Стресс у маленьких

Если ребенок резко изменил поведение, стал вдруг неузнаваем, капризен без видимых вам причин и это состояние затянулось, скорее все-го он находится в стрессе. Наиболее часто у де-тей до десяти лет появляются в этот момент страхи, агрессия или начинается так называе-мый регресс.

1. Регресс - это возвращение к формам пове-дения раннего детства: когда восьмилетний мальчик вдруг начинает вести себя как двухлет-ний, плачет и цепляется за юбку уходящей ма-мы, а семилетняя девочка просит покормить ее с ложечки и все норовит забраться к маме на коленки.

Что делать? Наиболее частая реакция родите-лей — раздражение, даже гнев: «И тебе не стыдно!» Но это не отклонение, а нормальная форма защиты от какой-то тяжелой, непонятной малышу ситуации. Мешать «регрессировать» ребенку не надо. Ему всего-то и нужно, чтоб его приласкали в этот момент, успокоили. Пережди-те регресс — он пройдет. Вспомните, может, не-давно произошла семейная ссора на глазах у ребенка? Тогда неудивительно, что он снова на-чал сосать палец.

2. Страхи. Если обычный ребенок превращается вдруг в отчаянного трусишку, значит, он явно на-ходится в стрессе . И вовсе не обязательно, что такое состояние вызвал испуг. Причины могут быть самые разные: семейные катаклизмы, поте-ря любимой собаки, стресс у матери и т. д. Надо отличать страх как реакцию на стресс от возрастных страхов. Для пяти-восьмилетних де-тей, к примеру, страхи вполне естественны: обычно дети сами про них говорят, или они всплывают в их играх, рисунках, фантазиях.

Настораживать родителей должно, опять-таки, необычное поведение. Когда ребенок не говорит о страхе, а начинает действовать, как бы пытаясь себя защитить: закрывает двери, все время про-веряет, заперт ли замок, всюду включает свет. При этом «пугала» множатся, буквально лезут из всех щелей: он уже боится не только темной комнаты, но и картинки на стене, и шума на лестни-це, и тишины. К дневным тревогам присоединя-ются ночные кошмары, регулярный плач среди ночи. И все это не проходит, а тянется без конца. В результате ребенок практически «уходит» в свой страх, подчиняет ему всю жизнь. Засыпание превращается в каждодневную муку с обязатель-ными ритуалами: включи свет, задвинь занавес-ку, посмотри, кто в окне, держи меня за руку, гладь животик и т. д.

Что делать? От затянувшейся фобии нельзя отмахнуться: сама собой она не проходит. Ак-тивно вовлекайте ребенка в игру, рисование — оба эти занятия хорошо разряжают. С их же по-мощью попытайтесь понять и истоки этого страха. Подслушайте незаметно разговоры ре-бенка с игрушками. Если ничего не удается сделать самим, придется обратиться за по-мощью к специалисту.

3. Агрессия. Заметив, что ваш прежде такой пок-ладистый и дружелюбный ребенок ни с того ни с сего стал грубить, отвечать возбужденно и резко, швырять в стенку книжки, замахиваться на окру-жающих, имейте в виду: это признаки стресса. Главное, тут не запутаться. Одно дело, если ре-бенок всегда агрессивен — это черты характера. Такой уж он у вас драчун и задира. И другое де-ло, когда раньше вы такого за ним не замечали, а тут его словно бы подменили. Слишком пристальный интерес к кинострашилкам и кинопобоищам, бесконечные драки у кукол вовсе не являются симптомами стресса. Они скорее говорят об актив-ности ребенка, которая почему-либо не находит выхода.

Что делать? Агрессия, как и страх, не очень хорошее средство справиться с ситуа-цией (а вызвать агрессию может все что угодно) — хотя бы потому, что создает ре-бенку кучу проблем: ему же, бедолаге, все и возвращается сторицей, только усили-вая его возбуждение. Кроме того, она легко закрепляется и переносится в дальней-шую жизнь — как способ разрядки.

Сложность в том, что агрессию нельзя запретить (например, наказать ребенка за вспышку ярости) — нельзя же лишать его совершенно естественной формы защиты. Лучше пытаться переводить ее в другие формы. Ну, например, учить ребенка язвить, вместо того чтобы грубить; учить отстаивать свою правоту; анализировать вместе с ним ситуацию, объясняя мотивы обидчиков. Главное, чтобы он усвоил: всегда есть вы-бор, есть другие способы отреагировать на обиду, боль, несправедливость. Ребенку помладше в ответ на злобную выходку можно сказать: пойдем поиграем, потом пори-суем — и он просто переключится. Устройте кукольную драку на худой конец. Ребен-ку постарше задайте вопрос: «А как еще можно было бы поступить в такой ситуа-ции?» Кстати, гораздо важнее задавать вопросы, чем давать готовые ответы, — пусть он сам ищет выходы, иначе ничему не научится.

Наиболее уязвимы для школьных напастей дети из неблагополучных семей или тех, где нет насто-ящего контакта с ребенком. Эти бедняги так и называются — «стрессодоступные». Банально, но факт: дети, окруженные любовью и пониманием дома, чувствуют себя в школе гораздо более за-щищенными. Другое дело, что скатывание в двой-ки, к примеру, может быть связано не только со школой, но и с обострением семейных проблем.

2. Семейные конфликты. Ясно, что в несчастных семьях ждать от ребенка здоровья и примерного поведения не приходится. Если дитя не вылезает из простуд, значит, семейные проблемы сказываются на нем уже очень серьезно. Активные дети реагируют на домашние драмы явно — грубостью, двойками, непослушанием или истериками , а другие — тихие и прилежные — ни сбоев в учебе, ни капризов, да и вооб-ще ничего примечательного не выказывают. Изменения происходят тихо и незаметно. Только очень внимательный родитель может заметить такие симптомы, как: все больший уход в себя, или заторможенность, отрешенность и даже некоторое оцепенение, или грусть и пугливость.

На-конец, что печально, дети с очевидными отклонениями в поведении — это уже результат пребывания в длительном хронически, стрессе, с которым трудно что-либо сделать. Ну например: девочке нравится делать пакости, портить чужие вещи, красть у подружек кукол… Это называется «деструктивное поведение». Весьма вероятно, что из ребенка вырастет опасная личность. Самое распространенное заблуждение — что, если тщательно скрывать от ребенка разлад в семье, делать вид, что все хорошо, дети якобы ничего не заметят. Заметят. И если не осознают, то почувствуют обязательно. А уж страдания матери для ребенка вообще никогда не тайна: он, как локатор, настроен на материнское биополе. И, когда плохо матери — плохо ребенку.

Что делать? За ответом на вопрос: «Что с ним происходит?» почаще обращай-тесь к себе: «Что со мной (с нами) происходит?» И лучше не пренебрегать .

3. Подростковый возраст. Так называемый подростковый кризис, связанный с поиском собственного «я», с гормональной перестройкой, никогда не обходится без стрессов. И это абсолютная нор-ма. Почему детям особенно тяжело в этот период? Потому что они начинают осознавать трагические стороны жизни.

Бритье наголо, потребность тусоваться, жить ночной жизнью, слушать громкую музы-ку, борьба с миром взрослых, уход в одиночество, та же агрессия — все это, в прин-ципе, тоже способы снятия стресса. Арсенал этих средств у подростка велик: ну вот музыка, например. Сел с наушниками и отключился. Вроде напряжение как рукой сняло. Только у «музыкальной защиты» есть и оборотная сторона. Полный уход в му-зыку— это потеря контакта с родителями, отказ озвучивать свои проблемы.

Что делать? Тут важно помнить одно: результат того, как дети переживут этот трудный возраст, зависит в первую очередь от отношений с родителями. Если семейное напряжение в эту пору сильно зашкаливает, дети вообще могут так и не найти свое «я», например, и навсегда застрять в 13-летнем возрасте. А если подросток не смог принять и полюбить себя, то он всю жизнь будет страдать от заниженной самооценки, которая обернется массой проблем. Понаблюдайте, а не замкнулся ли ваш ребенок, не загрустил, не ушел ли в себя или в виртуальный мир? Это сигнал тревоги. На это нужно обратить внимание, поскольку остальные знаковые моменты этого возраста хорошо известны и узнаваемы. Вообще если семейный кризис наложился на трудный возраст, это взрывоопасно. Психолог рекомендуется.

Почему нельзя не реагировать? Если ребенок на справится с напряжением, он заболеет. Невроз , головные боли , гастриты, язвенные колиты , астма , нейродермит , детский энурез , возможна задержка речевого развития и т. д. — вот неполный перечень типичных детских недугов — болезней стресса, считают детские психологи. Длительный страх может привести к заиканию, энурезу. Обычно скрипение зубами во сне озадачивает родителей. А это часто признак невроза. В общем, лучше вовремя заме-чать всякие странности, не доводя до болезней.

Длительный стресс, который уже становится фоном всей жизни, приводит к необратимым аномалиям поведения . В частности, деструктивному. Странный ребенок, вредный, слишком жестокий, неуправляемый, безучастный и вялый, чересчур заторможенный и т. д. — все это неспроста: значит, дети в какой-то момент «сломались». О том, что пережитые в детстве травмы аукаются во взрослой жизни, говорить не приходится. Другое дело, не все понимают, что и насколько серьезно. Бросили, например, родители мальчика, уехав на два года в командировку. А у него, уже взрослого, началась болезнь под названием «боязнь привязаться», из-за которой вся личная жизнь просто летит под откос. Он настолько сильно и неосознанно боится быть брошенным, что, едва успев привязаться к кому-то, тут же его и бросает сам.

Что делать со стрессами?

Мы привыкли думать, что детство – это счастливая и беззаботная пора, которая лишена всяческих тревог и переживаний. Но наши воспоминания основаны на сравнении взрослой и детской жизни. На самом деле детство – непростой период в плане эмоционального становления. Ребенок всему учится впервые и познает мир, который не всегда оказывается к нему добр. Родители предъявляют к своему ребенку ряд требований: что он должен уметь в определенном возрасте, как он должен учиться. Несоответствие ожиданиям родителей и прочие факторы могут привести к сильнейшему стрессу.


Стресс у ребенка: основные причины детского стресса

В каждом возрасте есть свои причины для стресса. Вопреки общепринятому мнению, что дети мало что понимают, а значит всегда счастливы, первый стресс может посетить ребенка еще в новорожденном возрасте. Каждый период становления детской психики сопровождается своими причинами для переживаний и страха: разлука с матерью, болезнь, социализация, половое созревание и т.д.

Определить причину стресса очень важно, так как это позволит родителям объяснить ребенку, как реагировать на стресс и как защититься от него.

  • Разлука. Будь то расставание с матерью, отцом или любимыми друзьями, это всегда стрессовая ситуация. Даже в младенческом возрасте ребенок чувствует, когда мама уходит, и ведет себя не так, как обычно. Малыш привыкает находиться рядом с матерью с первых дней жизни и всегда чувствует, что ее нет. В более взрослом возрасте стресс может спровоцировать отъезд отца, развод родителей, расставание с друзьями в садике, во дворе или школе.
  • Давление со стороны. Ребенок практически постоянно подвергается давлению, начиная от первых шагов, которых ожидает вся семья, и заканчивая давлением сверстников, которые также выдвигают определенные требования к ребенку. В школе это давление может быть особенно сильным, так как утвердиться среди одноклассников бывает довольно трудно даже самому общительному ребенку.
  • Болезнь. Ребенок с хроническим заболеванием, требующим постоянного лечения, подвергается постоянным стрессам. Ему необходимо посещать врачей, он испытывает страх из-за болезненных процедур или самого заболевания. Даже разовое посещение стоматолога может привести к психологической травме, после которой ребенок будет плакать при любой проблеме с зубами.
  • Учеба. С поступлением в школу у ребенка добавляется еще одна причина для переживаний: контрольные, экзамены, срезы, доклады. Каждый взрослый может вспомнить, как он сильно волновался перед экзаменом и как не спал всю ночь перед контрольной.
  • Нарушение привычного уклада жизни. На состоянии ребенка сказывается переезд на новое место, появление нового члена семьи, смена распорядка дня (первая или вторая смена). Все это приводит к необходимости заново адаптироваться к новым условиям.
  • Внутренний конфликт. Родители не всегда понимают, что происходит с ребенком, когда он начинает вести себя непривычным образом, ведь внешние условия не изменились и все хорошо. Иногда причина стресса – это внутренняя борьба, чувство вины за что-то или комплексы.

Признаки стресса у ребенка

Проявления детского стресса могут быть очень заметными или, напротив, настолько скрытыми, что родители долгое время и не подразумевают о наличии стрессовой ситуации. Очень важно вовремя заметить внутреннее беспокойство ребенка и помочь ему справиться с ним.

Влияние стресса на ребенка очень велико. Его проявления могут быть самыми различными в зависимости от характера и стрессоустойчивости ребенка.

Тревоги и обиды ребенка могут проявляться исключительно в поведении или же затрагивать физическое и умственное развитие. Доказано, что постоянный стресс приводит к замедленному развитию, возникновению хронических заболеваний, снижению иммунитета. Такие дети могут страдать от сильных аллергических реакций, причем количество аллергенов постоянно растет, часто болеют инфекционными заболеваниями, страдают от головных болей.

  • Агрессия. Детская агрессия – это защитная реакция и выход эмоций. Ребенок становится излишне драчливым, ссорится с друзьями и родителями, часто кричит, может ломать вещи. Такие вспышки агрессии чаще всего являются реакций на стресс. Ребенок ощущает свое бессилие в данной ситуации и реагирует на нее таким образом.
  • Возвращение в ранее детство. Это свойственно маленьким детям, дошкольникам, младшим школьникам. Они вдруг начинают вести себя как младенцы: сосут палец, начинают писаться во сне, требуют повышенного внимания, отказываются есть, пока их не покормят с ложечки.
  • Замкнутость. Некоторые дети реагирует на стресс не агрессией, а отстранением от внешнего мира. Они замыкаются, отказываются от общения, стремятся уединиться, часто молчат и не реагируют на попытки их разговорить.
  • Плохой сон. Маленькие дети, испытавшие стресс, часто плачут во сне, а более старшие просыпаются из-за кошмаров, плохо спят, ворочаются, ходят во сне. Также ребенок не может долгое время заснуть, не высыпается, зевает весь день и выглядит вялым.
  • Стремление к контролю. Ребенок, испытавший сильный стресс, стремится избегать его в дальнейшем и все контролировать: он все перепроверяет, постоянно спрашивает у родителей, правильно ли он что-то делает, требует от остальных придерживаться тех же правил. Таким образом он стремится защитить себя от стрессов.
  • Побег. Подсознательное и сознательно желание убежать от проблем присуще большинству детей. Они всячески избегают причин своего стресса: стараются не встречаться с задирой-одноклассником, специально забывают дома учебники или спортивную сумку, симулируют болезни.

Лечение и последствия детского стресса

Родители могут упустить начало сильного стресса у ребенка. Но торопиться с лечением тоже нельзя. Сначала нужно удостовериться, что поведение ребенка отличается от нормального: нужно поговорить с воспитателями в детском саду, с учителями или школьным психологом. Если они подтверждают, что поведение ребенка говорит о наличии стресса, следует задуматься о лечении.

Варианты лечения могут быть различными. Все зависит от конкретного ребенка, родителей и их возможностей. Одни сразу же отводят ребенка к детскому психологу, что поначалу тоже провоцирует стресс, так как ребенок видит в психологе учителя или врача, стремится понравиться ему и давать «правильные» ответы. Но со временем беспокойство уходит, ребенок понимают, что тут его не будут ругать и ставить двойки, он расслабляется и начинает доверять специалисту. Это определенно полезно. Даже при отсутствии сильного стресса занятия с психологом помогут избежать его в дальнейшем, однако не всегда родители могут найти деньги и время на групповые или индивидуальные занятия.

В некоторых случаях ребенок сам категорически отказывается посещать психолога, сбегает, нервничает, злится. Приходится прибегать к другим средствам.

Лечение стресса у детей с помощью препаратов должно проходить под строгим контролем врача. Даже относительно безопасные легкие успокоительные препараты типа Тенотена, Афобазола не следует давать без причины. Они рекомендуются детям, которые не могут нормально спать и страдают пониженной концентрацией внимания.

Последствия стресса могут быть достаточно серьезными. Как уже говорилось выше, нередким последствием является энурез. Энурезом называют недержание мочи у ребенка старше 4-5 лет. В это время дети уже просятся на горшок и сами просыпаются ночью, чтобы сходить в туалет. Родители часто видят в этом проблему, но не видят ее причины. Они начинают наказывать ребенка, стыдить его, ругать за то, что он «как маленький», но это только усугубляет ситуацию. Ребенок после 5 лет уже и сам понимает, что так не должно быть. В этом случае просто необходима помощь педиатра и детского психолога.

Психологи считают, что стресс является важным механизмом. Он позволяет укреплять психику, социализироваться, развиваться, но стресс бывает как полезным, так и опасным. К последнему относится постоянно пребывание ребенка в конфликтных ситуациях, физическое насилие, сильные страхи и навязчивые состояния. Согласно исследованиям, дети, которые регулярно испытывают сильнейший стресс без возможности избавиться от него, во взрослом возрасте более склонны к онкологическим заболеваниям.

Детский сад: стресс и адаптация

Самой частой причиной стресса в дошкольном возрасте является детский сад. Ребенок длительное время находился дома, с мамой, а затем его принуждают резко сменить обстановку, помещают в определенный коллектив, где нет привычных для него игрушек, нет родителей, а лишь большое количество незнакомых людей.

Большинство родителей понимают, что первый период адаптации не может обойтись без слез. Ребенок плачет по утрам, плачет в детском садике, а воспитатели говорят, что это нормально и само пройдет. Это действительно нормально, но вполне в силах родителей помочь ребенку пройти этот период с наименьшими потерями.

Ребенка необходимо подготовить к детскому саду, больше с ним разговаривать, отвечать на его вопросы.

  • Беседы о родителях. Необходимо объяснить ребенку, почему мама и папа должны работать, что такое деньги и зачем они нужны. Рассказы исключительно о том, что в садике детишки и все туда ходят, могут не сработать, ребенок просто не поймет необходимость детского сада. Лучше поговорить с ним как со взрослыми, объяснить, что по-другому просто не получится.
  • Консультация врача. Не нужно пренебрегать советами педиатров и психологов. Если врач говорит, что в 1,5-2 года данный ребенок еще для детского сада не готов, нужно это учитывать. Эмоциональная незрелость и несформированная иммунная система приведут к тому, что ребенок начнет часто болеть, а вместо работы мама будет постоянно брать больничные.
  • Исключить насилие. Не рекомендуется насильно тащить ребенка в садик, угрожать ему. Нужно приложить все усилия, чтобы превратить это в игру, объяснить, что нужно идти. Некоторые родители используют подкуп или обман: обещают игрушки или говорят, что приведут ребенка в садик только на полчасика. Такие методы чреваты еще большим стрессом и потерей доверия.
  • Верьте своему ребенку. Если ребенок рассказывает, что его в садике обижают, плохо кормят, с ним грубо разговаривают воспитатели, не списывайте это на вранье и попытку избежать садика. Ребенок должен знать, что вы ему верите и защитите. Нужно поговорить с воспитателями, другими родителями, убедиться, что для вашего ребенка действительно созданы хорошие условия.
  • Не сравнивайте. Все дети уникальны. Поэтому попытка застыдить ребенка фразой «Вот Катя уже давно не плачет в садике, а она младше тебя!» ни к чему хорошему не приведет. У ребенка разовьются комплексы, но побороть свой стресс он не сможет.

Как уберечь ребенка от стресса: что могут сделать родители

Каждая мама стремится защитить своего ребенка. Но столкновение с внешним миром неизбежно: так ребенок взрослеет. Защитить его от всего просто невозможно, но можно помочь детям справиться с проблемами и неуверенностью в себе.

Снятие стресса у детей требует обязательного участия родителей. Родители – это единственный источник поддержки для маленького ребенка.

  • Помогите ребенку выплеснуть эмоции. Детям сложно самостоятельно найти выход своим эмоциям. Попробуйте ненавязчиво помочь найти ребенку хобби, любимое занятие. Это может быть спорт, занятия музыкой, пение, ведение дневника, шитье – все, что вызывает положительные эмоции, успокаивает и провоцирует выброс эндорфинов.
  • Не пытайтесь игнорировать проблему. Каждый родитель стремится помочь своему ребенку, но часто эти попытки усугубляют ситуацию. Например, родители пытаются убедить ребенка, что его проблемы надуманны, что он еще ничего не понимает и все себе придумал. Нельзя таким образом успокоить. Ребенок, как и взрослый, считает свою проблему важной, значимой. Отрицание ее приведет к замкнутости.
  • Повышайте в ребенке уверенность в себе. Вера в свои силы очень важна и для детей, и для взрослых. Дети очень чутко относятся к поддержке родителей. Поэтому иногда, чтобы помочь своему ребенку, достаточно сказать, что он со всем справится, что он умный и сильный, а все черные полосы обязательно заканчиваются.
  • Следите за питанием ребенка. От питания во многом зависит иммунитет и стрессоустойчивость детей. Большое количество сладостей приводят к гиперактивности и ослаблению защитных свойств организма.
  • Поддерживайте чувство безопасности. Маленькому ребенку важно знать, что родители ему помогут. Укрепить это чувство помогают физические контакты: обнимайте ребенка, чаще держите за руку. Иногда мальчикам стремятся привить самостоятельность, лишая их чувства безопасности, однако уже доказано, что на мужественности это скажется только негативно.

Помните, что проблемы вашего ребенка всегда можно решить мирным путем. Родители несомненно тоже устают и тоже испытывают стресс, особенно если ребенок первый. Давайте себе отдых, учитесь расслабляться вместе с ребенком, отдыхать вместе. Это укрепит связь между родителем и ребенком и поможет избавиться от стрессов.

Стрессовые ситуации присутствуют в жизни каждого человека, и дети не исключение. Хорошо, если ребенок делится с родителями своими переживаниями. А если нет. Психологи предлагают использовать несколько способов для выявления и борьбы со стрессами.

Быть родителями – это, безусловно, одна из самых сложных задач в жизни. Будучи постоянно замотанными работой, домашними заботами, переживания ребенка родители могут не заметить. Между тем многие исследования показывают, что стресс у детей и подростков постоянно растет – в том числе из-за экзаменов и многочисленных тестов.

Стресс в современной жизни – явление уже неизбежное. Но есть способы уменьшить его последствия и для ребенка, и для всей семьи.

У детей есть свои собственные стрессы. Они, конечно, не такие, как у взрослых, но вполне реальные. И недооценивать их нельзя. Нередко на приемах у психологов взрослые люди признаются, что, когда были маленькими, боялись рассказать родителям о своих тревогах, потому что, сделав это однажды, они услышали в ответ: «Ты ребенок! У тебя не может быть никаких проблем! Это я живу в стрессе». После этого ребенок переставал рассказывать маме о своих переживаниях. Он замыкался, чувствуя себя все более и более одиноким.

Что делать: выделяйте время, чтобы выслушать вашего ребенка. Если он расстроен, а вы не можете сейчас поговорить, то успокойте его и объясните, что вы не можете выслушать его сейчас, но обязательно сядете с ним и обсудите его проблему позже. И не забудьте сдержать свое обещание.

Если у вас двое или больше детей-погодков, да еще и одного пола, то можно легко предположить, что они имеют схожие вкусы в одежде и предпочтениях. Такое часто бывает. Но иногда дети в одной семье, одного пола, близкие по возрасту, бывают очень разные. И будучи вторым, третьим или четвертым ребенком, чувствуют себя обиженными, если их не воспринимают как личности. Взрослая женщина на приеме у психолога рассказала, что в 5-летнем возрасте вынуждена была ходить на балет и уроки чечетки, хотя не умела танцевать и не любила. Ей нравились книги и животные, но родители упускали из виду ее увлечения, ориентируясь на пристрастия ее старшей сестры.

Что делать: поощряйте разные увлечения ваших детей и прислушивайтесь к их потребностям.

Вы можете испытывать очень сильное напряжение, как и много людей вокруг. Возможно, вы ненавидите свою работу, заперты в неудачном браке, волнуетесь за здоровье родителей, беспокоитесь из-за оплаты счетов – это все ваши стрессы. Но вы будете более здоровой и счастливой семьей, если не поддадитесь импульсу и не будете повышать голос на своих детей. Стресс делает нас раздражительными. И мы в любой момент можем взорваться, как правило, на тех людей, которые рядом с нами. Часто взрослые не понимают, насколько близко к сердцу ребенок может принять то, что было сказано в запале.

Что делать: безусловно, важно сосредотачиваться на своих чувствах. Но если вы испытываете стресс, то старайтесь бороться со своим раздражением вдали от детей.

Заводить друзей – это очень личное. И это одна их первых вещей, которые дети делают для себя. К сожалению, родителям не всегда нравятся друзья детей, люди, которыми они себя окружают.

Что делать: важно не критиковать друзей вашего ребенка. Очевидно, что вы имеете право на свое мнение и, возможно, со временем сможете объяснить это своему ребенку. Но первые попытки детей сформировать свой социальный круг являются неотъемлемой частью их развития. Даже когда они маленькие, их выбор следует уважать.

Помогите детям подружиться. Не все имеют смелость завязать разговор с другими детьми. Для многих это является серьезным стрессом. Чаще всего не могут найти друзей те дети, в семьях которых папы и мамы тоже имеют мало друзей. Кстати, люди, образующие сильную социальную сеть за пределами своей семьи, как правило, здоровее и счастливее. Поэтому поощряйте вашего ребенка на дружбу. Организованная вами вечеринка или пикник для школьного класса помогут сдвинуться с мертвой точки, если ваш ребенок малообщителен.

Когда дети маленькие, их школьные дни тянутся перед ними вечно. По сути школа занимает все их мысли и переживания. Психологи отмечают, что у многих взрослых неуверенность начала формироваться именно тогда, когда учитель или родитель считали их глупыми. Поэтому подтверждайте способности вашего ребенка как можно чаще. Таким образом вы уменьшите стресс и повысите его самооценку.

Что делать: выделяйте в течение недели время, чтобы обсудить с ребенком, что произошло в школе, что понравилось, а что было трудным. Если обнаружатся проблемы с чтением или математикой, поговорите об этом и помогите ему дома. Или договоритесь с учителем о дополнительной помощи и поддержке.

Стресс у детей: причины и лечение

Существует несколько признаков и симптомов по которым можно понять, что с ребенком что-то не так и что ему надо помочь справиться со стрессом. В этой статье мы с вами рассмотрим основные причины и симптомы стресса у ребенка, а также поговорим о том, как проводится лечение стресса у детей.

Симптомы стресса у ребенка

У малышей до 5 лет характерным симптомом сильного нервного напряжения является резкая смена ритма жизни: утром и днем — сонливость и вялость, а к вечеру, пред сном, — необычайная возбужденность и активность. (Лучше всего в таком случае поможет хорошее детское «успокоительное» — мамина колыбельная; любое другое лекарство — успокоительное должен подбирать врач).

Какими симптомами проявляется стресс у ребенка?

Родители должны различать и отличать от болезни стресс по признакам, характеризующихся наличием необъяснимой рвоты (неврогенная рвота), расстройств кишечника, сыпью, температурой (субфибрилитет), болями в животе и прочими странностями. Это случается не только у детей, но кстати и у взрослых — на нервной почве. Тогда, когда ваш ребенок сильно переволнуется — у него тоже сдают нервы — но все у него в гармоничной (желательно семейной) обстановке быстро проходит.

Наиболее часто у детей до 10 лет появляются в этот момент страхи, агрессии или начинается так называемый регресс. Отдельной консультации у специалиста требует гиперкинетический синдром, который в своем развитии имеет две тенденции. Он к 12-14 годам ослабевает и исчезает или трансформируется в психопатию, и личность становится дезадаптированной.

Эта информация для родителей, на заметку, чтобы не пропустить момент, когда надо самим заняться ребенком, а когда и обратиться к врачу. Советы и рекомендации не могут и не должны заменять лечение, назначенное профессиональным врачом и при малейшем подозрении следует немедленно обратиться за квалифицированной помощью. Одному возрасту больше соответствуют одни симптомы, другому — другие.

Причины стресса у ребенка

Страхи, регресс, агрессия у детей

Если ваш ребенок превращается в трусишку, значит он явно находится в стрессе. Вовсе не обязательно, что такое состояние вызвал испуг. Подумайте, что было в семье: были ли ссоры, скандалы, может быть вы очень переживали, может быть сами сильно плакали, может и потеря чего-то или кого-то очень любимого и важного для ребенка (любимой плюшевой собачки, например) и т. д. Очень часто фильмы, увиденные раньше времени, нарушают душевный покой, а значит и адаптацию психики.

Надо отличать страх, как реакцию на стресс, от возрастных страхов. Для 5-8 летних детей страхи вполне естественны. Они сами про них «говорят» — «читается» родителями посредством рисунков, всплывают в играх и фантазиях.

Настораживать должно необычное поведение. Когда не говорит, а пытается действовать как бы пытаясь себя защитить. Буквально закрывает двери, все время проверяет, заперт ли замок, всюду включает свет или отказывается спать без света, не отпускает от себя, плачет во сне — практически регулярно. Вскрикивает от шума или настораживается на шум на лестнице. Ребенок может бояться не только темноты, но и изображений — картинок на стене или определенных мультфильмов. На родителей тогда обрушивается весь комплекс дневных и ночных тревог ребенка. У ребенка стресс.

Лечение стресса у ребенка

Главное — замечать стрессовое состояние. А дальше — по мере «ухода» ребенка в стресс проконсультируйтесь со специалистом, не затягивайте с обращением и началом лечения. Но не перекидывайте решение проблем на врача, а настройтесь сами решать.

Отмахнуться не получится — сами по себе симптомы стресса у ребенка не пройдут. А может быть и ухудшение. Многое в лечении стресса зависит от матери от нее должны исходить положительные эмоции, любовь, тепло, нежная забота (добавьте сюда же переключающие внимание, отвлекающие игры, рисование).

Что делать, если у ребенка стресс?

Заметив у ребенка от 5-7-8 лет признаки стресса, начинайте активно вовлекать его в игры.

С детьми постарше, если вас что-то тревожит в их поведении почаще ведите откровенные разговоры. Самое важное — не терять с ними контакт.

В случае кратковременных стрессов, а также во время затянувшихся кризисов, не исключаются в лечении седативные средства, оказывающие глубокое успокаивающее воздействие на нервную систему.

Регресс — это возвращение к формам поведения раннего детства. Если вдруг ваш «взрослый» 7-7,5-летний ребенок — неожиданно для вас — начинает плакать и цепляться за вас, так как будто он — малыш, просить покормить с ложечки, словно не умеет есть сам.

Правило для родителей: Никогда на позволять себе гнев или раздражение! Никогда. Никаких реплик типа: «И тебе не стыдно!» Это не отклонение в поведении, а нормальная форма защиты от какой-то тяжелой и непонятной его уму ситуации. Он не справляется с ней и просит о помощи опосредованно.

Мешать «регрессировать» не надо. Надо его приласкать, успокоить. Не бойтесь перелюбить — именно материнская любовь ему сейчас так необходима, как ничто другое, чтобы восстановить внутренний эмоциональный комфорт и чувство защищенности. Переждите регресс с любовью — он пройдет.

Вспомните, какие события (например конфликт в семье при ребенке) произошли в последнее время, и не повторяйте. Поймите, вы, взрослые, сами толкаете ребенка в негативное состояние своим же негативом. Детей необходимо оберегать от любого тлетворного влияния, так как на их неокрепшие души и наши «окрепшие» сегодня обрушивается сильнейший поток всякого рода непотребщины.

Стресс в школе

В младшем школьном возрасте может развиться школьный невроз. Его причиной может быть психологическая неготовность к школе, неприятие сверстниками. Унижения, избиения, чрезмерная строгость и неопытность педагога. Чтобы ребенок не испытывал стресс в школе ему надо помочь привыкнуть и приспособиться. Маленькому человечку трудно и то и другое. Понятно взрослым, что переход к школьной жизни часто вгоняет ребенка в стресс, но ему этого вы не объясните так просто и тем самым из стресса не выведете. А не выведете — подведете себя к. другому страху. Название его будет соответствующее — школьная фобия. Страх перед тем, что может произойти в школе. На первом месте у младших школьников — боязнь учителя и боязнь оценки.

Оценка убивает любовь, которую ребенок привык получать ни за что, а теперь все зависит от начисленных баллов. Поэтому перед особенно страшным» уроком у него может болеть голова, подниматься давление.

В предподростковом возрасте тяжелее всего переносятся насмешки и издевательства сверстников. В ответ на все эти школьные страхи у ребенка с активной жизненной позицией может вспыхнуть все та же агрессия, от которой родители просто теряются. Еще бы: боится то он учителя, а третирует-то близких. Обычно так ведут себя дети до 10 лет. Но и со старшими это тоже случается — чаще из-за неприятия окружающих, прежде всего одноклассников.

Все то же самое может быть причиной странной растерянности, неспособности сосредоточится, которая не меньше чем предыдущая выводит из себя родителей. «Не слышит!»; «Хоть оборись!» Вам это не знакомо? А некоторые особо чувствительные дети только так реагируют на любую нервную перегрузку.

Что делать? С чего начать? Главные вопросы русской интеллигенции. Пытаться приструнить разбушевавшееся чадо не стоит. Усиление строгости не поможет, а только ухудшит дело. С рассеянностью тоже. бесполезно бороться, не разобравшись в причинах. Если с помощью доверительных бесед, анализа не удастся вытащить ребенка из стресса, придется обратиться за помощью к психоневрологу. Некоторые родители подбирают лечение у гомеопата.

Стресс у детей – одолеваем вместе!

Почему-то считается, что стресс – это проблема взрослых. Но психологи утверждают, что маленькие дети подвержены ему не меньше. Причин для этого у малютки более чем достаточно. Например, для трехлетнего ребенка драка в песочнице вызывает столько же переживаний, сколько у взрослого выговор руководства. И когда малыш плачет от несерьезных, по мнению родителей, проблем, возможно, его переживания в данный момент так же сильны, как и ваши после ссоры с лучшей подругой.

Правда стресс у детей имеет некоторые особенности. Он быстро проходит. Это обусловлено тем, что дети настроены на получение новых положительных эмоций и удивительных открытий, в том время как взрослые зачастую ожидают от жизни очередной неприятности. В результате, чтобы вернуть крохе хорошее настроение, достаточно отвлечь его от грустных мыслей и задать новое направление. Не знаете как? Мы поможем!

Существует огромное количество занятий, которые эффективно помогают избавиться от стресса у детей, а заодно и у взрослых. Первые помощники – сыпучие и липкие материалы. Достаточно несколько минут поработать пальцами, чтобы переключить нервную систему на другой вид деятельности. Дети постарше могут вылепить образ своего обидчика или выразить в фигурке проблему, по мере ее появления эмоциональный стресс будет проходить. Некоторым помогает домик для ребёнка, в котором можно прятаться, а главное строить вместе с мамой или папой.

Психологи на вопрос: «Как у ребенка снять стресс ?», отвечают, что наиболее эффективны занятия с песком. Ведь не зря детские песочницы пользуются такой популярностью. Обратите внимание, с каким удовольствием детки лепят пасочки и фигурки, а с каким азартом подключаются взрослые! Но не бегать же в песочницу по дождю или в снег…

В этом нет никакой необходимости, сеанс психотерапии в форме игры с песком можно провести и в домашних условиях. Все что вам потребуется – большой ящик (хотя бы 50*50 см), впрочем, его заменит обычный таз и небольшой запас песка. Хранить все это лучше по отдельности где-нибудь в закромах кладовки. А когда эмоциональный стресс у детей будет проявляться, вы сможете быстро и эффективно с ним бороться. Достаточно насыпать в заготовленный ящик песок и немного побрызгать сверху водой, чтобы было меньше пыли.

Поблизости нет песочницы, откуда можно набрать пару килограмм песка? Тоже не проблема, подойдет и обычная манка. Дайте ребенку пару мисок разного размера, пусть пересыпает, а когда ему надоест работать пальцами, вручите ему ложку. А еще интереснее перемешать в одной миске несколько разных круп и дать возможность малютке поэкспериментировать: рассортировывать их, комбинировать, снова смешивать.

Но не забывайте, что наиболее эффективно снять стресс у детей помогают именно песок или манка, поскольку они задействуют самые мелкие мышцы рук. Хотя некоторые родители предпочитают покупать игрушки для новорожденных и не засорять квартиру. Но дадут ли они такой же эффект?

Опытные родители, которые понимают, насколько важно быстро снимать эмоциональный стресс у детей, нередко заранее подготавливаются к этому. Они заблаговременно припасают глину, песок, куски обоев, оставшиеся после ремонта, разнообразные природные материалы (каштаны, желуди, сушеные лепестки цветов). Все это позволяет весьма эффективно снять стресс, когда в этом возникает необходимость.

Большой популярностью среди детей пользуется глина. При необходимости ее можно разводить до любой консистенции. По словам психологов, чем сильнее у ребенка стресс, тем более мягкие материалы он выбирает. Если у малыша получается не очень хорошо, не беда, главное – процесс. Вместо улыбок, лучше садитесь рядом и попробуйте что-нибудь вылепить в четыре руки. Будет весело!

P. S. Подобные упражнения будут очень полезны, если ребенок не говорит.

Существует ряд заключений о вреде моющей косметики. К сожалению, не все новоиспеченные мамочки прислушиваются к ним. В 97 % шампуней используется опасное вещество Содиум Лаурил Сульфат (SLS) или его аналоги. Множество статей написано о воздействии этой химии на здоровье как деток, так и взрослых. По просьбе наших читателей мы провели тестирование самых популярных брендов. Результаты были неутешительны — самые разрекламированные компании показали в составе наличие тех самых опасных компонентов. Чтобы не нарушить законных прав производителей, мы не можем назвать конкретные марки.

Компания Мульсан Косметик, единственная прошедшая все испытания, успешно получила 10 баллов из 10. Каждое средство произведено из натуральных компонентов, полностью безопасно и гипоаллергенно.

Если вы сомневаетесь в натуральности вашей косметики, проверьте срок годности, он не должен превышать 10 месяцев. Подходите внимательно к выбору косметики, это важно для вас и вашего ребенка.

www.vse-pro-detey.ru

Стресс у детей: когда он возникает и как с ним справиться

Мы привыкли думать, что детство – это счастливая и беззаботная пора, которая лишена всяческих тревог и переживаний. Но наши воспоминания основаны на сравнении взрослой и детской жизни. На самом деле детство – непростой период в плане эмоционального становления. Ребенок всему учится впервые и познает мир, который не всегда оказывается к нему добр. Родители предъявляют к своему ребенку ряд требований: что он должен уметь в определенном возрасте, как он должен учиться. Несоответствие ожиданиям родителей и прочие факторы могут привести к сильнейшему стрессу.

Стресс у ребенка: основные причины детского стресса

В каждом возрасте есть свои причины для стресса. Вопреки общепринятому мнению, что дети мало что понимают, а значит всегда счастливы, первый стресс может посетить ребенка еще в новорожденном возрасте. Каждый период становления детской психики сопровождается своими причинами для переживаний и страха: разлука с матерью, болезнь, социализация, половое созревание и т.д.

Определить причину стресса очень важно, так как это позволит родителям объяснить ребенку, как реагировать на стресс и как защититься от него.

  • Разлука. Будь то расставание с матерью, отцом или любимыми друзьями, это всегда стрессовая ситуация. Даже в младенческом возрасте ребенок чувствует, когда мама уходит, и ведет себя не так, как обычно. Малыш привыкает находиться рядом с матерью с первых дней жизни и всегда чувствует, что ее нет. В более взрослом возрасте стресс может спровоцировать отъезд отца, развод родителей, расставание с друзьями в садике, во дворе или школе.
  • Давление со стороны. Ребенок практически постоянно подвергается давлению, начиная от первых шагов, которых ожидает вся семья, и заканчивая давлением сверстников, которые также выдвигают определенные требования к ребенку. В школе это давление может быть особенно сильным, так как утвердиться среди одноклассников бывает довольно трудно даже самому общительному ребенку.
  • Болезнь. Ребенок с хроническим заболеванием, требующим постоянного лечения, подвергается постоянным стрессам. Ему необходимо посещать врачей, он испытывает страх из-за болезненных процедур или самого заболевания. Даже разовое посещение стоматолога может привести к психологической травме, после которой ребенок будет плакать при любой проблеме с зубами.
  • Учеба. С поступлением в школу у ребенка добавляется еще одна причина для переживаний: контрольные, экзамены, срезы, доклады. Каждый взрослый может вспомнить, как он сильно волновался перед экзаменом и как не спал всю ночь перед контрольной.
  • Нарушение привычного уклада жизни. На состоянии ребенка сказывается переезд на новое место, появление нового члена семьи, смена распорядка дня (первая или вторая смена). Все это приводит к необходимости заново адаптироваться к новым условиям.
  • Внутренний конфликт. Родители не всегда понимают, что происходит с ребенком, когда он начинает вести себя непривычным образом, ведь внешние условия не изменились и все хорошо. Иногда причина стресса – это внутренняя борьба, чувство вины за что-то или комплексы.
  • Признаки стресса у ребенка

    Проявления детского стресса могут быть очень заметными или, напротив, настолько скрытыми, что родители долгое время и не подразумевают о наличии стрессовой ситуации. Очень важно вовремя заметить внутреннее беспокойство ребенка и помочь ему справиться с ним.

    Влияние стресса на ребенка очень велико. Его проявления могут быть самыми различными в зависимости от характера и стрессоустойчивости ребенка.

    Тревоги и обиды ребенка могут проявляться исключительно в поведении или же затрагивать физическое и умственное развитие. Доказано, что постоянный стресс приводит к замедленному развитию, возникновению хронических заболеваний, снижению иммунитета. Такие дети могут страдать от сильных аллергических реакций, причем количество аллергенов постоянно растет, часто болеют инфекционными заболеваниями, страдают от головных болей.

  • Агрессия. Детская агрессия – это защитная реакция и выход эмоций. Ребенок становится излишне драчливым, ссорится с друзьями и родителями, часто кричит, может ломать вещи. Такие вспышки агрессии чаще всего являются реакций на стресс. Ребенок ощущает свое бессилие в данной ситуации и реагирует на нее таким образом.
  • Возвращение в ранее детство. Это свойственно маленьким детям, дошкольникам, младшим школьникам. Они вдруг начинают вести себя как младенцы: сосут палец, начинают писаться во сне, требуют повышенного внимания, отказываются есть, пока их не покормят с ложечки.
  • Замкнутость. Некоторые дети реагирует на стресс не агрессией, а отстранением от внешнего мира. Они замыкаются, отказываются от общения, стремятся уединиться, часто молчат и не реагируют на попытки их разговорить.
  • Плохой сон. Маленькие дети, испытавшие стресс, часто плачут во сне, а более старшие просыпаются из-за кошмаров, плохо спят, ворочаются, ходят во сне. Также ребенок не может долгое время заснуть, не высыпается, зевает весь день и выглядит вялым.
  • Стремление к контролю. Ребенок, испытавший сильный стресс, стремится избегать его в дальнейшем и все контролировать: он все перепроверяет, постоянно спрашивает у родителей, правильно ли он что-то делает, требует от остальных придерживаться тех же правил. Таким образом он стремится защитить себя от стрессов.
  • Побег. Подсознательное и сознательно желание убежать от проблем присуще большинству детей. Они всячески избегают причин своего стресса: стараются не встречаться с задирой-одноклассником, специально забывают дома учебники или спортивную сумку, симулируют болезни.
  • Лечение и последствия детского стресса

    Родители могут упустить начало сильного стресса у ребенка. Но торопиться с лечением тоже нельзя. Сначала нужно удостовериться, что поведение ребенка отличается от нормального: нужно поговорить с воспитателями в детском саду, с учителями или школьным психологом. Если они подтверждают, что поведение ребенка говорит о наличии стресса, следует задуматься о лечении.

    Варианты лечения могут быть различными. Все зависит от конкретного ребенка, родителей и их возможностей. Одни сразу же отводят ребенка к детскому психологу, что поначалу тоже провоцирует стресс, так как ребенок видит в психологе учителя или врача, стремится понравиться ему и давать «правильные» ответы. Но со временем беспокойство уходит, ребенок понимают, что тут его не будут ругать и ставить двойки, он расслабляется и начинает доверять специалисту. Это определенно полезно. Даже при отсутствии сильного стресса занятия с психологом помогут избежать его в дальнейшем, однако не всегда родители могут найти деньги и время на групповые или индивидуальные занятия.

    В некоторых случаях ребенок сам категорически отказывается посещать психолога, сбегает, нервничает, злится. Приходится прибегать к другим средствам.

    Лечение стресса у детей с помощью препаратов должно проходить под строгим контролем врача. Даже относительно безопасные легкие успокоительные препараты типа Тенотена, Афобазола не следует давать без причины. Они рекомендуются детям, которые не могут нормально спать и страдают пониженной концентрацией внимания.

    Последствия стресса могут быть достаточно серьезными. Как уже говорилось выше, нередким последствием является энурез. Энурезом называют недержание мочи у ребенка старше 4-5 лет. В это время дети уже просятся на горшок и сами просыпаются ночью, чтобы сходить в туалет. Родители часто видят в этом проблему, но не видят ее причины. Они начинают наказывать ребенка, стыдить его, ругать за то, что он «как маленький», но это только усугубляет ситуацию. Ребенок после 5 лет уже и сам понимает, что так не должно быть. В этом случае просто необходима помощь педиатра и детского психолога.

    Психологи считают, что стресс является важным механизмом. Он позволяет укреплять психику, социализироваться, развиваться, но стресс бывает как полезным, так и опасным. К последнему относится постоянно пребывание ребенка в конфликтных ситуациях, физическое насилие, сильные страхи и навязчивые состояния. Согласно исследованиям, дети, которые регулярно испытывают сильнейший стресс без возможности избавиться от него, во взрослом возрасте более склонны к онкологическим заболеваниям.

    Детский сад: стресс и адаптация

    Самой частой причиной стресса в дошкольном возрасте является детский сад. Ребенок длительное время находился дома, с мамой, а затем его принуждают резко сменить обстановку, помещают в определенный коллектив, где нет привычных для него игрушек, нет родителей, а лишь большое количество незнакомых людей.

    Большинство родителей понимают, что первый период адаптации не может обойтись без слез. Ребенок плачет по утрам, плачет в детском садике, а воспитатели говорят, что это нормально и само пройдет. Это действительно нормально, но вполне в силах родителей помочь ребенку пройти этот период с наименьшими потерями.

    Ребенка необходимо подготовить к детскому саду, больше с ним разговаривать, отвечать на его вопросы.

    • Беседы о родителях. Необходимо объяснить ребенку, почему мама и папа должны работать, что такое деньги и зачем они нужны. Рассказы исключительно о том, что в садике детишки и все туда ходят, могут не сработать, ребенок просто не поймет необходимость детского сада. Лучше поговорить с ним как со взрослыми, объяснить, что по-другому просто не получится.
    • Консультация врача. Не нужно пренебрегать советами педиатров и психологов. Если врач говорит, что в 1,5-2 года данный ребенок еще для детского сада не готов, нужно это учитывать. Эмоциональная незрелость и несформированная иммунная система приведут к тому, что ребенок начнет часто болеть, а вместо работы мама будет постоянно брать больничные.
    • Исключить насилие. Не рекомендуется насильно тащить ребенка в садик, угрожать ему. Нужно приложить все усилия, чтобы превратить это в игру, объяснить, что нужно идти. Некоторые родители используют подкуп или обман: обещают игрушки или говорят, что приведут ребенка в садик только на полчасика. Такие методы чреваты еще большим стрессом и потерей доверия.
    • Верьте своему ребенку. Если ребенок рассказывает, что его в садике обижают, плохо кормят, с ним грубо разговаривают воспитатели, не списывайте это на вранье и попытку избежать садика. Ребенок должен знать, что вы ему верите и защитите. Нужно поговорить с воспитателями, другими родителями, убедиться, что для вашего ребенка действительно созданы хорошие условия.
    • Не сравнивайте. Все дети уникальны. Поэтому попытка застыдить ребенка фразой «Вот Катя уже давно не плачет в садике, а она младше тебя!» ни к чему хорошему не приведет. У ребенка разовьются комплексы, но побороть свой стресс он не сможет.
    • Как уберечь ребенка от стресса: что могут сделать родители

      Каждая мама стремится защитить своего ребенка. Но столкновение с внешним миром неизбежно: так ребенок взрослеет. Защитить его от всего просто невозможно, но можно помочь детям справиться с проблемами и неуверенностью в себе.

      Снятие стресса у детей требует обязательного участия родителей. Родители – это единственный источник поддержки для маленького ребенка.

    • Помогите ребенку выплеснуть эмоции. Детям сложно самостоятельно найти выход своим эмоциям. Попробуйте ненавязчиво помочь найти ребенку хобби, любимое занятие. Это может быть спорт, занятия музыкой, пение, ведение дневника, шитье – все, что вызывает положительные эмоции, успокаивает и провоцирует выброс эндорфинов.
    • Не пытайтесь игнорировать проблему. Каждый родитель стремится помочь своему ребенку, но часто эти попытки усугубляют ситуацию. Например, родители пытаются убедить ребенка, что его проблемы надуманны, что он еще ничего не понимает и все себе придумал. Нельзя таким образом успокоить. Ребенок, как и взрослый, считает свою проблему важной, значимой. Отрицание ее приведет к замкнутости.
    • Повышайте в ребенке уверенность в себе. Вера в свои силы очень важна и для детей, и для взрослых. Дети очень чутко относятся к поддержке родителей. Поэтому иногда, чтобы помочь своему ребенку, достаточно сказать, что он со всем справится, что он умный и сильный, а все черные полосы обязательно заканчиваются.
    • Следите за питанием ребенка. От питания во многом зависит иммунитет и стрессоустойчивость детей. Большое количество сладостей приводят к гиперактивности и ослаблению защитных свойств организма.
    • Поддерживайте чувство безопасности. Маленькому ребенку важно знать, что родители ему помогут. Укрепить это чувство помогают физические контакты: обнимайте ребенка, чаще держите за руку. Иногда мальчикам стремятся привить самостоятельность, лишая их чувства безопасности, однако уже доказано, что на мужественности это скажется только негативно.

    Помните, что проблемы вашего ребенка всегда можно решить мирным путем. Родители несомненно тоже устают и тоже испытывают стресс, особенно если ребенок первый. Давайте себе отдых, учитесь расслабляться вместе с ребенком, отдыхать вместе. Это укрепит связь между родителем и ребенком и поможет избавиться от стрессов.

    Взрослые обычно считают, что быть ребенком радостно и приятно. И все же иногда даже дети испытывают стресс, который нам, взрослым, может быть не всегда понятен. Но детям тяжелее, ведь они не знают причин своей раздражительности или апатичности, не знают, как бороться со своим плохим настроением. И в этом им призваны помочь мы, врослые..

    Больше узнать о детской психологии нам сегодня помогает педагог-психолог Ирина Долгая .

    Что такое детский стресс?

    Часто также бывает, что стресс проявляется в виде заболеваний, и чем больше этот стресс не разрешается, тем больше вероятность, что заболевание станет хроническим. Поэтому не пытайтесь вылечить ребенка без решения проблем в его или вашей жизни (ведь дети сильно переживают, если у родителей что-то не так, даже не понимая, что именно).

    Вреден ли детский стресс?

    Если у вашего малыша наблюдаются такие признаки, не спешите бежать к детскому психологу. Лучше разберитесь, в чем действительно причина детских переживаний и стоит ли начинать активные действия по помощи ребенку.

    Комментирует Ирина Долгая: «Стресс – нарушение привычного уклада жизни. В малых количествах он просто необходим для того, чтобы помогать ребенку справляться с трудностями. Но в больших количествах все же вреден для здоровья физического и психологического. При постоянном стрессе у человека вырабатываются устойчивые психологические защиты, которые впоследствии становятся чертами личности».

    То есть, вам необходимо определить, насколько сильно страдает ваш ребенок, и только после этого помогать ему. Не спешите решать все проблемы за него, этим вы можете ребенку даже навредить, в некоторых случаях обычного разговора может быть вполне достаточно.

    Если же причина стресса серьезная, и он не проходит в течение долгого времени несмотря ни на что, то самое время взяться за решение этой проблемы активнее, вплоть до обращения к специалисту.

    Ошибки родителей в реакции на стресс ребенка

    Иногда бывает, что родители идут по пути наименьшего сопротивления и реагируют на детский стресс так, как удобно им самим. Последствия этого могут быть самые разные – от вредных привычек до эмоциональной инвалидности и хронических болезней во взрослом возрасте.

    Чаще всего родители совершают 3 ошибки:

    1. Оставление ребенка один на один со стрессом

    Если ребенок постоянно испытывает стрессы, с которыми не в состоянии справиться, и родитель не пытается помочь ему, а оставляет один на один с переживаниями, повышается риск возникновения тревожности, страхов, раздражительности, в крайнем случае - депрессии , неврозов и других психических заболеваний.

    Отметим также, что оставляете вы ребенка один на один со стрессом не только в том случае, когда молча игнорируете то, что происходит, но и также когда недооцениваете переживания ребенка. Такое возможно, когда вы говорите, что все пустяки, ерунда, глупости.

    2. Отвлечение малыша

    Если родители отвлекают ребенка едой, телевизором и компьютерными играми , очень быстро возникает зависимость.

    3. Нечестность, обман по отношению к ребенку

    При стрессе внушаемость ребенка возрастает (логика подавлена), его легко обмануть. Если позже ребенок поймет, что вы с ним были нечестны, он потеряет к вам доверие . И вернуть его будет уже очень сложно.

    Что делать родителям, чтобы помочь ребенку?

    Задача родителя заключается в том, чтобы помочь ребенку сформировать такую модель поведения, чтобы снова вернуться в состояние комфорта, или же снова вернуть комфорт для ребенка. В любом случае, важно расширить картину мира малыша и показать ему, что «так бывает», ведь все происходящее может быть для него страшно, так как незнакомо.

    1. Разделите переживания малыша

    Что такое детский стресс и как с ним бороться

    Ни в коем случае не говорите ему, что все, что он испытывает – глупости. Избавьтесь от таких фраз, как: «Да все это ерунда, забудь», «Нашел, о чем переживать…», «Тебя это вообще не касается, иди, поиграй…». Даже если ребенок вас послушался, это совершенно не означает, что ему стало легче. Лучше говорить так: «Я понимаю, что ты боишься…», «Я вижу, что ты грустишь, я тебя понимаю», «Тебе обидно, я знаю».

    2. Определите, почему малыш переживает

    Лучше всего, конечно, поговорив с ним. Но иногда, конечно, требуется помощь воспитателя, школьного учителя или вам самим следует подумать, что в вашей жизни могло задеть малыша. Если ребенок молчит, предложите ему варианты: «Ты переживаешь потому что…?», «Тебе обидно, что…?».

    3. Объясните малышу честно, что происходит

    Часто стресс вызван (или усугубляется) тем, что у ребенка нет информации, почему все изменилось или почему определенные люди ведут себя определенным образом.

    Объяснить непонятное можно, например, так:

    • «Папа перестал играть с тобой по вечерам, потому что он заболел и ему тяжело, а не потому, что он тебя меньше любит»;
    • «В новую школу мы тебя перевели потому, что папа получил новую работу, а теперь мы сможем купить новую машину и будем вместе ездить в лес. И это нормально, что дети с тобой пока не разговаривают, так всегда происходит, ведь они пока опасаются, так как ты - новичок. Они привыкнут, и все пройдет, у меня тоже так было»;
    • «Собака лает, потому что она так разговаривает. Она тебя не знает, поэтому боится, что ты сделаешь ей больно, и старается тебя напугать. На самом деле, она не собирается тебя кусать».

    На таком объяснении малышу будет проще построить новую систему поведения. Теперь, проходя мимо собаки, сначала он будет бояться, но объяснять себе, что бояться не нужно, ведь она не хочет его кусать. А потом он привыкнет, и новое объяснение заместит его страх, и стресс будет переборот.

    4. Помогите ребенку сформировать новое поведение

    Например, подойти в школе к детям и спросить, почему они с ним не играют (и от этого вы уже вместе будете отталкиваться), или вместе (!) несколько раз покормите собаку, предложите ребенку подойти к папе и почитать книжку, сидя у него на коленях.

    При стрессе также желательно минимизировать текущие переживания ребенка, так как на освоение нового поведения уйдет время, а переживания какое-то время все равно останутся.

    Вместе с ребенком (дошкольного возраста) хорошо проиграть стрессовую ситуацию с хорошим концом. Таким образом вы учите ребенка модели поведения в подобной ситуации. Очень хороший эффект снятия стресса достигается через различные

    Для каждого возраста ребенка - свой рецепт борьбы со стрессами. В нашей семье есть свои способы. Стрессам подвержен и мой сын. Не получилось что-то в школе: давай научимся это делать дома вместе. Плохое настроение? Тогда давай-ка отправляйся вместе с папой на футбольное поле рядом со школой. Они часто носятся там и возвращаются домой измученные, грязные и счастливые: рассказывают взахлеб о забитых голах и упущенных моментах.

    Ребенок с увлечением читает книги о стрелковом вооружении: мы едем в музей, он рассматривает экспонаты, а потом мы с папой просим провести нас в запасники, где хранятся и ремонтируют другие экспонаты. Там ему дают подержать настоящий автомат Томпсона. Неделя хороших воспоминаний ему обеспечена.

    Конечно, у него бывают и слезы , и обиды на нас с мужем, но главное – вытерпеть и узнать причину плохого настроения, а потом мы уже выбираем конкретное действие. Можно никуда и не ездить, а просто поиграть вечером с ребенком в подкидного дурачка, например. Самое важное – ребенок всегда должен чувствовать, что родители рядом и любят его».

    Детский стресс – явление достаточно распространенное и с какой-то стороны даже естественное: в мире много нового, что ребенку приходится изучать, не имея никакого жизненного опыта. Но есть одна вещь, которая может помочь ребенку перенести любые тяготы – врачей, собак, переезд, конфликты со сверстниками: мир в семье и любовь родителей (к ребенку и между собой). Это рождает у малыша чувство защищенности, что не позволяет глубоко развиваться никакому стрессу.

    Любовь ЩЕГОЛЬКОВА

    Стресс – реакция организма на различные внешние раздражители. В детском возрасте стресс является частым явлением. При этом последствия стрессовых воздействий могут быть отдаленными, но весьма сильными. По этой причине нужно уметь своевременно распознавать стрессы.

    Стрессы бывают кратковременными и длительными. Первые мобилизуют силы организма, а вторые могут вызвать глубокие негативные последствия. Вред от постоянных стрессовых воздействий очень велик.

    Детское поведение далеко не всегда выдает то, что ребенок переживает стресс. Чтобы распознать стресс, нужно знать его симптомы, которые могут отличаться у детей разного возраста.


    На фоне стрессов у детей, независимо от возраста, могут появляться вредные привычки, являющиеся проявлениями нервозности: привычка грызть ногти, ручки, линейки, игры с волосами или завязками, ковыряние в носу, расчесывание частей тела и др.

    Стрессовые симптомы часто расцениваются как проявления усталости или признаки каких-либо заболеваний, проблемы поведения. Родителям распознать стресс очень сложно. Поэтому нужно обязательно обратиться за помощью к специалистам для точного диагноза состояния ребенка.

    Причины появления стрессов у детей

    Стрессы и эмоции не разделимы. В силу маленького жизненного опыта, даже незначительные события способны вызвать сильнейший стресс.

    Причины стрессов многочисленны:


    Стресс – неизбежная реакция организма на внешние раздражители. Другими словами, организм пытается выжить. Однако, если организм в подобном состоянии будет находиться длительное время, то неизбежны последствия для всей системы.

    Стрессы накладывают негативный отпечаток:

    Стресс у детей – явление, практически, неизбежное. Трудно оградить детей от воздействий среды, а, главное, этого не нужно делать. Небольшие кратковременные стрессы закаляют детский организм. При этом полное отсутствие стрессовых воздействий в детстве может воспитать из ребенка беспомощное существо со слабой психикой.

    Поэтому важно вовремя заметить стресс, правильно его диагностировать и вовремя скорректировать его последствия.

    От стрессов не нужно избавлять, они неизбежны на долгом жизненном пути. К стрессам нужно готовить.