ГБОУ СШ № 314 Фрунзенского района
Санкт-Петербурга
Учитель Яковлева И.А.

Урок чтения в 4 классе

Тема: А.Н. Плещеев. Дети и птичка

Цели:
образовательные
- познакомить учащихся с произведением А.Н. Плещеева, добиться понимания смысла
стихотворения;
- развивать умение выражать свои чувства по отношению к прочитанному, видеть
настроение лирического произведения;
- развивать навыки выразительного чтения, творческие способности детей;
- помочь вспомнить определение и найти в тексте образные языковые средства
эпитеты, олицетворения;
- формировать навыки словесного рисования.
коррекционные
- коррекция речевого, зрительного и слухового внимания;
- развитие и обогащение словарного запаса;
- развивать память, речь, воображение и образное мышление;
- развивать творческое воображение учащихся;
воспитательные
- воспитывать художественный вкус, прививать любовь к стихотворениям;
- воспитать бережное отношение к природе.

Оборудование: портрет поэта, современный толковый словарь русского языка, книги, учебник, аппликация Осень, магнитофонная запись П.И.Чайковский Времена года, раздаточный материал.

ХОД УРОКА

I.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

К нам приехали гости.

Поздороваемся с ними.

1. Создание эмоционального настроя урока.
- Назовите свои имена. (Дети вслух произносят свои имена)

Я попрошу сесть того, в чьём имени есть слог КИ, И, ВА, ТЯ, ВЕ, ДА, Я.

Молодцы!

Что вы можете сказать о сегодняшней погоде?

2-
- Несмотря на осеннюю погоду, наше настроение должно быть всегда хорошим, тогда день будет удачным.

Улыбнитесь друг другу и подарите свои улыбки нашим гостям.

2 . ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ УРОКА
- На уроке мы будем следить за своей речью.
- Повторим правила речи (написаны на стенде).

ПРАВИЛА РЕЧИ.
1.Все звуки произноси чётко.
2.Говори выразительно, неторопливо.
3.Не разрывай слова.
4.Перед началом речи сделай вдох и говори равномерно выдыхая.

3.Постановка индивидуальных целей урока:
Никита, Вероника следите за проговариванием звуков
Игорь, Илья следите за своим дыханием.

II.ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ УРОКА.

Сегодня мы проведем работу над совершенствованием техники чтения, познакомимся с творчеством поэта, прочитаем его стихотворения и проанализируем их.

Какое время года мы наблюдаем?

Назовите осенние месяцы.

Какой сейчас месяц?

Кто из вас любит осень и почему?

Какое настроение вам приносит осень?

Какие народные приметы об осени знаете?
1.Осень пора созревания плодов и сбор урожая.

2. Осенью листья на деревьях меняют окраску и падают. Это явление называется листопадом.

3.Трава желтеет, цветы вянут.

4. Перелетные птицы (ласточки, лебеди, утки, гуси, скворцы, грачи и др.) собираются в стаи и улетают на юг.

5. Звери осенью готовятся к зиме: делают запасы(белки, бурундуки), ищут
место для зимней спячки (медведи, ежи), линяют меняют шубы
(зайцы, волки, лисы).

6. Дни становятся короче, часто идут дожди.
- Рассмотрите внимательно фотографии.

3-
- Какие краски на них преобладают?

Какое настроение они создают?

Озаглавьте пейзажи на этих фотографиях.

Можно ли к фотографиям сделать подписи, подобрав фразы из Народных примет?

II. РАБОТА НАД СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕМ ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ.

Для начала сделаем гимнастику для глаз.
- Нарисуйте глазками облако на потолке класса и проследите путь снежинки до земли.

Проведём речевую разминку. Жужжащее чтение.

Прочитайте стихотворение Владислава Бахревского медленно, а затем как скороговорку.

У чибиса чудеса:
Чьи леса? Чья лиса?
Чьи вы сами?
Чьи вы сами?
С лисами,
С весной,
С лесами?
С чибисами,
С чудесами?

(После самостоятельной подготовки, учащиеся читают индивидуально, по желанию).

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
ВЫ, НАВЕРНОЕ, УСТАЛИ? ДА!
И ПОЭТОМУ ВСЕ ВСТАЛИ.
ДРУЖНО ВЫТЯНУЛИ ШЕИ
И, КАК ГУСИ, ЗАШИПЕЛИ: Ш ш ш!
ПОШИПЕЛ. ПОМОЛЧАЛИ
И, КАК ЗАЙЦЫ, ПОСКАКАЛИ.
ПОСКАКАЛИ, ПОСКАКАЛИ
И ЗА КУСТИКОМ ПРОПАЛИ.

IV. РАБОТА НАД НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ.

Загадка в пословицах.

Прочитайте пословицы и отгадайте, о чем или о ком они говорят.

Всякая она своим пером красуется.
Где она ни летает, а своё гнездо знает.
(Птица.)

Восстановите пословицы и объясните их смысл.

Ребята, мы продолжаем работать в разделе Поэтическая тетрадь.

4-
- Сегодня на уроке мы снова отправимся в чудесный мир поэзии, где вы обязательно откроете для себя новую, интересную страничку.

Задание, которое вы выполните, поможет узнать фамилию поэта, с чьим творчеством мы сегодня познакомимся.

Возьмите полоски бумаги и зачеркните только одинаковые слоги.
МАПМАЛМАЕМАЩМАЕМАЕМАВ

Какую фамилию прочитали?
- Плещеев.

Молодцы, ребята! Сегодня мы познакомимся с творчеством
Алексея Николаевича Плещеева (показываю портрет).

Скучная картина!
Тучи без конца.
Дождик так и льется.
Лужи у крыльца.

Мы меньше всего думаем о том, кто написал эти строки и вообще принадлежит ли они чьему-либо перу, - они стали нашей собственностью, мы уже мыслим ими. Счастлива судьба поэта, чьи стихи переходят из поколения в поколение! Бессмертно имя его.
- Кто же он, подаривший нам неувядающие строки, проникнутые любовью к России, к ее народу, к родной русской природе и верой в светлое будущее своей Отчизны?

Даня расскажет нам биографию поэта.
Подготовленный ученик рассказывает о жизни и творчестве
А.Н. Плещеева.

Молодец!
- Немного добавлю к словам Дани.
Учитель:
- Писать стихи и печататься Плещеев начал еще студентом. В середине 19в. вышла первая книжка его стихов.

В ней было стихотворение Вперед.
Вперед без страха и сомненья
На подвиг доблестный, друзья!
Зарю святого искупленья
Уж в небесах завидел я.
Смелей! Дадим друг другу руки
И вместе двинемся вперед,
И пусть под знаменем науки
Союз наш крепнет и растет.

Это стихотворение расценивалось современниками Плещеева, как призыв к революционной борьбе против крепостного права.
- Поэт был арестован за участие в тайном политическом кружке и посажен в
Петропавловскую крепость. Ему грозила каторга. Однако суд постановил лишить всех прав состояния и сослать в Сибирь.
-
-5-
Более 9 лет служил Плещеев в Уральске. Лишь спустя 10 лет поэт получил разрешение жить в столице и был взят под строгий надзор полиции.
- Вернувшись в Москву, поэт целиком отдается литературной работе. Он пишет стихотворения, поэмы, повести. Был известен как переводчик и критик.

Ребята, а какие стихотворения А.Н.Плещеева мы уже читали раньше?
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Весна
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
Вянет и желтеет
Травка на лугах.
Только зеленеет
Озимь на полях.
Осень наступила
Травка зеленеет,
Солнышко блестит.
Ласточка с весною
В сени к нам летит.

О чём эти стихи? (О красоте русской природы, о любви к ней).

Вы видите книжную (выставку). Здесь помещены стихи автора.
Можете после урока посмотреть их.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
РУКИ ЗА СПИНКУ, ГОЛОВКИ НАЗАД.
ГЛАЗКИ ПУСКАЙ В ПОТОЛОК ПОГЛЯДЯТ.
ГОЛОВКИ ОПУСТИМ НА ПАРТУ ГЛЯДИ.
И СНОВА НАВЕРХ ГДЕ ТАМ МУХА ЛЕТИТ?
ГЛАЗАМИ ПОВЕРТИМ, ПОИЩЕМ ЕЁ

ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ.

Подумайте и ответьте на вопросы, записанные на доске.

1. Какое впечатление произвело на вас это стихотворение?

Ученики читают вопросы и отвечают на них.

Ребята, а чем необычно это произведение?
- Написано в форме диалога.

Назовите собеседников.
- Дети и птичка.

СЛОВАРНО-ЛЕКСИЧЕСКАЯ РАБОТА.
- Прежде, чем вы самостоятельно прочитаете стихотворение, выясним смысл непонятных слов.

Дети выясняют смысл слов с помощью словаря.
Прочь подальше от кого-либо
Стужа сильный холод, мороз
Вешним весенним
Понесёмся следовать очень быстро, стремительно одно за другим

Самостоятельное чтение стихотворения. (Включается музыка П.И.
Чайковского)

РАБОТА С ТЕКСТОМ СТИХОТВОРЕНИЯ.
- Что вы чувствовали, читая стихотворение?

Можем ли мы по этому стихотворению судить о характере автора?

В какое время года происходит разговор детей и птички?

Осенью.

О чём просят дети птичку?
- Не улететь от них.

Почему просят птичку не улетать?
- Жаль песенок звонких.
- Что она им отвечает?

Гонят её холода, дожди, нет пищи, насекомых.

Какой вопрос задают птичке дети?
- Скоро ли, птичка, вернешься ты к нам?

Как она им объяснила время своего прилета назад?
- С полей снег сойдет, зажурчит ручей.

Какое это будет время года?

7-
- Весна.

Ребята, чтобы мы ярко представили осень, образы птички, детей, какие приёмы использовал поэт? (олицетворение, эпитеты)

На доске определение терминов - ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ
ЭПИТЕТЫ

Найдите в тексте слова, которые выбирает автор, чтобы передать свое отношение к маленькой крохе.
- Птичка, песенка- уменьшительно- ласкательные суффиксы, чтобы показать, что это крохотное существо.

РАБОТА НАД ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬЮ ЧТЕНИЯ

Определите, что при чтении стихотворения важно передать слушателям, чтобы показать свое отношение к маленькой птичке?

С грустным настроением, с болью и печалью.

Значит, темп быстрый. Прочитайте первую часть.

Дети выполняют задание.

Меняется ли настроение во второй части стихотворения?
С каким чувством вы будете его читать?

Вторая часть взволнованно, с чувством лёгкой грусти.

Темп плавный, неспешный.

Прочитайте вторую часть.

Дети выполняют задание.

1. Поставим в стихотворении логические ударения и паузы.
(текст стихотворения напечатан на отдельном листе для каждого ученика)

Карандашом подчеркните важные слова.

Давайте расставим паузы, которые необходимо соблюдать при чтении стихотворения. Воспользуемся обозначениями, изображенными на доске:

Работа выполняется с учителем.

8-
| малая пауза
/ большая пауза
// очень большая пауза
! -

Прочитайте так, чтобы понравилось поэту.

9-
2. Выразительное чтение стихотворения детьми.

Какое настроение было в начале стихотворения?
- Каким оно стало в конце? (слегка грустным потому, что птичка обещала вернуться).

3. Чтение стихотворения по ролям.

Если бы было задание - нарисовать рисунок.

Что можно изобразить?

Какие краски помогут представить это?

Какими вы представляете детей? Где они живут? Как одеты?

Опишите, какой вы представляете птичку?

Опишите, как вы представляете беседу детей и птички? (место, время).

По вашим рассказам у нас появился маленький уголок леса, где могла произойти эта встреча. В этом уголке есть дерево, но не хватает птички, о которой мы сегодня говорили. Мы с вами делали аппликацию Листопад. Прикрепите к дереву ваших птичек, которых вы готовили на уроке труда.

(Дети подходят к стенду и на свои работы прикрепляют птичек).

Узнал, открыл для себя

Сегодня на уроке я: научился, смог

Похвалить себя и своих одноклассников за

Активизация читательского интереса учащихся.

Если вам интересно узнать о жизни поэта, о его произведениях, пожалуйста, познакомьтесь с ними в библиотеке, прочитайте, потом расскажете нам на следующем уроке.

10-
. ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ.
- Ребята, в нашем учебнике к стихотворению А.Н.Плещеева нет иллюстрации.

Давайте оформим это стихотворение в виде книжки-самоделки.

На второй странице сделайте иллюстрацию к стихотворению. Это будет вашим домашним заданием.

И те ребята, кому понравились стихи А.Плещеева напишут в книжку ещё одно стихотворение.

Спасибо за урок.

Литературное чтение. Уро 27. Тема: Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко…»

Цели: расширить знания о творчестве Ф.И. Тютчева; обучать правильному чтению стихов; развивать память, речь, мышление.

Планируемые результаты: предметные: умения прогнозировать содержание произведений, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух поэтическое произведение; метапредметные: Р — формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — анализ художественного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги, К — ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях); личностные: формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну), проявление интереса к чтению и изучению творчества Ф.И. Тютчева.

Оборудование : портрет и выставка книг Ф.И. Тютчева, видео-или фотоматериалы, репродукции картин по теме урока, аудио-приложение к учебнику.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

Прочитайте медленно, а затем как скороговорку.

У чибиса — чудеса:

Чьи леса? Чья лиса?

Чьи вы сами? Чьи вы сами?

С лисами,

С весной,

С лесами?

С чибисами?

С чудесами?

(После самостоятельной подготовки желающие читают скороговорку вслух. Учитель определяет, кто быстрее всех смог это сделать.)

— А сейчас запишите имя поэта, чьи стихи будем читать

на уроке. (Федор Иванович Тютчев.) РСЩЕФ ЧИВОНАВИ ВЕЧТЮТ

III. Работа по теме урока

1. Знакомство с жизнью и творчеством Ф.И. Тютчева

— Мы читали стихотворение Владислава Бахревского. Как вы поняли, о чем оно?

— Где мы можем встретить чудеса? (Конечно, в лесу, на природе...) Сегодня мы начинаем изучать новый раздел учебника, который называется «Поэтическая тетрадь». Перед нами стихи замечательного поэта Федора Ивановича Тютчева. Что вы помните о нем? (Ответы учеников.)

(Учитель рассказывает о поэте. См. материал к уроку.)

2. Работа над стихотворением «Еще земли печален вид...» (Прослушивание аудиозаписи стихотворения. Чтение стихотворения вслух учащимися. Беседа после чтения.)

— Объясните выражения «а воздух уж весною дышит», «сквозь редеющий сон».

— Подберите синонимы к слову «невольно». (Нечаянно, непроизвольно.)

Подберите антоним к слову «печален». (Весел.)

— Найдите эпитеты вместе со словами, к которым они относятся. Объясните их значение. (Мертвый стебель, редеющий сон, печальный вид.)

(Работа по вопросам и заданиям на с. 138 учебника. Выразительное чтение стихотворения.)

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

Работа над стихотворением «Как неожиданно и ярко...»

(Учитель использует аудиоприложение к учебнику. Учащиеся слушают, как произведение читает актер, и следят по учебнику. Беседа после чтения.)

— Объясните значение слов.

ВОЗДВИГНУТЬСЯ — (соорудиться, построиться).

ИЗНЕМОЧЬ — (потерять силы, ослабеть).

НЕГА — (блаженство).

— Подберите синонимы к словам. ВЛАЖНЫЙ- (сырой). МГНОВЕНИЕ- (миг, момент).

— Подберите антоним к слову «побледнел». (Покраснел.)

— Какие еще слова и выражения были непонятны? (Работа по вопросам и заданиям 1—4 на с. 140 учебника.)

— Придумайте название стихотворению.

— Подготовьтесь к выразительному чтению.

(Выразительное чтение стихотворения пас. 139—140 учебника.)

VI. Рефлексия

— Нарисуйте в своей тетради смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.

VII. Подведение итогов урока

— Какова главная мысль каждого из прочитанных нами сегодня стихотворений Ф.И. Тютчева?

Домашнее задание

Выучить любое стихотворение Ф.И. Тютчева.

Материал для учителя

Краткий обзор биографии Ф.И. Тютчева

Федор Иванович Тютчев родился 5 декабря 1803 г. в усадьбе Овстуг Орловской губернии в дворянской семье. Первоначальное образование получил дома, учителем русского языка был поэт и переводчик СЕ. Галич.

В 12 лет Тютчев уже свободно переводил оды Горация, влияние которого можно видеть в ранних стихотворениях. В 1818 г. он стал членом Общества любителей русской словесности. В 1819г. поступил в Московский университет, который окончил за два года.

В 1822 г. был зачислен на службу в Государственную коллегию иностранных дел и назначен в русскую дипломатическую миссию в Мюнхене. За границей Тютчев провел более 20 лет. В 1858 г. он занял должность председателя цензурного комитета и оставался на ней до конца жизни. Умер 27 июля 1873 г. в Царском Селе.

УМК Л. Ф. Климановой

Цели : познакомить учащихся с русской народной сказкой «Петушок и бобовое зернышко»; совершенствовать навыки чтения; развивать речь, внимание; учить находить главную мысль в произведении, а также слова, несущие основное содержание и смысл произведения; воспитывать стремление заботиться об окружающих.

Планируемые результаты : учащиеся должны уметь различать жанры устного народного творчества; характеризовать героев сказки; соотносить пословицу и сказочный текст; определять последовательность событий, составлять план, находить слова.

Оборудование: карточки (текст для речевой разминки, кроссворд, слова пословицы).

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Чтение стихотворения Ю. Мориц «Сказка по лесу идет...» наизусть.

III. Речевая разминка

У чибиса — чудеса:

Чьи леса? Чья лиса?

Чьи вы сами?

Чьи вы сами

С лисами, с весной, с лесами?

С чибисами,

С чудесами?

В. Бахревский

IV. Постановка целей урока

— Мы продолжаем изучать раздел «Устное народное творчество», сегодня познакомимся со сказкой. Прочитайте ее название. Кто ее автор? (Она народная.)

— Рассмотрите иллюстрации к сказке. Как вы думаете, кто ее герои?

V. Работа по теме урока

(Чтение сказки учителем и хорошо читающими учащимися.)

— Какие чувства вы испытывали при чтении сказки?

— Что случилось с петушком? Почему?

— Кто помог курочке спасти петушка? (Хозяйка, корова, хозяин, кузней.)

VI. Физкультминутка

Вот так яблоко!

Вот так яблоко!

Оно соку сладкого полно.

Руку протяните,

Яблоко сорвите.

Стал ветер веточку качать,

И трудно яблоко достать.

Подпрыгну, руку протяну

И быстро яблоко сорву!

Вот так яблоко!

Вот так яблоко!

VII. Закрепление изученного

1. Выделение частей сказки

На сколько частей можно разделить сказку? (На шесть.)

Найдите и прочитайте первую часть. Что в ней главное? (Петушок подавился бобовым зернышком.)

2. Кроссворд по сказке

(После того, как ответы будут вписаны, нужно догадаться, каких букв не хватает в ключевом слове, и вставить их.)

1. Первый, к кому обратилась курочка за помощью. (Хозяюшка.)

2. То, что надо было петушку смазать. (Горлышко.)

3. Тот, кто должен был принести свежей травы для коровушки. (Хозяин.)

4. Сама пестрая, ест зеленое, дает белое. (Коровушка.)

5. Мастер, занимающийся ручной обработкой металла. (Кузнец.) 6- Предмет, который дал кузнец хозяину. (Коса.)

— Назовите ключевое слово, которое встречается в названии сказки. (Зернышко.)

3. Словарная работа

Соберите пословицу. Можно ли ее связать с содержанием сказки? Докажите.

(Ответ. Для друга семь верст не крюк.) Верста — 1. Старая русская мера длины, равная 1,06 км. 2. Выкрашенный черно-белыми полосами дорожный столб, отмечающий эту меру (устар.).

Крюк — 1. Толстый стержень, острие с загнутым концом. 2. Деталь в машинах для подвешивания, цепляния. 3. Лишнее расстояние в пути (разг.).

VIII. Рефлексия

— Нарисуйте смайлик в своей тетради, который отражает ваше отношение к материалу урока.

IX. Подведение итогов урока

— С какой сказкой вы познакомились?

— Чему учит эта сказка?

— Были ли у вас такие ситуации, когда вы кому-нибудь помогли?

Домашнее задание

Подготовить пересказ сказки «Петушок и бобовое зернышко».

Рейтинг: / 0

ПлохоОтлично

МБОУ Шуганкинская основная общеобразовательная школа Муслюмовского района РТ

Ф.И.Тютчев.Стихи.

Валишина Алсу Равиловна, учитель начальных классов, 1 квалификационной категории

Тема: Ф.И.Тютчев.Стихи.
Цели:
- расширить знания детей о творчестве Ф.И.Тютчева;
-обучать правильному чтению стихов;
-развивать память, речь,мышление.

Ход урока.
I.Организационный момент.
II.Речевая разминка.
-Прочитайте стихотворение медленно, а затем как скороговорку.
У чибиса-чудеса
Чьи леса? Чьи леса?
Чьи вы сами?
С лисами,
С весной,
С лесами?
С чибисами?
С чудесами?
(После самостоятельного чтения учащиеся читают по желанию.
Определяем, кто быстрее прочитал.)
III.Введение в тему.
1.Первичное понимание стихотворения.
-Ребята, мы сейчас прочитали стихотворение. О чем вы поняли? Где бывают чудеса?(Да.на природе: в лесу, на поляне…)

2. Сообщение темы урока.
- Мы с вами начинаем перелистывать страницы русской классики, т.е. знакомиться с лучшими литературными произведениями. В первой поэтической тетради нам предстоит знакомство с поэзией Тютчева,Фета, А. К. Толстого, Майкова, Пушкина и Лермонтова, с
баснями Крылова и с прозой Л. Н. Толстого и Куприна.
3. Самостоятельное чтение детьми статьи Я. Смоленского «Как научиться читать стихи?» (с.55-56)
4. Беседа о жизни и творчестве Федора Ивановича Тютчева (1803-1873гг.).
- Федор Иванович Тютчев родился 23 ноября 1803 г. в имении Овстуг Орловской губернии, в старинной дворянской семье. В 1821 окончил словесный факультет Московского университета со степенью кандидата. С 1822 по 1839 г. находился на дипломатической службе сначала в Мюнхене, а затем в Турине. Прожив за границей с краткими перерывами почти 22 года, Тютчев никогда не терял связь с родиной. В 1844 г. вернулся в Россию.
Служил чиновником в министерстве иностранных дел.
Умер 15 июля 1873 г. в Царском Селе.
Природа и человек в поэзии Тютчева неразделимы. Он остается крупнейшим русским поэтом-романтиком
5. Прослушивание грамзаписи стихотворения Тютчева «Люблю грозу в начале мая».
Какая пора весы здесь изображена?
Какие чувства вызывает у вас это стихотворение?
б.Работа над выразительностью чтения:
- Какое настроение надо передать слушателям? (Радости и восхищения)
- Если мы с вами вместе с поэтом будем мысленно видеть картины, которые он рисует, будем любоваться, восхищаться ими, это поможет нам выразительнее прочитать стихотворение.
7.Чтение детьми стихотворения Ф. И. Тютчева.
8. Словарная работа:
«Раскаты» - прерывистый и длительный гул. «Перлы» - жемчужины. «Гам» - беспорядочный гул.
«Геба» - в греческой мифологии богиня юности, дочь Зевса. На пирах богов она подносила кубки с вином.
9. Итог урока.
Дома: с.59, выучить наизусть стихотворение.

Используемая литература:

1. С.И.Ожегов «Словарь русского языка».
2. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова. Учебник «Родная речь» для 3 класса.
3. А.А.Михеева. Книга для дополнительного чтения «Зарница».
4. А.А.Михеева. Книга для внеклассного чтения «Тропинка».

Тема: «Иван Саввич Никитин. В синем небе плывут над полями…»
Цели: -познакомить с творчеством И. С. Никитина, развивать навыки выразительного чтения, находить главную мысль;

Развивать память, внимание;

Воспитывать интерес к чтению.

ХОД УРОКА


  1. Организационный момент (стоит везде ударение) (15 мин)
Речевая разминка: Д: У чибиса – чудеса

Чьи леса? Чья лиса?

Чьи вы сами? Чьи вы сами?

С лисами, с весной?

С лесами? С чибисами?

С чудесами? (В.Бахревский)

Значение слова ЧИБИСЫ.

Выразительное чтение 1 учеником

Найти слова отличающиеся в письме одной буквой.

Почему они отличаются?

Подберите к слову ЧУДЕСА однокоренные слова. (чудо, чудесный)

Какое правило в слове ЧУДЕСНЫЙ. (непроизносимая согласная)

Чтение самостоятельно, как скороговорку.

Чтение скороговоркой, с интонацией – по 1 человеку.

Чтение хором.


  1. Проверка д/з (10 мин)
- где можно встетить чудеса?

Какой раздел изучаем?

Что писали поэты на этих страничках? О чем они?

Что задавали?

Учитель читает пословицу, а дети определяют о чем она.

«ЕЙ ДАНЫ КРЫЛЬЯ, А ЧЕЛОВЕКУ РАЗУМ»

Кто это? (птица)

Значение пословицы? Запоминаем пословицу. (повторяем 2 раза вслух)

Кто главные герои произведения, которое читали дома? (дети, птичка)

Чтение по ролям.

Вопросы, для тех кто читал по ролям:


  • Какое время года? Докажи.

  • Какие чувства выражает поэт? Докажи.

  • Какое время года в конце стихотворения?

  • Какая главная мысль в стихотворении?

  • Когда птичка вернется обратно?
Дети оценивают

Чтение наизусть. (кто выучил)


  1. Физминутка.

  2. Тема урока.

ИВАН САВВИЧ НИКИТИН (3 октября 1824г – 1869 г)

«В синем небе плывут над полями….»

Д:

Если нет названия произведения, то как читаем?

Послушаем биографию писателя, ответить на вопрос: ЧТО ОПИСЫВАЛ АВТОР В СВОЕМ ПРОИЗВЕДЕНИИ?

Биография писателя (рассказывает ученик)

Чтение стихотворения (самостоятельно)

С чем он сравнивает поле? (с храмом)


  1. Словарная работа.

межа грезит восторг
Д:

Золотые края облаков. Золотое сияние звёзд.

Значение.


  1. Работа над произведением.
- чтение по цепочке.

С чем он сравнивает поле?


  1. Игра «Назови имя, отчество автора»
Фет - …. (Афонасий Афонасиевич)

Баратынский - … (Евгений Абрамович)

Тютчев- … (Федор Иванович)

Плещеев - … (Алексей Николаевич)


  1. Итог урока.