В результате изучения данной главы студент должен:

знать:

  • - теоретико-методологические основы инженерной психологии,
  • - методологические принципы инженерной психологии,
  • - специфику методов инженерной психологии,
  • - особенности и классификацию систем "человек - машина" (СЧМ). Показатели качества СЧМ,
  • - характеристику оператора в СЧМ и общую схему его деятельности. Принятие решений оператором,
  • - профессиональные действия и профессиональные задачи в СЧМ,
  • - ошибки в труде оператора,
  • - основы проектирования СЧМ,
  • - основы эксплуатации СЧМ,
  • - психологические особенности системы "человек - компьютер",
  • - роль и место компьютера в деятельности психолога,
  • - информацию о компьютере как варианте "органопроекции" человеческого интеллекта;

уметь:

  • - анализировать трудовую деятельность оператора,
  • - применять информацию о показателях качества СЧМ на практике,
  • - планировать варианты эксплуатации СЧМ,
  • - анализировать причины сбоев в работе оператора;

владеть:

  • - категориальным аппаратом инженерной психологии,
  • - навыками психологической коррекции сбоев в работе оператора,
  • - навыками оценивания состояния оператора.

Теоретико-методологические основы инженерной психологии

Традиционно предмет инженерной психологии определяется следующим образом: "Инженерная психология - это научная дисциплина, изучающая объективные закономерности процессов информационного взаимодействия человека и техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации систем "человек - машина" (СЧМ). Процессы информационного взаимодействия человека и техники являются предметом инженерной психологии". Но в психологии труда вообще предмет - это субъект труда. И тогда можно было бы сказать, что предмет инженерной психологии - это система "человек как субъект - сложная техника" (главное в субъекте - его спонтанность, т.е. готовность к неординарным действиям в сложных ситуациях и способность к рефлексии своего труда, своей спонтанности).

В инженерной психологии главный субъект труда - это "оператор" - человек, взаимодействующий со сложной техникой через информационные процессы.

Как отмечает Ю. К. Стрелков, "изучение и рационализация труда человека за пультом управления должны проводиться вместе с изменением фундаментального подхода: предметом рассмотрения должны стать не только процесс труда (деятельность, переработка информации), но и профессия и даже жизнь трудящегося как субъекта деятельности (носителя потребностей, мыслей, воспоминаний, восприятий, чувств)". "Нынешний период изучения труда операторов отличается тем, что в понимании его особенностей психология опирается не на конструкторов и испытателей, а на самих операторов, обслуживающих систему в течение длительного (десятки лет) времени", - пишет далее Ю. К. Стрелков.

Многое в работе инженерного психолога зависит не только от его умения наблюдать и осмысливать происходящее, "по и от его способности войти в группу, занять нейтральную позицию, но при этом соблюдать и поддерживать атмосферу благожелательного отношения. Это очень непростая задача, поскольку экипаж ни в коем случае не согласится принять постороннего наблюдателя. Группа ожидает от психолога тестирования или еще какого-либо "подвоха". В таких условиях сама группа не замедлит воспользоваться возможностью и "протестирует" психолога, чтобы определить уровень его интеллекта, профессионализма и ряд важных человеческих качеств (например, чувство юмора)". Таким образом, важна постоянная рефлексия психологом своего труда. Следовательно, предмет инженерной психологии неизбежно включает и труд самого психолога.

Традиционно выделяются следующие основные задачи инженерной психологии.

Методологические задачи: определение предмета и задач исследования (уточнение предмета); разработка новых методов исследования; разработка принципов исследования; установление инженерной психологии в системе наук о человеке (ив науке вообще).

Психофизиологические задачи: изучение характеристик оператора; анализ деятельности оператора; оценка характеристик выполнения отдельных действий; изучение состояний оператора.

Системотехнические задачи: разработка принципов построения элементов СЧМ; проектирование и оценка СЧМ; разработка принципов организации СЧМ; оценка надежности и эффективности СЧМ.

Эксплуатационные задачи: профессиональная подготовка операторов; организация групповой деятельности операторов; разработка методов повышения работоспособности операторов.

Отдельно можно выделить задачу укрепления связей инженерных психологов со смежными науками: управлением, техническим конструированием, психогигиеной труда, кибернетикой, эргономикой.

Основными методологическими принципами инженерной психологии являются:

  • 1) принцип гуманизации труда (важно исходить из особенностей и интересов работника; ориентироваться на творческий характер труда);
  • 2) принцип активности оператора (предполагается, что оператор не просто перерабатывает информацию, а именно действует);
  • 3) принцип проектирования деятельности (предполагается, что сначала необходимо спроектировать деятельность самого человека, а затем и технические устройства);
  • 4) принцип последовательности (работа инженерного психолога важна на всех этапах: проектирования, производства и эксплуатации СЧМ);
  • 5) принцип комплексности (необходимость развития междисциплинарных связей с другими науками).

Условно можно выделить основные теоретико-методологические концепции инженерной психологии (по А. А. Крылову).

1. Основная концепция инженерной психологии. Согласно этой концепции, на первом этапе в основном было использование опыта других наук "для выработки рекомендаций по учету человеческого фактора в конструировании средств труда" (преимущественно при проектировании пультов и постов операторов автоматизированных систем управления - АСУ). На втором этапе - все это делалось уже в специально организованных экспериментах (где человек-оператор рассматривался как "звено АСУ"). Б. Ф. Ломов выделяет разные акценты в развитии инженерной психологии: 1) на начальных этапах господствовал "машиноцентрический" подход (основная линия разработок: "от машины к человеку", где и сам человек описывается в терминах техники - как элемент, придаток машины); 2) позже на первое место выходит "антропоцентрический" подход (меняется вектор разработок: "от человека к машине", где человек все больше рассматривается как субъект труда, а техника - это средство его же труда).

Главная идея основной концепции - общность закономерностей процессов управления в живых и неживых системах (как в кибернетике). Все основные функции управления передаются человеку-оператору, а сама реализация этих функций есть преобразование информации, циркулирующей в данной системе. Сама информация понимается как всеобщее свойство материи, связанное с ее разнообразием. Информация присуща всему материальному миру (как живому, так и неживому), поэтому количество информации выражается через ее разнообразие (по А. Д. Урсулу).

Выделяются разные уровни информационных отношений: 1) "натуральный" обмен информацией (начиная с простейших организмов: раздражимость и возбудимость);

  • 2) речевой уровень (человеческое общение); 3) общение как взаимодействие с техникой, а через нее - с целыми техническими системами и средой, в которой она функционирует (это может рассматриваться даже как вариант взаимодействия человека с миром).
  • 2. Концепции информационной модели, информационного поиска и эквивалента звена. Главная идея данной концепции (по В. П. Зинченко, Д. Ю. Панову): человек все больше удаляется от объекта управления и осуществляет свою работу "дистанционно". Это означает, что оператор все больше работает не с самим объектом, а с его информационной моделью. Основные требования ("правила") построения информационной модели (главное - это учет возможностей человека): 1) модель должна отражать только существенные взаимосвязи в системе управления;
  • 2) она должна строиться на основании использования наиболее эффективного кода (языка); 3) модель должна быть наглядной и компоноваться с учетом характеристик анализаторов человека, особенностей, порядка и сложности выполняемых операций.

"Эквивалентное звено системы" (по Ю. Б. Садомову, Л. М. Хохлову) - это не просто человек, а целый комплекс, включающий человека-оператора, средства индикации (средства отображения информации) и органы управления. Главная функция этого комплекса - передача и переработка информации.

3. Концепции пропускной способности и последовательности действий. В основе данной концепции - определение качества работы по количеству обрабатываемой информации. Количественная оценка позволяет рассчитывать и более точно проектировать работу оператора.

Концепция последовательных действий связана с построением модели временных затрат при выполнении конкретных действий и операций. Если представить оператора как "совокупность отдельных логически законченных операций", то можно выделить следующие виды таких операций:

  • 1) операции заканчиваются выдачей информации вовне (на органы управления, речевые ответы и т.п.); 2) операции заканчиваются принятием решения об отсутствии необходимости выполнять какие-либо действия, т.е. решение не выдавать информацию вовне.
  • 4. Концепции количественной оценки рабочего процесса и надежности. Разные авторы выдвигают конкретные способы количественной оценки труда оператора.

Например, Г. М. Зараковский предложил количественные оценки некоторых психофизиологических характеристик деятельности оператора. В основе - составление и анализ алгоритмов рабочих процессов. Важным для анализа и оценки рабочего процесса является выявление отношений между членами алгоритма, т.е. между логическими условиями и исполнительными действиями (действия также называются "операторами"), что позволяет судить об интенсивности рабочего процесса, его логической сложности и стереотипности.

Например, выделяются следующие критерии оценки надежности человека-оператора: вероятность безотказной (исправной) работы; среднее время безотказной работы; среднее время между соседними отказами; частота отказов; интенсивность (опасность) отказов; среднее время восстановления исправной работы; коэффициент готовности к безотказному труду и т.п. Все это рассчитывается в специальных формулах.

· Исследование совместной деятельности операторов, процессов общения, и информационного взаимодействия между ними.

· Анализ психологической структуры деятельности операторов.

· Анализ задач человека в системах управления, в том числе использование искусственного интеллекта.

· Исследование факторов, влияющих на эффективность, точность, скорость, надежность действия операторов.

· Исследование процессов приёма человеком информации, а также формирование команд, выполнения управляющих действий человеком.

· Анализ процессов переработки информации человеком, ее хранение принятие решений, и тому подобное.

· Анализ психологических механизмов регуляции деятельности операторов.

· Разработка методов психодиагностики, профессиональной ориентации и отбора специалистов операторского профиля.

· Разработка методов защиты операторов от эмоционального выгорания.

· Анализ и оптимизация процессов обучения операторов.

· Использование результатов исследований для проектирования и эксплуатации системы «Человек-Машина»

· Использование результатов исследований для виртуальной психологии.

· Виртуальная психология-

Развитие инженерной психологии находится в системе изучения трудовой деятельности в целом, и обеспечивает более безопасную эксплуатацию всех технических систем.

Инженерная психология применяется в современным технологическим решениям, формирует новое направление психологии, нанопсихологию и соответственно новые задачи и направления.

44. Техническая эстетика.

Техническая эстетика-это научная дисциплина, изучающая закономерности формирования гармоничной предметной и безопасной среды жизни и деятельности человека методами и средствами дизайна. Устанавливает зависимость условий труда с результатами труда.

Техническая эстетика- это художественное конструирование(дизайн) техники и промышленности, комплекс средств и мероприятий по эстетическому оформлению и совершенствованию производственной среды. Техническая эстетика способствует созданию комфортных условий труда и высокой культуры производства.

Техническая эстетика в примерах:

К средствам и мероприятиям относят:

· Художественное исполнение оборудования.

· Организацию освещения и вентиляции.

· Соответствующую окраску оборудования и помещения.

· Обеспечение рабочих удобной спецодеждой.

· Оснащение современными санитарно-техническими устройствами гардеробных, душевых, а также комнат отдыха и так далее.

· Озеленение офисов, цехов и территорий предприятия.

· Правильное использование сигнальных цветов, знаков безопасности.

· Использование функциональной музыки и другое.

В комплексе мероприятий по созданию эстетической производственной среды большое значение имеют механизация уборки помещений, и удаления отходов, поддержание в чистоте полов, окон, осветительных установок и оборудования.

45. Психодиагностика, профессиональная ориентация и отбор специалистов.

Профориентация – это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в осознанном выборе профессии, наиболее соотв его индив возможностям.

В системе профориентации выделяют следующие функции:

а) социальную – усвоение определенной системы знаний, норм, ценностей, позволяющих осуществлять социально-профессиональную деятельность в качестве полноправного и полноценного члена общества;
б) экономическую – улучшение качественного состава работников, повышение проф активности, квалификации и производительности труда;
в) психолого-педагогическую –учет индив особенностей каждого выбирающего профессию;
г) медико-физиологическую – учет требований к здоровью и отдельным физиол качествам.

Важную роль в психологич сопровож, связанном с проф самоопредел, выполняет психол диагностика , имеющая целью изучение индив-психол особен (как учащихся школ, так и тех, кто уже выбрал профессию). Проф пригодность диагностируется как изначально присущее человеку качество, которое подкрепляется интересами, способностями субъекта, его проф намерениями.

Профотбор позвол выявить людей, к. по своим индив личностным качествам наиб пригодны к обучению по опред специальности. Осн компонент профотбора –Проф. пригодность – это вероятностная хар-ка, отражающая возможности человека по овладению какой-либо проф деят-тью.

Осн. компоненты пригодности человека к работе:

а) гражданские качества (моральный облик, отношение к обществу);
б) отношение к труду, к профессии, склонности к данной области труда;
в) физическое и умств развитие;
г) знания, навыки, опыт.

Методы профотбора:

· Анкетный

· Документальный (анализ предост. соискателем док-тов)

· Аппаратурный (отдельные психол. факторы оценивают спец. прибором –офтальмологич. исследования, лор)

· Тестовый (на проф.задачи/вопросы, слух, зрение)

Для проведения профотбора исп. профессиограммы, описание проф. качеств человека. В них отражают с-му признаков, описывающих опред. профессию, нормы и требования предъявляемых этой проф-й работнику. Программа вкл.в себя перечень психол. характеристик. За резул-ми профотб. опред. профпригодность или неприг. претендента на опред. должность.

46. Требования к организации рабочего места пользователя компьютера и офисной техники.

Площадь рабочего места пользователя ПК с ЭЛТ-дисплеем не менее 6 м2, для ПК с плоским дисплеем - 4,5 м2. В помещениях должна проводиться ежедневная влажная уборка и систематическое проветривание после каждого часа работы. Шумящее оборудование (печатающие устройства, сканеры, серверы и тому подобные), уровни шума которого превышают нормативные, должно размещаться вне рабочих мест сотрудников.
Рабочие столы следует размещать так, чтобы мониторы были ориентированы боковой стороной к световым проемам, чтобы естественный свет падал преимущественно слева.
При размещении рабочих мест расстояние между рабочими столами должно быть не менее 2,0 м, а расстояние между боковыми поверхностями видеомониторов - не менее 1,2 м.
Конструкция рабочего стола должна обесп оптимальное размещение на рабочей поверхности используемого оборудования. Высота рабочей поверхности стола должна составлять 725 мм, рабочая поверхность стола должна иметь ширину 800..1400 мм и глубину 800..1000 мм. Рабочий стол должен иметь пространство для ног высотой не менее 600 мм, шириной - не менее 500 мм, глубиной на уровне колен - не менее 450 мм и на уровне вытянутых ног - не менее 650 мм.
Конструкция рабочего стула или кресла должна обеспечивать поддержание рациональной рабочей позы работника и позволять изменять позу с целью снижения статического напряжения мышц шейно-плечевой области и спины. Рабочий стул или кресло должны быть подъемно-поворотными, регулируемыми по высоте и углам наклона сиденья и спинки, а также расстоянию спинки от переднего края сиденья, при этом регулировка каждого параметра должна быть независимой, легко осуществляемой и иметь надежную фиксацию.
Клавиатуру следует расп на поверхности стола на расстоянии 100..300 мм от края, обращенного к пользователю, или на специальной поверхности, отделенной от основной столешницы.
Экран видеомонитора должен находиться от глаз пользователя на расстоянии 600..700 мм, но не ближе 500.

47. Защита населения и персонала при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.

Основные мероприятия по защите населения при ЧС : 1)мониторинг и прогнозирование ЧС на конкретной территории или районе; 2) обучение населения и рабочего персонала действиям при возможном возникновении ЧС; 3)оповещение населения при ЧС; 4)оценка обстановки в зоне ЧС (виды оценки: инженерная – насколько разрушены здания; радиационная, хим, биолог – признаки заболеваний; социальная); 5) эвакуация населения (виды: полная, временная, постоянная, частичная – вывоз более слабых); 6) использование средств индивид и коллектив защиты(=инженерной) защиты; 7)проведение аварийно-спасательных и др неотложных работ в зоне ЧС.
Средства индив защиты населен : 1)средства защиты органов дыхания (противогазы, марлевые повязки); 2) защита кожи (спец одежда, производственная спец одежда, бытовая); 3)медицинская защита (аптечки, перевязочный пакет, противохимический пакет).

48. Эвакуации населения и персонала из зон чрезвычайных ситуаций.

Эвакуация населения – локальная(пешая эвакуация); региональная (транспортом) в первую очередь эвакуируют детей, женщин, людей пожилого возраста. Цель эвакуациооной работы – спасение жизни и ликвидация опасностей.

Цель эвакуации - вывод (вывоз) людей из опасных зон и све­дение потерь до минимума, сохранить квалифицированные кад­ры специалистов, обеспечить устойчивость функционирования объектов экономики, создать условия для формирования груп­пировок сил и средств в загородной зоне в интересах проведе­ния спасательных и других неотложных работ в очагах чрезвы­чайных ситуаций и в особый период.

Получив оповещение об эвакуации, население должно немед­ленно готовиться к выезду или выходу из опасной зоны, брать с собой только самое необходимое:

Документы (паспорта, свидетельства о рождении детей, пен­сионные удостоверения, военные билеты);

Продукты на 2-3 дня на всех членов семьи, по­ложив их в герметичную тару: консервы, сгущенное молоко, соки, концентра­ты, копчености, сухари, сахар, печенье;

Воду в термосах, бу­тылках с пробками, не­больших канистрах или других емкостях;

Белье и постельные принадлежности;

Одежду и обувь, в том числе и теплую, взять удобную и нетяжелую, чтобы не испытывать до­полнительные трудности при пешей эвакуации;

Элементарную небьющуюся посуду: котелок, кружку, лож­ку, нож, спички, карманный фонарь.

Виды эвакуации: локальная , местная, региональная.
Локальная эвакуация - зона возможного воздействия поражающих факторов источника ЧС ограничена пределами отдельных городских микрорайонов, при этом численность эваконаселения не превышает нескольких тысяч человек. В этом случае эвакуируемое население размещается, как правило, в примыкающих к зоне ЧС районах города (вне зон действия поражающих факторов источника ЧС).
Местная эвакуация - если в зону ЧС попадают отдельные районы города. При этом численность эваконаселения может составлять от нескольких тысяч до десятков тысяч человек, которые размещаются, как правило, в безопасных районах, смежных с зоной ЧС.
Региональная эвакуация осущ при условии распространения воздействия поражающих факторов на значительные площади, охватывающие территории одного или нескольких регионов с высокой плотностью населения, включающие крупные города. При проведении региональной эвакуации вывозимое (выводимое) из зоны ЧС население может быть эвакуировано на значительные расстояния от постоянного места проживания.

49. Организации аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях.

Виды аварийно-спасательных работ : поиск и спасение людей в различных экстремальных ситуациях; эвакуация пострадавших из очагов пожаров; извлечение пострадавших из обрушившихся зданий, сооружений, транспортных средств.
Аварийно-спасательные работы включают : защиту материальных и культурных ценностей, защита природной среды в зоне ЧС; локализацию ЧС и снижение воздействия опасных факторов.
Аварийно-спасательные работы предполагают : разведку маршрутов движения и участков работ; локализация и тушение пожаров; вскрытие разрушений, поврежденных и заваленных сооружений, спасение из них людей; подача воздуха в заваленные здания и сооружения с поврежденной фильтрационной системой; оказание доврачебной и медицинской помощи пострадавшим; санитарная обработка людей, ветеринарная обработка сельскохозяйственных животных, дезактивация и дегазация техники, одежды; обеззараживание территорий, сооружений, продовольствия, воды и т. д.
Цели неотложно-спастельных работ : создание условий для проведения спасательных работ, устранение дальнейших разрушений, обеспечение жизнедеятельности населения и объектов.

Неотложно-спасательные работы включают : прокладывание путей и проходов в завалах и на участках зон ЧС; ремонт поврежденных газовых путей, водопровода, канализационных и технологических сетей; восстановление поврежденных линий связи; обнаружение и обезвреживание взрывоопасных предметов; ремонт и восстановление поврежденных защитных сооружений; сбор материальных ценностей – документов; обеспечение пострадавшего население продуктами питания и питьевой водой, теплыми вещами, медикаментами.
Этапы спасательных работ : оценка обстановки; проведение работ; ликвидация последствий.

50. Методы прогнозирования и оценки обстановки при чрезвычайных ситуациях.

Прогнозирование и оценка обстановки при чрезвычайных ситуациях проводятся для заблаговременного принятия мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, смягчению их последствий, определению сил и средств, необходимых для ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий.

Целью прогнозирования и оценки последствий обстановки чрезвычайных ситуаций является определение размеров зоны чрезвычайной ситуации , степени разрушения зданий и сооружений, а также потерь среди персонала объекта и населения.

Как правило, эта работа проводится в три этапа.

1. На первом этапе производится прогнозирование последствий наиболее вероятных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществляемое для среднестатистических условий (среднегодовые метеоусловия; среднестатистическое распределение населения в домах, на улице, в транспорте, на работе и т.п.; средняя плотность населения и т.д.). Этот этап работы проводится до возникновения чрезвычайных ситуаций.

2. На втором этапе осуществляется прогнозирование последствий и оценка обстановки сразу же после возникновения источника чрезвычайных ситуаций по уточненным данным (время возникновения чрезвычайной ситуации, метеорологические условия на этот момент и т.д.).

3. На третьем этапе корректируются результаты прогнозирования и фактической обстановки по данным разведки, предшествующей проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ .

Независимо от источника чрезвычайной ситуации можно выделить шесть основных поражающих факторов , воздействующих на людей, животных, окружающую природную среду, инженерно-технические сооружения и т.д. Это:

1.барическое воздействие (взрывы взрывчатых веществ, газовоздушных облаков, технологических сосудов под давлением, взрывы обычных и ядерных средств массового поражения и т.д.);

2. термическое воздействие (тепловое излучение при техногенных и природных пожарах, огненный шар, ядерный взрыв и т.д.);

3. токсическое воздействие (техногенные аварии на химически опасных производствах, шлейф продуктов горения при пожарах, применение химического оружия, выбросы токсических газов при извержениях вулканов;

4. радиационное воздействие (техногенные аварии на радиационно-опасных объектах, ядерные взрывы и т.д.);

5. механическое воздействие (осколки, обрушения зданий, сели, оползни;

6. биологическое воздействие (эпидемии, бактериологическое оружие).

Выявление и оценка обстановки, складывающейся при чрезвычайных ситуациях, осуществляется с целью определения влияния поражающих факторов ЧС на жизнедеятельность населения, работу объектов экономики и обоснования мер защиты.

51. Средства коллективной и индивидуальной защиты населения и порядок их использования.

По количеству защищаемого населения средства защиты подразделяются на коллективные и индивидуальные. К коллективным СЗ относятся защитные сооружения гражданской обороны (ЗС ГО).

Коллектив СЗ - это специально оборуд сооружения и объекты, предназ для групповой защиты людей от действия ядерного, хим и бактериологич оружия, зажигательных средств и обычных средств поражения. Относятся: полевые и долговр фортификационные сооружения, подвижные объекты – кабины машин различного назначения, боев машина пехоты, сан а/м, вагоны и суда.

Наибполную защиту обесп убежища. В них обесп работа личного состава и укрытие раненых и больных без индив средств защиты. Заполнение ЗС ГО осущ по сигналам гражданской обороны.

Убежища . встроенные и отдельно стоящие. Убежище защитит человека от обломков зданий, от радиоактивной пыли, от воздействия отравляющих веществ, повышенных температур при пожарах, угарного газа и др опасных факторов в ЧС. Убежища герметизируются и оснащаются фильтровентиляционным оборудованием, электропитанием (дизельная электростанция), водопроводом, канализацией, отоплением, радио- и телефонной связью, а также запасам воды, продовольствия и медикаментов.

Противорадиационное укрытие (ПРУ)-защитное сооружение, обесп защиту от воздействия ионизирующих излучений. Могут частично защищать от воздействия ударной и взрывной волны, обломков разрушающихся зданий. Удобно устраивать их в подвалах, цокольных этажах зданий.

Должны защитить при авариях на химически опасных объектах, сохранить жизнь при некоторых стихийных бедствиях: бурях, ураганах, смерчах, тайфунах, снежных заносах.

Средства индив защиты (СИЗ): медицинские, СИЗ органов дыхания и кожи. Предназначены для обесп. безопасности одного человека.

изолирующие костюмы (пневмокостюмы, гидроизолире костюмы, скафандры);

СЗ органов дыхания (респираторы, противогазы, пневмошлемы, пневмомаски);

защитная одежда (костюмы, фартуки, комбинезоны, плащи);

СЗ ног или спецобувь (сапоги, ботинки);

СЗ рук (рукавицы, перчатки, нарукавники);

СЗ головы (защитные каски, шлемы, шапки, береты и др.);

СЗ глаз (защитные очки);

СЗ лица (лицевые щитки);

СЗ органов слуха (противошумные шлемы, наушники и вкладыши);

СЗ от падения с высоты (предохранительные пояса, тросы, наколенники);

дерматологич средства (очистители кожи, защитные мази и др.);

Средства защиты надевают на незараженной местности. Снимание средств защиты исп вне зоны аварийных работ так, чтобы исключить соприкосн незащищенных частей тела и одежды с внешней стороной средства защиты.

Медицинские СИЗ - это мед препаратыи материалы, предназначенные

для снижения эффекта воздействия поражающих факторов и применяемые в порядке само- и взаимопомощи.К ним относят пакет перевязочный индивидуальный ИПП, аптечку индивидуальную, индивидуальный противохимический пакет, индив. мед. комплекты гражданской защиты.

52. Пожарная защита и защита от взрывов.

Распр источниками возник ЧС техногенного характера являются пожары и взрывы, которые происходят:
- на промышленных объектах;
- на объектах добычи, хранения и переработки легковоспламеняющихся, горючих и взрывчатых веществ;
- на транспорте;
- в шахтах, горных выработках, метрополитенах;
- в зданиях и сооружениях жилого, социально-бытового и культурного назначения.
ПОЖАР – это вышедший из-под контроля процесс горения, уничтожающий материальные ценности и создающий угрозу жизни и здоровью людей. В России ежегодно погибает от пожаров около 12 тысяч человек.
Причины пожара явл.: неиспр в электр сетях, нарушение технологического режима и мер пожарной безопасности (курение, разведение открытого огня, применение неисправного оборудования и т.п.).
Опасные факторы: тепловое излучение, высокая t, отравляющее действие дыма (продуктов сгорания: окиси углерода и др.) и снижение видимости при задымлении.
ВЗРЫВ – это горение с освобождением энергии за короткий промежуток времени. Приводит к взрывной ударной волны, распр со сверхзвуковой скоростью, оказывающей ударное механическое воздействие на окружающие предметы.
Поражающие факторы взрыва: воздушная ударная волна и осколочные поля, образуемые летящими обломками различного рода объектов, технологического оборудования, взрывных устройств.
ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
устранение причин, которые могут вызвать пожар (взрыв), на ограничение (локализацию) распр пожаров, создание условий для эвакуации людей и имущества при пожаре, своевр обнаружение пожара и оповещение о нем, тушение пожара, поддержание сил ликвидации пожаров в постоянной готовности.
содержание оборудования, особенно энергетических сетей, в исправном состоянии позволяет исключить причину возгорания.
Своевременное обнаружение пожара системами автоматической пожарной сигнализации.
Первоначальное тушение пожара автоматическими установками.
КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПРИ ПОЖАРЕ И ВЗРЫВЕ
При обнаружении возгорания реагировать быстро, используя все доступные способы для тушения огня (песок, воду, огнетушители и т.д.). Вызвать пожарную охрану или мчс (по телефону 101).
При эвакуации горящие помещения проходите быстро, задержав дыхание, защитив нос и рот влажной плотной тканью. В сильно задымленном помещении передвигайтесь ползком или пригнувшись – в прилегающем к полу пространстве чистый воздух сохраняется дольше.
При угрозе взрыва ложитесь на живот, защищая голову руками, дальше от окон, проходов, лестниц. Если произошел взрыв, окажите первую мед помощь пострадавшим.

53. Оказание первой доврачебной медицинской помощи пострадавшим.

Первая доврачебная помощь – комплекс простейших, срочных и целесообразных мер для спасения жизни человека и предупр осложнений при несчастном случае. Эти мероприятия проводятся до прибытия медицинского работника или доставки пострадавшего в лечебное учреждение. К первой доврачебной помощи, наряду с обработкой ран, относятся: экстренный вызов скорой медицинской помощи, принятие мер по остановке кровотечения и восст работосп сердца и легких (реанимация), а также мероприятия по эвакуации пострадавшего из опасной зоны или его транспортировка к месту, доступному для прибытия машины скорой помощи. Чем быстрее помощь оказана, тем больше надежды на благоприятный исход, поэтому такую помощь должен своевременно оказать тот, кто находится рядом с пострадавшим.

При оказании первой доврачебной помощи пострадавшему необходимо:

Немедленно устранить воздействие на организм повреждающих факторов, угрожающих здоровью и жизни пострадавшего (освободить его от действия электр тока, вынести из зараженной атмосферы, погасить горящую одежду и т.д.) и оценить состояние пострадавшего;

Определить характер и тяжесть травмы, наиб угрозу для жизни пострадавшего и послед-сть мероприятий по его спасению;

Выполнить мероприятия по спасению пострадавшего в порядке срочности: восстановить проходимость дыхательных путей, произвести искусственное дыхание, наружный массаж сердца, остановить кровотечение, иммобилизовать (создать неподвижность) место перелома, наложить повязку и т.п.;

Поддерживать основные жизненные функции пострадавшего до прибытия медицинского работника;

Вызвать скорую мед помощь (врача) либо принять меры для транспортировки пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.

54. Химический контроль и химическая защита.

Хим. контроль проводится для определения факта и степени заражения отравляющими веществами и сильнодейств. ядовитыми веществами средств индив защиты, одежды, техники, сооружений, воды, продуктов питания и другой, возможности жизнедеят населения без средств защиты, полноты дегазации зараженных объекте.

Хим контроль проводится с помощью приборов хим разведки и в специальных хим лабораториях

С помощью прибора хим разведки обесп возможность определения типа отравляющих веществ и их концентрации в воздухе, на местности и технике, а также взятие проб в пораженных районах

Хим лаборатории проводят анализ проб, в которых определяют количество отравляющих веществ, содержащиеся в продуктах питания, в воде и на местности.
Мероприятия химической защиты:

Создаются и эксплуатируются системы контроля за химической обстановкой в районах размещения химически опасных объектов и локальные системы оповещения о химической опасности;

Разраб планы действий на случай химической аварии;

Накапливаются, хранятся и поддерж в готовности средства индив защиты органов дыхания и кожи, приборы хим разведки, дегазирующие вещества;

Поддерж в готовности к использованию убежища, обесп защиту людей от аварийно химически опасных веществ(АХОВ);

Принимаются меры по заблаговременной защите продовольствия, пищевого сырья, источников (запасов) воды от заражения АХОВ;
- проводится подготовка населения к действиям в условиях химических аварий, подг аварийно-спасат подразделений и персонала химически опасных объектов;

Обесп готовность подсистем и звеньев, сил и средств, предназ для ликвидации последствий хим аварий.

55. Меры борьбы с терроризмом.

Программа борьбы с терроризмом сост из блоков:

Правовые меры борьбы с терроризмом -законодательные акты, международные конвенции по борьбе с терроризмом и организованной преступностью;

Предупред меры, установление контроля над "рынками" оружия и других средств массового поражения;

Админ-режимные меры, меры по межгос сотрудничеству в области борьбы с терроризмом;

Специальные (оперативные, розыскные, технические и охранные) меры предупреждения террористич проявлений.

Разработка, принятие и последующий контроль за реализацией таких мер противодействия терроризму явл одной из актуальных задач д-ти органов гос. власти России.

Но наряду с гос. органами роль в борьбе с терроризмом может сыграть и общественность, в том числе и научная, средства массовой информации, общественно-политические партии, организации и движения. Весьма эффективным может стать отказ всех без исключения социально-политических сил и субъектов от насильственных и вооруженных способов борьбы за реализацию своих целей. Важнейшим условием является ликвидация всех незаконных военизированных формирований в стране. Общественные авторитеты могли бы также способствовать прекращению конфликтов, междоусобных стычек, противостояния, снижению социальной напряженности в городах и регионах России, что является питательной средой для терроризма и экстремизма.

56. Законодательные и нормативные правовые основы управления безопасностью жизнедеятельности.

Управление БЖД – целенапр д-ть гос отраслевых органов и ведомств, а так же организация предприятий, объед коллективов по обеспечению норм услов жизнед-сти людей, их защите от опасн и вредн факторов, предотвращ ЧС и ликвидац их последствий.
Основой управления явл решение, определяющее порядок и способы обеспеч безопасн жизнедеят, приняты и существуют соответств законы и др нормативно-правовые документы.

Основные федеральные законы (з-ны) управления БЖД: 1) конституция РФ 2) з-н о гражданск обороне 3) з-н о защите населен и территор, о ЧС природ и техноген характера 4) з-н о пожарн безопасн 5) з-н о радиоцион безопасн 6) з-н об охране труда 7) з-н об обязательн соц страховании от несчастных случаев и профессион заболеваний на производстве 8) з-н о дорожном движении.

Для управления БЖД используют следующие правовые документы : федерал з-ны; указы президента РФ; постановления правительства РФ; приказы, директивы, инструкции, распоряжения министерств и ведомств; указы, постановления, распоряжения муниципальных гос органов; приказы, распоряжения руководителе предприятий, учреждений, организаций.

Управление БЖД и охраной труда занимается целый блок федеральных органов исполнительной власти: министерства(МЧС, внутр дел); федерал службы по контролю и надзору(роспотребнадзор); федерал служба по труду и занятости(роструд); федерал служба по надзору в сфере здравооханиения и соц развития; федерал служба по надхзору в сфере защиты прав потребителей т благополучия человека.
При возникновении ЧС управлением БЖД население в определенном регионе занимается непосредственно министерство ЧС. МЧС координирует все свои действия с федеральными и муниципальными огранами власти. Министерство ЧС осуществляет управление силами и средствами в разрезе: центра управления в кризисных ситуациях главных управлений в регионах; через дежурно-диспетчерские службы отраслевых и муниципальных органов власти; на уровне объекта с целью контроля функционирования системы защиты персонала.

57. Экономические основы управления безопасностью.

Эк основами безопасности осущ: финансирование сил и средств системы МЧС и защита населения; выделение средств для ликвидации последствий ЧС; введение таможенных пошлин на ввоз в страну различной опасной и др продукции; гос лицензирование деятельности по добыче природ ресурсов; взимание платы с предприятий и населения за использование природных ресурсов.

Экономич безопасность – создаваемые государством условия, гарантирующие недопущение нанесения хозяйству страны непоправимого ущерба от внутренних и внешних экономических угроз.

Уровни эк. безоп : национальный, региональный, отраслевой, экономическая безопасность предприятия, экономическая безопасность гражданина.

Критерии оценки эк. безоп: наличие ресурсного потенциала, уровень эффективности использования ресурсов, конкурентоспособность национальной экономики, целостность территории и экономического пространства, возможность противостояния внешним угрозам, уровень социальной стабильности.

Показатели эк. безоп: уровень и качество жизни, темпы инфляции, норма безработицы, экономический рост, дефицит бюджета, государственный долг, встроенность в мировую экономику, состояние золотовалютных резервов, размеры и деятельность теневой экономики.

Основы эк. безоп: экономич потенциал, достаточный для устойчивого развития общества, самодостаточное воспроизводство населения, уровень стабильности в обществе.

58. Государственное управление безопасностью.

Управление безоп осущ на нескольких уровнях: международный (ООН-организация международных наций); система управ нац безопасности РФ (органы законодат власти, исполнительной, судебной, единая система предупреждения и ликвидации ЧС); органы управления безопасностью и управления (санитарно-токсический мониторинг – министерство здравоохранения и соц развития); санитарные нормы и правила; система управления охраны труда; госуарственный пожарный надзор (МЧС РФ).

Общее руководство государственными органами обеспечения безопасности осуществляет Президент РФ, который возглавляет Совет безопасности РФ, контролирует и координирует д-ть гос органов обеспечения безопасности, принимает оперативные решения по обесп безопасности на основании и в соответствии с действующими законами.

Совет безопасности РФ рассм вопросы внут и внеш политики РФ в области обеспечения безопасности, стратегические проблемы гос, экономич, общественной, оборонной, информац, экологической и иных видов безопасности, охраны здоровья населения, прогнозирования, предотвращения ЧС и преодоления их последствий, обеспечения стабильности и правопорядка и ответствен за состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз. Председателем Совета является по должности Президент РФ.

Правительство РФ обесп руководство госи органами обесп безопасности, организует и контролирует разработку и реализацию мероприятий федеральными органами исполнительной власти.

59. Менеджмент в области экологической безопасности.

Корпоративный менеджмент в области экологи предполагает обеспечение экологической безопасности производства.
Корпоративный менеджмент экологической безопасности – система управления охраной окр среды, ресурсосбережения, эколог процессами производства продукции при помощи установления экологических целей и задач размещения ресурсов, распределение обязанностей, ответственности среди подразделений и персонала объектов.
Этапы формирования корпоративного эколог менеджмента: принятие предприятием, фирмой, организацией решения по разработке эколог стратегии; определение приоритетов эколог политики; составление первоначального эколог обзора и мониторинг деятельности объекта; принятие корпоративной экологической стратегии; определение эколог целей и задач и распределение обязанностей среди подразделений; обучение работников для приобретения нужных эколог компетенций; разработка и реализация конкретного плана мероприятий по охране окр среды; эколог аудит (проверка и учет); аудиторское заключение об эффективности экологического менеджмента.

60. Экспертиза и надзор в сфере безопасности.

Понятие надзора и контроля

Контроль – это сравнение фактических процессов и явлений, происходящих в контролируемой сфере деятельности, с установленными требованиями

Надзор – это систематическое, целевое наблюдение за исполнением и соблюдением поднадзорным субъектом обязательных требований в установленной сфере деятельности.

Отличия надзора от контроля

В процессе осущ. контроля выясняется, соответствует ли д-ть подконтрольных объектов предписаниям и нормативным правовым актам. Применение мер по устранению «отклонений» и привлечение виновных к правовой ответственности (осн отличие)

Сущность надзора - в обеспечении законности и правопорядка, устранения допущенных нарушений закона, а также в их предупреждении. Надзор не содержит административных функций.

Гос. экологический контроль осуществляется от имени государства специально уполномоч. органами и должностными лицами. Вправе применять меры административного принуждения (приостановление деятельности, лишение права природопользования, штраф и т. п.).

Гос. экол. контроль включает в себя:

Гос. надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;

надзор в области обращения с отходами; охраны водных объектов; во внутренних морских водах РФ; сохранения водных биоресурсов; охотничий надзор;

Гос. общий экологический контроль - задача Государственной Думы. Президент РФ осущ. непосредственный контроль. Ряд федеральных органов, выполняющих, в частности, природоохранные функции, подчинен и подотчетен Президенту РФ (МВД РФ, Федеральная пограничная служба России, Федеральная служба безопасности России).

Гос. общий экологический контроль осуществляют также органы исполнительной власти общей компетенции - Правительство РФ, правительства субъектов Федерации.

Администрации краев, областей и других субъектов РФ осуществляют контрольза использованием природных ресурсов и охраной окружающей среды, радиационным состоянием территорий, соблюдением проектов строительства, состоянием отчетности на предприятиях.

В систему Гос. специального экологического контроля входят: Министерство природных ресурсов и экологии РФ, Федеральная служба в сфере природопольз (Росприроднадзор), Фед. агентства: лесного хозяйства/по недропользованию/водных ресурсов.

Гос. экологи́ческая экспертиза - мероприятие, организуемое и проводимое Росприроднадзором или органом исполнит. власти субъекта РФ. Срок проведения не должен превыш 6 мес. Проводится на регион. и федераль. уровнях. Положительное заключение экспертизы является одним из обязательных условий финансирования и реализации объекта ГЭЭ. Лица, признанные виновными в нарушении законодательства РФ об экологической экспертизе, могут быть привлечены к администр, гражданско-правовой, материальной, уголовной ответственности.

Общественный экологический контроль по законодательству РФ может осуществляться в различных формах:

а) общественные слушания;

б) референдумы;

в) общественная экологическая экспертиза;

г) обращения в средства массовой информации;

д) направление жалоб, заявлений, исков в правоохранительные органы и суды.

Источники права

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г., устанавливающий общие начала экологического

контроля и круг его субъектов и виды; постановления Правительства РФ; приказы природоохранительных ведомств.


Похожая информация.


Научного направления выделяют два этапа.

    Первый этап связан с возникновением новой области знаний и активным накоплением практических исследований (20-60 гг. 20 века). Это было обусловлено развитием техники и проведением экспериментов, которые подготовили основу для зарождения инженерной психологии как науки. Основателями инженерной психологии как нового научного направления стали американские и английские психологи: А. Чапанис, Мак-Фердан, У. Гарнер, Д. Бронбет. В России первыми исследованиями инженерно-психологического характера стали разработки, проведенные в двадцатые годы XX века в сфере психологии труда и психотехники. В октябре 1959г. в ЛГУ была организована лаборатория индустриальной психологии, где руководителем был Б. Ломов. В 1963 г. была выпущена его монография «Человек и техника». Именно данная работа стала тем научным трудом, которая послужила роль толчка к проведению масштабных исследований по главным проблемам инженерной психологии. Данный этап характеризуется «машиноцентрическим» подходом, когда осуществлялось активное накопление эмпирического материала. Именно эти наработки и стали в дальнейшем основой различных методических рекомендаций, инженерно-психологических нормативов, всевозможных учебников.

    Второй этап связан с теоретическим оформлением инженерной психологии (60-90 гг. 20 века). Преобладающим становится «антропоцентрический» подход, согласно которому человек рассматривается как субъект, а техника - средство труда. Данный этап характеризуется переходом от обезличенного к индивидуальному человеку, в руках которого находится пульт управления.

    Третий этап характеризуется системными исследованиями в инженерной психологии (90 гг. 20 века - настоящее время). Человек рассматривается не просто как звено системы «человек - машина», акцент смещается на проектирование деятельности человека в системах «человек-техника».

Цели и задачи инженерной психологии

Определение 1

Инженерная психология – это научная дисциплина, которая занимается изучением объективных закономерностей процессов информационного взаимодействия человека и техники с дальнейшим использованием их при проектировании, создании и эксплуатации системы «Человек-машина».

Главной целью направления является обеспечение эффективного информационного взаимодействия человека-оператора и технического средства. Задачи дисциплины делятся на две группы: общие теоретические и частные практические.

К первой группе относятся следующие моменты:

  1. Адаптация техники к человеку.
  2. Адаптация человека к технике.
  3. Рациональное распределение функций между человеком и техникой.

В состав второй группы входят следующие задачи:

  1. Диагностические: анализ основных составляющих деятельности оператора; познание сущности преобразования информации человеком-оператором; изучение влияния психологических факторов на эффективность систем «человек-машина».
  2. Эксплуатационные: создание принципов функционирования рабочих мест операторов; изучение функциональных состояний оператора; разработка основ профессиональной подготовки операторов; инженерно-психологическое проектирование и оценка систем «человек-машина».

Инженерная психология и другие науки

Являясь новой отраслью, инженерная психология акцентировала внимание на психологическом содержании и практической направленности. Главным отличием научной дисциплины стало ее создание на границе гуманитарной и технической сферы знаний. На сегодняшний день установлено взаимодействие инженерной психологии с кибернетикой, теорией связи, теорией автоматического управления и регулирования, технической эстетикой. Кроме того, основой для решения задач инженерной психологии стали общая и экспериментальная психология, гигиена и психология труда, социальная психология, техническая эстетика.

Инженерная психология является основой такой области науки как эргономика. Предмет эргономики связан с трудовой деятельностью человека при взаимодействии его с техническими системами. Еще одной наукой которая тесно взаимодействует с инженерной психологией является психология труда. В качестве главной ее задачи выступает акцент на психологических особенностях работы человека, при этом в число задач инженерной психологии входит приспособление техники к возможностям человека.

Инженерная психология (англ. engineering psychology) - область психологической науки, изучающая процессы информационного взаимодействия человека и технических устройств. Иногда Инженерная психология называют технической психологией. Возникновение инженерной психологии обусловлено техническим прогрессом и связанным с ним возрастанием роли человеческих факторов в разработке, проектировании, конструировании и эксплуатации техники. Главные задачи Инженерной психологии: исследование процессов приема (см. Прием информации), переработки (см . Переработка информации оператором ) и хранения информации человеком в деятельности программирования, управления и контроля за работой технических устройств, выявление психологических факторов надежности и эффективности систем «человек-машина» (см . также Большая система , Социотехническая система). Решение этих задач обеспечивается профессиографическими и экспериментальными исследованиями механизмов восприятия, внимания , мышления (см . Оператора мышление ), памяти человека в процессе переработки информации; структуры, динамики и регуляционных исполнительных компонентов этой деятельности; динамики работоспособности человека-оператора; структуры и механизмов групповой деятельности.

Как прикладная дисциплина Инженерная психология есть применение знаний о закономерностях психических функций, процессов, состояний и свойств человека к проектированию и эксплуатации систем «человек-машина» с целью повышения их эффективности и надежности в работе, а также оптимизации человеческого труда. Специалисты по И. п. принимают участие в решении таких вопросов, как рациональное распределение функций между человеком и машиной и их интеграция , определение наилучших условий деятельности человека-оператора. Специальной задачей Инженерная психология является проектирование деятельности человека-оператора в системе «человек-машина». На основе инженерно-психологических исследований разрабатываются рекомендации, относящиеся к оформлению средств отображения информации (см . Панель информации , Индикаторы , Мнемосхемы), органов управления и рабочего места оператора или пульта управления в целом: решаются такие задачи, как отбор, обучение и тренировка операторов. Знание закономерностей психических явлений позволяет иногда находить принципиально новые подходы к решению технических задач.

Можно выделить след. направления Инженерной психологии

  1. Методологические проблемы: определение места и роли человека в управлении производственными процессами. Совершенствование конструкций машин, их приспособление к человеку, передача некоторых функций человека машине способствуют повышению производительности труда, обеспечению условий для повышения трудоспособности человека, развитию его творческих возможностей.
  2. Изучение психофизиологических и психологических (общих и дифференциальных) характеристик человека-оператора, структуры операторской деятельности.
  3. Системотехническое направление: решение теоретических и практических проблем инженерно-психологического проектирования, в т.ч. разработка информационных моделей, методик оптимизации компоновки оборудования на пультах управления, построения средств отображения информации и пультов управления; совершенствование методов и критериев оценки надежности и эффективности систем «человек-машина».
  4. Эксплуатационное направление: психологическое обеспечение научной организации труда, его безопасности и удобства для человека; разработка методов, критериев и средств контроля работоспособности и состояния оператора в процессе работы; вопросы групповой психологии; психология управления и др.
  5. Педагогическое направление: вопросы профессионального отбора, подбора и расстановки кадров технических специалистов, активизация их подготовки и переподготовки (см . Профессиональная пригодность ).

Инженерная психология тесно связана с др. отраслями психологии, прежде всего с общей, экспериментальной, социальной, дифференциальной, военной, педагогической психологией, психологией труда, психофизиологией. Инженерная психология широко использует экспериментальные методы. В эксперименте воспроизводятся элементы той деятельности (или деятельности в целом), которая существует лишь в проекте. В этом смысле говорят о проектирующем эксперименте в И. п. Инженерная психология тесно связана также с эргономикой (см . также Макроэргономика , Микроэргономика , Когнитивная эргономика ), научной организацией труда и технической эстетикой.

В России первые исследования инженерно-психологического типа были проведены в 1920-е гг. в рамках психологии труда и психотехники. Как самостоятельная наука И. п. начала формироваться в годы Второй мировой войны, когда опыт эксплуатации военной техники показал, что ее эффективность и надежность существенно зависят от «человеческих факторов». Инициаторами создания этого направления выступили амер. и англ. психологи А. Чапанис, Мак-Фердан, Гарнер, Бродбент и др. В нашей стране вопросы И. п. стали разрабатываться в нач. 1950-х гг. в связи с развитием некоторых специальных технических задач. Первые лаборатории И. п. были созданы в Ленинградском ун-те и в Научно-исследовательском ин-те автоматической аппаратуры (в М.) в 1959г. См . Оптимизация условий труда оператора . (В.М. Мунипов)

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

Инженерная психология (от франц. ingenieur - инженер, специалист в области техники) - отрасль психологии, исследующая процессы и средства информационного взаимодействия между человеком и машиной. Инженерная психология возникла в условиях научно-технической революции, преобразовавшей психологическую структуру производственного труда, важнейшими составляющими к-рого стали процессы восприятия и переработки оперативной информации, принятие решений в условиях ограниченного времени.

Основные проблемы Инженерной психологии:

  1. анализ задач человека в системах управления, распределение функций между человеком и автоматическими устройствами, в частности компьютерами.
  2. исследование совместной деятельности операторов, процессов общения и информационного взаимодействия между ними;
  3. анализ психологической структуры деятельности оператора;
  4. исследование факторов, влияющих на эффективность, качество, точность, скорость, надежность действий операторов;
  5. исследование процессов приема человеком информации, изучение сенсорного «входа» человека;
  6. анализ процессов переработки информации человеком, ее хранения и принятия решения, психологических механизмов регуляции деятельности операторов;
  7. исследование процессов формирования команд и выполнения управляющих действий человеком, характеристик его речевого и моторного «выхода»;
  8. разработка методов психодиагностики, профессиональной ориентации и отбора специалистов операторского профиля;
  9. анализ и оптимизация процессов обучения операторов.

В процессе развития И. п. произошел переход от изучения отдельных элементов деятельности к изучению трудовой деятельности в целом, от рассмотрения оператора как простого звена системы управления к рассмотрению его как сложной высокоорганизованной системы, от машиноцентрического подхода - к антропоцентрическому (см . также

Важнейшая задача цивилизации –

научить человека мыслить.

Т. Эдисон

Большинство людей включены в определенную профессиональную деятельность, которую они выбирают по разным причинам: одни по призванию, другие по стечениям обстоятельств или сове­там близких людей. Но в любом случае каждому человеку надо знать о психологических особенностях своей профессиональной деятельности.

Если вы выбрали профессию инженера, то давайте попробуем разобраться в психологии инженерной деятельности. Иногда ошибочно думают, что этим занимается инженерная психология, но ее предмет совсем другой – она изучает психологические аспек­ты информационного взаимодействия человека и техники. Больше всего знаний о психологии инженера, особенностях его професси­ональных и личностных качеств может нам дать психология труда.

Психология труда – область психологии, изучающая закономерности формирования и проявления психической деятельности человека, его индивидуальности в процессе труда, профессиональ­ной деятельности.

В психологии труда рассматриваются вопросы профессиональ­ной пригодности, психологической готовности к профессиональ­ной деятельности, ее психологическая характеристика.

В этом разделе нашей книги мы постараемся дать психологический анализ инженерной деятельности через составление профессиограмм, психологического портрета разных видов инженерной деятельности.

Что же такое профессиограмма и психограмма?

Профессиограмма – описание социально-экономических, производственно-технических, санитарно-гигиенических, психологических и других особенностей профессии. Важнейшей частью профессиограммы является психограмма – характеристика тре­бований, предъявляемых профессией к психике человека.

Подробный анализ профессиографии дан в учебнике по психо­логии труда (М. А. Дмитриева и др.). Мы же будем рассматривать и анализировать один вид профессиональной деятельности – де­ятельность инженера.

Профессия инженера возникла как занятие, связанное с приложением знаний в практике строительства и индустрии. Сегодня эта профессиональная деятельность охватывает практиче­ски все сферы материального и духовного производства, упра­вления, культуры. По определению С. А. Тихомирова, инже­нер – это субъект, занятый преимущественно знаковой деятель­ностью, направленной на исследование, нормальную эксплуата­цию, усовершенствование и разработку технических объектов или организацию производства, основанную на использовании научно-технических знаний и средств умственного труда, соответствую­щих его эпохе.

Важнейшим признаком инженерной деятельности является решение технических задач, связанных с многовариантной неопреде­ленностью и, следовательно, с необходимостью выбрать наиболее целесообразный способ их решения. Познавательный этап инже­нерной деятельности предполагает переход от эмпирико-технических знаний к технико-научным, а созидательный – есть воплоще­ние опыта и знаний в конкретных образах новой техники.

Предмет инженерной деятельности – техника в широком понимании этого слова. Существенными признаками являются:

опосредованность ее воздействия на материальный субстрат техники;

научная обоснованность, т. е. использование научных знаний;

учет при решении технических задач фактора времени и затрат, т. е. практическое отношение к технике.

Средствами инженерного труда служат.

научные знания в виде готовых формул, зависимостей различных величин, методик расчета, содержащихся в справочниках и инструкциях;

социально-технические нормы – стандарты, технические усло­вия, отраслевые нормы, правила ТБ и т. д.;

информация о состоянии материально-технического базиса об­щества, фиксированная в каталогах, перечнях номенклатуры изде­лий, и т. д.;

информационно-вычислительная техника для сбора, обработки и представления технической информации.

Результаты инженерной деятельности представляются:

в знаковом виде – чертежи, схемы, программы, графики, технологические карты, расчеты, описания;

в письменном или устном распоряжении, указании, объяснении.

Структура инженерной профессии сложна и многообразна. Она детерминируется не только внутренними особенностями деятельности, но и общественным разделением труда, а также со­стоянием технического базиса общества. Профессия инженера включает большое количество инженерных специальностей, раз­личающихся в зависимости от технического объекта (предмета) деятельности: инженер-электрик, инженер-строитель, радиоинже­нер, инженер-системотехник и т. д. Кроме того, структура инже­нерной профессии может быть рассмотрена с точки зрения видов инженерной деятельности, отличающихся задачами, предметом, средствами и результатом труда.

Инженеры-исследователи ответственны за формирование принципов и создание новых научно-исследовательских решений. Предметом исследовательской деятельности является содержание технического объекта, а решаемой задачей – научно обоснован­ный поиск оптимальных принципов действия, способов взаимо­действия, которые могут быть использованы для создания новых или усовершенствованных технологических объектов. Поэтому деятельность инженера-исследователя требует умения организо­вать экспериментальную работу, развития формально-логического и понятийного компонентов мышления, критичности суждений, способности прогнозировать, анализировать и обобщать получае­мые результаты.

Инженеры-конструкторы занимаются разработкой проектов и решением конструкторских задач. Они абстрагируются от прин­ципа действия объекта и уделяют внимание конструкции, схе­ме технического устройства: расположению, взаимодействию. Основная задача конструктора – поиск оптимального сочетания конструкции элементов технического устройства (например, при­бора) с учетом воздействия на него факторов окружающей среды. Инженер-конструктор создает знаковую форму технического объ­екта (например, в виде чертежа), переходит от общего образа устройства или системы к проектированию структуры и элемен­тов с разной степенью детализации. Конструктор решает вопрос: из чего состоит и как работает система в целом? Таким образом, характер деятельности инженера-конструктора требует развития образного мышления, пространственного воображения, комбина­торных способностей, склонности к аналогиям, умению опериро­вать знаковой информацией.

Инженеры-технологи обеспечивают производство конструк­ции (технического объекта) с помощью имеющейся или разраба­тываемой технологии. Предметом их деятельности является спо­соб изготовления технического объекта, надежного и эффектив­ного в эксплуатации, с минимальными затратами времени, труда и материалов. Деятельность инженеров-технологов аккумулиру­ет результаты деятельности всех других инженеров и включает функции проектировщика (проектирование технологических про­цессов, выбор технологического оборудования), производственни­ка (рациональная организация взаимодействия людей и техники в процессе производства, повышение эффективности использова­ния техники), эксплуатационника (контроль за правильной экс­плуатацией). Типичным результатом труда инженера-технолога можно считать комплект технологической документации по типу технологических карт, представляющий собой словесное описание последовательности операций по изготовлению узлов, элементов, приборов. Важными профессиональными качествами инженера-технолога являются склонность к анализу, систематичность и логичность мышления, способность к реконструктивной деятельно­сти, т. е. переходу от абстрактного к конкретному мышлению.

Инженеры-организаторы организуют коллектив или группы людей на выполнение исследовательских, конструкторских, технологических и производственных задач; выполняют административ­но-хозяйственную работу по планированию и организации про­изводства, подбору и расстановке кадров, техническому обеспе­чению производства, охране труда и управлению людьми. Ре­зультатом их деятельности является способ организации людей для выполнения коллективной технической или производствен­ной задачи.

Очевидно, что каждый из видов инженерной деятельности предъявляет специфические требования к выполняющему ее специалисту.

Опираясь на разработанные в психологии модели профессиональной деятельности сложного интеллектуально-практического типа, мы предлагаем модель профессиограмм инженерного труда (рис.). Это – сложная иерархическая система с прямыми и обратными связями.

В основе всякой деятельности лежит поиско­вый познавательный компонент, который предполагает выделение проблемы, сложных противоречивых ситуаций, предмета исследования. С поиска начинается и инженерная деятельность. Затем процесс как бы разветвляется на два параллельных, но тесно вза­имосвязанных этапа. От поисковой деятельности идет переход к прогностической и исследовательской, основной задачей которой является выдвижение гипотез, поиск новых технологий и формирование концептуальных моделей. Вместе с тем результаты и поисковой, и прогностической деятельности должны быть закре­плены в соответствующих схемах, чертежах, знаках, описаниях, чему служит знаковая деятельность.

Рис 4.4.1. Модель профессиональной деятельности инженера

На основе выдвинутых новых принципов и моделей строится конструктивная деятельность, предполагающая поиск новых конструкций, построение нового технического объекта. Эта деятельность очень тесно связана со знаковой, так как на этом этапе инженер создает знаковую форму технического объекта. Важней­шим связующим звеном в работе инженера является коммуника­тивная деятельность: общение с разными специалистами, обмен информацией на всех этапах.

Создание новой конструкции предполагает переход к следующему виду деятельности -- проверочно-испытательной, где идет испытание конструкций и налаживание технологического процесса. Здесь необходимым компонентом является организационная деятельность, которая включает управление людьми и организа­цию их труда, а также управление процессом внедрения результа­тов инженерной деятельности в производство. Завершает модель социальная деятельность, предназначенная для оценки социальной значимости результатов труда, а также социальных последствий внедрения новых технических решений. Этот этап связан с вы­полнением инженером социальных функций в обществе.

В модели профессиограммы выделяют определенные циклы и связи индивидуальной и групповой деятельности инженеров. Кроме того, может быть вычленена модель отдельного ви­да инженерной деятельности – научно-исследовательской, проектно-конструкторской, технологической, эксплуатационной и органи­зационной.

Для успешной профессиональной деятельности зачастую важ­ны не сами психологические свойства или качества работника, а их сочетание, способствующее достижению наилучших результатов. Доказано, что возможно формирование индивидуального стиля деятельности, обусловленного типологическими особенностями и системой действий, которые складываются у человека, стремящегося к наилучшему осуществлению данной деятельности.

Рассматривая вопрос о профессионально значимых свойствах, мы должны, с одной стороны, оценить их стабильность, неизмен­ность и, с другой стороны – возможность развития, коррекции и ком­пенсации в процессе обучения и профессиональной деятельности. Важно, с какими профессиональными задачами связано значение того или иного свойства, каков диапазон его индивидуальных различий и, наконец, как включается данное свойство в структуру личности работающего человека.

Наиболее детальный социально-психологический анализ профессии инженера дан Э. С. Чугуновой. Она выделяет общие и специальные способности, необходимые в деятельности инжене­ра: способности к умозаключению, анализу и синтезу материа­ла, знание своей деятельности, широту словарного запаса, общий уровень культуры, развитость пространственных представлений и памяти. Для проявления творческой активности в инженерной деятельности имеют значение общие показатели интеллектуальных достижений, социально-психологические установки и личностные характеристики (эмоционально-волевые и коммуникативные). Результаты экспериментальных исследований позволили сделать вывод о том, что интеллектуальный фактор (развитие вербального и невербального интеллекта, скоростных характеристик мышления и т. д.) имеет системообразующее значение для творческой ак­тивности в инженерной деятельности.

Техническое мышление рассматривается как особая интеллектуальная деятельность, направленная на изменение действитель­ности, создание чего-либо нового. Специфической особенностью технического мышления является опора на наглядность и опе­рирование пространственными образами технических объектов. Выделяют следующие качества конструкторско-технического мы­шления: 1) техническое понимание, т. е. распознавание струк­тур и функционирования технических объектов; 2) способность к структурно-функциональным и элементно-системным преобразо­ваниям объектов в форме зрительных образов; 3) способность к перекодированию зрительно-пространственных образов в услов­ные графические изображения (проекции) и, наоборот, услов­ных двумерных изображений - в объемные зрительные обра­зы; 4) продуктивное оперирование образами, комбинирование частями и системами в целом, функциями и отдельными при­знаками технических деталей и блоков, т. е. способность к комбинированию, способность мыслить по аналогии и контра­сту. Инженеру, в особенности исследователю и проектировщи­ку, необходимы математические способности, составляющие осо­бую подструктуру профессионально значимых в инженерной дея­тельности качеств. К математическим способностям относятся:

1) способность к формализованному восприятию математического материала, «схватыванию» формальной структуры задачи;

    склонность к логическому мышлению в сфере количественных и пространственных отношений, числовой и знаковой символики;

способность к быстрому и широкому обобщению математических объектов, отношений и действий; 4) способность к свер­тыванию процесса математического рассуждения и системы соответствующих действий; 5) гибкость мыслительных процессов в математической деятельности; 6) стремление к ясности, про­стоте, экологичности и рациональности решений; 7) способность к быстрой и свободной перестройке направленности мыслитель­ного процесса, переключению на обратный ход мысли (обрати­мость мыслительного процесса при математическом рассужде­нии). Выделяют также математическую память на математиче­ские отношения, типовые характеристики, схемы рассуждений и доказательств и общий синтетический компонент: математиче­скую направленность ума.

Все перечисленные выше качества, относящиеся к техническо­му, математическому и конструкторско-техническому мышлению, исследователи считают профессионально значимыми в деятельно­сти инженера.

Наряду с интеллектуальными способностями рядом авторов отмечается несомненное влияние направленности инженера, его мотивации, отношения к профессиональной деятельности, к себе и некоторых характерологических особенностей на эффективность и результативность работы. Существенное значение имеют связи между различными подструктурами индивидуальности инженера: интеллектуальными, эмоциональными, коммуникативными свойствами, особенностями мотивации.

Каждый вид инженерной деятельности предъявляет определенные требования к психологическим качествам личности. Без учета этих качеств невозможна ни эффективная подготовка инженеров, ни рациональное их использование.

Деятельность инженера-исследователя носит творческий, поисковый характер и поэтому, наряду с глубокими знаниями общетеоретических и специальных предметов, предполагает развитие таких психологических качеств, как высокая устойчивость и концентрация внимания, вербальный и невербальный компо­ненты мышления (в частности, абстрактно-логический), критич­ность суждений. Необходим высокий уровень общей технической осведомленности и способность к осмыслению и интерпретации научно-технических понятий. Исследователи могут обладать значительной личностной тревожностью наряду с высокой самооценкой. Общая работоспособность -- выше средней. В плане лич­ностных и характерологических черт прежде всего выделяются преимущественная направленность на когнитивный (познаватель­ный) тип деятельности, а также низкая конформность, интровертированность, внутренняя конфликтность (неудовлетворенность) в сочетании с определенной практичностью, целеустремленностью и добросовестностью.

Согласно типологии Н. Н. Обозова, основанной на трехкомпонентной структуре человеческого поведения и выделяющей три его типа: мыслителя, собеседника и практика, преобладающая масса исследователей может быть отнесена к типу «мыслителей».

Краткая характеристика этого типа: преобладает познавательный, когнитивный стиль деятельности; предпочитает умственную, научно-исследовательскую работу; любит размышлять о жизни, науке и искусстве, пофантазировать; интровертирован, т.е. сосредоточен на своих внутренних рассуждениях. Особенности мышления и принятия решений: строгая логика и доказательство мыслительных конструкций, высокое развитие знаковой функции, умение работать с различными знаковыми системами, ригидность. Мыслители отличаются обычно широким диапазоном интересов в когнитивной сфере (главный интерес – познание нового и нестандартного), поэтому для инженеров-исследователей важно развитие как гуманитарных склонностей (направленность на человека), так и технических (направленность на предмет).

Для более полной характеристики исследователей и успеш­ности их научной деятельности важно учесть проблему взаи­моотношений в научной деятельности, тесно связанной с во­просами порождения нового знания, оптимизацией коллектив­ной научной деятельности, проблемой механизмов индивиду­ального творчества. В центр ставится проблема предметно-рефлексивных отношений сотрудников - глубинных, интериоризованных, предметно-опосредованных отношений ученого с на­учным сообществом. Наиболее глубинный пласт – рефлек­сивная работа сознания, направленная на реконструкцию обра­за мира, а также понимание особенностей восприятия други­ми его идей, подходов, методов. Система таких предметно-рефлексивных отношений оказывает влияние на мотивацию* нор­мы поведения, качество индивидуального творческого продукта ученых.

Исследования ролевых отношений позволили выделить несколько типов ролевого поведения в научном коллективе: кри­тики, генераторы идей, эрудиты, организаторы, мастера, комму­никаторы, исполнители.

Работа инженера-конструктора носит более прикладной характер, что соответствует направленности на практическую деятельность. Значимые характеристики внимания, как и для инженера-исследователя, - устойчивость и концентрация. Необходимы высокий уровень работоспособности и точность при выполнении расчетных операций. У конструктора преобладает невербальный, образный компонент мышления.

Необходимо развитие пространственного воображения и представлений, умения оперировать цифровой и знаковой информацией. Конструкторы отличаются невысокой личностной тревож­ностью, эмоционально устойчивы. По характеру инженеры, занимающиеся конструкторской деятельностью, часто имеют самооценку ниже, чем инженеры-исследователи, в то же время, как и последние, они малообщительны, рациональны, добросовестны, решительны.

Важной особенностью деятельности инженеров-организато­ров является тесное взаимодействие с людьми (коллегами и подчиненными). Это накладывает отпечаток на требования к психологическим качествам этой категории инженеров. Организаторы должны обладать хорошей переключаемостью внимания и высокой скоростью психофизиологических реакций, им необходимы эмоциональная стабильность и невысокая тревожность. Преобладающий компонент мышления – вербальный. Общая направленность на коммуникативную деятельность, самооценка и социальный ста­тус высокие. По характеру организаторы отличаются от других категории инженеров общительностью, выраженной склонностью к лидерству, реалистичностью.

Профессиональное самоопределение инженера начинается с момента выбора профессии. В период обучения в техническом вузе происходят развитие и перестройка мотивов, изменяется от­ношение личности к себе как субъекту будущей профессиональной деятельности, что создает предпосылки для дальнейшего профессионального самоопределения. Правда, условия подготовки ин­женера в институте во многом отличаются от условий реальной профессиональной деятельности. В студенческие годы будущие специалисты почти не сталкиваются с требованиями и особенно­стями практической, в частности, производственной деятельности (за исключением производственной практики на старших курсах). Учебная деятельность студента качественно отличается от дея­тельности дипломированного инженера. Тем не менее, ни успеш­ное овладение знаниями, умениями и навыками во время подго­товки в вузе, ни сокращение периода адаптации к новым условиям работы невозможны без развития профессионального самосозна­ния, предметно-рефлексивных отношений в научной и предметной деятельности. Развитие самосознания и рефлексии возможно че­рез познание и раскрытие своей индивидуальности, внутреннего потенциала, творческих возможностей.