По данным Управления уполномоченного СНК СССР по репатриации на 1 февраля 1946 г. в Советский Союз с территории Германии и других государств было репатриировано всего 5,2 млн. человек. Где решалась их дальнейшая судьба?

1) В Государственном комитете обороны СССР

2) В ЦК ВКП(б)

3) В проверочно-фильтрационных лагерях

4) На местах

5) В Верховном Суде СССР

Существенную роль в структуре внешних источников послевоенного восстановления сыграли репарации, полученные СССР из Германии, Румынии, Венгрии, Манчжурии. Назовите еще одну страну из которой Советский Союз получал репарации?

1) Финляндия

4) Австрия

5) Испания

4. Какое судебное дело стало пиком борьбы с "безродным космополитизмом"?

1) "Ленинградское дело"

2) "Дело врачей"

3) "Дело Еврейского антифашистского комитета"

4) "Шахтинское дело"

5) Дело об "Антисоветском правоцентристском блоке"

5. Часто, особенно в публицистике, фронтовиков называют "неодекабристами". Почему?

1) Потому что, так же как и декабристы готовили заговор против власти;

2) Потому что несли в себе "потенциал" свободы, полученный от победоносной войны и заграничных походов

3) Так как в декабре 1945 г. выдвинули свои требования правительству о реформировании режима;



Чему была посвящена речь в Фултоне бывшего премьер-министра Великобритании У. Черчилля, произнесенная в марте 1946 г.?

1) Проблеме реализации "плана Маршалла" и его распространения на СССР

2) Вопросам разрушения и будущего устройства мира

3) Предупреждению опасности ядерного оружия

4) Предупреждению об опасности распространения коммунизма

5) Оценкам итогов второй мировой войны

7. Имена ученых И.В. Курчатого, А.Д. Сахарова, Ю.Б. Харитона связаны с исследованиями в области:

1) органической химии

2) ядерной физики

3) теории космических полетов

4) биологических наук.

8. В каком году произошли важные для СССР события – испытание первой в СССР ядерной бомбы, создание Совета экономической взаимопомощи, подписание Североатлантического пакта (НАТО):

9. К причинам преимущественного развития в СССР после Великой Отечественной войны тяжелой промышленности не относилась необходимость:

1) технического оснащения других отраслей промышленности

2) укрепления обороноспособности и военной мощи государства в условиях двухполюсного мира

3) изменения экономического курса предвоенного времени

4) укрепления влияния СССР в мире.

10. Кто из названных деятелей науки и культуры подвергался гонениям со стороны сталинского режима в послевоенное время:

1) М. Шолохов

2) К. Симонов

3) Д. Лихачев

4) Т. Лысенко

Понятие «холодная война» означает

1) активную идеологическую и военно-техническую подготовку к вооруженному противоборству

2) экономическое сотрудничество при сохранении идеологических противоречий

3) военные действия с ограниченным использованием ядерного оружия

4) переговоры об ограничении средств массового уничтожения

5) отказ от участия в локальных конфликтах.

12. Установите соответствие между социальными группами населения СССР и причинами репрессий против них в годы после Великой отечественной войны:

1) национальные меньшинства

2) бывшие военнопленные

3) творческая интеллигенция

5) борьба за власть в руководстве СССР

6) ужесточение идеологического давления

7) обвинения в сотрудничестве с оккупантами

8) подозрения в предательстве.

1-7 2-8 3-6 4-5

13. Теоретической основой "жесткого" курса в сфере идеологии можно считать Постановление ЦК ВКП(б), принятое в августе 1946 г. Постановление называлось:

1) "О судах чести в министерствах СССР и центральных ведомствах"

2) "О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению"

3) "О кинофильме "Большая жизнь"

4) "О журналах "Звезда" и "Ленинград"

5) Об учебнике Г.Ф. Александрова "История западноевропейской философии"

С 1947 года ЦК ВКП(б) принимает ряд мер по укреплению партийных школ и курсов. Чем были вызваны эти меры?

1) Низким культурным уровнем партийных работников и агитаторов

2) Большим количеством желавших учиться

3) Нехваткой кадров партийных агитаторов

15. Какое из указанных событий не связано с противостоянием СССР и стран Запада в 1945-1953 гг.:

1) испытание ядерной бомбы в СССР

2) идеологическая кампания против космополитизма

3) корейская война

4) «ленинградское дело».

16. Прочитайте отрывки из писем жителей Воронежской и Сталинградской областей (1946 г.) и ответьте на вопрос:

15.11.1946 г. «…Надвигающийся голод страшит, моральное состояние подавленное. Дети наши живут зверской жизнью – вечно злы и голодны. От плохого питания Женя стал отекать, больше всего отекает лицо, очень слабый. Голод ребята переносят терпеливо, если нечего поесть, что бывает очень часто, молчат, не терзают мою душу напрасными просьбами» (М.С. Ефремова. Воронежская область, ст. Бутурлиновка).

24.11.1946 г. «…Дома дела очень плохие, все начинают пухнуть от голода: хлеба нет совсем, питаемся только желудями» (В.В. Ершов, Воронежская обл., г. Борисоглебск).

Что из перечисленного не относилось к причинам бедственного положения людей в первые послевоенные годы:

1) засуха и неурожай 1946 г.

2) разорение сельского хозяйства страны

3) неэффективность колхозно-совхозной системы

4) принудительная кампания по выращиванию кукурузы

Прочитайте отрывок из воспоминаний писателя К.М. Симонова о проходившем в 1948 г заседании руководства КПСС, на котором решался вопрос о присуждении Сталинских премий, и ответьте на вопрос.

«Сталин, обращаясь… к сидевшим за столом членам Политбюро, сказал: «Я думаю, нам все-таки следует объяснить товарищам, почему мы сняли с обсуждения вопрос о книге товарища Тихонова «Югославская тетрадь…Товарищ Тихонов тут ни причем, у нас нет претензий к нему за его стихи, но мы не можем дать ему за них премию, потому что в последнее время Тито плохо себя ведет».

Какое событие вызвало такую реакцию со стороны Сталина:

1) подписание Югославией политического соглашения с США

2) конфликт между партийным и государственным руководством Югославии и СССР

3) вступление Югославии в НАТО

4) выход Югославии из Совета экономической взаимопомощи.

Действительно, в 1929 г. происходит существенный сдвиг в процессе индустриализации. Тогда же страна столкнулась с большими трудностями. Экономико-финансовое состояние страны, ее изолированное положение в мире остро ставили вопрос об источниках, темпах и методах индустриализации. Эти проблемы должен был разрешить первый пятилетний план на 1928/29-1932/33 гг. Были определены три главных направления мобилизации капиталов: накопление в самой промышленности, перераспределение через государственный бюджет доходов других отраслей народного хозяйства и использование сбережений населения. Важнейшее значение приобретали вопросы повышения производительности труда и строжайший режим экономии.

В основу пятилетнего плана была положена идея оптимального сочетания тяжелой и легкой индустрии, сельского хозяйства, повышения жизненного уровня и культуры народа. В плане нашли отражение и социальные задачи: намечалось промышленное строительство в национальных районах страны, что должно было способствовать их развитию. План был, как отмечают экономисты, сбалансированным и реальным.

Однако вскоре началось отступление от плановых заданий в сторону их увеличения. Обоснование этому давалось в статье Сталина «Год великого перелома» (1929 г.), в которой такая политика объяснялась необходимостью быстрого развития экономики, и особенно ее оборонных отраслей. «Подхлестывание» развития экономики подогревалось еще и тем, что во второй половине 1929 г. разразился мировой экономический кризис, охвативший все капиталистические страны.

В целях форсированного развития промышленности были повышены плановые показатели по ряду добывающих отраслей. Среднегодовой прирост продукции, например, на 1931 г. был поднят до 45% вместо 22% по пятилетнему плану.

В результате производилась перекачка средств из фонда потребления в промышленность. Так, в течение первой пятилетки доля накоплений, составлявшая до революции не более 10% национального дохода, выросла примерно до 29% в 1930 г., 40% - в 1931 г. и 44% - в 1932 г.

Однако общего ускорения экономического роста не произошло. Наоборот, происходило снижение темпов роста в промышленности. Первый пятилетний план не был выполнен по важнейшим показателям: по производству электроэнергии, по углю, нефти, чугуну, минеральным удобрениям, тракторам, автомашинам. Вместо намеченных 103% фактический рост его произошел на 60-70% (см.: Гордон Л. А., Клопов Э. В. Что это было? М, 1989. С. 53, 55). Улучшение происходит позже, к концу второй пятилетки. К 1937 г. была решена важнейшая задача индустриализации - ликвидация экспортной зависимости от внешнего мира.

Огромные трудности пришлось испытать деревне в годы ее форсированного скачка к социалистическому переустройству. В конце 1929 г. в нарушение ранее принятых решений была провозглашена политика сплошной коллективизации сельского хозяйства. Проводившееся до этого в условиях нэпа кооперирование крестьянства было ориентировано на постепенную эволюцию деревни к социализму с учетом и мирового опыта, и достижений отечественной науки. В трудах видных отечественных ученых А. В. Чаянова, Н. Д. Кондратьева, Н. П. Макарова, А. А. Рыбникова и др. была обоснована целесообразность развития разнообразных форм кооперирования, полезность соединения индивидуально-семейной и коллективной форм организации производства.

В 1926 г. возникли трудности с государственной заготовкой зерна. Начались перебои с хлебом, подскочили цены. Для страны, вступившей на путь индустриализации, возникла сложная проблема. Положение еще больше обострилось в 1928 г. Влияли и социальные процессы, происходившие в деревне, которые характеризовались дроблением крестьянских и увеличением числа середняцких хозяйств. Во многом дробление крестьянских хозяйств было следствием начавшейся в 1927 г. политики ограничения кулачества. Кулаку не продавалась крупная сельскохозяйственная техника, возросли налоги и т. д. В этих условиях часть кулаков, распродав свое имущество, уезжали в города, а другие делили свое хозяйство между членами семьи, чтобы перейти в разряд середняцких хозяйств. По данным комиссии СНК

СССР, в 1927 г. среди крестьянских хозяйств было 3,9% кулацких, 62,7% середняцких, 22,1% бедняцких и 11,3% батрацких. Основную массу составляли середняки (см .-.Данилов В. Коллективизация: Как это было? Страницы истории КПСС. М., 1988. С. 334). Эти хозяйства не могли производить большое количество товарного зерна. Низкий материально-технический и культурный уровень деревни вел к снижению урожайности и товарности сельскохозяйственного производства.

Однако из этого не следует, что мелкое крестьянское хозяйство к 1927 г. полностью исчерпало себя. К примеру, если производство зерна с 1925 по 1929 г. колебалось на уровне чуть выше довоенного, то поголовье скота увеличивалось примерно на 5% в год. Возможности развития мелкого крестьянского хозяйства были ограничены только с точки зрения потребностей развития крупной индустрии. В ходе ее развития резко возрастал спрос на продукцию сельского хозяйства как со стороны быстро растущего населения городов, так и со стороны промышленных предприятий, которые нуждались в сырье.

Недовольство значительной части крестьянства и проблемы дальнейшего развития индустриализации вызвали разногласия и внутри политического руководства страны. Сталин видел причину трудностей, возникавших в период 1926-1928 гг. с хлебозаготовками и снижением товарности сельскохозяйственного производства, в сопротивлении внутренних врагов и предлагал применять административные меры борьбы и ускоренное создание колхозов и совхозов. Возражавшие ему государственные и политические деятели страны Н. И. Бухарин, А. И. Рыков, М. П. Томский, Н. А. Угланов видели причину кризиса в несовершенстве управленческой системы и предлагали отказаться от чрезвычайных мер, повысить цены на хлеб, развивать кооперативное движение, учитывать реальные возможности крестьянского хозяйства и психологию крестьянина. Однако этот вариант не был принят, а его сторонники впоследствии были отстранены от руководства.

С конца 1929 г. был взят курс на форсирование социалистического переустройства села, конкретным выражением чего стала массовая коллективизация.

5 января 1930 г. было принято постановление правительства «О темпе коллективизации и мерах помощи государства колхозному строительству», в котором по темпам коллективизации страна была разделена на три группы районов: Северный Кавказ, Нижняя и Средняя Волга должны были в основном завершить коллективизацию осенью 1930 г. или весной 1931 г.; во вторую группу входили все другие зерновые районы страны - Украина, Центрально-Черноземная область, Сибирь, Урал, Казахстан, где коллективизацию намечалось закончить осенью 1931 г. или весной 1932 г.; в остальных краях, областях и национальных республиках намечалось завершить коллективизацию в основном к концу пятилетки, т. е. к 1933 г.

В результате принятых мер процент коллективизации стремительно рос. Если в июне 1927 г. удельная доля крестьянских хозяйств, вовлеченных в колхозы, равнялась 0,8%, то к началу марта 1930 г. она составила свыше 50%. Темпы коллективизации стали обгонять реальные возможности страны в финансировании хозяйств, снабжении их техникой и т. д. Декретирование сверху, нарушение принципа добровольности при вступлении в колхоз и другие партийно-государственные меры вызвали недовольство крестьян, что выражалось в выступлениях и даже в вооруженных столкновениях.

Одной из главных причин форсирования коллективизации было то, что создание коллективного сельского хозяйства стало рассматриваться как средство, позволяющее добиться в возможно более короткие сроки решения задач конкретной политики: хлебной проблемы, получения валютных средств и импортного промышленного оборудования. Перекачка средств негативно проявлялась в экономике деревни, особенно в период голода, в 1932-1933 гг. Это отразилось и на индустриализации, и в целом на социально-экономическом развитии страны.

Особое место в процессе коллективизации занимает вопрос о кулаке. Известно, что борьба против кулаков как эксплуататоров началась еше в ходе Октябрьской революции и особенно усилилась в последующие годы. Однако в годы революции и Гражданской войны, в период нэпа перед кулаком не закрывалась дорога в сельскохозяйственные кооперативы всех типов, включая колхозы. В годы нэпа заметен был рост кулацких хозяйств: в 1927 г. их насчитывалось около 900 тыс. В процессе проведения политики ограничения кулачества произошло резкое сокращение численности кулацких хозяйств. Летом 1929 г. политика в отношении кулака ужесточилась: последовало запрещение принимать в колхозы кулацкие семьи, а с 30 января 1930 г. после постановления ЦК ВКП(б) «О мероприятиях по ликвидации кулацких хозяйств в районах сплошной коллективизации» началось проведение крупномасштабных акций, выразившихся в конфискации имущества, в принудительном переселении и т. д. Нередко в разряд кулаков попадали и середняки. В литературе приводятся различные цифры раскулаченных. Один из специалистов по истории крестьянства, В. Данилов, считает, что в ходе раскулачивания было ликвидировано не менее 1 млн кулацких хозяйств.

В связи с осуществлением коллективизации продолжались изменения и в положении самих колхозов. В 1933 г. были введены обязательные поставки колхозами продукции государству по низким ценам. Машинно-тракторные станции получали натуральную оплату с колхозов за обработку полей, а колхозники должны были сдавать налог и в натуральном, и в денежном выражении. При этом допускались нарушения принципов колхозной демократии.

В итоге колхозы оказались огосударствленными. Лишь к 1935 г. в колхозной деревне стали заметны признаки роста, укрепилась материально-финансовая база колхозов, упорядочилась система оплаты труда, поднялся уровень организации.

К 1937 г. коллективизация в целом завершилась. В стране насчитывалось более 243 тыс. колхозов, объединявших 93% крестьянских хозяйств.

Характеризуя процесс коллективизации в нашей стране, необходимо учитывать все трудности и противоречия, связанные с этим процессом. С одной стороны, обновился и расширился производственный потенциал сельского хозяйства. Колхозы выдержали тяжелейшие испытания Великой Отечественной войны. С другой стороны, в ходе его осуществления мы наблюдаем игнорирование объективных законов, выразившееся в форсировании коллективизации, в нарушении принципа материальной заинтересованности крестьянства, что приводило временами к замедленному развитию сельского хозяйства, обострению продовольственной проблемы.

Форсированными методами в эти годы решались и социальные проблемы, включая проблемы культурного строительства. Строительство нового общества требовало изменения не только экономического и политического облика, но и мировоззренческого, духовно-нравственного развития человека, его культурного уровня.

Культурное строительство в СССР в 1930-е гг. предполагало осуществление множества связанных между собой задач, включая в том числе идеологические аспекты.

Относительная отсталость России от развитых капиталистических стран, разрыв в уровне культуры между социальными слоями населения, между различными народами страны наложили отпечаток на ход культурного строительства, определили его особенности.

Еще в первые годы Советской власти было сделано много позитивного в распространении культуры в массы народа.

Большим завоеванием было повышение уровня грамотности населения. Достаточно отметить, что до Октябрьской революции более 70% взрослого населения страны не умело ни читать, ни писать. Неграмотность сельского населения достигла 85%, многие народности вообще не имели письменности. В результате принятых мер уже в 1927/28 учебном году грамотное население городов составляло около 80%, села - более 43,3%.

С 1930 г. вводится обязательное начальное образование. В этих условиях резко возрос спрос на учительские кадры. Расширялась сеть педагогических институтов и техникумов, были созданы краткосрочные курсы по подготовке педагогов начальных школ. Организовывались досрочные выпуски в педагогических учебных заведениях. Все это не могло не сказаться на качестве обучения. Достаточно сказать, что в 1930-е гг. большинство учителей старших классов не имели высшего образования.

Развертывание сети высшего и среднего специального образования сопровождалось изменением социального состава студенчества. Это достигалось путем дополнительной общеобразовательной подготовки рабоче-крестьянской молодежи к обучению в вузах через рабфаки. Первый рабфак страны был открыт в 1919 г. в Московском институте народного хозяйства (ныне Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова).

Советская интеллигенция формировалась из трех источников: специалистов старой школы, выдвиженцев из среды рабочих и крестьян и путем подготовки специалистов вузами и техникумами. В эти же годы происходило организационное становление советской науки. В 1934 г. Академия наук была переведена из Ленинграда в Москву, создавались новые научно-исследовательские институты и филиалы АН в республиках.

Отмечая значительные успехи в культурной жизни общества, в то же время следует отметить, что в условиях формирующейся административно-командной системы, постепенного внедрения культа личности Сталина получили распространение авторитарность суждений и оценок, грубое вмешательство в творческую деятельность. Некоторые произведения годами не могли выйти в свет, оседали в столах авторов, в запасниках музеев. Немало культурных ценностей в эти годы было уничтожено, продано за границу.

В целом система, сложившаяся в 1930-1940-е гг., была, с одной стороны, системой мобилизационной, а с другой - внутренне противоречивой.

1929 год был в известной мере переломным и в политическом развитии страны.

По-прежнему существовала однопартийная система власти. Но в этот период наблюдаются и процессы, характеризующиеся заметным сращиванием партийных руководящих органов и государственных структур власти. Одновременно укрепляется административно- командная система управления и формируется база для возникновения культа личности Сталина. Для правильного понимания этих явлений необходимо учитывать следующие обстоятельства. Исходный уровень социально-экономического развития страны в тот период, когда было начато социалистическое строительство, не обеспечивал необходимых объективных предпосылок для построения социализма. Поэтому придавалось огромное значение субъективным факторам, среди которых соответствующую роль играла деятельность партийных структур правящей Коммунистической партии. Под руководством партийных органов работали и профсоюзные, и комсомольские органы и организации. Тем самым в партийных органах концентрировалась реальная политическая власть. К тому же нормативных документов, регламентировавших отношения партии и государства, не было.

Нужно учитывать и такой момент. В условиях неразвитости демократии, монопольной власти одной партии принадлежность к ней была единственным средством для многих продвинуться по службе, сделать карьеру.

Социальный и кадровый состав партии находился в прямой связи с возникновением административно-командной системы и культом личности Сталина еще и потому, что форсирование индустриализации вызвало приток на производство огромной массы крестьян. Вырванные из привычной среды, став «новыми рабочими», они чувствовали себя в городе неуверенно, не были защищены социально. В определенной мере и они стали социальной основой административно-командной системы и культа личности Сталина. Любой администратор (мастер, начальник цеха и т. д.) был в представлении этих рабочих человеком, от которого во многом зависела их судьба. Это рождало психологию сильной личности, привычку к действию на основе командных методов, делало людей управляемыми.

Этой категории рабочих, составлявших в 1930-е гг. значительную часть рабочего класса в стране, соответствовал и тип политического руководства, сформировавшийся в те годы. В своем большинстве эти руководители формировались в годы Гражданской войны: для них приказные методы руководства были привычными.

Важное значение для формирования политического режима в стране имели и особенности характера самого Сталина. В нем сильная воля, огромные организаторские способности сочетались с неограниченным властолюбием, грубостью, болезненной подозрительностью и т. д.

С конца 1920-х гг. меняется внутрипартийный режим в сторону ужесточения дисциплины и свертывания демократии. Заметно снижается уровень информированности низовых партийных звеньев: прекращается рассылка на места стенограмм пленумов ЦК, прекращается издание журнала «Известия ЦК ВКП(б)», все реже и нерегулярнее проходят партийные съезды, конференции и пленумы ЦК ВКП(б). Все это приводило к свертыванию гласности, демократии.

Эти и другие изменения, происшедшие в партии, отражаются на всем политико-экономическом механизме страны. На смену политическим и экономическим методам работы приходят административно-командные методы руководства. Общество не прошло настоящей школы демократии. В стране, где веками существовало крепостное право, где до 1917 г. сохранялось самодержавие, отсутствовали демократические традиции. Россия была многонациональной страной, населенной более чем ста нациями и народностями. Для нее были характерны острые классовые, национальные и религиозные противоречия. Имела значение и живучесть принципов «военного коммунизма», которые реанимировались в новых условиях.

Необходимо учитывать также, что важной особенностью развития страны являлось то, что она длительное время развивалась в экстремальных условиях капиталистического окружения. В общественном сознании стал утверждаться «образ врага», который десятки лет формировал психологию «осажденной крепости».

Немалую роль в утверждении административно-командной системы сыграло теоретическое обоснование политическим руководством страны курса на форсированный переход к социализму, требующий жесткой централизации. Конкретным выражением всех качественных изменений политического режима в стране стало утверждение культа личности Сталина. Он стоял на вершине пирамиды власти. Все нижестоящие звенья в этой пирамиде имели только исполнительные функции по отношению к вышестоящим.

Сталин умело использовал не только веру людей в социализм, но и тот авторитет, который имел Ленин, добивался роста своего авторитета как его соратника.

Большую роль в идеологическом обосновании культа личности Сталина сыграл учебник «История Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков). Краткий курс», опубликованный в 1938 г. В нем Сталин изображался вождем партии с момента ее основания, создавалась теория двух вождей - Ленина и Сталина.

В условиях культа личности пострадали десятки тысяч честных граждан, в числе которых немало видных деятелей партии и Советского государства. В августе 1936 г. прошел судебный процесс по делу троцкистеко-зиновьевского «объединенного центра»; все обвиняемые были расстреляны. Вскоре застрелился М. П. Томский, возглавлявший ранее профсоюзы страны. В январе 1937 г. состоялся процесс над участниками «параллельного антисоветского троцкистского центра», среди которых были названы видные руководители партии и государства: Г. Л. Пятаков, К. Б. Радек, Г. Я. Сокольников, Л. П. Серебряков и др. Все они были расстреляны. В феврале 1937 г. ушел из жизни нарком тяжелой промышленности Г. К. Орджоникидзе. В июне

  • 1937 г. застрелился начальник Политуправления Красной Армии Я. Б. Гамарник. В июне 1937 г. проходит суд над М. Н. Тухачевским и другими видными военными. Все были расстреляны. В марте
  • 1938 г. - процесс по делу антисоветского «правотроцкистского блока» (Н. И. Бухарин, А. И. Рыков, Н. Н. Крестинский, X. Г. Раковский (К. Станчев), А. И. Икрамов, Ф. У. Ходжаев и др.). Все обвиняемые ранее занимали высокие партийные и государственные должности. В настоящее время все они реабилитированы.

Итогом политического развития страны в эти годы стало формирование тоталитарного государства.

Следует отметить, что подобная система государства была характерна не только для нашей страны. В 1930-е гг. во всем мире действовала тенденция усиления роли государства во всех сферах жизни. В определенной мере это была реакция на мировой экономический кризис 1929-1933 гг., рост влияния социалистических и коммунистических партий и т. д.

В СССР определенную роль в возникновении такого государства, кроме уже отмеченных причин, сыграла острая борьба за власть, развернувшаяся в политическом руководстве страны.


СССР в послевоенный период. Тест по истории 9 класс.
1. Вторая Мировая война закончилась
А) 9 мая 1945г Б) 22 июня 1941г В) 2 сентября 1945г Г)1 сентября 1939г
2. Одним из последствий победы СССР в Великой Отечественной войне было:
А) расширение демократии на заводах и колхозах
Б) ослабление власти государственного аппарата
В) прекращение политических репрессий
Г) укрепление тоталитарного режима
3. Какая из принятых руководством СССР мер относится ко второй половине 40-х гг.:А) отмена карточной системы
Б) установление пенсии колхозникам
В) восстановление восьми часового рабочего дня
Г) отмена подписки на госзаймы
4. Чем было вызвано форсирование руководством СССР мер по созданию ядерного оружия в первые послевоенные годы:
А) подготовкой к началу третьей мировой войны
Б) монополией США на атомную бомбу в условиях « Холодной войны»
В) намерением создать сеть советских военных баз вокруг США
Г) необходимостью продажи ядерного оружия странам « третьего мира»
5. Чем было вызвано усиление в СССР и идеологического давления и репрессий в 1945-1953гг.:
А) массовыми выступления населения против власти
Б) возвращением к предвоенной политике тоталитарного режима
В) восстаниями узников ГУЛАГа
Г) опасностью иностранного вторжения в СССР
6. Какая из наук оказалась фактически запрещённой в СССР в конце 40-х гг.:
А) кибернетика
Б) ядерная физика
В) биология
Г) история
7. План восстановления народного хозяйства был принят в:
А) 1943 г.
Б)1945 г.
В) 1946 г.
Г) 1948 г.
8. Что объединяет даты 1949г. и 1953г. :А) проведение экономических реформ в промышленности
Б) ввод советских войск в другие страны
В) заключение международных договоров
Г) испытание в СССР ядерной бомбы и водородной бомбы
9.В каком из названных периодов был проведён процесс по «ленинградскому делу»:
А) 1941-1945 гг.
Б) 1945-1953гг.
В) 1950-1953гг.
Г)1965-1985гг.
10. Послевоенная денежная реформа предусматривала:
А) введение золотого эквивалента рубля
Б) обмен « старых» денег на « новые» из расчёта 10:1
В) открытие личных счетов трудящихся
Г) увеличение денежной эмиссии
11. Постановление ЦК ВКП(б) « О журналах « Звезда» и «Ленинград» было принято в:
А) 1938г.
Б) 1946г.
В) 1953г.
Г) 1947г.
12. Первый берлинский кризис разразился:А) 1945г.
Б) 1946г.
В)1948г.
Г) 1953г.
13. ФРГ была создана:А) 1945г.
Б)1949г.
В) 1950г.
Г) 1953г.
14. Совет экономической взаимопомощи был образован в:
А) 1945г.
Б)1949г.
В) 1953г.
Г) 1965г.
15. Расположите в хронологической последовательности:
А) Ялтинская конференция
Б) Речь У. Черчилля в Фултоне
В) «Доктрина Трумэна»
Г) Создание НАТО
16.Расположите в хронологической последовательности:
А) послевоенная денежная реформа
Б) начало четвёртой пятилетки
В) «дело врачей»
Г) «ленинградское дело»
17. Установите соответствие:1. Образование НАТО А) 1952г.
2. Берлинский кризис Б) 1945 г.
3. Упразднение ГКО В) 1949г.
4. 19 съезд ВКП(б) Г) 1948г.
18. Установите соответствия:1. И. Сталин А) Великобритания
2.У.Черчилль Б) Югославия
3.И. Броз Тито В) СССР
4.Г. Трумэн Г) США
19. Сравните политическое развитие СССР в 30-е гг. с политическим развитием после окончания войны. Что было общего и в чём различие(не менее двух общих и трёх различий):
Общее:
Различия:


Приложенные файлы

Кто из названных высших руководителей СССР был сторонником воссоздания довоенной модели форсированного

А12. Прочтите отрывок из воспоминаний Н.С. Хрущева и определите, о каком политическом процессе идет в нем речь.
«Всем известна печальная судьба члена Политбюро т. Вознесенского, ставшего жертвой репрессий Сталина. Характерно отметить, что решение о выводе его из состава Политбюро нигде не обсуждалось, а было проведено опросом. Также опросом были проведены решения об освобождении с занимаемых постов тт. Кузнецова и Родионова».
1) «Шахтинское дело» 2) процесс Промпартии 3) «дело врачей» 4) «Ленинградское дело» ++/ответ/++

А13 Чем было вызвано форсирование руководством СССР мер по созданию ядерного оружия в первые послевоенные годы:
1) подготовкой к началу третьей мировой войны; 2) монополией США на атомную бомбу в условиях «холодной войны»; ++/ответ/++ 3) намерением создать сеть советских военных баз вокруг США; 4) необходимостью продажи ядерного оружия странам «третьего мира»?

А14 Какая из принятых руководством СССР мер относится ко второй половине 1940-х гг.:
1) отмена карточной системы; ++/ответ/++ 2) установление государственных пенсий колхозникам; 3) восстановление 8-часового рабочего дня; 4) отмена подписки на госзаймы?

А15 Тяжелое положение населения СССР в 1945-1950 гг. сохранялось из-за:
1) существования 10-часового рабочего дня; 2) регулярных задержек зарплаты; 3) введения рыночных отношений между городом и деревней; 4) недостатка жилья. ++/ответ/++

А16 Какое из названных кинопроизведений подверглось критике со стороны партийно-государственного руководства в 1945-1953 гг.:
1) «Дело Румянцева» режиссера М. Калатозова; 2) «Высота» режиссера А. Зархи; 3) «Иван Грозный» режиссера С. Эйзенштейна; ++/ответ/++ 4) «Весна на Заречной улице» режиссера М. Хуциева?

А17 Прочтите отрывок из постановления Политбюро ЦК ВКП(б) от 15 февраля 1949 г. «Об антипартийных действиях члена ЦК ВКП(б) товарища Кузнецова А. А. и кандидатов в члены ЦК ВКП(б) тт. Родионова М. И. и Попкова Р. С.» и ответьте на вопрос.
«Политбюро ЦК ВКП(б) считает, что отмеченные выше противогосударственные действия явились следствием того, что у тт. Кузнецова, Родионова, Попкова имеется нездоровый, небольшевистский уклон, выражающийся в демагогическом заигрывании с... организацией, охаивание ЦК ВКП(б), который якобы не помогает ей...»
С каким политическим процессом связан этот документ:
1) «ленинградское дело»; ++/ответ/++ 2) «дело врачей-убийц»; 3) кампания по борьбе с «космополитизмом»; 4) «дело о вредительстве» на Московском автозаводе?

А18 Чем было вызвано усиление в СССР идеологического давления и репрессий в 1945-1953 гг.:
1) массовыми выступлениями населения против власти; 2) возвращением к предвоенной политике тоталитарного режима; ++/ответ/++ 3) восстаниями узников ГУЛАГа; 4) опасностью иностранного вторжения в СССР?

А19 Какие ученые-физики участвовали в создании атомной энергетики в СССР:
а) М. Келдыш; б) И. Курчатов; в) С. Королев; г) Ю. Харитон; д) Н. Зелинский; е) И. Тамм
1) а, б, в; 2) б, г, е; ++/ответ/++ 3) в, г, д; 4) а, д, е.

А20 Когда происходила Корейская война, в которой СССР поддерживал Северную Корею:
1) 1950-1953 гг.; ++/ответ/++ 2) 1968-1971 гг.; 3) 1975-1978 гг.; 4) 1988-1991 гг.?

А21. Прочитайте отрывок из письма, написанного известным ученым П. Л. Капицей в 1965 г., и ответьте на вопрос.
«Надо не бояться сознаться, что попытки партийного руководства научным творчеством дали отрицательные результаты. Это было особенно наглядно за последние десятилетия...»
Какое научное направление особенно пострадало от партийного руководства в 1945-1960 гг.:
1) космическая теория; 2) математика; 3) биология и кибернетика; ++/ответ/++ 4) ядерная физика?

А22. Кто из названных высших руководителей СССР был сторонником воссоздания довоенной модели форсированного восстановления и развития тяжелой промышленности как средства военного противостояния капитализму:
а) И. Сталин; б) А. Жданов; в) Г. Маленков; г) Л. Берия; д) Н. Вознесенский; е) Н. Родионов?
1)а, б, в; 2) г, д, е; 3) б, в, г; 4) а, в, г. ++/ответ/++

1) введение войск СССР и других государств ОВД в Чехословакию

2) ввод советских войск в Афганистан в 1979 г.

3) Карибский кризис 4) война во Вьетнаме

38.Какое событие произошло в СССР в 1962 г.?

1) ХХ съезд КПСС 2) полет в космос Ю.А. Гагарина

3) подавление выступления рабочих в Новочеркасске

4) арест Л.П. Берии

39.Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космосе и под водой был подписан, когда руководителем СССР был

1) И.В. Сталин 2) Н.С. Хрущев

3) Л.И. Брежнев 4) М.С. Горбачев

40.В каком году в Москве был подписан Договор между СССР, США, Великобританией о запрещении ядерных испытаний в атмосфере, космосе и под водой?

1) 1953 г. 2) 1963 г. 3) 1970 г. 4) 1980 г.

41.Что из названного было одной из причин усиления сепаратистских тенденций в национальных регионах СССР в конце 1980-х – начале 1990-х гг. ?

1) неэффективность реформ, проводимых в период перестройки

2) нарастающее усиление центральной власти

3) стремление руководства национальных регионов изменить Конституцию СССР

4) отсутствие экономической поддержки Россией союзных республик

42.Какие мероприятия внешней политики СССР относятся к 1985 – 1991 гг.?

А)вывод войск из государств Центральной и Восточной Европы

Б)подписание Хельсинкского договора по безопасности и сотрудничеству в Европе

В)заключение договоров с США об уничтожении ракет средней и меньшей дальности

Г)ввод советских войск в Венгрию

Д)вывод советских войск из Афганистана

Е)подписание договора о запрещении ядерных испытаний в атмосфере, космосе и под землей

Укажите верный ответ.

1) АБВ 2) АВД 3) БВГ 4) ГДЕ

43.Передача или продажа государственной собственности с использованием именных чеков в России в начале 1990-х гг. называется

1) национализацией 2) инвестицией

3) экспроприацией 4) ваучерной приватизацией

44.Какое понятие стало символическим обозначени ем разделения капиталистического и социалистического мира в период «холодной войны»?

1) «новый мировой порядок» 2) «пятая колонна»

3) «политика невмешательства» 4) «железный занавес»

45.Чем было вызвано форсирование руководством СССР мер по созданию атомного оружия в первые послевоенные годы?

1) подготовкой к началу третьей мировой войны

2) монополией США на атомную бомбу в условиях «холодной войны»

3) намерением создать сеть советских военных баз вокруг США

4) необходимостью продажи ядерного оружия странам «третьего мира»

46.Чем было вызвано усиление в СССР идеологического давления и репрессий в 1945 – 1953 гг.?



1) массовыми выступлениями населения против власти

2) возвращением к предвоенной политике тоталитарного режима

3) восстаниями узников ГУЛАГа

4) опасностью иностранного вторжения в СССР

47.Даты 1953 г., 1964 г., 1985 г. в истории СССР связаны с(со)

1) принятием новых Конституций

2) вводом войск в другие страны

3) проведением в СССР международных фестивалей молодежи

4) сменой руководителей страны

48.В число мероприятий внутренней политики Н. Хрущева входило

1) сокращение продолжительности рабочей недели

2) увеличение производства мяса, молока, хлеба к началу 1960-х гг.

3) введение платного образования

4) сокращение объемов жилищного строительства

49.Какие черты общественно-политической жизни СССР появились после ХХ съезда КПСС?

А)существование нескольких партий

Б)волна политических арестов за критику Сталина

В)освобождение политзаключенных из лагерей

Г)разрешение существования всех идеологических направлений в искусстве

Д) реабилитация некоторых репрессированных при Сталине народов

Е) увеличение числа издаваемых журналов

Укажите верный ответ.

1) АБВ 2) ГДЕ 3) БГЕ 4) ВДЕ

50.Какие меры в сфере сельского хозяйства были предприняты в конце 1950-х – начале 1960-х гг. ?

А)увеличение финансирования сельского хозяйства

Б)укрупнение колхозов

В)снятие ограничений на ведение личного подсобного хозяйства колхозников

Г)ликвидация МТС

Д)введение денежных окладов в колхозах

Е)начало массовых закупок зерна за границей

Укажите верный ответ.

1) БГЕ 2) АВД 3) АБВ 4) ГДЕ

51.Прочтите отрывок из постановления Пленума ЦК КПСС в июне 1957 г. и укажите фамилии участников названной группы.

«Пленум … рассмотрел вопрос об антипартийной группе …, образовавшейся внутри Президиума ЦК КПСС …

С целью изменения политической линии партии эта группа антипартийными фракционными методами добивалась смены состава руководящих органов партии …



Они вели ничем не оправданную борьбу против активно поддержанного колхозами … призыва партии – догнать в ближайшие годы США на производству молока, масла и мяса на душу населения …»

1) Булганин, Берия, Ворошилов

2) Хрущев, Жданов, Микоян

3) Маленков, Молотов, Каганович

4) Громыко, Суслов, Косыгин