В зависимости от участия голоса и шума все согласные в русском языке делятся на две группы: сонорные и шумные. Различие в интенсивности шума у сонорных и шумных согласных объясняется различиями в напряжённости органов речи и в силе воздушной струи при их произношении. При произношении шумных согласных мышцы в том месте, где возникает преграда, напряжены больше, чем при произношении сонорных. Поэтому и сила воздушной струи при произношении шумных согласных больше, чем при произношении сонорных, а шумные глухие согласные образуются с помощью более сильной воздушной струи, чем шумные звонкие согласные. Глухие согласные более напряжённые, чем звонкие. Например, при произнесении [т] язык более напряжен, чем при произнесении [д], так как он теснее смыкается с верхними зубами и нёбом, поэтому площадь смыкания у [т] больше, чем у [д]. Большая напряжённость глухих объясняется необходимостью компенсировать отсутствие голоса при их произношении. А это можно сделать за счёт усиления шума, для чего необходима большая напряженность органов речи.

У сонорных согласных [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’], голос значительно преобладает над шумом. По преобладанию в них голоса сонорные согласные сближаются с гласными.

Традиционно учебные пособия включали в состав шумных согласных. Однако обладает всеми признаками сонорных согласных и отличается по этим признакам от шумных согласных. Так, во-первых, , как и все сонорные, не имеет глухой пары, а большинство звонких шумных согласных имеют глухую пару: [б] - [п] и т. д; во-вторых, при слогоразделе , как и все сонорные, отходит к предшествующему слогу, а шумные согласные отходят к последующему слогу: ла"йка11 - [ла"и - къ] и па"рта - [па"р - тъ], но кре"сло11 - [крѴ - слъ]; в-третьих, , как и все сонорные, не вызывает озвончения предшествующих глухих шумных согласных, а перед

звонкими шумными согласными, глухой согласный подвергается озвончению: съе"л - [с^Ѵл] и смех - [см’эх], но сда"л - [здал].

На этих основаниях в настоящее время обоснованно относится к сонорным согласным.

У шумных согласных [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [жЦз], [з’],

[к], [к’],[п], [п’] , [с], [с’], [т], [т’], [ф], [ф’],[х], [х’], [ц],[ ч’], [ш], [ш ’], [ж’]

шум или преобладает над голосом, или участвует только шум, а голос вообще отсутствует. По этому признаку шумные делятся также на две группы: звонкие и глухие согласные. У звонких согласных [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [ж’], [з], [з’] шум преобладает над голосом. У глухих согласных [к], [к’], [п], [п’], [с], [с’], [т], [т’], [ф], [ф’],[х], [х’], [ц],[ч’], [ш], [ ш ’] участвует только шум, а голос вообще отсутствует.

Звонкие и глухие шумные согласные различаются тем, что:

2) при произношении звонких согласных ощущается звон в ушах, если зажать уши, а при произношении глухих согласных звон в ушах отсутствует;

3) звонкие щелевые согласные можно тянуть с изменением высоты их тона, а глухие нет.

Большинство звонких и глухих шумных согласных в русском языке составляют пары, совпадающие по всем остальным признакам. Например, звонкий согласный [б] и глухой [п] по месту образования - губные, губногубные; по способу образования - смычные, взрывные; по твердости- мягкости - твёрдые; по участию полости носа (по назальности) - ротовые. Таких соотносительных пар в современном русском языке 12 (см. ниже таблицу). Лишь 4 шумных глухих согласных ([х], [х’], [ц], [ч’]) не имеют парных звонких.

Скачать готовые ответы к экзамену, шпаргалки и другие учебные материалы в формате Word Вы можете в

Воспользуйтесь формой поиска

Классификация согласных звуков по способу образования

релевантные научные источники:

  • Лекции по русскому языку

    | Лекция(и) | | Россия | docx | 0.08 Мб

    ПОНЯТИЕ ЗВУК РЕЧИ (1) ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ. ОГЛУШЕНИЕ И ОЗВОНЧЕНИЕ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ (2) ТВЁРДЫЕ И МЯГКИЕ СОГЛАСНЫЕ. СМЯГЧЕНИЕ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ ПЕРЕД СОГЛАСНЫМИ (3) ОРФОГРАФИЯ. ЕЁ РАЗДЕЛЫ.

  • Ответы к экзамену по современному русскому языку

    | Ответы к госэкзамену | 2017 | Россия | docx | 0.18 Мб

Образуя преграду на пути воздуха, органы взаимодействуют, причем в каждой паре один орган является активным (напр., язык), а другой пассивным (зубы, небо) Классификация строится с учетом, в первую очередь, активного органа, однако пассивный орган тоже принимается во внимание. По участию активного органа согласные делятся на губные, язычные,заязычные. 1.Губные согласные с учетом пассивного органа делятся на губно-губные (билабиальные): [п], [б] губно-зубные (лабио-дентальные): [в], [ф]. 2.Язычные согласные делятся на переднеязычные,среднеязычные,заднеязычные. переднеязычные: межзубные,зубные]; гингивальные; альвеолярные нёбные. Классификация переднеязычных согласных дорсальные– в артикуляции принимает участие весь передний край языка вместе с кончиком; по пассивному органу они зубные;апикальные - артикулируются с помощью кончика языка; по пассивному органу – альвеолярные;ретрофлексные – кончик языка загнут назад;по пассивному органу – передненёбные.Среднеязычные согласные образуются сближением средней части языка со средней частью твердого неба, т.е. по пассивному органу они средненебные, или палатальныеЗаднеязычные согласные по пассивному органу могут быть: средненебные. 3. Заязычные согласные 1) Язычковые 2) Глоточные -бывают щелевые и смычные3) Гортанные, 4)смычный гортанный.По отсутствию воздушной струи всем остальным согласным противопоставлены щелкающие.

6.Классификация согласных звуков по способу образования.

В образовании согласных играет роль вид преграды, которую встречает воздушная струя. Выделяют два основных вида преграды:смычка,щель.

Щелевые – согласные, при образовании которых воздушная струя проходит через щель в речевом аппарате (В,Ф)

Смычные – согласные, при образовании которых в том или ином месте речевого аппарата возникает смычка(Б,П)

Выделяются типы согласных,отличающиеся по способу преодоления смычки, либо представляющие собой промежуточные классы между смычными и щелевыми (смычно-щелевые, ≈ смычно-проходные согласные).

Взрывные– согласные, образующиеся в результате резкого раскрытия смычки:[б]П
Взрывные согласные – это разновидность смычных.

Аффрикаты – согласные сложного образования: в начале артикуляции образуется смычка, которая потом переходит в щель: [тˆс] Носовые -согласные, при артикуляции которых в ротовой полости образуется смычка, а воздух проходит через полость носа за счет опускания мягкого нёба:[м], [н], Боковые – согласные, приобразовании которых передняя часть языка образует смычку с зубами, альвеолами и т.д., а воздушной струя проходит между опущенными краями языка и боковыми зубами: [л], Дрожащие– согласные, при образовании которых вибрирует либо передняя часть спинки языка, либо маленький язычок [р].

Взрывные и аффрикаты – мгновенные звуки. Щелевые, носовые, боковые, дрожащие (и гласные) – длительные звуки. Звуки [л], [l], [р], [r], [R] называются плавными. Носовые ([м], [н] и т.д.), боковые ([л] и др.), дрожащие ([р], [R]), а также щелевые [j] и[w] являются сонантами.

7 .Классификация согласных звуков по уровню шума, глухости/звонкости, твердости/мягкости.

При образовании согласных существенную роль играет также сила артикуляции, т.е. степень мускульного напряжения. Акустический эффект – различная сила звука и, как следствие, громкость (перцептивная характеристика звуков). Различают два типа согласных:слабые исильные.

7. Классификация согласных звуков по уровню шума, глухости/звонкости, твердости/мягкости.

При образовании согласных существенную роль играет также сила артикуляции, т.е. степень мускульного напряжения. Акустический эффект – различная сила звука и, как следствие, громкость (перцептивная характеристика звуков). Различают два типа согласных: слабые и сильные.

По уровню шума:

а) сонорные: [р], [л], [м], [н], [j]; Сонорными являются такие согласные, в образовании которых участвуют голос и незначительный шум. При образовании этих согласных голосовая щель сужена, голосовые связки напряжены и колеблются под воздействием выдыхаемого воздуха.

б) шумные: [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [к], [п], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ч], [ш] и др.; ш умными являются такие согласные, в образовании которых шум преобладает над голосом. С этой точки зрения, они делятся на звонкие шумные, образование которых характеризуется шумом в сопровождении голоса, и глухие шумные, которые образуются только шумом (произнесение глухих шумных определяется тем, что голосовая щель открыта, а голосовые связки не напряжены и не колеблются).

а) звонкие согласные: [р], [л], [м], [н], [j], [б], [в], [г], [д], [ж], [з] и др.;

б) глухие согласные: [к], [п], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ч’] и др

По глухости/звонкости они могут образовывать пары: [д] и [т], [б] и [п] и др. У сонорных согласных тоже естьпары по звонкости/глухости: [р] – , [л] – . Глухие сонорные появляются на конце слов после глухихсогласных;

По твердости/мягкости выделяются твердые и мягкие согласные: [б] – [б’], [в] – [в’] и т.д. Приобразовании мягких согласных наблюдается палатализация, при образовании твердых – веляризация.

Министерство высшего и среднего специального образования республики узбекистан бухарский государственный университет тексты лекций по курсу

Артикуляционная классификация согласных звуков

В характеристику согласных звуков входит пять основных признаков: 1) место образования шума, 2) способ образования шума, 3) уровень шума (сонорность/шумность), 4) глухость / звонкость, 5) твёрдость / мягкость.

В русском языке 36 согласных звуков: [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [з], [з’], [й’], [к], [к’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [п], [п’], [р], [р’], [с], [с’], [т], [т’], [ф], [ф’], [х], [х’], [ц], [ч’], [ш], [ш: ’].

Место образования – та часть речевого аппарата, где сближаются или смыкаются органы речи во время артикуляции согласного. Место образования согласного определяется результатом взаимодействия двух подвижных органов (губы, язык) или подвижного и неподвижного (нёбо, зубы), в связи с чем согласные можно определять как по активным, так и по пассивным органам речи. В основу классификации согласных по месту образования положено строение речевого аппарата (в пределах верхних резонаторов). По месту образования все согласные делятся на губные и язычные.

Губные подразделяются на губно-губные [б, б’, п, п’, м, м’] и губно-зубные [в, в’, ф, ф’]. При образовании этих звуков роль активных органов выполняют губы, особенно нижняя губа, роль пассивных – зубы. При артикуляции губно-губных обе губы смыкаются, при артикуляции губно-зубных нижняя губа сближается с верхними зубами.

Язычные согласные различаются в зависимости от того, какая часть спинки языка – передняя, средняя или задняя – является активным органом при образовании звука. Язычные подразделяются на переднеязычные [д, д’, т, т’, з, з’, с, с’, ш, ж, ш:’, ц, ч, р, р’, н, н’, л, л’], среднеязычный [j] и заднеязычные [к, к’ г, г’, х, х’].

Переднеязычные согласные образуются в результате прикосновения спинки или кончика языка к соответствующим частям переднего нёба или зубов. По пассивному органу эти согласные имеют общее название передненёбных и делятся на такие разновидности, как зубные [д, д’ т, т’, ц, з, з’, с, с’, н, н’. л, л’] и нёбные [ш, ж, р, р’, ч ].

При образовании зубных передняя часть спинки языка вместе с кончиком артикулирует как единое целое, смыкаясь (или сближаясь) с верхними зубами. При образовании нёбных согласных не только передняя часть спинки языка сближается с передней частью нёба, но и задняя часть спинки языка оттягивается назад, сближаясь с задним мягким нёбом.

Среднеязычный (по пассивному органу – средненёбный) звук [j] образуется сближением средней части спинки языка со средним нёбом.

Заднеязычные звуки образуются смыканием [к, к’ г, г’] или сближением [х, х’] задней части языка с неподвижным нёбом.

Определить способ образования согласного – значит, выяснить, как создаётся преграда, каков её характер, простая она или сложная, и как она преодолевается выдыхаемой воздушной струёй. По способу образования различают согласные:

Смычные (иначе: взрывные, мгновенные, затворные), необходимым моментом артикуляции которых является полный затвор органов речи, преграждающий выход воздушной струе наружу. Эта преграда устраняется сильным и коротким толчком воздуха, который быстро выходит наружу, произведя эффект «взрыва». Именно в этот момент и образуются смычные согласные [б, б’ п, п’, д, д’, т, т’, к, к’, г, г’];

Щелевые (или фрикативные), при произнесении которых органы речи уже не образуют затвора, а только сближаются, оставляя узкую щель для прохождения струи воздуха [в, в’ ф, ф’, з, з’, с, с’, ж, ш, ш:’, j, х, х’];

Аффрикаты (смычно-щелевые) – сложные согласные [ц, ч]. Своеобразие аффрикат в том, что они на начальной основе образования формируются как смычные: органы речи плотно примыкают друг к другу (ср. [т]). Однако «взрыва» не происходит, так как органы речи до этого успевают перейти на артикуляцию щелевых звуков [с, ш], и в момент выдержки аффрикаты звучат уже как щелевые того же места образования, где прежде был затвор. Таким образом, при образовании аффрикат воздушной струе приходится преодолевать сложную преграду (в отличие от образования смычных и щелевых, где преграда простая);

Смычно-проходные согласные [л, л’ м, м’, н, н’]. В процессе их образования в полости рта образуется смычка и при этом имеется доступ для свободного прохождения воздуха через нос или рот. Данные согласные подразделяются на носовые [м, м’, н, н’] и боковые [л, л’]. Носовые согласные характеризуются полным смыканием ротовой полости и одновременным опусканием нёбной занавески. Воздух свободно проходит через носовую полость. При образовании боковых звуков передняя часть языка смыкается с нёбом, боковые части языка опускаются, образуя с обеих сторон выход для выдыхаемой струи воздуха.

Дрожащие согласные образуются путём дрожания (вибрации) кончика языка и смыкания и размыкания его с альвеолами: [р, р’].

По уровню шума (степени его интенсивности) согласные делятся на сонорные [л, л’ м, м’, н, н’, р, р’, j] и шумные [б, б’ п, п’, д, д’, т, т’, к, к’, г, г’, в, в’ ф, ф’, з, з’, с, с’, ж, ш, ш:’, j, х, х’,ц, ч]. Интенсивность шума у шумных согласных значительно выше, чем у сонорных (от лат.sonorus – звучный). Объясняется это различиями в напряжённости органов речи и в силе струи воздуха при произнесении сонорных и шумных согласных. Шумные согласные образуются при большем, чем у сонорных, напряжении мышц в том месте ротовой полости, где возникает преграда струе воздуха. Поэтому и сила струи воздуха, выходящей из ротовой полости во время речи, при произнесении шумных согласных гораздо больше, чем при произнесении сонорных.

По звонкости / глухости шумные согласные образуют пары: [б - п], [в - ф], [г - к], [д - т], [ж - ш], [з - с] и др. Звуки в этих парах отличаются друг от друга только тем, что одни из них образуются шумом и голосом (звонкие), а другие только шумом (глухие).

К непарным согласным относятся: глухие [х, ц, ч, ш:’], не имеющие соотносительных пар по звонкости. Также непарными являются сонорные согласные [л, л’ м, м’, н, н’, р, р’, j], не имеющие пары по глухости.

От положения средней части спинки языка зависит деление согласных на твёрдые и мягкие . При образовании мягких согласных возникает дополнительная артикуляция – средняя часть спинки языка приподнимается к твёрдому нёбу. Это дополнительное движение, совмещающееся и взаимодействующее с основной артикуляцией согласного, называется палатализацией . Общая артикуляторная особенность твёрдых согласных – отсутствие палатализации.

Большинство согласных являются парными по твёрдости-мягкости:

[б - б’, п - п’, д - д’, т - т’, в - в’, ф - ф’, с- с’, з - з’, м - м’, н - н’, р - р’, л - л’, к - к’, г - г’, х - х’].

Все остальные согласные непарные: [ ц, ш, ж] – только твёрдые согласные, не имеющие мягкой пары. [ч, ш:’, j] – только мягкие согласные.

Основная артикуляция внепарного звука [j] – поднятие средней части языка к твёрдому нёбу. Это та артикуляция, которая является дополнительной при образовании мягких согласных звуков. Для [j] она оказывается основной и единственно возможной., поэтому звук [j] называют палатальным (мягкий), а мягкие согласные – палатализованными (смягчёнными).

Помимо палатализации, есть такие виды дополнительной артикуляции, как лабиализация – вытягивание и округление губ; назализация (от лат.nasus – нос) – опущение мягкого нёба, обеспечивающее выход воздушной струе в носовую полость, что придаёт всем согласным дополнительный носовой оттенок. Веляризация (от лат. Velaris – задненёбный) – добавочное движение задней части языка в сторону мягкого нёба при артикуляции незаднеязычных согласных. Но в русском языке только палатализация имеет самостоятельное фонематическое значение, так как мягкие согласные выступают самостоятельными фонемами.

Артикуляционная таблица согласных звуков русского языка


Место образования

Губные

Язычные

Способ образования


губно-губные

губно-зубные

переднеязычные

средне-

язычный


задне-язычные

зубные

нёбные

шумные

Смычные


глухие

[п, п’]

[т т"]

[к к"]

звонкие

[б, б’]

[д д"]

[г г"]

Щелевые

глухие

[ф ф"]

[с с"]

[ш ш:"]

[х х"]

звонкие

[в в"]

[з з"]

[ж]

[j]

Аффрикаты

глухие

[ц]

[ч"]

сонорные

Смычно-

проходные


носовые

звонкие

[м м"]

[н н"]

боковые

звонкие

[л л"]

Дрожащие

звонкие

[р р"]

Опорные слова

Гласные звуки; лабиализованные (огубленные) и нелабиализованные (неогубленные) звуки; подъем; ряд; подъем верхний, средний, нижний; ряд передний, средний, задний; согласные звуки; сонорные, шумные; звонкие, глухие; место образования, губные язычные; способ образования, взрывные, щелевые, аффрикаты, дрожащие, смычно-проходные; твердые и мягкие согласные.

Вопросы для самопроверки:

1.Что такое артикуляция?

2.В чём заключается отличие подвижных органы речи от неподвижных?

3.Каким образом устроен произносительный аппарат?

4.Охарактеризуйте артикуляторные органы человека.

7.Чем отличаются гласные звуки от согласных?

8.Назовите все гласные верхнего, среднего и нижнего подъемов.

9.Назовите все гласные переднего, среднего и заднего рядов.

Тесты:


  1. Укажите лабиализованные звуки

В) *[у], [о]


  1. Найдите губные согласные

А) [б], [д’], [в], [в’], [г]

Б) *[п], [б’], [в], [ф’], [м]

В) [з], [с’], [ш], [ч’], [ц]

Г) [к], [х’], [м], [т’], [л]


  1. Укажите смычно-проходные согласные

А) *[м], [н’], [л], [р’]

Б) [т], [д’], [г], [к’]

В) [ц], [ч’], [ж], [н’]

Г) [ш], [ш’], [и], [п’]


  1. Какие согласные не образуют пары по звонкости-глухости?

А) [ш], [j], [б], [к]

Б) [ш], [ш’], [и], [п’]

В) [ш], [ш’], [и], [п’]

Г) *[м], [ч], [ц], [х]


  1. Какие согласные звуки не образуют пары по твёрдости-мягкости

А) [ж], [ц], [j], [ч]

Б) [с], [к], [р], [т]

В) [р], [н], [м], [л]

Г) [п], [в], [д], [г]

Литература:

1. Аванесов Р.И. Фонетика современного русского литературного языка. М.,

2.Буланин Л.Л.Фонетика современного русского языка. М., 1987.

3.Зиндер Л.Р. Общая фонетика. Л.,1979.

4.Гвоздев А.Н. Современный русский литературный язык. Ч.1.Фонетика и морфология. М.,1984.

5. Касаткин Л.Л. Фонетика современного литературного языка. – М.: из-во Моск. ун-та, 2003.

6.Матусевич М.И. Современный русский язык. Фонетика. М.,1986.

7.Панов М.В. Современный русский язык. Фонетика. – М.: Высшая школа, 1979.

8. Реформатский А.А. Введение в языкознание. – М.: Аспект пресс, 2001.

9.Современный русский язык / Под ред. Леканта П.А. – М.: Дрофа, 2002.

10.Шанский Н.М. Современный русский литературный язык. Л.,1988.

ЛЕКЦИЯ № 3. ФОНЕТИЧЕСКАЯ ТРАНСКРИПЦИЯ

План


  1. Понятие о транскрипции.

  2. Типы транскрипций.

  3. Фонетическая транскрипция

Понятие о транскрипции

Русское письмо является фонографическим, звуковым, т. е. в принципе буквы фиксируют звуки, однако современная русская орфография, оформившаяся исторически на морфологическом принципе, носит фонематический характер и в целом не отражает живых чередований русской речи, возникающих в речевом потоке. Буквы и звуки в русском письме часто не совпадают, например пруд звучит [прут], сама и сома звучат [сама], сшит звучит [шшыт] и т. д.

Правильное произношение основывается на определенных звуковых законах, имеющих стройный, системный характер, и следует определенным орфоэпическим нормам современного русского литературного языка, выработанным исторически. Итак, между орфографией и орфоэпией имеются наряду с принципиальными различиями и глубокая соотносительность. Для изучения этого соотношения, необходима такая запись звучащей речи, чтобы не было резкого расхождения между произношением и написанием, т. е. звукопись. Звукопись называется научным письмом или научной транскрипцией, от латинского слова transcriptio , буквально “переписывание“.

Потребность в транскрипции была обусловлена зарождением сравнительно- исторического языковедения, развитием фонетики как науки, когда ученый транскрибировал исследуемые слова других языков и тексты на них буквами своего родного языка. При зарождении систем транскрипций выявились два направления, отражающие их назначение.

Типы транскрипций

Аналитический тип транскрипции помогал зарегистрировать звук речи как физиолого – артикуляционный комплекс и представлял собой наборы формул для отдельных звуков. Этот способ транскрибирования имел неалфавитный характер и фиксировал в формуле одного звука весь перечень его признаков. По формуле можно всесторонне охарактеризовать звуки речи. Данный тип транскрипции был изобретен английским ученым Дж. Уилкинзом. Более известными в настоящее время являются системы русских языковедов И. А. Бодуэна де Куртенэ и В.А. Богородицкого.

Синтетический тип транскрипции (алфавитная фонетическая) имеет гораздо более широкое и многообразное применение. Элементы транскрипции в связи с началом изучения фонетики впервые появляются в трудах М. В. Ломоносова, В.К. Тредиаковского. Однако система транскрипции тогда еще не была сформирована. Была лишь осознана ее необходимость как инструмента научного изучения звуковых законов русского языка и установления соотношения орфоэпии с орфографией.

В дальнейшем русские ученые пользовались для транскрипции и латиницей, и кириллицей. Только в середине XIX в. членом Российской Академии О.Н. Бетлингком в связи с описанием звуков русской речи была предложена первая система транскрипции на основе русского алфавита (кириллицы). Между тем разнобой в транскрипции существовал еще долго. Усилиями многих выдающихся русских ученых: Л.В. Щербы, Д.Н. Ушакова, Е.Д. Поливанова, Н.Ф. Яковлева, В.Н. Сидорова, П. С. Кузнецова, Р.И. Аванесова, А.А. Реформатского и других – русская фонетическая азбука совершенствовалась и приняла современный вид.

Одновременно с возникновением учения о фонеме и развитием фонологии наряду с фонетической транскрипцией, графически фиксирующей произносимые и слышимые звуки, при научном изучении русского языка стала применяться и фонематическая (или фонологическая) транскрипция, обозначающая только фонемы данного языка.

Фонематическая транскрипция представлена двумя разновидностями (словофонематической и морфофонематической), разработанными проф. Р. И. Аванесовым.

Словофонематическая транскрипция передает на письме звуковую оболочку конкретного языкового факта, “случая” (слова или слова в определенной его форме), частично “раздевая” входящие в ее состав кратчайшие звуковые единицы - освобождая их от всего “внешнего”, позиционного, обусловленного в данном конкретном языковом факте фонетическим положением, и сохраняя “внутреннее”, все самостоятельное и функционально значимое. Буква как элемент словофонематической транскрипции является знаком фонемы - сильной (в позиции максимальной дифференциации) или слабой (в позиции меньшей дифференциации).

Морфофонематическая транскрипция “полностью “раздевает” кратчайшие звуковые единицы языка, полностью освобождает их от всего внешнего – позиционного, фонетически обусловленного не только в данном “случае” как явлении конкретном и целостном (в слове или в той или иной грамматической форме слова), но также и в каждой его морфеме. «Обнажает» кратчайшие звуковые единицы, указывая лишь на те их стороны, которые существенны, самостоятельны, функционально значимы в сильной позиции (в позиции максимальной дифференциации)…Именно поэтому и оказывается, что многие слова при помощи морфофонематической транскрипции и обычного русского орфографического письма пишутся одинаково.

Фонетическая, словофонематическая и морфофонематическая транскрипции - три типа синтетической научно-лингвистической транскрипции, они отражают три аспекта изучения звуковой системы языка, опираются на теоретические положения фонологии и связаны с русской орфографической практикой.

В данном курсе лекций подробно рассматривается только фонетическая транскрипция. Разумеется, фонетическая транскрипция не идеальный, как и всякий письменный, способ обозначения произношения, однако “самый лучший, потому что… ставит лицом к лицу с самой действительностью, с тем, что есть в языке, с самими звуками, а не с туманными их описаниями”.

Фонетическая транскрипция

Обычно с термином ”транскрипция” связывается понятие о фонетической транскрипции, т. Е. такой условной записи, которая, по мнению крупнейших фонетистов, “ передает… все многообразие живой звучащей речи” (Р.И.Аванесов), “преследует цели точной графической записи произношения” (А.А.Реформатский).

Назначением фонетической транскрипции определяется степень ее точности. Звуки человеческой речи бесконечно разнообразны даже в пределах одного языка, поэтому фонетическая транскрипция не может быть абсолютно точной. Для учебных целей достаточно того, что она регистрирует все фонемы и их варианты без указания на бесчисленные вариации звуков.

При изучении фонетики необходимо передавать на письме звучащую речь возможно более точно. Поэтому пользуются особой записью, которая называется фонетической транскрипцией.

Для усвоения принципов фонетической транскрипции русского литературного произношения надо запомнить следующее:


  1. каждый знак транскрипции употребляется для обозначения одного звука;

  2. не должно быть букв, не обозначающих звуков;

  3. каждая буква должна обозначать всегда один и тот же звук.
Русская фонетическая транскрипция использует буквы русского алфавита. Но некоторые буквы в записи речи не употребляются.

Место и способ образования согласных могут изменяться только в результате влияния звуков друг на друга.

Перед передненебными шумными зубные заменяются на передненёбные. Происходитпозиционное уподобление по месту образования: [с] игрой с игрой - [ш ш]убой с шубой (т.е. [с] // [ш] перед передненебным), [с] игрóй с игрой - [ш:" ч"]емпионáтом с чемпионатом (т.е. [с] // [ш:"] перед передненебным).

Взрывные согласные перед щелевыми и аффрикатами чередуются с аффрикатами, т.е. с более близкими в артикуляционном плане звуками. Осуществляется уподобление по способу образования: о[т]ыгрáть отыграть - о[цс]ыпáть отсыпáть (т.е. [т] // [ц] перед щелевым).

Во многих случаях позиционному изменению подвергается сразу несколько признаков согласных. Так, в приведенном выше примере с чемпионатом уподобление коснулось не только признака места образования, но и признака мягкости. А в случае по[д] игрой под иг рой - по[ч" ш:"]екой под щекой ([д] // [ч"] перед глухим, мягким, передненебным, щелевым [ш:"]) произошло уподобление по всем четырем признакам - глухости, мягкости, месту и способу образования.

В примерах лё[г]ок лёгок - лё[х"к"]ий лёгкий , мя´[г]ок мягок - мя´[х"к"]ий мягкий , где [г] чередуется с [х"], а не с [к"] перед [к"], отмечается расподобление (диссимиляция) звуков по способу образования. При этом расподобление (диссимиляция) по этому признаку совмещается с уподоблением (ассимиляцией) по глухости и мягкости.

Помимо описанных выше явлений в русской речи может фиксироваться фонетическое чередование согласных с нулем звука.

Обычно не произносятся [т] / [т"] и [д] / [д"] между зубными, между [р] и [ч"], между [р] и [ц], не звучит также [л] перед [нц]. Итак, выпадение согласного представлено в следующих сочетаниях:

стл: счас[т"]ье счастье - счасливый счастливый , т.е. [т"] // ;

стн: мéс[т]о места - мéсный местный , т.е. [т] // ;
здн: уéз[д]а уезда - уéзный уéздный , т.е.[д] // ;

здц: уз[д]á узда - под узцы´ под уздцы , т.е. [д] // ;

голлáн[д"]ец голландец - голлáнцы голландцы , т.е. [д"] // ;

рдц: сер[д"]éчко сердечко - сéрце сердце, т.е. [д"] // ;

рдч: сер[д"]éчко сердечко - сéрчишко сердчишко , т.е. [д"] // ;

лнц: сó[л]нышко солнышко - сóнце солнце , т.е. [л] // .

Сродни указанному явлению и выпадение [j]. Оно происходит, когда йоту предшествует гласный, а после следуют [и] или [ь]: мо моя - [маи´] мои , т.е. [j] // .

Обратите внимание, что ни один фонетический феномен, связанный с уподоблением согласных по месту / способу образования или с фактом их замены нулем звука, на письме не обозначается. Согласно морфематическому (фонологическому) принципу русской орфографии позиционно чередующиеся звуки записываются одной буквой в соответствии с проверкой. Пример [ш] шубой записывается как с шубой , т.к. есть [с] игрой с игрой . Непроизносимый согласный в счасливый счастливый графически восстанавливается на основании проверочного счас[т"]ье счастье и т.д.

Классификация согласных по способу образования предполагает учёт характера преграды, способа её преодоления и времени артикуляции. В зависимости от этого согласные делятся на четыре группы:

1) смычные, взрывные, мгновенные, при образовании которых в ротовой полости появляется преграда в виде смычки (смычные), которая взрывается воздушной струей (взрывные), что происходит мгновенно (мгновенные) - [б], [б’], [п], [п’], [д], [д’], [т], [т’], [г], [к], [(г’)] [(к’)];

2) щелевые, фрикативные, длительные, при образовании которых в ротовой полости возникает преграда в виде щели (щелевые), при прохождении через которую воздушная струя образует трение, фрикацию (фрикативные), что происходит в течение более длительного, по сравнению со смычными, времени (длительные) - [в], [в’], [ф], [ф’], [з], [з’], [с], [с’], [ж], [ш], [ж’], [ш’], [х], [(х’)] ,[(γ)], [ј], [(i)];

3) смычно-щелевые, аффрикаты, при образовании которых в ротовой полости возникает преграда в виде смычки, которая не взрывается воздушной струей, как у смычных, а переходит в щель, образуя сложную, слитную, но единую артикуляцию - [ц], [(дз)], [ч’], [(дж’)];

4) смычно-проходные, при образовании которых в ротовой полости возникает смычка, которая не взрывается воздушной струей, как у смычных, не переходит в щель, как у смычно-шелевых, аффрикат; воздушная струя обходит смычку через нос, образуя носовые - [н], [н’], [м], [м’], но боковым сторонам языка, образуя боковые, ротовые - [л], [л’], или производит дрожание, вибрацию, кончика языка, образуя дрожащие, вибранты - [р], [р’].

По месту образования согласные классифицируются в зависимости от активных органов (нижняя губа и язык) и пассивных органов (верхняя губа, зубы и нёбо). Некоторое расхождение в классификациях в учебной литературе связано с тем, активным или пас-сивным органам отдается предпочтение. Так, например, переднеязычные называются пе-редненёбными зубными или нёбно-зубными, среднеязычные-средненёбными, заднея-зычные-задненёбными.

По-разному решается вопрос о принадлежности [г’], [к’], [х’] к заднеязычным, как и [г], [к], [х], или к среднеязычным, в отличие от последних. Наилучшей из существующих классификаций можно считать классификацию Р.И. Авансесова, согласно которой по активному органу согласные делятся на губные и язычные, при этом в зависимости от того, какая часть языка артикулирует, язычные подразделяются на переднеязычные, среднеязычные и заднеязычные; по пассивному органу губные делятся на губно-губные и губно-зубные, а переднеязычные - на зубные и нёбно-зубные.

Примечание. В данной таблице не учтены сонорные с частичной утратой голоса, которые произносятся в конце слова после глухого согласного, например [п’о’тр], в начале слова перед глухим согласным, например [рта’], и в некоторых других позициях.

По наличию-отсутствию голоса согласные делятся на звонкие и глухие. Такое деление, но классификации Р.И. Аванесова, касается как шумных, так и сонорных согласных, которые в конце слова после глухих могут утрачивать голос, например, [д] - шумный, звонкий, [т] -шумный, глухой; [л] - сонорный, звонкий, [л] - сонорный, глухой.

В позициях озвончения вместо [ц], [ч’], [х] произносятся [дз], [дж’], [γ]. Кроме указанных позиций, [γ] может употребляться вместо [г] в отдельных церковнославянских но происхождению словах (Бог, Господь и др.); при оглушении в них произносится [х]. Но и в этих словах [г] и [к] взрывные вытесняют [γ] и [х] фрикативные.


По наличию-отсутствию дополнительной среднеязычной, йотовой артикуляции, палатализации согласные делятся на мягкие, имеющие, кроме основной, дополнительную, йотовую артикуляцию, и твердые, не имеющие этой артикуляции. Необходимо обратить внимание на то, что краткие шипящие [ж], [ш] и свистящий [ц] в русском языке являются твердыми, несмотря на существующие написания жи, ши, ци типа жираф, широкий, цифра, ставшие традиционными и обусловленные фонетикой древнерусского языка, в котором в определенный период они были мягкими.

Долгие шипящие [ж’], [ш’] в соответствии с современными орфоэпическими нормами являются мягкими. При этом звук [ж’] соответствует сочетанию букв зж не на стыке морфем (визжать - [в’иж’а’т’]); жж (вожжи - [во’ж’и]), но в последнее время он всё чаще произносится твердо.

На стыке морфем может быть только твердый [ж] (разжать - [р^жа’т’]). Звук [ш’] соответствует букве щ или сочетанию букв сч (счастье - [ш’а’с’т’iь]), зч (перевозчик - [п’ър’иэво’ш’ик]), жд (дождь - [до’ш’]), но такое произношение определяется московской орфоэпической нормой; ленинградский произносительный вариант - [ш’ч’], [ш’т’] ([ш’ч’а’сiiъ], [до’ш’т’], [п’ър’иэво’ш’ч’ик]); он иногда встречается у москвичей на стыке морфем, особенно корня и суффикса (перевозчик - п’ър’иэво’ш’ч’ик). Звук [ш] произносится в соответствии с сочетанием букв сш (бесшумный - [б’иэшу’мнъii]) и зш (без шапки - [б’иэша’пк’и]).

Шипящий согласный [ч’] является мягким, несмотря на традиционные написания ча, чу, т.е. необходимо, анализируя твердость-мягкость, как, впрочем, и глухость-звонкость, согласных, опираться на слух, звучащую речь, а не на её письменную форму, анализировать звук, а не букву. Согласный [ј(i)] мягкий уже по самому месту своего образования, так как его основная (и единственная) среднеязычная артикуляция является артикуляцией мягкости; в транскрипции эта мягкость не обозначается.

Описанная выше артикуляционная классификация согласных представлена в таблице (частично измененная таблица Р.И. Аванесова).

Кроме согласных, представленных в таблице, в потоке речи встречаются и другие согласные, некоторые особенности которых в артикуляции и звучании обусловлены влиянием звуков, находящихся рядом с ними. Например, согласные перед лабиализованными гласными приобретают оттенок лабиализованности, так как артикуляция согласного дополняется округлением губ; ср.: как [ка’к] и кот [к°о’т], медь [м’э’т’] и мёд [м’°о’т].

Андрейченко Л.Н. Русский язык. Фонетика и фонология. Орфоэпия. Графика и орфография. - М., 2003 г.

Другие статьи по теме: