Оставил потомкам богатое творческое наследие. Он жил в эпоху, когда творили Пушкин, Жуковский, Некрасов, Толстой. Современники считали Тютчева умнейшим, образованнейшим человеком своего времени, называли "настоящим европейцем". С восемнадцати лет поэт жил и учился в Европе.

Тютчев за долгую жизнь был свидетелем многих исторических событий в русской и европейской истории: война с Наполеоном, революции в Европе, польское восстание, Крымская война, отмена крепостного права в России и других. Как человек государственно мыслящий, Тютчев мог сравнивать и делать выводы о путях развития разных стран.

Тема родины возникает в творчестве Тютчева, когда в 50-х годах он возвращается в Россию. Отношение к родине у него было двойственное, как у Лермонтова:

Итак, опять увиделся я с вами,
Места немилые, хоть и родные.

Стихотворение "Эти бедные селенья…" наполнено глубоким состраданием к русскому народу, нищему, измученному непосильным трудом:

Эти бедные селенья,
Эта скудная природа -
Край родной долготерпенья,
Край ты русского народа.

Тему унижения и бесправия продолжает стихотворение "Слезы":

Слезы людские, о слезы людские,
Льетесь вы ранней и поздней порой…
Льетесь безвестные, льетесь незримые,
Неистощимые, неисчислимые, -
Льетесь, как льются струи дождевые,
В осень глухую, порою ночной.

Поэт в своем творчестве стал уделять внимание быту, ежедневным тяготам и заботам людей. Стихотворение "Русской женщине" отражает сочувствие поэта к бесправному и униженному положению женщин в России, что характеризует автора как цивилизованного человека:

Вдали от солнца и природы,
Вдали от света и искусства,
Вдали от жизни и любви
Мелькнут твои младые годы,
Живые помертвеют чувства,
Мечты развеются твои…
И жизнь твоя пройдет незрима…

Поэт много размышлял о судьбе родины и пришел к выводу, что:

Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать -
В Россию можно только верить.

Поэт верил, что у всего живого есть душа. Есть она и у России, в которую, как в божество, можно верить. Родина для Тютчева - объект поклонения. Поэт считал, что у России - особый путь, ее любит Бог, а миссия ее - обновить человечество:

Всю тебя, земля родная,
В рабском виде Царь небесный
Исходил, благословляя.

Тютчев призывал построить отношения в обществе на духовных, христианских началах:

Растленье душ и пустота,
Что гложет ум и сердце ноет…
Кто их излечит и прикроет?
Ты, риза чистая Христа…

Стихи поэта о родине наполнены горечью и состраданием. Он понимал, что в России идет противоборство между силами добра и зла, но зло пока побеждает. Страна сама должна сделать выбор, решить свои внутренние проблемы. В русском национальном характере, по мнению поэта, заложен громадный позитивный потенциал, "русская душа" умна и талантлива, поэтому надежда на изменения к лучшему остается.

Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; Тема родины в поэзии Ф. И. Тютчева уже в твоих закладках.
Дополнительные сочинения по данной теме

    На время жизни Анны Ахматовой пришлись величайшие войны в истории человечества. Когда началась Первая мировая война, ее муж, Н. Гумилев, добровольцем ушел на фронт. Ахматова понимала весь ужас войны, поэтому ее поэзия в те годы имеет антивоенный характер. Стихотворения "Утешение" и "Молитва" свидетельствуют об этом. Женщинам оставалось только молиться: Дай мне горькие годы недуга,Задыханья, бессонницу, жар,Отыми и ребенка, и друга,И таинственный песенный дар -Так молюсь за твоей литургиейПосле стольких томительных
    Талантливый русский поэт Ф. Тютчев был человеком, умевшим глубоко, страстно и преданно любить. В понимании Тютчева, любовь - это "поединок роковой": и слияние душ, и их противостояние. Стихотворения о любви у поэта полны драматизма: О, как убийственно мы любим,Как в буйной слепоте страстейМы то всего вернее губим,Что сердцу нашему милей! У Тютчева в стихах - буря чувств, он описывает любовь во всем разнообразии ее проявлений. Поэт верил, что к истинной любви
    Лучшая часть есенинского творчества связана с деревней. Родиной Сергея Есенина было село Константиново Рязанской губернии. Середина, сердце России дало миру прекрасного поэта. Вечно меняющаяся природа, колоритный местный говор крестьян, давние традиции, песни и сказки с колыбели вошли в сознание будущего поэта. Есенин утверждал: "Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины - основное в моем творчестве". Именно Есенину удалось создать в русской лирике образ деревни конца XIX
    Владимира Маяковского часто называют "поэтом-трибуном". Однако неверно сводить поэзию Маяковского только к агитационно-ораторским стихам, так как в ней присутствуют и интимные любовные признания, трагизм, чувство грусти и философские раздумья о любви. За внешней грубостью лирического героя Маяковского скрывается ранимое и нежное сердце. С самых первых стихотворений ("От усталости", цикл "Я" и другие) у Маяковского звучит мотив трагического одиночества человека в мире: Земля!Дай исцелую твою лысеющую головуЛохмотьями губ моих в пятнах чужих
    Поводом для создания поэмы "Облако в штанах" стали трагические переживания личного характера. Смысл и основную мысль своего произведения Маяковский определил в предисловии к первому изданию книги (1918 год). Поэт в свойственной ему манере выражает суть содержания четырех частей поэмы следующим образом: "Долой вашу любовь!", "Долой ваше искусство!", "Долой ваш строй!", "Долой вашу религию!". В первой части поэмы нашли воплощение многие темы лирики раннего Маяковского. Это и противопоставление поэта психологии "жирных", и лирический
    Николай Михайлович Рубцов родился в 1936 году в поселке Емец Архангельской области. Позже его семья переехала в Вологду. Началась война, и отец маленького Николая ушел на фронт, откуда уже не вернулся; еще через год мальчик лишился матери. Значительная часть детства будущего поэта прошла в одном из детских домов Вологодской области. Именно в малой родине Николая Рубцова следует искать истоки его глубоко национальной по духу лирики. Судьба поэта неразрывно связана с русским
    Тема России была самой важной в творчестве А. Блока. Он утверждал, что все, написанное им, - о России. Эта тема получает развитие в цикле "На поле Куликовом", написанном в 1908 году, в неоконченной поэме "Возмездие" и в стихотворении "Скифы". Патриотическая лирика Блока воплощена в цикле "На поле Куликовом". Куликовскую битву поэт изображает как символическое событие для России. Он предрекает, что таких битв, где будет решаться судьба Родины, будет еще много. Для

Тема патриотизма, веры в будущее России нередко поднимается в литературе. Одним из поэтов, прославляющих свою родину, является Федор Тютчев. «Умом Россию не понять», пожалуй, самое известное русское четверостишие. Его знают наизусть многие. Ведь всего лишь 4 строки смогли уместить всю характеристику России. Автора этих стихов можно назвать настоящим гением.

Как же Федор Тютчев сумел так емко описать Россию? Это мы узнаем, рассмотрев его деятельность и творчество. Именно жизненный опыт отразился на его поэзии.

Творчество и деятельность Ф. И. Тютчева

Русский поэт известен многим благодаря рассматриваемому нами четверостишию. Однако его творчество состоит из более чем 400 стихотворений. К тому же он имел не только писательский опыт. Тютчев многие годы занимался дипломатической деятельностью, был цензором. Десятки лет жил за рубежом. Поэт имел богатый жизненный опыт.

Тематика его произведений различна. Он пишет политическую, патриотическую, любовную лирику. Тема природы является его фаворитом.

Литература была хобби в жизни Тютчева. Его основной деятельностью все же являлась государственная служба. Она дала ему возможность долгое время прожить в Германии. Поэт и дипломат видел различия в западной и российской действительности. Его привлекала родина, в которую он верил до последнего. Это и отразилось в четверостишии «Умом Россию не понять». мы рассмотрим далее. В нем мы раскроем основные моменты, связанные с стихотворением.

Изложение четверостишия будет весьма кратким. В нем автор говорит, что Россию умом не понять, ее не измерить. Она находится в особом положении, поэтому в нее можно только верить.

В этом и состоит содержание «Умом Россию не понять». покажет нам, что означает его каждая строчка. Мы узнаем, какой смысл кроится в столь маленьком произведении.

«Умом Россию не понять»: анализ стихотворения Федора Тютчева

Патриотическая тема поднята в этом четверостишии. Оно было написано 1866 году на клочке бумажки, которая сохранилась и находится в Пушкинском доме. Произведение было опубликовано 2 года спустя. Его можно назвать философской миниатюрой, ведь оно представляет собой размышления автора о сущности России.

В первой строчке говорится, что действия руководителей и граждан Родины не поддаются логике. Во второй подразумевается, что уклад и жизнь россиян не находят понимания у других, потому что не подходят под определенные стандарты.

Третья строка означает, что у страны особый склад характера. Она исключительна. Будущее России непредсказуемо, поэтому в нее можно только верить, указывает последняя строка.

Анализ стихотворения Тютчева «Умом Россию не понять» показывает отношение автора к своей Родине. Он, несмотря на то что прожил за рубежом многие годы и отметил достойную для подражания образцовость европейцев, продолжал любить уклад жизни русских. Ему нравилась их непредсказуемость, живость ума и характера, в то время как жизнь европейцев он считал пресной и чересчур размеренной. Он был уверен, что у России своя дорога. Она не погрязнет, как Европа, в мещанских устремлениях, а будет развиваться духовно, и именно это сделает ее более сильной перед другими странами.

Для изложения своего стихотворения поэт использовал и перекрестную рифмовку. Среди выразительных средств в произведении присутствует олицетворение - он одушевил страну.

На этом, пожалуй, можно завершить анализ стихотворения Тютчева «Умом Россию не понять».

Актуальность четверостишия

Несмотря на то что стихотворение было написано в далеком 1866 году, оно все также злободневно. Россия продолжает оставаться самобытной, непредсказуемой, духовной страной. Она выбирала свой путь развития, пусть и непонятный для других держав.

Анализ стихотворения Тютчева «Умом Россию не понять» показал нам, что поэт верил в будущее своей страны. Он оставил свой вклад в развитие патриотизма. Эти 4 строки вне времени - они бессмертны и актуальны, пока жива Россия. Не случайно произведение входит в школьную программу. Ведь оно развивает в молодом поколении патриотизм, показывает сущность родины и несет глубокий смысл. Именно это мы отметили, проведя анализ стихотворения Тютчева «Умом Россию не понять».

Русская литература XIX в. щедро одарила нас бесценными высокодуховными произведениями, познакомила со многими выдающимися поэтами, среди которых особое место принадлежит моему любимому поэту Ф. И. Тютчеву. О его творчестве можно сказать словами Тургенева: “О Тютчеве не спорят: кто его не чувствует, тем самым доказывает, что он не чувствует поэзии”.
С детских лет нас сопровождают стихи Федора Ивановича Тютчева Многие из нас еще не умели читать, но уже наизусть знали его стихи. После первого знакомства с его произведениями для многих он становился потом самым понятным и любимым поэтом. Многие его строки вспоминаем мы, когда хотим выразить самые сокровенные свои чувства. Даже сейчас, когда я вновь и вновь перечитываю его стихи, понимаю и поражаюсь неиссякаемому богатству русского языка. Его стихи служат лучшим доказательствам могущества слова.
Во многих стихах Тютчева отражена глубокая любовь к природе, которая неразрывно связана с любовью к родине. Свою беззаветную веру в родину поэт старался прививать людям, окружавшим его в тот момент, а также и будущему поколению. Мне вспоминается небольшой, но сосредоточивший в себе столько смысла отрывок из письма Тютчева к дочери, в котором он пишет, что в России она найдет больше любви, чем где бы то ни было, ощутит все доброе в ее народе и будет счастлива, что родилась русской.
Через обращение к природе Тютчев раскрывает всю красоту и неповторимость нашей родины, воспевает любовь к ней, восхищается и описывает с такой точностью, какую не встретишь больше ни у одного поэта. Федор Иванович в своих стихах предоставил наиболее емкие и поэтически точные картины родной природы. Так, в своем стихотворении “Весенняя гроза” он наиболее точно показал грозу над полем, лесом, садом, над зелеными просторами зачинающейся весны в России:

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.

Да, многие стихотворения Тютчева посвящены природе, любви. Это, разумеется, дает основание относить его к жрецам “чистой поэзии”, но Тютчев был также человеком своего времени. И много стихов посвятил своей родине. Из них мы узнаем, что не все в России так радует поэта, как красота родных просторов. Происходящие на родине события не были созвучны его мировоззрению. Суждения Тютчева точно характеризуют всю мерзость создавшейся в стране политической обстановки: “В России канцелярия и казарма... все движется около кнута и чина”.
Судя по лирике поэта, он был противником чинопочитания, лишен всякого желания выслужиться, являлся противником крепостного права:

Над этой темною толпой
Непробужденного народа
Взойдешь ли ты когда, свобода,
Блеснет ли луч твой золотой.

Тютчев всегда стремился сохранить полную свободу мысли и чувства, не покорялся условной светской “морали”, не раболепствовал перед светскими приличиями. Для поэта Россия представлялась незыблемой громадой, “ковчегом спасения” для Европы. Однако такой она представлялась поэту лишь внешне. В глубине же своей она была “краем долготерпения”. Всю ответственность за военные проигрыши и беды народа Тютчев возлагает на царя. И именно в его адрес была направлена резкая и обличительная эпиграмма:

Не Богу ты служил и не России,
Служил лишь суете своей,
И все дела твои, и добрые, и злые, -
Все было ложь в тебе, все признаки пустые:
Ты был не царь, а лицедей.

Это стихотворение вызывает неоднозначное чувство. Неоднозначен и был в своем поведении Тютчев. Он принадлежал к привилегированному классу, участвовал в дворянских политических кружках и был знаком с некоторыми декабристами. Однако его глубоко возмущали насильственные методы, выбранные ими для борьбы. Зная о готовящемся бунте декабристов, поэт придерживался нейтралитета. Потом он резко выступил с критикой декабристского движения:

Вас развратило самовластье,
И меч его вис поразил, -
И в неподкупном беспристрастье
Сей приговор закон скрепил.
Народ, чуждаясь вероломства,
Поносит ваши имена -
И ваша память от потомства,
Как труп в земле, сохранена.

Дыхание эпохи, в которую жил поэт, ощущается даже в стихах, далеких от общественной и политической тематики. Он был современником больших войн и социальных потрясений. И как человек широкого кругозора и острого ума, Тютчев пытался осмыслить историческое значение происходящих в стране событий, с болью и тревогой следя за ними. Его поэзия - это своеобразная исповедь человека, посетившего “сей мир в его минуты роковые”, в эпоху крушения социальных устоев.
Тютчев всегда стремился жить не в прошлой, а в настоящей России, и эти строки очень хорошо отражают его мысли:

Не о былом вздыхают розы
И соловей в ночи поет:
Благоухающие слезы
Не о былом Аврора льет, -
14 страх кончины неизбежной
Не свеет с древа ни листа.
Их жизнь, как океан безбрежный,
Вся в настоящем разлита.

Неоднозначное отношение Тютчева к образу своей родины проходит через все его творчество. Он одновременно воспевает красоту России через природу и обличает все пороки страны тех времен. Но все же поэт с большой искренностью и любовью относится к России, восхищается ее красотами.
Россия для Тютчева была своеобразным живописным полотном, о достоинствах которого он мог судить не только на своей родине, но и вдали от нее. Прожив много лет за границей, поэт начал судить о своей родине как бы издали, и иногда происходящие в России события становились ему неясными и чуждыми. В конце жизни он написал следующие стихи:

умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать -
В Россию можно только верить.

Класс. 10

Тип занятия . Урок изучения нового материала.

Цель методической разработки – развитие читательской компетенции на уроке литературы.

Формируемые компетенции.

  • Читательская компетенция – овладение чтением как средством осуществления своих планов: продолжения образования, осознанного планирования актуального и перспективного круга чтения, подготовки к социальной деятельности; использование различных видов и типов чтения: ознакомительного, изучающего, просмотрового, поискового, выборочного; выразительного чтения; коммуникативного чтения вслух и про себя; владение основными стратегиями чтения художественных и учебных текстов .
  • Коммуникативная компетенция – овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умением организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально, в паре и в группе.
  • Языковедческая компетенция – обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся, формирование умения пользоваться различными видами словарей.
  • Культуроведческая компетенция – понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, обеспечение культурной самоидентификации, приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, формирование эстетического вкуса.
  • ИКТ-компетентность – осуществление информационного подключения к глобальной сети Интернет (сайт грамота.ру).

Формы работы обучающихся. Индивидуальная, в парах, групповая, коллективная.

Конспект занятия

Оформление. Выставка книг русских писателей и поэтов о России.

Оборудование: учебник В.И. Сахарова, С.А. Зинина «Литература. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений», электронное приложение к учебнику, мультимедийный проектор, словари, раздаточный материал «Я.В. Темиз», «Г.Н. Ионин», «План анализа лирического произведения», «Образец анализа стихотворения Ф.И. Тютчева».

Домашнее задание (групповое) – подготовить выставку книг, посвященных России.

1. Организационный момент.

2. Включение в деятельность.

Учитель. Ребята, рассмотрите репродукции картин , опишите каждую (можно 2-3), приведите не менее 10 фраз по теме высказывания. Сразу после ответа оцените работу одноклассников по критериям (записаны в рабочей тетради ранее) :

1. Выполнение коммуникативной задачи

Участник справился с коммуникативной задачей.

Приведено не менее 10 фраз по теме высказывания.

Фактические ошибки отсутствуют. - 1

2. Учёт условий речевой ситуации

Учтены условия речевой ситуации. - 1

3. Речевое оформление монологического высказывания

Высказывание характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена. - 1

4. Грамматических ошибок нет 1

5. Орфоэпических ошибок нет, или допущено не более двух орфоэпических ошибок -1

6. Речевых ошибок нет, или допущено не более трёх речевых ошибок - 1

7. Речь в целом отличается богатством и точностью словаря, используются разнообразные синтаксические конструкции - 1

Шкала перевода: 0-3б. «2», 4б. «3», 5-6б. «4», 7б. «5»

А.К. Саврасов. Грачи прилетели. 1871 г.

Ученик . Ответ.

А.К. Саврасов. Проселок. 1873 г.

Ученик . Ответ.

И.И. Шишкин. Дождь в дубовом лесу.1891 г.

Ученик . Ответ.

И.И. Левитан. Владимирка. 1892 г.

Ученик . Ответ.

И.И. Левитан. Над вечным покоем. 1894 г.

Ученик . Ответ.

В.Г. Перов. Проводы покойника. 1865 г.

Ученик . Ответ.

3. Формулирование темы, задач урока.

Учитель. Скажите, что объединяет эти картины? Сформулируйте тему урока.

Ученики. Эти картины о России. Мы будем говорить о теме России в поэзии Ф.И.Тютчева.

Запись темы урока в рабочих тетрадях.

Учитель. Просмотрите материал учебника со страницы 28 по страницу 30 (вид чтения – просмотровое), определите план нашей работы по данной теме, объясните свою точку зрения.

Ученики.

1. Стихотворения о России.

2. Подходы к раскрытию темы.

3. Анализ стихотворений.

Запись плана урока в рабочих тетрадях.

4. Работа над новым материалом.

Учитель. У каждого из вас сборник стихотворений Тютчева, с которым мы уже работали. В течение 7 минут выберите стихи о России, ее роли в мире. Представьте свою работу. (Поисковое чтение.)

Ученики. «К оде Пушкина на вольность» (1820) , «14-ое декабря 1825» (1826) , «Цицерон» (1830) , «Глядел я, стоя над Невой...» (1844) , «Море и утес» (1848) , «Русская география» (1848 или 1849) , «Рассвет» (1849) , «Пророчество» (1850), , «Куда сомнителен мне твой...» (1850) , «Наш век» (1851) , «Эти бедные селенья...» (1855) , «Умом Россию не понять...» (1866) и другие.

Герменевтический круг . Первое понимание текста.

Учитель. Выберите одно из стихотворений Ф.И. Тютчева о России. Проанализируйте стихотворение , опираясь на следующий круг вопросов:

3) какой образ передает это чувство? 4) как соответствуют ему художественные средства – тропы, ритмика и строфика?

Ученики . Готовятся в течение 5 минут.

Учитель . Представьте свою работу однокласснику (работа в паре).

Герменевтический круг. Рефлексия. Осознание недостаточной полноты и глубины понимания текста.

Учитель. Удовлетворены ли вы полнотой и глубиной понимания текста?

Ученики. Отвечают.

Герменевтический круг. Приращение знания.

Учитель . Ребята, скажите, какие тенденции в изображении России существовали в русской литературе XIX века? Приведите примеры.

Ученики . Отвечают.

Учитель. Прочитайте материалы из книги Я.В. Темиза (изучающее чтение). Представьте прочитанное в виде схемы.

Образ России в русской литературе XIX века

Для критического реализма характерны две противоположные тенденции в изображении России, обычно сочетающиеся и переплетающиеся в творчестве большинства писателей:

«Люблю Отчизну я, но странною любовью...» М.Ю. Лермонтов

1.1.критическая направленность,

1.2.оппозиционность по отношению к официальному патриотизму,

1.3.обличительство,

«Прощай, немытая Россия»

2.1.традиционный патриотизм,

2.2.идеализация и восхваление России,

2.3.неприятие западной цивилизации и «слепая» любовь к Родине.

«Бородино», «Два великана», «Панорама Москвы»

В поэме Гоголя «Мертвые души» – тот же дуализм (двойственность) в восприятии и изображении России.

1. Россия реальная (город, поместья, помещики и их крепостные) оставляет желать лучшего.

2. «Русь – птица-тройка» – Россия его мечты, такая, какой она могла быть, если бы реализовала свои потенциальные возможности (народ с его культурой и языком, песня, бескрайние просторы).

Учитель . Что вы уточнили, прочитав статью Темиза?

Ученики. Ответы.

Учитель. Какие из названных тенденций проявились в следующих стихах Тютчева?

Эти бедные селенья,
Эта скудная природа –
Край родной долготерпенья,
Край ты русского народа!

Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить.

Ученики. Выполняют задание, отвечают.

Учитель. Следует отметить, что, несмотря на сложившиеся в XIX веке тенденции в изображении России, основой стихотворений о России Тютчева является его концепция мироздания.

Познакомьтесь с материалами из книги Г.Н. Ионина «Русская литература XIX века» (изучающее чтение). Определите его основную мысль, подчеркните слова, словосочетания, предложения, которые помогли вам это сделать.

Концепция мироздания Тютчева двухполюсна, дихотомична (греч. dicha - на две части, tome - сечение). Основой поэзии Тютчева является принцип разделения, разъединения, борьбы: образов, чувств, природных начал и внутренних состояний человека (Хаоса - Космоса, дня - ночи, любви - смерти, всеприродного - индивидуального). В его поэзии сопрягаются образцы-антиподы.

Мироздание в поэзии Тютчева представлено как борьба двух стихий - Хаоса и Космоса. Вспомним стихотворение «О чем ты воешь, ветр ночной?..», где Хаос и Космос противопоставлены:

О, бурь заснувших не буди -
Под ними хаос шевелится!

В «Философских исследованиях о сущности человеческой свободы» Шеллинг писал: «...в мире, каким мы теперь его видим, все порядок, норма и форма; и все же в основе по-прежнему лежит хаотическое и, кажется, будто оно может когда-нибудь прорваться снова; ничто в мире не производит на нас впечатления изначальности порядка и формы, но напротив, все наводит на мысль о некотором изначально хаотическом, введенном в рамки порядке. Это - непостижимая основа реальности вещей и, несмотря ни на какие усилия, несводимый к разуму остаток, вечно остающийся в основе вещей...».

Это мифопоэтическое противопоставление Космоса и Хаоса может многое прояснить в психологизме тютчевской лирики, посвященной любви и природе, ибо, по Тютчеву, и в мире человеческих чувств, и в тайне природных явлений противоборствуют хаотическое и космическое начала. Даже в политических стихах Тютчева, среди которых есть подлинные шедевры («Молчит сомнительно Восток...» и др.), соотношение Хаоса и Космоса помогает почувствовать глубину тютчевской мысли: западный мир, в его поэтическом представлении, по преимуществу хаотичен, а православный Восток - космичен. Тема Христа в стихотворении «Эти бедные селенья...» явно противостоит Хаосу. Христианское чувство космично.

Введенный в пределы всемирного строя хаос дает о себе знать мятежными движениями и порывами. Присутствие хаотического, иррационального начала в глубине бытия сообщает различным явлениям ту свободу и силу, без которых не было бы самой жизни. Но жизнь – это борьба за торжество Космоса над Хаосом, несмотря на то, что «древний» Хаос – прародитель всего.

5. Применение нового знания.

Герменевтический круг. Вторичное чтение и понимание текста.

Учитель. Перечитайте ранее выбранное вами стихотворение Ф.И. Тютчева о России, подготовьте выразительное чтение. Проанализируйте стихотворение, опираясь на следующий круг вопросов:

1) время создания стихотворений и бытовой контекст,

2) главное чувство лирического героя и стихотворения в целом,

3) какой образ передает это чувство?

4) как соответствуют ему художественные средства – тропы, ритмика и строфика?

Ученики. Готовятся и представляют работу (работа в паре).

Учитель. А теперь удовлетворены ли вы полнотой и глубиной понимания текста?

Ученики. Отвечают.

Учитель. Выводы: Россия видится поэту как душа человечества. Познание России может осуществляться через веру. Спасение России от духовного кризиса поэт видит в православной религии.

Учитель. Кто из современных поэтов, на ваш взгляд, близок Ф.И. Тютчеву. Обоснуйте свою точку зрения.

Ученики. Отвечают.

Ученики (реализация группового домашнего задания – подготовить выставку книг, представить ее). Есть сайт «Стихи.ру», где печатаются современные поэты. Многие пишут о России, например, Алла Шарапова, лауреат премии «Поэт года» за 2016 год . Также современные стихи о России можно прочитать на сайте «Любимая родина». Вот стихотворение Галины Таравковой.

Да будет Русь жива, благословенна,
Дева Мария покровительствует ей,
Примером ярким, дерзновенным,
Духовности росток заложен в ней.
Пройдут реформ лихие времена,
К ответу призовут растливших души,
Предавших и продавших имена,
Известны будут на море и суше.
Святая Русь поднимется с колен,
Волна идей обрушит лжи оковы,
Время грядёт великих перемен,
Для этого заложены основы.
Прольётся Свет, обрушится волна,
Мир мракобесия провалится в пучине,
России Миссия великая дана,
Духовность возродить отныне.
(«Будущее России»)

Посмотрите на книжную выставку, где представлены авторы, писавшие о России. Направление «медитативной лирики» – Николай Заболоцкий, Арсений Тарковский, Юрий Левитанский; «тихой лирики» – Николай Рубцов, Анатолий Жигулин; авторской песни – Булат Окуджава, Юрий Визбор, Владимир Высоцкий. Учащенным обращением к тематике, стилистике Тютчева отличается Николай Заболоцкий.

Горит весь мир, прозрачен и духовен,
Теперь-то он поистине хорош,
И ты, ликуя, множество диковин
В его живых чертах распознаешь.
(«Вечер на Оке»)

6. Домашнее задание.

Сочинение стихотворения о Тютчеве (по желанию). Написать сочинение-миниатюру «Величие России и ее роль в мировой истории» (по желанию). Письменный анализ полюбившегося стихотворения Тютчева.

План.

I. В чем своеобразие лирики автора и ее значимость как явления национальной культуры? Как воспринимается стихотворение, какие чувства и мысли вызывает? Как творческая история стихотворения в контексте творческой биографии автора помогает войти в художественный мир стихотворения?

1. Имеет ли стихотворение название? Что в нем отражено?

Кто адресат посвящения (если оно есть)? В чем смысл посвящения?

2. Как построено стихотворение? Если оно делится на строфы, то сколько их? Каковы они по форме? Как связаны между собой?

3. Как звучит начало стихотворения? Какая нарисована картина и с помощью каких художественных средств? Если в стихотворении есть лирический герой, то каков его внутренний мир, состояние? Что с ним происходит? С помощью каких художественных средств это изображено?

4. Как движется поэтическая мысль от начала к финалу? Как передается движение: с помощью лирического сюжета, смены картин, интонации и т. д.? Какие мотивы возникают и в каких образах воплощаются? Каковы особенности стиха и их смыслообразующая роль? Какие ассоциации возникают? Почему? Как они углубляют восприятие? Как развивается поэтическая мысль и в какой момент достигает кульминации? Какими художественными средствами это изображено?

5. Каков итог лирического высказывания? Находит ли лирический конфликт свое разрешение? Какими поэтическими средствами это выражено? Как достигается автором эмоционально-смысловая целостность стихотворения?

III. Как и на основании чего можно оценивать мастерство автора стихотворения? В чем традиционность, а в чем новаторство его манеры? Как вписывается стихотворение в творчество автора в целом, в общекультурный контекст?

7. Рефлексия.

  • Какие задачи вы ставили себе в начале урока?
  • Выполнили их?
  • Что новое узнали?
  • Определите самочувствие, активность, настроение.

Список литературы

  1. Заболоцкий, Н.А. Стихотворения и поэмы. – М.: Правда, 1985.
  2. Ионин, Г.Н. Пособие для учителя: к учебнику и хрестоматии «Русская литература XIX века». 10 кл. – М.: Мнемозина, 2001.
  3. Ипполитова, Н.А. Методика преподавания риторики. – М. Издательство «Экзамен», 2014.
  4. Карнаух, Н.Л. Письменные работы по литературе. 9-11 кл. – М.: Дрофа, 2002.
  5. Савинов, Е.С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. – М.: Просвещение, 2011.
  6. Сахаров, В.И., Зинин, С.А., Литература. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: В 2 ч. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2011.
  7. Таравкова, Галина. Стихотворение. Режим доступа: http://ljubimaja-rodina.ru/stikhi/8-stikhi-o-rossii.html
  8. Темиз, Я.В. Словесность: интегрированный курс русского языка и литературы. – М.: Мегатрон, 2000.
  9. Тютчев, Ф.И. Стихотворения. Письма. Воспоминания современников. – М.: Правда, 1988.
  10. Шарапова, А. Стихотворения. Режим доступа: http://www.stihi.ru/
  11. Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения в 2018 году итогового собеседования по РУССКОМУ ЯЗЫКУ (программа основного общего образования). Режим доступа: http://fipi.ru/
  12. Мультимедийное приложение к учебнику Г.С. Меркина «Литература. 10 класс». Режим доступа: http://xn----dtbhthpdbkkaet.xn--p1ai/eor/elektronnye-obrazovatelnye-resursy.php
  13. Перечень используемых на занятии ЭОР
Название ресурса

Форма предъявления информации

А.К. Саврасов, «Грачи прилетели»

репродукция

http://alexey-savrasov.ru/kartina/1.php

А.К. Саврасов. «Проселок»

репродукция

http://alexey-savrasov.ru/kartina/25.php

И.И. Шишкин. «Дождь в дубовом лесу»

репродукция

http://nearyou.ru/shishkin/0shdolg1.html#сквозь

И.И. Левитан. «Владимирка»

репродукция

http://isaak-levitan.ru/master/14.php

И.И. Левитан. «Над вечным покоем»

репродукция

http://www.virtualrm.spb.ru/resources/vernisages/d_10

В.Г. Перов. «Проводы покойника»

репродукция

http://www.hudojnik-peredvijnik.ru/perov-v-g/perov-v-g-provody-pokojnika/

Как всякий русский поэт, Федор Тютчев не мог быть только поэтом лирическим. Вся его поэзия проникнута глубоким, мистическим чувством к отчизне. Признавая наличие живой души в природе, он подобным образом видел ее в России. Более того, он считал Россию по природе своей христианским царством. По мысли его, призвана внутренне и внешним образом обновить человечество.

Для Тютчева Россия была не столько предметом любви, сколько веры - «в Россию можно только верить». Личные чувства его к родине были сложны и многоцветны. Было в них и отчуждение, а с другой стороны - благоговение к религиозному характеру народа.

Всю тебя, земля родная,

В рабском виде Царь небесный

Исходил, благословляя.

Были у Тютчева, наконец, минутные увлечения самым обыкновенным шовинизмом.

Тютчев не любил Россию той любовью, которую Лермонтов называл почему-то «странною». К русской природе он испытывал очень сложные чувства. «Север роковой» был для него.»сновиденьем безобразным», родные места он прямо называл «немилыми».

Итак, опять увиделся я с вами,

Места немилые, хоть и родные

Ах! Нет, не здесь, не этот край безлюдный

Был для души моей родимым краем.

Значит, его вера в Россию не основывалась на генетическом чувстве, а была делом сознательно выработанного убеждения. Первое высокопоэтическое выражение этой веры он дал в прекрасном стихотворении «На взятие Варшавы». В своей борьбе с братским народом Россия руководствовалась не зверскими инстинктами, а только необходимостью «державы цельность соблюсти», для того чтобы

Славян родные поколенья

Под знамя русское собрать

И весть на просвещенья

Единомысленную рать.

Эта вера в высокое призвание России возвышает самого поэта над мелкими и злобными чувствами национального соперничества и грубого торжества победителей.

Позднее вера Тютчева в Россию высказывалась в пророчествах более определенных. Сущность их в том, что Россия сделается всемирной христианской державой: «И не пройдет вовек // Как то предвидел Дух и Даниил предрек». Однако эта держава не будет подобием звериного царства. Ее единство не будет держаться насилием.

«Единство, - возвестил оракул наших дней, -

Быть может спаяно железом лишь и кровью...»

Но мы попробуем спаять его любовью, -

А там увидим, что прочней...

Великое призвание России, по мысли Тютчева, предписывает ей держаться единства, основанного на духовных началах:

Над этой темною толпой

Непробужденного народа

Взойдешь ли ты когда, свобода,

Блеснет ли луч твой золотой?

Растленье душ и пустота.

Что гложет ум и сердце ноет...

Кто их излечит и прикроет?

Ты, риза чистая Христа...

Если принять точку зрения поэта, что Россия - душа человечества, то, как и во всякой душе, светлое духовное начало имеет против себя темную хаотическую энергию, которая еще не побеждена, еще не подчинилась высшим силам, которая еще борется за преобладание и влечет к смерти и гибели. Ее жизнь еще не определилась окончательно, она еще движется, двоится, увлекаемая в разные стороны противоборствующими силами. Воплотится ли в ней свет истины, спаяла ли она единство всех частей любовью? Сам поэт признает, что она не покрыта еще ризою Христа.

Значит, судьба России зависит от исхода внутренней нравственной борьбы светлого и темного начал в ней самой. Условие для исполнения ее космической миссии есть внутренняя добра над злом. И тогда все остальное приложится ей.

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй - » Образ родины в лирике Ф. И. Тютчева . И в закладках появилось готовое сочинение.