Конспект открытого урока русского языка в 5Б классе

Тема ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК

Тип урока: комбинированный

Форма урока: урок-практикум.

Цели урока:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

- Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

- Коммуникативные У УД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

- Познавательные УУД : ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Планируемые результаты:

Предметные :

Знать разные группы приставок.

Уметь находить в словах приставку.

Уметь объяснять написание гласных в приставках.

Повторить синонимы, антонимы.

Уметь работать с текстом.

Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной

деятельности.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).

Основные понятия: приставка, морфема, морфемика, словообразование

Основные ресурсы:

Учебник: М.М. Разумовская. Русский язык. 5 класс

Дополнительные ресурсы:

Мультимедийный проектор

Презентация к уроку

Рабочие листы, контуры листьев деревьев разных цветов, маркеры, карточки с текстом.

-Формы работы на уроке:

Фронтальная работа, парная, индивидуальная работа.

Ход урока:

1.Орг. момент .

Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас на уроке гости. За окном прекрасная осенняя погода. Уверена, что мы с вами хорошо поработаем. Покажите ваше настроение с помощью разноцветных осенних листочков, которые лежат на ваших столах.

(красный - отличное настроение, уверен в свои силах;

желтый- спокоен; думаю, что справлюсь;

зеленый- волнуюсь, неуверен в своих силах;

2.Вхождение в тему.

Прочитаем высказывание детского поэта и писателя К.Чуковского(слайд2):

« Приставки придают русской речи столько богатейших оттенков! Чудесная выразительность речи в значительной мере зависит от них. В разнообразии приставок таится разнообразие смысла…»

Как вы понимаете слова писателя? О чем он говорит?

(Он говорит о роли приставок в речи.)

Попробуйте озвучить тему урока. О чем мы будем говорить?

Итак, тема урока « Правописание приставок».Будем говорить о приставках.(слайд3)

Какова же цель нашего урока? Чем мы будем заниматься?

(Цель- сформировать навыки правильного написания приставок)

Что мы знаем о приставках?(ответы детей)(слайд4)

В каком разделе языкознания изучается приставка? (в морфемике)

.(слайды5,6)

3.Открытие новых знаний.

(слайд8) Прочитайте. Почему эти слова записаны в два столбика?(В первом столбике записаны слова с приставками СО-, ВЫ-, ЗА-, НАД-, ДО-, ПОД-. Это неизменяемые приставки. Они пишутся всегда одинаково, традиционно. Слова с какими приставками записаны во втором столбике?(Во втором столбике- слова с приставками на З-, С-)(слайд9)

Можно ли объяснить правила написания данных приставок?

Каков алгоритм правописания приставок из 2-го столбика?

(1.Определить, какой согласный стоит после приставки- глухой или звонкий.

Если звонкий - в приставке пишу букву З.

Если глухой - в приставке пишу букву С.(слайд10)

Опираясь на составленный алгоритм, объясните написание приставок в данных словах: рас сыпать, раз вернуть, раз гладить, рас править, раз дать, с мять, с вернуть.

3.Работа в группах .(Задания для 4-х групп. Слайды 15,16)

Измените словосочетания, используя данные слова. На какие группы их можно поделить?

Облако без формы (бесформенное облако)

Ребенок без забот (беззаботный ребенок)

Вход без платы (бесплатный вход)

Ребенок без помощи(беспомощный ребенок)

Океан без предела (беспредельный океан)

Шоколад без вкуса (безвкусный шоколад)

Небо без звезд (беззвездное небо)

Жидкость без цвета (бесцветная жидкость)

Дорога без конца (бесконечная дорога)

Плач без звука (беззвучный плач)

Движение без шума (бесшумное движение)

Пустыня без воды (безводная пустыня)

К данным выражениям подобрать слова, близкие по значению

(синонимы) с приставками на З- и С-:

Не имеющий жалости, душевной теплоты, жестокий -…(безжалостный)

Не могущий сам, без посторонней помощи справиться с трудностями- слабый…-(беспомощный)

Лишенный порядка, системы, хаотичный…-(беспорядочный)

Не испытывающий страха, смелый …-(бесстрашный)

К данным словам подобрать и записать слова с противоположным значением (антонимы) с приставками на З-, С-:

Полезный (бесполезный)

Живой (безжизненный)

Честный (бесчестный)

Заботливый (беззаботный)

Системный (бессистемный)

Проверяем. Из каждой группы 1 ученик озвучивает ответ.(слайды 17, 18)

4. Музыкальная физминутка.(слайд)

5.Освоение новых знаний.

1) Прочтите слова. Какой звук слышится в начале слова? (слайд)

Сбиться, сделать, здесь, сгореть, сгибать, здоровье, здание.

Все ли из этих слов имеют приставку?(В словах здесь, здоровье, здание

нет приставки. Буква З входит в состав корня)

Какой звук слышится в начале слов сбиться, сделать, сгореть, сгибать?

(Слышится звук З. Пишем букву С, т.к. приставки З не бывает)

Ознакомимся с теоретическим материалом в учебнике.(с.126)

2). Работа с текстами.

1.Работа в парах с текстом №1 (упр.347 учебника)

Назовите главную мысль текста.

(Основная мысль текста - единение человека и природы)

Назовите ключевые слова, передающие главную мысль текста.

(…состояние души и тела…, состояние в природе, общее настроение тотчас сообщается человеку…)

(Задание №3 к тексту: найти и выписать слова с приставками.)

Проверяем задание № 3 к упр.347

(Передать, охватывает, выросшие, сообщается). (Взаимопроверка)

2.Работа с текстом №2(текст распечатан для каждого ученика)

За посадками молодых деревьев следит лесовод. Он устанавливает места, которые пострадали от пожара, намечает, где надо расчистить лес от бурелома, отводит участки для работы лесорубов, участвует в борьбе с вредителями леса. Гусеницы иногда съедают подрастающие побеги, объедают листья. Зайцы и мыши обгрызают корни молодых деревьев.

Но есть у леса и друзья-птицы. Они прекрасные помощники лесоводов. Берегите, ребята, лес! Это наше богатство.

Задания к тексту: найти и выписать слова с приставками. Объяснить, к какой группе приставок они относятся).(Взаимопроверка)

Сравните два данных текста. Что их объединяет?

(Оба текста объединяет тема природы и бережного отношения к ней.)

6.Составление проекта по теме урока.(в группах)

ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК

(Открытый урок"Правописание приставок"5б.)

НЕИЗМЕНЯЕМЫЕ НА ПИСЬМЕ ПРИСТАВКИ НА З, С

ПИШУТСЯ ВСЕГДА ОДИНАКОВО ПЕРЕД ЗВ,СОГЛ. ПЕРЕД ГЛ.СОГЛ.

ПИШУ З ПИШУ С

7. Итоги урока.

8. Рефлексия.

Что понравилось на уроке?

О чём заставил задуматься?

Чему ты научился на уроке?

Доволен ли ты своей работой на уроке? Покажите свое настроение с помощью листочков.

Приложение

Рабочий лист

Учени____5бкласса__________________________________________________________________________________________________________________

Число_____________________________________________________________

Тема______________________________________________________________

2. Работа с текстом №1 в парах.

Упр.347(задания1,3)__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Оценка:___________________________________________________________

2.Работа с текстом №2. Найти и выписать слова с приставками.

За посадками молодых деревьев следит лесовод. Он устанавливает места, которые пострадали от пожара, намечает, где надо расчистить лес от бурелома, отводит участки для работы лесорубов, участвует в борьбе с вредителями леса. Гусеницы иногда съедают подрастающие побеги,

объедают листья. Зайцы и мыши обгрызают корни молодых деревьев. Но есть у леса и друзья-птицы. Они прекрасные помощники лесоводов. Берегите, ребята, лес! Это наше богатство.

Оценка:___________________________________________________________

2. Составляем схему.




Замените существительные с предлогом однокоренными прилагательными с приставками на – з / с -. распределите слова в два столбика: без -, бес -, приставки выдели графически. Например: ребенок без забот – беззаботный. Небо без звезд, вход без платы, пустыня без воды, дорога без конца, ребенок без помощи, жидкость без цвета,плач без звука, движение без шума, шоколад без вкуса.






Живут на свете, людям помогая, Приставки воз -, из -, через -, раз -, и без – Но звук глухой согласный их встречает, И мы их пишем только с буквой с. Глухие звуки – это непоседы! Они спокойно не желают жить, Они мечтают звонкого соседа Во что бы то ни стало оглушить. Не забудьте, что приставки Раз -, из -, воз -, низ-, через -, без – Пред согласными глухими Быстро сменят з на с. Обрати внимание на «здесь, здоровье, здание» «З» нельзя в них отделить, Чтобы смысл не повредить.


Физкультминутка На З подпрыгивайте, на С присядьте 1.Безмерная хвала чести вредит. 2.Беспечному сон сладок. 3.Чего не знаешь, того не разгадаешь. 4.Горько не вечно, а сладко не бесконечно. 5. С совестью не разминуться. 6. Человека узнаешь, когда с ним пуд соли расхлебаешь.





Коноплинский филиал МБОУ Павловская СШ
Конспект урока
по русскому языку
в 5 классе на тему:

Подготовила учитель русского языка и литературы
Берлинская Парасковия Васильевна

Урок русского языка в 5­м классе по теме
"Правописание приставок на З и С"
Тип урока: урок закрепления знаний, умений, навыков.
Форма урока: урок­практикум.
Цели урока:
Образовательные: закрепить правило написания приставок на з (с) , учиться
находить слова с данными приставками, уметь употреблять их в речи;
различать группы приставок.
Развивающие: развитие орфографической зоркости, развитие речи, развитие
навыков применения на практике полученных знаний.
Воспитательные: вызвать интерес к урокам русского языка, умение
объективно оценивать свои знания, воспитывать ответственное отношение к
своему здоровью.
Оборудование:
 алгоритм правописания приставок
 опорная схема
 опорные конспекты учащихся
 перфокарты
 репродукция картины Т.Н.Яблонской “Утро”
 лист достижений (После выполнения каждого задания учащиеся
оценивают свою работу)
Лист достижений
ученика 5 класса по теме “Правописание приставок на з – с”

Творческий диктант
Самостоятельная работа
Творческая работа
Работа с перфокартой

Ход урока
1. Орг.момент
­ Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок. На нем присутствуют
гости. Я думаю, что у нас с вами все получится. Чтобы настроиться на урок,
вы сейчас назовете мне слова с разными приставками. Учащиеся 1­го ряда
сядут, когда назовут слова с неизменяемыми приставками; 2­го ряда – с
приставками на з (с) ; 3­го ряда – с приставками пре­, при­.
2. Сообщение целей и задач урока.
­ Сегодня у нас урок закрепления знаний, умений и навыков в форме
практикума. Тема урока “Правописание приставок”. Как вы думаете, чему
будет посвящен наш урок? (ответы учащихся)
Мы будем совершенствовать умение писать слова с приставками на з (с) ,
находить их в предложениях, употреблять в речи.
Запишем в тетрадях число, тему урока.
3. Устная разминка.
 На какие группы делятся приставки?
 Назовите неизменяемые приставки. Приведите примеры.
 Почему одна и та же приставка в одном случае пишется с буквой з, а в
другом – с буквой с?
 Перед какими буквами в приставках пишется с? Приведите примеры.

 Перед какими буквами в приставках пишется з? Приведите примеры.
 А с правописанием каких приставок мы будем знакомиться в 6 классе?
 Кто запомнил, в каких случаях пишется приставка при­? Приведите
примеры.
 Кто расскажет, в каких случаях пишется приставка пре­? Приведите
примеры.
4. Проверка домашнего задания.
1) Ребята, Маша Ошибкина выполняла домашнее задание. Ей очень хочется
получить “5”. Помогите ей. Спишите данные слова, выделите приставки.
Исправьте ошибки, если есть.
Бесчувственный, безшумный, расстановка, безжизненный, зжигать,
восстановление, зделать, расделить, рассердиться, восдать,
разпределить.
Вы помогли Маше выполнить домашнее задание, а как сами справились с
домашним заданием?
2) Проверка индивидуальной работы по карточкам.
Карточка № 1
второй – на с)
Бе…брежный, бе…вестный, бе…сменный, бе…вкусный, бе…смертный, бе…
смысленный, бе…снежный, бе…грамотный, бе…граничный, бе…связный,
бе…сердечный, бе…предельный, бе…доказательный, бе…жалостный, бе…
сильный, бе…славный, бе…заботный, бе…заветный, бе…конечный, бе…
звучный, бе…злобный.
Карточка № 2
Задание: выписать слова с приставками. (один учащийся с приставками на з,
второй – на с)
Во…вышать, во…действовать, и…портить, и…стрелять, во…хвалить, во…
ходить, во…звание, во…соединиться, во…становить, и…сохнуть, и…бегать,

и…следовать, и…сушить, и…вестие, и…виваться, и…таять, и…толковать,
во…стание, и…лечиться, ни…ринуть, ни…падать.
3) Проверка индивидуальных творческих заданий (составить ребус, придумать
цепочки слов для игры “Третий лишний”, найти пословицы, загадки с
орфограммой “Приставки на з­с”)
Физминутка для улучшения мозгового кровообращения
И.п. – сидя, руки на поясе. 1 – повернуть голову направо. 2 – и.п. То же
налево. Повторить 6­8 раз. Темп медленный
И.п. – сидя, руки на плечи, кисти сжать в кулаки. 1 – наклонить голову назад.
2 – и.п. То же вперед. Повторить 6­8 раз.
Физминутка для глаз
1. Крепко зажмурить глаза, считать до 3­х, открыть, посмотреть вдаль,
считать до 5­ти. Повторить 4­5 раз.
2. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, считать до 5­ти.
Повторить 4­5 раз.
5. Практическая часть.
1) Творческий диктант.
Заменить существительное с предлогом прилагательным с приставками на з
(с) . Распределить в два столбика: без­, бес­
3. Ребенок без забот (беззаботный
4. Небо без звезд (беззвездное)
3. Жидкость без цвета (бесцветная)
4. Дорога без конца (бесконечная)
5. Плач без звука (беззвучный)
6. Движение без шума (бесшумное)
7. Шоколад без вкуса (безвкусный)
8. Вход без платы (бесплатный)

9. Ребенок без помощи (беспомощный)
10. Океан без предела (беспредельный)
11. Облако без формы (бесформенное)
12. Пустыня без воды (безводная)
2) Самостоятельная работа.
Списать предложения, обозначить орфограмму.
1. Звезды видны, а месяц еще не в…ходит.
2. Остановился Жилин, ра…думывает.
3. Сидит девочка, глаза ра…крыла, глядит на Жилина.
4. Костылин ра…сказал, что лошадь под ним стала.
5. Ра…сердился Жилин: “Так я же один уйду. Прощай”.
6. Все руки и…бил он, а колодку не сбил.
7. И…мучился Жилин, остановился
4) Творческая работа
(Используя данные словосочетания, составить предложения или текст
по репродукции картины Т.Н.Яблонской “Утро” на тему “Здоровый
образ жизни”)
В…дохнула глубоко
Ра…крыла балконную дверь
И…гиб пальцев
Вещи не ра…бросаны
5. Работа с перфокартой.
1. бе…болезненный ра…жимать
2. в…дыхать
в…крикнуть

3. бе…жалостный
бе…граничный
4. бе…цельный
во…вышенность
5. ра…писание
ра…валиться
6. ра…дарить
во…награждение
(Если все выполнить верно, то при соединении по порядку всех букв з,
получится цифра 5)
6. Рефлексия
Довольны ли вы тем, как прошел урок?
Было ли интересно?
Были ли вы активны?
Было ли трудно?