Вы смотрели в детстве диснеевский мультфильм про Покахонтас? Если не смотрели, то наверняка знаете сюжет. Там индейская принцесса влюбилась в белого колонизатора, спасла его от смерти, когда индейцы хотели его убить, и вообще у них была огромная любофффф. Сюжет фильма "Аватар" также повторяет историю Покахонтас.

А знаете, что же было с Покахонтас в реальности? Диснеевские аниматоры на самом деле всё переврали. Хоть и действительно существовали такие исторические личности как Покахонтас и Джон Смит.

Джон Смит, которого Покахонтас якобы спасла от смерти, был еще тот авантюрист и выдумщик. Согласно его автобиографии его постоянно спасали какие-то бабы, которые в него поголовно влюблялись. То он попал пленником в Крымское ханство, но прекрасная гречанка или турчанка или крымская татарка влюбилась в него и выкупила из плена, то попал в плен к индейцам в Вирджинии, а его спасла Покахонтас.

Британские историки на данный момент считают, что спасение Джона Смита Покахонтас в 1607 году - это его романтическая выдумка, поскольку в своей книге про Америку в 1608 году он ничего про это не писал, а первый раз упомянул про этот случай аж в 1616 году в письме к королеве Анне, когда Покахонтас прибыла в Лондон.

К тому же в 1607 году Покахонтос была еще совсем маленькой: около 11 лет. (Смиту тогде было 27 лет). Так что скорее всего никаких романтических отношений между ними не было.

Однако Покахонтас вышла замуж за другого колонизатора, тоже Джона. Джон Рольф был табачным плантатором, Покахонтас родила ему сына, потом они отправились из Виргинии в Лондон, где Покахонтас была представлена королю (это исторически подтвержденные факты).

Между прочим, у Диснея есть мультфильм "Покахонтас-2", там как раз показана любовь Покахонтас с Джоном Рольфом. (И всё равно всё перекручено: по Диснею любовь у них возникает уже в Лондоне, а по историческим фактам в Лондон Джон Рольф привез свою жену Покахонтас вместе с годовалым сыном.)

Второй мультфильм про Покахонтас намного интереснее, динамичнее и веселее затянутого первого. Сначала Покахонтас узнает, что Джон Смит якобы погиб, страдает, но потом увлекается Рольфом и вынуждена выбирать кого-то в любовном треугольнике.

А в жизни не всё так весело было впоследствии, потому что Покахонтас умерла в 22 года, заразившись какой-то европейской инфекцией. Ее сыну Томасу Рольфу было всего 2 года. Впрочем, после него осталось многочисленное потомство.

Еще про Покахонтас есть фильм "Новый свет" - длинный и довольно нудный, хоть и красивый фильм с Колином Фарреллом в главной роли. Там тоже показан любовный треугольник Покахонтас с двумя Джонами. Фильм более приближен к реальным событиям, чем мультфильмы Диснея.

Но в реальности скорее всего любви у Покахонтас и Джона Смита не было совсем, и ее единственной любовью был ее муж Джон Рольф.

Джон Смит родился в семье простого английского ремесленника где-то в конце семидесятых годов XVI века. Из школы он убежал в возрасте десяти лет. В пятнадцать лет у него уже были первые неприятности с девушками из лучших семей, которые открыто проявляли симпатию к не по годам развитому парню. В шестнадцать лет по настоянию многих отцов дворянских дочек он вынужден был уехать в Голландию, оттуда в качестве слуги молодого британского рыцаря отправился во Францию. В Париже он совершенствовался в искусстве сердцееда, поэтому неудивительно, что неприятности повторились, когда он через несколько лет вернулся в Англию.

Смиту пришлось срочно вновь покинуть Англию. На этот раз судьба забросила его в Венгрию. Венгерский король Рудольф II (его резиденцией чаще всего был Пражский Град) вел войну с мусульманской Турцией, и Джон Смит вступает в армию короля. И в боях молодой авантюрист сумел отличиться и даже заслужил награду за освобождение захваченного турками венгерского городка. Тогда же ему был присвоен чин капитана.

Дворянского звания Смит добился поистине гусарским способом. Турецкий гарнизон одного венгерского города, окруженного войсками Рудольфа, предложил решить судьбу города «рыцарским» турниром между представителями двух армий. Капитан Смит вызвался сражаться первым. Копье его было точнее, попало в прорезь забрала, и турецкий паша упал бездыханным. Тогда на площадку на арабском скакуне вылетел слуга паши, полный решимости отомстить за смерть господина. И эту схватку Смит выиграл. Солдаты армии Рудольфа склонили головы перед двумя поверженными и приветствовали победителя. Весть о двойной победе отважного капитана разнеслась по всем союзным войскам, ведущим войну с турками. Зигмунд Баторий посвятил отважного капитана в рыцари и утвердил его герб, на котором были изображены две отсеченные головы турок.

Но удача изменчива, и капитан в одной из стычек попадает в турецкий плен, где его продают в услужение в один из роскошнейших царьградских дворцов. Однако он так понравился любимой жене тамошнего паши, что она упросила хозяина не заставлять работать Смита как простолюдина.

Как-то паша поехал в Крым, в Бахчисарай, и взял с собой Смита. Там, в отсутствие покровительницы, Смита использовали на самых тяжелых работах. Однажды во время обмолота он случайно остался во дворе вдвоем с турком. Неожиданно Смит размахнулся цепом и несколькими ударами убил ничего не подозревавшего пашу. Потом облачился в его платье и на его коне ушел из Бахчисарая. Несколько лет он находился на территории, контролируемой русскими, потом вернулся в Англию.

Вернулся он вовремя. Плимутское общество как раз искало таких храбрецов, не боящихся странствий, для завоевания Северной Америки. Смит стал одним из основателей первого поселения в британской Северной Америке - легендарного Джеймстауна.

Территория, на которой капитан Смит и его спутники заложили первый британский форт, ставший эпицентром расширения английских колоний в Америке, представляла собой часть земель так называемой конфедерации Повхатана. В конфедерацию уже в то время входило 24 племени индейцев. Во главе мощного союза стоял вождь Повхатан.

Жители Джеймстауна из всей обширной области конфедерации знали только свой городок и его ближайшие окрестности, а из индейцев - только жителей ближайших стоянок, откуда им доставлялись продукты. Поэтому капитан Смит планирует совершить вылазку в глубь территории. Но была еще одна причина: Испания выгребала из своих американских колоний тонны серебра и золота. Поэтому плимутское общество настаивало, чтобы переселенцы из Джеймстауна также отправились искать золото во внутренних районах британской Америки.

Смит снаряжает небольшую лодку и в декабре 1607 года вместе с двенадцатью белыми и двумя индейскими проводниками отплывает вверх по реке Чикахоми. Через несколько дней позади остались равнины Вирджинии. Сузившееся русло реки завело в густые дебри. Здесь Смит оставил часть своих людей, а сам с двумя отважными гребцами из Джеймстауна и двумя индейцами отправился на утлой лодочке дальше.

Перед отплытием экипаж поклялся ни при каких обстоятельствах не покидать лодку на реке и не высаживаться в незнакомых местах. Но голод заставил их вскоре нарушить клятву. Они выбрались поохотиться на сушу. Реку окружал густой и на первый взгляд необитаемый лес, и Смит не подозревал, что их плавание протекает под пристальным вниманием дозорных из племени памунки.

Памунки входили в состав конфедерации. Их вождь Опечанкамуг даже был братом «короля» Повхатана и его первым заместителем в союзе, но они расходились во взглядах относительно того, как поступать с незваными гостями. Опечанкамуг не соглашался со своим братом, верховным вождем, который придерживался линии дружеского смирения. Опечанкамуг призывал совместными силами всех двадцати четырех племен заставить переселенцев убраться из Америки. Даже огнестрельное оружие бледнолицых не могло разубедить Опечанкамуга.

Но конфедерация могла начать боевые действия против белых переселенцев только по приказу и под руководством верховного вождя. Однако и на землях индейского союза действуют неписаные законы. Как только капитан Смит сошел на берег во владениях памунков, индейцы из засады напали на бледнолицых.

Ловкий Смит отбивался долго. Он использовал прием, которому научился в Венгрии в боях с турками: под прикрытием индейского проводника, обороняясь богатырским мечом, шаг за шагом двигался к лодке. Но индейский проводник ухитрился подставить ему ногу, и английский рыцарь все-таки был схвачен.

Первый белый пленный стал сенсацией не только для племени памунков, но и для всех соседних племен. По приказу Опечанкамуга его водили по индейским поселениям и выставляли напоказ, как потом на потеху европейцам выставляли пленных индейцев. Так индейцы и белые «знакомились» друг с другом. Смит постарался приспособиться к своим тюремщикам, заслужил их уважение умением обращаться с компасом, пистолетом, панцирем. Индейские шаманы несколько дней изучали удивительное существо под названием бледнолицый, защищенное железным панцирем. Им он казался ошибкой природы. Но ошибкой доброй или злой? Они потчевали своего пленного самыми вкусными блюдами, которых, как писал Смит, хватило бы и на двадцать человек. Смита мучил страх, что его хотят быстрее откормить и потом съесть.

Вскоре индейцы доставили пленного в «столицу» конфедерации Веровока-моку, и там он наконец-то предстал перед верховным вождем. Повхатан восседал на возвышенном месте, одетый в кожаную накидку. Вокруг «трона» стояли члены совета конфедерации. У ног верховного вождя сидела индейская девушка в пышном наряде. Смит в период жизни в Джеймстауне и в плену видел немало индейских женщин, но еще не встречал такой красавицы. Это была тринадцатилетняя принцесса Покахонтас, дочь и любимица грозного вождя, который удостоил ее почетного места, обычно по традиции занимаемого старшим сыном.

Перед «троном» горел большой костер, а вокруг костра рядами выстроились воины. Повхатан встал и важно спросил рыцаря, зачем он пришел на землю краснокожих. Рыцарь обвинил во всем испанцев, которые якобы кружат у побережья и преследуют англичан. И ему, мол, пришлось спасаться и искать прибежище на земле индейцев. Было видно, что вождь не поверил ни одному слову и разгневался. Портить дружеские отношения с поселенцами, которые расположились в Джеймстауне, на самой окраине конфедерации, было запрещено. Но здесь присутствовали члены совета племен, и вождь не пощадил пленного, предоставив право совету решать его судьбу. Большинство во главе с решительным Опечанкамугом потребовали немедленной смерти пленного у ритуального костра.

Покахонтас — дочь вождя

Повхатан утвердил смертный приговор первооткрывателю индейской Северной Америки. Но жизнь этому баловню Счастливого Случая спасла, как бывало не раз, опять женщина. На него, на его панцирь, на его роскошные усы с нескрываемым обожанием смотрела красавица Покахонтас. Первая - настоящая, но безнадежная - любовь засверкала в юном сердце Покахонтас.

Когда прозвучал приговор, капитану, его привязали к вбитому в землю столбу, и два крепких индейца приготовили каменные топоры, чтобы по приказу вождя размозжить ему голову. Палачи уже подняли свое страшное оружие, но к столбу кинулась хрупкая Покахонтас. Она заслонила чужеземца и закричала: «Убейте лучше меня!»

Повхатан не смог причинить страдание своей любимой дочери. Он помиловал рыцаря и вскоре освободил из-под стражи. Но Покахонтас было запрещено встречаться с ним. Еще спустя некоторое время, явно чтобы не допустить такой встречи, Повхатан под охраной двенадцати индейцев отправил капитана в Джеймстаун.

Первое и самое старое поселение в британской Америке, куда Смит вернулся после вынужденного пребывания в «столице» Повхатана, представляло собой убогое зрелище. Поселенцы жили только за счет подачек с соседних индейских стоянок, законов в городке не существовало, работы не было. И Смит, выразивший недовольство таким жизнеустройством, был вынужден убраться из Джеймстауна и вновь пуститься в плавание по рекам индейской Америки. По Потомаку он добрался до того места, где расположен сейчас Вашингтон.

Позже Смит вновь обосновался в Джеймстауне. Но ненадолго. При взрыве местного порохового склада он был тяжело ранен и отправился в Англию на лечение.

Джеймстаун тем временем доживал последние дни. К тому же вспыхнула чума, и когда волна эпидемии схлынула, переселенцы обнаружили, что Джеймстаун стал городом мертвецов. Из пятисот поселенцев в живых осталось 59. Индейцы перестали наведываться в поселение, где правила «черная смерть». Поэтому прекратили поступать продукты. Жители Джеймстауна отвыкли от сельскохозяйственных работ, и в поселении начался голод. В конце концов последние жители гибнущего Джеймстауна, которых даже крайние обстоятельства не заставили взяться за соху и сеялку, стали каннибалами.

Сведения о трагическом конце первого поселения в индейской Америке дошли до плимутского торгового общества. Оно направило шхуну с новым руководством Джеймстауна и несколькими десятками новых колонистов, с продуктами и оружием. Корабль, однако, попал в шторм в районе Бермуд, и новые колонисты, которые должны были спасти Джеймстаун от голода, сами умирали голодной смертью на одном из необитаемых островов.

У индейцев появилась возможность одним ударом покончить с единственным европейским населенным пунктом. Большинство вождей двадцати четырех союзнических индейских племен рвались в бой. Но Покахонтас, все еще помнящая об английском рыцаре, умоляла отца о мире. Повхатан и на этот раз пошел на поводу у своей дочери и не провозгласил: «Война». Он сказал: «Мир и великодушие».

Странно вели себя и переселенцы в Джеймстауне. В недружественном окружении многотысячных индейских племен, голодные и ослабшие, они думали лишь о том, как заставить индейцев их кормить. Матрос Аргалл, отчаянный авантюрист, добрался на корабле до столицы индейской конфедерации и обманом заманил на корабль индейскую принцессу Покахонтас, которая, похоже, распространяла свою любовь к английскому рыцарю на всех англичан. Аргалл связал принцессу и привез в Джеймстаун, а Повхатану сообщил, что вернет его любимую дочь только в обмен на огромное количество кукурузы. Повхатан это дерзкое предложение отверг, но опять не отдал приказа своим людям идти на поселение.

Покахонтас становится леди

Пленение красавицы Покахонтас, что удивительно, привело даже к миру между индейцами и белыми. И вот что произошло. Покахонтас, вздыхающая в тюрьме Джеймстауна по своему британскому рыцарю, влюбилась в другого кавалера. Следует признать, что кавалер был одним из самых достойных поселенцев Джеймстауна.

Смит был далеко за морем, и незамужняя индейская принцесса в конце концов приняла предложение досточтимого сэра Джона Рольфа. После отречения от своей прежней веры, приняв имя Ребекка, она стала супругой молодого англичанина.

Повхатан не противился замужеству своей дочери, напротив, он направил на свадьбу во главе многочисленной «делегации» от конфедерации одного из братьев. По случаю свадьбы индейский вождь подарил новому мэру поселения свою накидку и мокасины. Они до сих пор являются экспонатами оксфордского музея.

Но вернемся к нашему отважному рыцарю Смиту. Он тем временем плавал в иных морях и высаживался на другие берега. Иногда как рыбак, иногда как пират. Но в Вирджинию больше не возвращался никогда. И все же пути их с красавицей Покахонтас еще раз пересеклись…

Покахонтас-Ребекка Рольф в 1616 году посетила со своим мужем Англию. Лондон принял ее - дочь могущественного американского правителя - с необыкновенным восторгом.

От тех времен остался портрет индейской принцессы, который сейчас хранится в Национальной галерее в Вашингтоне. Индейская принцесса была даже принята во дворе. И именно здесь встретились Смит и Ребекка. Но многое разделяло теперь их! Индейская принцесса стала настоящей леди, имела именитого мужа, сына, а Смит, основатель английской колониальной империи в Северной Америке, так и остался белой вороной среди придворной лондонской элиты.

Смерть Покахонтас

Судьба оказалась безжалостной к индейской красавице. Покахонтас заболела в Лондоне туберкулезом и вскоре умерла в возрасте двадцати одного года. Она была похоронена на грейвендском кладбище на английской земле. Смит тоже больше не увидел Америку, он умер в довольно молодом возрасте через несколько лет.

Король Яков опасался, что сын индейской принцессы Томас Рольф станет наследным властителем Вирджинии - «американским королем», независимым от английского монарха. Стремясь предотвратить такое нежелательное развитие событий, которое, по его мнению, прямо угрожало интересам Англии, король принял решение в срочном порядке отправить в разросшийся к тому времени Джеймстаун несколько десятков невест из так называемых лучших семей, чтобы переселенцы не искали себе жен среди индианок.

Когда же королевский корабль выгрузил в Джеймстауне свой драгоценный груз - 90 специально отобранных девушек, их немедленно препроводили в церковь, чтобы во время торжественного богослужения каждый Переселенец мог незаметно выбрать себе невесту по вкусу. Церковь была переполнена как никогда, хотя переселенцы не отличались религиозностью. На следующий день в церкви венчались первые пары. Для компенсации дорожных расходов была установлена твердая такса: 120 фунтов вирджинского табака за невесту. Табак являлся главной валютой первой колонии. А происходило все это в 1621 году.

В том же году скончался главный защитник поселения Смита, вождь двадцати четырех племен Повхатан. Опустевший трон занял его брат Опечанкамуг, самый ярый противник проникновения белых в Вирджинию.

Через несколько дней после прихода к власти Опечанкамуг созвал к обрядовому огню вождей всех союзнических племен. Решение было единодушным - война! Война, пока не поздно Правда, соотношение сил к этому времени резко изменилось не в пользу индейцев. Десять лет назад во времена «черной смерти» в единственном поселении белых, в Джеймстауне, влачила жалкое существование сотня деморализованных европейцев. Но за десять лет вблизи Джеймстауна возникло несколько десятков английских поселений с более боеспособными и трудолюбивыми людьми. Но Опечанкамуг был непоколебим.

И 1 апреля 1622 года индейские племена Вирджинии вступили на тропу войны. Из 81 небольшого поселения при плантациях, заложенных белыми, индейцы разгромили 73. Только в первых схватках погибло 350 поселенцев. Повхатан и Покахонтас отошли в мир иной, романс о любви индейской принцессы к английскому рыцарю уже отзвучал, а в Северной Америке 1 апреля 1622 года взвились языки пламени первой настоящей войны индейцев…

Итак, на прошлой неделе к своему финалу подошла еще одна серия моих "костюмных" постов, посвящена "Аббатству Даунтон" (если вдруг вы все пропустили, не волнуйтесь - полное собрание сочинений из 27 постов по ), завершил которую мой grand-final-ный костюмный конкурс.

И пока его победительница готовит "досье" для моей работы над мини-разбором её стиля и облика, у меня есть отличные возможность и повод вернуть еще один "должок", оставшийся со времен прошлого костюмного конкурса. Тогда, больше года назад, мы с вами выбирали самых лучших "безумных" героинь, одной из которых стала вот эта девушка .


Однако подготовить для неё заслуженный мини-анализ у меня тогда не получилось, т.к. победительница, к сожалению, так и не вышла со мной на связь и не прислала материалы. А готовить концепцию стиля "на сухую", без достаточного количества информации о клиенте, даже в самом кратком формате - штука далеко не всегда эффективная. И все же...

Даже с небольшим количеством фотографий, кое-что полезное о таком типаже (и его оформлении), я все-таки имею сказать, тем более, что как раз на днях мне довелось решать пару сарториальных задач для клиентки с похожей внешностью.

Итак, анализируя внешность девушки даже с тех немногих ракурсов на имеющихся у меня фото, нельзя не отметить, что её колорит, тип контрастности и черты лица уводят облик из средне-европейских широт, добавляя "экзотические" ноты. И даже при минимальном воображении, смотря на нашу участницу, легко представить, что её могут быть родом из экзотических Перу или Боливии:


А если напрячь воображение еще немного , то можно увидеть в этой девушке современное воплощение Покахонтас:


Признаюсь, что обнаружить, что в облике клиентки "спрятан" подобный портрет, может может сильно облегчить стилисту работу;) Ибо создавать буквальные, пусть и современные интерпретации четко прописанных образов обычно проще. И наша герония с её типажом в этом случае не исключение:


С такими характеристиками типажа достаточно легко удаются как образы в этно-стиле, вдохновленные костюмами южно-американских племен, так и наряды современной версии индейской принцессы Покахонтас:


Единственный момент: такие, максимально приближенные к оригинал" наряды, обладают повышенной , из-за чего могут оказаться слишком броскими / вычурными / не подходящим для определенного склада характера, темперамента или образа жизни (*именно поэтому я не устаю повторять, что истинный личный стиль должен ставить на первое место ваше внутреннее содержание, которое и будет отражаться во внешнем облике) .

Однако если предположить, что общая концепция подобного стиля нашей героине не чужда, то регулировать степень костюмности её образов достаточно легко, благодаря узнаваемости и высокой ассоциативности такого стиля, даже если в наряде присутствует минимальное количество характерных элементов или они сочетаются с нейтральными/современными вещами.

Поэтому, если девушке подходит и нравятся, что её образ будут связывать с такими "стилевыми якорями", то все нашей героине в помощь - от национальных костюмов до образов её знаменитых "типажных сестер" вроде Vanessa Hudgens, особенно когда ежегодно они целыми стаями наряжаются для фестиваля Coachella. И дело остается лишь за тем насколько - от полного воплощения до характерных аксессуаров, "разбросанных" по базовой канве.


И здесь был бы конец еще одной стильной истории, но... буквально на днях мне довелось искать два интересных сарториальных решения для клиентки очень похожего типажа, как наша сегодняшняя героиня. Так, вдохновленная общей идеей образа Покахонтас, эта девушка задала мне вопрос, можно ли в этих стилевых рамках дополнительно подчеркнуть её сильный характер, уверенность и способность к борьбе (ибо несмотря на лишенные жесткости и резкости черты, она, между прочим, занималась единоборствами, а сейчас сама строит свой бизнес). И в качестве возможных вариантов я предложила ей отойти от элементов "бохо-шик" и обратить внимание на образы Aлисии Викандер от LV, как раз представляющие собой комбинацию современной Покахонтас и женщины-воина:

**Правда, если вы уже начали мысленно примерять к себе эти образы, учтите один важный момент: если вы обладательница очень хрупкого телосложения, юного/моложавого лица и (это может быть главное) не слишком боевого характера, который проявляется в ваших мимике и жестах, то есть хороший шанс, что наряд будет выглядеть на вас как броня, за которой вы прячетесь, а вовсе не используете в битве.



а комментарий моей боевой клиентки был вот таким:
Саша, не могу отдельно не поблагодарить вас за эту картинку - в ней просто все мое - и черный верх "под кожу" и белая юбка с размером и совершенно идеальная обувь и даже любимая мной правильно-цветная бахрома)))

Просто супер)))


Ну а с другой стороны, есть еще один интересный вопрос: можно ли этно-образы / образы, вдохновленные Покахонтас, которые являются явно загородными по своему заряду, "переключить" на городской настрой? Здесь, в качестве ответа, я бы порекомедовала посмотреть на некоторые образы Мирославы Дума.


Все эти образы не являются этническими par excellence, но в них присутствует схожесть на уровне технических деталей (цветовые решения, фактуры, принты), а типаж хозяйки добавляет сходство и на уровне общего заряда [для сравнения, представьте эти же наряды на классической славянской блондинке].

И да, сравнивая два последних образа, можно увидеть не только определенное сходство (в общем настрое/энергетике), но и те различия, которые делают образ Мирославы (справа) более городским и рафинированным.

Думаю, что может быть актуально, поэтому давайте-ка пройдемся по порядку...

Во-первых, цвета: в традиционном этно-образе более яркие и ядренные и их количественно больше (помним же, что эталоном классической европейской элегантности являются в принципе "бесцветные" образы - total white, total black, total beige). Во-вторых, принты: этнические или же классическая геометрия "блоков". Ну и в-третьих, стиль аксессуаров и "общее оформление" образа, что включает, например, прическу.


Не знаю, увидит ли прошлогодняя победительница этот пост. Надеюсь, что да! И в этом случае надеюсь, что найдет в нем для себя полезные идеи, несмотря на то, информация о ней в моем распоряжении была минимальной;)

За сим откланиваюсь и напоминаю, что этот пост - еще один небольшой пример мини-разбора, услуги, доступной сегодня в арсенале моих дистанционных услуг. И если вы тоже хотите, заказать мини-разбор можно, написав мне личное сообщение или отправив заявку на рабочий мейл [email protected]

Грудь тяжело подымалась. Больная оспой, Покахонтас лежала в постели, обессиленная. В окно дышало прохладой.
- Джон... - прошептала она, и муж склонился над её головой, бережно положил руку на лоб. В сравнении с его рукой Покахонтас горела.
- Я здесь, - ласково сказал он, но она не отреагировала.
- Джон, - снова жалобно позвала она и невидяще уставилась в его глаза. - Ты помнишь тот маленький ручеёк, возле которого мы...
Покахонтас стало тяжело говорить. Она крепко сжала руку Джона Рольфа.
Солнце стояло в зените; Покахонтас вздрогнула всем телом.
Её смуглая кожа была изрыта оспинами; волдыри покрыли острые скулы и индейский нос. Пухлые губы, прежде целовавшие и любившие, продолжали шептать имя. Но Джон Рольф понимал, что она говорила не ему.
- Я так спешила, чтобы закрыть тебя... - снова сказала она и улыбнулась. Джон Рольф улыбнулся в ответ. Наверное, у неё в глазах стоял другой человек.
Покахонтас металась в бреду и горячке. Она стиснула в кулаках края одеяла и горячо заговорила:
- Если ты спросишь меня, сяду ли я на корабль... спроси ещё раз... Джон.
Муж промолчал. В соседней комнате заплакал маленький сынишка. Покахонтас не вывело из бреда даже это: она умоляюще взглянула на Джона Рольфа своими большими оленьими глазами. Так смотреть могла только она.
- Пожалуйста, - попросила она. На ресницах задрожали слёзы.
Джон Рольф сдержался от того, чтобы не сказать ей: милая, это не он. Это я. Твой муж. Милая, ты поправишься.
- Покахонтас, - сказал он и дрогнул. - Ты поедешь со мной?
Она подняла ладонь, нежно коснулась его щеки. Её лицо просветлело. Она погладила большим пальцем губы мужчины.
- Да, - сказала она, и последний вздох слетел с её уст.

Огромные паруса надувались ветром, и индейский ветер, вольный и свежий, дышал в них. Корабль уходил в неизвестную даль. Но Покахонтас осталась вместе с ним.
Он ласково улыбнулся ей, зарывая лицо в тёмные волосы. Слова были лишними. Она впервые за многие годы почувствовала, как глубоко, словно бой тамтамов, стучит её сердце.
- Джон, - её губы раздвинулись в улыбке. Она запустила пальцы в золотистые волосы.
Теперь всё было правильно.
- Прости, что я так долго шла к тебе, - сказала она.
Обнявшись, они провожали солнце, садящееся в глубокое синее море...

Покахонтас, она же Матоака, принцесса поухатанов, умерла в 22 года от оспы. На надгробном камне высекли её новое и последнее имя: Ребекка Рольф.
Солнце садилось на её родной земле, и вставало здесь, в Англии.
Джон Рольф накрыл бездыханное тело, изуродованное оспой, и выпрямился.
Моей Покахонтас никогда не было.
Ведь она не принадлежала мне.

Matoaka , Покахонтас, Ребекка Рольф


Покахонтас родилась в 1595г. в индейском поселении Веравокомоко (сейчас - Викомико) штат Вирджиния, к северу от реки Памаунки-Ривер (Йорк-Ривер). Она была дочерью могущественного вождя союза племен Поухатан, носившего имя Вахунсонакок. Однако в истории, английские колонисты именовали его по названию союза племен, которое он возглавлял - Поухатаном. Ему подчинялось около 25 племен говоривших на языке Алгонкинской семьи. О матери Покахонтас известно только то, что она была одной из многочисленных жен великого вождя.


Родовое индейское имя Покахонтас было Матоака, означающее - «Белое перышко». Настоящее имя тщательно скрывалось, ибо согласно поверьям, знать его могли лишь члены племени. Покахонтас - это имя, которым ее стали называть уже английские колонисты, и под которым она осталась в истории.


Весной 1607г. в устье реки Памаунки высадились английские поселенцы, тогда юная принцесса впервые увидела белых пришельцев.


В месте слияния Памаунки и Чикахимини был заложен город Джеймстаун, названный так в честь короля Якова I (James I ). К тому времени местные индейцы уже знали о существовании белых людей. В 1570-7гг. им доводилось сталкиваться с испанцами-иезуитами, слышали они и о попытках колонизации в Каролине. И вот английские корабли, наконец, прибыли и к устью реки Памаунки. За несколько лет до основания Джеймстауна англичане убили одного из вождей, а многих индейцев захватили в плен и обратили в рабство. Так, что новые колонисты были встречены без особого восторга. Вначале индейцы напали на них, убили одного и ранили еще нескольких. Но все же после того, как два корабля из трех снялись с якоря и уплыли за провизией, верховный вождь предложил заключить мир с поселенцами, и как знак доброй воли прислал губернатору Джеймстауна Вингфилду оленя. Именно тогда Покахонтас познакомилась с капитаном Джоном Смитом.



Один из двух кораблей отплывших в Англию должен был вернуться с припасами для поселенцев, но задержался в пути, еды в городке катастрофически не хватало, люди страдали от голода на пустынном берегу. Тогда Джон Смит в декабре 1607г. во главе небольшого отряда решает покинуть форт в поисках пищи в индейских лесах. Однако вылазка Смита не увенчалась успехом, индейцы под предводительством дяди и братьев Покахонтас, напали на экспедицию, все кроме Смита были убиты, его самого отвели в столицу Поуахатан, к верховному вождю.

Сначала вождь тепло приветствовал нового непрошенного гостя, угостил роскошным обедом, однако затем капитана отвели на место казни, где его должны были забить палками. В момент, когда роковой посох одного из вождей был занесен над головой Смита, юная индианка и любимая дочь вождя закрыла его собой, склонившись и обняв его голову руками, спасая от дубинок соплеменников.



Вождь был тронут поступком дочери, и оставил жизнь Джону Смиту, объявив его при этом сыном и другом. После этого Покахонтас и Джон Смит стали друзьями и провели много времени вместе.



Позже Смит вернулся в Джеймстаун, прихватив с собой продукты данные ему индейцами. Отношения между последними и поселенцами заметно улучшились, Покахонтас вместе с соплеменниками часто приходила в Джеймстаун менять еду на орудия труда и всякие мелочи.



В своей книге Джон Смит описал Покахонтас, как очаровательную молодую девушку, выделяющуюся своим самообладанием и осанкой среди всех индейцев, а духом и умом превосходящую всех вокруг.


Джон Смит родился около 1580г. (то есть был приблизительно на 15 лет старше Покахонтас). Жизнь его была полна приключений. Прежде чем прибыть на берег нового континента, он успел повоевать в Венгрии против турок (в 1596-1606 годах). Современники называли его «грубым, амбициозным и хвастливым наемником». По свидетельству очевидцев, он был маленького роста и носил бороду. Опытный солдат, авантюрист, исследователь, Смит обладал еще и бойким пером и богатым воображением. Именно ему принадлежит первое известное описание английского поселения в Новом Свете глазами очевидца - «Истинное повествование о достопримечательных событиях в Вирджинии со времени основания сей колонии» 1908г. в этой книге, однако, Покахонтас не упоминается. О том, как индейская принцесса спасла ему жизнь, Смит поведал лишь в 1616г. в письме королеве Анне, как раз тогда Покахонтас прибыла в Англию, а затем повторил свой рассказ в своей книге «Большая история», изданной в 1624г.

С 1860г. исследователи истории расходятся во мнениях относительно правдивости его истории о Покахонтас. Смит вполне мог все выдумать, воображение у него работало хорошо. Сомнения усугублялись тем фактом, что ранее, его уже спасала одна турецкая принцесса, когда в 1602г. он был захвачен турками в Венгрии. Карэн Купперман предполагает, что он "описал те события, которые произошли несколькими десятилетиями ранее", рассказывая историю Покахонтас. Разные теории предполагают, что Смит, возможно, неправильно понял случай произошедший с ним в гостях у отца Покахонтас. Возможно, он подвергся племенному ритуалу, предназначенному, символизировать его смерть и возрождение как члена племени. Дэвид А. Прайс отмечает, что о ритуалах Powhatan известно немного, и при этом нет доказательств подобных ритуалов среди других североамериканских племен.

Однако, историк ДЖ.Э.О. Лео Лемей отметил в своей книге, изданной в 1992г., что, поскольку Смит писал книги и ранее, которые были прежде всего географического и этнографического содержания, у него не было никаких причин, чтобы впоследствии переписывать историю Покахонтас.

Так или иначе, но в изложении Смита Покахонтас стала настоящим добрым ангелом для английских колонистов. Благодаря ее помощи на какое-то время отношения с индейцами наладились. Принцесса часто бывала в форте и поддерживала отношения с Джоном Смитом. Она даже спасла ему жизнь еще раз, предупредив, что вождь снова хочет напасть на город.

Однако в 1609г. со Смитом произошел загадочный несчастный случай, он был тяжело ранен взрывом черного пороха и вынужден вернуться в Англию. Покахонтас же сказали, что он погиб. Отношения между индейцами и поселенцами стремительно ухудшились, взаимное неприятие росло, начались все более частые столкновения, хотя на торговлю предметами первой необходимости это никак не повлияло. Осенью 1609г. верховный вождь союза племен отдает приказ напасть на вновь прибывших поселенцев в Веравокомоко, при столкновении последних погибло около 60 человек.

В апреле 1610г. Покахонтас выходит замуж за своего соплеменника молодого военного вождя Кокума и отправляется жить в индейское поселение на реке Потомак. Живя в селении, она все же поддерживала связь с англичанами. Об этом периоде жизни Покахонтас известно мало, как и о судьбе ее мужа. Возможно, он погиб в одном из столкновений с английскими колонистами.

Живший в Джеймстауне капитан Сэмюэль Аргалл задумал, похить принцессу, чтобы заставить ее отца вернуть в обмен на дочь английских пленных, а также вернуть украденное оружие и заплатить выкуп зерном и кукурузой. Капитан осуществил свой план в 1612г. Вождь прислал часть выкупа и попросил, чтобы с его дочерью хорошо обращались.


Так, некоторое время Покахонтас жила в Джеймстауне, затем в 1613г. ее отправили в поселение Хенрико, губернатором которого был Томас Дейл. Губернатор поручил индеанку заботам пастора Александра Вайтекера. Благодаря пастору Покахонтас выучила английский язык и начала знакомство с христианской верой.

В тоже время в июле 1613г. она встречает колониста Джона Рольфа, сыгравшего значительную роль в ее жизни. Рольф был богат, и уважаем, и к тому же слыл удачливым табачным плантатором.

В конце 1613г., получив весь выкуп, англичане вернули принцессу домой, но во имя заключения мира отец и великий вождь своего народа решает выдать замуж Покахонтас за англичанина, этим человеком стал - Джон Рольф. Однако, Рольф был человеком набожным, ему не приемлем был брак на индейской принцессе, он мучился над потенциальными моральными последствиями бракосочетания на язычнике. В длинном письме губернатору, он выражал и свою любовь к ней, и свою веру, он писал, что будет спасать ее душу. О чувствах самой Покахонтас о Рольфе и браке неизвестны. Но все же Покахонтас уже знакомая с основами христианской религии, принимает новую веру.

В 1614г. в Джеймстауне английский священник Александр Уайтэйкер окрестил индейскую принцессу, дав ей имя Ребекка. Это имя было дано ей неслучайно, оно было взято из Библии и принадлежало девушке со смуглой кожей, ставшей матерью детей объединивших две нации. Для Джона Рольфа это был уже второй брак.

Джон Рольф и его жена Сара плыли из Англии в Джеймстаун, но по дороге их настигла буря и забросила на Бермудские острова. Во время пребывания на Бермудах Сара родила девочку, но обе - жена Рольфа и его новорожденная дочь вскоре погибли. Там же, на Бермудах, Рольф подобрал зерна местного табака, а, приплыв в Вирджинию в 1612г., скрестил их с местными и более грубыми сортами. Получившийся гибрид приобрел огромную популярность в Англии, и экспорт табака на долгое время обеспечил финансовое благополучие колонии. Разумеется, Джон Рольф стал одним из самых почитаемых жителей Джеймстауна. Плантация табака, которой он владел, называлась «Бермудская сотня».


5 апреля 1614г. 28летний вдовец Джон Рольф и индийская принцесса сочетались браком. На свадьбе были родственники невесты - ее дядя и братья.

Сам вождь Поухатан на торжестве не был, но прислал жемчужное ожерелье в подарок для любимой дочери.


30 января 1615г. Ребекка родила сына, мальчика назвали Томасом, в честь губернатора. Потомков Покахонтас на территории США называли «Красные Рольфы».


В 1616г. в своем «Повествовании о Вирджинии» Рольф описывает несколько лет, как «благословенные» для жителей колонии. Благодаря этому, в большей степени политическому браку между джеймстаунцами и индейцами царил мир 8лет. Этого небольшого срока было достаточно, чтобы колония окрепла и обрела прочную экономическую основу - торговлю табаком. Это был единственный приемлемый конкурентоспособный товар, который маленькая колония Джеймстауна могла поставлять в Европу. Завоевывать английский рынок было необходимо, только так колонисты могли удержаться на плаву в будущем, возможно, даже рассчитывать на прибыль. Для этого необходимо было добиться аудиенции у короля и получить разрешение на торговлю. С этой целью весной 1616г. губернатор Томас Дейл отправился в Англию, достигнув вначале Плимута, а затем отправившись в Лондон. Для того чтобы произвести впечатление и привлечь внимание общества к жизни колонии, он взял собой принцессу Покахонтас и приблизительно одиннадцать уроженцев племени Поухатан, включая святого человека по имени Томокомо. Госпожу Ребекку Рольф сопровождали муж и сын. 12-го июля, когда корабль прибыл в Плимут, именно там она узнала, что Джон Смит жив и живет в Лондоне. Во время ее пребывания в Англии Джон Смит написал письмо королеве Анне, в котором рассказал историю своего чудесного спасения и всячески превозносил положительную роль Покахонтас в судьбе колонии.

Также именно он просил королеву о том, чтобы Покахонтас принимали как особу королевской крови. И действительно, индейская принцесса имела ошеломляющий успех в Лондоне.



В 1617г. она и Томокомо были представлены королю Якову I и королеве Анне в Банкуэтинг-Хаусе во Дворце Уайтхолла во время представления театра масок Бена Джонсона «Видение Восхищения». Король Яков (James ) был настолько не располагающим, что никто из индейских гостей не понял, кого они встретили, пока это не было объяснено им позже.


Некоторе время Покахонтас и Рольф жили в пригороде Брентфорда, Миддлсекса и в семейном доме Рольфа Норфолке. В начале 1617г . Покахонтас и Джон Смит вновь встретились. Источники расходятся во мнениях, при каких обстоятельствах произошла эта встреча. Известно только, что после встречи со Смитом Покахонтас рассказала о словах своего отца, когда все думали, что Смит погиб, ее отец сказал Томокомо искать Смита, потому что белые люди лгут.

Через семь месяцев после прибытия в Англию Джон Рольф благодаря своей жене получил необходимую поддержку для реализации товара. В марте 1617г. семья Рольф стала собираться домой в Вирджинию, но когда судно только подошло к Грейвсенду, на Реке Темзе Ребекка заболела, то ли простудой, то ли воспалением легких, в некоторых источниках указывают на туберкулез или оспу.

21 марта 1617г. в возрасте 22 лет Покахонтас скончалась и была похоронена в часовне городской церкви в Грейвсенде, графство Кент, Англия. В свои последние дни она успокаивала мужа: «… все должно когда-нибудь уйти, достаточно того, что жив наш сын…».

Отец Покахонтас, вождь Поухатан, умер следующей весной 1618 года, и отношения между колонистами и индейцами испортились окончательно и бесповоротно. В это время были построены города и . Летом . в Джеймстауне собралась Законодательная ассамблея — Палата горожан ( House of Burgesses ), первый демократически выбранный орган в Новом Свете. Джеймстаун между тем процветал.

Пробыв несколько лет в Англии, Джон Рольф вернулся в Джеймстаун, где продолжал успешно возделывать табак. В 1619 году он одним из первых стал использовать на плантации труд негров-рабов, в общем, был прогрессивно мыслящим для своего времени человеком и в итоге навсегда вошел в историю табачной промышленности и в историю Америки. В том же 1619 году Джеймстаун стал столицей штата Вирджиния . Однако в 1676 году город был практически уничтожен во время одного из самых крупных в истории Америки индейских восстаний, Baconis Rebellion, после чего пришел в относительный упадок и в 1698 утратил статус столицы штата.

В 1622 году индейцы под предводительством нового вождя Опеканканохома напали на Джеймстаун и убили около 350 поселенцев. Англичане ответили на агрессию агрессией. Еще при жизни ровесников Покахонтас индейцы, проживающие в Вирджинии, были практически полностью истреблены и рассеяны по Америке, а их земли отошли колонистам. Вскоре подобные методы обращения с коренными американцами распространились по всему континенту.

Сын Покахонтас, Томас Рольф, воспитывался в Англии на попечении дяди, Генри Рольфа. Однако в 20 лет он вернулся на родину своей матери, стал офицером местного ополчения и командовал пограничным фортом на Джеймс-Ривер.

Через этого сына у Покахонтас есть много живущих потомков. Много Первых Семей Вирджинии прослеживают свои корни от Покахонтас и вождя союза племен Поухатана, включая таких известных людей как Эдит Боллинг Гальт Уилсон, жена Вудро Уилсона; Джордж Визэ Рэндолф; адмирал Ричард Бирд; губернатор Вирджинии Гарри Флуд Бирд; модельер и светский человек Полин де Ротшильд; бывшая Первая леди Нэнси Рейган; актер Гленн Стрэндж; и астроном и математик Персиваль Лауэлл.

Джон Рольф скончался в 1676, в год восстания, однако умер ли он своей смертью (а ему должно было быть около 90 лет) или был убит во время резни, учиненной индейцами в городе, точно неизвестно.

В последующие годы история Покахонтас, капитана Смита и Джона Рольфа постепенно стала одним из любимых вирджинских, а потом и всеамериканских мифов. Множество людей в Вирджинии и за ее пределами ведут свой род от Покахонтас, а упоминания о ней и ее потомках встречаются во многих литературных произведених. Вот что пишет, например, Майн Рид в романе "Оцеола, вождь Семинолов": "В моих жилах есть примесь индейской крови, так как мой отец принадлежал к семье Рэндольф с реки Роанок и вел свое происхождение от принцессы Покахонтас. Он гордился своим индейским происхождением - почти кичился этим. Быть может, европейцу это покажется странным, однако известно, что в Америке белые, у которых есть индейские предки, гордятся своим происхождением. Быть метисом не считается позором, особенно если потомок туземцев имеет приличное состояние. Многие тома, написанные о благородстве и величии индейцев, менее убедительны, чем тот простой факт, что мы не стыдимся признать их своими предками. Сотни белых семейств утверждают, что они происходят от вирджинской принцессы. Если их притязания справедливы, то прекрасная Покахонтас была бесценным кладом для своего мужа".

Изображение Покахонтас и поныне украшает флаг и печать города Хенрико.

Ну а после того, как был изобретен кинематограф, миф о Покахонтас - индеанке, которая помогала бледнолицым - был неоднократно и в разных вариантах запечатлен на кинопленке. Первой картиной о Покахонтас стал одноименный немой фильм 1910 года, «Капитан Джон Смит и Покахонтас» (1953) был снят в середине столетия. В 1995 году на экраны выходит полнометражный мультфильм Walt Disney Company «Покахонтас» вкотором представлена вымышленная любовная интрига между Покахонтас и Джоном Смитом. Продолжение, Покахонтас II: Поездка к Новому Миру, изображает ее знакомство с Джоном Рольфом и поездку в Англию. Также в том же 1995 году выходит второй художественный фильм, основанный на ее жизни «Покахонтас: Легенда». Последним на данный момент числится проект Теренса Малика .