Что же это такое? Как называется горловое пение правильно и для чего оно нужно?

Для начала можно сказать, что это одно из древнейших вокальных искусств, которое сохранилось лишь у народностей Саяно-Алтайского региона.

Горловой пение, если оно правильное, позволяет человеку войти в состояние внутреннего спокойствия, гармонии с самим собой, обрести уверенность в своих силах. Горловое пение способствует развитию восприятия энергетических потоков, пронизывающих пространство вокруг нас.

Если вы хотите узнать горловое пение как научиться ему, то стоит обратиться в хорошую школу вокала. В серьезных учебных заведениях не только преподают горловое пение обучение которому начинается полностью с нуля, но и дают уроки вокала . Это, несомненно, пойдет на пользу любому, кто решил посвятить себя музыке. Уроки горлового пения можно посещать тогда, когда вам будет удобно, по договоренности с преподавателем.

Чем полезно горловое пение?

Горловое пение польза и вред – в чем же они? Польза заключается в том, что при таком пении задействуются те участки мозга, которые находились в спящем состоянии. Резонанс, возникающий при пении, заставляет клетки тела вибрировать на исцеляющей частоте, что приводит к общему оздоровлению организма. Именно горловое вибрато пение обладает этим чудесным действием.

Если говорить про влияние горлового пения на организм, то можно сказать, что это исключительно позитивное, оздоровляющее действие.

Какие есть стили горлового пения? Их несколько, выделяют три основных – это Каргыраа, Хоомей и Сыгыт. Отличие их друг от друга заключается в том, что звучат они в разных регистрах. Хоомей считается базовым стилем и с него обычно начинается обучение.

Если вы уже занимаетесь вокалом, вам будет проще разобраться с тем, как петь горловым пением и даже как научиться горловому пению самостоятельно. Если же вы никогда не занимались вокалом, то будет очень правильным позаниматься таким видом пения, как академический вокал . Данная разновидность вокала является базовой для всей вокальной отрасли. Там вы получите качественную постановку голоса и вам будет несравнимо проще потом переквалифицироваться на любой другой тип вокала или виды горлового пения.

Женское горловое пение отличается от мужского в силу особенностей организма. Женщинам рекомендуют практиковать самый удобный стиль – Хоомей, другие же не стоит использовать часто, так как у женщины может измениться гормональный баланс. Горловое пение женщины в стиле Хоомей очень полезно для развития голоса в целом и здоровья самой женщины, нормализации всех процессов в ее организме.

Откуда взялось горловое пение?

Тайна горлового пения заключается в том, что эти практики ввели алтайские шаманы, посредством которых они достигали единения с природой. Если вы хотите понять, как научиться петь горловым пением, то для начала стоит почитать о нем, побольше получить теоретических знаний. О том, для чего оно использовалось, как совершенствовалась горловое пение техника, какие изменения влечет за собой увлечение горловым пением.

Особый интерес представляет горловое пение русских народных песен. Это необычно, и дает нам возможность увидеть наши русские песни с новой стороны, услышать их в совершенно непривычном звучании. И русская народная манера исполнения, и горловое пение – все это фольклорные стили, к тому же, недалеко ушедшие друг от друга. В чем-то похожие, а в чем-то очень разные.

Вы можете легко начать обучение горловому пению в москве, обратившись в хорошую музыкальную студию или вокальную школу.

Публикации раздела Традиции

Голосовое чудо

Г орловое пение - реликт, сохраненный традиционными культурами Сибири и Центральной Азии. Большинство народов, владеющих этим искусством, живет на территории нашей страны. Портал «Культура.РФ» собрал самые интересные факты о горловом пении .

Тюрки, монголы, камчадалы… и не только

Горловое пение распространено у народов, проживающих на обширной территории от Алтая до Чукотки: хакасов, алтайцев, бурят , тувинцев, якутов, чукчей, эвенов, эвенков, нганасан, коряков, ненцев, ительменов и других. В европейской части России горловое пение известно башкирам и калмыкам. Исследователи считают, что в Башкирию оно попало с тюркскими племенами. Калмыки же принесли это искусство с собой из Монголии, где оно и сегодня чрезвычайно популярно. Горловую музыку также можно услышать в Казахстане, Тибете и у некоторых племен североамериканских индейцев. Индейцы, очевидно, хранят традицию, близкую народам Чукотки, Камчатки, Командорских и Алеутских островов. Существует мнение, что в глубокой древности горловым пением владели многие народы, но со временем это архаичное праискусство утратили. Подтверждают эту теорию следы подобного звукоизвлечения в народной музыке африканцев и даже некоторых европейцев - жителей Сардинии и Ирландии. Тирольские йодли - самобытное пение жителей Альп - тоже можно в какой-то степени отнести к горловому пению.

Из шаманских камланий - на большую сцену

В основе горлового пения лежит подражание голосам животных и птиц, а также звукам неживой природы - журчанию воды, эху в горах, свисту ветра, перекатыванию камешков в ручье. В древности охотники использовали звукоподражание, чтобы приманивать добычу, скотоводы-кочевники управляли с помощью голоса домашними животными. Раскатистым горловым звуком традиционно исполняли эпос - сказания о богах и героях. У коренных народов Севера горловое пение по сей день остается неотъемлемой частью шаманских камланий. Похожее звукоизвлечение используется в буддийских богослужениях при чтении молитв. На Алтае и в Туве горловое пение считается в первую очередь высоким искусством и активно развивается как форма профессионального исполнительства. Звукоподражательная музыка удивительным образом влияет на состояние человека: мгновенно вводит в умиротворяющий транс.

Алтайский кай исполняет группа «Altai Kai»

Один человек - два голоса

Одним из первых природу двухголосного соло описал Владимир Даль , собиравший этнографический материал среди башкир. Будучи врачом по профессии, Даль довольно точно уловил суть горлового пения: «Это в самом деле вещь замечательная: набирая в легкие как можно больше воздуха, певчий этот гонит усильно, не переводя духа, воздух сквозь дыхательное горло и скважину его, или горловинку, и вы слышите чистый, ясный, звонкий свист с трелями и перекатами, как от стеклянного колокольчика, только гораздо протяжнее. Это не что иное, как свист дыхательным горлом - явление физиологически замечательное, тем более что грудной голос вторит этому свисту в то же время глухим, но довольно внятным однообразным басом» . Современные специалисты объясняют, что это возможно, когда исполнитель в совершенстве владеет обертонами. У любого звука есть целый ряд обертонов - «надзвучий», призвуков, которые отличаются по высоте от основного тона. Певец берет основной низкий тон, а обертоны звучат высоко, словно свист. Горловик может делать призвук очень громким, исполняя свистом мелодию. Тогда основной тон играет роль непрерывного басового «фона» - бурдона. Диапазон голоса при этом значительно шире обычного вокального диапазона. В формировании свисткового призвука участвуют суженный вход в гортань и резонаторные полости глотки и рта. Примечательно, что сыгыт - стиль двухголосного пения с доминирующим свистом - наиболее развит у тувинцев. К этому располагает сама природа тувинского языка, в котором есть много гласных, произносимых при суженной гортани.

Тувинский сыгыт исполняет Радик Тюлюш

Все они - разные

У горлового пения нет единой исполнительской техники и единого звучания. В вокальном творчестве народов Сибири и Крайнего Севера - сложная система стилей и направлений. Это наследие назвали горловым пением европейцы. Сами же мастера-горловики скажут, что между чукотским похрипом, алтайским каем, тувинским хоомеем, башкирским узляу и якутским кылысахом так же мало общего, как между «Битлз» и Марией Каллас. Есть горловые песни со словами, а есть чистые подражания звукам природы без вербальной составляющей. Некоторые мелодии можно перевести в ноты, другие практически не поддаются нотной записи. Есть песни, выученные исполнителями раз и навсегда, и песни-импровизации. В одной только Туве выделяют четыре основных стиля горлового пения и более десятка подстилей. «Согласно данным экспериментов, проводившихся в США в госпитале им. Рузвельта в 1995 году, горловое пение тувинцев настолько специфично, что не дает права на корректное сопоставление с другими доселе известными формами сольного двухголосия» , - говорится на сайте тувинского Международного научного центра «Хоомей».

Чукотский похрип исполняют Зоя Тагрина, Светлана Дашина и Олег Ныпевги

Вместо гитары

Как отзвук первобытного искусства, горловое пение существует в тесной связи с танцем, обрядом, игрой на инструментах. Например, у чукчей певец не просто изображает голосом оленя или чайку, а исполняет ритуальный танец, все движения которого строго соотносятся со звуками. У коренных народов Камчатки и Чукотки принято сочинять и дарить песни по всем важным поводам. Младенцу личную песню сочиняют родители. Позже человек придумывает личные песни сам, заучивает родовые песни и песни своих предков. Шаманы сочиняют песни для календарных праздников и по случаю знаковых событий. Исполняется все это не только горловым способом, но и вполне привычным для европейского уха певческим звуком. Практически у всех народов горловой «проигрыш» может совпадать с инструментальной частью произведения или даже заменять ее. Чаще всего горловое пение чередуется с «обычным», а также звучит во всевозможных комбинациях с национальными инструментами - ударными, струнными, язычковыми.

Танец-песню чаек исполняет корякский фольклорный ансамбль «Ангт»

Горловое пение как национальная идея

Мировой столицей горловиков считается Тува. По-тувински горловое пение называют хоомеем, такое же название носит один из четырех главных стилей. Обычно профессиональный исполнитель - хоомейжи - владеет одним-двумя стилями, но бывают исключительные случаи, когда человеку подвластны все стили пения. Практически в каждой тувинской семье хотя бы немного поют хоомей. Горловому пению учат мальчиков и девочек дома и в детских музыкальных школах, где классы хоомея - такое же обычное дело, как классы фортепиано или скрипки. В столице республики, Кызыле, работает Международный научный центр «Хоомей», проводятся многочисленные конкурсы горлового пения. Современный педагог Ангыр-оол Хертек пишет: «Самое главное наставление предков - найти свой стиль и идти своей дорогой не торопясь, научиться правильному естественному дыханию при исполнении. Хоомейист обязан знать границы своих возможностей. Если хоомей измерять и учить по канонам современной музыки, по нотным знакам, то исчезнет свободный полет исполнительства, неповторимость хоомея. Не хоомей принадлежит нам, а мы, исполнители, принадлежим хоомею. Не нас слушают, а преклоняются и восхваляют хоомей» .

Заслуженный артист России народный хоомейжи Тувы Конгар-оол Ондар и ансамбль «Эртине»

Горловое пение – это уникальный вид пения, который присущ некоторым народам Саяно-Алтайского региона – тувинцам, монголам, алтайцам и башкирам. Как научиться петь горловым пением, спросите вы? Горловое пение – это пение с помощью гортани, а уникальность этого пения заключается в том, что исполнитель извлекает одновременно две ноты или даже три, и получается, что один человек поёт одновременно двух- и даже трёхголосием. Также, гортанное пение сохранилось как ритуальное пение у шаманов, например, в Хакассии, Башкортостане, Бурятии, Тибете, Тыве, Северной Африке и племенах индейцев. Горловое пение как бы отражает и подражает звукам самой природы, заключая в себе единение всего сущего, как будто растворяет человека в природе.

Основными стилями горлового пения можно назвать пять видов:

  • каргыраа
  • хоомей
  • сыгыт
  • эзенгилээр
  • борбаннадыр

Сохранились сказания и легенды о происхождении каждого вида горлового пения. Так, гласит легенда, стиль каргыраа произошёл от подражания голосу верблюдицы, которая скачет над телом умершего верблюжонка и издаёт звуки, схожие с каргыраа. Само слово каргыраа имеет звукоподражательную основы, это как будто хрипение, бурление.

Происхождения слова хоомей имеет несколько трактовок. Одни считают, что происхождение этого термина связано с манерой звукоизвлечения «хоолээр», что означает гудение или звуки, подражающие гудению, другие считают, что хоомей произошёл от тувинского названия гортани хоо, хоозу. А в Монголии есть слово «хоомий», которое означает горло, глотка, так что может быть термин хоомей заимствован именно у них.

Стиль сыгыт скорее всего произошёл от глагола сыгыр, который означает – свистеть, а термин сыгыт означает плачь, причитание, стон. Возможно этот вид пения связан с погребальными обрядами у разных народностей.

Эзенгилээр произошёл от слова эзенги, которое обозначает – стремена. При езде на лошади можно различить специфический ритмичный звук, когда металлические детали уздечки соприкасались со стременами. При этом, чтобы эти звуки были различимы, всаднику приходилось сидеть в седле определённым образом. Стиль эзенгилээр появился, как подражание именно этим ритмическим звукам.

Стиль борбаннадыр имеет корни глагола «борбаннат», что означает перекатывать что-то круглое. И в связи с этим как бы перекатыванием, данный стиль имеет свои ритмические формы.

Мы уже говорили, что техника горлового пения заключается в том, что это пение гортанью, и специфические звуки, которые рождаются при таком пении, измерялись умением как можно точнее передать звуки природы, и тем самым выразить любовь к ней.

Обучение горловому пению достаточно сложное, и преподавателей для данного вида пения тоже найти не так легко. Наиболее простая для исполнения и безопасная для новичков – это техника хоомей. Ею могут овладеть как мужчины, так и женщины. Она основана на звучании простого голоса, к которому подмешиваются обертоновые украшения с помощью верхних резонаторов. Сибирские шаманы не рекомендуют женщинам практиковать более сложные стили горлового пения, так как это может привести к изменению гормонального баланса.

Нужно отметить, что горловое пение, это очень специфический стиль, который можно отнести к фольклорным жанрам. Овладение им может очень расширить ваш кругозор, так как эта техника не существует сама по себе, она окружена множеством легенд, тайн и древних приданий.

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Сегодня мы узнаем о таком чуде, как горловое пение бурят. Оно уникально тем, что исполнитель поёт как бы двумя голосами. Давайте же рассмотрим, как оно возникло, особенности исполнения и обучения ему.

Горловое пение изначально связано с имитацией разнообразных звуков природы. Народы Сибири всегда черпали вдохновение в красоте окружающей их земли.

Небо ночное, бездонное, ясное, свежее.
Слух мой настроен на мелодии звезд.
Сигналы планет, словно зовы изюбрей,
Волнуют самые тонкие струнки души.
Под горловые напевы космических тел
Летит моя Земля, оперением синим горя.

Так описывает летний вечер бурятская поэтесса и переводчик Дарибазарова Цырен-Ханда Ринчиновна в стихотворении «Картинки лета». Как мы видим, и здесь упоминаются «горловые напевы», потому что они являются неотъемлемой частью жизни бурятов.

Возникновение

Эти напевы возникли вместе с появлением человечества. Давным-давно они появились как способ повседневного общения и выражались в сочетании протяжных гласных звуков со щелчками при помощи языка и горла, хрипом и насвистыванием.

Буряты, как и другие народы Саяно-Алтайского региона, такими звуками подражали плеску воды в речке, пению и щебетанию пернатых, рычанию диких животных. Звук показывал, какое природное явление или зверь имеется в виду.

По мере развития речи первобытных людей в издавании хрипящих или свистящих звуков отпала необходимость. Но осталось традиционное представление, что при помощи этих звуков связываются с умершими предками и духами. Так, хрипящие и свистящие звуки до сих пор присутствуют в камланиях бурятских шаманов.

Шаманы передавали искусство вокала следующим поколениям, сохраняя в своих песнях знания о бурятских обычаях и образе жизни. Гортанное пение используют и ламы, произнося речитативом на низких тонах тексты из учения.

Излечение горловым пением

Звуки, издаваемые шаманами, способствуют погружению людей в состояние изменённого сознания. Когда причина заболевания или проблема, волнующая человека, найдена, шаман направленно воздействует на неё обертонами своего голоса.

Как это происходит? Всё в природе излучает определённую вибрацию. Вибрации здоровых и больных органов различны. Если шаман направит на больное место вибрацию «здоровой» частоты, то орган излечивается. Обертоны значительно усиливают такое лечение.


Дополнительно пациент подвергается информационному воздействию. В звуки голоса и удары бубна или звучание другого музыкального инструмента шаман вкладывает своё намерение излечить.

Техника исполнения

Бурдон — когда его связки смыкаются или вибрируют;

Обертон — когда вибрируют резонаторы головы;

И унтертон — извлекаемый посредством вибрации мягких тканей его гортани.

Проще всего научиться исполнению в стиле хоомей. Для него характерно смешение бурдона (очень низкого басового звучания, высота которого, как правило, не меняется) и обертона (свиста, которым выводится мелодия).

Высота свиста изменяется при помощи силы выдыхаемого воздушного потока. Этому также помогает движение языка и увеличение или уменьшение объема ротовой полости. Чем больше воздуха может вдохнуть человек, тем продолжительнее будет его пение.


Важную роль в гортанном пении играет пресс. Когда делается глубокий вдох, воздух волной проходит от живота до плеч, диафрагма поднимается, и в груди создаётся избыточное давление.

Виды хоомея

Словом «хоомей» обозначают горловое (его ещё называют гортанным) пение в общем. Но неискушённому читателю легко запутаться, потому что точно так же называется и один из певческих стилей.

Существует пять разновидностей такого вокального исполнения:

  • хоомей – пение грудью;
  • сыгытп – стонущий свист;
  • борбаннадыр – ритмичный стиль, имитирующий катание круглого предмета;
  • эзенгилээр – имитация бряцания конской упряжи при езде;
  • каргыраа – подражание плачу верблюдицы по погибающему детёнышу.

Как научиться горловому пению

Постичь азы такого пения не удастся по инструкции или читая информацию в интернете. Необходимо руководство учителя, который будет контролировать со стороны процесс звукоизвлечения. В крайнем случае, можно учиться по видео, если нет возможности перенять эту технику вживую.


При этом нужно стремиться посылать звук какому-нибудь объекту, расположенному на расстоянии: зданию, дереву, чтобы голос сконцентрировался в одной точке.

Чтобы петь хоомей, нижняя челюсть должна быть расслаблена. Но вот под каким углом её открыть – удастся определить только при помощи практики.

В этом и заключается мастерство исполнения и получения качества звука на выходе: если опустить челюсть низко, горло перекроется, а если меньше, чем нужно, звук выйдет зажатым.

При пении нужно следить также за положением корня языка. С непривычки могут зудеть губы или нос, со временем это пройдёт.

Запреты и правила

Хотя далёкие времена гортанно пели женщины, этому имеются подтверждения в преданиях, в современной жизни – это практически исключительно мужское дело.

Женское пение теперь не одобряют. Причина проста: из-за избыточного напряжения у женщин может пропасть молоко. Существует поверье, что и гормональный фон может измениться.

Говорят, что певица Пелагея обратилась к сибирским шаманам, чтобы научиться гортанному исполнению. Ей сказали не приезжать до тех пор, пока она не станет матерью.

Другие запреты касались и мужчин. Например, народным певцам, исполняющим героический эпос, нельзя было прерываться и не закончить песню.

Предания гласили, что волшебные силы одарят отличной охотой за превосходно исполненный эпос. Иначе они могли и жестоко наказать.

Гортанное пение в наши дни

Мастерство гортанного пения в Бурятии до последнего десятилетия XX века считалось утраченным. Более развитым оно признано в Туве, в Алтайском крае, в Монголии.

Только в 90-х годах прошлого века стали предприниматься попытки восстановить музыкальные традиции предков. Одарённые представители бурятского народа делают всё, чтобы это искусство жило и развивалось.

Одним из них является Виктор Жалсанов. С раннего детства он занимался изучением бурятских обрядов и песен, исполняемых при их проведении, народных сказаний, героического эпоса.


Многие мастера передавали Виктору своё умение горлового пения, а буряты и монголы научили его играть на:

  • морин-хуре,
  • сух-хуре,
  • хун-хуре,
  • варгане,
  • сууре.

Ещё один талантливый исполнитель бурятских эпосов – это Александр Архинчеев, который является руководителем группы «Шоно» и её вокалистом.

Группа дебютировала в 2014 году на празднике Сагаалган. Члены коллектива пока в поиске, они ещё не определились, как называется стиль, в котором они работают.

Своей главной целью они ставят сохранение аутентичности народной музыки и исполняют её в обработке, включая элементы блюза, рока и фанка.

Они считают, что этно-фьюжн уместен в современной жизни, так как не все молодые люди готовы слушать народную музыку. Главное, по словам молодых музыкантов, знать меру и не исказить её первоначальное звучание.


Коллектив принимал участие в международном музыкальном фестивале «Голос кочевников».

Республиканский центр народного творчества Бурятии уделяет немало внимания развитию уникальной культуры гортанного пения. Раз в несколько лет при нём открывается школа, в которую приглашают известных мастеров такого вида вокала из стран-лидеров в этом вопросе.

Обучение проводится с использованием специальной системы дыхательных упражнений. В месяц обучаются до двадцати желающих.

В конце курса проводится отчётный концерт. На этом празднике местные жители могут прикоснуться к сакральным традициям своего народа и слушать этническую музыку.

Лучших выпускников приглашают продолжить обучение в Туве или Монголии.

Заключение

Горловому пению можно научиться в любом возрасте.

Считается, что этому уникальному явлению азиатской культуры способен обучиться каждый, кто владеет человеческой речью.

Друзья, спасибо за внимание!

В этом небольшом видео вы сможете послушать горловое пение:

Мало читать статьи и книги о том, что такое горловое пение - как научиться такому искусству, подробно расскажет шаман. Текстовая информация способна объяснить и раскрыть основные понятия, не более. В практике очень важен постоянный контроль наставника, который со стороны проанализирует ошибки и поможет их исправить. При невозможности лично обучаться у шамана желательно сочетать классическую теорию с видеоуроками.

Перед тем как рассматривать алтайское горловое пение, следует вспомнить звуковые этажи голоса:

  • унтертон - вибрации мягких тканей гортани;
  • бурдон - результат смыкания голосовых связок;
  • обертон - вибрации головных резонаторов.

После освоения техники можно легко контролировать голос посредством регуляции тональности, предопределяя конечный звук.

Родом из древности

Шаманское горловое пение возникло множество лет назад до н. э. Ныне оно является частью культуры некоторых народов мира. У слушателей горловое пение нередко ассоциируется с тибетскими монахами. Если вы решили освоить технику, следует начинать со стиля Хоомей. Он разнообразит тембр обертонами, сделав его более насыщенным и глубоким.

Основы подготовки

Как говорилось ранее, новичкам лучше начинать освоение горлового пения шаманов с базовой техники Хоомей. Она представляет собой звучание естественного голоса с «примесями» обертонов. При образовании последних активное участие принимают верхние резонаторы. Для получения звуков Хоомей следует разогреть голосовой аппарат. Осуществить это можно с помощью простой распевки, в которой участвуют такие протяжные гласные:

Хитрости техники

Расслабление нижней челюсти, сосредоточенность на корне языке - то, к чему нужно стремиться при пении Хоомей. При чрезмерном раскрытии ротовой полости происходит передавливание горла, а при ограниченном - образование зажатого плоского звука. Необходимо учесть данную хитрость и найти золотую середину. Голосовое пение шаманов не должно причинять дискомфорт. На первых порах обучения может возникнуть зуд в области носа и губ. Подобные ощущения считаются нормой, со временем они пройдут.

Хоомей - универсальная техника как для женщин, так и для мужчин. Однако представительницам прекрасного пола сложнее научиться такому искусству. Опытные шаманы не рекомендуют женщинам сразу осваивать все стили, ведь это может привести к нарушению гормонального баланса.

Как видите, горловое шаманское пение - целое таинство, которое подвластно далеко не всем. Старания, регулярные занятия, огромное желание, напористость - то, без чего сложно проникнуть в саму суть и открыть для себя новое искусство. Помощь наставника рано или поздно понадобится, поэтому лучше обратиться к шаману сразу во избежание ошибок.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .