В этой статье вы найдёте краткое содержание «Студента» Чехова. Это очень короткое, но в то же время прекрасно отточенное произведение - рассказ. В нём имеется глубинный смыл, понять который поможет, конечно же, его прочтение. Итак.

Краткое содержание «Студента» Чехова. Начало

Повествование ведется в канун великого праздника Пасхи. Начинается рассказ с описания погодных условий и унылого пейзажа. Погода была сначала тихая и спокойная, но ближе к ночи подул пронизывающий холодный ветер, лужи покрылись тонкой корочкой льда. Стало пахнуть зимой. Поскольку мы передаем лишь краткое содержание "Студента" Чехова, не будем задерживаться на описаниях природы.

Главный герой

Студент духовной академии по имени Иван Великопольский, возвращался домой. От холода у него окоченели пальцы, а лицо просто горело. Он думал, внезапный холод нарушает порядок в природе. Вокруг было тихо и пустынно. Он увидел огоньки только на вдовьих огородах, которые были названы так, потому что их содержали две вдовы - мать и дочь. Иван вспомнил, как он уходил из дома. В тот день перед его уходом мать чистила в сенях самовар, а отец лежал на печи и кашлял. Была поэтому в доме поесть ничего не приготовили. Было холодно и очень хотелось есть. Студент подумал, что такие холода были всегда: и при Рюрике, и при Петре, и при Точно такая же бедность, невежество и тоска были и тогда. Он не хотел идти домой.

Чехов. «Студент». Краткое содержание. Дорога домой

Вот он дошёл до огородов, и увидел костер. Вдова по имени Василиса стояла и задумчиво смотрела на огонь. Лукерья же, её дочь, мыла ложки и котёл. Было понятно, что они только что поужинали. Студент подошёл к ним и поздоровался. Он стал греться у костра, и сказал, что когда-то очень давно точно так же грелся у костра. Иван рассказал женщинам библейскую историю об Иисусе и Иуде. Во время тайной встречи Пётр говорил Иисусу, что будет с ним всегда и везде, но Иисус ответил ему, что тот отречется от него еще до того, как третий раз прокукарекает петух следующим утром. Но Пётр не поверил этому.

И когда Иисуса, связанного, вели к первосвященнику и били, Пётр шел за ним. Иисуса стали допрашивать, Пётр остановился неподалеку погреться у костра. Когда у него спросили, знает ли он Иисуса, он ответил, что нет. Другой человек высказал предположение, что Пётр является учеником Иисуса, но тот опроверг это. И тогда его спросили в третий раз, и он снова сказал, что нет. Сразу после этого прокукарекал петух. Пётр вспомнил предсказание Иисуса и заплакал.

Несмотря на то что мы передаем лишь краткое содержание, Чехова "Студент" - действительно очень небольшой рассказ, и объем его ненамного больше этой статьи. Но язык, которым он написан, сила воздействия стоят того, чтобы прочитать это в подлиннике. Однако вернемся к нашему изложению.

Раздумья

Василиса заплакала, дослушав притчу до конца. Студент задумался. Лукерья напряглась, а выражение её лица стало тяжёлым. Приближалась Пасха. Иван продолжил путь. Он стал думать о том, почему так изменилось поведение двух вдов после того, как они послушали притчу.

Наверное, рассказанное имеет к ним какое-то отношение, что Пётр им близок, думал он, а значит, прошлое неразрывно связано с будущим. И те правда и красота, которые царили в библейском саду, через непрерывную цепь событий передались в нынешнюю жизнь и составили её главное предназначение. И внезапно его охватила радость. Когда он отправился через реку на пароме, он смотрел на свою деревню. Ощущение счастья захватило его и закружило в своём водовороте. Ему было 22 года, и ожидание таинственного счастья овладело им, а жизнь казалась ему чудесной и восхитительной.

Таково краткое содержание «Студента» Чехова, но для лучшего понимания этого произведения, конечно, желательно прочесть его в полном объёме.

Главный герой данного произведения — 22-летний студент Иван Великопольский, возвращающийся поздним вечером домой и размышляющий о жизни. Все окружающее кажется ему мрачным, пугающим и унылым. Он не хочет возвращаться домой, а вся жизнь и даже вся история предстают перед ним как нечто неизменно негативное. Иван думает, что и при Рюрике, и при Иоанне Грозном, и при Петре было все то же самое: бедность и безысходность. В голове и душе его только темнота и горечь, ведь «...все эти ужасы были, есть и будут, и оттого, что пройдет еще тысяча лет, жизнь не станет лучше».

К концу произведения мысли и настроения Ивана Великопольского меняются на прямо противоположные. Что же так повлияло на молоденького студента? Может, так на него подействовала встреча с двумя вдовами? Или рассказ из Евангелия? А, возможно, слезы Василисы и смущение Лукерьи?

Встреча с вдовами Василисой и ее дочерью Лукерьей является центральным эпизодом всего рассказа. Иван подходит к женщинам поздороваться и немного погреться у костра, и в этот момент ему вспоминается эпизод из Евангелия о том, как апостол Петр трижды отрекся от Иисуса. Он повествует об этом двум женщинам, и этот рассказ вызывает у них слезы и боль. И, наверное, именно эти эмоции переворачивают все в душе у студента.

Он продолжает свой путь и размышляет. Размышляет о том, что Василиса плакала, а Лукерья выглядела смущенной и напряженной потому, что им было жаль Петра, потому что они прониклись его судьбой, и, возможно, она очень близка им и каким-то образом к ним относится. Событие, произошедшее девятнадцать веков назад, не забыто, и, более того, непрерывно связано с настоящим. Иван осознает, что одно вытекает из другого, настоящее — это продолжение прошлого. И мысли эти наполняют его радостью, заставляют по-новому взглянуть на все окружающее. Миром управляет правда и красота, а сам он молод и полон сил, а, значит, впереди ждет неведомое счастье.

Возможно, осознание, что он не одинок, что все же не просто песчинка в этом огромном мире, наполняет Ивана Великопольского ощущением счастья. На него снисходит понимание «высокого смысла» бытия. Человек обретает внутреннюю гармонию и гармонию между собой и внешним миром. А гармония приносит умиротворение.

Настроение главного героя А.П. Чехов передает с помощью описания окружающей природы. Читатель видит пейзаж через призму чувств Ивана, и нетрудно заметить, насколько различны эти картины в начале и в конце рассказа. Сперва все мрачное и унылое, темнота пугает. Все окружение: лес, луг, деревня, — буквально утопает во мгле. И именно такое настроение владеет студентом: пессимистичное и безысходное. Зато после окружение преображается — освещается зарождающимся светом нового дня. Утренняя заря символизирует обновление души Ивана Великопольского.

Рассказ «Студент» сильно отличается от других произведений писателя. Здесь герой обретает гармонию, покой, понимает, что жизнь имеет огромный и великий смысл; сюжет имеет позитивную динамику. Недаром в свое время критики говорили, что этот рассказ является новым поворотом в творчестве Чехова, а сам писатель утверждал, что это его любимое произведение. Скорее всего, на «Студенте» сказалось влияние отца А.П. Чехова — человека набожного, заставлявшего своих детей ночью петь в церковном хоре.

«Студент» — это художественное произведение, по направлению больше относящееся к реализму. В этом рассказе автор описывает изменение жизненной позиции человека и призывает каждого последовать примеру главного героя — студента, сына дьячка Ивана Великопольского, даже фамилия которого намекает на обретение им нового духовного статуса...

Рецензия на произведение Чехова "Студент"
Произведение начинается с описания пейзажа. Чехов начинает свой рассказ именно с этого, чтобы показать внутренне состояние души главного героя. Вначале, погода «хорошая, тихая», и настроение у студента тоже радостное. Но стемнело, и подул пронизывающий ветер, Иван вспомнил, как тоскливо было, когда он уходил из дома в академию, тема вечности и постоянно плохой жизни во все времена взволновала его мозг. Мрачные раздумья повлекли за собой философские рассуждения, и он вспомнил о Боге. Закоченели пальцы, и разгорелось от ветра лицо.
На чаше природных весов оказалась зима и весна, в душе справедливость и предательство. Перевешивал холод, а значит отчаяние и сознание бессмысленного существования.
Природа изображается неприветливой на протяжении многих веков, всё тот же колючий ветер, темень и желание человека погреться у спасительного огня.
Великопольский, бредя домой, пожимался, погружённый в мысли о царях и боге, государстве и ужасах лютой бедности: голоде и нужде, даже желание идти в родной дом у него пропало. Его раздражало невежество, тоска и пустыня мрака кругом.
У студента появилось мрачное настроение безысходности и уверенности в том, что так и будет через тысячу лет, в нем появилось чувство отрешенности от мира и равнодушное восприятие мира. Иван отправился к костру на вдовьих огородах, потому что он замёрз, а огонь так притягательно, жарко горел, освещая всё вокруг, к тому же, там были заняты работой его знакомые соседки. Это были Василиса - мать и Лукерья - дочь. Мать была высокая и пухлая, вся в раздумьях, с её лица не сходила мягкая степенная улыбка, она была более культурной, чем её дочь, т.к. работала нянькой у господских детей. Она стеснялась открывать свои чувства. Лукерья была с невыдающейся внешностью, забитая тираном-мужем, рябая деревенская баба, нужная лишь для труда. У неё было выражение лица, как у глухонемой, - отрешённое. Она тоже прятала свои переживания, скрывая их, как будто сдерживала сильную боль.
Мы перестаём различать Василису и Лукерью т.к. они хоть и разного возраста и воспитания, всё же живут в одинаковых условиях и так же страдают от ударов судьбы, обе набожны и чутко воспринимают рассказы о Боге, например, который рассказывает им их сосед.
Я считаю, что кульминация всего рассказа - слёзы, вызванные человеческим состраданием и пониманием пророческого и святого дара Спасителя. Он пришёл избавить людей от страданий и горя, а его самого подвергли испытаниям и загубили. Вдовы видят, что несчастны, может быть, даже из-за этого. Но слёзы, крупные и изобильные, стыдливые и искренние позволяют очиститься душой и видение ошибки, частично исправляет её. Иван решил рассказать историю о Петре, потому что горящий во мраке костёр напомнил ему этот рассказ. Он и не мог подумать, что затронет чуткие струны наглухо захлопнутых сердец этих женщин. Василиса плачет, я думаю, потому что ей жаль не только Иисуса, но и себя, прожитых дней не всегда лёгких и приятных. Их удел посуда, кухня, огороды и некому они не нужны в этой холодной ночи и мире. Студенту открылась печаль их сердец - грусть одиночества и тоски. Но настроение студента меняется на радостное, умиротворённое потому, что он вспомнил, что ему всего двадцать два года и весь мир перед ним, он полон молодости и здоровья, силы. Вера в то, что Бог есть и как жестоко его и не предали, он прощает и помогает людям, придали ему уверенности в завтрашнем дне и им овладело чувство «невыразимо сладкого ожидания неведомого, таинственного счастья». Жизнь казалась ему восхитительной, чудесной и полной. Сознание собственной значимости, восхитили его. Времена менялись, но поведение людей всегда воспринималось, как нечто новое, хотя всё повторялось и повторяется. Природа тоже откликнулась на его запрос небесам узкою, светящейся багряной зарёй. Переосмыслив всё, Великопольский решил, что красота и правда, направляют человеческую жизнь. Я думаю, что это и есть главная мысль рассказа Антона Павловича Чехова. На первый взгляд произведение непонятно, но оно несёт глубокий философский смысл того, что настоящее и прошедшее как два конца цепи сцепляются иногда в событиях, которые затрагивают душу как в старые времена, так и сегодня.

Анализ рассказа Чехова Студент

Рассказ Студент был написан, когда писатель уже отошел от легких юмористических рассказов, но еще не раскрыл в себе таланта драматурга. В этот период творчества Чехов открывает для себя тему взаимоотношений внутреннего мира человека с окружающим. Человеческая натура показана с необычной стороны. Студент, являющийся главным героем этого рассказа от чувства пессимизма приходит к гармонии и пониманию высшего смысла жизни Правда и красота всегда составляли главное человеческой жизни и вообще на земле. Этой идее подчинена композиция рассказа. Центральное место в произведении занимает сцена беседы Великопольского с крестьянами матерью и дочерью у костра. Студент рассказывает вдовам один из наиболее драматичных эпизодов Евангелия историю того, как один из двенадцати апостолов, Петр, трижды отрекся то своего учителя в ночь, когда он был предан в руки иудейским первосвященникам. Рассказ студента приходится на канун Пасхи. В
это время душа человека должна очиститься от зла. Вдруг студент понимает, какая перемена произошла с ним, он ощущает связь себя самого с прошлым, которое представляет непрерывную цепь событий, вытекавших одно из другого. Он дотронулся до одного конца, как дрогнул другой. Дойдя до истины, герой приобретает хорошее настроение, в его душе слились гамма чувств: и чувство
молодости, здоровья, силы, невыразимо сладкое ожидание счастья. Глубина его чувств показана посредством контраста. Чехов описывает одинаковые пейзажи, каждый из которых зеркальное отражение другого. Оба окрашены настроением Ивана. Сначала он видит вокруг себя лишь мрак, тоску, ужас, невежество, и ему кажется, что пройдет еще тысяча лет, жизнь не станет лучше. В конце рассказа снова глядит на свою родную деревню, соломенные крыши, но теперь жизнь кажется ему восхитительной, чудесной и полной высокого смысла. Человек перестает быть одиноким, потерянным в огромном мире, в конце концов все
стает на свои места: он Иван Великопольский, студент духовной семинарии, сын дьячка это маленькое звено сложной цепи бытия, частичка единого целого, точно так же, как Василиса и Лукерья, Рюрик и Иоанн Грозный, апостол Петр и Иисус, как все, кто жил и живет на Земле. Чехов меняет краски с синих, темно зеленых, коричневых на голубые, оранжевые, розовые. Человеческая жизнь полна надеждой на красочное будущее. Вечное связывает эти жизни в одну единственную цепь. И моя, и ваша, и жизнь других только одно из звеньев длинной цепочки, связанных правдой и красотой.

Сюжет
Иван Великопольский, студент духовной академии, сын дьячка, возвращался домой. Вокруг было пустынно и мрачно. Молодой человек «думал о том, что точно такой же ветер дул и при Рюрике, и при Иоанне Грозном, и при Петре, и что при них была точно такая же лютая бедность, голод, такие же дырявые соломенные крыши, невежество, тоска, такая же пустыня кругом, мрак, чувство гнёта, — все эти ужасы были, есть и будут, и оттого, что пройдёт ещё тысяча лет, жизнь не станет лучше. И ему не хотелось домой».

Студент подошёл к огороду, где старуха Василиса вместе со своей дочерью Лукерьей жгла костёр. Юноша сказал: «Точно так же в холодную ночь грелся у костра апостол Пётр. Ах, какая то была страшная ночь, бабушка! До чрезвычайности унылая, длинная ночь!» Затем он вспомнил о Тайной Вечере, когда Пётр сказал Иисусу: «С тобою я готов и в темницу, и на смерть». А Господь ему на это: «Говорю тебе, Пётр, не пропоёт сегодня петел, то есть петух, как ты трижды отречёшься, что не знаешь меня». Студент продолжал рассказывать евангельскую историю. Василиса заплакала. Юноша простился с ними и пошёл дальше.

«Студент думал о Василисе: если она заплакала, то, значит, всё, происходившее в ту страшную ночь с Петром, имеет к ней какое-то отношение…» Юноша думал о том, «что если Василиса заплакала, а её дочь смутилась, то, очевидно, то, о чём он только что рассказывал, что происходило девятнадцать веков назад, имеет отношение к настоящему — к обеим женщинам и, вероятно, к этой пустынной деревне, к нему самому, ко всем людям. Если старуха заплакала, то не потому, что он умеет трогательно рассказывать, а потому, что Пётр ей близок, и потому, что она всем своим существом заинтересована в том, что происходило в душе Петра». Герой размышляет о событиях древности, о людях, живших много веков назад. Юноша постигает связь веков и поколений. Он понимает, что всё, происходящее когда-то, имеет смысл и для его современников. Иван в тот день осознал, что правда и красота — главное в жизни человека.

Анализ рассказа
1. Назовите стилевые черты чеховской прозы.
2. Основная проблема рассказа. Идея произведения.
3. Каков характер конфликта в произведении? Как он разрешается?
4. Какие библейские мотивы звучат в произведении?
5. Какие средства использует автор для раскрытия образа главного героя и идеи произведения?

Рассказ «Студент» был написан А.П. Чеховым в 1894 году. Из воспоминаний родных и близких писателя известно, что «Студент» был его любимым произведением. В нём нашли отражение некоторые детские впечатления автора, воспитанного в семье, строго соблюдавшей церковные традиции. Рассказ отличают черты, свойственные поздним произведениям Чехова: глубокое духовное содержание, философичность. Удивляет и лаконизм чеховской прозы, его умение одной деталью обрисовывать характер, ситуацию или внешность человека, в маленьком рассказе писателю удается сказать о большом - о смысле человеческой жизни.

«Студент» рассказ философский, в нём поставлена проблема, которую можно обозначить так: человек перед лицом бытия. Главный герой от чувства пессимизма, овладевающего им вначале, приходит к гармонии и пониманию высшего смысла жизни. Этой идее духовного просветления подчинена композиция рассказа

Согласно чеховским художественным принципам в рассказе нет напряжённого действия, внешней занимательности. Событий немного: студент духовной академии Иван Великопольский возвращается домой с охоты, встретив двух крестьянок, рассказывает им евангельскую историю об отречении Петра, женщины, тронутые этим рассказом плачут. Однако чеховский рассказ полон глубокого смысла. Главным в этом произведении является развитие внутреннего конфликта. Перед читателем предстаёт история душевной жизни героя, попытка сориентироваться в мире, найти ту точку опоры, которая позволит жить в гармонии с миром. Используя внутренние монологи, психологические пейзажи, мотив повторяемости событий, автор раскрывает тревожное ощущение времени героем, его поиски и обретение правды жизни.

Из экспозиции рассказа мы узнаём, что событие происходит накануне Пасхи. Произведение открывает картина мрачной весенней природы: «Погода вначале была хорошая…затем стало в лесу неуютно, глухо и нелюдимо … самой природе жутко, и оттого вечерние потемки сгустились быстрей, чем надо. Кругом было пустынно и как-то особенно мрачно». Удрученное настроение студента передает не только психологический пейзаж, но и последующий внутренний монолог. Героя одолевают мысли о «мрачности и пустынности окружающего мира», «лютой бедности, голоде, чувстве гнёта». В его душе назревает конфликт, ощущение пустоты внутри себя. Он вспомнил, как дома «его мать, сидя в сенях на полу, босая, чистила самовар, а отец лежал на печи и кашлял; по случаю страстной пятницы дома ничего не варили, и мучительно хотелось есть». И, пожимаясь от холода, он еще думал о том, что «точно такой же ветер дул и при Рюрике, и при Иоанне Грозном, и При Петре, и что при них была такая же лютая бедность, голод, такие же дырявые соломенные крыши, невежество, тоска, такая же пустыня кругом, мрак, чувство гнета, - все эти ужасы были, есть и будут, и оттого, что пройдет еще тысяча лет, жизнь не станет лучше».

Центральное место в рассказе занимает беседа Великопольского с крестьянками - матерью и дочерью у костра. Студент рассказывает вдовам один из наиболее драматичных эпизодов Евангелия историю того, как один из двенадцати апостолов, Петр, трижды отрекся от своего учителя в ночь, когда он был предан в руки иудейским первосвященникам. Рассказ студента об отречении Петра не случаен. Акцент в рассказе сделан на тяжёлое душевное состояние ученика Христа, видевшего муки учителя и переживающего за своё отречение. Слова студента находят отклик в сердцах Василисы и Лукерьи: по щекам Василисы потекли слёзы, Лукерья тоже еле сдерживает боль. Живой, эмоциональный отклик добрых женщин на рассказ о Петре поразил героя, настроил его на мучительные раздумья, их результатом стало душевное озарение. Оно происходит не сразу, а чуть позже, уже после того, как Иван расстался с вдовами.

Наступает кульминация рассказа. Вокруг героя ничего не изменилось. Писатель не случайно вновь возвращается к теме непогоды, ненастья: «Дул жестокий ветер, в самом деле возвращалась зима, и не было похоже, что послезавтра Пасха». Чехов подчеркивает тем самым, что переломное событие происходит не в окружающем мире, который по-прежнему пребывает в состоянии дисгармонии, а в душе героя. Иван пытается установить связь между евангельской историей и тем чувством, которое вызвала она в сердцах двух женщин.

Перед читателем предстаёт внутренний монолог героя. Наступает развязка внутреннего конфликта. «Прошлое, - думал он,- связано с настоящим непрерывною цепью событий, вытекавших одно из другого»… Средством соединения этой цепи служат слёзы Василисы, появившиеся потому, что «Петр ей близок, и потому, что она всем своим существом заинтересована в том, что происходило в душе Петра».

Молодой человек открывает для себя важнейшие ценности в жизни: «Правда и красота, направлявшие человеческую жизнь там, в саду и во дворе первосвященника, продолжались непрерывно до сего дня и, по-видимому, всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле». Дойдя до истины, герой приобретает хорошее настроение, в его душе - гамма чувств: молодости, здоровья, силы, невыразимо сладкое ожидание счастья: «…ему было только 22 года, — и невыразимо сладкое ожидание счастья, неведомого, таинственного счастья овладевали им мало-помалу, и жизнь казалась ему восхитительной, чудесной и полной высокого смысла». Все в сознании героя встает на свои места: он Иван Великопольский, студент духовной семинарии, сын дьячка - это маленькое звено сложной цепи бытия, частичка единого целого, точно так же, как Василиса и Лукерья, Рюрик и Иоанн Грозный, апостол Петр и Иисус, как все, кто жил и живет на Земле.

В этом небольшом рассказе автор сумел привести героев и читателей к мудрому, философскому осмыслению жизни. Следование правде, красоте, вечным библейским ценностям дает человеку веру, стойкость, помогает осознать смысл своего существования. Человек перестает быть одиноким, потерянным в огромном мире.

Библейские мотивы. Рассказ студента приходится на канун Пасхи, праздника Воскресения Христова. В это время (согласно библейским поверьям) и душа человека должна очиститься от зла. Герой рассказа, возвращается к пониманию смысла жизни, происходит возрождение, воскресение души.

Несомненно, важное место в рассказе занимает отрывок из Евангелия, пересказанный Петром. Библейский мотив, расширяет художественное время и пространство произведения. Обратим внимание на явные параллели между евангельскими реалиями в рассказе студента и деталями обстановки, окружающей рассказчика и его собеседниц. Это следующие повторяющиеся образы: «работники тем временем развели среди двора огонь, потому что было холодно, и грелись» - звучит в рассказе студента (Иван тоже подошёл к костру женщин погреться, «Точно так же в холодную ночь грелся у костра апостол Петр» - говорит он). Всё это вызывает невольное сопоставление Ивана Великопольского с Петром, да и вдовы Василиса и Лукерья напоминают читателю о евангельских вдовах, о женах-мироносицах, о Марфе и Марии - сёстрах праведного Лазаря. Евангельская история о страданиях и мучениях Христа, о предательстве Иуды, об отречении Петра, его слабости и слезах невольно ассоциируется с состоянием самого студента: он тоже на какой-то момент, подобно Петру, поддался отчаянию, потерял веру в правду жизни, но вновь обрел ее.

Необходимо упомянуть и об образе-символе, каким в данном рассказе является огонь. Упоминаемый в самом начале огонь горит на вдовьих огородах, но ему не под силу разогнать вечернюю мглу. Затем, герой подходит к этому костру, на свет, чтобы погреться не только от тепла костра, но и от человеческого участия (Вспомним мягкую улыбку и последующие слёзы Василисы). Но в тоже время этот костёр напоминает Великопольскому другой, о котором говорится в Евангелии. Огонь евангельского костра озарил душу Ивана, становясь образом-символом душевного просветления.

Сначала погода была хорошая. Однако потом резко похолодало.

Иван Великопольский, студент духовной ака­демии, сын дьячка, возвращался домой. Он шел

заливным лугом по тропинке. Молодой человек порядком замерз. Вокруг было пустынно и мрач­но. По случаю Страстной пятницы (пятница по­следней недели перед Пасхой) дома ничего не ва­рили, и мучительно хотелось есть.

Молодой человек «думал о том, что точно та­кой же ветер дул и при Рюрике, и при Иоанне Грозном, и при Петре, и что при них была точно такая же лютая бедность, голод, такие же дыря­вые соломенные крыши, невежество, тоска, та­кая же пустыня кругом, мрак, чувство гнета, - все эти ужасы были, есть и будут, и оттого, что пройдет еще тысяча лет, жизнь не станет лучше. И ему не хотелось домой».

Студент подошел к огороду, где старуха по имени Василиса вместе со своей дочерью Лу­керьей жгла костер. Иван сказал, что очень хо­лодно. Василиса едва узнала его. Юноша сказал: «Точно так же в холодную ночь грелся у костра апостол Петр. Ах, какая то была страшная ночь, бабушка! До чрезвычайности унылая, длинная ночь!» Затем он вспомнил о Тайной Вечере, ког­да Петр сказал Иисусу: «С тобою я готов и в тем­ницу, и на смерть». А Господь ему на это: «Гово­рю тебе, Петр, не пропоет сегодня петел, то есть петух, как ты трижды отречешься, что не зна­ешь меня». Он продолжал рассказывать стару­хам о том, что было написано в Евангелии.

Василиса заплакала. Лукерья молчала. Юноша пожелал вдовам спокойной ночи и по­шел дальше. Было уже темно, он еще сильнее замерз. Казалось, что вернулась зима, а ведь послезавтра Пасха. Погода была явно не весен­няя.

«…Студент думал о Василисе: если она запла­кала, то, значит, все, происходившее в ту страш­ную ночь с Петром, имеет к ней какое-то отноше­ние…» Юноша думал о том, «что если Василиса заплакала, а ее дочь смутилась, то, очевидно, то, о чем он только что рассказывал, что происходи­ло девятнадцать веков назад, имеет отношение к настоящему - к обеим женщинам и, вероятно, к этой пустынной деревне, к нему самому, ко всем людям. Если старуха заплакала, то не потому, что он умеет трогательно рассказывать, а потому, что Петр ей близок, и потому, что она всем своим существом заинтересована в том, что происходило в душе Петра».

Такие мысли вызвали радость в его душе. И дальше, продолжая свой путь, студент «думал о том, что правда и красота, направлявшие чело­веческую жизнь там, в саду и во дворе первосвя­щенника, продолжались непрерывно до сего дня и, по-видимому, всегда составляли главное в че­ловеческой жизни и вообще на земле; и чувство молодости, здоровья, силы, - ему было только 22 года, - и невыразимо сладкое ожидание сча­стья, неведомого, таинственного счастья овладе­вали им мало-помалу, и жизнь казалась ему вос­хитительной, чудесной и полной высокого смысла».

Главный герой рассказа Чехова «Студент» Иван Великопольский очень молод, он полон жизни, ожидания счастья. Жизнь для него пре­красна, будущее героя видится в веселых, ярких красках.

Герой размышляет о событиях древности, о людях, живших много веков назад. Юноша по­стигает связь веков и поколений. Он понимает, что все происходящее когда-то имеет смысл и для современных людей. Иван в тот день осоз­нал, что правда и красота - главное в жизни че­ловека.

Очень кратко Перед экзаменом кто-то пытается списать текст задания, за которое дают хорошую стипендию. Шерлок Холмс выясняет, что это - сын разорившегося аристократа, у которого раньше работал слуга экзаменатора.

К Шерлоку Холмсу обращается за помощью преподаватель греческого языка из колледжа мистер Сомс. Завтра должен состояться сложный экзамен по греческому языку, и мистер Сомс является одним из экзаменаторов. Сегодня он получил из типографии отрывок текста, который студенты должны перевести. В половине пятого, оставив три гранки текста на своём рабочем столе, мистер Сомс ушёл. Вернувшись через час, он увидел в двери ключ. Один ключ от кабинета был у него в кармане, а второй принадлежал Беннистеру, преданному слуге, который много лет служил у мистера Сомса. Гранки текста были разбросаны. Рядом, на столе, обнаружились карандашные стружки, комок глины и глубокая царапина. Узнав о происшедшем, Беннистер потерял сознание и упал в кресло. Так как прошедший экзамены получит большую стипендию, мистер Сомс умоляет великого сыщика найти злоумышленника.

Шерлок Холмс прибывает в колледж. Кабинет мистера Сомса находится на первом этаже. Далее, одна над другой, расположены комнаты трёх студентов. Осматривая кабинет, он восстанавливает картину происшедшего. Некто зашёл в комнату и увидел гранки текста на столе. Взяв их, он начал переписывать текст на маленьком столике у окна, чтоб видеть, когда вернётся мистер Сомс. У злоумышленника сломался карандаш, и он его чинил, о чём свидетельствуют стружки на столике. Что-то заметив, неизвестный забежал в спальню, так как там тоже обнаружены его следы. Пока мистер Сомс разговаривал с Беннистером, неизвестный был рядом. В окно залезть невозможно, следовательно, он вошёл через дверь. Это могли сделать только студенты, которые живут при колледже. Первый - Гилкрист, способный и прилежный юноша, спортсмен, происходящий из знатной, но разорившейся семьи. Второй - Даулат Рас, индус, замкнутый, но усердный студент. И третий - Макларен, тоже способный, но беспутный. Из всех троих он вызывает наибольшие подозрения.

Шерлок Холмс беседует с Беннистером, который очень переживает из-за происшедшего. Холмсу кажется странным, что слуга, потеряв сознание, уселся в дальнее кресло. Под видом туриста, осматривающего старинное здание, великий сыщик посещает Гилкриста, высокого, хорошо сложенного юношу, и низкорослого индуса. Третий студент грубо прогоняет посетителей. Холмс не сильно огорчается, так как ответ на интересующий его вопрос о росте студента даёт мистер Сомс - юноша среднего роста.

На следующее утро Шерлок Холмс называет злоумышленника - это Гилкрист, которого покрывал Беннистер.

Никто не знал, что мистер Сомс принёс в кабинет гранки текста, но их можно было увидеть через окно. Для этого нужно обладать довольно высоким ростом, как раз таким, как у Гилкриста. Увидев в дверях забытый Беннистером ключ, юноша вошёл в кабинет. В руках у него были спортивные туфли с шипами. Он положил их на стол, поэтому на столе и остался комок глины, а в кресло положил перчатки. Услышав за дверью шаги, он рванул туфли так, что от шипа осталась царапина, а сам спрятался в спальне. Беннистер сел в дальнее кресло, чтобы учитель не заметил перчаток.

Беннистер признаётся, что когда-то служил дворецким у отца Гилкриста. Он не забыл своего старого хозяина, когда тот разорился. Поняв, что Гилкрист совершает нечестный поступок, Беннистер постарался наставить его на путь истинный. Гилкрист решает оставить колледж и уехать воевать в Южную Африку.

В начале рассказа описывается природа. Хорошая погода к вечеру значительно ухудшается. От холода лес замирает и опустошается. Главный герой – студент духовной академии и сын дьячка Ивана Великопольского, находился в преддверии изменений своего мировоззрения. Жил он бедно. Мать его, сидя на полу, чистила самовар, его отец лежал на печи и кашлял. Людям далеким от мирской суеты и не звавшим роскоши, открываются иные ценности – духовные.

Иван шел по отцовскому пути. Его семья чтила церковные традиции. С наступлением страстной пятницы, не смотря на ощущение голода, семья ничего не ела. В это время люди должны утолять духовный голод и заниматься служением Господу. Двадцати двух летнему Ивану не хотелось возвращаться домой, не смотря на непогоду. Он желал общения с другими простыми людьми, также страдающими от голода и бедности.

Иван, подойдя к огню, заводит беседу с двумя женщинами. Это были праведница Василиса и ее дочь Лукерья. Иван рассказывал о библейских событиях, происходящих двенадцать веков назад. Его проповедь произвела сильно впечатление на Василису, которая слушая Ивана, не смогла сдерживать слез. Глухонемая Лукерья тоже изменилась в лице. Поведанные многовековые события имели отношение к этим женщинам и самому студенту. Еще давным-давно апостол Петр грелся у костра. Его отречение от Иисуса тесно связано с сегодняшним днем. Истина всегда направляла человеческую жизнь в нужное русло. Происходящая беседа преображает Ивана. Он переполняется чувством молодости и счастья, готов противостоять любой природной стихии. Напоследок Иван Великопольский идет на гору и величественно смотрит на свою родную деревню. Студент сделался участником легендарных библейских событий, повествующих о противостоянии добра и зла, в котором зло стало победителем. Пугает мысль о том, что пустыня с невыносимым чувством гнета останется навсегда. Есть надежда, что этого не будет. Каждое поколение сможет учитывать ошибки предыдущего, находить правильный путь в бурлящих жизненных событиях.

Благополучное существование всех живых существ зависит только от них самих. Ведь удалось же найти общую тему для разговора столь разным людям – Ивану, Василисе и ее дочери.

Студент Иван, вошедший на гору, Василиса, очистившаяся слезами, становятся настоящими праведниками, без которых ничего не стоит земля наша.

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. Смерть чиновника В данном рассказе не называется чин главного героя, а указывается его небольшая должность. Он был хозяйственным исполнителем “при канцелярии или присутственном месте”. Эта должность позволяла Ивану Дмитричу посещать театр. О чем Акакий Акакиевич не мог и мечтать. Социальный Read More ......
  2. Произведение начинается с описания пейзажа. Чехов начинает свой рассказ именно с этого, чтобы показать внутренне состояние души главного героя. Вначале, погода “хорошая, тихая”, и настроение у студента тоже радостное. Но стемнело, и подул пронизывающий ветер, Иван вспомнил, как тоскливо было, Read More ......
  3. Мне повезло. Впервые познакомился я с рассказом А. П. Чехова “Студент” на концерте замечательного чтеца Александра Познанского. Тогда, давно, услышав этот рассказ вместе с “Иудой Искариотом” Л. Н. Андреева и стихо-творениями Бориса Пастернака, я, наверное, впервые увидел в Чехове не Read More ......
  4. Этот рассказ о человеке, который пришел к пониманию истинной веры и окружающего мира. Этим произведением Чехов хотел показать путь перерождения человека. Главный конфликт в рассказе Чехова этический – человеческая ошибка. Студент усомнился в гармонии природы, бытия. Сын дьячка и будущий Read More ......
  5. Палата № 6 В уездном городе в небольшом больничном флигеле находится палата № 6 для душевнобольных. Там “воняет кислою капустой, фитильной гарью, клопами и аммиаком, и эта вонь в первую минуту производит на вас такое впечатление, как будто вы входите Read More ......
  6. Злоумышленник Перед следователем суда стоял очень тощий мужичек. В глазах его угрюмая суровость просматривалась из-за густых бровей. Волосы путанные и нечесаные, что придавало ему паучью суровость. – Григорьев Денис, иди сюда и отвечай на мои вопросы – говорит ему следователь. Read More ......
  7. Человек в футляре Конец XIX в. Сельская местность в России. Село Мироносицкое. Ветеринарный врач Иван Иванович Чимша-Гималайский и учитель гимназии Буркин, проохотившись весь день, располагаются на ночлег в сарае старосты. Буркин рассказывает Иван Иванычу историю учителя греческого языка Беликова, с Read More ......
  8. Каштанка Жила в семье столяра Луки Александровича собака дворняга, помесь таксы с чем-то, Каштанкою ее звали. Не важно там жила она, Федюшка, сын столяра, иногда очень жестоко с ней играл. Но любила она свою семью, преданной была. И вот однажды Read More ......
Краткое содержание Студент Чехов