СУДАНЦЫ, суданские арабы, арабо-суданцы, народ, основное население Судана (в основном центральные, северные и западные области страны). Численность около 15 млн. человек, в том числе в Судане 13,5 млн. человек, в Чаде 1,25 млн. человек. Разделяются на несколько десятков областных и родо-племенных групп: шаигия, барабра, джаалийин и др. - в долине Нила; хасанийя, руфаа - на Белом Ниле; фунги и др. - на Голубом Ниле; шукрийя, гавазма и др. - на юге Красноморской провинции; багтара - в саваннах Кордофана, Дарфура, Бахр эль-Газаля и восточного Чада ; кабабиш, хававир, хамар, хомран и др. - к северу от баггара и т. д. Говорят на диалекте арабского языка с рядом поддиалектов и местных говоров. Суданцы - мусульмане-сунниты.

Первые группы арабов проникли в Судан в IX веке из Египта и из Аравии через Красное море. В IX-X веках в результате их смешения с африканцами образовались арабо-суданские племена, которые вместе с арабами Верхнего Египта начали продвигаться на территорию христианских нубийских государств, а затем на запад до озера Чад. На этой обширной территории происходило смешение арабов с невольниками различного этнического происхождения и аборигенным населением, постепенно утратившим свой язык и религию, но сохранившим антропологический тип и хозяйственно-культурные особенности.

Сложившиеся арабо-суданские племена и союзы племён в 1820 были завоёваны Египтом и формально присоединены к Османской империи. Появилось арабоязычное городское население, происходившее от смешения европейцев, турок, черкесов, египтян с эфиопскими и южносуданскими невольницами. Консолидация суданцев, сопровождавшаяся арабизацией разнородных этнических общностей, усилилась в период махдистского восстания (1881-1898) и махдистского государства. В XX веке (периоды англо-египетского кондоминиума и независимости) продолжались распространение арабского языка и культуры среди населения Судана и консолидация его в арабо-суданскую народность. Сформировалась национальная интеллигенция. Рост освободительного движения привёл к провозглашению Судана в 1956 независимым государством, усилению процессов национальной консолидации.

В хозяйстве основное значение имеет ручное и пашенное поливное земледелие (пшеница, ячмень, бобовые, огородные и бахчевые культуры, финиковая пальма и др.). Основная товарная культура - хлопчатник. В Дарфуре и на юге преобладает ручное земледелие (сорго, просо, маис и др.). Часть суданцев (кабабиш и др.) занимается кочевым (верблюды, козы, овцы) и полукочевым (крупный и мелкий рогатый скот) скотоводством (баггара и др.). На побережье Красного моря отдельные общины (частью - потомки выходцев с Аравийского побережья) занимаются рыбной ловлей, добычей жемчуга, кораллов, в саваннах Кордофана - сбором ароматических смол.

Типы жилищ многообразны: у суданцев в Нубии распространены саманные дома с плоской или куполообразной крышей, в долине Голубого Нила - круглые хижины из веток и тростника; встречаются свайные хижины; кочевое население живёт в палатках.

Традиционный костюм особенно широко распространился в период махдистского государства, в основном общеарабского (см. Арабы) типа с рядом местных особенностей; характерен мужской головной убор - тюрбан.

Традиционная кухня включает общеарабские (лепёшки, соусы из бобовых с приправами, молочные продукты), африканские (пиво из сорго - мизр) и местные блюда.

Среди мусульман выделяются приверженцы соперничающих суфийских орденов, членство в которых наследуется по отцовской линии и нередко охватывает целые области и родо-племенные группы. Сохранились разнообразный музыкальный и стихотворный фольклор, обширная устная профессиональная поэзия, восхваляющая «своё» племя, хулящая чужие, притчи, анекдоты, пословицы.

  • Среднеазиатские арабы (Таджикские арабы)
    • Ислам (Суннизм Шиизм)
    Панарабизм ЛАГ Завоевания Арабизация Национализм

    Суданцы (суданские арабы) - арабский народ, основное население Судана . Общая численность свыше 18 млн чел. В том числе в Судане - больше половины населения, причём на севере их доля составляет менее 70 % процентов. В других странах: Чад : - 1,29 млн, по 5 тысяч в Руанде и Заире .

    История

    С VIII века в Судане начала распространяться арабская письменность , а государства Судана стали приобщаться к арабской культуре, в том числе и к исламу . В результате области Северного Судана становятся вассальными государствами, платящими дань мусульманским правителям Египта. В XVI веке в долине Нила мы уже видим феодальное государство Сеннар , основное негроидное земледельческое население которого постепенно было арабизировано. В Южном же Судане, населенном главным образом негроидными племенами, всё ещё сохранялись дофеодальные отношения (Fadlalla M. H. 2004: P. 13 - 15).

    Религия

    Проникновение ислама на территорию Судана шло несколькими путями. Во-первых, благодаря усилиям арабских миссионеров , как правило, членов тарикатов . Во-вторых, самими суданцами, проходившими обучение в Египте или Аравии . В результате, суданский вариант ислама сложился под отчётливым влиянием суфийских орденов , с его преданностью рядовых мусульман главе ордена и приверженностью к аскетическим практикам.

    В начале XIX веке сложилось мощное движение тарикат аль-Хатмийя (или Мирганийя, по имени её основателя).

    В 1881 году началось мессианское движение суданского религиозного реформатора Мухаммеда Ахмада , объявившего себя мессией-Махди . Его последователи стали называть себя ансарами. Так в Судане появился второй влиятельнейший суфийский орден - аль-Ансар .

    Прослеживается субстратное влияние нубийских языков (Родионов М. А. 1998: С. 242).

    Образ жизни и быт

    Сегодня большая часть арабов и близких им как территориально, так и этнически кушитов -беджа - это горожане и земледельцы-хлопководы. Лишь скромная часть арабов и беджа продолжает кочевать со своими стадами.

    Но даже эту долю нельзя назвать единой. По организации труда, по культуре быта, даже по внешности различаются верблюдоводы, пастухи коз и так называемые «ковбои» - баггара , занимающиеся разведением крупного рогатого скота. В Нубии разводится древняя порода лошадей, в пустынях Беджа и Сахара - верховые верблюды. Среди арабов по-прежнему остаётся деление на племена со своими культурными особенностями, различными диалектами. Эта тенденция сохраняется даже в городах, где они предпочитают жениться на соплеменницах. Система родства - бифуркативно-коллатеральная (различаются родственники по линии матери о отца; коллатеральные и прямые родственники). Основой родо-племенной организации является семейно-родственная группа, имеющая общего предка по мужской линии и связанная обычаями взаимопомощи, кровной мести; предпочитается патрилатеральный ортокузенный брак). Несколько групп составляют подразделение племени или само племя во главе с вождём. Социальные отношения традиционно выражаются как декларируемые кровнородственные (Родионов 1998: 201), (Abu-Lughod L. 1986: P. 81-85).

    Обработка земли в Судане представляет определённую проблему. Только 3 % территории являются пахотными, на севере Нил - единственный водный источник. Каждый клочок земли тщательно возделывается. По прежнему используются шадуфы (Доклад о развитии человека 2006: С. 164).

    Национальная кухня арабов Судана близка к египетской. Традиционные блюда: фуль из бобовых с овощами, мясом, приправами, каша или плов. Спиртные напитки запрещены, в прошлом (вероятно, и сейчас) делались из сорго, проса.

    Напишите отзыв о статье "Суданцы (арабы Судана)"

    Примечания

    Ссылки

    • Российские миротворцы в Дарфуре , .

    Литература

    • Кобищанов Т. Ю. Христианские общины в арабо-османском мире (XVII - первая треть XIX в.). М. : Наука, 2003. С.6 - 19.
    • Abu-Lughod L. Veiled Sentiments: Honor and Poetry in a Bedouin Society. Berkeley and Los Angeles: Social Science, 1986. P. 81-85.
    • Родионов М. А. Арабы // , который существует для предмета статьи. Пример использования шаблона есть в статьях на похожую тематику.

    Отрывок, характеризующий Суданцы (арабы Судана)

    Пьер встретил старого графа. Он был смущен и расстроен. В это утро Наташа сказала ему, что она отказала Болконскому.
    – Беда, беда, mon cher, – говорил он Пьеру, – беда с этими девками без матери; уж я так тужу, что приехал. Я с вами откровенен буду. Слышали, отказала жениху, ни у кого не спросивши ничего. Оно, положим, я никогда этому браку очень не радовался. Положим, он хороший человек, но что ж, против воли отца счастья бы не было, и Наташа без женихов не останется. Да всё таки долго уже так продолжалось, да и как же это без отца, без матери, такой шаг! А теперь больна, и Бог знает, что! Плохо, граф, плохо с дочерьми без матери… – Пьер видел, что граф был очень расстроен, старался перевести разговор на другой предмет, но граф опять возвращался к своему горю.
    Соня с встревоженным лицом вошла в гостиную.
    – Наташа не совсем здорова; она в своей комнате и желала бы вас видеть. Марья Дмитриевна у нее и просит вас тоже.
    – Да ведь вы очень дружны с Болконским, верно что нибудь передать хочет, – сказал граф. – Ах, Боже мой, Боже мой! Как всё хорошо было! – И взявшись за редкие виски седых волос, граф вышел из комнаты.
    Марья Дмитриевна объявила Наташе о том, что Анатоль был женат. Наташа не хотела верить ей и требовала подтверждения этого от самого Пьера. Соня сообщила это Пьеру в то время, как она через коридор провожала его в комнату Наташи.
    Наташа, бледная, строгая сидела подле Марьи Дмитриевны и от самой двери встретила Пьера лихорадочно блестящим, вопросительным взглядом. Она не улыбнулась, не кивнула ему головой, она только упорно смотрела на него, и взгляд ее спрашивал его только про то: друг ли он или такой же враг, как и все другие, по отношению к Анатолю. Сам по себе Пьер очевидно не существовал для нее.
    – Он всё знает, – сказала Марья Дмитриевна, указывая на Пьера и обращаясь к Наташе. – Он пускай тебе скажет, правду ли я говорила.
    Наташа, как подстреленный, загнанный зверь смотрит на приближающихся собак и охотников, смотрела то на того, то на другого.
    – Наталья Ильинична, – начал Пьер, опустив глаза и испытывая чувство жалости к ней и отвращения к той операции, которую он должен был делать, – правда это или не правда, это для вас должно быть всё равно, потому что…
    – Так это не правда, что он женат!
    – Нет, это правда.
    – Он женат был и давно? – спросила она, – честное слово?
    Пьер дал ей честное слово.
    – Он здесь еще? – спросила она быстро.
    – Да, я его сейчас видел.
    Она очевидно была не в силах говорить и делала руками знаки, чтобы оставили ее.

    Пьер не остался обедать, а тотчас же вышел из комнаты и уехал. Он поехал отыскивать по городу Анатоля Курагина, при мысли о котором теперь вся кровь у него приливала к сердцу и он испытывал затруднение переводить дыхание. На горах, у цыган, у Comoneno – его не было. Пьер поехал в клуб.
    В клубе всё шло своим обыкновенным порядком: гости, съехавшиеся обедать, сидели группами и здоровались с Пьером и говорили о городских новостях. Лакей, поздоровавшись с ним, доложил ему, зная его знакомство и привычки, что место ему оставлено в маленькой столовой, что князь Михаил Захарыч в библиотеке, а Павел Тимофеич не приезжали еще. Один из знакомых Пьера между разговором о погоде спросил у него, слышал ли он о похищении Курагиным Ростовой, про которое говорят в городе, правда ли это? Пьер, засмеявшись, сказал, что это вздор, потому что он сейчас только от Ростовых. Он спрашивал у всех про Анатоля; ему сказал один, что не приезжал еще, другой, что он будет обедать нынче. Пьеру странно было смотреть на эту спокойную, равнодушную толпу людей, не знавшую того, что делалось у него в душе. Он прошелся по зале, дождался пока все съехались, и не дождавшись Анатоля, не стал обедать и поехал домой.
    Анатоль, которого он искал, в этот день обедал у Долохова и совещался с ним о том, как поправить испорченное дело. Ему казалось необходимо увидаться с Ростовой. Вечером он поехал к сестре, чтобы переговорить с ней о средствах устроить это свидание. Когда Пьер, тщетно объездив всю Москву, вернулся домой, камердинер доложил ему, что князь Анатоль Васильич у графини. Гостиная графини была полна гостей.
    Пьер не здороваясь с женою, которую он не видал после приезда (она больше чем когда нибудь ненавистна была ему в эту минуту), вошел в гостиную и увидав Анатоля подошел к нему.
    – Ah, Pierre, – сказала графиня, подходя к мужу. – Ты не знаешь в каком положении наш Анатоль… – Она остановилась, увидав в опущенной низко голове мужа, в его блестящих глазах, в его решительной походке то страшное выражение бешенства и силы, которое она знала и испытала на себе после дуэли с Долоховым.
    – Где вы – там разврат, зло, – сказал Пьер жене. – Анатоль, пойдемте, мне надо поговорить с вами, – сказал он по французски.
    Анатоль оглянулся на сестру и покорно встал, готовый следовать за Пьером.
    Пьер, взяв его за руку, дернул к себе и пошел из комнаты.
    – Si vous vous permettez dans mon salon, [Если вы позволите себе в моей гостиной,] – шопотом проговорила Элен; но Пьер, не отвечая ей вышел из комнаты.
    Анатоль шел за ним обычной, молодцоватой походкой. Но на лице его было заметно беспокойство.
    Войдя в свой кабинет, Пьер затворил дверь и обратился к Анатолю, не глядя на него.
    – Вы обещали графине Ростовой жениться на ней и хотели увезти ее?
    – Мой милый, – отвечал Анатоль по французски (как и шел весь разговор), я не считаю себя обязанным отвечать на допросы, делаемые в таком тоне.
    Лицо Пьера, и прежде бледное, исказилось бешенством. Он схватил своей большой рукой Анатоля за воротник мундира и стал трясти из стороны в сторону до тех пор, пока лицо Анатоля не приняло достаточное выражение испуга.
    – Когда я говорю, что мне надо говорить с вами… – повторял Пьер.
    – Ну что, это глупо. А? – сказал Анатоль, ощупывая оторванную с сукном пуговицу воротника.
    – Вы негодяй и мерзавец, и не знаю, что меня воздерживает от удовольствия разможжить вам голову вот этим, – говорил Пьер, – выражаясь так искусственно потому, что он говорил по французски. Он взял в руку тяжелое пресспапье и угрожающе поднял и тотчас же торопливо положил его на место.
    – Обещали вы ей жениться?
    – Я, я, я не думал; впрочем я никогда не обещался, потому что…
    Пьер перебил его. – Есть у вас письма ее? Есть у вас письма? – повторял Пьер, подвигаясь к Анатолю.
    Анатоль взглянул на него и тотчас же, засунув руку в карман, достал бумажник.
    Пьер взял подаваемое ему письмо и оттолкнув стоявший на дороге стол повалился на диван.
    – Je ne serai pas violent, ne craignez rien, [Не бойтесь, я насилия не употреблю,] – сказал Пьер, отвечая на испуганный жест Анатоля. – Письма – раз, – сказал Пьер, как будто повторяя урок для самого себя. – Второе, – после минутного молчания продолжал он, опять вставая и начиная ходить, – вы завтра должны уехать из Москвы.

    Судан – страна, в которой не прекращаются конфликты. С начала гражданской войны в далеком 1983, постоянные военные действия стали здесь нормой. Непрерывная вражда в провинции Дарфур, в соседних Чаде и Эритреи стоила сотен тысяч человеческих жизней, и сделала невыносимой жизнь для миллионов. Судан находится в состоянии чрезвычайной гуманитарной ситуации с 2003 года. Поводов для «хорошей жизни» тут немало: засуха, опустынивание территорий, перенаселенность, этническая напряженность (конфликты этнических арабов против этнических африканцев), религиозные конфликты (исламский север против христианского юга), политические столкновения (закон шариата против авторитарного правительства), конфликты на границе, международных интересов (китайские экономические интересы против интересов США). К тому же достаточно недавно в Судане были обнаружены запасы нефти, оценивающиеся в полмиллиарда долларов. Очевидно, мир придет в эту страну очень не скоро.

    Авторитарное правительство Судана поддерживает арабских боевиков (известных как «джанджавиды»), используя их для подавления племенных споров и закрывая глаза на их жестокую тактику. В настоящее время суданское правительство вынуждено бороться против десятков вооруженных повстанческих групп, некоторые из которых все еще продолжают свои нападения на столицу страны Хартум. В 2005 Организация Объединенных Наций заявила, что ситуация, сложившаяся в Судане, не является геноцидом, поскольку, несмотря на то, что в стране имеют место многочисленные случаи убийства и насилия, «квалифицировать их как геноцид нельзя». В настоящее время около 10 тысяч представителей сил ООН находятся по всей территории региона с миссией по защите гражданского населения и проведению гуманитарных операций.

    Часто журналисты пытаются объяснить причины конфликта, выяснить, что за группы стоят за всем этим, истолковать причины и следствия политических и военных решений. Но за всем этим часто не замечают лиц простых людей, которые «варятся» во всем этом военном котле. Беженцев, потерявших свой кров, антагонистов в многочисленных конфликтах, людей, которые умудрились остаться в живых в боевых действиях, лидеров и последователей. Вот некоторые из жителей суданских регионов Дарфур и Абей, которые сегодня вынуждены находиться очень далеко от дома.

    Kartoula, 14 лет, беженка из провинции Дарфур, расположенной на западе Судана, в распределительном центре для получения ежемесячного продовольственного пайка. Лагерь в Джабале близ Гос Бейде в восточной части Чада, 5 июня 2008. (REUTERS / Finbarr O"Reilly)

    Ньякум Бакони Чан, 50-летняя жительница провинции Абей. Два дня ей пришлось прятаться под кроватью, во время боевых действий между вооруженными силами Судана и армией повстанцев с юга, которые бушевали в ее селении на прошлой неделе. Ей удалось бежать, ее сын вынес ее на плечах в близлежащее поселение Agok, где ему пришлось для матери купить кресло кровать. А в это время в ее родной деревне разгуливали мародёры. Абей находится на границе северных и южных областей страны, которые враждуют между собой из-за нефтяных ресурсов и пастбищ. (AP Photo/Sarah El Deeb)

    Вид с воздуха на пожар в поселении провинции Абьея, Судан, пятница, 23 мая 2008 года. Большая часть поселения сгорела и была разграблена мародерами. До этого здесь много дней велись боевые действия. Город, конфликт в котором произошел между севером и югом Судана из-за расположенных тут нефтяных ресурсов и пастбищ, был на прошлой неделе полностью опустошен в ходе многодневных боев между вооруженными силами Судана и армией бывших южных повстанцев. (AP Photo/ Sarah El Deeb)

    Общий вид на развалины сгоревшего город Абей на юге Судана, который, согласно официальному заявлению был освобожден силам ООН 22 мая 2008. Как сообщили представители армии, 21 солдат армии Судана были убиты в ходе ожесточенных боев с силами юга. (REUTERS / МООНВС / Handout)

    Люди, вынужденные покинуть Абей, ждут начала раздачи продовольственных пайков распространяемых в рамках Всемирной продовольственной программы в Agok, на юге Судана. Фото предоставлено Миссией Организации Объединенных Наций в Судане. Снято 3 июня 2008. (REUTERS /Tim McKulka/МООНВС/Handout)

    Солдат Народно-освободительной армии Судана (НОАС) стоит на карауле на базе ООН в Абее, 16 мая 2008. После двух дней боев в этом нефтяном регионе между южной НОАС и командирами северных суданских вооруженных сил наконец прошли переговоры (REUTERS / David Lewis)

    18 октября 2007 года. Фото сделанное представителями Миссии Африканского союза в Судане (МАСС). Боевик Движения за справедливость и равенство (ДСР), сопровождает в генерала Мартина Лютера Агваи (3-й слева), командующего Силами Миссии Африканского союза в Судане (МАСС) , в то время как он идет с Халилом Ибрагимом (2-й слева) и еще одним командиром на судано-чадской границе в северо-западном Дарфуре. Повстанческие движения заявили, что 10 мая 2008 года они вплотную приблизились к столице страны городу Хартуму, после чего произошло столкновение с армией на реке Нил на севере, а правительство ввело в столице комендантский час. Национальный конгресс страны заявил, что нападения повстанцев в Дарфуре провалилось, и официально обвинил в поддержке нападающих соседний Чад. (STUART PRICE/AFP/Getty Images)

    Халил Ибрагим, лидер Движения за справедливость и равенство (ДСР) со своими полевыми командирами во время встречи 18 апреля 2008 с посланниками Организацией Объединенных Наций и Африканского союза в западной части Судана, в Дарфуре. Ибрагим входит в список 20-ти лидеров повстанцев, запрос об аресте которых, как официально сообщило 10 июня 2008 информационное агентство SUNA, правительство Судана послало в Интерпол. Поводом стало их предполагаемое участие в беспрецедентной атаке на столицу страны Хартум в мае 2008. (STUART PRICE/ AFP / Getty Images)

    Фото предоставлено Albany Associates. Боевики из Движения за справедливость и равенство (ДСР) на бронетранспортере после встречи лидера ДСР Халилем Ибрагимом с посланниками Организации Объединенных Наций и Африканского союза в Дарфуре. Место встречи не сообщается, но оно находилось в в западной части Судана, в Дарфуре. 18 апреля 2008. (STUART PRICE/ AFP / Getty Images)

    Девочка-арабка пережидает полуденную жару вместе с другими женщинами под навесом из травы в деревне Таиба. Этнические арабы, вынужденные бежать из-за конфликтов между племенами и общей нестабильности в регионе, находятся сейчас в приютах в 40 км к северу от города Gos Beida, в восточной части Чада. 9 июня 2008. Деревня не получает поддержки со стороны учреждений, занимающихся оказанием помощи. В результате конфликта в Дарфуре, который охватил в регионы по обе стороны границы между Чадом и Суданом, около 250 тысяч суданских беженцев вынуждены оставаться в многочисленных лагерях в восточной части Чада, а 180 тысяч жителей Чада – также были вынуждены покинуть свои дома, сообщают представители ООН. (REUTERS / Finbarr O"Reilly)

    Маленький суданский беженец, стоящий у дверей своего временного пристанища в Джуба, на юге Судана 16 апреля 2008. Его семья, как и многие другие беженцы, возвращаются из Уганды, Республики Центральной Африки, Конго и других стран. Десятки тысяч людей были вынуждены покинуть свои дома в Абьее после вооруженного конфликта между армией северного Судана, и повстанцами-южанами. «Нам сообщают о десятках тысяч людей, которые движутся группками по лесу на восток, юг и запад», - сообщает информационный источник ООН. (TONY KARUMBA/AFP/Getty Images)

    Мальчик играет с палкой и крышкой от кастрюли в Gassire, лагере для беженцев, которые бежали от боевых действий в районе города Гос Бейде, на востоке Чада близ суданской границы, 7 июня 2008. В результате конфликта в Дарфуре, который охватил в регионы по обе стороны границы между Чадом и Суданом, около 250 тысяч суданских беженцев вынуждены оставаться в многочисленных лагерях в восточной части Чада, а 180 тысяч жителей Чада – также были вынуждены покинуть свои дома, сообщают представители ООН. (REUTERS / Finbarr O"Reilly)

    Беженцы из провинции Дарфур на западе Судана наблюдают за приездом делегации Совета Безопасности ООН в лагерь Джабала близ города Гос Бейде на востоке Чада, 6 июня 2008. Беженцы из провинции Дарфур в Судане и жители Чада в пятницу попросили у представителей Совета Безопасности ООН обеспечить им защиту, чтобы они могли вернуться в свои дома. (REUTERS / Finbarr O"Reilly)

    Стивен Морган, ирландский военный комендант, удерживает мирных жителей на расстоянии во время того, как саперы миротворческих сил Евросоюза (EUFOR) роют яму, чтобы обезвредить реактивную граната найденную на обочине дороги недалеко от города Гос Бейде в восточной части Чада. 8 июня 2008. EUFOR отправил около 3000 военнослужащих в Чад, чтобы обеспечить безопасность в районах рядом с суданской границей, где в результате конфликта в Дарфуре около 400000 жителей Чада и Судана, были вынуждены покинуть свои дома. Как сообщают представители EUFOR, только за прошлый месяц вблизи Гос Бейде миротворческим контингентом было обезврежено около 80 неразорвавшихся снарядов. (REUTERS / Finbarr O"Reilly)

    Арабка из кочевого племени в очереди к врачу в благотворительной клинике организации "Врачи без границ" в Kerfi, куда были перемещены тысячи жителей Чада, 10 июня 2008. В результате конфликта в Дарфуре, который охватил в регионы по обе стороны границы между Чадом и Суданом, около 250 тысяч суданских беженцев вынуждены оставаться в многочисленных лагерях в восточной части Чада, а 180 тысяч жителей Чада – также были вынуждены покинуть свои дома, сообщают представители ООН. (REUTERS / Finbarr O"Reilly)

    Суданский президент Омар Хассан аль-Башир (в центре) машет своей тростью во время обращения к толпе на митинге в Хартуме 14 мая 2008 года. Десятки тысяч суданских граждан собрались на улицах Хартума в среду, и, выкрикивая националистические лозунги, осудили нападение повстанцев Дарфура на столицу, во время которого погибло более 200 человек. Одетый в военную форму, Башир привел толпу в исступление. Митингующие выкрикивали лозунги, направленные против повстанцев и их лидера, Халила Ибрагима. (REUTERS/Mohamed Nureldin Abdalla)

    Беженка приходит в себя после тяжелой ночи, во время которой на нее напали вооруженные бандиты, в благотворительной клинике организации "Врачи без границ" в Kerfi, куда были перемещены тысячи жителей Чада. 10 июня 2008. (REUTERS / Finbarr O"Reilly)

    Независимое государство под названием Республика Южный Судан появилось на карте мира совсем недавно. Ему всего лишь чуть более трех лет. Официально суверенитет этой страны был провозглашен 9 июля 2011 года. При этом практически вся новейшая Южного Судана - это история длительной и кровопролитной борьбы за независимость. Хотя боевые действия начались в Южном Судане практически сразу же после провозглашения независимости «большого» Судана - в 1950-е годы, тем не менее, лишь в 2011 году Южному Судану удалось получить независимость - не без помощи Запада, прежде всего США, преследовавшего свои цели в разрушении столь крупного государства, находившегося под арабо-мусульманским контролем, каким был единый Судан со столицей в Хартуме.

    В принципе, Северный и Южный Судан - столь разные регионы, что наличие серьезной напряженности в отношениях между ними было исторически обусловлено и без западного влияния. Во многом единый Судан, до провозглашения независимости Южного Судана, напоминал Нигерию - те же проблемы: мусульманский Север и христианско-анимистический Юг, плюс свои нюансы в западных регионах (Дарфур и Кордофан). Однако в Судане конфессиональные различия усугублялись еще и расовыми, и культурными. Север единого Судана населяли арабы и арабизированные народы, относящиеся к европеоидной или переходной эфиопской малой расе. А вот Южный Судан - это негроиды, в основном - нилоты, исповедующие традиционные культы или христианство (в его местном понимании).


    «Страна черных»

    Еще в XIX веке Южный Судан не знал государственности, по крайней мере, в том понимании, который вкладывает в это понятие современный человек. Это была территория, населенная многочисленными нилотскими племенами, наиболее известны среди которых - динка, нуэр, шиллук. Доминирующую роль в ряде регионов Южного Судана играли племена азанде, говорившие на языках убангийской ветви адамава-убангийской подсемьи гур-убангийской семьи нигеро-кордофанской макросемьи языков. С севера в южносуданские земли периодически вторгались отряды арабских работорговцев, захватывавших «живой товар», пользовавшийся большим спросом на невольничьих рынках, как самого Судана, так и Египта, Малой Азии, Аравийского полуострова. Однако набеги работорговцев не меняли тысячелетний архаичный уклад жизни нилотских племен, поскольку не влекли за собой политических и экономических преобразований в южносуданских землях. Ситуация изменилась, когда египетский правитель Мухаммед Али в 1820-1821 гг., заинтересовавшийся природными богатствами южносуданских земель, решил перейти к колонизационной политике. Однако египтянам не удалось до конца освоить этот регион и интегрировать его в состав Египта.

    Повторная колонизация Южного Судана началась в 1870-е годы, однако и она не была успешной. Египетским войскам удалось покорить лишь область Дарфур - в 1874 году, после чего они были вынуждены остановиться, поскольку далее находились тропические болота, существенно затруднявшие их перемещение. Таким образом, собственно Южный Судан оставался практически неконтролируемым. Окончательное освоение этого обширного региона пришлось лишь на период англо-египетского владычества над Суданом в 1898-1955 гг., однако и в этот период оно имело свои нюансы. Так, англичане, совместно с египтянами осуществлявшие управление Суданом, стремились не допустить арабизации и исламизации южносуданских провинций, населенных негроидным населением. Арабо-мусульманское влияние в регионе всячески сводилось к минимуму, в результате чего народам Южного Судана либо удалось сохранить исконные верования и культуру, либо они были христианизированы европейскими проповедниками. Среди определенной части негроидного населения Южного Судана распространялся английский язык, однако основная масса населения говорила на нилотских и адамава-убангийских языках, практически не владея арабским языком, обладавшим фактической монополией на севере Судана.

    В феврале 1953 года Египет и Великобритания, в контексте набиравших в мире силу процессов деколонизации, пришли к соглашению о постепенном переходе Судана к самоуправлению, а затем и к провозглашению политического суверенитета. В 1954 году был создан суданский парламент, а 1 января 1956 года Судан получил политическую независимость. Англичане планировали, что Судан станет федеративным государством, в котором в равной степени будут соблюдены права арабского населения северных провинций и негроидного населения Южного Судана. Однако, в суданском движении за независимость ключевую роль играли суданские арабы, которые пообещали британцам реализовать федеративную модель, но в действительности предоставлять реальное политическое равенство Северу и Югу не планировали. Как только Судан получил политическую независимость, хартумское правительство отказалось от планов создания федеративного государства, что вызвало резкий рост сепаратистских настроений в его южных провинциях. Негроидное население юга не собиралось мириться с положением «людей второго сорта» в новопровозглашенном арабском Судане, в особенности по причине насильственной исламизации и арабизации, осуществляемой сторонниками хартумского правительства.

    «Жало змеи» и первая гражданская война

    Формальным поводом к началу вооруженного восстания народов Южного Судана стали массовые увольнения чиновников и офицеров, происходивших из христианизированных нилотов Юга. 18 августа 1955 года на Юге Судана началась гражданская война. Первоначально южане, несмотря на готовность стоять до последнего, не представляли серьезной опасности для суданских правительственных войск, поскольку лишь менее трети повстанцев имели огнестрельное . Остальные, как и тысячи лет назад, сражались с помощью луков со стрелами и копий. Ситуация стала меняться к началу 1960-х гг., когда сформировалась централизованная организация южносуданского сопротивления, получившая название «Анья Нья» («Жало змеи»). Эта организация заручилась поддержкой со стороны Израиля. Тель-Авив был заинтересован в ослаблении крупного арабо-мусульманского государства, которым был единый Судан, поэтому приступил к помощи вооружением южносуданским сепаратистам. С другой стороны, в поддержке «Анья Нья» были заинтересованы южные соседи Судана - африканские государства, имевшие к Хартуму определенные территориальные претензии или политические счеты. В результате учебные лагеря южносуданских повстанцев появились на территории Уганды и Эфиопии.

    Первая гражданская война Южного Судана против хартумского правительства длилась с 1955 по 1970 гг. и привела к гибели по меньшей мере 500 тысяч мирных жителей. Сотни тысяч человек стали беженцами в соседних государствах. Хартумское правительство увеличило свое военное присутствие на юге страны, направив туда контингент войск общей численностью 12 тысяч военнослужащих. Вооружение Хартуму поставлял Советский Союз. Тем не менее, южносуданским повстанцам удавалось держать под контролем многие районы сельской местности в провинциях Южного Судана.

    Учитывая, что вооруженным путем преодолеть сопротивление мятежников не удавалось, Хартум вступил в переговоры с руководителем повстанцев Джозефом Лагу, который в 1971 году сформировал Освободительное движение Южного Судана. Лагу настаивал на создании федеративного государства, в котором каждая часть будет обладать собственным правительством и вооруженными силами. Естественно, что арабская элита Северного Судана соглашаться с этими требованиями не собиралась, но в конечном итоге миротворческие усилия императора Эфиопии Хайле Селассие, который выполнял функции посредника в переговорном процессе, привели к тому, что было заключено Аддис-Абебское соглашение. В соответствии с соглашением, три южных провинции получали автономный статус и, более того, создавалась 12-тысячная армия со смешанным офицерским корпусом из северян и южан. Английский язык получал статус регионального в южных провинциях. 27 марта 1972 года соглашение о перемирии было подписано. Хартумское правительство амнистировало повстанцев и создало комиссию для контроля за возвращением беженцев на территорию страны.

    Исламизация и начало второй гражданской войны

    Однако относительный мир в Южном Судане продлился не столь долго после заключения Аддис-Абебского соглашения. Причин нового обострения ситуации было несколько. Во-первых, в Южном Судане были обнаружены значительные нефтяные месторождения. Естественно, что хартумское правительство не могло упустить шанса заполучить южносуданскую нефть, однако контроль над нефтяными месторождениями требовал укрепления позиций центральной власти на Юге. Не обращать внимания на нефтяные месторождения Южного Судана центральное правительство также не могло, поскольку испытывало серьезную нужду в пополнении своих финансовых ресурсов. Второй момент заключался в усилении политического влияния исламских фундаменталистов на хартумское руководство. Исламские организации имели тесные связи с традиционными монархиями Арабского Востока, кроме того пользовались серьезным влиянием на арабское население страны. Существование христианского и, тем более, «языческого» анклава на территории Южного Судана являлось для исламских радикалов крайне раздражающим фактором. Тем более, что они и так продавливали идею о создании в Судане исламского государства, живущего по законам Шариата.

    В период описываемых событий Судан возглавлял президент Джафар Мухаммед Нимейри (1930-2009). Профессиональный военный, 39-летний Нимейри еще в 1969 году сверг тогдашнее суданское правительство Исмаила аль-Азхари и провозгласил себя председателем Революционного совета. Первоначально он ориентировался на Советский Союз и опирался на поддержку суданских коммунистов. Кстати, Суданская компартия была одной из наиболее мощных на Африканском континенте, ее представителей Нимейри ввел в состав хартумского правительства, провозгласив курс на социалистический путь развития и антиимпериалистическое сопротивление. Благодаря сотрудничеству с коммунистами, Нимейри мог рассчитывать на военную помощь со стороны Советского Союза, которой благополучно пользовался, в том числе и в конфликте с Южным Суданом.

    Однако, к концу 1970-х годов нараставшее в суданском обществе влияние исламистских сил заставило Нимейри кардинальным образом поменять политические приоритеты. В 1983 году он провозгласил Судан шариатским государством. В состав правительства вошли представители организации «Братья - мусульмане», началось повсеместное строительство мечетей. Шариатские законы были введены на территории всей страны, в том числе и на Юге, где мусульманское население находилось в абсолютном меньшинстве. В ответ на исламизацию Судана в южных провинциях началась активизация местных сепаратистов. Они обвинили хартумское правительство Нимейри в нарушении Аддис-Абебского соглашения. В 1983 году было заявлено о создании Суданскую народную освободительную армию (SPLA). Показательно, что СНОА выступала за единство суданского государства и обвиняла правительство Нимейри в действиях, способных повлечь за собой распад страны по национальному и конфессиональному признакам.

    Повстанцы Джона Гаранга

    Суданскую народную освободительную армию возглавил полковник суданской армии Джон Гаранг де Мабиор (1945-2005). Выходец из нилотской народности динка, он с 17 лет принимал участие в партизанском движении в Южном Судане. Как один из наиболее способных юношей, был направлен на учебу в Танзанию, а затем в США.

    После получения степени бакалавра экономики в США и завершения учебы по сельскохозяйственной экономике в Танзании, Гаранг вернулся на родину и вновь присоединился к партизанскому сопротивлению. Заключение Аддис-Абебского соглашения сподвигло его, как и многих других партизан, на службу в суданских вооруженных силах, куда в соответствии с соглашением интегрировались повстанческие отряды южносуданских народов. Гаранг, как человек образованный и активный, получил капитанские погоны и продолжил службу в вооруженных силах Судана, где за 11 лет дослужился до звания полковника. Последнее время он служил в штабе сухопутных войск, откуда был направлен на Юг Судана. Там его и застало известие о введении в Судане шариатского законодательства. Тогда Гаранг увел целый батальон суданских вооруженных сил, укомплектованный южанами, на территорию соседней Эфиопии, куда вскоре прибыли и другие южане, дезертировавшие из суданской армии.

    Подразделения, находившиеся под командованием Джона Гаранга, действовали с территории Эфиопии, но вскоре им удалось поставить под свой контроль значительные районы провинций Южного Судана. В этот раз сопротивление хартумскому правительству было более удачным, поскольку в рядах повстанцев было много профессиональных военных, успевших за годы мира получить военное образование и опыт командования армейскими подразделениями.

    Тем временем, в 1985 году в самом Судане произошел очередной военный переворот. Пока президент Нимейри находился с визитом в Соединенных Штатах Америки, генерал-полковник Абдель Рахман Свар аль-Дагаб (род.1934), занимавший пост начальника генерального штаба вооруженных сил, произвел военный переворот и захватил власть в стране. Это произошло 6 апреля 1985 года. Первоочередным решением мятежников была отмена конституции 1983 года, устанавливавшей шариатское законодательство. Правящая партия «Суданский социалистический союз» была распущена, бывший президент Нимейри оказался в изгнании, а сам генерал Свар аль-Дагаб в 1986 году передал власть правительству Садика аль-Махди. Последнее начало переговоры с южносуданскими повстанцами, стремясь заключить мирное соглашение и не допустить дальнейшего кровопролития. В 1988 г. южносуданские повстанцы договорились с хартумским правительством о проекте мирного урегулирования ситуации в стране, включавшего отмену чрезвычайного положения и шариатского законодательства. Однако уже в ноябре 1988 г. премьер-министр аль-Махди отказался от подписания данного плана, что привело к усилению позиций исламских фундаменталистов в хартумском правительстве. Тем не менее, в феврале 1989 г. премьер-министр, испытывавший давление военных кругов, принял план мирного урегулирования. Казалось - ничего далее не останавливает хартумское правительство от выполнения договоренностей и мир на Юге Судана может быть восстановлен.

    Однако, вместо умиротворения южных провинций последовало резкое обострение ситуации. Его причиной стал новый военный переворот, произошедший в Судане. 30 июня 1989 года бригадный генерал Омар аль-Башир - профессиональный военный-десантник, командовавший прежде парашютной бригадой в Хартуме - захватил власть в стране, распустил правительство и запретил политические партии. Омар аль-Башир находился на консервативных позициях и симпатизировал исламским фундаменталистам. Во многом, именно он стоял у истоков дальнейшей эскалации конфликта на Юге Судана, приведшей к распаду единого суданского государства.

    Результатами деятельности аль-Башира стали установление диктаторского режима в стране, запрещение политических партий и профсоюзных организаций, возвращение к шариатскому законодательству. В марте 1991 г. был обновлен уголовный кодекс страны, в состав которого были включены средневековые меры наказания, такие как насильственные ампутации рук за определенные виды преступлений, побиение камнями и распятие. Вслед за введением нового уголовного кодекса Омар аль-Башир приступил к обновлению судейского корпуса на Юге Судана, заменяя там судей - христиан на судей - мусульман. Фактически это означало, что против немусульманского населения южных провинций будет применяться шариатское законодательство. В северных провинциях страны шариатская полиция приступила к проведению репрессий в отношении выходцев с Юга, не соблюдавших нормы шариатского законодательства.

    На территории южных провинций Судана возобновилась активная фаза боевых действий. Повстанцы Суданской народной освободительной армии взяли под контроль часть провинций Бахр-эль-Газаль, Верхний Нил, Голубой Нил, Дарфур и Кордофан. Тем не менее, в июле 1992 года хартумским войскам, лучше вооруженным и подготовленным, удалось в результате стремительного наступления взять под контроль штаб-квартиру южносуданских повстанцев в Торите. Против мирного населения южных провинций начались репрессии, включавшие в себя и угон десятков тысяч женщин и детей в рабство на север страны. По данным международных организаций, до 200 тысяч человек было захвачено в плен и обращено в рабство северосуданскими войсками и неправительственными арабскими формированиями. Таким образом, в конце ХХ века все вернулось к ситуации столетней давности - набегам арабских работорговцев на негритянские селения.

    Одновременно хартумское правительство приступило к дезорганизации южносуданского сопротивления путем сеяния внутренней вражды, основанной на межплеменных противоречиях. Как известно, Джон Гаранг, руководивший народной освободительной армией, происходил из народности динка - одной из крупнейших нилотских народностей Южного Судана. Суданские спецслужбы стали сеять национальную рознь в рядах повстанцев, убеждая представителей других национальностей в том, что в случае победы Гаранг установит диктатуру народности динка, которая будет осуществлять геноцид в отношении других этносов региона.

    В результате произошла попытка свержения Гаранга, закончившаяся отделением в сентябре 1992 года группировки под руководством Уильяма Бани, а в феврале 1993 года - группировки под руководством Керубино Боли. Казалось, что правительству Хартума вот-вот удастся расправиться с повстанческим движением на юге страны, сея раздор между повстанческими группировками и, одновременно, усиливая репрессии в отношении немусульманского населения южных провинций. Однако все испортила излишняя внешнеполитическая самостоятельность хартумского правительства.

    Омар аль-Башир, симпатизирующий исламистам, поддержал во время операции «Буря в пустыне» Саддама Хусейна, что повлекло за собой окончательное ухудшение взаимоотношений Судана с Соединенными Штатами Америки. После этого от Судана как «страны - изгоя» стали отворачиваться и многие страны Африки. Свою поддержку повстанцам выказывали Эфиопия, Эритрея, Уганда и Кения, при этом первые три страны усилили свою военную помощь повстанческим группировкам. В 1995 году произошло объединение оппозиционных политических сил Северного Судана с повстанцами Южного Судана. В так называемый «Национальный демократический альянс» вошли Суданская народная освободительная армия, Демократический союз Судана и ряд других политических организаций.

    Все это привело к тому, что в 1997 году хартумское правительство подписало соглашение с частью повстанческих группировок о примирении. Омару аль-Баширу не оставалось иного пути и как признать культурно-политическую автономию Южного Судана. В 1999 году Омар аль-Башир сам пошел на уступки и предложил Джону Гарангу культурную автономию в составе Судана, но лидера повстанцев уже было не остановить. До 2004 г. велись активные боевые действия, хотя одновременно продолжались и переговоры о прекращении огня между противоборствующими группировками. Наконец, 9 января 2005 года в столице Кении Найроби было подписано очередное мирное соглашение. От лица повстанцев его подписал Джон Гаранг, от лица хартумского правительства - вице-президент Судана Али Осман Махаммад Таха. В соответствии с условиями данного соглашения было решено: отменить действие на юге страны шариатского законодательства, прекратить огонь с обоих сторон, демобилизовать значительную часть вооруженных формирований, установить равномерное распределение доходов от эксплуатации нефтяных месторождений в южных провинциях страны. Южному Судану предоставлялась автономия на шесть лет, после чего населению региона предоставлялось право провести референдум, на который был бы вынесен вопрос о независимости Южного Судана как отдельного государства. Командующий Суданской народной освободительной армией Джон Гаранг стал вице-президентом Судана.

    Ко времени заключения мирных соглашений, по данным международных организаций, в боевых действиях, во время репрессий и этнических чисток, погибло до двух миллионов человек. Приблизительно четыре миллиона человек покинули Южный Судан, став внутренними и внешними беженцами. Естественно, что страшны были последствия войны и для суданской экономики, социальной инфраструктуры Южного Судана. Однако 30 июля 2005 года Джон Гаранг, возвращавшийся на вертолете со встречи с президентом Уганды Йовери Мусевени, погиб в авиакатастрофе.

    Его сменил Салва Киир (род.1951) - заместитель Гаранга по руководству военным крылом Суданской народной освободительной армии, известный более радикальными позициями по вопросу о предоставлении политической независимости Южному Судану. Как известно, Гаранга устраивала и модель сохранения южных провинций в составе единого Судана, при отсутствии вмешательства в их дела со стороны исламистской арабской элиты Хартума. Однако Салва Киир был настроен куда решительнее и настаивал на полной политической независимости Южного Судана. Собственно, после крушения вертолета у него не оставалось иных препятствий. Сменив погибшего Гаранга на посту вице-президента Судана, Салва Киир взял курс на дальнейшее провозглашение политической независимости Южного Судана.

    Политическая независимость не принесла мир

    8 января 2008 года с территории Южного Судана были выведены северосуданские войска, а 9-15 января 2011 года проведен референдум, на котором 98,8% участвовавших граждан высказались за предоставление политической независимости Южному Судану, которая и была провозглашена 9 июля 2011 года. Салва Киир стал первым президентом суверенной Республики Южный Судан.

    Однако провозглашение политической независимости не означает окончательного решения всех конфликтных ситуаций в этом регионе. Во-первых, сохраняются крайне напряженные отношения между Северным Суданом и Южным Суданом. Они вылились в несколько вооруженных столкновений между двумя государствами. Причем первое из них началось еще в мае 2011 года, то есть за месяц до официального провозглашения независимости Южного Судана. Это был конфликт в Южном Кордофане - провинции, которая в настоящее время входит в состав Судана (Северного Судана), но населена в значительной степени представителями африканских народов, родственных жителям Южного Судана и поддерживавших с ними исторические и культурные связи, в том числе и в период длительной борьбы за независимость южносуданского государства.

    Наиболее серьезные противоречия с хартумским правительством имели жители Нубийских гор - так называемые «горные нубийцы», или нуба. Миллионный народ нуба говорит на нубийском языке - одной из двух ветвей тама-нубийской семьи языков, традиционно включаемой в состав восточносуданской надсемьи нило-сахарской макросемьи. Несмотря на то, что формально нуба исповедуют ислам, они сохраняют очень сильные пережитки традиционных верований, обусловленные их проживанием в горах и сравнительно поздней исламизацией. Естественно, что на этой почве у них наблюдаются напряженные отношения с исламскими радикалами из арабской среды Северного Судана.

    6 июня 2011 года вспыхнули боевые действия, причиной которых формально стала конфликтная ситуация вокруг вывода южносуданских подразделений из города Абьей. В результате боевых действий погибло не менее 704 южносуданских солдат, 140 000 мирных жителей стали беженцами. Многие жилые строения, объекты социальной и экономической инфраструктуры были разрушены. В настоящее время территория, на которой происходил конфликт, остается в составе Северного Судана, что не исключает возможность его дальнейшего повторения.

    26 марта 2012 года вспыхнул другой вооруженный конфликт между Суданом и Южным Суданом - из-за пограничного города Хеглиг и окрестных районов, многие из которых богаты природными ресурсами. В конфликте участвовали Суданская народная освободительная армия и вооруженные силы Судана. 10 апреля 2012 года Южный Судан захватил город Хеглиг, в ответ хартумское правительство объявило всеобщую мобилизацию и 22 апреля 2012 г. добилось вывода южносуданских подразделений из Хеглига. Этот конфликт способствовал тому, чтобы в Хартуме официально определили Южный Судан как вражеское государство. В то же время, соседняя Уганда официально и в очередной раз подтвердила, что будет поддерживать Южный Судан.

    Между тем, и на территории самого Южного Судана не все спокойно. Учитывая, что данное государство населено представителями целого ряда народностей, которые претендуют на первостепенную роль в стране, либо обижаются, что у власти находятся другие этнические группы, легко предугадать, что Южный Судан практически сразу после провозглашения независимости стал ареной междоусобной борьбы противостоящих этнических вооруженных группировок. Наиболее серьезное противостояние развернулось в 2013-2014 гг. между народностями нуэр и динка - одними из наиболее многочисленных нилотских этнических групп. 16 декабря 2013 г. в стране была предотвращена попытка военного переворота, которую, по данным президента Салва Киира, пытались совершить сторонники бывшего вице-президента Риека Мачара. Риек Мачар (род.1953) - также ветеран партизанского движения, воевал сначала в составе Суданской народной освободительной армии, а затем заключил сепаратные договоренности с хартумским правительством и возглавлял прохартумские Южносуданские силы обороны, а затем - Народные силы обороны Судана / Демократический фронт. Затем Мачар опять стал сторонником Гаранга и занимал пост вице-президента в Южном Судане. Мачар принадлежит к народности нуэр и рассматривается представителями последней как выразитель их интересов, в противовес динка Салва Кииру.

    Попытка переворота, предпринятая сторонниками Мачара, положила начало новой кровопролитной гражданской войне в Южном Судане - на этот раз между народностями динка и нуэр. По данным международных организаций, только в период с конца декабря 2013 года по февраль 2014 года 863 тысячи мирных жителей Южного Судана стали беженцами, не менее 3,7 млн. человек остро нуждаются в продовольствии. Все старания международных посредников обеспечить проведение переговорного процесса между противниками оканчиваются неудачно, поскольку всегда находятся неконтролируемые группировки, продолжающие дальнейшую эскалацию насилия.

    Основные географические данные

    Христианство пришло в Судан в 6 веке и было религией раннесредневекового царства Нубия. После захвата страны арабами началась исламизация, практически полностью завершившаяся в 15 веке. Христианство на юге и в Нубийских горах - результат деятельности миссионеров в 19 веке.

    Судан в древности

    Северный Судан - это библейская страна Куш. Там существовало древнее царство Мероэ, воевавшее с Египтом и даже захватывавшее его.

    В конце 4-го тысячелетия до н.э. цари 1-й династии Египта завоевали Верхнюю Нубию к югу от Асуана, распространив египетское культурное влияние на африканские народы, жившие по берегам Нила. В последующие столетия, Нубия подвергалась регулярным военным экспедициям из Египта в поисках рабов или строительных материалов для царских гробниц, уничтожившим большую часть египетско-нубийской культуры. Взаимодействие, возникающие в связи с порабощением и колонизацией Нубии, привело к постоянному увеличивавшемуся африканскому влиянию на искусство, культуру и религии династического Египта.

    Во время, известное египтологам как Первый переходный период (с. 2130-1938), новая волна иммигрантов-скотоводов пришла в Нубию из Ливии. Эти люди смогли поселиться на Ниле и ассимилировать живших там нубийцев без противодействия со стороны Египта. После падения 6-й династии (ок. 2150), Египет пережил более ста лет слабости и внутренних беспорядков, давая иммигрантов в Нубии время, чтобы практически беспрепятственно развивать свою собственную отличную цивилизацию с уникальными ремеслами, архитектурой и социальной структурой, потенциально более динамичную, чем цивилизации на севере.

    С появлением 11-й династии (2081), Египет восстановил свою силу и начал натиск на юг, в Нубии, сначала посылая только спорадические экспедиции для взимания дани, но при 12-й династии (1938-1756) фактически захватил Нубию до города Семна на юге. Для противодействия сопротивлению нубийцев была построена цепь фортов на Ниле. При этом культурное влияние Египта на Нубию было минимальным.

    Египтезация местной культуры произошла во Второй период междуцарствия (ок. 1630-1540 до н.э.), когда множество нубийцев были наёмниками в египетской армии, воевавшей против гиксосов . С другой стороны, присутствие этих наемников в Египте способствовало росту африканского влияния в египетской культуре. После восстановления независимости, при Тутмосе I (правил в 1493-1482 до н.э.), Египет захватил Нубию, которая была разделена на две провинции. Центром северной из них была Элефантина , центром южной - город Напата. Появились египетские колонии в административных центрах и слой египтизированных нубийцев.

    Нубия была ценна как территория транзитной торговли между Египтом, побережьем Красного моря и Центральной Африкой. Она также располагала запасами золота и изумрудов и большими площадями плодородной земли.

    Когда в Египте произошёл очередной кризис в конце Нового царства (11 век до н.э.), наместники Куша, при поддержке своих нубийских армий, стали царями, практически независимыми от египетского контроля. К 8-му веку до н.э. цари Куша происходили из наследственных правящих семейств египтизированных нубийских вождей, не обладавших ни политическими, ни родственными связями с Египтом. При одном из них, Каште, Куш захватил Верхний (т.е. южный) Египет, а при его сыне Пианхи (750-719 гг. до н.э.) весь Египет до берега Средиземного моря.

    В 671 г. до н.э. ассирийцы вторглись в Египет и победили кушитов. В 654 г. до н.э. кушиты были отогнаны на юг до своей столицы Напаты. Страна была отделена от египта бесплодными холмами к югу от Элефантины. Куш продолжал контролировать среднее течение Нила ещё тысячу лет. Его уникальная египетско-нубийском культура с её сильными африканскими наслоениями была сохранена, в то время как Египет попал под персидское, греческое и римское влияние.

    Экономика государства была основана на добыче золота и драгоценных камней и на транзитной торговле. Кушиты разработали свою собственную письменность, сначала на базе египетских иероглифов, затем их собственных, и, наконец, алфавитную . Они поклонялись египетским богам, но не отказались от своих собственных. Они хоронили своих царей в пирамидах, но не египетской модели. Вскоре после отступления из Египта, столица была перенесена из Напаты на юг, в Мероэ, где царство было больше подвержено воздействию устоявшихся африканских культур с юга в то время, когда его связи с Египтом быстро исчезали.

    В следующие несколько веков царство приходило в упадок, и в 350 г. н.э. царь Аксума из Эфиопии разрушил его окончательно, уничтожив столицу и все города вдоль Нила. Последующие 200 лет - тёмный период истории. Археологи пока не определили, какие народы жили в это время в Нубии. Но продолжала преобладать материальная культура, унаследованная от кушитов. Местные правители в союзе с кочевниками из пустыни несколько раз нападали на римские поселения в Верхнем Египте, пока римляне не отогнали их очень далеко на юг.

    Судан в средние века

    В 6 веке в Нубию прибыли христианские миссионеры. В это время страна была разделена на три государства, столица самого южного из которых была на месте современного Хартума. В период с 534 по 575 год эти царства были обращены в христианство благодаря работе миссионера Юлиана и его преемника Лонгина. Христианские церкви возникали вдоль Нила, и древние храмы были отремонтированы, чтобы приспособить их для христианских служб. Записи об этом дают материал об истории Судана в то время.

    После захвата Египта в 639 году арабы попытались захватить нубийские царства силами небольших рейдовых отрядов. После нескольких лет пограничной войны на юг было направлено сильное войско, которое понесло тяжёлые потери, но заключило договор о мире с нубийскими царями, продержавшийся почти 600 лет. Арабы не имели никаких намерений захватывать территории к югу от Асуана.

    В 9-12 веках правители Египта поощряли кочевые бедуинские племена уходить на юг, чтобы избавиться от них. Исламизированные местные кочевые племена также захватывали территории в этих местах. Мамелюкские правители Египта с середины 13 века были вынуждены посылать военные экспедиции на юг против разбойных бедуинских племён, контролировавших Нубию. Эти племена и египетские войска грабили остатки нубийского царства Макура, подрывая его жизнеспособность.

    В 15 веке арабы стали неконтролируемо мигрировать на юг, смешиваясь с местным населением (в основном путём захвата местных женщин). Христианство при этом было вытеснено исламом, а остатки централизованного царства исчезли и были заменены племенными учреждениями. Последнее маленькое христианское царство Алва на крайнем юге сохраняло независимость от арабов. Оно было разрушено около 1500 года в результате нападения союза арабских племён.

    На его месте возникло государство племени фандж , происхождение которого неясно, которое в 16-17 веках успешно противостояло арабам. В нём активно работали мусульманские миссионеры, в основном их суфийских сект, обратившие в ислам аристократию и простой народ.

    Судан в новое время

    В конце 17 и на протяжении 18 века царство фандж постепенно приходило в упадок, распадалось на части и деградировало культурно под влиянием исламизированных кочевых племён, захватывавших власть в его отдельных районах. В 1821 году губернатор Египта Мухаммад-Али завоевал Восточный Судан. Командовавший военной экспедицией сын Мухаммада-Али Исмаил был убит, но к 1826 году сопротивление было подавлено, и весь нынешний Судан оказался под властью Египта. Египетский губернатор Али Хуршид-ага провёл реформу налогообложения, установил цивилизованные порядки, договорился с духовными лидерами и в 1838 году оставил страну в большем порядке, чем она была до него.

    В течение 19 века европейские державы давили на египетские власти, чтобы заставить их искоренить работорговлю и обеспечить безопасность европейских купцов в Судане. Эффективность этих мер была очень слабой. В 1869 году правитель Египта послал в Судан военную экспедицию под руководством англичанина Бейкера, которому удалось навести порядок на востоке Судана, но не на его западе. Там работорговцы консолидировались, объединились, и после отставки Бейкера их главарь Зубайр вынудил египетского хедива назначить его губернатором Судана.

    Весь конец 19 века египетские власти продолжали бороться с работорговцами и полудикими независимыми царьками в Южном Судане, нанимая для этого английских и других западных специалистов. В конце 19 века в британской администрации работал Эдуард Шницер , вошедший в историю как Эмин-паша. Он был губернатором южной провинции Судана.

    В религиозно-политической жизни Судана большую роль играют объединения дервишей - тарикаты . В 1881 году назначенный в Судан губернатором Мухаммад Рауф-паша объявил себя махди - божественным посланником. Вокруг него собралась армия мусульманских фанатиков, уничтожившая египетские войска и английскую администрацию и захватившая всю страну. В результате возникло теократическое государство под управлением исламских фанатиков-дервишей из секты Махдийя , начавшее войну со всеми соседями, атаковало Египет , Эфиопию и соседние британские владения. Лишь к 1894 году объединённым британско-египетским силам удалось очистить от них страну, после чего Судан управлялся их совместной администрацией до 1956 года.

    Еврейские географы Л. Г. Бенже (1856–1936) и Р. Франкетти (1890–1935) исследовали Судан в конце 19 - начале 20 веков.

    В 1920-х годах возник суданский национализм, тесно связанный с египетским. В 1924 году были организованы антибританские беспорядки, которые пришлось подавлять силой. Во время Второй мировой войны и после неё Судан был одним из мест, куда британские власти посылали на отсидку пойманных бойцов ЛЕХИ . В 1940-е годы тарикаты создали связанные с ними политические партии, определяющие политику страны до наших дней.

    В 1956 году Судан стал независимым и вступил в Лигу арабских государств . В 1958 году там произошёл военный переворот, был разогнан парламент и запрещены политические партии. Судан заключил соглашение с Египтом о разделе вод Нила. Суданский диктатор получил поддержку египетского диктатора Насера, в том числе военную. Правительство начало политику исламизации в Южном Судане, что вызвало восстание в 1962 году (см. ниже). Подавлять восстание южан помогали египетские войска. Этот кризис вызвал падение военной диктатуры и приход к власти гражданского правительства; впрочем, оно ничего не изменило ни в политике, ни в экономике.

    В 1950-60-х годах Судан стремился поддерживать хорошие отношения с Западом, в связи с чем заявил о признании резолюции ООН №242 после Шестидневной войны . В 1969 году произошёл военный переворот, и диктатор Нимейри послал военный контингент в Египет во время Войны Судного дня (1973) . В 1970 году все банки в стране были национализированы, но в 1975 году правительство было вынуждено разрешить работу иностранных банков.

    В 1970-е годы режим Нимейри попытался провести модернизацию страны по социалистическим моделям. Но все попытки провалились из-за некомпетентного руководства и коррупции. К концу десятилетия Судан попал в острый экономический кризис и в крупные долги. Диктатура Нимейри искала поддержки у организации "Братья-мусульмане", насыщая госаппарат её членами и проводя политику исламизации. В 1986 году режим Нимейри был свергнут в результате военного переворота.

    Судан не возражал против мирных переговоров президента Садата с Израилем в 1977-78 гг. После заключения мирного договора Судан не разорвал дипломатические отношения с Египтом. Судан выступал против так называемого "вторичного бойкота", то есть попыток арабских стран бойкотировать всех, определённых как "пособники сионистов", то есть стран и фирм, которые торговали с Израилем.

    В 1989 году произошёл очередной переворот, и власть была захвачена исламскими экстремистами. Они отменили конституцию, разогнали парламент и запретили политические партии и профсоюзы. В 1990 году Банк Судана объявило о своем намерении исламизировать всю банковскую систему страны. С 1993 года страной правит президент (диктатор) Омар Хасан Ахмед аль-Башир. В 1998 году был официально объявлен курс на введение шариата как основы законов страны. В 1999 году вновь созданы партии - правящая исламистская партия и её сателлиты (партия "Умма", Народно-освободительное движение Судана - Север).

    В 1990-х годах Судан превратился в базу исламистских террористических организаций как суннитского направления (Аль-Каеда и другие), так и шиитского, поддерживаемых правительством Ирана . Госдепартамент США официально внёс Судан в список государств, поддерживающих террор . Там базировались группы, пытавшиеся убить президента Египта Мубаррака и существовали промышленные предприятия по производству оружия массового поражения. Поддержка террористических групп, действовавших против правительств других стран Африки привела к ухудшению отношений Судана с этими странами - прежде всего с Египтом .

    К концу 20 века Судан был одним из беднейших государств Африки. В начале 21 века до 40% суданцев неграмотны (в сельской местности - до половины).

    В начале 21 века в юго-западной провинции Дарфур начался геноцид народа фур, поддержанный правительством. ЛАГ самоустранилась от поисков решения проблемы и защищала исламистского диктатора Судана от международного давления. В 2015 году суданский военный контингент вошёл в межарабские силы для борьбы с шиитскими повстанцами в Йемене .

    В 2016 году суданский министр иностранных дел заявил, что Судан "изучит возможность нормализации отношений с Израилем".

    Евреи в Судане

    В Судане к середине 20 века жили около 1000 евреев. После провозглашения независимости в 1956 году около 500 из них уехали в Израиль , остальные - в другие страны.

    Борьба за независимость Южного Судана

    Разделение Судана на Северный и Южный.

    Мусульманский Северный Судан и населённый немусульманами Южный Судан всегда были различными географическими зонами и большую часть времени были разделены административно. В 1947 году британские власти объединили их, фактически отдав христианское и языческое население Южного Судана под власть арабского правительства.

    Сразу после провозглашения независимости Судана в 1956 году началось стихийное восстание южносуданских племен, продолжавшееся до 1972 года.

    В 1967 году, после Шестидневной войны , лидеры Южного Судана встретились в Париже с Леви Эшколем и установили связи с Израилем. Израиль помогал Южному Судану наладить хозяйство. Мосад помогал христианским военным формированиям в Южном Судане - естественному союзнику Израиля.

    После переворота 1969 года власти Судана усилили попытки исламизации Южного Судана, достигшие пика при исламистском диктаторе Омаре аль-Башире. В 1972 году было подписано соглашение в Аддис-Абебе, признававшее автономию Южного Судана и придававшее законный статус армии и полиции повстанцев.

    В 1983 году диктаторский режим Судана нарушил условия соглашения в Аддис-Абебе, ввёл своё управление на юге и продолжил политику насильственной исламизации. После создания Народной армии освобождения Судана (SPLA) в 1983 году последовал второй, ещё более кровопролитный виток борьбы.

    Режим Омара аль-Башира применял геноцид против населения Южного Судана. Каратели сжигали деревни и поля, местное население продавали в рабство или поголовно уничтожали. Около 2.5 миллионов человек были убиты, а более 5 миллионов согнаны с обжитых мест. От полного истребления местные племена спасали непроходимые болота.

    В 2005 году было достигнуто прекращение огня. Южный Судан фактически получил автономию, на 2011 год был запланирован референдум по вопросу о независимости. На нём большинство населения проголосовало за отделение от Судана.

    9 июля 2011 года Республика Южный Судан официально провозгласил свою независимость от Судана. Во время массовых народных гуляний в столице нового государства Джубе многие держали в руках израильские флаги.