(Holotropic Breathwork™)

Авторы метода

доктор медицины Станислав Гроф и Кристина Гроф

(Stanislav Grof D.M. and Christina Grof)

Станислав Гроф о Холотропном Дыхании™

Принципы Холотропного Дыхания,

разработанные Станиславом и Кристиной Гроф:

Текст принципов Холотропного Дыхания представлен здесь в том виде, как он был написан и защищен авторским правом Станиславом и Кристиной Гроф в 1990 году. (юридические документы )

Теоретическая позиция

Расширенное понимание человеческой психики, которое включает биографическое, перинатальное и трансперсональное измерения. Феномены, относящиеся ко всем этим областям рассматриваются как естественные и нормальные элементы психологического процесса; они принимаются и поддерживаются, причем ни одному из них не оказывается какого-либо предпочтения.

Признание того факта, что необычные состояния сознания, вызываемые Холотропным Дыханием, так же как сходные состояния, случающиеся спонтанно, мобилизуют внутренние целительные силы в теле и в психике. В ходе развертывания процесса этот "внутренний целитель" проявляет терапевтическую мудрость, которая превышает знание, достигнутое когнитивным пониманием человека, практикующего метод, или наработки какой-то конкретной школы психотерапии или телесной работы.

Практический подход (семинар или тренинг )

Основными элементами в Холотропном Дыхании (далее ХД ) являются более глубокое и ускоренное дыхание, побуждающая музыка и облегчение выхода энергии через специфическую форму работы с телом. Дополнительными формами работы являются творческое выражение пережитого, например, рисование "мандалы" , и обсуждение полученного опыта.

ХД может проводиться один на один с ведущим, или, предпочтительно, в групповом контексте, где участники поочередно выступают в роли переживающего и "ситтера" . Перед первым практическим опытом дыхания участники получают всестороннюю теоретическую подготовку, которая включает описание главных типов феноменов, имеющих место на холотропных сессиях (биографических, перинатальных и трансперсональных), а также технические инструкции для дышащих ("холонавтов") и для ситтеров. Предварительно обсуждаются физические и эмоциональные противопоказания, и если у участника есть какие-нибудь проблемы, должна быть получена экспертная оценка.

ХД подразумевает дыхание более быстрое глубокое, чем обычно; как правило, никакие другие определенные инструкции относительно норм, паттернов и природы дыхания не даются ни перед началом, ни в ходе сессии.

Переживаемый опыт является целиком внутренним и в значительной степени невербальным, и развертывается без внешнего вмешательства. Исключение составляют спазмы в горле, невозможность справиться с ситуацией, чрезмерные боль или страх, препятствующие продолжению сессии, и явный запрос со стороны дышащего.

Музыка (или другие формы акустической стимуляции -барабанный бой, звуки природы и т.д.) представляют собой неотъемлемую часть холотропного процесса. Как правило, выбор музыки определяется характерным паттерном, отражающим наиболее общее направление развертывания холотропных переживаний: вначале звучит побуждающая и стимулирующая музыка, затем она становится все более драматичной и динамичной, и наконец достигает качества прорыва. После кульминации уместен постепенный переход к более тихой музыке, и к концовке, для которой подбираются спокойные, плавные, медитативные произведения. Хотя, как представляется, такова в среднем необходимая звуковая динамика в ходе сессии, она должна быть изменена, если обозначился иной паттерн энергии в группе.

Роль ситтера во время сессии состоит в том, чтобы быть отзывчивым и ненавязчивым, обеспечивать эффективное дыхание, создавать безопасную среду, уважать естественное развертывание переживания и обеспечивать помощь во всех ситуациях, которые этого требуют (оказывать физическую поддержку, сопровождать дышащего в уборную, принести салфетку или стакан воды и т.д.). Важно сохранять сосредоточенность и концентрацию, оказавшись лицом к лицу со спектром возможных эмоций и поведения дышащего. В ХД не используются какие-либо вмешательства, изобретенные в результате интеллектуального анализа или основанные на априорных теоретических построениях.

Групповое обсуждение проводится в тот же день, после перерыва, на который отводится достаточно продолжительное время. В ходе этих посвященных обсуждению сессий ведущий не дает интерпретации материала, основанной на какой-либо теоретической системе, в том числе системе ХД .

Предпочтительно попросить человека, прошедшего через переживание, дать его опыту дальнейшее развитие и разъяснение, отражающее его инсайты, полученные в ходе сессии. Расширение в юнгианском смысле, в форме мифологических и антропологических ссылок, может оказаться очень полезным при обсуждении холотропных переживаний, а также мандал. В некоторых случаях уместны ссылки на собственные переживания ведущего в прошлом, или на переживания других людей.

Есть множество подходов, дополняющих ХД - практика гештальта, игра с песком Доры Кальф, биоэнергетика, различные формы массажа, акупунктура и т.д. Однако, всякий раз, когда они используются, должно быть ясно обозначено то, что они не являются частью Холотропного Дыхания .

Если практика проведения самих сессий значительно отклоняется от вышеописанной, для такой процедуры не должно использоваться название "Холотропное Дыхание ". Мы просим, чтобы оно было заменено другим термином, и не связывалось с нашими именами.

Учебный фильм-приложение к Сертификационному семинару по ХД «Принципы работы с телом». Ведущие — Станислав и Кристина Гроф.

В этом фильме Стен и Кристина детально показывают, как фасилитаторам необходимо создавать безопасное пространство холонавту для телесного отреагирования. Объясняется на примерах, как работает «внутренний Целитель».

Выводы, которые напрашиваются после просмотра этого учебного фильма — ХД не стоит проходить у не прошедших 3-х годичную программу обучения и ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ СУПЕРВИЗИЮ.

Описание Холотропного Дыхания

(Тейлор, K. в книге Эллисон, Н., [ред.] (1999.) ≪Иллюстрированная энциклопедия дисциплин, связанных с соматической работой≫; переиздавалась в 2005 году.)

Определение

Холотропное Дыхание - это метод самоисследования, который объединяет в себе быстрое, глубокое дыхание, побуждающую музыку и фокусированную работу с телом.

Термин ≪холотропный≫ образован от греческих корней - χολος , что значит "целое", и τρεπειν , что значит "двигаться в направлении". Вместе они означают ≪двигаться по направлению к целостности≫. Растения поворачиваются к солнцу в гелиотропном движении. Таким же образом во время холотропной сессии человеческий организм движется к интеграции, к тому чтобы сделать себя целостным и исцелить различные травмированные или фрагментированные части ≪Я≫. ХД поддерживает этот процесс, вызывая необычные состояния сознания и создавая безопасный контекст, в рамках которого происходит восстановление связи с Самостью, с Другими и с Духом.

ХД предназначено для того, чтобы перевести ум и тело в необычное состояние сознания, которое обеспечивает более сознательный доступ к забытым воспоминаниям и аспектам внутренней жизни, которые могут быть скрыты при обычных условиях. Хотя ХД может эффективно использоваться как одна из сторон терапии психических и физических расстройств, чаще оно рассматривается как шаманский ритуал, предназначенный для воспроизведения глубокого прошлого и входа в духовные области.

В процессе этой работы могут возникнуть самые разные переживания, но переживания, полученные в процессе дыхания (или какого бы то ни было иного специфического опыта, например, второго рождения или экстаза) сами по себе не являются целью. Цель состоит в обретении целостности, исцеления и мудрости.

Переживания это средство для достижения этих целей. Когда тело и ум за счет управляемого дыхания входят в необычное состояние сознания, внутренняя мудрость человека использует возможность работать на физическое, психическое, эмоциональное и духовное исцеление, а также на эволюционное изменение. Холотропное Дыхание работает по тому принципу, что мы сами являемся для себя лучшими целителями.

Холотропное Дыхание включает в себя управляемое дыхание, музыку, предоставление нераздельного внимания, творческую переработку материала и обеспечение дышащим гибко регулируемого, неограниченного времени для работы, а также всестороннее обучение людей, практикующих его. Всё вместе взятое обеспечивает безопасность и исцеление, возможности которого заложены в необычных состояниях сознания.

Участники сессий ХД могут видеть эмоционально заряженные визуальные образы, ощущать энергию, проходящую через их тело, обрести интуитивное понимание и внести ясность в какие-то трудноразрешимые проблемы в их жизни. Часто участники рассказывают, что они разрядили накопленное напряжение, эмоции, связанные со старой травмой, что выросло их доверие к себе и своему телу, и что они чувствуют, что обрели понимание и могут теперь преодолеть старые паттерны поведения, действие которых имело нежелательный результат.

История Холотропного Дыхания

Станислав Гроф, M.D., чешский психиатр, в 1950-ые годы проходивший обучение в Праге, и его жена, Кристина Гроф, разработали эту мощную естественную технику, опираясь на современные исследования сознания и исследования древних духовных систем. Исследование теории коллективного бессознательного Юнга и собственного личного опыта убедило Грофа, что вера в причино-следстведственную связь вынуждает современную науку придерживаться механистической модели разума, которая не в состоянии верно оценить или использовать истинный диапазон его возможностей. Он был особенно заинтересован определением возможностей и природы переживаний, обычно сводимых к категории парапсихологических феноменов.

Прорыв в синтезировании психоделических препаратов дал Грофу необходимые средства для экспериментирования с измененными состояниями сознания в процессе лечения пациентов. Он также принимал психоделики сам, и понял, что существуют широкие аналогии между состояниями, вызванными определенными препаратами, и состояниями, достигаемые в процессе медитативных и мистических переживаний и действий шаманов.

После эмиграции из Чехословакии в Соединенные Штаты, Гроф продолжал свои исследования необычных состояний сознания и парапсихологии в Психиатрическом Исследовательском центре штата Мэриленд, в Университете Джона Хопкинса, и, наконец, в Институте Эсален в Биг Суре, Калифорния.

Грофы начали проводить семинары в 1976 году. Их первые структурированные программы обучения появились в 1987-м. Вместе они провели сессии холотропного дыхания у 25 с лишним тысяч человек за период с 1987 по 1994 год. Многие книги Станислава Грофа, в том числе ≪Области человеческого бессознательного≫(1975), ≪За пределами мозга≫(1985), ≪Психология будущего≫(2002) и ≪Величайшее путешествие≫ (2006) внесли свой вклад в устойчивый рост интереса к технике Холотропного Дыхания и к Трансперсональной Психологии .

Опыт Холотропного Дыхания

Холотропное Дыхание представляют ведущие, аттестованные Трансперсональным Тренингом Грофа. Перед первым опытом дыхания участники семинаров получают всестороннюю теоретическую подготовку, которая включает описание главных типов феноменов, которые имеют место на холотропных сессиях (биографических, перинатальных и трансперсональных), и технические инструкции по совместной работе в парах как дышащий и ситтер. Физические и эмоциональные противопоказания, в случае их наличия, обсуждаются с участником, и если есть какие-нибудь проблемы, ведущий обращается к специалистам за экспертной оценкой. Условия, исключающие участие в открытых сессиях ХД , включают: кардиоваскулярные проблемы в анамнезе, диагноз глаукомы или серьезного эмоционального расстройства.

Опыт ХД является полностью внутренним и в значительной степени невербальным, а также не предполагающим никаких вмешательств. Участники работают в парах, чередуя роли дышащего и ситтера. Дышащие дышат, лежа на полу, на матах. Ведущие проводят направленную релаксацию, помогая дышащим расслабить тело в процессе подготовки к дыханию. Когда расслабление завершено, ведущие дают дышащим инструкцию дышать глубже и быстрее чем обычно. В то время как дыхание углубляется, ведущие ставят побуждающую или ритмичную музыку. Музыка играет в течение трех часов. Ситтеры наблюдают за своим дышащим, обеспечивая чувство защиты и поддержки, и будучи внимательными к любым потребностям, которые у него могут возникнуть.

По мере продолжения дыхания дышащие входят в необычные состояния сознания. То, что видимо со стороны, может принимать различную форму. Многие совершенно неподвижны, словно они находятся в глубокой медитации. Некоторые начинают раскачиваться или совершать другие ритмичные движения. Некоторые кричат, стонут, плачут или выражают гнев. Иногда дышащий просит помощи, чтобы иметь возможность выразить свои чувства или ощущения. Переживания изменяются от человека к человеку и от сессии к сессии. Один и тот же человек часто имеет различные переживания каждый раз, когда он дышит.

Сессия ХД длится в среднем около двух-трех часов. В конце сессии, когда ведущий проверяет с дышащим, как он себя чувствует, ведущий может предложить дышащему особую форму работы с телом, работу, направленную на высвобождение энергии - если через дыхание не разрешились все эмоциональные и физические напряжения, активизированные в ходе сессии. Основной принцип этой работы состоит в том, чтобы подобрать ключ к процессу дышащего, "внутренний целитель" которого поднял на поверхность определенный материал, соответствующий разрешению дышать и обстановке, и создать ситуацию, в которой существующие симптомы усиливаются. В то время как энергия и осознание удерживаются в этой части тела, человека поощряют полностью выразить его реакцию на энергию тем способом, который ощущается конгруэнтным и соответствует интенсивности чувства, переживаемые дышащим. Эта форма работы, направленной на высвобождение энергии, является существенной составляющей холотропного подхода и играет важную роль в завершении и интеграции переживания.

Участники Холотропного Дыхания™ часто сообщают, что они приобрели интуитивное понимание и прояснили проблемные области своей жизни. Они также сообщают, что техника обеспечивает самоисцеление через разрядку накопленного напряжения и травматического переживания, а также дает ощущение большей связи с физическими, эмоциональными и духовными частями себя.

Трансперсональный Тренинг Грофа

(Grof Transpersonal Training)

Чтобы получить аттестацию на Трансперсональном тренинге Грофа требуется пройти приблизительно 600 часов обучения, которое занимает по меньшей мере два года. Это дает достаточно времени для интеграции изменяющего жизнь материала, который неизбежно проявляется, когда люди осуществляют дыхание в течение длительного периода. Эмпирическая часть обучения создает глубокое доверие собственной внутренней мудрости. Предпринимая и завершая множество собственных путешествий, стажеры приобретают убеждение, что они могут действительно довериться внутреннему руководству и процессу каждого участника. Это позволяет ведущим сообщить свою внутреннюю уверенность процессу каждого участника, которого, быть может, пугает какая-то часть его внутреннего путешествия.

Этот метод был разработан американским психологом чешского происхождения Станиславом Грофом и его женой Кристиной в 1970-е годы в качестве замены запрещенному ЛСД .

Данная методика широко критикуется среди специалистов за её опасность для мозга (из-за гипоксии отмирают нервные клетки) , а также за её претензии на связь с реальным опытом рождения. По мнению С. Степанова, ведущий группы холотропного дыхания сам навязывает практикующим ассоциации с опытом рождения, из-за которых у практикующих и возникают переживания этого типа .

Термин «холотропный» образован от др.-греч. ὅλος «целый» и τρόπος «направление, способ».

История

Станислав Гроф

Станислав Гроф, будучи психиатром и психоаналитиком, стал проводить исследовательскую деятельность с ЛСД в середине 50-х годов. Довольно быстро он убедился в большом психотерапевтическом эффекте психоделических сессий . Продолжая свои исследования, Гроф столкнулся с необходимостью пересмотра фрейдистской модели психики, в которой он был воспитан, и построения новой картографии сознания для описания эффектов, возникающих во время психоделических сеансов. Создав такую модель, он описал её в своих многочисленных трудах. Когда закрывались эксперименты с психоактивными веществами (ПАВ), Гроф стал искать технику, подобную по терапевтическому воздействию. И в 1975 году, вместе с Кристиной Гроф, открыл и зарегистрировал дыхательную технику, которую назвал «холотропное дыхание».

Станислав Гроф и Кристина Гроф

В 1973 году доктор Гроф был приглашен в Институт Эсален (англ. Esalen Institute ) в Биг-Сюре , Калифорния, где жил до 1987 года, занимаясь писательской работой, проводя лекции, семинары, включая семинары на которые им приглашались специалисты из различных научных и духовных направлений. Работая в Эсалене, Станислав и Кристина Гроф занимались разработкой техники холотропного дыхания. На фоне запрета на использование психоактивных веществ в психотерапевтических целях, Станислав и Кристина Гроф использовали в своей работе интенсивное дыхание. Прототипом дыхательной техники С. и К. Гроф были способы дыхания, существовавшие в различных духовных практиках, а также дыхание наподобие наблюдавшегося у пациентов во время психоделической сессии в случае, если проблема не была проработана до конца и пациенты начинали спонтанно и интенсивно дышать. Подобное дыхание было необходимо, чтобы продолжить оставаться в измененном (расширенном) состоянии сознания и доработать (разрядить) тот психологический материал, который поднялся из бессознательного и отреагировался в виде симптомов.

Однажды, работая в Эсалене, С. Гроф потянул спину и не смог как обычно вести процесс. Тогда у Станислава возникла идея разбить группу на пары и проводить не одну, а две дыхательные сессии и пусть участники семинара помогают друг другу. Во время первой сессии один человек дышит (холонавт), а второй ему помогает (ситтер, сиделка, помощник), во время второй они меняются местами.

Воздействие на человека

Теоретическим обоснованием метода является трансперсональная психология и картография бессознательного Станислава Грофа.

Метод, сочетающий в себе такие элементы, как ускоренное дыхание, этническая, ритуальная и трансовая музыка, а также определённые формы работы с телом, порождает целый спектр переживаний, которые наблюдались во время других видов глубинного самоисследования [неизвестный термин ] .

Сторонники метода утверждают, что переживания, вызываемые при холотропном дыхании, имеют целительный и трансформативный эффект. Они также заявляют о том, что многие холотропные сеансы выводили на поверхность тяжёлые эмоции и неприятные физические ощущения самых разнообразных типов, а полное проявление этих эмоций и ощущений даёт возможность освободить человека от их беспокоящего влияния.

Физиологический механизм

Психофизиологическое действие холотропного дыхания основано на том, что длительная гипервентиляция приводит к снижению концентрации углекислого газа , которое ведет к сужению сосудов . Гемоглобин начинает прочнее связывать кислород и красные кровяные тельца менее эффективно передают его тканям - ткани начинают задыхаться от нехватки кислорода. В результате от нехватки воздуха возникает парадоксальное кислородное голодание, из-за которого начинается торможение коры головного мозга , более интенсивно начинает работать подкорка, высвобождая ранее вытесненные из сознания переживания, и практикующий видит галлюцинации

Противопоказания к применению

У метода есть ряд противопоказаний :

  • Тяжелые хронические заболевания, в первую очередь сердечно-сосудистые, в фазе декомпенсации ;
  • Психотические состояния;
  • Эпилепсия;
  • Глаукома;
  • Беременность;
  • Остеопороз;
  • Недавние операции и переломы;
  • Острые инфекционные заболевания;

Переживания

Феноменология переживаний, получаемых во время дыхательной сессии С. Гроф комбинирует в 4 области :

  1. Сенсорный барьер (эстетический уровень). Различные зрительные, слуховые образы, не имеющие конкретного содержания (звездочки, огоньки). Телесные ощущения (холод-тепло, напряжение-расслабление).
  2. Уровень индивидуального бессознательного (воспоминания из своего биографического прошлого).
  3. Перинатальный уровень. Состоит из 4-х так называемых базовых перинатальных матриц (БПМ) , в соответствии с периодом родов, который они описывают. БПМ-1 до начала родов. Абсолютно комфортное существование. Описания Рая. БПМ-2 Начало родов, пока матка ещё не открыта. Сильное сдавливание, безвыходность. БПМ-3 Продолжение сдавливания, но матка уже открыта, поэтому появляется цель, при достижении которой все становится благополучным. Борьба Смерти-Возрождения. БПМ-4 рождение в новом качестве.
  4. Трансперсональный уровень (надличностный).

Переживания трансперсонального уровня многообразны и имеют свою классификацию: Выход за пределы пространственных границ:

Выход за пределы линейного времени:

Физическая интроверсия и сужение сознания: Эмпирический выход за пределы общепринятой реальности и пространства-времени:

Психоидные трансперсональные переживания: Синхронные связи между сознанием и материей. Спонтанные психоидные явления:

  • сверхнормальные физические способности;
  • спиритические феномены и физический медиумизм ;
  • повторяющийся спонтанный психокинез (полтергейст);
  • неопознанные летающие объекты (НЛО -феномены).

Намеренный психокинез:

  • ритуальная магия ;
  • целительство и ведовство ;
  • лабораторный психокинез .

Интеграция материала практических сессий начинается в самом процессе, продолжается через телесно-ориентированную терапию, рисование мандал и обсуждение индивидуальных процессов в группе . Далее интеграция завершается в сновидениях и в обычной жизни. Интеграция материала может занимать до полугода.

Техника

Холотропное дыхание является более частым и глубоким, чем обычное; как правило, не дается никаких других специфических инструкций перед сессией или во время сессии, таких например, как скорость, способ или природа дыхания. Опыт всецело является внутренним и большей частью невербальным с минимальным вмешательством во время активного дыхания. Исключения составляют спазмы горла, проблемы потери самоконтроля, сильная боль или страх, препятствующие продолжению сессии, а также прямая просьба дышащего о помощи.

Музыка (или другие формы акустической стимуляции - барабанная дробь, бубны, естественные звуки и т. д.) является целостной частью холотропного процесса. Как правило, выбор музыки поддерживает характерные этапы, отражающие наиболее общие черты разворачивания холотропного опыта: в начале она побуждающая и стимулирующая, затем она становится все более и более драматической и динамичной, а затем выражает прорыв. После кульминации музыка постепенно становится все более спокойной и в конце - мирной, текучей, медитативной .

Процесс проходит в парах «ситтер-холонавт» . Обычно за один день проводится 2 дыхательных сессии. В одной сессии участник выступает в роли дышащего, в другой - в роли ситтера.

Длительность процесса зависит от квалификации ведущего, разогрева, качественного и количественного состава группы.

В среднем процесс заканчивается естественным образом в течение полутора-двух часов. В случае наличия признаков незавершенности процесса, проводится дополнительная фокусированная работа с телом. Завершается сессия рисованием мандал и групповым проговором (шеринг).

Критика

Холотропное дыхание подвергается значительной критике. В частности, некоторые исследователи ставят под сомнение методику холотропного дыхания как таковую. Не отрицая наличия необычных (по большей части галлюциногенных) образов и состояний, возникающих под действием гипервентиляции, под сомнение ставится наличие какой-либо связи с реальной ситуацией рождения . Согласно этой точке зрения, ведущий группы холотропного дыхания (а обучение технике проходит только в групповых формах) оказывает воздействие на участников, в результате чего их состояния возникают не сами по себе, а моделируются извне.

Согласно этой точке зрения, холотропное дыхание ведет не к развитию, а, наоборот, к ухудшению работы мозга. Справедливости ради, стоит отметить, что методика Бутейко приводит к кардинально противополжным результатам - снижению уровня и увеличению уровня СО 2 в крови, что также приводит к негативным последствиям. .

Вместе с тем отмечается, что потеря углекислого газа в течение сессии холотропного дыхания составляет 2-3 литра, что по принятым в настоящее время взглядам считается крайне тяжелой степенью гипокапнии , чреватой возникновением отека мозга и летальным исходом .

У части клиентов С. Грофа наблюдаются негативные последствия холотропного дыхания, некоторые «подсаживаются » на него, методику широко практикуют плохо усвоившие её люди и просто шарлатаны . Правда, в отличие от ЛСД, холотропное дыхание не запрещено. Стоит отметить что в Швейцарии, в рамках эксперимента, ЛСД разрешён для приёма неизлечимо больными как средство избавляющее или значительно снижающее страх перед близкой смертью.

См. также

Примечания

  1. JOSEPH P. RHINEWINE & OLIVER J. WILLIAMS Holotropic Breathwork: The Potential Role of a Prolonged, Voluntary Hyperventilation Procedure as an Adjunct to Psychotherapy // THE JOURNAL OF ALTERNATIVE AND COMPLEMENTARY MEDICINE . - 2007. - В. 7. - Т. 13. - С. 771–776. - DOI :10.1089/acm.2006.6203
  2. «Мифы и тупики поп-психологии» // С. С. Степанов. - Дубна.: Феникс+, 2006. с.97-98
  3. Scott O. Lilienfeld & Wallace Sampson The Skeptical Inquirer Journal editors criticize MDMA study as nonscientific, unethical (англ.) // The Skeptical inquirer . - Committee for the Scientific Investigation of Claims of the Paranormal, 2003. - Т. 27.
  4. Joseph P. Rhinewine and Oliver J. Williams Holotropic Breathwork: The Potential Role of a Prolonged, Voluntary Hyperventilation Procedure as an Adjunct to Psychotherapy // The Journal of Alternative and Complementary Medicine . - September 2007. - В. 7. - Т. 13. - DOI :10.1089
  5. Сайт метода Бутейко
  6. УСЛАДА СЛАБЫХ И ПРЕСЫЩЕННЫХ
  7. Станислав Гроф. Области человеческого бессознательного. Данные исследований ЛСД
  8. В.Майков. Парный полет холонавтов: принципы работы в сессиях и круги интеграции
  9. В.Майков Сущность холотропного подхода .
  10. Ю. А. Бубеев, И. Б. Ушаков, Государственный научно-исследовательский испытательный институт авиационной и космической медицины МО РФ Механизмы дыхания в условиях длительной произвольной гипервентиляции // Авиакосмическая и экологическая медицина . - 1999. - Т. 33. - № 2. - С. 22-26.
  11. Владимир Емельяненко - сертифицированный психотерапевт Европейской Трансперсональной Ассоциации (ЕВРОТАС)
  12. Станислав Гроф. Путешествие в поисках себя. Изд. АСТ, Институт трансперсональной психологии, Издательство К. Кравчука, 2008 г. ISBN 978-5-17-054421-9
  13. Тев Спакс. Структура музыкально-шумового оформления холотропной сессии
  14. Colorado governor signs "rebirthing" ban
  15. CANDACE NEWMAKER: Death Through «Rebirthing» Therapy
  16. Лекция Бутейко К. Н. о вреде глубокого дыхания
  17. ЖИЗНЬ: Галлюцинации из ничего
  18. Сергей Кардаш
  19. Юрий Бубеев, Владимир Козлов

Ссылки

  • Ассоциация Трансперсональной Психологии и Психотерапии
  • Юридические вопросы, относящиеся к методу «Холотропное Дыхание- Holotropic Breathwork»

Wikimedia Foundation . 2010 .

Холотропное дыхание и С. Гроф - критика и сатира Юрий Молчанов


ЧАСТЬ I

В конце 80-х и начале 90-х годов многие предприимчивые люди - посредники «духовности», а также народ из «индустрии» Нью-Эйдж, быстро уловили, что в «перестроечной» России их, независимо от интеллекта и способностей, воспринимают, словно гуру и светочей знания. Сказывались последствия длительной информационной изоляции СССР. Причем, подобное идеализированное восприятие всего западного, имелось у многих, независимо от образования и ученых степеней. Как только не величали себя, хлынувшие в нашу страну эмиссары Нью-Эйдж – «Всемирно известный мастер», «Ученица Милтона Эриксона» и т.п., «Правая рука Карла Роджерса», разве что такого названия, не было…
Это было время, когда любые тренинги и семинары с гражданами нашей страны, приносили сравнительно легкий и быстрый доход.

Среди Западных пионеров, осваивавших рынок «духовных» и психотерапевтических услуг на необъятных просторах России, был и С. Гроф - чешский психи атр, один из основоположников трансперсонал ьной психологии и метода "холотропн ое дыхание". В начале 60-х годов он переехал
в США, где и живет по сей день.
Короткая справка:
(http://jasmeet.net/james/CDP/html/Transpersonal%20Psychology.htm)
"Ассоциация Трансперсонал ьной Психологии (ATP) была основана в 1971 г. среди организаторов было много основателей Ассоциации Гуманистической Психологии. Все они видели потребность в психологии, которая изучала и исследовала бы духовные явления, в которых чувство идентичности простирается вне человека или личности, охватывая более широкие аспекты человечества, окружающего мира, и космоса. Бихевиористическая теор ия ("первая сила"), психоаналитическая теор ия ("вторая сила"), и гуманистическая психология ("третья сила") испытывает недостаток в теор ии и практике изучающей духовность и сознание. На эту роль претендует трансперсонал ьная психология, которая стала называть себя «четвертой силой» в психологии.

Но поскольку теор ии трансперсонал ьных психологов противоречили одна другой - не сформировалось единого концептуального понимания «трансперсонал ьного», как именно происходит духовное развитие и т.д. В результате трансперсонал ьная психология, время от времени, раскалывается из-за внутренних споров и конкурирующих теор ий. Кроме того, этот недостаток согласованных теор ий, позволяет подвергнуть сомнению научный статус трансперсонал ьной психологии. И когда трансперсонал ьные психологи подали прошение в Американскую Психологическую Ассоциацию (APA), для создания формального трансперсонал ьного отдела психологии в 1990, оно было отвергнуто, из-за некоторых проблем связанных с "ненаучным" состоянием трансперсонал ьной психологии.
Вторая заявка, представленная вскоре, также была отвергнута, на сей раз частично из-за критики от видных гуманистических психологов, таких как Роллло Мей, который скептически относится к трансперсонал ьной психологии из-за того, что последняя пытается «перепрыгнуть» через темную сторону человеческой природы, сосредотачиваясь на трансцендентных состояниях и игнорируя страдание, вину и ревность. Альберт Эллис критиковал трансперсонал ьную психологию за ее иррациональную веру в божественные существа, тенденцию к догматизму, и оппозицию науке.
В настоящее время в APA не существует такого отдела как «трансперсонал ьная психология», хотя отдел 32 (Гуманистическая Психология) включает трансперсонал ьных психологов в свою коллегию и трансперсонал ьные презентации в своих программах на годовых собраниях APA".

С. Гроф, как и некоторые другие специалисты в 1960-х годах, изучал и пытался применять ЛСД,
в психотерапевтических целях. Но эти попытки приводили к крайне противоречивым результатам, поскольку действие одного и того же количества ЛСД оказывалось непредсказуемым и очень часто приводило к тяжелым последствиями. Даже при однократных применениях ЛСД возникали неожиданно длительные психотические состояния, неподдающиеся лечению. Вы можете узнать о реальных последствиях употребления ЛСД здесь: http://www.narkotiki.ru/expertroom.html?sid=g
В конце 1960-х годов ЛСД запретили. И тогда С. Гроф нашел другой способ погружения в так называемое «измененное состояние сознания» - холотропн ое дыхание.

Некоторые пытаются объяснить стремление употреблять наркотики, тем, что у человека есть потребности в неких трансцендентных переживаниях. Или, что это способ бегства от проблем и от реальности... Возможно, иногда бывает и так. Однако зачем столь обобщать? Еще в 1883 г. А. Уэльш написал книгу "Алкоголизм у животных". Он описал несколько случаев пристрастия к спиртосодержащим кормам у лошадей, на пивоваренных заводах. Отчего же, в этих случаях, "убегают" лошади?
Известно также множество случаев химической зависимости у животных, например, медведи или еноты полюбившие нюхать бензин... Выходит, еноты тоже желают "трансцендентных переживаний" или "ухода" от реальности? (http://www.sivatherium.h12.ru/library/Korytin/glava_02.htm)

У большинства неискушенных в физике и философии людей, чтение произведений С. Грофа, чаще всего взывает чувства от интереса до восторга, и порой, даже соблазн попробовать «подышать» по его методу. «Читать труды теор етиков и практиков трансперсонал ьной психологии увлекательно и интересно, как фантастические романы. Но только не как научно-фантастические, ибо науки в них просто нет, а скорее как модный жанр «фэнтези», заменивший современному человеку древние мифы ». Пишет С. Степанов в статье «Миры и мифы трансперсонал ьной психологии».
(http://psy.1september.ru/articlef.php?ID=200103918)

При беглом прочтении, похожие ощущения (интерес, восторг и т.п.) способны создавать многие радикальные постмодернистские произведения. Если же читать их более вдумчиво, то можно заметить, что многие из них, построены на ложных или бездоказательных допущениях или являются попросту набором красивых слов и научных терминов, расставленных в определенных сочетаниях – не более того. (См. Сокал А., Брикмон Ж. – «Интеллектуальные уловки»)
С. Гроф часто подводит своих читателей к мысли, что в современной физике пространство-время, перестало быть объективной реальностью. Именно на этом «научном факте» он строит некоторые положения в своей трансперсонал ьной теор ии.
Давайте дадим слово самим физикам, им, наверное, все-таки виднее: «Говорить, что пространство-время перестает быть объективной реальностью в теор ии квантовой гравитации, несколько преждевре­менно по двум причинам: с одной стороны, такой теор ии еще не су­ществует; но главным образом потому, что факт изменения нашего ви­дения пространства-времени в следующей теор ии - когда, например, пространство-время перестает быть фундаментальным элементом для теор ии и становится приблизительным описанием, значим ым в опре­деленных масштабах - никоим образом не означает, что оно перестает быть объективным, если толь­ко не понимать это выражение в том банальном смысл е, в котором столы и стулья не "объективны", потому что они состоят из атомов ». (А. Сокал, Ж. Брикмон - «Интеллектуальные уловки»)

Трансперсонал ьные психологи любят ссылаться на наиболее субъективистские тексты Бора и Гейзенберга. При этом «забывая» отмечать тот факт, что в них они выражают, в основном свои философские взгляды, а не собственно квантовую теор ию.

Все многообразие человеческой жизни С. Гроф ловко укладывает в четыре прокрустовых ложа. Называются они внушительно – базовые пренатальные матрицы (БПМ). На словах - он противник редукционизма, но в данном случае сам его воспроизводит. Гроф также утверждает, что основные детерминанты жизни человека и его и модели поведения формируются до и во время процесса рождения. Здесь он вновь, противоречит сам себе – критикуя ортодоксальную «механистическую» науку за ее детерминизм и «линейность» - он здесь же, «не отходя от кассы», постул ирует детерминизм от пренатального периода жизни и «матриц рождения»...

БПМ - это четыре обобщенные группы галлюцинаторных переживаний, впервые выделенные
С. Грофом у своих пациентов, когда он занимался ЛСД-терапией. По-каким критериям, Гроф относит галлюцинаторные фантазии, образы и чувства, к тем или иным аспектам реальности – остается неясным… Полагаю, заявления, что внутренние образы и фантазии всегда являются символами нашей жизни или конкретных событий в реальности, мягко говоря - спекуляции.

Сегодня уже мало кто без улыбки, воспринимает сексуально окрашенные, фантазийные интерпретации снов, которые предлагал З. Фрейд. Однако многие всерьез принимают, не менее фантазийные интерпретации С. Грофа - галлюцинаций, грез и образов, возникающих после приема ЛСД или во время сессий холотропн ого дыхания.

Если переживания невозможно связать с опытом личности пациента Гроф, в этом случае, относит их к трансперсонал ьным. Например: «встречи с инопланетянами» или «воспоминания о прошлых воплощениях» и т.п., он трактует как аргументы в пользу трансперсонал ьной теор ии...
Как говорится: «ловкость рук, и никакой маги и».

Действительно некоторые из переживаний «под ЛСД» представляют собой, например, чувства и образы из далекого прошлого человека, или могут символически выражать внутренний мир, проблемы пациента. Это подтверждают и некоторые врачи-наркологи (Данилин А. - "LSD. Галлюциногены, психодел ия и феномен зависимости"). И здесь нет ничего сверхъестественного. Однако на каком основании, переживания и галлюцинации под воздействием ЛСД или холотропн ого дыхания, однозначно относятся к той или иной символике или к реальной жизни пациента? (Причем иногда буквально).

Интересно, почему никто не пытается символически интерпретировать галлюцинации при алкогольном делирии, «мультики» при интоксикации парами клея "Момент" или бензина, а вот "поинтерперетировать" галлюцинации после приема ЛСД - очередь из желающих?

Некоторые называют ЛСД – «королевской дорогой в бессознательное». Может быть, по их мнению,
и кокаин - это тоже «королевская дорожка» куда-нибудь?

С. Степанов ("Миры и мифы трансперсонал ьной психологии») о С. Грофе:
«Описывая галлюцинации своих клиентов, он нашел там огромное количество символических образов, связанных с родами и тем самым, по его мнению, подтверждающих его теор ию. Нетрудно заметить, что четыре Грофовские матрицы суть четыре этапа любого обряда инициации - от первобытных до практикующихся по сей день ». Получается холотропн ое дыхание – это некое подобие инициации?
В первобытных культур ах, проходя обряд инициации, человек становился, к примеру - воином или шаманом. Кем же становится человек после "обряда" холотропн ого дыхания...?

Ортодоксальным психоаналитикам часто мерещился какой-либо сексуальный подтекст у своих пациентов. Последователям С. Грофа, повсюду грезится символика пренатального или трансперсонал ьного. ..

Одна из последних статей С. Грофа называется: «Трансперсонал ьный взгляд на глобальный кризис
и стратегия его смягчения». (http://www.kabbalah.info/rus/content/view/full/38274)
Здесь он уже раздает рекомендации планетарного масштаба в политике и экономике…
Цитата из этой статьи: «Многие из людей, с которыми мы работали, увидели человечество, стоящее на решающем перепутье перед выбором: либо коллективное уничтожение, либо беспримерный по своим размерам эволюционный скачок в сознании». Очень удобно внушать свои идеи, используя «увесистый аргумент» - «многие люди». Интересно, уж не холотропн о-психодел ический «скачек в сознании» подразумевается здесь? И какая подкупающая простота – «скакнули в сознании» дружно, всей планетой – и стали все разом удовлетворенными, сытыми и одетыми. И никаких тебе конфликтов интересов (они видимо в «новом сознании» будут у всех одинаковые), никаких раздоров за ресурсы, территорию и власть…
И кто же будет командовать этим парадом…?

Не упомянуть о теор ии «морфогенетического поля» - смертный грех в псевдонауках. И Гроф утверждает в этой же статье: «Концепции, близкие к резонансу форм и морфогенетических полей Шелдрейка являются определяющими для понимания функционирования ДНК и генетического кода, а также взаимодействия сознания, памяти и мозга... ». Однако "упрямые" физики стоят на своем и пишут об этом "морфогенетическом поле " Шелдрейка: «Нет ничего в современной науке, что можно было бы упомянуть в качестве подтверждения этой "Нью-Эйджевской" фантазии, которая в любом случае не имеет ничего общего с квантовой гравитацией ». (А. Сокал, Ж. Брикмон - «Интеллектуальные уловки»)

А. Сокал (профессор физики) отмечает, что очень часто Нью-Эйджевские интерпретации идей квантовой физики уводят в неоправданные спекуляции, которые за сложностью предмета, скрывают собственную пустоту и банальность. Понятия, которые характеризуют квантовую механику, употребляются в очень специальных смысл ах и чтобы ясно понимать их - нужны знания математической теор ии. Некоторые философы и психологи самоуверенно делают абсолютно произвольн ые прыжки между основаниями физики, математики и психологией, или даже политикой. Склонность к тому, чтобы не позволять самому себе и другим усомниться в истинности своих фантастических теор ий, представляет собой признак псевдонауки. А. Кромер отмечает:"Настоящие открытия феноменов, противоречащих сложившемуся научному опыту, приставляются большой редкостью, в то время как обман, жульничество, глупость и заблуждения, вытекающие из чрезмерного энтузиазма и огромных иллюзий, встречаются слишком часто". ("Словарь скептика" Р.Т. Кэрролл)

На мой взгляд, основная техника псевдоцелителей всех времен и народов такова:
вначале нужно создать (или усилить) ощущение кризиса или напугать человека «шлаками», «сглазом-порчей», «травмой рождения» и т.д., а затем предложить средство избавления от этих «проблем».
Это универсальная, как сейчас выражаются, «разводка». Я не говорю о том, что нет духовных кризисов, душевных травм и страданий. Я говорю о том, что очень часто некоторые идеи и теор ии преподносятся в категоричной или чрезмерно обобщенной форме. Например, некоторыми утверждается, что все люди пережили «травму рождения». Вы можете себе представить, что природа изначально, с рождения, всех нас травмирует? Поинтересуйтесь, на каких основаниях и доказательствах возникает подобное утверждение...

И откуда появилось убеждение, что дискомфорт или боль, всегда и обязательно нас чем-то травмируют?

С. Гроф обосновывая свое направление в психологии, придерживается теор ии о «травме рождения»
и предлагает свой метод избавления от этой «травмы». Если мы хотим от нее избавиться (и не только от нее), то необходимо словно «родиться заново» с помощью холотропн ого дыхания. Внушается надежда на коренные изменения через это переживание «второго рождения».
"Холотропщики" предлагают духовный рост «на халяву» - не требуется усилий воли и кропотливого труда, ни длительных размышлени й, ни проблем нравственности. Развитие, по их мнению, происходит, во многом, «само собой», в результате холотропн ого дыхания. Не правда ли знакомая картина – это напоминает стремление наркоманов получить, также «на халяву» пиковые переживания, творчество и «просветление»...

Свое направление, некоторые трансперсонал ьные психологи, обозначают весьма скромно, например, так: «Психология Будущего - о трансперсонал ьной, интегративной, экзистенциальной и гуманистической психологии ». (http://www.apollina.ru)
Показательно и то, какими эпитетами награждают друг друга «психологи из будущего» – не иначе как «Великий»! «Революционный»!
Один из критериев псевдонаук – это глобальность во всем. За что бы они не взялись с них начинают сыпаться обещания коренных и революционных изменений и потрясений в науке. Последователи псевдонаучных теор ий склонны отвечать на аргументированную критику, вместо фактов - метафорами или поговорками. Например, такой: «Собака лает – караван идет». Мол, любая критика бесполезна, а все скептики – завистники славы и успеха. Что же, С. Гроф «потрясает» науку «революционными» открытиями вот уже более 30 лет. Но «караван» науки идет по-прежнему своим ходом, поскольку «укоренен» в реальности, а не в наркотических фантазиях.

Если, как утверждает С. Гроф, холотропн ое дыхание «стимулирует» личностный и духовный рост, помогает найти «ответы на все вопросы», то за 30 лет свой работы Гроф уже должен стать просветленным подобно Будде…
Наркотики и психодел ические состояния имеют одну особенность, в первую очередь они задерживают психоэмоциональное развитие и создают новые ассоциативные цепочки не связанные с реальным опытом. Этот юношеский максимализм и революционный настрой, неизменно присущий последователям С. Грофа…

В своих публикациях «холотропщики» пишут о множестве осчастливленных их методом людей, несомненно, что таковые есть. Даже в авторитарных сектах, где процветает насилие над адептами, найдутся подобные «счастливчики» - фанаты «гуру» и его методов. Техники, вызывающие экзальтацию и катарсис, сейчас доступны многим...

ЧАСТЬ II

В 1993 году, газета "Советская Россия" напечатала статью «Дыхание смерти». В ней автор выражает свое скептическое отношение к методу «холотропн ое дыхание». (http://www.sovross.ru/old/1993/115/115_6_4.htm) С тех пор, критических публикаций о трансперсонал ьной психологии на русском языке - раз два и обчелся.

Мои взгляды на холотропн ое дыхание основываются на личном опыте. Будучи еще студентом, я получил опыт «холотропа» (21 сессия). И пережил, то, что некоторые называют «повторным проживанием процесса рождения». Однако это «повторное рождение» вовсе не воспринималось мною как «рождение». Это была галлюцинация что я - это змея, которая куда-то ползет. И, все происходящее, было резко противоположно тому, как я рождался на самом деле, как по времени, так и по физическим проявлениям. И это заставляло задуматься, что же происходило на самом деле…
Во время холотропн ых сессий, нередки случаи, когда у «дышащих» возникает психоз - «перевоплощения» в какое-либо животное. Подобные нарушения восприятия и работы мозга описываются в психи атрии. (Психопатология. Жмуров В.А. http://www.psychiatry.ru/book_show.php?booknumber=91&article_id=6). В большинстве случаев, после «холотропа», у меня возникало состояние легкого «отупения». Было чувство опустошенности, отсутствие каких-либо мыслей и невозможность на чем-либо сосредоточится. Иногда кружилась или болела голова. У некоторых появлялась высокая температура и возникала сильная головная боль. После некоторых дыхательных сессий была легкость и душевный подъем – похожие чувства возникают после бани или умеренных занятий спортом.
Считаю, что, несмотря на «повторное рождение», никакого позитивного влияния на меня и мою жизнь, эти сессии не оказали. Более того, полагаю, что многие чувства и образы, которые появлялись в процессе «холотропа» – это галлюцинаторные переживания, которые иногда, для их усиления, искусственно моделировались через психофизическое воздействие. «Холотропщики» утверждают что, специальная музыка «помогает войти» в определенные состояния. Однако если говорить более точно, то музыка вносит свой вклад в искусственное моделирование этих состояний . «Помогать» и «моделировать» - это все-таки разные вещи.

Важно отметить тот факт, что почти в любой группе найдется один, другой сверхвнушаемый человек, который может индуцировать свое психо-эмоциональное состояние на всю остальную часть группы. Люди с демонстративной структурой характера или ипохондрией – это золотая жила для подобных учений. Поскольку они очень внушаемы и обладают богатым воображением. Ко всему прочему, гипервентиляция сама по себе увеличивает внушаемость человека. (Вейн А.М., Молдовану И.В. "Нейрогенная гипервентиляция")
Можно также заметить, что чем «харизматичнее» ведущий группы, чем более он способен оказывать суггестивное воздействие на людей, тем более интенсивный «процесс» происходит. То есть, возникают более яркие галлюцинации. Поэтому, полагаю что, по крайней мере, часть «необычных» явлений и искажения восприятия, могут появляться по причине косвенного внушения.
Интересно, что у людей, которые, что называется «ни в черта, не в бога», реалистов и прагматиков - почти ничего сверхъестественного не происходило, кроме мышечных спазмов и невыраженной деперсонализации, которая возникает у любого человека при гипервентиляции…
Хотя, действительно, у некоторых и появлялись воспоминания из глубокого прошлого, однако, во-первых, не факт, что они истинные. А во-вторых, это вполне легко объясняется физиологическими причинами. Происходит торможение коры головного мозга, вследствие его недостаточного снабжения кровью и глюкозой. А поскольку нашей памятью заведуют более глубокие структуры мозга – так называемая лимбическая система, то вполне вероятно, что возбуждение, возникающее в этих областях, актуализирует те или иные воспоминания.
Гипервентиляция вызывает снижение уровня углекислого газа в кровотоке, что в свою очередь делает кровь более щелочной. Это называется респираторным ощелачиванием или алкалозисом. Алколозис порождает онемение и покалывание пальцев рук и ног, губ, испарину, усиленное сердцебиение, звон в ушах; дрожь, чувство страха, паники и нереальности. Еще более энерги чное «сверхдыхание» может вызывать мускульные судороги, боли в груди, затрудненность дыхания и обмороки.

Ринад Минвалеев, к.б.н., доцент Санкт-Петербургского Государственного Университета и заведующий кафедрой традиционных систем оздоровления Национального института здоровья, говорит в одном из интервью: «Речь идет не о развитии мозга, а о его деградации, потому что гипервентиляция, происходящая во время сессии холотропн ого дыхания, ведет не просто к сужению мозгового кровотока, но и к гибели нервных клеток » (http://www.utro.ru/articles/2004/11/04/370147.shtml)
Ринад Минвалеев полагает, что все так называемые «трансперсонал ьные переживания» во время холотропн ого дыхания вызываются недостаточным кровоснабжением головного мозга, поскольку из-за гипервентиляции из крови вымывается СО2. В ответ на удаление углекислого газа из организма происходит рефлекторное сужение сосудов головного мозга. При дефиците СО2 также уменьшается количество кислот в крови и затрудняется переход кислорода из крови к тканям мозга. Гипервентиляция, приводит к легкой форме эйфорического психоза, именно на этом, полагает Ринад, строится популярность холотропн ого дыхания и всей трансперсонал ьной психологии.
Интересующимся этой темой, Ринад предлагает просто разобраться с термином гипервентиляция, например, по книге Вейн А.М., Молдовану И.В. "Нейрогенная гипервентиляция" или по любому учебнику физиологии человека, где достаточно подробно рассматривается понятие гипервентиляции. И вы сможете сами убедится в галлюцинаторных основаниях так называемых "пренатальных матриц".
(http://www.realyoga.ru/phpBB2/viewtopic.php?t=2308&postdays=0&postorder=asc&start=20&sid=8fbdf336e94c32506cf127018025c313)

Отрывок из работы Вейн А.М., Молдовану И.В. "Нейрогенная гипервентиляция":
«Одной из причин вегетативных нарушений часто является гипервентиляция нейрогенной природы. Известно, что любая стрессовая реакция сопровождается усилением дыхания. При повторных стрессах гипервентиляция закрепляется, изменяя дыхательный цикл. Став стабильной, она влечет за собой серьезные биохимические сдвиги: снижается СО2 в крови (гипокапния), происходит ощелачивание (алкалоз), возрастает тропность кислорода к гемоглобину (эффект Бора: при повышении рН - алкалозе, - захват кислорода в легких облегчается, но его отдача в тканях затрудняется, а при снижении рН - ацидозе, - наблюдается обратная реакция), возникает минеральный дисбаланс и др. В результате происходит снижение мозгового кровотока, возникает гипоксия мозга, а это усугубляет нарушение регуляции дыхания. Наиболее частым клиническим проявлением гипервентиляционного синдрома являются цефалгии и разнообразные вегетативные пароксизмы. Затем к ним присоединяются кардиальные проявления синдрома нейроциркуляторной дистонии, абдоминальные боли нейрогенной природы, мышечно-тонические расстройства и т.п. »

Под все эти физиологические проявления, возникающие во время гипервентиляции, «холотропщики» подводят произвольн ую теор етическую базу, изобилующую допущениями, переходящими порой в чистой воды фантазию. Например, некоторые трансперсонал ьные психологи объясняют спазмы мышц во время гипервентиляции так - это «блоки и зажимы», на поддержание которых организм расходует огромное количество энерги и. Если у людей возникает рвота, это часто объясняется тем, что они, мол, годами жили с «зажимами и блоками», и тут вдруг они «снялись» и т.д и т.п.
На самом деле, так называемые мышечные «блоки и зажимы» - это всего-навсего мышечные спазмы (тетании), которые возникают у большинства людей при длительной гипервентиляции. То есть, у этих мышечных спазмов не психологические, а физиологические основания. «Холотропщики» на эти аргументы возражают тем, что при последующих сессиях, выраженные мышечные спазмы у многих людей пропадают.
Однако они не договаривают вот что:
1) Происходит определенная тренировка (т.е. повышается устойчивость к гипервентиляции и к тем физиологическим изменениям, которые она вызывает)
2) Многие просто перестают слишком интенсивно и глубоко дышать, из-за усталости (переутомление грудных мышц и пр.).
3) Исследования электрической активности мышц при гипервентиляции показывают, что та или иная по выраженности судорожная готовность возникает всегда и у всех.
(Вейн А.М., Молдовану И.В. "Нейрогенная гипервентиляция")

Еще один важный фактор, при гипервентиляции, которому не уделяют должного внимания «психологи из будущего» – это уровень сахара в крови.
Вот что пишут об этом Вейн А.М., и Молдовану И.В. изучавшие гипервентиляционный синдром:
«Интересен факт колебания уровня сознания у больных с ГВС в состоянии персистирующей гипервентиляции и в связи с изменениями уровня сахара крови. Последний определяет характер обмороков. После еды или в другое время, когда уровень сахара выше, клиническая симптоматика проявляется главным образом в ощущениях онемения, покалывания в конечностях. Во время дневных колебаний сахара крови симптоматика "смещается" на церебральный уровень - появляются головокружения, ощущение легкости в голове, липотомий, обмороки. У некоторых больных проявления ГВС и клинических колебаний зависело в большой степени от пищевого рациона . Во время голодных ("постных") дней учащались изменения со стороны сознания, во время "сытых" - преобладали парестезии и тетанические нарушения ». (Вейн А.М., Молдовану И.В. "Неврогенная гипервентиляция")

Существует еще одна опасность, которая не афишируется ведущими холотропн ых сессий - это то, что продолжительная гипервентиляция может спровоцировать непроизвольн ое апноэ (остановку дыхания). И такие случаи, хоть и редко, но происходят во время сессий холотропн ого дыхания…

В медицине делались попытки использовать гипервентиляцию для коррекции внутричерепной гипертензии. Поскольку повышение сосудистого тонуса, при гипервентиляции, приводит к снижению объема крови в полости черепа и уменьшению ВЧД. (http://www.medlinks.ru/article.php?sid=23138&mode=thread&order=0)
«В ранних работах показано, что гипервентиляция может уменьшать ВЧД за счет вазоконстрикции и снижении объема крови в мозге (S.S. Kety, C.F. Schmidt, 1948; N. Lundberg et al., 1959). Были также установлены факты неврологического улучшения после проведения гипервентиляции (A. Bricolo et al., 1972). Существует и обратная сторона медали. Снижение кровенаполнения из-за повышения сосудистого тонуса может сопровождаться уменьшением церебрального кровотока, уже сниженного из-за отека мозга и сдавления сосудов. В связи с этим в современных исследованиях не удалось подтвердить положительные эффекты гипервентиляции, по крайней мере, при ее профилактическом применении. Применение гипервентиляции вызывало снижение насыщения гемоглобина кислородом в оттекающей от мозга крови и увеличение артериовенозной разницы по кислороду у здоровых, а также у больных с ЧМТ (S.P. Gopinath et al., 1994). Рандомизированное проспективное исследование I класса, посвященное изучению профилактического применения гипервентиляции при ЧМТ (J.P. Muizelaar et al., 1991), показало негативное воздействие данного метода лечения на отдаленные исходы повреждений мозга ».
Общий вывод всех этих исследований таков: «…проблема безопасного использования гипервентиляции в настоящий момент далека от решения».

Вы не найдете ни одной статьи, достоверно раскрывающей механизмы позитивного влияния холотропн ого дыхания. Не говоря о том, что не велось серьезных исследований в плане вреда или пользы для затрагиваемых психи ческих функций.
На сайте «психологов будущего» выложена статья Ю. Бубеева и В. Козлова «Экспериментальные психофизиологические и нейропсихологические исследования интенсивного дыхания » (http://www.apollina.ru/Library/Holotrop_sbornik/kozlov2.php)
В ней авторы, подобно паре насадок миксера, старательно взбивают псевдонаучный коктейль,
который можно назвать - «Галопом по Европам». Людям, заботящимся о своем здоровье, стоит лишний раз подумать, прежде чем употреблять подобные «коктейли».
Вы можете внимательно прочитать аргументированную критику статьи Ю. Бубеева и В. Козлова здесь:
http://realyoga.ru/phpBB2/viewtopic.php?p=34289&highlight=&sid=
Вы можете также сравнить, монографию Вейн А.М., Молдовану И.В. "Нейрогенная гипервентиляция" и статьи Ю. Бубеева и В. Козлова. Вейн А.М., и Молдовану И.В. приводят огромное количество ссылок на различных ученых и их эксперименты с гипервентиляцией. Все написано в подлинно научном стиле, непредвзято рассматривающем различные точки зрения. Без самоуверенно-нездоровых заявлений «перевернуть науку», на основании одного - двух исследований, проведенных в нестрогих научных условиях.

Не смог пройти равнодушно, мимо холотропн ого дыхания и наш отечественный коллекционер сказок и хохм Малахов Г.П. Он мужественно решил дать ответ западным производителям «психодуховноцелительных» товаров и услуг. В напряженном, высокоинтеллектуальном труде, он создал новый метод - "Дыхание Счастья". Возможно, озарение пришло к нему, когда он вдруг вспомнил сказку, в которой два мужика состязались, рассказывая друг другу небылицы.
В своей многотомной фантасмагории «Целительные силы» том 4, Генеша сочинил следующее о методе "Дыхание Счастья": «Гроф подчёркивает, что в идеальном варианте активное дыхание само по себе активирует материал бессознательного (под "бессознательным" понимается кармические отложения непосредственно в первичном сознании и менее глубокие в полевой форме жизни), способствует его высвобождению. Но если сеанс заканчивается, а остаточные напряжения и неприятные эмоции сохраняются, он рекомендует применять особую работу с телом.
Если вы внимательно прочтёте несколько раз вышеописанные методы и сравните их между собой, то поймёте, что все они имеют в виду одно и то же с небольшими вариациями и различными подходами. Разработанный мной, на основе их анализа и практического опробования, метод "Дыхания Счастья" - наиболее быстрый и эффективный. Дианетическая терапия уступает в скорости и эффективности Ребёфингу и Холотропн ой терапии. В свою очередь последние проигрывают моему методу, т.к. не учитывают биоритмологию
».
Отдадим должное скромности и научной честности естественноиспытателя Генеши и, вернемся к нашим, не менее честным и скромным, «психологам из будущего».

Впервые о холотропном дыхании, как об одном из методов психотерапии, заговорили благодаря исследованиям Станислава Гросса. Первоначально холотроп использовали для людей, имеющих психические заболевания, заменяя таким видом терапии прием психотропных средств.

Сегодня холотропное дыхание – один из ведущих методов психотерапевтических практик, ее практикуют в связи с широким спектром различных проблем – от депрессий, лишнего веса, до преодоления серьезных стрессовых ситуаций.

Что дает холотропное дыхание

Холотропное дыхание – это метод, при котором, благодаря использованию особой дыхательной техники происходит гипервентиляция легких. При насыщении легких кислородом происходит сужение сосудов, в результате чего работы мозга затрудняется и прерывается, но одномоментно с этим начинает активно работать подкорка головного мозга и подсознание соответственно.

Говоря простыми словами, холотропное дыхание – это один из способов, что дает пережить такое глубинное переживание, которое не осознается на уровне мозга, и, которое человек не понимает до конца, а соответственно в какой-то степени находится у него в плену.

Благодаря этому методу можно в достаточно короткие сроки прожить серьезные проблемы и вытесненные эмоции, а прочувствовав и пережив их на сеансе, навсегда от них избавиться.

Техника холотропного дыхания

Чаще всего практикой холотропного дыхания предлагают заниматься не единожды, а целыми курсами, так как использование такого психотерапевтического метода предполагает получение окончательного результат лечения не сразу, а строго индивидуально. Ежедневно для холотропа отводят от 1 до 2 часов, а весь цикл занятий составляет до 2 недель.

На прокачке кислородом с помощью определенного ритмичного дыхания построено множество психологических техник – это и пранояма, и медитация, и некоторые асаны йоги, но одна из самых интенсивных, но при этом небезопасных практик, конечно техника холотропного дыхания.

С одной стороны, насыщение организма кислородом повышает выносливость организма, увеличивает способности к творчеству и чувствительность, но с другой стороны – бывают случаи, когда человек попадает к не очень компетентному специалисту, либо занимается дома, не в полной мере ознакомившись с информацией, что приводит к серьезным психологическим проблемам, ведь на холотропе идет глубокая проработка подсознания. К тому же, технику часто используют во многих религиозных сектах и эзотерических практиках, поэтому прежде, чем записаться на курс холотропного дыхания в какой-нибудь центр, стоит получить достоверную информацию о специалистах центра, попробовать получить отзывы у тех, кто уже проходил данный курс.

Что касается ограничений в возрасте, то из-за простоты самой техники, ее можно применять даже детям, начиная от 14 лет, но только согласно медицинским показаниям. Итак, методику холотропа освоить несложно, она может быть представлена следующим алгоритмом:

  • Расположившись лежа на полу, расслабив тело по максимуму, следует дышать как можно медленнее и глубже, сосредотачиваясь на цикле вдохов и выдохов. Можно закрыть глаза, но если возникнет легкое головокружение – не стоит его пугаться. Первый дыхательный этап может длиться от 10 до 20 минут.
  • На втором этапе практики дыхание постепенно становится интенсивнее и еще глубже, регулировать переходы от одного этапа к другому поможет специальная музыка. Этот этап может длиться от 40 до 60 минут.
  • Последний этап холотропа связан с переходом на медленный дыхательный темп с постепенным переходом к обычному, повседневному дыханию.

Следует заметить, что довольно часто во время практики холотропа происходят абсолютно незапланированные моменты, такие как истерика, обострение страхов, хаотичные неуправляемые движения и даже задержка дыхания. По этой причине психотерапевты рекомендуют практиковать холотроп только в парах, при обязательном контроле человека практикующего проводником, помогающим ему пройти все проблемные моменты, возникающие во время занятия.

Заключительным этапом практики является арт-терапевтическое рисование, либо лепка, позволяющая вывести проблему из внутреннего пространства наружу.

Часто предлагается нарисовать мандалу – особое круговое изображение, включающее в себя разноплановые элементы, а уже потом, в индивидуальной беседе с психотерапевтом происходит обсуждение проблемы и сценарий дальнейшей ее проработки.

Тем, кто решил испытать на себе практику холотропного дыхания, следует понимать, что для начала необходимо наиболее полно подготовиться к этому теоретически.

К примеру, стоит запомнить, что к занятиям нужно себя подготовить. Правильным подходом будет такой, когда человек выбирает удобную одежду, не препятствующую движениям, и подготавливает необходимое место, освобождая его от предметов, которые в процессе практики могут привести к травмам. Также следует снять любые украшения, для тех, у кого плохое зрение – очки и линзы. Желательно за 4 часа до практики холотропа ничего не кушать, в противном случае, интенсивное дыхание может вызвать тошноту и даже рвоту.

Вполне возможно освоить метод холотропного дыхания самостоятельно. Однако человеку, не имеющему опыта в этой практике, будет не просто погрузиться в подсознание и прожить вновь какие-либо застарелые проблемы при помощи тела. Эффективность техники холотропного дыхания для холонавта целиком зависит от проводника (ситтера). Опытный ситтер знает, что существует определенный кодекс: любые прикосновения к лицу, груди, горлу и половым органам запрещены, т.к. это может внести искажение в сеанс, тем самым усугубив проблемы. Проводник имеет право максимум – держать холонавта за руку, а также следить за тем, чтобы при возникновении неуправляемого поведения человек не поранился.

Холотропное дыхание в домашних условиях

Человек, который хорошо изучил метод холотропного дыхания навряд ли захочет проводить занятия в домашних условиях. К тому же опытный специалист-психолог, если прибегнуть к его помощи, конечно же запретит практиковать дома. Но, зная любовь многих людей к риску, психологи составили некоторые рекомендации тем, кто решил опробовать технику холотропного дыхания. Итак, для того, что сеанс состоялся в домашних условиях, необходимо:

  • Обязательно найти человека, который просто будет находиться в одной комнате с вами, и в случае возникновения нетипичной для холотропа ситуации, сможет оказать помощь. Соответственно этот человек должен быть подготовлен и проинструктирован полностью.
  • Место в комнате, выбранное для занятия, должно быть безопасным.
  • Практикуя несколько первых раз лучше постараться не использовать глубокое погружение, также можно сократить немного и время занятия.
  • Работать самостоятельно с помощью практики холотропное дыхание с тяжелыми, глубинными проблемами строго запрещено. Домашняя практика может быть направлена лишь на снятие напряжения, расслабление, освобождение от негативных эмоций, возникших в течение дня.

Какая музыка необходима

Не последнюю роль в сеансе холотропного дыхания играет музыка, сопровождающая практику. Разумеется, музыка нужна определенная и специальная. Вообще в интернете существуют специальные музыкальные подборки, выстроенные в зависимости от этапов сессии холотропа. Если занятия проходят в специализированных местах, то как правило, специалист имеет в своем арсенале все необходимое, в том числе музыкальные сборники для практик.

В целом же стоит понимать, что музыка на сеансах холотропа выступает в роли ведущего, именно к ней по итогу привязано дыхание. Учитывая эту особенность, можно сказать, что одними из самых лучших музыкальных композиций будет этническая духовная музыка. Это могут быть мантры, музыка для медитаций, африканские барабаны или диджериду. Дело в том, что народная музыка – это своего рода ключ к нашему подсознанию и подключение к тому первобытному, что до сих пор есть в каждом из нас. Сочетание музыки и дыхания в одном ритме помогают гораздо быстрее достигнуть необходимого погружения в глубины собственного подсознания.

Соответственно популярная музыка с понятным для холонавта текстом, джаз или любая другая современная музыка совершенно не подходит для практик, равно как и классическая музыка.

Холотропное дыхание вред или польза

Как у любого метода терапии, практика холотропного дыхания наравне с положительным воздействием на организм человека может также приносить вред. Польза холотропного дыхания проявляется в том, что:

  • Холотроп – один их безопасных способов решения психологических проблем.
  • Практика холотропного дыхания работает с проблемами на глубинном уровне, поэтому пройдя сессию, можно раз и навсегда избавиться от тех болезненных воспоминаний, которые заключены глубоко в подсознании.
  • Благодаря практике холотропа можно найти первопричину проблемы и навсегда от нее избавиться.
  • Если нужно освободиться от вредных привычек и пристрастия к алкоголю, курению или наркотикам, то и в этом сможет помочь холотроп.
  • После прохождения сессий холотропного дыхания исчезнут симптомы хронической усталости и исчезнувшая гармония и покой вернутся.

Однако при таком положительном влиянии на психологическое, психическое и физическое здоровье человека, существуют противники метода холотропного дыхания, которые уверяют, что эта практика может нанести непоправимый вред организму. Среди основных моментов вредного воздействия можно обозначить:

  • Резкое и обильное насыщение углекислым газом организма по причине ритмичного дыхания вызывает сужение сосудов и отмирание нервных окончаний мозга, симптомом такого состояния является появившееся после практики головокружение.
  • Самостоятельные занятия холотропом могут привести к отеку мозга, ведь от правильного выполнения основных этапов холотропа по сути зависит жизнь.

Учитывая плюсы и минусы практики холотропа, следует понимать, что главный вред, который может причинить этот метод, связан с невежеством и нежеланием разобраться до конца в тех занятиях, которые собираетесь практиковать. Поэтому неподготовленному холонавту занятия этой методикой опасны.

Для чего еще применяется холотропное дыхание

Техника холотропного дыхания позволяет решить такие проблемы как:

  • тяжелые, повторяющиеся периодически депрессивные состояния;
  • избыточный вес;
  • послеродовую депрессию, травмы и другие проблемы, возникающие у женщин в процессе вынашивания и родов;
  • длительные стрессовые ситуации;
  • панические атаки и страхи, вызванные какими-либо событиями;
  • бессонница и избавление от негативных мыслей.

Медицинские противопоказания к применению

Прежде, чем начать практиковать холотроп, следует обязательно ознакомиться с противопоказаниями, существующими для данной психотехники. Особенно это важно для тех, кто пытается освоить технику дыхания самостоятельно, так как в данном случае вся ответственность за состояние своего здоровье ложится только на самого себя. Тяжелые последствия практики холотропа могут затронуть людей, имеющих следующие проблемы со здоровьем:

  • нарушения, касаемые нервной системы;
  • эпилептические припадки (врожденные и приобретенные);
  • высокое глазное давление;
  • заболевания костей и опорно-двигательной системы;
  • заболевания сердца;
  • бронхиальная астма;
  • обострение хронических заболеваний.

Кроме того, занятия холотропом запрещены в период беременности и лактации. Если в первом случае, из-за учащенного дыхания могут случится проблемы с вынашиванием плода и большой риск выкидыша, то при вскармливании грудью из-за особенностей техники может исчезнуть молоко.

Холотропное дыхание при депрессии

Сегодня во всем мире самым распространенным заболеванием психики является депрессия. Справиться с ее симптомами пытаются люди разного пола и разного возраста – от 14 до 65 лет. Зачастую избавиться от этой психологической проблемы пытаются с помощью лекарственных препаратов, однако при таком лечении депрессивное поведение скорее подавляется и сдерживается, в то время как холотропное дыхание при правильном подходе поможет навсегда или по крайней мере на долго забыть о депрессии.

На сессиях холотропа люди, страдающие депрессией, не только могут с помощью этой техники войти в неосознаваемые и отделенные личностью участки воспоминаний, «продышать» их и выразив в теле, отпустить, также при этой практике происходит актуализация волевого компонента личности (большое влияние в этом оказывает музыка). При депрессивном синдроме как раз этот самый волевой компонент личности подавлен и не определяем.

Во время практики холонавт может осознать те негативные установки, которые у него имеются и идут в разрез с потребностями личности, а осознание и принятие – первый шаг к выздоровлению.

Холотропное дыхание для похудения

Удивительно, но с одной из главных проблем женщин – излишним весом (и возникающими по итогу депрессиями) также поможет справиться холотропное дыхание. В Индии есть такая поговорка – «Ты живешь так, как ты дышишь» и есть в этом та основа жизни, которая позволяет быть человеку здоровым и физически, и психологически. Ошибка многих женщин состоит в том, что преимущественно они вдыхают и выдыхают воздух с помощью носа, при таком типе дыхания кислорода в организм поступает недостаточно. Правильное дыхание – глубокое дыхание животом, благодаря которому кислород насыщает клетки нашего организма и сжигает при этом жир. Кроме того, дыхание нормализует обмен веществ и помогает вывести из организма шлаки. По это причине рекомендуется практиковать холотроп всем тем, кто давно и безуспешно борется с лишним весом.

И напоследок, в связи с тем, что практика холотропного дыхания стала в России довольно популярной, и используют ее чаще не в медицинских учреждениях, у многих людей складывается впечатление, что холотроп – опасная, едва ли подпольно проводимая техника, крайне опасная для людей. Конечно, это не так, во-первых, практика холотропа официально разрешена в нашей стране еще с 1993 года, а во-вторых, если правильно к ней подготовиться, учитывая противопоказания, то благодаря холотропу получиться освободиться от давно мучающих проблем.

Станислав Гроф, Кристина Гроф

Холотропное дыхание: новый подход к самоисследованию и терапии

HOLOTROPIC BREATHWORK

A NEW APPROACH TO THERAPY AND SELF-EXPLORATiON

© 2010, Stanislav and Christina Grof.

Издатели благодарят Александра Копосова, чья финансовая помощь и дружеская поддержка сделали возможным публикацию этой книги

Перевод с английского Александра Киселева

Научная редакция к. ф. н. Владимира Майкова

Джек Корнфилд. Предисловие

Вы держите в руках пророческую книгу, предлагающую новое понимание исцеления, психического здоровья и человеческих возможностей наряду с мощными техниками достижения этих задач. Разработка такого рода всестороннего понимания, соединяющего в себе науку, опыт и дух, имеет решающее значение для двадцать первого века.

Господствующая материалистическая культура создала разделенный мир, где священное относится к компетенции церквей и храмов, тело – к компетенции спортивных залов, а психическое здоровье – к компетенции пилюль из аптеки. Экономический рост рассматривается как самоцель, не имеющая никакого отношения к окружающей среде и невежеству; расизм и войны продолжают разделять народы и страны. Эти разделения и порождаемые ими огромные страдания происходят от узкого и ограниченного человеческого сознания.

За десятилетия своей работы Стэн и Кристина создали психологию, которая восстанавливает раздробленное сознание мира. Они предлагают психологию будущего, расширяющую наши человеческие возможности и воссоединяющую нас друг с другом и с космосом. Выковывая эту новую парадигму, они являют собой пример отважного и пророческого духа первопроходцев и входят в число немногих людей, которые помогли революционно новому развитию области психологии.

Эта книга, прежде всего, представляет собой подробное руководство по опыту и практике Холотропного Дыхания, но далеко этим не ограничивается. Она описывает радикальное видение этой новой психологии. Начать с того, что она включает в себя одну из самых широких возможных карт человеческой психики, которые я когда-либо встречал. Само знание этой карты, которую Стэн и Кристина представляют в начале своих семинаров, оказывает на присутствующих благотворное действие. Она включает в себя, подтверждает и объединяет столь широкий диапазон опыта, что в сердцах некоторых из тех, кто просто с ней знакомятся, происходит исцеление.

Холотропная карта человеческих переживаний носит не только теоретический характер, она рождается из широкого клинического и экспериментального опыта. Наблюдать большую группу практикующих Холотропное Дыхание – значит видеть удивительный спектр переживаний, в которых дышащие заново проживают любые стадии собственной истории или входят в области архетипов, животных, рождения и смерти. Присутствие на групповом сеансе работы с дыханием подобно вхождению в «Божественную Комедию» Данте, где можно видеть сферы Рая, Чистилища и Ада, по мере того, как дышащие проходят через глубокий процесс дыхания, исцеления и пробуждения.

Холотропное Дыхание расширяет область психического здоровья и терапии. Большинство медицинских моделей западной психологии ограничивались изучением патологии. Открывая в своей работе новое понимание психопатологии, Грофы предлагают всестороннее видение психического здоровья и потенциала человеческого развития, расширяющее диапазон психологии до перинатального, трансперсонального, надкультурного и мистического измерений. Их работа органично включает в себя природную мудрость шаманизма и естественного мира, культурную и историческую основу сознания и далеко идущую широту современной физики и теории систем. Она в равной степени ценит личное и всеобщее, включая в себя физическое и биографическое, культурное, эволюционное и духовное измерения нашей человеческой природы.

Представления, стоящие за Холотропным Дыханием, радикально переопределяют и роль целителя, который из «целителя-специалиста», врача, лучше знающего, как ему лечить невежественного пациента, становится «целителем-акушеркой». В этой роли целитель охраняет, облегчает и поддерживает собственный глубокий и естественный целительный процесс пациента. При таком новом подходе, мудрым считается не терапевт, психиатр или целитель, а психика человека, мудрость которой целитель поддерживает и приводит к расцвету.

Как свидетельствуют описанные здесь случаи, Холотропное Дыхание оказывает удивительное терапевтическое действие. Из развертывания этого мощного процесса спонтанно рождаются исцеление болезней, тревоги, депрессии и конфликта, облегчение и исцеление травмы и злоупотребления, воссоединение с семьей и обществом, раскрытие сострадания, прощения, смелости и любви, возвращение цели, нахождение нашей потерянной души и высочайшие прозрения духовного понимания.

Будучи пророческой, эта книга также служит практическим руководством для дышащих, сиделок и фасилитаторов. Используя практические примеры, Стэн и Кристина предлагают инструкции для Холотропного Дыхания – как знакомить с практикой, как заботиться об участниках и охранять их, как иметь дело с неожиданными трудностями и как интегрировать эти переживания в повседневную жизнь. Они ясно говорят о важности освобождения и исцеления посредством дополняющей практики работы с телом и подробно описывают роли музыки, художественного творчества и рассказывания историй, которые существенно важны для работы с дыханием.

Мне посчастливилось в течение тридцати пяти лет учиться у Стэна и Кристины и сотрудничать с ними. В ходе своего обучения в качестве буддийского монаха в Бирме, Таиланде и Индии я впервые познакомился с мощными дыхательными практиками и визионерскими сферами сознания. Я был рад найти в работе Грофов действенный аналог этих практик в западном мире. Я всегда дорожил своим участием в развитии Холотропного Дыхания от его начальных этапов до сегодняшней формы и стал с глубоким уважением относиться к выросшему из него международному сообществу практикующих.

В Холотропном Дыхании Стэн и Кристина объединили научное и интеллектуальное понимание, мужское и женское, древнюю и постсовременную мудрость и сделали свою работу и программу обучения доступными на всех континентах. Я верю, что со временем их достижения будут считаться крупным вкладом в психологию и в исцеление мира.

Джек Корнфилд

Медитационный Центр Спирит Рок

С чего начать? За многие годы, когда мы разрабатывали, практиковали и преподавали Холотропное Дыхание и представляли свою работу в различных странах мира, мы получали неоценимую эмоциональную, физическую и финансовую поддержку от многих друзей, коллег и участников наших программ. Нам бы понадобился еще один том, чтобы упомянуть их всех поименно; здесь мы выражаем искреннюю и смеренную благодарность всем этим людям.

Однако, есть несколько человек, чье содействие нашей работе было столь существенным и жизненно важным, что они заслуживают особого упоминания. Кэти Альтман и Лори Зальцман обеспечивали необходимое организационное управление и мягкое руководство при формировании и начале деятельности нашей программы подготовки. Они предлагали нам свою поддержку и практическую помощь, когда мы вступали на новые территории, и за это мы им вечно благодарны.

Мы глубоко признательны Тэву и Кэри Спаркс, нашим близким друзьям и сотрудникам, которые все эти годы играли ключевую роль в организации и проведении многих из наших конференций, практических семинаров и тренингов. И Кэри, и Тэв стали сертифицированными фасилитаторами работы с дыханием в 1988 г. в нашей самой первой программе подготовки. В последующие годы они очень деятельно участвовали в программе Трансперсонального Тренинга Грофа (ТТГ) – Тэв как соведущий в многих практических семинарах и учебных модулях, а Кэри как руководитель и администратор большинства из этих мероприятий.