В последние десятилетия большое значение приобретает поиск новых или реконструкция старых, хорошо известных педагогической науке методов обучения, которые могли бы обеспечить взаимосвязь образовательной, развивающей и воспитательной функций обучения.

Появляющиеся на свет новые методы обучения зачастую не имеют психолого-педагогического обоснования, их трудно классифицировать, однако их использование в образовательном процессе приносит учащимся несомненный успех.

В настоящее время широкое распространение получили деловые игры. Впервые игра в нашей стране была использована в 1932 г. для обучения производственной деятельности. Она называлась «Красный ткач» и имитировала процесс освоения новых изделий на Ленинградском комбинате технических сукон.

Деловая игра -- это создание ситуации выбора и принятия решения, в которой воспроизводятся условия, близкие к реальным. В ней предполагаются такие роли участников, которые позволяют им осмыслить, пережить и освоить новые функции. В игре содержится конкретное событие или явление, подлежащее моделированию, и допускается отнесение игрового времени к любому периоду (настоящему, прошедшему, будущему). Как правило, деловая игра -- это модель отрезка будущей профессиональной деятельности обучающихся. Это имитация управленческой, исследовательской, педагогической реальной деятельности учителя, руководителя учебного заведения.

Отличительными признаками деловой игры можно назвать: имитацию в игре реального процесса с помощью модели; распределение ролей между участниками игры, их взаимодействие друг с другом; различие интересов у участников игры и появление конфликтных ситуаций; наличие общей игровой цели у всего коллектива, которая достигается в процессе взаимодействия игроков и объединяет всех ее участников; учет результатов деятельности; реализацию в игре цепочки решений, каждое из которых зависит от предыдущего, а также от решений, принимаемых другими участниками игры.

Деловые игры можно сгруппировать следующим образом:

«Разминочные» игры типа «мозговой атаки», «клуба знатоков», тематические развлекательные игры. Их задача заключается в том, чтобы раскрепостить интересы и воображение участников, активизировать игровую и коллективистическую мотивацию, ориентировать на нестандартный подход к изучаемому материалу.

Ситуативно-ролевые игры. Включают в себя анализ конкретных ситуаций и их ролевое проигрывание.

Конструктивно-ролевые, проблемно-ролевые, дискуссионные игры. Целью их использования является формирование навыков принятия и эффективного исполнения деловых ролей, обучение взаимодействию и сплоченности, продуктивному сотрудничеству, участие в выработке коллективных решений.

Творческие игры. Это коллективное творчество по созданию технических, художественных, изыскательских и т.п. проектов. Включение учащихся в эти игры способствует развитию творческого потенциала, воспитанию инициативности, смелости, настойчивости, ответственности.

Имеются и другие классификации деловых игр: управленческие, исследовательские, учебные и т.д.

Учебная игра определяется как модель взаимодействия ее участников в процессе достижения учебных целей, т.е. это игровая имитация конкретной проблемы управления (в частности, познавательной деятельности) с целью выработки наилучшего варианта решения.

В основу учебно-деловой игры положены следующие принципы:

принцип имитационного моделирования конкретных условий и содержания соответствующего вида деятельности;

принцип проблемности содержания учебной деловой игры и процесса его развертывания в познавательной деятельности;

принцип совместной деятельности участников;

принцип диалогического общения и взаимодействия партнеров;

принцип двуплановости игровой учебной деятельности.

Деловую игру можно проводить перед изложением нового учебного материала; в этом случае она будет опираться только на личный опыт учащихся и обнаружит пробелы в их знаниях.

Если деловая игра проводится после изучения нового материала, то она будет опираться на полученные знания, которые в ходе игры приобретут качественно новую форму существования. И, наконец, весь учебный процесс может быть построен на основе сквозной деловой игры.

Дальнейшее развитие и прикладное использование деловые игры получили в так называемых методах интенсивного обучения.

Игра, используемая в учебном процессе, выполняет следующие функции:

обучающую (развитие памяти, внимания, общеучебных умений и навыков, восприятие учебной информации различной модальности);

развлекательную (создание благоприятной атмосферы на занятиях);

коммуникативную (объединение учащихся, установление между ними эмоциональных контактов);

релаксационную (снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении);

психотехническую (формирование навыков подготовки своего физиологического состояния для более эффективной деятельности, перестройки психики для усвоения больших объемов информации).

Так, при обучении языку используется метод погружения, предложенный американскими учеными А. Эллисом и Д. Фоутсом. Этот метод своими корнями уходит в теорию познания, называемую конструктивизмом. Основная идея заключается в том, что все знание конструируется субъектом познания и поэтому представляет собой сугубо личное явление.

Метод погружения построен на следующих основных положениях:

  • 1. Учащиеся сами конструируют свое знание, следовательно, преподаватели должны постоянно открывать перед учениками возможность использования тех знаний, которыми они уже владеют, и при этом играть активную роль в процессе собственного обучения.
  • 2. Овладение грамотой должно быть естественным следствием заинтересованности самих учеников, поэтому учащиеся, как правило, сами выбирают себе материалы для чтения и пишут сочинения на темы, которые их интересуют.
  • 3. Чтение есть понимание, т.е. выявление смысла прочитанного текста. Его нельзя уподоблять набору расположенных в иерархи ческой последовательности частных навыков, которыми достаточно владеть, чтобы научиться читать.

Основная цель умения писать -- сообщение информации. Преподаватели позволяют учащимся самим выбирать темы для сочинений, положительно относятся к их попыткам самовыражения и организуют аудиторию, готовую выслушать произведение ученика.

Освоение грамоты -- процесс естественный. Обмен мнениями и взглядами является значительным вкладом в процесс формирования учащимися своего знания. Педагоги учат детей взаимодействовать между собой в процессе чтения и письма.

Готовность рисковать и делать ошибки -- необходимое условие совершенствования в чтении и письме. Проходя различные уровни «ошибочности», дети формируют собственные цельные системы письменного языка, а преподаватели поощряют в учащихся самостоятельность, умение самоорганизовываться и относиться к своим ошибкам как к необходимой части учебы.

Метод опережающего обучения, разработанный С.Н. Лысенковой, на протяжении многих лет дает положительные результаты в начальной школе. Одним из важнейших его компонентов является комментируемое управление, которое является важным моментом в организации труда учеников на уроке. «Учить детей мыслить вслух» -- один из принципов уроков С.Н. Лысенковой и один из элементов обратной связи. Деятельностью класса на уроке руководит не только учитель, но и ученик, размышляя вслух и ведя за собой весь класс. Комментируемое управление начинается с первого дня обучения в школе, с первых шагов (письмо элементов букв, цифр, проговаривание слов, решение простейших примеров, задач). Четкий ритм, краткая характеристика, аргументация элементов при комментировании обеспечивают доступность выполнения задания каждым учеником класса. Термин «веди» вошел в урок вместо традиционного и очень страшного для маленьких «отвечай».

Другим важным фактором метода опережающего обучения является использование учителем опорных схем. Схема -- опора мысли ученика, его практической деятельности, связующее звено между учителем и учеником. Опорные схемы -- это оформленные в виде таблиц, карточек, наборного полотна, чертежа, рисунка выводы, которые рождаются в момент объяснения. Опорные схемы отличаются от традиционной наглядности, являясь опорами мысли, действия.

Еще одним моментом метода опережающего обучения является осуществление принципа перспективного обучения. Материал для перспективной подготовки берется из учебника, используются при этом и дополнительные микроупражнения, которые конкретизируют и развивают тему.

Изучение трудных тем проводится в три этапа последовательно, от простого к сложному со всеми необходимыми переходами, и заканчивается выработкой навыка практического действия. Так, на первом этапе происходит знакомство с новыми понятиями, раскрытие темы. На основе опорных схем развивается доказательная речь, выполняются различные упражнения с использованием комментированного управления. На данном этапе активность проявляют, как правило, сильные ученики. На втором этапе уточняются понятия и обобщается материал по теме. Дети ориентируются в схеме-обобщении, овладевают доказательствами, успешно справляются с заданиями, которые впервые в это время предлагаются в качестве самостоятельных. Именно на этом этапе и происходит опережение. На третьем этапе используется сэкономленное время. В этот период опорные схемы убираются, формируется навык практического действия и появляется возможность для дальнейшей перспективы.

В основе метода микрооткрытий, разработанного Е.С. Синицыным, лежит сценарий эвристической беседы. Очередная микропроблема выдвигается перед классом или аудиторией, формулируется в виде вопроса, на который учащимся предлагается ответить. Трудность вопроса тщательно дозируется с соблюдением принципа волны -- легкие вопросы сменяются вопросами средней трудности, а последние -- очень трудными. Легкие вопросы содержат наводящей информации больше, чем вопросы средней трудности, в трудных вопросах ее еще меньше. Для того чтобы правильно ответить на трудный вопрос, ученик должен мобилизовать весь свой творческий потенциал. Главное условие -- соблюдение взаимосвязи соседних вопросов, т.е. каждый последующий вопрос должен учитывать не только содержание предшествующего, но и тех вопросов и ответов, которые составляли суть диалога намного раньше. При использовании такого метода обучения новое знание формируется как совокупность маленьких открытий, сделанных самим учеником, а технология преподавания заключается в режиссуре всех этих маленьких открытий. В методе микрооткрытий гармонично сочетаются все методы изобретательного творчества: мозговой штурм, коллективное обсуждение, синектика и индуцирование психоинтеллектуальной деятельности.

Метод синектики основан на применении аналогий и ассоциаций для поиска требуемого решения. Метод интенсификации психо-интеллектуальной деятельности предназначен для эмоционального воздействия на группу с помощью определенных приемов ведущего: его обаяния, артистичности и «спортивной» формы его логики. Педагог, использующий в своей деятельности устную технологию метода микрооткрытий, выражает в себе две функции. С одной стороны, он выступает в качестве дирижера мозгового штурма, с другой -- в качестве импровизатора.

обучение метод современный игра

Применяемые на уроках технологии
Нефёдова Елена Александровна

учитель технологии

МОУ КСОШ имени Героя РФ И. В. Сарычева, г. Кораблино

В современной быстро меняющейся обучающей среде учителя могут добиться успеха только в том случае, если им удастся поднять методы своей работы на качественно новый уровень. Педагоги вынуждены работать гибко, создавая новые системы отношений, как с учащимися, так и с их родителями, другими учителями, вырабатывать адекватные происходящим изменениям стратегии, пересматривать приоритеты в построении и проведения урока и развитии личности школьников.

В настоящее время все более активно начинают входить в российскую практику современные методы обучения учащихся, перекочевавшие с Запада.

Задачи моей педагогической деятельности: дать учащимся прочные знания по предмету, содействовать творческому развитию ученика, как на уроке, так и вне урока, создавать положительную мотивацию к учению, воспитывать у детей самостоятельность, честность, личную инициативу, веру в себя.

В своей работе я использую следующие методы: наставничество, метафорическая игра, поведенческое моделирование, обучение по методу «Shadowing», обучение по методу «buddying» («buddy» - партнер), мозговой штурм и другие. Большинство из этих методов активные, так как сам предмет предполагает использование их в своей работе, так как большая часть урока – это практические задания . Использование разнообразных методов в процессе обучения способствует повышению качества обучения.

Выяснение целей обучения дает возможность ответить на вопрос: каков наиболее подходящий метод обучения? При этом не следует забывать о личностных характеристиках учащегося, которого предполагается обучать.

Таким образом, хорошее обучение требует индивидуального подхода к потребностям каждого ученика. Любой метод имеет свои преимущества и недостатки. Это необходимо учитывать при составлении программы обучения.

К выбору метода обучения нужно подходить дифференцированно ‐ они отличаются и по уровню сложности, и по длительности воздействия.

Методы, классифицируются на пассивные и активные, индивидуальные и групповые.

Каждый метод имеет свои преимущества и недостатки. И главным критерием при выборе того или иного метода является его эффективность для достижения целей обучения каждого конкретного ученика.

Методы обучения также можно разделить на традиционные и активные. Разделить методы обучения однозначно на активные и неактивные непросто. Некоторые из них являются переходными к практическим занятиям и самостоятельной работе. Бесспорно, к активным методам обучения можно отнести разбор конкретных ситуаций, поведенческое моделирование, а также учебно‐практические конференции по обмену опытом. Разновидностями активных методов обучения со специальными возможностями формирования и развития социально‐психологических качеств являются ролевой разбор конкретной ситуации (инсценировка), метафорическая игра.

Современные методы обучения интегрируют в себе все вышеперечисленные виды обучения школьников. Сюда относятся и активные и пассивные методы обучения, групповые и индивидуальные и т.п.

Каждый метод имеет свои особенности.


Метафорическая игра

Это форма организации активной работы участников, направленная на выработку новых форм деятельности и изменения установок в поведении.

Основная задача метафорической игры – найти новый способ решения ситуации.

Уникальность данного метода заключается в том, что для решения в учебной ситуации берется метафора. Я применяю этот метод в такой ситуации: необходимо найти новые подходы к выбору основного блюда для обеденного стола. Для этой задачи мы можем использовать метафорическую игру «Блюдо дня». Участники погружаются в ситуацию, когда хозяйке необходимо сделать выбор из нескольких блюд. Для того, чтобы каждый «повар» смог представить своё блюдо и выиграть, его готовит «группа поддержки». В задачи «группы поддержки» входит изучение блюд конкурентов, выработка оптимальной стратегии для завоевания расположения хозяйки. Задача поваров – применить разработанную стратегию для того, чтобы получить благосклонность хозяйки. По окончании игры проводится ее разбор с целью выявить эффективные модели поведения и использовать их в других учебных ситуациях .

Использование такой формы обучения помогает активизировать творческие способности участников, дает возможность по-новому взглянуть на ситуацию конкурентной борьбы и изменить сложившиеся стереотипы.

Метафорическую игру можно использовать и применять для любой проблемной ситуации. В ее основе могут лежать сказки, притчи, легенды, передающие проблематику отношений в различных ситуациях.

Преимущества применения метафорической игры:

‐ Развитие креативности учащихся;

‐ Снижение тревожности участников по поводу решения той или иной проблемы;

‐ Побуждение участников самостоятельно найти решение по заданной ситуации.


Поведенческое моделирование

Поведенческое моделирование ‐ это относительно новый метод обучения навыкам межличностного общения и изменения установок. Преимущественно этот метод используется в рамках практических занятий, предполагающих более широкое использование методов активного обучения, к которым относится и данный метод. Он учит конкретным навыкам и установкам, связанным с выполнением профессиональной деятельности, через следующие шаги:

‐ предъявление «поведенческой модели» (примера для подражания, идеала) профессионального поведения, которое предлагается освоить - в большинстве случаев это учитель, который ведёт урок;

Практика обучающихся, когда им в учебных или рабочих ситуациях предлагается максимально точно воспроизвести предложенную «поведенческую модель»;

‐ обеспечение обратной связи и подкрепления, свидетельствующих о степени успешности овладения соответствующими моделями поведения.

Я применяю данный метод в такой ситуации: показываю учащейся образец того, как следует работать с чем-либо , например, инструментами, материалами. Учащаяся, в свою очередь, должна «скопировать» мою деятельность, и по возможности более точно воспроизвести её. Также метод поведенческого моделирования использую во время объяснения нового материала. Как один из вариантов: ученики сами проговаривают большинство сведений по новой теме (используя субъективный жизненный опыт), при этом происходит активизация умственной деятельности ребёнка, и также сами производят запись сведений на доске (поведенческая «модель» учителя) и в тетрадях.

Ролевые модели, которые предлагаются учащимся при использовании метода поведенческого моделирования, разрабатываются так, чтобы они в максимальной мере соответствовали рабочим ситуациям на уроке, поэтому поведенческое моделирование имеет очень высокую степень позитивного переноса.

Поведенческое моделирование является эффективным при соблюдении следующих требований:

‐ пример для подражания должен быть привлекательным для обучающегося и вызывать у него доверие и готовность следовать предложенному образцу;

‐ пример для подражания должен демонстрировать желаемую последовательность или правильный порядок действий в стандартной ситуации;

‐ учащийся должен видеть, что соблюдение желательной последовательности или порядка действий вознаграждаются тем или иным образом (экономия времени, страховка от ошибок, решение поставленных задач и т.п.).

Особое внимание преподаватель должен обратить на изменение в нужном направлении установок обучающихся.

Метод поведенческого моделирования тем эффективнее, чем выше уровень мотивации обучающихся, чем лучше они понимают значение моделируемого поведения для успешного решения задач, которые стоят перед ними в их учебной деятельности.

Преимущества метода поведенческого моделирования:

‐ Позволяет учитывать индивидуальные особенности обучаемых;

‐ Достаточно гибок, чтобы давать больше времени медленно обучающимся участникам.

Поведенческое моделирование проводится либо на индивидуальной основе в паре ученик ‐ учитель, либо в небольших учебных группах до 12 участников.


Наставничество

Метод предполагает передачу опыта наставника и прививание культуры труда более слабому ученику или не достаточно компетентному в области изготовления каких-либо изделий по различным технологиям. Наставничество играет существенную роль в развитии личных качеств всех участников процесса.

Наставничество отличается от других методов обучения тем, что обучение происходит на учебном месте учащихся во время проведения урока или дополнительного занятия. Целью данного метода является минимизация периода освоения новых технологий ученицами на рабочем месте, с помощью чего я решаю следующие задачи:

‐ повышаю качество подготовки учащихся к освоению новых технологий;

‐ развиваю у девочек позитивное отношение к работе;

‐ предоставляю учащимся возможность быстрее достичь показателей, необходимых для получения нужной им оценки (как правило, «хорошо» или «отлично»);

‐ предоставляю наставникам возможности профессионального роста, поощряю их за хорошую работу, признаю их заслуги перед коллективом класса.

Как правило, за одним наставником закрепляется один или два подопечных. Задачи, стоящие перед наставником:

‐ обучать подопечных основным приемам работы;

‐ помогать в освоении новой темы, новой технологии, новым приёмам;

‐ контролировать текущий результат работы;

‐ помогать в решении актуальных вопросов.

Преимущества метода наставничества:

‐ Процесс обучения всех учащихся становится более качественным;

‐ Повышается уровень мотивации девочек, опытных в какой-либо технологии изготовления изделий;

‐ Учителем дополнительно оценивается управленческий потенциал наставника.

Преимуществами данного метода обучения являются более полное выполнение плана работы на уроке, получение навыков в короткое время.

В процессе наставничества выделяются 5 основных стадий обучения, которые можно описать следующим образом:

‐ «Я расскажу, а ты послушай»;

‐ «Я покажу, а ты посмотри»;

‐ «Сделаем вместе»;

‐ «Сделай сам, а я подскажу»;

‐ «Сделай сам и расскажи, что ты сделал».

Процесс наставничества контролируется учителем.

Что же приобретают обучаемый, наставник и класс в целом от данной формы обучения? В рамках системы наставничества взаимоотношения «наставник - обучаемый» могут оказывать положительное воздействие на такие качества обеих сторон, как уверенность в себе, самоуважение, особенно по мере повышения профессионального уровня развития и способностей обучаемого. Обучаемый ощущает постоянную поддержку наставника, анализирует собственные силы (сильные – слабые стороны), становится менее склонен к межличностному конфликту с учителем, развивает необходимые навыки, умения, компетенции, оказывающие влияние на качество работы (качество изготовления изделий), готовность брать на себя ответственность за собственную учебу и повышение профессионального мастерства.

Педагог благодаря системе наставничества имеет хорошо подготовленных учеников с оптимальным периодом адаптации к новому виду работы (новой технологии изготовлении изделий), повышает культурный уровень детей, помогает взаимодействию ученикам на уроке, как по вертикали, так и по горизонтали, оказывает позитивное воздействие на отношение к обучению.


Обучение по методу Shadowing

Данный метод обучения сейчас активно используется на Западе, а именно в Великобритании. Дословный перевод этого термина – «бытие тенью». Использовать такую форму обучения можно для всех учащихся, более или менее подготовленных к какой либо деятельности. Схема работы очень проста.

Например, чтобы отдельный учащийся стал более лучше разбираться в каком- либо вопросе и практически применять эти знания и умения на практике, я предоставляю ему возможность около двух уроков (не меньше) побыть «тенью» более опытного и умелого ученика.

В роли «тени» ученица погружается в изучение всего процесса работы, наблюдает и фиксирует моменты, в течение всего времени. Таким образом, ребёнок становится свидетелем «двух часов из жизни» более опытной ученицы, получает информацию о том, какие особенности есть у выбранной им технологии изготовления изделия, каких знаний и навыков ей не хватает, какие задачи ей предстоит решать.

После проведенной работы ученица сообщает мне о тех выводах, которые она для себя сделала.

Этот метод использую в старших классах, где применяется метод проектов (одновременно изготавливаются несколько изделий различными учащимися, возможно, по различным технологиям). Таким образом, у девочки, выполнявшей проект (изготавливая изделие) в технике декупаж, была возможность побыть «тенью» ученицы, выполнявшей проект в технике квиллинг, и двух уроков хватило на то, чтобы определиться, хочет она также поработать в этой технике , и каких умений и навыков ей для этого не хватает.

Данную форму обучения я могу использовать в процессе выполнения проектов, т. е. достаточно длительное время (от одного до нескольких месяцев).

Применяя shadowing можно улучшить интеграцию внутри коллектива и повысить согласованность действий между разными ученицами, «специалистами» в своих областях (в выполнении своих проектов).

Преимущества применения метода Shadowing:

‐ Простота и экономичность;

‐ Убыстряется процесс адаптации ученицы к новому виду деятельности;

‐ У ребёнка появляется возможность погрузиться в «реальную» обстановку.


Обучение по методу «buddying»

Суть метода заключается в том, что за учеником, успешно выполняющего свою часть работы (практического задания), закрепляется «buddy», партнер. Его задача - предоставлять постоянную обратную связь о действиях и решениях того ученика, за кем он закреплен. В рабочей ситуации, в спешке учащимся иногда сложно отследить, насколько профессионально и грамотно они выполняют порученную им учителем работу, решают те или иные ситуации. Иногда бывает очень полезно взглянуть на свои действия и реакции со стороны, «buddy» предоставляет такую возможность. Метод buddying основан на предоставлении информации или объективной и честной обратной связи при выполнении задач в первую очередь, связанных с освоением новых навыков, во вторую очередь связанных с выполнением текущих обязанностей.

От наставничества buddying отличает то, что его участники абсолютно равноправны. В такой форме работы нет «старшего» и «младшего», наставника и подопечного, обучающегося и обучаемого.

Конечно, прежде чем приступить к такому методу я обучаю учащихся давать объективную обратную связь, делать выводы и грамотно предоставлять информацию.

Преимущества применения метода Buddying:

‐ Я предоставляю возможность для учащейся получить объективную информацию о своей работе;

‐ Возможность наметить точки личностного и профессионального роста, а также увидеть недостатки и исправить их;

‐ Создаю интерактивное общение, стараюсь улучшить навыки межличностного взаимодействия.

Выбор метода обучения зависит от конкретной цели: получить новые знания, сформировать умения, выработать установку на уровне мышления, ценностей. Если говорить о достижении этих целей в комплексе, то необходимо использовать несколько методов обучения.

Международная олимпиада для учителей «Современные образовательные технологии»

1. Как расшифровывается аббревиатура ИКТ?

А) Информатико-компьютерные технологии

Б) Информационно-коммуникационные технологии

В) Информационно-компьютерная техника

Г) Информативно-креативная техника

2. Как называется стандартизированный документ, обеспечивающий качественное и эффективное преподавание учебных предметов и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС?

А) Календарный план Б) Технологическая карта

В) Журнал Г) Учительское портфолио

3. Назовите образовательную технологию, описанную ниже.

Учитель задает вопрос (предполагающий размышления, анализ, сравнение), предлагает продумать ответ, сказать соседу и после согласования с ним общее мнение предложить всему классу для обсуждения. Рассматриваются разные варианты, предлагаемые парами учеников.

А) «Снежный ком» Б) «Мозговой штурм»

В) «Послушать-сговориться-обсудить» Г) «Испорченный телефон»

4. О каком методе обучения идёт речь?

… ученик знает, из чего надо исходить, через какие промежуточные результаты пройти в изучении темы, как их достичь, а его функции в обучении сводятся к тому, чтобы запомнить все это и в должный момент воспроизвести.

А) Эвристический Б) Программированный

В) Объяснительно-иллюстративный Г) Проблемный

5. Примерами уроков модельного метода обучения можно назвать … и ….

А) урок-суд Б) лабораторную работу

В) семинар-практикум Г) урок-путешествие

6. Классификация чего представлена ниже?

А) Классификация типов учебных проектов

Б) Классификация педагогических игр

В) Классификация типов кейс-технологий

Г) Классификация интеллектуальных разминок

7. Какой из фаз технологии развития критического мышления не существует?

А) Вызов Б) Рефлексия

В) Осмысление содержания Г) Оценка

8. Педагогические игры по характеру педагогического процесса могут быть:

А) контролирующие Б) психологические

В) познавательные Г) имитационные

9. Индукция - Деконструкция - Реконструкция - Социализация - Афиширование - Разрыв - Рефлексия - это этапы технологии:

А) проектного обучения Б) кейс-стади

В) педагогическая мастерская Г) метода моделей

10. Назовите метод обучения, дающий учащимся возможность самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения и индивидуального развития каждого школьника.

А) Метод разноуровневого обучения Б) Исследовательский метод

В) Метод проблемного обучения Г) Проектный метод

11. Соотнесите образовательные технологии с их авторами:

А) А - 1, Б - 2, В - 3, Г - 4 Б) А - 4, Б - 2, В - 3, Г - 1

В) А - 1, Б - 3, В - 2, Г - 4 Г) А - 4, Б - 2, В - 1, Г - 3

12. Пример какого метода обучения представлен ниже?

Администратор кафе Матильда внимательно оценила себя и свою смену и решила, что она должна делегировать подчиненным больше своих обязанностей по следующим причинам:

1. Она работает 60 часов в неделю вместо 40.

2. Из-за большой нагрузки и попыток успеть все вовремя у нее сложились очень напряженные отношения с некоторыми подчиненными. Прошлой ночью она потратила три часа, пытаясь составить список обязанностей, которые она могла бы делегировать семерым своим подчиненным.

3. Еженедельный отчет, подготовка которого занимает пятьдесят минут, можно было бы легко поручить Изольде, но тогда Изольда познакомится с некоторыми цифрами выплат и взаиморасчетов с поставщиками, которые до этого времени не были известны сотрудникам.

Помогите Матильде принять решение, имея в виду следующие цели:

1) сэкономить Матильде как можно больше времени;

2) освободить ее от незначительных обязанностей;

3) улучшить производительность и работу кафе.

А) Метод проектов Б) Мастер-класс

В) Мозговой штурм Г) Кейс-стади

13. Соотнесите термины и их определения.

Практикум

Форма организации урока, в которой укрупненная или ограниченная дидактическая единица передается в интерактивном информационном режиме для достижения локальных целей воспитания и глобальных целей развития.

Часть блока уроков, предназначенная для отработки до автоматизма умения решать задачи, соответствующие минимальному уровню планируемых результатов обучения.

Модель обучения

Форма организации урока, в которой весь класс делится на группы, группы получают задания на определенное время, по истечении которого отчитываются о результатах, затем задания циклически меняются от группы к группе.

Тренинг-минимум

Комплекс, состоящий из дидактической основы и педагогической техники, используемых в данном учебном периоде.

А) А - 3, Б - 1, В - 4, Г - 2 Б) А - 1, Б - 2, В - 4, Г - 3

В) А - 4, Б - 1, В - 3, Г - 2 Г) А - 2, Б - 3, В - 4, Г - 1

14. Соотнесите критерии технологичности педагогической технологии с их описаниями.

Концептуальность

Технология должна обладать логикой процесса, взаимосвязью его частей, целостностью.

Системность

Каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную гипотезу (концепцию), включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.

Управляемость

Подразумевает возможность применения (повторения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.

Воспроизводимость

Предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов.

А) А - 4, Б - 1, В - 3, Г - 2 Б) А - 2, Б - 1, В - 4, Г - 3

В) А - 2, Б - 3, В - 1, Г - 4 Г) А - 4, Б - 3, В - 1, Г - 2

15. Как называются технологии обеспечения школьника возможностью сохранения здоровья за период обучения в школе, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни и применение полученных знаний в повседневной жизни? Ответ на этот вопрос впишите в отдельное поле бланка ответа справа от номера вопроса.

А-здоровьесберегающие технологии

Традиционные типы уроков:

  • изучение нового материала;
  • формирование и закрепление новых знаний;
  • обобщение и систематизация знаний;
  • комплексное применение знаний;
  • проверка и оценка знаний;
  • комбинированный урок.

Нетрадиционные типы уроков:

  • урок-соревнование (марафон, КВН и т.д.);
  • урок-экскурсия;
  • урок-праздник (Рождество, Масленица и т.п.);
  • урок-диалог;
  • урок-игра;
  • урок-викторина;
  • киноурок;
  • урок-путешествие;
  • урок-спектакль;
  • урок-проект;
  • интегрированный урок;
  • урок-диспут, урок-лекция, урок-обсуждение, урок-конференция и т.п.

Метод в переводе с греческого - «путь к чему-то». Метод – это процесс взаимодействия между учителем и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения.

Универсальных методов обучения в педагогике не существует. Использовать только один метод в процессе обучения школьников на уроке невозможно. Как правило, на уроке в зависимости от его типа, цели и задач педагог комбинирует несколько методов обучения. На наш взгляд, в коррекционной школе педагогам может быть частично использована классификация методов обучения, составленная по характеру учебно-познавательной деятельности. Это связано с тем, что успех обучения в решающей степени зависит от направленности и внутренней активности школьников, от характера их деятельности. А в данную классификацию заложены степень самостоятельности и творчества в деятельности обучаемых. Заметим, что на предметах гуманитарного цикла, характер деятельности, степень самостоятельности и творчества имеют особое значение и служат важным критерием при выборе методов обучения.

Объяснительно-иллюстративный метод обучения - метод, при котором учащиеся получают знания из рассказа педагога, учебной литературы, через пособия и технические средства обучения. Материал обсуждается и осмысливается с помощью репродуктивного (воспроизводящего) мышления. Этот метод чаще всего используют при объяснении нового материала.

Репродуктивный метод обучения - применение изученного материала осуществляется на основе образца или правила. Деятельность учащихся носит алгоритмический характер. Задания и упражнения выполняются по инструкциям, предписаниям, правилам в аналогичных, сходных с показанным образцом ситуациях. Как правило, этот метод используется при формировании и закрепление изученного материала.

Метод проблемного изложения в обучении - метод, при котором, используя самые различные источники и средства, педагог, прежде чем излагать материал, ставит проблему, формулирует познавательную задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показывает способ решения поставленной задачи. Школьники становятся свидетелями и соучастниками учебного поиска. Метод используется при изучении нового материала.

Частично-поисковый или эвристический метод - заключается в организации активного поиска решения выдвинутых в обучении (или самостоятельно сформулированных) познавательных задач под руководством педагога или на основе методических указаний на карточке, в учебнике и т.п. Процесс мышления приобретает продуктивный характер, но при этом поэтапно направляется и контролируется педагогом или самими учащимися с учебными пособиями. Этот метод используется как на этапе знакомства с материалом, так и на этапе его закрепления и обобщения.

Исследовательский метод обучения - метод, в котором после анализа материала, постановки проблем и задач и краткого устного или письменного инструктажа обучаемые максимально самостоятельно выполняют работу. Именно в исследовательской деятельности наиболее полно проявляются инициатива, самостоятельность и творческий поиск. Данный метод чаще всего используют на этапе обобщения и контроля.

Некоторые методические приёмы, используемые на уроках литературного чтения

Применение каждого метода обучения обычно сопровождается приёмами и средствами. Приём обучения выступает как элемент метода обучения, как его составная часть. Приём не имеет самостоятельной задачи, а подчиняется той задаче, которая выполняется с помощью метода. Одинаковые приёмы могут быть использованы в разных методах обучения и наоборот. Реальная деятельность обучения состоит из определённых приёмов. Например, приём работы с алгоритмом рассуждения может обслуживать объяснительно-иллюстративный, репродуктивный или исследовательский методы. Набор приёмов на уроке зависит от цели и задач, типа урока, этапа урока, используемых методов, вида и способа деятельности учащихся. Учитываются также уровень подготовки учащихся и конкретная учебная ситуация.

Средствами обучения являются все те материалы, с помощью которых педагог осуществляет учебный процесс: дидактические материалы; учебно-наглядные пособия; технические средства обучения и т.п.

«Проблемная ситуация». Данный приём способствует формированию мышления, речи, развивает творческие способности, учит формулировать и отстаивать свою точку зрения. Проблемная ситуация может возникнуть из затруднения, противоречия или удивления. Учитель создаёт проблемную ситуацию и предлагает школьникам найти решение этой проблемы. Приём может быть использован как при обобщении изученного материала, так и при знакомстве с новой темой.

Всё ли в диалоге персонажей в порядке? Вас ничего не удивляет?

Почему мы не можем выполнить это задание (ответить на вопрос)? Чего нам не хватает?

Почему ты выбрал именно этот предмет (ответ)?

Почему ты считаешь, что нужно сделать именно это?

Почему ты думаешь, что я говорю именно об этом герое (произведении)?

А как бы ты поступил на месте героя?

Все ли предметы подойдут нам для …? Что лишнее (чего не хватает)?

«Лови ошибку». Данный приём активизирует внимание учащихся. Формирует умение анализировать информацию, применять знания в нестандартной ситуации, критически оценивать полученную информацию. Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую ошибку. Учащиеся ищут ошибку группой, парой или индивидуально, спорят, совещаются. Придя к опредёленному мнению, группа озвучивает свой ответ. Ошибка может быть в названии произведения, действиях героя, ответах на вопросы и т.п.

«Да-нетка». Приём формирует умение систематизировать материал, связывать разрозненные факты в единую картину, умение слушать и слышать друг друга. Данный приём используется при фронтальной работе, для того чтобы быстро провести опрос детей, проверить домашнее задание, понимание темы. В коррекционной школе используется облегчённый вариант этого приёма. Педагог задаёт детям вопросы, объединённые какой-то темой или из разных областей. Школьники, отвечая на вопросы, используют в своих ответах только два слова «да» и «нет».

«Послушай, обсудим». С помощью этого приёма школьникам даётся установка на внимательное прослушивание материала и его дальнейшее обсуждение. Это может быть рассказ учителя, чтение текста, доклад ученика. После прослушивания материала ученикам задаются вопросы с учётом индивидуальных особенностей каждого школьника.

«Синквейн». Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк». Этот приёмов направлен на активизацию познавательной деятельности учащихся на уроке и используется на этапе закрепления и обобщения материала. Прочитанное произведение предлагается проанализировать по пяти пунктам. Синквейн составляется в соответствии с определенными правилами, данный вариант несколько упрощён для использования в коррекционной школе:

1 строка – предмет, животное или человек понравившейся в произведении. Записывается одним существительным.

2 строка – признаки выбранного предмета, животного или человека - два прилагательных.

3 строка – действия, совершаемые выбранным предметом, животным, человеком - три глагола.

4 строка – предложение, фраза, несущая определенный смысл, выражающая отношение к персонажу.

5 строка – резюме, вывод, отношение к произведению персонажу или ко всему произведению - одно слово или словосочетание.

«Повтори моё и добавь своё». Приём развивает кратковременную оперативную память, помогает выявить знания школьников по изучаемой теме. Приём может быть проведён в виде игры-эстафеты. Учитель (или ученик) называет предмет и предает эстафетную палочку соседу, тот придумывает второе слово, относящееся к этой же группе предметов, и называет уже два слова по порядку. Следующий ученик называет два слова и добавляет свое и т. д.

«Хорошо или плохо». Приём, направлен на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке. Формирует умение находить положительные и отрицательные стороны в предмете, ситуации; умение оценивать объект, ситуацию с разных позиций, учитывая разные роли. Учитель называет предмет или ситуацию, учащиеся по очереди называют «плюсы» и «минусы». Может быть и другой вариант, когда учитель предлагает предмет (ситуацию), а ученик описывает ситуацию, для которой это полезно. Следующий ученик ищет, чем вредна эта ситуация и т.д. Третий вариант может проходить в виде игры «Продавец и покупатель» или «Купим или нет?». Ученики делятся на продавцов и покупателей. Одни пытаются продать этот предмет и описывают его плюсы, другие не уверены в нужности этой покупки и называют минусы. Роль продавца может быть исполнена каким-то известным персонажем. Он предлагает купить книгу, в которой является главным героем и рассказывает обо всех плюсах этой книги. А какой-то отрицательный персонаж, отговаривает всех покупать эту книгу.

«Коротко и по существу». Приём направлен на развитие умения кратко формулировать свою мысль, как в устной, так и в письменной форме. Этот приём предполагает составление кратких текстов – телеграмм, объявлений, записок, отзывов, аннотаций, рецензий. Возможны два варианты использования этого приёма: более сложный вариант этого приёма заключается в самостоятельном составлении текста; лёгкий вариант – когда школьники определяют вид текста, кому он адресован, кем написан и т.п. Например, учащимся предлагается самим составить текст телеграммы от себя лично или от какого-то персонажа. Кратко написать самое важное, что-то пожелать герою произведения, о чём-то просить, пригласить куда-то. Телеграмму можно адресовать и соседу по парте, например с рекомендацией прочитать какую-то сказку.

«Встреча с героем». Приём направлен на формирование умения самостоятельно формулировать и задавать вопросы. Данный приём предполагает создание диалога с персонажем произведения. Учитель создаёт речевую ситуацию, в которой школьникам предлагается представить, что им предстоит встреча с героем изучаемого произведения. Учитель просит сформулировать и задать этому герою один-два вопроса. Можно попросить школьников предположить, что ответит на заданный вопрос герой.

«Шкатулка». Приём направлен на развитие мыслительных операций, умения обобщать и выделять главное, а также на развитие связной устной речи при доказывании правильности выбора предмета. Педагог предлагает заполнить шкатулку (корзинку), положив в неё, например, качества характера персонажа, пожелания герою, предметы, которые пригодятся ему в дальней дороге и т.д. Использование шкатулки или корзины не обязательно, карточки с изображением предметов, названиями предметов, пожеланиями могут прикрепляться на магнитную доску, раскладываться на парте и т.п. Свой выбор школьники обязательно объясняют.

«Без слов». Приём направлен на развитие невербальной коммуникации, творческой активности. Этот приём предполагает использование элементов драматизации. С помощью мимики и жеста учащимся предлагается продемонстрировать своё эмоциональное отношение к герою, ситуации, показать повадки и характер героя, т.е. выразить эмоциональное состояние без слов.

«Диктант значений». Приём направлен на формирование активного словаря школьников, на умение определять предмет по его признакам, действиям и назначению. В этом приёме учитель диктует не слова, а их значение. Это может быть диктант, а может быть кроссворд. Например, футляр для стрел – колчан.

«Хочу спросить» или «Задай вопрос».

Вопросы могут задаваться не только к тексту, но и к иллюстрациям, конкретной ситуации. Ученик может начать со слов «Хочу спросить…» или сразу задавать интересующий вопрос. Для подготовки вопросов отводится некоторое количество времени, вопросы могут быть записан на листочке. Могут быть использованы опоры в виде карточек с первыми словами-вопросами (как, почему, что, где и т.д.). Также для этого приёма используют подстановочные таблицы.

«Согласен – не согласен». Приём способствует актуализации знаний учащихся и активизации мыслительной деятельности. Формирует умение оценивать ситуацию или факты, умение выражать свое мнение, грамматически правильно оформлять высказывание. Школьникам предлагается выразить свое отношение к ряду утверждений. Утверждение может быть как верным, так и нет. Ответ на утверждение необходимо начать словами: «Да я согласен с вами, что… или Нет, я не согласен с вам, что...».

«Верно – неверно». Приём способствует формированию умения высказывать и отстаивать свою точку зрения. В данном приёме школьникам предлагаются утверждения. Утверждения могут быть самыми неожиданными и нелогичными. Задача ученика – согласиться или не согласиться с данными предположениями. Ученик должен ответит это верно или неверно и обосновать свою точку зрения.

«Что было бы если бы…». Этот приём направлен на развитие речетворчества школьников, воображения, на умение прогнозировать и изменять ситуацию. Учащимся предлагается пофантазировать и предположить, как бы развивались события в произведении если бы ситуация или действия персонажа были несколько иными.

«Публичное выступление». Данный приём направлен на формирование умения уверенно и спокойно выступать с небольшим докладом перед классом. Учащимся предлагается подготовить дома выступление по теме. В зависимости от уровня школьников поиск материала к теме происходит самостоятельно, ученику может быть дан план доклада, вопросы или учитель даёт готовый текст доклада.

«Артисты и зрители». Данный приём направлен на развитие творческих способностей учащихся и предполагает использование драматизации разных форм. Постанову групповых и индивидуальных сценок, спектаклей. Работа проходит в основном во внеурочное время.

«Задай вопрос». Приём направлен на повышение интереса к учебному материалу и формирует умение содержательно формулировать вопросы. Педагог просит составить к тексту (абзац, отрывок, глава) как можно больше вопросов или указывает конкретное число вопросов.

«Методы обучения – это способы взаимосвязанной деятельности педагога-инженера и обучающихся, при помощи которых достигаются учебно-воспитательные цели .

Ю.К. Бабанский под методами обучения понимает приемы или способы оптимального педагогического взаимодействия преподавателя с обучающимися, направленные на достижение учебно - воспитательных целей.

Существуют различные подходы к классификации методов обучения. Они группируются по степени взаимодействия преподавателя и учащихся (рассказ, беседа, самостоятельная работа ); в зависимости от решения конкретных дидактических задач (подготовка к восприятию, объяснение нового материала, закрепление, опрос и т.д .); по логике построения учебного материала (индуктивные, дедуктивные ) и др. .

В.В. Гузеев отмечает, что по характеру учебно-познавательной деятельности обучение может вестись следующими методами .

Объяснительно-иллюстративный (О-И) или репродуктивный метод обучения. На уроке новые знания сообщаются преподавателем с использование иллюстраций соответствующих фактов, разнообразных наглядных пособий, а учащиеся воспринимают этот учебный материал, обучаются репродуцировать знания и применять их по известному образцу. При такой системе обучения знания даются учащимся в готовом виде. Если учащийся или студент знает, из чего надо исходить, через какие промежуточные результаты пройти в изучении темы, как их достичь, то его функции в обучении сводятся к запоминанию учебного материала и его воспроизведению в случае необходимости.

Программированный метод обучения (ПГ). Учащимся указывается не только то, что они должны изучить, но и дается программа последовательности самостоятельных действий по изучению учебного материала, однако промежуточные результаты не указываются. При программированном обучении приобретение знаний ведется по обучающей программе (обучающему алгоритму) с помощью специальных пособий (на бумажной основе, в электронном виде и т.д.).

Если промежуточные результаты также открыты, но способ их получения обучающемуся не сообщается, то приходится пробовать разные пути, пользуясь множеством эвристик (открытий). Так повторяется после получения каждого объявленного промежуточного результата. Перед нами стандартная схема эвристического поиска, т.е. в данном случае можно говорить об эвристическом методе обучения (Э) .

Даже, если не известны и промежуточные результаты и пути их достижения, обучающийся сталкивается с противоречием между имеющимися знаниями и необходимыми, т.е. попадает в проблемную ситуацию. При проблемном обучении (ПБ) знания не даются в готовом виде, а приобретаются посредством самостоятельной поисковой деятельности учащихся , решения различного рода познавательных задач, а преподаватель (мастер производственного обучения) лишь координирует эту деятельность.

Рассмотренные методы обучения основаны на том, что обучающийся знал исходные условия (домашнее задание, вводная беседа, опрос по предыдущему материалу и т.д.). Однако в последнее время все большей популярностью пользуется обучение, при котором исходные условия не выделяются преподавателем, а отбираются обучающимся в зависимости от его понимания учебной задачи. Из этих условий он получает результаты, сравнивая их с планируемыми. При наличии расхождений с целью он возвращается к начальным условиям, вносит в них изменения и вновь проходит этот путь. Этот процесс повторяет процесс моделирования, вследствие чего и метод получил название модельного (М) (В.А. Оганесян и др., 1980).

Не исключено, что, закрывая от обучающегося разные элементы схемы вместе с начальными условиями, можно получить разновидности модельного метода, например модельно-эвристического . Ситуации с неизвестным конечным результатом не характерны для образовательных учреждений системы ПТО и используются, главным образом, в высшей школе, в подготовке научных кадров высшей квалификации, в решении различных изобретательских задач (ТРИЗ). Есть все основания полагать, что с модельным методом обучения связан завтрашний день профессиональной школы, поскольку он предоставляет обучающемуся наибольшую меру самостоятельности и творческого поиска.

С середины 80-х годов все большую популярность приобретают нетрадиционные уроки в виде деловых игр: урок-суд, урок-аукцион, урок пресс-конференция и т.д. Все деловые игры – это реализация модельного метода обучения. Насыщение образовательных учреждений мощной электронно-вычислительной техникой является средством активизации модельного обучения.

Особенно популярна и наиболее широко освещается в современной педагогической литературе классификация методов обучения по источникам получения знаний . Она включает в себя словесные , наглядные и практические методы обучения и их разновидности (Приложение 12).

Выбор оптимального метода обучения определяется, прежде всего, конечной целью урока или его этапов. В связи с тем, что целью обучения в профессиональной школе является формирование у обучающихся знаний, умений и навыков соответствующего уровня квалификации, основное внимание педагога-инженера должно уделяться оптимальному выбору различных сочетаний словесных, наглядных и практических методов обучения .

Применение того или иного метода определяется принципами обучения. Существенное влияние оказывает и содержание учебного материала. Когда материал носит описательный, информационный характер, доминирующими являются, словесные, при изучении конструкции оборудования, инструментов – наглядные, а при освоении трудовых действий и приемов на лабораторно-практических занятиях или уроках производственного обучения - практические методы обучения.

На выбор метода обучения оказывает влияние и наличие соответствующих учебно-методических комплексов (УМК) по предмету или профессии. Чем лучше оборудованы производственные мастерские, учебные кабинеты и лаборатории, тем эффективнее можно применять разнообразные наглядные и практические методы обучения.

Весь арсенал технических средств обучения, применяемый педагогом-инженером как в качестве наглядных пособий (реальное оборудование, автомобили, инструмент, приспособления), тренажеров, так и в качестве вспомогательных средств в целях активизации умственно-познавательной деятельности учащихся на уроке, называют материально-техническим обеспечением урока. К информационно-методическому обеспечению (учебные материалы ) относится различные виды учебной или научной литературы (Приложение 13).

Дидактические цели в теоретическом и практическом обучении достигаются педагогом-инженером также на основе грамотного использования различных средств обучения: вербальные, натуральные объекты, рисунки на доске, плакаты, экранные, звуковые, экранно-звуковые (Приложения 14-15). В приложении 16 представлены специфические особенности выразительных возможностей некоторых традиционных средств обучения, выделенные на основании исследований А.И. Кочетова , А.Г. Молибога и А.И. Тарнопольского , Б.В. Пальчевского , И.И. Мархеля и Ю.О. Овакимяна , В.И. Сопина и др.

Создание методического обеспечения к каждому уроку и систематизация его в виде учебно-методических комплексов (УМК) по предмету является сегодня актуальной и первостепенной методической задачей педагога-инженера.