Ткачева Татьяна
Психологический тренинг для педагогов «Умеешь ли ты общаться?»

Цель: развитие коммуникативных способностей педагогов.

Задачи: - с помощью тестов помочь педагогам разобраться, кто они есть?

Какова направленность их личности в общении;

Развивать умение изменять эмоциональную атмосферу.

1. Разминка «Привет».

Участники стали в круг, взялись за руки, придумали себе образ, отвечая на вопрос «Кто Вы?» (цветок, животное, предмет, состояние души). Смотрим друг другу в глаза, говорим привет, называя друг друга по образу.

2. Принятие двух золотых правил.

1) Не хочешь – не говори.

2) Когда говорит другой – не перебивай.

3. Дерево цели и пожеланий.

Что Вы ждете от этого тренинга? Какие пожелания на будущее? Эти вопросы участники пишут на листочках и располагают на дереве, нарисованном на полу (корни, ствол, ветви).

4. Тест «Кто Вы?»

(И Панарин, «Игры в самих себя» стр. 50-52)

Выберите одну из понравившихся фигур: квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, зигзаг. Каждая фигура может многое рассказать о человеке, который ее выбрал.

Квадрат. Человеку, выбравшему квадрат, присуще трудолюбие, усердие, потребность доводить начатое дело до конца, упорство, позволяющее добиваться завершения работы. Выносливость, терпение и методичность обычно делают «квадрата» высококлассным специалистом в своей области. Он любит раз и навсегда заведенный порядок: все должно находиться на своем месте и происходить в свое время. Идеал «квадрата» - распланированная, предсказуемая жизнь, ему не по душе «сюрпризы» и изменения привычного хода событий.

Прямоугольник. Временная форма личности, которую могут «носить» остальные устойчивые фигуры в определенные периоды жизни. Это люди, не удовлетворенные тем образом жизни, который они ведут сейчас, и потому занятые поисками лучшего положения. Поэтому, лучшие качества «прямоугольника» - любознательность, пытливость, живой интерес ко всему происходящему и смелость. Они открыты для новых идей, ценностей, способов мышления и жизни, легко усваивают все новое.

Треугольник. Эта фигура символизирует лидерство. Самая характерная особенность «треугольника» - способность концентрироваться на главной цели. «Треугольники» энергичные, неудержимые, сильные личности, которые ставят ясные цели и, как правило, достигают их. Они честолюбивы и прагматичны. Сильная потребность быть правым и управлять положением дел делает «треугольника» личностью, постоянно соперничающей, конкурирующей с другими.

Круг. Самый доброжелательный из пяти фигур. Он обладает высокой чувствительностью, развитой эмпатией - способностью сопереживать, сочувствовать, эмоционально отзываться на переживания другого человека. «Круг» ощущает чужую радость и чувствует чужую боль как свою собственную. Он счастлив тогда, когда все ладят друг с другом. Поэтому, когда у «круга» возникает с кем-то конфликт, наиболее вероятно, что именно он уступит первым. Он стремится найти общее даже в противоположных точках зрения.

Зигзаг. Фигура, символизирующая творчество,. Комбинирование абсолютно различных, несходных идей и создание на этой основе чего-то нового, оригинального – вот, что нравится «зигзагам». Они никогда не довольствуются способами, при помощи которых вещи делаются в данный момент или делались в прошлом. «Зигзаг» - самый восторженный, самый возбудимый из всех пяти фигур. Когда у него появляется новая и интересная мысль, он готов поведать ее всему миру! «Зигзаги» - неутомимые проповедники своих идей и способны увлечь за собой многих.

5. Тест «Направленность личности в общении» (НЛО).

Методика направлена на изучение направленности личности в общении, т. е. совокупность более или менее осознанных личностных смысловых установок и ценностных ориентаций в сфере межличностного общения, включающих представление о смысле общения, его целях, средствах, желательных и допустимых способах поведения в общении.

Представьте, пожалуйста, что Вам необходимо обсудить с хорошо знакомым человеком важную для Вас обоих проблему. Из предлагаемых вариантов окончания фраз выбирайте тот, который соответствует Вашим представлениям о том, как будет происходить это общение. Старайтесь выбирать быстро, помня, что нет «хороших» и «плохих» ответов – важно, чтобы они отражали Ваше мнение. Отвечать следует строго в порядке предъявления предложений, возвращаться к «ответам» после ознакомления с последующими фразами нельзя. Римскими цифрами обозначьте номер вопроса, а арабскими – вариант ответа.

I. Я обычно начинаю общение …

1. с улыбки и искренней доброжелательности;

2. с высказывания своей точки зрения, своих требований;

3. когда мне это выгодно;

4. чем я могу помочь собеседнику;

5. когда собеседник сделает первый шаг;

6. как получится.

II. Мне нравится такое общение …

1. которое мне не мешает;

2. если оно происходит без противоречий и мне все ясно;

3. когда чувствуешь, что ты нужен человеку и можешь ему помочь;

4. в котором я получаю то, что мне надо;

5. которое приносит мне удовольствие, меня понимают и не возражают;

6. если каждый высказывает свою мысль, и мы открываем что-то новое.

III. Если собеседник перестает меня слушать …

1. виновата я сама, пытаюсь вернуть его внимание, спрашиваю – чем я могу помочь?

2. пусть он сам говорит;

3. продолжаю говорить;

4. очень важно вместе понять – почему;

5. я обижаюсь и высказываю ему мое возмущение;

6. значит, он что-то задумывает против меня.

IV. Если в общении назревает конфликт …

1. то мои действия зависят от силы соперника;

2. надо твердо стоять на своем;

3. важно понять его причины и действовать сообща и корректно;

4. ну и пусть назревает;

5. обязательно надо его сгладить, перейти на другую тему;

6. сама виновата, постараюсь исправить свою оплошность.

V. Если собеседник не отвечает на мой вопрос …

1. стараюсь понять, почему и действую соответственно;

2. это не важно, не буду приставать;

3. я замолкаю, теряюсь;

4. я обижаюсь и прекращаю всякое общение с ним;

5. значит ему плохо;

6. значит, я нащупала его слабое место.

VI. Если собеседник меня перебивает …

1. если что-то дельное – пусть;

2. я выслушиваю его, иногда прошу дать мне возможность досказать свою мысль;

3. я делаю ему замечание один раз, потом обижаюсь;

4. замолкаю и слушаю;

5. значит у него плохие нервы, надо учесть;

6. значит, я долго говорю, а у человека что-то важное.

VII. В конце разговора …

1. мы смотрим друг на друга, улыбаемся и договариваемся о следующей встрече;

2. я испытываю удовлетворение, если меня поняли;

3. я говорю о приятной беседе и делаю выводы про себя;

4. собеседник должен остаться довольным разговором;

5. собеседник подводит итоги;

6. подбивается результат.

I II III IV V VI VII

1 – Д 1 – И 1 – АЛ 1 – М 1 – Д 1 – И 1 – Д

2 – АВ 2 – К 2 – К 2 – АВ 2 – И 2 – Д 2 – АВ

3 – М 3 – АЛ 3 – И 3 – Д 3 – К 3 – АВ 3 – М

4 – АЛ 4 – М 4 – Д 4 – И 4 – АВ 4 – К 4 – АЛ

5 – К 5 – АВ 5 – АВ 5 – К 5 – АЛ 5 – М 5 – К

6 - И 6 - Д 6 - М 6 - АЛ 6 - М 6 - АЛ 6 – И

Д – НЛО - ориентация на равноправное общение, основанное на взаимном уважении и доверии, ориентация на взаимопонимание, взаимную открытость и коммуникативное сотрудничество, стремление к взаимному самовыражению, развитию, сотворчеству.

АВ – НЛО – ориентация на доминировании в общении, стремление подавить личность собеседника, подчинить его себе, «коммуникативная агрессия», когнитивный эгоцентризм, «требование» быть понятым (а точнее – требование согласия с собственной позицией) и нежелание понимать собеседника, неуважение к чужой точке зрения, ориентация на стереотипное «общение» - функционирование, коммуникативная ригидность.

М – НЛО – ориентация на использование собеседника и всего общения в своих целях, для получения разного рода выгоды, отношение к собеседнику как к средству, объекту своих манипуляций. Стремление понять, «вычислить» собеседника, чтобы получить нужную информацию, в сочетании с собственной скрытостью, ориентация на развитие и даже «творчество» (хитрость) в общении, но односторонняя – только для себя, за счет другого.

АЛ – НЛО – добровольная «центрация» на собеседнике, ориентация на его цели, потребности и т. д. и бескорыстное жертвование своими интересами, целями. Стремление понять запросы другого с целью их наиболее полного удовлетворения, но безразличие к пониманию себя с его стороны, стремление способствовать развитию собеседника даже в ущерб собственному развитию и благополучию.

К – НЛО – отказ от равноправия в общении в пользу собеседника, ориентация на подчинение силе авторитета на «объектную» позицию для себя. Ориентация на некритическое согласие (уход от противодействия, отсутствие стремления к действительному пониманию и желание быть понятым. Направленность на подражание, реактивное общение, готовность «подстроиться» под собеседника.

И – НЛО – такое отношение к общению, при котором игнорируется оно само со всеми его проблемами, доминированные ориентации на сугубо деловые вопросы, уход от общения как такового.

6. Игра «Эмоциональная атмосфера».

(Игры: обучение, тренинг, досуг).

Сядьте в круг. Посидите немного молча и посмотрите на других участников. Подумайте, что в них вызывает у Вас чувство спокойствия, радости или какие-нибудь другие приятные эмоции? Найдите из всего потока образов что-нибудь одно, наиболее сильное по своей привлекательности для Вас в данный момент. Например, кого-то может привести в комфортное состояние уютный вид домашних тапочек на ногах одной из участниц, другому становится радостно при виде загадочной улыбки, блуждающей на лице соседа, третий наполняется ощущением легкости, глядя на пушистый свитер своего соседа, и т. п. Пожалуйста…

Ну а сейчас, по очереди выскажите свои симпатии тем, кто у Вас их вызвал. Пожалуйста…

Спасибо! Если Вы чувствуете, как поднялся уровень положительных эмоций, светлых энергий в группе после этих признаний, то, значит, наша цель достигнута: мы взяли верный тон. Спасибо!

7. Дерево цели и пожеланий.

Участники перекладывают свои пожелания и предложения, написанные на листочках, на дереве цели и пожеланий. Если они получили то, что хотели, удовлетворили свои потребности, то листочек помещают вверху на ветвях.

Если наполовину, то – на стволе. Если же не получили ничего из того, что ожидали от встречи, то оставляют листочек на корнях дерева.

(следующий тренинг психолог готовит с учетом пожеланий, которые остались неудовлетворенными).

8. Общение за чашечкой чая .

Министерство образования и науки РБ

ГБОУ СПО «Гусиноозерский энергетический техникум»

Учебно-методическая документация

2.6. Воспитательная работа

СК-УМД-МР-2.6.-15

Методическая разработка классного часа


Рассмотрено на заседании МО

Классных руководителей

Протокол №_______________

«___»_______________20__г.

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по ВР

«___»_______________20__г.

____ __ ____ Т.П. Мохонько

подпись И.О. Фамилия

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

КЛАССНОГО ЧАСА НА ТЕМУ:

« УМЕЕШЬ ЛИ ТЫ ОБЩАТЬСЯ»

(ситуативный практикум по культуре общения)

Гусиноозерск, 2015 г.

Цели:

Развитие культуры общения, коммуникативных на­выков учащихся.

Воспитание этических норм бесконфликтного об­щения с младшими, с ровесниками и со взрослыми.

Оборудование. Если есть возможность, то подготовить на каждого учащегося тексты извлечений из книг и текста «Конфликт без насилия», листы, бумаги и ручки.

Ход классного часа.

Ситуация 1. «Умеешь ли ты управлять конфликтом?»

Правила, которых следует придерживаться в разгово­ре:

Необходимо вести разговор вежливо и ровным го­лосом;

Должно быть желание разговаривать;

Следует смотреть в глаза собеседнику;

Морщить лоб и нос;

Не надо перебивать или прерывать собеседника;

Не следует излишне увлекаться жестикуляцией;

Не следует излишне усложнять свою речь, исполь­зуя иностранные слова или научные термины;

Старайтесь говорить четко, не торопясь, не бормотать и не глотать окончаний слов;

Интонация не должна быть оскорбительной или обидной для человека.

1. Надо знать, как развивается конфликт:

Возникновение разногласий; возрастание напря­женности в отношениях;

Осознание ситуации как конфликтной хотя бы од­ним из ее участников;

Собственно конфликтное взаимодействие, исполь­зование различных межличностных стилей разрешения конфликтов, сопровождающееся возрастанием или понижением эмоциональной напряженности;

Исход (разрешение) конфликта. Разрешением кон­фликта является устранение проблемы, породившей конфликтную ситуацию и восстановление нормальных
отношений между людьми.

2. Выяснение скрытых и явных причин конфликта, определение, что действительно является предметом раз­ногласий, претензий. Порой сами участники не могут или не решаются четко сформулировать главную при­чину конфликта.

4. Сконцентрируйте внимание на интересах, а на позициях. Наша позиция - это то, о чем мы заявляем, на чем настаиваем, наша модель решения. Наши инте­ресы - это то, что побудило нас принять данное реше­ние. Интересы - это наши желания и заботы. Именно в них - ключ к решению проблемы.

5. Делайте разграничения между участниками конф­ликта и возникшими проблемами. Поставьте себя на ме­сто оппонента. Будьте жестки по отношению к проблеме и мягки по отношению к людям.

6. Справедливо и непредвзято относитесь к инициа­тору конфликта. Не забывайте, что за недовольством и претензиями, как правило, стоит проблема, которая тя­готит человека, доставляет ему беспокойство и неудоб­ство.

7. Не расширяйте предмет конфликта, старайтесь со­кратить число претензий. Нельзя сразу разобраться во всех проблемах.

8. Придерживайтесь правила эмоциональной выдер­жки. Осознавайте и контролируйте свои чувства. Учи­тывайте состояние и индивидуальные особенности учас­тников конфликта. Это препятствует перерастанию реалистических конфликтов в нереалистические. При об­суждении конфликта важно избежать следующих серьезных ошибок:

Партнер выдвигает в качестве ошибки другого соб­ственный промах;

Поведение партнера диктуется исключительно так­тическими соображениями;

Партнер укрывается за «производственной необхо­димостью»;

Партнер настаивает на признании его власти;

Используются самые уязвимые места партнера;

Припоминаются старые обиды;

В конце концов выявляются победитель и побеж­денный.

Возможные и другие ошибки, допускаемые собесед­никами:

Отключение внимания: отвлечь внимание может все, что действует необычно или раздражает. Например, на­ружность говорящего, его голос или произношение;

Высокая скорость умственной деятельности. Мы ду­маем в четыре раза быстрее, чем говорим. Поэтому ког­да кто-либо говорит, наш мозг большую часть времени
свободен и отвлекается от речи говорящего;

Антипатия к чужим мыслям. Мы больше ценим свои мысли, для нас приятнее и легче следовать этим мыслям, нежели заставить себя следить за тем, что гово­рит другой;

Избирательность внимания. С детских лет мы при­выкли слушать одновременно многое, не уделяя всему предельного внимания. Попытка внимательно слушать
все была бы непосильным занятием. В порядке самоза­щиты мы приучаемся попеременно выбирать то, что представляет интерес сейчас. Эта привычка переключаться затрудняет фиксирование внимания на чем-то од­ном;

Потребность реплики. Слова другого могут вызвать у нас потребность ответить. Если это происходит, то мы уже не слушаем, что нам говорят. Мысли заняты формули­рованием «разгромных» аргументов и комментариев.

Задание 1. Со всеми ли «правилами» ты согласен?

Задание 2. Приходилось ли тебе в какой либо жизнен­ной ситуации применять некоторые из приведенных в тексте «правил»?

Ситуация 2. «Что такое такт?»

Под тактом прежде всего понимается чувство меры, умение ориентироваться в тех или иных обстоятельствах. Как поступить в данный момент? Что следует сказать, а о чем лучше промолчать? Остаться в комнате или выйти? Сделать вид, что не заметил неудачной реплики или обратить ее в шутку?

Такт - это чуткость, скромность в поведении, результат воспитания, в основе его - уважение к окружающим, уважение чужого мнения, бережность в отношении к близким, друзьям, коллегам.

Бестактным считается:

Своим поведением обращать на себя внимание в не­которых общественных местах (в музее, театре, библио­теке и т. п.);

Говорить в публичном месте о личных делах своих близких (друзей, родственников и др.);

Навязывать свои вкусы и представления.
Задание. Дополните своими предложениями понятие:

«бестактным считается...».

Ситуация 3. «Как заставить человека принять вашу точ­ку зрения?»

Убеждать человека в чем-либо не значит спорить с ним: единственный способ победить в споре - это из­бегать его. Недоразумения нельзя устранить спором, их
можно устранить лишь с помощью такта, стремления к примирению и искреннего желания понять точку зре­ния другого.

Уважайте мнение других людей, никогда не гово­рите человеку резко, что он не прав, особенно при лю­дях. В таких условиях человеку трудно согласиться с
вами.

Если человек высказывает какую-то мысль, а вы уве­рены в ее ошибочности, лучше обратиться к нему со сло­вами: «Я могу ошибаться. Давайте разберемся в фактах».
Это заставит собеседника быть столь же справедливым, заставит его признать, что он также может ошибаться.

Если вы не правы, признавайте это быстро и ре­шительно. Гораздо легче самому признать свои ошибки или недостатки, чем выслушивать осуждение со сторо­ны другого человека. Если вы знаете, что другой человек думает или хочет сказать о вас что-то отрицательное, скажите это сами раньше, этим вы его обезоружите,

Не начинайте важных разговоров с требованиями сказать «да» или «нет». Если человек сказал «нет», его принципы требуют оставаться до конца последователь­ным. Он может позднее почувствовать, что «нет» было неверным, но вы сами отрезали ему пути к отступлению. Поэтому очень важно повести разговор так, чтобы собеседнику не было необходимости и возможности сказать «нет».

Если хотите убедить людей в чем-либо, старайтесь смотреть на вещи глазами этих людей. Вы сэкономите много времени и сохраните свои нервы.

Задание 1. Согласны ли вы с приведенными прави­лами?

Задание 2. По вашему мнению, эти правила всегда «срабатывают»?

Ситуация 4. «Помогут ли вам приведенные рекоменда­ции по ускорению процесса разрешения конфликта?»

Во время переговоров приоритет должен отдавать­ся обсуждению содержательных вопросов.

Стороны должны стремиться к снятию психологи­ческой и социальной напряженности.

Стороны должны демонстрировать взаимное ува­жение.

Участники переговоров должны стремиться пре­вратить скрытую часть конфликтной ситуации в откры­тую, гласно и доказательно раскрывая позиции друг дру­га и сознательно создавая атмосферу публичного, равноправного обмена мнениями.

Все участники переговоров должны проявлять склон­ность к компромиссу. Особое значение имеет заключитель­ная, послеконфликтная стадия. На этой стадии должны
быть предприняты усилия по окончательному устране­нию противоречий интересов, целей, установок, ликви­дирована социально-психологическая напряженность и
прекращена любая борьба.

Задание. Согласны ли вы с данными рекомендациями?

Ситуация 5. «Как надо приветствовать встретившегося знакомого человека?» Задание:

Какие способы приветствия вы знаете?

Отличаются ли приветствие в среде молодежи от приветствия взрослых?

Вы выбираете данный способ приветствия со зна­комыми только по возрастным признакам или по лич­ностным качествам этого человека?

Примите к сведению приведенную ниже информа­цию.

«Почему люди здороваются за руку?» Существуют и многие другие способы приветствовать друг друга. В кинофильмах вы, вероятно, видели, как придворные отвешивают поклоны, благовоспитанные девицы и дамы делают реверансы, а джентльмены при­поднимают при встрече шляпу.

Известны и более экзотические формы приветствия: у некоторых народов, например, при встрече было при­нято... тереться носами или даже исполнять особый та­нец. Однако одно только рукопожатие пережило все вре­мена и получило широкое распространение. Случилось так потому, что это самый миролюбивый, самый дружес­кий жест, понятный каждому.

Протягивая открытую ладонь, человек как бы пока­зывал другому, что у него нет оружия, что намерения его чисты. И если эти намерения не отвергались, следовал точно такой же ответный жест. А обмениваясь рукопожа­тием, люди убеждались в том, что в руке другого действи­тельно не спрятано оружие. Поэтому и принято снимать перед рукопожатием перчатку - ладонь должна быть открытой.

От очень древних времен дошло до нас и стойкое преду­беждение: нельзя здороваться за руку через порог. Смысл же его таков - у себя дома человек надежно защищен стенами, а за порогом таятся опасности, неизвестность. Так что если кто-то приходит в дом, пусть сначала войдет

внутрь, на свет, где можно хорошо рассмотреть пришед­шего и вовремя распознать угрозу, если она есть. А если нет - обменяться крепким рукопожатием.

Ситуация 6. «Поможет ли тебе при общении тест?»

Тест «Конфликт без насилия»

Выберите, на ваш взгляд, правильные ответы.

1.Являются ли постоянные споры с друзьями проявле­нием свободы вашего выбора?

А. да, являются; Б. нет, не являются;

В. все зависит от культуры человека, страны, где он живет, и законодательства.

2. Дети имеют право свободно делать свой выбор:
А. во всех сферах жизни и деятельности;

Б. только в среде своих друзей; В. только в семье.

3. Почему человек должен следовать общепринятым пра­вилам?

А. потому что так принято в обществе;

Б. потому что это совпадает с его желаниями;

В. потому что так получается.

4. Когда люди договариваются друг с другом, то они:
А. ссорятся;

Б. отстаивают свои позиции; В. вырабатывают правила.

5. Почему человек не соблюдает правил?
А. жить по правилам неинтересно;

Б. он плохо воспитан, у него низкий уровень культуры;

В. считает, что соблюдение правил - это проявление слабости.

6. Каковы причины конфликтов?
А. грубость; Б. слабохарактерность;

В. эгоизм; Г. доброта;

Д. ответственность; Е. различие взглядов.

7. Может ли быть конфликт без насилия?
А. да; Б. нет; В. всегда.

8. К какому понятию относится определение «состоя­ние взаимной вражды, серьезная размолвка»:

А. конфликт; Б. ссора; В. противоречие.

По мнению психологов и педагогов, правильными ответами являются: 1.б; 2.а; З.а; 4.в; 5.в; 6.а, в, е; 7.б; 8.б.

Шуточная ситуация 7. «Поможет ли тебе при общении юмор?»

Тест «Можешь ли ты красиво выступить у доски?»

Учеба - не такое уж интересное занятие. Но в твоих силах сделать так, чтобы каждый твой выход к доске стал запоминающимся событием и для тебя, и для твоих одно­курсников, и для преподавателя (а ведь у ваших педагогов еще меньше возможностей для развлечений, чем у вас).

Не ограничивайся просто ответом на вопрос (хотя не­которые и это сделать не могут), а дополни свое выступ­ление у доски... Как? Ну, как умеешь.

Мысленно или на бумаге поставь себе 2 очка за опти­мистический ответ, 1 очко - положительный ответ, 0 оч­ков - за отрицательный ответ на следующие вопросы:

1. Знаешь ли ты смешные анекдоты?
Много знаю!

Знаю, но в аудитории такие рассказывать нельзя.

Не знаю, я отличник.

2. Знаешь ли ты наизусть хоть одну песню?
Да, много знаю!

Знаю, но слова все время пугаю.

Пытался выучить, но пока не смог.

3. Умеешь ли ты танцевать какие-нибудь экзотичес­кие танцы, например, брейк, мазурку, вприсядку, малень­ких лебедей, танец племени людоедов мамбу-хрямбу?

Умею!

Нет, пока не умею.

Умею только детсадовские танцы.

4. Умеешь ли ты стоять на голове?
Могу и на голове, и на других частях тела.
Могу, но только на чужой голове.

Я и на ногах-то пока с трудом стою.

5. Можешь ли ты кончиком языка достать до носа?
В два счета!

Только до чужого носа.

Пока нет, но уже начал тренировки.

6. Можешь ли ты показать какой-нибудь фокус?
Запросто!

Могу «распилить» преподавателя (номер исполняет­ся только один раз).

Не знаю, не пробовал.

Подведем итоги. Если ты набрал(а):

10-12 очков. Ты веселый молодой человек (девуш­ка)! Юмор помогает тебе не только в учебе, но и в обще­нии.

6-9 очков. Ты можешь порадовать своих однокурс­ников и не упускай этого шанса!

1-5 очков. Неужели ты такой скучный человек?
Как же тогда с тобой общаются твои однокурсники?

Выучи наизусть хотя бы один из студенческих анекдо­тов и в удобное время расскажи его товарищам. Может, это поможет...

Мини-итоги. Классный руководитель подводит итоги всех рассуждений учащихся.

1. Нравится ли тебе выказывать кому-то свое расположение?

а) да, мне очень нравится это делать;

б) иногда;

в) я никогда и никому не выказываю ничего подобного.

2. Когда в твоем классе появляются новенькие, ты…

а) спешишь первой познакомиться с ними, потому что новые люди всегда интересны;

б) ждешь, когда с ними познакомятся другие одноклассники, и только потом начинаешь знакомиться сама;

в) тебя не интересуют незнакомые люди, тебе и так хватает общения с теми, с кем дружишь очень давно;

3. Симпатичный незнакомый мальчик уступил тебе место в автобусе. Ты…

а) скажешь ему: «большое спасибо», познакомишься, поболтаешь с ним и запишешь его телефон;

б) поблагодаришь его, сядешь и займешься своими мыслями;

в) будешь стоять, как стояла, сделав вид, что ничего не заметила.

4. Встречный прохожий говорит тебе комплимент. Твои действия:

а) поблагодаришь, улыбнешься и заведешь с ним беседу о том, как хорошо на свете жить;

в) мама тебя хорошо просветила, чем такое общение может кончиться. Ты никогда не отвечаешь незнакомым людям, поэтому быстро попытаешься скрыться, будучи твердо уверенной в том, что у прохожего на уме только дурное.

5. Мои друзья мне…

а) никогда не надоедают, мои заботы исчезают, когда я среди них;

б) иногда надоедают; время от времени хочется побыть одной;

в) основательно надоели, они меня раздражают.

6. Я люблю…

а) бывать среди людей, у меня определенно больше друзей, чем у других;

б) хорошую компанию, но друзей должно быть немного, это только очень близкие мне люди;

в) сидеть дома одна.

7. Настроение у тебя ужасное, и тут на улице к тебе подходит прохожий и просит показать дорогу. Как ты отреагируешь на это?

а) прохожий ни в чем не виноват, а я человек воспитанный, поэтому отвечу спокойно, вежливо и обстоятельно;

б) отвечу на его вопрос, но раздраженным, резким тоном: ведь иногда я могу сорвать зло на ком-нибудь;

в) я никогда не разговариваю с незнакомыми людьми, поэтому пусть он обращается к кому-то другому.

8. Тебя срочно попросили выступить на собрании с каким-то сообщением. Довольна ли ты этим предложением?

а) а почему я должна быть недовольна? Всегда рада выступить;

б) возможно, я буду отказываться, но если тема мне близка, то выступлю;

в) я никогда не любила публичных выступлений.

9. Когда у тебя неприятности (плохо с учебой, не понимают родители, поссорилась с любимым), можешь ли ты «поплакаться в жилетку» незнакомому человеку?

а) конечно, с большим удовольствием;

б) вряд ли меня поймет незнакомец, хотя такое и не исключено;

в) как можно доверять свои личные переживания чужим людям? Никогда!

Ключ к тесту

Ну что ж, давай подсчитаем, что получилось. Посмотри, какой вариант ответа у тебя встречается чаще всего. Если больше всего ответов под буквой «а», то из этого следует, что ты девочка общительная, чувство одиночества тебе неведомо. Ты можешь знакомиться везде и со всеми. Да, уж в необщительности тебя не упрекнешь. Однако это не всегда может иметь положительный результат. Иной раз ты предпочитаешь количество друзей качеству ваших отношений. Тебе нужно научиться иногда сдерживать свои эмоции – это пойдет тебе только на пользу. И еще: умерь свое любопытство, чуть меньше говори и больше слушай других, чуть осторожнее высказывай свое мнение по любому поводу – и все будет в порядке.

Если чаще всего в твоих ответах встречался вариант «б», то можно сказать, что ты во всем придерживаешься «золотой середины». И это совсем неплохо. Ты умеешь находить общий язык с другими людьми, но что самое главное – никогда не навязываешь другим своего общества. Для тебя имеет важное значение характер человека, с которым ты дружишь, поэтому друзья у тебя верные и надежные. С общительностью у тебя все нормально. Ты внимательно выслушиваешь других, пытаешься понять и принять их точку зрения. Легко идешь на контакт, однако всегда оставляешь кое-какие секреты для себя. Да и друзья могут полностью положиться на тебя, доверив тебе любую тайну.

Если больше всего получилось ответов под буквой «в», это говорит о том, что у тебя довольно низкий уровень общительности. Ты боишься общения, других людей, постоянно замкнута в своем мире, предпочитаешь уединение. Все коллективное тебя пугает, ты неохотно идешь на контакт с незнакомыми людьми. В каждом человеке ты видишь только негативное, часто остерегаешься общения даже с теми людьми, которые сами готовы предложить тебе дружбу. Но не стоит расстраиваться, ведь еще не поздно изменить свое поведение и отношение к окружающим. Ведь ты же не хочешь превращаться в отшельницу? Возможно, тебе следует по-новому взглянуть на одноклассников, ты сможешь найти среди них верных, искренних друзей и сама станешь намного общительнее.

Тестирование «Умеете ли вы общаться?»

Цель: познакомить участников с основными приемами по обмену информацией, формировать умение ее обрабатывать, находить в ней жизненно важное для решения актуальных проблем.

Ход занятия: Сегодня мы поговорим об общении. Ваш жизненный опыт еще мал, и порой вы не знаете, как вести себя в разных ситуациях, как поступать, чтобы не было конфликтов. Давайте, прежде всего, поговорим, конфликтная ли вы личность. Для этого ответьте на вопросы анкеты.

1. В классе начался спор на повышенных тонах. Ваша реакция:

    не принимаю участия;

    кратко высказываюсь в защиту той точки зрения, которую считаю правильной;

    активно вмешиваюсь и “вызываю огонь на себя”.

2. Выступаете ли вы на собраниях (классных часах) с критикой взрослых?

    нет;

    только если имею для этого веские основания;

    критикую всегда и по любому поводу.

3. Часто ли вы спорите с друзьями?

    только в шутку и то если это люди не обидчивые;

    лишь по принципиальным вопросам;

    споры – моя стихия.

4. Вы стоите в очереди. Как вы реагируете, если кто-то лезет вперед?

    возмущаюсь в душе, но молчу: себе дороже;

    делаю замечание – надо же научить грубияна хорошему тону;

    прохожу вперед и начинаю наблюдать за порядком;

5. Дома на обед подали несоленый суп. Ваша реакция.

    не буду поднимать бучу из-за пустяка;

    молча возьму солонку;

    не удержусь от едких замечаний, и, быть может, демонстративно откажусь от еды.

6. На улице или в транспорте вам наступили на ногу…

    с возмущением посмотрю на обидчика;

    сухо без эмоций сделаю замечание;

    выскажусь, не стесняясь в выражениях.

7. Кто-то в семье купил вещь, которая вам не нравится.

    промолчу;

    ограничусь коротким, но тактичным комментарием;

    выскажу все, что я об этом думаю.

8. Не повезло, на улице в лотерею вы просадили кучу денег. Как вы к этому отнесетесь?

    постараюсь казаться равнодушным, но дам себе слово никогда больше не участвовать в этом безобразии;

    не скрою досаду, но отнесусь к происшедшему с юмором, пообещав взять реванш;

    проигрыш испортит мне настроение, подумаю, как отомстить обидчикам.

Ключ: 1-й вариант ответа – 4 очка, 2 – 2 очка, 3 – 0 очков. Идет подсчет баллов. Класс разбивается на три психологических типа.

Ведущий дает такую информацию.

22-32 очка. Вы тактичны и миролюбивы, уходите от споров и конфликтов, избегайте критических ситуаций на работе и дома. Изречение “Платон мне друг, но истина дороже!” не может быть вашим девизом. Вас иногда называют приспособленцем. Наберитесь смелости и, если обстоятельства потребуют, высказывайтесь принципиально, невзирая на лица.

12-20 очков. Вы слывете человеком конфликтным. Но это преувеличение. Вы конфликтуете, только если нет иного выхода, когда все другие средства исчерпаны. Вы способны твердо отстаивать свое мнение, не думая, как это отразится на отношениях к вам товарищей. При этом вы не “выходите за рамки”, не унижаетесь до оскорблений. Все это вызывает к вам уважение.

До 10 очков. Споры и конфликты – это ваша стихия. Ведь вы любите критиковать других, если же услышите замечания в свой адрес – можете съесть человека живьем. Это критика ради критики. Не будьте эгоистом. Очень трудно приходится тем, кто рядом с вами. Ваша несдержанность отталкивает людей. Не поэтому ли у вас нет настоящих друзей? Постарайтесь обуздать свой характер.

Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Усть-Удинский районный Дом детского творчества

Беседа

«Умеешь ли ты общаться?»

(о культуре поведения)

Подготовила и провела:

педагог ДДТ С.Н. Кутявина

Декабрь 2014 г.

Беседа «Умеешь ли ты общаться?» (о культуре поведения)

Объединение: «Юный корреспондент»

Педагог: Кутявина С.Н.

Цели :

1) повысить уровень общей культуры школьников;

2) создать опыт общения, опыт поведения в проблемных для школьника ситуациях;

3) воспитывать культуру общения.

Ход мероприятия

1 Беседа.

Что значит общаться?

Какого человека называют общительным?

Считаете ли вы себя общительным?

От чего, по- вашему, зависит успешность в общении?

Как общительность связана с культурой поведения человека?

Что означает слово этикет?

2 Слово учителя о понятии этикет .

Этике т-это совокупность правил поведения, принятых как форма общения в различных жизненных ситуациях.

Нормы этикета сводятся к основному правилу: везде и во всем уважать человеческое общество, относиться к другому так, как хочешь, чтобы относились к тебе.

3 Правила этикета:

В жизни порой встречаются ситуации, в которых необходимо знать элементарные правила человеческого общения. Культурного человека видно сразу, уже по тому, как он идет по улице. Как правило, идущих навстречу обходят справа. Если тротуар слишком узок, чтобы пропустить даму или пожилого человека, то мужчина должен отступить в сторону или даже сойти с тротуара. Громко смеяться на улице неприлично. Петь во весь голос, кричать, галдеть на улице ночью не только неприлично, но и бесцеремонно по отношению к другим людям. Бросать на улице бумажки, объедки и другие вещи запрещается – на это есть мусорные ящики. Есть на улице неприлично. Всегда есть возможность найти подходящее место, чтобы поесть. Окликать кого-то с противоположной стороны улицы, указывать пальцем – свидетельствует о полной невоспитанности. Ходить по улице троим или четверым можно, если позволяет ширина улицы. Читать на ходу тоже не стоит, так как для этого есть специально отведенные места.

Сережу.

Что Сережу?

Дай.

Как дать?

Ну, позови.

А-а-а.

Сережа, мы едем, скоро будем.

Ага, ну, ладно, давайте.

Работа в парах: разыграть телефонный разговор.

Неверно думать, что, будучи невидимым собеседником, вы можете, говоря по телефону, забывать о вежливости. Не всякое время подходит для звонков. По личным делам не обращайтесь к знакомому на службу, а дома не тревожьте его по служебным делам. С кем бы вы ни говорили, не употребляйте непристойных слов, будьте всегда вежливы. Когда у вас гости и звонит телефон, постарайтесь сократить время разговора. Просить обладателя телефона пригласить к аппарату соседей - верх бесцеремонности.

5 Как принять подарок? (инсценирование)

Всем нам приходиться делать подарки. Как же нужно его преподносить? Нежелательно, чтобы подарок пришел с опозданием. Даже практические вещи следует красиво упаковать. Получающий подарок должен тут же его развернуть и посмотреть. Вручая подарок, скажите несколько слов пожелания. Благодарность получателя примите скромно, без лишних слов. Свежие цветы разверните в передней прежде, чем подарить. Может случиться, что полученная вещь вам не по вкусу, не стоит показывать вид. Нельзя делать секрет из того, что подарили. Отнестись менее приветливо к гостям, явившимся с небольшими подарками, просто непозволительно.

6 Как вести себя в транспорте (инсценирование)

В городском транспорте мужчина должен пропустить вперед даму, пожилого человека, инвалида. При выходе из транспорта мужчина выходит первым и помогает выйти даме или пожилому человеку. Больным людям, беременным женщинам, а также матерям с малолетними детьми место должны уступать не только мужчины, но и женщины. Молодая девушка может уступить место пожилому человеку, даже если невежливые молодые люди остаются сидеть. Предложение сесть принимают с благодарностью, а не как нечто разумеющееся.

Правила этикета существуют на все случаи жизни, говорить о них можно бесконечно. Но запомнить достаточно одно правило: будьте вежливы всегда, не доставляйте окружающим вас людям неудобства.

Известный психолог Дейл Карнеги предлагает 6 правил, позволяющих понравиться людям:

  1. Искренне интересуйтесь другими людьми;
  2. Улыбайтесь.
  3. Помните, что имя человека- это самый важный для него звук на земле.
  4. Будьте хорошим слушателем, поощряйте других говорить о самих себе.
  5. Говорите о том, что интересует вашего собеседника.
  6. Внушайте вашему собеседнику сознание его значительности и делайте это искренне.

Соблюдая эти и многие другие правила этикета, вы повысите свой авторитет в глазах окружающих и сможете стать приятным в общении человеком.

Используемая литература:

  1. Азбука этикета. - Иркутск: «Символ»,1994.-320 с.
  2. Поляков С. Д. Технология тренинга общения.// Классный руководитель, 2000- №8.- С.87- 94.