Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду: обучение родному языку, развитие речи, речевого общения. Эта общая задача состоит из ряда специальных, частных задач: воспитания звуковой культуры речи, обогащения, закрепления и активизации словаря, совершенствования грамматической правильности речи, формирования разговорной (диалогической) речи, развития связной речи, воспитания интереса к художественному слову, подготовки к обучению грамоте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни. Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза (индивидуальное развитие организма от момента его зарождения до конца жизни), параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. Усвоение ребенком родного языка проходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей. Существуют различные виды речи: речь жестов и звуковая речь, письменная и устная, внешняя речь и речь внутренняя.

Дошкольный возраст – это один из главных этапов развития речи.

Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его со взрослыми. Взрослые - хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно не иначе как с помощью языка. Язык - "важнейшее средство человеческого общения".

Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду: обучение родному языку, развитие речи, речевого общения. Эта общая задача состоит из ряда специальных, частных задач: воспитания звуковой культуры речи, обогащения, закрепления и активизации словаря, совершенствования грамматической правильности речи, формирования разговорной (диалогической) речи, развития связной речи, воспитания интереса к художественному слову, подготовки к обучению грамоте.

В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т. д. Поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей как одну из важных задач развития речи.

Одним из принципов обогащения словаря дошкольников является связь содержания словарной работы с постепенно развивающимися возможностями познания ребенком окружающего мира.

В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения - устной речью. Речевое общение развивается постепенно.

В развитии речи детей ведущая роль принадлежит взрослым: воспитателю - в детском саду, родителям и близким - в семье. От культуры речи взрослых, от того, как они говорят с ребенком, сколько внимания уделяют речевому общению с ним, во многом зависят успехи дошкольника в усвоении языка.

Для того, чтобы развитие и обогащение словаря детей шло успешно, применяют разнообразные методы и приемы работы.

Так, взрослые, читая ребенку, небольшие рассказы и сказки , предоставляют ему новую информацию. В результате речь отражает не только то, что уже известно ребенку из собственного опыта, но и открывает то, что ему еще не известно, вводит его в широкий круг новых для него фактов и событий. Он сам начинает рассказывать, иногда фантазируя и очень часто отвлекаясь от реальной ситуации.

Развивать речь как средство общения .

Расширять представления детей о многообразии окружающего мира . Предлагать для рассматривания изделия народных промыслов, мини-коллекции (открытки, марки, монеты, наборы игрушек, выполненных из определенного материала), иллюстрированные книги , открытки, фотографии , репродукции картин .

Поощрять попытки ребенка делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями.

В повседневной жизни, в играх подсказывать детям формы выражения вежливости (попросить прощения, извиниться, поблагодарить, сделать комплимент). Учить детей решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи : убеждать, доказывать, объяснять.

Как происходит - формирование словаря.

Обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы бытового окружения; прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов; наречиями, обозначающими взаимоотношения людей, их отношение к труду.

Упражнять детей в подборе существительных к прилагательному (белый - снег, сахар, мел), слов со сходным значением (шалун - озорник - проказник), с противоположным значением (слабый - сильный, пасмурно - солнечно).

Употреблять слова в точном соответствии со смыслом.

Звуковая культура речи

Закреплять правильное, отчетливое произнесение звуков, развивать фонематический слух, учить определять место звука в слове (начало, середина, конец).

Отрабатывать интонационную выразительность речи.

Грамматический строй речи

Совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях.

Знакомить с разными способами образования слов (сахарница, хлебница; масленка, солонка)

Учить составлять по образцу простые и сложные предложения. Совершенствовать умение пользоваться прямой и косвенной речью.

Связная речь

Развивать умение поддерживать беседу.

Совершенствовать диалогическую форму речи.

Развивать монологическую форму речи.

Учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы.

Учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием. Развивать умение составлять рассказы о событиях из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам.

Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем

Занятия со старшими дошкольниками, на них также широко используют дидактические игры и упражнения, включают пластические упражнения (физкультминутки).

Индивидуальная и групповая работа с детьми , как правило, организуется на том же самом программном содержании, что и обязательные коллективные занятия, и имеет целью закрепление пройденного с учетом индивидуальных особенностей.

Совершенствованию синтаксической стороны речи способствуют игры-инсценировки по мотивам сказок и литературных произведений . Старшие дошкольники охотно играют в сказки "Лиса, заяц и петух", "Кот, петух и лиса", "Муха-цокотуха", "Гуси-лебеди". Нравятся им и совсем детские сказки: "Волк и семеро козлят", "Репка", "Колобок". Дети заимствуют из сказки образные выражения, меткие слова, обороты речи. К этому циклу средств примыкают загадывание и отгадывание загадок, толкование пословиц и поговорок, народные игры "Гуси-лебеди", "Репка", "Краски", "Где мы были, мы не скажем" и др.

Обогащению речи сложными синтаксическими конструкциями, преодолению формальной сочинительной связи способствует ситуация "письменной речи", при которой ребенок диктует свое сочинение, а взрослый его записывает . Такую диктовку можно использовать при изготовлении детских книжек, альбома детского творчества.

Наблюдения . Основной их принцип таков: каждое вновь усваиваемое представление должно непосредственно скрепиться с соответствующим словом, обогащающим его активный запас слов.

Социальная среда как развитие речи дошкольника. Членораздельная речь является главным атрибутом социальной сущности человека и развивается исключительно в социальном окружении. Развитие ее зависит от того, каково это окружение и в какой мере оно этому развитию способствует. Дети - великие мастера в подражании, и проявления и особенности речи взрослых быстро становятся особенностями детской речи.

Экскурсии как метод развития речи детей - учим детей объяснять увиденное.

Игра и труд как развитие речи детей.

Язык и мышление были и продолжают быть неразрывно связанными с трудовыми процессами, с деятельностью человека.

Общественность в жизни ребенка - это тот коллектив детей, в котором он живет и развивается. Основной вид его деятельности - это игра.

Значительный опыт накапливается ребенком в игре. Из своего игрового опыта ребенок черпает представления, которые он связывает со словом. Игра и труд являются сильнейшими стимулами для проявления детской самодеятельности в области языка; они должны быть в первую очередь использованы в интересах развития речи детей.

С предметами, представленными в игре, ребенок приходит в частое повторное общение, вследствие чего они легко воспринимаются, запечатлеваются в памяти. Каждый предмет имеет свое имя, каждому действию присущ свой глагол.

методы словарной работы

I. Введение новых слов в словарь

1. Непосредственное ознакомление с окружающим и обогащение словаря.

2. Рассматривание и обследование предметов.

3. Наблюдения за животными, растениями; за деятельностью взрослых.

Эти три метода используются во всех возрастных группах.

4. Осмотры помещения детского сада, целевые прогулки.

5. Экскурсии (социальное окружение, природа) .

Последние два метода используются, начиная со средней группы.

II. Опосредствованное ознакомление с окружающим и обогащение словаря

1. Показ картин с незнакомым (малознакомым) содержанием.

Этот метод используется главным образом в старших группах

2. Чтение и рассказывание литературных произведений.

3. Показ диа-, кино- и видеофильмов, просмотр телепередач.

Два последние метода используются во всех возрастных группах.

III. Закрепление и активизация словаря.

1. Рассматривание игрушек.

2. Рассматривание картин знакомого содержания.

3. Дидактические игры с игрушками, предметами и картинками.

Эти методы используются во всех возрастных группах.

4. Словесные игры используются в средней и старшей группах

5. Лексические (словарные) упражнения используются во всех возрастных группах, чаще в старших.

6. Загадывание и отгадывание загадок используется во всех возрастных группах.

7. Рассказывание детьми (разные типы связных высказывания на разном материале) используется преимущественно в средней и старших группах.

В старшем дошкольном возрасте задача воспитателя состоит в наполнении конкретным содержанием имеющихся у детей слов, уточнении их смысла, активизации в речи. Детей учат использовать антонимы для обозначения величины, цвета (большой- маленький, длинный – короткий, светлый – темный); продолжают развивать понимание и навыки употреблении слов, выражающих видовые и ролевые понятия, формируют умение использовать обобщающие слова (овощи, посуда, мебель, игрушки, одежда). В старшем дошкольном возрасте обогащение словаря, усвоение новых слов идет в практическом плане. Безусловно, если бы не было такого речевого опыта, нельзя было бы говорить о дальнейшем речевом развитии детей на более высоком уровне. Но для успешного дальнейшего обучения ребенка в школе необходимо, чтобы ребенок своевременно перешел на "теоретические" позиции относительно речевой действительности, чтобы система родного языка, его элементы выступали как объект его сознательной деятельности. Осознание языковых явлений обеспечивает возможность перевода речевых умений и навыков в произвольный план.

К концу года дети должны уметь

Участвовать в беседе.

Аргументированно и доброжелательно оценивать ответ, высказывание сверстника.

Составлять пo образцу рассказы по сюжетной картине, по набору картинок; последовательно, без существенных пропусков пересказывать небольшие литературные произведения.

Определять место звука в слове.

Подбирать к существительным несколько прилагательных; заменять слово другим словом со сходным значением.


Овладение родным языком, развитие речи ребенка в дошкольном возрасте рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучения детей.

У старшего дошкольника появляется интерес к речи, как особому объекту познания. Его интересует звучание и значение слова, звуковая форма, сочетание и согласование слов в речи. Мы начинали строить работу в системе по развитию лексико-грамматических форм для того, чтобы подготовить детей к школе, научить их связно строить свои высказывания, составлять интересные рассказы.

Ребенок старшего дошкольного возраста активно владеет бытовым словарем. Словарная работа осуществляется через ознакомление детей с окружающим. Одно из главных направлений в работе воспитателя - это упражнение детей в правильном использовании основных грамматических форм для точного выражения мыслей и знакомство их со сложными случаями использования русской грамматики.

Углубленно работая над развитием словаря детей подготовительной группы и формированием грамматического строя речи, мы решаем следующие задачи:

  • точно и правильно использовать, обозначающие названия предметов быта и природы; их свойства и качества, строение; осознанно использовать слова, обозначающих видовые и родовые обобщения; уметь сравнивать предметы, находить существенные признаки, объединять на их основе предметы;
  • замечать грамматические ошибки в речи и исправлять их; самостоятельно активно использовать различные грамматические формы; употреблять разные типы предложений в соответствии с содержанием своего высказывания;
  • самостоятельно осуществлять звуковой анализ слов; понимать и использовать в речи термин «предложение»; составлять предложение из 3-4 слов.

Исходя из выше перечисленных задач, мы составили перспективный план, подобрали игры и упражнения на развитие лексико – грамматических форм. Большое внимание уделяем развитию у детей умения сравнивать, обобщать, противопоставлять. Так, вводя в словарь детей слова, обозначающие материал, из которого сделан предмет (дерево, стекло, металл, пластмасса), мы широко применяем загадки и описания предметов, их свойств, качеств и действий. Работаем над смысловой стороной слова, расширяем запас синонимов и антонимов, многозначных слов. Стараемся формировать у детей умение употреблять слова, наиболее точно подходящие к ситуации.

Составляя предложения со словами-синонимами, обозначающими нарастание действия (шепчет, говорит, кричит), дети осознают оттенки значений глаголов. Так в игре «Найди приятеля» предлагаем детям выбрать из трех слов два слова, похожие по смыслу:

  • дом, солдат, маршал
  • конь, собака, лошадь
  • веселый, крепкий, прочный

Очень важное место в развитии словаря занимает работа над антонимами. Мы учим, детей сопоставлять предметы и явления по временным и пространственным отношениям (по величине, цвету, весу, качеству). В игре «Сравни» дети объясняют качество двух объектов:

  • По вкусу: горчица и мед
  • По возрасту: юноша и старик
  • По высоте: дерево и цветок и т.д.

В игре «Закончи предложение» дети подбирают слова антонимы.

  • Слон большой, а комар...
  • Камень тяжелый, а пушинка...
  • Днем светло, а ночью...

Активно ведется работа с детьми по освоению значения многозначных слов разных частей речи (молния, кран, лист; лить, плыть; полный, острый, тяжелый).

Так в игре «У кого? У чего?» предлагаем детям, определить применительно к каким предметам используются слова. Например:

  • ручка – у человека, у двери, у чемодана
  • язычок – у человека, у ботинка

В игре «Добавь словечко» дети добавляют одно общее слово к двум словам:

  • дерево, цветок – что делают? (растут)
  • Сидит, стоит – кто? (человек, собака, кошка)

Мяч, яблоко – какие? (круглые)

От отдельных упражнений по подбору синонимов, антонимов, многозначных слов мы постепенно подводим детей к составлению связных высказываний, используя все характеристики предмета, явления персонажа, их качества и действия.

Работа по формированию грамматического строя направлена на обогащение речи детей разнообразными грамматическими формами и конструкциями.

Работаем над согласованием существительных и прилагательных в роде, числе и падеже. Задания постепенно усложняются. Дети вынуждены сами находить правильную форму: «Спроси у белочки, сколько у нее лап? Спроси про уши, хвост, глаза, рот».

Учим детей, правильно употреблять «трудные» глаголы (одеть-надеть). При этом обращаем их внимание на слова-антонимы (одеть-раздеть, надеть-снять)

Большая работа проводится на словообразование. В образовании новых существительных обращаем внимание детей на то, как подбирается словообразовательная пара (чистый пол, чистить, тряпка), как с помощью одного и того же суффикса образуются слова, указывающие на лицо (школа-школьник, огород-огородник) или на предмет (чай-чайник, скворец-скворечник).

Усложняются задания по образованию глаголов с помощью приставок и суффиксов. В игре «Назови действие», где ребенок с помощью картинки привязанной к карточке манипулирует – машинка въезжает в гараж, выезжает из ворот, подъезжает к дому. Ребенок объясняет свои действия.

Нами создана картотека. В ней систематизированы и разложены по темам словесные игры и упражнения (фрукты, одежда, мебель, посуда, времена года, животные, птицы, профессии).

Игры и упражнения по обогащению словаря и формированию грамматического строя речи мы включаем в занятия по развитию речи, ознакомлению с природным и социальным миром, стараемся учитывать отношения каждого ребенка к процессу познания и степень его активности в работе.

На занятиях по обучению детей грамоте особое внимание уделяем игровым приемам и дидактическим играм, которые составляют специфику обучения дошкольников. Наши занятия построятся таким образом, что один вид детской деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей на занятии динамичной, насыщенной и менее утомительной. Благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой, повышается активность детей на занятиях; дети становятся больше инициативными, внимательными, справляются с поставленными задачами. Занятия проводятся непринужденно, живо. Индивидуальный подход на занятиях определяется очень четко. Заранее намечаем, кого спросить, продумываем задания в соответствии с силами и возможностями каждого, поэтому в рассказах детей в последствии проявляется их индивидуальность, воображение.

Конечно, специальных занятий недостаточно для решения всех задач развития речи, поэтому огромная работа проводится вне занятий. Развитие речи ребенка-дошкольника, это ежедневный и кропотливый труд. При общении с детьми в быту, в играх, самостоятельной деятельности мы непременно обращаем внимание на особенности их речевого развития: образность, выразительность, навыки связной речи, недостатки произношения отдельных звуков. Уделяем большое внимание исправлению ошибок в речи детей, помогаем найти их.

Большую роль для развития словаря и грамматических форм речи играют наблюдения на прогулке. Мы стараемся развивать у детей умение видеть и чувствовать красоту окружающей нас природы, побуждаем их высказываться об увиденном. В процессе наблюдений у детей активизируется и пополняется словарный запас, совершенствуется навык построения отдельных грамматических конструкций. Например, во время наблюдения за деревьями мы используем такие словарные игры и упражнения:

  • «Назови части дерева»;
  • «С какого дерева листочек? (С березы), значит это какой лист? (березовый)»;
  • «Какие птицы прилетели на участок?» (Ворона, воробей). Какая ворона? (Большая, любопытная, голодная, смелая). Что делает ворона? (Ходит, каркает, прыгает, ищет еду)
  • «Назови семью воробья» (Папа-воробей, мама- воробьиха, дети – воробьята и т.д.);

В совместной речевой деятельности закрепляем, расширяем знания, полученные на занятиях через организацию индивидуальной работы, посредством развивающих и дидактических игр, творческих заданий и упражнений.

Результаты этой работы мы увидели при составлении детьми творческих рассказов. Придумывание рассказов уже не превращается в пустое фантазирование или перечисление. Дети используют распространенные предложения, с элементами доказательств; описательные прилагательные; различные формы глаголов.

Речевая среда в группе постоянно меняется и пополняется. Поскольку основная работа проводится в центре грамотности, мы стараемся обогатить его содержание. Приобрели и изготовили дидактические игры и пособия, направленные на овладение детьми всеми средствами звукового анализа слов, определения основных качественных характеристик звуков в слове. С помощью игры «Звуковое дерево», дети осуществляют звуковой анализ слова, используя листья красного и синего цвета.

Пособие «Веселая гусеница» помогает детям выкладывать и анализировать слова разного состава, составлять предложения из 3-4 слов.

Дидактическая игра «Подбери картинки к схеме» закрепляет и совершенствует умение детей производить звуко–буквенный анализ слов.

Для развития мелкой моторики рук в практике своей работы используем пособие «Дом букв».

В центре грамотности находится природный материал, с помощью которого дети любят выкладывать буквы и слова.

Это развивает у детей усидчивость, мелкую моторику рук, закрепляет графический образ буквы. Все представленные игры и пособия отличаются большим разнообразием тематики и игровых действий.

В воспитании и образовании детей большое значение имеет преемственность детского сада и семьи. Просветительская работа с родителями строится в разных направлениях. Это и проведение родительского собрания, и вечеров – развлечений, и показ открытых занятий с детьми по обучению грамоте, и драматизация сказок, и т.п. Консультации для родителей: «Приемы работы по формированию грамматического строя речи» и «Обогащение словарного запаса ребенка» дали хороший результат. Проведенная нами работа помогла родителям организовать речевые игры и упражнения в домашних условиях.

Родители осознали, что успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического изучения родного языка. Правильное понимание поставленных задач, а также своевременное их решение плавно подводит дошкольника к следующей ступени детства – школе.

В результате общих усилий детского сада и семьи, воспитателей и специалистов:

  • У детей возрос интерес к речевой деятельности; они стали замечать грамматические ошибки в речи сверстников;
  • У детей стали закрепляться и совершенствоваться умения производить звуковой анализ слов, понимание и использование в речи термина «предложение»;
  • Дети стали любознательны, активны, проявляют самостоятельность в разных видах деятельности;
  • Стремятся к творческому самовыражению.

Старший дошкольный возраст (5-7 лет) - это период интенсивного развития психических процессов и процессов познавательной деятельности. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками. Этот возраст приносит ребенку новые принципиальные достижения.

Одной из главных особенностей дошкольного возраста является развитие произвольности ведущих психических процессов. Этот факт отмечался практически всеми учеными, занимавшимися этим возрастным периодом.

В этом возрасте ребенок выходит за пределы своего семейного мира и устанавливает отношения с миром взрослых людей. Идеальная форма, как считал психолог Л.С. Выготский, это та часть объективной действительности (более высокая, чем уровень, на котором находится ребенок), с которой он вступает в непосредственное взаимодействие; это та сфера, в которую ребенок пытается войти.

Велик разрыв между реальным уровнем развития и идеальной формой, с которой ребенок взаимодействует, поэтому единственная деятельность, которая позволяет смоделировать эти отношения, включиться в уже смоделированные отношения, и действовать внутри этой модели - это сюжетно-ролевая игра. Игра - ведущий тип деятельности ребенка дошкольного возраста.

Возраст 5-7 лет является решающим в процессе становления личности. В старшем дошкольном возрасте идет интенсивная амплификация базовых составляющих психического развития, в процессе которой складывается ведущее личностное образование - детская компетентность. Дошкольный возраст - это период совершенствования, развития личностных новообразований, которые за период дошкольного возраста обогащаются индивидуальными параметрами.

У детей старшего дошкольного возраста появляются достаточно устойчивые психологические свойства, определяющие действия и поступки, которые позволяют отследить становление произвольности поведения.

Развитие личности ребенка включает две стороны. Одна из них состоит в том, что ребенок постепенно начинает понимать свое место в окружающем мире. Другая сторона - развитие чувств и воли. Они обеспечивают соподчинение мотивов, устойчивость поведения.

Особую роль в психологическом развитии детей старшего дошкольного возраста занимают эмоции, развитие эмоционально-личностной сферы. Основные направления эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста: усложнение эмоциональных проявлений и их регулирования в деятельности и поведении; формирование моральных и социальных эмоций, происходит становление эмоционального фона психического развития детей; дети овладевают навыками эмоциональной регуляции, что позволяет им сдерживать резкие выражения чувств и перепадов настроения.

Существенные изменения наблюдаются в качественно-количественных характеристиках внимания. Внимание - это форма организации познавательной деятельности, направленной на выбранный объект. В зависимости от характера психической регуляции выделяют непроизвольное и произвольное внимание. Уровень внимания определяется комплексом основных характеристик внимания: объем, концентрация, переключение и распределение; противоположные вниманию состояния - это отвлекаемость, неустойчивость.

Характерной особенностью внимания детей дошкольного возраста является доминирование непроизвольности, низкой сосредоточенности и концентрации на внешних объектах вербального плана. В старшем дошкольном возрасте идёт процесс совершенствования внимания: значительно возрастает объём и устойчивость, появляются элементы произвольности.

Воображение детей старшего дошкольного возраста - это психический познавательный преобразовательный процесс, заключающийся в создании новых оригинальных образов путем переработки воспринимаемого материала на основе индивидуального опыта. Развитие детского воображения связывается с усложнением сюжетно-ролевой игры, что обусловливает переход от репродуктивного к творческому воображению, от непроизвольного к произвольному воображению и предполагает планирование и программирование деятельности. Воображение начинает выполнять две основные функции: защитную, связанную с формированием практических навыков познания окружающего мира, и познавательную, позволяющую разрешить проблемную ситуацию и регулирующую психическое состояние путём создания воображаемой ситуации, отвлечённой от реальности.

Восприятие - целенаправленный и активный интеллектуальный процесс по формированию образов окружающего мира. Восприятие детей становится осмысленным и дифференцированным. В процессе восприятия старших дошкольников усиливается роль зрительного сравнения, переработка вербального материала. Адекватное восприятие сенсорных событий имеет решающее значение для развития операций мыслительной деятельности.

От восприятия ребенка в первую очередь зависит развитие памяти, главным видом которой в дошкольном возрасте является образная.

Первоначально память носит непроизвольный характер, так как степень запоминания зависит от установки наглядных связей, исходя из особенностей личного опыта ребёнка.

Развитие памяти в дошкольном возрасте характеризуется постепенным переходом от непроизвольного к произвольному запоминанию, которое заключается в формировании регулятивных компонентов психической деятельности и приемов запоминания вербального материала в соответствии с операциями мыслительной деятельности.

В дошкольном возрасте в процессе активного освоения речи развивается словесная память; возникает произвольная память, связанная с возрастанием регулирующей роли речи, появлением произвольных механизмов поведения и деятельности.

Старший дошкольный возраст очень важен для психического развития, так как на первое место выходит целенаправленная познавательная деятельность, в процессе которой происходят существенные изменения в психической сфере. Постепенно ведущее место в структуре познавательных процессов начинает занимать мышление.

Детей старшего дошкольного возраста отличает планомерность анализа, дифференцированность обобщений, способность к обобщению. Особенности развития мышления в период дошкольного детства проявляются в переходе от наглядного уровня мыслительной деятельности к абстрактно-логическому, от конкретного к проблемному, что отражается в гибкости, самостоятельности и продуктивности мышления.

Речь маленького ребенка формируется в общении с окружающими его людьми. В процессе общения проявляется его познавательная и предметная деятельность. Овладение речью перестраивает всю психику малыша, позволяет ему воспринимать явления более осознанно и произвольно. Великий русский педагог К.Д. Ушинский говорил: "родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Поэтому также важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание ее чистоте и правильности".

У детей старшего дошкольного возраста развитие речи достигает довольно высокого уровня. Большинство детей правильно произносит все звуки родного языка, может регулировать силу голоса, темп речи, воспроизвести интонацию вопроса, радости, удивления. К старшему дошкольному возрасту у ребенка накапливается значительный запас слов. Продолжается обогащение лексики (словарного состава, совокупности слов, употребляемых ребенком), однако особое внимание уделяется ее качественной стороне: увеличению лексического запаса словами сходного (синонимы) или противоположного (антонимы) значения, а также многозначными словами.

Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду развитие речи - одна из главных. Эта задача состоит из ряда специальных, частных задач: воспитания звуковой культуры речи, обогащения, закрепления и активизации словаря, совершенствования грамматической правильности речи, формирования разговорной (диалогической) речи, развития связной речи, воспитания интереса к художественному слову, подготовки к обучению грамоте.

Эти задачи решаются на протяжении всего дошкольного возраста. Однако на каждом возрастном этапе задачи постепенно усложняются, меняются методы обучения. У каждой из перечисленных задач есть целый круг проблем, которые надо решать параллельно и своевременно.

В дошкольном детстве ребенок овладевает, прежде всего, диалогической речью, которая имеет свои особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи, но неприемлемых в построении монолога по законам литературного языка.

Диалогическая форма речи, являющаяся первичной естественной формой языкового общения, состоит из обмена высказываниями, для которых характерны вопрос, ответ, добавления, пояснения, возражения, реплики. При этом особую роль играют мимика, жесты, интонация, которые могут изменять значение слова.

Необходимо развивать у детей умение строить диалог (спросить, ответить, объяснить, попросить, подать реплику, поддержать) с использованием разнообразных языковых средств в соответствии с ситуацией. Для этого проводятся беседы на различные темы, связанные с жизнью ребенка в семье, детском саду, с его отношениями с друзьями и взрослыми, его интересами и впечатлениями. Именно в диалоге ребенок учится выслушивать собеседника, задавать вопросы, отвечать в зависимости от окружающего контекста. Самое главное, что все навыки и умения, которые формировались в процессе диалогической речи, необходимы ребенку и для развития монологической речи.

В старшем дошкольном возрасте в основном завершается важнейший этап развития речи детей - усвоение грамматической системы языка.

Возрастает удельный вес простых распространенных, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. У детей вырабатывается критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь. Дети старшего дошкольного возраста активно осваивают построение разных типов текстов: описания, повествования, рассуждения. В процессе развития связной речи дети начинают также активно пользоваться разными способами связи слов внутри предложения, между предложениями и между частями высказывания, соблюдая при этом его структуру.

Что касается развития связной речи, основные недостатки относятся к неумению построить связный текст, используя все структурные элементы (начало, середину, конец), и соединять различными способами цепной и параллельной связи части высказывания.

У старших дошкольников совершенствуется связная, монологическая речь. Он может без помощи взрослого передать содержание небольшой сказки, рассказа, мультфильма, описать те или иные события, свидетелем которых он был. В этом возрасте ребенок уже способен самостоятельно раскрыть содержание картинки, если на ней изображены предметы, которые ему хорошо знакомы. Но при составлении рассказа по картинке он еще часто концентрирует свое внимание главным образом на основных деталях, а второстепенные, менее важные часто опускает.

Владение связной монологической речью - высшее достижение речевого воспитания дошкольников. Оно вбирает в себя освоение звуковой культуры языка, словарного состава, грамматического строя и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи - лексической, грамматической, фонетической. В каждой из этих сторон имеется программное ядро, которое влияет на организацию речевого высказывания и, следовательно, на развитие связной речи. Связность речи включает развитие умений строить высказывания разных типов: описание (мир в статике), повествование (событие в движении и во времени), рассуждение (установление причинно-следственных связей).

При обучении детей построению развернутого высказывания необходимо формировать у них элементарные знания о структуре текста (начало, середина, конец) и представления о способах (средствах) связи между предложениями и структурными частями высказывания. Именно способы связи между предложениями выступают как одно из важных условий формирования связности речевого высказывания.

В процессе богатой речевой практики ребенок к моменту поступления в школу овладевает также основными грамматическими закономерностями языка. Он правильно строит предложения, грамотно выражает свои мысли в объеме доступных для него понятий. Первые предложения ребенка-дошкольника отличаются упрощенностью грамматических конструкций. Это простые нераспространенные предложения, состоящие только из подлежащего и сказуемого, а иногда лишь из одного слова, которым он выражает целую ситуацию. Наиболее часто он употребляет слова, обозначающие предметы и действия. Несколько позже в его речи появляются и распространенные предложения, содержащие, кроме подлежащего и сказуемого, определения, обстоятельства. Наряду с формами прямых падежей ребенок употребляет и формы косвенных падежей. Усложняются также грамматические конструкции предложений, появляются придаточные конструкции с союзами "потому что", "если", "когда" и т.д. Все это говорит об усложняющихся процессах мышления у ребенка, что находит свое выражение в речи. В этот период у него появляется диалогическая речь, которая часто выражается в разговоре с самим собой в процессе игры.

Работа над интонацией, звуковой выразительностью речи необходима для того, чтобы дети учились выражать голосом свое отношение к высказыванию, повышая или понижая голос в соответствии с контекстом, логически и эмоционально акцентируя произносимый текст.

Тесная связь артикуляционных и интонационных способностей предполагает формирование слуховых и артикуляционно-произносительных умений в широком смысле слова.

Развитие мышления оказывает позитивное влияние на развитие смысловой стороны речевой деятельности дошкольника. Речевая деятельность совершенствуется в количественном и качественном отношении.

У детей старшего дошкольного возраста развитие речи достигает высокого уровня: ребенок овладевает контекстной монологической речью, составляет разные виды рассказов: описательные, сюжетные творческие (рассказы сообщения, раздумья, пояснения, этюды), пересказывает художественные тексты, составляет рассказы по плану воспитателя и самостоятельно, рассказывает про события из собственной жизни, по смыслу картины, художественных произведений, на тему игровой и вымышленной ситуации. У воспитанников накапливается значительный запас слов, возрастает удельный вес простых распространенных и сложных предложений. К концу дошкольного возраста ребенок начинает не только пользоваться связной речью, но и осознавать ее строение. У детей вырабатываются критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь.

Вместе с тем можно отметить и следующие особенности в речи старших дошкольников: некоторые дети произносят правильно не все звуки родного языка, не умеют пользоваться интонацией, регулировать скорость и громкость речи, делают ошибки в образовании разных грамматических форм (падежи, единственное и множественное число). В старшей группе детей продолжают знакомить со звуковой стороной слова и вводят новый вид работы - ознакомление со словесным составом предложения. Это необходимо для подготовки дошкольников к усвоению грамоты.

Можно сказать, что фундамент речевого развития ребенка закладывается в дошкольном периоде, поэтому речь в этом возрасте должна являться предметом особой заботы со стороны взрослых.

Таким образом, речь - это могучий фактор психического развития человека, формирования его как личности. Под влиянием речи формируется сознание, взгляды, убеждения, интеллектуальные, моральные, эстетические чувства, формируется воля и характер. Все психические процессы с помощью речи становятся управляемыми.

Ребенок усваивает язык, овладевает речью в результате социального опыта общения и обучения. Какой язык он усвоит как родной, зависит от среды, в которой он живет, и условий воспитания.

Речь - это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами. Речь - это психический процесс обобщенного отражения действительности, форма существования сознания человека, служащая средством общения и мышления.

Старший дошкольный возраст - это период интенсивного формирования новых психических качеств, существенной перестройки познавательных процессов. Этот период дошкольного детства характеризуется свойственными ему особенностями психофизиологического развития.

В старшем дошкольном возрасте наступает новый этап освоения речи:

1) речь из ситуативной становится контекстной;

2) развивается регулирующая функция речи, которая помогает регулировать деятельность и поведение;

3) складываются планирующая и инструктивные функции речи, проявляющиеся сначала в игровой, а затем и в учебной деятельности;

4) совершенствуется звуковая сторона речевой деятельности: преодолеваются дефекты звукопроизношения, ребёнок различает сходные звуки на слух и в собственной речи, происходит овладение звуковым анализом слов;

5) совершенствуется смысловая сторона речевой деятельности: обогащается словарный запас, появляется лексическая вариативность, формируется связность речи, дети овладевают монологом.

Ни один ребенок не приходит в мир говорящим. Способность обучаться речи - естественное человеческое свойство, заложенное с рождения. Родным языком «маленького человека» становится тот, на котором говорит ближайшее окружение. Значимые взрослые для ребенка - родители или законные представители.

Старший дошкольный возраст - период формирования новых психических качеств и совершенствования процессов активности познавательной деятельности. Происходит «перестройка»: дети постигают информацию о себе, анализируют окружающий мир. Новые возможности открываются и для речи малыша.

Период изменений не обошел и систему дошкольного образования. Федеральный Государственный образовательный стандарт внес свою лепту. Изменения затронули образовательную деятельность и уровень профессионализма педагогов и воспитателей. ФГОС выделяет 5 образовательных областей, речевое развитие входит в их число.

Развитие речи детей в старшем дошкольном возрасте

Речевое развитие - обозначение этапов и методик в комплексе, связанных с овладением средств речи, которые характеризуются развитием навыков вербального мышления, коммуникации и творчества.

Речь - динамичное явление. Язык не стоит на месте, а приспосабливается к условиям и реалиям. Дети чувствуют эти нововведения лучше нас. Дошкольный этап определяется интенсивным речевым развитием. У ребят происходит прыжок в расширении словарного запаса. Речь стала конкретной, осмысленной. В старшем дошкольном возрасте словарь малыша достигает уже 3-4 тысячи слов. В этот период у детей складывается «чувство языка.» Юный «лингвист» интуитивно ощущает языковую норму. Ребенок сопровождает комментариями действия. Проговаривает: что я сейчас делаю?

Растущие потребности дошкольника выступают мотивом для овладения языком. Развивается функция регуляции речи, которая помогает контролировать деятельность и поведение. Все виды деятельности связаны с речью. У дошкольника появляются новые задачи и расширяется круг общения среди сверстников и взрослых. Ребенку важно, чтобы его понимали собеседники. «Маленький человек» прислушивается к речи людей, копирует понравившиеся словосочетания и фразы.

Наблюдения играют роль в пополнении словарного запаса. Умение видеть и чувствовать красоту природы формируется во время прогулок на свежем воздухе. Пусть захочется рассказать о цвете облаков или форме листьев на деревьях! В процессе наблюдений у детей расширяется богатство словаря, предложения приобретают сложные конструкции. .

Особенности речевого развития старших дошкольников

Ребенок в 5-7 лет следит за особенностями произношения сверстников и некоторыми погрешностями собственной речи, овладевает звуковым анализом слов. Не сразу получается без ошибок: шипящие проговариваются не четко, в сложных словах происходит перестановка слогов, буква «Р» не выговаривается. У детсадовца увеличивается количество простых распространенных и сложных предложений. Ошибки встречаются при изменении слов по падежам, особенно при образовании существительных в родительном падеже множественного числа («нет перчатков») . Воспитатели ориентируют детей в правильном использовании грамматических форм. Чтобы понять, как образуются существительные, познакомим детей с понятием словообразовательной пары; расскажем, как с помощью одного и того же суффикса образуются слова, указывающие на лицо (работа-работник, огород-огородник) или на предмет (дождь-дождевик).

В этом возрасте ребенок пересказывает сказки или короткие рассказы, придумывает сюжет по серии картин. Дети умеют определять тему и выстраивать части текста последовательно. С помощью взрослых подбирает однокоренные слова. Ребята образуют и употребляют в речи прилагательные сравнительной степени (сильный-сильнее; яркий-ярче). Правильно понимают и употребляют без ошибок предлоги. Услышав незнакомое слово, дошкольники часто переделывают в то, которое известно. Ошибки происходят, это из-за тождества корней: грабитель-грабли.

Некоторые дети не умеют пользоваться интонацией, следить за скоростью и громкостью речи. В старшей группе детского сада вводят новый вид работы: детей знакомят со словесным составом предложения. Поможет также работа над интонацией и выразительностью речи: учим детей выражать голосом отношение к происходящему (повышение и понижение голоса, постановка логических ударений).

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни. Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза (индивидуальное развитие организма от момента его зарождения до конца жизни), параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. Усвоение ребенком родного языка проходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей. Существуют различные виды речи: речь жестов и звуковая речь, письменная и устная, внешняя речь и речь внутренняя.

Дошкольный возраст – это один из главных этапов развития речи.

Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его со взрослыми. Взрослые - хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно не иначе как с помощью языка. Язык - "важнейшее средство человеческого общения".

Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду: обучение родному языку, развитие речи, речевого общения. Эта общая задача состоит из ряда специальных, частных задач: воспитания звуковой культуры речи, обогащения, закрепления и активизации словаря, совершенствования грамматической правильности речи, формирования разговорной (диалогической) речи, развития связной речи, воспитания интереса к художественному слову, подготовки к обучению грамоте.

В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т. д. Поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей как одну из важных задач развития речи.

Одним из принципов обогащения словаря дошкольников является связь содержания словарной работы с постепенно развивающимися возможностями познания ребенком окружающего мира.

В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения - устной речью. Речевое общение развивается постепенно.

В развитии речи детей ведущая роль принадлежит взрослым: воспитателю - в детском саду, родителям и близким - в семье. От культуры речи взрослых, от того, как они говорят с ребенком, сколько внимания уделяют речевому общению с ним, во многом зависят успехи дошкольника в усвоении языка.

Для того, чтобы развитие и обогащение словаря детей шло успешно, применяют разнообразные методы и приемы работы.

Так, взрослые, читая ребенку, небольшие рассказы и сказки , предоставляют ему новую информацию. В результате речь отражает не только то, что уже известно ребенку из собственного опыта, но и открывает то, что ему еще не известно, вводит его в широкий круг новых для него фактов и событий. Он сам начинает рассказывать, иногда фантазируя и очень часто отвлекаясь от реальной ситуации.

Развивать речь как средство общения .

Расширять представления детей о многообразии окружающего мира . Предлагать для рассматривания изделия народных промыслов, мини-коллекции (открытки, марки, монеты, наборы игрушек, выполненных из определенного материала), иллюстрированные книги , открытки, фотографии , репродукции картин .

Поощрять попытки ребенка делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями.

В повседневной жизни, в играх подсказывать детям формы выражения вежливости (попросить прощения, извиниться, поблагодарить, сделать комплимент). Учить детей решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи : убеждать, доказывать, объяснять.

Как происходит - формирование словаря.

Обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы бытового окружения; прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов; наречиями, обозначающими взаимоотношения людей, их отношение к труду.

Упражнять детей в подборе существительных к прилагательному (белый - снег, сахар, мел), слов со сходным значением (шалун - озорник - проказник), с противоположным значением (слабый - сильный, пасмурно - солнечно).

Употреблять слова в точном соответствии со смыслом.

Звуковая культура речи

Закреплять правильное, отчетливое произнесение звуков, развивать фонематический слух, учить определять место звука в слове (начало, середина, конец).

Отрабатывать интонационную выразительность речи.

Грамматический строй речи

Совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях.

Знакомить с разными способами образования слов (сахарница, хлебница; масленка, солонка)

Учить составлять по образцу простые и сложные предложения. Совершенствовать умение пользоваться прямой и косвенной речью.

Связная речь

Развивать умение поддерживать беседу.

Совершенствовать диалогическую форму речи.

Развивать монологическую форму речи.

Учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы.

Учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием. Развивать умение составлять рассказы о событиях из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам.

Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем

Занятия со старшими дошкольниками, на них также широко используют дидактические игры и упражнения, включают пластические упражнения (физкультминутки).

Индивидуальная и групповая работа с детьми , как правило, организуется на том же самом программном содержании, что и обязательные коллективные занятия, и имеет целью закрепление пройденного с учетом индивидуальных особенностей.

Совершенствованию синтаксической стороны речи способствуют игры-инсценировки по мотивам сказок и литературных произведений . Старшие дошкольники охотно играют в сказки "Лиса, заяц и петух", "Кот, петух и лиса", "Муха-цокотуха", "Гуси-лебеди". Нравятся им и совсем детские сказки: "Волк и семеро козлят", "Репка", "Колобок". Дети заимствуют из сказки образные выражения, меткие слова, обороты речи. К этому циклу средств примыкают загадывание и отгадывание загадок, толкование пословиц и поговорок, народные игры "Гуси-лебеди", "Репка", "Краски", "Где мы были, мы не скажем" и др.

Обогащению речи сложными синтаксическими конструкциями, преодолению формальной сочинительной связи способствует ситуация "письменной речи", при которой ребенок диктует свое сочинение, а взрослый его записывает . Такую диктовку можно использовать при изготовлении детских книжек, альбома детского творчества.

Наблюдения . Основной их принцип таков: каждое вновь усваиваемое представление должно непосредственно скрепиться с соответствующим словом, обогащающим его активный запас слов.

Социальная среда как развитие речи дошкольника. Членораздельная речь является главным атрибутом социальной сущности человека и развивается исключительно в социальном окружении. Развитие ее зависит от того, каково это окружение и в какой мере оно этому развитию способствует. Дети - великие мастера в подражании, и проявления и особенности речи взрослых быстро становятся особенностями детской речи.

Экскурсии как метод развития речи детей - учим детей объяснять увиденное.

Игра и труд как развитие речи детей.

Язык и мышление были и продолжают быть неразрывно связанными с трудовыми процессами, с деятельностью человека.

Общественность в жизни ребенка - это тот коллектив детей, в котором он живет и развивается. Основной вид его деятельности - это игра.

Значительный опыт накапливается ребенком в игре. Из своего игрового опыта ребенок черпает представления, которые он связывает со словом. Игра и труд являются сильнейшими стимулами для проявления детской самодеятельности в области языка; они должны быть в первую очередь использованы в интересах развития речи детей.

С предметами, представленными в игре, ребенок приходит в частое повторное общение, вследствие чего они легко воспринимаются, запечатлеваются в памяти. Каждый предмет имеет свое имя, каждому действию присущ свой глагол.

методы словарной работы

I. Введение новых слов в словарь

1. Непосредственное ознакомление с окружающим и обогащение словаря.

2. Рассматривание и обследование предметов.

3. Наблюдения за животными, растениями; за деятельностью взрослых.

Эти три метода используются во всех возрастных группах.

4. Осмотры помещения детского сада, целевые прогулки.

5. Экскурсии (социальное окружение, природа) .

Последние два метода используются, начиная со средней группы.

II. Опосредствованное ознакомление с окружающим и обогащение словаря

1. Показ картин с незнакомым (малознакомым) содержанием.

Этот метод используется главным образом в старших группах

2. Чтение и рассказывание литературных произведений.

3. Показ диа-, кино- и видеофильмов, просмотр телепередач.

Два последние метода используются во всех возрастных группах.

III. Закрепление и активизация словаря.

1. Рассматривание игрушек.

2. Рассматривание картин знакомого содержания.

3. Дидактические игры с игрушками, предметами и картинками.

Эти методы используются во всех возрастных группах.

4. Словесные игры используются в средней и старшей группах

5. Лексические (словарные) упражнения используются во всех возрастных группах, чаще в старших.

6. Загадывание и отгадывание загадок используется во всех возрастных группах.

7. Рассказывание детьми (разные типы связных высказывания на разном материале) используется преимущественно в средней и старших группах.

В старшем дошкольном возрасте задача воспитателя состоит в наполнении конкретным содержанием имеющихся у детей слов, уточнении их смысла, активизации в речи. Детей учат использовать антонимы для обозначения величины, цвета (большой- маленький, длинный – короткий, светлый – темный); продолжают развивать понимание и навыки употреблении слов, выражающих видовые и ролевые понятия, формируют умение использовать обобщающие слова (овощи, посуда, мебель, игрушки, одежда). В старшем дошкольном возрасте обогащение словаря, усвоение новых слов идет в практическом плане. Безусловно, если бы не было такого речевого опыта, нельзя было бы говорить о дальнейшем речевом развитии детей на более высоком уровне. Но для успешного дальнейшего обучения ребенка в школе необходимо, чтобы ребенок своевременно перешел на "теоретические" позиции относительно речевой действительности, чтобы система родного языка, его элементы выступали как объект его сознательной деятельности. Осознание языковых явлений обеспечивает возможность перевода речевых умений и навыков в произвольный план.

К концу года дети должны уметь

Участвовать в беседе.

Аргументированно и доброжелательно оценивать ответ, высказывание сверстника.

Составлять пo образцу рассказы по сюжетной картине, по набору картинок; последовательно, без существенных пропусков пересказывать небольшие литературные произведения.

Определять место звука в слове.

Подбирать к существительным несколько прилагательных; заменять слово другим словом со сходным значением.