Конспект урока математики по теме

«Нахождение части от числа»

Разработала:

Учитель математики и информатики

Ларина Екатерина Михайловна

Тема урока: Нахождение части от числа.

Тип урока : Урок открытия новых знаний.

Цели урока:

Обучающая:

Формирование умений и навыков решения задач на нахождение части от числа, первичное закрепление изученного материала.

Развивающая:

Развивать у детей умение анализировать, логически мыслить, способность правильно и чётко излагать свои мысли.

Воспитательная:

Воспитывать активность, самостоятельность, дисциплинированность, аккуратность, умение работать в парах.

Оборудование: ПК, проектор, экран, презентация «Нахождение части от числа», раздаточный материал, карточки с заданиями, деревья.

Основная литература:
Математика, учебник для 6 класса, Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбург.

Дополнительная литература:

1. Математика. Учебник-собеседник для 5-6 классов, Л. Н. Шаврин и др.
2. Математика. Учебник 6 класс, Г. В. Дорофеев, И.Ф. Шарыгин.
Структура урока:

Организационный момент

Актуализация знаний

Объяснение нового материала

Закрепление изученного материала

Физкультминутка

Домашнее задание

Подведение итогов

Рефлексия

Ход урока

Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, ребята, садитесь!

Актуализация знаний

Какую тему мы изучали на двух предыдущих уроках? (Обыкновенные дроби)
- Пожалуйста, возьмите конверты с раздаточным материалом для повторения.

1. Из маленьких квадратиков составьте квадрат, в котором ¼ часть красная, а ¾ желтая.
2/4 красная; ¾ красная; 4/4 красная
Проверьте себя! Слайд 1

2. Из синих и белых полос сложите прямоугольник, в котором 1/5 часть синяя.
2/5 синяя; 3/5 синяя; 4/5 синяя; 5/5 синяя
Проверь себя! (Слайд 2). - Что означает 5/5 и 4/4? (Вся фигура, одно целое). (Слайд 3).
- Как найти ½ часть? 1/3? 1/5? 3/5? 5/5?

3. Решите анаграмму (Слайд 4):
ЕЛОЦЕ ЛОСИЧ; МЕЗНАТЕНАЛЬ; ЛИСЬЧТЕЛИ; СТЬЧА ЛАСИЧ.
Проверим. (Слайд 5).

Сегодня на уроке мы будем использовать эти понятия. Тема нашего урока «Решение задач на нахождение части от целого».
- Какие цели мы поставим перед собой на урок? (Записываем цели на дополнительной доске).
- Запишите тему урока в тетрадь. (Слайд 6. Слайд 7).

Эпиграфом к уроку я предлагаю взять слова французского математика Д. Пойа:

«Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду,
а если хотите научиться решать задачи, то решайте их!»

Итог урока:
- Вернемся к целям, которые мы поставили на урок. Мы их достигли?
- На какие вопросы нужно ответить, чтобы решить задачи?
- Какова схема решения задач на нахождение части от числа? Целого числа по его части? На соотношение части числа и его целого?
- Что на уроке понравилось? Что запомнилось?

Чтобы найти дробь от числа нужно умножить число на эту дробь .

дидактическая игра “Зажги салют” (Рисунок 1 - возможный вариант оформления “дерева” до игры; Рисунок 2 - возможный вариант оформления “дерева” после игры).

Рисунок 1.

Рисунок 2.

Поиграем. Каждый ряд - это 1 команда. Команда получает конверт, в котором находится 10 задач, а также звездочки, на которых с одной стороны написан вариант ответа, а с другой - буква. Задание: решить задачи и найти звездочку с правильным ответом (ответов больше, чем задач). Выбранную звездочку вешаете на “дерево” на тот номер под каким решали задачу. Если все задачи решите правильно, то на вашем дереве появится название нашей игры.

Задачи.

1 . Поезд прошел 324 км. Горизонтальный участок составляет всего пути, подъем всего пути, а остальная часть пути имеет уклон. Сколько километров поезд прошел с уклона?

Ответы: 9 км - буква “З” ; неверный ответ - 288 км - “Б”.

2. В магазин поступило 600 кг картофеля. До обеда продали 0,45 всего картофеля, а после обеда того, что до обеда. Сколько всего кг картофеля осталось после дневной продажи?

Ответы: 150 кг - “А” ; 70 - “К”.

3. Турист за три дня прошел 36 км. В первый день он прошел 37,5% пути. Сколько километров пути прошел турист в первый день?

Ответы: 135 км - “Ж” ; 1,35 - “М”.

4. Заготовлено 300 т топлива. В январе израсходовали 13,5% этого топлива, а в феврале - 19,5%.Сколько тонн топлива израсходовали за эти два месяца?

Ответ: 99 т - “Г” ; 990 - “Я”.

5. Три тракториста вспахали 405 га земли. Первый тракторист вспахал , а второй - этой площади. Сколько гектаров земли вспахал третий тракторист?

Ответ: 45 га - “И” ; 225 - “О”.

6. На складе 160 т квашеной капусты. В магазин вывезли этой капусты. Сколько тонн вывезли?

Ответ: 60 т - “С” ; 426,6 - “У”.

7. За три дня было израсходовано 48 тыс. Руб. В первый день было израсходовано 12,5% этой суммы, а во второй - остатка. Сколько денег было израсходовано в третий день?

Ответ: 12 тыс. руб. - “А” ; 30 тыс. руб. - “Р”.

8. За три дня собрано 532 кг семян деревьев. В первый день собрали этого количества. Сколько килограммов семян собрали в первый день?

Ответ: 266 кг - “Л” ; 1064 - “Х”.

9. Сад занимает 80 га. Яблоки занимают 58,5% этой площади, а вишни 39%. На сколько гектаров площадь под вишнями меньше площади под яблонями?

Ответ: 15,6 га - “Ю” ; 78 - “В”.

10. Машинистка перепечатала 20% всей рукописи. Сколько страниц осталось перепечатать, если во всей рукописи 350 стр.

Ответ: 280 стр. - “Т” ; 70 - “Ф”.

VII. Подведение итогов.

Цель: повторить алгоритмы.

Как найти дробь от числа?

Как найти десятичную дробь от числа?

Как найти несколько процентов от числа?

Задача 2 . Из молока получается 8% творога. Сколько творога получится из 300 кг молока?


3. Урок длится 45 минут,. урока ученики писали диктант. Сколько времени длился диктант?

4. Найди:


а) Устно решить примеры, записанные на доске:

1/2 * 4/9; 11/15 * 3/5; 17/26 * 13/54; 4/9 * 2 ¼; 10 * 5 3/10

б) Установить соответствие между процентами и соответствующими им дробями:

в) Какая часть фигуры закрашена? Выразите эту часть в процентах. (Показываются соответствующие рисунки)

Ребята, но для того чтобы нам отправиться в путешествие, нам нужно отгадать кодовое слово. А чтобы его отгадать, нам необходимо решить числовое выражение. Откройте тетради, запишите число и тему урока: Нахождение части числа и числа по его части.

Найдите число 7% которого составляют 56(800)

Найди число, 11\17 которого составляют 77 (119)

Найди число, 5\6 которого составляют 25

Ебята решают примеры, написанные на листиках, прикреплённых к доске. Когда ребята правильно решат все примеры, учитель переворачивает листки с примерами и на доске получается кодовое слово.

Молодцы ребята разгадали кодовое слово. А теперь давайте хором его произнесём и отправимся в сказочную страну

Ребята вот мы и попали в сказочную страну. Перед нами три дороги, надо выбрать только один, правильный путь. Сравните дроби. И там где дробь наибольшая, будет правильная дорога.

12\51 12\56 12\48

Правильная дорога будет с решением 12\48

Молодцы ребята отгадали верную дорожку на пут нам встретился бурый медведь и не дает нам пройти. Чтобы продолжить путь нам надо решить задачу.

б) Бурый медведь весит около 320 кг, что составляет 40 % массы белого медведя. Какова масса белого медведя?


Ребята молодцы справились с этим заданием и тем самым помогли медведю. Он подсказали нам правильный путь и вот мы вместе с Витей и Машей пришли к избушке на курьих ножках. Вошли мы в избу, а там сидит на лавке Баба-Яга с учебником математики в руках. Увидела ребят и говорит: “Знаю, зачем пришли. Но сначала помогите мне разобраться с задачами. Умножать я умею, и складывать, и вычитать вроде тоже, а вот результат получается неправильный».

Поможем ребята?

Ребята у вас на столах лежат карточки с задачами. Кто желает решить эти задачи у доски? Остальные записывают решение в тетрадях. Кто хочет выйти к доске и решить их. По одному.

На доске записано условие задачи: Саша гулял 40 минут. Из них 5/8 всего времени он играл в футбол. Сколько времени Саша играл в футбол?

Учитель: Продолжайте мою мысль:

40 – это… (Дети: натуральное число)
5/8 – это… (Дети: обыкновенная дробь)
8 – это… (Дети знаменатель)
5 – это… (Дети: числитель)

Что показывает знаменатель дроби? Числитель?
А можно ли ответить на вопрос, поставленный в задаче?
Д. Да, мы ещё в 4-м классе решали такого вида задачи. Надо выполнить действие: 40: 8 5. Сначала мы находим 1/8 часть, а затем 5 таких частей.
У. А можно ли преобразовать данную запись?
Д. Да. 40: 8 5, а еще 40 5/8.
У. Что показывает данная запись?
Д. 40 5/8 показывает связь числа 40 и дроби 5/8.
У. Что мы находим от числа 40?
Д. Часть?
У. На какой математический вопрос можно ответить?
Д. Наверное, как найти часть от числа.
У. Можно записать математическую модель нахождения части от числа?

Задача.

Турист прошёл 18 км, что составляет? его пути. Сколько всего км должен пройти турист?
Чтобы легче решить задачу, составьте схему условия.

Д.

У. Объясните схемУ.
Д. Турист прошёл часть пути, а надо найти весь путь.
У. А как ответить на это вопрос?
Д. 18: 3 4 = 24
У. Можно преобразовать эту запись?
Д. 8: 3 4 = 8/3 4 = 8 4/3
У. А можно связать число 18 и дробь??
Д. Можно умножение заменить делением, т. е. 8 4/3 = 8: 3/4
У. В данном случае мы находим часть от числа?
Д. Нет, я думаю, мы находим всё число.
У. Как найти число по его части.
Д. Надо данное число разделить на дробь.

- "Вот теперь", – говорит Баба-Яга,– "могу дать вам волшебный клубочек, который укажет дорогу к Кощею". "Нет, – говорит Маша, – нам надо скорее. Дайте нам лучше ступу".

Что же, бери. Чтобы ступа смогла взлететь, надо правильно решить упражнение на станице 86 №8

Молодцы ребята. Вот и приземлились прямо в царстве Кощеевом.

Пробрались мы в подземелье. А Кощей испугался, что смерть его пришла. И решил добреньким притвориться. И говорит Вите Маше и нам: "Давайте мирно договоримся: задам я вам всего одну задачу. Решите её – забирайте по рука, а не решите – навеки-вечные в подземелье моем останетесь".

Решим эту задачу?

№12. Стр. 90 Какие высказывания являются верными а какие нет?

Молодцы ребята, и это задание выполнили.

Молодцы ребята! Вот и победили мы вместе с Маша и Витей кощея! Освободили Принцессу!

Ребята а сейчас проведём самостоятельную работу

1 вариант

1. Сравни:

2/9 и 2/3;
8/36 и 24/36;
6/11 и 6/15;

Задача 1 . Какова длина дороги, если .ее составляют 8 км?


Решение: В двух пятых долях дороги 8 км, поэтому ее часть составляет 8: 2 = 4 км. Во всей дороге пять пятых долей, или 4 5 = 20 км. Решение можно записать короче: 8: 2 5 = 20 (км).

Чтобы найти число по его части, выраженной дробью , надо разделить эту часть на числитель и умножить на знаменатель дроби.

2 вариант

1. Сравни:

7/8 и 4/8;
17/48 и 17/21;
5/19 и 12/19;

Задача Из молока получается 8% творога. Сколько молока требуется для изготовления 24 кг творога?

Математика Класс: 3 Дата проведения: 21.10.16 Урок № 37

Тема: Простые задачи на нахождение части числа

Цель обучения (когнитивная): Повторить, что такое «доля», отрабатывать умение находить долю числа, изученных величин, решать задачи на нахождение доли числа и число по его доле, развивать логическое мышление, память, умение анализировать, делать выводы, вычислительные навыки, повторить теоретические сведения об особых случаях умножения и деления, прививать любовь к науке математике

Цель личностного развития: формировать умение работать в паре и группе

Ожидаемый результат:

Ученик:

А – решает простые задачи на нахождение части числа

В – решает составные задачи на нахождение остатка

С - решает логические задачи

Этап

Ресурсы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оценивание

Модуль

Мотивационный этап.

карточки

(Обложки от тетрадок)

Карточка

Тренинг «Добрый клубок»

Цель: повышение работоспособности детей, создание позитивного настроения, повышение сплоченности группы.

Каллиграфическая минутка

Цель: формирование каллиграфического почерка

Взаимотренаж таблица умножения

Цель: формирование навыков устного счёта

Актуализация знаний.

ТУ на 6

Четыре милых свинки

Плясали без сапог

Четырежды четыре-

Сколько голых ног? (шестнадцать)

Четыре учёных мартышки

Ногами листали книжки

На каждой ноге- пять пальцев

Четырежды пять ……(двадцать)

Шла на парад кошка в мундире:

Четырежды шесть- …..(двадцать четыре)

Цыплят считают под осень:

Четырежды семь………(двадцать восемь)

У Бабы Яги сломалась ступа:

Четырежды восемь-…..(тридцать два) зуба!

Беж жубов ей нечем есть:

Четырежды девять…… (тридцать шесть)

Гуляли сорок сорок,

Нашли творожный сырок.

И делят на части творог:

Четырежды десять…….(сорок)

Выход на тему и цели урока

Смогут ли 2 брата разделить 1 яблоко между собой?

Что получится?

Половина.– это часть целого числа.

Людям часто приходится делить целое на доли.

Самая известная доля – это, конечно, половина.

Где можно услышать слово с приставкой “пол”?

Слова с приставкой “пол” можно услышать, пожалуй, каждый день: полчаса, полкилограмма, полбулки.

Каждый из братьев возьмёт себе одну из двух одинаковых частей. На языке математики это записывают так 1/2.

Что обозначает число над чертой?

Что обозначает число под чертой?

Это дробь. Число над чертой называется числитель, а под чертой знаменатель

Продолжаем учиться решать задачи на нахождение части числа

Я узнаю… Я смогу… Я научусь

Дети встают в круг и передают по кругу клубок ниток, произнося при этом свое имя и слова приветствия ребенку, стоящему слева.

Прописывают цифры

Записывают число, классная работа

Работа в парах сменного состава

Индивидуально

Фронтальная работа

Высказывания детей

Взаимооценка

Самооценка

«Сигналы рукой»

Самооценка

Взаимооценка

НП

ОдО

КМ

УиЛ

ВО

ТиО

ИКТ

II .

Операционный этап.

Карточка на пару

Карточка на группу

Работа с календарём.

Сколько месяцев в году?
– Какую часть от года составляет 1 месяц?
– Какую часть от года составляет лето?
– Составьте сами вопрос, используя календарь.

Тест

    Какую часть недели составляет 1 день?_________

    Какую часть дециметра составляет 1 сантиметр?_______

    У Маши 5 цветов. 1 пион. Какая это часть букета?________

    В пачке 8 карандашей. Динара подарила 1 карандаш Асем. Какую часть карандашей подарила Динара?

    Какую часть года составляет 1 месяц? _________

Решение задач

Физминутка

Фронтальная работа

Работа в парах

Проверка в группах

Работа в группах – выброс на доску – проверка - анализ

Взаимооценка

Самооценка

«Сигналы рукой»

НП

ОдО

КМ

УиЛ

ВО

ТиО

ИКТ

III .

Рефлексия.

Карточки

стикеры

Контроль

Цель: проверить уровень сформированности знаний за текущий урок

А – реши задачу.

В – реши задачу.

С – реши задачу

«Закончи предложение.»

Я узнал…

Я теперь знаю…

Мне было интересно…

Я хочу еще узнать…

Д/З с.67 № 11, повторить таблицу умножения, выполнить работу над ошибками

Индивидуальная работа

Ученики по желанию высказываются, что им на уроке понравилось, и чему они научились.

Формативное оценивание

Оценивание стикерами своей работы

НП

ОдО

КМ

УиЛ

ВО

ТиО

ИКТ

Тест

Тест

Какую часть недели составляет 1 день?_________

Какую часть дециметра составляет 1 сантиметр?_______

У Маши 5 цветов. 1 пион. Какая это часть букета?________

В пачке 8 карандашей. Динара подарила 1 карандаш Асем. Какую часть карандашей подарила Динара? _________

Какую часть года составляет 1 месяц? _________

Тест

Какую часть недели составляет 1 день?_________

Какую часть дециметра составляет 1 сантиметр?_______

У Маши 5 цветов. 1 пион. Какая это часть букета?________

В пачке 8 карандашей. Динара подарила 1 карандаш Асем. Какую часть карандашей подарила Динара? _________

Какую часть года составляет 1 месяц? _________

Тест

Какую часть недели составляет 1 день?_________

Какую часть дециметра составляет 1 сантиметр?_______

У Маши 5 цветов. 1 пион. Какая это часть букета?________

В пачке 8 карандашей. Динара подарила 1 карандаш Асем. Какую часть карандашей подарила Динара? _________

Какую часть года составляет 1 месяц? _________

Тест

Какую часть недели составляет 1 день?_________

Какую часть дециметра составляет 1 сантиметр?_______

У Маши 5 цветов. 1 пион. Какая это часть букета?________

В пачке 8 карандашей. Динара подарила 1 карандаш Асем. Какую часть карандашей подарила Динара? _________

Какую часть года составляет 1 месяц? _________

Тест

Какую часть недели составляет 1 день?_________

Какую часть дециметра составляет 1 сантиметр?_______

У Маши 5 цветов. 1 пион. Какая это часть букета?________

В пачке 8 карандашей. Динара подарила 1 карандаш Асем. Какую часть карандашей подарила Динара? _________

Какую часть года составляет 1 месяц? _________

Тест

Какую часть недели составляет 1 день?_________

Какую часть дециметра составляет 1 сантиметр?_______

У Маши 5 цветов. 1 пион. Какая это часть букета?________

В пачке 8 карандашей. Динара подарила 1 карандаш Асем. Какую часть карандашей подарила Динара? _________

Какую часть года составляет 1 месяц? _________

Тест

Какую часть недели составляет 1 день?_________

Какую часть дециметра составляет 1 сантиметр?_______

У Маши 5 цветов. 1 пион. Какая это часть букета?________

В пачке 8 карандашей. Динара подарила 1 карандаш Асем. Какую часть карандашей подарила Динара? _________

Какую часть года составляет 1 месяц? _________

Решение задач

Почтовому голубю надо пролететь 36 км. Он пролетел четвёртую часть пути. Сколько километров пролетел голубь?

Почтовому голубю надо пролететь 36 км. Он пролетел четвёртую часть пути. Сколько километров осталось пролететь голубю?

Решение задач

Почтовому голубю надо пролететь 36 км. Он пролетел четвёртую часть пути. Сколько километров пролетел голубь?

Почтовому голубю надо пролететь 36 км. Он пролетел четвёртую часть пути. Сколько километров осталось пролететь голубю?

Решение задач

Почтовому голубю надо пролететь 36 км. Он пролетел четвёртую часть пути. Сколько километров пролетел голубь?

Почтовому голубю надо пролететь 36 км. Он пролетел четвёртую часть пути. Сколько километров осталось пролететь голубю?

Решение задач

Почтовому голубю надо пролететь 36 км. Он пролетел четвёртую часть пути. Сколько километров пролетел голубь?

Почтовому голубю надо пролететь 36 км. Он пролетел четвёртую часть пути. Сколько километров осталось пролететь голуб

Контроль

А – реши задачу.

Верблюд живёт 40 лет. Пятую часть жизни он растёт. Сколько лет растёт верблюд?

В – реши задачу.

Туристам надо пройти 20 км. В первый день они прошли четвёртую часть пути. Сколько километров им осталось пройти?

С – реши задачу

Куриное яйцо весит 60г. На скорлупу приходится 1/10 этого веса, не белок ½ этого веса, остальное – желток. Сколько весит желток?

Контроль

А – реши задачу.

Верблюд живёт 40 лет. Пятую часть жизни он растёт. Сколько лет растёт верблюд?

В – реши задачу.

Туристам надо пройти 20 км. В первый день они прошли четвёртую часть пути. Сколько километров им осталось пройти?

С – реши задачу

Куриное яйцо весит 60г. На скорлупу приходится 1/10 этого веса, не белок ½ этого веса, остальное – желток. Сколько весит желток?

Контроль

А – реши задачу.

Верблюд живёт 40 лет. Пятую часть жизни он растёт. Сколько лет растёт верблюд?

В – реши задачу.

Туристам надо пройти 20 км. В первый день они прошли четвёртую часть пути. Сколько километров им осталось пройти?

С – реши задачу

Куриное яйцо весит 60г. На скорлупу приходится 1/10 этого веса, не белок ½ этого веса, остальное – желток. Сколько весит желток?

Контроль

А – реши задачу.

Верблюд живёт 40 лет. Пятую часть жизни он растёт. Сколько лет растёт верблюд?

В – реши задачу.

Туристам надо пройти 20 км. В первый день они прошли четвёртую часть пути. Сколько километров им осталось пройти?

С – реши задачу

Куриное яйцо весит 60г. На скорлупу приходится 1/10 этого веса, не белок ½ этого веса, остальное – желток. Сколько весит желток?

Тамбовское областное государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Педагогический колледж г. Тамбова»

Конспект

урока математики

«Нахождение части от числа. Нахождение числа по его части ».

Провела студентка группы ПНК-41: Щёголева К.Э.

Место проведения: 4 класс, МБОУ «Новолядинская СОШ»

Дата проведения: 22.09.15

Оценка за конспект:….. (…………) методист: _________/ С.В. Мельникова /

Оценка за урок:….. (…………) учитель: _____________/ Н.В. Лазутова/

Оценка за урок:….. (…………) методист: ____________/ С.В. Мельникова /

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Тема урока: Нахождение числа по его части. Нахождение части от числа.

Цели урока:

1. Ознакомиться с алгоритмом поиска числа по его заданной части.

2. Закреплять понятие дроби.

3. Продолжать работу по усвоению алгоритма поиска части от числа.

4. Продолжать учиться решать уравнения, неравенства, закреплять навыки счёта.

5. Решать текстовые задачи ранее изученных видов. Продолжать работать над пропедевтикой решения задач алгебраическим способом (сопоставлять текст задачи с заданными уравнениями).

6. Развивать умения решать занимательные и стохастические задачи.

УУД:
Личностные:
1 .Формировать эмоциональное отношение к школе и учебной деятельности.
2 .Формировать вероятностное отношение к окружающей действительности
3 . Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу.

Регулятивные:
1 . Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.
2 . Самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных задания в учебном процессе и жизненных ситуациях.
3. Определять цель учебной деятельности с помощью самостоятельно.

4 . Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.
5 . Определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов.
6 . Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе.
7 . Использовать в работе литературу, инструменты, приборы.
8 . Оценка своего задания по параметрам, заранее представленным.
Познавательные:

1 . Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.
2. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала;
отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

Тема: «Нахождение части числа»

Цель: учить искать часть числа, выраженную дробью.

Тип урока: «открытие» детьми нового знания.

Технология: проблемно-диалогическое обучение

Методический комплекс: Петерсон Л.Г. Математика. 4 класс. – М.: Издательство «Ювента», 2003.

Формируемые УУД:

предметные: находить часть числа, выраженную дробью

метапредметные: определять и формулировать цель урока, понимать учебную задачу урока, отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения, работать в паре, контролировать свои действия в процессе выполнения задания и исправлять ошибки, делать выводы;

личностные: поддерживать интерес к математике; быть мотивированным к учебной деятельности.

Планируемые результаты:

уметь определять тему урока, цели урока

  • развивать умение анализировать и обобщать
  • оценивать свою работу
  • читать информацию, заданную с помощью математической модели
  • зная алгоритм,находить часть числа, выраженную дробью

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Организационный момент и мотивация к учебной деятельности

Закрыли глаза. Сделали пару дыхательных упражнений. Настроились на урок. Взяли с собой улыбку и тепло вашей души. Открыли глазки.

Сегодня у нас урок открытия новых знаний.

С чего начнем наш урок?

А какая у меня будет роль?

Какие качества вам понадобятся на уроке?

Настрой ребят на урок.

С повторения. В этом повторении будут и те задания, которые и будут ключами для открытия нового знания.

Помощник и организатор

Честность, активность, терпение и т. д.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

Начнем с математического диктанта.

Найдите:

1/3 от числа156

1% от 5700

число, 1/2которого составляет 31

¼ от числа 268

Сверили ответы с образцом

(52, 57, 62, 67)

Вспомним те правила, которые нам понадобились для решения математического диктанта.

Как найти долю числа, число по его доле?

Что интересного в полученном ряде чисел?

Установите закономерность и продолжите ряд на три числа. (72, 77, 82.)

На какие группы можно разбить эти числа?

Сравните дроби

3/82...5/82 а/4...а/9

4/15...4/21 b/39...b/35

Сравните задачи, составьте к ним выражения и найдите их значения:

1) В классе 24 учащихся. Из них

2) В классе 24 учащихся. Из них – мальчики. Сколько в классе мальчиков?

Сделайте вывод.

Проверка.

Почему мнения ребят разделились?

Что у вас возникло?

Как к нему нужно относиться?

Что будем делать?

Ребята работают в тетради

(+ -все правильно, ?- с ошибками)

Ответы ребят (отбирают эталоны к ним)

Числа расположены в порядке возрастания, увеличиваются на 5, оканчиваются на 2 или на 7 и т. д.

четные и нечетные;

по цифре единиц - 2 и 7;

По цифре десятков - 5, 6, 7 и 8; и т. д.)

Решают задачи

Ответы детей записываются на доске. Выслушиваются доказательства.

Не знаем правила нахождения части числа, выраженную дробью.

Затруднение.

Спокойно

Разбираться и искать выход из нашего затруднения.

3. Выявление места и причины затруднения.

Сформулируйте цель сегодняшнего урока.

А теперь попробуйте сформулировать тему нашего урока. Проверьте себя, открыв учебник.

Научиться находить часть числа, выраженную дробью.

Нахождение части числа

4.Построение проекта выхода из затруднения.

Составьте план выхода из затруднения. Что мы с собой возьмем для решения нашей проблемы?

Найти выход из затруднения и построить эталон я вам предлагаю в группах, но чтобы работа была эффективной надо соблюдать правила. Вспомним их.

(Все планы выслушиваются и записываются на доске. Лучший вариант, по мнению ребят, оставляют)

(Возьмем эталон

нахождения доли числа, схемы к задачам. Решаем. Делаем вывод и формулируем правило.

Составляем эталон к этому правилу)

Работают все, высказывают свое мнение вежливо и т. д...

5. этап реализации построенного проекта

Проверяем решение.

Итак, как найти часть числа?

Как будет выглядеть наш эталон.

Сравните все свои выводы с учебником.

Что вы можете сказать о результате вашей работы?

1 действие: и в первой и во второй задаче находим 1/4 от 24. 1/4 (одна из четырех частей = 24:4=6(уч.)

2 действие: если одна часть из четырех равна 6,то три части из четырех в три раза больше.

6*3=18(уч.)

Вывод: чтобы найти 3/4 от 24 , надо 24 разделить на 4 и полученный результат умножить на 3.(24:4*3=18)

Чтобы найти часть числа, надо это число разделить на знаменатель и умножить на числитель дроби.

1-а

м/n-?

а:n*м

Мы осуществили поставленную перед собой цель. Нашли правило нахождения части числа, выраженной дробью и составили эталон к этому правилу.

Будем тренироваться в использовании построенного правила.

6. Первичное закрепление во внешней речи.

№1(с.85)

(выполняют коллективно)

№ 4

(работают в паре)

Ответ:4 кг; 180 руб.; 16м; 300 руб.

7.Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Какой следующий этап?

С какой целью вы будете выполнять самостоятельную работу?

№2 , стр. 85

(самостоятельное выполнение)

Проверьте себя по эталону

для самопроверки

и зафиксируйте результат проверки при помощи

знаков «+» или «?».

– Кто допустил ошибки при выполнении задания?

– В чем причина?

– Что нам поможет исправить ошибки? (Эталон.)

– Поднимите руки, у кого все верно.

– Вы молодцы!

Самостоятельная работа

Чтобы проверить себя.

Ответы ребят

8. Включение в систему знаний и повторение.

№10(с.87)

Проверка.

Ответ: 3825 банок закроют за ¾ ч, 5780 банок закроют за 1ч 8 мин.

Заполняют схему и записывают решение. Ответ сверяют с образцом.(+ или?)

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Чему вы научились на уроке?

К какому выводу пришли?

Цель урока достигнута.

Назовите самое легкое задание, самое трудное.

Находить части числа.

Чтобы найти часть числа, выраженную дробью, надо это число разделить на знаменатель и умножить на числитель дроби.

Ответы ребят.

http://www.sch2000.ru/employees/consultation/november/4/Поурочные разработки по Максимова Т. Н. Математике. 4 класс.-М.: ВАКО, 2014.-432с.