Самость – это и подлинный субъект, и целостная личность, и цель жизни человека , к которой он постоянно стремится, но которую редко достигает. Прежде, чем самость воплотится, необходимо, чтобы различные компоненты личности прошли полное развитие и индивидуализацию. По мнению К. Юнга личность может достичь равновесия лишь в результате длительного процесса психологического созревания, называемого им индивидуализацией.

Интроверты и экстраверты

Одним из самых больших вкладов Юнга в современную психологию является введение понятий «экстраверсия» и «интроверсия» . Он ввёл понятия экстраверсии и интроверсии как основные виды направленности личности (эго-ориентации).

Экстраверты - это такие люди, которые направляют либидо (жизненную энергию) вовне, на внешние события и других людей.
Они легко идут на контакт с незнакомыми, коммуникативные, доброжелательны, часто очень разговорчивы и активны. Взаимодействуя с окружающими, экстраверт развивается, как личность, поэтому ему сложно даётся вынужденное одиночество.

Люди подобного типа обычно подвержены воздействию окружения, легко приспосабливаются к обществу, в котором живут, и уверены в себе в широком диапазоне различных ситуаций.


Интроверты — это такие люди, которые направляют либидо на внутренний мир.
Такие люди склонны к созер­цательности, интроспекции. Они мало поддаются внешним влияниям, менее уверены во взаимоотношениях с другими людьми и внешним миром и менее социально приспосабливаемы, нежели экстраверты.

Человек с доминирующей интроверсией отличается замкнутостью, немногословностью, склонностью к одиночеству. Интроверт черпает энергию из своих внутренних духовных источников, поэтому избегает больших шумных компаний.

В каждом человеке такие полярные типы, как правило, сосуществуют вместе, однако, какой-то один из них доминирует. Тем не менее, доминирующий тип реакции в определенной степени зависит от ситуации. Например, обычно интровертированный человек может оказаться достаточно социально гибким в ситуации, затрагивающей его интересы.

Позже Юнг дополняет свою теорию психотипов (психологических типов) . Он считает, что все личностные различия проявляют себя в четырех основных функциях: мышлении, чувствах, и интуиции, при помощи которых мы и можем ориентиро­ваться как во внешнем, объективном мире, так и в мире внутреннем, субъективном. Мышление и чувство относятся к рациональным психическим функциям, а ощущение и интуиция к иррациональным.

Каждая из этих функций есть у каждого из нас, кроме этого, каждая функция бывает ориентирована вовне или вовнутрь и бывает экстравертной или интроверной. Итого получается 8 разных психических функций. Одна из них является наиболее удобной для адаптации, потому считается ведущей и определяет одноимённый тип личности по Юнгу: мыслящий, чувствующий, ощущающий или интуитивный (экстравертный или интровертный).


Отличия психоанализа Фрейда от аналитической психологии Юнга

Чем же взгляды Фрейда отличались от взглядов Юнга? Давайте выделим некоторые отличия.

1. Главные отличия аналитической психологии Карла Юнга от касаются вопроса о природе либидо . Если Фрейд характеризует либидо преимущественно в терминах сексуальной сферы, то для Юнга либидо — это жизненная энергия вообще, в которой сексуальная активность присутствует только как один из компонентов и проявляется в росте и размножении, а также в других наиболее важных для конкретного человека видах деятельности.

2. Так же, Юнг отвергал фрейдовское понятие эдипова комплекса . Он объяснял привязанность ребенка к матери чисто житейскими потребностями ребенка, и способностью матери их удовлетворять.

По мере роста ребенка у него появляются сексуальные потребности, которые накладыва­ются на прежде доминировавшие потребности в еде. Юнг высказал предположение, что энергия либидо приобретает гетеросексуальные формы лишь в пубертатный период. Он не отрицал напрочь наличия сексуальных сил в детском возрасте, однако свел сексуальность до положения лишь одного из многих влечений в психике.


3. С точки зрения Фрейда, человек есть продукт своих детских переживаний. Для Юнга же человек определяется не только прошлым, но в равной мере и своими целями, ожиданиями и надеждами на будущее. По его мнению, формирование личности вовсе не завершается к пяти годам. Человек может меняться и, подчас, довольно значительно, на протяжении всей своей жизни.

По убеждению К. Юнга, самоактуализации можно достичь лишь в среднем возрасте, а потому этот возраст (35-40 лет) Юнг рассматривал как критический период для личностного развития - рубеж, на котором личность претерпевает глубокие и благотворные преобразования.
Таким образом, для Юнга наиболее важным этапом личностного развития является отнюдь не детство, как у Фрейда, а, напротив, зрелые годы, время, когда он сам прошел через душевный кризис и смог преодолеть его.

4. Еще одно различие между позициями Фрейда и Юнга заключается в том, что Юнг попытался проникнуть в область бессознательного глубже, чем это удалось Фрейду. Он добавил еще одно измерение в понимание бессознательного: врожденный опыт человечества как вида, унаследованный им от своих животных предков (т.е. коллективное бессознательное).

Как часто люди слышат от окружающих фразы, включающие понятие «личные отношения»? Наверняка, каждый день. Рано или поздно их начинает заинтересовывать смысл этих слов, поскольку не каждый сможет понять тонкости отношений между людьми.

Несомненно, мир отношений многогранен и непрост, порой разобраться во всех его тонкостях может только специалист. Однако для человека, которому интересно разобраться в себе и научиться лучше понимать других, будет полезно узнать, что же такое личные отношения.

Личные отношения: тонкости понятия

Исходя из названия можно понять, что личные отношения - это общение между людьми, то есть личностями, основанное на индивидуальных психологических особенностях. Главными факторами, которые лежат в основе этого вида отношений являются чувства - интерес, в первую очередь. Важно отметить, что личные отношения могут складываться как в положительной, так и в отрицательной плоскости, другими словами, среди эмоций, заставляющих людей вступать в личные взаимоотношения выделяют:

  • симпатию/антипатию;
  • заинтересованность;
  • любовь/ненависть;
  • привязанность;
  • вражду;
  • уважение;
  • подозрения;
  • доверие.

Можно еще долго перечислять ту гамму чувств и эмоций, которые толкают людей на то, чтобы они входили в плоскость, за которой начинается этап личных отношений. Дружба, забота, участие - все это проявление личного отношения к другому человеку.

Естественно, что личные отношения не могут быть построены только лишь на эмоциях. Любые взаимоотношения и личные не исключение, носят субъективную окраску - именно поэтому даже в составе близких по духу людей часть может не поддерживать интересы или склонности других. Яркий пример, часто встречающийся в дружеских компаниях - отношения к одному и тому же человеку у разных людей кардинально противоположное - кто - то восторгается им и ставит в пример, как личность положительную, а другие сторонятся и считают источником негативных эмоций. Так происходит именно под влиянием личных отношений.

Кроме того, личное отношение к человеку не зависит от его возраста или положения в обществе, профессия и увлечения также не сильно влияют мнение, которое он производит на окружающих. Многое зависит от характера человека, его поведения и отношения к окружающим, а также от того, каких людей он сам допускает в свой круг общения. Именно поэтому личные отношения выстраиваются у каждого человека по - разному - кто - то является душой компании, не проявляя для этого усилий, а кому то приходится доказывать окружающим, что с ним можно общаться без вреда для репутации. Личные отношения - это многогранный мир, наполненный эмоциями и постоянно изменяющийся, дополняющийся, совершенствующийся.

Личные отношения - это чувства которые испытывают люди друг к другу. В основном чувства при общении бывают положительные (симпатии) или отрицательные (антипатии).
Симпатия (греч. sympatheia- «внутреннее расположение, влечение») - чувство устойчивой эмоциональной предрасположенности человека к другим людям.
Антипатия (греч. antipatheia, от anti против, и pathos страсть) - чувство неприязни, нерасположения или отвращения, эмоциональное отношение неприятия кого-либо или чего-либо. Противоположно симпатии. Антипатия, как и симпатия, является во многом безотчётным чувством и не обусловливается волевым решением, но она может возникать и сознательно, в результате моральной оценки по отношению к тем людям, существам или явлениям, которые порицает принятая в данном обществе система взглядов.
Антипатия имеет своим источником представление о вредности, опасности, уродстве, неполноценности объекта антипатии, приобретённое личным или наследственным опытом или же привитое воспитанием. В основе этого чувства может лежать также особая возбудимость нервной системы индивидуума (см. Идиосинкразия).
Наследственная или приобретённая антипатия человека и животных к тем или иным предметам часто имеет инстинктивную или рефлекторную природу и, по мнению некоторых авторов, связана с задачей самосохранения индивидуума, биологического вида, группы или этноса.
В социологии и психологии антипатия, как и симпатия, служит одним из мотивационных регуляторов межличностных и межгрупповых взаимоотношений. При этом чувства приязни и неприязни могут быть более или менее независимыми или даже взаимодополнительными, то есть закономерно сочетаться в эмоциональном отношении к другому человеку (выраженность одного полюса с одновременной выраженностью противоположного)[Википедия].
Возникновение симпатий или антипатий зависит от:
* привлекательности физической;
* сходства и похожести;
* характера, умения, успешности в различных видах деятельности;
* совместного труда, действия на пользу другого;
* уважительного отношения к другому.
Внешность, физическая привлекательность
Если внешние черты человека нам приятны, то мы невольно симпатизируем ему. Он воспринимается нами за внешние физически красивые качества, а люди неряшливые, неопрятные чаще вызывают антипатию.
Сходство, похожесть
Сходство и похожесть бывает внешняя и внутренняя.
Сходство внешнее - тот же возраст, пол, культурный уровень, материальная обеспеченность.
Внутреннее сходство - общность интересов, взглядов, ценностей, норм поведения, черт характера.
"Непохожесть" человека на других мешает нам понять его и почувствовать к нему симпатию. За "непохожесть" человека, ему часто навешивают обидные прозвища и ярлыки.
Качества характера, умения
При вступлении в отношения с другими на закрепление симпатий влияют различные качества характера, успешность в различных видах деятельности, умения, увлечения. Они делают человека привлекательным для окружающих. Если человек расположен к другим, отзывчив, внимателен, добр и умеет иногда уступать другим, то он вызывает у них наибольшую симпатию.
Антипатию и настороженность, напротив, вызывают скованные, робкие, застенчивые, не уверенные в себе люди.
Психологи попросили школьников описать, какие ребята вызывают у них наибольшую антипатию. И вот, что получилось.
"Победитель" - тот, кто без всяких веских оснований считает. что он всегда и во всем должен быть первым.
"Самый красивый" ("первая красавица") - тот, кого больше всего на свете занимает вопрос: "Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?"
"Богач" - тот, кто считает: "Могу всё купить и продать. Я лучше всех, потому, что у меня больше денег".
"Хулиган" - "Мне нравится чувствовать беззащитность других".
"Самоуверенный" - "Я всегда прав!"
"Подлиза" - "Я буду делать только то, что нравится другим!"
" Слабак, тихоня" - "Не трогай меня, я маленький и слабый!"
"Плакса, ябеда" - "Я буду жаловаться взрослым"
Все описанные ребята сосредоточены на себе, думают только о себе, не считаются с окружающими, ради достижений своих целей могут использовать других людей. Они постоянно
демонстрируют, что они лучше других - умнее\. красивее; другие - что они хуже (слабее, беззащитнее), чем другие. И то и другое окружающим не нравится, вызывают антипатию.
Совместный труд, действия на пользу другого
Общее дело лучше всего объединяет людей. Общие, совместные и особенно деловые отношения создают благоприятные условия для формирования у людей умения согласовывать свои действия, помогать друг другу особенно если они полезны лично каждому.
В мультфильме "Зима в Простоквашино" кот Матроскин объясняет так:"Потому что совместный труд - для моей пользы - объединяет".
Ленивые и неумехи вызывают у нас антипатию.
Уважительное отношение к другому
Уважение - позиция одного человека по отношению к другому, признание достоинств личности. Уважение предписывает не причинять другому человеку вреда, ни физического, ни морального.
Уважение - одно из важнейших требований нравственности. В моральном сознании общества уважение предполагает справедливость, равенство прав, внимание к интересу другого человека, его убеждениям. Уважение предполагает свободу, доверие. Подавление этих требований является нарушением уважения. Однако смысл этих качеств, из которых складывается уважение, определяется характером общества и принятыми парадигмами. Понимание прав человека, свободы, равенства в разные века было совершенно разным. Согласно словарю по этике под редакцией И. Кона наибольшие возможности для глубокого уважения, устранения эксплуатации, а также условия для наивысшей меры реальной свободы личности даёт коммунистическая формация.
По Канту уважение устанавливает норму человеческих отношений даже в большей мере, чем симпатия. Только на основе уважения может появиться взаимопонимание.
Также уважение - это моральный долг и единственная правильная позиция человека перед лицом всего ценного, перед лицом любого человека (Википедия).
Доброжелательность - осмысливается активность, связанная с бескорыстной заботой о благополучии других; соотносится с понятием самоотверженность - то есть с приношением в жертву своих выгод в пользу блага...
Если люди относятся к нам доброжелательно, уважительно. Если всё это проявляется у человека в мимике, поведении, поступках - это вызывает у нас симпатию.
Антипатию вызывают у нас люди безразличные, недоброжелательные.
При доброжелательности человек:
* смотрит прямо на человека, взгляд выражает приветливость;
* тепло сердечно улыбается;
* садится близко;
* выражает заинтересованность в том, что нравится и чем увлечен человек;
* возможны дружеские потасовки;
* слушает внимательно;
* высказывает одобряющие, понимающие суждения;
* лицо доброжелательное открытое;
* жесты спокойные, приветливые, выражающие отношение к собеседнику (1,с.110-111).
Литература:
1. Психология. 4 класс. А.Д.Андрева, И.В.Дубровина,Д.В.Лубовская, А.М.Прихожан. Воронеж: Модек,2001.

Дружба
Материал Каждому из нас нужны друзья, каждый ценит дружеские отношения, но в науке феномен "дружба" и "дружеские отношения" изучен пока плохо. Лучше всего его разобрал, пожалуй, Игорь Семенович Кон, который даже написал книгу, под названием «Дружба». Она вышла ещё в 70-ых годах.
Если говорить в целом, то дружба - это «неполовой брак». В том смысле, что люди не женятся друг на друге, но все остальные отношения, за вычетом сексуальных, у них остаются. Это помощь, поддержка, преданность, интерес друг к другу, совместное времяпрепровождение. При этом в браке этого бывает больше, а в дружбе часто интереснее и лучше. Дружба - это удовлетворение наших потребностей в участии, поддержке, в разделении своих впечатлений.
Дружеские отношения могут быть между людьми близкими и нет, друзьями и приятелями. А могут между ними - и не быть.

Разные люди вкладывают в слово Друзья и Друг разное содержание. Друзей не стоит путать только с приятелями. Приятели - это люди с которыми можно весело провести
время, но не более того. Они отличаются от друзей тем, что у друзей можно попросить помощи в трудную минуту, а у приятелей - нет. Нужные люди нужны, полезные контакты полезны, но это совсем не то же, что друзья. Отдельный разговор о том, что такое Настоящий друг в отличие от просто друга. Одно можно сказать с уверенностью: хорошие друзья достаются тому, кто сам умеет быть хорошим другом.
Почему люди дружат и Зачем люди дружат?
У большинства людей их дружба отвечает на вопрос "Почему": они дружат потому что… Смотри Основы дружбы. Некоторые люди дружат для того, чтобы, у их дружбы есть смысл и цель.
Дружбы бывают правильные, перспективные и лишние.
Отсутствие друга или дружбы с кем-либо вообще обычно говорит о личностном неблагополучии и создает предпосылки для личностного неблагополучия.
Круг друзей

Круг друзей - это вопрос и о количестве, и о качестве друзей. Выбор друзей - важнейшая жизненная задача, от которой зависит очень многое в судьбе каждого. «Скажи мне, кто твои друзья, и я скажу тебе, кто ты».
Дружба между мужчиной и женщиной

Дружба между мужчиной и женщиной возможна, но очень часто мужчина рядом с женщиной только прикидывается ее другом, имея на нее совсем другие виды;. Если вы любите друг друга, то учитесь при этом дружить. Трудно говорить, что люди любят друг друга, если отношения между ними нельзя назвать дружескими. Хорошая дружба - основа настоящей любви.
Если вы дружите, то много раз подумайте, прежде чем вносить в ваши отношения любовь и секс. Традиционное представление о дружеских отношениях исключает выраженность сексуального влечения, и в нашей культуре внесение любовных и сексуальных отношений в дружеские является опасным моментом.
Женская дружба
То, что между женщинами не может быть дружбы - миф. Другое дело, что если между женщинами встает мужчина, который нравится обеим, это женская дружба обычно не выдерживает.
Друзья и деньги
Как решить с друзьями денежные вопросы? Можно ли использовать друзей?
Дружба: глупости и мифы

Глупости и мифы, связанные с понятием «дружба»:
«Настоящая, верная, мужская дружба» (это понятие легло в основу многих литературных произведений), в основе которой лежат доверие и верность обязательствам до самопожертвования. Дружба между мужчинами противопоставляется отношениям между женщинами, где, как считается, настоящая дружба невозможна.
Противопоставление «дружбы» и «любви». Считается, что любовь исключает дружбу, а дружба исключает любовь

Целесообразность: на что работает дружба

Целесообразность дружбы - отношение дружбы к жизненным целям. Как, например, дружба с конкретным человеком (или, например, с группой одноклассников) работает на цели моей жизни?
У вас уже есть ваши цели на год, три и пять лет. Ваши цели записаны. Посмотрите, в какую графу, под какую цель и задачу подходит дружба с этим человеком? А с этим? Если не подходит ни под одну из целей, у вас по крайней мере два варианта: либо сформулировать это как самостоятельную цель: «продолжать дружить с N в том объеме и с той периодичностью, какая нужна N», либо пересмотреть необходимость этой дружбы.
Возможно, хотя бы изменить ее характер: продолжать приятно встречаться, но не в баре, а в спортзале.

Межличностные отношения - это отношения, складывающиеся между отдельными людьми . Они часто сопровождаются переживаниями эмоций, выражают внутренний мир человека.

Межличностные отношения делятся на следующие виды:

1) официальные и неофициальные;

2) деловые и личные;

3) рациональные и эмоциональные;

4) субординационные и паритетные.

Официальными (формальными) называют отношения, возникающие на должностной основе и регулируемые уставами, постановлениями, приказами, законами. Это отношения, имеющие правовую основу. В такие взаимоотношения люди вступают по должности, а не из личных симпатий или антипатий друг к другу. Неофициальные (неформальные) отношения складываются на базе личных взаимоотношений людей и не ограничиваются никакими официальными рамками.

Деловые взаимоотношения возникают в связи с совместной работой людей. Ими могут быть служебные взаимоотношения, основанные на распределении обязанностей между членами организации, производственного коллектива.

Личные взаимоотношения - это отношения между людьми, которые складываются помимо их совместной деятельности. Можно уважать или не уважать своего коллегу, испытывать к нему симпатию или антипатию, дружить с ним или враждовать. Следовательно, в основе личных отношений лежат чувства, которые люди испытывают по отношению друг к другу. Поэтому личные взаимоотношения носят субъективный характер. Выделяют отношения знакомства, товарищества, дружбы и интимные отношения. Знакомство - это такие отношения, когда мы знаем людей по имени, можем вступать с ними в поверхностный контакт, поговорить с ними. Товарищество — это более тесные положительные и равноправные отношения, складывающиеся со многими людьми на основе общих интересов, взглядов ради проведения досуга в компаниях. Дружба — это еще более тесные избирательные отношения с людьми, основанные на доверии, привязанности, общности интересов. Интимные отношения являются видом личных отношений. Интимные отношения — это отношения, при которых другому человеку доверяется самое сокровенное. Эти отношения характеризуются близостью, откровенностью, привязанностью друг к другу.

Рациональные отношения — это отношения, основанные на разуме и расчете, они строятся исходя из ожидаемой или реальной пользы от устанавливаемых отношений. Эмоциональные отношения, напротив, основаны на эмоциональном восприятии друг друга, часто без учета объективной информации о человеке. Поэтому рациональные и эмоциональные отношения чаще всего не совпадают. Так, можно испытывать неприязнь к человеку, но вступать с ним в рациональные отношения во благо общей цели или личной выгоды.

Субординационные отношения — это отношения руководства и подчинения, т. е. неравноправные отношения, в которых одни люди имеют более высокий статус (должность) и больше прав, чем другие. Это отношения между руководителем и подчиненными. В противоположность этому паритетные отношения означают равноправие между людьми. Такие люди не подчинены друг другу и выступают как независимые личности.


Метки: , , , ,
  • 1.6. Виды общения
    Различают прямое и косвенное общение. Прямое общение предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг друга общающимися людьми. Косвенное общение осуществляется через посредников, например при проведении переговоров между враждующими
  • 14.3. Привязанность и дружба
    Привязанность - это чувство близости, основанное на симпатии к кому-нибудь, взаимное влечение друг к другу. Вследствие этого такие люди предпочитают об- щение между собой контактам с другими людьми
  • 17.5. Личностные особенности учителя, затрудняющие общение с учащимися
    К таким особенностям относятся вспыльчивость, прямолинейность, резкость, торопливость, обостренное самолюбие, упрямство, самоуверенность, отсутствие чувства юмора, обидчивость, простодушие, медлительность, сухость, неорганизованность. Вспыльчивость и самоуверенность более характерны для учителей старшего
  • 1.2. С кем мы общаемся, или В каком случае следует говорить об общении?
    При рассмотрении сущности общения наблюдаются две ошибочные, на мой взгляд, позиции: в одних случаях не причисляют к категории общения одни акты взаимодействия людей, а в других случаях считают общением
  • 8.5. Вина
    Вина является сложным психологическим феноменом, тесно связанным с таким моральным качеством, как совесть, и в имплицитном сознании обозначается как «угрызение совести». Западные психологи выделяют винусостояние и винучерту. В
  • Заповеди педагогического общения (по В. А. Кан-Калику, 1987)
    Педагогический процесс основывается на отношениях учителя с детьми, именно они - отношения - первичны в педагогическом взаимодействии. При организации педагогического общения нельзя исходить только из педагогических целей

Comments are closed at this time.

Устойчивые общественно (классово) значимые личные, субъективные отношения человека. Человек как личность - это сложнейшая совокупность, система личностных отношений. Воспитание - это процесс целенаправленного развития личности, т.е. развития и преодоления не любых личных отношений, а самого сложного их вида - личностных отношений. Каждое личностное отношение, как и любое личное отношение, имеет три стороны (Cм.: Личные, субъективные отношения человека), однако компонентами этих сторон являются здесь только устойчивые общественно (классово) значимые проявления личности. В познавательно-мировоззренческую сторону личностных отношений входят знания, общественно и классово значимые взгляды, убеждения, идеалы; в эмоционально-волевую сторону входят общественно значимые чувства, стремления, устойчивые интересы, потребности; в действенную сторону входят общественно значимые умения, навыки, привычки, способности, черты характера. Например, в личностном отношении человека к труду объединяются и проявляются взгляды на труд и интересы к различным видам труда, трудовые навыки и привычки, также черты характера, как аккуратность, исполнительность, инициативность, или напротив, лень и т.п. Личностные отношения к окружающей жизни, к разным ее сторонам - к культуре, разным видам деятельности, к самому себе - могут быть разными и даже противоречивыми. Например, отношение сознательное и неразумное; увлеченное и равнодушное; действенное и созерцательное; активное и пассивное; заботливое и враждебное; нравственное, т.е. соответствующее нормам морали данного общества, и безнравственное; идейное и безыдейное. Личностные отношения могут быть гуманными, товарищескими и индивидуалистическими, эгоистическими. Личностные отношения зависят от характера деятельности людей, от характера связей между деятельностью людей, от характера взаимодействия людей, от объективного положения людей - их «объективных позиций», от объективных общественных отношений. (Иванов И.П. Звено в бесконечной цепи. - Рязань, 1994. - c.15-16)