Цели тренинга:

Правильно общаться друг с другом;

Наладить обратную связь;

Развивать чувство от-крытости и доверия;

Проявлять уважение к индивидуальности других;

Не разглашать конфи-денциальные факты и ин-формацию интимного харак-тера.

План тренинга

  1. Представление ведущего тренинг.
  2. Организационные во-просы.
  3. Главные правила.
  4. Включение участников в работу.
  5. Основная часть.
  6. Рефлексия.

Каждый участник пишет на бейдже имя, которым он хотел, чтобы его называли участники группы.На первом занятии после представления ведущего и принятия правил работы следует обязательно следить за их выполнением. При необхо-димости правила комментиру-ются и разъясняются.Правила раздаются каждо-му участнику группы.

Памятка участнику тре-нинга

  • Не ставьте себя выше или ниже других.
  • Ищите и поддерживай-те в себе только хорошее.
  • Не предлагайте других в качестве добровольцев для участия в упражнениях.
  • Слушайте очень внимательно задания.
  • Не говорите слишком долго и часто. Не перебивайте других.
  • Активно участвуйте по всех упражнениях, ситуаци-ях, играх.
  • Не исправляйте и не судите говорящего.
  • Будьте изобретательны и используйте творческим подход.
  • Учитесь доверять вашему внутреннему чувству, когда нужно действовать.
  • Будьте терпеливы и на-стойчивы.
  • Признавайте свои ошиб-ки и старайтесь исправлять их.
  • Не высмеивайте и не уни-жайте других и себя.

Упражнение «Имена прилагательные»

Каждый участник выбирает себе имя прилагательное, характеризующее его положительно. Имя прилагатель-ное должно начинаться с той же буквы, что и имя участни-ка. Первый участник назы-вает свое имя в сочетании с именем прилагательным (на-пример, веселая Валентина, ласковая Лариса). Второй сначала называет первого участника, затем свое имя в сочетании с именем прилага-тельным.

Третий называет первых двух, затем называет себя, и так до последнего уча-стника, который называет всех сидящих в кругу и только затем себя. Выполняя это упражнение, участники сразу запоминают друг друга. Кроме того, каж-дый участник, называя себя по-зитивно, характеризуя свои по-ложительные качества, попада-ет в атмосферу положительных эмоций и создаст ее сам.

Упражнение «Какие каче-ства привлекают меня в дру-зьях?» (мозговая атака)

Смысл упражнения заклю-чается в том, чтобы назвать ка-чества по первому порыву.Каждый участник называ-ет качества, которые привле-кают его в друзьях (есте-ственно, позитивные каче-ства). На плакате или доске помощники ведущего запи-сывают все качества по по-рядку их называния.Пример: умный, искренний, надежный, великодушный, вни-мательный, доброжелательный. порядочный, терпеливый, от-зывчивый, естественный, при-знающий свои ошибки, гото-вый прощать, уважающий себя, ответственный, доверяющий, мудрый, терпеливый, находчи-вый, хорошо образованный, с широким кругозором, здоро-вый, интеллектуальный, игри-вый, обаятельный и т.д.Когда список составлен, все участнику выбирают по три наиболее значимых с их точки зрения варианта, отмечая свой выбор на доске. Таким обра-зом, в результате выявится картина групповых предпочтений. Качество, набравшее наиболь-шее число предпочтений, счита-ется более уважаемым, предпо-читаемым группой, остальные располагаются по мере убыва-ния. Каждый член группы мо-жет сравнить свой выбор с об-щегрупповыми предпочтения-ми и, осмыслив ситуацию, кор-ректировать собственное пове-дение в группе.Выполнение этого упраж-нения способствует дальней-шему формированию тепло-го эмоционального климата в группе, выявлению группо-вых предпочтений качеств личности.

Упражнение «Позитивное представление»

Это упражнение логично связано с предыдущими, так как в нем используется их ма-териал. Участники разбива-ются на пары. Можно исполь-зовать следующий прием, что-бы выбор был максимально произвольным: участникам в случайном порядке раздаются карточки, на которых написа-но одно из слов: гром, молния, Москва, Кремль, Волга, Россия, Дездемона, Отелло, любовь, Ку-пидон, Буратино, Мальвина, весна, капель, дуэль, Пушкин и т.д. После этого обладатели карточек, связанных общей темой, составляют пары. В те-чение 5 мин каждый участник может рассказать своему партнеру о том, какой он заме-чательный, какими прекрасными качествами обладает, по-хвалиться своими успехами в разных областях жизни. Это не столько беседа, сколько ак-тивное слушание. Прослушав очень внимательно рассказ партнера, второй участник должен пересказать то, что он услышал, как можно более точно и детально, доказав тем самым свое уважение и сосре-доточенность. Если он что-то упускает или рассказывает недостаточно точно, его можно поправить. После этого насту-пает очередь второго участни-ка.

Далее возможны два вари-анта: объединение двух со-седних пар для дальнейшего представления по очереди своих партнеров другим уча-стникам или представления партнеров по кругу всем участникам тренинга,Человек нередко избегает говорить о себе хорошо (ме-шают стыд, скромность). В ре-альной жизни он часто слы-шит и говорит о себе что-то негативное. Возникает своего рода эмоциональный дисба-ланс.

Упражнение «Позитив-ное представление» помогает хотя бы частично устранить его. Человек, впервые сказав о себе что-то хорошее, может ощутить новые чувства, заро-дившиеся в нем. Эти позитив-ные чувства помогут ему из-менить свою жизнь в лучшую сторону, поверить в себя, поддержать себя и окружающих.

Информация для обсужде-ния (демонстрационный ма-териал)

Похвала - самое дей-ственное средство, которым вы располагаете.

Кто хвалит других, сам легче добивается успеха.

Каждому человеку тре-буются признание, любовь, поддержка и постоянно но-вые стимулы.

Каждый человек незави-симо от уровня умственных способностей вырастает в собственных глазах, когда его хвалят.

Похвала - самое дей-ственное средство для людей.

Похвала - положитель-ная сила, которая множится сама по себе.

Жажду признания и ува-жения можно удовлетворить только похвалой.

Похвала всегда должна быть к месту и соответствовать ситуации.

Похвала должна быть искренней, так как нет ниче-го более скверного, чем лице-мерие.

Упражнение «Работа по подгруппам»

Первая подгруппа выполняет упражнение «Сказка втроем», участники тренинга разбиваются тройки, каждая из которых работает на площадке в среднем 3-4 мин. Общее время упражнения зависит от числа троек. Один участник тройки выполняет роль сказочника. Ему предстоит изложить одну из известных сказок, определенных ведущим тренинга. Второй из участников садится на стул лицом к зрителям. Беззвучно открывая рот и используя мимику, он имитирует роль рас-сказчика. Его руки заложены за спину, поэтому не участвуют в игре. Роль «рук второго участни-ка» исполняют руки третьего. Для этого он встает на колени прямо за спиной второго и просовывает свои руки у него под мышками. Для зрителя создается иллюзия, что эти жестикулирующие по ходу сказки руки - руки сидяще-го на стуле рассказчика. Иллюзия того, что сказку рассказывает сидящий на стуле голосом пер-вого и руками третьего участника, является доказательством успеш-ности упражнения. Добиться это-го можно при умении синхрон-но работать с партнерами и с театральной яркостью пользо-ваться невербальными средства-ми выразительности (жестом, мимикой, интонацией).

Вторая подгруппа выполняет упражнение придумать рифму к незаконченному предложению.

Шла корова по Луне…

Сварен суп из топора…

Оторвали хвост собаке…

Килька плавала в томате…

Стрекоза на шляпу села…

Мы спросили попугая…

Рефлексия по поводу выпол-ненного задания: вид воображе-ния, способы взаимодействия, приемы создания образов, воз-можное использование аналогич-ного задания в работе с детьми.

Третья подгруппа выполняет упражнение «Оживление». Уча-стникам предлагается в режиме нон-стоп «оживить» посред-ством мимики и пантомимики известные репродукции русских художников. Внимание акценти-руется на том, что используемые средства выразительности дол-жны быть настолько убедитель-ны, чтобы другие узнали данные произведения.

Рефлексия: обсуждение ис-пользуемых средств и способов создания образов.

Четвертая подгруппа выполняет упражнение «Аббревиатура»

Ведущий предлагает участникам подгруппы прочесть полностью ряд аббревиатур: РФ, ООН, МДОУ, УО, СССР, ЮАР, ФСБ. После того, как распространенные аббревиатуры расшифрованы участникам предлагается составить (и расшифровать) свои аббревиатуры, тематика которых должна относиться к образованию.

Пятая подгруппа. Задание "Снимаем фильм" (4-5 мин).

Команде предлагается "снять и показать" короткометражный фильм (продолжительностью не более 3-х минут) из жизни детского сада. Педагоги сами выбирают сюжет (например: подготовка к утреннику, проведение закаливания, подготовка к открытому занятию).

Рефлексия: данная игра помимо развития внимания, памяти, умения работать в коллективе развивает и иллюстрирующую речь, быстроту реакции, а также точность зрительных оценок. В дальнейшем может использоваться в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Зарядка позитивного мыш-ления «Именно сегодня» (по В.В. Ткачевой)

Каждое утро проговари-вайте этот текст. Стимули-руйте к действию. Говорите себе ободряющие слова. Ду-майте о мужестве и счастье, силе и покое. Успехов вам!

  1. Именно сегодня у меня будет спокойный день, и я буду счастлива. Счастье - это внутреннее состояние каждого человека. Счастье не зависит от внешних обстоятельств. Мое счастье заключено внут-ри меня. Каждый человек счастлив настолько, насколько он хочет быть счастливым.
  2. Именно сегодня я вклю-чусь в жизнь, которая окружает меня, и не буду пытаться при-способить ее к своим желани-ям. Я приму моего ребенка, мою семью, мою работу и об-стоятельства моей жизни таки-ми, какие они есть, и постараюсь полностью им соответствовать.
  3. Именно сегодня я позабо-чусь о своем здоровье. Я сде-лаю зарядку, буду ухаживать за своим телом, избегать вред-ных для здоровья привычек и мыслей.
  4. Именно сегодня я уделю внимание своему общему раз-витию. Я займусь полезным делом. Я не буду лениться и заставлю работать свой ум.
  5. Именно сегодня я продол-жу свое нравственное самосо-вершенствование. Я буду полезной и нужной сво-ему ребенку, семье, себе самой.
  6. Именно сегодня я буду доброжелательной ко всем. Я буду выглядеть как можно лучше, буду любезной и щедрой на похвалы. Я не буду придираться к людям и пытаться их исправить.
  7. Именно сегодня я буду жить проблемами сегодняшне-го дня. Я не буду стремиться

решить сразу все проблемы.

8. Именно сегодня я намечу программу своих дел, которые хочу осуществить. Эта про-грамма избавит меня от спешки и нерешительности, даже если я не смогу ее точно выполнить.

  1. Именно сегодня я проведу полчаса в покое и одиночестве, полностью расслабляясь.
  2. Именно сегодня я не буду бояться жизни и собственного счастья. Я буду любить и ве-рить, что те, кого люблю, любят и верят мне.

Если вы хотите вырабо-тать у себя умонастроение, которое принесет вам покой и счастье, выполняйте следу-ющие правила:

  • думайте и ведите себя жизнерадостно, и вы почувству-ете себя жизнерадостной;
  • никогда не думайте о тех людях, которые вам неприят-ны. Не вспоминайте собы-тия, которые вам неприятны;
  • единственный способ обрес-ти счастье - не ждать благо-дарности, а творить добро ради собственной радости;
  • не подражайте другим. Найдите себя и будьте са-мими собой.

Упражнение. «Рефлексия по итогам занятия»

В группе обсуж-даются следующие вопросы: «Что больше всего запомнилось, понравилось на занятии?», «Что нового из занятия "вынес" для себя каждый участник тренин-га?», «Было ли в ходе тренин-га, что кто-то открылся для вас с новой стороны?», «Раскрыл-ся ли на занятиях ваш творчес-кий потенциал, в какой степе-ни? Если нет, то что этому по-мешало?», «Что из тренинга можно перенести в работу с детьми?».

Федеральное государственное казенное

дошкольное образовательное учреждение

«Детские ясли – сад «Сказка» МВД России»

Психологический тренинг для педагогов

«Я познаю себя»

Подготовил:

Педагог – психолог

г. Симферополь, 2016

Тренинг направлен на сплочение педагогического коллектива, развитие коммуникативных навыков, эмоциональной устойчивости, уверенности в себе, доброжелательного отношения друг к другу. Выполняя упражнения тренинга, педагоги учатся понимать друг друга, осознавать свою роль, функции в жизни коллектива. Тренинг мотивирует педагогов к самосовершенствованию, рефлексии, овладению механизмами коммуникативной компетентности.

Развитие групповой сплоченности коллектива, коммуникативных навыков педагогов (эмпатия, рефлексия, развитие эмоциональной готовности педагога к инновациям в системе образования (снятие тревоги и неуверенности).

Развитие у педагогов способности разбираться в своих чувствах и умений адекватно оценивать эмоциональные состояния других людей

Осознание каждым участником своей роли, функции в жизни и в коллективе

Повысить коммуникативные навыки педагогов

Повысить настрой на удачу, счастье, добро и успех

Развитие навыков общения, снятие телесных зажимов.

Необходимые материалы:

Листы формата А – 4 по числу участников, простые карандаши, фломастеры

Спокойная музыка для релаксации

Подготовленные изображения с заданным рисунком для теста «Нарисуем свой характер»

Мягкая игрушка для приветствия.

Ход тренинга:

Участники сидят в кругу.

Педагог-психолог:

Мысль этой встречи сегодня нам с вами очень близка.

Каждый из нас личность, состоявшийся человек со своими взглядами, убеждениями, интересами, целями. Каждый вправе сказать: «Я пришел в этот мир не для того, чтобы нравиться тебе. Если мы встретились и нам хорошо ладно, а если нет – что ж ничего страшного».

Но мы люди, нам приходиться взаимодействовать и всем хочется, чтоб тебя понимали и принимали. Однако, именно мы сами создаем порой себе любимым проблемы, не подозревая, что и окружающие от этого тоже страдают.

Сегодня разговор будет идти больше о нас с вами - взрослых людях, и мы не будем забывать, что прежде всего мы с вами - МАМЫ, ЖЕНЩИНЫ. А наша профессия - это воспитание детей.

Упражнение «Приветствие».

Цель: снять психоэмоциональное напряжение в начале встречи.

Задание: приветствие партнера по общению улыбкой

Инструкция: сегодня вместо слова «здравствуйте» мы будем приветствовать друг друга улыбкой. Вам предоставляется право выбрать разные варианты улыбок: искреннюю, надменную, ироничную, неискреннюю.

Анализ упражнения:

1. По каким признакам вы догадались о том, что улыбка искренняя, ироничная, надменная?

2. Что вы испытали, когда получили улыбку вместо приветствия?

3. Как часто и в каких ситуациях вы обычно используете улыбку для установления контакта?

Упражнение «Я учусь у тебя».

Участники выходят в круг.

Участники бросают друг другу в произвольном порядке мячик со словами: «Я учусь у тебя…» (называется профессиональное или личное качество данного человека, которое действительно обладает ценностью, привлекательностью для говорящего). Задача принявшего мяч, прежде всего, подтвердить высказанную мысль: «Да, у меня можно научиться…» или «Да, я могу научить…». Затем он бросает мячик другому участнику.

Упражнение «Нарисуй свой характер».

Нарисуем свой характер.

Заполните 8 предложенных квадратов, дополнив изображения по своему усмотрению.

1. В первом квадрате вы изобразили свое действительное отношение к себе и представление о себе. Если вы нарисовали улыбающуюся или смешную рожицу, фигурку, то это свидетельствует о хорошем чувстве юмора, дипломатичности и миролюбивой натуре. Гротескная карикатура – признак неуживчивости, замкнутости. Солнце означает, что вы часто берете на себя роль лидера. Цветок – знак женственности, вы уделяете много внимания своей внешности и своему окружению. Глаз означает, что вы обладаете гордым и подозрительным нравом, стремитесь управлять формированием своих взаимоотношений с людьми и сознательно строите свою жизнь.

2. Второй квадрат. Отношение к дому. Если вы изобразили что-то выходящее за пределы внешнего прямоугольника, то вы имеете беспокойный характер, домоседкой вас не назовешь. И наоборот, если внутренний квадрат превратился в одинокий домик или символ жилища – признак того что вы тоскуете по домашнему теплу. Если рисунок расположении во внутреннем квадрате и вне его, то в таком случае ваши интересы в правильной пропорции делятся между домом и окружающим миром.

3. Насколько вы целеустремленный человек. Если получилась стрела, летящая в цель (то есть в мишень) – то у вас развитии честолюбие, и вы способны упорно работать для достижения своей цели. Если же вы дополнили рисунок другими линиями или стрелами, то вы честолюбивы, но не уверены в своей цели. Если вы нарисовали что-то совсем другое, не похожее на стрелы и мишени, в таком случае, возможно, вы неуправляемый, мятежный человек.

4. Отношение с окружающими. Чаще всего в этом квадрате помещают множество фигурок или рисунков. Много рисунков означает множество друзей. Если провели всего одну линию, то вы, скорее всего, скрытный, сдержанный, замкнутый человек. Если изобразили кирпич, то склонны к меланхолиям и капризам.

5. Ваша коммуникабельность. Если вы подчиняетесь рисунку, это означает, что обладаете редкой способностью быстро и легко располагать к себе чужих людей. Если не принимаете рисунок и, например, у вас получился угловатый геометрический узор, то вы выбиваетесь из общей компании; в ваших отношениях с обществом преобладает стремление к власти, обладанию, диктату; вы очень ревнивы.

6. Ваша уверенность, отношение к прошлому, настоящему, будущему. Если вы нарисовали что-либо над расположенной посередине волнистой линией, то чувствуете себя уверенно, в безопасности. Если наоборот, то мало верите в свои силы. Изобразив утопающий или тонущий предмет, вы показали, что вас тревожит ваше будущее. Если нарисовали цепочку или какой - либо линейный орнамент, то вы, без сомнения, способны упорно трудиться, очень сознательны и изредка допускаете ошибки.

7. Ваше отношение к труду, дисциплине. Если вы подчинились рисунку, дополнив его геометрическими фигурами так, что получился симметричный узор, то вы дисциплинированны и умеете организованно работать в коллективе. Если заштриховали черный квадрат, и у вас вышла картинка с кривыми линиями, несимметричная и не похожая на тривиальное геометрическое построение, то это говорит о том, что вы не склонны признавать авторитеты, упрямы и настойчивы.

8. Сильные и слабые стороны характера. Вы просто замкнули круги, значит, постоянно нуждаетесь в защите и поддержке, предпочитаете не решать ничего сами. К тому же на вас могучее влияние оказывают представления привитые в детстве. Если не замкнули круги – вы независимый человек, имеющий в жизни определенные цели. Если получилось человеческое ухо, то у вас скрытный характер. Если рисунок навел на вас мысль о ручке чашки, то вы обладаете сильным отцовским или материнским чувством.

Заканчиваем тренинг ритуальным прощанием.

«Чему я научилась»

Цель: рефлексия.

Задание: Допишите незаконченные предложения.

Я научилась….

Я узнала, что….

Я была удивлена тем, что….

Мне понравилось…

Я была разочарована тем, что….

Самым важным для меня было….

Завершение.

Всем спасибо за активное участие!

Использованная литература:

1. Морева Н. А. Тренинг педагогического общения. Практическое пособие. М. 2009.- 78 с.

2. Стишенок И. В. Сказка в тренинге: коррекция, развитие, личностный рост. Санкт-Петербург 2006. – 176 с.

3. Фопель К. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего: Практическое пособие. М., 2005. – 256 с.

4. Пособие для начинающего тренера, «Я хочу провести тренинг». Новосибирск, 2000. – 205 с.

5. Интернет ресурс.

Программные задачи.

  • Дать знания учащимся о составляющих внутреннего мира человека; о понятии “Самовоспитание” и способах формирования положительных личностных качеств. Закрепление знаний о понятиях: трудолюбие, уверенность в себе, дисциплинированность.
  • Формирование памяти, внимания, мышления через разные виды деятельности. Развитие речи учащихся посредством включения в учебный диалог.
  • Воспитание стремления к самовоспитанию, формирование в себе лучших человеческих качеств.

1. Оргмомент.

2. Дидактическая игра “Запомни”. 5секунд посмотрите внимательно и постарайтесь запомнить.

Из какого материала построен дом?

Сколько в доме окон?

Какое время года изображено на картине?

Справа или слева вход в дом?

Укажите названия деревьев, которые изображены на картине.

Как расположена мебель в доме?

А дружно ли живут люди в доме?

Так и у человека. Возьмите аккуратно зеркало и посмотрите в него.

Почему аккуратно?

Что вы можете увидеть?

То есть своё отражение, или другими словами свою внешнюю сторону, свой внешний облик.

Внешнее Я

(цвет глаз, волос, внешний облик)

Вы видите своё внешнее Я.

А может зеркало отобразить ваш внутренний мир? (нет). Так мы не можем сказать: дружно ли живут люди в доме.

Что такое внутренний мир, внутреннее состояние человека? Под внутренним миром мы понимаем чувства, настроение, мысли, человеческие качества.

Внешнее – Я – внутреннее

Этот внутренний мир невидим для окружающих, поэтому очень сложно понять себя, свои мысли, осознать чувства, оценить своё поведение. И чтобы лучше знать и понимать себя, мы должны изучать себя, свои чувства, поведение, качества.

Попробуйте назвать тему нашего занятия. Поместить на доску табличку “Познайсебясам”. Итак, тема нашего занятия “Познай себя сам ”.

Сегодня мы заглянем в свой внутренний мир и будем изучать своё внутреннее Я.

А для чего это нужно? (чтобы стать лучше)

А для чего необходимо становиться лучше? Чтобы быть успешным, то есть человек, обладающий лучшими качествами, может многого добиться в жизни. Чтобы стать лучшими, вы должны постоянно работать над собой, другими словами – заниматься самовоспитанием.

СамОвоспитание.

Воспитывать себя самому непросто, но возможно.

3. Изучение своего внутреннее Я мы начнём с посещения магазина. В обычных магазинах мы покупаем что?

Технику, продукты, вещи. А наш магазин необычный. В нём продаются человеческие качества. Ассортимент в магазине невелик. Запас товара ограничен. Итак, в продаже:

1. Уверенность в себе . Что это за качество, как вы его понимаете?

2. Трудолюбие . Подберите, пожалуйста, слово, противоположное по смыслу.

3. Дисциплинированность . Подберите близкие по значению слова или словосочетания (воспитанность, послушание).

Подумайте, чего вам больше всего не хватает, но помните, что запас товара ограничен и мы продаём только по одному качеству.

Подходите, покупайте!

Качества мы купили, а теперь поднимите полоски оранжевого цвета те, кто купил уверенность в себе . Полоски синего цвета те, кто купил трудолюбие . Зелёного цвета те, кто купил дисциплинированность .

Больше всего ребята в классе нуждаются в таком качестве как…

У каждого из вас, как и у меня, есть те качества, от которых вы хотели бы избавиться, которые мешают вам стать лучше. На партах есть листочки с названиями качеств. По цепочке прочтите их.

Значение какого качества вам непонятно? Выпишите их на отдельный листок, а теперь сомните его, ещё сильнее, и выбросьте его в корзину. С этой минуты, поверьте, вы навсегда избавились от этих недостатков.

Вывод: Изучение своего Я мы начали 1) с посещения магазина и покупки недостающего качества. 2) вы избавились от плохих качеств.

А сейчас продолжим работу по изменению своего внутреннего Я в лучшую сторону.

Как мы должны относиться к новой купленной вещи? (беречь, ухаживать за ней). Так и с внутренними качествами, необходимо работать над ними, тренировать их, поддерживать, чтобы они стали вашими спутниками на всю жизнь, ведь их так легко растерять.

Чтобы уверенность в своих силах и умениях сопровождала вас на жизненном пути и приносила вам удачу, нужно делать упражнение “Верить в себя”. Возьмите зеркало, смотрите на себя и повторяйте за мной: “Я хочу стать другим. Я буду таким/такой. Я уже меняюсь, я уже такой, каким хочу быть!”

Для чего мы делаем это упражнение?

Огромное значение для каждого из вас имеет поддержка коллектива, друзей, одноклассников. Поиграем в игру “Ручеёк”. Встаньте лицом друг к другу, образуя ручеёк. Каждый из вас по очереди будет проходить по ручейку, вы должны поддержать проходящего по ручейку, подбодрить добрым словом, комплиментом, пожатием руки, похлопыванием по плечу.

Какую помощь оказывает игра?

Поднимите цветную полоску те, кто купил Трудолюбие. Как же это качество развить и сохранить? Предлагаю тест “Лесенка трудолюбия”. Будет 3 варианта ответа: а) всегда;

б) иногда;

в) никогда.

Приготовили листы и ручки.

1. Дома после еды убираете ли за собой посуду?

2. Переодеваетесь ли вы после школы в домашнюю одежду?

3. Убираете ли одежду на место?

4. Следите ли за чистотой одежды?

5. Всегда ли охотно выполняете трудовые поручения?

6. Вы сами стираете себе мелкие вещи?

7. Вы сами гладите себе школьную форму?

8. Помогаете ли вы родителям?

  • Всегда – 5 баллов;
  • Иногда – 3 балла;
  • Никогда - 0 баллов.

Подсчитайте сумму баллов. Лена помогает Максиму. Вывешивается лесенка трудолюбия. Возьмите фломастер и подпишите своё имя на той ступеньке, на которой по сумме баллов вы находитесь.

Вывод. Находящимся на верхней ступени трудолюбия нужно поддерживать это качество. Тому, кто на средней – продолжать работать над собой. Для тех, кто на нижней ступени – необходимо начать работу по самовоспитанию трудолюбия.

А теперь проверим на практике ваше трудолюбие. Игра – соревнование “Это мы можем” - кто быстрее зашнурует кроссовки. Участвуют 4 человека. Приз – грамота “Мастер – золотые руки”.

А сейчас поднимите цветную полоску те, кто приобрёл Дисциплинированность.

Что-то я забыла, что это за качество (ваше поведение в определённых условиях).

Вот сейчас я и проверю, как вы знаете правила поведения. Вы, каждый в своей группе, должны составить правила поведения в школе, дома, в общественных местах.

Что мы понимаем под общественным местом? Работа в группах. Озвучивание правил каждой группой.

Молодцы! Эти правила будут помещены в классный уголок. Вы их сами составляли, надеюсь, будете их соблюдать.

Итог. Чем мы занимались на занятии?

1. Узнали о составляющих внутреннего мира.

2. Приобрели положительные качества.

3. Избавились от отрицательных качеств.

4. Искали способы формирования таких качеств, как трудолюбие, уверенность в себе, дисциплинированность.

Но самое главное, чтобы становиться лучше – надо очень сильно хотеть и верить в это. Ведь только человек, обладающий такими качествами, может достичь успехов в жизни, осуществляя самые заветные мечты.

Прослушивание песни Ю.Антонова “Поверь в мечту”.

Цель: формирование положительного отношения к себе и другим,

осознания себя.

Задача:

Расширить знания учащихся о специфике межличностных отношений;

Формировать позитивное отношение к себе;

Развить чувство толерантности;

Формировать адекватную самооценку.

Упражнение «Бинго»

Цель: продолжить знакомство подростков, создать позитивную атмосферу.

Ведущий предлагает детям взять лист бумаги А4, руками «вырезать» фигурку «Бинго», разрисовать фломастерами и на обратной стороне написать:

На голове - твоя заветная мечта;

На правой руке - твоя черта характера;

На левой руке - черта характера, которую ты хочешь сформировать;

На правой ноге - любимое место отдыха;

На левой ноге - любимое блюдо;

На туловище - как ты хочешь, чтобы тебя называли сверстники.

После того, как дети выполнили задание, ведущий просит всех встать, двигаясь по комнате, подойти друг к другу, найти и записать на соответствующих частях «Бинго» имена тех, с кем у них совпала одна или несколько позиций. После этого участники возвращаются в круг.

Упражнение «Ожидание»

Цель: узнать, что ожидают участники от сегодняшнего занятия.

Подростки по очереди высказывают ожидания от занятия.

Упражнение «Грамота»

Цель: повышать самооценку ребенка. Ведущий раздает каждому участнику лист бумаги А4 и предлагает написать похвальную грамоту себе, указать, за что он ее получает. Каждый участник зачитывает свои наработки.

Обсуждение:

Трудно было писать грамоту себе?

Если так, то почему?

Понравилось ли вам это упражнение?

Упражнение «Все мы - разные»

Цель: осознание своей индивидуальности, неповторимости.

Ведущий зачитывает записанный на доске эпиграф: «Люди, как реки: вода во всех одинаковая и везде одна и та же, но каждая река бывает то узкая, то быстрая, то широкая, то тихая, то теплая» (Л. Толстой). Ведущий. Действительно, все мы разные. Но что-то особенное выделяет нас среди других. Что?

Назовите и напишите на лепестке цветочка свою особую неповторимую черту, прикрепив ее к серединке цветка. А теперь посмотрите, какой у нас прекрасный цветок. Он один, а нас много.

Упражнение «Путаница»

Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript Цель: снять напряжение, расслабиться. Один участник выходит за дверь. Психолог предлагает ученикам создать цепочку (змею), что имеет начало (голову) и конец (хвост), и запутаться. Задача подростка, который зашел в класс, - распутать змею.

Упражнение «Мои советы»

Цель: понять, что нужно изменить в себе, увидеть себя глазами других.

Ведущий раздает каждому участнику лист бумаги А4 и предлагает написать свое имя. Затем все по часовой стрелке передают свои листы, на которых каждый по очереди пишет рекомендацию относительно недостатков характера.

Обсуждение:

Трудно было писать друзьям рекомендации?

Довольны ли вы тем, что написали друзья?

Упражнение «Все равно ты молодец»

Цель: поднять самооценку подростка, снять психоэмоциональное напряжение.

Ведущий предлагает школьникам объединиться в группы по двое, по признаку «день» и «ночь». Один человек говорит о своем недостатке, а другой отвечает: «Ну и что, все равно ты молодец, потому что...».

Обсуждение:

Какие ощущения вызвало упражнение?

Притча о мастере

Как-то вечером собрались вместе музыкальные инструменты: скрипка, саксофон, труба, флейта и контрабас. И возник между ними спор: кто лучше играет. Каждый инструмент начал выводить свою мелодию, показывать свое мастерство. Но получалась не музыка, а ужасные звуки. И чем больше каждый старался, то непонятной и уродливой становилась мелодия. Вот появился человек и взмахом руки остановил эти звуки, сказав: «Друзья, мелодия-это одно целое. Пусть каждый прислушивается к другому, и вы увидите, что получится». Человек снова взмахнул рукой, и сначала робко, а потом все лучше зазвучала мелодия, в которой было слышно печаль скрипки, лиричность саксофона, оптимизм трубы, уникальность свирели, величество контрабаса. Инструменты играли, с восхищением следили за волшебными взмахами рук человека. А мелодия все звучала и звучала, сочетая исполнителей и слушателей в одно целое. Как важно, чтобы оркестром кто дирижировал!

Достижение гармонии возможно только тогда, когда все объединены одной целью и направлены единой волей в едином порыве...

Прощание

Цель: содействие сплоченности группы, создание хорошего настроения. Все участники становятся в круг, чтобы правой рукой создать звездочку, и пытаются им передать тепло рук друг другу. Все благодарят и прощаются.

Программа тренинга практического самопознания

Программа тренинга

ЗАДАЧИ ТРЕНИНГА:

Формирование и развитие установки на самопознание и саморазвитие,

Овладение навыками практического самопознания;

Развитие личностно значимых качеств: профессиональной рефлексии, эмпатии, критичности и гибкости установок;

Преодоление психологических барьеров, мешающих полноценному самовыражению.

Тренинг состоит из 2 занятий по 4-5 часов каждое.

ЗАНЯТИЕ ПЕРВОЕ

ФОРМИРОВАНИЕ ВЗАИМООЦЕНОЧНЫХ ПОЗИЦИЙ НА ОСНОВЕ РАЗВИТИЯ ЭМПАТИИ И РЕФЛЕКСИИ

Работа над собой и самосовершенствование предполагают только анализ ошибок и борьбу со своими слабостями. Есть еще одна не менее, если не более, важная сторона работы над собой. Она заключается в обнаружении в себе не только противника и виновника, но и сподвижника, друга и помощника. У каждого из нас есть свои сильные стороны, но обнаружить их в себе порой оказывается нелегко.

Некоторые люди полагают, что не обладают никакими качествами, которые могли бы послужить для них внутренней точкой опоры. Как это ни странно, но большинство людей не умеют думать о себе в позитивном смысле. Следует обратить внимание на то, что "сильные стороны" - это не то же самое, что "положительные черты характера" или "достоинства". Бывает и так, что какое-то качество или умение оказывается очень сильной стороной личности, но окружающие люди не одобряют его или оно не соответствует моральным нормам. Поэтому если мы будем анализировать "сильные стороны" только как возможность для человека найти внутреннюю опору, очень важно принимать во внимание, для чего использует человек свои сильные стороны. Овладению навыками самопознания и должен послужить предлагаемый тренинг.

Назначение:

Создание благоприятных условий для работы группы;

Создание атмосферы искренности и доверия;

Ознакомление участников с основными правилами и принципами тренинга;

Принятие правил групповой работы;

Самодиагностика и самораскрытие членов группы;

Развитие креативности и формирование необходимой коммуникативной дистанции.

I. ЗНАКОМСТВО

В начале работы группы каждый участник оформляет карточку-визитку, где указывает свое тренинговое имя. При этом он вправе взять себе любое имя: свое настоящее, игровое, имя литературного персонажа и т.д. В дальнейшем на всем протяжении тренинга участники обращаются друг к другу по этим именам.

Ведущий дает 3-5 минут для того, чтобы все участники сделали свои визитки, прикрепили их к одежде и подготовились к представлению.

"ПРЕДСТАВЛЕНИЕ"

Назначение:

Формирование установок на выявление позитивных личностных и других качеств;

Умение представить себя и войти в первичный контакт с окружающими

Участникам дается следующее пояснение: в представлении вы должны постараться отразить свою индивидуальность так, чтобы все остальные участники сразу запомнили выступившего. Например, "Я высокий, сильный и уверенный в себе человек. Внешность у меня обыкновенная, зато волосы красивого цвета и слегка вьются, что является предметом легкой зависти многих женщин Но главное, на что хочу обратить ваше внимание - со мной в любой компании интересно и весело, знаете, как правило играю роль тамады" или "Возраст у меня средний, внешность не броская, способности и возможности обыкновенные. Единственное, в чем я разбираюсь может быть лучше других и готова посвящать все свое время - это вкусно готовить и угощать. Обещаю всем яблочный пирог к чаю".

"АССОЦИАЦИИ"

Назначение:

Развитие ассоциативной памяти для запоминания имен;

Психологическое раскрепощение с целью создания благоприятного климата в группе.

Участникам предлагается вспомнить личностное качество, начинающееся на ту же букву, что и его тренинговое имя, например: "Ольга - обаятельная", "Владимир - вольный". Затем каждый участник произносит свое имя, прибавляя к нему придуманное качество. Причем каждый следующий участник повторяет вес то, что говорили до него.

Этап знакомства заканчивается упражнением

"ИНТЕРВЬЮ"

Назначение:

Развитие умения слушать партнера и совершенствовать коммуникативные навыки,

Сокращение коммуникативной дистанции между участниками тренинга

Участники разбиваются на пары и в течение 10 минут беседуют со своим партнером, пытаясь узнать о нем как можно больше. Затем каждый готовит краткое представление своего собеседника. Главная задача - подчеркнуть его индивидуальность, непохожесть на других. После чего участники по очереди представляют друг друга.

2. УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАСКРЕПОЩЕНИЕ ЧЛЕНОВ ГРУППЫ, СНЯТИЕ НАПРЯЖЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ДИСТАНЦИИ

"ЗЕРКАЛО"

Назначение:

Развитие осознания "языка" собственного тела и телодвижений;

Развитие эмпатии и рефлексии.

Участники делятся на пары и встают лицом друг к другу. Один - ведущий, другой – ведомый.

Ведущий начинает делать медленные движения руками, ногами, туловищем под музыку. Ведомый отражает движения партнера - как зеркальный образ Через 5 минут меняются ролями.

По окончании задания участники делятся своими ощущениями. На упражнение отводится 15 минут.

"НАЙДИ ПАРУ"

Назначение:

Развитие прогностических возможностей и интуиции;

Формирование у членов группы установки на взаимопонимание.

Каждому участнику при помощи булавки прикрепляется на спину лист бумаги. На листе имя сказочного героя или литературного персонажа, имеющего свою пару. Например: Крокодил Гена и Чебурашка, Ильф и Петров и т.д.

Каждый участник должен отыскать свою "вторую половину", опрашивая группу. При этом запрещается задавать прямые вопросы типа: "Что у меня написано на листе?". Отвечать на вопросы можно только словами "да" и "нет". Участники расходятся по комнате и беседуют друг с другом.

На упражнение отводится 10-15 минут.

3. УПРАЖНЕНИЯ НА УГЛУБЛЕНИЕ ПРОЦЕССОВ САМОРАСКРЫТИЯ, РАЗВИТИЯ УМЕНИЙ САМОАНАЛИЗА И ПРЕОДОЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ БАРЬЕРОВ, МЕШАЮЩИХ ПОЛНОЦЕННОМУ САМОВЫРАЖЕНИЮ

"КОМИССИОННЫЙ МАГАЗИН"

Назначение:

Формирование навыков самоанализа, самопонимания и самокритики;

Выявление значимых личностных качеств для совместной тренинговой работы;

Углубление знаний друг о друге через раскрытие качеств каждого участника.

Предлагается поиграть в комиссионный магазин. Товары, которые принимает продавец - это человеческие качества, например: доброта, глупость, открытость. Участники записывают на карточку черты своего характера, как положительные, так и отрицательные Затем предлагается совершить торг, в котором каждый из участников может избавиться от какого-то ненужного качества, или его части, и приобрести что-либо необходимое. Например, кому-то не хватает для эффективной жизни красноречия, и он может предложить за него какую-то часть своего спокойствия и уравновешенности.

По окончании задания подводятся итоги и обсуждаются впечатления.

На упражнение отводится 20-25 минут.

"АВТОПОРТРЕТ"

Назначение:

Формирование умений распознавания незнакомой личности,

Развитие навыков описания других людей по различным признакам.

Представьте себе, что вам предстоит встреча с незнакомым человеком и нужно, чтобы он узнал вас. Опишите себя. Найдите такие признаки, которые выделяют вас из толпы. Опишите свой внешний вид, походку, манеру говорить, одеваться; может быть вам присущи обращающие на себя внимание жесты

Работа происходит в парах. В процессе выступления одного из партнеров другой может задавать уточняющие вопросы, для того, чтобы "автопортрет" был более полным.

На обсуждение в парах отводится 15-20 минут.

По окончанию задания участники садятся в круг и делятся впечатлениями.

"БЕЗ МАСКИ""

Назначение:

Снятие эмоциональной и поведенческой закрепощенности;

Формирование навыков искренних высказываний для анализа сущности "я".

Каждому участнику дается карточка с написанной фразой, не имеющей окончания. Без всякой предварительной подготовки он должен продолжить и завершить фразу. Высказывание должно быть искренним. Если остальные члены группы почувствуют фальшь, участнику придется брать еще одну карточку.

"Особенно мне нравится, когда люди, окружающие меня..."

"Чего мне иногда по-настоящему хочется, так это..."

"Иногда люди не понимают меня, потому что я..."

"Верю, что я..."

"Мне бывает стыдно, когда я..."

"Особенно меня раздражает, что я..." и т.п."

"ОБРАЗ "Я"

Назначение:

Более глубокое осознание личностного существования;

Соединение вербального и невербального компонентов выразительности самооценочной позиции.

Каждому участнику предлагается произнести слово "Я" с только ему присущей интонацией, мимикой, жестами. Нужно сделать это так, чтобы одним словом как можно полнее выразить восприятие своего "Я", свою индивидуальность и свое место в мире.

4. УПРАЖНЕНИЯ НА ГРУППОВУЮ СПЛОЧЕННОСТЬ

"ЕДИНСТВО"

Назначение:

Выработка интеллектуального единства на прогностическом уровне;

Формирование эмоционально-волевого единства группы.

Участники рассаживаются в круг. Каждый сжимает руку в кулак, и по команде ведущего все "выбрасывают" пальцы. Группа должна стремиться к тому, чтобы все участники независимо друг от друга, выбрали одно и то же число.

Участникам запрещается переговариваться. Игра продолжается до тех пор, пока группа не достигнет своей цели.

"ФОТОРОБОТ"

Назначение:

Формирование творческого воображения;

Формирование умения абстрагироваться.

Один из участников должен составить портрет группы. Для этого нужно распределить между участниками группы следующие части тела: голову, шею, глаза, уши. рот, руки, ноги, плечи и т.д.

На упражнение отводится 15 минут.

5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ

"ПОЗИЦИЯ"

Назначение:

Рефлексия взаимооценочных позиций участников тренинговых занятий.

1. Участники образуют 2 круга: внутренний и внешний. Внешний круг движется, внутренний остается на месте. Находящиеся во внешнем круге высказывают свое впечатление о партнере по внутреннему кругу, начиная с фразы "Я вижу тебя", "Я хочу тебе сказать", "Мне нравится в тебе". Через 2 минуты внешний круг смещается на одного человека и т.д.

2. Участники заполняют анкету "Обратная связь".


ВТОРОЕ ЗАНЯТИЕ

РОЛЬ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ В РАЗВИТИИ ПОЗИТИВНОГО САМОВОСПРИЯТИЯ

В занятие включены упражнения, построенные по принципу "обратной связи". Обратная связь - это сообщение, адресованное человеку о том, как его воспринимают, что чувствуют при взаимоотношениях с ним, какие чувства вызывает у окружающих его поведение.

Человек, заинтересованный в том, чтобы лучше ориентироваться в себе и в особенностях своих отношений с окружающими, должен обращать внимание на различные признаки, свидетельствующие об истинных последствиях поведения. Обеспечение других обратной связью способствует повышению взаимного доверия, создает условия для более глубоких и теплых отношений, а также способствует формированию позитивного самовосприятия участников тренинга.

На занятие отводится 3-4 часа.

Назначение:

Закрепление тренингового стиля общения;

Совершенствование навыков самоанализа и самовыражения;

Формирование умения слушать и давать "обратную связь".

1. ПРИВЕТСТВИЕ

В начале второго дня участники группы обмениваются мнениями и впечатлениями о предыдущем дне. Ведущий предлагает группе вопросы для обсуждения (вопросы могут носить как открытый, так и закрытый характер). Например:

1. "С каким настроением вы сегодня пришли на занятие?"

2. "Хотелось ли вам сегодня прийти в группу?" "Чего вы ждете от сегодняшнего занятия?"

3. "Чем вызваны затруднения, с которыми вы вчера встретились?"

"ПРИВЕТСТВИЕ"

Назначение:

Формирование доверительного стиля общения в процессе налаживания контактов;

Создание позитивных эмоциональных установок на доверительное общение.

Участники садятся в круг и по очереди приветствуют друг друга обязательно подчеркивая индивидуальность партнера, например: "Я рад тебя видеть, и хочу сказать, что ты выглядишь великолепно" или

"Привет, ты как всегда энергичен и весел". Можно вспомнить о той индивидуальной черте, которую сам человек выделил при первом знакомстве (см. упражнение "Представление") Участник может обращаться ко всем сразу или к конкретному человеку. Во время этой психологической разминки группа должна настроиться на доверительный стиль общения, продемонстрировать свое доброе отношение друг к другу.

Ведущему следует обращать внимание на манеры установления контактов.

На занятие отводится 10-15 минут.

По его окончании ведущий разбирает типичные ошибки, допущенные участниками, и демонстрирует наиболее продуктивные способы приветствий.

2. УПРАЖНЕНИЯ НА УГЛУБЛЕНИЕ ПРОЦЕССОВ РАСКРЫТИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ

"ПОДЕЛИСЬ СО МНОЙ"

Назначение:

Эмпатийная диагностика личностных качеств;

Расширение репертуара способов взаимопонимания.

Участникам тренинга предлагается записать на карточке 10 качеств:

Нежность,

Умение сочувствовать,

Умение создавать хорошее настроение,

Эмоциональность,

Доброжелательность,

Интеллект,

Организаторские способности,

Твердость характера,

Решительность,

Креативность.

Список может быть изменен в зависимости от состава группы и целей занятия. При необходимости ведущий дает пояснение значений этих качеств.

Затем каждый участник должен решить, какое качество присутствует у кого-либо из группы в большей степени, чем у него и подходит к этому человеку с фразой: "Пожалуйста, поделись со мной, например, твоим умением сочувствовать". Тот участник, к которому обратились с просьбой, отмечает у себя на карточке это качество. Таким образом, нужно обойти всю группу, попросив у каждого какое-либо качество (или несколько). На карточке каждого участника будут отметки о том, какие качества были у него востребованы другими, и какие качества он запрашивал сам.

На упражнение отводится - 20 минут.

После выполнения задания участники садятся в круг для обсуждения. Обсуждение результатов может происходить как по количественному, так и по качественному составу признаков.

"ПОРТРЕТ"

Назначение:

Формирование умений распознавания личности по портретным описательным характеристикам;

Приобретение навыков сравнительного анализа персонажей между собой.

Каждый участник в течение 5-7 мин. набрасывает "психологический портрет" кого-либо из членов группы. Указывать на признаки, особенно внешние (рост, телосложение и т. п.), по которым можно сразу узнать конкретного человека, нельзя. В портрете должно быть не менее 10-12 черт характера, привычек, особенностей, характеризующих именно этого человека.

Затем каждый выступает с информацией перед группой, а остальные участники пытаются определить, чей это портрет. Возможно сопоставление разного видения членами группы одного и того же человека.

"ИНТЕРВЬЮ"

Назначение:

Развитие коммуникативных умений и рефлексивных навыков;

Формирование навыков интервьюирования с учетом снятия мотивационных искажений.

Каждый участник должен в течение 3-5 мин. подготовить по одному вопросу для всех членов группы. Вопросы должны касаться внутренних личностных особенностей человека - его характера, привычек, интересов, привязанностей, установок и т. п.

Основное правило - отвечать как можно более полнее и откровеннее Участник, готовый первым дать интервью группе, садится так, чтобы видеть в лицо всех членов группы. Члены группы по очереди задают приготовленные (именно этому участнику) вопросы. В качестве интервьюируемого должен побывать каждый участник.

III. УПРАЖНЕНИЯ НА ГРУППОВУЮ СПЛОЧЕННОСТЬ

«ДОВЕРЯЮЩЕЕ ПАДЕНИЕ"

Назначение:

Формирование навыков психомоторного взаимодействия;

Сокращение коммуникативной дистанции между членами группы.

Участники образуют большой круг. Один человек встает в центр круга. Он должен упасть на руки кому-либо из круга, для этого нужно закрыть глаза, расслабиться и падать назад. Каждый должен иметь возможность падать и ловить.

По окончании задания группа обсуждает впечатления от выполненного упражнения.

"Я ТЕБЯ ПОНИМАЮ"

Назначение:

Формирование умения давать обратную связь;

Выработка навыков прочтения состояния другого по невербальным проявлениям.

Каждый член группы выбирает себе партнера и затем в течение 3-4 мин. в устной форме описывает его состояние, настроение, чувства, желания в данный момент. Тот, чье состояние описывает партнер, должен или подтвердить правильность предположений, или опровергнуть их. Работа может происходить как в парах, так и в общем круге.

"МЕТАФОРА"

Назначение:

Формирование установки на взаимопонимание и распознавание невербальных компонентов общения;

Овладение навыками высказывания и принятия обратных связей.

Участник выходит в центр круга и становится в любой приемлемой для него позе, с любым удобным выражением лица, имея возможность менять мимику и позу по мере необходимости.

Какой образ рождается при взгляде на этого человека?

Какую картину можно было бы дорисовать к этому образу?

Какие люди могут его окружать?

Какой интерьер или пейзаж составляет фон этой картины?

Какие времена все это напоминает?

Делиться своими творческими идеями по этому поводу может каждый участник отдельно или создавая образ всей группой. Через центр круга должны пройти все члены группы.

На упражнение отводится - 1 час.

4. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ

"КОМПЛИМЕНТЫ"

Назначение:

Отработка навыков эмпатии и новых способов поведения;

Формирование умения делать комплименты и создавать позитивные установки друг на друга. Дается задание: "Вы можете свободно передвигаясь по комнате подходить к любому члену группы и обмениваться комплиментами, добрыми пожеланиями, похвалами. Возможно, этот человек чем-то помог вам в процессе тренинга, поблагодарите его. Таким образом, обойдите всех участников тренинга".

Для этого упражнения целесообразно использовать лирическую музыку.

На упражнение отводится 15-20 минут.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ РАБОТЫ ГРУППЫ

В конце второго занятия подводятся итоги по проведенному тренингу первой ступени.

Ведущий еще раз обобщает теоретический материал, даваемый им по ходу тренинга. Разбирает вместе с участниками группы их впечатления от проведенных занятий, отвечает на возникшие у них вопросы, подводит итоги совместной работы