaievna, Duchess of Leuchtenberg as child

В отличие от многих принцесс того времени, чьи браки заключались по династическим соображениям, Мария Николаевна вышла замуж по любви. В браке — герцогиня Лейхтенбергская. Несмотря на происхождение Максимилиана и его вероисповедание (он был католиком), Николай I дал согласие на брак с ним своей дочери при условии, что супруги будут жить в России, а не за границей.

Максимилиан Лейхтенбергский

Свадьба состоялась 2 июля 1839 года и проходила по двум обрядам: православному и католическому. Венчание состоялось в часовне Зимнего дворца. Перед благословением в церковь были выпущены два сизых голубя, которые уселись на карнизе над головами молодых и находились там в течение всей церемонии. Венец над Марией держал её брат — цесаревич Александр, над герцогом — граф Пален. По окончании церемонии хор исполнил «Тебя, Бога, хвалим», а пушечные выстрелы возвестили о совершившемся бракосочетании. Позднее в одной из дворцовых зал, специально приспособленной для этой цели, состоялось брачное благословение пары католическим священником Несмотря на огромное число присутствующих, в том числе дипломатов и их супруг, на бракосочетании не присутствовали родственники герцога Лейхтенбергского, а также принцы родственных Романовым домов. Граф Сухтелен заметил в разговоре с Фридрихом Гагерном:

Duchess Maria of Leuchtenberg (former Grand Duchess Maria Nikolaevna of Russia)with her four older children.

Государю очень неприятно, что к этому торжеству не явился ни один из принцев родственных домов; он это поставил бы очень высоко также и потому, что этот брак находил оппозицию в самой России и не нравился иностранным дворам

Указом от 2(14) июля 1839 года император пожаловал Максимилиану титул Его Императорского Высочества, а указом от 6(18) декабря 1852 года даровал потомкам Максимилиана и Марии Николаевны титул и фамилию князей Романовских. Дети Максимилиана и Марии Николаевны были крещены в православие и воспитывались при дворе Николая I, позднее император Александр II включил их в состав Российской Императорской фамилии. От этого брака у Марии Николаевны родилось 7 детей: Александра, Мария, Николай, Евгения, Евгений, Сергей, Георгий.

В первом браке с герцогом Максимилианом Лейхтенбергским у Марии Николаевны родилось семеро детей:

Портрет Марии Николаевны кисти Ф. К. Винтергальтера (1857) Государственный Эрмитаж

Александра (1840—1843), герцогиня Лейхтенбергская, умерла в детстве;


Мария (
1841—1914), в 1863 вышла замуж за Вильгельма Баденского, младшего сына герцога Баденского Леопольда;


Николай (1843—1891), 4-й герцог Лейхтенбергский, с 1868 года был женат морганатическим браком на Надежде Сергеевне Анненковой, в первом браке — Акинфовой (1840—1891);

Grand Duchess Maria Nikolaievna, with her daughters Maria and Eugenia


Евгения (1845—1925), вышла замуж за А. П. Ольденбургского


Евгений (1847—1901), 5-й герцог Лейхтенбергский, был женат первым морганатическим браком на Дарье Константиновне Опочининой (1845—1870), вторым морганатическим браком с 1878 года на Зинаиде Дмитриевне Скобелевой (1856—1899), сестре генерала Скобелева;


Сергей (1849—1877), герцог Лейхтенбергский, убит в Русско-турецкую войну;


Георгий (1852—1912), 6-й герцог Лейхтенбергский, был женат первым браком на Терезе Ольденбургской (1852—1883), вторым браком на Анастасии Черногорской (1868—1935).
Дети от второго брака:

Григорий (1857—1859), граф Строганов;

Елена Григорьевна Шереметева, ур. Строганова


Елена (1861—1908), графиня Строганова, замужем сначала за Владимиром Алексеевичем Шереметевым (1847—1893), флигель-адъютантом, командиром императорского конвоя; затем — за Григорием Никитичем Милашевичем (1860—1918), офицером свиты Его императорского величества.

Из них дочь Евгения родила единственного ребенка - Петра Ольденбургского. Того самого, с которым прожила сестра Николая II Ольга в несчастливом браке 7 лет. Внучка Марии Николаевны от сына, которого зовут Евгений, была расстреляна большевиками. Георгий - единственный из братьев заключил династический брак, но его два сына не оставили потомства, поэтому род пресекся.


Граф Григорий Александрович Строганов
Первый муж Марии Николаевны, Максимилиан умер в 35 лет, и она вышла замуж вторично в 1853 году за графа Григория Александровича Строганова (1823—1878). Венчание совершил 13 (25) ноября 1853 года в дворцовой церкви Мариинского дворца священник Троицкой церкви Гостилицкой усадьбы Татьяны Борисовны Потёмкиной Иоанн Стефанов. Этот брак был морганатическим, заключённым в тайне от отца Марии Николаевны императора Николая I при содействии наследника и его жены. От этого брака у Марии ещё двое детей - Григорий и Елена.

Великая княгиня Мария Николаевна

С 1845 года официальной резиденцией князей Лейхтенбергских в Санкт-Петербурге стал Мариинский дворец, названный так в честь Марии Николаевны. Она и её муж активно занимались благотворительностью. Максимилиан Лейхтенбергский был президентом Академии художеств, после его смерти в 1852 году Мария Николаевна, увлекавшаяся коллекционированием произведений искусства, сменила его на этом посту.

Мариинский дворец

О Л Ь Г А

Ольга Николаевна, вторая дочь Николая I

Родилась в Аничковом дворце 30 августа (11 сентября) 1822 года и была третьим ребенком в семье императора Николая I и Александры Фёдоровны.

Санкт-Петербург, Россия. Невский проспект. Аничков дворец.

По матери княгиня Ольга происходила из прусского королевского дома Гогенцоллернов. Её дедом и прадедом были короли Пруссии Фридрих Вильгельм II и Фридрих Вильгельм III. Привлекательная, образованная, говорящая на нескольких языках, увлекающаяся игрой на пианино и живописью, Ольга расценивалась как одна из лучших невест в Европе.

После свадьбы ее сестры Марии, которая вышла замуж за принца ниже ее по рангу, родители Ольги Николаевны желали найти ей перспективного супруга. Но шло время, а в жизни великой княжны Ольги ничего не менялось. Приближённые недоумевали: «Как, в девятнадцать лет все еще не замужем?».

Ольга, королева Вюртемберга

И при этом претендентов на ее руку было немало. Еще в 1838 году, во время пребывания с родителями в Берлине, шестнадцатилетняя княжна привлекла внимание наследного принца Максимилиана Баварского. Но он не понравился ни ей, ни родным. Через год ее мыслями завладел эрцгерцог Стефан.

Захаров-Чеченец П.З. Великая княжна Ольга Вюртембергская

Он был сыном палатина Венгерского Иосифа (супруга скончавшейся великой княгини Александры Павловны) от второго брака. Но этому союзу помешала мачеха Стефана, которая не пожелала иметь родственницей русскую княжну из-эа ревности к первой супруге эрцгерцога Иосифа. К 1840 году Ольга решила, что не будет спешить с замужеством, она говорила, что ей и так хорошо, она счастлива остаться дома. Император Николай I заявил, что она свободна и может выбирать, кого захочет.

Тётка Ольги Николаевны, великая княгиня Елена Павловна (жена великого князя Михаила Павловича) стала прилагать усилия, чтобы выдать ее за своего брата принца Фридриха Вюртембергского. Ему был послан отказ. А вот ответа на встречное предложение о браке со Стефаном пришлось ждать долго.

Ольга и Фридрих Евгений Вюртембергский

В письме из Вены говорилось о том, что брак и Стефана и Ольги Николаевны, исповедующих разные веры, представляется для Австрии неприемлемым. Эрцгерцогиня русского происхождения может стать опасной для государства из-за того, что среди славянского населения «взрывоопасных» областей Австрии могут возникнуть брожения.

Сам же Стефан сказал, что зная о чувствах Альбрехта, посчитал правильным «отойти в сторону». Эта неопределенность действовала угнетающе не только на Ольгу, но и на ее родителей. Её уже начали считать холодной натурой. Родители начали искать другую партию для дочери и остановились на герцоге Адольфе Нассауском. И это чуть не привело к разрыву с женой Михаила Павловича, великой княгиней Еленой Павловной.

Queen Olga in the arm chair, two ladies-in-waiting and a reader, probably Charles Woodcock. Photograph taken in Nizza.

Она давно мечтала выдать за него свою младшую дочь Елизавету. Николай I, заботясь о сохранении мира в императорском доме, принял решение, что принц волен сам сделать выбор между двоюродными сестрами. Но великая княгиня Елена Павловна, не простившая племяннице, что та пренебрегла ее братом, теперь волновалась из-за того, что Адольф отдаст предпочтение царской дочери в ущерб ее Лили. Но Адольф, приехавший в Россию вместе с братом Морисом, попросил руки Елизаветы Михайловны. Император ничего не имел против, но был удивлен.

Grand Duchess Olga Nicholaevna of Russia (1822-1892)

В начале 1846 года, в Палермо, где Ольга находилась в сопровождении матери-императрицы, пребывавшей там некоторое время, чтобы поправить свое здоровье, резко пошатнувшееся после смерти младшей дочери Александры, встретила наследного принца Вюртембергского Карла, и согласилась на его предложение о женитьбе.

Свадьба состоялась в Петергофе 1(13) июля 1846 года, в день рождения Александры Фёдоровны и в день ее свадьбы с Николаем Павловичем. Посчитали, что это число должно принести счастье новой паре. Целый день звонили колокола, иллюминацией были украшены даже дома в Петербурге. Император пожелал дочери: «Будь Карлу тем же, чем все эти годы была для меня твоя мама». Семейная жизнь Ольги сложилась вполне благополучно, но детей у них не было.

Queen Olga of Württemberg (1822-1892).

Семейная жизнь Ольги сложилась вполне благополучно, но детей у них не было. А. О. Смирнова прокомментировала брак следующим образом: «Красивейшей из дочерей нашего императора суждено было выйти за ученого дурака в Виртембергию; la Belle et la Bête, — говорили в городе

А Л Е К С А Н Д Р А

Александра Николаевна («Адини») родилась 12 (24)июня 1825 года в Царском Селе. Она уже с раннего детства своим характером и поведением была не похожа на сестёр. Девочка предпочитала заниматься сама с собой, любила одиночество и тишину.

Grand Duchess Alexandra Nikolaevna of Russia, Princess of Hesse-Kassel. State Open-air Museum Peterhof, St. Petersburg

Александра отличалась в семье удивительной добротой и особой музыкальной одарённостью. Она имела замечательный голос и стала заниматься пением под руководством итальянца Соливи. Однако после года занятий голос княжны начал меняться, что-то нарушало ритм дыхания. Врачи предположили заболевание лёгких.


На портрете дочерей Николая I Ольги и Александры. Ольга Николаевна (1822-1892), великая княжна, с 1846 г. супруга Карла Фридриха Александра, принца Вюртембергского, изображена сидящей у клавесина. Рядом стоит Александра Николаевна (1825-1844), великая княжна, с 1843 г. супруга Фридриха Георга Адольфа, принца Гессен-Кассельского.

Grand-Duchess Alexandra Nicolayevna of Russia (1825-1844)

Среди претендентов на руку царевен оказался принц Фридрих Вильгельм Гессен-Кассельский. Приехав в Петербург, молодой красавец принц своим простым обхождением завоевал симпатии многих, но не всех: например, великой княжне Ольге Николаевне принц казался «незначительным и без особых манер».

Фридрих Вильгельм Гессен-Кассельский

Судя по его обращению с великими княжнами, при дворе решили, что он попросит руки старшей, Ольги Николаевны. Но оказалось, что все ошибались. Вскоре стало известно, что принц Гессенский сделал предложение Александре Николаевне, но она, не дав ему определенного ответа, пришла в кабинет к отцу, где на коленях просила согласиться на этот брак.

Серебряный туалетный набор. Карл Иоганн Тегельстен. Санкт-Петербург, 1842 Серебро, литье, чеканка. Фульда-Айхенцелль, дворец "Фазанери", Фонд Гессенского ландграфства. Изготовлен в качестве приданого Александре Николаевне (младшей дочери Николая I), вышедшей замуж за принца Фридриха-Вильгельма Гессен-Кассельского. Выставка «Русские и немцы: 1000 лет истории, искусства и культуры».

Великая княжна сказала, что, вопреки правилам этикета, она уже обнадежила принца в возможности их счастья. Николай I благословил дочь, но объяснил, что в данном случае он не может решить вопрос окончательно: ведь Фридрих Вильгельм приходится племянником Христиану VIII, он может стать наследником престола, поэтому нужно получить согласие датского двора.

16 (28) января 1844 года Александра Николаевна вышла замуж за Фридриха Вильгельма, принца Гессен-Кассельского (1820—1884). Незадолго до свадьбы у Александры Николаевны обнаружили туберкулёз. Это страшное известие сообщил Николаю I лейб-медик Мандт, специально приехавший в Англию, где в это время с визитом был император Николай I. Он сказал царю, что одно легкое великой княгини уже настолько поражено, что надежды на выздоровление нет. Течение болезни лишь усложнилось во время её беременности. Император, прервав визит, срочно вернулся в Петербург. По причине её слабого здоровья Александра с мужем после свадьбы так и не поехали в Гессен, оставшись в Санкт-Петербурге. Великая княгиня Александра Николаевна мечтала, как на новой родине она будет развивать мужа нравственно и духовно, как будет читать с ним Плутарха.

За три месяца до срока Александра Николаевна родила сына, который умер вскоре после рождения, и в тот же день скончалась сама. «Будьте счастливы» — были её последние слова. Отец-император плакал, не стесняясь своих слёз. Смерть дочери он считал наказанием свыше за кровь, пролитую в год её рождения — год подавления декабрьского восстания. Вместе с сыном Вильгельмом она была похоронена в Петропавловском соборе Петропавловской крепости. Впоследствии её захоронение было перенесено в построенную в 1908 году великокняжескую усыпальницу.

Петергоф. Нижний парк. Скамья-памятник сооружена в 1844-1847 годах в память о Великой Княгине Александре Николаевне (Памятник восстановлен в 2000 году)

Ваши пальцы пахнут ладаном
А в ресницах спит печаль.
Ничего уже не надо нам,
Никого теперь не жаль

В честь нее деревня под Петергофом называется Сашино, а в Низино была построена церковь святой мученицы царицы Александры.
В Санкт-Петербурге после смерти Александры Николаевны был открыт детский приют её имени. Здание на углу 12-й роты (ныне 12-я Красноармейской) (дом 27) и нынешнего Лермонтовского проспекта (дом 51) было построено А. К. Кавосом в 1846—1848 годах (позже было полностью перестроено).
Александрийская женская клиника.
В 1850 году в Царском селе, где окончились её дни, был возведён памятник в виде часовни со статуей великой княгини с ребёнком на руках
В 1853 году принц Фридрих-Вильгельм женился вторично — на прусской принцессе Анне (1836—1918), от которой имел шестерых детей.

П. И. Бартенева // Русский архив, 1868. — Изд. 2-е. — М., 1869. — Стб. 107—108.