О воспрещении продажи крепостных людей отдельно от семейств, и о приписке их к населенным имениям.

  1. Присутственным местам, совершающим крепостные акты, постановить в обязанность, предварительно требовать от дворян, покупающих дворовых людей и крестьян без земли, точного показания, к какому недвижимому населенному его имению намерен он тех приписать и в то же время сообщать по принадлежности Казенным палатам, об учинении по сему предмету неукоснительного распоряжения и кроме сего никаких удостоверений ни от продавцов, ни от покупщиков не требовать
  2. При продаже или залоге имений не дозволять владельцам выговаривать или оставлять за собою людей, отделяемых от семейств
  3. Дворовых людей и крестьян обоего пола как совершеннолетних, так и малолетних, не имеющих отца и матери, т.е. братьев холостых и сестер незамужних, считать за одно семейство и не дозволять оставлять за собою и продавать другим владельцам раздробительно.

ПСЗРИ. Собрание второе. Т. 16. Ч. 1. № 14152.

О воспрещении дворянам, по выходе в замужество за недворян, приобретать крепостных людей с землею и без земли.

Всеми правами, в ст. 151-159 означенными, потомственные дворяне пользуются без различия пола. Посему и потомственной дворянке, вступившей в брак с лицом, не имеющим прав дворянина потомственного, не запрещается, по смерти ее, владеть крепостными людьми, до вступления ее в сей брак, с землею или без земли, по наследству или иным законным порядком ей доставшимися; но вновь ни заселенных имений, ни крепостных людей без земли, ни по купчим крепостям, ни по дарственным и иным записям, или какого либо рода укреплениям, приобретать уже не дозволяется.

ПСЗРИ. Собрание второе. Т. 16. Ч. 1. № 14335.

Из Указа об обязанных крестьянах.

Мы признали за благо, в пояснение Свода Законов о состояниях (т. 9) ст. 442, пункта 3, предоставить тем из помещиков, которые сами сего пожелают, заключить с крестьянами своими, по взаимному соглашению, договоры на таком основании, чтобы, не стесняясь постановлениями о свободных хлебопашцах, помещики сохраняли принадлежащее им полное право вотчинной собственности на землю, со всеми ее угодьями и богатствами, как на поверхности, так и в недрах ее, а крестьяне получали от них участки земли в пользование за условленные повинности. При составлении таковых договоров, помещики могут постановлять с крестьянами дальнейшие условия, по взаимному с ними соглашению, на следующих рассмотренных в государственном совете и нами утвержденных главных правилах:

1. Повинности крестьян, в пользу помещиков, могут быть определены в договорах денежным оброком, произведениями, обрабатыванием помещичьей земли, или другою работою.

2. В случае неисполнения крестьянами приемлемых ими на себя по договору обязанностей, они понуждаются к тому земскою полициею, под руководством уездных предводителей дворянства и под высшим наблюдением губернского правления.

3. Крестьяне, по надлежащим утверждении заключенных между ими и помещиками договоров, принимают название обязанных крестьян...

6. Помещики учреждают в селениях обязанных крестьян вотчинное управление и имеют высшее наблюдение за сельскою в них полициею и за исполнением законов о сельском благоустройстве; им принадлежит также право суда и расправы в проступках и маловажных преступлениях обязанных крестьян и первоначальный разбор взаимных между ими тяжб и споров...

8. Помещики и обязанные крестьяне сохраняют заключенные ими между собою договоры навсегда ненарушимо, имея однако право особыми частными условиями делать изменения в наделе землею и повинностях на определенные сроки, с обоюдного согласия; а если имения состоят в залоге, то и с согласия подлежащих кредитных установлений; во всех же случаях не иначе, как с предварительного утверждения правительства...

ПСЗРИ. Собрание второе. Т.17. Отд.1. № 15462.

Высочайше утвержденное мнение Государственного Совета.

О дополнительных правилах переселения малоземельных государственных поселян в многоземельные места.

… 1. Переселение государственных крестьян имеет двоякую цель: а) чтобы сельским обществам, нуждающимся в земле, предоставить, с выходом переселенцев, потребное количество оной на остальные души, и б) чтобы излишние руки в одних местах обратить в другие, к возделыванию пространств, впусте лежащих.

2. Переселение из одного общества в другое в той же губернии допускается в том случае, когда одни общества терпят недостаток в земле, а в других находиться будет оной более узаконенной пропорции, или когда само общество будет ходатайствовать о водворении на землях его новых семейств, как например желающих жить совместно с родственниками.

3. Переселение в другие губернии дозволяется из малоземельных сельских обществ, имеющих в сложности менее 5 десятин земли на душу.

ПСЗРИ. Собрание второе. Т. 18. Ч. 1. № 16718.

Именной, объявленный Министром Государственных Имуществ.

О наделении государственных крестьян семейными участками земли.

… Многими исследованиями и опытами дознано, что одна из главных причин бедности государственных крестьян в Великороссийских губерниях, есть ныне существующий порядок пользования землями и разделения оных. Не только селения малоземельные, но и те, которые имеют избыток в земле, большею частью не в состоянии извлекать из земельных угодий той пользы, какая возможна и необходима для выгод их хозяйства: во-первых, по возобновляющимся часто переделам полевых участков, от чего государственные крестьяне не имеют ни охоты, ни выгоды обрабатывать их с должным рачением; во-вторых, по отдаленному положению пахотных и сенокосных участков, разбросанных часто в совершенно противоположных частях дачи, и от того представляющих чрезвычайные затруднения, как для удобрения и рачительной обработки земли, так и для своевременной уборки хлебов. Обе сии причины рождают в земледельце беспечность и равнодушие, которые иначе не могут быть отвращены, как изменением нынешнего душевого надела земель и переходом к устройству семейных наследственных участков, которые бы не переделялись…

На основании Высочайше утвержденного 8 апреля 1843 г. мнения Государственного Совета, коим предоставлено Министертсву Государственных Имуществ, вместо раздела между государственными крестьянами, земли по душам, назначать семейные участки, разрешается допустить, в виде опыта, следующие временные правила:

  1. Наделение государственных крестьян участками производится: а) при устройстве новых селений в губерниях многоземельных, и б) при утверждении отдельных выселков, вблизи существующих уже селений, в тех губерниях, где платимые государственными крестьянами подати, переложены с душ на землю и промыслы.
  2. Правила о водворении государственных крестьян новыми селениями, в губерниях многоземельных, изложены в вышеприведенном положении 8 Апреля 1843 г., выселки же из старых селений в губерниях, где подати переложены с душ на землю и промыслы, устроиваются, по усмотрению Министерства Государственных Имуществ: а) на казенных оброчных землях, которые будут признаны к тому удобными, б) на землях, уже отданных в пользование казенным селениям, но которые, по отдаленности от них, представляют затруднения к удобной их обработке. Присем однако же наблюдается, чтобы устройство на сих последних землях выселков и вообще введение семейных участков, не иначе приводимо было в исполнение, как по добровольному на то согласию самих крестьян.

ПСЗРИ. Собрание второе. Т. 21. Ч. 2. № 20684.

Именной, данный Сенату. О предоставлении крестьянам имений, продающихся с публичных торгов за долги, права выкупать себя с землею.

По действующему в Грузии с 1824 года закону, изображенному в 1004 ст. Св. Зак. Т 9, возникли некоторые недоумения. В разрешении оных Повелеваем руководствоваться нижеследующими, в Государственном Совете рассмотренными правилами:

  1. Когда населенное недвижимое имение, за лежащие на нем долги казенные, частные или в кредитные установления, назначено будет в публичную продажу, крестьянам, к такому же имению принадлежащим, предоставляется право выкупать себя, вместе с землею и прочими составными оного частями, чрез взнос последнее-состоявшийся на торгах цен или, при неявке покупщиков, полной оценочной суммы. Но в последнем случае, если оценка не достигает суммы долга, лежащего на имении, заложенном в кредитные установления, или же в частные руки, крестьяне обязаны принять на себя платеж такого обеспеченного имением долга в полном его количестве.

ПСЗРИ. Собрание второе. Т.22. Ч. 1. № 21689.

О представлении помещикам отпускать дворовых людей на волю

без земли, по обоюдным договорам в платеже последними за себя установленных сумм

1. Владельцам, желающим отпустить дворовых людей на волю без земли, дозволяется заключить с ними, по обоюдному согласию, договоры о платеже сими последними особых сумм, в один или несколько сроков, или же ежегодного оброка по смерть владельца, или на определенное число лет...

3. Отпущенных таким образом на волю, считать навсегда свободными от крепостного состояния со времени заключения договора и выдачи отпускной, наравне с другими вольноотпущенными, от коих они ни в чем не должны быть отличаемы.

4. В случае неисправности в платеже таким вольноотпущенным следующих по договору сумм, предоставляется владельцу взыскивать оные через посредство местной полиции из всякого движимого и недвижимого имущества вольноотпущенного, преимущественно пред всеми казенными и частными долгами и повинностями, при несостоятельности же его к немедленному платежу, брать его в рекруты и выдавать за него прежнему владельцу квитанцию, с правом представить оную к зачету за свое имение...

5. Если подобные люди окажутся совершенно неспособными к военной службе, то поступать с ними, как с несостоятельными к платежу разных пеней,... а именно: отдавать в заработки частным лицам или отправлять в крепостные работы...

7. Независимо от сего... владельцам дозволяется писать отпускные, со включением в них условия, чтобы они восприняли свое действие после известного числа лет службы дворового человека у своего владельца...

9. Отпущенные на волю люди, с условием остаться еще несколько времени в услужении прежних своих владельцев, во все время нахождения у них, до получения совершенной свободы, должны числиться по прежним ревизским сказкам за теми же владельцами, которые обязаны платить за них и все подати и повинности.

10. С окончанием сроков их службы, они поступают в совершенно свободное состояние, и тогда только подчиняются всем правилам, какие существуют или впредь будут постановлены вообще о приписке вольноотпущенных в городские цехи и другие сословия, а равно воспользуются и всеми льготами в отношении разных повинностей, наравне с другими вольноотпущенными.

11. Хотя после сего они и могут оставаться у прежних своих владельцев в услужении, но не иначе, как люди свободного состояния, по собственному согласию, на общих о найме правилах...

15. Все, что в настоящем указе постановляется о дворовых людях, относится только к тем, кои записаны таковыми в последнюю народную перепись, без распространения на тех, кои переведены с пашни во двор помещиками после того времени.

ПСЗ. Собр. 2. Т. XIX. Отд. 1. N 17 977.

О предоставлении крестьянам помещичьим и крепостным людям покупать и приобретать в собственность земли, дома, лавки и недвижимые имущества

1) Крестьянам помещичьим и вообще крепостным людям предоставить (право) покупать и другими в законах дозволенными способами приобретать в собственность земли, дома. Лавки и всякого рода недвижимые имущества, кроме лишь имений населенных, соблюдая относительно владения домами и лавками в городах общие по сему предмету правила. Само собою разумеется, что приобретать такую собственность, а равно и отчуждать оную, крепостные люди могут не иначе, как с согласия своих помещиков, надлежащим образом удостоверенного и, до совершения акта приобретения или отчуждения, в присутственном месте предъявленного. 2) Если бы некоторыми крепостными людьми были, в прежнее время, куплены земли, дома или лавки на имя их помещиков, то никаких о том от крепостных людей споров не допускать и никаких по оным розысканий не делать, дозволив впрочем помещикам, по собственному каждого усмотрению, выдавать владеющим такими имуществами, если только они не находятся в залоге или составе заложенных имений, надлежащие на оные купчие крепости на гербовой низшего достоинства бумаге, без взимания пошлин. Выдача таких купчих беспошлинно на гербовой низшего достоинства бумаге дозволяется в течение десяти лет со дня издания настоящего указа.

ПСЗРИ. Собр.2. Т. 23. Отд. 1. № 22042.

Обязанные крестьяне

бывшие крепостные крестьяне в России, перешедшие на договорные отношения с помещиками на основании указа 2 апреля 1842. Указ явился итогом работы секретного комитета, учрежденного 10 ноября. 1839 для определения условий освобождения крестьян, независимо от указа о вольных хлебопашцах (см. Свободные хлебопашцы). По соглашению помещиков с крестьянами, утверждавшемуся правительством, крестьяне приобретали личную свободу. За помещиками сохранялось право вотчинной полиции. Земля оставалась в собственности помещика, предоставлявшего крестьянам надел за «соразмерный» оброк или барщину. Ограничения власти помещиков не предусматривалось. Заключение подобных договоров не было обязательным для помещиков. Указ 1842 существенного значения не имел: из 10 млн. крепостных до 1855 в О. к. было переведено 24708 душ мужского пола.

Лит.: Полное собрание законов Российской империи. Собрание второе, т. 17, СПБ, 1843, № 15462; Семевский В. И., Крестьянский вопрос в России в XVIII и первой половине XIX в., т. 2, СПБ, 1888; Очерки истории СССР. Вторая четверть XIX в., Л., 1957.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Обязанные крестьяне" в других словарях:

    Бывшие крепостные крестьяне в России, перешедшие на договорные отношения с помещиками на основании указа 2 (14) апреля 1842 года. Указ явился итогом работы секретного комитета, учрежденного 10 ноября 1839 года для определения условий освобождения … Википедия

    Крепостные в России, получившие согласно указу 1842 по договору с помещиком личную свободу и землю в наследственное пользование за повинности. К 1855 ок. 24 тыс. душ мужского пола … Большой Энциклопедический словарь

    ОБЯЗАННЫЕ КРЕСТЬЯНЕ, бывшие крепостные, получившие согласно указу 1842 по договору с помещиком личную свободу и землю в наследственное пользование за повинности. К 1855 около 24 тыс. душ мужского пола. Источник: Энциклопедия Отечество … Русская история

    Крепостные в России, получившие, согласно указу 1842, по договору с помещиком личную свободу и землю в наследственное пользование за повинности. К 1855 около 24 тыс. душ мужского пола. * * * ОБЯЗАННЫЕ КРЕСТЬЯНЕ ОБЯЗАННЫЕ КРЕСТЬЯНЕ, крепостные в… … Энциклопедический словарь

    Частновладельч. крестьяне в России, переведенные на договорные отношения с помещиками на основании указа 2 апр. 1842. Указ явился результатом работы наисекретнейшего к та по крест. вопросу, учрежденного в 1839 для видоизменения закона о т. н.… … Советская историческая энциклопедия

    Наименование временно обязанные крестьяне было принято положением 19 февраля 1861 года для бывших помещичьих крестьян, вышедших из крепостной зависимости, до тех пор, пока они не приобретут от помещиков назначенные им земельные наделы в… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    - … Википедия - Крестьяне! Земля принадлежит вам! Испанский республиканский плакат, 1936 Победивший пролетарий указывает крестьянину путь на серебряном советском рубле 1924 года … Википедия

На протяжении всего девятнадцатого века самыми актуальными были вопросы об отмене крепостного права и о введении конституции. Каждый император видел все по-своему. Объединяло их то, что все они осознавали неотложность крестьянского вопроса. Одним из многочисленных проектов решения этого вопроса является принятый указ об обязанных крестьянах.

Закон об обязанных крестьянах

В историческом контексте

Восшествие Николая Первого на престол сопровождало крупное восстание декабристов. В ходе следствия их показания выявили, что участники этого движения наряду со множеством политических требований были в большей степени за отмену крепостного права . И при этом приводилось множество аргументов гражданского, экономического и духовного толка о необходимости как можно скорее освободить крестьянское сословие.

Такую задачу государственного плана поставил перед собой еще Александр I. Но в силу недовольства крупных землевладельцев, внешней активной политики и политических внутренних коллизий, люди получили личную свободу только в Прибалтике. В период правления Николая указ является одним из многих. Выносить данный вопрос на обсуждение всеми он не стал, действовал тайными комитетами. За тридцать лет таких комитетов было десять, а все их решения касались частных вопросов.

Комитеты по крестьянскому вопросу

Особенности указа

Указ разрешал отпускать крестьян помещикам на свободу, подписав предварительно с ними договор. В нем указывался размер оброка, который должен крестьянин хозяину за пользование землей , количество дней и количество земли, передаваемой крестьянам. Правительство утверждало соглашение, впоследствии оно не изменялось. Помещик никак не мог потребовать большую сумму у крестьянина за аренду. Указ оставлял право дворянству суда и все функции полиции. Как и раньше, власть в деревнях принадлежала феодалу.

Таким образом, отвечая на вопрос, что такое обязанные крестьяне, определение можно дать такое: это формально свободные люди, обязанные выполнять установленную помещиком барщину за пользование землей.

Последствия указа

Несмотря на все ожидания, указ об обязанных крестьянах имел незначительные последствия. Помещики получали повинности за оставленные за собой земли, сохраняли власть в деревнях, но увеличить повинности они не могли, как и уменьшить наделы крестьян. Поэтому многие из них не пользовались своим правом перевода крепостных крестьян в статус обязанных . Жизнь таких крестьян не менялась существенно, а произвола дворянства стало меньше, значит для развития было больше шансов.

Указ оказал маленькое влияние на существование крепостного права, об этом говорит малое количество освобожденным по нему. Николай прекрасно понимал, что проблема существовала, но трогать ее следовала аккуратно.

Решение проблемы крепостного права

Принятие указа было небольшой уступкой насущным задачам развития государства и общественному влиянию. Проигранная показала всю необходимость реформ. Революционная ситуация, которая складывалась, существенно повлияла на высшие сословия , которые согласились наконец с правительством в том, что крестьян следует сделать свободными. Основа реформы заключалась в освобождении крестьянского сословия с землей за денежный выкуп. Размеры выкупа и наделы отличались в зависимости от регионов.

Александру II принадлежит особая заслуга: он сумел довести дело до конца, несмотря на критику левых и правых сил. Кроме отмены крепостного права, он ввел и другие очень важные реформы, которые способствовали развитию капиталистических отношений. Он вошел в историю, как oсвободитель.

2 апреля 1842 г. подписан указ об «обязанных крестьянах»: крестьянин по воле помещика мог получить личную свободу и надел (но не в собствен­ность, а в пользование), за который был обязан выполнять по соглашению с помещиком повинности (барщину и оброк). Помещик не мог впоследствии увеличить размеры этих повинностей, а также не мог отнять, уменьшить или обменять надел крестьянина. Никакой определенной нормы наделов и повинностей указ не устанавливал.

В 1845 г. помещики получили право отпускать дворовых на волю без земли по обоюдному договору.

8 ноября 1847 г. принят указ о праве крестьян помещичьих имений, прода­вавшихся за долги с торгов, выкупиться на свободу с землей за ту цену, какая установится на торгах, при условии внесения всей суммы в течение 30 дней по­сле торгов. Выкупившиеся на волю крестьяне зачислялись в разряд государст­венных и несли вместе с ними все подати и повинности, за исключением обро­ка. Выкупленная земля предоставлялась в собственность общины, а не отдельному двору. Всего на основании этого указа выкупилось 964 д.м.п. кре­стьян (впоследствии фактически отменен).

В том же направлении осуществлялась инвентарная реформа 1847 г. - сначала на Правобережной Украине, а затем в Белоруссии. Производилось описание помещичьих имений с точной фиксацией крестьянских наделов и повинностей в пользу помещика, которые впредь нельзя было изменять.

Наиболее последовательно была проведена реформа, касавшаяся госу­дарственных крестьян.

Реформа государственных крестьян.

В 1835 - 1837 гг. V отделение Собственной Его Императорского Вели­чества канцелярии проводит ревизию государственной деревни.

На основании результатов ревизии в 1837-1841 гг. по инициативе П.Д. Кисе­лева проводятся преобразования, направленные на изменение хозяйственного по­ложения и правового статуса государственных крестьян. Государственная дерев­ня изъята из ведения Министерства финансов и передана в учрежденное в 1837 г Министерство государственных имуществ. Для управления казенной деревней в губерниях создаются казенные палаты, в уездах -казенные округа. Вводилось крестьянское волостное и сельское самоуправление, подчиненное казенным ок­ругам и палатам. Проводилось перечисление феодальных повинностей с «ревиз­ских душ» на землю, с учетом ее доходности, а также и неземледельческих про­мыслов. Несколько упорядочивалось наделение крестьян землей, главным образом путем переселения малоземельных на новые земли. В западных губерни­ях ликвидировалась практика сдачи казенных имений в аренду частным лицам, а также барщинная форма отбывания повинностей на землю. Учреждены «вспомо­гательные ссуды» для мелкого кредита крестьян; предусматривалось учреждение в государственной деревне школ, больниц, ветеринарных пунктов и т.д.

Проводимые мероприятия не снижали социальной напряженности, а на­против, нередко сами становились причиной крестьянских волнений. На­пример, проведение инвентаризации вызвало многочисленные волнения в 1848 г. на Правобережной Украине. В 1841-1843 гг. в связи с проведением реформы в государственной деревне широкий размах приобрели волнения государственных крестьян. Если за I четверть XIX в. произошло 650 кресть­янских волнений, то за II - до 1090 (в среднем - 43 в год).

Финансовая реформа.

Еще один вопрос, доставшийся Николаю «в наследство» от Александра - финансовый. Постоянно увеличивающиеся военные расходы и затраты на

В 1826 г. были восстановлены питейные откупа. Доходы бюджета уве­личивались за счет повышения прямых и косвенных налогов, и введения новых. Например, были введены табачный налог в бандерольной форме и налог на свекловичный сахар. Изменялись и таможенные сборы.

Стремясь ограничить дефицит бюджета, Е.Ф. Канкрин настаивал на экономии и сокращении государственных расходов; в 1836 г. были даже об- разованы особые комитеты для рассмотрения нормальных расходов, кото- рым и была составлена нормальная роспись. Однако остановить увеличение государственных расходов, особенно военных, было невозможно. Дефицит бюджета рос, а курс рубля снижался.

В 1839 - 1843 гг. была проведена денежная реформа. Вводится твер­дый кредитный рубль, приравненный к 1 руб. серебром и обеспеченный зо­лотой и серебряной монетой. Манифестом 1 июня 1843 г. было объявлено о начале обмена ассигнаций на государственные кредитные билеты из расче­та 1 кредитный рубль - 3 рубля 50 копеек ассигнациями. Всего было обме­няно около 600 млн. ассигнаций на 170 млн. кредитных рублей.

Однако, несмотря на все проведенные мероприятия, выйти из финансо­вого кризиса не удалось.

КРЕСТЬЯНСКИЙ ВОПРОС

Начиная со времени императора Павла, правительство обнаруживало явное стремление к улучшению быта крепостных крестьян. При императоре Александре I, как мы знаем, был дан закон о свободных хлебопашцах, в котором как бы намечался путь к постепенному и полюбовному освобождению крестьян от власти их владельцев. Однако этим законом помещики не воспользовались почти вовсе, и крепостное право продолжало существовать, несмотря на то, что возбуждало против себя негодование прогрессивной части дворянства. Вступая на престол, император Николай знал, что перед ним стоит задача разрешить крестьянский вопрос и что крепостное право в принципе осуждено как его державными предшественниками, так и его противниками – декабристами. Настоятельность мер для улучшения быта крестьян не отрицалась никем. Но по-прежнему существовал страх перед опасностью внезапного освобождения миллионов рабов. Поэтому, опасаясь общественных потрясений и взрыва страстей освобождаемой массы, Николай твердо стоял на мысли освобождать постепенно и подготовил освобождение секретно, скрывая от общества подготовку реформы.

Обсуждение мер, касающихся крестьян, производилось при Николае в секретных комитетах, не один раз для этой цели образуемых. Началось оно в секретном "Комитете 6-го декабря 1826 г." и коснулось как государственных крестьян, так и крестьян владельческих. В отношении государственных крестьян были выработаны более существенные и удачные меры, чем в отношении крепостных. Положение первых было улучшено более, чем положение вторых.

В составе класса государственных крестьян были прежние "черносошные" крестьяне, населявшие государевы черные земли; далее – крестьяне "экономические", бывшие на церковных землях, секуляризованных государством; затем - однодворцы и прочие "ландмилицкие" люди, т. е. потомки того мелкого служилого люда, который когда-то заселял южную границу Московского государства. Разнородные группы казенного крестьянства были на разной степени благосостояния и имели различное внутреннее устройство. Предоставленные местной администрации (казенным палатам и нижним земским судам), казенные крестьяне были нередко угнетаемы и разоряемы. В "Комитете 6-го декабря 1826 г." Сперанский заговорил о необходимости "лучшего хозяйственного управления для крестьян казенных" и высказал мнение, что такое управление "послужило бы образцом для частных владельцев". Мысль Сперанского встретила одобрение государя, который привлек к этому делу графа П. Д. Киселева. Это был один из образованных русских людей, сделавших походы 1812–1814 гг. и видевших европейские порядки. Приближенный императором Александром, Киселев еще в его время интересовался крестьянским делом и представил государю проект уничтожения крепостного права. Как знаток крестьянского вопроса он обратил на себя внимание императора Николая и приобрел его доверие. Киселеву было поручено все дело о казенных крестьянах. Под его управлением временно возникло (1836) пятое отделение собственной Его Величества канцелярии для лучшего устройства управления государственными имуществами вообще и для улучшения быта казенных крестьян. Это пятое отделение скоро было преобразовано в Министерство государственных имуществ (1837), которому и вверено было попечительство над казенными крестьянами. Под влиянием Министерства государственных имуществ в губерниях стали действовать "палаты" (теперь "управления") государственных имуществ. Они заведовали казенными землями, лесами и прочими имуществами; они же наблюдали и над государственными крестьянами. Эти крестьяне были устроены в особые сельские общества (которых оказалось почти 6000); из нескольких таких сельских обществ составлялась волость. Как сельские общества, так и волости пользовались самоуправлением, имели свои "сходы", избирали для управления волостными и сельскими делами "голов" и "старшин", а для суда (волостной и сельской "расправы") – особых судей. Так было устроено, по мысли Киселева, самоуправление казенных крестьян; впоследствии оно послужило образцом и для крестьян частновладельческих при освобождении их от крепостной зависимости. Но заботами о самоуправлении крестьян Киселев не ограничился. При его долгом управлении министерство государственных имуществ провело ряд мер для улучшения хозяйственного быта подчиненного ему крестьянства: крестьян учили лучшим способам хозяйства, обеспечивали зерном в неурожайные годы; малоземельных наделяли землей; заводили школы; давали податные льготы и т. д. Деятельность Киселева составляет одну из светлых страниц царствования императора Николая. Довольный Киселевым, Николай шутливо называл его своим "начальником штаба по крестьянской части".

Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. СПб., 2000 http://magister.msk.ru/library/history/platonov/plats005.htm#gl22

[…] Казенных крестьян решено было устроить так, чтобы они имели своих защитников и блюстителей их интересов. Удача устройства крестьян казенных должна была подготовить успех освобождения и крепостных крестьян. Для такого важного дела призван был администратор, которого я не боюсь назвать лучшим администратором того времени, принадлежащим к числу лучших государственных людей нашего века. Это был Киселев, который в начале прошедшего царствования, по заключению Парижского мира, назначен был послом в Париже; ему поручено было устроить новое управление государственных крестьян и имуществ. По его плану открыто было в 1833 г. новое министерство государственных имуществ, во главе которого он и был поставлен. Для управления государственными имуществами на местах созданы были палаты государственных имуществ. Киселев, делец с идеями, с большим практическим знанием дела, отличался еще большою доброжелательностью, тою благонамеренностью, которая выше всего ставит общую пользу, государственный интерес, чего нельзя сказать о большей части администраторов того времени. Он в короткое время создал отличное управление государственными крестьянами и поднял их благосостояние. В несколько лет государственные крестьяне не только перестали быть бременем для государственного казначейства, но стали возбуждать зависть крепостных крестьян. Ряд неурожайных годов – 1843 г. и следующие – не только не потребовал ссуды государственным крестьянам, но даже Киселев не израсходовал на эти ссуды и запасного капитала, им образованного. С тех пор крепостные крестьяне стали самым тяжелым бременем на плечах правительства. Киселеву принадлежало то устройство сельских и городских обществ, основные черты которого были потом перенесены в положение 19 февраля для вышедших на волю крепостных крестьян.

Кроме всего этого Киселеву принадлежала также и мысль одного важного закона, касавшегося крепостных крестьян. Как мы знаем, 20 февраля 1803 г. издан был закон о вольных хлебопашцах; по этому закону землевладельцы могли отпускать на волю крепостных крестьян с земельными наделами по добровольному с ними соглашению. Этот закон, плохо поддержанный правительством, оказал незначительное действие на быт крепостных; в продолжение 40 лет на волю вышло таким образом немного крестьян. Больше всего останавливала помещиков необходимость отдавать землю в собственность крестьян. Киселев думал поддержать действие этого закона, устранив это главное препятствие. В его несколько впечатлительной голове (недостаток, от которого несвободны все доброжелательные головы) мелькнула мысль, что можно совершить постепенное освобождение крестьян, предоставив это дело частной инициативе. Мысль закона состояла в том, что помещики могли по добровольному соглашению с крестьянами уступать им свои земли в постоянное наследственное пользование на известных условиях. Эти условия, раз составленные и утвержденные правительством, не должны были меняться; таким образом крестьяне будут прикреплены к земле, но лично свободны, а помещик сохранит за собою права собственности на землю, к которой прикреплены крестьяне. Помещик сохранял судебную власть над крестьянами, но уже терял власть над их имуществом и трудами; крестьяне работали на помещика или платили ему столько, сколько было поставлено в условии. Зато помещик освобождался от обязанностей, какие на нем лежали по владению крепостными, от ответственности за их подати, от обязанности кормить крестьян в неурожайные годы, ходатайствовать за них в судах и т. д. Киселев рассчитывал, что таким образом, поняв выгоду таких сделок, помещики сами поспешат устранить неприятности. При сохранении крепостного права образец устройства крестьян, выходивших, таким образом, на волю, был уже готов в сельском устройстве крестьян государственных, разделенных на волости и общины с выборными управлениями, судами, со свободными сходками и т. д.

РЕФОРМА УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДЕРЕВНЕЙ

В 1837 г. было создано Министерство государственных имуществ, которое возглавил П.Д. Киселев. Это был боевой генерал и деятельный администратор с широким кругозором. В свое время он подавал Александру I записку о постепенной отмене крепостного права. В 1837–1841 гг. Киселев добился проведения ряда мер, в результате которых удалось упорядочить управление государственными крестьянами. В их деревнях стали открываться школы, больницы, ветеринарные пункты. Малоземельные сельские общества переселялись в другие губернии на свободные земли.

Особое внимание киселевское министерство уделяло поднятию агротехнического уровня крестьянского земледелия. Широко внедрялась посадка картофеля. Местные чиновники принудительно выделяли из крестьянского надела лучшие земли, заставляли крестьян сообща сажать там картофель, а урожай изымали и распределяли по своему усмотрению, иногда даже увозили в другие места. Это называлось «общественной запашкой», призванной страховать население на случай неурожая. Крестьяне же увидели в этом попытку внедрить казенную барщину. По государственным деревням в 1840–1844 гг. прокатилась волна «картофельных бунтов».

Помещики тоже были недовольны реформой Киселева. Они опасались, что попытки улучшить быт государственных крестьян усилят тяготение их крепостных к переходу в казенное ведомство. Еще большее недовольство помещиков вызывали дальнейшие планы Киселева. Он намеревался провести личное освобождение крестьян от крепостной зависимости, выделить им небольшие земельные наделы я точно определить размер барщины и оброка.

Недовольство помещиков и «картофельные бунты» вызвали в правительстве опасение, что с началом отмены крепостного права придут в движение все классы и сословия огромной страны. Именно роста общественного движения больше всего боялся Николай I. В 1842 г. на заседании Государственного совета он сказал: «Нет сомнения, что крепостное право, в нынешнем его положении у нас, есть зло, для всех ощутительное и очевидное, но прикасаться к нему теперь было бы делом еще более гибельным».

Реформа управления государственной деревней оказалась единственным значительным мероприятием в крестьянском вопросе за все 30-летнее царствование Николая I.