Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Задачи психологической практики. Организация психологической практики. Принципы организации психологической службы. Календарное планирование психологической практики. Основные методические подходы к психологическому консультированию.

    методичка , добавлен 07.04.2007

    Особенности деятельности психологической службы: задачи, функции и основные направления. Деятельность психологической службы с персоналом УИС. Гуманность и профессиональная компетентность. Этика пенитенциарного психолога. Изучение личности осужденного.

    курсовая работа , добавлен 19.02.2008

    Объекты и субъекты информационного противоборства. Особенности внешнего управления информационно-психологическими процессами. Информационно-психологическая агрессия. Понятие информационного оружия. Анализ использования технологий психологической войны.

    курсовая работа , добавлен 31.03.2015

    контрольная работа , добавлен 12.02.2008

    Психологическая культура, её влияние на личностный рост человека. Формирование психологической культуры будущих специалистов, правила поведения. Тренинги как инструмент повышения психологической, корпоративной и организационной культуры организации.

    реферат , добавлен 24.06.2014

    Теоретические основы социально-психологической напряженности: сущность, формы проявления, факторы и уровни. Исследование социально-психологической напряженности в администрации Новосибирского района. Рекомендации, обеспечивающие ослабление противоречий.

    курсовая работа , добавлен 12.11.2010

    Особенности социально-психологической адаптации вынужденных переселенцев, ее положительные и отрицательные факторы. Роль психологической помощи в процессе социальной и психологической адаптации вынужденных переселенцев. Разработка коррекционной программы.

    курсовая работа , добавлен 02.04.2012

Предисловие

Эта книга основана скорее на личном опыте автора, чем на исследовательской работе, на консультациях, а не на работе с книгами. В ней обобщен опыт пятилетней работы автора в качестве гражданского эксперта и армейского офицера в американских пропагандистских учреждениях, занятых ведением психологической войны всех уровней – от планирования операций в Объединенном комитете начальников штабов США до подразделений, действующих в прифронтовых условиях. Эта книга – не мое оригинальное исследование, поскольку в нее включены концепции и доктрины, на которых основывали свою работу люди, занимавшиеся пропагандой. Ответственность лежит на мне, но достижения – общие.

Психологическая война – это захватывающее занятие, развивающее ум. Она привлекает находчивых и сообразительных людей, которые фонтанируют идеями. Я обсуждал психологическую войну с самыми разными людьми – от Мао Цзэдуна в Яньане и посла Джозефа Дэвиса в Вашингтоне до ефрейтора инженерных войск в Новой Зеландии и уборщика отхожих мест в американском штабе в Чунцине. Мне приходилось видеть, как один адвокат в Нью-Йорке растерялся, не зная, каким образом справиться с поставленной задачей, а другой тут же нашел ее решение; как писатели, награжденные Пулицеровской премией, не могли выдать ни единой идеи, и их выручили простые стенографисты. Я учился у всех этих людей и попытался сделать эту книгу отражением коллективного опыта. К счастью, материал, с которым я работал, не защищен авторским правом; к сожалению, я не могу назвать авторов большинства идей и комментариев. Но, может, это и к лучшему – не все люди, возможно, захотели бы, чтобы я раскрыл их авторство.

Я многим обязан своему отцу, судье Полу М.У. Лайнбарджеру (1871–1939), который в течение своей жизни познакомил меня со всеми стадиями международной политической войны, открытой или тайной, которая была связана с его деятельностью на благо китайского националистического движения и его вождя Сунь Ятсена. Обладая весьма ограниченными средствами (многие годы финансировал свою работу из собственного кармана), он вел борьбу, порой на четырех-пяти языках одновременно, с империализмом и коммунизмом. Он выступал за китайско-американскую дружбу и развитие демократии в Китае. В течение пяти с половиной лет я был его секретарем, и верю, что эта работа способствовала тому, что я писал свою книгу, основываясь не на одном лишь американском опыте. Нет лучшего способа научиться пропагандистской работе, чем когда тебя подстегивает чужая пропаганда.

Я многим также обязан офицерам Генерального штаба военного департамента, которые посвятили меня в подробности психологической войны. Обстоятельства для США сложились очень удачно – этой работой в штабе руководили умные, сознательные и одаренные люди, и мне очень повезло, что я служил под их начальством с 1942 по 1947 год.

Материал, изложенный в этой книге, не нашел возражений со стороны службы безопасности военного департамента, но он ни в коем случае не отражает взгляды, мнения или точку зрения этого департамента. Не отвечает департамент и за точность фактического материала. Вся ответственность за достоверность изложенного в этой книге материала лежит на мне.

Часть первая
Определение психологической войны и ее история

Женевьеве, моей жене, с любовью

Глава 1
Исторические примеры психологической войны

Психологическая война ведется перед началом боевых действий, в течение их и после окончания. Она не направлена против специалистов по психологической войне в стане противника; она не подчиняется законам, приемам и традициям войны и не зависит от территории, хода боевых действий или состава воюющих армий. Психологическая война – непрерывный процесс. Победа или поражение в этой войне проявляется только через несколько месяцев или даже лет после проведения той или иной операции. Тем не менее успех, который нельзя выразить никакими количественными показателями, может привести к победе в войне, а провал, ничем внешне себя не проявивший, может породить сокрушительный разгром.

Психологическая война не вписывается в обычные концепции войны. Военная наука точностью и определенностью своих выводов во многом обязана тому, что предмет ее изучения четко определен – это организация законного насилия. Офицеры или солдаты участвуют в массовом законном насилии против врага, который назначен им свыше. Развязывание войны, определение врагов или нейтральных сторон, заключение мира – все эти вопросы считаются политическими и не входят в круг обязанностей солдат. И даже в ходе войны солдаты вступают в бой только после того, как получают приказ от руководства страны, и после того, как враг определен командованием, имеющим на это полное право. И только в психологической войне природа боевых операций характеризуется полной неопределенностью.

Психологическая война, в силу самого характера методов и задач, начинается задолго до объявления боевых действий. Она продолжается и после их окончания. В психологической войне врага часто даже не называют по имени; большей частью действия прикрывают зовом родины, Богом, верой или сочувствующей делу прессой. Боец психологической войны сражается с противником, от которого никогда не получит ответа, – народом вражеской стороны. Этот боец не может нанести удар тому, кто ему противостоит, – бойцу психологической войны противника, однако тот только и ждет момента, чтобы дать ему сдачи. Ни победу, ни поражение в этой войне предопределить невозможно. Психологическая стратегия разрабатывается на грани ночного кошмара.

Понятие психологической войны

Для того чтобы дать определение этой загадочной составляющей обычной войны, можно применить метод Евклида, когда ученый переходит от одного определения к другому и вычленяет суть определяемого предмета с помощью логики. Интересно применить также исторический подход, описав развитие методов психологической войны на протяжении веков.

Однако самый продуктивный результат даст, пожалуй, сочетание логического и исторического подходов. В качестве конкретных примеров приведем случаи применения методов психологической войны начиная с древних времен и завершая окончанием Второй мировой войны.

Рис. 1. ОСНОВНАЯ ФОРМА ПРОПАГАНДЫ

Американская листовка, выпущенная во время высадки американских войск на Филиппинах. Их сбрасывали над населенными районами Филиппин, чтобы обеспечить помощь гражданского населения американской армии. Эту форму пропаганды можно отнести к типу акций, которые предназначены для воздействия на гражданское население («гражданские акции»).


Благодаря этому мы сможем вычленить задачи и приемы этой войны, а имея их в виду, более подробно и критично опишем операции Первой и Второй мировой войны. Если эту книгу прочитает историк или философ, он, конечно, решит, что со многими выводами можно поспорить, но при описания предмета, который с таким трудом поддается определению, это вполне простительно.

Рис. 2. НАЦИСТСКАЯ ЛИСТОВКА, НАПРАВЛЕННАЯ НА ПОДРЫВ БОЕВОГО ДУХА ПРОТИВНИКА

В таких листовках, которые разбрасывались на итальянском фронте в 1944 году, нацисты не призывают американских солдат совершать какие-либо действия. Задачей немцев было лишь подорвать боевой дух американцев, после чего к делу должна была подключиться пропаганда, призывавшая уже к конкретным действиям. Обратите внимание на A исключительно примитивный смысл этой листовки. В ходе Второй мировой войны нацисты были введены в заблуждение тенденциозными отчетами своей политической разведки и сильно переоценивали размах и силу американской оппозиции Франклину Д. Рузвельту. Они принимали жалобы обывателей за подстрекательство к бунту, поэтому такие листовки казались немцам очень действенными.

Надпись на листовке: «Уверяю вас снова, снова и снова – ни один американский парень не погибнет на чужой земле». Франклин Д. Рузвельт, 31 октября 1940 года.


Психологическая война и пропаганда стары как мир; но отдельными предметами изучения они стали только в наше время. Примеры их использования встречаются в тысячах книг, поэтому коротко рассказать о них невозможно. Многие читатели-военнослужащие, уйдя в отставку, могли бы заняться этим предметом. История пропаганды поможет не только пролить свет на доселе необъяснимые или незначительные события, но и лучше понять ход истории в целом. Однако существует целый ряд примеров, которые позволяют понять, какие методы психологической войны применялись в разные века.

Использование паники Гедеоном

Одним из древнейших примеров психологического воздействия на врага является использование Гедеоном светильников и кувшинов в крупной битве с мидийцами.

Об этой истории рассказывает нам седьмая глава Книги Судей. Войска Гедеона находились в худшем положении, чем противник. Мидийцы превосходили их в живой силе и собирались окончательно разгромить. На обычные методы ведения войны надежды было мало, поэтому Гедеон – действуя по наитию, чего обычно не позволяют себе современные полководцы, – решил пойти на хитрость, использовав современные ему методы оценки численности войск.

Рис. 3. ОДНА ИЗ САМЫХ УДАЧНЫХ ЛИСТОВОК ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

Она была подготовлена в 1945 году для разбрасывания с самолетов В-29, бомбивших Японию. В ней указаны одиннадцать японских городов, важнейшие стратегические центры страны – цель американских бомбежек, которые должны быть уничтожены для подавления японского сопротивления. Листовка предназначалась для мирного населения и призывала японцев спасать свою жизнь. При этом она должна была создать американцам репутацию гуманных воинов, а также опровергнуть обвинения врага в том, что американская авиация бомбит японские города без разбора.


Отобрав три сотни солдат, он придумал, как вызвать смятение в стане врага. Тактика того времени требовала, чтобы на каждую сотню воинов приходился один человек со светильником и один трубач. Если дать тремстам воинам светильники и трубы, то враг подумает, что на него идет войско численностью 30 тысяч человек. А поскольку в те времена нельзя было включать и выключать свет, как сейчас, то надо было накрыть факелы кувшинами, чтобы достичь эффекта внезапности.

И Гедеон велел снабдить всех отобранных воинов светильниками и кувшинами. Кроме того, каждый солдат, помимо накрытого кувшином светильника, нес еще и трубу. Гедеон приказал этим воинам окружить вражеский лагерь. Затем по его команде – а он сам подал пример – все кувшины были разбиты, и воины громко затрубили в трубы.

Мидийцы в панике проснулись и, не понимая, что происходит, набросились друг на друга. Еврейский летописец искренне полагал, что разгром в лагере произошел по воле Бога. Потом мидийцы бросились бежать, а люди Израиля стали их преследовать. На какое-то время евреи избавились от угрозы со стороны мидийцев, позже Гедеон окончательно разгромил Мидию.

Этот метод психологического воздействия – использование необычных приспособлений для создания паники – применялся во всех странах Древнего мира. В Китае император Ван Ман, который захватил власть в результате переворота, решил однажды уничтожить племена гуннов с помощью войска, в состав которого входили крупные соединения колдунов, хотя правящий в ту пору император династии Хань считал, что привычные методы боевых действий более надежны. Задумка Ван Мана оправдала себя.

Рис. 4. ЛИСТОВКА – ПРОПУСК ДЛЯ СДАЧИ В ПЛЕН

Немцы любят, чтобы все их поступки оформлялись официальными документами, даже в самый разгар хаоса, катастрофы и разгрома. Союзники решили воспользоваться этим и напечатали специально для немцев несколько видов «пропусков для сдачи в плен», которые выглядят вполне официально. Это – один из таких «пропусков». Оригинал был напечатан красным шрифтом, точно таким же, как и на банкнотах, ä поэтому пропуск очень походил на премиальный купон на мыло. (Западный фронт, 1944–1945, выпущено штабом Верховного командования союзными экспедиционными силами.)

Надпись на пропуске:

«Этот пропуск, предъявленный немецким солдатом, свидетельствует о его искреннем желании сдаться. Его следует разоружить, тщательно осмотреть, накормить и, в случае необходимости, оказать ему медицинскую помощь, а также как можно скорее вывезти из опасной зоны». Подпись: Дуайт Д. Эйзенхауэр, главнокомандующий союзными экспедиционными силами в Западной Европе.


Но страсть Ван Мана к нововведениям была неистребима. В 23 г. н. э., пытаясь подавить мятеж, угрожавший смести его с трона, он собрал в императорских зверинцах всех зверей – тигров, носорогов, слонов – и приказал натравить их на врага. Но мятежники ударили первыми, убили императорского генерала Ван Суна, а животные в суматохе битвы набросились на армию самого императора, которую охватила паника. В то же время на поле битвы обрушился ураган, который внес еще большую сумятицу. Армия императора оказалась разбита, а военная пропаганда его противников была столь ликующей по тону и успешной, что главная задача всякой пропаганды «вывести из себя командующего вражескими войсками и лишить его возможности трезво мыслить» была решена с блеском. Вот что случилось с Ван Маном, когда он увидел, что враг наступает: «Император пал духом… Он стал много пить, ел одних устриц и пустил все на самотек. Он, будучи не способен разогнуться, спал сидя на скамье». В том же году Ван Ман был убит, и Китай прожил без экономических реформ до эпохи правления императора Ван Аньши (1021–1086), то есть целую тысячу лет. Если бы Ван Ман применил более успешные методы психологической войны, история Китая, возможно, пошла бы по другому пути .

Пропаганда афинян и китайцев династии Хань на поле боя

Более успешное применение методов психологической войны отмечает Геродот, греческий историк: «Фемистокл, отобрав лучшие афинские корабли, отправился туда, где имелась пригодная для питья вода, и велел высечь на камнях надписи, которые прочитали ионийцы, прибывшие на следующий день на мыс Артемизий. Надписи гласили: «Люди Ионии, вы творите зло, воюя против своих отцов и помогая поработить Грецию. Поэтому вам лучше прийти к нам, а если вы не можете сделать это, то откажитесь от борьбы и убедите каринцев поступить точно так же. Но если это невозможно, если вы связаны суровой необходимостью, тогда в бою против нас сражайтесь как можно хуже, помня, что произошли от нас и что союз варваров, направленный против нас, был создан вами».

Эта листовка по содержанию очень похожа на листовки, которые во время Второй мировой войны были сброшены в расположение не слишком рьяно сражавшихся войск – итальянских частей, китайских марионеточных соединений и др. (Ср. этот отрывок с листовкой на рис. 5.) Обратите внимание, что авторы этого текста пытаются взглянуть на проблему глазами тех, кто будет его читать, сочувствуют им и заботятся об их благополучии. А предлагая каринцам воевать как можно хуже, Фемистокл проводит уже другую линию – черную пропаганду среди персов, которая должна заставить их подумать, что любой иониец, который сражается спустя рукава, тайно сочувствует афинянам. И этот прием соответствует всем современным стандартам боевых листовок.

Рис. 5. РЕВОЛЮЦИОННАЯ ПРОПАГАНДА

Когда происходит революция, а за ней начинается война, пропаганда становится инструментом, который одно правительство использует против другого. Эта листовка была выпущена Индийской освободительной армией японской марионетки Субхаса Чандры Боса в Сингапуре, который в 1943 и 1944 годах назывался Шонан. В листовке прямо не упоминаются японцы, так что это пример черной пропаганды. Ее тема проста – британцы объедаются, в то время как индийцы голодают. В ту пору этот аргумент был весьма убедительным. В Бенгалии разразился голод, но среди тысяч людей, умерших от истощения, не было ни одного белого.



Рис. 6. ПРОПАГАНДА ДЛЯ НЕГРАМОТНЫХ

Пропаганда приобрела в годы Второй мировой войны огромную аудиторию. Наиболее интересные изобретения в этом плане были сделаны сотрудниками Индийской радиовещательной компании и их японскими конкурентами. На изображенных здесь рисунках рассказана история на языке хиндустани (она записана буквами деванагарского алфавита) или на романизированном хиндустани. Брошюра предназначалась для индусов, которые могли читать обе формы шрифта, а картинки были нарисованы для неграмотных. Она начинается с изображения британского флага и заканчивается флагом конгресса, который был знаменем марионеточного прояпонского правителя Индии Субхаса Чандры Боса.


Другим методом древней военной пропаганды были политические разоблачения, которые, будучи заявлены в самом начале войны, цитировались потом в качестве юридического и этического оправдания той или иной стороны. В китайском романе Сан-Го-Джи, или «Романе о трех царствах», который, вероятно, прочитало больше людей, чем любое другое произведение художественной литературы, сохранился текст прокламации, которую выпустила группа мятежников, стремившихся восстановить власть династии Хань, накануне начала военных действий (ок. 200 г. н. э.). Текст этой прокламации представляет большой интерес, поскольку сочетает в себе несколько удачных пропагандистских методов: 1) точное обозначение врага; 2) обращение к «лучшим людям»; 3) сочувствие простым людям; 4) требование поддержать законное правительство; 5) заявление о своей силе и высоком боевом духе; 6) призыв к объединению и 7) обращение к религии. Выпуск прокламации был связан с весьма сложной официальной церемонией.

«Для дома Хань наступили тяжелые времена – связи императорской власти ослабли. Вождь мятежников, Дун Чжо, воспользовался этим, чтобы сотворить зло, и на благородные семьи обрушилась беда. Простой люд погряз в жестокости. Мы, Шао и его соратники, опасаясь за сохранность имперских прерогатив, собрали войско для спасения Государства. Сейчас мы клянемся напрячь все свои силы и применить всю полноту власти, которой мы облечены. Несогласованных или эгоистичных действий быть не должно. Пусть же тот, кто нарушит эту клятву, лишится своей жизни и не оставит потомства. Да будут в этом свидетелями Всемогущие небеса и Всеобщая Мать-земля и просвещенные духи наших предков».

В истории любой страны можно найти примеры подобных воззваний. Те случаи, когда их сознательно использовали наряду с боевыми действиями, можно с полным правом назвать великой пропагандой.

Упор на идеологию

В определенном смысле опыт прошлого, к несчастью, может пролить свет на будущее. В течение двух последних мировых войн возрастала роль идеологии, или политической веры (определение идеологии дается ниже), как ведущей силы в войне, а роль холодного расчета, называемого дипломатией, уменьшалась. Войны стали более кровожадными и менее джентльменскими; к человеку в них относились не как к живому существу, а как к фанатику. К обычной преданности солдата своей части или армии – не важно, на чьей она воюет стороне, на правой или неправой, – добавилась преданность какому-нибудь изму или лидеру. Таким образом, современные войны стали напоминать войны за веру. Поэтому очень полезно рассмотреть психологические методы, применявшиеся в ходе войн христиан с мусульманами и протестантов с католиками. Это поможет вычленить те проблемы, которые подходят в психологическом и военном отношении к нашему времени. С какой скоростью можно обратить завоеванный народ в свою веру? При каких обстоятельствах можно доверять честному слову врага? Как уничтожить еретиков (по-нынешнему «людей, ведущих подрывную деятельность»)? Есть ли в вере врага слабые стороны, которые в подходящее время можно будет использовать против него? Как следует писать о предметах, священных для врага, но неприемлемых для нас?

В ходе распространения исламской веры и расширения империи были созданы такие формы пропаганды, которые нельзя не учитывать и в наше время. Магомет, например, утверждал, что веру других людей не следует уничтожать насилием, поскольку одной только силы недостаточно, чтобы изменить умы людей. Если бы это было верно, то в Германии никогда бы не удалось уничтожить нацизм, а у людей демократических стран, захваченных тоталитарными режимами, не было бы надежды, что они смогут приспособиться к требованиям новых хозяев, а приспособившись, смогут потом вернуться к свободным принципам. В реальной жизни военачальники Магомета и его последователи применили два принципа долговременной психологической войны, которые актуальны и сейчас.

Рис. 7. ПРОПАГАНДА С ПОМОЩЬЮ ГАЗЕТНЫХ НОВОСТЕЙ

Новости – один самых эффективных методов психологической обработки врага. Одна из этих газет выпускалась для немецких войск, оккупировавших Эгейские острова; вторая – немцами для американцев во Франции. Из них обеих газета союзников [на немецком языке] делалась более профессионально. Обратите внимание, как отделяются обращения от статей, как отделяются друг от друга колонки новостей, а также на указание вверху, сделанное на греческом языке, что эта газета предназначена для немцев.


Человека можно быстро обратить в другую веру, если поставить его перед выбором – обращение или смерть. Так можно быстро устранить неподдающихся. Чтобы помочь человеку перейти в новую веру, надо заставить его участвовать в общественных церемониях и освоить формальный язык этой веры. Необходимо также ни на минуту не выпускать новообращенных из виду, чтобы они не вернулись к прежней вере. Но формальное обращение станет искренним только в том случае, если все средства информации перестанут упоминать о прежней вере.

Если для быстрого массового обращения людей требуются крупномасштабные и жестокие военные меры, то нужного результата можно достичь и другим путем – сохранив прежнюю религию, но установив многочисленные привилегии для последователей новой веры. Пусть люди завоеванной страны отправляют обряды и обычаи своей прежней веры скромно и у себя на дому. Участие же в общественной жизни – политической, культурной или экономической – возможно только для тех, кто принял новую веру. При таких условиях потомки несогласных с новыми порядками через несколько поколений обратятся в новую веру, желая стать богатыми, образованными и могущественными, а к последователям старой будут относиться с подозрением, и у тех не будет ни власти, ни силы.

Оба этих принципа в свое время помогли исламу широко распространиться на земле. В годы Второй мировой войны они широко применялись нацистами – первый на территории Польши, Украины и Белоруссии, второй – в Голландии, Бельгии, Норвегии и других западных странах. Возможно, они снова станут востребованными. Осуществление первого принципа связано с большими трудностями и большой кровью, но зато результатов можно достичь очень быстро. Осуществление второго надежно как паровой каток – он сметает на своем пути все. Если христиан, демократов или прогрессивных людей – как бы мы ни называли свободных людей – поставить в такие условия, что из-за своих убеждений они лишатся всех привилегий и подвергнутся позору, и если у них будет возможность по своему желанию принять новую религию, чтобы каждый, кто хочет, мог перейти на сторону победителей, то победившая сторона, рано или поздно, обратит в свою веру тех, кто способен создать для нее какие-нибудь проблемы. (Вильфредо Парето, вероятно, назвал бы это «племенем новой элиты»; на языке современных марксистов это можно назвать «использование для управления кадров, выросших в семьях исторически подавляемых классов»; а на языке практической политики это звучит как «отделение умных парней от оппозиции для того, чтобы они сами смогли заняться рэкетом».)

Черная пропаганда Чингисхана

Психологическая война другого завоевателя прошлого оказалась настолько эффективной, что ее результаты сказываются по сей день. До сих пор считается, что величайший завоеватель всех времен и народов – Темуджин, или Чингисхан, – совершил свои захваты с помощью «бесчисленных орд» диких татарских всадников, которые покорили мир одним своим числом. Однако недавние исследования показали, что редконаселенные районы Центральной Азии не могли дать такого количества воинов, которое сумело бы подчинить себе густонаселенные страны за пределами Монголии. Империя Чингисхана была построена на очень удачных нововведениях – использовании высокомобильных сил и отлично налаженной разведки, а также координации стратегии захвата доброй половины мира и применении пропаганды во всех ее формах. Монголы сражались с войсками династии Сун в Китае и Священной Римской империей в Пруссии. Эти страны отстояли друг от друга на расстоянии четыре тысячи миль (6,5 тыс. км), и одна из них не знала о существовании другой (до них доходили только слухи). При планировании своих походов монголы опирались на данные разведки и специально распускали слухи, преувеличивая свою численность, глупость и жестокость. Их не волновало, что будут думать о них враги, – главное, чтобы они испугались. Европейцы называли легкую кавалерию татар, наносившую смертельные удары по врагу, которая была весьма немногочисленна, «несметной» ордой, потому что на улицах европейских городов об этом шептали монгольские шпионы. Большинство европейцев до сих пор не может поверить в то, что силы монголов, которые обрушились на них семьсот лет назад, были относительно невелики, но командовали ими умные и холодные головы.

Рис. 8. СЕКРЕТНОЕ ОРУЖИЕ МОНГОЛОВ Чтобы облегчить себе завоевание других народов, монголы использовали слухи и страх. Придя к власти, они для подавления воли покоренных народов к сопротивлению широко применяли демонстрацию силы. На этой французской гравюре изображен военный отряд на спинах четырех слонов. Предполагается, что таких чудищ использовал Хубилайхан, правнук Чингисхана и друг венецианского купца Марко Поло. Конечно, использовать такое сооружение в бою было невозможно, но оно очень подходило для демонстраций во время парадов, и само упоминание о нем было фактором проводимой монголами психологической войны.


Для того чтобы напугать врага, Чингисхан использовал даже его собственных шпионов. Когда они попадали ему в руки, он внушал им, как сильно его войско. Пусть первый европейский биограф Чингисхана расскажет своими словами, как хан запустил в Хорезм «пчелиный рой»:

«И историк, чтобы описать их силу и число, заставляет шпионов, которых правитель Хорезма подослал в их лагерь, произнести такие слова: все они, говорят шпионы султану, настоящие мужчины, энергичные и выглядят как борцы. Они дышат только войной и кровью и так сильно рвутся в бой, что генералы с трудом могут их удержать; хотя они и проявляют нетерпение, но держат себя в границах строгого подчинения командирам и безраздельно преданы своему хану; они довольствуются любой пищей и не интересуются, какую тварь им приходится есть, в отличие от мусульман [магометан], так что поддержание их сил не доставляет особых хлопот; они не только едят свиную плоть, но и волков, медведей и собак, когда нет никакого другого мяса, не задумываясь о том, что можно есть, а что запрещено. Необходимость поддерживать жизнь в своем теле избавляет их от того отвращения, которое магометане испытывают ко многим животным. Что касается их числа (заключают они), войско Чингисхана похоже на саранчу, которую невозможно пересчитать.

На самом деле этот принц, осмотрев свое войско, обнаружил, что оно насчитывает семьсот тысяч человек…»

Шпионаж в наши дни – как и в древние времена – приносит свои плоды в том случае, если с его помощью удается понизить боевой дух врага. Правитель и люди Хорезма, несмотря на то что они ожидали нападения бесчисленных орд пожирателей волков, оказали монголам ожесточенное сопротивление, но оставили инициативу в руках Чингисхана и были обречены.

Но какой бы удачной ни была стратегическая и тактическая пропаганда монголов, они так и не смогли решить проблему подчинения себе покоренных народов. Они не сумели добиться искренней преданности этих народов, в отличие от китайцев, которые изгоняли побежденных с принадлежавших им земель и заселяли китайцами, или мусульман, которые обращали жителей покоренных стран в ислам, монголы просто поддерживали закон и порядок, собирали налоги, и несколько поколений сидели на вершине мира. Потом народы, покоренные ими, восстали, и их власти пришел конец.

Слепота Джона Мильтона

Листая страницы истории в поисках примеров, мы доходим до Джона Мильтона, автора «Потерянного рая» и других бесценных книг англоговорящего мира, и узнаем, что он ослеп, отдавая все свое время и силы психологической войне Кромвеля. Он не обращал внимания на предостережения докторов и в конце концов утратил зрение. Но самое грустное во всей этой истории заключается в том, что его методы пропаганды оказались совершенно неудачными.

Мильтон стал жертвой распространенной ошибки – он, пункт за пунктом, опровергал взгляды врага, давая ему возможность опровергать его аргументы и усиливать свои позиции. Мильтону надо было дать убедительное изложение своей веры, которое стало бы поучительным для сторонников короля. Он был латинским секретарем Совета Английского Содружества, которое – для его современников в Европе – было совершенно новой, пугающей и мятежной формой правления. Англичане казнили своего короля по приговору проведенного без всякой подготовки суда, после чего в стране воцарилась диктатура Кромвеля. Их оппоненты нападали на них сразу с двух сторон. Сторонники монархии называли англичан кровавыми убийцами короля (а в те времена такое обвинение было не менее страшным, чем в наши дни обвинение в анархизме или свободной любви); а сторонники порядка и свободы называли жителей Британии рабами тирании. Француз по имени Клод де Сомез (по-латыни Клавдий Сальмазий) написал книгу, в которой подверг англичан резкой критике, и Мильтон, по-видимому, потерял голову от гнева и лишился способности рассуждать здраво.

В двух своих книгах, направленных против Сальмазия, Мильтон совершил все ошибки, которые можно было совершить. Он обрушил критику на личность своего врага. Он писал ужасно длинными предложениями. Он выливал на Сальмазия потоки грязи, каких не найдешь больше ни в одном произведении мировой литературы. Он подробнейшим образом описывал пороки и недостатки Сальмазия. Он поливал грязью всех и вся. В наши дни эти его книги читают люди, готовящиеся сдать экзамены на звание доктора философии, и то только потому, что они входят в программу. Никто другой к ним не прикасается. Мы не можем сказать, имели ли творения Мильтона какое-либо влияние на умы людей того времени. (В этих книгах, написанных Мильтоном на латыни, но сейчас переведенных на английский, военные, которым надоела их однообразная брань, могут найти множество выражений, способных сильно обогатить их словарь.) Разочарованный Мильтон после этих произведений обратился к поэзии, и мировая литература пополнилась новыми шедеврами.

Отрывок из главы «Состояние и особенности российской (русской) цивилизации. Пассионарность народонаселения, пропаганда и мобилизация 2-го тома «Национальной идеи России ». Окончание. Начало читайте в первой части материала или в шеститомнике «Национальная идея России».

ХХ в. был переломным в деле манипуляции общественным сознанием. С одной стороны, сложилась наука, которая занималась этой проблемой, - социальная психология, один из краеугольных камней которой заложил Ле Бон в своем учении о толпе. Возникли и теоретические концепции. Параллельно развивалась новаторская и жесткая практика «толпообразования», превращения больших масс людей в толпу и манипуляции ею. Возникли новые технологические средства, позволяющие охватить интенсивной пропагандой миллионы людей одновременно. Возникли и организации, способные ставить невероятные ранее по масштабам политические спектакли - и в виде массовых действ и зрелищ, и в виде кровавых провокаций.

В последние десять лет в России наблюдаются целенаправленные действия по превращению народа в толпу - через изменение типа школы, ослабление традиций и осмеяние авторитетов, воздействие рекламы, телевидения и массовой культуры, разжигание несбыточных притязаний и пропаганду безответственности. Имеют место все признаки тех методов и технологий «толпообразования», на которые обращали внимание изучавшие это явление философы. Дело пока что идет медленно, но если общество не осознает опасность, то стихийные механизмы защиты не справятся с таким нажимом.

Во второй половине ХХ в. возник совершенно новый тип общественной жизни: СМИ стали использовать технологии психологической войны.
Первоначально, после Первой мировой войны, этим термином обозначали пропаганду, ведущуюся именно во время войны, так что начало психологической войны даже рассматривалось как один из важных признаков перехода от состояния мира к состоянию войны. Американский военный словарь 1948 г. дает такое определение психологической войне: «Это планомерные пропагандистские мероприятия, оказывающие влияние на взгляды, эмоции, позиции и поведение вражеских, нейтральных или дружественных иностранных групп с целью поддержки национальной политики».

Г. Лассуэлл в «Энциклопедии социальных наук» (1934) отметил важную черту психологической войны: она «действует в направлении разрыва уз традиционного социального порядка». То есть как вид воздействия на сознание

психологическая война направлена прежде всего на разрушение тех связей, которые соединяют людей в данное общество как сложную иерархически построенную систему. Атомизация людей - вот конечная цель психологической войны.
В другом руководстве (1964) говорится, что цель такой войны - «подрыв политической и социальной структуры страны-объекта до такой степени деградации национального сознания, что государство становится не способным к сопротивлению». Именно это и произошло с СССР.

В литературе используется типология пропаганды в зависимости от «цвета». Между тем, изначально эта типология была развернута в наставлении армии США «Ведение психологической войны». Именно там даны определения трех типов операций:

1. «Белая» пропаганда - это пропаганда, которая распространяется и признается источником или его официальными представителями.

2. «Серая» пропаганда - это пропаганда, которая не идентифицирует специально свой источник.

3. «Черная» пропаганда - это пропаганда, которая выдается за исходящую из иного источника, чем подлинный.

В СМИ все чаще используются приемы «серой» пропаганды - «информация из первых рук, высосанная из пальца». Ради них СМИ долго боролись и добились законного права «не раскрывать источник информации».

Не просто обычными, но господствующими стали ссылки на «высокопоставленного чиновника из кругов, близких к…, который пожелал остаться неизвестным». Таким образом, источник не идентифицируется, и никакой ответственности СМИ за ложное сообщение не несут. В России общество эти приемы уже испытало на себе в полной мере.

Во многом именно из-за проигрыша в информационно-психологической войне СССР потерпел поражение в холодной войне. Следующим шагом был ликвидирован существовавший в СССР общественный строй и политическая система и начата форсированная деиндустриализация. Фактически идет уничтожение большой страны как «геополитической реальности», причем создаются такие условия жизни населяющих территорию СССР народов, чтобы сильная независимая страна не могла возродиться. Не раз была декларирована цель реформ - создание необратимостей.

Опубликованные в последние годы сведения о доктрине холодной войны, выработанной в конце 1940-х гг. в США, показывают, что эта война с самого начала носила характер «войны цивилизаций».
Но за годы перестройки советское общество убедили, что холодная война была порождена угрозой экспансии со стороны СССР, который якобы стремился к мировому господству. Это - недавний миф, в послевоенные годы никто из серьезных людей в него еще не верил. Выбор между войной и миром был сделан именно на Западе.

Ненависть к России, которой наполнены программные документы холодной войны, можно сравнить с ненавистью крестоносцев к Византии в 1204 г. - а ведь ту ненависть затрудняются рационально объяснить дажефундаментальные монографии по истории. Вот как трактуется, например, в одном важном документе 1948 г. противник Запада: «Россия - азиатская деспотия, примитивная, мерзкая и хищная, воздвигнутая на пирамиде из человеческих костей, умелая лишь в своей наглости, предательстве и терроризме». Никакой связи с марксизмом, коммунизмом или другими идеологическими моментами здесь нет. Это именно война, причем война тотальная, против мирного населения.

Для темы данного исследования и для понимания места пропаганды как управления массовым сознанием в структуре жизнеспособности России важно отметить тот факт, что поражение СССР было нанесено именно в духовной сфере, в общественном сознании - и прежде всего в сознании правящей и культурной элиты.

Обычные объяснения краха СССР экономическими причинами несостоятельны - это попытка найти простое и привычное толкование необъяснимому. До начала радикальной реформы в 1988–1989 гг. экономического кризиса в СССР не было. Поддерживался ежегодный рост ВВП 3,5%, а главное - делались не только очень большие капиталовложения в производство, но наблюдался и их рост.

Эти данные были подтверждены в 1990 г. в докладе ЦРУ США о состоянии советской экономики (этот доклад потом часто цитировался американскими экономистами). Свидетельством отсутствия кризиса был и тот надежно установленный факт, что даже в 1989 г. более 90% граждан не предвидели в ближайшем будущем никаких экономических затруднений. Страна была на пике своей экономики. Очевидно, что поражение в холодной войне не было связано и с отставанием в военной области. Напротив, СССР разбил сильнейшую армию Германии и ее сателлитов, поддержанную ресурсами всей Европы, а потом добился надежного военного паритета с Западом, имел сильную боеспособную армию и самое современное вооружение. Сама возможность уничтожить СССР военным путем была на Западе снята с повестки дня как стратегическая линия.

Необходимо обратить внимание и на показательное замалчивание еще одного факта: даже те, кто смутно припоминает, что против СССР велась настоящая война (холодная), до сих пор не верят в то, что важной частью этой войны была война психологическая. Даже если этот термин и применяют, его считают метафорой. Дело в том, что ведение психологической войны против СССР (а главным в ней была именно манипуляция сознанием) замалчивают российские СМИ - как раз те, что и послужили и продолжают служить оружием манипуляторов. Между тем, в литературе противников в холодной войне и сама доктрина психологической войны, и факт ее ведения против СССР обсуждаются спокойно. Важен сам факт, что западные пропагандисты официально признавали допустимость «черной» пропаганды в мирных условиях. Но «черная» пропаганда - средство войны.

Иными словами, психологическая война, которая была частью холодной войны, - не метафора. Термин «психологическая война» входит в энциклопедии. Для темы нашего исследования ближе всего такое ее определение: «планомерное наступательное воздействие политическими, интеллектуальными и эмоциональными средствами на сознание, психику, моральное состояние и поведение населения и вооруженных сил противника в целях снижения его жизнеспособности». Именно такое воздействие и оказывалось на население. Следует также принять тот факт, что вслед за верхушкой «переворот в установках» совершили и широкие массы трудящихся. Трудящиеся пассивно приняли главные изменения и для этого не потребовалось никакого насилия со стороны «предателей» - только воздействие на их сознание.

Согласие на изменение общественного строя в СССР было дано не на основании рационального расчета или практического опыта. Желание этого изменения было внушено массе советских людей, это был результат воздействия на их сознание.
Сегодня есть достаточно материалов и длительный временной ряд изменений, чтобы вполне обоснованно утверждать: согласие населения было получено посредством манипуляции его сознанием, а не благодаря свободному волеизъявлению большинства граждан.

В манипуляции сознанием советских людей не было использовано никаких принципиально новых технологий. Все они были освоены идеологическим персоналом по учебникам, загодя переведенным с английского языка (обычно под видом «критики буржуазной пропаганды»), а также с помощью консультантов. Высокая эффективность программы связана с двумя ее особенностями. Первая заключается в том, что население СССР, а потом России, не было готово к такому воздействию, у него не было иммунитета против него. Вторая особенность состоит в том, что программа манипуляции была проведена как тотальная война против населения с такой мощностью и безжалостностью, какой не приходится видеть в других странах. В то же время нет никаких оснований считать, что воздействие на российское общество механизмов по управлению сознанием прекратилось с крушением СССР.

В целом за последние пятнадцать лет общество России было подвергнуто едва ли не более сильному давлению прямой и сознательной лжи, причем нагнетаемой СМИ с использованием авторитета официальных должностей и научных титулов. Но все же крупная прямая ложь внутри страны используется редко, поскольку в какой-то мере с развитием и все большим распространением Интернет-технологий достоверная информация доходит до слишком большой части населения. Другое дело «серая» пропаганда - непрерывная мелкая ложь со ссылкой на неопределенные источники. Она эффективна и безопасна в силу незначительности ложных сведений и в силу очень большого их количества.

«Серая» пропаганда используется всеми каналами российского телевидения практически непрерывно,
а в особые периоды ее интенсивность резко возрастает. «Серая» пропаганда часто не преследует цели внедрить в сознание какую-то мысль или установку. Она создает условия для какого-то другого манипулятивного воздействия - рассеивает и отвлекает внимание, что-то стирает из краткосрочной памяти, а главное - порождает в обществе обстановку общей нервозности. Вот эта постоянная нервозность (стресс) и служит средством разрушения психологической защиты человека против манипуляции.

Не гнушаются российские СМИ и «черной» пропагандой. Еще ведомство Геббельса стало применять прием, который раньше как-то стеснялись использовать, - изобретение фальшивых цитат (иногда с указанием точного «источника», вплоть до страницы). Во время перестройки и реформы в обиход было введено множество таких цитат (на них М. Шатров даже строил целые пьесы, которые шли на сцене Художественного театра). Широко обсуждалось «изречение» Ленина о том, что «государством должна управлять кухарка», или афоризм Сталина «нет человека - нет проблемы» (введен А. Рыбаковым).

Для понимания современных центробежных процессов постепенного распада российской государственности важно отметить, что до настоящего времени не произошло признания крушения СССР как следствия реализации комплексного проекта.

В последние годы «реформаторы» от умолчания цели, социальной цены и сроков проекта перешли к тотальному, доходящему до абсурда утверждению, что проекта вообще не существовало. Эта мысль сначала обкатывалась в узком кругу самих идеологов перестройки и реформы, а в последнее время вводится в широкий оборот. Замалчивается наличие четко поставленной задачи сломать все жизнеустройство, сменить «тип цивилизации», попросту уничтожить страну как «империю зла».

Ничто не указывает на то, что для современной России подобная задача перестала быть актуальной. В стране нашлась малая, но влиятельная социальная группа у власти, которая ненавидела свою страну, ее народ и ее культуру. Наивно было бы полагать, что отдельные члены этой группы не пребывают у власти на высшем уровне по настоящее время. А все утверждения, что никакого проекта не существовало и реформаторы «хотели как лучше», что никакой программы не было - так все само собой пошло кувырком, потому что народ «негодный» - то раб, то вор - абсолютно ложны. Когда речь идет о проектах масштаба перестройки как слома цивилизации, даже холодная война на этом фоне представляется частной операцией, техническим средством. В настоящее время на Западе рассекречиваются и публикуются многие документы периода холодной войны.

Видно, какая это была грандиозная программа, сколько в нее было вложено денег и какая огромная армия образованных специалистов работала.

В годы перестройки в обществе также оперировал широкий круг агитаторов - от А. Сахарова до Г. Хазанова. Фигуры, подобные В. Новодворской, имеющие имидж людей, способных озвучить любую «правду», используются манипуляторами и в настоящее время.
Во время перестройки кто-то уклончиво говорил о возврате в мировую цивилизацию, а В. Новодворская заявила попросту: «Холопы и бандиты - вот из кого состоял народ. Какой контраст между нашими самыми зажиточными крестьянами и американскими фермерами, у которых никогда не было хозяина!. Может быть, мы сожжем наконец проклятую тоталитарную Спарту? Даже если при этом все сгорит дотла, в том числе и мы сами…» .

А это и есть суть замалчиваемого проекта: Россия - тоталитарная Спарта, которую надо сжечь. И это такая великая задача, что и себя не жалко, а не только народ, состоящий из холопов и бандитов. Почему же, когда страна действительно утратила жизнеспособность, это преподносится как неизбежность, случившееся «само собой», а не по проекту новодворских? Почему буквально все действия перестройщиков и реформаторов вели к этому? Само собой подобное случиться не могло.

Конечно, при научном исследовании проекта перестройки и реформы приходится изучать не тексты Новодворской (хотя и это ценный материал для понимания того, как действовала вся машина). Главные мысли - в трудах видных экономистов, философов, историков: Аганбегяна и Заславской, Мамардашвили и Гефтера. Они меньше известны широкой публике, высказывания их не так скандальны. Казалось бы, уже можно было бы без гнева и пристрастия восстановить замысел той программы, которая поставила Россию на грань гибели. Тогда можно было бы найти путь к спасению современной России. Тем не менее, наличие масштабной программы по ликвидации СССР не признается.

Что же следует понимать под «проектом перестройки и реформ»? Если установлено, что такой проект имеется, то все шаги (например, А. Чубайса) видятся по-иному.

Это не «ошибки молодых реформаторов», и нельзя надеяться, что они их станут исправлять. Это - последовательное выполнение общего большого замысла.
Отсюда и следует исходить при разработке мер по повышению жизнеспособности России.

Таким образом, управление сознанием - это психологическая атака или, в зависимости от субъекта манипуляции и конечной цели, - масштабная война. Очевидно, что влияние управления сознанием на жизнеспособность совместимо с влиянием полномасштабных боевых действий. Задача общества, и в первую очередь государства, - создать механизмы защиты населения от пропагандистских манипулятивных воздействий.

Новодворская В. Новый взгляд. № 110. 1993

Своего самого крупного успеха немецкая пропаганда добилась в 1940 году, когда за несколько месяцев до вторжения во Францию немцы стали активно использовать так называемые «черные» передатчики, которые выдавали себя за французские радиостанции.

Через них распространялись всевозможные слухи, подвергалось критике французское правительство, сеялись неуверенность и панические настроения среди населения и военнослужащих. Это было одной из причин того, что к моменту решительного наступления немецких войск французская армия была не в состоянии оказать серьёзное сопротивление.

Немцы для ведения на Великобританию «черной пропаганды», при ведении которой принадлежность ее источника приписывалась оппозиционным кругам в рядах противника, использовали три радиостанции, якобы вещавшие с британской территории. Одна станция называлась «Радио Каледонии» и вещала от имени шотландских националистов. В названии другой было слово «рабочая» и она якобы представляла мнение левых сил Великобритании. Третья называлась «Новое Британское Радиовещание» и готовила новостные передачи в духе Би-би-си.

Перед нападением Германии на СССР абвер осуществлял засылку в СССР наряду с разведчиками и диверсантами специально подготовленных агентов-пропагандистов из числа эмигрантов и лиц, свободно владеющих русским языком и языками других народов СССР, а также эмиссаров-пропагандистов различных националистических организаций. Одна из школ «Абвера» первую партию таких агентов-пропагандистов направила в феврале 1941 года, вторую - в мае 1941 года. Они осели в приграничных военных округах, имея задачу до начала военных действий «подготовить почву» для предстоящих психологических акций против военнослужащих РККА и населения.

Министерство пропаганды отпечатало к 22 июня 1941 г. свыше 30 млн листовок, красочных пропагандистских брошюр карманного формата на 30 языках народов СССР и подготовило несколько радиопередач. На Восточном фронте было сосредоточено 17 рот пропаганды. В течение первых двух месяцев войны ими было распространено около 200 млн листовок. В 1943 году пропагандистские войска стали самостоятельным родом войск, их численность достигает 15 тысяч человек.

В начале войны британцы сбрасывали над Германией листовки, в которых крупным шрифтом указывались суммы, якобы помещенные в иностранные банки Герингом, Геббельсом, Риббентропом, Гиммлером и другими руководителями рейха и говорилось, что при любом исходе войны эти люди не пострадают - так населению внушалась мысль о том, что соратники Гитлера сами не верят в свою победу. В сентябре 1943 года британцы издали листовку, содержание которой выдавалось за обращение гауляйтера Коха к немецкому народу. В этом «обращении» Кох говорил об опасности, нависшей над фюрером и бранил некие «реакционные круги», собирающиеся свергнуть Гитлера. Это было попыткой попытка внушить немцам мысль о том, что в руководстве рейха существует раскол. К концу войны западные союзники разбрасывали над Германией фальшивые почтовые марки рейха с портретом Гиммлера в расчете на то, что это сможет вызвать подозрения у Гитлера и тем самым спровоцировать распри среди нацистского руководства. Чтобы спровоцировать шпиономанию британцы передавали поздравления по радио легко рассекречиваемым шифром своим вымышленным агентам за отличную работу, которую они проделали. Би-би-си сообщала о случаях угона немецкими летчиками самолетов в Великобританию, а при этом упоминались фамилии пилотов, сбитых во время воздушных налетов. Это была попытка спровоцировать проведение чисток среди личного состава ВВС, посеять недоверие летчиков друг к другу.

Союзники также использовали так называемую «черную пропаганду», Так, британец С. Делмер выступал в роли германского офицера и через радиостанцию, якобы расположенную в лесах Тюрингии, ежедневно обращался к немецким военнослужащим с размышлениями о положении на фронте и в Германии. При этом, с целью придания содержанию радиопрограмм объективности, он критиковал как нацистских, так и западных лидеров.

В целях деморализации над позициями немецкой армии союзники сбрасывали листовки со стихами о смерти, радио Люксембург одно время транслировало передачу «Письма, которые вы не получили», в которой приятный женский голос зачитывал отрывки из писем, найденных на телах убитых немецких солдат. Союзники также использовали продовольственные затруднения у противника - на его позиции сбрасывались красочные открытки, изображающие различные кушанья и деликатесы. В листовках также использовались темы детей, ждущих возвращения отца, жен, изменяющих фронтовикам с «тыловыми крысами». Демонстрировалась также неспособность противника противостоять силе союзников - например, в британских листовках, разбрасывавшихся над подвергавшимися бомбардировкам городами Германии, был вопрос: «Где люфтваффе?», а над Японией и Италией сбрасывались листовки, предупреждавшие жителей городов о точном времени начала воздушного налета, что одновременно демонстрировало заботу о сохранении жизни мирных жителей и презрение к возможностям ПВО противника. Об эффективности психологической войны союзников свидетельствует то, что во время Тунисской наступательной операции 1943 г. американские листовки-пропуска в плен итальянские солдаты были готовы покупать друг у друга за 600 франков. Это заставило многих американских военачальников изменить свое скептическое отношение к методам психологической войны.

Советские органы психологической войны (спецпропаганды) распространили свыше 20 тысяч наименований различных видов информационно-пропагандистских печатных материалов на 20 иностранных языках (большей частью, естественно, на немецком) общим тиражом 2 миллиарда 706 миллионов экземпляров (в том числе 10 миллионов экземпляров газет, 10 миллионов 200 тысяч брошюр). Также использовались мощные громкоговорящие установки (МГУ), окопные громкоговорящие установки (ОГУ), рупоры. Всего за время войны было проведено более 1 миллиона устных передач для войск противника. Советские службы психологической войны достаточно широко использовали обратный отпуск военнопленных, однако эффективность этого способа зависела от успехов советских войск. Так, если в январе 1943 года из состава 96-й дивизии в район окружения под Сталинградом было заслано 34 пленных, из которых смогли вернуться только пятеро, приведя с собой 312 военнослужащих противника, то в мае 1945 года все 54 засланных военнопленных вернулись из окруженного гарнизона г. Бреслау , приведя с собой около 1500 солдат и офицеров противника. Командование 2-го Белорусского фронта в 1945 году издало приказ, разрешавший всем офицерам в должности командира взвода и выше, не дожидаясь разрешения вышестоящего командования, засылать военнопленных в тыл противника с задачей агитации за сдачу в плен. Советские органы психологической войны также эффективно использовали организации, созданные из военнопленных: «Национальный комитет Свободная Германия», «Союз немецких офицеров», «Австрийский антифашистский союз», румынский «Национальный блок», итальянский «Союз гарибальдийцев», национальный комитет «Свободная Венгрия ».

Война в Корее

В 1956 г. американское Управление психологической войны было преобразовано в Управление специальных методов войны. В начальный период войны во Вьетнаме в психологических операциях сухопутных войск участвовали четыре роты 6-го батальона психологических операций. В последующем в составе сухопутных войск была сформирована 4-я группа психологических операций, состоявшая из четырех батальонов психологических операций. Всего во время войны во Вьетнаме американцы распространили 50 миллиардов листовок, то есть по 1500 листовок на каждого жителя Северного и Южного Вьетнама . Американцы постоянно прибегали к методам эмоционального воздействия (вопли ужаса, отчаянный женский и детский плач, буддийская погребальная музыка, крики диких зверей и птиц, изображающие голоса лесных духов, демонов и т. п.). Для психологического воздействия на бойцов Вьетконга применялось звуковещание с вертолетов на определенный район в течение всей ночи под видом обращений «блуждающих душ» погибших к свои близким. Несмотря на поражение США во вьетнамской войне, следует признать, что психологические операции были достаточно продуктивными. Так, за период боевых действий примерно 250 тысяч вьетнамцев добровольно перешли на сторону противника.

Война в Афганистане

Наиболее эффективным средством психологического воздействия была радиопропаганда. Как выяснилось впоследствии при опросах иракских военнопленных, 80 % из них слушали передачи радиостанции «Голос Залива», проводившиеся специалистами американской 4-й группы психологических операций. Также было распространено (в основном, с воздуха) более 30 миллионов экземпляров листовок. 98 % опрошенных иракских военнопленных признали, что они видели эти листовки, 88 % из них верили в то, что там было написано, 70 % подтвердили, что именно листовки повлияли на их решение сдаться в плен либо дезертировать. Сочетание целенаправленной печатной и радиопропаганды с непрерывными бомбардировками и артобстрелами очень сильно деморализовало иракские войска и способствовало их массовой сдаче в плен в период наземного наступления многонациональных сил.

В.Крысько. Секреты психологической войны (цели, задачи, методы, формы, опыт)


Сегодня День рождения создателя «ВКонтакте» Павла Дурова. В возрасте 22 лет он основал социальную сеть, которая достаточно быстро стала крупнейшей в стране, но непосредственно сама личность основателя для большинства пользователей сети так и осталась загадкой. Бигпикча поздравляет Павла с Днем рождения и предлагаем восполнить этот пробел с помощью нашей подборки.

Мы постарались собрать самые интересные факты из жизни одного из наиболее заметных героев современного интернет-бизнеса в России.

(Всего 10 фото)

Спонсор поста: Деревянные ящики : Оставьте координаты и укажите удобное время приезда замерщика. Все остальное сделаем мы.

1. Образование.

Успехи Павла в области знаний, несомненно, впечатляют. В 2001 году он с отличием окончил Академическую гимназию, за время учебы в которой отличник совершил ряд весьма «оригинальных» поступков: например, однажды он сменил заставку всех школьных компьютеров на фотографию учителя информатики с подписью «Must die» (рус. «должен умереть»). Дурова многократно лишали доступа к компьютерам, но он с легкостью взламывал пароли к ним.

В 2006-м Павел закончил Филологический факультет Санкт-Петербургского государственного университета по специальности «Английская филология и перевод» с красным дипломом, который между прочим, он до сих пор не забрал. За свои академические достижения и вклад в студенческую жизнь университета он был награждён стипендиями Правительства и Президента РФ. Одновременно с учебой в университете Павел прошел профессиональную подготовку на Факультете военного обучения СПбГУ по специализации «Пропаганда и психологическая война», по окончании которой получил звание лейтенанта запаса.

Одерживая победы на самых разных олимпиадах, Павел трижды становился лауреатом Потанинской стипендии, а также входил в избранное число студентов СПбГУ с высочайшим уровнем интеллекта и лидерскими способностями.

2. Бизнес как хобби.

Сразу по окончании ВУЗа Павел основал «ВКонтакте»: старый друг, после учёбы вернувшийся из США, познакомил его с Интернет-проектом для студентов вузов Америки - Facebook’ом, где пользователи размещали в профилях свои настоящие имена и фотографии. Дуров решил внедрить подобную концепцию сайта в России, где могли бы общаться реальные люди под реальными именами. Первоначальное название будущего проекта - «Студент.ру» - было заменено Павлом на «ВКонтакте», так как, по его словам, «рано или поздно мы все становимся выпускниками». Сначала сайт был закрытым, другими словами, зарегистрироваться можно было только после личного приглашения. Но уже в конце года регистрация стала свободной. Например, в сентябре 2012 года суточная аудитория сайта составляла в среднем 22 миллиона человек. На сентябрь этого же года в «ВКонтакте» зарегистрировалось более 140 миллионов пользователей. По скорости своего роста соцсеть побила все рекорды Рунета.

На 2011 год Дуров, обладающий состоянием в 7,9 миллиарда рублей, занимал 350-е место в рейтинге российских миллиардеров.

3. Взгляды и приоритеты

В компании Дурова работают лучшие российские программисты, лауреаты международных конкурсов по программированию и математике. «ВКонтакте» осуществляет финансовую поддержку развивающегося олимпиадного программирования в России и спонсирует команды программистов Санкт-Петербурга и Северо-Запада России.

Сам Павел официально выступает за реформацию в России образовательной системы; отмену налогов в сфере информации; отмену визовой системы, прописок и воинского призыва; снижение таможенных пошлин; предоставление регионам полной автономии; а также за открытость суда присяжных.

Его вдохновляют Эрнесто Че Гевара и Стив Джобс.

4. Независимость.

«В людях я ценю интеллект и независимость» — цитата Дурова.

В конце 2011 года, во время массовых акций оппозиции, представители ФСБ обратились к руководству социальной сети с настойчивой рекомендацией закрыть нелояльные к власти группы, однако Дуров ответил отказом, выложив скан подтвердающих документов.

В переписке с «органами» Павел Дуров также отметил, что «ВКонтакте» не поддерживает «ни власть, ни оппозицию»

5. «В контакте» с Павлом Дуровым.

По словам партнеров, Павлу свойственен жёсткий, порой даже наглый стиль ведения бизнеса.

Живет он на съёмной квартире (недалеко от офиса «ВКонтакте»), где, по его словам, могут остаться переночевать разработчики. Весьма оригинальный можно увидеть на фото выше.

Все желающие узнать поближе нашего героя могут приобрести изданную в прошлом году книгу «Код Дурова», описывающую становление «ВКонтакте» и её создателя. Кстати, права на экранизацию книги были выкуплены сразу после ее публикации, так что в ближайшее время смотрим картину во всех кинотеатрах страны.

6. Признание и популярность

Некоторые западные СМИ называли Павла российским . К слову, Павел знаком с основателем Фейсбука, а произошло знакомство в доме последнего благодаря их общим друзьям. Журнал Forbes в прошлом году опубликовал список «30 самых заметных фигур русского интернет-бизнеса», где Павел был на седьмом месте. Дуров оказался на 42 месте в списке самых цитируемых блогеров в российских СМИ в первом полугодии 2012 года. Один из создателей «ВКонтакте», Олег Андреев, объяснил причину успеха социальной сети таким образом: «Павел, в отличие от большинства программистов, понимал, чего хочет от жизни школьник и студент и как это выглядит в дизайне. Он умел смотреть глазами человека, у которого старый браузер и медленный Интернет».

7. «Большой оригинал». Павел Дуров со Звездой

Павел попал на третье место списка Forbes «9 самых необычных российских бизнесменов - сумасбродов, чудаков и эксцентриков» за публикацию фотографии, на которой он демонстрирует непристойный жест в ответ на старания крупного акционера «ВКонтакте» - Mail.ru Group - поглотить эту соцсеть.

8. «Вооружен и очень опасен»

С апреля этого года относительно Павла Дурова проводится расследование о наезде и «оскорблении неприличным жестом» инспектора ДПС Санкт-Петербурга. Однако настораживает тот факт, что сразу же после «преступления» почти половина акций компании «ВКонтакте» от одноклассника Дурова и его компаньона перешла к одному из инвестиционных фондов, давно присматривающихся к компании…«Рекомендую новоиспеченному акционеру VK воздержаться от комментариев по поводу активности СМИ вокруг «В контакте» - так ответил Дуров на предложение этого фонда высказаться по поводу своего предполагаемого участия в ДТП. Управляющий партнер фонда «просит меня публично заявить о том, что инициатором атаки (заведения уголовного дела. - “Ведомости”) не является его компания, но у меня как раз нет такой информации», добавил он. Также в пресс-службе ВКонтакте заявляют: «Известно же, что Павел Дуров ходит пешком или ездит на метро. У него нет автомобиля. Автомобиля нет и у компании. Кто-то пустил утку о сопричастности Павла Дурова».

9. «Объект для жесткой критики»

В мае прошлого года на День города Санкт-Петербурга из окна главного офиса Павел Дуров вместе с коллегой пускали самолетики из пятитысячных купюр, наблюдая завязавшуюся внизу потасовку из желающих легко обогатиться. Эта акция подверглась яростной критике со стороны популярных блоггеров и журналистов. Так, телеведущий Владимир Соловьёв назвал поступок «блажью купчика», а самого Дурова «недоцуккербергом». Соловьёва поддержал нынешний министр культуры РФ Владимир Мединский. Сергей Стиллавин, который, несомненно, очень уважает и ценит «наш народ», написал в своём ЖЖ-дневнике: «Гражданин, который относится к своему народу как к скоту, должен получить на зоне профессию „швея-мотористка“». Сергей Ениколопов заключил, что «такое лечится в лагерях», напомнив о расстрелах в 1920-1930-е годы «оборзевших» большевиков.

10. Гражданская позиция (Фото со страницы П.Дурова ВКонтакте.)

В конце сентября гендиректор «ВКонтакте» Павел поддержал участницу Pussy Riot Надежду Толоконникову, написав на своей странице пост про ее письмо, в котором осужденная рассказывает о тяжелых условиях пребывания в мордовской исправительной колонии №14. «Друзья, любой из нас или наших близких может оказаться на месте этой девушки. Поддержим Надю, рассказав о ее письме друзьям. То, что она описывает, должно быть искоренено», - пишет один из немногих представителей бизнеса, кто не боится высказывать свое мнение в наше непростое время.