Высший суд Европейского Союза в Люксембурге подтвердил права беженцев, подвергающихся на родине преследованиям по религиозным мотивам. Теперь им будет легче получить убежище в странах Евросоюза, в том числе и в Германии.

Европейский суд в Люксембурге вынес 5 сентября решение: страны Евросоюза обязаны предоставлять убежище иностранцам, которые подвергаются дома преследованиям за публичные проявления своей религиозной принадлежности, если эти преследования будут признаны достаточно серьезными.

Кто в Евросоюзе может претендовать на статус беженца

Действующая директива Евросоюза о предоставлении статуса беженца предусматривает, что в ЕС должны в принципе давать этот статус гражданам третьих стран, если они у себя на родине подвергаются преследованиям по расовым, религиозным, национальным и политическим мотивам или из-за принадлежности к определенной социальной группе. Как преследования расцениваются действия, которые представляют собой грубые нарушения основных прав человека.

Все это - в теории. А на практике исход запросов о предоставлении убежища зачастую зависел от того, какие нарушения суды трактовали как «достаточно тяжкие». Например, когда речь шла о преследованиях по религиозным мотивам, суды, особенно в Германии, приводили такой аргумент: если лица, исповедующие запрещенную в какой-либо стране религию, не могут проявлять свою религиозную принадлежность открыто, то они ведь могут делать это в частном порядке, не привлекая внимания общественности.

Немецкие суды вынуждены разбираться в течениях ислама

Запрос, по которому было принято решение Европейского суда, поступил в Люксембург из Германии. Речь шла о предоставлении убежища двум беженцам из Пакистана, принадлежащим к ахмадийской мусульманской общине. Ахмадия - это обновленческое течение в исламе. Однако в Пакистане, где большинство населения составляют мусульмане-сунниты, ахмадитам запрещено называть себя мусульманами и отправлять свой религиозный культ. Нарушения караются лишением свободы на срок до трех лет.

Ахмад - второе имя пророка Мухаммеда. А основатель Ахмадии - Мирза Гулам Ахмад - провозглашал себя, среди прочего, перевоплощением пророка. Между тем кощунственные высказывания о пророке Мухаммеде в Пакистане могут повлечь за собой пожизненное заключение или даже смертную казнь.

Суды разных инстанций выносили в ФРГ прямо противоположные решения по делу двух пакистанских беженцев, пока Верховный административный суд Германии не обратился к Высшему суду Европейского Союза.

Угроза смертной казни - достаточно тяжкий вид преследования

Теперь Европейский суд внес некоторую ясность в практику применения закона. Во-первых, он указал, что свобода вероисповедания предполагает и право на публичное проявление своей религиозной принадлежности и открытое отправление религиозных обрядов.

Во-вторых, решающим фактором при решении вопроса о предоставлении статуса беженца является только жесткость преследований и тяжесть наказаний, которые грозят верующему. Представитель ахмадийской общины в Германии Мухаммед Дауд Майока указывает, что хотя до сих в Пакистане ни один смертный приговор в отношении ахмадитов не был приведен в исполнение, немало его единоверцев, приговоренных к высшей мере, сидят в камерах смертников, ожидая решения своей судьбы.

Новые критерии

Европейский суд сформулировал целый ряд критериев, с помощью которых впредь предстоит определять, можно ли расценивать преследования как «достаточно тяжкие». Правоведы, проанализировав все юридические тонкости, приходят к выводу: это решение серьезно защитило права лиц, добивающихся в странах ЕС убежища по религиозным мотивам.

Юрист неправительственной организации Pro Asyl Марай Пельцер (Marei Pelzer) в интервью католической радиостанции Dom Radio указывает, что раньше суды в Германии очень узко интерпретировали положения Женевской конвенции о статусе беженцев. Теперь предстоит пересмотреть многие старые решения. Кроме того, вновь прибывающие беженцы могут и в Германии публично проявлять свою религиозную принадлежность. Например, бывшие мусульмане из Ирака, принявшие христианство, смогут открыто исповедовать свою религию.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Другой причиной для получения убежища в США, являются преследование из-за Ваших религиозных взглядов и верований. Так, любая религиозная организация преследует некоторые цели, которые чаще всего сходны у всех религий. К ним можно отнести проповедование учений, взглядов, верований, а также вовлечение в религиозную организацию новых членов. Чаще всего такие цели достигаются путём проведения проповедей, религиозных обрядов, ритуальных мероприятий, обрядов посвящения. Зачастую религиозная организация проводит обучающие мероприятия, создаёт учебные заведения и, конечно, активно пропагандирует веру. Нападки на сторонников той или иной веры нередки, особенно часто страдают священнослужители и ярые поклонники религии.

Так, в тяжелое советское время уничтожались мечети, синагоги, храмы, церкви, монастыри, а оставшиеся были осквернены путём переоборудования их в хозяйственные постройки, хлева, склады. Представители же всех религий были подвергнуты тяжким гонениям, многие сосланы в лагеря, расстреляны, повешены. Проведение религиозных мероприятий долгие социалистические годы находилось либо под запретом, либо под жесточайшим контролем со стороны властей. А участие в богослужениях молодого поколения не допускалось практически повсеместно.

Политическое убежище по религии в США

С разрушением Советского Союза ситуация конечно же изменилась, но, вместе с тем, сохраняются некоторые пережитки красного времени. Гласно и негласно, запрещены и всячески преследуются такие религиозные течения как баптизм, пятидесятничество, представители организации Адвентисты Седьмого Дня. Представителям этих религиозных направлений христианства немного проще политическое убежище, так как со стороны Правительства США они рассматриваются как потенциальные жертвы гонений и преследований на территории бывшего СССР. Причём такие гонения необязательно должны быть выражены запретом на проповедование учений и верований, а также могут выражаться в отказе при поступлении в учебное заведение, увольнении с работы либо ином преследовании со стороны представителей других религиозных организаций. Нередки также случаи гонений на группы верующих, проживающих на тех территориях, где эта группа является меньшинством:

  1. Гонения на мусульман, притеснения, запреты на проведение ритуалов, праздников. Преследования могут также выражаться в установлении обязательной формы одежды.
  2. Преследование православных, пятидесятников, баптистов проживающих на территориях мусульманских государств, таких как , Таджикистан, Туркмения, Узбекистан. Может выражаться в лишении прав таких меньшинств, агрессивных попытках вовлечения в другую религию, установлению обязательных требований к одежде.
  3. Также часто объектам преследования являются женщины, проживающие в мусульманских республиках. Причиной таких притеснений чаще всего могут быть нежелание женщин следовать мусульманским законам, традициям и устоям, предъявляемым к поведению, внешнему виду и положению женщины в мусульманском обществе.

В целом, можно сказать, что преследование по религиозным мотивам является достаточно распространенным, и этому как нельзя кстати, способствует законодательная политика некоторых государств. Так, недавно был принят репрессивный закон, который поставил вне правового поля любую незарегистрированную религиозную организацию. Такой закон предусматривает обязательную предварительную цензуру для религиозной литературы, вводит запрет для иностранных граждан на занятие религиозной деятельностью. А все религиозные учения и публикации будут ограничены учениями десяти зарегистрированных общин. Кроме того, установлен запрет на религиозные встречи, проводящиеся в домах верующих. И примеров такого рода ограничений на проповедование иных религиозных взглядов кроме официального господствующих достаточно много. Также может являться основанием для лицами, пострадавшими в результате их отнесения к тому либо иному религиозному течение.

Следует отметить, что шансов для получения убежища несколько прибавится, если свою позицию удастся подкрепить данными из международных правозащитных организаций таких, как Human Rights Watch и Amnesty International .

В глухих таежных уголках Рудного Алтая, в окрестностях Риддера (Восточно-Казахстанская область), все еще живут . Эти люди не пользуются благами цивилизации, отвергают мобильную связь и интернет. Историю первых поселенцев этих мест бережно хранят в городском историко-краеведческом музее Риддера и локальных старообрядческих музеях в кержацких деревнях и селах небольшого региона. По данным хранителя фонда музея Риддера Галины Полтораниной , первая волна поселенцев появилась здесь не так давно, в конце XVII века.

«Первыми поселенцами здесь были крестьяне-староверы. Попали они сюда не по доброй воле, а после раскола Русской православной церкви при патриархе Никоне и царе Алексее Михайловиче. Из-за церковных и политических разногласий старообрядцы подвергались гонениям. Им призывали обрезать уши, чтобы они не могли слышать, и вырывать языки, чтобы они не могли агитировать за старую веру. Поэтому они бежали в далекие необжитые края. Попав сюда, старообрядцы были поражены. В реках кишмя кишела рыба, леса были полны зверя. Было очень много промысловой птицы, кроме того, они увидели выходящие на поверхность руды цветных и драгоценных металлов. Суровые, молчаливые, но работящие люди постепенно стали покорять этот богатый и суровый, безлюдный таежный край. Их не забирали в рекруты, они не платили налоги. Это было как государство в государстве. Проживая в этих деревнях, они больше чем на столетие законсервировали свои устои и культуру. Это было до самого прихода Советской власти !», — рассказывает она.

Позже эти земли стали называть Беловодьем , отождествляя вольный, лишенный правительственного надзора край с мифической страной из чрезвычайно распространенной среди старообрядцев утопической легенды, где они имеют свои церкви, в которых богослужение идет по старым книгам, таинства крещения и брака совершаются по солнцу, за царя не молятся, крестятся двумя перстами.

Удивительно, но этот богатый рудами, плодородной землей, рыбой и зверем край был практически не заселен. Несмотря на найденные древние выработки, следов дальнейшего присутствия здесь людей археологи не обнаружили. Складывается впечатление, что жители Рудного Алтая покинули свою землю больше тысячи лет назад, но на их место никто не пришел. Причины этого неизвестны. Легенд среди населения много, в том числе присутствует история о могиле Чингисхана, но ни одна из них научно не подтверждена. Местные историки называют древних жителей «чудью белоглазой », но это не совсем верный термин, и пошел он от книги Рериха «Сердце Азии ». В ней он описал свою встречу со старовером в Алтайском Крае, который отвел его на холм погребений и передал одну из легенд:

Вот здесь и ушла Чудь под землю. Когда Белый царь пришел Алтай воевать и как зацвела белая береза в нашем краю, так и не захотела Чудь остаться под Белым царем. Ушла Чудь под землю и завалила проходы каменьями. Сами можете видеть их бывшие входы. Только не навсегда ушла Чудь. Когда вернется счастливое время и придут люди из Беловодья и дадут всему народу великую науку, тогда придет опять Чудь, со всеми добытыми сокровищами.

Первые поселенцы основали несколько деревень, но массовое переселение людей старой веры было стимулировано императрицей Екатериной II. Расселение происходило небольшими заимками, представляющими собой хозяйственный комплекс одной или двух родственных семей. Они получили названия по фамилиям первых поселенцев, пришедших на Убу еще при крепостном праве.

«Староверческое население формировалось в несколько потоков. Первый поток пошел с момента никонианской реформы, с момента гонений, это XVII век. Они шли по рекам туда, где их не могло достать государство. Это очень маленькая волна. Жили здесь в основном семьями и не держали никакой связи с внешним миром. Вторая волна пришла по указу Екатерины II: старообрядцы, которые бежали на территорию Польши, переселялись сюда добровольно, для того чтобы осваивать пустой край. Они освобождались от службы, различных повинностей, им давали земли столько, сколько они в состоянии были обработать. Это уже 1747 год. Потом был повторный указ о массовом переселении. Уже с прицелом на то, чтобы старообрядцы поставляли провизию для работников открытых здесь в конце XVIII века рудников полиметаллических и драгоценных руд. К моменту основания Риддерского рудника, вокруг него было больше двух десятков староверческих деревень. В них жили представители как поповских, так и беспоповских согласий, стариковцы и поморцы. Некоторые из них сохранились и поныне, но истинных старообрядцев, которые бы придерживались всех заповедей, в них уже не найти — слишком глубоко проникла цивилизация », — поведала экскурсовод Елена Путинцева .

В местных музеях довольно неплохие старообрядческие экспозиции. Потомки староверов, решившие переехать в город, до сих пор несут сюда старинные вещи и семейные фотографии, чтобы их память не канула в Лету.

Жили поселенцы большими семьями по 20-30 человек, объединявшими три поколения. Все беспрекословно подчинялись главе дома — большаку, как правило, старшему мужчине. Обязанности по ведению хозяйства и домашние хлопоты делилась между всеми трудоспособными, начиная с детей. Такая семья была самостоятельной экономической единицей, способной обеспечить себя всем необходимым. Мир и покой в доме держались не на страхе — на любви и уважении.

Основой этого благополучия было крепкое материальное положение местных крестьян: их трудолюбие удачно сочеталось с природным богатством края, что и обеспечивало безбедную жизнь. Исследователи удивлялись их целомудрию, уму, закалке и приверженности к своей вере. Они старались не разговаривать с посторонними и ограничивали общение до минимума.

Когда же были вынуждены приезжать в города или деревни на продажу своего меда, пушнины и зерна, были немногословны, а по возвращению домой накладывали на себя епитимью. Били 1000 поклонов или читали такое же количество молитв. Старообрядцам запрещалось пить алкогольные напитки, курить, стричь бороду. Самой большой ценностью в семье считалась молитвенная книга, отпечатанная на старославянском языке. Научные экспедиции в эти края больше не проводят. Лишь энтузиасты совершают вылазки в попытке узнать историю родного края. Им открывается неприглядная картина.

Большинство старообрядческих поселений в тайге близ Риддера уже давно заброшено. Как ни старались кержаки ограничить контакт с внешним миром, во времена советской власти им приходилось отдавать детей на учебу в школы-интернаты, и многие уже не возвращались к своим истокам. Практически забыты уникальные ремесла. На весь регион остался лишь один умелец, изготавливающий староверческие сапоги — бутылы, и у него нет учеников.

Заброшенные церкви все еще можно увидеть, их не растаскивают местные жители. Безмолвные свидетели того, как цивилизация победила староверов: современные настенные календари в полусгнивших бревенчатых срубах, крашеные окна, ржавые тракторы. На сегодняшний день истинных староверов, придерживающихся всех устоев, здесь не осталось вообще.

В глубине тайги осталось несколько заимок, где полностью отсутствует электричество, нет интернета и мобильной связи. Здесь живут натуральным хозяйством и на стол ставят только свое. Основной доход — пушной зверь и пасеки. Мед таежные жители продают в Риддере. Здесь же большинство из них имеет и квартиры, и официальную прописку.

«Они хорошо знают, как вести хозяйство в тайге, у них там есть скот и пасеки, они выезжают на охоту. Они не отрекаются от технического прогресса, с удовольствием покупают то, что пригождается им в хозяйстве. Машины, квадроциклы, тяжелую технику. То есть они признают научный прогресс и идут с ним в ногу. Единственное, что осталось староверческое, — это, наверное, их жизненные устои, принципы формирования семьи, мироощущение и взаимоотношения с Богом », — говорит краевед Елена Лямкина .

К сожалению, придерживающиеся этих принципов таежные жители все так же скупо идут на контакт и долго присматриваются к новым людям, прежде чем согласиться на разговор. Поэтому повествование от первого лица пока остается под вопросом.

———————————

Русские эмигранты, о которых пойдет речь ниже, вовсе не те эмигранты, что заполонили в девяностые и нулевые Европу и США. Эти русские, точнее даже не они, а их предки, переехали сюда ещё до Октябрьской Революции, а кто-то и после Великой Отечественной Войны. Интересно же посмотреть, как они, находясь в изоляции, сумели сохранить свою культуру и свой язык. Тем более, что большинство из них, это староверы - приверженцы той Православной церкви, что была до Петра I.

Но в Бразилии с этим делом оказалось сложно. Выяснить, где эти колонии располагаются, оказалось делом крайне затруднительным. Активный поиск по интернету показал, что основных таких колонии три - в Мато Гроссо, Амазонии и Паране. Первые две располагались крайне далеко от нашего пути, а про ту, что на границе штатов Парана и Сан-Паулу, в интернете практически никакой информации не было. Русская пара, у которой мы вписывались в Куритибе, рассказала про примерное место их нахождения. Но мы всё же решили попытать счастья в других странах, в частности - в Уругвае. Оказалось, что здесь это сделать на порядок порядок проще.



В эстонской глубинке староверы берегут русский язык и традиции

Cовременные последователи староверов уже привыкли вместе со всеми отмечать праздник в ночь на 1 января, но вера до сих пор не позволяет им ждать подарков от язычника - Мороза. О том, как традиции и современность уживаются в общине причудских староверов, «МК» в Питере» узнал, побывав в гостях у этих «наших людей в Эстонии».

Никакого волшебства под елкой

Для староверов, конечно, Рождество важнее Нового года. Его отмечают, как и в России, в ночь на 7 января. Но и Новый год уже давно прижился в старообрядческих общинах. Правда, там гораздо строже соблюдается рождественский пост, а потому 31 декабря стол от яств не ломится.



Страна запретов

Место, откуда нет ни одной фотографии в интернете. Деревня, в которой мужчины - рыжие, голубоглазые бородачи - завидные женихи для невест из Бразилии и США. Здесь не ловят мобильники, нет ни одной спутниковой тарелки, а связь с миром - один-единственный таксофон. Восточная Сибирь. Туруханский край. Староверческая деревня Сандакчес. Журнал «Батенька, да вы трансформер» - первое издание, автору которого местные жители доверяли свои тайны.



В диких условиях: История семьи, 40 лет прожившей в тайге без связи с внешним миром

Про эту отшельницу мы писали уже не раз. Последний визит . Сегодня очередная свежая статья о том, как выживала семья Агафьи Лыковой, последней из семьи отшельников, дожившей до наших времен.

Пока человечество переживало Вторую мировую войну и запускало первые космические спутники, семья русских отшельников боролась за выживание, поедая кору и заново изобретая примитивные инструменты быта в глухой тайге, за 250 километров до ближайшего поселка. Журнал Smithsonianmag вспоминает, зачем они бежали от цивилизации и как пережили столкновение с ней.



"Agafia" (док. фильм)

Агафья Карповна Лыкова (род. 16 апреля 1944 г., РСФСР) - известная сибирская отшельница из семьи старообрядцев-беспоповцев Лыковых, проживающая на заимке Лыковых в лесном массиве Абаканского хребта Западного Саяна (Хакасия). Этот фильм про нее снят в прошлом году. Отличное качество и красивые виды природы дополняют и подчеркивают эту увлекательную историю про одну из самых известных женщин в России и ближнем зарубежье.

Благодаря этой замечательной документальной ленте от "Russia Today" теперь эту женщину знают и во многих других частях света. Хоть фильм и для англоязычного зрителя, но в основном разговор идет на русском с английскими субтитрами. Так что смотрим. А в качестве бонуса небольшая статья: "КАК ДОЛЖНА ЖИТЬ СЕМЬЯ ПО «ДОМОСТРОЮ» - сборнику советов и поучений 16 века".



Староверы Дерсу. Как живет отдельно взятая семья.

Про староверов из глубин Уссурийской тайги, которые переселились в Россию из Южной Америки, уже был рассказ . Сегодня благодаря Александру Хитрову из Владивостока мы снова побываем там. А конкретно - в семье Мурачевых.

В октябре нам снова довелось побывать у староверов В Дерсу. На этот раз поездка несла благотворительный характер. Семье Мурачевых, у которых гостили в прошлый раз, мы передали сто кур-несушек и 5 мешков корма для них. Спонсорами этой поездки выступили: группа компаний "Sladva", основатель сети "Шинтоп" и Президент фонда гражданских инициатив "Русь" Дмитрий Царев, "Птицефабрика Уссурийская", а также родители младшей группы детского сада "Морячок". От себя лично, от моего коллеги Вадима Шкодина, написавшего проникновенные тексты о быте старообрядцев, а также от семьи Ивана и Александры Мурачевых выражаем всем огромную благодарность за помощь и неравнодушие!



Домовина

На фото могилка младенца на староверском кладбище в с. Усть-Цильма. Проживают там старообрядцы поморского безпоповского согласия. Конечно же, домовины и голбцы, ето отголоски язычества. Чтобы совместить с христианством, в них стали врезать медные иконки или кресты. К сожалению сейчас, почти со всех старых кладбищ, их украли... чтоб у воришек руки отсохли.

Давайте узнаем подробнее про это символическое сооружение с двухсторонней крышей на могилах старообрядцев и немного других фактов о погребении на Руси...



Лишь в России найдется потерянный рай. Не нужны ни Бразилия, ни Уругвай.

История эта была громкая. Шесть лет назад в Приморье и другие российские регионы, под гарантии государственной программы по добровольному переселению в Россию соотечественников из-за рубежа, начали возвращаться на свою историческую Родину староверы из Южной Америки – Бразилии, Боливии, Уругвая. Необычные внешне, они вызвали в современном российском обществе острый этнографический интерес. Бородатые мужчины – косоворотки с домашней вышивкой, кушаки. Ясноглазые женщины – самошитые разноцветные сарафаны до пят, спрятанные под уборы косы до пояса… Приверженцы старой – дониконианской – древлеправославной веры словно сошли с фотографий давних времен и явились России наяву, живыми и здоровыми.

Они приехали большими многодетными семьями (в отличие от нас, многогрешных, староверы рожают столько, сколько Бог дает). И отправились подальше от нашего любопытства – в глушь, в брошенные дальние села, куда и не каждый джип доберется. Одно из таких – село Дерсу - расположилось в глубине Уссурийской тайги в Красноармейском районе Приморья.



Как живут староверы

Пишет Сергей Доля: Богослужебная реформа патриарха Никона в XVII веке, привела к расколу в Церкви и гонениям инакомыслящих. Основная масса старообрядцев попали в Туву в конце XIX века. Тогда эта земля принадлежала Китаю, что защищало староверов от репрессий. Они стремились селиться в безлюдных и малодоступных уголках, где никто не стал бы притеснять их за веру.

Перед тем как уходить со старых мест, староверы отправляли разведчиков. Их посылали налегке, снабжая лишь самым необходимым: лошадьми, провиантом, одеждой. Затем переселенцы отправлялись большими семьями, обычно зимой по Енисею, со всей живностью, домашним скрабом и детьми. Нередко люди гибли, попадая в полыньи. Те, кому посчастливилось дойти живыми-здоровыми, тщательно выбирали место для поселения, чтобы можно было заниматься земледелием, хлебопашеством, завести огород и т.д.

Староверы до сих пор живут в Туве. К примеру, Эржей - крупнейшее староверческое село в Каа-Хемском районе с населением более 200 жителей. Подробнее о нем в сегодняшнем посте...



Эстонский Пийрисаар - остров гостеприимных староверов

Пийрисаар, (от эст. Piirissaar) он же Желачок - крупнейший остров в пресноводном Чудском озере и второй по величине в Псковско-Чудском бассейне после острова Колпина. Принадлежит республике Эстония, административно подчиняется уезду Тартумаа в составе волости Пийриссааре.


Фото: Михаил Трибой

Когда то он приютил бежавших от реформ староверов, которые основали русскую общину. В настоящее время коренное население - 104 человека, говорят по-русски и невероятно гостеприимны. В этом убедились журналисты НТВ. Смотрим репортаж ниже...



В гостях у Агафьи Лыковой

Про знаменитую отшельницу Агафью Карповну Лыкову, проживающей на заимке в верховьях реки Еринат в Западной Сибири за 300 км от цивилизации мы уже писали не раз. Например и . Совсем недавно в очередной раз ее навестили цивилизованные люди и сделали небольшой репортаж.

Пишет Денис Мукимов : Первоочередной целью полета в хакасскую тайгу было традиционное противопаводковое мероприятие - обследование снежных запасов в верховьях реки Абакан. За одно ненадолго остановились у Агафьи Лыковой...



40 лет русская семья жила, не общаясь с внешним миром, не зная о Второй мировой войне

Лето в Сибири недолгое. Снег сходит только в мае, а холод возвращается уже в сентябре. Он превращает тайгу в замороженный натюрморт, приводящий в трепет своим холодным запустением и бескрайними километрами колючих сосновых и мягких березовых лесов, где спят медведи и бродят голодные волки, где стоят горы с крутыми склонами, где реки с прозрачной водой текут потоками через долины, где сотни тысяч мерзлых топей. Этот лес – последний и самый величественный в дикой природе нашей планеты. Он простирается от крайних северных районов российской Арктики на юг до самой Монголии, и от Урала до Тихого океана. Пять миллионов квадратных миль с населением лишь в несколько тысяч человек, если не считать немногочисленные города.

Но когда приходят теплые дни, тайга расцветает, и в течение нескольких коротких месяцев она может показаться почти гостеприимной. И вот тогда человек может заглянуть в этот скрытый мир – но не с земли, ибо тайга может проглотить целые армии путешественников, а с воздуха. В Сибири находится большая часть российской нефти и минералов, и с годами даже самые дальние ее уголки облетели разведчики недр и изыскатели в поисках полезных ископаемых, чтобы затем снова вернуться в свои лагеря в лесной глуши, где идет работа по их добыче.

Так было и в 1978 году в удаленном лесном краю на юге страны. На поиски безопасного места для высадки партии геологов был послан вертолет. Он бойко летел над лесными массивами примерно в паре сотен километров от монгольской границы, пока не наткнулся на густо заросшую лесом долину, где протекал безымянный приток Абакана, представляющий собой серебристую ленту воды, бегущую по небезопасной местности. Долина была узкая, похожая на ущелье, а склоны гор порой вытягивались почти вертикально. Тонкие сосны и березы, сгибавшиеся от нисходящего потока воздуха вертолетных лопастей, росли настолько густо, что посадить машину не было никакой возможности. Вдруг, пристально вглядываясь через переднее стекло в тайгу в поисках места для посадки, летчик увидел нечто такое, чего там быть не могло. На склоне горы на высоте примерно 1800 метров показался расчищенный участок, вклинившийся между соснами и лиственницами, и перепаханный длинными и темными бороздами. Озадаченные вертолетчики несколько раз пролетели над поляной, а потом скрепя сердце признали, что это следы обитания человека - огород, который, если судить по размерам и форме участка, находится там уже давно.

Маршрут по местам связанным со старообрядчеством разрабатывают в Алтайской государственной академии культуры и искусств. Известно, что в Алтайском каре нашло приют немало православных из России после раскола церкви при патриархе Никоне 17-го века. Недаром во время переписи населения во второй половине 19-го века 45% жителей Бийского уезда в графе «Религиозные убеждения» написали потомки староверов.

В Алтайском крае уже есть туристические объекты, связанные с жизнью старообрядцев: музей «Горница» в селе Топольное Солонешенского района, проект экологической старообрядческой деревни Анамас в Ельцовском районе . Безусловно, самый живой интерес вызывают поселения, где кержаки по-прежнему живут своей обособленной жизнью. А такие в Алтайском крае есть. В осеннюю и весеннюю распутицу на транспорте к ним не добраться, только летом или зимой после буранов. А так только пешком полтора десятка километров по горной тайге.

«Но, не столько транспортные трудности (настоящего туриста, желающего увидеть что-то необычное, это не остановит), сколько другая сторона дела заставляет не торопиться с желанием организовать экскурсии в поселения староверов. В этом еще раз убедила недавняя поездка к ним. Несмотря на то, что даже внешне они не похожи на нас - небритые с большими бородами мужчины, старающиеся не показываться на глаза приезжим скромные женщины, своеобразный неторопливый говор - но одеты в привычную для нас одежду, есть трактор с ножом для расчистки дороги, снегоходы и даже солнечные батареи, а также небольшая школа для начального образования, - рассказал Сергей Харламов, заведующий кафедрой социально-культурного сервиса и туризма Алтайской государственной академии культуры и искусств . - Уклад жизни этих людей сложившийся за три с половиной столетия после Раскола в постоянном труде в удаленном от остального человеческого общества с соблюдением канонов старой православной веры - очень не похож на наш образ жизни. Нельзя своими стремлениями навредить их жизни. Одна из задач исследований кафедры заключается в том, чтобы предложить варианты введения в туристский оборот такой привлекательной темы, как знакомство с наследием старообрядчества».

Тема старообрядчества интересна в туризме и не только для жителей России, но и для путешествующих из-за рубежа. Есть хороший пример в Бурятии в Тарбагатайском районе, где семейная община старообрядцев постоянно принимает экскурсионные группы; в Республике Тыва путешествующие по рекам в верховьях Енисея подолгу задерживаются на стоянках специально оборудованных староверами для приема туристов; в Республике Алтай очень популярным является старообрядческое село Верхний Уймон.

Информация предоставлена кафедрой социально-культурного сервиса и туризма Алтайской государственной академии культуры и искусств.


Алтайский край

Официально. Алтайский край расположен на юго-востоке Западной Сибири, 3419 км от Москвы. Территория 168 000 квадратных км.

Неформально. Алтайский край очень большой и разнообразный. Топография изменяется по мере продвижения по территории. Он, как будто, растущий медведь, сначала тихий и спокойный, потом огромный и величественный. Так степи и равнины вырастают в предгорья и горы.

Официально. Климат умеренно-континентальный, формируется в результате частой смены воздушных масс.

Неофициально. Четыре сезона имеют много вариантов, и каждый год возвращайтесь, чтобы увидеть их с разных сторон. Можно приехать в жаркое лето, а можно - в прохладу и дождь. Даешь разнообразие! - вот главное правило погоды Алтая.

Лето и Алтайские горы

Официально: Алтайские горы - это сложнейшая система высочайших на территории Сибири хребтов, которые разделяются глубокими долинами горных рек и обширными котловинами, расположенными внутри гор.

Неформально: Природа Алтая восхитительна. Туристы со всего земного шара спешат в эти места насладиться прекрасными видами высоких гор, горных рек, таинственных пещер и безлюдных просторов. Окунитесь в спокойствие и красоту этих мест.


Заселение Алтайского края началось
в ХVIII веке

Молодой России требовался металл для производства оружия и монет. Уральский заводчик Акинфий Демидов основал в 1729 году первый металлургический завод - Колывано-Воскресенский. Недра Алтая были богаты и серебром. В 1744 году Демидов начал производство серебра. Результатом деятельности в Алтайском крае Акинфия Демидова было установление феодальной горной промышленности на основе крепостного труда приписных крестьян и ремесленников.

Событийный туризм в Алтайском крае

Создание и развитие ярких, интересных событий в деловой, культурной, спортивной жизни Алтайского края стало основой развития в регионе событийного туризма. В крае ежегодно проходит более десятка фестивалей, форумов, праздников, способных привлечь тысячи туристов из различных регионов России и из-за рубежа. Это Международный туристский форум «VISIT ALTAI», праздник «Цветение маральника», фестиваль напитков «Алтайфест», День России на «Бирюзовой Катуни», фестиваль «Шукшинские дни на Алтае», Международный молодежный форум АТР, форум ШОС, Сибирский международный форум по оздоровительному и медицинскому туризму, праздник «Алтайская зимовка» и многие другие.