КУЛЬТУРА РЕЧИ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ

1) Использование школьниками жаргона – это объективная реальность. И хотя некоторые ученые считают увлечение жаргонными словами “ детской болезнью, существует опасная тенденция жаргонизации литературного языка. Действительно, есть о чем беспокоиться: такие слова, как “зашибись”, “улет”, “отпад”, “супер”, “круто”,”классно”,”клево” и многие другие постепенно вытесняют литературные выражения.

2) Психологи утверждают, что достаточно четырех правил для борьбы с употребление матерных слов:

Перестать ругаться самому, выработать отвращение и брезгливость к сквернословию;

Избегать общения с людьми, которые употребляют нецензурные слова;

Запоминать стихотворения, афоризмы .

Причины употребления жаргонных слов.

Причин употребления учащимися большого количества жаргонных слов несколько:

1. Социальные факторы. Сейчас т. н. общий жаргон становится привычным не только в повседневном общении, но и звучит в теле - и радиоэфире. Научно-технические революции делают общение чрезвычайно динамичной системой, стимулируя изменение социальных связей и форм человеческих коммуникаций.

2. Потребность школьника в самовыражении и встречном понимании. Полноценное общение в молодежной среде невозможно без владения её языком. Молодежный же язык подразумевает использование жаргонных слов, бранных оборотов речи как своего рода междометий или просто способов связи предложений. Учителю важно показать подростку, что красиво, а что мерзко, что действительно приятно для слуха, а что вызывает лишь отвращение.

3. Расширение сферы общения молодежи. Современные технологии раздвигают рамки общения. Например, появление Интернета позволило молодежи зависать в чатах (от английского слова chat – болтовня) и тем самым значительно расширить свой круг общения. И поскольку основная масса, общающаяся таким образом, - молодежь, то нет ничего удивительного в том, что происходит усвоение соответствующий нормы речи.

Диагностика отношения учащихся к жаргонной речи

Для изучения отношения к жаргонной речи в классе предложите обучающимся заполнить приведенные ниже анкеты. Результаты анкетирования (которое можно провести анонимно) станут основой для классного часа на тему культуры речи учащихся.

Анкета для учащихся № 1

1. Ваш пол?

 Мужской.

 Женский.

3. А в разговоре с взрослыми?

 Самоутвердиться.

 Обмениваться информацией.

 Иногда.

 Иногда.

 Им не важно, как я говорю.

 Моих друзей.

 Моих родителей.

 Моих учителей.

 Нормально.

 Мне все равно.

10. Слышите ли Вы скверные слова в своей семье?

Анкета для учащихся №2

 Не всегда.

 Не думал(а) об этом.

 Не думал(а) об этом.

 Не думал(а) об этом.

Система работы по формированию речевой культуры школьников.

Система работы педагога по формированию речевой культуры школьника на уроке состоит из следующих компонентов:

1.Диагностика степени сформированности речевой культуры школьников с целью разработки программы коррекции при планировании дальнейшей работы на основе полученных данных.

2.Развитие положительной учебной мотивации каждого ученика.

3.Организация активной речевой деятельности, формирование умений:

Осмысливать и хорошо представлять себе речевую ситуацию (цель общения, тему и основную мысль высказывания, адресата речи, место общения, объем высказывания);

Собирать материал для речевого высказывания в соответствии с замыслом, пользуясь различными источниками информации (личным опытом, сообщениями других людей, радио – и телепередачами, научными и публицистическими материалами., произведениями искусства, в т. ч. художественной литературой), систематизировать его, составлять план будущего высказывания с ориентацией на замысел;

В соответствии с замыслом пользоваться разными стилями и типами речи разнообразными языковыми средствами, выбирать их с учетом всех компонентов речевой ситуации;

Видеть реакцию слушателя во время устной речи, соотносить произносимое с замыслом и корректировать свою речь, совершенствовать (редактировать) написанное в соответствии с замыслом. Работа над повышением речевой культуры будет осуществляться успешнее, если дать школьникам определенный ориентир, сформировать представление о том, какой должна быть культурная речь.

1. Обогащение словарного запаса учащихся. Под этим следует понимать не только количественное увеличение потребляемых слов, но и качественные изменения, выражающиеся в расширении объема понятий, в уточнении значений слов, в ознакомлении с новыми значениями уже известных слов, со стилистическими возможностями слова, которые позволяют соотнести уместность того или иного языкового факта с замыслом говорящего.

2. Деятельность учащихся на любом уроке оценивается с позиции речевого этикета, учитывается культура высказывания по предмету, умение практически оценивать своё высказывание и высказывания окружающих, т. е. проводится языковая рефлексия, связанная с оценкой уместности и правильности речевой деятельности.

3. Использование тестового контроля, который интенсифицирует процесс обучения.

Памятка для учащихся

2.Логика.

3.Разнообразие.

4.Точность.

5.Выразительность.

6.Уместность.

7.Правильность. Соблюдайте орфоэпические , лексические, грамматические, пунктуационные нормы литературного языка.

Памятка для учащихся

- «Чтобы в жизни состояться, матом лучше не ругаться!»

- «Наше условие – долой сквернословие!»

Мат – ад, брат, богат, девчат, дрожат, ушат, небогат, глуповат, слабоват, концентрат;

Материться – добиться, злиться, больница, лечиться и т. п.

Кто использует мат, тот, бесспорно, глуповат!

Мат – дорога в ад!

Хочешь успеха в жизни добиться – книжки читай, прекращай материться!

Сколько будешь материться, столько будешь и лечиться!

Мат, конечно, не забава, а для школьников отрава!

Анкета для учащихся № 1

1. Ваш пол?

 Мужской.

 Женский.

2. Используете ли Вы жаргонные слова при общении со сверстниками?

3. А в разговоре с взрослыми?

4. С какой целью Вы употребляете жаргонные слова?

 Самоутвердиться.

 Выглядеть лучше в глазах сверстников.

 Обмениваться информацией.

 Придать своей речи живость, юмор.

5. Используете ли Вы матерные слова в повседневной речи?

 Иногда.

6. Поправляют ли учителя Вашу речь?

 Иногда.

7. Как относятся родители к Вашей речи?

 Им не важно, как я говорю.

 Они постоянно говорят, чтобы я следил за своей речью.

 Иногда родители делают замечания по поводу моей речи.

8. Чья речь для Вас является эталоном?

 Моих друзей.

 Моих родителей.

 Моих учителей.

 Та, которую я слышу по телевидению и радио.

9. Когда слышите нецензурные слова, как Вы к этому относитесь?

 Нормально.

 Мне все равно.

1. Слышите ли Вы скверные слова в своей семье?

Анкета для учащихся № 1

2. Ваш пол?

 Мужской.

 Женский.

3. Используете ли Вы жаргонные слова при общении со сверстниками?

4. А в разговоре с взрослыми?

5. С какой целью Вы употребляете жаргонные слова?

 Самоутвердиться.

 Выглядеть лучше в глазах сверстников.

 Обмениваться информацией.

 Придать своей речи живость, юмор.

6. Используете ли Вы матерные слова в повседневной речи?

 Иногда.

7. Поправляют ли учителя Вашу речь?

 Иногда.

8. Как относятся родители к Вашей речи?

 Им не важно, как я говорю.

 Они постоянно говорят, чтобы я следил за своей речью.

 Иногда родители делают замечания по поводу моей речи.

9. Чья речь для Вас является эталоном?

 Моих друзей.

 Моих родителей.

 Моих учителей.

 Та, которую я слышу по телевидению и радио.

10. Когда слышите нецензурные слова, как Вы к этому относитесь?

 Нормально.

 Мне все равно.

11. Слышите ли Вы скверные слова в своей семье?

Анкета для учащихся №2

1. Много ли жаргонных слов Вы употребляете в своей речи?

2. Для чего Вы их употребляете?

 Считаю, что это модно, современно.

 Они нужны в речи для связи слов.

 Помогают преодолеть недостаток слов в моей речи.

 Делают речь понятнее для друзей.

 Другое__________________________________________

3. Знаете ли Вы значения жаргонных слов, которые употребляете?

 Не всегда.

4. Могли бы Вы обойтись без них?

 Не думал(а) об этом.

5. Стараетесь ли Вы обойтись без них?

 Не думал(а) об этом.

6. Как Вы считаете, нужны ли жаргонизмы в речи?

 Не думал(а) об этом.

Анкета для учащихся №2

1. Много ли жаргонных слов Вы употребляете в своей речи?

2. Для чего Вы их употребляете?

 Считаю, что это модно, современно.

 Они нужны в речи для связи слов.

 Помогают преодолеть недостаток слов в моей речи.

 Делают речь понятнее для друзей.

 Другое__________________________________________

3. Знаете ли Вы значения жаргонных слов, которые употребляете?

 Не всегда.

4. Могли бы Вы обойтись без них?

 Не думал(а) об этом.

5. Стараетесь ли Вы обойтись без них?

 Не думал(а) об этом.

6. Как Вы считаете, нужны ли жаргонизмы в речи?

 Не думал(а) об этом.

Памятка для учащихся

Как построить правильное высказывание

2.Логика. Говорите последовательно, не допускайте скачков мыслей. Составьте план своего высказывания, систематизируйте материал в соответствии с планом.

3.Разнообразие. Пользуйтесь разнообразными языковыми средствами, избегайте неоправданного повторения слов, одинаковых по строению конструкций.

4.Точность. Отбирайте слова и предложения, наиболее точно передающие ваши мысли.

5.Выразительность. Подбирайте слова и предложения, наиболее ярко передающие ваши мысли, чтобы воздействовать на адресата речи.

6.Уместность. Избирайте необходимый стиль речи, учитывайте, кому адресовано ваше высказывание, как оно будет воспринято, в какой обстановке происходит общение.

7.Правильность.

Памятка для учащихся

Как построить правильное высказывание

2.Логика. Говорите последовательно, не допускайте скачков мыслей. Составьте план своего высказывания, систематизируйте материал в соответствии с планом.

3.Разнообразие. Пользуйтесь разнообразными языковыми средствами, избегайте неоправданного повторения слов, одинаковых по строению конструкций.

4.Точность. Отбирайте слова и предложения, наиболее точно передающие ваши мысли.

5.Выразительность. Подбирайте слова и предложения, наиболее ярко передающие ваши мысли, чтобы воздействовать на адресата речи.

6.Уместность. Избирайте необходимый стиль речи, учитывайте, кому адресовано ваше высказывание, как оно будет воспринято, в какой обстановке происходит общение.

7.Правильность. Соблюдайте орфоэпические, лексические, грамматические, пунктуационные нормы литературного языка.

Памятка для учащихся

Хочешь говорить правильно - помни!

При изложении материала стремись к разнообразию – в соответствии с правилом: жизнеспособность любой системы тем выше, чем большим внутренним многообразие она располагает.

Ничего не принимай на веру: все новации подвергай трезвому сомнению, основанному на аналитическом суждении.

Говори (пиши) для того, чтобы выразиться, а не для того, чтобы произвести впечатление на слушающего(читающего).

При изложении материала придерживайся классической схеме: Что? Почему? (Для чего?) Как?(Каким образом?).

Никогда не исчерпывай предмет своего изложения до конца: заставь слушателя(читателя) думать.

Критически, с разумной осторожностью относись к выбору и использованию цитат.

Твоё слово должно по росту соответствовать мысли. Начиная выступление, всегда помни о его конце.

Пусть твой язык никогда не опережает твоих мыслей.

В выступлениях придерживайся принципа: у каждого с кем ты сталкиваешься во время спора(полемики, диспута, дискуссии), есть в чём-то превосходство над тобой. Этому ты и должен у него научиться.

Во время спора(полемики, диспута, дискуссии) поступись перед оппонентом всем, чем можешь поступиться, и не утверждай ничего того, что не можешь доказать.

Не пускай сорную траву в своё речевое поле: твоя речь должна быть орфоэпически, грамматически и стилистически точна.

Памятка для учащихся

Хочешь говорить правильно - помни!

При изложении материала стремись к разнообразию – в соответствии с правилом: жизнеспособность любой системы тем выше, чем большим внутренним многообразие она располагает.

Ничего не принимай на веру: все новации подвергай трезвому сомнению, основанному на аналитическом суждении.

Говори (пиши) для того, чтобы выразиться, а не для того, чтобы произвести впечатление на слушающего(читающего).

При изложении материала придерживайся классической схеме: Что? Почему? (Для чего?) Как?(Каким образом?).

Никогда не исчерпывай предмет своего изложения до конца: заставь слушателя(читателя) думать.

Критически, с разумной осторожностью относись к выбору и использованию цитат.

Твоё слово должно по росту соответствовать мысли. Начиная выступление, всегда помни о его конце.

Пусть твой язык никогда не опережает твоих мыслей.

В выступлениях придерживайся принципа: у каждого с кем ты сталкиваешься во время спора(полемики, диспута, дискуссии), есть в чём-то превосходство над тобой. Этому ты и должен у него научиться.

Во время спора(полемики, диспута, дискуссии) поступись перед оппонентом всем, чем можешь поступиться, и не утверждай ничего того, что не можешь доказать.

Не пускай сорную траву в своё речевое поле: твоя речь должна быть орфоэпически, грамматически и стилистически точна.

Республиканская специализированная физико-математическая средняя школа-интернат имени О.Жаутыкова для одаренных детей

г. Алматы

Кафедра русской филологии

Проект

«Мы – за культуру речи»

в рамках «Недели языков»

Учитель русского языка

и литературы

Есмагамбетова М.А.

г. Алматы, 2014 г.

Реализация проекта «Мы – за культуру речи»

в рамках «Недели языков»

В современном обществе одной из актуальных проблем является отсутствие культуры речи, пренебрежение нормами языка, повсеместное использование в речи бранной лексики. Ученики нашей школы, да и взрослые (учителя, обслуживающий персонал, родители) не составляют в этом случае исключение. В связи с этим появилась идея проведения в школе в рамках Недели языков проекта «Мы – за культуру речи» с широким привлечением учащихся и учителей к проблеме.

В конце августа 2014 года при планировании Недели языков заведующая кафедрой русской филологии Утешева Б.Ж. была предупреждена мною о проведении проекта «Мы – за культуру речи», организаторами которого планировались учащиеся 11-х классов.

Цель проекта: привлечь учащихся и учителей РСФМСШИ к проблемам сохранения культуры речи, бережного отношения к речи; сформировать свою позицию по отношению к проблеме, приняв участие в инсталляции «Мы – за культуру речи».

В первых числах сентября начался подготовительный этап: составлен план реализации проекта, определены ведущие проекта (ученицы 11 Д класса Баракбаева Фатима и 11 З класса Кошкарова Ботакоз), намечен сбор материала. На втором этапе определены ученики 11-х классов, которые выступили с интервью о культуре речи. Каждый участник приложил к своим ответам фотопортрет (в каждом из четырех 11-х классов был свой руководитель проекта). На завершающем этапе подготовки проекта собран материал (высказывания великих о языке, ответы учащихся об актуальности проблемы «Культура речи»), подготовлены стенды и основа инсталляции «Мы за культуру речи».

Проект был запущен 24 сентября 2014 года на большой перемене (11:30) в фойе школы. Ведущие проекта – Баракбаева Фатима и Кошкарова Ботакоз (фоторепортер проекта), ученицы 11 классов.

Ученикам были озвучены цель проекта и его задачи, предложены вниманию школьников ответы участников проекта, после чего задействована инсталляция. Первым участником инсталляции стал ученик 11 Е класса Гилажиденов Султан, сразу же ставший волонтером проекта.

Этим проектом заинтересовались и учителя, присоединившиеся к обсуждению проблемы и внесшие свою лепту в работу школьников.

Администрация школы: завучи Саякова Б. М. и Ахметбекова А.К. – приняла активное участие в проекте, оценив заинтересованность школьников и пользу проекта в привлечении к проблеме.

Проект длился до 29 сентября 2014 года, обретая все новых волонтеров.

и литературы Есмагамбетова М.А.

Ответы на вопросы учащихся 11-х классов

«Мы – за культуру речи»

Нужно ли мне самому развивать свою речь?

Актыбек Жанболат, 11 Д класс

Я считаю, что мне не так сильно это пригодится, но при этом это не будет лишним, если я смогу правильно выражаться в обществе. Это большой плюс для меня, чтобы люди понимали, что ты умен и знаком с грамотой. В случае, если я не буду развивать свою речь, мне будет сложно передавать свои мысли в устной или письменной форме, а в будущей работе, я думаю, мне этого особо не пригодится. Но нужно быть готовым ко всему, ведь из-за проблем речи и неумения четко выразить свою мысль, например, меня не возьмут на работу, так как не смогут понять меня. Наверное, все-таки нужно работать над своей речью.

-Что, по-вашему, такое – культура речи и нужно ли ее развивать?

Нысанбек Мирас, 11 Д класс

Культура речи – это, прежде всего, составляющая духовной культуры человека и уровня его общего развития как личности. Она свидетельствует о ценности духовного наследия и культурного достояния человечества.

Я считаю, что мы должны развивать свою культуру речи. Конечно, это выбор каждого человека, но всё Великое начинается с малого, с речи в том числе.

Почему мы так часто используем обороты и выражения , которые засоряют нашу речь ? Как можно решить такого рода проблему?

Левинишников Даниэль, 11 Д класс

Я уверен, что сейчас достаточно много способов развить свою речь: это и курсы по развитию речи, это и возможности интернета, но ничто не сравнится с чтением художественной литературы, любовь к которой нам прививают ещё в раннем детстве.

Почему с каждым годом всё больше людей пишут и говорят неграмотно ?

Буйтеков Бексултан, 11 Д класс

П о-моему, самой главной причиной является общий упадок образованности людей в целом, что связано с научно-техническим прогрессом. Сегодня люди все меньше уделяют время чтению книг, посещению театров и развитию своей речи. Все больше времени отнимают интернет, ТВ, смартфоны и т.п. Мы перестаем полноценно общаться, обсуждать проблемы, соответственно, в полной мере использовать речь. Это ведет к ее оскудению.

К сожалению, подростки забывают о том, насколько культура речи важна в жизни, но в последнее время я начал замечать, что всё больше моих друзей начинают уделять внимание данной проблеме.

Как вы относитесь к использованию мата в речи? Почему в речи часто используют жаргон?

Олжабеков Жаксылык, 11 Д класс

К использованию в речи брани и тяжелой ненормативной лексики отношусь крайне негативно. Считаю, что это показатель отсутствия воспитания, культуры человека и его невежества.

Жаргон – это ограниченная определенными условиями лексика, подчеркивающая изолированность определенного круга людей, не желающих быть похожими на других или стремящихся к засекречиванию речи от других. Этим и вызваны искажение норм речи, использование ненормативной лексики. Однако это ведет к обеднению речи, отсутствию ее культуры.

Нужно ли культуру речи развивать подросткам? Что вы делаете для того, чтобы развить свою речь?

Ахмедия Адильхан, 11 Е класс

Если будем игнорировать культуру речи сегодня, наша жизнь становиться ярче и богаче не будет. Уродливая речь – отражение уродливых сторон нашей жизни. Грубая и убогая речь ведет к грубости и неуважению в отношениях. Я уверен, что отсутствие культуры речи может привести к деградации личности.

Нам, подросткам, нужно развивать свою речь. Она поможет точно оформлять мысли, лучше понимать друг друга, проявлять уважительное отношение к окружающим.

Что я делаю для того, чтобы развивать свою речь?

Камбар Нурила, 11 Е класс

Я считаю, что развитие культуры речи – одна из актуальных проблем нашего общества. Возьмем нашу школу. Многие подростки, изучая основы естественно-математических наук, забывают о важности развития речи. Речевая культура – одна из составляющих сторон общей культуры человека. Она отражает культуру мышления, культуру поведения, культуру восприятия жизни. Начинать работу над культурой речи и ее совершенствованием нужно именно в подростковом возрасте, чтобы впоследствии иметь уже образцовую речь.

Для того чтобы развивать культуру своей речи, я расширяю словарный запас. Чем больше слов я знаю, тем богаче моя речь, тем свободнее и полнее выражаю свои мысли и чувства. Поэтому я стараюсь в свободное время больше читать качественную художественную литературу. Также я считаю, что нужно слушать дискуссии интеллектуальных людей, отличающихся культурой речи. Не менее важно очищение речи от грубой ненормативной лексики, от неправильного произношения и использования слов. Следование культуре речи влияет и на взаимоотношения с окружающими.

Так ли важно развивать культуру речи нам , подросткам?

Аманжолов Санжар, 11 Е класс

В современном мире этот вопрос является актуальным, так как культура речи – это путь к успеху в жизни. Без нее невозможно реализовать себя в по-настоящему развитом обществе.

Нам, подросткам, необходимо развивать свою речь. И дело вовсе не «пробивании в общество». Главное в том, что, развивая культуру речи, человек познает и улучшает себя, познает и улучшает мир.

Познавать себя и мир надо начинать именно с подросткового возраста, потому что в этот период жизни мы начинаем задумываться о смысле жизни, о выборе своего будущего и о себе как о человеке. Развивая свою речь, мы влияем на культуру взаимоотношений с окружающими и, что самое ценное, открываем для себя множество дверей в успешное будущее в обществе с высокой культурой жизни.

Нурпеис Даурен, 11 Е класс

Каждый день мы сталкиваемся с проблемой нарушения культуры речи. Отсутствие культуры речи демонстрируют сегодня многим: и дети, и взрослые. Эта проблема общества. Мне кажется, что культура речи тесно связана с культурой отношений. Отсутствие культуры речи свидетельствует о невежестве общества. Многие не задумываются над этой проблемой, не видя в этом никакой проблемы. Имея косноязычную речь, люди и не считают, что это так страшно. Некоторые даже утверждают, что примитивно и грубо сказать – это достоинство, зато нет лицемерия. Но ведь мы, огрубляя свою речь, огрубляем и свои отношения, огрубляем саму жизнь, опуская ее на низкий уровень. Разве это достоинство? Разве это достижение и смелость, когда общество само разрушает себя, через уродливую речь в том числе?

Отсутствие культуры речи – это не только употребление ненормативной лексики, но и пренебрежение нормами языка, что приводит к неуважительному отношению к самому языку, к самим носителям языка, что отрицательно влияет на жизнь общества в целом.

Что такое культура речи? Актуальна ли проблема культуры речи сегодня?

Раисов Тимур, 11 Е класс

"Культура речи – это понятие, объединяющее владение языковой нормой устного и письменного языка" (википедия). Согласен с этим определением.
С появлением интернета, а с ним и электронной почты, мы стали меньше внимания уделять культуре речи. Темп жизни увеличился, конкуренция возросла, и у нас уже не остается времени подумать и обсудить проблемы. Проблема культуры речи актуальна как никогда.

Когда у человека плохо развита речь, то ему трудно выразить свои мысли. Понятийный аппарат, который очень сильно зависит от речевого уровня, просто необходим нам на работе, в школе, в жизни. Мы живем ровно настолько, насколько хорошо мы умеем мыслить. А как возможно мыслить со скудным словарным запасом и с неумением с ним обращаться? "Встречают по одежке, провожают по уму". Не только по одежке, но еще и по речи. Согласитесь, ведь вам вряд ли понравится человек, который при первой же встрече покажет, что он и двух слов не может связать.
Важен в правильной речи и эстетический аспект, наслаждение говорить богатым и правильным языком.

Поэтому необходимо развивать свою речь, если мы хотим ясно и четко выражать свои мысли, иметь контакты доверия и порядочности с окружающими, получать удовольствие от общения и просто-напросто быть человеком, в полном смысле этого слова.

Я думаю, чтобы развить свою речь, нужно, в первую очередь, много читать. Читая и узнавая новое, мы делимся с окружающими, а для этого нам приходится использовать речь. Нам захочется рассказать о чем-то интересном также хорошо, как это сделал автор. И мы будем стараться говорить лучше, чтобы точнее выразить свою мысль. Еще надо больше говорить. Говоря, мы тренируем нашу устную речь, которая тоже очень важна.
В заключении хотелось бы привести простую, но убедительную статистику. Словарный запас Шекспира составлял 12 000 слов, в словаре Даля насчитывается около 200000, Менделеев располагал 11 000 слов, а словарь Эллочки-людоедки (прообраз ограниченного современника) из романа И.Ильфа и Е.Петрова «Двенадцать стульев» составлял чуть более 17 слов, универсальных на все случаи жизни. А сколько слов насчитывает ваш словарь? И в какой мере вы владеете культурой речи? Задайте себе эти вопросы и честно ответьте на них.

Нужно ли Вам развивать свою речь?
Макишева Заида, 11 Ж класс

Речь – это мощный инструмент. Посредством речи общаются, делятся мыслями. Я считаю, что развитая речь открывает множество возможностей. Во-первых, умение применения метафор и синонимов не только показывает богатство лексикона говорящего, но и богатство самой речи. Во-вторых, грамотная речь позволяет мыслить глубже и точнее. К тому же, человеку, умеющему правильно выражать свою мысль, легче отстаивать позицию, что немаловажно в условиях конкуренции.
Навыки общения необходимы как в повседневной жизни, так и в учебе.

Это и есть доводы, которыми я объясняю необходимость развивать свою речь.

Актуальна ли проблема культуры речи среди вас, подростков?

Шаймаханов Рамазан, 11 Ж класс
– По-моему, проблема культуры речи актуальна для всех возрастных групп. Но нам, подросткам, уже сейчас нужно работать над правильностью и грамотностью своей речи. На самом деле, мало кто может без изначальной подготовки обладать правильной речью.

Между собой мы спокойно говорим на жаргоне, порой даже матом, не думая о том, что приучаем наш слух к бранным словам. Впоследствии это ведет к деградации не только речи, но и самой личности.

Если мы сами начнем грамотно выражать свои мысли, развивать культуру речи, то, я уверен, наше общество постепенно станет более культурным.

Надо ли Вам развивать свою речь?

Жуманов Мухтар, 11 Ж класс

Развивать свою речь надо для того, чтобы быть понятым. Развивая свою речь, я смогу развиваться как личность, имеющая свое мнение и умеющая отстаивать свою позицию. Бывает, что собеседник не понимает меня потому, что я не могу донести до него свою мысль, и это хороший стимул для развития речи.

Нужно с интересом развивать свою речь, понимая необходимость ее развития. Мне хочется на равных общаться с ровесниками и старшими. Если я не могу выразить свои мысли, я становлюсь неинтересным окружающим. Все согласятся, что с неграмотным человеком трудно общаться. Это ведет к неуверенности и закрытости. Мне многому предстоит учиться. Главное, начать.

Что Вы делаете для того, чтобы развивать свою речь?

Шакенов Санжар, 11 Ж класс

В большинстве случаев, действия, которые способствуют развитию моей речи, являются вербальными тренировками. Будучи не только естественным, но и приятным способом развития речи, такие тренировки, частые и повторяющиеся, дают свой результат.

В быту, в школе, в любых ситуациях мы используем речь, но вопрос ведь в том: какую? Я предпочитаю использовать как можно больше синонимов к стереотипным выражениям, к примеру, ответу на банальный вопрос: «Как дела?».
Так что, опыт появляется в каждодневной практике, и хорошая речь не является исключением из общего правила.

Актуальна ли сегодня проблема культуры речи подростков?

Сисенбердиева Айдана, 11 ж класс

На мой взгляд, очень важно развивать культуру речи, но это умение приходит только с практикой. Поэтому надо пополнять свой лексикон, читать художественные произведения и общаться с людьми, обладающими грамотной речью.

Что ты делаешь для развития культуры своей речи?

Ильясов Ибрагим, 11 «З»

Я читаю книги, потому что это самый интересный и эффективный способ развития культуры речи. Читая тексты и вникая в них, я узнаю новые словарные обороты, цитаты, которые позже использую в речи. Также визуальное запоминание написания слов помогает мне поддерживать свой уровень орфографии. Чтение позволяет человеку свободно общаться с интеллектуальными людьми. Одна из моих самых любимых книг, полезных для развития речи, – роман Льва Николаевича Толстого «Анна Каренина». Всем советую почитать!

Считаешь ли ты, что культура речи – актуальная проблема в нашем обществе?

Кадыров Данияр, 11 «З»

Несомненно, это одна из актуальных проблем, потому что в повседневной жизни мы очень часто сталкиваемся с проявлением отсутствия культуры речи, особенно среди молодежи. Нам, молодым, следует изменить отношение к речи. Культура речи – это неотъемлемая сторона жизни общества, отличающегося высокой культурой отношений, культурой быта, культурой труда, культурой созидания. Пренебрежение нормами речи сравнимо с пренебрежением обществом его культурой.

Именно поэтому я стараюсь развивать свою речь в соответствии с нормами культуры речи. И призываю молодежь следовать такому примеру!

Почему подросткам нужно развивать и сохранять культуру речи в повседневной жизни?

Литвинов Александр, 11 «З»

Культуру речи необходимо развивать каждому, прежде всего для самого себя. Как можно ясно выразить свои мысли, не используя правильную речь? Общение с людьми на высоком уровне культуры – еще одна из сторон необходимости сохранения культуры речи. Отсутствие чувства такта и культуры может привести к потере уважения к вам со стороны собеседника. Человек, не думающий или забывающий о культуре речи, неуважительно относится, в первую очередь, к себе и обедняет свою жизнь. Владение нормами правильной речи, следование культуре речи – верный путь саморазвития и успешности. Научиться такой речи невозможно за короткий срок. В этом деле нужна привычка. Поэтому и начинать нужно уже сегодня, пока мы еще подростки!

Что ты делаешь для того, чтобы развивать свою речь?

Умарова Шахзода, 11 «З»

Я читаю больше книг, так как это помогает мне запоминать слова и обогащать свой словарный запас. Незнакомые слова я ищу в словаре, запоминаю их и стараюсь правильно использовать в речи. Также для того, чтобы развить свою речь, я смотрю документальные и художественные фильмы, где можно услышать образцовую речь. Общение с людьми, чья речь является примером правильной речи, заметно улучшает и мою речь. Например, общаясь с дедушкой и бабушкой, я свободно учусь использовать свой речевой потенциал. В среде друзей-ровесников, на мое счастье, принято следить за своей речью, стремиться к использованию правильной речи. Я не обижаюсь, когда меня поправляют, ведь указание на ошибки в речи только во благо мне.

Несмотря на то, что пока у меня нет высокого уровня культуры речи, я делаю многое для его повышения! И с каждым годом я чувствую, что моя речь становится лучше!

Так ли важно развивать культуру речи подросткам?

Иман Зере, 11 «З» класс

Речь подростков пестрит сленгом, а то и нецензурными словами. Мы свели к минимуму употребление вежливых слов: «пожалуйста», «спасибо», «добро пожаловать», «извините». Зато наша речь богата на агрессивные «словечки». Грубость стала неотъемлемой частью нашей жизни. Так нужно ли нам что-то менять?

Не задумывались ли вы, что, активно употребляя слова, наполненные любовью к окружающим, вы измените свое отношение к миру, и он изменится к вам. Постоянно в ленте новостей Вконтакте мелькают высказывания: «Сделай добро, и оно к вам вернётся», «Если хочешь изменить мир, начни с себя». Однако мы видим лишь поверхностный смысл изречений, не задумываемся, что, употребляя слова, лишенные агрессии, мы передаем положительные эмоции, тем самым заряжая других своей позитивной энергией. Разве это не добро? Я думаю, начав с самого малого, допустим, сказав «спасибо», мы сможем осуществить нечто большее – приумножим добро.

Я думаю, что в наших силах изменить себя к лучшему. Так почему бы не начать с культуры речи? Ведь доброе слово – половина счастья.

Как Вы реагируете на пренебрежительное отношение к речи, отсутствие ее культуры?

Гаухар Мункеева, 11 «З» класс

Каждый раз, когда я становлюсь свидетелем отсутствия культуры речи среди ровесников и взрослых в нашем обществе, меня внутренне передергивает от такого убогого и бездумного отношения к языку. В голову проходит мысль: «Что почувствовали бы люди, если услышали бы себя со стороны?»

Я никого не осуждаю, понимая, что начинать нужно с себя. Как только мы сами задумаемся над этой проблемой, прислушаемся к своей речи, то, возможно, захотим говорить грамотно, правильно, красиво. Ведь тогда культура речи повлияет и на культуру в отношениях, что приведет к настоящему уважению себя и окружающих. Очень надеюсь быть услышанной!

Считаете ли Вы, что культура речи – актуальная проблема в нашем обществе?

Айнабекова Аида, 11 "З" класс

Каждый из нас часто слышит поток нецензурных выражений, изрыгаемых подростками, считающими, что употребление ненормативной лексики не является чем-то из ряда вон выходящим. Однако, несмотря на это, среди моих ровесников есть и такие, кто обеспокоен отсутствием культуры речи в юной среде, считая проблему актуальной. Я – из того числа.

Возможно, подростки самоутверждаются таким образом, поддерживая хорошие отношения со сверстниками. Негативное влияние оказывают также телевидение, журналы, музыка, интернет: многие из современных изданий для повышения рейтинга пренебрегают языковыми и даже нравственными нормами, подстраиваясь под вкусы непритязательной толпы.

Хорошей мотивацией к развитию культуры речи могут стать образцовая речь взрослых и чтение книг, имеющих глубокий смысл.

Хочется верить, что, благодаря усилиям родителей, учителей и, в первую очередь, самих подростков, мои ровесники начнут серьезно относиться к культуре речи.

Научный форум молодых исследователей «Шаг в будущее»

Речевая культура современных школьников

Яркаева Виктория Эдуардовна,

МАОУ Вагайская СОШ

5 класс

Научный руководитель:

Акбашева Татьяна Павловна,

учитель русского языка и литературы,

МАОУ Вагайская СОШ

Российская Федерация, село Вагай

2017

Содержание

    Введение

    Сленг и его возникновение

    Электронная речь

    Заключение

    Использованная литература

    Приложение

Введение

Для данной научно-практической работы мы выбрали тему «Речевая культура современных школьников».

Речевая культура - это зеркало отражающее уровень языковой и общей культуры человека. Современные школьники забывают о нормах литературного языка, коверкая родной русский язык. Вот почему эта тема становится актуальной.

Гипотеза. Использование в речи нелитературных слов влияет на:

    общую речевую культуру учащихся и в связи с этим на культуру поведения;

    неграмотность речи.

Цель исследования - определить уровень владения учащимися нормами речевой культуры.

Задачи:

    расширить представление о речевой культуре;

    провести наблюдение за речью школьников среднего звена;

    составить список слов, засоряющих речь;

    провести опрос среди учащихся 5-6 классов;

    сделать выводы по теме исследования.

Объект исследования - речь учащихся школы Вагайской школы.

Методы исследования. Для решения поставленных задач мы использовали следующие методы:

    теоретический (изучение научной литературы);

    эмпирический (наблюдение за речью учащихся).

Практическая значимость. Материал данной работы можно использовать на уроках русского языка при изучении темы «Лексика».

1.Начинает раздражать собеседников и становится неинтересным для окружающих.

2.Создает образ человека неуверенного в собственных силах. Его речь напоминает бессмысленный поток воды.

3.Часто путается в своей же речи. Если вы приведете свою речь в порядок, то ваши мысли также будут ясными, доступными для окружающих.

жизни - этакий борец за истину.

рассказать о его натуре, сущности мышления и видения мира.

должно быть просто, разумно, даже банально и никаких сложностей!

жизни - этакий борец за истину.

«Короче» – человек не расположен к общению, он не любит разговоры, поэтому хочет сократить свою речь. Однако из-за этого бесконечного «короче» эффект достигается обратный.

У молодежи в ходу словечко «как бы». Оно означает условность. Молодежь так и живет – как бы пойдем, а как бы и не пойдем; как бы будем, а как бы и не будем. Молодежь не обременена ответственностью, это сказывается и на речи.

Слова «типа», «короче», «значит» употребляют люди, настроенные несколько агрессивно.

«Кстати» говорит как раз о том, что человек чувствует себя неловко и некстати. Но с помощью этого замечания пытается привлечь к себе внимание и придать словам значимость.

«Это самое» украшает речь людей с плохой памятью или ленивых, кто зачастую даже и не старается вспомнить нужное слово. Интеллектуальный труд подыскивания нужного слова они перекладывают на собеседника. Впрочем, они склонны и остальные свои дела и обязанности перекладывать на других.

«На самом деле» используют люди, считающие, что их внутренний мир богаче, взгляд – зорче, а мысли и догадки – интереснее, чем у всех остальных. Это люди, постоянно открывающие другим глаза на действительность. Безусловно, они свято уверены, что их мировоззрение единственно верное.

«Практически» – менеджерское слово. Очень быстро прилипает к людям, живущим конкретными целями, особенно не задумывающимся о философском смысле жизни. Им, простите, не до таких пустяков. «Вообще-то» – словечко людей не уверенных в себе, быстро теряющих самообладание, вечно ищущих во всем происходящем подвох, и тех, кто даже из-за ерунды готов затеять словесную перепалку.

Сленг и его возникновение.

Наряду с литературным языком существует огромный лексический пласт, называемый сленгом. Отвечая на вопрос: «Сленг – что это такое?», следует заметить, что это слова, которые не являются общеупотребительными, ими пользуется обычно конкретный, определённый круг лиц в просторечье. Хотя в некоторых случаях он встречается и в художественной литературе, если автору необходимо передать живую речь персонажа.

Сам термин «сленг» в переводе с английского языка означает «речь социально или профессионально обособленной группы в противоположность литературному языку».

Сленговые слова и выражения начали появляться, когда распространились многочисленные неформальные молодёжные движения: стиляги, хиппи, панки, рокеры, эмо, готы и другие.

Рассмотрим в таблице некоторые слова и выражения, относящиеся к определённому молодёжному движению:

Все эти слова и выражения данные субкультуры используют с целью выделиться из толпы, показать свою исключительность и неповторимость (наряду с одеждой).

Подростковый или, по-другому, школьный сленг можно услышать в любом дворе, где встречаются ребята, примерно, одного возраста. Сленги подростков (примеры):

Молодые люди создали свой сленг, как языковый жест противостояния официальной идеологии. Таким образом, и появился в России сленг.

Электронная речь

21 век – компьютерный век. Школьники всё чаще предпочитают живому общению «электронное» общение. Переписываясь в социальных сетях, они не следят за своей письменной речью. В сообщениях школьников можно встретить следующие слова:

Как видно из данной таблицы, «электронные слова» - это сокращения. Такое общение – это огромная беда, так как школьники точно так же начинают писать и на уроках (например, в сочинениях). И с этой бедой необходимо бороться.

Мы составили следующую схему со способами избавления от «врага»:

    Необходимо осознать, что в речи есть нелитературные выражения (для этого можно записать свою речь на диктофон и прослушать).

    Надо расширять словарный запас. Для этого читаем как можно больше художественной литературы.

    Когда разговариваем, не надо торопиться. Необходимо думать над каждым словом, которое собираемся произнести.

    Помощь семьи (родителей) также важна. Родители должны следить за речью своих детей.

    Если писать изложения и сочинения, с «врагом» будет легче справиться.

    И надо развивать уверенность в себе. Ведь зачастую неуверенные в себе люди «прикрываются» нелитературными словами.

Заключение

Мы пришли к следующим выводам:

    речевая культура учащегося влияет на его успеваемость и поведение;

    необходимо избавляться от слов и выражений, засоряющих нашу речь;

    мы нашли оптимальные способы борьбы с ненужными в нашей речи словами и выражениями;

Данная исследовательская работа может иметь большую практическую значимость при организации школьного учебного курса и поможет обратить внимание школьников на бережное отношение к родному языку.

Использованная литература

    2. Ильяш М. И. Основы культуры речи. Киев/М.И. Ильяш. - Одесса, 1984.-254 с.

    Ожегов С. И. «Толковый словарь русского языка»/С.И. Ожегов. – М, 2004.

    Фоменко Ю.В. Типы речевых ошибок: Учеб. пособие./Ю.В. Фоменко. - Новосибирск, 1994. - 189 с.

    Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайтов:

Приложение

Анкетирование

а) мне не хватает слов

б) я сильно волнуюсь

в) они вошли в подростковую моду

г) нужно за короткиц срок без подготовки сказать что-важное

д) меня переполняют эмоции.

Результаты анкетирования мы отобразили в следующей диаграмме:

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

воспитательной службы, кафедры русского языка

и учащихся восьмых классов школы № 263

Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

«Культурной столице – культуру речи»

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

Сегодня всё чаще можно услышать мнение, что современная молодёжь сталкивается с огромными сложностями при попытках грамотно, правильно и культурно излагать свои мысли как письменно, так и устно. Речь детей и подростков, а часто и взрослых людей, наполнена жаргонизмами, грубопросторечными словами, молодёжным сленгом, иноязычными словами, аналоги которых существуют в русском языке. Распространено в наши дни и использование при устном и письменном общении нецензурной и эвфемизмов инвективной лексики, «упрощённых» до неузнаваемости привычных слов.

М. В. Горбаневский, Ю. Н. Караулов, В. М. Шаклеин в своей монографии «Не говори шершавым языком» видят эту проблему так: «В обществе действуют определенные языковые нормы. Норма − понятие всегда обязывающее. Но специфика культурно-речевой нормы в том, что она не предусматривает никаких санкций в противовес, скажем, правовым нормам или нормам общественного поведения. То есть нарушение как будто, на первый взгляд, остается безнаказанным, проходит бесследно. На деле же это не так. Слова, которые мы произносим, не просто улетают к адресату, тексты, которые мы создали, воздействуют не только на слушающего. Они оставляют след и в нас, накладывают отпечаток на поведение говорящего. От бранных слов и сквернословия до антиобщественных поступков расстояние, как мы знаем, невелико; в употреблении жаргона скрыта идеологическая опасность − предпосылка противопоставления некоторой узкой группы лиц всему социальному коллективу. Осознав это, мы должны сделать вывод, что санкции против нарушения языковых норм должны быть также и внутренними».

Педагоги, родители и порой сами дети видят причину тенденции к снижению культуры речи в том, что Интернет и телевидение всё больше вытесняют книги и печатные издания. Но, хотя телевидение существует давно, именно в наши дни дикторы, журналисты и представители шоу-бизнеса перестали быть трансляторами нормативной речи.

Актуальность работы по реализации данного проекта очевидна. Ведь что объединяет нацию и одновременно является неотъемлемой и важнейшей частью нашей национальной культуры, отражающей историю народа и его духовные искания? Это – русский язык, наша родная речь. Способствование развитию культуры речи у подрастающего поколения было актуальным всегда и остаётся не менее актуальным сегодня.

Кроме того, согласно основному закону нашей страны − статьи 68 Конституции Российской Федерации, государственным языком России на всей её территории является русский язык. И говорить по-русски нужно грамотно уже хотя бы для того, чтобы быть «полноценным» гражданином нашей огромной страны.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА

Целью социального проекта «Культурной столице – культуру речи» является создание серии материалов, которые бы в лёгкой, доступной, ненавязчивой, но одновременно и обращающей на себя внимание учащихся, форме указывали на распространённые ошибки в устной и письменной речи, на моменты, вызывающие затруднения у большого количества людей, на интересные слова, которые редко употребляются в общении школьников, но с которыми их речь стала бы богаче и выразительнее. А равно и продвижение в микросоциум каждого учащегося речевых стандартов, существующих в русском языке.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Вышеназванные М. В. Горбаневский, Ю. Н. Караулов, В. М. Шаклеин в своей публикации высказывают такую точку зрения: «Учить надо, во-первых, фактическому знанию культурно-речевых норм, потому что только их утверждение и распространение в обществе способствуют адекватному развитию языка. Во-вторых, надо учить каждого человека активной позиции в своем языковом воспитании. Необходимо содействовать выработке контроля и оценки собственной речи, формированию внутренних санкций как против обедненной речи, так и против речи вычурной, неоправданно перегруженной искусственными “красивостями” стиля».

Используя эту точку зрения и основываясь на сформулированной цели социального проекта, авторы ставят следующие задачи, которые необходимо выполнить в рамках реализации программы:

Раскрыть учащимся понятие «культура речи», необходимости её развития и приобщения к ней;

Выработать стратегию по повышению уровня культуры устной и письменной речи ученического коллектива, а также их микросоциума;

Разработать и выпустить серию материалов (печатных, художественных, аудио- и пр.) просветительского характера, способствующие усвоению учащимися культурно-речевых норм;

Систематизировать комплекс мер, предпринимаемых учителями русского языка и литературы, воспитательной службой школы, классными руководителями, учителями-«предметниками» и родителями, направленных на дежаргонизацию и обогащение речи детей и подростков;

Популяризировать в молодёжной среде нормативную литературную и разговорную речь.

Работа по реализации социального проекта разделена на пять этапов:

1 этап. На данном этапе создаётся рабочая группа из числа учителей и учащихся восьмых классов школы, которым необходимо разработать общую концепцию проекта: стиль подачи материала, характер и содержание информации, транслируемой через проект, способы распространения материалов и пр. В рабочую группу входят авторы проекта, заинтересовавшиеся им учителя и инициативные учащиеся восьмых классов. Сроки первого этапа – сентябрь − ноябрь 2013 года.

2 этап. На данном этапе предусмотрено создание серии материалов, которые будут носить характер плакатов, призывающие использовать в своей речи только правильные слова и выражения, а также указывающие на распространённые ошибки, объясняющие их и предлагающие аналогичные им грамотные конструкции. Сроки второго этапа – октябрь 2013 – октябрь 2014 года.

3 этап. На данном этапе анализируется опыт предыдущих этапов, изменения в ученическом коллективе, которым способствовал социальный проект за первые этапы его реализации, прочая собранная информация, так или иначе касающаяся проекта. При необходимости вносятся изменения в общую концепцию проекта. Разрабатываются новые стороны развития идей, заключённых в проекте. Сроки третьего этапа – август – октябрь 2014 года.

4 этап. На данном этапе продолжается работа по созданию и распространению материалов проекта. С учётом итогов третьего этапа разрабатываются и включаются в реализацию новые формы подачи материалов. Проводятся акции и мероприятия, разработанные на третьем этапе. Сроки четвёртого этапа – ноябрь 2014 – март 2018 года.

5 этап. На последнем этапе проекта подводятся итоги работы, оценивается эффективность и результативность общего периода работы социального проекта. Проводятся заключительные акции и мероприятия в рамках данного проекта. Анализируются мнения всех участников проекта о всех этапах, принимается решение о полном завершении проекта либо о создании нового проекта на базе итогов работы данного. Сроки пятого этапа – март – июнь 2018 года.

ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА

Реализация проекта в правовом отношении

Социальный проект «Культурной столице – культуру речи» организован силами кафедры русского языка и литературы и воспитательной службы школы. Реализуется в рамках внеурочной деятельности по русскому языку и воспитательной работы школы. Социальный проект осуществляется на базе ГБОУ СОШ № 263 с углублённым изучением английского языка Адмиралтейского района Санкт-Петербурга. Таким образом, создания организации и/или привлечения других организаций для реализации проекта не требуется.

Реализация проекта в экономическом отношении

Исходя из правового обоснования реализации, социальный проект «Культурной столице – культуру речи» не требует дополнительных финансовых вложений и осуществляется с использованием материальных средств воспитательной службы школы, кафедры русского языка и литературы и силами сотрудников названных структур.

Реализация проекта в организационном отношении

Руководителями проекта и лицами, ответственными за его реализацию, являются:

1) Новикова Татьяна Борисовна – заместитель директор по УВР, учитель русского языка и литературы – отвечает за отбор информации, её проверку и редакцию выпусков;

2) Сироткина Мария Николаевна – заместитель директора по ВР –отвечает за распространения продукта социального проекта, своевременность выпуска материалов в рамках реализации проекта, организует деятельность педагогического коллектива, включённого в реализацию проекта;

3) Бледных Станислав Александрович –автор проекта, социальный педагог, руководитель Органа ученического самоуправления «Совет Школы» − отвечает за оформление и публикацию материалов, организует деятельность учащихся, включённых в реализацию проекта, занимается поиском актуальной информации для включения её в продукт проекта.

Ожидаемые результаты

Ожидаемыми результатами социального проекта «Культурной столице – культуру речи» являются: повышения уровня культуры речи в среде учащихся, педагогов, родителей учащихся; вовлечение учащихся в социально значимую деятельность и их активное добровольное участие в ней; повышение интереса в ученической среде к вопросам культуры речи, родного языка, а через него к русской культуре.

Жизнеспособность проекта

Оценивая жизнеспособность проекта, стоит отметить, что проект осуществляется за счёт и силами сотрудников и учащихся школы, добровольно решившихся включиться в работу над проектом. Кроме того, проект не требует финансовых вложений и каких-либо правовых действий. Поэтому объективных факторов, способных помешать реализации проекта, группа разработчиков не находит.

Единственным фактором остановки работы над проектом может стать отсутствие интереса со стороны лиц, реализующих его, как следствие снижения актуальности значимости данного проекта.