Сингармонизм (греч. σύν - одновременно и άρμονία - созвучие) - единообразное по составу гласных (иногда согласных - в некоторых индейских языках) оформление слова как морфологической единицы. Сингармонизм свойствен тюркским, финно-угорским, тунгусо-манчжурским и некоторым другим языкам: шалаш, баран, сундук, урюк, бурдюк . В частном случае под сингармонизмом может пониматься уподобление гласных (иногда и согласных) аффиксов гласным корня: в турецком языке oda + lar (комната - комнаты), ev + ler (дом - дома). Эта идеальная схема реализуется в сингармонических языках далеко не всегда: она часто не распространяется на префиксы и сложные слова, в словах с переднерядными и заднерядными гласными могут использоваться одни и те же нейтральные гласные (чаще е, i).

Комбинаторные изменения.

Аккомодация (лат. accomodаtio - приспособление, приноровление) - частичное приспособление артикуляции смежных согласных и гласных звуков.

Приспособление артикуляции проявляется всегда в частичном приспособлении экскурсии и рекурсии соседствующих звуков.

Выделяют прогрессивную и регрессивную аккомодации. Если экскурсия последующего звука приспосабливается к рекурсии предыдущего, то говорят о прогрессивной аккомодации: рад - ряд, лук - люк, ток - тёк . В этом случае гласные после мягких согласных становятся артикуляционно более передними. При прогрессивной аккомодации могут возникать глайды - скользящие переходные звуки: воля - в(у)ол’ь .

Если рекурсия предыдущего звука приспосабливается к экскурсии последующего, то говорят о регрессивной аккомодации: порядок - п˄р’адък, где [а] становится более передним; кавалерия - къвал’эр’иjь , лыком - лыкъм , где [ы] становится более задним, на слух ниже (в основном виде [и] после мягких: лик . В этом случае, как показывают примеры, гласные перед мягкими согласными становятся более закрытыми и напряженными, акустически они менее звучные.

Возможна аккомодация звуков в обоих направлениях: тот - тёть [т’от’] . В этом случае гласные артикуляционно и акустически становятся более передними и закрытыми.

Ассимиляция (лат. assimilatio - уподобление) - артикуляционное уподобление звуков. Ассимиляция возможна как между гласными, так и между согласными.

Виды ассимиляции различаются

  • по степени уподобления звуков,
  • по направлению уподобления,
  • по месту уподобления,
  • по признаку уподобления.

По степени уподобления выделяют полную и частичную ассимиляцию. Полная ассимиляция - абсолютное уподобление взаимодействующих звуков: сжечь [жэч’], бесшумный [б’и е шумный], летчик [л’оч’ик]. При неполной ассимиляции различия между звуками сохраняется: поход ка, двер ь, сданн ый.

По направлению уподобления выделяют регрессивную и прогрессивную ассимиляции. Сравним: сбросить - зброс’ит, походка - п˄хоткъ и Ванька - Ван’к’ь (в говорах русского языка), англ. pen - pens (s→z под воздействие звонкого n). Прогрессивная ассимиляция редка.

По месту уподобления звуков выделяют контактную и дистактную, или дистантную ассимиляции. Если взаимодействуют смежные звуки - ассимиляция контактная: трафкъ, лоткъ, з’в’ер’. При дистантной ассимиляции уподобляются звуки, разделенные другими: ч’и(е)ч’ас, роб’онък, лъбъл˄тор’иjь . Как видим, этот вид ассимиляции свойствен только диалектной речи.

По признаку уподобления: твердость / мягкость, глухость / звонкость, огубление.

Полная характеристика ассимиляции: зброс’ит - частичная, регрессивная, контактная, по звонкости; п˄хоткъ - частичная, регрессивная, контактная, по глухости; роб’онък - полная, регрессивная, дистантная, по способу образования.

Диссимиляция (лат. dissimilatio - расподобление) - процесс, обратный ассимиляции, расподобление одного или более одинаковых или подобных звуков в пределах слова, утрата ими общих фонетических признаков. Диссимиляция возможна между гласными и согласными и направлена на облегчение произношения. По месту взаимодействия звуков может быть контактной и дистантной: бонба, транвай, секлетарь, пролубь, колидор, дилектор. Закрепились в литературном языке диссимилятивные формы верблюд и февраль из велблюд, феврарь. По направлению выделяют регрессивную (колидор ) и прогрессивную (пролубь ) диссимиляции.

В ряде случаев ассимиляции и диссимиляция могут происходить одновременно: мягкий - м’ах’к’ий, где гк → кк в результате полной регрессивной ассимиляции по глухости и мягкости, а также регрессивной диссимиляции по способу образования - кк → хк.

На основе ассимилятивных и диссимилятивных процессов могут возникать диэреза, эпентеза, метатеза, протеза, гаплология и др. явления.

Диэреза , или выкидка (греч. διαίρεσις - разделенность) - выпадение звука в сложном сочетании звуков на ассимилятивной основе: поездка, здравствуй, лестница - п˄jэскъ, здрастуй, л’эс’н’ицъ.

Эпентеза , или вставка (греч. έπνθέσις - вставка) - вставка звука на месте непосредственного соседства двух гласных (зияния), которая чаще возникает на диссимилятивной основе:

  • вставляется звук j: Индия - ин’д’иjь, бульон - бул’jон, гильотина - г’ил’jэт’инъ, театр - т’и(е)jатр, шпион - шп’иjон;
  • вставляется звук в: Родион - ръд’ивон, радио - рад’ивъ, какао - к˄кавъ;
  • вставляются звуки т, д: срам - страм, нрав - ндраф, встреча - фстр’еч’ъ (ср. Сретенка, сретение). Исторически закрепились в языке эпентезы в словах типа корабль, плевать (л эпентетикум).

Протеза (греч. πρόσθεις - прибавление, приставление), или надставка - приставление звука к началу слова. Часто рассматривается как разновидность эпентез: восемь (ср. осьмушка, осьминог ), восходящее к индоевропейскому *okto, вострый (ср. навострить лыжи; Взял он саблю, взял он востру и зарезал сам себя ), гусеница (усеница), ишла, jэто .

Метатеза (греч. μετάθεασις - перестановка) - перестановка звуков, происходящая на ассимилятивной и диссимилятивной основах. В основном характерна для

  • заимствованных слов (футляр - Futteral, тарелка - Teller, Фрол - flor, невроз, но нервный - neuron ), Cеливерст, Селиверстов - Сильвестр (от лат. silvester - лесной);
  • детской речи (самолетик - масолетик ) и
  • территориальных диалектов (ларек - ралек, медведь - ведмедь, Таджикистан - Таждикистан ).

Гаплология (греч. άπλόος - простой, истинный) - выпадение вследствие диссимиляции одного из двух непосредственно следующих друг за другом одинаковых или сходных слогов: радодушие - радушие, знаменоносец - знаменосец, минералология - минералогия, коричневоватый - коричневатый.

Слог

Членение речевого потока на слоги характерно для всех языков мира. Слог везде выступает как минимальная произносительная (артикуляционная) единица речи. Слог - это такой минимальный отрезок речи, который характеризуется артикуляционной спаянностью входящих в него звуков и имеет единственную вершину звучности.

Слог может состоять 1) из одного звука, 2) из нескольких звуков, соседствующих в речевой цепи и объединенных с точки зрения произнесения в неделимое целое: про-хо-дить, па-ро-ход . С точки зрения 1) артикуляционной это волна мускульного напряжения речевых органов, с 2) акустической - нарастание и спад звучания, волна сонорности. Слог имеет вершину, или ядро, по терминологии Н.С. Трубецкого, - слогоноситель - звук самой сильной звучности (по о о к) - и периферию, на которой, как правило, располагаются согласные звуки: п о-р о-ш ок.

Возможны слоги, не содержащие гласного звука. В таких слогах ядро составляют сонорные согласные звуки, способные выполнять специфическую функцию - образовывать слоги. Сонорные - это согласные звуки, которые образуются при помощи голоса и незначительного участия шума: м, н, р, л и их мягкие варианты. Они называются слогообразующими , или слоговыми сонантами (от лат. sonans - звучащий). В русском языке такие слоги характерны для беглой разговорной речи: хол одно, им енно, антон овка .

В ряде языков слогообразущие сонанты являются нормой, а не только связаны с каким-то определенным стилем речи: чешское pr st , Br no, vr ba, vl k , сербохорватское р т (мыс). (Ударение падает на слогообразующий звук, ср.: Br no - Брно ). Слог может содержать и два гласных звука и даже три: немецкое Mau s, вьетнамское ngoai . В таких случаях в ядро включают ударный гласный, а другие - в периферию. Периферийные гласные называют неслоговыми .

В качестве слогообразующих элементов могут выступать дифтонги (διφθόγγον - двоезвучие) - сочетание двух гласных, произносимых как один слог, и трифтонги, которые иногда объединяются в одно понятие - полифтонг . Принято выделять истинные и ложные , или скользящие дифтонги. 1) Истинный дифтонг предполагает такое соединение гласных, в системе которого оба звука являются в одинаковой степени слогообразующими. Такие дифтонги есть, например, в латышском языке: Vai ši vieta ir brita ? (Это место свободно?). Однако в подавляющем большинстве языков в дифтонгах выделяется в качестве слогообразующего один звук, а другой только дополняет его; другие гласные называются в этом случае полугласными, или глайдами . Это и есть 2) ложные дифтонги.

Примеры трифтонгов можно обнаружить в английском языке: desire (желание), flower (цветок), lower (низший). В современном русском литературном языке дифтонгов и трифтонгов нет.

Помимо дифтонгов выделяются дифтонгоиды . Это гласные с неоднородным звучанием, начинающиеся или заканчивающиеся кратким призвуком другого гласного, обычно близкого по артикуляции (например, в долганском языке; полагают также, что русское [о] имеет в начале [у]-образный призвук): воля .

Во многих африканских языках (ламба, эфик, ибо, зулу), в ганацких говорах чешского языка в качестве слогообразующих выступают группы «гласный + согласный», последний, как правило, носовой м или плавные р, л .

Следовательно, можно выделить несколько типов слогоносителей : гласные звуки; дифтонги, трифтонги (многофонемная группа гласных); сонанты; группа «гласный + согласный». В русском языке вершина звучности представлена только гласной.

Количество слогов в отрезке звукового потока на основании такого определения установить легко - по количеству слогообразующих звуков. Сложнее обстоит дело с выделением границы слога. Затруднений не возникает, если два гласных следуют друг за другом или разделены единственным согласным: па-ук, во-о-чи-ю, на-у-гад, ко-ло-сок. Но если в слове имеется стечение согласных, то выделение слоговой границы не так очевидно: а-кус-ти-ка или а-ку- сти-ка, о-стров или ос-тров? А в словах типа мхи, лжет один слог, но две вершины (пика) звучности, потому что слог содержит и сонант, и гласный.

К сожалению, проблема не имеет однозначного решения. Из акустических описаний слога наиболее широко распространена в российском языковедении теория Рубена Ивановича Аванесова (1902-1982), восходящая к идеям датского лингвиста Отто Есперсена. По Р.И. Аванесову, при стечении согласных между гласными слогораздел зависит от соотношений сонорности звуков в этом стечении. Если первый согласный более сонорный, чем следующий, то он отходит к предшествующему слогу: пуль-ка, та-рел-ка, бан-ка, тол-стый , вой-на . Если же первый согласный в стечении менее сонорный или все звуки в стечении равны по сонорности, то стечение согласных целиком отходит к последующему слогу: пу-шка, о-стров, па-чкать .

Слогоделение во многом зависит от морфемной (смысловой) членимости слова: гор-к а, мерк-н ет, спеш-к а, вкус-н о. Вместе с тем, конечно, есть масса случаев несовпадения морфемного и слогового членения, что связано и с типологической спецификой каждого языка. В русском, флективном, языке, нет четких границ между морфемами, как, например, в агглютинативных языках. И это отчасти обусловливает характер слогоделения: го-ло-ва, зо-ло-той .

Каждый язык имеет свои типичные модели слога, в которых фиксируются специфические для этого языка характеристики слога. Они определяются сочетанием согласных и гласных внутри слога. Так, в арабском допустимы лишь слоги типа «согласный + гласный» или «согласный + гласный + согласный», в финском языке не может быть группы согласных в начале слога. Исключение составляют слоги в заимствованных словах новейшего времени. Напротив, в армянском языке сочетание Мкртчян вполне нормативно.

Связь слога с членением на морфемы.

  1. Слог может быть не связан с членением на морфемы (с выделением значимых частей слова), и потому при образовании грамматических форм слова границы слога могут быть подвижными: дом , но до-ма, до-му . Это характерно и для ряда служебных слов: от окна /а-та-кна/, под окном /па-да-кном/.
  2. Существуют языки, в которых слог является устойчивым звуковым образованием, он не изменяет в потоке речи своих границ и состава. Это, например, большинство языков Китая и Юго-Восточной Азии, в том числе китайский, бирманский, вьетнамский языки. Такие языки называются языками слогового строя. Слог обычно представляет одну морфему. То есть границы морфем и слогов совпадают. Поэтому минимальная фонологическая единица таких языков не звук, а слог, силлабема (греч. συλλαβή - повязка, завязка, слог). Если при этом учитывается возможность чередования звуков внутри слога, то в качестве единиц могут выступать инициаль (начальный согласный слога, участвующий в чередовании) или финаль (остальная часть слога как единое целое).

Типы слогов.

1. Слоги прикрытые и неприкрытые выделяются по характеру начального звука слога. Прикрытые начинаются неслогообразующим звуком: я, юг, сам, сто, кран, дни, шью . Неприкрытые слоги начинаются слогообразующим звуком: ак-ва-ри-ум, от-нес-ти, ад, ус, иск, он .

2. Слоги открытые и закрытые выделяются по характеру конечного звука слога. Открытый слог заканчивается слогообразующим звуком (не обязательно гласным!): сме-на, ja-ма, ja-ша, vr-ba, Br-no, ко-рова, стра-на, гли-на. Закрытый слог заканчивается неслогообразующим звуком: иг-рай, петь, кус-тик, под-рыв-ник, он, торт, текст, рой . В одних языках используются и открытые, и закрытые слоги: в русском, английском, немецком, французском и др. В ряде языков возможны только открытые слоги: в подавляющем большинстве случаев слоги японского языка.

3. Полуоткрытые (заканчиваются сонорными согласными): сор-няк, крон-штейн. Охарактеризуем слоги в слове дви-же-ни-йе .

4. Слоги долгие и краткие. Долгие слоги содержат либо долгий гласный, либо краткий гласный перед группой из двух или более согласных. Краткие слоги содержат краткий гласный не перед группой согласных. Такие слоги характерны для древнегреческого и латыни, существенно разграничение этих типов слогов и для арабского языка: Σε-λή-νη (Селена, дочь Феба, богиня луны), σεί ω (1) трясти, потрясывать, качать, 2) волновать, приводить в смятение); a-dōr-no (готовить, устраивать, подготовлять и др.), a-dū-lā-bi-lis (доступный лести, а также льстивый, вкрадчивый).

С позиций любой слоговой теории в русском языке преобладают прикрытые открытые слоги. Это одно из следствий действовавшего в древнерусском языке до XII-XIII вв. закона открытого слога: слог строился по правилу восходящей звучности и всегда оканчивался гласным (типа ко-ро-ва, дви-же-ни-йе ).

Слог относится к линейным , или сегментным единицам, к которым причисляют также слово, словосочетание, синтагму, фразу, сверхфразовое единство, текст. Это такие единицы, которые представлены реальными отрезками (сегментами) речи определенной протяженности. Кроме них выделяются суперсегментные (супрасегментные ) единицы. Они наслаиваются на линейную цепочку единиц, реализуются только одновременно с сегментными единицами, на их субстанции. Такие единицы называются просодическими (греч. προσωδια - припев, ударение). В некоторых теоретических построениях они называются просодемами и супрасегментными фонемами .

К просодическим элементам относятся

  • ударение, слоговое и словесное,
  • речевая мелодия, или мелодика,
  • временные и тембровые характеристики речи (темп, изменение интенсивности (силы) звучания и произнесения фрагментов речи, паузы, тембр),
  • ритм,
  • в тональных языках выделяется особая единица - словесные тоны. В последнем случае термин просодия часто употребляется синонимично термину интонация.

В связи со спецификой объекта и проблематики исследования выделяют акцентологию как раздел языковедения, исследующий ударение (и слоговой акцент, если он выделяется) и просодику в узком смысле (или интонологию ) - как исследование фразовой интонации

Словесное ударение (акцент), его функции и типы .

Ударение - выделение в речи той или иной единицы в последовательности однородных единиц с помощью фонетических средств. Различают словесное, синтагматическое (тактовое) и фразовое ударение в зависимости оттого, с какой сегментной единицей соотносится ударение.

Сравним изолированное произношение слогов и идентичных им в звуковом отношении слогов в составе слова: ка-ран-даш и ка (название буквы), ран (р.п. мн. ч. от рана ) и форма 2 лица ед. числа буд. вр. глагола дашь . Слог, сохраняющий артикуляцию, сходную с его изолированным произношением, оказывается выделенным на фоне соседних. Такое ударение называется словесным ударением .

В разных языках ударный слог по-разному отличается от безударных:

  • характерной интонацией (при музыкальном, или тоновом ударении),
  • большей силой (при силовом, динамическом, или экспираторном ударении),
  • большей длительностью (при долготном, количественном, или квантитативном ударении),
  • а также может характеризоваться различной комбинацией перечисленных признаков.

Ударный слог или группа слогов, объединенных вокруг ударного, называется фонетическим, или акцентным словом.

От словоформы оно может отличаться,

  • во-первых, по объему, так как словоформы, не имеющие собственного ударения, могут примыкать к имеющим ударениям спереди или сзади (проклитики или энклитики): А в том городе они и жили - 7 словоформ, но 3 фонетических слова.
  • Во-вторых, фонетическое слово - это только звуковая оболочка, которая не фиксирует образование какого-то нового значения.

Совокупность форм слова с учетом места ударения в них называется акцентной парадигмой , которая может быть подвижной (голова , го ловы, головы , голово й ) и неподвижной (коро ва, коро вы, коро в ).

Если сравнивать в потоке речи не слоги, а целые фонетические слова, то окажется, что они звучат неодинаково: отдельные слова мы выделяем на фоне других: Давайте читать, давайте читать роман . Такое выделение слова на фоне соседних называется тактовым ударением , а слово, несущее тактовое ударение, или группа слов, - речевым тактом .

Вчера / над нашим островом / бушевал / страшный ураган.

В речевом потоке есть такие моменты, которые сигнализируют слушающему о том, что говорящий закончил свою мысль. Чаще всего это специфическая интонация. Отрезок речевого потока характеризующийся интонационной законченностью, называется фразой . Фраза может состоять из одного или нескольких тактов, которые не одинаково выделяются ударением в потоке речи: Из весенней земли // начали появляться // первые травы . Наиболее выделяющееся тактовое ударение во фразе называется фразовым ударением: // первые травы //. Фраза может иметь несколько фразовых ударений. В некоторых языках фразовое ударение очень важно. Считают, что, например, во французском языке это единственный тип ударения.

Для практического усвоения интонации другого языка необходимо знать образцы типичных интонаций - так называемые интонационные схемы, контуры, конструкции.

Понятие слога. Теории слога

Слог – это звук или сочетание звуков, произносимых одним толчком выдыхаемого воздуха .

Вопросы слога и слогоделения с давних пор интересуют исследователей. Cуществуют нескольких теорий слога.

Экспираторная теория (дыхательная теория) сводится к тому, что слог есть звук или сочетание звуков, произносимых одним толчком выдыхаемого воздуха. Соответственно, количество выдыхаемых толчков приравнивается количеству слогов. Экспираторная теория, разработанная Р. Стетсоном, часто подвергается критике. Основным контраргументом является тот факт, что одним выдыхаемым толчком можно произнести не только один слог, но и слово, и несколько предложений.

Сонорная теория , предложенная О. Есперсеном (для русского языка данная теория разрабатывалась Р.И. Аванесовым), рассматривает слог как сочетание более сонорного элемента с менее сонорным. Согласно шкале сонорности наибольшей сонорностью обладают гласные звуки, наименьшей – глухие согласные. Элемент с наибольшей степенью сонорности является вершиной слога. Таким образом, слог состоит из звука с наибольшей степенью сонорности или последовательности звуков, один из которых обладает наибольшей сонорностью, а другие – меньшей сонорностью.

Слабыми сторонами данной теории является то, что степень звучности того или иного звука не есть величина неизменная, а также то, что теория сонорности не объясняет сам механизм слогообразования и слогоделения.

Теория мускульного напряжения , сторонниками которой выступают Л.В. Щерба, М.И. Матусевич, Л.Р. Зиндер, предполагает, что слог произносится единым мускульным напряжением, а вся реальная речь является цепью напряжений или импульсов. Каждый импульс представлен тремя фазами: усилением, вершиной, ослаблением. Распределение мускульной напряженности при произнесении звуковых цепочек указывает на границы слогов: усиление мускульной напряженности маркирует начало слога, ослабление – конец слога. Согласно этой теории, каждый слог на произносительном уровне образуется «дугой» мускульного напряжения.

Недостатком теории является то, что стремление положить в основу теории лишь артикуляторный принцип, сводит проблему слога и слогоделения лишь к работе органов речи.

Попытку объединить артикуляторный и акустический аспекты в ходе исследования слога, предпринял Н.И. Жинкин . Его теория получила название теории громкости . Эксперименты, проводимые исследователем, показали, что изменение громкости на перцептивном уровне образуется благодаря тому, что глотка изменяет форму при произнесении того или иного звука речи. Сужение глоточной трубы приводит к повышению дуги громкости и обозначению вершины слога.

Несмотря на различное понимание природы слога представителей вышеперечисленных теорий объединяет то, что вершиной слога (ядром слога) выступает наиболее выделенный звук, который называется слогообразующим. К ядру слога примыкают элементы, чаще согласные, которые называются маргинальными и не являются слогообразующими. К примеру, слово map состоит из одного слога, ядром которого является [æ], а маргинальными элементами [m], [p].

Слог есть понятие фонетическое, а не графическое, хотя часто для наглядности слоги в слове представляются графически, границы между слогами обозначаются с помощью дефиса. Например, ta-ble, smit-ten, sim-u-late, bad-ly, do-n’t, ca-me-ra.

Правила чтения английских букв, особенно гласных, связаны с их положением в слове и зависят от количества и качества соседних букв. Не менее важно знать, находятся ли соседние буквы в одном или в разных слогах – от этого также будет зависеть их чтение.

Принцип деления слов на слоги в английском языке не так прост и нагляден, как в русском: один звук (одна гласная буква) – один слог. Как видно из приведенных выше графических примеров деления слов на слоги, в один слог может входить, наряду с согласными, одна «немая» гласная буква или по две и три согласных буквы. Это ярко иллюстрирует разрыв между графической и фонетической сторонами английского языка.

    Понятие слога.

    Виды слогов.

    Различные теории слога.

    О соотношении слога и морфемы в разных языках.

    Словесное ударение.

    Функции словесного ударения.

    Интонация.

1. Понятие слога

Во всех языках мира проявляется членение речевого потока на слоги. Слог везде выступает как минимальная естественная единица произнесения звуков речи. Произнося слова, говорящий делит их не на отдельные звуки, а на слоги.

Слог является минимальной фонетической единицей членения речевого потока, которая включает в свой состав, как правило, один гласный с примыкающими к нему согласными. Существуют языки, в которых может быть представлен тип слогов, состоящих только из согласных. Таков, например, чешский язык, в котором есть довольно много односложных слов, не содержащих в своем звучании гласных звуков, например: vlk -волк, krk - шея. Ядро или вершину слога в этих словах образуют сонорные согласные l r. В зависимости от количества слогов в слове различают слова односложные, двусложные, трехсложные и так далее.

2. Виды слогов

В зависимости от того, на какой звук, гласный или согласный заканчивается слог различают слоги открытые, закрытые и условно закрытые.

Открытые слоги заканчиваются на гласный звук, например, в русском языке во-ро-та, ре-ка , в немецком Du , Ra - be , Leh - re . Особенностью немецких открытых слогов является наличие в них только долгих гласных.

Закрытые слоги заканчиваются на согласный звук и их нельзя открыть, например: рубль, морс, Nacht, Berg . Немецкие закрытые слоги в подавляющем большинстве содержат краткие гласные звуки, см. примеры выше. Однако в некоторых закрытых слогах могут быть представлены и долгие гласные, например Arzt, nun, Mond, wust .

Условно закрытый слог можно открыть при словоизменении, например: пруд - пруды , кот - коты, Tag - Ta-ge, schwul - schwu-le . Последний тип слогов интересен как свидетельство того, что звуковая структура слогов, входящих в структуру изменяемых слов, не является постоянной величиной.

Существуют также прикрыто-закрытые слоги – мать, дать.

В зависимости от того, на какой звук, гласный или согласный начинается слог различают слоги прикрытые и неприкрытые.

Прикрытые слоги - это слоги, которые начинаются с согласного звука, например: ре-ка, мо-ло-ко, Tal, Raum.

Неприкрытые слоги - это слоги, которые начинаются с гласного звука, например: олово, арена, Ei, aus, Uhr.

3. Различные теории слога.

Существует несколько теорий, которые стремятся объяснить природу слога.

1. Сонорная теория. Согласно этой теории, слог есть сочетание более звучного (или более сонорного) элемента с элементом менее звучным (менее сонорным) (первый – ядро, второй – периферия). Звуки имеют разную степень звучности, а значит и разную способность к слогообразованию. Назовем по мере убывания: гласные, сонорные, звонкие, глухие. (Отто Есперсен).

2. Экспираторная теория, согласно которой слог представляет собой такое звукосочетание, которое соответствует одному выдыхательному толчку. (Стетсон).

3. Теория мускульного напряжения рассматривает слог как минимальный отрезок речевого потока, произносимый одним импульсом мускульного напряжения произносительного аппарата и представляет собой единство подъема, напряжения и усиления звучности в начале слога и падению их в конце слога. (Щерба)

Лингвисты выделяют такое понятие, как слоги. Изучающим язык нужно уметь правильно определять их границы в словах и различать их по видам. Рассмотрим самые основные виды слогов, а также правила деления.

Слоги - что это такое?

Существуют разные подходы к определению этого понятия. С точки зрения фонетики, слог - это один звук или группа звуков, сопровождаемая выдыхательным толчком. В слове всегда ровно столько слогов, сколько в нем гласных. Можно сказать, что слог - это минимальная произносительная единица.

Слоговым (или слогообразующим звуком) является гласный. Согласный, соотвественно, считается неслоговым.

Виды слогов

Слоги также классифицируют на открытые и закрытые. Закрытые слоги оканчиваются на согласную, а открытые - на гласную. В русском языке отмечена тенденция к открытости слога.

Также если слог начинается с гласного звука, он является неприкрытым, а если с согласного - то прикрытым.

Выделяют еще слоги по акустическому строению:

  • восходящие, где от менее звучного (глухого согласного) идет и/или сонорный согласный, и/или гласный (па-па).
  • нисходящие, где, в отличие от восходящего, слог начинается от гласного, а затем идут уже сонорные согласные и/или глухие (ум).
  • восходяще-нисходящий, где получается подобие "горки", в которой сначала идут согласные по степени сонорности, затем вершина - гласный звук, и затем - "спуск" вниз, начиная с наиболее сонорных согласных (пинг-понг).
  • ровные слоги - одна гласная, то есть неприкрытые и открытые слоги являются ровными и состоят из одного только гласного (а).

Ударные и безударные слоги

Ударный слог - это слог, на гласную которого падает ударение, то есть гласная стоит в сильной позиции. На безударные слоги ударение не падает.

А безударные слоги, в свою очередь, делятся на два типа по отношению к ударному слогу: заударные и предударные. Нетрудно догадаться, что предударные стоят перед ударным слогом, заударные, соответственно, - после. Их также делят на предударные/заударные слоги разного порядка по отношению к ударному. Первый предударный или заударный находится ближе всего к ударяемому, второй по порядку стоит за первым заударным и предударным, и так далее.

Возьмем к примеру слово че-ре-до-ва-ни-е, где все слоги, стоит заметить, являются открытыми. Ударным будет четвертый слог -ва-, первым предударным - слог -до-, вторым - -ре-, третьим - че-. А вот первым заударным будет -ни-, вторым - -е.

Как делить слово по слогам?

Все слова можно поделить на слоги. В разных языках деление может происходить по-разному. Но как проходит деление в русском языке? Какие есть нюансы правила?

В целом, деление проходит по общим принципам:

  • Сколько гласных, столько и слогов. Если в слове есть один гласный звук, то это один слог, так как гласные являются слогообразующими. Например, это слова: кот, кит, тот, ток, которые состоят из одного слога.
  • Слогом может являться только гласный звук. Например, по слогам слово "этот" делится как э-тот.
  • Открытые слоги оканчиваются гласными, закрытые - согласными. Примеры открытости: мо-ло-ко, де-ле-ни-е, ко-ро-ва. Закрытые слоги встречаются, как правило, на конце слова или на стыке согласных (ком-пот, крот, дать). В русском языке, как уже говорилось, имеется тенденция к открытости слога.
  • Если в слове есть буква "й", то она отходит к предшествующему слогу. Например, мой-ка.
  • На стыке двух гласных происходит деление посередине, потому что двух гласных в одном слоге быть не может. В таком случае получается, что первый слог является открытым, а второй - неприкрытым (ха-ос).
  • Все сонорные (м, н, л, р) на стыке согласных перед глухими обычно "прилипают" к предшествующим им звукам, образуя слог.

Теории слогоделения

Тем не менее нет четких рамок того, что именно является слогом и где проходят его границы. Главное - наличие гласного, а вот определение границ может происходить по-разному. Существует несколько основных теории слогоделения.

  • Сонорная теория, в основе которой лежит принцип волны сонорности слога. Разработал ее ученый из Дании Отто Есперсен, а для русского языка продолжил идею Р. И. Аванесов. Он выделял четыре степени звучности, начиная с более сонорных и заканчивая несонорными. На вершине стоят гласные, затем по второй степени идут сонорные, третья степень - звонкие шумные, а на четвертом месте - полностью глухие согласные. То есть слог - это сочетание гласного с менее вплоть до несонорных.
  • Экспираторная теория (выдыхательная) подразумевает то, что слог - это один выдыхательный толчок. Сколько толчков, столько и слогов. Однако минус этой теории заключается в неопределенности границы слога на стыке согласных. В этой теории можно использовать свечку, чтобы понять, сколько слогов (воздушных толчков) в слове.
  • Теория "мускульного напряжения" несет в себе идею, что в слоге сочетаются уровни максимального и минимального мускульного напряжения (т. е. напряжния органов речи). Границей слога будут звуки минимального мускульного напряжения.

Теперь, когда вы знаете правила деления слов на слоги, у вас не возникнет проблем с переносом слов.

(Р.Р. Каспранский, с. 76- 85)

Теория слога издавна привлекает внимание филологов. Еще античный грамматист Присциан Цезарейский (ок. 500 года до н.э.) дал определение слога, согласно которому слог - это сочетание звуков, которые произносятся sub uno aceentu et uno spiritu. Слог его интересовал, прежде всего, с позиций метрики.

Присциан Цезарейский (лат. Priscianus Caesariensis) - римский грамматик, родом из Цезареи в Мавритании, жил около 500 года н. э. Величайшим из его трудов является Institutiones Grammaticae («Грамматические наставления») - учебник латинского языка в 18-ти томах. В Средние века он являлся самым распространенным руководством по латинскому языку и послужил основанием для новейших работ по латинской филолологии.

Римскими филологами была разработана стройная те­ория поэтической речи, основанная на слоговой структу­ре слова.

В 60-70-х годах XIX столетия проблема слога привлекает к себе внимание лингвистов-фонетистов. Поскольку человеческая речь может рассматриваться как физиологическое, органо-генетическое, психологическое и акустическое явления, делались попытки объяснения природы слога со всех этих точек зрения.

Имеется более десятка теорий или трактовок слога. Рассиотрим наиболее известные из них.

3.1.Экспирационная или эспираторная . Как говорит само название, в основу этой теорий положен физиологическяй процесс выдоха при говорении. Немецкий фонетист Эдуард Зиверс

Эдуард Зиверс (нем. Eduard Sievers; 25 ноября 1850, Липпольдсберг - 30 марта 1932, Лейпциг) - немецкий филолог-германист.Окончил университет в Лейпциге (1870). Профессор в Йене (с 1871), Тюбинген (с 1883), Галле (с 1887) и Лейпциге (с 1892). Основные труды посвящены фонетике и грамматике, и истории немецкого языка, скандинавской и англо-саксонской грамматике, психологии речи, стилистике и текстологии. Занимался исследованием и изданием памятников германских языков памятников немецкой литературы. Редактор журнала «Beiträge zur Geschichte der deutschen Sprache und Literatur» (1891-1906, 1924-1931).

называет слогом ту часть слова, которая произносится одним толчком выдыхаемого воздуха. Согласно этой теории, го­ворение не происходит как равномерное "вытекание" воздуха и равномерное производство звуков друг за другом, а в виде порций выдыхаемого воздуха, которыми производится не отдельный звук, а группа звуков, более тесно связанных друг с другом, чем звуки, производимые сле­дующим толчком воздуха.

Эта теория самая древняя и самая, пожалуй, понятная и близкая нам. Еще Присциан давал аналогичное оп­ределение ("одним ударением и одним выдохом"), и мы са-


ми часто наблюдаем это явление, когда нам нужно произнести слово раздельно, т.е. по слогам, а также при групповом говорении, скандировании и т.д. Поэтому едва ли нужны примеры, иллюстрирующую эту теорию.

3. 2 . Теория сонорности

Основоположник: Йенс О́тто Ха́рри Е́сперсен

(Jens Otto Harry Jespersen ; 16 июля 1860, Раннерс - 30 апреля 1943, Копенгаген) - датский лингвист.

Окончил Копенгагенский университет, затем продолжал образование в Оксфордском университете. В 1893-1925 гг. профессор английского языка в Копенгагенском университете.

Автор учебника английского языка (1895, выдержал 19 изданий), в основу которого положена живая разговорная речь. Своё понимание грамматики как живого и развивающегося целого он отразил в «Философии грамматики» (1924). Есперсен - автор «теории прогресса» в языке, согласно которой все языковые изменения направлены на облегчение условий коммуникации и потому прогрессивны. Создал проект международного искусственного языка новиаль, ранее участвовал в разработке идо.

Работы Есперсена оказали значительное влияние на развитие лингвистики XX века. Способствовал становлению датской лингвистической школы (среди его учеников, в частности, Луис Леонор Хаммерих).

В основе этой теории лежит акустическая природа звуков речи, т.е. слог связывается со звучностью или степенью звучности звукотипов. Например,

группа глухих взрывных - это минимально сонорные звуки.

o Гласные [о, а] - максимально сонорные.

o Все соглас­ные обладают меньшей степенью cонорности, чем любой гласный звук.

o Среди согласных сонорные согласные, есте­ственно, более сонорны, чем остальные,

o Среди шумных согласных звонкие обладают большей степенью сонорности, чем глухие,

o среди глухих же более сонорны фрикативные и т.д.

Соглаcно с этой теорией, звучность (Schallfülle) прямо пропорциональна к величине (объему) полости резонатора. О.Есперсен выделяет 8 градаций cонорностн (в порядке нарастания сонорности: (Таблица для демонстрации)