в Люцерне (Швейцария)

Истинные произведения искусства не перестают поражать своим великолепием даже через столетия. Одним из ярких подтверждений является памятник «Умирающий Лев» в Люцерне, расположившийся в самом центре швейцарского города.

Вот уже на протяжении нескольких столетий – с 1821-го года – лежит неподвижным торжественным грузом царь зверей в огромной скале. Марк Твен, увидев этот великолепный памятник, говорил, что этот лев – самая трогательная и грустная скульптура в мире, из тех что ему когда-либо приходилось видеть.

История возникновения этого шедевра отправляет нас в волнуемый революцией Париж. 10 августа 1792 г. в последнем оплоте короля Людовика XVI во дворце Тюильри осталась лишь верная присяге швейцарская гвардия — почти 1000 человек, готовых защищать монарха до конца. Людовик XVI, желая показать разъяренной толпе верность народу и Франции, отдал приказ не стрелять. 600 гвардейцев верных присяге Франции и королю, отлично обученные и вооруженные, были растерзаны толпой без сопротивления. Спустя месяц были казнены еще 200 гвардейцев переживших эту кровавую трагедию и взятых в плен. В январе 1793 г. был казнен и сам Людовик XVI.
За этими кровавыми событиями наблюдал с балкона дворца Тюильри Наполеон Бонапарт, тогда еще офицер артилерии. Молодой Банопарт воскликнул: «Как бездарно ведется оборона дворца! Жалкое сопротивление несчастных швейцарцев…». Спустя годы, когда дворец Тюильри осаждали уже сторонники восстановления монархии, - Наполеон без колебаний пустил в ход пушки.

Инициатором возведения памятника стал швейцарский военачальник Карл Пфиффер, один из гвардейцев, благодаря счастливому стечению обстоятельств оказавшийся на момент кровавых событий в отпуске. Уроженец Люцерны, потерявший по итогам французской революции множество своих друзей и соратников, пообещал свято хранить память павших. До 1814 г. Швейцария была под властью Наполеона и о строительстве монумента в память жертв французской революции не могло быть и речи. Воплощаться идея начала лишь спустя годы, когда Швейцария получила независимоть, а Пфиффер оставив военную службу возглавил Общество искусств в Люцерне и вошел в Городской Совет. В 1818 г., он обнародовал проект монумента выполненный скульптором и художником с мировым именем Бертелем Торвальдсеном и начал заниматься сбором средств на возведение. Среди множества известных и знатных людей Европы, внесших свой вклад на создание памятника были и члены русской царской семьи.

Первоначально работа над Умирающим Львом была поручена швейцарскому скульптору Эггеншвеллеру, однако он скончался при трагических обстоятельствах не успев приступить к работе. Эггеншвеллера заменил другой швейцарский скульптор — Лукас Ахорн, который мастерски выполнил монумент по эскизам Торвальдсена. Памятник вырублен в скале на берегу озера. Когда-то на этом месте был карьер где добывался камень для постройки домов в Люцерне. Имея 6 метров в высоту и 10 метров в длину, монумент представляет из себя высеченную в скале нишу с умирающим раненным львом. Морда животного застыла в страдании, из плеча торчит обломок копья, а под лапой и в изголовье два щита — один с гербом Швейцарии, оплакивающей своих сынов, второй с лилией — символом Франции. Надпись на памятнике гласит: «Верности и мужеству швейцарцев 10 августа, 2–3 сентября 1792 г. Здесь имена тех, кто, чтобы не нарушить клятву верности, пал с великой храбростью… В честь их подвига горожане воздвигли этот памятник на вечные времена…»
10 августа 1821-го г. монумент «Умирающий лев» был открыт. Открытие было приурочено к 29-й годовщине кровавых событий.

Каменный лев стал жемчужиной Люцерна и Швейцарии. Множество людей стремятся взглянуть на него…
Гвардейцы еще не раз показывали миру стойкость и силу духа. В 1527 г. полторы сотни швейцарских львов погибли, защищая Ватикан и Папу от вторгшихся испанских войск. Сегодня с трудом верится, что мирная и благополучная Швейцария на протяжении шести веков поставляла доблестных и стойких гвардейцев королевским дворам Европы. Сегодня от славной швейцарской гвардии осталось 110 человек охраны Папы в Ватикане. Зовутся они «пехотная когорта священной охраны Папы Римского».
День швейцарской гвардии празднуется каждый год 6 мая.

«Умирающий лев» – это, возможно, самый печальный швейцарский памятник. Он посвящен швейцарским гвардейцам, которые погибли при штурме дворца Тюильри 10 августа 1792 года. Эти гвардейцы защищали французского короля Людовика XVI; следует заметить, что французские короли, равно как и другие европейские правители, вообще любили нанимать в качестве охранников швейцарцев. Во Франции основоположником этой традиции стал Людовик XI, правивший в 1461-1483 годах.

Как оказалось в ходе французской революции, не зря короли предпочитали именно швейцарцев. Французские воинские подразделения стали одно за другим переметываться на сторону восставших, и в итоге король остался только под охраной швейцарских гвардейцев: их было около 1100 человек.

Людовик XVI был не слишком-то жесткосердным государем, но и не слишком умным: он отдал приказ не стрелять по восставшим из орудий, но приказа оставлять дворец не было. А ведь восставших было гораздо больше тысячи человек! Целые полчища устремились на штурм Тюильри, этого уютного гнездышка слегка потерявших чувство реальности аристократов и царедворцев. Неудивительно, что восставшие успешно ворвались во дворец и перебили значительную часть швейцарцев; еще пара сотен гвардейцев попала в плен, но большинство плененных были затем убиты.

Самого короля вывезли из дворца прямо перед началом штурма, но долго он не прожил: ему отрубили голову 21 января 1793 года. Из 1110 швейцарцев в живых остались лишь около 350 человек, причём большая часть этих людей выжила только потому, что была отправлена в Нормандию за несколько дней до 10 августа 1792 года.

Присутствовавший при штурме Тюильри Наполеон сильно удивлялся и королевской глупости, и слепому повиновению швейцарцев. Как он писал, достаточно было бы несколько раз пальнуть по толпе из пушек, и она живо бы рассеялась. Однако король, возможно, подумал, что это вызвало бы в народе ярость и только ускорило бы его казнь. А может, в сердце короля внезапно проснулось чувство сострадания к восставшим. Не знаю.

Как бы то ни было, в Швейцарии новость о гибели более семи сотен гвардейцев вызвала шок. Один из гвардейских офицеров, находившийся в это время в отпуске в Люцерне, стал собирать деньги на памятник, но только более 25 лет спустя, через несколько лет после свержения Наполеона. Деньги быстро собрали и наняли датского скульптора Бертеля Торвальдсена (Bertel Thorvaldsen, жил в 1770-1844 годах).

Торвальдсен сделал эскиз памятника, а Лукас Ахорн (Lucas Ahorn) выточил памятник в скале, которая в то время находилась на окраине Люцерна – в бывшем карьере, откуда добывали песчаник. В 1821 году изготовление памятника было завершено, и «Умирающий лев» стал первым памятником в Европе, изображавшим животного, а не человека.

Памятник этот весьма крупный, и снабжён он несколькими латинскими надписями. Надпись надо львом – Helvetiorum Fidei ac Virtuti - переводится на русский язык как «Верности и храбрости швейцарцев». Нижняя надпись – очень длинная – содержит имена погибших офицеров, а также сообщает примерное число погибших и выживших гвардейцев (соответственно 760 и 350).

В плече льва торчит копье; одной лапой лев покрывает щит с гербом Бурбонов (династия французских королей), а возле головы животного располагается еще один щит - с гербом Швейцарии. Сам лев заполз в расщелину, а на лице его можно прочесть большую скорбь и обиду на чудаков на букву «м», которые одним росчерком пера или поворотом языка отправляют сотни людей в могилу во имя Ничего.

Марк Твен, повидавший памятник несколько десятилетий спустя, назвал его «the most mournul and moving piece of stone in the world». На русский язык это принято переводить как «самый грустный и трогательный кусок скалы в мире», хотя я бы перевел эти слова как «самый скорбный и выразительный кусок скалы в мире».

«Умирающий лев» – это один из наглядных аргументов в пользу того, чтобы ходить по городам с информативным путеводителем или экскурсоводом. Турист, который не знает, что это за памятник и в честь чего он выточен в скале, возможно, просто с пошловатым интересом посмотрит на него, да ещё и сфотографируется на его фоне. А фотографироваться рядом с подобными памятниками, на мой взгляд – это примерно то же, что фотографироваться на фоне могил, то есть демонстрировать проявление либо легкомысленности, либо нездорового цинизма.

Справочная информация

Памятник расположен рядом с площадью Lowenplatz. Открыт он круглосуточно, а смотреть на него, конечно же, можно бесплатно. Думаю, что для осмотра этого памятника большинству людей будет достаточно 15 минут.

Все они являются историческими памятками, однако каждая из них таит в себе глубокий смысл, неправда?

Так вот памятник, которым мы будем любоваться сегодня, поразит вас не меньше. Эта скульптура - памятник Умирающий лев в Люцерне.

Где находится памятник Умирающий лев

Умирающий лев располагается в сердце города Люцерна, что в Швейцарии. И вот уже с 1792 года лев лежит в скале неподвижным грузом и удивляет каждого, кто бы ни приехал сюда. Сам Марк Твен считал эту скульптуру одной из самых необычных и душевных шедевров, сделанных из камня.

Как создавали памятник Умирающий лев в Люцерне

Скульптура была создана в честь швейцарцев, которые в 1792 году пали при Тюильри. Умирающий лев в Люцерне лежит неподвижно. Он прикрывает собой щит, на котором изображены гербы Швейцарии и Франции. Кстати говоря, эта скульптура является первым наскальным «изображением» животного в Европе.

Сама идея создания такого символического памятника в Люцерне пришла Карлу Пфифферу - военачальнику Швейцарии. А такая идея посетила его из-за того, что после французской революции все близкие друзья погибли на поле сражений. После этого Карл пообещал беречь память о них.

Само «строительство» умирающего животного в Люцерне было долгим и запутанным! С самого начала планировали установить одну из двух моделей львов, привезенных из Швейцарии. Однако долгая и неровная дорога превратила скульптуру в кучу камней.

Потом работали по эскизам. Но и здесь работа особо не двинулась с места. Так, она переходила из рук в руки и, наконец, в 1821 году, благодаря проекту Торвальдсена, скульптуру увидели туристы и жители Швейцарии.

Что символизирует скульптура Умирающий лев

Скульптура в Люцерне была создана не только в качестве «памятки» о том, что в 1792 году швейцарцы пали в битве, но она является также символом силы, мужества и величия воинов. Глядя на скульптуру, говорят: «Храбрецы подобно львам сражались, но видимо недостаточно…».

Кстати, внизу на камне высечены имена всех офицеров, погибших за Родину.

Из года в год у подножия скалы, в которой и «живет» умирающий лев, проводят важнейшее культурное событие города - Международный музыкальный фестиваль в Люцерне.

Одним словом, памятник Люцерна - это нечто высокое и великое. Ведь редко когда камень способен передать столько эмоций и переживаний. А еще в Швейцарии есть потрясающая , которая лежит через Альпы.

Где расположен памятник Умирающий лев на карте

Умирающий лев в Люцерне - это памятник, который был спроектирован Бертелем Торвальдсеном и вытесан в скале скульптором Лукасом Ахорном в период с 1820 по 1821 год. Памятник находится в центре города и является одной из главных его достопримечательностей. На сегодняшний день на Умирающего льва приезжают посмотреть множество путешественников с разных стран мира.

Интересно, что знаменитый американский писатель Марк Твен (1835-1910) высоко оценил скульптуру смертельно раненного льва, описав ее как «наиболее печальный и трогательный кусок камня в мире».

Памятник был воздвигнут в честь павших в бою швейцарских гвардейцев, которые погибли в 1792 году во время Французской революции, когда революционеры взяли штурмом дворец Тюильри в Париже, Франция.

Над памятником возвышается латинская надпись «Helvetiorum Fidei ac Virtuti» («Верности и храбрости швейцарцев»). Голова пронзенного копьем льва лежит на щите с гербом французской монархии, а возле него расположен еще один щит, но уже с гербом Швейцарии. Под памятником на скале вырезаны имена офицеров и приблизительное число солдат, которые погибли и выжили во время тех событий.

История создания памятника Умирающий лев

Идея создания этой скульптуры принадлежит лейтенанту Швейцарского гвардейского полка Карлу Пфюферу фон Альтисхофену, которому во время ужасных событий 10 августа 1792 года посчастливилось быть в отпуске в родном городе Люцерне. Он решил отдать должное героям-землякам, павшим в бою. В 1801 году по окончанию своей воинской службы он вернулся в Люцерн, где позже стал работать в городском совете, а также был назначен главой Люцернского общества искусств. Однако на тот момент воплотить свою идею Пфюфер не смог, так как Гельветическая республика была связанна союзным договором с Наполеоновской Францией, поэтому о монументе швейцарским гвардейцам, которые ценной своей жизни защищали Людовика XVI, не могло быть и речи.

Офицер смог приступить к реализации своей задумки лишь в 1814 году, когда во Франции на трон вернулись Бурбоны, а Швейцария вновь получила реальную свободу и независимость. Карл Пфюфер обращался ко многим местным скульпторам, но ни один из них не смог создать эскиз, который бы удовлетворил его замысел. Когда на дворе был 1818 год Пфюфер написал письмо знаменитому Торвальдсену, который в тот момент работал в Риме. Талантливого датского скульптора неимоверно заинтересовало предложение, однако для большей драматичности он решил изобразить не погибшего льва, как того хотел офицер, а умирающего.

Созданием памятника Умирающий лев по готовым эскизам Торвальдсена занялся швейцарский скульптор Лукас Ахорн, который смог завершить работу 7 августа 1821 года. Торжественное открытие монумента состоялось спустя три дня в 29 годовщину штурма Тюильри. На это мероприятие были приглашены ветераны тех трагических событий и местные жители. Автор эскизов смог увидеть скульптуру лишь через два десятка лет - в 1841 году. Он был поражен мастерством своего швейцарского коллеги и высоко оценил его труд. Монумент Умирающий лев в Люцерне стал первым в Европе наскальным изображением животного. Позже копии этого памятника были установлены в США и Греции.

В живописном уголке Швейцарии, в центре города Люцерн можно увидеть великолепный мемориал, получивший название «самый печальный памятник». «Умирающий лев» - памятник, высеченный в отвесной скале песчаника - появился над озером Люцерн в 1821 году и стал символом отваги и преданности. А события, которые послужили поводом для появления этого памятника, трогают сердце и сегодня, хотя с тех пор прошло более 200 лет.

«Умирающий лев» (1821) - памятник, высеченный в отвесной скале песчаника над озером Люцерн - один из самых всемирно известных творений рук человека.


«В Люцерне есть удивительный памятник, высеченный в дикой скале. Во впадине лежит умирающий лев; он ранен насмерть, кровь струится из раны, в которой торчит обломок стрелы; он положил молодецкую голову на лапу, он стонет, его взор выражает нестерпимую боль; кругом пусто, внизу пруд; всё это задвинуто горами, деревьями, зеленью» ,- так написал об «Умирающем льве» Александр Герцен, посетив Швейцарию.


Это аллегорическое скульптурное изваяние носит масштабный характер: девятиметровая фигура льва лежит в огромной нише шестиметровой высоты и длиной в тринадцать метров. Лев своим телом прикрыл щит с изображением лилии, символизирующей монархию Франции, которую так самоотверженно защищали швейцарские гвардейцы. А перед изголовьем раненного льва лежит щит с гербом Швейцарии - их родины, честь которой они не имели права уронить.


Над нишей в скале выбита надпись на латыни HELVETIORUM FIDEI AC VIRTUTI- «Верности и отваге швейцарцев». Под скульптурной композицией высечены цифры 760 и 350, которые соответствуют числу погибших и уцелевших гвардейцев. У самого подножия мемориала поименно перечислены солдаты и офицеры, с честью отдавшие жизни за французскую монархию.


Трагическая страница истории, послужившая идеей создания памятника "Умирающий лев"


1792 год. Париж. Шел третий год великой буржуазной французской революции. В конце лета двадцать тысяч повстанцев держали в осаде дворец Тюильри, за стенами которого скрывался правящий король Людовик XVI со своим семейством. Восставшим противостояло небольшое французское войско и дворцовая охрана, состоящая из тысячи швейцарских гвардейцев.


Утром 10 августа начался штурм дворца. Королевское войско почти сразу же, предав своего монарха, перешло на сторону восставших. Но престол все еще держался благодаря отважной тысяче гвардейцев. Они, верные своей присяге, готовы были защищать монарха до последнего. Король же, увидев натиск наступающей толпы, в последний момент отдал приказ: «Не стрелять».


Этим милосердным решением Людовик хотел остановить, рвущихся во дворец повстанцев и доказать, что не хочет кровопролития и зла своему народу. Гвардейцы, не посмев ослушаться приказ короля, остались практически безоружными. И уже ничто уже не могло остановить разъяренную толпу, жаждущую крови.


Озверевшие повстанцы беспощадно убивали всех на своем пути, не щадя ни детей, ни женщин. А гвардейцев они просто зверски растерзали. Сам же дворец был варварски разграблен и разрушен. Этот день стал страшной трагедией в истории двух стран - 786 швейцарских воинов сложили свои головы в одночасье за французского короля. Еще около двухсот было взято в плен и казнено немного позже. Королевскую семью также постигла их участь. А казнь Людовика XVI была назначена на январь 1793 года. Он с достоинством выслушал свой приговор и шагнул на эшафот. После его смерти Франция погрязла в войнах.


Участником этих событий был сам Наполеон Бонапарт - совсем юный бригадный капитан. Бродя уже по разрушенному дворцу, залитому кровью, в недоумении воскликнул: «Какое безумие! Как они могли позволить этой черни вломиться во дворец? Почему не расстреляли пушками несколько сотен? Остальные бы живо убрались со сцены» . Он тогда не знал о самоубийственном приказе короля. Наполеон получил серьезный урок из этой истории. Ибо когда уже будучи у власти, он придушил восстание, не задумываясь расстреляв бунтарей.


История создания памятника, увековечившего жертв французской революции

Карл Пфюффер, благодаря которому и высечен в скале этот памятник, был одним из тех гвардейцев дворцовой охраны короля Людовика XVI. И лишь благодаря тому, что в это время был в отпуске, его миновала страшная участь. Узнав о такой нелепой гибели сослуживцев и соотечественников, был настолько потрясен, что решил, во что бы то ни стало, увековечить память о них.

На службе в армии Карл еще пробыл несколько лет. А вернувшись в 1801 году на родину, возглавил Люцернское общество искусств при городском совете. Но замыслу боевого офицера, вынашиваемому уже несколько лет, пока не суждено было исполниться. Швейцария в то время пребывала под властью Франции. И сооружение какого либо памятника жертвам французской революции не было бы одобрено Наполеоном Бонапартом. Лишь в 1813 году Швейцария снова стала независимой. И Карл Пфюффер незамедлительно начал работу над проектом.


И вот уже в 1818 году проект строительства необыкновенного памятника был обнародован. Начался сбор средств на начало строительства. Неоценимым был вклад русской царской семьи и многих знатных родов Европы. Первоначальный проект Карл представил в виде горельефа мертвого льва, заваленного сломанным оружием и щитами. Интересным в композиционном решении было то, что высечен этот памятник должен был быть в отвесной скале, с подступающим к ней озером удивительной красоты, за пределами Люцерна.


Карл долго искал мастера, который бы взялся за создание макета памятника. И лишь датский скульптор с мировым именем - Бертель Торвальдсен верно понял замысел отставного офицера, и создал потрясающий макет. От себя Бертель добавил лишь то, что льва изобразил не мертвым, а умирающим. А швейцарский скульптор Лукас Ахорн по этому макету мастерски высек из цельного куска скалы, возвышающаяся над озером Люцерн, символическую фигуру умирающего льва.

Открытие памятника было приурочено к 29 годовщине тех ужасающих событий. 7 августа 1821 года к монументу собрались почтить память знать со всей Швейцарии, аристократы Европы, и ветераны-гвардейцы которые чудом остались в живых после того кровавого месива.

Самым грустным, но в то же время и самым трогательным каменным изваянием в мире".


Швейцария, никогда ни с кем не воевавшая, уже несколько последних веков держит полный нейтралитет в отношении военных конфликтов. Но армия у нее всегда была и есть поныне. Это надежные, смелые и преданные солдаты, верные традициям и присяге. Доблестная швейцарская гвардия в наши дни охраняет Ватикан и Папу Римского.
И вот уже сколько столетий неизменный девиз швейцарских военных гласит: «Главное - не потерять доверие народа».