Каждый год процедура проведения единого госэкзамена совершенствуется, и главная проблема на сегодняшний день, считают в Рособрнадзоре, — излишне нервное отношение к ЕГЭ родителей 11-классников, которые, сами того не желая, «накручивают» детей. Для того чтобы показать, что ЕГЭ не так страшен, даже придумали специальный . Как еще можно снизить тревожность, свою и ребенка? Рассказывает Александра Фокина, кандидат психологических наук, доцент Московского государственного психолого-педагогического университета.

Когда мы смотрим, какие ошибки ученики совершили на ЕГЭ, мы видим, что среди прочих есть ошибки несуразные, глупые. Не по незнанию или неумению, а ошибки, которых можно было бы избежать. За эти ошибки отвечает как раз психологическая готовность к экзамену.

Те, кто уже сдавал ЕГЭ, и те, кто к нему готовится сейчас, говорят, что эмоциональная составляющая подготовки к ЕГЭ — наиболее страшная. Выпускники формулируют это так: «нас запугивают». К сожалению, этим действительно грешат и школа, и родители, не задумываясь глубоко о том, к чему ведет запугивание.

А оно ведет к тому, что психологи называют «детским саморазоружением». Ребенок складывает оружие. Отказывается от того, чтобы воспользоваться своим ресурсом — знаниями, навыками, способами эмоциональной саморегуляции. Он приходит на экзамен с опустившимися руками.

Тех школьных учителей, что привыкли к отрицательной мотивации, увы, не переделаешь. Но родителям, которые излишне давят на ребенка и из-за своих тревог и переживаний становятся в устрашающую позу, стоит осознать, что так они оказываются невольными врагами ребенка.

Спокойная атмосфера дома и деловое сотрудничество с ребенком

Психологическая противоположность тревожности — реализм, здравый смысл. И задача родителя в период подготовки к экзаменам — быть носителем здравого смысла.

Что с нами делает тревога? Она заставляет чувствовать вместо того, чтобы действовать. А общение с ребенком по поводу ЕГЭ не должно быть направлено на то, чтобы вызвать у него какие-то эмоции: страха, тревоги, вины, стыда. Оно должно быть направлено на дело. Какие действия могут совершить родители, чтобы помочь ребенку в подготовке к ЕГЭ и одновременно уменьшить тревожность?

  1. Выяснить (у учителей в школе или с помощью прохождения демоверсий), какие ошибки допускает ребенок в заданиях ЕГЭ по тому или иному предмету. Определить области пробелов в знаниях.
  2. Помочь ребенку выбрать те блоки учебного материала, на которых нужно сконцентрироваться.
  3. Учитывая имеющееся в распоряжении время (4 месяца, или год, или 4 недели), помочь ребенку поставить конкретные, достижимые цели. Что значит достижимые? Те, что зависят от ребенка, находятся в сфере его умений и компетенций. Что значит конкретные? Не «выучить математику», а «отработать решение квадратных уравнений». Не «подтянуть английский», а «выучить случаи использования Past Perfect».
  4. Помочь ребенку научиться пользоваться своими познавательными ресурсами в условиях стресса и сжатых сроков. Для этого бывает полезно разобраться (если не сделали этого раньше), какие способы освоения учебного материала больше всего подходят вашему сыну или дочери. Кому-то для лучшего запоминания важно проговаривать — ходить и рассказывать. Кому-то — нарисовать схему, написать шпаргалку с какими-то опорными сигналами. Кому-то нужно проделать много типичных заданий, чтобы чувствовать себя уверенно. .

Здесь полезно помнить, что любой навык формируется благодаря частоте повторений, а не длительности занятий. То есть лучше 15 минут в день ежедневно, чем 3 часа время от времени.

Приемы быстрого повышения качества учебных знаний
«Три предложения». Выходя с урока, мысленно повтори его содержание в трех предложениях.
«5 П» — прием работы с текстом. Когда мы проводили психологические исследования, что пугает учеников в предстоящем ЕГЭ, оказалось, что у большого количества есть страх перед колоссальным объемом, который надо, как говорят ученики, «выучить». Пугает большое количество материалов по предметам. Поможет метод работы с текстом «5 П»: каждая буковка П обозначает то, что нужно сделать с текстом.
Просмотри.
Придумай вопросы.
Подчеркни ключевые слова.
Перескажи.
Проверь себя.
Учителя математики обычно добавляют еще одно П: проиллюстрируй.

Как повысить эмоциональную устойчивость ребенка

Все, что родитель говорит сыну или дочери, ребенок принесет на ЕГЭ. И все сказанное сядет вместе с ним за парту и будет участвовать в экзамене. Каким тоном мы говорим, какой прогноз озвучиваем, чем нагружаем ребенка — все это может повысить или понизить самооценку, улучшить или ухудшить эмоциональное состояние. Как способствовать психологическому благополучию ребенка и себя самого держать в руках? Вот несколько правил.

  1. Разговаривать о ЕГЭ, вести диалог. Это трудно. Особенно когда родитель, который и так места себе не находит, слышит от ребенка вещи неприятные, повышающие тревогу и вызывающие обиду. Надо: сдержаться, выслушать, дать эмоциям ребенка проявиться. Не начинать сразу утешать, не говорить «все будет хорошо» — это воспринимается как непринятие всерьез. Также не надо сразу начинать поучать, давать советы.
  2. Обсудить самые тяжелые, самые неприятные исходы ЕГЭ и дальнейшие действия в случае провала на экзамене. Это нужно четко проговорить и иметь запасной план.
  3. Обсудить, как ребенок справляется с другими стрессовыми ситуациями в его жизни. Что ему помогает отвлечься или, наоборот, сконцентрироваться? Спорт, музыка, творчество, поддержка друзей, вкусные пироги? Все, что угодно, лишь бы это способствовало так называемому ресурсному состоянию ребенка. Состоянию, в котором он верит в себя, справляется с трудностями.
  4. Можно разучить экспресс-приемы повышения эмоциональной устойчивости, которые реально применить даже на экзамене. Они очень быстрые и действительно помогают.

Резкий поворот головы направо. Активизирует левополушарные процессы: рассудительность, здравомыслие, холодную логику, которая может очень понадобиться. Занимает несколько секунд.

Медленное дыхание. Считаем до 12: на 1-4 долгий вдох, как будто мы собираемся нырнуть, на 5-8 долгий выдох, на 9-12 задерживаем дыхание. Три-четыре раза так подышали, мозг кислородом насытился, переключились — активизировались. Тоже быстрый прием, который не вызовет никакого изумления наблюдателя.

Моргание. Чередование быстрого моргания с закрыванием и расслаблением глаз.

Переключение внимания на предмет. Выбрать взглядом любой предмет, находящийся в поле зрения. (Допустим, ручка.) Мысленно назвать предмет про себя. (Ручка.) Мысленно назвать 5 свойств этого предмета — любые, какие придут в голову. (Синяя, пластмассовая, прозрачная, легкая, ребристая.) И последнее — зачем этот предмет нужен. (Для письма.)

Обсуждение

Комментировать статью "Как сдать ЕГЭ 2017 без нервного срыва: советы психолога"

ЕГЭ -такая неприятная штука, которую надо как-то пережить с минимальными потерями. Понятно, что преподавателю ВУЗа или репетитору со стажем ЕГЭ не страшно - к нему не нужна подготовка, на общем уровне напишет хорошо. ЕГЭ по любому предмету перегруженный и с...

Эффективная подготовка к ЕГЭ. ЕГЭ и другие экзамены. Подростки. Дорогие мамы, посоветуйте пожалуйста по своему опыту как эффективнее хорошо подготовиться к ЕГЭ? Какой вариант подготовки лучше выбрать - репетиторы, курсы при ВУЗе, дополнительные в школе...

Психологическая подготовка к ЕГЭ для 11-классников и их родителей. Версия для печати. Содержание Как повысить эмоциональную устойчивость ребенка. Каждый год процедура проведения единого госэкзамена совершенствуется, и...

Обсуждение

мне в прошлом году пришло на почту предложение о бесплатном часовом вебинаре накануне егэ. то ли по истории, то ли по общаге, не помню. посмотрела с девочкой. мне показалось довольно толково в принципе. если и основные все курсы так, то должно быть неплохо

Посоветуйте пособие к ОГЭ. ЕГЭ и другие экзамены. Подростки. Посоветуйте пособие к ОГЭ. Сын переходит в 9 класс. Посоветуйте пособия для подготовке по русскому языку, обществознанию, истории, математике, литературе, английскому.

Обсуждение

Могу вам ответить про свой английский. Со своим учениками весь год готовились прежде всего по заданиям на сайте фипи. Сделали ВСЕ. В итоге все 4 варианта писем мои ученики прекрасно знали. Аудирование тоже узнали, слушали его на уроках. Устную часть еще не сдавали, но знаю, что там все задания с фипи. Еще в течение года одолели пособия Вербицкой, Мильруда и Веселовой.

02.06.2016 07:58:12, Евгения__

Не одинаковые. Книжки для подготовки брать только фипишные и только свежие (в октябре обычно появляются и достаточно быстро могут пропасть:() а то каждый год меняется что-нибудь.
По русскому нам в школе сказали купить две книжки, в одной грамматика, в другой все остальное (могу путать, не вникаю толком, что ребенок сказал купить, то и купила)
Греков именно с таким названием [ссылка-1] и Розенталь [ссылка-2]
Учитель сказала, что и на подготовку к егэ пригодится потом.
Про остальные не скажу, английский просто книжку фипи с заданиями и диском покупала, моей больше для ознакомления она нужна была.
Математику прогоняли целый год по вариантам Ларина (свежие на сайте раз в неделю, все и решали) и по книжке свежей, соответственно, тоже.

стратегия подготовки к ЕГЭ. Хочу отдельно написать про подготовку к ЕГЭ по русскому на онлайн курсах Фоксфорд, преподаватель Великова. Другие специализируются на подготовке к экзаменам в различных вузах (учебный центр "Азъ" при Государственном университете...

Обсуждение

Осенью записывают на подготовительные курсы на весь год, брать можно даже 1 предмет, но платить сразу за 4 мес(семестр), занятия 1р в неделю, с 6 до 9. Мы ходили (ф-т биоинженерии, куда собираемся поступать) только на математику, вел председатель ДВИ по математике, ОЧЕНЬ довольны. Знакомая ходила на ВМК, брали все 4 предмета, тоже вроде понравилось. Как посоветовать, куда лучше идти - для этого надо бы походить к разным:). На "нашем" ф-те много было самостоятельных, проверочных (не только по мате-ке, но и др. предметы, одногруппники очень хвалили химию,биологию). На сайте график посещаемости-успеваемости и в администрацию можно звонить - узнавать, не гуляет ли детка:) Стоимость была 27000 за 1 предмет за семестр. Записывались осенью, начало с октября. Группу тестировали на 1м занятии для распределения по подготовленности. Было родительское собрание перед запиисью, где все преподы рассказывали о своих методах. Деньги по договору, через банк.

стратегия подготовки к ЕГЭ. ЕГЭ и другие экзамены. Подростки. (Вначале было тестирование, определили проблемы, каждое занятие новая тема, потом дается 10 заданий на дом, на следующий день сын обязан их выслать, за каждое неверное решение дается 2 новых...

Обсуждение

Буду стоять рядом, держать кулачки за ваших детей и, конечно же, мотать на ус.
Хоть мой и в 8-м, но я уже начинаю чувствовать, как ОНО приближается.

Хочу отдельно написать про подготовку к ЕГЭ по русскому на онлайн курсах Фоксфорд, преподаватель Великова. Мы это дело купили и жалеем, потому что читает она по 2.5 часа в жутко медленном темпе, как для дурачков, с бесконечными повторениями. Ее очень скучно слушать, вот прямо хоть волком вой.

А купили мы ее потому, что по отзывам ее ученики сдают ЕГЭ на 90+. .. Ну вот теперь посмотрим, что получится у нас.

Экстренная подготовка к ЕГЭ. ЕГЭ и другие экзамены. Подростки. Экстренная подготовка к ЕГЭ. Дочь в 11 классе, весь учебный год проболела, в школу ходила мало, была на индивидуальном обучении + занималась дома с репетиторами, но с перерывами на больницы.

Обсуждение

не переживайте, всё будет хорошо:-) Чтоб вас ободрить - у моей дочери биология в школе была никакая, о чем косвенно свидетельствует то, что она единственная из школы пошла её сдавать:-) Сидела сама, неделю безвылазно, сдала на 83 балла. У неё было какое-то краткое пособие типа "интенсивная подготовка к ЕГЭ" и тренировочные задания. Говорит, надо просто сидеть и планомерно прорабатывать тесты.

Моих племянников весь 11 класс мордовала училка по информатике и постоянно им твердила, что она не разрешает им сдавать ЕГЭ по этому предмету, т.к. она считает, что они сдадут его на двойку. Они на ее мнение наплевали. Весь год занимались с репетитором и сдали на балл, соответствующий четверке.
Не обращайте внимание на эту учительницу. Пусть дочь просто готовится и сдает. Тоже хотела предложить вам хорошего репетитора, но увидела, что вы не в Москве.

Как повысить эмоциональную устойчивость ребенка. Каждый год процедура проведения единого госэкзамена совершенствуется, и Те, кто уже сдавал ЕГЭ, и те, кто к нему готовится сейчас, говорят, что эмоциональная составляющая подготовки к ЕГЭ - наиболее страшная.

Обсуждение

Знаете, если ребенок боится математики, то войдите на сайт mathege.ru. Там представлены абсолютно все варианты всех заданий части В. Понятно, что все там 60000 заданий ребенок и не прорешает. Но там же типовые задания, отличаются только в цифрах. Пусть прорешает хоть по 5, обретется уверенность в собственных силах, уйдет страх. Если нужно не только часть В, но и С, тогда надо по каким-то лучше решебникам готовится и постараться довести до совершенства необходимый минимум. Я думаю, что ваш ребенок не боялся бы писать ЕГЭ, если бы требовалось 1+3. Потому что этот навык у него доведен до совершенства. Надо попытаться так и в остальном, а не пытаться объять необъятное (времени на это уже нет)

Пробные написания дома и не дома, ходить на олимпиады... (правильно все ниже написали).
Единственное, я бы начинала так, как занималась с сыном, когда тот был в экстернате (то было давно, не ЕГЭ, просто подготовка к экзаменам на 5-6 класс, примерные контрольные).
СНАЧАЛА - пробные ЕГЭ дома БЕЗ ВРЕМЕНИ. Может быть, даже с обсуждением с мамой (или перетитором) заданий, лазанием в интернет, справочники... Задания подобны, разбор нескольких - это тоже подготовка. Разбор пугает? Нет? Уже прогресс. Либо видны пробелы в знаниях, которые надо подтянуть (с родителями, репетитором, но уже не самотеком).
Потом без обсуждения и справочников, но и без времени. Мама может замечать и, например, обрадовать, что уложился (или слегка нет), но ребенок не должен заморачиваться в процессе. Потом посмотреть ответы, подсчитать баллы, разобрать то, что не сделал.
Потом следить за временем, но не торопиться, просто деть сам следит, на что сколько времени ушло. А после выполнения работы посмотреть, что получилось. Если в целом уложился - молодец, так держать. Если нет - обсудить, где можно сэкономить, чем пренебречь, а что делать обязательно.
Потом до же, но на время.
Потом, как писали ниже - тренировки вне дома.
Все - при абсотном спокойствии мамы, на все не могу/не сдам/провалю/боюсь... отвечать, что сдаст, "глаза боятся, а руки делают", " у тебя получится" и т.п.
Накануне экзамена - не устраивать "повторений", наставлений... не трогать, хочет читать - пусть читает. Вместо валерианки лучше ненавязчиво "выгулять", чтобы физически слегка устал, пораньше заснул и выспался.

Обсуждение

Ну, Галя, поехали - ловите, изучайте,- это наиболее вменяемая информация из того, что есть у меня на компе в данный момент:
В отечественной коррекционной педагогике понятие «задержка психического разви-тия» является психолого-педагогическим и характеризует прежде всего отставание в развитии психической деятельности ребёнка.
Причиной такого отставания могут быть слабовыраженные органические поражения голов-ного мозга, которые могут быть врождёнными или возникать во внутриутробном, природовом, а так же раннем периоде жизни ребёнка. Может наблюдаться и генетически обусловленная не-достаточность центральной нервной системы. Интоксикации, инфекции, обменно-трофические расстройства и т. п. ведут к негрубым нарушениям темпа развития мозговых механизмов или вызывают лёгкие церебральные органические повреждения. Вследствие этих нарушений у детей в продолжение довольно длительного периода наблюдается функциональная незрелость центральной нервной системы, что, в свою очередь, проявляется в
слабости процессов торможения и возбуждения, затруднениях в образовании сложных услов-ных связей.
Для детей этой группы характерна значительная неоднородность нарушенных и сохран-ных звеньев психической деятельности, а так же ярко выраженная неравномерность форми-рования разных сторон психической деятельности.
У детей с задержкой психического развития наблюдается низкий (по сравнению с нор-мально развивающимися сверстниками) уровень развития восприятия. Это проявляется в не-обходимости более длительного времени для приёма и переработки сенсорной информа-ции; в недостаточности, фрагментарности знаний этих детей об окружающем мире; в затруд-нениях при узнавании предметов, находящихся в непривычном положении, контурных и схематических изображений. Сходные качества этих предметов воспринимаются ими обычно как одинаковые. Эти дети не всегда узнают и часто смешивают сходные по начертанию буквы и их отдельные элементы; часто ошибочно воспринимают сочетания букв и т. д.

Нам всего 3,5 года. Задержку мы компенсируем постепенно. Год назад была совсем маугли, сейчас уже человек. Психическая задержка компенсируется у нас пока лучше, чем речевая. Только лепетать начала. Медикаментозно стимулируем.
А с психической я вот что заметила - чем меньше делаешь что-то специально, тем лучше. Исподволь, бессистемно, в разные стороны движемся сейчас, но все шире и шире. То целуемся и воркуем, то скачем и хохочем, пробуем - не получается, бросаем. Таокй подход противопоказан в развитии речи. Здесь главное - системность и последовательность, а не парралельность и сумбурность. Стараемся получать побольше эмоций, положительных стрессов, ищем толчковые моменты. При этом проговариваем свои ощущения: мне понравилось, я рада, ты это - а я то, проводим параллели, связи между событиями, ищем следствия и тоже проговариваем. Пассивный словарь, думаю, уже позволяет.
Наша девочка очень неустойчива в настроении, в желаниях, то соперничает до истерики, то идет на поводу бессмысленно. Учим реагировать и справляться, опять же проговаривая КАК НАДО, а не как не надо делать (говорить, поступать).

15.06.2017 О родительских и детских тревогах, завышенных ожиданиях и необходимой мотивации. Татьяна Кузнецова

Как выдержать марафон сдачи госэкзаменов в школе, пережить время ожидания до зачисления в вуз и понять, что на ЕГЭ жизнь не заканчивается – ответы на важные вопросы от профессионального психолога.

"Спокойствие, только спокойствие!" Фото: из архива Натальи Бурухингой

В разгаре компания по сдаче единого государственного экзамена. Тысячи выпускников и их родителей находятся в напряжении. Жить в стрессе и готовиться к экзаменам школьникам нелегко. Не легче и родителям – они переживают и за успехи детей, и за то, чтобы они смогли поступить на бюджетные места в вузах.

О том, как пережить эти «веселые деньки» и сохранить здоровье и мир в семье, корреспонденту сайт рассказала Татьяна Жиляева, доцент кафедры психиатрии и медицинской психологии Нижегородской государственной медицинской академии, кандидат медицинских наук, врач-психиатр-психотерапевт медицинского центра «Формула здоровья».

Очень важно тревогу родителей отделить от тревоги детей. Ребенку в этот ответственный период важно иметь тот уровень тревоги, который, на самом деле, мотивирует.

Есть такой закон – сначала тревога улучшает способность к запоминанию, концентрации внимания, обучению. Она мотивирует к работе.

Но когда тревога, нарастая, переходит определенный критический уровень, она дезорганизует поведение. Ребенок перестает запоминать, концентрироваться. Он перестает вообще что-либо активно делать. Наступает бессонница. Это все результат избыточной тревоги.

- Как же избавить школьника от такого «переизбытка»?

Важно поддерживать тот самый оптимальный уровень тревоги и не более того. Это значит следующее: если мы видим, что ребенок перестает спать, запоминать материал, значит, пора предпринимать меры, чтобы он перестал накручиваться. Пусть эта внутренняя тревога останется у родителей. Они должны сами с ней справится, но не перекладывать ее на ребенка.

Другое дело, когда ребенок вообще не переживает, учебники лежат в углу, а он идет играть в футбол. В этом случае, можно несколько «накрутить» отпрыска, чтобы мотивировать. Но опять же до определенного уровня.


- А как справиться с переживаниями мамам и папам?

Здесь важно вспомнить об одной особенности нашего мышления, которая по-научному называется «катастрофизация», а бытовым языком это можно назвать «раздувание из мухи слона».

Когда вы чувствуете, что тревога переходит все границы, важно задать себе вопрос: «А что на самом деле страшного, непоправимого может случиться, если ребенок не доберет нужное количество баллов?». Вот самое страшное: он не поступит на бюджетное место или в престижный институт! Во первых, надо реалистично посчитать вероятность. Если ваш сын все годы учился на «отлично», после предварительных тестов у него достаточно большой шанс получить высокий балл – с чего вы взяли, что он не сдаст экзамены? Получается, что мы в такой ситуации несколько раздуваем проблему.

Если реальная вероятность успеха действительно низка, то и наша тревога не поможет ребенку сдать экзамен. Не поступит он туда, куда вы захотели. Но в этом нет необратимой катастрофы: все живы, все здоровы. Да, семье будет финансово тяжелее несколько лет, придется зарабатывать на оплату обучения родного чада. Или выбрать другое учебное заведение. Самое главное – любой исход ЕГЭ можно пережить. Провал – это не катастрофа, не атомная война

«Вспомните, сколько людей получили бесплатное высшее образование и никогда не работали по специальности

- Что делать родителям, если они видят проблему, но сами не могут с ней справиться? Пойти к психологу, попить успокаивающие лекарства? Как грамотному родителю поступать правильно?

Если у выпускника избыточная тревога, и она ему мешает, лучше ее проработать с психологом или психотерапевтом.

Что касается различных препаратов – в этот период они могут действовать парадоксальным образом. Они могут вызывать заторможенность, нарушение концентрации внимания, сонливость в тот самый момент, когда ребенку нужно собраться. Бывает, самый безобидный препарат приводит к тому, что ребенок постоянно спит, вместо того, чтобы быть включенным в учебный процесс.

И еще – важно понять, чего сам школьник боится. Попробуйте поговорить с ним о том, что для него самое страшное в том, если он не сдаст хорошо эти экзамены.

Иногда есть такие надуманные страхи – я не получу нужное количество баллов и после ЕГЭ жизнь закончится. Нужно помочь ребенку этот момент: ты получил не 90 баллов, в 85 и ты поступил не в МГИМО, а в педагогический институт. Сможешь ли ты это пережить, будешь ли радоваться жизни. И обязательно рассказать ему, что многие выпускники этого вуза стали достаточно успешными людьми. Важно не делать из этого экзамена конечную точку, важно представить – что будет дальше.

Итак, уважаемые родители выпускников, запоминаем:


- следим за уровнем тревоги ребенка, а свои тревоги прячем и не давим своей тревогой на чадо;

- если тревожность приводит к сонливости, потере внимания, заторможенности, беседуем с ним и пытаемся объяснить, какие перспективы могут его ожидать, о том, что жизнь после ЕГЭ не заканчивается, проговариваем варианты на случай, если что-то пойдет не так;

- если ваши усилия не приводят к результату, идем к специалистам-психологам, а не кормим детей успокаивающими таблетками;

- не перестаем повторять, что мы любим, и будем любить и поддерживать их всегда, независимо от оценок.

И еще – учитывайте внутренние желания ребенка. И не старайтесь отправить его в консерваторию, если он хочет стать физиком. Ну, ни пуха, ни пера!


Средняя стоимость часового приема у психолога-психиатра в Нижнем Новгороде – 1 500 рублей

P. S. К слову, в марте 2017 года нижегородские . Для них устроили пробную экзаменовку по русскому языку. Все справились достойно.

Ранее сайт сообщил, что 18 июня родители старших школьников встретятся на масштабном мероприятии Там они смогут задать все интересующие вопросы экспертам в области подготовки к ЕГЭ и поступления на бюджет в ведущие российские вузы.

По теме

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или предложите тему для публикации. Пришлите фото или видео интересного события на почту [email protected] . Наш номер в WhatsApp и Viber 8-910-390-4040.

Вопрос психологу:

Здравствуйте! Меня беспокоит проблема, связанная с моей нервной системой, моим психическим состоянием. Я учусь в 11 классе, мне скоро сдавать егэ, а я не знаю, в каком состоянии доживу, смогу ли я справится со своими волнениями на самом экзамене. Расскажу все с самого начала. А началось все после сдачи гиа. На протяжении 9 класса я не особо напрягалась, все пробные я писала нормально, под конец года это были 4, я решала много тестов, занималась, у меня вышел хороший аттестат, если сравнивать с предыдущими годами, когда я очень плохо училась. За полтора года, начиная с середины 8 класса, я подтянула свой авторитет. Если раньше никто у меня ничего не спрашивал, все привыкли, что я не отвечаю на уроках, что я, скажем так, тупая, то теперь все изменилось, у меня спрашивают, как я сделала какое-либо задание, могу ли я показать, как сделала и тому подобное. Ко мне уже относятся более уважительно и это для меня очень важно. Не сказала бы, что мне давалась учеба в 8,9 классе так тяжело, просто потом мне нужно было заниматься гиа, что я и делала. Я занималась в школе, дома.

Сначала мы сдавали математику, затем русский, не помню, чтоб я сильно волновалась, просто думала о том, что я уже сдаю экзамен и очень важно получить хорошие оценки. Сначала озвучили результаты по математике, я очень сильно расстроилась, я получила 3, у меня было очень мало баллов. Стало обидно, что я занималась, решала пробные тесты хорошо, а вышло не очень. Вся надежда была на русский, но в нем я была уверена, я была уверена, что хорошо сдам. Но, как потом оказалось, я переоценила свои силы. В день, когда стали известны результаты по русскому, ко мне подошла мама, она стояла рядом, а я сидела за столом компьютерным, мама решила позвонить учительнице, дабы узнать мои результаты. Я была вся во внимании, я ждала ответа. Если честно, то мне очень неприятно вспоминать этот момент, потому что именно тогда я почувствовала, как все рухнуло. По русскому я тоже получила 3. То есть я стремилась к хорошим оценкам, к тому, чтоб быть на уровень выше тех людей, которые ничего не делали, не занимались, а получилось так, что я какая тупая была, такая и осталась. Это просто ужасно обидно, неприятно. Одноклассница моя, которая на всех уроках болтала, не писала сочинений и изложений, за весь год у нее их было очень мало, ее постоянно ругали, но ей было все равно. В итоге математику она сдала на 3 и была этому рада, а вот русский она сдала на 5. Не занимаясь, ничего не делая, она получила 5. Я сейчас не знаю, как я просто в глаза ей смотрела, когда она хвасталась своими результатами. Ну, причина того, что я плохо написала русский, была в том, что я не справилась с сочинением, которое постоянно писала на протяжении 9 класса. Я неправильно указала проблему, которая была указана в цитате. И из-за этого я потеряла очень много баллов, тестовая часть у меня была хорошая, изложение тоже хорошее, но сочинение испортило мне все.

После оглашения всех результатов я очень часто плакала, я винила себя, я ругала себя и так далее.

Кроме этого, у меня еще и в 2013 году родился маленький брат, мама постоянно просила помощи, для меня было непривычно, что я должна свое свободное время тратить на то, чтоб сидеть по часу с ним. Раньше я приходила домой, и моей заботой было отдохнуть, приготовить себе обед, немного даже убраться, ведь я была одна дома до пяти часов, я чувствовала свободу, а потом, когда я еще училась в 8 классе мама ушла в декрет, потом к концу 8 класса мама родила, и было очень тяжело. Ночью брат просыпался, плакал, я подходила, чтоб его покачать, когда она делает ему молочко, иногда я сама ходила и делала эту смесь. Днем, когда он спал, нельзя было сходить в ванную, потому что вода шумит и брат мог проснуться, слушать музыку и смотреть фильмы я стала только в наушниках, чтоб пойти в ванную, нужно было ждать, когда он встанет. Вечером тоже особо не сходишь, он часов в 9 уже ложился спать, а потом шуметь снова нельзя. Я не особо умею общаться детьми, а уж тем более с такими маленькими. Когда я закончила 9 класс и меня очень расстроили результаты, я просто перестала верить в себя, я постоянно была на нервах, в любой момент могла заплакать. А тут еще маме все еще нужна была помощь с братом, мы с ней даже ссорились по этому поводу, я не хотела выходить в зал и на кухню, потому что она с братом там была постоянно, что происходит до сих пор. Единственное, что сейчас изменилось – с ним не надо так сидеть, как раньше. Он может смотреть мультики, играть самостоятельно, нужно только следить, чтоб с ним было все в порядке. Да и ссор уже нет по этому поводу, так как он уже большой, я могу ходить в ванную, немного шуметь, он теперь от этого не просыпается. Но лето, после 9 и перед 10 классом было для меня довольно депрессивное, постоянное чувство тревоги меня беспокоило. Так же беспокоило, что у меня замедлился обмен веществ, я стала набирать вес, у меня были проблемы с тем, что менструация длилась от 10-15 дней, что не было нормой для меня.

Сейчас у меня на носу егэ, пробные экзамены тоже выходят хорошо, но только по русскому и обществознанию. Когда я решала полностью сама, то у меня выходило по обоим предметам около 60-70баллов, что мне вполне хватает для поступления на заочное отделение. У меня только проблемы с математикой, вот ее я не могу сдать вообще, я очень боюсь, что не сдам, я вообще тогда не знаю, что я с собой сделаю и эти мысли меня пугают. В отличии от 9 класса и предыдущих годов 10 и начало 11 класса – это жуть жуткая в нашей школе, получается так, что большая часть учеников вымотаны, устали, много стресса, недосыпание. Нам дают очень много материала. У нас делится класс на соц-экономическую и физико-математическую группу. Я в соц-экономической и у нас, в отличии от физматов, очень много материала, у нас право, экономика, обществознание, по этим предметам очень строгая учительница, она очень требовательная, у нас очень много зачетов и просто нет времени на то, чтоб отдохнуть. Так же по русскому с нас требуют рецензии, сочинения большие. По истории тоже очень много информации, но я историю не сдаю, хотя все равно мне нужно ее учить, чтобы была оценка в аттестате. А в истории еще больше материала. Говорить с учителями, что мы все уже устали – бесполезно, они дают нам еще больше. Я 10 класс закончила вооружившись глицином и парацетамолом. Засыпала и просыпалась с тетрадями, я серьезно, я учила вечером и утром. Днем – я вообще никак не могу учиться, информация просто не лезет в мою голову. Такой нагрузки, которая сейчас у нас в 10 и 11 я не испытывала никогда, а тут еще экзамены, я ужасно боюсь плохо сдать. Память отказывается работать, у нас с начала года уже зачеты по всем темам, кое-как повторяю, времени на математику почти не остается. С математикой вообще отдельная история, наша учительница считает, что мы самостоятельно должны готовиться, она только проведет нас по курсу 11 класса, в котором будут темы, которые есть в егэ. У меня постоянный стресс, от меня требуют хороших оценок и знаний, а я не могу их дать. Я уже начинаю нервничать, как только речь вообще о школе как-то заходит. Я не высыпаюсь утром и не могу уснуть раньше 11 часов. Я постоянно дергаюсь, чувство тревоги, слезы. В мае, когда уже месяц оставался до конца 10 класса, я сидела на уроке и у нас должен был быть зачет по обществознанию, я просто мяла пенал, думала об экзаменах, о моем результате, что снова надо очень много рассказывать. Я тогда пустила несколько слез, которые, к счастью, никто не заметил. Сейчас ничего не могу запомнить, как только сажусь за уроки, то нервничаю и начинаются истерики. Проблема со здоровьем, насчет этого я пойду скоро к врачу. У меня были боли в матке и проблемы с почками.

Меня поддерживает мой парень и мой друг, с другом я вообще знакома 5 лет, он говорит, что я переживу, что я выдержу, что надо потерпеть и он в меня верит. Только я в себя не верю. Парень тоже старается поддержать, говорит, что он будет рядом и осталось не так много. Но всего этого мне не достаточно. Я не знаю, как мне нужно отдыхать, чтобы мое состояние было более менее нормальным. Мыли о суициде меня пугают больше всего, если раньше они и могли быть, то не серьезно и очень редко. Сейчас же меня очень пугают эти мысли, а они появляются часто и более серьезно настроена я.

Мама не требует от меня невозможного, папе все равно, бабушка хочет, чтоб я хорошо закончила, получила хороший аттестат и хорошо сдала. Говорит, что я должна стараться, что надо потерпеть, а я не знаю уже, как мне надо стараться, я не могу больше. Не знаю, что еще я могу рассказать. Я пыталась отвлечься на протяжении всего лета, но не получается, все равно мысли снова меня закручивают и я срываюсь, я думаю об этом, нервничаю. Последнее, что я могу сказать, так это то, что, когда я училась в начальных классах, на меня накричала моя учительница с тем, что я дома занимаюсь больше и выполняю заданий больше, чем нужно, чем она задала. После этого случая я перестала учиться ей на зло, я принципиально не отвечала, мне было очень обидно. Потом я попала в 5 класс и мне просто было все равно на учебу. Помогите, пожалуйста, что мне делать?

На вопрос отвечает психолог Прасканова Екатерина Вадимовна.

Здравствуй, Кристина!

Хотелось бы начать с того, что ты молодец! По-настоящему молодец! Ты серьезно подходишь к вопросу учебы, самостоятельно готовишься к экзаменам, настраиваешься на поступление. Все это дело сопровождается появлением в семье маленького человечка, который, конечно, требует внимания. И, безусловно, его режим вносит свои коррективы в жизнь всей семьи. Но не нужно забывать, что он растет и, как ты сама заметила, этот вопрос сам собой отпадает потихоньку.

Сейчас такая ситуация во многих школах. Детей не просто учат каким-то предметам, а дрессируют для сдачи ГИА и ЕГЭ. Многие попадают в больницы с тем или иным диагнозом (необязательно нервы), т.к. психосоматика работает таким образом, что всё, что не находит выход через эмоции, найдет выход через тело (например, почки могут говорить, что человек часто стремится к тому, что ему «надо», а не что хочется, или по душе). Конечно, нужно идти в больницу и контролировать все процессы внимательнейшим образом.

"Память отказывается работать" - не переживай, память работает на тебя. В нужный момент она выдаст всё, что нужно (конечно, всё то, что ты заложила)).

Твои близкие (парень, друг, бабушка) совершенно правы. Осталось немного и нужно потерпеть, довести дело до конца - закончить школу и поступить в институт, а дальше всё закрутится, завертится и станет легче. Если посмотреть на всю эту ситуацию через призму важных и глобальных проблем, спроси себя - так уж это страшно?? Через это проходят все. Согласна, что сейчас в школах творится жуть, но что поделать, побочный эффект от реформ, прогресса и т.д.

Дома тебя не заставляют быть отличницей. В школе тоже. Значит, ты сама от себя этого требуешь. Для чего? Для поступления на заочное тебе баллов точно хватит. А загонять себя ради отличных оценок - это действительно важно для тебя?

Учительница начальных классов, наверно, хотела как лучше, но случилось недопонимание и позиция "...я перестала учиться ей на зло, я принципиально не отвечала..." из оперы "назло кондуктору пойду пешком".

Теперь к главному вопросу: у нас есть цель - закончить школу и поступить в институт. Мы уверенно идем к ней. У нас хватит сил. Действуем так же, как и раньше - ходим на уроки, делаем домашнюю работу, относимся серьезно. НО

Мы помогаем нашему организму в достижении цели. Как?

Мы правильно, хорошо, полезно питаемся (никаких голоданий и строгих диет);

мы делаем небольшие зарядки в перерывах;

мы устраиваем себе медитации (находим подходящую аудиозапись);

чаще слушаем музыку релакс (можно даже во время подготовки домашнего задания);

принимая ванную мы добавляем аромамасла/эфирные масла, которые способствуют расслаблению и подъему энергии и сил;

также начинаем любить апельсинки (хотя бы их аромат) - поднимает настроение;

перед сном выходим подышать воздухом на часик с другом/парнем/бабушкой и разгружаем голову;

пьём витаминки повышающие иммунитет (выписываем у врача);

вовремя ложимся спать.

Ничего нового и сверхъестественного! Эти на первый взгляд простые способы помогут твоему организму пережить стрессовое время и успешно справиться с поставленной задачей!

Но если тревожные мрачные мысли не будут тебя покидать или усилятся, то есть смысл обратиться к психологу для очной встречи (ваш школьный психолог прекрасно подойдет для этого).

Успехов тебе, Кристина!

С уважением, Екатерина Прасканова.

4.9833333333333 Rating 4.98 (30 Votes)

«В апреле мы писали пробный тест, и, когда я увидела, что допустила две ошибки, у меня случился нервный срыв. Я разрыдалась, стала кричать, что не сдам химию, что ничего не знаю и никуда не поступлю! Я с детства мечтала стать врачом, готовилась в медицинский институт и понимала, что должна сдать ЕГЭ на самые высокие баллы. Занималась на курсах, с репетиторами... Но я жутко нервничала, и у меня на фоне стресса даже развился гастрит, пришлось в больницу ложиться.

В общем, к лету я была, кажется, меньше готова, чем в начале года. Когда шла на экзамен по химии, меня просто трясло. В голове все перемешалось. Ну и в результате допустила несколько глупых ошибок и сдала хуже, чем рассчитывала. Думаю, оттого, что перенервничала. Смогла поступить только на платное. Летом попробую перевестись на бюджет. Если, конечно, справлюсь с волнением и сдам летнюю сессию на отлично».

Мы попросили прокомментировать эту ситуацию и подсказать, как выйти из экзаменационного «клинча», наших экспертов, клинического психолога Елену Морозову и детского психолога Галию Нигметжанову.

Пережить нервный срыв

«Перед экзаменами ко мне на прием приходит особенно много детей из выпускных классов, которые переживают из-за того, что не смогут сдать ЕГЭ, - рассказывает клинический психолог Елена Морозова. - Мало того, что они сами не верят в себя, но часто и их родители и педагоги в них не верят. И начинают подгонять, убеждая заниматься еще больше. Не каждый ребенок способен выдержать этот стресс. У многих случаются срывы. В прошлом году мне пришлось работать с ученицей 11-го класса Настей. Она всегда была старательной и благополучной девочкой, но перед экзаменами вдруг перестала справляться со школьными нагрузками.

Она не могла заниматься, не хотела ничего делать, перестала общаться с друзьями, ее успеваемость резко снизилась. Но учителя и родители, вместо того чтобы разобраться, что происходит, стали нагнетать ситуацию: соберись, иначе ты никуда не поступишь, ты не думаешь о своем будущем…

Ребенку, который находится в состоянии депрессии, вместо занятий нужен отдых

Настя искала какой-то выход, и лучшее, что смогла для себя придумать, - покончить с жизнью. Она порезала себя бритвой, и только по счастливой случайности все обошлось, ее успели остановить. Вот тогда родители привели ее к психологу. Выяснилось, что Настя находилась в тяжелой депрессии и ей вместо занятий нужен был отдых, восстановление».

Психологическая помощь была оказана вовремя: взрослые перестали нагнетать ситуацию, Настя выдохнула, смогла собраться с силами и поверить в себя. В итоге она благополучно закончила школу и поступила в институт.

Не нагнетать ситуацию

Выпускникам не позавидуешь: с одной стороны, перед ними стоят глобальные вопросы, чем заниматься в жизни, куда поступать, как не ошибиться с выбором. А для этого необходимо прислушаться к себе, искать, размышлять. Но времени на это нет, поскольку, с другой стороны, нужно во что бы то ни стало хорошо сдать экзамены и выдать лучший результат из возможных. В этой ситуации непросто сохранить хладнокровие и не поддаться всеобщей панике.

Помогите ребенку составить план занятий

Родители особенно и не скрывают, что их в данный момент беспокоят прежде всего высокие баллы. «Некоторые взрослые ставят перед ребенком очень высокую планку и при этом не помогают по-настоящему, - рассказывает детский психолог Галия Нигметжанова. - Вся их помощь заключается в жестком контроле и критике. Чувствуя сильную тревогу, они начинают манипулировать ребенком: «Я так за тебя волнуюсь» или: «Мы столько денег потратили на репетиторов, ты не имеешь права плохо сдать ЕГЭ», вызывая у него чувство вины и подрывая его и без того шаткую уверенность в своих силах».

Нагнетание ситуации усугубляет положение. Действительно ли результат, которого вы добиваетесь, стоит здоровья вашего ребенка? Взвесьте все риски. Работайте на ребенка, а не против него. Вот несколько рекомендаций родителям от Елены Морозовой и Галии Нигметжановой.

Что делать накануне экзаменов?

1. Помогайте действенно

Предлагайте свою помощь, но не навязывайте ее. И не читайте нотаций. Помощь должна быть реальной, действенной - разобрать, проверить. Если вы заметили, что ребенок не может рассчитать силы - занимается сутки напролет или не занимается совсем, помогите составить план, подскажите оптимальный режим и разные варианты работы - восприятие на слух или конспектирование, дробный ритм или глубокое погружение в какую-то тему…

Подскажите эффективную технику запоминания. Если ребенок к весне уже выжат как лимон, помогите ему сделать паузу: вывезите на природу, дайте возможность не ходить в школу и полноценно отдохнуть.

Ребенка, который привык, что взрослые всегда его стимулируют и контролируют, в этот период нельзя оставлять одного

Если вы чувствуете, что не можете никак помочь, лучше отойдите в сторону и не мешайте. Особенно это относится к тем детям, которые всегда учились самостоятельно и могут сами регулировать свои нагрузки. Но ребенка, который привык, что взрослые всегда его стимулируют и контролируют, в этот период нельзя оставить одного. Главное - оставайтесь заинтересованными. Родительское обесценивание («у тебя не получится») только усугубляет положение. Верьте, что ребенок справится с испытаниями. Говорите ему об этом.

2. Представьте самое страшное

Чувствуя сильную тревогу, спросите себя: «Что самого страшного случится, если ребенок не сдаст ЕГЭ?» Задайте этот же вопрос ребенку, если видите, как сильно он переживает: «Что произойдет, если ты напишешь не на 100, а на 96 баллов?»

А потом вместе разберите эту пугающую ситуацию. Очень часто в трудные моменты жизни нам кажется, что возможны только два решения, два выхода - один хороший, а другой плохой. У нас всегда есть несколько выборов. Поступить в колледж и лучше подготовиться к экзаменам на следующий год. Поступить в менее престижный (желанный) вуз и попробовать перевестись… Пойти работать по выбранному направлению и поступать уже осознанно, имея опыт работы...

Скажите ребенку, что ему предстоит важное, но не единственное решение. И он может совершать ошибки

Поищите возможные решения и поживите с ними. Это поможет расширить границы горизонта, уйти от бинарности выбора. Спросите ребенка, кем он видит себя в 28 лет. Что с ним может случиться за эти годы? Поговорите о том, что путь его не сразу будет определен, и он не обязан выбирать сейчас профессию сразу на всю жизнь, что ему предстоит важное решение, но не единственное. Он может совершать ошибки. И у него всегда будет шанс их исправить.

Некоторые родители смотрят на своих детей слишком нереалистично. Они видят то, что хотят, не замечая объективной картины. «Мы планируем поступление в МГУ, это как минимум», - говорят родители мальчика, у которого в дневнике две четверки, одна тройка и 11 двоек - по всем предметам.

Поговорите с ребенком: как он сам относится к этой идее, комфортно ли ему будет учиться среди ребят, успевающих намного лучше его, по силам ли ему будет эта нагрузка, интересно ли ему это направление настолько, чтобы преодолеть все барьеры?

Чья вообще это проблема - сдача экзаменов? Ребенок - инструмент, который должен поддержать ваш статус, или он дорог и интересен вам сам по себе, как человек? Дайте ему понять, что у него есть качества, которые вам ценны и которые будут с ним всегда, независимо от его реальных достижений.

Техники, которые в день экзамена помогут погасить тревогу и сконцентрироваться. Расскажите о них вашим детям

  1. Дышите . Сделайте 10 глубоких вдохов, с выдохом, который глубже, чем вдох, чтобы следующий вдох получился еще глубже. Делайте небольшую паузу после длинного выдоха. Можно дышать со звуком. Это помогает лучше сконцентрироваться на дыхании.
  2. Разомните кисти рук - правой левую, левой правую. Во-первых, там много биологически активных точек, их массаж помогает восстановить гормональный баланс. А кроме того, когда мы волнуемся, у нас сужаются мелкие венозные сосуды. Выброс адреналина увеличивает нагрузку на сердце, оно пытается разогнать кровь и начинает страшно колотиться. Когда мы разминаем кисти, происходит расширение мелких венозных окончаний, кровоток восстанавливается.
  3. Массируйте внешнюю сторону ушных раковин обеими руками, снизу вверх, начиная с мочек ушей, потом возьмитесь за верхние кончики ушей и потяните их наверх.

Об экспертах:

Сотрудник кафедры детской психиатрии и психотерапии Российской медицинской академии постдипломного образования, детский клинический психолог, директор общественной организации «Нелишние дети».

Детский, возрастной, семейный психолог, ведущий консультант Психологического центра поддержки семьи «Контакт», ведущая тренингов и семинаров для подростков и взрослых.

В жизни человека постоянно возникают ситуации, когда приходится сдавать соответствующие экзамены. Чаще всего это происходит в молодом возрасте. Но и позже каждый из нас должен доказывать свою профессиональную, интеллектуальную и социальную состоятельность. Поэтому практически всех людей на протяжении жизни сопровождает состояние экзаменационного стресса. И если в этот период не взять свои эмоции и страхи под контроль, то можно сильно навредить собственному здоровью.

Как ни странно, никто специально не обучает умению сдавать экзамены - ни психотерапевты, ни психологи. Вместе с тем владение психотехническими навыками было бы очень полезным. Они позволяют не только эффективно готовиться к сдаче различных дисциплин, но и правильно себя вести, а также владеть своими эмоциями. В этой статье мы расскажем вам, как успокоиться перед экзаменом, и дадим несколько полезных рекомендаций на эту тему. Итак, приступим.

Советы по подготовке к экзаменам. Оборудуйте место для занятий

Уберите лишние вещи и удобно расположите необходимые пособия, учебники, карандаши, тетради и т. д. По мнению психологов, будет не лишним ввести в окружающую обстановку фиолетовый и желтый цвета, так как они способствуют повышению интеллектуальной активности. Не надо делать ради этого косметический ремонт и переклеивать обои. Достаточно повесить простые картинки в соответствующих тонах. Можно даже нарисовать их самостоятельно.

Составьте план

Люди, которые знают, как успокоиться перед экзаменом в ГАИ, прекрасно осознают его важность. Необходимо оценить общий объём материала и равномерно распределить его изучение на несколько дней. Очень важна конкретика. Например, в плане не должно быть записи «немного позанимаюсь». Прописывайте все разделы предмета, которые будете сегодня изучать.

Самый сложный материал осваивайте со «свежей» головой

То же самое относится к разделу, который вы знаете хуже остальных. Но бывает и противоположная ситуация, когда вообще нет желания заниматься, и в голову ничего не идёт. Тогда полезно начать с изучения более интересного материала. Это поможет преодолеть лень и включиться в работу.

Делайте перерыв

Психологи советуют: чередуйте работу и отдых. Этим советом часто пренебрегают те, кто не знает ответа на вопрос: «Как успокоиться перед экзаменом, но при этом не потерять реакции?» Для сохранения концентрации важен регулярный отдых. Например, на каждые 50 минут учёбы делайте 10 минут перерыва. Во время паузы можно сделать зарядку, полить цветы, поиграть с домашним питомцем и др.

Контролируйте учебный процесс

В конце дня проверяйте степень усвоения пройденного материала. Выпишите все вопросы, которые проработали за день.

Не зубрите!

Не пытайтесь выучить весь материал наизусть. Главная задача - не вызубрить, а понять. Поэтому старайтесь концентрироваться на ключевых мыслях.

Не паникуйте

Бывает, что в момент подготовки у человека возникает мысль о невозможности выучить весь материал, и он не знает, как успокоиться перед экзаменом. Чаще всего подобное может произойти, если нет конкретного плана, о котором мы писали выше. Самое время его составить. Также специалисты советуют использовать следующий приём: выберите из всего материала самые лёгкие, интересные темы и изучите их в первую очередь. А вопросы, смахивающие на китайскую грамоту, оставьте на потом. Даже если не получится освоить всю теорию, определённую её часть вы будете знать на очень высоком уровне.

Избавьтесь от негативных мыслей

Если вы задаётесь вопросом: «Как успокоиться перед экзаменом в ГИБДД?», посоветуем следующее: просто не думайте о возможности провала. Мысленно нарисуйте картину успешной сдачи, лёгкого победного ответа. Мысли о возможной неудаче являются разрушающими. Они сильно снижают мотивацию и мешают заниматься. Для того чтобы их избежать, полностью сосредоточьтесь на поставленных учебных задачах.

Накануне экзамена. Выделите день для повтора

К примеру, если вы не знаете, как успокоиться перед экзаменом по музыке, то за день до «часа икс» повторяйте разученное произведение или песню с утра и до вечера. Делайте это перед зеркалом, как будто выступаете перед реальным преподавателем. Разбейте весь материал на части и работайте с каждой по порядку. Сосредоточьтесь на тех местах, которые вызывают затруднение.

Пользуйтесь записями

На экзамене никто не запрещает пользоваться записями, сделанными вами в ходе подготовки к ответу. При этом следите за своим голосом, мимикой, жестами и позой. Ваш вид и ваша речь должны выражать уверенность в собственных знаниях. Известно, что жестикуляция, поза, голос не только «выдают» текущее состояние человека, но и способны по принципу обратной связи оказывать на него влияние. То есть, начав говорить уверенным, спокойным голосом, вы действительно станете чувствовать себя увереннее и спокойнее.

Мысленно переживите ситуацию

В конце учебного года многие школьники задаются вопросом: «Как успокоиться перед экзаменом ЕГЭ?» Можно попробовать способ «переживание ситуации». За несколько дней до «часа икс» представляйте прохождение экзамена во всех красках и с соответствующими переживаниями, фобиями и «страшными мыслями»: вот вы входите в класс, берёте билет, готовитесь, выходите отвечать и т. д. Для начала представьте, как у вас пересыхает в горле или а в голове нет ни одной мысли. Теперь сделайте наоборот. Как бы вы хотели, чтобы прошёл экзамен? Думаем примерно так: вы берёте билет, сосредоточенно готовитесь и уверенно и спокойно отвечаете перед экзаменационной комиссией, не испытывая никакого страха. Представьте всё это как можно конкретнее, во всех деталях. Проделав это несколько раз, вы убедитесь в эффективности данного метода.

Доведите ситуацию до абсурда

Если вы очень боитесь и не знаете, как успокоиться перед экзаменом, психологи рекомендуют использовать приём «доведение до абсурда». Напугайте себя настолько сильно, насколько это возможно. Представьте самые немыслимые страшные подробности и кошмарные последствия. Если вы готовитесь вдвоём или в группе, то пугайте друг друга. Уже давно известно, что усиление страха вызывает парадоксальную реакцию: вместо того, чтобы впасть в депрессию, человек начинает понимать преувеличение собственных переживаний. Даже самые тяжёлые последствия выглядят не так ужасно, как он думал раньше.

Избегайте паникеров

Люди этого типа уж точно не знают, как успокоиться перед или другим дисциплинам - не суть важно). Так что максимально отодвигайте время встречи с этими неуравновешенными субъектами, чтобы не заразиться от них паникой. Идеальный вариант - вообще с ними не контактировать. Для этого лучше прийти как можно позже. И берите пример с людей, которые явились на экзамен с позитивным настроением.

Забудьте о препаратах

В последнее время значительно увеличилось количество людей, принимающих для повышения активности мозга. Если вы это делаете, то не забывайте об обратной стороне. Продолжительное или неправильное употребление ноотропов вызывает гиперстимуляцию мозга, которая проявляется в раздражительности, бессонницы и повышенной возбудимости. Похожим эффектом обладают и седативные средства. С одной стороны, они успокаивают нервную систему, а с другой - сильно затормаживают снижая способность к сосредоточению и внимательность в целом.

Заключение

Теперь вы знаете, как успокоиться перед экзаменом и не переживать по этому поводу. Каждый слышал фразу: «Чтобы отлично подготовиться, не хватает всего одной ночи». На самом деле это миф. Вы уже и так прилично устали, так что не стоит себя переутомлять, сидя всю ночь за книжками. Наоборот, лучше погуляйте вечерком на свежем воздухе и лягте спать пораньше. Это позволит выспаться и встать утром бодрым, отдохнувшим и даже с некоторым чувством здоровой агрессивности. Ведь экзамен является своеобразной борьбой обаяний, в которой нужно уметь за себя постоять.