Народ, живущий "против солнца, головой к чумацкому возу, ногами к синему морю", как поется в старинной песне. Выбеленные хаты в окружении садов, прекрасные печные изразцы и глиняная посуда, яркие, веселые ярмарки - все это узнаваемые приметы богатой традиционной культуры украинцев...

Расселение и формирование этноса

Группа девушек и замужних женщин в праздничных нарядах

На юго-западе Восточной Европы "против солнца, головой к Чумацкому возу (Большая медведица), ногами к синему морю", - как пели в народе, - расположилась древняя славянская земля Украина.

Происхождение названия в значении "край, крайна" восходит ко времени существования древнерусского государства - Киевской Руси. Так в XII-XIII вв. называли его южные и юго-западные земли - правобережное Поднепровье: Киевщину, Переяславщину, Чернигово-Северщину, ставшие центром формирования украинской народности. Впоследствии название Украина закрепилось за всей этнической территорией.

Основное занятие

Основное занятие украинцев - земледелие регламентировало уклад жизни крестьянской семьи и общины в целом. Зерно и приготовленные из него продукты (каша, кутья, каравай) в качестве атрибутов присутствовали практически во всех обрядах календарного цикла и обрядах, связанных с жизненным циклом человека. Хлеб у украинцев, как и у многих других народов, являлся символом гостеприимства. В хате на столе всегда были хлеб и соль. Очевидцы отмечали, что гостей украинцы принимали радушно и ласково, ничего не жалея для дорогого гостя. В горных районах Карпат преобладало скотоводство.

Поселения и жилище

Села украинцев располагались вблизи рек, занимая земли, не пригодные под пашню. В степных районах строили хуторские поселения.

"Рушник" - полотенце. Конец XIX века. Харьковская губерния, Змеевский уезд

Основным жилищем украинцев была глинобитная беленая хата с высокой четырехскатной крышей, крытой соломой или камышом, края которой значительно выступали над стенами, защищая обитателей хаты от холода зимой и от зноя летом. Для дополнительного утепления зимой стены хаты обкладывали соломой. Чистые, выбеленные хаты почти всегда были окружены садиками, а легкий плетень и неглухие сколоченные из жердей ворота давали возможность увидеть двор и его обитателей.

Хозяйка и ее дочери подбеливали хату после каждого ливня, а также трижды в течении года: к Пасхе, Троице и Покрову.

Внутреннее пространство хаты

Печь расписная и роспись на стене около печи

Печь занимала почти четвертую часть хаты и находилась в левом углу от входа. Угол этот назывался "напечный", а пустое место под печью - "пидпичча" - служило для хранения топлива или туда помещали клеть для кур - "кучу".

Напротив печного угла располагался красный угол - "покуття". Здесь на полочках - божницах стояли иконы, называвшиеся благословенными, так как ими благословляли хозяина, хозяйку и их сыновей перед венчанием. Иконы покрывались узорными полотенцами - "божныками".

Угол справа от дверей, названный "глухим", имел исключительно хозяйственное назначение. Пространство над дверью и верхней частью глухого угла занимала полка - "полыця", на которой стояли запасные горшки, перевернутые вверх дном. Ближе к углу в глиняной посуде хранились многочисленные женские украшения. Ниже располагались полки с постановленной на видном месте лучшей столовой посудой: расписными поливными глиняными и деревянными мисками, ложками, тарелками и флягами.

Гуцульская керамика

Миски керамические кандийки. Полтавская губ, Зеньковский у., м. Опашня.

Природно-географические условия Карпатского региона предопределили своеобразие культуры его населения, известного под названием русины, или гуцулы. Несмотря на то, что эта группа украинского народа проживала в отрыве от него в силу территориально-политической отчужденности, она не утратила культурно-исторического единства со своим этносом. Гуцульщина славилась керамическими изделиями.

Особое впечатление на входящего в гуцульскую хату производила печь, внутренняя часть дымохода которой - камин - была выложена изразцами - "кахлями". Камин складывается из двух-трех ярусов изразцов, замкнутых в верхней и нижней части рядами узких карнизов. Завершали верхний край камина два-три фронтона - "скрыжали" и "шишки" под углом. На изразцах изображались сцены из жизни гуцулов, церкви, кресты, лики святых, австрийский герб, цветы.

Сосуд. Восточная Галиция, с. Пистынь. Конец XIX века. Украинцы - гуцулы

Убранству печного камина были созвучны "мысник" - шкафчик из трех-четырех полочек, помещавшийся в простенке между дверью в хату и боковой стеной, и "намысник" - полочка над дверью, где стояла глиняная посуда: "глеки" ("дзбанки"), "черсаки" (горшки), баньки, сосуды для напитков - калачи, "плесканки", миски и др. Самые нарядные миски, служащие исключительно украшением интерьера, помещались на "намыснике", который по той же причине украшался резьбой и выжженными узорами.

Глиняные изделия привлекали внимание совершенством форм, разнообразием декора и цветовой гаммой - коричневой, желтой и зеленой. Все изделия покрывались глазурью, которая блестела, создавая в хате даже в пасмурные дни атмосферу праздничности и нарядности.

Изготовлением керамики занимались гончары-гуцулы из Косова и Пистыня. Наиболее известные из них: И. Баранбк, О. Бахматюк, П. Цвилык, П. Кошак. Как правило, все они были потомственными гончарами, воплотившими в изделиях не только лучшие достижения предшественников, но, безусловно, раскрывшие свою индивидуальность.

Несмотря на то, что основными занятиями гуцулов были скотоводство и, в первую очередь, овцеводство, а также заготовка и сплав леса, многие из них занимались и промыслами, особенно те, что жили в местечках и не имели ни земли, ни скота. Для гуцульской девушки не было ничего почетнее, чем выйти замуж за ремесленника.

Украинская ярмарка

Ярмарка в селе Янковцы. Полтавская губерния, Лубенский уезд. Украинцы.

В большинстве украинских сел в большие храмовые праздники бывали ярмарки. Наиболее оживленные из них проходили осенью, после сбора урожая. Торжище располагалось на храмовой площади или на выгоне за селом.

Ярмарка для крестьян была своего рода "клубом", где поддерживались общественные связи и знакомства. Ярмарочные ряды располагались в строгой последовательности: в одном ряду торговали гончарными изделиями, фабричной посудой и иконами, здесь же располагались бакалейные и чайные лавки; в другом ряду - мануфактурой, галантереей, картузами, женскими платками, обувью; в следующем - изделиями из дерева - колесами, дугами, сундуками и т. д.; в последнем - дегтем и рыбой.

Отдельно располагались места, где продавали скот и лошадей. Здесь посредниками выступали цыгане. После удачной купли-продажи обычным делом было распитие магарыча: "Нищие костылями менялись, да и то три дня магарыч пили", - так говорили в народе.

На ярмарках народ веселили странствующие гимнасты или комедианты, но чаще исполнители народных песен под аккомпанемент лиры или слепые музыканты, игравшие на фисгармонии. Торговля длилась три-четыре часа, затем все убиралось, и к вечеру от пестрой шумной толпы и толчеи не оставалось и следа, кроме ярмарочного сора. Большая ярмарка продолжалась два-три дня.

В XIV веке территория Южной Руси перешла под контроль Великого княжества Литовского, Польши и Венгрии. Крым, прежде находившийся под влиянием Византии и Руси, попал в руки татар. В XVI-XVII веках развернулось противоборство за украинские земли между Польско-Литовским государством, великим княжеством Московским и турецко-татарскими силами. Завоевание Москвой в 1500-1503 годах принадлежащих Литве северных княжеств с центром в Чернигове усилило тяготение части православного украинского населения к Московии.

Со времён Люблинской унии (1569 год) Украина почти целиком находилась в административном подчинении Речи Посполитой. При этом сохранялись значительные различия между находящейся на западе Украины Галицией, принадлежавшей уже в XIV веке Польше, и областями на востоке и юге, которые были частью Великого княжества Литовского, но в большей степени сохраняли своё своеобразие, и прежде всего приверженность православию. В то время как знать постепенно инкорпорировалась в ряды шляхты Польского королевства и переходила в католичество, крестьянское население повсеместно сохраняло свою православную веру и язык. Часть крестьянства была закрепощена. Значительные изменения происходили среди городского населения, которое частично вытеснялось поляками, немцами, евреями и армянами. Оставила свой след в политической истории Украины и европейская Реформация, которая в Польско-Литовском государстве потерпела поражение. Проблему православного населения католическая элита пыталась решить с помощью Брестской унии 1596 года, которая подчинила православную церковь Украины Римскому Папе. В результате возникла униатская церковь, которая имеет также ряд отличий от православия в ритуале. Наряду с униатством и католичеством сохраняется православие. Киевская Коллегия (высшее духовное учебное заведение) становится центром возрождения украинской культуры.

Усиливающийся гнёт шляхты вынуждал украинские крестьянские массы бежать на юг и юго-восток региона. В нижнем течении Днепра, за Днепровскими порогами, в начале XVI века возникло казацкое сообщество, находившееся в относительной зависимости от Польско-Литовского королевства. По своей социально-политической организации это сообщество было аналогично образованиям русских казаков на Дону, Волге, Яике и Тереке; между военной организацией днепровских казаков — Запорожской Сечью (возникла в 1556 году) — и русскими казацкими образованиями существовали отношения братства по оружию, и все они, в том числе Запорожская Сечь, являлись важнейшим политическим и военным фактором на границе со Степью. Именно это украинское казацкое общество сыграло в середине XVII века решающую роль в политическом развитии Украины. В начале XVII века под руководством гетмана Сагайдачного (гетманство с перерывами в 1605-1622 годах) Сечь превратилась в мощный военно-политический центр, действующий в целом в русле польской политики. Сечь представляла собой республику во главе с гетманом, опиравшимся на казацкую старшину (верхи, противостоящие «голытьбе»).

В XVI-XVII веках на стремление поляков установить более полный контроль над Сечью казаки ответили рядом мощных восстаний против шляхты и католического духовенства. В 1648 году восстание возглавил Богдан Хмельницкий. В результате нескольких успешных походов войску Б. Хмельницкого удалось распространить влияние Запорожской Сечи на большую часть Украины. Однако возникшее украинское государственное образование было слабым и не могло в одиночку противостоять Польше. Перед Б. Хмельницким и офицерами высшего казацкого крута встал вопрос выбора союзников. Первоначальная ставка Б. Хмельницкого на Крымское ханство (1648 год) не оправдалась, поскольку крымские татары были склонны к сепаратным переговорам с поляками.

Союз с Московским государством после нескольких лет колебаний царя Алексея (нежелание вступать в новый конфликт с Речью Посполитой) был заключён в 1654 году в Переяславле (Переяславская Рада). Казацкому войску как основному военно-политическому институту Украины гарантировались его привилегии, собственное право и судопроизводство, самоуправление со свободными выборами гетмана, ограниченная внешнеполитическая деятельность. Привилегии и права самоуправления гарантировались присягнувшему на верность русскому царю украинскому дворянству, митрополиту и городам Украины.

Начавшаяся в 1654 году война России с Польско-Литовским государством в целом негативно сказалась на союзе днепровских казаков с русским царём. В условиях перемирия Москвы с Польско-Литовским государством Б. Хмельницкий пошёл на сближение со Швецией, Бранденбургом и Трансильванией, вступившими в вооружённую борьбу с поляками. При этом роль казаков Б. Хмельницкого была весьма весомой. Так, в начале 1657 года 30-тысячное войско киевского старшины Ждановича, соединившись с армией трансильванского князя Дьёрдя II Ракоци, достигло Варшавы. Однако закрепить данный успех не удалось.

В середине XVII века развернулась ожесточённая борьба за территорию Сечи между Россией, Польшей и Османской империей. В этой борьбе гетманы занимали различные позиции, иногда действовали самостоятельно. Гетман И. Выговский (1657-1659 годы) заключил союз со Швецией, которая господствовала в это время в Польше (предвосхитив политику Мазепы). Одержав победу над пророссийскими силами под Полтавой в 1658 году, Выговский заключил Годячский мир с Польшей, предполагавший возвращение Украины под власть польского короля в качестве Великого княжества Русского. Под Конотопом войска Выговского в 1659 году одержали победу над войсками Московского царства и его союзниками. Однако следующая рада поддержала пророссийски настроенного Ю. Хмельницкого (1659-1663 годов), который сменил Выговского и заключил новый Переяславский договор с Россией. По этому договору Украина стала автономной частью Московского царства.

Однако после неудач в войне с Польшей в 1660 году был заключён Слободищенский договор 1660 года, превративший Украину в автономную часть Речи Посполитой. Левобережная Украина не признала соглашение и присягнула царю. Не желая продолжать гражданскую войну, Ю. Хмельницкий постригся в монахи, а гетманом Правобережья был избран П. Тетеря (1663-1665 годы), а Левобережья — И. Брюховецкий (1663-1668 годы), которого сменил Д. Многорешный (1669-1672 годы).

Восстание 1648-1654 годов и последовавший за ним период смуты («Руина») иногда трактуется в историографии как раннебуржуазная или национальная революция (по аналогии с другими революциями XVI-XVII веков).

Андрусовское перемирие Москвы с поляками (1667 год) институционализировало раскол Украины: регионы на левом берегу Днепра отошли Московскому государству, а право-бережные вновь попали под политико-административный контроль поляков. Этот раздел, равно как и установленный над Запорожской Сечью по Андрусовскому договору протекторат обеих держав, вызвал многочисленные восстания казаков, безуспешно пытавшихся достичь объединения обеих частей Украины.

В 1660-1670-х годах на Украине шла ожесточённая гражданская война, в которой участвовали Польша, Россия, а затем и Османская империя, под покровительство которой перешёл правобережный гетман П. Дорошенко (1665-1676 год). Эта борьба разорила Правобережье, нанесла большой ущерб левому берегу и завершилась разделом Украины по Бахчисарайскому договору 1681 года России с Турцией и Крымским ханством и «Вечному миру» России с Польшей 1686 года. Территории трёх государств сходились в районе Киева, который остался за Россией и входившей в её состав гетманской Украиной (гетман И. Самойлович, 1672-1687 годы).

Украина была разделена на ряд территорий:

1) левобережное Гетманство, сохранявшее значительную автономию внутри России;

2) Запорожскую Сечь, сохранявшую автономию в отношении гетмана;

3) правобережное Гетманство, сохранявшее автономию в составе Речи Посполитой (к 1680-м годам фактически разделено между Польшей и Турцией);

4) Галицию, интегрированную в Польское королевство с конца XIV века;

5) венгерскую Карпатскую Украину;

6) принадлежавшую Османской империи Буковину и Подолье (до 1699 года);

7) очищенные от украинского населения районы Степи и нейтральные территории, вплоть до Киевщины;

8) Слободскую Украину — восточные районы левобережного Гетманства, чьи полки непосредственно подчинялись московским воеводам в Белгороде.

Институтами московского контроля за сохранявшими значительную автономию левобережным Гетманством и Слободской Украиной были: учреждённый в 1663 году Мало-российский Приказ, небольшие российские гарнизоны в отдельных украинских городах. Между Гетманством и Московским государством (в допетровский период) существовала таможенная граница.

Более жёсткое институциональное закрепление Левобережья и Слободской Украины, а затем и части Правобережной Украины происходит в царствование Петра I. В 1708 году украинский гетман Иван Мазепа вступил в союз с военно-политическим противником Петра — королём Швеции Карлом XII. В ответ русская армия сожгла гетманскую столицу Батурин. Победа Петра I над шведами под Полтавой (1709 год) означала существенное ограничение широкой политической автономии Украины. Институционально это выражалось в расширении административной и правовой компетенции Малороссийской Коллегии, управлявшей делами на Украине, ликвидации таможенной границы, ростом экономических изъятий прибавочного продукта с украинских территорий для нужд расширявшейся Российской империи.

Стабилизация института гетманства при императрице Елизавете Петровне сменилась резкой политикой централизации во времена правления Екатерины И. В 1765 году Слободская Украина стала обычной провинцией Российской империи. В 1764 году был ликвидирован институт гетманства, а в начале 1780-х годах введена российская система управления и сбора налогов. В 1775 году русские войска разрушили Запорожскую Сечь, часть запорожских казаков переселилась на Кубань, а часть казачества в более северных районах перешла в категорию государственных крестьян. Одновременно с раздачей земель русским помещикам происходит включение части казацкой верхушки в состав российского дворянства. Территория Украины стала именоваться Малороссией. В 1783 году к России было присоединено Крымское ханство.

В результате трёх разделов Речи Посполитой (1772, 1793 и 1795 годы) почти вся территория Украины вошла в состав Российской империи. Галиция, Закарпатье и Буковина стали частями Австрийской империи.

Собственно говоря, не секрет, что слово "Украина" (оукраина, окраина) означает в русском языке "пограничье". Впервые оно и встречается в русских летописях в таком значении, в отношении Перяславского княжества, которое действительно было пограничным между Русью и степью в 1187 году в Ипатьевской летописи:
и плакашасѧ по немь вси А Переӕславци. бѣ бо любѧ дроужиноу. и злата не сбирашеть. имѣниӕ не щадѧшеть. но даӕшеть дроужинѣ . бѣ бо кнѧзь добръ. и крѣпокъ на рати. и моужьствомъ крѣпкомъ показаӕсѧ. и всѧкими добродѣтелми наполненъ. ѡ нем же Оукраина много постона

В отношении Галицкого пограничья
И еха и Смоленьска в борзѣ и приѣхавшю же емоу ко Оукраинѣ Галичькои
[ПСРЛ. - Т. 2. Ипатьевская летопись. - СПб., 1908. - Стлб. 652-673.]

А отношении Волынского пограничья
Данилоу же возвратившоусѧ к домови. и ѣха с братомъ. и приӕ Берестии. и Оугровескъ. и Верещинъ. и Ст҃олпъ Комовъ. и всю Оукраиноу .
[ПСРЛ. - Т. 2. Ипатьевская летопись. - СПб., 1908. - Стлб. 715-736.]

Не стоит считать что этот термин применялся исключительно к современным украинским землям (которые, понятно, и были русским пограничьем, достаточно посмотреть на карту Руси).
И по сем Андреи с полочаны и своея оукраины пригнавше без вести и повоеваша неколико селъ.

В лето 6856 (1348 г.) месяца июня, на Иванъ день, посадник псковскыи Илья со псковичами отъехаша къ Орешку городку в помощь Новгородцемъ противу свейского короля Магнуша. А в то время Немци развергоша миръ съ псковичи и, перехавше Норову, повоеваша села псковская. И пакы по том, съ иныя оукраины пришедше, воеваша Островскую и Изборскую; и, приехавше подо Псковъ, пожгоша Завеличье и, много зла починивше и пожегъше волости изборскыя
Псковская I летопись

В данном случае, нет никаких сомнений, что для русских летописцев значение слово "оукраина" однозначно - пограничье.

В этом же значении это слово существует и в 17 веке. Самая известная карта украины-пограничья Речи Посполитой - это карта Боплана 1648 года.

Показательно, как называется карта: Delineatio generalis Camporum Desertorum vulgo Ukraina, т.е. Общий план пустынных равнин, обычно называемых Украина

Естественно, что за годы монгольского нашествия, потом ига, а потом постоянных набегов эта область, бывшая когда то южным пограничьем Руси на границе со степью, обезлюдела. Центром этой собственно Украины польской была приблизительно Днепропетровская область. Что интересно, на другой карте того же времени, составленной братьями Блау, эти земли уже относятся к России, но называются Ocraina Dikoia (Дикое пограничье).

Что НЕ относится к Украине в карте Боплана: Северщина, Киевщина, Черниговщина, Подолье (с Брацлавщиной), Покутье, и Русское воеводство (Галичина и Лодомерия). Т.е. жители этих областей - НЕ украинцы.


Развитие украинской культуры в XIV - первой половине XVII ст. органично связан с историческими обстоятельствами, которые имели место на землях Украины, которая входила тогда в Великое княжество Литовское. Кревська уния (в 1385 г.) положила начало объединению Литвы и Польши, дав польской шляхте право обладания украинскими землями, тем же узаконила экспансию латинской культуры на несколько веков. Позитивным моментом в этом процессе было вхождение украинских земель в пространство западной цивилизации. С другой стороны, Польша повела тотальное наступление на украинскую культуру, православную веру, обычаи, традиции, язык. Невероятно тяжелой для украинского народа была первая половина XV ст. через ежегодные нападения татарских орд. Этот фактор негативно отразился на экономическом и культурном развитии Украины. В XVI ст. Украина вступила руиной. Люблинская уния (в 1569 г.) окончательно узаконила политику национального, религиозного и социального притеснения украинского народа, что в свою очередь повлекло открытый протест украинского населения. В колонизацийному наступлении на Украину провод вели польские магнаты. Овладев Холмщину, Галичину и Подолье, они перешли после Люблинской унии на Волынь, Брацлавщину, Киевщину и, в конечном итоге, на Левобережье. Сотрясении, Язловецьки, Замойськи, Синявськи, Жолкевськи, Калиновськи, Потоцьки и другие магнатские роды заняли огромные пространства, создавая настоящие латифундии, к которым принадлежали сотни сел, десятки городков и замков, целые просторные провинции. Эти "короленята" были неограниченными обладателями своих земель, потому что занимали наивысшие должности в государственной администрации. Всякие жалобы местного населения к власти не доводили ни к чему, потому что магнатская верхушка всю власть сосредоточила в своих руках. Вместе с магнатами двигала в Украину мелкая польская шляхта, голодная и малоимущая, что при господах и себе надеялась приобрести имений и богатств. При магнатах поживу для себя нашли также евреи, которые были барскими агентами и факторами, брали в аренду трактиры, мельницы, пошлины и даже церкви. Главную колонизацийну акцию повело латинское духовенство. Уже в XV ст., кроме Львова, Перемишля и Холма, основаны латинские епископства также в Каменке, Луцке и Киеве. В первой половине XVII ст. необыкновенно широкую пропаганду на востоке повели иезуиты, которые осели в Ярославле, Перемишли, Львове, Бересте, Луцке, Остроге, Каменке, Баре, Виннице, Киеве и других городах. Иезуиты вели пропаганду среди магнатов, шляхты, мещанства, особенное внимание обращали на состоятельных, талантливых и выдающихся людей, намагаючися привлечь их к латинской церкви и тем же к польскому национальному лагерю. Иезуиты основывают школы с добрыми учителями, для того, чтобы приобщить к себе украинскую молодежь и этим денационализировать ее. Следовательно, процесс колонизации осуществлялся одновременно как в экономической, так и в культурной сферах жизни украинского общества. В ближайшие три десятилетия после Люблинской унии процесса колонизации противостояли украинские аристократические роды. Они считали своей обязанностью оборонять культуру, протежировать церковь, образование, доброчинни учреждения. Так делали такие выдающиеся представители аристократии, как Григорий Хоткевич, который учредил в Заблудови типографию, или Константин Острозький, заложив академию в Остроге, или Василий Загоровський, что фундував в своем селе школу. Однако патриотизм аристократии был тесно связан со службой государству. Когда Литовского государства не стало, новые поколения скоро забыли ее традиции и начали приклоняться к новому государству, которое обещало значимость и достоинство, - в Польшу. О пути ренегатства, которым пошли почти все барские роды, писал Мелетий Смотрицький в своим "Тре-носи, или ляменти святой восточной церкви" (в 1612 г.). Крестьянский двор В крестьянский двор обычно входили: крытая дранкой или соломой избы, топившаяся «по-чёрному»; клеть для хранения имущества; хлев для скота, сарай. Зимой крестьяне держали в своей избе (поросят, телят, ягнят). Птицу (кур, гусей, уток). Из-за топки избы «по-чёрному» внутренние стены домов были сильно закопчены. Для освещения использовали лучину, которую вставляли в печные расщелины. Крестьянская изба была довольно скудной, и состояла из простых столов и лавок, но и для ночлега, закреплённых вдоль стены (они служили не только для сидения, но и для ночлега). Зимой крестьяне спали на печи. Материалом для одежды служили домотканые холсты, шкуры овец (овчина) и пойманных на охоте животных (как правило, волков и медведей). Обувью - в основном служили лапти. Зажиточные крестьяне носили поршни (поршни)- обувь, сделанную из одного – двух кусков кожи и собранную вокруг щиколотки на ремешке, а порой и сапоги. Питание крестьян Пища готовилась в русской печи в глиняной посуде. Основой питания были зерновые культуры – рожь, пшеница, овёс, просо. Из ржаной (посевной) и пшеничной (по праздникам) муки пекли хлеб и пироги. Из овса готовили кисели, пиво и квас. Много употреблялось в пищу – капусты, моркови, редьки, огурцов, репы. По праздникам в небольших количествах готовили мясные блюда. Более частым продуктом на столе стала рыба. У зажиточных крестьян имелись садовые деревья, дававшим им яблоки, сливы, вишни, груши. В северных районах страны крестьяне собирали клюкву, бруснику, чернику; в центральных районах - землянику. Также использовались в пищу и лесные орехи. Вывод: Таким образом, несмотря на сохранение в основных чертах традиционного быта, обычаев и нравов, в 17 веке в жизни и повседневном быте всех сословий произошли значительные изменения, в основе которых лежало как восточное, так и западное влияние. Приложение Крестьянин в традиционной одежде Костюм крестьянки.

Привычными штампами, над которыми мало кто задумывается, пользуются все, включая историков. Например, "Лист Богдана Хмельницкого,
посланный из Черкас царю Алексею Михайловичу, с сообщением о победах над польским войском и желании украинского народа объединиться с Россией" от 8 июня 1648 г. .
Простите, а где говорится об украинском народе? Мне не удалось увидеть ни одного документа, где говорилось бы об украинском народе. Вплоть до второй половины XIX века понятия "украинский народ", "украинская нация" и т.п. в природе не существовало.
Вот название территории "Украина" периодически встречается. Но к наименованию проживающего на этой земле народа оно не имеет никакого отношения, что давно всем известно. Достаточно напомнить Сибирскую Украину. Например, осада Кумарского острога нашла отражение в русском фольклоре. В середине XVIII в. в Сибири Киршей Даниловым была записана песнь «Во сибирской во украине, во Даурской стороне» с поэтическим описанием сражения.

Возвращаясь в "украинскому народу" и поименованию письма Хмельницкого легко убедиться, что ни о каком народе, населяющем Украину, Богдан не пишет. Во всех сохранившихся письменных источниках речь идёт о войске Запорожском, главой которого он является (фотокопия и текст ниже).

Аналогично обстоят дела абсолютно со всеми дошедшими до нас документами. Что интересно, даже в документах, написанных ярыми врагами России. Тот же наследник Мазепы, Филипп Орлик, писал на русском языке и о русских, населяющих берега Днепра. В знаменитой псевдоконституции, сохранившейся и на латыни (для Карла), и на русском языке (для своих) враг Петра Первого и России не называет жителей Украины украинцами. Впрочем, и Украина у него не Украина, а "Родина наша - Малая Россия". И пишет Орлик о казаках войска Запорожского и о русских. А ведь ему, точно так же, как и Хмельницкому, Выговскому, Вишневецкому и прочим гетманам, не было никакой необходимости избегать упоминания о народе украинском. Наоборот, выступая против России логично было бы подчеркнуть в документах, адресованных тем же ляхам, татарам и т.д. своё отличие от русских и называть себя украинцами.

Часто можно услышать объяснение, что украинцы на самом деле и есть русские, а русские России на самом деле не русские. Поэтому, мол, все гетманы и пишут о себе, как о русских.


В том, что Малороссию, как её называл даже Тарас Шевченко, населяли русские, наследники и потомки жителей Киевской Руси, есть сермяжная правда. Не считали они себя украинцами, вот и не назывались чужим именем. Но и жителей России они не считали самозванцами. Если бы считали, то об этом бы неизбежно писали вышеупомянутые гетманы, особенно в переписке в врагами России. Тот же Выговский после Конотопской битвы должен был бы писать о победе над самозванцами, а не русскими. Да и именовали бы себя они не гетманами войска Запорожского, а царями, владетелями, государями, ... всея Украины и народа украинского. Но им это в голову не приходило.

Не додумались?

Наяснийший, велможний и преславний цару московский, а нам 33 велце милостивий пане и добродию.
Подобно с презреня божого тое ся стало, чого ми сами соби зичили и старалися о тое, абихмо часу теперишного могли чрез
посланцов своих доброго здоровья вашей царской велможности навидити и найнижший поклун свой отдати. Ажно Бог всемогущий
здарив нам от твоего царского величества посланцув, хоч не до нас, до пана Киселя посланих в потребах его, которих товариши
наши козаки в дорози натрафивши, до нас, до войска завернули. Чрез которих радостно пришло нам твою царскую велможност видомим
учинити оповоженю вири нашое старожитной греческой, за которую з давних часов и за волности свои криваве заслужоние, от королей
давних надание помир[ем] и до тих час от безбожних ариян покою не маем.
[Тв]орець избавитель наш Исус Христос, ужаловавшис кривд убогих людей и кривавих слез сирот бидних, ласкою и милосердем
своим святим оглянувшися на нас, подобно, пославши слово свое святое, ратовати нас рачил. Которую яму под нами били викопали,
сами в ню ся обвалили, же дви войска з великими таборами их помог нам Господь Бог опановати и трох гетманов живцем взяти з иншими
их санаторами: перший на Жолтой Води, в полю посеред дороги запорозкои, комисар Шемберк и син пана краковского ни з одною
душею не втекли. Потом сам гетман великий пан краковский из невинним добрим чоловиком паном Мартином Калиновским, гетманом
полним коронним, под Корсуном городом попали обадва в неволю, и войско все их квартянное до щадку ест розбито; ми их не брали, 34
але тие люди брали их, которие нам служили [в той м]ире от царя кримского. Здалося тем нам и о том вашому [царскому] величеству
ознаймити, же певная нас видомост зайш[ла от] князя Доминика Заславского, которий до нас присилал о мир просячи, и от пана
Киселя, воеводи браславского, же певне короля, пана нашего, смерть взяла, так розумием, же с причини тих же незбожних
неприятелей это и наших, которих ест много королями в земли нашой, за чим земля тепер власне пуста. Зичили бихмо соби
самодержца господаря такого в своей земли, яко ваша царская велможност православний хрестиянский цар, азали би предвичное
пророчество от Христа Бога нашего исполнилося, што все в руках его святое милости. В чом упевняем ваше царское величество, если
би била на то воля Божая, а поспех твуй царский зараз, не бавячися, на панство тое наступати, а ми зо всим Войском
Запорозким услужить вашой царской велможности готовисмо, до которогосмо з найнижшими услугами своими яко найпилне ся отдаемо.
А меновите будет то вашому царскому величеству слишно, если ляхи знову на нас схотят наступати, в тот же час чим боржей поспешайся
и з своей сторони на их наступати, а ми их за Божею помощу отсул возмем. И да исправит Бог з давних виков ознаймленное
пророчество, которому ми сами себе полецевши, до милостивих нуг вашему царскому величеству, яко найуниженей, покорне отдаемо.
Дат с Черкас, июня 8, 1648.

Вашему царскому величеству найнизши слуги. Богдан Хмельницкий, гетман з Войском его королевской милости Запорозким.

Ниже фотокопия псевдоконституции Орлика, написанная на русском языке. Легко читается "на великопомну войска запорожского и всего народа малороссийского славу и память" (в самом конце). Трудно предположить, что в написанном для врага России шведского короля Карла документе использовалось ложное именование местных жителей.

А вот как на самом деле называлась псевдоконституция. Обратите внимание на дату - месяца априля. Явно не украинский язык.
В общем, ситуация абсурдная. Живут бок о бок люди, генетически не отличающиеся друг от друга, имевшие общее государство на этих землях более тысячи лет назад, когда большинства нынешних наций Европы просто не существовало (посмотрите хоть на Францию Х века). В дошедших до нас письменных документах пользуются одним и тем же языком, называют себя тоже одинаково. На одном языке издают и церковные книги, хоть во Львове, хоть в Киеве или других русских городах.

И это разные народы?

P.S. Немцы сегодня спокойно живут что в Германии, что в Австрии. А ведь в годы, когда писались вышеприведенные документы, никаких немцев как они сами себя сегодня понимают, не существовало. В 1701 году только появилась королевство Пруссия. А уж разница в языках была такая, что и сегодня южане с трудом понимают северных немцев. Хотя никто не говорит о разных языках - лишь о диалектах немецкого.

Так кто сеет рознь в нынешнем государстве Украина?