Тема «Природа и я»



Возраст: 13-15 лет.

Цель : формирование экологической культуры и этических ценностей по отношению к природе.

Задачи:

Образовательные:

Научить школьников делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять окружающую среду.
-дать представление о влияние позитивных и негативных поступков людей к окружающей среде.

Сформировать представление о предмете изучения экологии.

Формирование понятии «Экологический контроль»

Показать пример здоровье сберегающих технологий организации учебного процесса

Развивающие:

Формирование у школьников целостного экологического мировоззрения.

Формирование умения предвидеть последствия своего поведения и поведения других людей в окружающей среде, а так же находить компромисс.

Формирование экоцентрического типа сознания.

Развитие мыслительных операций (логического мышления, умения анализировать, обобщать, делать выводы).

Сформировать представление об экологических праздник и их значении

Воспитательные:

Привлечение внимания к экологическим проблемам.

Воспитание экологической ответственности.

Способствовать воспитанию экологической культуры, уважения ко всему живому.

Оборудование : проектор, компьютер.

Вступительная беседа (введение в тему).

Этот год в нашей стране объявлен годом экологии. Так давайте поговорим о экологической культуре. Что же это? Как вы это понимаете?

- Экология – это наука об отношениях растительных и животных организмов друг к другу и окружающей среде

Экологическая культура - часть общечеловеческой культуры , система социальных отношений, общественных и индивидуальных морально-этических норм, взглядов, установок и ценностей, касающихся взаимоотношения человека и природы

Наше занятие я хочу начать с демонстрации нескольких кадров. (1-4)

Сегодня наш природный дом, наша планета оказалась в большой опасности.

«нам дом» обращается к нам за помощью и кричит «Помогите!» (5)

Ни для кого не секрет, что наш мир стоит на пороге экологической катастрофы. За нарушение законов природы человек уже расплачивается своим здоровьем и наверняка здоровьем будущих поколений.

Что же такого плохого делает человек природе?

Каждый ли человек на нашей планете так поступает по отношению к природе?

Как вы думаете, почему они это делают?

Этих людей можно назвать экологически некультурными

Что посоветовать этим людям?

Все верно - и единственное спасение – в экологической культуре человека.

Тема нашего занятия «Природа и я»(6).

Беседа о значении слова экология.

Что же такое экология?

С греческого «экос» - это «дом», а «логос» наука.

Т.е «наука о доме».

А что мы можем назвать нашим общим домом?

-Наш общий дом – планета Земля.

Да, ребята, экология – это наука, изучающая взаимодействие всех организмов (включая человека) друг с другом и окружающей средой. И эти взаимодействия везде и всюду. Послушайте небольшую притчу: -

Один знакомый рыбак на всю жизнь запомнил урок экологической культуры, который дал ему старый эвен – житель колымской тайги. Они ловили рыбу на берегу реки, но в тайге были тучи комаров. «Эх, нашёлся бы учёный, который бы истребил всю эту «нечисть»!» - в сердцах воскликнул рыбак. Эвен, который сидел рядом, не говоря ни слова, взял только что пойманного хариуса и разрезал ножом его толстое брюшко. Желудок рыбы был наполнен … комарами.

Какой экологический урок преподнес старый эвен рыбаку?

- Если уничтожить комаров – то исчезнет вся рыба, которая ими питается.

- Природа сама регулирует количество видов, поэтому человеку не следует вмешиваться.

- все в природе находится в равновесии и все связанно.

Все верно, в природе все взаимосвязано. Навредив одному виду, пострадает другой. А можете ли вы привести еще несколько таких примеров взаимодействия?

- В Китае были уничтожены миллионы воробьев. После развилось огромное количество вредителей и китайцы стали закупать воробьев в других странах и восстанавливать популяцию.

- В Норвегии уничтожали хищных птиц, чтобы сохранить куропаток. Но куропатки погибли от эпидемии. Оказалось, что ястребы и совы поедали больных и ослабленный птиц и предотвращали эпидемию.

Экологический контроль

Посмотрите на слайд: завод сбрасывает сточные воды в озеро(7). Каким образом это навредит флоре и фауне водоема? Что необходимо делать в такой ситуации заводу?

- Эти вещества обязательно о сядут на водных растениях. Растения попадут в желудок рыбы, отравляя ее. И если травоядную рыбы съест хищная, то она тоже будет отравлена. Последним в пищевой цепочке может быть человек и тогда он также получит пищевое отравление.

- необходимо пропустить промышленные отходы через очистные сооружения

- дворник полагает, что при сгорании листья исчезнут и ничего не произойдет, но сгорая они отравляют воздух, вызывая болезни у людей. К тому же это еще может привести к пожару.

Вы выехали за город к бабушке в деревню, где шумит прекрасный лес и течет река. Прогуливаясь по местным красотам вы узнали что недалеко от леса есть болото и люди начали его осушать для пшеничного поля(9). Правильно ли они делают с экологической точки зрения? Как это может повлиять на лес и реку?

- река – обмелеет, лес – высохнет.

Физминутка.

Учитель называет действие человека по отношению к природе. Если действие полезное, ребята встают, если нет - не встают.

Посадка деревьев.

Вырубка лесов.

Охота на редких животных.

Строительство очистных сооружений на заводах.

Разведение костров в лесу.

Уборка территории.

Выброс дыма заводами.

Сбор первоцветов.

Создание заповедников.

Выброс газов автомобилями.

Сбор макулатуры.

Молодцы, ребята, вы знаете, как правильно относиться к природе, чтобы не навредить ей.

(10) Люди создали несанкционированную свалку бытового мусора в районе жилых домов. Отходы пищи привлекают ворон и грызунов – разносчиков инфекции, бродячих собак и кошек. Каковы будут последствия? И что необходимо предпринять властям города?

- гниющие отходы – среда развития многих болезнетворных бактерий.

- проволока, доски, трубы, испорченная мебель могут стать причиной травм.

- на свалке могут образоваться ядовитые вещества.

- свалки – причина загрязнения почвы, воздуха и водоемов.

- властям необходимо убрать свалку из района жилых домов. Установить контейнера для раздельной утилизации бытовых отходов.

- организовать вывоз бытовых отходов для захоронения.

(11)Идёи по цветущему лугу. Нарвать себе букет цветов или нет?

Почему это нельзя делать? Какие последствия? Предложите альтернативу.

- цветы нельзя рвать!

-цветочки прекрасны, но они предназначены для пищи животным и укрытия насекомым.

- среди сорванных цветов могут быть лекарственные растения или растения индикаторы или растения красной книги.

- можно собрать небольшую часть семян растений и высадить на участке около дома/школы.

- можно сделать прекрасные фотографии или нарисовать пейзаж.

(12)Для ускорения таяния льда тротуары посыпают поваренной солью. Как по-другому можно решить эту проблему? Каковы будут последствия?

- весной соль попадет в почву, что отрицательно повлияет на состояние растений.

- можно вместо соли использовать природные материалы, песок или опилки.

(13)Овраг перед деревушкой зарос крапивой и лопухом. Весной сухостой придает не эстетичный вид деревне. Было принято решение сжечь старые стебли «на корню». Почему этого нельзя делать? Предложите другое решение данной проблеме.

- не факт что это решит проблему эстетичности: не факт что сгорят стебли крапивы, лопуха и чертополоха.

- это может привести к пожару.

- могут быть разорены гнезда птиц обитающих там и кладки многих насекомых что скажется на биоразнообразии.

- необходимо организовать массовый субботник. Собранную траву на субботнике захоронить для перегнивания.

Послушайте стих:

(14) Берегите Землю! Берегите!
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на стебле повилики,
На тропинке солнечные блики,
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите
Берегите Землю, берегите!
Берегите Землю, берегите!
Чудо песен городов и весен,
Мрак глубин и волю поднебесной,
Откровение земли и неба –
Сладость жизни, молока и хлеба,
Берегите молодые всходы
На зеленом празднике природы,
Небо в звездах, океан и сушу
И в бессмертье верящую душу, -
Всех судеб связующие нити.
Берегите Землю, берегите!

- к тому, что нужно беречь животных и растения, океан и сушу.

- что все взаимосвязано.

Экологи придумали прекрасный праздник - День Земли. Люди всех стран отмечают его каждый год 22 апреля. В этот день люди вспоминают, что они живут в одном, общем для всех доме. И каждый думает: «Как я прожил этот год? Сделал ли я что-то хорошее для Земли? Не сделал ли я чего-нибудь плохого?»

Подведение итогов (рефлексия).

Кто должен заниматься охраной природы?

- можем/не можем потому что мы (не) заботимся об окружающей нас среде.

- заниматься охраной природы должны все люди.

Спасибо за урок, До свидания!!!

Человек на протяжении всего существования находится в тесном взаимодействии с окружающей природой. Но его отношение к ней не всегда является положительным. Прежде всего человек и его деятельность является основным источником загрязнений, катаклизмов, ухудшения экологической обстановки. Это приводит к необходимости проведения воспитательной работы среди подрастающего поколения.

Школе отводится важная роль в этом процессе. Дети должны постигать законы природы, осваивать нормы экологического поведения понимать, к чему приводит неразумная деятельность людей. Для педагогов вариантом донести эту информацию до молодого поколения станет классный час по темам: «Экология» и «Охрана окружающей среды». Материал будет интересен и актуален для школьников 5-7 классов. Проблема защиты природы имеет особое значение, поскольку около 70% населения планеты дышат вредным для здоровья воздухом, а из-за плохого качества воды ежегодно умирает более 25 тыс. человек.

Цели и задачи экологического классного часа

Нужно отметить, что классный час на тему охраны природы преследует цель развития культуры бережного отношения к окружающей среде.

Следует познакомить детей с терминами: экологическая безопасность, исчезающие виды растений и животных, Красная книга, рассказать об основных источниках загрязнений.

Молодое поколение должно знать, как уязвима природа и насколько пагубным может быть воздействие общества на нее. И конечно, дети как члены общества должны научиться вести экологический образ жизни, не оставлять мусор, беречь животных.

Связанные даты

Ежегодно 5 июня во всем мире отмечают Всемирный день охраны окружающей среды, который призван обратить внимание людей на имеющиеся проблемы. Он сопровождается акциями и мероприятиями по охране природы. Экологическая безопасность становится темой номер один в этот день. Кстати, основоположником понятия «экология» является немецкий биолог Эрнст Геккель, который предложил это название в 1866 году в своей знаменитой работе «Общая морфология организмов». Где изложил теорию отношений живых организмов между собой и окружающей средой. Также важными датами являются Всемирный день воды (22 марта), День леса (20 сентября), День защиты животных (4 октября).

Средства наглядного представления материала

В освоении любого материала большую роль играет наглядность. Она способствует успешному учебному процессу и улучшает восприятие информации. Высокой наглядностью характеризуются фильмы.

Фильмы для классного часа по экологии

  • «Тайны Тихого океана. Хрупкий рай»;
  • «Энергия воды и ветра»;
  • «Завтра не умрет никогда. Осторожно! Воздух»;
  • «Под куполом»;
  • «Текстильные города в тени загрязнения»
  • и др.

В этих фильмах хорошо показано, как страдает наша планета и насколько актуально своевременное принятие мер по защите.

Оформление школьного кабинета

Учителю следует позаботиться об оформлении класса. Можно дать домашнее задание детям попросить найти и принести фотографии, картинки, вырезки из газет и журналов на тему окружающей среды, плохой экологии, загрязнений. В кабинете можно разместить стенд, например, назвать его «Наша планета». И представить на нем изображения губительной человеческой деятельности и бедственного состояния природы.

Поскольку рассматриваемая проблема является общечеловеческой, наиболее оптимальной формой проведения классного часа будет круглый стол. Нескольким ребятам можно предложить подготовить дома доклады по различным аспектам темы, например: «Загрязнение почвы», «Проблема нехватки чистого воздуха», «Животные в опасности» и др. А затем обсудить всем классом рассмотренный материал и предложить свои пути решения проблем. Еще одним вариантом может быть разделение школьников на группы. Каждая группа получат задание с конкретной экологической проблемой. Затем дети совместно обсуждают ее и один школьник от каждой группы рассказывает о своей теме и путях улучшения экологической обстановки.

Экологическое воспитание школьников — первостепенная задача взрослых и, прежде всего, учителей. Необходимо регулярно проводить классные часы, воспитательные мероприятия, субботники, посещения заводов и другие производственные экскурсии.

Конспект классного часа для 9-10 класса

Классный час для старшеклассников. Планета «Зелёных»

Классный час, посвященный «зеленому» движение

Иногда кажется, что назначение человека заключается в том, чтобы уничтожить свой род, предварительно сделав земной шар непригодным для обитания.

Ж.-Б. Ламарк Лучше быть активным, чем радиоактивным!

Лозунг зеленых

Форма ток-шоу позволяет организовать обсуждение по широкому кругу экологических проблем: экология и бизнес, экология и закон, экология и общественная активность. Роли распределяются следующим образом: ведущий и «гости» (эколог, офицер экологической милиции и бизнесмен).

Ведущий ток-шоу дает слово одному из «гостей» студии, после чего предлагает другим «гостям» прокомментировать услышанное и затем привлекает к обсуждению участников ток-шоу - всех остальных детей. В роли ведущего может выступить классный руководитель, но лучше привлечь к этому детей. Можно, чтобы каждую часть ток- шоу вели разные ученики.

Цели : расширить представления детей об экологическом движении; способствовать формированию экологической сознательности, повышению экологической культуры; формировать положительную нравственную оценку таких качеств, как общественная активность, экологическая сознательность, бережливость, скромность; побуждать детей к бережному, экономному расходованию ресурсов, к участию в природоохранных акциях и мероприятиях.

Форма проведения : ток-шоу.

Подготовительная работа : распределить роли среди детей (ведущий, эколог, милиционер, бизнесмен).

Оформление:

Выставить фотографии природы, городские, промышленные пейзажи;

На доске записать афоризмы (эпиграфы к классному часу).

План классного часа

I. Вступительное слово.

II. Ток-шоу «Планета «зеленых». Часть первая. «Зеленое» движение.

- «Зеленые» активисты.

- «Зеленый» бизнес.

- «Зеленая» милиция.

Часть вторая. Достижения «зеленого движения». Часть третья. «Зеленое» будущее России.

III. Заключительное слово.

IV. Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа

I. Вступительное слово

Классный руководитель. Экология, окружающая среда, природа... Когда мы видим их современное состояние, на память приходят слова известного французского ученого: «Иногда кажется, что назначение человека заключается в том, чтобы уничтожить свой род, предварительно сделав земной шар непригодным для обитания». К сожалению, с этим приходится согласиться. По данным Всемирной организации здравоохранения, каждый день от загрязнения окружающей среды в мире погибает около 8000 человек. По этой же причине в беднейших районах мира примерно каждый пятый ребенок не доживает до 5 лет. Причиной каждой третьей смерти ребенка на Земле является загрязнение воды.

Площадь лесов на планете за XX столетие уменьшилась на 1/3. После 2000 года на планете ежегодно исчезает около 60 тысяч биологических видов. Сегодня для всех стало очевидным, что природа нуждается в нашей помощи. И эта помощь уже приходит. Кто, как и почему помогает природе? Об этом мы узнаем в ходе ток-шоу, которое мы назвали «Планета "зеленых"». Передаю слово ведущему [имя, фамилия).

II. Ток-шоу «Планета "зеленых"»

Часть первая. «Зеленое» движение

Ведущий 1. Здравствуйте, сегодня мы будем говорить о тех, кто помогает природе, кто хочет сделать нашу планету чище. Все наши гости - представители «зеленых». Знакомьтесь:

Член детской экологической организации «Зеленая планета» {имя, фамилия);

- «зеленый» милиционер - офицер экологической милиции [имя, фамилия);

- «зеленый» предприниматель (имя, фамилия).

В 70-х годах XX века появилась книга известных американских ученых, которую они назвали «Пределы роста». Авторы доказали, что при нынешних темпах развития и потребления уже через 100 лет на Земле будут достигнуты пределы роста. Дальнейшее развитие станет невозможным. В качестве спасения ученые предложили вообще отказаться от роста производства и потребления - т. е. установить «нулевой» рост. Эти идеи подхватили люди, неравнодушные к судьбе планеты. Их стали называть «зелеными». Как они помогают природе? Слово - экологу.

«Зеленые» активисты

Эколог. Движение «зеленых» появилось в 60-х годах XX века, когда начался бурный рост производства и потребления. В погоне за прибылью компании истребляли природу. Результатом этой гонки стало опасное для жизни людей загрязнение воды, воздуха, почвы. Развитие атомной энергетики и создание ядерного оружия вызвали новый всплеск «зеленого» движения. В начале 70-х годов возникла международная экологическая организация - «Гринпис» («Зеленый мир»). Сначала ее активисты организовывали демонстрации против ядерного оружия, но постепенно в сферу их внимания стали попадать и другие экологические проблемы. Сейчас представители «Гринпис» действуют во всех уголках планеты. Они организовывают акции протеста, чтобы привлечь внимание общества и властей к проблемам охраны окружающей среды. По примеру «Гринпис» во многих странах мира возникли общественные экологические организации, фонды, программы, которые образовали мощное «зеленое» движение. Появились такие общественные организации и в России. Есть у нас даже детское экологическое движение «Зеленая планета». Но кроме общественных организаций во многих странах были созданы и «зеленые» партии. Они стараются влиять на власть, добиваться принятия законов, охраняющих природу. Многие «зеленые» на своем примере показывают, что такое «нулевой» рост потребления: они подолгу носят одежду и обувь, экономно расходуют воду, электричество, не пользуются автомобилем, не гонятся за новинками бытовой техники, продолжая пользоваться старыми приборами.

Ведущий. Хотелось бы услышать мнение наших гостей о деятельности активистов «зеленого» движения.

Милиционер. «Зеленые» - это первые помощники экологической милиции. Ведь нельзя же поставить возле каждого заводика, рынка и стройплощадки по милиционеру. Тут и приходят на помощь активисты-экологи. Они звонят, сообщают обо всех нарушениях, просвещают людей.

Предприниматель. Предпринимателям эти активисты много крови попортили: то обвинят в загрязнении природы, то экологические налоги придумают, то заставят перед милицией отчитываться. Но, в общем, польза от них есть.

Ведущий. А что думают о деятельности «зеленых» участники нашего ток-шоу? Нужны ли общественные экологические организации? Хотели бы вы сами стать членами движения «зеленых»? Готовы ли установить для себя «нулевой» рост потребления? (Ответы детей.)

Ведущий. Как вы можете прокомментировать эти выступления?

Примерный комментарий:

Эколог. Это типичные высказывания людей с низкой экологической культурой. Они пока не могут понять, что ресурсы на Земле иссякают. Когда поймут, придется отказываться не только от лишнего, но и от необходимого. Когда люди испытывают жажду и голод, им нет дела до моды, их не манят новинки бытовой техники. Они начинают понимать, какая это драгоценность - хлеб и вода. Надеюсь, наши участники станут больше читать, интересоваться проблемами экологии, и их экологическая сознательность вырастет.

«Зеленый» бизнес

Ведущий. В ухудшении экологической обстановки на планете обвиняют предпринимателей. Экология и бизнес - совместимы ли эти понятия? Слово - предпринимателю.

Предприниматель. Бизнес и экология совсем не мешают друг другу. Наоборот, сейчас все больше предпринимателей зарабатывают на экологии: продажа чистой питьевой воды из скважин, производство экологически чистых продуктов питания, экологический туризм. Кроме того, сейчас очень выгодно стало заниматься переработкой мусора, очисткой промышленных отходов, вторичной переработкой ресурсов.

Ведущий. Что скажут наши гости? Может ли бизнес не вредить природе?

Эколог. Каждый бизнесмен стремится к росту доходов, для этого наращивает выпуск продукции, а значит, расходует больше ресурсов. Ни один бизнесмен не согласится на «нулевой» рост, когда нужно будет отказаться от роста производства. Поэтому считаю, что бизнес наносит вред окружающей среде.

Милиционер. Защита окружающей среды - это лишние затраты, поэтому бизнесмены стараются или скрыть экологические нарушения, или откупиться взятками.

Ведущий. Послушаем участников ток-шоу. Как вы думаете, бизнес и охрана окружающей среды совместимы?

Примерные ответы детей:

Они совместимы, когда бизнес делают на экологии, на охране окружающей среды.

Когда у нас закрылись заводы, экологическая обстановка улучшилась. В городах появились птицы: сороки, сойки, снегири и даже дятлы. Больше стало и белок. Вывод: меньше бизнеса - лучше природе.

Большие заводы могут выделить деньги на охрану окружающей среды: на очистку, переработку отходов, а маленькие стараются просто скрыть нарушения. Значит, об охране природы может заботиться только крупный бизнес.

Чтобы улучшить экологическую обстановку, нужно жить, как в первобытном обществе, когда никакого бизнеса не было, зато планета была экологически чистой.

Ведущий. Как прокомментирует эти высказывания уважаемый предприниматель?

Примерный комментарий:

Предприниматель. Среди предпринимателей тоже есть люди с низкой экологической культурой. Они не знают экологических законов, не понимают, что в природе все взаимосвязано. И если ты сегодня бездумно потребляешь ресурсы, завтра тебе придется свернуть производство именно из-за нехватки этих ресурсов.

«Зеленая» милиция

Ведущий. Во многих странах сейчас приняты законы по охране окружающей среды. Созданы министерства, которые занимаются экологией. В России это Министерство природных ресурсов и Министерство по чрезвычайным ситуациям. Во многих российских городах появились экологи в погонах, или «зеленые» милиционеры. Кто это такие и чем они занимаются? Слово - офицеру экологической милиции.

Милиционер. Экологическая милиция борется с правонарушениями в области охраны окружающей природной среды. Милиционеры ходят на проверки, выписывают протоколы и заводят дела.

Основные правонарушения, с которыми приходится сталкиваться экологам в погонах, - это повреждение и уничтожение зеленых насаждений, нарушения, связанные с вывозом отходов, с загрязнением воды, почвы, атмосферы. Дежурство ведется круглосуточно. Работает телефон «горячей линии», по которому любой житель может сообщить о нарушении его экологических прав. Виновных наказывают штрафами. Но к особо злостным нарушителям применяются более жесткие меры - вплоть до тюремного заключения.

Ведущий. Слушаем мнения наших гостей о деятельности экологической милиции.

Эколог. Это очень хорошая служба. Жаль только, что зеленых милиционеров у нас пока очень мало.

Предприниматель. Как предприниматель, я не очень люблю экологическую милицию - это дополнительные штрафы и налоги. Но как гражданин я понимаю, что экологи в погонах защищают мои права на чистую окружающую среду.

Ведущий. Как относятся к экологической милиции участники ток-шоу? Может быть, кто-то уже подумывает о профессии «зеленого» милиционера?

Примерные ответы детей:

Никогда не приходилось видеть на улице экологов в погонах. Значит, их пока еще очень мало.

Их очень мало, они вряд ли как-то влияют на экологическую обстановку.

От экологической милиции очень мало зависит, тем более что она есть только в крупных городах, а природу загрязняют по всей территории России.

Это очень хорошая, благородная профессия. Хотелось бы узнать, как ее получить.

Экологический милиционер должен быть юристом и экологом. А таких специалистов пока еще очень мало.

Ведущий. Слово для комментария - экологу в погонах.

Милиционер. Эти высказывания меня не удивили, к «зеленой» милиции люди очень доброжелательно относятся. А чтобы стать «зеленым» милиционером, нужно действительно быть и экологом, и юристом.

Часть вторая. Достижения «зеленого движения»

Ведущий. Переходим ко второй части нашего ток-шоу. «Зеленое» движение и его достижения. Конкретные дела, интересные факты. Как можно жить в гармонии с природой? Каждого из наших гостей мы попросили привести свои примеры. Слово - экологу.

Эколог. В Арабских Эмиратах в 2015 г. построят самый чистый город мира. Это будет первый город на планете без вредных выбросов, мусора и без автомобилей. Гелиостанция будет вырабатывать электричество и опреснять морскую воду. А поливать зеленые насаждения будут очищенными техническими и канализационными водами.

Могу привести и такие примеры, как международный запрет на использование многокилометровых дрейфующих сетей в рыболовстве, запрет на промысел китов, 50-летний мораторий на разработку минеральных ресурсов в Антарктиде и программу «Миллиард деревьев» по восстановлению лесов Австралии. Все это - результат деятельности «зеленых».

Предприниматель. Сейчас появился новый экологический бизнес - спортинг. Это экологическая охота. Специальная машинка выпускает в воздух пластмассовую мишень. Полет мишени копирует движение определенного вида дичи - бег зайца или полет птицы, например, голубя, чирка, фазана. Стрелок должен попасть в нее из двуствольной винтовки. В России зарегистрировано 4 миллиона единиц охотничьего оружия. Представляете, сколько зверей и птиц уничтожат эти охотнички? А спортинг дает возможность поохотиться без ущерба для природы. Еще один интересный факт. В Англии каждой семье выдают по два контейнера - синий и красный. Красный контейнер для макулатуры, а синий для пластмассы, стекла и упаковки от различных напитков. Все это идет в переработку. Остальной мусор британцы складывают в черные пакеты. Эти пакеты сбрасывают в котлованы, вырытые за городом. Когда котлован заполняется, его бетонируют и сверлят отверстия. Через эти отверстия выходит газ, образующийся при гниении отходов. Этот газ по трубам собирают и отправляют на переработку, после чего он становится источником энергии для 10 тысяч домов. И бизнесу хорошо, и природа не в обиде!

Милиционер. Нашей «зеленой» милиции тоже удалось чего-то добиться. Меньше стало диких елочных базаров, сократились поставки первых весенних цветов. Тысячи уголовных дел возбуждено по экологическим преступлениям, возмещен ущерб на сотни миллионов рублей.

Ведущий. Хотелось бы послушать наших участников. Что они сделали для охраны природы?

(Дети рассказывают о своем вкладе в охрану природы.)

Часть третья. «Зеленое» будущее России

Ведущий. Заключительная часть ток-шоу называется «"Зеленое" будущее России». Даю по одной минуте нашим гостям для прогноза.

Эколог. Все россияне станут экологически сознательными и культурными, станут меньше потреблять, будут экономить ресурсы.

Милиционер. Будут законопослушными, обо всех случаях нанесения ущерба природе станут сообщать в экологическую милицию.

Предприниматель. Все отходы будут перерабатываться, еда, жилье станут экологически чистыми.

Ведущий. А теперь прогнозы от наших участников.

Примерные ответы детей:

Государство будет выделять достаточно денег на защиту природы.

Автомобили будут использовать солнечную энергию.

Исчезнут мусорные свалки, мусор жители будут перерабатывать в электроэнергию прямо в квартирах.

Ученые придумают новый вид топлива и прекратят добычу нефти.

В каждом доме будет установка по очистке воды и воздуха.

Большинство жителей оставят города. Все захотят жить в деревне.

Появятся экологические деревни, в которых можно вести натуральное хозяйство.

Чистая вода будет на все золота, люди будут ходить в противогазах.

Полезные ископаемые будут добывать на мусорных свалках, т. к. недра иссякнут.

Еда, которая продается в магазинах, станет опасной для здоровья людей, и все станут дачниками.

Ведущий. Что мы можем сделать, чтобы наша планета стала чистой и зеленой? (Экономить, прекратить гонку за новыми вещами, стать членами партии «зеленых», поддержать экологическое движение, участвовать в демонстрациях протеста, повышать свой образовательный уровень, расширять кругозор и т. п.)

Ведущий. На этой оптимистической ноте я хочу закончить обсуждение и подвести итоги нашего ток-шоу. Планета «зеленых» сегодня - это не только политики, милиционеры, экологи и активисты зеленого движения. Это и все мы, и именно от каждого из нас зависит, на какой планете придется жить нам и нашим потомкам. Хочется верить, что это будет чистая, зеленая планета. А пока нужно быть активными и не забывать лозунг «зеленых» «Лучше быть активным, чем радиоактивным».

III. Заключительное слово

Классный руководитель. Приближается время, когда планета не сможет обеспечить всех ее жителей чистым воздухом, водой, почвой. Жизнь на Земле станет невозможной. Но у нас еще есть шанс сохранить эту жизнь. Мы должны научиться беречь богатства планеты. Научиться быть экологически сознательными. Может быть, именно «зеленая идея» сможет объединить всех нас и стать общенациональной идеей России в третьем тысячелетии.

IV. Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель. Заинтересовал ли вас сегодняшний разговор? Чье выступление вам больше всего запомнилось? Какие факты вас удивили? (Ответы детей.)

Литература

Медоуз Д.Х., Медоуз Д.Л., Рандерс Й. За пределами роста. М.: Прогресс, 1994.

Цель: создание условий для осознания учащимися своей моральной ответственности за судьбу родной земли, формирования экологической культуры.

Задачи:

  • Познакомить обучающихся с историей и традициями празднования Дня земли, влиянием деятельности человека на экологию природы.
  • Создать условия для развития устойчивого внимания; умения анализировать, сравнивать, обобщать; связной речи; навыков рефлексии.
  • Способствовать воспитанию чувства любви к природе, уважения ко всему живому.
  • Отрабатывать навыки работы в группе.

Оборудование: мультимедийная презентация, карточки с заданием, вырезанные ладошки из цветной бумаги, плакат, на котором нарисована планета Земля, знаки охраны природы, фломастеры, шапочки-эмблемы для команд.

Ребята класса заранее поделены на три команды: “Муравьишки”, “Божьи коровки”, “Одуванчики”. Придумывают девиз. Эмблемы можно нарисовать на уроках изобразительного искусства, а шапочки для участников команд можно сделать на уроках технологии.

На доске написаны названия команд. За правильные ответы каждая команда будет получать баллы в виде яблочек (прикрепляются на магнитах).

Здравствуйте, дорогие ребята! За окном зима, мороз, пасмурно. Но скоро весна, и яркое солнышко обогреет всех нас. Давайте сейчас позовём солнышко, чтобы оно обогрело всех присутствующих здесь. Для этого давайте просто улыбнёмся друг другу. Ведь улыбка близкого, как солнышко, может согреть всех нас.

Дорогие ребята, сегодня мы с вами отправимся в уникальное, интересное и познавательное путешествие. В пути вам очень пригодятся знания и смекалка, дружба и находчивость, быстрота и аккуратность. И прежде чем отправиться в путешествие, давайте с вами вспомним законы дружбы.

/Ребята вспоминают законы дружбы, а затем сверяют свои высказывания с записью на слайде./

Законы дружбы

1. Помогай другу в беде.

2. Умей с другом разделить радость.

3. Не смейся над недостатками друга.

4. Останови друга, если он делает что-то плохое.

5. Умей принять помощь, совет.

6. Не обманывай друга.

7. Не предавай друга.

8. Относись к другу как к себе.

9. Умей признавать свои ошибки.

Как и в любом путешествии, вы должны помогать друг другу, а не винить за неудачи и ошибки. Действуйте дружно, весело, и вам будет сопутствовать удача.

Команды отправляются в путь. Кто стоит у нас на старте?

/Объявляются команды – участницы с предоставлением возможности разъяснить свою эмблему и девиз./

А вы знаете, где вы живете?(Название улицы, района, села, республики)

Мы живем на планете Земля, это есть наш общий дом. И сегодня мы будем продолжать учиться любить и беречь его - дом, в котором мы живем.

У нас над головой общая крыша - голубое небо. У нас под ногами общий пол – земная поверхность. У нас одна на всех лампа и печка – ласковое солнышко. У нас общий водопровод – это дождевые и снежные тучи. Нам только кажется, что Земля наша огромная и необъятная. А если взглянуть на нее из космоса, то не такая уж она и большая. Всего за полтора часа ее можно облететь на космическом корабле.

Мы речь сейчас ведем о том,
Что вся Земля – наш лучший дом –
Наш добрый дом, просторный дом –
Мы все с рожденья в нем живем.
Еще о том ведем мы речь,
Что мы наш дом должны беречь.
Давай докажем, что не зря
На нас надеется Земля.

А поможет нам в этом наука экология.

Кто знает, что такое “экология”? /ответы ребят/

В переводе с греческого языка слово “экология” означает “учение о доме”. Речь идет о “природном доме”, который есть у каждого растения, животного, человека.

А знаете ли вы, что у нашей планеты тоже есть свой праздник, который называется День Земли. Что вы знаете об этом празднике? /ответы детей/

И сейчас мы с вами отправляемся в путешествие по истории возникновения праздника Дня Земли.

Этот праздник возник 1872 году в США по инициативе администратора, а позднее министра земледелия штата Небраска, Дж. Стерлинга Мортона. Штат этот расположен в бескрайних безлесных прериях, где редко растущие рощи вырубались на строительство и дрова. Мортон, живший в штате с 1840 года, предложил заняться озеленением, устроить День дерева, и учредить приз тому, кто в этот день посадит наибольшее количество деревьев. Только в первый День дерева, 10 апреля 1872 года, жители штата посадили около миллиона деревьев.

Позднее, в 1882 году, правительство штата Небраска учредило День Дерева как официальный праздник, и отмечать его стали 22 апреля, в день рождения Мортона.

В 1970 г.по инициативе Гейлорда Нельсона, сенатора от штата Висконсин День Дерева получил новое название - День Земли.

Этот день призван объединять людей планеты в деле защиты окружающей среды. Его можно назвать праздником чистой воды, земли и воздуха – всего, что необходимо для жизни.

С1990 года 22 апреля объявлено Международным Днем Земли, его отмечают жители большинства стран Мира. Этот день стал Всемирным движением. На сегодняшний день, 147 стран мира зарегистрировано во Всемирном движении. Во многих странах проходят праздничные мероприятия и акции, призывающие обратить внимание на проблемы экологии.

По традиции в этот день все желающие принимают участие в благоустройстве и озеленении своих дворов и улиц, сажают деревья, убирают мусор. В этот день по всей стране организуются кинофестивали, выставки, концерты, пресс-конференции, уличные шествия, выступления в школах, посвящённые проблемам экологии.

Символ Дня Земли

Зелёная греческая буква на белом фоне.

Флаг Дня Земли не является официальным символом чего-либо (поскольку не существует общепланетного правительства или государства). Он представляет собой фотографию планеты из космоса (в настоящее время используется снимок, сделанный астронавтами Аполлона-17 по дороге к Луне) на тёмно-синем фоне.

А сейчас ответьте на мои вопросы.

Как называют животный мир? (фауна)

А растительный мир? (флора)

Мы с вами совершим путешествие по царствам Флоры и Фауны. Я буду задавать по очереди командам вопросы.

1. Коллекция засушенных растений – это... (гербарий)

2. Кто был серый, а стал белый? (заяц)

4. Какое хвойное дерево сбрасывает листву на зиму? (лиственница)

5. Какая птица выводит птенцов в лютый мороз? (клест)

6. Чем питаются журавли и цапли? (лягушками)

7. Сколько ног у жука? (шесть)

8. Что ест зимой еж? (он в спячке)

9. Какой ядовитый гриб служит лекарством для животных? (мухомор)

Следующая игра “Найди лишнее слово”. Каждая команда получила карточки, в которых написаны по три слова. Вам нужно вычеркнуть лишнее слово и объяснить почему. /Приложение 1/

1. Камбала, карась, щука.

2. Сирень, жасмин, рябина.

3. Корень, букет , листья.

4. Трава , земля, воздух.

5. Дрозд, воробей , соловей.

6. Бегемот , морж, тюлень.

7. Венера, Земля, луна .

8. Креветка, чайка , медуза.

9. Кузнечик, шмель, полевка .

Посмотрите на экран! Каждой команде предоставляется возможность ответить на вопрос от цариц Флоры и Фауны.

/слайд 6, 7, 8/

А теперь отгадайте – кто это?

/ответы детей/ Да не всё безоблачно в царствах Флоры и Фауны. И иногда матушка-природа преподносит сюрпризы.

Кто знает, что же угрожает нашей природе? /ответы детей/

/Показ на слайдах – загрязнение рек, морей, воздуха, уничтожении животных и растений./

Кромсаем лед,
Меняем рек теченье,
Твердим о том, что дел невпроворот...
Но мы еще придем просить прощения
У этих рек, барханов и болот.

У самого гигантского восхода,
У самого мельчайшего малька...
Пока об этом думать неохота,
Сейчас нам не до этого. Пока.

Аэродромы, пирсы и перроны,
Леса без птиц и земли без воды...
Все меньше окружающей природы,
Все больше окружающей среды.

Скажите, что создали люди, чтобы исправить свои ошибки, чтобы будущие поколения видели всё разнообразие растительного и животного мира? /красную книгу, заповедники, национальные парки, различные организации по охране природы)

Охраняется “Красною книгой”
Столько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.
Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери,
Охраняются змеи,
Охраняются даже цветы.

А теперь мы совершим путешествие по страницам Красной книге.

/слайды 11 – 19/

Задание для команд. Напишите на листочках, какие животные или растения, изображённые на картинках, занесены в Красную книгу.

А теперь, юные экологи, ответьте на несколько вопросов.

Посмотрите, у вас на столах лежат ладошки, напишите на них, что бы вы могли сделать для сохранения нашей планеты Земля.

/Выполнение коллективного коллажа “Мы – дети Земли”. Прикрепление вырезанных ладошек детей с надписями на плакат на доске. На плакате посередине изображение Земли./

У вас на партах лежат листочки, на которых написаны стихи, посвящённые экологическим проблемам нашей планеты. Выберете среди участников команды того, кто сможет красиво прочитать эти стихи. /Приложение 2 , Приложение 3 , Приложение 4 /

/Дети читают стихи/

Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных.

Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зелёной.
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо.
Береги свою планету,
Ведь другой на свете нету!

Как яблоко на блюдце, у нас Земля одна.
Не торопитесь, люди, все выскрести до дна.
Немудрено добраться до скрытых тайников,
Разграбить все богатства у будущих веков.

Мы общей жизни зерна, одной судьбы родня.
Нам пировать позорно в счет будущего дня.
Поймите это, люди, как собственный приказ,
Не то Земли не будет у каждого из нас.

Наша планета Земля
Очень щедра и богата:
Горы, леса и поля –
Дом наш родимый, ребята!

Давайте будем беречь планету,
Другой такой на свете нет.
Развеем над нею и тучи, и дым,
В обиду ее никому не дадим.

Беречь будем птиц, насекомых, зверей,
От этого станем мы только добрей,
Украсим всю землю садами, цветами,
Такая планета нужна нам с вами.

Давайте подведём итоги. Подводятся итоги работы команд

Ребята, желаю вам быть внимательными к друг другу, животным, растениям, и тогда нам удастся сохранить нашу планету!

Ведь нас в любое время года
Учит мудрая Природа.
Птицы учат пению.

Паучок - терпению,
Пчелы в поле и саду
Обучают нас труду.

У Природы круглый год
Обучаться нужно.
Нас деревья всех пород,
Учат крепкой дружбе.

На этом наш урок окончен. Большое всем спасибо.

В конце детям раздаются памятные сувениры.