Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия»

«Коми национальная гимназия»

Урок русского языка

«Общее понятие о предлогах»

2 класс

УМК « Школа 2100»

Учитель:

Ульнырова Людмила Николаевна

г. Сыктывкар

2014

Тема . Общее понятие о предлогах.

Тип урока : урок открытия нового знания.

Цель : познакомить учащихся с предлогом, как со служебной частью речи .

Задачи:

Предметный результат: расширять знания учащихся о предлоге как части речи, его роли в русском языке, учить писать предлоги отдельно от других частей речи.

ПУУД: развитие умения строить алгоритмы действий, сравнивать, делать обобщения

РУУД: продолжить формировать умение планировать свою работу, осуществлять познавательную рефлексию;

КУУД: продолжить формировать умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать других;

ЛУУД: продолжить прививать интерес к русскому языку и личностную рефлексию.

План урока:

  1. Мотивация к учебной деятельности.
  2. Актуализация и пробное учебное действие.
  3. Этап выявления места и причины затруднений.
  4. Этап целепологания и построения проекта выхода из затруднения.
  5. Этап реализации построенного проекта.
  6. Этап первичного закрепления во внешней речи.
  7. Самостоятельное выполнение практических заданий, проверка.
  8. Этап включения в систему знаний и повторения.
  9. Рефлексия.

Ход урока.

1.Мотвация к учебной деятельности.

Все расселись по местам, никому не тесно, По секрету прошепчу: Будет интересно! Откройте тетради, запишите число и классная работа. Минутка чистописания: Дд Пп До до Под под

2.Актуализация я и пробное учебное действие.

1. Работа со словами.

П_щит, под, б_рёза, з_лёный, м_ро_, м_стерит, у_кая.

Слайд 1 (Презентация)

Прочите слова. Вставьте в них пропущенные буквы. Объясните написание букв.

2.Проверка по образцу.

Какие орфограммы встретились? (Безударные гласные, парные согласные)

Прочитайте еще раз эти слова глазками и скажите, по какому признаку можно разделить эти слова на группы? (Части речи;имена существительные, имена прилагательные, глаголы.)

Запишите слова в три группы самостоятельно.

3.Проверка путем чтения учащихся с места и высвечивание на слайде.

Прочитайте первую группу слов. Это какая часть речи? Докажите.

Прочитайте вторую группу слов. Это какая часть речи? Докажите.

Прочитайте третью группу слов. Это какая часть речи? Докажите.

Встаньте те, кто выполнил это задание без ошибок?

Как распределяли слова по группам? (По вопросу, по значению.)

3. Этап выявления места и причины затруднений.

Слайд 2 (Презентация)

Какое слово не попало ни в одну из групп? Почему не записали к существительным? К прилагательным? к глаголам?

Кто знает, как можно назвать слово под ? (предлог)

Ребята, изучая азбуку, русский язык, литературное чтение, мы встречались с предлогами? (Да, но мы не говорили о них подробно).

Слайд 3(Презентация)

Кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?(О новой части речи, о предлогах)

Какие вопросы возникли у вас по теме урока? (Что такое предлог, как пишется предлог, для чего нужны предлоги, как обозначаются предлоги…)

4.Этап целепологания и построения проекта выхода из затруднения.

1. Объявление тему урока и постановка целей.

Правильно, сегодня мы поговорим о предлогах, Тема нашего урока: “Общее понятие о предлоге”. Что мы узнаем на уроке? Чему будем учиться?

Слайд 4 (Презентация)

2. Выполнение упражнение устно фронтально.

Гуля ____ улице щенок –

Не то Пушок, не то Дружок.

Гулял ____ метель и ___ солнцепёк,

И ____ дождём гулял и мок.

И если даже шёл снежок,

Гулял ____ улице щенок.

Гулял ___ жару, ___ мороз и __сырость,

Гулял, гулял, гулял и вырос. (В.Левин)

Отвечая на вопросы, что вы вставляли? С чем слова употребляли? Какие предлоги использовали? ( по,в,под)

Можно ли к предлогам задать вопрос? Как вы записали слова с предлогами?

Совершенно верно, это – предлоги. В русском языке существует множество и других предлогов: на, из, по, об, от, в, у, о, с, над и много других. Что мы можем рссказать о предогах? (Предлог – это слова, служебная часть речи. К предлогам нельзя поставить вопрос, предлоги пишутся раздельно.

Это наши предположения. Как мы их можем проверить?(По учебнику).

Откройте правило на странице с.79,с.80, прочитайте.Верны ли наши предположения?

На какие вопросы мы уже ответили? (Что такое предлог, можно ли задать вопрос? Как пишутся предлоги?)

На какой вопрос осталось ответить? (Для чего нужны предлоги?

5.Этап реализации построенного проекта.

Слайд 5 (Презентация)

1. Работа с текстом в паре по карточкам.

Почему она служебная, для чего служат предлоги в русском языке, вы мне попробуете ответить, выполнив следующее задание:

Нам урок пришёл щенок.

Он хочет знать всё предлог.

Как предложении писать

И чего его употреблять?

Какая него работа?

Щенку узнать охота.

Прочитайте предложения. Скажите, связаны ли в них слова по смыслу?

Как установить связь слов в предложениях? Чего не хватает в тексте?

Давайте вставим предлоги, что не забудем?

Установилась ли связь слов в предложениях?

Какую роль предлоги выполняют в русском языке?

Верно, предлоги служат для связи слов в предложении. Поэтому они называются служебной частью речи.

Понаблюдаем, с какой частью речи употребляются предлоги в предложениях. (Называют и отмечают части речи в 1 предложении).

Перед какими частями речи стоят предлоги? Перед какой частью речи предлогов нет?

Правильно, предлоги дружат с именами существительными и с местоимениями, а вот с глаголами предлог не дружит, поэтому перед глаголами предлоги не употребляются.

Обратите внимание, как написаны предлоги с другими словами.

Предлоги с другими частями речи пишутся раздельно. Мы познакомились с новой орфограммой. При обозначении данной орфограммы необходимо подчёркивать пробел между предлогом и существительным.

6.Этап первичного закрепления во внешней речи.

Слайд 6 (Презентация)

Формирование навыка написания предлогов с другими частями речи.

Работа с предложением.

Гулялпоулице щенок.

Что не так? Что необходимо сделать? С соседом по парте разделите предложение на слова и сосчитайте количество слов? (4 слова)

Какой предлог Вам встретился?

Как вы определили, что это предлог? (Не отвечает на вопрос, стоит перед существительным)

Я предлагаю вам придумать своё предложение. А какой гулял щенок? (Маленький, смешной, пятнистый, доверчивый, умный…).

А как он гулял? (Бодро, весело, долго, …)

Какое предложение вы составили? (Долго гулял по улице маленький щенок щенок. …)

Укажите части речи, которые вы знаете.

Как обозначить правописание предлога? (Подчеркнуть пробел между предлогом и существительным)

Физминутка.

7. Самостоятельное выполнение практических заданий (работа по группам) с самопроверкой по эталону.

1.Самостоятельная работа с применением уровневой дифференциации.

1 группа (репродуктивно-продуктивном уровне).

Упражнение 112 стр. 81 учебника. Дедушка приехал к нам в гости (из,с) (город).

2 группа (продуктивном и творческом уровнях).

Упражнение 111 стр. 81 учебника. Кусты роз росли у….

2.Проверка путем чтения учащимися заданий.

3.Самооценка.

Чему учились выполняя упражнение?

Как справился с заданием?

8. Этап включения в систему знаний и повторения.

Слайд 7 (Презентация)

1. Обобщение знаний о предлоге.

Представьте, что ваш товарищ заболел и не был сегодня в школе.

Что вы ему расскажите об уроке русского языка? Составить ответ вам поможет схема.(работа в паре)

Предлоги

служебная для связи употребляются с нельзя

часть речи слов в предложении существительными поставить

Вопрос

2. Работа со словарным словом.

Какие слова прощания вы можете сказать щенку?

Как пишется «до свидания»?

Слайд 8 (Презентация)

И щенок с вами тоже прощается. Благодаря вам он многое узнал о предлогах.

  1. Рефлексия.

Слайд 9 (Презентация)

Удалось ли ответить на вопросы, поставленные в начале урока?

Закончите предложение «Я узнал…., я научился…»

Если возникали затруднения, то - спокойный смайлик, если осталось много непонятного, то грустный смайлик.

Домашняя работа.

с.83,у 1 (устно), по выбору с.83 упр 3. (выбрать предлог) или с. 82 у.114(подобрать слово с предлогом)

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

МОУ «Гимназия» (Коми национальная гимназия) 2 класс УМК " Школа 2100" Общее понятие о предлогах. Ульнырова Л.Н. уитель начальных классов г. Сыктывкар

пищ_т под б_рёза з_лёный м_р_з м_стерит у_кая пищ а т под б е рёза з е лёный м о р о з м а стерит у з кая Берёза, мороз. Пищит, мастерит. Зелёный, узкая. ПОД?

ПОД ПРЕДЛОГ Что такое … ? Для чего … ? Как пишется … ? Как обозначают … ?

далматинец Гуля ____ улице щенок – Не то Пушок, не то Дружок. Гулял ____ метель и ___ солнцепёк, И ____ дождём гулял и мок. И если даже шёл снежок, Гулял ____ улице щенок. Гулял ___ жару, ___ мороз и __сырость, Гулял, гулял, гулял и вырос. (В.Левин) по в в в в в под на Предлог – это слово. К предлогам нельзя поставить вопрос. Предлоги пишутся раздельно. Для чего нужны предлоги?

Предлоги: на, из, по, об, от, в, у, о, с, над. нам урок пришёл щенок. Он хочет знать всё предлог. Как предложении писать И чего его употреблять Какая него работа Щенку узнать охота. К нам на урок пришёл щенок. Он хочет знать всё про предлог. Как в предложении писать И для чего его употреблять? Какая у него работа? Щенку узнать охота. мест. сущ. глаг. сущ. Предлог – это служебная часть речи. Предлоги служат для связи слов в предложении. предлог имя существительное

Гулялпоулицещенок. Гулял по улице щенок. маленький смешной пушистый доверчивый умный бодро весело долго гл. предлог с. прил. Долг о гулял по улице мал е н ь кий с. щ е нок. с. 81, у.111 или с. 82, у.112

предлоги служебная часть речи для связи слов нельзя поставить вопрос не употребляется с глаголом пишется раздельно

До __ свидания! До __ новых встреч!

Я узнал … Я научился … я всё понял у меня возникли затруднения осталось много непонятного


Тема урока : «Общее понятие о предлоге».

Цель урока

Задачи урока:

    Образовательные:

    Развивающие

    Воспитательные

Оборудование : учебники «Русский язык. 2 класс.» Авторы: В.К. Павленко, Г.В.Клыпа; мультимедийные слайды, индивидуальные карточки для учащихся. музыку П.И.Чайковского «Подснежник»

Тип урока: урок получения новых знаний.

План урока

    Мотивация к учебной деятельности.

    Актуализация знаний учащихся и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности.

    Построение и реализация проекта выхода из затруднения.

    Первичное закрепление во внешней речи.

    Вторичное закрепление. Самостоятельное выполнение практических заданий (работа по группам) с самопроверкой по эталону.

    Проверка и оценивание самостоятельной работы.

    Рефлексия УД на уроке.

Планируемый результат: расширены знания учащихся о предлоге, как части речи, его роли в русском языке; отрабатывается умение учащихся писать предлоги отдельно от других частей речи. Учащимися показаны умения: правильно употреблять предлоги в устной и письменной речи; анализировать предлагаемые задания, находить правильные пути решения. Продемонстрированы навыки работы учащихся в парах и группах; выполнение индивидуальных заданий. В конце урока учащиеся оценили свою работу и работу класса.

Урок русского языка по теме "Общее понятие о предлоге". 2-й класс.

Тема урока : «Предлог».

Цель урока : формирование общего понятия о предлоге как о служебной части,

Задачи урока:

Образовательные: расширить знания учащихся о предлоге как о служебной части речи; о его роли в русском языке; учить писать предлоги отдельно от других частей речи.

Развивающие : совершенствовать культуру речи учащихся, развивать устную и письменную речь, фонематический слух, орфографическую зоркость.

Воспитательные : воспитывать аккуратность, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность; формировать интерес к изучению русского языка.

Оборудование : учебники «Русский язык. 2 класс.» Авторы: В.К. Павленко, Г.В.Клыпа; мультимедийные слайды, индивидуальные карточки для учащихся, музыка П.И.Чайковского «Подснежник»

Ход урока.

I. Организационный момент.( деление на группы)

Релаксация под музыку П.И.Чайковского «Подснежник» весенние цветы.

Учитель. Представьте, что на ваших ладонях лежит цветок. Это цветок добра. Чувствуете, он согревает вас. Ваши руки, тело, душу. Вас обвевает тёплый ласковый ветерок, будит воображение, придаёт бодрость, заряжает энергией. Вот с таким настроением мы и начнём урок русского языка. Что необходимо взять с собой? (внимание, память, ум, книги, ручки, хорошее настроение,)

Я желаю вам успешной работы и приятного общения на уроке.

Для мотивации жетоны с надписью «правильный ответ»

II. Разминка

1.Каллиграфическая минутка(наука каллиграфия)

На доске высвечиваются картинки со словами: За…ц, л…сица, м..дведь.

Учитель: Где на уроках литературы мы встречались с этими животными? (В сказках.)

- Назовите сказки, в которых герои заяц, лисица и медведь.

- Что объединяет эти слова? (словарные слова, сущ.)

- Вставьте пропущенные буквы.

- Как вы думаете, какие буквы будем писать сегодня во время минутки чистописания?(Те буквы, которые вставили в слова – и, е, я.)

- Сегодня на чистописании мы будем повторять написание этих строчных букв.

Учитель: Чем написание строчной буквы отличается от заглавной?

яие иея еяи

Ребята посмотрите, что – то случилось со словами. Давайте исправим ситуацию. Что для этого нужно сделать?

2. Орфографическая минутка (наука орфография)

Вставьте пропущенные буквы,объясните орфограммы. (Цепочкой).

Какие орфограммы встретились в словах?

Туч*ка, п*щит, з*леный, м*ро*, под, б*ю, пр*рода, бл*стит, у*кая, б*льшая .

Слайд 1 Дети объясняют написание пропущенных букв. Проверка

Прочитайте еще раз эти слова глазками и скажите, по какому признаку можно разделить эти слова на группы?

Сколько будет групп? Какие ?

Запишите слова в три группы самостоятельно:

(Проверка путем чтения учащихся с места и высвечивание на слайде).

Прочитайте первую группу слов. Это какая часть речи?

Прочитайте вторую группу слов. Это какая часть речи?

Прочитайте третью группу слов. Это какая часть речи?

Докажите.(в группах по цветам) Составить рассказ по вопросам.

Какое слово оказалось лишнее? Почему?

Кто знает, как можно назвать слово под ?

Ребята, изучая азбуку, русский язык, литературное чтение, мы встречались с предлогами?

Но мы не говорили о них подробно.

в) развитие речи(фразеологизмы)

Необходимо вставить предлог и объяснить значение образного выражения. .

Зарубить _____ носу. (Хорошо запомнить)

    Льёт как _____ ведра. (Проливной дождь)

    Ушки _____ макушке. (Прислушаться)

    Как снег ____ голову. (Неожиданно)

    Душа уходит ____ пятки. (Сильно испугаться)

    Язык _____ костей. (Болтливый человек)

    Летать ____ облаках. (Не слушать, мечтать).

III. Объявление темы урока и постановка целей.

1.Создание проблемной ситуации: Вам прислали письмо. Но в этом письме не оказалось самых маленьких слов - предлогов. Они убежали из письма. Просьба: возвратить предлоги на место. Сделайте это! Работа на интерактивной доске.

Иду ... школы, еду ... машине, из к на

Был ... друзей, заехал ... магазин у с в от

Недалеко ... дома, ... буфета, около за под

... поворотом, ... рассвета

Грибы ... деревом искал.

Кто все предлоги здесь узнал?

Правильно, сегодня мы поговорим о предлогах, как части речи; узнаем, для чего нужны предлоги в русском языке; как они пишутся с другими частями речи. Тема нашего урока: “Общее понятие о предлоге”. Ребята, а всего в русском языке насчитывается 200 предлогов.

Мы используем в нашей речи примерно 20 предлогов

Предлог- в переводе с латинского означает постановка впереди, стоящий перед чем-либо, впереди чего-либо. Оправдывает ли предлог свое название? (Ответы учащихся).

Сообщение учащегося:

В некоторых языках предлоги стоят после тех слов, к которым относятся. Например, в языке народа коми русское выражение «на дороге» звучит так: «Туй вылын» («туй» - дорога, «вылын» - предлог На).

В венгерском языке предлоги тоже стоят после слова и даже пишутся слитно с тем существительным, к которому они относятся.

Например: «Будапештбен» - « в Будапеште» («бен»- предлог В) Вот вам и предлоги!

Учитель: Предлоги – маленькая и скромная часть речи, но она так необходима нам. Попробуем доказать это . Какую цель мы с вами сегодня на уроке ставим?

ученики Сегодня на уроке мы будем изучать: что такое предлог, для чего нужны предлоги, и как они пишутся с другими словами.

IV Работа над новой темой

Учебно-познавательная деятельность

1.Машина подъехала (к чему?) … к дому

Машина стоит (около чего?)… около дома

Машина отъехала (от чего?)…. от дома

Отвечая на вопросы, вы что вставляли? Слова употребляли с чем?

Какие использовали предлоги: к, около, от. Можно ли к предлогам задать вопрос? Сколько слов в предложении? Предлоги – это слова и поэтому пишутся отдельно. Запомни: предлог.

Это важное слово,

Оно лишь отдельно писаться готово.

Предлог – это служебная часть речи. К предлогам нельзя поставить вопрос, они не изменяются.

Почему она служебная, для чего служат предлоги в русском языке, вы мне попробуете ответить, выполнив следующее задание.

2. (Вставить нужные по смыслу предлоги и выписать со словами к которым относятся)

Я тихо еду … узкой тропе.

высокого дерева прыгнула белка.

Дятел стучал … коре сосны.

Что затрудняет чтение прочитанного? (отсутствие предлогов)

Какую роль предлоги выполняют в русском языке?

- Верно, предлоги с лужат для связи слов в предложении. Поэтому они называются служебной частью речи.

Перед какими частями речи стоят предлоги? Перед какой частью речи предлогов нет?

- Правильно, предлоги дружат с именами существительными и прилагательными, а вот с глаголами предлог не дружит , поэтому перед глаголами предлоги не употребляются.

Чтобы не ошибиться в написании предлогов со словами нужно помнить правило: между предлогом и словом можно вставить другое слово или вопрос. Например:

Сходили с (любимой) бабушкой

Побежали по (высокой) траве

Давайте потренируемся в написании предлогов и выполним это задание

Формирование навыка написания предлогов с другими частями речи.

3..Работа с текстом.(работа по группам, каждая группа- по одному предложению. )

Списать текст, раскрывая скобки. Между предлогом и словом вставить подходящие по смыслу слова. Объяснить написание предлогов.

(В) дом (в)ходили новые жильцы. Щенок (у)тащил (у) меня ботинок. (С) кресла (с)прыгнул котёнок.Проверка

Физкультминутка

Если я говорю правду, то нужно присесть, а если – шутка – то прыгаем.

    Дед в печи, дрова на печи.

    На столе лепешки, под столом сапожки.

    Овечки в речке, караси у печки.

    Под столом портрет, над столом табурет.

Какие предлоги вам встретились?

V. Интеллектуальные преобразования

1.Игра «Нужный предлог» Возьми из корзины предлог и свяжи слова.

Добежал …ворот

Въехал …гараж

Отъехал … дома

Наехал … камень

Скатился…горы

2.Игра «Исправь ошибки» Исправьте выражения, правильно употребив предлоги:

Приехать с Астаны Приехать из Астаны

Выбросили с окошка Выбросили из окошка

Средство для моли Средство от моли

Уверенность о победе Уверенность в победе

3.Дополни предложения

сидит на…

бежит за…

стоит под…

лежит в…

смотрит из…

V I . Самостоятельная работа. Найди ошибки

1.Налесную тропку изкустов вы скочил рябчик.

Мяч за бросили всетку ворот.(5 ошибок)

2. Тест(с самопроверкой) Взаимопроверка с образца.

V I I . Итог урока.

- Смогли мы достигнуть цели, которую ставили в начале урока? .

Представьте, что ваш товарищ заболел и не был сегодня в школе. Чтобы вы могли рассказать ему о предлоге?

Ученик читает стихотворение:

Чудесный выдался денек,

А я учу предлоги…

Я должен твердо знать урок:

У нас учитель строгий!

И я шепчу, закрыв глаза,

Скрестив под стулом ноги,

Что значит – «по»?

Что значит – «за»?

И «за» и «по» - предлоги…

А хорошо бы За порог

И мчаться По дороге!

Какой бы выучить предлог,

Чтоб не учить предлоги?

VIII. Домашнее задание.

1.Раскрасить рисунок и составить по нему рассказ о приключениях котёнка, используя данные предлоги.

IХ. Рефлексия. Попрошу вас также расположить листочки на дереве знаний.

Дерево знаний – листья трёх цветов: красные, жёлтые, зелёные.

Красные – в этой теме для меня осталось много непонятного.

Жёлтые – в этой теме некоторые вопросы я не понял.

Зелёные – эту тему я понял очень хорошо.

Спасибо за работу на уроке.

    Планируемый результат:

    Межпредметные связи:

    Ресурсы:

    Организация пространства

    Тип урока: урок получения новых знаний.

    Ход урока.

    I. Организационный момент.

    Личностные УУД:

    Работа со словами:

    а) Орфографическая зарядка.

    б)Работа в парах.

    Запишите слова в три группы самостоятельно: 1 ряд - имена существительные, 2 ряд - имена прилагательные, 3 ряд - глаголы.

    Коммуникативные УУД:

    Познавательные УУД:

    Регулятивные УУД:

    ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

    Познавательные:

    Регулятивные УУД:

    Совершенно верно, это - предлоги. В русском языке существует множество и других предлогов: на, из, по, об, от, в, у, о, с, над и много других.

    Предлог - это часть речи. К предлогам нельзя поставить вопрос, они не изменяются.

    ПознавательныеУУД: логические (анализ, построение логической цепи рассуждений).

    3. Работа с текстом.

    Давайте вставим предлоги.

    Познавательные УУД:

    Коммуникативные: инициативное сотрудничество.

    Чтобы не ошибиться в написании предлогов со словами нужно помнить правило: между предлогом и словом можно вставить другое слово или вопрос. Например: за дерево - за высокое дерево; за (какое?) дерево.

    1). Предлог - служебная часть речи.

    Регулятивные УУД:

    ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (для глаз)

    Карточка.

    Регулятивные УУД:

    IV. Итог урока.

    Обобщение знаний о предлоге.

    Мы с вами знали части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол. Сегодня мы выучили еще одну часть речи - предлог.

    Тест - опрос.

    Выбери верное утверждение.

    В. Перед глаголом.

    Как пишутся слова:

    А. Раздельно.

    Б. Слитно.

    А. по танцевал

    Б. за школой

    В. на писать

    В. Потускнела зелень елок.

    V. Домашнее задание.

    Стр. 112 - выучить правило.

    Выполнить упражнение 146.

    VI. Рефлексия.

    Что нового узнали на уроке?

    Регулятивные УУД:

    Коммуникативные УУД:

    Личностные УУД: смыслообразование.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку по теме "Общее понятие о предлоге" »

Разработка урока по русскому языку

по теме «Общее понятие о предлоге»

2 класс

Учитель начальных классов

Цыганкова Татьяна Викторовна

Таруса, 2014г

2-й класс. УМК «Перспектива»

Тема урока: «Общее понятие о предлоге».

Цель урока : познакомить учащихся с предлогом, как со служебной частью речи.

Задачи урока:

    образовательные: расширить знания учащихся о предлоге как части речи; его роли в русском языке; учить писать предлоги отдельно от других частей речи.

    развивающие: развивать устную и письменную речь учащихся, фонематический слух, орфографическую зоркость; совершенствовать культуру речи учащихся; развивать психические процессы, аналитическое мышление, память, внимание, способность к самоконтролю, умение выполнять вербальные инструкции учителя, делать выводы.

    воспитательные: воспитывать коммуникативную культуру учащихся; аккуратность, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность; формировать интерес к изучению русского языка.

Планируемый результат: знать, уметь различать и правильно писать предлоги.

Межпредметные связи: русский язык, литературное чтение, окружающий мир.

Ресурсы: учебник «Русский язык». 2 класс. Авторы: Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина; индивидуальные карточки с заданиями для учащихся; сигнальные карты.

Организация пространства : работа фронтальная, индивидуальная, в парах.

Тип урока: урок получения новых знаний.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Я желаю вам успешной работы и приятного общения на уроке. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте своему соседу удачи.

Личностные УУД: формирование положительной мотивации.

II. Актуализация знаний учащихся.

Работа со словами:

Б*реза, п*щит, з*леный, м*ро*, под, м*стерит, за*ц, бл*стит, у*кая, б*льшая.

а) Орфографическая зарядка.

Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы. (Цепочкой).

Какие орфограммы встретились в словах?

б)Работа в парах.

Прочитайте еще раз эти слова глазками и скажите, по какому признаку можно разделить эти слова на группы?

Сколько будет групп? Какие? Обсудите в парах.

Запишите слова в три группы самостоятельно: 1 ряд – имена существительные, 2 ряд – имена прилагательные, 3 ряд – глаголы.

Коммуникативные УУД: умение слушать и слышать партнёра, выполнять совместную деятельность, уметь договариваться, уважать партнёра и самого себя.

Познавательные УУД: логические (анализ, выбор оснований и критериев для сравнения, построение логической цепи рассуждений, доказательство)

(Проверка путем чтения учащихся с места).

Прочитайте первую группу слов. Это какая часть речи? Докажите.

Прочитайте вторую группу слов. Это какая часть речи? Докажите.

Прочитайте третью группу слов. Это какая часть речи? Докажите.

Покажите сигналами, кто выполнил это задание без ошибок.

Регулятивные УУД: контроль, волевая саморегуляция.

Какое слово оказалось лишнее? Почему?

Кто знает, как можно назвать слово под?

Ребята, изучая азбуку, русский язык, литературное чтение, мы встречались с предлогами?

Но мы не говорили о них подробно.

Может, кто-нибудь догадался, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

III. Работа над новым материалом.

1. Объявление темы урока и постановка целей.

Правильно, сегодня мы поговорим о предлогах, как части речи; узнаем, для чего нужны предлоги в русском языке; как они пишутся с другими частями речи. Тема нашего урока: «Общее понятие о предлоге».

Познавательные: общеучебные (самостоятельное выделение и формулирование учебной цели)

Регулятивные УУД: целеполагание (постановка учебной задачи)

2. Выполнение упражнения №145, стр. 111 учебника.

Выполняя упражнение, вы использовали слова: на, под, за, к. Как они называются?

Совершенно верно, это – предлоги. В русском языке существует множество и других предлогов: на, из, по, об, от, в, у, о, с, над и много других.

Ребята, попробуйте задать к предлогам вопрос. Получается у вас это сделать?

Предлог – это часть речи. К предлогам нельзя поставить вопрос, они не изменяются.

ПознавательныеУУД: логические ( анализ, построение логической цепи рассуждений).

А вот для чего служат предлоги в русском языке, вы мне попробуете ответить, выполнив следующее задание.

3. Работа с текстом.

Кружатся снежинки ….. холодном воздухе. Катаются дети ….. коньках …. льду.

Весело детям ….. зимнее время …. улице.

Прочитайте предложения. Скажите, связаны ли в них слова по смыслу?

Как установить связь слов в предложениях? Чего не хватает в тексте?

Давайте вставим предлоги.

Ученики записывают в тетрадях, по ходу записи комментируют ученики, названные учителем.

Установилась ли связь слов в предложениях?

Какую роль предлоги выполняют в русском языке?

Верно, предлоги служат для связи слов в предложении. Поэтому они называются служебной частью речи.

Чтение сообщения профессора Самоварова. Стр.112 учебника.

Познавательные УУД: логические(анализ, построение логической цепи рассуждений).

Обозначьте в предложениях части речи. (Цепочкой).

Перед какими частями речи стоят предлоги? Перед какой частью речи предлогов нет?

Правильно, предлоги дружат с именами существительными и прилагательными, а вот с глаголами предлог не дружит, поэтому перед глаголами предлоги не употребляются. Слайд 10.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество.

(Схемы употребления предлогов с другими частями речи).

Обратите внимание, как написаны предлоги с другими словами.

Предлоги с другими частями речи пишутся раздельно.

Чтобы не ошибиться в написании предлогов со словами нужно помнить правило: между предлогом и словом можно вставить другое слово или вопрос. Например: за дерево – за высокое дерево; за (какое?) дерево.

4. Формирование навыка написания предлогов с другими частями речи.

Списать текст, раскрывая скобки. Между предлогом и словом вставить подходящие по смыслу слова. Объяснить написание предлогов.

Пришла весна (в) лес. Набухли почки (на) деревьях. Оживает (под) снегом молодая травка.

Запись предложений по рядам, каждый ряд - по одному предложению.

5. Составление алгоритма темы урока.

1). Предлог – служебная часть речи.

2). Предлоги не изменяются, к ним нельзя поставить вопрос.

3). Предлоги служат для связи слов в предложении.

4). Перед глаголами предлоги не употребляются.

5). Предлоги с другими частями речи пишутся раздельно.

6). Между предлогом и словом можно вставить другое слово или вопрос.

Регулятивные УУД: планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (для глаз)

6. Самостоятельная работа с применением уровневой дифференциации.

1 группа. (3 человека, слабоуспевающие учащиеся, работающие только на продуктивном уровне).

Карточка.

Списать скороговорку, подчеркнуть предлоги.

У Семёна с Саней в сетях сом с усами.

2 группа. (6 человек, учащиеся, работающие на репродуктивно-продуктивном уровне).

Объединить пары слов с помощью предлогов.

Выходить ….. (дом); идти ….. (лес); заботиться ….. (щенок)

3 группа. (4 человека, учащиеся, работающие на продуктивном и творческом уровнях).

Найти в предложениях ошибки, исправить их, правильно записать предложения в тетрадь.

Налесную тропку изкустов вы скочил рябчик. Мяч за бросили всетку ворот.

(Проверка путем чтения учащимися заданий, одновременно высвечивается на слайде. Учащиеся сигналами показывают, как они справились с заданием.)

Регулятивные УУД: контроль, контроль, оценка, волевая саморегуляция.

IV. Итог урока.

Обобщение знаний о предлоге.

Представьте, что ваш товарищ заболел и не был сегодня в школе.

Что вы ему расскажите об уроке русского языка?

Мы с вами знали части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол. Сегодня мы выучили еще одну часть речи – предлог.

Тест – опрос.

У вас на столах листы с тестом по теме урока. Выполните его.

Выбери верное утверждение.

А. Предлоги не служат для связи слов в предложении.

Б. Предлоги служат для связи слов в предложении.

Перед какой частью речи не бывает предлогов?

А. Перед именем существительным.

Б. Перед именем прилагательным.

В. Перед глаголом.

Как пишутся слова:

(с) веселой, (на) улице, (за) клюквой?

А. Раздельно.

Б. Слитно.

Укажите номера, в которых допущена ошибка.

А. по танцевал

Б. за школой

В. на писать

В каких предложениях есть предлоги?

А. У берлоги вырос холмик желтой глины.

Б. Летят на землю белые хлопья снега.

В. Потускнела зелень елок.

Взаимопроверка с образца. Сигналами покажите, кто справился без ошибок? У кого все задания выполнены не верно? Слайд 22.

V. Домашнее задание.

Стр. 112 – выучить правило.

Выполнить упражнение 146.

VI. Рефлексия.

Что нового узнали на уроке?

Регулятивные УУД: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что подлежит усвоению.

Коммуникативные УУД: построение речевых высказываний.

Личностные УУД: смыслообразование.