Функции педагогики как науки обусловлены ее предметом. Это теоретическая и техноло­гическая функции, которые она реализует в органичном един­стве.

Теоретическая функция педагогики реализуется на трех уров­нях:

описательном или объяснительном - изучение передового и новаторского педагогического опыта;

диагностическом - выявление состояния педагогических яв­лений, успешности или эффективности деятельности педагога и учащихся, установление условий и причин, их обеспечивающих;

прогностическом - экспериментальные исследования педаго­гической действительности и построение на их основе моделей преобразования существующей действительности. Прогностический уровень теоретической функции связан с раскрытием сущности педагогических явлений, нахождением глу­бинных явлений в педагогическом процессе, научным обоснова­нием предполагаемых изменений. На этом уровне создаются тео­рии обучения и воспитания, модели педагогических систем, опе­режающие образовательную практику.

Технологическая функция педагогики предлагает также три уровня реализации:

Модель - образец (эталон, стан­дарт).

проективный , связанный с разработкой соответствующих ме­тодических материалов (учеб­ных планов, программ, учебни­ков и учебных пособий, педа­гогических рекомендаций), во­площающих в себе теоретические концепции и определяющих "нормативный или регулятивный" (В.В.Краевский) план педаго­гической деятельности, ее содержание и характер;

преобразовательный , направленный на внедрение достижений педагогической науки в образовательную практику с целью ее совершенствования и реконструкции;

рефлексивный и корректировочный , предполагающий оценку влияния результатов научных исследований на практику обуче­ния и воспитания и последующую коррекцию во взаимодействии научной теории и практической деятельности.

Каковы же функции педагогической науки, обусловленные ее предметом?

Педагогическая наука осуществляет те же функции, что и любая другая научная дисциплина: описание, объяснение и предсказание явлений действи­ тельности, которую она изучает.

Различают следующие функции педагогической науки: общетеоретиче­скую, прогностическую и практическую.

Общетеоретическая функция педагогической науки состоит в теорети­ческом анализе закономерностей педагогического процесса. Наука описы­вает педагогические факты, явления, процессы, объясняет, по каким зако­нам, при каких условиях, почему они протекают, делает выводы.

Прогностическая функция педагогики состоит в обоснованном предви­дении развития педагогической реальности (какой, например, будет школа будущего, как будет изменяться контингент учащихся и т. п.). На базе на­учно обоснованного прогноза становится возможным более уверенное пла­нирование. В области воспитания значимость научных прогнозов исклю­чительно велика, ибо по своей природе воспитание обращено в будущее.

Практическая (преобразовательная, прикладная) функция педагогики со­стоит в том, что на основе фундаментального знания усовершенствуется педагогическая практика, разрабатываются новые методы, средства, фор­мы, системы обучения, воспитания, управления образовательными струк­турами.

Единство всех функций педагогики позволяет наиболее полно решать задачи педагогического процесса в различных типах образовательно-воспи­тательных учреждений.

Задачи педагогической науки.

Постоянные задачи:

Вскрытие закономерностей воспитания, образования, обучения и управления этими процессами;

Изучение, обобщение практики, опыта педагогической деятельности;

Разработка новых методов, средств, форм, систем обучения, воспитания, управления образовательными структурами;

Прогнозирование развития образовательных систем на ближайшее и отдаленное будущее;

Внедрение результатов педагогических исследований в практику; разработка теоретических, методологических основ инновационных процессов, рациональных связей теории и практики; взаимопроникновение исследовательской и практической деятельности (научно-практические центры, лаборатории, объединения).

Временные задачи.

Разработка стандартов, учебников, концепций, программ.

3. Источники развития педагогики: многовековой практический опыт воспитания, закрепленный в образе жизни, традициях, обычаях людей, народной педагогике;

философские, общество­ведческие, педагогические и психологические труды;

текущая мировая и отечественная практика воспитания;

данные специ­ально организованных педагогических исследований;

опыт пе­дагогов-новаторов, предлагающих оригинальные идеи, новые подходы, технологии воспитания в современных быстроизменяющихся условиях.

Педагогика - это сложная общественная наука, объединяющая, интегрирующая и синтезирующая в себе данные всех учений о детях. Она определяет каноны формирования социальных отношений, оказывающих влияние на развитие будущего поколения.

Цели и задачи педагогики

Аспекты педагогической действительности влияют на ребенка не только во время непосредственного воздействия, но и впоследствии находят свое отражение в событиях его жизни.

Главная цель педагогики состоит во всемерном способствовании процессу самореализации индивида и развитию социума с помощью научного подхода, а также в разработке и реализации результативных способов ее совершенствования.

В начале третьего тысячелетия, полного важных событий, возрастает необходимость утверждения в сознании россиян гуманистических идей. Это возможно только при условии осуществления педагогического подхода во всех сферах жизни. Лишь тогда можно будет прогнозировать эффективность воспитательной и образовательной деятельности.

Таким образом, задачи и функции педагогики связаны с описанием, объяснением и прогнозированием событий и процессов, имеющих место в образовательной сфере. Именно это определяет необходимость разделения задач на теоретические и практические. Задачи и функции педагогики формулируются исходя из научных принципов, а далее воплощаются в фактической деятельности.

  1. Выявление основных закономерностей воспитательно-образовательного процесса.
  2. Анализ и обобщение опыта педагогической деятельности.
  3. Разработка и обновление методологической основы; создание новых систем обучения и воспитания.
  4. Использование результатов педагогического экспериментирования в практике преподавания.
  5. Определение перспектив развития образования в ближайшем и отдаленном будущем.

Фактическое же воплощение теории, то есть выполнение практических задач, происходит непосредственно в учреждениях образования.

Объект педагогики

Задачи и функции педагогики как науки сформулированы достаточно четко. Их содержание никогда не вызывало противоречий у специалистов и исследователей.

Еще в начале XX века А. С. Макаренко обращал внимание на специфичность объекта педагогики. Он не соглашался с большинством исследователей того времени. А.С. Макаренко считал ошибочным их мнение о том, что в качестве объекта педагогики выступает ребенок. Эта наука изучает аспекты деятельности, направленные на формирование социально значимых качеств личности. Следовательно, объектом педагогической науки является не человек, в направленный на него воспитательный процесс, совокупность педагогических мероприятий, определяющих развитие индивида.

Предмет педагогики

Проблематика воспитательного и образовательного процесса косвенно связана со многими науками: философией, социологией, психологией, экономикой и другими. Но, ни одна из них не затрагивает сущности деятельности, определяющей повседневные процессы роста и развития ребенка, а также взаимодействие учителя и школьников. Только педагогика занимается изучением закономерностей, тенденций и перспектив развития воспитательно-образовательного процесса как одного из факторов становления личности человека.

Таким образом, предмет этой собирательной общественной науки включает в себя закономерности становления процесса воспитания во времени, которые тесно связаны с канонами развития социальных отношений. Также и функции педагогики отражают совокупность особенностей и условий осуществления педагогического воздействия.

Педагогика как наука

Важнейшие функции педагогики как науки связаны с познанием законов, регулирующих воспитание, образование и обучение индивида и разработкой оптимальных средств решения основных задач личностного развития человека.

Для конкретизации специалисты выделяют теоретическую и технологическую функции педагогики.

Реализация каждой них предполагает наличие трех деятельностных уровней.

Уровни теоретической функции:

  1. Описательный, или пояснительный , на котором изучается передовой и новаторский педагогический опыт.
  2. Диагностический , в рамках которого выявляется состояние, условия и причины явлений, сопровождающих взаимодействие учителя и ребенка.
  3. Прогностический , подразумевающий проведение экспериментальных исследований, выявляющих педагогическую действительность и нахождение способов ее преобразования. Этот уровень связан с созданием теорий и моделей взаимодеятельности участников педагогических отношений, которые используются на практике.

Уровни технологической функции:

  1. Проективный , включающий разработку соответствующего перечня методического материала (учебные планы, программы, пособия и т. д.) содержание которых воплощает теоретические основы педагогики.
  2. Преобразующий , связанный с внедрением научных достижений в образовательный процесс с целью его усовершенствовать.
  3. Рефлексивный, или корректирующий , предполагающий проведение оценки влияния педагогических исследований на учебную и воспитательную практику, по результатам которой можно провести корректировку, учитывая взаимосвязь науки и практики.

Основные категории педагогики

Функции педагогики проявляются по-разному в зависимости от категории, в рамках которой осуществляется воздействие на ребенка.

Любая должна строиться на четком разграничении обыденных представлений и научных знаний. Первые отражаются в повседневной практике воспитания и обучения. Вторые - это обобщенные результаты педагогического опыта, которые представлены категориями и понятиями, закономерностями, методами и принципами организации педагогического процесса. Становление данной науки сопровождалось постепенным разграничением понятий, что стало предпосылкой для формирования трех педагогических категорий: это воспитание, обучение, образование.

Воспитание

Современная наука трактует понятие «воспитание» как общественное явление, характеризующееся передачей исторических и культурных ценностей, формирующих впоследствии соответствующий опыт, передачу его из поколения в поколение.

Функционал воспитателя:

1. Передача опыта, накопленного человечеством.

2. Введение в культурный мир.

3. Стимулирование самовоспитания и саморазвития.

4. Оказание педагогической помощи при возникновении трудных жизненных ситуаций.

Результатом воспитательного процесса является формирование у ребенка индивидуального отношения к пониманию мира, других членов общества и самого себя.

В задачах воспитания всегда отражается историческая потребность общества в подготовке будущих поколений, способных к реализации определенных общественных функций и социальных ролей. То есть совокупность систем, обусловливающих содержание, характер и задачи данной педагогической категории, находится в соответствии со сложившимися этнонациональными традициями, особенностями общественно-исторической формации, определенной ценностной иерархией, а также с политической и идеологической доктриной государства.

Обучение

Задачи деятельности учителя:

1. Преподавание, то есть целенаправленная передача знаний, жизненного опыта, способов деятельности, основ культуры и науки.

2. Руководство освоением знаний, формированием навыков и умений.

3. Создание условий для школьников.

Таким образом, суть диалектического отношения «обучение—воспитание» состоит в развитии деятельностных и личностных черт индивида, основанном на учете его интересов, приобретенных ЗУН, способностей.

Образование

Третья педагогическая категория - образование. Это многогранный процесс, включающий в себя несколько направлений деятельности, в частности, формирование у учащихся ценностного отношения к обществу и себе; совокупность мероприятий по обучению и воспитанию.

Наличие различных видов образовательных учреждений обусловливает специализацию педагогических категорий. Их классификация отражает ступени: детский сад, начальная школа, средняя школа и т. д. Соответственно, и содержательная и методологическая сторона на каждом этапе образования специфичны. Категории педагогики дошкольного возраста имеют свои особенности, связанные с тем, что основной для ребенка 2-7 лет является игра. Воспитание для этого возраста является основой развития. А затем, когда учеба занимает главенствующее место в жизни школьника, соотношение значимости педагогических категорий меняется.

Исходя из вышесказанного, педагогику следует считать наукой о сущностных закономерностях и методологических основах (принципы, методы и формы) обучения и воспитания индивида.

Дошкольная педагогика

Объект педагогики, воздействие которой направлено на ребенка специфичен. Его особенность обусловлена возрастом, и как следствие - мышлением, вниманием, памятью и основными видами деятельности детей в возрасте до 7 лет.

Задачи дошкольной отрасли науки формулируются с учетом ее теоретической и прикладной роли, социально-педагогической значимости, отражающей главные функции педагогики.

1. Способствование процессу воспитания и обучения детей в соответствии с требованиями современного общества.

2. Изучение тенденций и перспектив педагогической деятельности в дошкольном учреждении как одной из основных форм развития ребенка.

3. Разработка новых концепций и и обучения детей.

Функции дошкольной педагогики

1. Описательно-прикладная, представляющая собой научное описание актуальных программ и технологий, использование которых в образовательном процессе служит гарантией гармоничного развития личности.

2. Прогностичная, заключающаяся в научном прогнозировании и поиске способов совершенствования педагогической деятельности в ДОУ.

3. Творческо-преобразовательная, заключающаяся в учете результатов научных исследований и создании проектно-конструктивных технологий.

Предмет, задачи, функции педагогики взаимосвязаны. Их совокупность определяет содержание образовательной деятельности, которое обусловлено основной целью данной науки, состоящей в способствовании гармоничному личностному развитию индивида.

ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИКИ

Львова Д.Л.

Слово «функция» имеет много значений. Применительно к данной постановке вопроса больше всего подходят такие его определения как «явление, зависящее от другого, основного явления и служащее формой его проявления или осуществления» или же «обязанность, круг деятельности, подлежащая исполнению работа». Таким образом, понятие «функции педагогики» позволяет нам говорить о том, как именно функционирует педагогика как наука, что она должна делать. На основании определения функций формулируются задачи педагогики.

При знакомстве с педагогической литературой обращает на себя внимание тот факт, что если по вопросу об определении педагогики как науки нет единого четкого ответа, определение предмета педагогики имеет некие расхождения, то и вопрос о функциях педагогики не решен однозначно. В сущности, рассмотрение этого вопроса начинает выделяться в самостоятельную тему лишь во второй половине 1990-х годов.

Так, обращаясь к академическому изданию «Российская педагогическая энциклопедия» (т.2, М., 1999), мы не найдем четкого определения функций педагогики как науки. В соответствующей статье «ПЕДАГОГИКА» (где последняя определяется как отрасль науки, раскрывающая сущность, закономерности образования, роль образовательных процессов в развитии личности, разрабатывающая практические пути и способы повышения их результативности) рассмотрено лишь как вопрос о функциях данной науки решался в начале ХХ века. В то время «педагогика рассматривалась как некоторая прикладная дисциплина, функция которой состоит, прежде всего, в применении в опосредованном и несколько адаптированном виде знаний, заимствованных из других наук (например, психологии, социологии и др.), к решению теоретических и практических задач, возникающих в сфере образования». На этом рассмотрение функций педагогики остановлено.

Отсутствие специальной постановки вопроса о функциях педагогики мы встречаем и в трудах Б.Т. Лихачёва («Педагогика. Курс лекций. М., 1993 и 2001 г. изд.), где рассмотрены основные категории педагогики как науки, подчеркнут интегрирующий характер таких категорий как воспитание, образование, указано на многообразие связей педагогики с другими науками.

Тем не менее, со второй половины 1990-х годов и по настоящее время к вопросу о функциях педагогики обращались в учебно-педагогической литературе для студентов педагогических вузов более активно. Можно выделить два подхода к рассмотрению этой проблемы.

В работах Сластенина В., Исаева И. и др. «Педагогика: Учебное пособие» функции педагогики как науки обусловливаются ее предметом и рассматриваются как теоретическая и технологическая функции, реализующиеся в ограниченном пространстве.

Теоретическая функция педагогики реализуется на трех уровнях:

  1. описательном или объяснительном - изучение передового и новаторского педагогического опыта;
  2. диагностическом - выявление состояния педагогических явлений, успешности или эффективности деятельности педагога и учащихся, установление условий и причин, их обеспечивающих;
  3. прогностическом - экспериментальные исследования педагогической действительности и построение на их основе моделей преобразования этой действительности. Прогностический уровень теоретической функции связан с раскрытием сущности педагогических явлений, нахождением глубинных явлений в педагогическом процессе, научным обоснованием предполагаемых изменений. На этом уровне создаются теории обучения и воспитания, модели педагогических систем, опережающие образовательную практику.

Технологическая функция педагогики предлагает также три уровня реализации:

  1. проективный , связанный с разработкой соответствующих методических материалов (учебных планов, программ, учебников и учебных пособий, педагогических рекомендаций), воплощающих в себе теоретические концепции и определяющих "нормативный или регулятивный" (В. В. Краевский) план педагогической деятельности, ее содержание и характер;
  2. преобразовательный, направленный на внедрение достижений педагогической науки в образовательную практику с целью ее совершенствования и реконструкции;
  3. рефлексивный и корректировочный , предполагающий оценку влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания и последующую коррекцию во взаимодействии научной теории и практической деятельности.

Данная типология широко используется при подготовке разнообразных курсов лекций, хотя в нее вносятся отдельные уточнения или незначительно корректируется название функций. Примерами могут быть добавление « воспитательно-образовательной функции», реализуемой через обучение, воспитание и развитие личности человека в подраздел технологических функций или отсутствие указания на «корректировочный» уровень при описании рефлексивного, как в работе Т. А. Писаревой «Общие основы педагогики» (интернет-версия конспекта лекций).

Вариантом данного подхода выглядит и схема в работе «Педагогика», предложенная Ивановой В.А. и Левиной Т.В, базирующихся на трудах Кононенко И., Михалевой Л., хотя в их работе речь идет о функциях педагогической теории. Они выделяют три функции, включающие в себя подуровни:

  1. Теоретические функции:
  1. обогащение, систематизация научных знаний;
  2. обобщение опыта практики;
  3. выявление закономерностей в педагогических явлениях.
  1. Практические функции:
  1. повышение качества воспитания;
  2. создание новых педагогических технологий;
  3. внедрение итогов педагогических исследований в практику.
  1. Прогнозирование:
  1. научное предвидение в социальной сфере, связано с целеполаганием.

На основании этих функций они формулируют задачи педагогики как науки, что и позволяет их отождествлять с функциями педагогики. Задачи ими выделены следующие:

  1. Научное обоснование развития систем образования, содержания обучения и воспитания.
  2. Исследование сущности, структуры, функций педагогического процесса.
  3. Выявление закономерностей и формулирование принципов процесса обучения и воспитания людей.
  4. Разработка эффективных форм организации педагогического процесса и методов его осуществления.
  5. Разработка содержания и методики самообразования и самовоспитания людей.
  6. Исследование особенностей и содержания деятельности педагога и путей формирования развития его профессионального мастерства.
  7. Разработка методологических проблем педагогики, методик ее исследования, обобщения, распространения и внедрения опыта обучения и воспитания.

Несколько иная система рассмотрения функций педагогики предложена в работе «Педагогика» под редакцией д.п.н., проф. П.И. Пидкасистого (1999 г.). В ней подчеркивается, что процесс получения педагогического знания подчиняется общим закономерностям научного познания, а педагогическая наука осуществляет те же функции , что и любая другая научная дисциплина :

  1. описание,
  2. объяснение,
  3. предсказание явлений того участка действительности, который она изучает.

Эти функции взаимосвязаны. Так, предпосылкой для предсказания (прогностической функции) является объяснение положения вещей путем поиска закономерностей, из которых это положение вытекает в данных условиях. Объяснение, например, неэффективности того или иного метода обучения можно дать на основании описания фактов, когда его применение не приводило к усвоению учениками конкретного учебного материала.

Однако характер и результаты педагогического исследования в значительной степени определяются влиянием установок ценностного практического сознания, что привносит свою специфику в реализацию данных функций в педагогике.

Так, прогностическая функция педагогической теории состоит не только в том, что она дает возможность предвидеть, как процесс (в данном случае педагогический) будет протекать "сам по себе", без нашего вмешательства. Необходимо еще показать, как эту систему можно преобразовать, улучшить. Задача будет двуединая: не только изучать, но и конструировать.

Поэтому существуют специфические функции педагогики как науки.

Педагогическая действительность не может ограничиться лишь объективным отображением изучаемого, хотя бы и самым достоверным. От нее требуется влиять на педагогическую действительность, преобразовывать, совершенствовать ее. Поэтому в ней совмещаются две функции , которые в других научных областях обычно поделены между разными дисциплинами: научно-теоретическая и конструктивно-техническая (нормативная, регулятивная) .

Педагогику нельзя характеризовать только как теоретическую или только как прикладную науку. Она, с одной стороны, описывает и объясняет педагогические явления», с другой - указывает, как нужно обучать и воспитывать. Реализуя научно-теоретическую функцию , исследователь отражает педагогическую действительность как она есть, как сущее. В результате получаются знания об успешности или неуспешности работы учителей по новым учебникам, о трудностях, которые испытывают учащиеся при изучении учебных материалов определенного типа, о составе, функциях и структуре содержания образования и т.п.

Осуществляя конструктивно-техническую функцию , исследователь отражает педагогическую действительность такой, какой она должна быть. Это знания о должном - о том, как нужно планировать, осуществлять и совершенствовать педагогическую деятельность в соответствии с целями учебно-воспитательного процесса и условиями, в которых он протекает. Сюда относятся общие принципы учения и воспитания, принципы обучения отдельным предметам, педагогические правила, методические рекомендации

Пожалуй, в рамках этого подхода следует рассматривать выделение функций дидактики как педагогической теории воспитания и обучения по отношению к практике (Л.М. Перминова, Е.Н. Селивёрстова. Дидактика на рубеже эпох. Владимир, 2010):

  1. Описательно-объяснительная (широко используется на практике; применяется при изучении и обобщении опыта педагогов);
  2. Конструктивно-техническая (нормативная);
  3. Прогностическая (мысленное сопоставление вариантов решения той или иной дидактической задачи и прикидке возможных последствий от применения того или иного варианта решения; практически не применялась).

В заключении хотелось бы остановиться на характеристике функций педагогики, приведенной в лекции д.п.н., проф. Л.М. Перминовой, выделившей 2 уровня:

  1. Общенаучные функции:
  1. Описательная
  2. Объяснительная
  3. Предсказательная
  1. Специфические функции:
  1. Нормативная: конструктивно-техническая функция, связанная с конструированием образовательного процесса на основе ценностных и методологических предпосылок философии, социологии, педагогики;
  2. Интегративная функция: наиболее полно отражается при создании педагогических систем и концепций развития, позволяет соединить теорию и практику.

Нельзя не отметить определенное сходство предлагаемой схемы с той, что изложена в работах проф. П.И. Пидкасистого. В связи с этим появляется возможность интерпретировать интегративную функцию педагогики как слияние в ней функций и задач именно прикладной и теоретической науки, научно-теоретического познания и применения на практике его выводов.


ТЕМА: ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА, ЕЕ ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ, ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ.

1.Становление педагогики как науки, ее сущность, объект, предмет, функции.

2.Задачи педагогики как науки.

3.Источники развития педагогики:

4.Характеристика основных педагогических понятий.

5.Система педагогических наук, связи педагогики с другими науками.

6.Педагогическая наука и педагогическая практика.

1.Становление педагогики как науки, ее сущность, объект, предмет, функции.

Существование общества, его развитие возможно только потому, что каждое вступающее в жизнь новое поколение людей овладевало социальным опытом предков, обогащало, приумножало и передавало его в более развитом виде своим потомкам. Со временем накопление знаний привело к возникновению особой науки, называемой педагогикой.

Педагогика – это наука о воспитании, обучении и образовании человека на всех этапах его личностного и профессионального развития.

Свое название педагогика получила от греческих слов «пайдос» - дитя и «аго» - вести. В дословном переводе слово «педагогика» означает «детовождение». В Древней Греции педагогом называли раба, который сопровождал ребенка своего хозяина в школу, прислуживал ему на занятиях и вне их. С развитием общества роль педагога существенно изменилась, переосмыслилась и само понятие, оно стало употребляться в более широком смысле для обозначения искусства вести ребенка – обучать, воспитывать, развивать духовно и физически.

Элементы педагогики появились с зарождением воспитания на раннем этапе развития общества. Возникли педагогические заповеди как результат оформления педагогической мысли. До нас они дошли в виде пословиц, поговорок, афоризмов, крылатых выражений. С появлением письменности народные суждения стали носить характер советов, правил и рекомендаций. Так зародилась народная педагогика.

Например: «Век живи- век учись», «Повторение – мать учения», «Корень учения горек, да плод сладок».

Вначале педагогические знания являлись элементом философии, их развивали крупные древнегреческие мыслители Пифагор, Сократ, Платон, Аристотель, в трудах которых отражены идеи и положения, Связанные с воспитанием человека, формированием его личности.

Становление педагогики как самостоятельной научной дисциплины относят к XVII в. и связывают с именем чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592 – 1670). С его именем связано выделение педагогики из философии и оформление ее в самостоятельную науку. В трудах Я. А. Коменского впервые определены предмет, задачи и основные категории педагогики, сформулирована и раскрыта идея всеобщего обучения всех детей независимо от социального положения родителей, пола, религиозной принадлежности. Большая заслуга Я. А. Коменского в том, что им впервые разработаны основы классно-урочной системы. Многие высказанные Я. А. Коменским идеи не утратили свою актуальность, научное значение до настоящего времени. Предложенные им принципы, методы, формы обучения вошли в золотой фонд педагогической теории.

Для определения педагогики как науки важно установить границы ее предмет области, ответив на вопрос: «Что же она изучает?». Поэтому необходимо осмысление объекта и предмета педагогики.

Объект – это область действительности, которую исследует данная наука. Объектом педагогики выступают явления действительности, которые обусловливают развитие человека в процессе целенаправленной деятельности общества. Таким явлением действительности является образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства.

Предмет – это способ видения объекта с позиций данной науки. Предметом педагогики является сознательно и целенаправленно организуемый педагогический процесс.

Функции педагогической науки .

Педагогическая наука осуществляет те же функции, что и любая другая научная дисциплина: описание, объяснение и предсказание явлений действительности, которую она изучает.

Функции педагогической науки: теоретическая, прогностическая и практическая.

Теоретическая функция педагогической науки состоит в теоретическом анализе закономерностей педагогического процесса. Наука описывает педагогические факты, явления, процессы, объясняет, по каким законам, при каких условиях, почему они протекают, делает выводы. Педагогическая наука анализирует, обобщает, интерпретирует и оценивает педагогический опыт.

Практическая функция педагогики состоит в том, что на основе фундаментального знания усовершенствуется педагогическая практика, разрабатываются новые методы, средства, формы, системы обучения, воспитания, управления образовательными структурами; внедряются результаты педагогических исследований в практику.

Прогностическая функция педагогики состоит в обоснованном предвидении развития педагогической реальности (какой, например, будет школа будущего, как будет изменяться контингент учащихся).

Единство функций педагогики обеспечивает управление функционированием и управление развитием педагогического процесса.

Во взглядах ученых на педагогику утвердились три точки зрения:

1) педагогика - междисциплинарная область человеческого знания. Та­кой подход фактически отрицает педагогику как самостоятельную теорети­ческую науку, т. е. как область отражения педагогических явлений. В этом случае в педагогике оказываются представленными самые разные сложные объекты действительности (космос, культура, политика и др.);

2) педагогика - прикладная дисциплина, функция которой состоит в опосредованном использовании знаний, заимствованных из других наук (психологии, естествознания, социологии и др.) и адаптированных к реше­нию задач, возникающих в сфере образования или воспитания. Содержа­ние такой педагогики составляет совокупность фрагментарных представле­ний об отдельных сторонах педагогических явлений;

3) педагогика - это относительно самостоятельная дисциплина, имею­щая свой объект и предмет изучения 1 .

Третья точка зрения, согласно которой педагогика рассматривается как самостоятельная научная дисциплина, является наиболее признаваемой. В отличие от житейских знаний в области воспитания и обучения педагогика как наука обобщает разрозненные факты, устанавливает причинные связи

1 Сластенин В. А., Каширин В. П. Психология и педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2001.

между явлениями. Она отвечает на вопросы, какие и почему происходят из­менения в развитии человека под влиянием обучения и воспитания.

Для определения педагогики как науки важно установить границы ее предметной области, ответив на вопрос: «Что же она изучает?» Поэтому не­обходимо осмысление объекта и предмета педагогики.

Объект - это область действительности, которую исследует данная нау­ка. Объектом педагогики выступают явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Таким явлением действительности является обра­зование - целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах чело­века, общества и государства.

Предмет - это способ видения объекта с позиций данной науки.

Предметом педагогики является сознательно и целенаправленно организуе­мый педагогический процесс.

Под педагогическим процессом понимают специально организованное, раз­вивающееся во времени и в рамках определенной воспитательной системы взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение поставленной цели и призванное привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников.

Педагогическая наука исследует сущность, закономерности, принципы, тенденции и перспективы развития педагогического процесса, разрабаты­вает теорию и технологию его организации, совершенствует содержание и создает новые организационные формы, методы и приемы педагогической деятельности воспитателей и воспитанников (детей и взрослых).

Исходя из такого понимания объекта и предмета педагогики, можно сделать вывод, что педагогика - это наука о воспитании, обучении и образо­вании детей и взрослых.

Каковы же функции педагогической науки, обусловленные ее предметом?

Педагогическая наука осуществляет те же функции, что и любая другая научная дисциплина: описание, объяснение и предсказание явлений действи­тельности, которую она изучает.

Различают следующие функции педагогической науки: общетеоретиче­скую, прогностическую и практическую.

Общетеоретическая функция педагогической науки состоит в теорети­ческом анализе закономерностей педагогического процесса. Наука описы­вает педагогические факты, явления, процессы, объясняет, по каким зако­нам, при каких условиях, почему они протекают, делает выводы.

Прогностическая функция педагогики состоит в обоснованном предви­дении развития педагогической реальности (какой, например, будет школа будущего, как будет изменяться контингент учащихся и т. п.). На базе на­учно обоснованного прогноза становится возможным более уверенное пла­нирование. В области воспитания значимость научных прогнозов исклю­чительно велика, ибо по своей природе воспитание обращено в будущее.

Практическая (преобразовательная, прикладная) функция педагогики со­стоит в том, что на основе фундаментального знания усовершенствуется педагогическая практика, разрабатываются новые методы, средства, фор­мы, системы обучения, воспитания, управления образовательными струк­турами. Единство всех функций педагогики позволяет наиболее полно решать задачи педагогического процесса в различных типах образовательно-воспи­тательных учреждений.