Разделы: Логопедия

Цель урока.

Закрепить у детей навыки словообразования, правильно пользоваться

суффиксами при образовании названий профессий.

Учить детей выделять суффиксы в словах.

Уточнить лексический запас

Расширить знания детей о родном городе, знания о различных профессиях,

Воспитывать любовь к городу, уважение к труду.

Карточки с записанными профессиями артистов.

Картинки с изображением музыкальных инструментов (баян, гармонь, гитара, пианино. флейта., скрипка, труба, барабан).

Картинки с изображением строителей (каменщик, стекольщик, кровельщик, крановщик, экскаваторщик, маляр, архитектор, чертёжник), карточки с предложениями

Ход урока

Матроскин. О чём задумался дядя Федор?

Дядя Федор.

У меня растут года.
Будет мне семнадцать,
Где работать мне тогда…
Чем заниматься?

Шарик. Смотри, Дядя Федор, какие профессии в городе Саратове существуют.

Матроскин. Ну, да, профессии, профессии… вы бы ещё и про суффиксы вспомнили

Логопед Ребята, давайте поможем Дяде Федору. Расскажем, людей каких профессий мы можем встретить в нашем городе.

Что же такое профессия?

Логопед Правильно. Профессия – это основное занятие человека, его трудовая деятельность.

Сколько разных есть профессий?
Кто-то скажет: - Ровно двести.
Кто-то скажет: - Триста пять….
Трудно точно подсчитать.
Точно лишь одно известно:
Все профессии чудесны.
Только надо постараться
Выбрать так одну мой друг.
Чтобы было интересно
И тебе и всем вокруг.

Давайте расскажем Дяде Федору о профессиях, которые можно встретить в театре.

Скажите, что это за здание?

Дети. Театр оперы и балета имени Н.Г. Чернышевского.

Логопед. Правильно. Театр оперы и балета – один из самых лучших и известных театров нашего города.

Вот кабинка из стекла.
Это касса.
Кто-то деньги получает.
Быстро билеты отрывает.
Кто же это?

Дети. Кассир

Логопед. Назовите родственное слово слову кассир.

Дети. Родственное слово касса.

Логопед. Как образовалось слово кассир?

Дети. При помощи суффикса -ир.

Логопед. Для чего нужен суффикс?

Дети. Суффикс нужен для образования новых слов

Логопед. Где стоит суффикс?

Дети. Суффикс стоит после корня.

Логопед. Вот с билетом мы заходим в фойе. И нас встречает человек. Которые проверяет билеты и приглашает в зрительный зал. Кто это?

Дети. Билетёр.

Логопед. Какой синоним можно подобрать к слову билетёр?

Дети. Синоним слову билетёр - кассир.

Он работает, играя,
Есть профессия такая.
Он на сцене с давних пор
Та профессия ….

Дети. Актёр.

Логопед. Подберите синонимы к слова актёр и актриса.

Дети. Синоним к слову актёр – артист.

Синоним к слову актриса – артистка.

Логопед. Актёр запел арию, значит он..

Дети. Он певец.

Логопед. А если запела актриса?

Дети. Это певица.

Логопед. В театре оперы и балета показывают замечательные спектакли – оперы, оперетты, мюзиклы и балеты. Поэтому в спектаклях здесь не только разговаривают и поют, но и танцуют. Как называется человек, который танцует?

Дети. Танцор.

Логопед. А его партнёрша?

Дети Танцовщица.

Логопед. Кто танцует нам в балете,

это знают даже дети?

Дети. Это балерина.

Логопед. Но в театре есть ещё незаметные, но нужные профессии.

Если роль забыл актёр
И без слов руками машет.
Кто на выручку придёт
И слова ему подскажет.

Дети. Слова ему подскажет суфлёр.

Логопед. А если артист заболеет, то спектакль всё равно состоится. Ведь в театре есть человек, который знает все роли. Как называется профессия этого человека?

Дети. Это дублёр.

Логопед. А быть всегда красивыми, похожими на своих героев актёрам помогает специалист.

Дети. Его профессия – гримёр.

Логопед. Дядя Федор записал все названия профессий, которые встречаются в театре.

Кассир, билетёр, контролёр, актёр, актриса, артист, артистка, певец, танцор, танцовщица, балерина, суфлёр, дублёр, гримёр.

Выделите в этих словах суффиксы – ир, -ёр, -ис, -ист, -ец, -ор, ов, -щиц, -ин..

Какой суффикс чаще всего встречается в театральных профессиях?

Логопед. Но театр не может существовать без музыки. На разных музыкальных инструментах играет целый оркестр. Как назвать их одним словом, сразу всех объединив?

Очень просто. Музыканты, музыканты все они.

Какой суффикс в слове музыканты?

Дети. В слове музыканты суффикс –ант.

Логопед. Вот большой оркестр играет.

И оркестром управляет

Строгий – строгий …

Дети. Дирижёр.

Логопед. А теперь попробуйте от названия музыкального инструмента образовать профессию человека, который играет на данном инструменте, и выделите в этих словах суффиксы - -ист, -ач, -щик.

(Раздаются картинки с изображением музыкальных инструментов. После выполнения задания дети читают свои записи и называют в словах суффиксы.)

Баян – баянист

Гитара – гитарист

Флейта- флейтист

Труба – трубач

Аккордеон аккордеонист

гармонь – гармонист

пианино – пианист

скрипка - скрипач

барабан – барабанщик

саксофон- саксофонист

Логопед. Молодцы, ребята. Многие из вас занимаются в спортивных секциях и спортивных школах. А для некоторых из вас это увлечение спортом может стать профессией, как для многих известных спортсменов. В наше городе много сортивных сооружений. Один из них – спортивный комплекс “Кристалл”.

А кто воспитывает и тренирует будущих спортсменов?

Дети. Воспитывает и тренирует будущих спортсменов тренер.

Логопед Какие спортсмены тренируются в Ледовом Дворце?

Дети. В ледовом Дворце тренируются

(слайд) хоккеисты.

(слайд) фигуристы.

(слайд) фигуристки.

(слайд конькобежец..

Логопед. А кто может тренироваться в бассейне? (слайд)

Дети (слайд ) в бассейне тренируется пловец.

Логопед. В спортивном зале Дворца Спорта занимаются различными видами спорта.

Я буду называть вид спорта, а вы мне название профессии спортсмена.

Игра “назови слово”.

Логопед - дети

(слайд) баскетболом - баскетболист.

(слайд) волейболом - волейболист

(слайд) гимнастикой - гимнаст и гимнастка

(слайд) боксом - боксёр

(слайд) борьбой - борец

(слайд) фехтованием - фехтовальщик

(слайд)штангой - штангист

(слайд) теннисом - теннисист

Логопед. Вставьте слова – названия профессий спортсменов в предложения и выделите в этих словах суффиксы –ист, - щик, - ёр, -ец.

(Детям раздаются карточки с предложениями)

Проверка задания. Дети читают предложения. Называют слово, которое вставили и называют суффикс в этом слове.

Физминутка. Молодцы. А теперь представим себе, что мы в спортзале. Я называю спортивную профессию. А вы показываете движения этого спортсмена под музыку.

Логопед. Мы побывали в театре, спортивном комплексе, в бассейне.

А кто всё это построил?

Дети. Строители.

Логопед. Правильно, все здания, бассейны, больницы, школы строят строители.

Строить новый дом хотим мы

Чтобы много лет стоял.

А для этого нужны знания и умения.

А вы знаете, с чего начинается строительство?

Строительство начинается с проекта. Проект нового здания задумывает и разрабатывает архитектор.

Архитектор строит дом

За компьютерным столом.

Дети. В слове архитектор – суффикс ор.

Помогают им карандаши.

Дети. В слове чертёжник суффикс ник.

В слове чертёжница суффикс ниц.

Логопед. На месте нового здания при помощи специальной машины – экскаватора - под фундамент роют яму.

Кто управляет экскаватором?

Дети. Экскаватором управляет экскаваторщик. Суффикс - щик.

Логопед. Вот и другой строитель за делом.

Он кирпичи кладёт умело.

Дети. Это каменщик. Суффикс- щик.

Очень стены высоки.
Поднимать большие плиты.
Балки, пачки оргалита
Тяжело и не с руки.
И к рабочим груз огромный
Поднимает кран подъёмный.
Управляет краном кто?

Дети. Краном управляет крановщик. Суффикс в слове крановщик – ов, щик.

Дети. Крышу кроет кровельщик. Суффикс ель, суффикс щик.

Логопед. Выполняет внутреннюю отделку,

Штукатурит стены ловко …

Дети. Стены штукатурит штукатур.

Если красить стены нужно,
За это возьмутся дружно …
Дети стены красят маляры.

Логопед. А вместе штукатура и маляра называют отделочниками.

Как называются строители, которые изготавливают оконные рамы, двери, полы, то есть выполняют всю работы по дереву?

Дети. Людей, которые выполняют работы по дереву, называют плотниками и столярами.

Логопед. Есть на стройке рабочие, которые специальным инструментом – стеклорезом – разрезают стекло так, чтобы точно вошло в оконную раму или в дверь.

Как называется эта профессия?

Дети. Стекло разрезает стекольщик.

Логопед. Затем на стройке работает человек, который устанавливает в доме все водопроводные трубы. Как называется этот человек.

Дети. Водопроводные трубы устанавливает водопроводчик.

Логопед. Часто человека этой профессии называют сантехник.

Логопед. Есть ещё на стройке человек, который проводит в дом электричество.

Как называется профессия этого человека?

Дети. Эта профессия – электрик.

Логопед. Вот мы и побывали с вами на строительстве дома. А теперь послушайте задание.

Составьте и запишите предложения по данным картинкам, используя названия профессий.

Дети записывают по два предложения по картинкам, например,

Кровельщик кроет крышу жестью.

Каменщик кладёт умело из камня и кирпича стены дома.

Крановщик управляет подъёмным краном.

Стекольщик вставляет стёкла в оконную раму.

Экскаваторщик управляет экскаватором.

Экскаваторщик роет под фундамент яму.

Маляр красит стены помещения.

Маляр красит стены красивой краской.

Электрик проводит электрический кабель в новый дом.

Архитектор разрабатывает проект нового дома.

Чертёжник чертит чертежи для строительства нового дома.

Дети читают составленные предложения, говорят от какого слова получились профессии строителей и называют суффиксы, при помощи которых получились новые слова.

Логопед. Ну что, Дядя Фёдор, ты доволен знаниями детей.

Дядя Фёдор.

Я доволен от души.
Все профессии прекрасны.
Все на редкость хороши.

Теперь я буду думать. Какую профессию мне выбрать.

Странное дело
А может быть, нет –
Жил был на свете
Когда-то сапожник.
Был он сапожником
Сорок пятьлет.
Но про него говорили:
- Хуудожник.
Странное дело.
А может быть, нет –
Жил –был
На свете
Когда-то художник.
Был он художником
Семьдесят лет,
Но про него
Говорили:
- Сапожник.
Странное дело,
А может быть, нет?
(Роман Сеф).

1.То, о чём пишет поэт, быль или небылица?

2.Можно ли словом “художник” назвать сапожника? Портного? Повара?

3.Как должен человек выполнять свою работу, чтобы его называли художником своего дела.? (Ответы детей)

Если человек выполняет свою работу профессионально, красиво, с душой, творчески, то его можно назвать художником своего дела. Знание приёмов своего ремесла – это главное в мастерстве и поэта, и сапожника, и повара.

4. Можно ли художника назвать сапожником? (ответы детей0

Логопед. Да, если человек выполняет свою работу плохо,

Логопед. Я вам желаю, чтобы вы в будущем стали “художниками” своей профессии.

Итог занятия.

  1. Для образования названий профессий мы использовали суффиксы. Какие суффиксы вы использовали для образования названий профессий?.
  2. Какой суффикс оказался самым спортивным?
  3. Какой суффикс самый “музыкальный2
  4. Какой суффикс самый строительный?
  5. Человек какой профессии живёт в Простоквашино, рядом с Дядей Фёдором?

Особенно большие трудности вызывает у учеников овладение навыками словообразования, так как они не умеют использовать приставки и суффиксы для образования новых слов, не осознают сходства однокоренных слов. В результате у детей возникают проблемы в овладении морфологическим принципом русской орфографии, сущность которой состоит в том, что каждая морфема пишнтся одинаково независимости отпроизношения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ольга Владимировна Петрова ,

учитель -логопед ,

ГБОУ ЦПМСС Калининского района города Санкт-Петербурга

Использование методов кинезиологии на логопедических занятиях.

Тема: « Образование названий профессий при помощи суффиксов:

Ник-, - щик-, - чик».

Логопедическая тема: «Профессии» « Инструменты».

Аудитория: учащиеся 3-го класса общеобразовательной школы с нарушением письменной речи,

Цель: Совершенствовать навыки словообразования при помощи суффиксов:

Чик-, -щик-, -ник-.

Задачи:

1.Коррекционно-образовательные:

Развивать навыки словообразования при помощи суффиксов;

Развивать звукобуквенный анализ и синтез;

Учить правильно использовать слова в речи;

Закреплять знания о правописании суффиксов;

2. Коррекционно- развивающие:

Развивать высшие психические функции;

Обогащать словарь учащихся;

Развивать навыки контроля и самоконтроля.

3. Воспитательные:

Воспитывать языковую наблюдательность

Формировать положительную учебную мотивацию;

Оборудование: презентация, ребус, картинки: топор, молоток, пила, стол, мячик.

Ход урока:

1.Орг. момент.

2.Графический диктант.

1-клетка влево, 1-вниз, 1-влево, 1-вниз, 1-вправо, 4- вниз, 1- вправо,1- вверх, 2-вправо, 1- наискосок вверх влево, 1-влево, 1-вверх.

Какой предмет у вас получился? (молоток). Логопед показывает картинку с изображением молотка. Слайд № 1

Как пишется слово «молоток»?

Молоток - насаженный на рукоятку металлический или деревянный брусок, предназначенный для ударов по чему-либо .

Молоток, похожий на современный появился 20 тысяч лет назад, когда человек научился сверлить камень. Орудие представляло собой деревянную палку, на которую этот камень надевали. С появлением металлов, молотки стали делать из меди, бронзы, железа.

Логопед вывешивает картинки с изображением молотка, стола, топора, пилы. Слайд №2

Назовите предметы, изображённые на картинках, используя уменьшительно- ласкательные суффиксы.

Назовите лишнее слово. (Стол)

Почему?

Назовите 4-йзвук, 9-йзвук, 3-й звук в слове « инструменты».

Кто в своей работе использует молоток?

3. Сообщение темы занятия.

Сегодня на занятии мы будем говорить об инструментах и о людях, которые работают ими, т.е. образовывать названия профессий.

4 . Работа по теме занятия.

Логопед показывает ребус. Слайд №3

(Столяр)

Как правильно произносить слово «столяр»?

На какой слог падает ударение. Слайд №4

Слово « столяр» взаимствовано из польского, что означает: тот, кто делает столы.

Столяр- это рабочий, занимающийся обработкой дерева и изготовлением изделий из него: столы, стулья, шкафы и т.д.

Какими инструментами пользуется столяр? Слайд №5, №6.

Логопед показывает второй ребус, Слайд № 7

Что такое плот?

Плот- конструкция для плавания, из связанных совместно брёвен или стеблей камыша, тростника, скрученных в пучки.

Какое слово зашифровано? (Плотник) Слайд № 8

Плотник- рабочий, занимающийся простой обработкой лесных материалов, постройкой деревянных зданий.

С помощью какого суффикса образовано слово « плотник»?.

(-ник-)

Назовите инструменты, которыми работает плотник.

Рубанок - деревообрабатывающий инструмент для строгания.(для придания поверхностям древесины нужной шероховатости; уменьшения размеров. Слайд № 6,

Долото- - деревообрабатывающий инструмент для выдалбливания отверстий, пазлов. Слайд № 9

Нужные работники-

Столяры и плотники-

Сработать мебель мудрено:

Сначала мы берём бревно

И пилим доски,

Длинные и плоские .

Логопед вывешивает табличку: Слайд № 10

Грузить -грузчик

Камень- каменщик

Прочитайте 1-ю пару слов. Объясните значения слов.

Грузить - наполнять грузом (т.е. тяжёлыми предметами)

Грузчик- рабочий по погрузке и выгрузке.

Что общего в написании слов?

В чём различие?

С помощью какого суффикса образовано слово « грузчик?» (чик)

Камень - твёрдая горная порода кусками или сплошной массив, а также кусок, обломок такой породы.

Каменщик- рабочий, специалист по кирпичной, каменной кладке . Слайд № 11.

С помощью какого суффикса образовано слово « каменщик?»

Каким инструментом пользуется каменщик?

Сегодня на занятии мы будет образовывать названия профессий при помощи суффиксов -чик-, -щик-, -ник-.тетради записали число,

Открыли тетради записали число,суффиксы - чик-, -щик, - ник-. Слайд №12.

Работа у доски.

Кто вставляет стёкла? (стекольщик) Слайд №13.

С помощью какого суффикса образовано слово « стекольщик»?

Стекольщик - рабочий, вставляющий оконные стёкла в рамы .

Какие инструменты использует стекольщик? (молоток, стеклорез)Слайд № 14.

Подберите родственные слова к слову « стекольщик»

(Стёклышко, стеклянный, застеклить, стекольщик).

Мастер, мастер,

Помоги,

Прохудились сапоги.

Забивай покрепче

Гвозди -

Мы пойдём сегодня

В гости.

О каком мастере говорится в стихотворении?(о сапожнике) Слайд №15.

Сапожник- это мастер по шитью и починке обуви.

С помощью какого суффикса образовано слово?

Чем работает сапожник?(молотком, иглой, шилом, ножницами)

Назовите твёрдые согласные звуки в слове « сапожник»

Какой звук всегда только твёрдый?

Подберите синоним к слову « пилот». (лётчик) Слайд № 16.

Лётчик- специалист, управляющий летательным аппаратом.

С помощью какого суффикса образовано слово « лётчик»?

Как называют женщин этой же профессии?

5.Физминутка. Сейчас мы с вами выполним самый сложный элемент в полёте- петля Нестерова или Мёртвая петля. Слайд № 17

Назовите человека, который служит на границе?

(пограничник) Слайд № 18

С помощью какого суффикса образовано слово « пограничник»?

Назовите мягкие согласные звуки в слове «пограничник?»

Какой звук всегда только мягкий?

Человек взял кисть, краски, мольберт, холст. Какая у него профессия?

(художник) Слайд №19.

С помощью какого суффикса образовано слово «художник»

Назовите синоним к слову «художник» - живописец.

Назовите 2-й слог.

Как называется промежуток времени в 60 минут? (час)

Кто чинит часы? (часовщик) Слайд №20

Часовщик- это мастер по изготовлению и починке часов.

С помощью какого суффикса образовано слово «часовщик»?

Какими инструментами работает часовщик? (отвёртка, щёточки)

Прочитайте слово «часовщик» с конца(кищвосач)

Какие слова вам пришли на ум, когда вы это услышали.

Щуря глаз и хмуря брови,

Промолчав себе в усы,

Иван Петрович

Осторожно взял часы.

Всё понятно старику,

Старику........

6.Работа по карточкам.

У вас на столе лежит карточки. Прочитайте задание.

Образуйте от данных слов новые слова, обозначающие профессии при помощи суффиксов: - ник-, щик-, - чик-. Обозначьте суффиксы.

Образец карточки:

лес- .......

экскаватор - .........

переводить- ........

двор - .........

дрессировать - ........

разведать - .......

7.Самостоятельная работа.

8.Проверка.

1)Как называется специалист по переводам с одного языка на другой? (Переводчик) Слайд № 21

Назовите суффикс.(-чик-)

2)Назовите профессию, представители которой работают с животными? (Дрессировщик) Слайд №22

Назовите суффикс.(- щик-)

3)Первобытный человек на длинную палку насадил острый камень, поперёк рукоятки. Так возникла каменная мотыга, которой человек рубил землю, наподобие топора. Потом мотыгу постепенно усовершенствовали и появилась.....лопата.

Представителю какой профессии нужна лопата, метла?

(Дворник) Слайд № 23

Назовите суффикс. (-ник-)

4) Представитель этой профессии работает на этой землеройной машине. Кто это? (Экскаваторщик). Слайд № 24.

Назовите суффикс.(-щик-).

5) Это военнослужащий или работник секретной организации, который обследует что- либо со специальной целью. Кто это? (Разведчик) Слайд № 25

Назовите суффикс.(-чик-)

6) Назовите профессию, которую мы не называли? (Лесник)

Лесник- лесной сторож, который охраняет лес. Слайд № 26

Назовите суффикс (- ник-)

9) Итог занятия.

Перечислите профессии, которые вы запомнили.

Назовите суффиксы, о которых вы узнали на занятии.

10) Проверка домашнего задания.

Расскажите стихотворение, которое вы учили дома.

Чтение стихотворения учениками.

Стол, за которым ты сидишь,


- Послушайте чистоговорку:
Встанет дворник на заре,
Снег расчистит во дворе,
Дворник мусор убёрет
И песком посыплет лёд.
- О ком эта чистоговорка? (О дворнике). А теперь повторите её за мной. Найдите в этом стихотворении однокоренные слова. (Двор – дворник). Определите корень. (Двор). При помощи какой части слова у нас получилось новое слово дворник? (суффикс –ник-). Правильно. А как вы думаете, о чём мы с вами сегодня будем говорить? (О суффиксах).

Объявление новой темы.
- А теперь посмотрите на эти картинки. Кто на них изображён? Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить? (о профессиях). Правильно, сегодня мы поговорим о профессиях. Откройте логопедические тетрадки на стр.31 Посмотрите задание 13.
- Прочитайте, что нам нужно сделать в этом задании: вставить пропущенные слова в стихотворения.

Нужные работники - Щуря глаз и хмуря брови,
_________ и _________! Проворчав себе в усы,
Сработать мебель мудрено: _________ Иван Петрович
Сначала мы берем бревно Осторожно взял часы.
И пилим доски, Все понятно старику,
Длинные и плоские. Старику __________.

Назовите, какие профессии вы встретили в этих стихотворениях? (плотник, столяр, часовщик, портниха, лётчик, повар, доктор, учитель, сапожник).
- Обратите внимание на два слова: часовщик и лётчик. Как вы думаете: от каких слов они образовались? (часы-час и летать). Какая часть слова помогла нам образовать эти слова? (Суффиксы) Верно, суффиксы нам всегда помогают образовать новые слова. Суффиксы -чик, -щик, помогают образовать слова, связанные с профессией. Но есть и другие суффиксы, которые используются при образовании новых слов. Откройте в логопедической тетради стр.33, задание 15. Образуйте из данных слов новые слова, обозначающие профессии и запишите их.
Полный текст материала Суффиксы в названиях профессий –ник-, -чик-, -щик-, -ель-, -ист-. 3 класс. смотрите в скачиваемом файле .
На странице приведен фрагмент.

- дополнительный материал по теме "Профессии".

Новая лексика

Существительные:

строитель,каменщик,маляр,учитель,продавец, плотник, стекольщик, архитектор, воспитатель, повар, врач,

медсестра.Названия инструментов,связанных с данными профессиями (см. тема « Инструменты »).

Глаголы:

поднимать,класть,управлять,красить,собирать, строить, чинить, лечить, учить.

Прилагательные:

высокий, низкий, красивый, блочный, кирпичный, де вянный, городской, внимательный, строгий, умный, умел

Наречия:

красиво, аккуратно, ровно, прямо, высоко, быстро, лов

Игра «Кто самый внимательный?»

Цели: развиватьслуховоевниманиеипамять,уточнятьи активизировать словарь по лексической теме «Профессии».

ХОДигры :воспитатель читает детям стихотворение,затем проситихпостаратьсявспомнить,названиякакихпрофессий

встречаются в стихотворении, какие ещё профессии они знают.

Я ДОМА НЕ ЛЮБЛЮ СИДЕТЬ

Я дома не люблю сидеть,

Мне нравится ходить.

Люблю ходить, люблю глядеть,

Друзей с собой водить.

Люблю глядеть на облака,

На солнечный восход;

На то, как гулкая река

Разламывает лёд.

На то, как мастерит столяр

Стол, стул иль табурет,

И красит комнаты маляр

В любой весёлый цвет.

Как дворник убирает двор -

Сгребает в кучу снег,

И как танцуетполотёр -

Весёлый человек.

Каквбурю, взнойиливмороз,

Под ветра острый свист

Ведёт тяжёлый паровоз

Бесстрашный машинист.

Я дома не люблю сидеть,

Нет, не люблю сидеть.

Мне нравится на мир глядеть,

На солнечный глядеть!

Е. Благинина

Игра «Стихи-небылицы»

Цели: развивать слуховое внимание, логическое мышление, активизировать словарный запас по теме «Профессии».

Ходигры. стихотворение и найти в нём ошибки.

Ловко дом возвёл учитель,

Пишет музыку певец,

Шьёт одежду продавец.

С. Чешева

Игра «Угадай, кем я хочу быть?»

Цели: развивать слуховое внимание, мышление, связную речь, актуализироватьсловарныйзапаспотемам«Профессии»,

«Инструменты».

Ход игры.Воспитатель предлагает детям подумать, кем они хотели бы быть, описать свою профессию так, чтобы другие дета

отгадали.

Например:

Ребёнок:Мненужнытакиеинструменты:ножницы, расчёска, бритва, фен.

Остальные дети: Ты хочешь быть парикмахером.

Игра «Кто чем управляет»

Цель: закреплятьумениеупотреблятьсуществительноев форме творительного падежа.

Ходигры. Воспитательвыставляетнапаннокартинкис изображениемтранспортаипредлагаетсказать,ктокаким

транспортом управляет.

(Водитель) ... управляет автобусом.

(Шофёр) ... управляет грузовиком.

(Машинист) ... управляет поездом.

(Вертолётчик) ... управляет вертолётом.

(Лётчик) ... управляет самолётом.

(Капитан) ... управляет кораблём.

(Мотоциклист) ... управляет мотоциклом.

(Велосипедист) ... управляет велосипедом.

(Космонавт) ... управляет ракетой.

Игра «Кто чем занимается?»

Цели: развивать грамматический строй речи, активизировать словарный запас по теме «Профессии».

Ходигры. Воспитательпредлагаетдетямответитьна вопросы.

Например:

Врач (что делает?) лечит людей.

Учитель... Повар...

Пожарный... Портниха...

Дворник... Почтальон...

Продавец... Художник...

Воспитатель... Парикмахер...

Игра «Объясняй-ка»

Цели: развиватьграмматическийстройречи, словообразование:учитьпониманиюитолкованиюсложных слов.

Ходигры. Воспитательпредлагаетдетямобъяснить,из каких слов получились названия профессий.

Слова: рыболов,лесоруб,дровосек,зверовод,коневод, овощевод, садовод и т. д.

Игра «Кому что нужно?»

Цели: развиватьслуховоевнимание,формировать грамматическийстройречи,учитьупотреблениюдательного

падежасуществительных,образованиюотносительных прилагательных.

Ходигры. Воспитательпредлагаетдетямпрослушать предложение, найтиошибку, исправитьее, повторить

предложение правильно.

Кастрюля нужна... повар {повару).

Пила нужна... плотник (плотнику).

Станок нужен... токарь (токарю).

Мука нужна... пекарь (пекарю).

Кисти нужны... художник (художнику).

Топор нужен... лесоруб (лесорубу).

Ножницы нужны... портной (портному).

Молоток нужен... сапожник (сапожнику).

Игра «Рассыпанные слоги»

Цель: развиватьслоговойанализисинтез,зрительное вниманиеизрительнуюпамять,активизироватьсловарный

запас по теме «Профессии».

Ход игры . Воспитатель предлагает детям «починить» слова, которые рассыпались. На ковролинографе - слоги: ТОР - ПО -

ПА - ЖЕ - РИК - МА - ДОВ - НИК - СА - ДОЖ - ХУ - НИК -

ИН - ХЕР - НЕР - ДОК - ВАР. Дети составляют из них слова.

Слова: художник,парикмахер,доктор,садовник,инженер, повар.

Игра «Назови звуки»

Цели : совершенствовать фонематические процессы, умение определять первый и последний звуки в слове.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям назвать первый и последний звуки в словах - названиях профессий.

Слова: повар,врач,инженер,плотник,машинист,столяр, каменщик, художник, маляр, архитектор.

Игра «Кем быть?»

Цели: развиватьсвязнуюречь,учитьсвязному монологическому высказыванию, активизировать словарь детей

по теме «Профессии».

Ход игры. Воспитатель предлагает детям дополнить рассказ.

Однажды в детском саду дети мечтали о том, кем они будут, когда станут взрослыми. Петя сказал:

Я хочу лечить людей. Я буду (кем?)... .

А я, - сказала Юля, - когда вырасту, стану воспитывать маленьких детей. Я буду (кем?)... .

Это что!- ответил Вася. - Вот я скоро стану людей из огня спасать, с пожаром бороться. Я буду (кем?)... ..

Подумаешь,пожарный!-засмеяласьКатя.-Явот картины писать начну. Я стану (кем?)... .

СамыймаленькиймальчикОлегпосмотрелнаребятитихо сказал:

А я буду готовить для вас еду. Я стану (кем?)...

С. Чешева

Текст для пересказа

ДЛЯ ЧЕГО РУКИ НУЖНЫ

Петясдедушкойбольшимидрузьямибыли.Обовсём разговаривали.

Спросил как-то дедушка внука:

А для чего, Петенька, людям руки нужны?

Чтобы в мячик играть, - ответил Петя.

А ещё для чего? - спросил дед.

Чтобы ложку держать.

А ещё?

Чтобы кошку гладить.

А ещё?

Чтобы камешки в речку бросать...

ВесьвечеротвечалПетядедушке.Правильноотвечал. Только он маленькийбыл и по своим рукамобо всех других

судил,а не по трудовым, рабочим рукам,которыми вся жизнь, весь свет держится.

Е. Пермяк Вопросы:

О чём дедушка спросил Петю? Что отвечал Петя?

Почему Петя отвечал так? Для чего же человеку

больше всего руки нужны?

Текст для пересказа

ДВА ПЛУГА

Изодногоитогожекускажелезаиводнойитойже мастерской были сделаны два плуга.

Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошёл вработу,адругойдолгоисовершеннобесполезнолежал,

провалялся в лавке купца.

Случилось через несколько времени, что оба земляка опять встретились.Плуг,бывшийуземледельца,блестел,как

серебро,ибылдажеещёлучше,чемвтовремя,когдаон толькочтовышелизмастерской;плугже,пролежавшийбез

всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной.

Скажи,пожалуйста,отчего ты так блестишь? - спросил заржавевший плуг у своего старого знакомца.

Оттруда,моймилый,-отвечалтот.-Аеслиты заржавелисделалсяхуже,чем был,топотому,чтовсёэто

время ты пролежал на боку, ничего не делая.

К. Ушинский

Вопросы:

Как и где были сделаны два плуга?

К кому попал один плуг и, что случилось с другим?

Как выглядели оба плуга, когда встретились снова?

О чём говорили два плуга?