Кто такие тимуровцы?

    Тимуровцы современного общества.

    История тимуровского движения в нашей школе.

  1. Фотоотчёт.

Кто такие тимуровцы?

Тимуровец - понятие, пришедшее к нам из советских времён, обозначающее образцового школьника, безвозмездно совершающего хорошие поступки на благо общества. Слово "тимуровец" происходит от книги Аркадия Гайдара «Тимур и его команда», герой которой, Тимур, организовал отряд ребят, тайно помогавший семьям фронтовиков, женщинам, пожилым и больным людям.Образ Тимура писатель ассоциировал со своим сыном Тимуром Аркадьевичем Гайдаром.

После появления этой книги и стало зарождаться неформальное тимуровское движение. Поначалу советская власть отнеслась к нему настороженно,так как оно, как казалось, создавало некоторую конкуренцию пионерской организации. Но позже тимуровцы стали лучшей частью идеологической системы, сохраняя при этом дух волонтерства и добровольчества.

В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. тимуровские команды и отряды действовали в школах, детских домах, при дворцах и домах пионеров и других внешкольных учреждениях, по месту жительства; только в РСФСР насчитывалось свыше 2 млн. тимуровцев. Они шефствовали над госпиталями, семьями солдат и офицеров Советской Армии, детскими домами и садами, помогали собирать урожай, работали в фонд обороны. В послевоенный период они оказывали помощь инвалидам и ветеранам войны и труда, престарелым, ухаживали за могилами погибших воинов.

В 1960-е гг. поисковая работа тимуровцев по изучению жизни Гайдара во многом способствовала открытию мемориальных музеев писателя в Арзамасе, Льгове. На средства, собранные тимуровцами, в Каневе организована библиотека-музей им. Гайдара.

Традиции тимуровского движения нашли свое выражение и развитие в добровольном участии детей и подростков в благоустройстве городов и сёл, охране природы, помощи трудовым коллективам взрослых и во многом другом. Тимуровские команды и отряды создавались в Германии, Болгарии, Польши, Вьетнама, Чехословакии. При этом слово "тимуровец" звучало по-русски.

В современной России тимуровское движение сохранилось в ряде регионов, а с 2009 года было инициировано новое Всероссийское детско-юношеское и молодежное тимуровское (добровольческое) движение по направлению «Тимуровцы информационного общества», призванное способствовать развитию волонтерского движения в помощь социально-незащищенным группам граждан в информационном обществе.

Тимуровцы современного общества

Сегодня людям старшего возраста крайне сложно адаптироваться к условиям жизни в современном обществе, пользоваться электронными государственными услугами и осуществлять социальное общение. Не секрет, что молодежь гораздо быстрее «находит общий язык» с компьютером, чем люди за сорок и старше.

Цифровое неравенство затрагивает социально уязвимые группы граждан, именно тех, кому в большей степени необходима социальная поддержка.

Представителям более старшего поколения сложно собирать информацию о работе государственных органов, искать перечни необходимых документов для получения государственных услуг, узнавать время работы нужного ведомства и т.д. Вся эта информация в данный момент доступна в сети Интернет, ее можно получить за несколько минут, однако людям старшего возраста из-за компьютерной неграмотности приходится отстаивать часовые очереди, тратить время и деньги на поездки в органы государственной власти.

Во многих случаях люди старшего возраста получают помощь в обучении основам информационных технологий в рамках своих семей. Молодежь пытается помочь старшему поколению освоить компьютер, научиться пользоваться интернетом, сервисами мгновенного обмена сообщениями, порталами органов государственной власти и интернет-магазинами.

Для старшего поколения это не только вопрос получения знаний и навыков,
но и важный опыт социальной адаптации и межпоколенческого общения.

История тимуровского движения в нашей школе

13 марта 2012 года к нам в школу обратились представители Сбербанка России с просьбой оказать содействие по обучению пенсионеров компьютерной грамотности в рамках социальной акции "Школа современного пенсионера", организованной Дальневосточным банком ОАО "Сбербанк России" и Отделением пенсионного фонда России по Хабаровскому краю.

На просьбу сразу откликнулись 20 старшеклассников, и желающих становиться всё больше. Такое количество волонтёров позволяет организовать сменный график работы.

Обучение рассчитано на одно занятие в течении 4 часов для каждой группы пенсионеров из 7-10 человек. Проводят обучение волонтёры-старшеклассники. В программу входит: обучение элементарным навыкам работы по набору текста с переключением языка, регистра букв, работы с интернетом- поисковики, почтовые серверы, социальные сети, ознакомление с
сайтами www.pfrf.ru , www.gossuslugi.ru . А также, с сервисом онлайн услуг Сбербанка пенсионеров знакомят специалисты Сбербанка.

Первые занятие

Первое занятие согласно графику состоялось 17 марта 2012 года. Вместе с учащимися 33 школы проводили занятие ученики 10Б класса Ведров Кирилл, Жолобов Александр, Малинок Артём.

Каждому достались разные ученики. Саша и Артём занимались с людьми, которые уже обладали небольшими навыками работы с компьютером, и, соответственно, грамотно могли сформулировать вопросы, которые их беспокоили. Обучение проходило очень активно. Кириллу досталась бабушка, которая совсем не имела опыта работы с компьютером, но, несмотря на это, по окончании занятия она смогла зарегистрироваться на почтовом сервере и создала свой почтовый адрес. Дальнейшее обучение компьютерной грамотности будет
зависеть от её желания практиковаться в этом виде деятельности.

Занятие проходила с очень хорошим психологическим настроем. Мальчики устали, но остались довольны своим вкладом в эту интересную акцию.

Следующие, кто попробовали себя в роли персональных учителей, учащиеся 11 классов: Вдовина Евгения, Пилипенко Анна, Филенко Алексей, Зиновьев Александр, Чепенко Марк; учащиеся 10 классов: Василенко Дмитрий, Фищенко Маргарита, Пименова Елизавета, Парфёнова Елизавета, Саенко Екатерина, Сайдашев Роман.

Особая благодарность учащимся, которые проводили занятия во время школьных весенних каникул абсолютно самостоятельно: Василенко Д., Ведрову К., Жолобову А., Парфёновой Е., Пименовой Е., Сайдашеву Р.























Заявили о своём желании участвовать в волонтёрской деятельности более 26 человек. Работали ещё не все, но большинство, уже попробовавших свои силы в этой благодарной благотворительной работе, выказывают желание работать ещё и ещё.

Жду отзывов участников акции для публикации в газете.

Если и Вы хотите реализовать свои способности и желания помогать людям старшего возраста в овладении компьютерными технологиями, обращайтесь в кабинет № 30 нашей школы к Дементьевой Людмиле Викторовне

И ещё, надо как-то назвать нашу команду волонтёров! Предлагайте названия и эмблемы))

"Взялся сделать — сделай хорошо", — говорил главный герой повести "Тимур и его команда". Этот лозунг подхватили советские подростки по всей стране. Книга Аркадия Гайдара о мальчике, тайно помогающем семьям солдат и офицеров, вызвала невероятный резонанс. Так в Советском Союзе появилось первое добровольческое движение — тимуровцы.

Добровольцы, или волонтеры, бескорыстно помогающие другим, были всегда. Особую роль в жизни России они начали играть после Октябрьской революции.

Тогда идеи добровольной помощи активно пропагандировались на государственном уровне. Образ добровольца, восстанавливавшего народное хозяйство, покоряющего целину, практически впечатывали в сознание молодых людей. Порой волонтерство приобретало добровольно-принудительный характер (как, например, субботники), но часто искреннее желание новой жизни вдохновляло многих на бескорыстную помощь, альтруизм.

Самым ярким явлением в добровольчестве Союза стало тимуровское движение.

© РИА Новости Репродукция иллюстрации к книге Аркадия Гайдара "Тимур и его команда"

© РИА Новости

С чего все начиналось

В 1940 году Аркадий Гайдар написал повесть "Тимур и его команда" про мальчика, который со своими друзьями помогал семьям военных, ушедших на фронт.

Образ Тимура настолько вдохновил советских школьников, что появились подражатели. Они организовывали отряды, чтобы помогать старикам, семьям солдат и офицеров.

Первый отряд появился в подмосковном Клину — именно там Гайдар создал это произведение. Шесть подростков практически стали первопроходцами в тимуровском движении.

Затем такие отряды возникли по всей стране. Причем порой в одной местности сосуществовали две-три подобные команды. Из-за этого происходили и курьезы — подростки по несколько раз за день рубили дрова в одном дворе или трижды там подметали.

Многие считают, что Аркадий Гайдар описывал опыт деятельности скаутских организаций начала XX века. Как бы то ни было, помощь тимуровцев оказалась очень своевременной и нужной. Такие отряды помогали в детских домах и школах, брали шефство над семьями офицеров и солдат, работали в полях, собирали металлолом — всего и не перечислить. Отдельного внимания заслуживает их работа в госпиталях, где юные активисты по поручению солдат писали письма и помогали медперсоналу. При этом подростки продолжали ходить на уроки.

Расцвет, угасание и возрождение

Во время Великой Отечественной войны тимуровское движение расширилось. Можно сказать, что в него были вовлечены почти все школьники. В 1945-м в Советском Союзе насчитывалось около трех миллионов тимуровцев.

После Победы тимуровцы продолжили помогать фронтовикам, инвалидам, престарелым, ухаживали за могилами красноармейцев. Но постепенно энтузиазм добровольцев начал угасать.

Добровольчество возродилось лишь в период оттепели — в 1960-х годах. Тогда дети и взрослые стремились помочь друг другу, и государство стало отмечать их заслуги — лучшим вручали награды.

Выход на новый уровень

В этот же период тимуровское движение возобновилось и приобрело статус всесоюзного. Воодушевленные школьники помимо обычной помощи занялись поисками пропавших без вести на войне.

В 1970-х при редакции журнала "Пионер" был сформирован всесоюзный штаб Тимура. А в 1973-м в лагере "Артек" состоялся первый всесоюзный слет. Тогда даже была принята программа тимуровского движения.

Более того, оно вышло за пределы СССР — отряды возникали в Болгарии, Польше, Венгрии, Чехословакии и ГДР.

Развал Советского Союза логично привел к ликвидации практически всех советских начинаний, не исключая тимуровского движения.

Однако желание помогать невозможно искоренить — спустя несколько лет добровольчество постепенно начинает возрождаться. Власти активно участвуют в поддержке волонтерских инициатив. И вновь у школьников появилась возможность непосредственно участвовать не только в жизни своего города, но и всей страны.

Как и раньше, подростки помогают нуждающимся, стараются быть полезными обществу.

Быть или не быть

"Это была, с одной стороны, игра, с другой — мы чувствовали себя причастными к чему-то очень важному и взрослому", — вспоминает бывший тимуровец Евгений.

По его словам, молодежные движения и объединения развивают в подростках уважение к пожилым людям. К тому же вырабатывается ответственность: ты берешь деньги у людей, если идешь в магазин или аптеку, покупаешь именно то, что нужно.

Как объясняют психологи, подросткам необходимо объединяться в группы и иметь общее хобби. Очень важно, какие интересы объединят подрастающее поколение.

Многое зависит от того, как именно подать эту идею подросткам. Напомню, что, по книге, тимуровское движение образовалось самими ребятами, без какого-либо участия взрослых. И подобный опыт самоорганизации можно только приветствовать и в современных условиях, поддерживать его, развивать", — отмечает психолог Алиса Курамшина.

По ее словам, если вменять помощь ближнему в обязанности каждому школьнику, то стоит делать это очень аккуратно, мягко, выдавать как норму жизни, без которой человек не может считаться полноценным гражданином, членом общества.

"Соблюдая эти условия, можно надеяться на то, что ответственность и забота о людях будут прививаться. Еще лучше будет результат, если к этому привлекать не только школьников, но и их семьи", — считает психолог.

Обозначающее образцового пионера, безвозмездно совершающего хорошие поступки на благо социалистического общества. Происходит от книги Аркадия Гайдара «Тимур и его команда », герой которой, Тимур , организовал отряд ребят, тайно помогавший семьям фронтовиков, пожилым или больным людям.

После появления этой книги стало зарождаться неформальное тимуровское движение. Тимуровцы стали частью советской идеологической системы, сохраняя при этом некоторый дух волонтерства.

Первые тимуровские отряды создавались в городе Клин Московской Области - в городе, где Аркадий Петрович Гайдар и написал свою повесть «Тимур и его команда». Первая тимуровская команда была основана в школе № 2 в 1940 г. (ныне МОУ-Гимназия № 2). Состояла она из 6 тимуровцев: Калининой Анны Васильевны , Дуженкова Владимира Ивановича и др. После 1982 году, когда школа № 2 переехала в новое здание (где находится и поныне) был основан тимуровский штаб «Красный Конник» (рук. Захарова Н. И.) - примерный тимуровский штаб, который участвовал во многих слётах (к примеру слёт тимуровских отрядов в Черкассах). После перестройки Захарова Нина Ивановна руководитель «Красного Конника» и администрация школы решили продолжить тимуровское дело старого штаба и основали тимуровский штаб «Данко», который существует и по сих пор. В штабе «Данко» проводятся такие операции, как «Ветеран всегда рядом», «Соберём макулатуру», «Молодой солдат» и многие другие. Штаб «Данко» является штаб-лидером и примером других детских организаций. Девиз штаба «Данко»: «Дарим сердце людям».

В современной России тимуровское движение сохранилось в ряде регионов.

Вы были тимуровцем? Лет тридцать назад этот вопрос, заданный недавнему школьнику, вызвал бы недоумение. Тимуровцами были практически все ребята Советского союза. Помочь тому, кто нуждается в твоей помощи...

Вы были тимуровцем? Лет тридцать назад этот вопрос, заданный недавнему школьнику, вызвал бы недоумение. Тимуровцами были практически все ребята Советского союза. Помочь тому, кто нуждается в твоей помощи и сделать это бескорыстно было нормальной человеческой реакцией на событие. Это можно называть нравственностью, можно воспитанием, но суть была одна – такое отношение к окружающему миру позволяло советским детям вырастать в приличных людей и достойных граждан.

Интересно и то, что часто тимуровцев путали с пионерами. Однако, это не одно и то же. Как пишет исследователь этого вопроса, историк Алексей Николаевич Балакирев, в годы Великой Отечественной войны из двадцати миллионов школьников пионерами были лишь треть ребят. Причина в том, что в трудное время, когда большинство мужчин ушли на фронт, учителям было уже не до политического воспитания и дети воспитывали себя сами. Вернее, их воспитывали книги и личный пример старших товарищей.
Так родилось тимуровское движение. Оно быстро стало популярным и росло в арифметической прогрессии. За пять лет войны в СССР было уже три миллиона подростков, которые гордо именовали себя тимуровцами. Ребята эти были незаменимы и в тылу, и в партизанском движении, и сегодня мы тоже обязаны им своей Великой Победой.

Обратимся к истории организации


Движение родилось в 1940 году после того, как свет увидела повесть Аркадия Гайдара «Тимур и его команда». Повесть была закончена 27 августа, уже через неделю отрывок вышел в печати. Затем начались трансляции по радио – успех был ошеломительный. Спустя год повесть вышла большим тиражом, его тут же раскупили, напечатали ещё и ещё. И до конца 1970-х годов повесть «Тимур и его команда» стала одним из самых значимых и главное любимых произведений детской литературы.
Сразу после выхода первого тиража во всех городах и весях СССР, как грибы после дождя, начали появляться отряды тимуровцев. Бывало даже такое, что в одном небольшом селении было по два, а то и по три отряда. И они даже боролись за добрые дела: дважды рубили одни и те же дрова для вдовы героя войны, трижды подметали двор или полоскали белье. Такие случались курьезы.


Организацию, которую описывает Гайдар, он не выдумал, а создал в своем детстве сам: он был командиром дворовой команды, тайно делал добрые дела и не просил за них награды. Современным языком, ребят, которые помогают ближним, можно было бы назвать волонтёрами. И тогда они были чем-то новым и необычным, ведь подростки организовывались сами, без участия взрослых и без их руководства

О подобной дворовой команде писал Константин Паустовский, он вспоминает случай когда мальчишки помогли найти очень редкое лекарство и благодаря этому тяжелобольной малыш выздоровел.
В годы войны тимуровское движение приобрело массовый характер. Проблем в каждом дворе было много и ребята, как и раньше, работали не по указке сверху, а сами решали, что делать и кому помогать. Но всё-таки если раньше это больше была игра, то теперь – необходимая помощь. «Конспирация» и «тайные планы» осталась в мирном времени, теперь же были списки неотложных дел и графики дежурств. Примерно тогда же, оценив привлекательность тимуровских команд, в движение включились и зрелые люди.

Отряд бабы Саши


В 1941 году в Киеве действовала тимуровская команда из 250 ребят, а в городе Пласт Челябинской области собралась команда из 200 подростков. Ей руководила 74-летняя Александра Петровна Рычкова.
Одна из ее бывших подопечных вспоминала, что когда в августе 1941 года в шахтёрском городке Пласт узнали о том, что в центре собирается команда тимуровцев, для того, чтобы помочь фронту, сбежались все местные ребята.
И хотя на первом же сборе Александра Петровна объявила, что работать будут на износ, без скидок на возраст (и те, кто передумал, сразу могут уйти), ряды не шелохнулись. В строю стояли 108 детей и подростков. Желающих разбили на отряды, у каждого отряда назначили главного.

Действовали по плану, который ежедневно раздавала баба Шура. В план входила и помощь нуждающимся, и политинформация и идеологическая работа, и проведение концертов для госпиталя. Были также общие задания, которые касались всех: сбор лекарственных растений, заготовка дров, сбор металлолома для фронта, другие текущие дела. А их было немало: работа в полях, шефство над семьями фронтовиков, многие работали няньками чужих детей, пока родители трудились.