Роль внимания при чтении исключительно велика. Внимание определяет также в значительной степени эффективность многих других видов челове­ческой деятельности. Внимание-один из признаков воли. Степень сосредо­точения или организации внимания есть показатель скорости чтения.

По образному выражению К- Д. Ушинского, «внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внеш­него мира».

Итак, внимание играет огромное значение в жизни человека. Именно с его помощью другие психические процессы становятся полноценными. Где нет внимания, там нет и сознательного отношения человека к тому, что он делает.

Что же такое внимание? Его нельзя считать самостоятельным психическим процессом подобно эмоциям, мышлению, памяти. Оно не существует вне их. Мы можем внимательно воспринимать, думать, запоминать, но быть просто внимательным, независимо от восприятия, мышления, запоминания, невоз­можно.

Психологи называют вниманием избирательную направленность созда­ния при выполнении определенной работы. Чтение - вид деятельности, в ко­тором значение внимания особенно велико. В самом деле, можно изучить метод быстрого чтения как теорию, но без умения сосредоточиться, организовать внимание вряд ли удастся этот метод применить. Значит, обучение быстрому чтению должно включать в себя как обязательный элемент развития навыков умственной концентрации сосредоточение. А для этого в первую очередь не­обходимо знать причины, вызывающие образование устойчивого внимания, его поддержание и исчезновение.

С точки зрения физиологии, согласно учению И. П. Павлова, внимание может быть объяснено законом индукции нервных процессов. Согласно этому закону процессы возбуждения, возникающие в одной области коры головного мозга, вызывают торможение в других областях (отрицательная индукция).И наоборот, торможение в одной части коры влечет за собой возбуждение в других частях коры (положительная индукция). Явление индукции возни­кает тотчас же, как только в том или ином пункте коры появляется достаточно концентрированный очаг возбуждения или торможения.

Таким образом, в каждый момент времени в коре головного мозга думаю­щего человека имеется определенный очаг повышенной возбудимости, харак­теризующийся наиболее благоприятными, оптимальными энергетическими усло­виями для возбуждения. «Если бы можно было,- говорил И. П. Павлов,-ви­деть сквозь черепную крышку и если бы место больших полушарий с оптималь­ной возбудимостью" светилось, то мы увидели бы в думающем сознательном человеке, как по его большим полушариям передвигается постоянно изменяю­щееся в форме и величине причудливо неправильных очертаний светлое пятно, окруженное на всем остальном пространстве полушарий более или менее зна­чительной тенью».

Именно этому «светлому пятну», которое может охватывать одновременно различные области коры, и соответствует более ясное осознание того, что воз­действует на нас извне и вызывает это повышенное возбуждение, т. е. эффект сосредоточения.

Большое значение для выяснения физиологических основ внимания имеет также принцип доминанты, выдвинутый А. А. Ухтомским. Согласно этому прин­ципу в мозге всегда имеется доминирующий, господствующий очаг возбужде­ния. Он как бы привлекает к себе все побочные возбуждения, поступающие в мозг, благодаря чему в еще большей степени доминирует над ними. Основой возникновения такого очага является не только сила первичного раздражения, но и внутреннее состояние нервной системы. С психологической стороны это выражается во внимании к одним раздражителям и отвлечении от других, дей­ствующих в данный момент. Есть люди, от рождения обладающие усидчи­востью. Как установил А. А. Ухтомский, очаг оптимальной доминантной воз­будимости не только не ослабляется, но даже усиливается возбуждением, вы­зываемым действием несильных побочных раздражителей.

Как показывают наблюдения над процессом чтения, многие читатели в те минуты, когда они не понимают текст или устают, невольно переводят взгляд на отвлекающий предмет, например картину, висящую на стене, смотрят в окно или прислушиваются к посторонним тихим звукам. Такое мгновенное отвле­чение внимания создает некоторую разрядку в напряженной умственной ра­боте. Отвлекающее сосредоточение способствует последующей концентрации внимания на нужном предмете. Но это бывает только в том случае, если по­сторонние раздражители не вызывают полного переключения внимания (на­пример, сильный шум, громкая речь, вид грозы с громом и молнией) или вя­лости и сонливости (ритмически, монотонно действующие слабые раздражи­тели в течение продолжительного времени).

Правильная организация внимания имеет огромное значение для психи­ческой деятельности человека. Какую роль она играет в процессе обучения, можно узнать, например, рассмотрев различные способы организации внима­ния при конспектировании речи преподавателя непосредственно во время ее прослушивания на занятиях.

На рис. 32 показаны три способа организации внимания на занятиях. Вос­приятие можно построить так, что почти все внимание будет обращено на составление конспекта.

Рис. 32. Три способа организации внимания

В основном тут действует оперативная память, и запись идет почти под диктовку. При проверке обнаруживается, что школьник многое не понял. Усвоить материал можно и таким образом, что 50% внимания будет уделено составлению конспекта, 50%-прослушиванию нового материала без записи. Это весьма распространенная форма. И, наконец, третий вариант. Он реализован в одном из экспериментов, проведенных в Москве. Запись прослу­шанного не велась. Стопроцентное внимание было сконцентрировано только на понимании. Здесь после изложения материала достигается первая ступень понимания, возникают весьма неопределенные вопросы (стрелки показывают обращение к педагогу), затем непонятный материал повторяется, еще вопросы, потом возникает стремление записать. Через некоторое время опять задают вопросы, и, наконец, усвоение. Итог такой работы-запись усвоенного на

«языке собственных мыслей».

Такая алгоритмическая схема оказалась наиболее продуктивной. Очевидно,

что и при самостоятельном изучении учебного материала целесообразно ее придерживаться.

Внимание бывает трех видов: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.

Непроизвольное внимание характеризуется тем, что направленность и сосредоточенность психической деятельности носят непроизвольный характер, т. е. не ставится цель быть внимательным. Непроизвольное внимание возникает само собой, когда действующие раздражители ярко отличаются от общего монотонного «серого » фона, или когда предмет-раздражитель интересен и занимателен. Например, непроизвольное внимание вызывает громкий сигнал сирены на улице, красочная реклама, интересный рассказ или остросюжетная книга . Другой пример: за бортом корабля в открытом море появляется стая резвящихся дельфинов. Моряк, стоящий на вахте, в подробностях может пересказать траектории прыжков дельфинов, хотя наблюдение за ними и не входило в его обязанности .

Непроизвольное внимание мотивировано и направляется под влиянием принятых решений и поставленных целей. Оно — результат нашего намерения, целевого усилия воли. Произвольное внимание качественно отличается от непроизвольного, что не мешает ему, однако, быть тесно связанным с нашими чувствами, интересами и прежним опытом. Но если интересы при непроизвольном внимании являются интуитивно-непосредственными, то при произвольном они носят в основном характер опосредованный, это — интерес цели, интерес последующего затем результата деятельности. Сама деятельность может не занимать нас непосредственно, но, так как ее выполнение необходимо для решения поставленной задачи, она зачастую становится и увлекательной в связи с этой целью.

Послепроизвольное внимание также носит целенаправленный характер, но не требует для реализации постоянных волевых усилий. Например, иногда при чтении с трудом удается удержать внимание на содержании: оно трудно, скучно и даже не особенно для нас важно. Но вот в какой-то момент, незаметно для себя мы перестаем делать над собой усилие: читаем без напряжения и предмет чтения увлекает нас. Внимание из произвольного стало послепроизвольным. Из сказанного следует, что обычный процесс чтения сопровождается постоянными колебаниями внимания, которые в значительной степени и определяют темп и качество чтения. При чтении текста непроизвольное внимание зависит главным образом от автора, его мастерства, а произвольное — от самого читателя. Таким образом, внимание предопределяет психологическую активность читателя — его настроенность и готовность. Вместе с этим оно сильно влияет и на понимание текста, и на точность и глубину усвоения содержания. При чтении очень важно не только направлять внимание, но и поддерживать его длительное время.

Высокая степень сосредоточенности внимания называется его концентрацией. От концентрации внимания зависит и успех быстрого чтения. Ей способствуют относительная тишина и отсутствие отвлекающих факторов. Продуктивность внимания определяется общим состоянием человека, его эмоциональной настроенностью: если он утомлен или чем-то расстроен, ему трудно добиться хорошей концентрации внимания. Поэтому рекомендуется читать на свежую голову и под хорошее настроение, а если это невозможно, то предварительно немного отдохнув, нужно уметь чередовать занятия: чтение, отдых, письмо и т. д. Наконец, внимание зависит и от содержания читаемой книги, статьи, учебного текста. Если они непонятны читателю, внимание спадает. «Взяться за непосильную книгу — значит растрачивать даром силы и зря убивать время» .

Нежелательно и непроизвольное отвлечение внимания от чрезмерно легкого текста. Необходимо помнить, что любой текст как объект восприятия характеризуется двумя сторонами: содержанием и формой. Каждая из этих сторон может быть объектом внимания.

Исследования, проведенные профессором П. Я. Гальпериным, показали, что внимание надо рассматривать как отдельную форму психической деятельности. Отсюда следует, что сосредоточению, как и всякому другому действию, надо специально учить.

Ю. Б. Гиппенрейтер особое место отводит зрительному вниманию как специфическому внутреннему механизму. В его основе лежит феномен пульсирующего оперативного поля зрения, совпадающего в основном с зоной ясного видения. Работы Ю. Б. Гиппенрейтер показали, что характерная особенность оперативного поля зрения — чрезвычайная подвижность его границ. Чаще всего оно принимает размеры и конфигурацию объекта, воспринимаемого в данный момент. Этот феномен называется варископичностью . Можно представить себе оперативное поле зрения в виде ситуации, когда луч прожектора как бы «шарит » по странице текста. Такой луч не только перемещается по странице одновременно с движением глаз, но и изменяет размеры светового пятна, освещающего текст.

Умение расширять размеры светового пятна восприятия текста, пожалуй, является важнейшей характеристикой зрительного внимания человека, умеющего быстро читать. А различная ясность или различная степень осознания того содержания, на которое в данный момент направлен взор, выражается уровневой интенсивностью зрительного внимания. Если продолжить аналогию с прожектором, то это свойство аналогично степени яркости пятна прожектора. Во время чтения такое пятно не только перемещается по странице текста, меняя свои размеры, очертания, но и изменяется по яркости, то усиливаясь, то ослабевая, иногда потухая вовсе. Тогда наступает состояние психической слепоты или невидящего взора, при котором ваше внимание как бы гаснет, отсюда следует, что при чтении нужно уметь произвольно управлять вниманием с помощью специальных приемов и волевых усилий. Это главное при тренировке внимания — важнейшего параметра психической деятельности. Внимание — своего рода катализатор процесса чтения. Эффективность чтения во многом зависит от того, насколько читающий способен управлять своим вниманием. Оно определяет темп чтения: как очень высокий, так и замедленный темп чтения утомляет, способствует снижению внимания.

Чтение в условиях непроизвольного внимания наиболее эффективно. При освоении метода быстрого чтения необходимо в первую очередь научиться управлять произвольным вниманием, а затем формировать послепроизвольное из устойчивого произвольного.

Управление вниманием при чтении в первую очередь включает в себя умение создать благоприятные условия.

Лишние отвлекающие факторы следует исключить, но, поскольку абсолютная тишина утомляет и усыпляет, необходимо помнить о стимулирующих помехах. Свойства внимания таковы, что отвлечение внимания, возникновение необходимости его переключения наступают через 15-20 минут. Усвоение значительно ухудшается из-за ослабленности внимания, и в такой ситуации лучше отвлечься сознательно.

Любого рода переключения способствуют сохранению длительной устойчивости внимания . Можно прикрыть глаза ладонью и посидеть несколько секунд; посмотреть в окно на облака, деревья, соседний дом либо какой-то другой предмет. Повернуть голову сначала влево, затем вправо, вперед и назад. Подобная разминка снимет напряжение и усталость.

Прочитав несколько страниц, можно остановиться, сделать необходимые выписки, обдумать прочитанное.

Непроизвольное внимание привлекается и поддерживается не только силой и неожиданностью раздражителя, но и его яркостью, необычностью, новизной. Если само содержание текста недостаточно захватывает, а изучить материал необходимо, следует принять меры по обеспечению устойчивого внимания. Использование разнообразных помех, стимулирующих восприятие, поможет в этом.

При чтении можно использовать карандаш или указку, чтобы задать нужный темп и поддерживать его при чтении. Допустимо периодически делать пометки в тексте.

Нежелательно читать с равномерной скоростью: это вызывает сонливость. Монотонность преодолевается посредством эмоционального отношения к прочитанному, даже если это сухой научный текст. Если нет интереса, читатель теряет нить повествования, возвращается к прочитанному, заставляет себя читать внимательнее, но через некоторое время снова отвлекается. В конце концов желание приняться за чтение пропадает надолго.

Читать то, что требуется, помогает осознание долга, обязанности, важности чтения. Результаты, достигнутые волевыми усилиями, становятся стимулом к дальнейшему чтению. Формируется послепроизвольное внимание и постепенно - интерес к результатам чтения и к содержанию читаемого. Понимание необходимости во внимательном чтении любой литературы воспитывает готовность к волевым усилиям.

Большую роль играют целеустремленность, исполнительность, строгий режим чтения, стремление, несмотря ни на что, следовать составленному плану. Рассеянность характерна для тех, кто не признает режима чтения, берется то за одно, то за другое. Четкое выполнение запланированного способствует формированию высокой сосредоточенности, устойчивого внимания.

Контроль за чтением, закрепление прочитанного в памяти способствуют воспитанию внимания. Если же какие-либо мысли отвлекают от чтения и не помогает даже значительное волевое усилие, следует переключиться, заняться чем-то другим. Это поможет прийти в уравновешенное состояние и спустя некоторое время снова взяться за чтение.

Итак, внимание есть общее свойство явлений и процессов, составляющих психическую деятельность человека . Оно направляет и целесообразно организует такие психические процессы, как восприятие, память, мышление, сопровождая каждый из них.

Человек в бодрствующем состоянии неспособен быть абсолютно невнимательным. Его внимание всегда бывает сосредоточено на том или ином объекте деятельности, вызывая более ясное и отчетливое протекание психических процессов, имеющих отношение к этому объекту. Внимательное восприятие является своего рода фильтром для не связанных с выбранным объектом раздражений.

В процессе работы необходим периодический анализ внимания по наиболее важным показателям:

Концентрация внимания;
устойчивость внимания;
распределение внимания,
переключение внимания;
объем внимания.

Лучший способ воспитания внимания - всегда стараться быть внимательным . Л. С. Выготский выдвинул и обосновал следующее положение: управление собой - более сложный процесс, чем управление другими. Переход к управлению самим собой, шаг от подчинения к самоуправлению есть более высокая ступень личностного развития.

16. Общая характеристика памяти. Физиологические механизмы памяти. Значение памяти в жизни и деятельности человека.

Внимание - катализатор чтения
Роль внимания при чтении исключительно велика. Внимание определяет также в значительной степени эффективность многих других видов человеческой деятельности. Внимание-один из признаков воли. Степень сосредоточения или организации внимания есть показатель скорости чтения.
По образному выражению К. Д. Ушинского, “внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира”.
Итак, внимание играет огромное значение в жизни человека. Именно с его помощью другие психические процессы становятся полноценными. Где нет внимания, там нет и сознательного отношения человека к тому, что он делает.
Что же такое внимание? Его нельзя считать самостоятельным психическим процессом подобно эмоциям, мышлению, памяти. Оно не существует вне их. Мы можем внимательно воспринимать, думать, запоминать, но быть просто внимательным, независимо от восприятия, мышления, запоминания, невозможно.
Психологи называют вниманием избирательную направленность создания при выполнении определенной работы. Чтение - вид деятельности, в котором значение внимания особенно велико. В самом деле, можно изучить метод быстрого чтения как теорию, но без умения сосредоточиться, организовать внимание вряд ли удастся этот метод применить. Значит, обучение быстрому чтению должно включать в себя как обязательный элемент развития навыков умственной концентрации сосредоточение. А для этого в первую очередь необходимо знать причины, вызывающие образование устойчивого внимания, его поддержание и исчезновение.
С точки зрения физиологии, согласно учению И. П. Павлова, внимание может быть объяснено законом индукции нервных процессов. Согласно этому закону процессы возбуждения, возникающие в одной области коры головного мозга, вызывают торможение в других областях (отрицательная индукция).И наоборот, торможение в одной части коры влечет за собой возбуждение в других частях коры (положительная индукция). Явление индукции возникает тотчас же, как только в том или ином пункте коры появляется достаточно концентрированный очаг возбуждения или торможения.
Таким образом, в каждый момент времени в коре головного мозга думающего человека имеется определенный очаг повышенной возбудимости, характеризующийся наиболее благоприятными, оптимальными энергетическими условиями для возбуждения. “Если бы можно было,- говорил И. П. Павлов,-видеть сквозь черепную крышку и если бы место больших полушарий с оптимальной возбудимостью’ светилось, то мы увидели бы в думающем сознательном человеке, как по его большим полушариям передвигается постоянно изменяющееся в форме и величине причудливо неправильных очертаний светлое пятно, окруженное на всем остальном пространстве полушарий более или менее значительной тенью”.
Именно этому “светлому пятну”, которое может охватывать одновременно различные области коры, и соответствует более ясное осознание того, что воздействует на нас извне и вызывает это повышенное возбуждение, т. е. эффект сосредоточения.

Навыки быстрого чтения очень важны в современном мире. Развитие в условиях постоянного притока новой информации становится жизненно важным умением, и одним из составляющих этого умения является на читаемом тексте.

Развитие концентрации внимания — процесс, которым можно целенаправленно заниматься. Отсутствие этого навыка выражается, например, в том, что Вам приходится постоянно возвращаться к прочитанному тексту, и заново перечитывать его. Чем чаще Вы возвращаетесь. тем ниже будет Ваша скорость чтения.

Как же развить концентрацию внимания? Одним из наиболее действенных методов является повышение интереса к читаемому тексту. Интерес и внимание взаимосвязаны. Вы наверное, сами не раз замечали, как при чтении интересной книги скорость усвоения информации увеличивается.

Чтобы усилить интерес, попробуйте превратить чтение даже неинтересного материала в игру. В игре важен азарт. Попробуйте максимально четко определить правила игры, и условия победы в ней. Это может быть соревнование с друзьями, а может быть и установка личных рекордов — в скорость, в количестве страниц, в количестве времени, в качестве освоенной информации, в скорости достижения поставленной цели.

Также для повышения интереса нелишне будет повысить мотивацию. Перечислите для себя все преимущества, который Вы получите, изучив нужный материал. После этого визуализируйте их, используя , списки, рисунки, и приступайте к работе.

Попробуйте войти в состояние транса, который характеризуется повышенной внимательностью и концентрацией. Такое состояние часто называют творческим вдохновением, но на самом деле, это не совсем точное определение, потому что такое состояние можно вызывать по желанию.

На концентрацию внимания при чтении влияет также физическое состояние организма. Если человек не выспался, или плохо себя чувствует, или чем-то расстроен, то и концентрация внимания будет оставлять желать лучшего. Чем больше Вы отдохнете перед чтением, чем спокойнее и менее подвержены эмоциям будете, тем лучше будет Ваша способность усваивать прочитанное.

Делайте перерывы, причем не обязательно отдых должен быть бездельем — просто меняйте вид деятельности.

Используйте биологические ритмы. Теоретическую информацию лучше усваивать в первой половине дня, а умения, связанные с работой мышц — во второй половине.

Не забывайте про правильное питание . Очень хорошее правило можно применять для развития концентрации внимания, для здоровья и хорошего самочувствия — 80% пищи должно быть сырыми овощами и фруктами, а 20% — обработанной пищей, включая злаки, мясо и рыбу. Начните так питаться, и способности Вашего мозга увеличатся, Вы перестанете уставать, и будете чувствовать себя отлично.

Также на скорость чтения влияет то, как просто и понятно написан текст. Как только Вам попадается незнакомое слово — все, дальше можно не читать, смысл ускользает, внимание рассеивается. Поэтому важно понимать полностью все, что написано.

Отключите навязчивые посторонние мысли, которые могут отвлекать Вас от чтения. Сосредоточьтесь на читаемом материале. Если боитесь что-то забыть постороннее — не держите в памяти, запишите на листе бумаги.