Беседа о жанрах живописи. В гостях у картин
Статья с Фестиваля педагогических идей "Открытый урок"

Программное содержание

  • Умение различать жанры живописи из общей массы картин
  • Закреплять у детей представление о живописи, как виде изобразительного искусства, знать особенности каждого жанра
  • Развивать эстетическую оценку, умение видеть с помощью каких средств выразительности изображена картина художником
  • Вызвать у детей эмоциональный отклик на произведения художников, т.е, что понравилось
  • Умение работать в коллективе во время игры “Создание натюрморта”
  • Знакомство с анималистическим жанром

Материал к занятию

Презентация к занятию, в последовательности изучаемых жанров, а так же проведении игры “Найди лишний жанр”.

При проведении такого занятия понадобится большое помещение - это может быть музыкальный зал или большая изостудия, театральная студия.

Проведение игры “Создание натюрморта” с большим количеством пособий: чайные сервизы, овощные и фруктовые муляжи, керамическая посуда, корзины, искусственные цветы.

На АРМе фрагмент обычного занятия изобразительной деятельности с присутствующими в зале детьми.

Атрибуты для басни Крылова “Лебедь, рак, и щука” - шапочки персонажей, накидки на плечи.

План проведения занятия

  1. Введение – определение жанра живописи
  • Натюрморт (бытовой и природный)
  • Игра “Создание натюрморта”
  • Пейзаж (простой и сложный)
  • Сказочный жанр
  • Анималистический жанр (басня Крылова “Лебедь, рак и щука”)
  1. Игра “Найди лишний жанр”
  2. Творческая работа
  3. Подведение итогов

Ход занятия

Дети садятся на стулья для зрителей, а на рабочих столах у детей приготовлены фломастеры, акварельные мелки, бумага формата А-4.

1. …Ребята, сегодня мы с вами вспомним основные жанры живописи, а так же, в процессе нашего занятия познакомимся с новым жанром.

…Скажите, что такое жанр живописи? (ответы детей) Педагог даёт полное определение: жанр живописи – это вид художественных произведений с определёнными сюжетами, художественными образами, передаваемые художниками с помощью красок.

Педагог предлагает послушать стихотворение А. Кушнера, а на правильное дополнение детей к этому стихотворению, на АРМе будет показан фрагмент на тот или иной жанр: натюрморт, пейзаж, портрет.

Если видишь на картине, чашку кофе на столе
Или морс в большом графине, или розу в хрустале
Или бронзовую вазу, или торт,
Или все предметы сразу, знай, что это… натюрморт

(На АРМе можно показать натюрморты детей прошлых лет этой группы или репродукции известных художников Хруцкий “Цветы и плоды”.)

Педагог напоминает о том, что натюрморт делится на бытовой и природный. В процессе разговора дети дополняют, как выглядит бытовой натюрморт, а как природный. На АРМе в процессе разговора показываются фрагменты рисунков детей этой группы.

  • После рассмотрения натюрмортов, педагог предлагает ребятам закрепить знания о бытовом натюрморте и природном с помощью игры “Создание натюрморта”. Дети присутствующие на занятии делятся на три команды для того чтобы, собрать натюрморты: бытовой, природный и природно-бытовой. Атрибуты к проведению данной игры располагаются на трёх столах в смешанном беспорядке. Эту игру может провести педагог психолог или педагог изо студии.

Объяснение правил игры

Природно-бытовой натюрморт

Бытовой натюрморт

Природный натюрморт

На проведение игры, уделяется 5-7 минут. После проведения игры, педагог рассматривает с ребятами правильность создания натюрмортов, благодарит детей, беседа о жанрах продолжается, ребятам предлагается сесть на свои места в зрительном зале.

Если видишь на картине нарисована река
Или ель и белый иней, или сад и облака,
Или снежная равнина, или поле и шалаш
пейзаж

(На АРМе можно показать пейзажи детей прошлых лет этой группы или репродукции известных художников Левитан “Март”, Шишкин “Поваленное дерево”.)

…В дополнении к этому, педагог в процессе дискуссии, предлагает вспомнить о том, что пейзаж бывает простой и сложный: в простом пейзаже - один план или два, а в сложном от трёх и до шести планов.

  • Если видишь, что с картины, смотрит кто-нибудь на нас,

Или принц в плаще старинном, или вроде верхолаз,
Лётчик или балерина, или Колька твой сосед,
Обязательно картина называется …портрет

(На АРМе показать репродукции портретов известных художников)

Педагог рассматривает с детьми три вида портрета: фас – вид прямо, поворот 34, профиль – вид с боку.

(Педагог предлагает вспомнить детям, какие жанры живописи были детьми рассмотрены ранее, на занятии изо. В процессе разговора педагог задаёт наводящие вопросы.)

  • … На занятии, мы с вами рассматривали сказочный жанр, давайтерассмотрим репродукции великого художника сказочника Васнецова.

(На АРМе показываются работы художника “Три царевны подземного царства”, “Иван царевич на сером волке”, “Богатыри”, “Алёнушка” - необходимо рассмотреть характер всех персонажей этих произведений, как художник передавал с помощью красок доброту, красоту окружающего мира.)

  • Затем педагог знакомит с новым жанром …анималистическим и в процессе рассказа, показывает на АРМе фрагменты работ художника Хохлова к мультфильму всем известному “Маугли”, также можно в дополнении рассмотреть иллюстрации к басням Крылова.

Анимал – это животное, т.е художники рисовали животных в человеческом обличие, подразумевалось, что они могут ходить как люди на задних лапах, и т.д.

Педагог рассказывает, что анималистический жанр – это сложная по своей сути работа, так как художнику необходимо нарисовать того или иного персонажа так, чтобы эта мысль была понятна и зрителю, ведь художник передавая характер персонажей – животных подразумевает в их обличие людей:добрых и злых, богатых и бедных, хитрых и т.д.

  • Группа детей рассказывают басню Крылова “Лебедь, рак и щука”.
  • Атрибуты для этой игры заранее подготовлены педагогом – это могу быть шапочки персонажей.

    1. Педагог предлагает ребятам отдохнуть и закрепить знания о жанрах живописи, поиграть в игру “Найди лишний жанр”. Эту игру может провести педагог психолог или педагог изо. На АРМе включают фрагменты пейзажей, на фрагменте четвёртый пейзаж лишний, на эту игру отводится 5 минут.

    3. После проведения игры, ребятам предлагается пройти за рабочие столы и нарисовать один из жанров сегодняшнего занятия. Творческая работа сопровождается музыкой “Времена года”.

    На творческую работу отводится 10 минут. По окончании работы педагог вместе с ребятами рассматривают свои рисунки.

    4. … Ребята сегодня мы с вами, провели огромную работу, рассмотрели новый жанр, в игровой форме закрепили знания об уже изученных. Вспомнили великих, известных художников, а также названия их картин. Вы очень хорошо поработали, благодарю всех присутствующих здесь ребят, за активное участие и хорошее поведение. На этой хорошей ноте, наше занятие закончено.

    Конспекты занятий в детском саду:
    Рекомендации по обучению дошкольников с ограниченными возможностями здоровья VIII вида умению составлять рассказы по картинке. Детский сад 82
    Компоненты детской субкультуры в предметно-развивающей среде ДОУ как средства обогащения социального опыта дошкольника. Детский сад 82
    Развитие этновосприятия цвета у детей старшего дошкольного возраста. Детский сад 82
    Комплексное занятие для подготовительной группы по изобразительному искусству "Город народных мастеров" (декоративное рисование) . Детский сад 82

    Дети и живопись

    Как рассказать детям о живописи?

    Все родители хотят, чтобы их дети росли умными, любознательными, а их кругозор постоянно расширялся.

    Умение ценить прекрасное и понимать искусство нужно прививать с самого раннего возраста.

    И очень важно делать это правильно. Книга «Картины. Моя большая выставка» поможет рассказать детям о живописи в игре.

    Вот несколько простых и любопытных фактов о направлениях живописи.

    Стиль искусства объединяет картины художников, работающих в схожей манере.

    Ренессанс - возрождение древних традиций

    С XIV по XVII века в Европе возрождается интерес к науке, искусству и литературе. Искусство становится ближе к жизни. «Ренессанс» в переводе с французского означает «возрождение».

    Леонардо да Винчи, «Мона Лиза», 1503-1506 гг

    Барокко - динамичность и драматизм

    Датой рождения барокко считают начало XVII века. В то время церковь призывала художников яркои динамично изображать библейские сюжеты. Художники использовали смелые световые эффекты, создавая реалистичные, исполненные драматизма картины.

    Микеланджело да Караваджо, «Ужин в Эммаусе», 1601 г.

    Классицизм - держанность и верность античным канонам

    Классицизм зародился незадолго до Великой французской революции 1789 года. Художники этого направления старались копировать образцы греческого и римского искусства с их точным рисунком и почти неразличимыми мазками.

    Жак-Луи Давид, «Клятва Горациев», 1784 г.

    Романтизм - пафос и эмоциональность

    Романтизм - это художественный и литературный стиль, ставший популярным в Европе в конце XVIII века. Романтические произведения драматичны, живописны и, как правило, показывают мощь и красоту природы, а также героизм человеческого духа.

    Франсиско Гойя, «Третье мая 1808 года в Мадриде», 1814 г.

    Реализм - объективность и прямота

    Реалисты выступали против чрезмерно возвышенного стиля романтизма. Они стремились показать мир таким, каким мы его видим, изображать повседневную жизнь и людей без эмоциональных преувеличений.

    Жан-Франсуа Милле, «Анжелюс», 1857-1859 гг.

    Импрессионизм - стремление запечатлеть ускользающий миг

    Импрессионизм зародился во Франции в 1870-х годах. Импрессионисты старались отобразить на холсте мимолетное впечатление, рисуя картины быстрыми, яркими мазками. Часто художники работали на природе, а не в мастерских.

    Клод Моне, «Сад художника в Ветёе», 1881 г.

    Постимпрессионизм - смелость цвета и простота формы

    В 1880-е годы во Франции импрессионизм сменяется постимпрессионизмом. Постимпрессионисты писали яркими красками, упрощая форму, чтобы подчеркнуть свои чувства. Они меньше опирались на впечатления от натуры.

    Винсент ван Гог, «Автопортрет с перевязанным ухом», 1889 г.

    Экспрессионизм - искаженные формы и сильные эмоции

    Экспрессионизм зародился в Германии в начале XX века. Экспрессионисты старались показать на холсте эмоции - например, гнев или страх, для чего сознательно искажали формы изображаемых предметов.

    Франц Марк, «Судьба животных», 1913 г.

    Кубизм - принцип совмещенных точек зрения

    Первыми в стиле кубизма стали писать Брак и Пикассо в 1907 году. Этот стиль был популярен до 1920-х годов. Кубисты стремились показать предмет одновременно с разных ракурсов. Для этого они раскладывали его на простые геометрические фигуры.

    Хуан Грис, «Натюрморт на клетчатой скатерти», 1915 г.

    Футуризм - динамика и стремление передать движение

    Появившись в начале ХХ века, футуризм просуществовал недолго. Футуристы были влюблены в скорость и мощь новых машин (автомобилей, поездов и самолетов). Художники стремились передать движение реального мира на плоскости.

    Умберто Боччони, «Город встает», 1910 г.

    Сюрреализм - совмещение сна и реальности

    Сюрреализм возник в начале 20-х годов XX века. В переводе с французского это слово означает «больше, чем реальность». Картины сюрреалистов часто кажутся странными, так как здесь нелогично сочетаются причудливые образы, видения и сны.

    Сальвадор Дали, «Постоянство памяти», 1931 г.

    Поп-арт - использование образов популярной культуры

    Поп-арт появился в 1950-е в Великобритании и США. Художники этого направления изображали в своих произведениях знакомые образы из повседневной жизни - упаковки продуктов, газеты, комиксы, фотографии знаменитостей.

    Энди Уорхол, «Банка с супом "Кэмпбелл" (томатный)», 1968 г.

    Классификация методов и приемов:

      Информационно – рецептивный – объяснительно – административный: наблюдение; рассматривание иллюстраций; обследование (организует взрослый и учит этому детей, оно эффективнее с проговариванием) привлечение, а заканчиваем обследование так чтобы дети поняли как приступить к работе.. обследуя учим планировать свою деятельность; показ способа действия, он должен быть полным или частичным, показ осуществляется тем же материалом что и у детей. Осущ ребенком со ср гр.; объяснение, рассказ, анализ детских работ, проводиться дифференцированно в зависимости от возраста детей.

    1.Репродуктивный – направлен на закрепление знаний, выработков знаний и умений. Упражнения следует выполнять… малыш многократно выполняет одно и тоже действие, упражняются на тренировочных листах.

    2.Исследовательский и Эвристический – методы используются в единстве. Они направлены на обучение поискам решений по изо – задачам, поискам возможных вариантов развития творческого мышления, воображения. Эвристический метод предлагает поэлементное обучение творческой деятельности. Исследовательский метод применяется если педагог предлагает детям выполнить творческие задания: передать сюжет литературного произведения или выполнить изображение по собственному замыслу.

    2.метод проблемного обучения и изложения. В отдельную группу выделяются игровые приемы – они используються во всех возрастных группах, внутри разных методов,

    4 Значение рисования, лепки, аппликации и конструирования для всесторон­него воспитания и развития ребенка - дошкольника.

    Задачи всестороннего развития

    Рисование, лепка и аппликация - виды изобразительной деятельности, основное назначение которой - образное отражение действительности. Изобразительная деятельность - одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции. Изобразительная деятельность имеет большое значение для всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Изобразительная деятельность - это специфическое образное познание действительности. И как всякая познавательная деятельность она имеет большое значение для умственного воспитания детей.

    Овладение умением изображать невозможно без развития целенаправленного зрительного восприятия - наблюдения. Для того чтобы нарисовать, вылепить какой-либо предмет, предварительно надо хорошо с ним познакомиться, запомнить его форму, величину, конструкцию, цвет, расположение частей.

    Дети воспроизводят в рисунке, лепке, аппликации то, что восприняли ранее, с чем они уже знакомы. Большей частью дети создают рисунки и другие работы по представлению или по памяти. Наличие такого рода представлений дает пищу работе воображения. Формируются эти представления в процессе непосредственного познания объектов изображения в играх, на прогулках, специально организованных наблюдений и т. п. О многом дети узнают из рассказов, из художественной литературы. В процессе самой деятельности представления детей о свойствах и качествах предметов уточняются. В этом участвуют зрение, осязание, движения рук.

    Для умственного развития детей большое значение имеет постепенно расширяющийся запас знаний на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов. При организации восприятия предметов и явлений важно обращать внимание на изменчивость форм, величин (ребенок и взрослый), цветов (спелая - не спелая ягода, растения в разное время года), разное пространственное положение предметов и частей (птица сидит, летает, клюет зернышки; рыбка плавает в разных направлениях и т.п.). Занимаясь рисованием, лепкой, аппликацией, дети узнают разные материалы (бумага, краски, глина, мелки и др.), знакомятся с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы с ними. Дети усваивают также опыт работы с некоторыми орудиями человеческой деятельности (карандаш, кисть, ножницы). Обучение изобразительной деятельности в настоящее время невозможно без формирования таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. В процессе наблюдений, при обследовании предметов и их частей перед изображением детей учат выделять форму предметов и их частей, величину и расположение частей в предмете, цвет. Изображение разных по форме предметов требует их сопоставления и установления различий. Вместе с тем дети учатся сравнивать предметы, явления и выделять в них общее, объединять предметы по сходству.

    Так по форме предметы окружающего мира можно объединить в несколько групп (предметы округлой формы, прямоугольной и т.д.). На основе сходства предметов по форме возникает общность способов изображения в рисунке, лепке. Например, чтобы слепить яблоко, ягоду, орешек, неваляшку или цыпленка (предметы, имеющие круглую форму или части круглой формы), нужно раскатывать комочки глины кругообразными движениями.

    Под руководством воспитателя дети постепенно приобретают способность анализировать предмет. Способность анализа развивается от более общего и грубого различения до более тонкого. На занятиях по рисованию, лепке, аппликации и конструированию развивается речь детей: усвоение названий форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению словаря; высказывания в процессе наблюдений предметов и явлений, при обследовании предметов, построек, а также при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников положительно влияют на формирование связной речи. Педагог также активно включает детей в объяснение задания, последовательности его выполнения. В процессе анализа работ в конце занятия дети рассказывают о своих рисунках, лепке, высказывают суждения о работах других детей. Привлечение образных сравнений, стихотворных текстов для эстетической характеристики предметов способствует развитию у детей образной, выразительной речи.

    При проведении занятий создаются благоприятные условия для формирования таких качеств личности, как пытливость, инициатива, умственная активность и самостоятельность. Непосредственное, чувственное знакомство с предметами и явлениями, с их свойствами и качествами составляет область сенсорного воспитания.

    В процессе выполнения лепки, рисунка, аппликации ребенок вспоминает те явления и события, которые хочет выразить, вновь испытывает те чувства, которые были ими вызваны. Часто ребенок дает определение, характеристику тому предмету, который лепит или рисует, выражает свою оценку, свое отношение.

    Детское изобразительное творчество имеет общественную направленность. Ребенок рисует, лепит не только для себя, но и для окружающих. Ему хочется, чтобы его рисунок что-то рассказал, чтобы изображенное им узнали. Детей очень волнует отношение взрослых, сверстников к их рисункам, лепке. Они чутко реагируют на замечания товарищей, оценку педагога. Похвала ребенка радует (о том, что его работа отмечена педагогом, ребенок рассказывает всем), а отрицательная оценка огорчает. Поэтому использовать похвалу и порицание нужно вдумчиво, осторожно: если все время хвалить ребенка, у него может сформироваться самоуверенность, зазнайство; и наоборот: если постоянно говорить ребенку, что он плохо нарисовал, вылепил или наклеил, можно выработать прочное отрицательное отношение к изобразительной деятельности. Значение занятий изобразительной деятельностью для нравственного воспитания заключается еще в том, что в процессе этих занятий у детей воспитываются нравственно-волевые качества: умение и потребность доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т. п.

    Коллективные просмотры работ приучают детей быть внимательными к рисунку, лепке товарищей, справедливо и благожелательно их оценивать, радоваться не только своей, но и общей удаче. В изобразительной деятельности сочетаются умственная и физическая активность. Для создания рисунка, лепки, аппликации необходимо применить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть умениями лепить, вырезывать, рисовать предмет той или иной формы и строения, а также овладеть навыками обращения с ножницами, с карандашом и кистью, с глиной и пластилином. Правильное владение этими материалами и инструментами требует известной затраты физических сил, трудовых навыков. Усвоение умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка.

    У детей воспитывается умение трудиться, добиваться получения желаемого результата. Формированию трудолюбия, трудовых навыков способствует также участие детей в подготовке к занятиям и уборке после них. В практике работы часто вся подготовка к занятию возлагается на дежурных. Это неверно. В школе каждый ребенок должен сам готовить свое рабочее место, и важно, чтобы он к этому был приучен. Нужно уже в детском саду развивать у каждого трудовые навыки, приучать начинать работу лишь тогда, когда все приготовил.

    Основное значение изобразительной деятельности заключается в том, что она является средством эстетического воспитания. В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействующие формированию эстетического отношения к действительности. Выделение свойств предметов (формы, строения, величины, цвета, расположения в пространстве), способствует развитию у

    детей чувства формы, цвета, ритма - компонентов эстетического чувства. Знакомство с предметом, который будет затем изображен, должно иметь особый характер. После целостного восприятия следует подвести детей к вычленению отдельных свойств, которые могут найти отражение в изобразительной деятельности. Однако очень важно закончить восприятие целостным охватом предмета в совокупности всех основных свойств и дать оценку его облику, его выразительным качествам. Для развития эстетического восприятия очень важно при знакомстве с предметом, явлением подчеркивать его красоту, использовать образное сравнение.

    Для эстетического воспитания детей и для развития их изобразительных способностей большое значение имеет знакомство с произведениями изобразительного искусства. Яркость, выразительность образов в картинах, скульптуре, архитектуре и произведениях прикладного искусства вызывает эстетическое переживание, помогает детям глубже и полнее воспринимать явления жизни и находить образные выражения своих впечатлений в рисунках, лепке, аппликации.

    Постепенно у детей развивается художественный вкус. В рисунках, лепке, аппликации дети передают свои впечатления об окружающем и выражают свое отношение к нему. Обучение должно быть направлено на то, чтобы научить детей художественной деятельности, выразительному изображению предметов и явлений, а не просто передаче предметов и явлений.

    Творческий характер деятельности предусматривает возникновение и развитие замысла. В рисунок, лепку и аппликацию ребенок не просто переносит то, что запомнил: у него возникают какие-то переживания в связи с этим предметом, определенное отношение к нему. В одно представление включается то, что воспринималось в разное время, в разной обстановке. Из всего этого воображение ребенка создает образ, который он выражает с помощью изобразительных средств.

    Эстетическое воздействие занятий на детей зависит и от того, какие предметы и явления отбираются для изображения (это не только хорошо знакомые детям предметы, игрушки, явления природы и общественной жизни, но и красивые, вызывающие радость, удивление, восхищение ребенка). Важно также, чтобы воспитатель сумел объяснить задание, рассмотреть с детьми предмет, вызвать желание его изобразить. Для этого нужно прежде всего обратить внимание на красоту предмета или явления, найти для этого образные, выразительные слова. Привлечение стихотворного, песенного текста всегда усиливает эстетическое впечатление. Красота и выразительность рисунка зависят и от того, как дети овладели формообразующими движениями и умеют передавать в рисунке, лепке, аппликации форму предметов. Отчетливо изображенная форма вызывает у ребенка удовольствие, положительные эмоции.

    Эстетические эмоции вызывает и удачная композиция работы. Если рисунок, аппликация хорошо расположены на листе с учетом формы и пропорций предмета, изображенного не слишком крупно (чтобы части изображения не упирались в края листа) и не слишком мелко (нет неоправданно пустых мест, изображение не смещается в сторону), это также радует ребенка.

    Не только интерес к содержанию рисунка, лепки, аппликации побуждает детей выполнять их лучше, стремиться к достижению выразительности образа - большое значение имеет воспитание у них стремления сделать работу понятной и интересной для других. Уже на четвертом году жизни дети стремятся получить оценку своих рисунков и других работ, они испытывают удовлетворение от того, что их лепка, рисунок понравились, что дети выразили свое одобрение, отметили их работы. Положительная оценка работы должна даваться по заслугам, т. е. за действительно достигнутое хорошее качество, выразительность, красоту.

    Педагог должен руководить всеми процессами, связанными с созданием выразительного образа: с эстетическим восприятием самого предмета, формированием представления о свойствах и общем облике предмета, воспитанием способности воображать на основе имеющихся представлений, овладением выразительными свойствами красок, линий, форм, воплощением детьми своего замысла в рисунке, лепке, аппликации и пр.

    Рисование, лепка, аппликация и конструирование как продуктивные деятельности имеют неоценимое значение для подготовки детей к школе. В этих видах деятельности у детей формируются те качества всесторонне развитой личности, которые необходимы для последующего обучения в школе. Но этим не ограничивается значение изобразительной деятельности и конструирования для подготовки к школе. На занятиях в детском саду осуществляется и специальная подготовка детей к школе. Овладевая знаниями, навыками и умениями в области рисования, лепки, аппликации и конструирования, дети получают возможность успешного усвоения материала на уроках изобразительного искусства и труда в школе.

    Для готовности к школьному обучению важное значение имеет формирование элементов учебной деятельности: умение слушать и выполнять указания педагога, понимать и выполнять поставленную задачу. Чтобы сделать постройку, создать изображение, ребенок должен применить определенные действия, необходимые для решения данной изобразительной задачи. Значит, из всех действий, которыми владеет малыш, ему нужно выбрать такие, которые позволят создать изображение.

    Еще одним компонентом учебной деятельности, для формирования которого в изобразительной деятельности есть все условия, является оценка результата. Дети получают изображение в рисунке, лепке, аппликации, конструировании, которое может оцениваться с точки зрения поставленной изобразительной задачи. Важна также выработка психологической готовности ребенка к школе: желания учиться, стремления узнавать новое, овладевать умениями, целенаправленно и организованно заниматься, внимательно выслушивать и выполнять указания педагога.

    Таким образом, в процессе изобразительной деятельности осуществляются различные стороны воспитания: сенсорное, умственное, эстетическое, нравственное и трудовое. Основное значение эта деятельность имеет для эстетического воспитания; важна она и для подготовки детей к школе.

    Следует подчеркнуть, что обеспечить всестороннее развитие личности ребенка-дошкольника можно лишь в том случае, если внимание педагога будет направлено на решение этой задачи, если будет выполняться программа обучения изобразительной деятельности, использоваться правильная и разнообразная методика.

      Программа обучения изобразительной деятельности. Знания, умения и навыки, необходимые для изображения предмета.

    Принцип научности

    Принцип систематичности и последовательности

    сначала лепим - объем

    делаем аппликацию - контур

    затем рисуем - объем + контур

    Принцип наглядности

    А) передача формы: сначала круг и квадрат, затем круг и овал. Младшие дошкольники передают форму приблизительно, первые изображения упрощены – обобщены, сначала одна честь, потом большее количество частей.

    Б) величина предмета и их частей: передача величенных отношений. Самой сложное это передача пропорциональных соотношений.

    В) передача строения: малыши учаться выделятиьб части предмета и передавать их, сначала части простые (облака), затем предлогают изображать цветы, деревьев – они СИММЕТРИЧНЫ.

    Г) передача цвета. Цвет – признак предмета, множество предметов не имеет определенной окраски, 1 –я мл 4 основных + белый, черный фон; 2-ая мл + серый, голубой, розовый; ср - + оранжевый, фиолетовый, коричневый; ст – спектр + 3 оттенк одного цвета.

      Программа обучения изобразительной деятельности. Знания, умения и кавыки, необходимые для передачи сюжета .

    Принцип систематичности и последовательности

    сначала лепим - объем

    делаем аппликацию - контур

    затем рисуем - объем + контур

    Принцип наглядности

    ребенок должен увидеть правильное действие воспитателя. Вариантность и образец должен быть качественным

    Принцип индивидуального подхода

    выявить способности (что ребенок умеет)

    А) расположение в пространстве – вылепленные изделия располагаются на столе, а на бумаге это сделать трудно, программа предусматривает требования к рисунку, в ср гр изображение распологают в ряд, в ст плановое расположение.

    Б) относительная величина и положение предметов: малыш рисует цветок дерево и девочку одной величины (дети не выделяю величину предметов), имеются сложности при передачи движения – идет, бежит, самое трудное – боковое положение.