Как мы уже говорили, креативное мышление – это способность путём комбинирования разнородных элементов созидать что-то новое (знания, формы, решения), имеющее значительный социально-экономический эффект.

Креативность в современном мире

Современное общество вовлечено в процессы глобализации рынка и усиления конкуренции. Нужно быстро реагировать на изменения, применять нестандартные решения, генерировать новые оригинальные идеи. Общество нуждается в необычных решениях знакомых задач, в новых подходах к решению известных и исследованных, казалось бы, проблем, а также в новых способах поведения в типичных ситуациях. Большинство профессий в современном мире нуждаются в креативности, в активизации творческого начала. Креативное мышление проявляется в современной социально-экономической системе разнообразных формах. Это и научные открытия, и предпринимательство, и технические изобретения, и создание произведений искусства, и отношения с людьми, и государственное управление.

Развитие креативного мышления

Разработкой проблемы развития креативного мышления успешно занимался автор бестселлера «Рождение новой идеи», американский исследователь Э. Де Боно. Он разработал целостную программу развития креативного мышления и выделил такие основные принципы:

1.Определение условий решения задачи, необходимых и достаточных для достижения цели.

2.Готовность отказаться от ранее полученного опыта решения подобных задач.

3.Совершенствование способности замечать многофункциональные, универсальные вещи.

4.Соединение самых разных, даже противоположных идей из самых разных областей знаний и использование полученных ассоциаций для решения задач.

5.Совершенствование способности к пониманию господствующей в данной области знаний идее, с тем чтобы не попасть под её влияние.

Формирование креативного мышления предполагает, во-первых, единство логики и мышления; во-вторых, единство позитивности, гармоничности и продуктивности. Третьим необходимым компонентом является радость саморазвития.

Можно выделить ряд умений, без которых не добиться успешности в современном мире, но которые, к счастью, можно в себе развить. Им можно научиться:

— Умение мыслить логически.

— Умение формулировать предположения.

— Умение находить логические связи между явлениями, объектами, фактами.

— Умение преодолевать стереотипы.

— Умение принимать решения в нетипичных, новых для себя ситуациях.

— Умение находить нужные знания и подходящие методы.

Амайстайл Т. М. выделял три основных элемента креативности:

Компетенция (наличие базы знаний, опыта, навыков);

Творческое мышление (использование методов креативного мышления, изобретательность, гибкость, настойчивость;

Мотивация (внутренняя и внешняя). Внутренняя мотивация – личная заинтересованность в решении задачи, настойчивое желание применить знания, самореализоваться. Внешняя мотивация – продвижение по службе, материальная заинтересованность.

Технологии и приёмы креативного мышления

Существуют разные технологии креативного мышления, позволяющие эффективно генерировать идеи. Рассмотрим некоторые из них:

1. «Шесть шляп мышления» Эдварда де Боно (о ней и о других методиках прочитать подробнее можно

Эта технология креативного мышления хороша, например, при проведении любой дискуссии. Она идеальна для коллективной работы, но подходит и для индивидуального использования. Эта методика помогает управлять мышлением, переключать его. Яркие цвета шляп делают каждую из них различимой, заметной, помогают задать мыслям нужное направление. Приём надевания шляпы для «мыслеварения» помогает обрести внутреннее спокойствие и беспрепятственно сосредоточиться на решении задачи: ведь и надеть, и снять шляпу – не проблема. Такой приём как надевание шляп разного цвета, каждый из которых соответствует определенному углу зрения, помогает уйти от ненужных споров и отрицательных эмоций, достичь согласия. Параллельное мышление структурирует процесс решения. Эта технология креативного мышления развивает, независимо от возраста участников, толерантность, критическое мышление, творческое мышление.

2. «Мозговой штурм». Подробнее об этой технологии креативного мышления можно прочитать

Эта методика позволяет коллективно обнаруживать новые идеи. Её цель – получение максимального количества самых разных идей. Генерация идей и их критика разделены во времени, а участники творческого процесса – на генераторов идей и критиков. Озвученные идеи развиваются путем использования ассоциаций и преобразовываются, модифицируются. Разновидностями этой технологии креативного мышления являются «Совещание пиратов», «Теневая мозговая атака», «Обратная мозговая атака».

3. «Метод фокальных объектов»

В данной технологии новые идеи позволяет находить приём присоединения к заданному объекту признаков или свойств случайно взятых объектов. Необычные, непривычные сочетания получаются путём использования свободных ассоциаций. Этот метод известен как инструмент ТРИЗ (теории решения изобретательских задач).

4. «Синектика»

Основным приёмом креативного мышления в этой методике является построение аналогий. Аналогии пробуждают ассоциации, которые, в свою очередь, стимулируют творческие возможности.

На 1 этапе данной технологии креативного мышления аналогии служат для максимально чёткого определения и понимания участниками сути проблемы. От очевидных решений следует осознанно отказаться. В ходе последующего специально организованного обсуждения выявляются основные противоречия и сложности, мешающие решению. Определяются новые формулировки задачи, ставятся цели. После этого при помощи вопросов, которые вызывают аналогии, происходит процесс поиска новых идей и решений. Если есть необходимость в повторном обсуждении и развитии идей, то к проблеме возвращаются повторно.

5. «Метод гирлянд ассоциаций»

Основным приёмом креативного мышления в данной технологии является сочетание нескольких этапов работы со случайными словами и ассоциациями:

1). Построение цепочек синонимов объекта.

2). Случайный выбор слов (существительных в именительном падеже).

3). Комбинирование каждого элемента из гирлянды синонимов с каждым из случайных слов.

4). Подбор нескольких прилагательных к каждому из элементов случайного выбора слов (см. 2)). Так получаются гирлянды признаков.

5). Сочетание элементов гирлянд синонимов и гирлянд признаков. Уже на этом этапе могут родиться интересные идеи для решения творческой задачи.

6). К каждому из элементов гирлянды признаков подбирают свободные ассоциации. Гирлянд свободных ассоциаций должно быть столько, сколько элементов в гирлянде признаков. Инструментом образования гирлянд свободных ассоциаций является вопрос «о чем нам напоминает слово … ?» При этом каждый ответ становится исходным для следующей постановки вопроса. Например: «О чем напоминает слово синий?» – «О небе». – «О чем напоминает слово небо?» – «О самолёте». «О чем напоминает слово самолёт?» – «О крыльях». Таким образом в гирлянде появятся слова небо, самолёт, крылья, …

8). Анализ полученных идей и принятие решения о продолжении или прекращении поиска. Если поиск нужно продолжать, то комбинируют исходные свободные ассоциации со вторичными гирляндами, а их элементы – с элементами гирлянды синонимов. В результате могут возникнуть новые идеи.

9). Идеи делятся на рациональные, интересные и непригодные. Интересные (то есть хорошие, но с недостатками) впоследствии ещё раз делят на рациональные и непригодные.

8. «Метод маленьких человечков»

Одной из технологий креативного мышления является «метод маленьких человечков». Случаются проблемные ситуации, при которых часть объекта не может выполнять требования поставленной задачи. В таком случае может помочь такой приём креативного мышления как дробление проблемы на множество «крохотных человечков». Для этого выделяют ту часть, которая не подчиняется условиям задачи, не может их выполнять, и представляют её в виде маленьких человечков. Следующий этап – деление человечков на группы, действующие по условиям задачи группы. Затем полученная модель рассматривается и перестраивается таким образом, чтобы конфликтующие действия можно было выполнить. Другими словами, если воспринимаемая проблема как целое кажется неразрешимой, то при её разделении на составные части может оказаться, что эти части можно перегруппировать и затем обьединить в произвольном порядке. В результате или проблема станет разрешимой по-новому, или возникнет новый взгляд на неё, или какие-то идеи можно будет модифицировать в каком-то направлении для получения решения. Элементы, полученные при делении, желательно перемещать и совмещать друг с другом в различных сочетаниях. Только следует помнить о том, что сочетание элементов – это не монолитная система.

9. «Метод контрольных вопросов»

Основным приёмом креативного мышления в этой технологии является применение правильно поставленных наводящих вопросов, которые помогут направить ход мыслей таким образом, чтобы лучше уяснить суть проблемы, условия, пути решения. Это поможет преодолеть психологическую инерцию.

10). «Морфологический анализ»

Основным приёмом этого метода является использование специальных таблиц, в которых приведены все основные составляющие интересующего объекта. Метод позволяет упорядочить процесс анализа разных вариантов решения стоящей задачи, он помогает не упустить из виду какой-либо удачный вариант решения, не замеченный прежде.

11). Существуют также методика слома стереотипа и другие технологии креативного мышления, в которых используются разнообразные приёмы, стимулирующие выход за рамки шаблонов и помогающие творчески решать самые разные задачи в различных сферах нашей жизни.

Творчество и креативность

Креативное мышление часто называют также творческим, но творчество и креативность – не одно и то же. Для лучшего понимания процессов имеет смысл уточнить формулировки: творчество – это всегда создание нового путём озарения: получение какого-то продукта мыслительной деятельности, при котором проявляются эмоционально-личностные качества творца. Многие исследователи называют творческое действие неподвластным контролю, бессознательным актом, или ничем не стимулированной активностью мозга, которая проявляется в стремлении выйти из «зоны комфорта» (Богоявленский Д. Б.). Для акта творчества характерна внезапность, спонтанность, которая. Вязана с внешними обстоятельствами и личными переживаниями.

Креативность – это способность к творчеству, которой присущи готовность к рождению необычных идей и решению задач, выходя при этом за рамки общепринятых схем. Креативность – один из независимых факторов одарённости. Креативное мышление опирается на изобретательское искусство и открытия в разных областях знаний. Оно ломает стереотипы, смело сочетает несочетаемое, опирается на алгоритмы и создаёт на этой основе нечто совершенно новое или решает нерешаемые, казалось бы, задачи. Вне творчества креативность невозможна. Креативность можно назвать технологией организации процесса творчества. Креатив может опережать творческий процесс, задавая ему направление, но сопутствует ему не всегда.

Таким образом, креативность – одна из черт творческого мышления. Творчество всегда первично, но креативность позволяет достичь конкретной цели. В процессе креативного мышления главным компонентом является некоторый прагматизм. Имеется в виду понимание уже на начальном этапе конкретной цели (зачем нужно это создавать), назначения (для кого это нужно), путь решения (как это сделать), и, собственно, предмета (что для этого нужно).

Если креативность играет решающую роль в процессе генерации творческих идей, то их восприятие и воплощение зависят от когнитивных способностей. Благодаря пластичности мозга, мы можем развивать свои познавательные способности, тренировать и совершенствовать память и внимание, восприятие и мышление. В этом могут оказать хорошую помощь регулярные занятия на .

Искренне желаем Вам творческих находок и удач и, конечно же, успехов в саморазвитии.

Творческое мышление и креативность, несомненно, являются полезными навыками современного человека. Однако сложно найти хорошие курсы, тренинги, школы, книги и учебники для формирования и совершенствования этих навыков. В связи с этим и создан данный раздел сайта, который посвящен методам и техникам развития креативного мышления. Раздел представляет собой полноценный тренинг для развития творческого мышления и воображения и содержит в себе уроки, статьи, задачи, головоломки, видеоматериалы, тесты и много других полезных материалов.

Если вы читали «99 франков» или «Поколение П», смотрели фильмы Тарковского или Дэвида Линча, видели картины Леонардо да Винчи или Пикассо, вы наверняка задумывались: как люди могут создавать так много новых интересных идей и потрясающих концепций? Если эти профессионалы творческого мышления вызывают в вас желание быть похожими на них, то в этом разделе вы найдете для себя много полезной информации.

Чем жизнь более нестандартна, тем интереснее жить. В жизни от нас часто требуется креативный подход. Способность мыслить нешаблонно делает нас остроумными, находчивыми, успешными, предприимчивыми, удачливыми и богатыми. Умение быть креативным может пригодиться всегда.

Часто утверждают, что творческому мышлению научить невозможно. Это не совсем так. Конечно, врожденные способности человека очень важны. Но обычно именно взрослым людям по-настоящему свойственно творческое мышление, способность к которому не является только врожденной, а приобретается с воспитанием и опытом. Настоящие произведения искусства делают взрослые люди, которые достигли определенного мастерства мыслить и поступать креативно. А если человек не будет развивать свой творческий потенциал, то он вряд ли достигнет способности созидать, даже если в детстве, он проявлял какие-либо способности.

Значит, есть что-то, что знают и умеют творческие люди. Эти знания и навыки они приобрели не генетическим путем от своих родителей, а накопили их в течение своей жизни. Попробуем найти и разгадать их секреты.

Что такое творческое мышление и креативность?

Объяснить и описать, что такое творческое мышление и каковы его особенности - задача достаточно сложная. Одно из немногих определений креативности/творческого мышления дано психологом О.К. Тихомировым:

« Творческое мышление — один из видов мышления, характеризующийся созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в самой познавательной деятельности по его созданию. Эти новообразования касаются мотивации, целей, оценок, смыслов. Творческое мышление отличают от процессов применения готовых знаний и умений, называемых репродуктивным мышлением »

О.К. Тихомиров
Общая психология. Словарь / под. ред. А.В. Петровского // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: В 6 т. / ред.-сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2005.

Это определение выделяет главную характеристику творческого мышления -наличие результата, чего-то субъективно нового, что создал человек.

Важно понимать, что творческое мышление или креативность - это именно СПОСОБ мыслить, определенный ПРОЦЕСС, который ведет к созданию нового. Естественно, существует множество методик организовать свое мышление так, чтобы можно было в результате получить что-то новое. Ряд исследований и тестов показывает, что большинство способов можно подстроить под определенные логические схемы, которые и составляют часть уроков данного раздела.

Чтобы понять особенности своего творческого мышления, предлагаем вам пройти специальный психологический тест.

Тест на творческие способности

Данный тест создан, как интерпретация методики диагностики личностной креативности, разработанная Е. Е. Туник, и позволяет определить четыре особенности творческой личности: любознательность, воображение, сложность и склонность к риску.

Для правильной интерпретации ответов следует выполнять несколько правил во время прохождения теста:

  • Среди следующих коротких предложений вы найдете такие, которые определенно подходят вам лучше, чем другие. Для них следует выбрать ответ «Да». Некоторые предложения подходят вам лишь частично, на них следует отвечать «Может быть». Другие утверждения не подойдут вам совсем, для них предназначен ответ «Нет». Для тех утверждений, относительно которых вы не можете прийти к решению, предусмотрен последний вариант - «Не знаю».
  • Здесь нет правильных или неправильных ответов. Отмечайте первое, что придет вам в голову, читая предложение. Это задание не ограничено во времени, но работайте как можно быстрее. Помните, что, давая ответы к каждому предложению, вы должны отмечать то, что действительно чувствуете. На каждый вопрос выберите только один ответ.
  • Поскольку тест основан на личном восприятии, не стоит ждать от него объективной проверки ваших способностей. В большей степени он отражает ваше представление о своих творческих способностях. Помните, что креативность - это не врожденная характеристика, а качество которое можно развивать.
  • Данные теста будут записаны после того, как вы ответите на последний вопрос и увидите подтверждение окончания теста. Если вы закончите тест ранее последнего вопроса и закроете страницу, данные не будут сохранены.
  • Данные теста будут записаны после того, как вы ответите на последний вопрос и увидите подтверждение окончания теста. Если вы закончите тест ранее последнего вопроса и закроете страницу, данные не будут сохранены. Если этот тест вы уже проходили, то в левом меню отобразится знак.

С другой стороны, творческое мышление связано не cтолько с логическими схемами, сколько с развитым ассоциативным мышлением и воображением человека. Все это можно развивать при помощи специальных упражнений, которые представляют собой еще одну важную составляющую этого раздела.

В данном разделе собраны методики развития в себе способности творчески мыслить: уметь находить всегда и во всем несколько вариантов, и выбирать из них лучший.

Методика обучения

Как уже было сказано, существует много подходов понимания творческого мышления, и, следовательно, есть множество способов обучения такому мышлению. Среди популярных подходов анализа креативности можно отметить: концепцию латерального мышления , теорию решения изобретательских задач , синектику, метод 6 шляп и другие . Большинство из этих подходов имеют схожие черты, однако если пытаться заниматься по всем этим методикам одновременно, то можно запутаться.

Проанализировав многие подходы к креативности, наша творческая группа пришла к выводу, что наиболее универсальной теорией является концепция латерального мышления Эдварда Де Боно (а также ее интерпретация Филиппом Котлером), которая направлена на понимание логики построения новых идей. Именно концепция латерального мышления легла в основу данного тренинга. Также в данном тренинге использовался ряд важных методик развития творческого мышления из других теорий, чтобы расширить концепцию де Боно.

Кроме того, концепции, которые заслуживают отдельного внимания, были вынесены в УРОК 5 , для того чтобы вы смогли попробовать другие методики развития творческого мышления.

План обучения

Весь тренинг поделен на несколько уроков, которые призваны раскрыть в вас различные стороны креативного мышления. Пройдя все уроки, вы получите гандикап, для того, чтобы уметь применять и постоянно совершенствовать свое творческое мышление.

Творческие игры

А также

А также на нашем сайте вы найдете полезные материалы, статьи , видео , задачи, головоломки, картинки, фото и многое другое, что раскрывает особенности творческого мышления человека. В итоге после этого тренинга вы будете четко представлять себе, как устроен процесс творческого мышления и будете обладать достаточными навыками для того, чтобы создавать что-то новое.

Умение быть творческим и интересным человеком отчасти приобретается с воспитанием и зависит от наших врожденных особенностей. Но поверьте, что эту способность можно приобретать и развивать, главное здесь, как обычно,- желание.

Желаем вам удачи в развитии творческого мышления!

Марина Никитина

Слово «креативность» произошло от английского «create» – творить, создавать. Понятия «креативность» и «творчество» иногда используются в речи как слова-синонимы, но между ними есть разница.

Креативность – это способность создавать оригинальные идеи, решать стандартные задачи нестандартным образом. Творчество – это создание уникального, авторского творения, продукта творчества.

Креативность рождает идеи, творчество претворяет их в жизнь.

Природа креативности

Креативность – это характеристика мыслительной деятельности, генерирующей абсолютно новые, уникальные идеи. Креативное мышление – способность мыслить творчески, креативно.

Умение видеть проблемную ситуацию нестандартно, с новой стороны, под другим углом говорит о том, что человек использует креативный подход в мышлении. Креативное мышление – основа творческого процесса.

Если у человека есть врожденный талант, то креативность определена генетически и физиологически. Творческий человек всегда мыслит креативно. Креативность и творчество сочетаются в личности и обуславливают друг друга.

Традиционно способность мыслить нестандартно и творчески определяют как функцию правого полушария головного мозга. Если правое полушарие доминирует над левым, у человека правополушарный тип мышления, определяемый как «Художник».

В детстве, когда еще не усвоены нормы, правила, шаблоны и стандарты мышления, люди мыслят креативно. У детей хорошо , воображение, смекалка. Они выдумщики и фантазеры. Во взрослом возрасте люди чаще копируют и воспроизводят уже имеющиеся идеи, отказываясь от собственных.

Взрослым людям нужно активизировать творческое мышление, которое часто подавляется логикой, чтобы открыть и реализовать скрытый личностный потенциал.

Креативность помогает в личной жизни справляться с трудностями и кризисными этапами, в профессии – стать успешным и востребованным специалистом.

Творческое мышление обязательно для специалистов сферы искусства и культуры и ценится в других сферах человеческой деятельности.

В сферах жизни, где присутствует конкуренция, креативность ценится как возможность выгодно выделиться, найти нужную нишу в обществе. Она прописывается в резюме, отзывах, рекомендациях, при составлении психологического портрета как важная личностная характеристика.

Творческая креативность прогрессивна, конструктивна и позитивна. Итогом творческого процесса становятся открытия, изобретения и рационализаторские предложения.

Характеристика творческого мышления

Создание новых идей невозможно без участия в процессе мышления других психических познавательных процессов.

Креативность обуславливают три психические процесса:

Воображение. Способность создать образ, визуализировать идею и управлять ею. Творческий человек мыслит образами, сопоставляет и изменяет воображаемые картины. Они рождаются в сознании человека, словно сами по себе, когда он вдохновляется идеей создать нечто новое. Но любой мыслительный образ это продукт деятельности мозга, даже если она бессознательная.
Внимание. Креативный человек любознательный, умеет заинтересовываться. Он видит нестандартно привычные вещи потому, что рассматривает их внимательно, подробно, полноценно. Творческие способностиможно развивать только тогда, когда присутствует живой интерес к конкретному виду деятельности.
Память. Творческий процесс предполагает багаж знаний и опыта, которые можно вспомнить и проанализировать. Прошлый опыт накладывает отпечаток на настоящее. Скрытые воспоминания неожиданно всплывают, преобразовываются и дополняются творческими идеями.

Развивая воображение, внимание и память, человек развивает креативность и творческие способности.

Креативность включает особенности творческого мышления:

беглость – это скорость мышления, генерация множества идей в короткий промежуток времени;
оригинальность – способность мыслить неординарно, по-новому;
гибкость – умение использовать разные способы генерации идей и быстро переключаться;
открытость и восприимчивость – готовность воспринимать и изучать новую информацию;
образность – способность создавать целостные идеи, единый образ, картину;
абстрактность – способность обобщать, создавать сложносоставное общее на основе частного и простого;
детальность – способность подробно изучать, детализировать изучаемый объект;
вербальность – способность рассказать, обозначить словами идею;
стрессоустойчивость – способность придумать нечто новое в стрессовой, необычной ситуации.

Эти критерии креативности отличают ее от шаблонного, типичного мышления.

Развитие креативности

Креативность мышления и творческое отношение к жизни помогают . Креативность развивает личность, интеллект, эмоционально-волевую сферу, способности.

Развитие креативности предполагает , испытывать себя в творческой деятельности, заниматься тренировкой познавательных процессов (внимания, воображения, памяти).

Упражнений по развитию креативности множество. Классический пример: придумать как можно больше новых функций определенного предмета. Как и где еще можно использовать вилку, чашку, карандаш и другие бытовые предметы? Придумывая варианты, включить фантазию и отключить логику.

Творчество алогично, удивительно, восхитительно, и иногда кажется бессмысленным.

Творческий человек отключает внутренний контроль, выходит за рамки привычного, ловит всплывающие в сознании мысли, чувства, образы и преобразовывает их в идеи.

Упражнения, развивающие креативность:

Связать несвязное. Выбрать наугад два случайных предмета и попытаться найти сходство между ними. Какой один предмет получится при слиянии двух? Как им пользоваться? Можно соединять два разных, случайно выбранных слова и составить связный рассказ.
Несуществующее животное. Это проективная методика, которая диагностирует качества личности и уровень креативности. Нужно нарисовать животное, которого нет в природе, «сотворить» новое существо. Если тренироваться рисовать нечто новое, неизвестное, фантастическое, развивается креативность мышления.
Письмо наоборот, чтение или произношение слов с конца в начало. Это популярная детская игра. Слово «творчество» превращается в «овтсечровт». Чем длиннее слово, тем сложнее выполнять задание.

Интересный факт. Люди, пишущие левой рукой чаще, чем те, кто пишет правой, становятся творческими личностями. Так как левую часть тела контролируется правое полушарие, если писать левой рукой, развивается образное мышление, воображение, интуиция.

Чтобы стать креативным человеком нужно учиться находить новое в привычном, почаще фантазировать, мечтать, воображать.

Занимаясь творчеством, нетворческий человек развивает креативность. Рисование, лепка, кулинария, конструирование и другая деятельность, предполагающая создание нового продукта своими руками и умом, совершенствует способность мыслить нестандартно.

23 марта 2014, 15:53

Креативное мышление — это…

Собственно, никто не знает, что такое креативное мышление. Психологи путаются и ругаются, пытаясь выработать определение, которое всех устроит. Но пока так ни до чего не договорились. Поэтому мы для себя решим, что креативное мышление — это способность человека нестандартно решать стоящие перед ним задачи и находить новые, более эффективные пути достижения своих целей . Такое определение не хуже любого другого.

Но, разумеется, статья писалась отнюдь не для того, чтобы потрепаться насчет лингвистических и научных аспектов этого несчастного определения. На этом блоге все статьи или несут более-менее полезную информацию, или, на худой конец, содержат зашкаливающее количество иронии и недоверия к «общепринятым» истинам вроде чертовской важности для , что — подчеркиваю — тоже очень полезно.

Почему же полезно?

Ну, хотя бы потому, что помогает развивать креативное мышление. Ведь суть креативности — в нахождении новых, необычных, нетрадиционных путей. Для этого нужна некоторая смелость мышления и отсутствие . Так вот, чтобы не иметь стереотипов и прочей гадости, мешающей мыслить креативно, нужно прежде всего мыслить НЕЗАВИСИМО.

Ничего не принимать на веру (даже посты из этого блога, о чем я не устаю напоминать).

Не иметь авторитетов и кумиров (любой человек, как бы умен и замечателен не был, может ошибаться. А «авторитеты» зачастую еще и расслабляются и начинают мести чушь. Ну а поклонники продолжают внимать речам авторитета как божественному откровению)

Не бояться быть «не как все» (хотя тут неправильна уже постановка вопроса. В идеале не должно возникать даже мысли в духе «похож я на других или нет?». Никакого смысла в таких рассуждениях отродясь не было. Быть надо собой, и мерить себя лучше всего своей линейкой)

Все это помогает главному — видеть вещи более близкими к реальности (я не говорю «такими, какие они есть» — не факт, что это вообще доступно человеку). А значит — и находить новые идеи, там, где другие — скованные стереотипами и «истинами» их не заметят и за миллион лет.

Вообще, на мой взгляд, креативное мышление развивается так (это можно проследить в процессе развития человека — первые ступени осваиваются детьми и подростками, а дальше — как повезет. Развитие одной ступени подготавливает базу для другой):

Сначала появляется МЫШЛЕНИЕ ВООБЩЕ — умение делать выводы, сопоставляя одно с другим.

У подростков развивается МЫШЛЕНИЕ КРИТИЧЕСКОЕ — умение делать выводы, сопоставляя вещи со своим прошлым опытом.

Потом (если повезет) появляется МЫШЛЕНИЕ НЕЗАВИСИМОЕ — умение делать более верные выводы, не отвлекаясь на стереотипы.

Ну и наконец, благодаря свободе, которую дает предыдущая ступень, развивается КРЕАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ.

Кто-то может заметить, что креативность обычно противопоставляют разуму и логике, и, тем более, критичному взгляду на мир. Дескать, критики получаются из неудавшихся писателей, холодный прищуренный взгляд не видит красоту мира, а логика и творчество — смертельные враги.

Доля истины тут есть. (Доля истины есть везде, ага)

Но противоречия в вышеописанном не наблюдается. Вообще не слишком разумно противопоставлять друг другу что-то внутри самого человека. Все взаимосвязано, все.

Критичное мышление не заменяет креатив, оно служит основой для креативности. Креативность связана с подсознанием, так? Ну а критичное мышление помогает «натренировать» подсознание, очистить его от мешающих нам установок и чужих мнений (замучился печатать «стереотипов»). Можно сказать, что впечатления, которые мы получаем от мира — это топливо, на котором работает креативное мышление, подсознание — его мотор, ну а логичное и критичное мышление — установка по очистке топлива;)

Разумеется, излишне критичный настрой может губить новые идеи в зародыше, не давая им расправить крылья. Поэтому надо научиться переключаться с одного стиля мышления на другой — и это не так уж сложно — достаточно провести пару мозговых штурмов в качестве организатора, чтобы увидеть процесс со стороны. (во время первой части мозгового штурма нельзя критиковать идеи, потом же они, напротив, вычеркиваются).
В целом — нехитрое искусство.

Дети — такие создания, которых очень легко научить чему-либо, если при этом заинтересовать. Развивая креативное мышление, любой педагог или родитель одновременно решает сразу несколько задач.

Во-первых, он формирует у ребенка нетривиальное мышление, лишенное стереотипов, что помогает в решении разных проблем.

Во-вторых, развивая креативность, педагог (будем употреблять это слово в широком смысле, называя так и родителей, ибо они тоже являются учителями) делает ум ребенка подвижным и гибким.

И, наконец, в-третьих, параллельно с мыслительными способностями развиваются фантазия и усидчивость . Ведь не секрет, что если дети увлеклись какой-то задачей, они способны заниматься ее решением в течение долгого времени.

Креативность — это использование обычных вещей для создания чего-то необычного

В общем, развивать креативное мышление у детей — полезно, хорошо, нужно. Но как? Попробуем разобраться.

Вопрос первый: что такое креативное мышление?

Термин «креативность» близок к понятию «творчество». Только если последнее дается от природы, то креативный подход можно развить. Казалось бы, креативность - это специфический талант, и дано такое не всем. Но на самом деле, данный тип реакции на проблемы вполне можно выработать даже во взрослом возрасте. А о детском уж и говорить нечего. Нужно лишь найти правильный подход и выработать определенную тактику, направленную на формирование креативного мышления у ребенка.

Вопрос второй: как развить креативное мышление?

Конечно, специальными упражнениями и тренировками. Развитие креативности, как у детей, так и у взрослых, может осуществляться разными способами. Их разработано великое множество, и перечислить все вряд ли получится, но обозначить основные можно.

Итак, как развить креативность у школьников и малышей?

1. Занятия творчеством

Творчество невозможно без самого акта творения. И лучше, если этот акт будет лишен всяких стандартов. Например, с детьми можно заниматься той же самой аппликацией, но преподнести ее в совершенно ином виде. Можно попробовать выполнить изображения посредством высыпания на бумагу разной крупы. Научить как обычными вещами, при должной смекалке и фантазии, можно создавать что-то уникальное, неповторимое и совершенно необычное — вот одна из основных целей.

2. Постановка необычных задач
Чтобы развить у детей креативное мышление, нужен проблемный метод обучения. В чем он заключается? В том, что перед ребенком ставят задачу, желательно практического характера, не предлагая никаких решений. Можно давать наводящие вопросы, но только в том случае, если ваш подопечный вообще никак не справляется с поставленным перед ним вопросом. Самостоятельность в принятии решения - это одно из основных условий успешного развития креативности .
3. Специальные упражнения
Без них никуда. Любая методика предлагает целый рад способов достижения лучшего результата, частными проявлениями которого являются как раз упражнения разного рода. Для развития креативного мышления можно использовать следующие:

  • Возьмите какую-нибудь самую обычную вещь (карандаш, например) и предложите ребенку придумать, как ее можно использовать не по прямому назначению. Например, сделать аннтенку для приемов космических посланий или в качестве шпильки для закрепления пучка волос. В общем, тут непаханое поле для развития фантазии и креативности.
  • Еще одно упражнение: каждый день добавлять в свою жизнь что-то, отличающее этот день от вчерашнего или завтрашнего. Учиться находить новые пути к школе, стараться посещать незнакомые места, привносить новый штрих в повседневность. Это задача не из легких, но она очень увлекательная.
  • Игра в ассоциации - очень действенный способ развития нестандартного подхода к жизни. Ассоциативная связь алогична, она базируется не на логике, а на мировосприятии и пережитом опыте, тем самым стимулируя воображение и рождая невероятные образы.
  • Необъяснимые вещи должны быть объяснены. Это не каламбур, а еще одно упражнение. Учите ребенка объяснять даже то, что находится за гранью его понимания. Это поможет детскому мышлению выйти за стандартные рамки.

Итак, не бойтесь развивать креативное мышление у детей. Начните как можно раньше, и со временем вы непременно увидите положительные изменения в развитии вашего ребенка.