ТЕМА: МЕТОД ШЕСТИ ШЛЯП МЫШЛЕНИЯ Э. БОНО

Тип: сообщение и усвоение новых знаний

Форма: практическое занятие

Оборудование: 6 шляп, кубик, таблицы, ключевые слова, рекомендации по творческому развитию ребенка

Цель:

    Познакомить с методом развития творческого мышления – методом «Шести Шляп Мышления» Эдварда де Боно

Задачи:

 Показать участникам возможности использования резервов группового мышления

 Воспитывать культуру обмена мнениями

 Способствовать дальнейшему развитию эффективного творческого мышления студентов

    Продолжить работу над формированием компетенций: познавательной, информационной, коммуникативной, общекультурной, компетенцией личностного совершенствования

1. Актуализация знаний

Мы продолжаем изучение раздела «Психология творческой одаренности». Прежде чем приступить к новой теме, ответьте на вопросы:

    Почему развитие творческой одаренности у детей является одной из актуальных проблем современного образования?

    Что в психологии понимается под творческой одаренностью?

    Каким образом проявляется творческая одаренность?

2. Сообщение тему занятия, постановка учебных задач

Одним из особенностей проявлений творческой одаренности является умение видеть проблемы. Поиск проблемы – дело непростое. Неслучайно мы говорим о способности творчески одаренного человека видеть проблемы как об особом даре. Развивается оно в течение длительного времени в самых разных видах деятельности, и все же для его развития можно подобрать специальные упражнения и методики. Сегодня мы рассмотрим интересную методику известного психолога Эдварда де Боно «Шесть Шляп Мышления», «Шесть думательных Шляп» (Six Thinking Hats). В ходе занятия вы самостоятельно ведете записи, затем в конце мы определим самый удачный конспект, одним из критериев которого будет оригинальность.

3. Общее знакомство с методом Э. Боно

Автор считает, что творческое начало не является природным качеством ума. Творчеству можно и нужно учить. В основе «Шести Шляп» лежит идея параллельного мышления (латеральное). При традиционном мышлении мы полемизируем, дискутируем, чаще всего выигрывает не лучшее решение, а то, которое более успешно продвигалось в дискуссии.

Что мы понимаем под параллельным мышлением? (боковое; латеральное; конструктивное, при котором различные точки зрения и подходы не сталкиваются, а сосуществуют).

С какими трудностями мы сталкиваемся при решении какой-либо задачи, проблемы, ситуации?

1. Эмоции (часто мы склонны опираться на чутье, эмоции и предрассудки).

2. Беспомощность (я не знаю, что делать, с чего начать).

3. Путаница (мы пытаемся удержать в уме все сразу).

Метод Шести Шляп - это простой и практичный способ преодолеть подобные трудности посредством разделения процесса мышления на шесть различных режимов, каждый из которых представлен шляпой своего цвета.

В цветной печати основные цвета наносятся на бумагу по отдельности. Но, в конце концов, все они смешиваются и дают цветную картинку. Данный метод предлагает сделать то же самое в отношении нашего мышления. Вместо того, чтобы думать обо всем одновременно, мы можем научиться оперировать различными аспектами нашего мышления по очереди. В конце работы все эти аспекты будут собраны вместе, и мы получим «полноцветное мышление».

    Почему используется головной убор - шляпа?

Шляпа - это предмет туалета, которую легко надеть и снять. Головной убор указывает, какую социальную роль играет в данный момент человек (бейсбольная кепка, солдатская пилотка и т.д.), а в соответствии с этим предлагает новую модель поведения, новый взгляд на окружающее.

3. Описание Метода Шести Шляп

Шесть метафорических Шляп разных цветов представляют каждый из основных типов мышления.

БЕЛАЯ ШЛЯПА:

С чем связан белый цвет? (бумага, документальность, факты, цифры и информация).

Белый цвет наводит на мысль о бумаге. Белая Шляпа связана с информацией, используется для привлечения прямого внимания к имеющейся в распоряжении информации или пропущенной информации (люди чаще передают мнение о информации, а не саму информацию). В этом режиме мышления нас интересуют только факты. Мы задаемся вопросами о том, что мы уже знаем, какая еще информация нам необходима и как нам ее получить.

Какими будут вопросы, если мы надеваем Белую Шляпу?

- Какая информация у нас есть? Какая информация нам нужна? Какой информации нам не хватает? Как получить недостающую информацию? Какие вопросы мы должны задать? Как мы собираемся получить новую информацию? На какие вопросы мы должны получить ответы?

КРАСНАЯ ШЛЯПА: свет, огонь, тепло, эмоции, чувства, интуиция и предчувствия.

Красный наводит на мысль об огне и тепле. Красная Шляпа связана с чувствами, интуицией и эмоциями. Вы можете не осознавать, почему вам что-то нравится, или почему не нравится. Когда используется красная шляпа, у нас появляется возможность описать свои чувства и интуицию без каких бы то ни было объяснений. Ваши чувства существуют, и Красная Шляпа дает возможность их изложить. Это право на собственное мнение. В режиме Красной Шляпы появляется возможность высказать свои чувства, догадки относительно рассматриваемого вопроса, не вдаваясь в объяснения о том, почему это так, кто виноват и что делать.

Вопросы какого характера возникнут под Красной Шляпой?

- Что я чувствую по поводу данной проблемы?

ЧЕРНАЯ ШЛЯПА: осторожность, критика, опасность. Истина, здравый смысл и соответствие фактам.

Черный цвет напоминает о мантии судьи, означает осторожность. Неслучайно основная функция – предостережение. Черная Шляпа позволяет дать волю критическим оценкам, опасениям, защищая нас от безрассудных и непродуманных действий. Она говорит, почему что-то может не получиться. Без Черной Шляпы мы постоянно попадали бы в беду. Указывает на возможные риски и подводные камни. Черная Шляпа позволяет сосредоточить свое внимание на обнаружении слабых мест в обсуждаемой проблеме. Это, возможно, самая полезная Шляпа (чаще всего используемая). Однако Черной Шляпой нельзя злоупотреблять, так как злоупотребление опасно само по себе.

Назовите характерные для Черной Шляпы вопросы.

- Сработает ли это? Насколько это безопасно? Осуществима ли эта идея? Стоит ли это делать? Какие слабые места?

ЗЕЛЕНАЯ ШЛЯПА: растение, рост, развитие, энергия. Исследования, предложения, новые идеи, возможности альтернативы, креативность, творческое вдохновение.

Находясь под Зеленой Шляпой, мы придумываем новые идеи, подходы, модифицируем уже существующие, ищем альтернативы, исследуем возможности, в общем, даем креативности зеленый свет. Зеленая Шляпа позволяет думать о новых возможностях, о внесении предложений, альтернатив, говорить о вариациях существующих идей. Когда используется Зеленая Шляпа, каждый прикладывает творческие усилия.

Какие вопросы чаще всего будут звучать под Зеленой Шляпой?

- Что можно предпринять в данном случае? Существуют ли альтернативные идеи?

СИНЯЯ ШЛЯПА: размышления, управление процессом. Контроль над мыслительным процессом. Подведение итогов на данном этапе. Определение следующего мыслительного шага. Выдвижение программы мышления в данной ситуации.

Синяя Шляпа предназначена не для работы с содержанием задачи, а для управления самим процессом работы. Эта Шляпа предлагает посмотреть на сам процесс мышления. В частности, ее используют в начале любого процесса обсуждения для определения того, что предстоит сделать, и в конце, чтобы обобщить достигнутое и обозначить новые цели. Синяя Шляпа упорядочивает последовательность применяемых шляп, суммирует достигнутое.

Какими будут вопросы у человека в синей шляпе?

- Чего мы хотим достичь в конце наших размышлений? Что можно делать дальше? Чего мы хотим добиться? Чего мы достигли на текущий момент?

ЖЕЛТАЯ ШЛЯПА: солнечный свет, оптимизм, надежда, преимущества, выгода, логический позитив, оптимистичный настрой.

С Желтой Шляпой мы пытаемся найти ценное и выгодное. Желтая Шляпа требует от нас переключить свое внимание на поиск достоинств, преимуществ и позитивных сторон рассматриваемой идеи, предложения и их логическое обоснование. Даже если не нравится идея, Шляпа предлагает искать выгодные моменты, хорошие стороны.

- Что в этом хорошего? Каковы преимущества? Кому это выгодно? Откуда появятся преимущества? Каковы различные ценности? Зачем это делать? Каковыми будут результаты? Есть ли в этом выгодные стороны? При каких условиях это будет выгодно?

Какие вопросы задаст человек под Желтой Шляпой?

Что, по вашему мнению, относится к преимуществам данного метода?

(обсуждение проблемы любой сложности, легко запоминается метафора – шляпа, возможность использовать только один тип мышления в определенный промежуток времени, подход с новых сторон, экономия времени, переключение мышления и т.д.).

Определите для каждой Шляпы ключевое слово.

4. Выдвижение ситуаций, проблем

Принцип работы в режиме «Шляпы Мышления» состоит в том, что каждый в процессе обсуждения проблемы одевает на себя определенную «Мыслешляпу» и работает определенный промежуток времени «под полями выбранной шляпы» в соответствии с правилами, определенными для каждой «шляпы».

Попробуйте определить типы использования шляпы.

1. Надеть Шляпу (использование шляпы конкретного цвета). 2. Снять Шляпу (уйти от мышления). 3. Сменить Шляпу (переключить мышление). 4. Обозначить свое Мышление (намерение использовать определенный тип мышления).

Для того, чтобы эта методика заработала, обозначим проблему, которая в действительности в данное время волнует нас.

    «Портрет современного одаренного ребенка».

Начнем обсуждать ее последовательно, «снимая и надевая» разные Шляпы.

5. Работа под Шляпой Мышления (составление «Портрета современного одаренного ребенка»):

    Красная: выразите свое позитивное или негативное эмоциональное отношение к этой проблеме

    Белая: обобщение изученного материала, сбор информации, выделение информации, которая может понадобиться для решения задачи

    Зеленая: новые идеи, дополнения

    Желтая: преимущества новых идей (хорошие стороны)

    Черная: найти нерациональные, опасные, трудоемкие моменты

    Белая: самый оптимальный, соответствующий портрет заданным критериям

    Красная: эмоциональное отношение к процессу работы, к полученным результатам (что понравилось больше, в чем изменились).

    Под Шляпой какого цвета Вы не работали? Почему?

    Можете ли Вы дополнить свой ответ по преимуществам этого метода после того, как успели поработать под Шляпой?

Критерии ответа:

1. Полнота раскрытия вопроса под Шляпой

2. Оригинальность предложенных решений

3. Соответствие ответа режиму «Мыслешляпы»

6. Подведение итогов урока:

Докажите, что данный метод способствует развитию творческого мышления.

    Выделить ключевые слова по теме урока (латеральное мышление, Мыслешляпа, информация, осторожность, эмоции, новые идеи, организация мышления, преимущества).

    Есть ли какие-то особенности в последовательности использования Шляп?

    В каких ситуациях может применить этот метод учитель начальных классов?

    В какой последовательности должны быть использованы Шляпы для оценки идеи?

    Шляпы какого цвета вы бы использовали для улучшения замысла идеи?

    Как по-другому можно организовать работу под Шляпой?

Например, можно использовать данную технологию на уроке, когда изучается базовый алгоритм "Упорядочивание массива элементов по возрастанию или убыванию". Учитель предлагает организовать несколько творческих групп и предлагает сначала поработать под полями красной шляпы, чтобы ребята могли выразить свое позитивное или негативное эмоциональное отношение к обозначенной проблеме. Затем учащиеся переодевают шляпу и оказываются под полями белой шляпы. Наступает момент обобщения изученного материала, сбора информации, выделения тех "инструментов" программирования, которые могут понадобиться для решения поставленной задачи. Следующая шляпа - зеленая. Работа в зеленой шляпе требует от учащихся идей по реализации алгоритма упорядочивания, причем каждая творческая группа создает свой авторский алгоритм. После того, как работа по созданию алгоритма и написанию программы завершена, наступает очередь желтой шляпы, когда в созданных группами творческих продуктах- программах выделяются самые интересные алгоритмические и программные находки. А под полями черной шляпы выделяются нерациональные или трудоемкие моменты. Но этот этап не является последним. Следует попросить учащихся "надеть белую шляпу" и определить, какой же из предложенных алгоритмов можно считать наиболее оптимальным в соответствии с выбранными критериями. Завершает работу красная шляпа, под полями которой ребята выражают свое эмоциональное отношение к процессу работы, к полученным результатам.

Креативность – уровень творческой одаренности, способность к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности.

«Компетентность - это специфическая способность, позволяющая эффективно решать типичные проблемы и задачи, возникающие в реальных ситуациях повседневной жизни. Специальные формы компетентности предполагают умение решать очерченный круг задач в профессиональном виде деятельности

У человека должны быть определенные знания. включая уз­коспециальные, особые способы мышления и навыки Высшие уровни компетентности предпо­лагают инициативу, организаторские способности, способности оценивать последствия своих действий. Природа компетентности такова, что оптимальные результаты в решении проблем достижимы лишь при условии глубокой личной заинтересованности человека.

Развитие компетентности приводит к тому, что человек может моделировать и оценивать последствия своих действий заранее и на длительную перспективу Это позволяет ему осуществить переход от внешней оценки к выработке «внутренних стандартов» оценки себя, своих планов, жизненных ситуаций и других людей.

Эдвард де Боно

Шесть шляп мышления

Без долгих предисловий: короткое предисловие переводчика

Если наше дело – в шляпе,

Если наше тело – в шляпе,

Если даже мысли – в шляпе,

Значит, в шляпе-то – вся суть!

Помните, у Антуана де Сент-Экзюпери: еще ребенком он нарисовал огромного удава, проглотившего слона и мирно отдыхающего после столь сытного обеда? Мальчик показывал свой рисунок каждому новому знакомому, и взрослым и детям, чтобы отыскать среди них человека, способного его понять, родственную душу.

Отыскать такого человека среди взрослых ему так и не удалось. И это неудивительно. Хотя очень грустно.

Нарисованный Сент-Экзюпери удав, в утробе которого мирно почивал «съеденный» слон, внешне очень напоминал лежащую на столе шляпу, что и приводило людей взрослых к неверным умозаключениям.

Этот образ шляпы, которая на самом деле вовсе не шляпа, а нечто такое, под чем таятся слоны и вообще происходят самые удивительные вещи, остающиеся незаметными для окружающих, преследовал меня на протяжении всего периода работы над книгой Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления».

Эти шляпы, огромные, как шкафы, и совершенно невидимые никому, кроме нас самих, напоминали мне прочную оболочку, внутри которой в тайниках нашего сознания кипят-варятся наши мысли-суждения-убеждения. Мне так и видится, как та или иная «мыслеварительная» шляпа закрывает каждого из нас целиком, превращая в нового человека, с новыми чертами характера и новым восприятием окружающего.

Не знаю, насколько мне удалось передать вам свои образные впечатления, но то, что книга сделает это несравненно лучше меня и надолго оставит след в вашем сознании, – не вызывает никаких сомнений. Она действительно заслуживает того, чтобы примерить предлагаемые ею мысле-шляпы каждому из нас.

А. Захарченко

Эдвард де Боно родился на Мальте, начал свое образование с обучения в колледже Св. Эдварда, продолжил его в Королевском университете Мальты и блестяще завершил в качестве именного стипендиата Оксфордского университета, который он закончил с отличием по специальности «психология и физиология», получив почетную степень доктора медицинских наук. Сейчас он, кроме того, является доктором философии Кембриджского университета и регулярно получает приглашения прочесть курсы лекций в университетах Оксфорда, Лондона и Гарварда.

Доктор Эдвард де Боно широко известен как ведущий специалист в области развития практических навыков мышления. Он ввел в науку понятие «латеральное мышление», которое впоследствии было занесено в Оксфордский словарь современного английского языка, и разработал систему научных методов по развитию в человеке способностей к активному творческому поиску – к «взвешенному мышлению», как он его называл.

Им написано сорок пять книг, переведенных на двадцать семь языков, сняты две научные киноленты для телевизионных программ. Он читал лекции в сорока пяти странах мира и выступал на крупнейших международных симпозиумах, а в 1989 году ему было предложено занять место председателя Комитета лауреатов Нобелевской премии. К разработанной им методике по развитию взвешенного мышления обращались ведущие промышленные корпорации, такие как IBM, NTT (Япония), Du Pont, Prudential, Shell, Eriksson, McKinseys, Ciba-Geigy, Ford и многие другие.

В настоящее время доктор де Боно руководит проведением в жизнь обширной специальной учебной программы, разработанной им для общеобразовательных учебных заведений и призванной способствовать развитию у детей навыков творческого мышления. Эта программа давно получила признание в официальных кругах и нашла самое широкое применение во многих странах мира.

Доктор де Боно является основателем Института исследовательских разработок по проблемам творчества и способностей к познанию (начал свою работу в 1969 году) и Международного форума творческих работников, объединившего в своих рядах представителей многих профессий и руководителей ведущих предприятий мировой индустрии. Помимо того, он учредил в Нью-Йорке Международное сообщество творческих работников, призванное помогать странам-членам ООН в разработке новых идей.

Предлагаемая вашему вниманию очередная работа доктора де Боно основывается на том, что сознание – это прежде всего система самоорганизующейся информации.

В мире шляп – в потоке мыслей

Можно ли повысить результативность своего мышления?

В январе 1985 года журнал «Таймс» назвал Человеком года Питера Юберроута, благодаря которому Олимпийские игры в Лос-Анджелесе прошли с колоссальным успехом. Как правило, проведение мероприятий такого масштаба обходится их организаторам в сотни миллионов долларов. Но муниципальному фонду Лос-Анджелеса не пришлось вовсе «потратиться» на их организацию. Наоборот, Олимпиада-84 принесла городу более 250 миллионов долларов чистой прибыли! Необычайный успех Олимпийских игр во многом зависел от новых концепций и творческих идей, блестяще осуществленных на практике Питером Юберроутом.

Каким же образом оказалось возможным добиться этого удивительного результата? Как нужно подходить к рассмотрению подобных вопросов?

В интервью газете «Вашингтон Пост» 30 сентября 1984 года Питер Юберроут признался, что при выработке нового подхода к решению поставленной задачи он применял латеральное мышление.

Можно привести сотни других примеров, демонстрирующих результативность метода взвешенного мышления. Мне бы не хотелось тратить время на их подробное рассмотрение. Я вижу свою задачу вовсе не в этом. Моя задача – разрабатывать подобные методики и предлагать их вниманию своих будущих последователей. А осваивать их и выбирать область их применения должны такие люди, как мистер Юберроут. Они и пополняют собой ряды талантливых предпринимателей, обеспечивая методу взвешенного мышления самое широкое распространение.

В способности думать заключена основа человеческой деятельности. Независимо от того, хорошо или плохо эта способность развита в каждом из нас, все мы регулярно испытываем неудовольствие достигнутыми нами в этой области результатами. Наверное, это общее свойство человека нормального уровня развития: каким бы он ни был, ему всегда хочется стать еще лучше. Как правило, только люди, полностью удовлетворенные своими мыслительными способностями, убеждены в том, что предназначение мышления заключается в доказательстве собственной правоты, что дает им лишний повод потешить свое самолюбие. Если мы склонны считать, что возможности мышления только этим и ограничиваются, значит, мы просто тешим себя иллюзиями о своем превосходстве в этой области. Мы искренне заблуждаемся, и не более того. Границы предназначения этого «подарка эволюции» простираются значительно шире, и понимание данного обстоятельства представляет собой одну из обязательных задач каждого человека.

Здравствуйте, уважаемые читатели блога Валерия Харламова! Метод шести шляп помогает достичь более продуктивной работы нашего мозга, чтобы мы могли находить творческие и неожиданные решения даже самым сложным проблемам, особенно в моменты, когда возникает растерянность и непонимание того, что делать дальше, а также оценивать уже существующие, рассматривая ситуацию под разными углами.

Суть метода

Создал его психолог Эдвард де Боно с целью преодоления таких сложностей в процессе мышления, как:

  • Чувства. Порой мы можем принимать решение под силой влияния эмоций, жалея потом об этом, и, к сожалению, не всегда появляется возможность исправить ситуацию. Способ Эдварда направлен не столько на контроль этих эмоций, сколько на тщательное осмысливание происходящего, отчего человек успокаивается и к нему возвращается ясность сознания.
  • При возникновении непредвиденных обстоятельств, вполне здоровой реакцией организма будет, конечно же, растерянность. Особенно, если человек не имеет опыта в какой-то сфере, сталкиваясь впервые с определёнными сложностями. Также часто растерянность возникает на фоне неуверенности личности в своих силах и способностях, если она привыкла перекладывать ответственность на других и ожидает обычно помощи, не ориентируясь на внутренние ресурсы.
  • Современный человек перенасыщен информацией, часто ненужной и бессмысленной, которая только мешает концентрироваться, а не принимать конструктивные и креативные решения. А прием де Боно позволяет сохранить последовательность и логичность умозаключений, избегая путаницы и всего лишнего.

Преимущества

Появляется возможность не то чтобы рассмотреть проблему или задачу под разными углами, а ещё и сыграть определённую роль. Дело в том, что при обычных размышлениях человек находится в рамках, порой очень жестких, а всё для того, чтобы защитить своё эго. Вот скажите, знакомы вам ситуации, когда вы отказывались от какой-то мысли потому, что боялись осуждения и непринятия её окружающими?

А этот способ помогает выйти за рамки и более свободно посмотреть на сложность, позволив себе быть собой, поиграть в кого-то и прочее. К примеру, знаете, что часто на праздниках детям разрисовывают лица в виде разных зверей и мультипликационных героев? Так вот, ребёнок с гримом кошки имеет право мяукать и ластится, но это не значит, что он кот. Так и руководитель, имеет право поиграть в клоуна, пока находится в образе, и это также не будет означать, что он таковым является.

Позволяет максимально сконцентрироваться и направить всю энергию и ресурсы непосредственно на решение выделенной задачи.

Универсальность и удобство. Вы можете применять этот метод как самостоятельно, так и в группе, распределив роли между участниками.

Легкость в понимании и усвоении правил, главное, чтобы человек позволил себе немного поиграть, отойти от привычного стиля мышления.

Инструкция

Если работа будет групповой, то необходимо «выделить» ведущего человека, контролирующего процесс, который вполне может превратиться в балаган, если людей много и они будут нарушать правила. А также в конце ведущий суммирует полученные результаты и формирует окончательные выводы.

  1. Для начала модератор объясняет суть этой техники, основные правила, и, конечно же, проблему, которую необходимо решить. Пример задачи: «Компания конкурент выпустила на рынок новый продукт, который пользуется активной популярностью. Какие действия предпримем, чтобы не потерять своих клиентов?».
  2. У этой техники такое название в силу того, что у каждой шляпы есть цвет, который отвечает за определённую роль. Существует белая, красная, чёрная, зелёная, жёлтая и синяя шляпа, и у каждой из них своя характеристика, которую я укажу далее. Так вот, все участники должны «примерить» головной убор одного цвета, чтобы генерировать идеи. Рекомендуемая последовательность: синяя, белая, чёрная, жёлтая, зелёная, опять чёрная, зелёная. Красную одевают по необходимости, хоть после каждой примерки другого цвета.
  3. Если вы будете часто практиковать этот способ, то выработаете наиболее подходящую для себя последовательность, а в первое время можете советоваться с коллективом, какая характеристика и когда именно будет наиболее актуальной. И вот в зависимости от их выбора и внутренних ощущений попеременно смотрите на сложность с разных ракурсов, оценивая её и даже критикуя.
  4. По завершению работы модератор подводит итоги и выдаёт конечный результат.

Существует два варианта групповой работы:

a. Все участники одновременно надевают головные уборы одного цвета

b. Распределяются между ними роли и фиксируются до самого конца, пока не будет найдено оптимальное решение задачи. Роли рекомендуются распределять таким образом, чтобы они были в противовес характеру человека. Допустим, людей, всегда думающих о плохом исходе, стоит наделить ролью, где им придётся искать положительные моменты или ресурсы и возможности, которые предоставила проблема.

Характеристика шляп


Белая шляпа

Это «сухие» данные, объективные и нейтральные. Люди в этот момент не спорят друг с другом, так как не имеют чёткой позиции по отношении к ситуации, они просто оперируют фактами, которыми владеют на данный момент. Поэтому важно в комментариях воздерживаться от эмоций, внутренних ощущений, подозрений, предыдущего опыта и прочее.

Только данные, даты, факты на которые точно можно опираться и не поддавать сомнению. Если модератор заметит, что кто-то пытается аргументировать своё мнение с целью убеждения остальных, то он должен приостановить процесс и попросить этого участника не переигрывать, и, всё – таки, объективно посмотреть на ситуацию.

Интересный факт, в Японии на деловых встречах практикуют именно этот подход. Люди встречаются, чтобы услышать друг друга, а не убедить в чём-то. Может, поэтому японцы так успешны и занимают лидирующие позиции в сфере создания различных технологий и развития бизнеса в целом?

Так что, просто представьте, что вы беспристрастны, как компьютер, предоставляющий вам любую запрошенную информацию, не выражая своё отношение к её содержимому.

Красная

Никто не критикует и не обесценивает то, что говорит человек в красной шляпе. Эдвард де Боно считал, что в этот момент находит легальный выход энергия, накопленная ранее и не осознаваемая участниками, но блокирующая само понимание проблемы поэтому, позволив высказаться обо всех ощущениях, испытываемых в данной ситуации, люди могут получить, так называемый, инсайт, то есть озарение.

Надевать её стоит каждый раз, когда в воздухе начинает витать напряжение или появляется ощущение, что группа попала в тупик.

Чёрная


Думаю, по названию становится понятно, что дело пойдёт о негативе, подводных камнях, критике и прочее. Важно приводить конструктивные аргументы и логически обоснованные умозаключения. В этот период можно не акцентировать внимание на справедливости своих выводов, не заботиться о чувствах коллег, и дать волю всем отрицательным и обесценивающим мыслям.

Суть этого цвета в том, чтобы предостеречь и предупредить вероятные сложности, ведь важно быть готовым к любому повороту событий, поэтому вопросы и сомнения, возникающие в этот момент, имеют право быть. Группа должна не просто создать спор или довести его до конфликта, а оценить обстановку, ориентируясь на свой прошлый опыт, что поможет обнаружить опасности, предостерегающие в дальнейшем.

Жёлтая

Поиск позитивных и благоприятных, выгодных нюансов. Здесь существует угроза слепо поверить в удачный исход дела, поэтому важно не заканчивать работу именно на этом цвете. Имеется в виду, когда люди решают положиться на судьбу и счастливый случай, если в реальности не на что опереться, так, к примеру, вместо того, чтобы зарабатывать деньги честным трудом, приобретаются лотерейные билеты.

Поэтому, если трудно обнаружить выгоду в этот период, лучше сменить головной убор на другой. Чтобы снизить угрозу бессмысленного мечтания о хорошем, каждый человек должен обосновать своё мнение даже, возможно, оправдать.

Зелёная

Затрагивает творческое мышление. О нём подробно я рассказывала вам в статье . Так вот, надевая головной убор этого цвета, человек выходит за границы привычного, он ищет способ решения задачи, совсем отличный от тех, которые привык использовать или предлагают другие.

В этом случае категорически не разрешается использовать критику, даже если идеи кажутся абсурдными. Используется обычно чаще остальных, хоть и является наиболее сложной, так как не каждый человек способен выдавать вовне мысли необдуманно. Ведь глупая идея может «подорвать» его авторитет в коллективе, либо спровоцировать возникновение конфликта.

Синяя

Позволяет каждому сфокусироваться на задаче, а также приостановиться и попробовать поразмыслить в одиночестве, чтобы потом выдавать все возникшие мысли вовне. Можно дать возможность модератору постоянно находиться в этом цвете, чтобы он мог обрабатывать информацию, предоставленную участниками группы.

Заключение

Так как все результаты данного метода лучше записывать, то я вам рекомендую статью про метод Корнела. Из неё вы узнаете как правильно вести свои конспекты

Эта удивительная технология позволяет распутать даже самые сложные комки проблем, попробуйте для начала самостоятельно её опробовать, чтобы ощутить эффект, после чего, попрактиковавшись, предлагать в коллективе. Успехов вам и свершений!

Материал подготовила Журавина Алина.

В человеке все должно быть гармонично: тело, внутренний мир, мышление. К сожалению, порой, одна из этих составляющих дает сбой, и тогда появляется усталость, и окружающим миром, невозможность долго концентрироваться на одном занятии и доводить дело до конца.

Выдающийся психолог 20 столетия Эдвард де Боно и его метод

Часто с подобной проблемой сталкиваются люди творческих профессий. Решением этой проблемы, в свое время вплотную занялся писатель и психолог, англичанин по происхождению - Эдвард де Боно.

Будущий эксперт в области креативного мышления родился в 1933 году. Учился в Оксфорде, Трините колледже, Кембридже и Университете Данди. Имеет степень магистра в психологии, степень доктора наука в медицине и степень доктора в области юриспруденции.

В 80-х годах выходит книга "Шесть шляп мышления". В ней очень доступно описываются принципы мышления, отображенные в человеческом мозге.

Метод "6 шляп" - один из самых продуктивных способов, помогающих организовать свое мышление. В книге идет речь о вспомогательных приемах, позволяющих структурировать коллективную, персональную мыслительную деятельность, и сделать ее максимально продуктивной.

А в последнее время, данный метод пользуется большой популярностью, так как с помощью него можно найти новые, оригинальные ответы на поставленные задачи.

Принцип метода шести шляп

Основой метода автора книги, является принцип параллельного мышления. Как известно, то или иное суждение вытекает из споров и дискуссий. Такой подход не гарантирует правдивость и достоверность утверждения, одержавшего верх в процессе полемики. Обычно выигрывает тот, кто более красноречиво доказывает свое мнение.

При параллельном (критическом) мышлении методы противостояния не применяются: идеи, суждения, и различные подходы существуют и принимаются, но не сталкиваются и не взаимоисключают друг друга.

Критическое суждение - это один из видов человека, который позволяет рассмотреть существующую проблему под разными углами для нахождения правильного решения. Характеризуется высокой степенью восприятия и объективным подходом к информации, которая находится в распоряжении.

Что влияет на принятие решения

Множество факторов влияет на человека в процессе принятия того или иного решения. Метод "6 шляп" позволяет справиться с основными факторами, которые оказывают воздействие на человека в момент выбора.

  1. Эмоции . Сильные эмоции способны на время отключить трезвое мышление, и определить все дальнейшие действия человека, следуя эмоциональной составляющей.
  2. Растерянность - непременный спутник в решении какой-либо новой задачей, с которой человек ранее не сталкивался. Она присутствует и при нахождении ответов на многоуровневые задачи.
  3. Путаница . Множество противоречащих друг другу мнений, большой объем информации, стремление быть логичными и последовательными, совмещение всего этого с высокой степенью креативности не вызывает ничего, кроме путаницы и смятения.

Метод "Шесть шляп мышления" позволяет преодолеть вышеуказанные трудности с помощью разделения процесса мышления на 6 разных режимов, каждый из которых соответствует в этом методе шляпе определенного цвета. Подобное мышление позволяет развить сосредоточенность, и умение анализировать проблему с разных сторон по очереди.

Шляпы, которые думают

Кому подходит данный метод?

В группе, метод имеет много общего с мозговым штурмом. Он также эффективен при решении спорных и конфликтных ситуаций.

Метод "6 шляп" давно применяют ведущие международные компании.

Книга "Шесть шляп мышления" Эдварда де Боно приводит рекомендации по воплощению системы в реальность. При коллективном использовании метода, необходимо наличие модератора, который будет руководить всем процессом.

Ведущий записывает на бумаге "показания" каждой из шляп, суммируя в конце все результаты.

Рассмотрим более детально, как выглядит метод "6 шляп мышления".

Примеры ситуаций:

  • Ведущий вкратце знакомит всех участников с задачей каждой из шляп, далее озвучивается проблема, ради решения которой все и затеялось. Например: "Фирма-конкурент предложила сотрудничество в области… Какие предложения?"
  • Далее все участники примеряют белую шляпу, и по очереди делятся своими рассуждениями, согласно концепции шляпы.
  • Необязательно соблюдать четкую последовательность шляп, однако некая последовательность необходима.
  • Можно использовать такой порядок: в белой шляпе собираются все данные о предмете обсуждения (числа, статистика, условия).
  • Далее следует примерить шляпу черного цвета, и посмотреть на ситуацию с пессимистической стороны, стоит попытаться увидеть ложку дегтя, даже если кажется, что все отлично.
  • Надев желтую шляпу, встаньте на позитивный образ мышления.
  • Пребывая в зеленой шляпе, каждый участник сессии выдвигает новые, альтернативные идеи. Творческое мышление должно работать на максимум. Новые идеи снова анализируются с позитивных и негативных сторон.
  • Не стоит забывать периодически выпускать пар в красной шляпе. Данную шляпу надевают редко и на короткий промежуток времени, не более 30 секунд.
  • В завершении общей работы, модератор подводит итоги. В обязанности модератора также входит контролировать, чтобы в процессе обсуждения все надевали одинаковые шляпы, и не путались в суждениях.

Можно работать и по другой схеме. Пусть каждый из участников наденет шляпы разных цветов, при этом важно, чтобы цвет противоречил персональным качествам человека. Например, пессимист надевает черную шляпу, и наоборот, молчун примеряет зеленую, красная шляпа украсит голову уравновешенного участника проекта. Таким образом, все участвующие смогут раскрыть свой потенциал.

Преимущество отдается первому способу, так как он позволяет избежать путаницы среди участников сессии.

Интеллект-карта как дополнение к методу шести шляп

Работая с помощью метода шести шляп, желательно использовать Что это такое? Это представление любого события или идеи в систематизированном, графическом виде. Она позволяет проследить и выявить все смысловые и причинно-следственные связи между рассматриваемыми объектами и понятиями.

Такая карта позволяет разложить всю информацию по полочкам, не тратя времени на лишнюю, абсолютно ненужную информацию, как это часто бывает при словесном изложении сути задачи.

По сути, интеллект-карта - наглядное изображение работы человеческого мозга. Он состоит из нейронов и их отростков, которые соединены между собой нейронными отростками. Каждый образ и мысль стимулируют тот или иной нейронный сегмент. Карты представляются как изображения сложных мыслительных связей, которые помогают мозгу упорядочить явления и объекты.

Главная цель создания подобных карт - навести порядок в голове, структурируя, всю известную по этому делу, информацию. Это позволит составить полноценную картину, и взглянуть на нее под разными ракурсами. Интеллект - карты позволяют лучше оперировать данными, и способствуют большей свободе мысли.

Метод шести шляп Эдварда де Боно в комплекте с интеллект-картами, широко используются предпринимателями, дизайнерами, учеными, преподавателями, и представителями других профессий. Многие успешные люди на Западе признают, что часто прибегают к этому методу.

Применение метода в школьной программе

Метод де Бона применяется в школах, в частности в Европе, Америке, некоторых Азиатских странах начиная с начальных классов.

Метод "6 шляп мышления" в начальной школе дает отличные результаты в дальнейшем. Данная технология интересует преподавательский состав, благодаря следующим результатам.

  1. Дети быстро учатся критично мыслить, что помогает им стать более самостоятельными и независимыми. В будущем для них не будет неразрешимых задач.
  2. Информация служит лишь отправной точкой, но никак не конечной. Это вспомогательный инструмент на пути к появлению уникального решения как для простых, так и для трудных задач.
  3. Благодаря методу, довольно скучный учебный процесс превращается для ученика в настоящую интеллектуальную деятельность, которая дает реальные результаты и позволяет находить альтернативные решения даже весьма нестандартных вопросов. Изучая данные, анализируя информацию, рассматривая различные точки зрения, участвуя в коллективном обсуждении, ученики учатся находить ответы на волнующие их вопросы.
  4. Школьники учатся убедительно аргументировать свои доводы, используя разумные доказательства (информационный текст, личный опыт, статистические данные).

Ученики применяют критическое мышление во многих видах учебной деятельности, в том числе и в письменной работе. В данном случае, учитель может прочесть ход мыслей ученика, его процесс мышления, и оценить верность его выводов.

Дети любят работать по методу 6 шляп, потому что он позволяет не только найти ответы на поставленные вопросы, но и интересно провести время.

Критическое мышление доступно ученикам как в старшей школе, так и в младшей. Для юных учеников, освоить его будет в каком-то смысле даже легче. Параллельное мышление предполагает некую долю скептицизма и сомнения в общепринятых истинах. Также оно позволяет выработать собственную точку зрения и уметь отстоять ее.

Технология параллельного (критического) мышления располагает многими способами, которые применяются в последовательной реализации каждого этапа учебного процесса. Метод шести шляп - один из самых действенных способов научиться критически мыслить.

Метод шести шляп мышления позволяет развить гибкость ума, креативность, отлично помогает преодолеть творческий кризис, помогает правильно принять решение и более точно соотносить свой образ мыслей с поставленными целями и стоящими задачами. Особенно хорошо он подходит для оценки необычных и инновационных идей, когда важно учесть любое мнение и рассмотреть ситуацию под разными плоскостями.

Суть метода шести шляп

В основе метода Эдварда де Боно находится концепция параллельного мышления. Как правило, то или иное решение рождается в столкновении мнений, в дискуссии и полемике. При таком подходе предпочтение часто отдается отнюдь не самому лучшему из вариантов, а тому, который более успешно продвигался в полемике. При параллельном мышлении (конструктивном по сути) разные подходы, мнения и идеи сосуществуют, а не противопоставляются и не сталкиваются лбами.

Шесть шляп мышления, в процессе решения практических задач, помогают справиться с тремя главными сложностями:

  1. Эмоциями . Вместо того чтобы думать над решением, мы часто ограничиваемся эмоциональной реакцией, предопределяющей наши дальнейшие действия.
  2. Растерянностью . Не зная, что делать и с чего начать мы испытываем неуверенность (особенно это проявляется либо в моменты, когда перед нами встает сложная многоуровневая задача, либо когда мы с чем-то сталкиваемся впервые).
  3. Путаницей . Когда, мы пытаемся удержать в голове большой массив информации, связанный с задачей, стараемся быть логичными, последовательными и креативно мыслящими, быть конструктивными, да еще и следим за тем чтобы окружающие нас люди (собеседники, коллеги, партнеры) были такими, обычно все это не приводит не к чему, кроме смятения и путаницы.

Метод 6 шляп мышления помогает преодолеть эти сложности путем разделения процесса мышления на шесть разных режимов, каждый из которых представлен в виде метафорической шляпы определенного цвета. Подобное деление делает мышление более сосредоточенным и устойчивым и учит нас оперировать различными его аспектами по очереди.

Шесть думающих шляп

Кем и когда применяется метод 6 шляп мышления

Использование шести шляп мышления резонно при любой умственной работе, в любых областях и на самых различных уровнях. Например, в личном плане, это может быть написание делового письма, планирование важных дел, оценка чего-либо, решение проблемы выхода из сложной жизненной ситуации и т.д. При работе в группе метод 6 шляп мышления можно рассматривать как разновидность метода мозгового штурма, также его можно использовать при разрешении споров и конфликтов, опять-таки при планировании и оценке, или применять его как часть программы обучения.

Кстати говоря, многие международные корпорации, такие как British Airways, IBM, Pepsico, DuPont и многие другие, давно взяли на вооружение этот метод.

Плюсы и минусы метода шести шляп мышления

ПЛЮСЫ:

+ Мыслительная деятельность для большинства людей является абстрактной, нудной и скучной работой. Шестишляпный метод же способен увлечь и сделать умственную деятельность красочной и интересной. Кроме того шесть цветных шляп это довольно таки запоминающееся выражение и легко усвояемая и применимая методика, которую можно использовать как на советах директоров, так и в детских садах.

+ Метод 6 шляп признает значимость и уделяет внимание всем аспектам работы над решением - фактам, эмоциям, за и против, генерации свежих идей.

Высказывание Козьма Прутков, «Узкий специалист подобен флюсу: его полнота односторонняя», хорошо иллюстрирует этот плюс метода 6 шляп мышления. Недостатком профильных экспертов является то, что они все время находятся в одной шляпе, а в поиске правильного решения эти «флюсы» друг другу мешают. А метод шести шляп направляет дискуссию в нужное русло . К примеру, помогает нейтрализовать участника, склонного к чрезмерной критике. Поняв принцип методики шести шляп, критикан уже не будет произвольно убивать идеи своими замечаниями и прибережет свой пыл, так как будет знать, что скоро придет его очередь надевать черную шляпу.

+ Человеческий ум, охраняя свою цельность и самодостаточность, часто принимает все новое за что-то неестественное и ложное. Используя метод де Боно, мы получаем возможность рассмотреть мнения о вещах, которые прежде мы не воспринимали всерьез. Это увеличивает шансы найти верное или подходящее ситуации решение.

+ С помощью этой методики мы получаем возможность прийти к согласию с собеседником, попросить участника быть более уступчивым и отвлечься от личных предпочтений, порекомендовать ему не идти у всех на поводу, развернуть поток своих мыслей на 180 градусов или вы можете просто дать человеку шанс высказать все, что у него «накипело». Таким образом, вы не просто даете человеку возможность высказаться, а упрощаете поиск совместного решения.

+ Метод 6 шляп позволяет привлечь к обсуждению тем, обычно стеснительных и неразговорчивых людей. При этом любой из участников высказывая свою точку зрения, не испытывает дискомфорта не смотря на то, что его мнение может противоречить мнению большинства, ведь он как бы говорит от имени одной из цветных шляп, а не от своего лица.

+ Благодаря четко обозначенной структуре работы, исключающей пустые разговоры, мышление становится более сконцентрированным, разумным и плодотворным.

+ В результате того, что при использовании приема шести шляп полярные точки зрения не конфликтуют между собой, а мирно сосуществуют и дополняют друг друга, рождаются новые неординарные и инновационные мысли и идеи.

+ Еще одним достоинством шести шляп мышления является то, что с помощью данного метода мы учимся управлять своим вниманием. Ведь если наш ум способен не просто реагировать на происходящие с нами события, а готов на то чтобы переключиться с чего-то одного на другое, и при этом может рассмотреть объект с шести сторон, это развивает наше внимание и делает его на много острее.

+ По глубокому убеждению Эдварда де Боно, которое он подробно описал в своей книге, шесть шляп мышления призваны служить условно-рефлекторными сигналами, способными повлиять на баланс химических элементов (соотношения нейромедиаторов) в составе головного мозга.

МИНУСЫ:

— Главным минусом 6 шляп мышления, хотя, наверное, даже не минусом, а сложностью является сама технология шести шляп, т.е. для того чтобы освоить эту методику и с пользой научиться ее применять необходимо какое-то время. Проще решать вопросы, используя прием шести шляп индивидуально, а вот в коллективе это делать на много сложнее.

— Если вы не являетесь непосредственным руководителем, инициировать этот метод на предприятии и объяснить все его преимущества задача не простая. Большинство отечественных предприятий, не готовы внедрять какие бы то ни было новшества в работу компании, в частности коллективные методики, и в особенности, требующие личной вовлеченности.

— Кроме необходимости убедить руководство в надобности данного метода, существует еще и момент серьезности его восприятия непосредственно коллективом. Кто-то может посчитать его «детским» и откажется примерять цветные шляпы (хотя ни какие шляпы то на самом деле одевать не надо), объяснив это тем, что он не клоун. Однако тут дело опять-таки в профессионализме ведущего (модератора, т.е. синей шляпы).

Чтобы нивелировать немногочисленные минусы технологии шести шляп играмотно использовать все плюсы, перед тем как начать коллективную примерку головных уборов важно досконально изучить все правила проведения этой техники мышления.

Правила метода шести шляп мышления

При коллективном участии метод де Боно подразумевает обязательное наличие модератора, который руководит процессом и следит за тем, чтобы он не превратился в балаган. Все время, находясь под синей шляпой, модератор записывает все сказанное на бумагу и в завершении суммирует полученные результаты (для подведения итогов и наглядного его отображения лучше использовать интеллект-карты, научится их составлять вы сможете прочитав статью - «Правила составления ментальных карт«).

Вначале ведущий вкратце знакомит коллектив с общей концепцией шести шляп мышления, далее обозначает проблему или задачу. Ну, например: «Конкурирующая фирма предложила сотрудничество в области… Что делать?».

Сессия начинается с того, что все принимающие в ней участие вместе «надевают шляпу» одного и того же цвета, и смотрят оценивающим взглядом на ситуацию по очереди, в соответствующем этой шляпе ракурсе. Порядок примерки шляп в принципе не играет огромной роли, однако, некая очередность все-таки необходима. Попробуйте использовать следующий вариант:

Начните обсуждение темы в белой шляпе, то есть соберите и рассмотрите все имеющиеся факты, цифры, статистические данные, предложенные условия и т.д. После все имеющиеся данные обсудите в негативном ключе, т.е. в черной шляпе, и даже если предложение выгодное, ложка дегтя в бочке с медом, как правило, всегда есть. Ее то и надо увидеть. Далее найдите все положительные моменты в сотрудничестве, надев позитивную желтую шляпу.

Рассмотрев вопрос со всех сторон, и собрав достаточно информации для дальнейшего анализа, надевайте зеленую, креативную шляпу. В ней попытайтесь найти что-то новое, выйдя за рамки существующих предложений. Усильте положительные моменты, сгладьте отрицательные. Пусть каждый участник предложит альтернативный путь. Появившиеся идеи снова анализируются в желтой и черной шляпе. Да, и не забывайте периодически давать участникам выпустить пар в красной шляпе (ее надевают редко и на достаточно небольшой промежуток времени секунд тридцать, не больше). Так пробуя надевать шесть шляп мышления в разной последовательности, со временем, вы сможете определить наиболее подходящую очередность.

В завершении коллективного параллельного мышления модератор подводит итог проделанной работе. Также в важно чтобы модератор следил за тем, чтобы участники не надевали одновременно несколько шляп. Таким образом, мысли и идеи не переплетаются и не запутываются.

Можно использовать этот метод и немного по-другому – пусть каждый участник надевает шляпу определенного цвета и играет свою роль. В этом случае лучше распределять шляпы таким образом, чтобы они не соответствовали типажу человека. Например, пусть черную наденет оптимист, желтую то, кто постоянно все критикует, красную пускай по очереди наденут все, кто не привык проявлять эмоции и ведет себя всегда сдержано, зеленую не давайте примерить главному креативщику и т.д. Это даст возможность участвующим раскрыть потенциал.