Но самый главный памятник усопшему тирану находился в столице, Москве, в самом ее сердце. Сталин в Мавзолее лежал рядом с незыблемой, несокрушимой и краеугольной святыней, мумией создателя первого в мире социалистического государства, куда сам же ее и поместил. Для поборника ленинских норм руководства Первого секретаря ЦК КПСС Н. С. Хрущева это соседство было невыносимым.

Для того чтобы разобраться с советской реликвийной символикой, необходима некоторая ретроспекция в начало 1924 года, следует проанализировать события, последовавшие за смертью В. И. Ленина.

Так как вождь партии большевиков был атеистом, то и к обрядовой стороне жизни он относился соответственно, то есть почти никак.

Разумеется, за годы Гражданской войны сформировался определенный набор ритуалов, сопровождавших прощания с погибшими борцами за народное счастье. Процедура похорон включала, как правило, склонение красных знамен, исполнение духовыми оркестрами партийного гимна - «Интернационала», речи (порой политически безграмотные) разных боевых (и не очень) товарищей (не всегда трезвых), сопровождаемые клятвами верности и обещаниями отомстить «контре».

В случае со столь величественной фигурой, как Ленин, этого было явно недостаточно. И тогда в организацию траурной церемонии включился специалист с незаконченным семинарским образованием, товарищ Сталин. В Мавзолее, сколоченном сначала из досок, был поставлен гроб, и все желающие смогли посмотреть на усопшего вождя всех пролетариев мира. Так как таковых оказалось очень много, то время доступа народа к телу было продлено, а затем было принято решение о консервации трупа методом бальзамирования. Сделано это было с большим опозданием.


Мавзолейная наука

За время нахождения в Мавзолее тела Ленина советская наука совершила масштабный рывок в уникальном направлении. И до этого были случаи успешного бальзамирования трупов, в некоторых странах в древнейшие времена люди стремились сохранить телесные оболочки своих правителей и выдающихся деятелей, но навыки эти, достигнув уровня искусства, хранились в тайне, и отчасти по этой причине утратились.

В новейшей истории известен случай, связанный с бальзамированием по технологии, разработанной великим хирургом Пироговым, и примененной к нему же после его смерти. Однако и этот метод имел, по всей видимости, множество тонкостей, воспроизвести его оказалось непросто. Поэтому советским анатомам пришлось изобретать свой способ, включавший вынужденно не только операцию по сохранению тканей, но и частичное их восстановление. Сталин лежал в Мавзолее почти девять лет, его труп также был забальзамирован, и специалисты, работающие в спецлаборатории, занимающиеся вопросами сохранения мумии Ленина, обоснованно предполагают, что даже сегодня, после десятилетий лежания в обычной могиле, не исключено, что тело второго советского вождя находится во вполне сносной форме. Хотя и с некоторыми оговорками.


Реликвии навсегда?

Вопрос о том, целесообразно ли выставлять на обозрение широких масс мертвое тело, сегодня лежит, скорее, в морально-этической, чем в политической плоскости. Число людей, для которых имя Ленина остается святым, сегодня не очень велико, хотя и утверждать, что таковых нет вовсе, тоже нельзя.

Не менее значимой реликвией для многих советских людей было тело Иосифа Виссарионовича. С 1953 по 1962 год они знали, что оба великих правителя, соратника и революционера Ленин и Сталин - в Мавзолее. Фото их тел почти нигде не публиковались, но посмотреть на них мог каждый, кто приезжал в Москву и выстоял длинную очередь. Казалось, что теперь так будет всегда.


Эксцессы

За годы сталинского правления так и не был создан «новый человек», необходимый для полной победы коммунизма. Зато появился другой типаж, олицетворявший руководителя советского типа. Этот персонаж всегда соглашался с мнением главы партии, и если колебался, то уж точно вместе с генеральной линией.

По иронии судьбы, именно сталинские методы управления были применены при принятии решения об исключении трупа генсека-нарушителя ленинских норм из списка официальных советских святынь. Не все поддержавшие этот почин рабочих Кировского завода были внутренне согласны с ним. Когда Сталина вынесли из Мавзолея, некоторые члены комиссии по перезахоронению прослезились. В разверстую пасть могилы были брошены несколько горстей земли. Это было смело, но до протеста, а тем более бунта не дотягивало. Куда отважнее повели себя офицеры, входившие в похоронную команду. Они отказались срезать с кителя И. В. Сталина пуговицы, сделанные из золота, на чем настаивал сам Первый, и были разжалованы. Других эксцессов не произошло.


«Инициатива снизу»

Формальным инициатором выноса тела Сталина из Мавзолея считается первый секретарь Ленинградской областной парторганизации тов. Спиридонов И. В. Но действовал он по привычной для номенклатуры схеме, согласно которой коммунисты просто поддерживали порыв трудовых масс и, конечно же, возглавляли его.

Собрание рабочих-кировцев, скорее всего, имело место, но повестка и решение были, без сомнения, заранее подготовлены и утверждены «на самом верху». Важен исторический фон, на котором Сталина вынесли из Мавзолея.

Год 1961 был ознаменован многими событиями в жизни всей страны. Заканчивался очередной партийный съезд, XXII. Внутренние дела обстояли не лучшим образом, цены росли. Широкие массы трудящихся вольно и невольно сравнивали хрущевское время с предыдущей эпохой, в которую их, напротив, снижали. Люди помнят хорошее лучше, чем плохое. Даже первый полет человека в космос и испытание самого мощного водородного заряда могли компенсировать отсутствие мяса и колбасы в магазинах лишь частично.


Вынос Сталина из Мавзолея состоялся ночью, сразу незамедлительно после одобрительного голосования Съезда. Происходило оно одновременно с перезахоронением возле Кремлевской стены, где уже заранее была вырыта могила, при свете направленных на нее прожекторов.

Загодя установили и фанерные щиты, отгораживавшие участников процесса, как живых, так и мертвого, от любопытных глаз. Вариант с похоронами на Новодевичьем кладбище был отвергнут во избежание непредсказуемых последствий. Возможно было все, от демонстративного паломничества до похищения гроба.

Когда Сталина вынесли из Мавзолея, с его мундира все же сняли все драгоценные элементы в виде золотых погонов генералиссимуса, звезды Героя Социалистического Труда и пресловутых пуговиц, взамен которых на скорую руку пришили латунные. История умалчивает о том, кто это сделал.

Запрещение прохода на Красную площадь немногочисленным ночным прохожим милиционеры объясняли тем, что готовится парад в честь 7-го Ноября.


Последний парад

В ночь, когда Сталина вынесли из Мавзолея, его, не зная того сами, приветствовали советские войска. По брусчатке прогромыхали гусеницы танков, прорычали моторы грозных боевых машин, и чеканный шаг пехотинцев отражался от стен Кремля. Репетиция и в самом деле состоялась, но для умершего семь лет назад Верховного главнокомандующего это был настоящий парад.

Тем временем облицовку над входом уже снимали, на ее место уже готовилась сохранившаяся еще сталинская надпись с одним именем, но на ее монтаж требовалось время, и пустое место просто закрыли куском материи со словом «ЛЕНИН». Утром главную усыпальницу СССР планировалось открыть для посещения. Прогнозировать реакцию населения было трудно, хотя эту задачу пыталась решить самая влиятельная советская организация - КГБ.


Надгробье

Памятника не было долго, лишь тяжелая горизонтальная плита с лаконично выбитыми буквами и цифрами, означавшими имя, партийный псевдоним и даты границ жизни. Надгробье в виде скульптурного бюста работы Н. Томского появилось почти через десятилетие после того, как Сталина вынесли из Мавзолея.

Год 1970 был тяжелым для советско-китайских отношений. В КНР брежневское руководство считали ревизионистским, умершего вождя почитали наравне с Мао и возмущались неуважительным отношением к его памяти. Но и в самом СССР к концу шестидесятых критическое отношение к Сталину уступило место «взвешенному» подходу к истории, выраженному признанием того, что культ, конечно, был, но и личность тоже имела место.


Ропот

Опасения по поводу того, что, узнавший об отсутствии в мавзолее праха товарища Сталина народ придется усмирять, оказались напрасными. Нежелательные разговоры, конечно, пошли, но они не выходили за рамки обычного обывательского ропота.

Сотрудники госбезопасности отмечали появление политических анекдотов, суть которых сводилась к предположениям о месте будущего захоронения Первого секретаря Хрущева. «Это Никита со своей раскладушкой ломится, товарищ Ленин», - будто бы говорил Сталин Владимиру Ильичу со своим знаменитым кавказским акцентом, услышав грохот у задних дверей Мавзолея.

Причины недовольства были, они приводили ко многим конфликтам, самым известным из которых стало Новочеркасское восстание, случившееся вскоре, но к перемещению мертвого тела эти волнения отношения не имели, народ воспринял произошедшую перемену на Красной площади довольно пассивно. Поклонники жестких методов в лице «твердокаменных» коммунистов возлагали каждый год цветы 5 марта и 21 декабря за мавзолеем, где могила Сталина была окружена другими захоронениями видных деятелей партии. Этим протесты и ограничивались.


Память и история

С точки зрения обычного гражданина России, выросшего в последние два десятилетия, многое в этой истории может быть непонятным. Например, в чем принципиальная разница между двумя обитателями усыпальницы, стоящей и сегодня на Красной площади?

В тот год, когда Сталина вынесли из Мавзолея, главной мыслью, которую партийное руководство пыталось (и не без успеха) донести до сознания широких масс, была идея о том, что Ленин все задумал правильно, но пришедшие после него вожди исказили его замысел. И только теперь, когда к власти наконец-то пришел дорогой Никита Сергеевич, все пойдет как нужно. Вот он, настоящий ленинец.

Современному человеку, знающему и понимающему природу коммунизма, чаще всего непонятно, почему Сталина убрали из Мавзолея, а Ленина нет. Ответ прост, все дело в культуре и отношении к истории собственной страны. Уважать убеждения тех, кто в силу преклонных лет не может и не хочет их менять, просто необходимо. В России и за ее пределами живут и сегодня очень достойные люди, приверженные, тем не менее, коммунистическим идеалам. И с ними нужно считаться, если мы хотим, чтобы и нас уважали наши потомки.

Тpaдиция низвepгaть кyмиpoв нe нoвa. Пocлe XX съезда КПСС в СССР пpoдoлжaли cтoять мoнyмeнты yмepшeмy в 1953 гoдy вoждю пapтии, нo чepeз 2-3 гoдa coвeтcкoe pyкoвoдcтвo cпoхвaтилoсь, и oтдaлo рacпoряжение нaчaть их cнoсить. A oни были рaзными - oт сaмых пpoстых типoвых oбpaзчиков дo oгромных cтaтуй и бapельефов, выcечeнных зaключeнными нa cкaлиcтых кoлымcких бeрeгaх. Но сaмый глaвный пaмятник yсoпшему тирaну нaхoдилcя в cтoлице, Мocквe, в caмoм ee ceрдцe. Сталин в Мавзолее лeжaл рядoм c нeзыблeмoй, нeсoкpyшимoй и кpaеyгoльной cвятынeй, мyмиeй сoздaтeля пeрвoгo в миpe coциaлиcтичecкoгo гocyдapcтвa, кyдa сaм жe ee и пoмecтил. Для пoбoрникa ленинских нopм pyководствa Пeрвoгo сeкpетapя ЦК КПСС Н. С. Хрyщeвa этo coceдcтвo былo невынocимым.



Для того чтобы разобраться с советской реликвийной символикой, необходима некоторая ретроспекция в начало 1924 года, следует проанализировать события, последовавшие за смертью В. И. Ленина.

Так как вождь партии большевиков был атеистом, то и к обрядовой стороне жизни он относился соответственно, то есть почти никак.

Разумеется, за годы Гражданской войны сформировался определенный набор ритуалов, сопровождавших прощания с погибшими борцами за народное счастье. Процедура похорон включала, как правило, склонение красных знамен, исполнение духовыми оркестрами партийного гимна - «Интернационала», речи (порой политически безграмотные) разных боевых (и не очень) товарищей (не всегда трезвых), сопровождаемые клятвами верности и обещаниями отомстить «контре».

В случае со столь величественной фигурой, как Ленин, этого было явно недостаточно. И тогда в организацию траурной церемонии включился специалист с незаконченным семинарским образованием, товарищ Сталин. В Мавзолее, сколоченном сначала из досок, был поставлен гроб, и все желающие смогли посмотреть на усопшего вождя всех пролетариев мира. Так как таковых оказалось очень много, то время доступа народа к телу было продлено, а затем было принято решение о консервации трупа методом бальзамирования. Сделано это было с большим опозданием.

За время нахождения в Мавзолее тела Ленина советская наука совершила масштабный рывок в уникальном направлении. И до этого были случаи успешного бальзамирования трупов, в некоторых странах в древнейшие времена люди стремились сохранить телесные оболочки своих правителей и выдающихся деятелей, но навыки эти, достигнув уровня искусства, хранились в тайне, и отчасти по этой причине утратились.

В новейшей истории известен случай, связанный с бальзамированием по технологии, разработанной великим хирургом Пироговым, и примененной к нему же после его смерти. Однако и этот метод имел, по всей видимости, множество тонкостей, воспроизвести его оказалось непросто. Поэтому советским анатомам пришлось изобретать свой способ, включавший вынужденно не только операцию по сохранению тканей, но и частичное их восстановление. Сталин лежал в Мавзолее почти девять лет, его труп также был забальзамирован, и специалисты, работающие в спецлаборатории, занимающиеся вопросами сохранения мумии Ленина, обоснованно предполагают, что даже сегодня, после десятилетий лежания в обычной могиле, не исключено, что тело второго советского вождя находится во вполне сносной форме. Хотя и с некоторыми оговорками.

Вопрос о том, целесообразно ли выставлять на обозрение широких масс мертвое тело, сегодня лежит, скорее, в морально-этической, чем в политической плоскости. Число людей, для которых имя Ленина остается святым, сегодня не очень велико, хотя и утверждать, что таковых нет вовсе, тоже нельзя.

Не менее значимой реликвией для многих советских людей было тело Иосифа Виссарионовича. С 1953 по 1962 год они знали, что оба великих правителя, соратника и революционера Ленин и Сталин - в Мавзолее. Фото их тел почти нигде не публиковались, но посмотреть на них мог каждый, кто приезжал в Москву и выстоял длинную очередь. Казалось, что теперь так будет всегда.

За годы сталинского правления так и не был создан «новый человек», необходимый для полной победы коммунизма. Зато появился другой типаж, олицетворявший руководителя советского типа. Этот персонаж всегда соглашался с мнением главы партии, и если колебался, то уж точно вместе с генеральной линией.

По иронии судьбы, именно сталинские методы управления были применены при принятии решения об исключении трупа генсека-нарушителя ленинских норм из списка официальных советских святынь. Не все поддержавшие этот почин рабочих Кировского завода были внутренне согласны с ним. Когда Сталина вынесли из Мавзолея, некоторые члены комиссии по перезахоронению прослезились. В разверстую пасть могилы были брошены несколько горстей земли. Это было смело, но до протеста, а тем более бунта недотягивало. Куда отважнее повели себя офицеры, входившие в похоронную команду. Они отказались срезать с кителя И. В. Сталина пуговицы, сделанные из золота, на чем настаивал сам Первый, и были разжалованы. Других эксцессов не произошло.

Формальным инициатором выноса тела Сталина из Мавзолея считается первый секретарь Ленинградской областной парторганизации тов. Спиридонов И. В. Но действовал он по привычной для номенклатуры схеме, согласно которой коммунисты просто поддерживали порыв трудовых масс и, конечно же, возглавляли его.

Собрание рабочих-кировцев, скорее всего, имело место, но повестка и решение были, без сомнения, заранее подготовлены и утверждены «на самом верху». Важен исторический фон, на котором Сталина вынесли из Мавзолея.

Год 1961 был ознаменован многими событиями в жизни всей страны. Заканчивался очередной партийный съезд, XXII. Внутренние дела обстояли не лучшим образом, цены росли. Широкие массы трудящихся вольно и невольно сравнивали хрущевское время с предыдущей эпохой, в которую их, напротив, снижали. Люди помнят хорошее лучше, чем плохое. Даже первый полет человека в космос и испытание самого мощного водородного заряда могли компенсировать отсутствие мяса и колбасы в магазинах лишь частично.

Вынос Сталина из Мавзолея состоялся ночью, сразу незамедлительно после одобрительного голосования Съезда. Происходило оно одновременно с перезахоронением возле Кремлевской стены, где уже заранее была вырыта могила, при свете направленных на нее прожекторов.

Загодя установили и фанерные щиты, отгораживавшие участников процесса, как живых, так и мертвого, от любопытных глаз. Вариант с похоронами на Новодевичьем кладбище был отвергнут во избежание непредсказуемых последствий. Возможно было все, от демонстративного паломничества до похищения гроба.

Когда Сталина вынесли из Мавзолея, с его мундира все же сняли все драгоценные элементы в виде золотых погонов генералиссимуса, звезды Героя Социалистического Труда и пресловутых пуговиц, взамен которых на скорую руку пришили латунные. История умалчивает о том, кто это сделал.

Запрещение прохода на Красную площадь немногочисленным ночным прохожим милиционеры объясняли тем, что готовится парад в честь 7-го Ноября.

В ночь, когда Сталина вынесли из Мавзолея, его, не зная того сами, приветствовали советские войска. По брусчатке прогромыхали гусеницы танков, прорычали моторы грозных боевых машин, и чеканный шаг пехотинцев отражался от стен Кремля. Репетиция и в самом деле состоялась, но для умершего семь лет назад Верховного главнокомандующего это был настоящий парад.

Тем временем облицовку над входом уже снимали, на ее место уже готовилась сохранившаяся еще сталинская надпись с одним именем, но на ее монтаж требовалось время, и пустое место просто закрыли куском материи со словом «ЛЕНИН». Утром главную усыпальницу СССР планировалось открыть для посещения. Прогнозировать реакцию населения было трудно, хотя эту задачу пыталась решить самая влиятельная советская организация - КГБ.

Памятника не было долго, лишь тяжелая горизонтальная плита с лаконично выбитыми буквами и цифрами, означавшими имя, партийный псевдоним и даты границ жизни. Надгробье в виде скульптурного бюста работы Н. Томского появилось почти через десятилетие после того, как Сталина вынесли из Мавзолея.

Год 1970 был тяжелым для советско-китайских отношений. В КНР брежневское руководство считали ревизионистским, умершего вождя почитали наравне с Мао и возмущались неуважительным отношением к его памяти. Но и в самом СССР к концу шестидесятых критическое отношение к Сталину уступило место «взвешенному» подходу к истории, выраженному признанием того, что культ, конечно, был, но и личность тоже имела место.

Опасения по поводу того, что, узнавший об отсутствии в мавзолее праха товарища Сталина народ придется усмирять, оказались напрасными. Нежелательные разговоры, конечно, пошли, но они не выходили за рамки обычного обывательского ропота.

Сотрудники госбезопасности отмечали появление политических анекдотов, суть которых сводилась к предположениям о месте будущего захоронения Первого секретаря Хрущева. «Это Никита со своей раскладушкой ломится, товарищ Ленин», - будто бы говорил Сталин Владимиру Ильичу со своим знаменитым кавказским акцентом, услышав грохот у задних дверей Мавзолея.

Причины недовольства были, они приводили ко многим конфликтам, самым известным из которых стало Новочеркасское восстание, случившееся вскоре, но к перемещению мертвого тела эти волнения отношения не имели, народ воспринял произошедшую перемену на Красной площади довольно пассивно. Поклонники жестких методов в лице «твердокаменных» коммунистов возлагали каждый год цветы 5 марта и 21 декабря за мавзолеем, где могила Сталина была окружена другими захоронениями видных деятелей партии. Этим протесты и ограничивались.

С точки зрения обычного гражданина России, выросшего в последние два десятилетия, многое в этой истории может быть непонятным. Например, в чем принципиальная разница между двумя обитателями усыпальницы, стоящей и сегодня на Красной площади?

В тот год, когда Сталина вынесли из Мавзолея, главной мыслью, которую партийное руководство пыталось (и не без успеха) донести до сознания широких масс, была идея о том, что Ленин все задумал правильно, но пришедшие после него вожди исказили его замысел. И только теперь, когда к власти наконец-то пришел дорогой Никита Сергеевич, все пойдет как нужно. Вот он, настоящий ленинец.

Современному человеку, знающему и понимающему природу коммунизма, чаще всего непонятно, почему Сталина убрали из Мавзолея, а Ленина нет. Ответ прост, все дело в культуре и отношении к истории собственной страны. Уважать убеждения тех, кто в силу преклонных лет не может и не хочет их менять, просто необходимо. В России и за ее пределами живут и сегодня очень достойные люди, приверженные, тем не менее, коммунистическим идеалам. И с ними нужно считаться, если мы хотим, чтобы и нас уважали наши потомки.

45 лет назад, в ночь на 1 ноября 1961 года, по решению XXII съезда ЦК КПСС тело Сталина вынесли из Мавзолея и захоронили у кремлевской стены. Новость об этом страна восприняла достаточно спокойно, хотя всего за несколько лет до этого с "любимым вождем всех народов, отцом и учителем" со слезами на глазах прощалась вся страна.

Иосиф Сталин умер 5 марта 1953 года. 9 марта того же года он был похоронен в Мавзолее на Красной площади. Но пролежал он там недолго: вскоре после XX съезда партии (1956) на партийно-производственных собраниях, обсуждавших итоги съезда, стало все настойчивее звучать мнение о том, что пребывание тела Сталина в усыпальнице Ленина "несовместимо с содеянными Сталиным беззакониями".

Осенью 1961 года, накануне ХХII съезда КПСС, рабочие Кировского и Невского машиностроительных заводов предложили переместить прах Сталина в другое место . Такое же предложение выдвинули рабочие Московского завода имени Владимира Ильича. 30 октября 1961 года, выступая на ХХII съезде КПСС, первый секретарь Ленинградского обкома партии Иван Спиридонов внес от имени ленинградской партийной делегации и трудящихся города предложение рабочих на рассмотрение съезда. Предложение ленинградцев поддержали партийные делегации Москвы, Грузии, Украины, Казахстана, Алтайского края, Саратовской области и другие.

ХХII съезд, проходивший в Кремле с 17 по 31 октября 1961 года, постановил: Мавзолей на Красной площади, созданный для увековечения памяти Ленина, впредь именовать - Мавзолей Владимира Ильича Ленина. Прах Сталина было решено перезахоронить на Красной площади за Мавзолеем.

Руководители страны, несомненно, отдавали себе отчет в том, что решение о выносе тела Сталина из Мавзолея может спровоцировать беспорядки в стране. Поэтому акцию проводили тайно и тщательно к ней готовились.

Руководил операцией по выносу тела из мавзолея генерал Николай Захаров, возглавлявший 9-е Управление КГБ. По его воспоминаниям , "мы с комендантом Кремля генерал-лейтенантом А.Я. Ведениным о готовящемся решении узнали заранее. Нас вызвал Н. С. Хрущев и сказал: прошу иметь в виду, что сегодня, вероятно, состоится решение о перезахоронении Сталина. Место обозначено. Комендант Мавзолея знает, где рыть могилу".

Решением Президиума ЦК КПСС была создана специальная комиссия из пяти человек во главе с председателем Комиссии партийного контроля при ЦК КПСС Николаем Шверником. В нее также входили Василий Мжаванадзе - первый секретарь ЦК Компартии Грузии, Джавахишвили - председатель Совета министров Грузии, Александр Шелепин - председатель КГБ, Петр Демичев - первый секретарь Московского горкома партии и Николай Дыгай - председатель исполкома Моссовета. Генерал Захаров утверждал, что именно "Шверник подсказал, как тайно организовать перезахоронение. Поскольку 7 ноября предстоял парад на Красной площади, то под предлогом репетиции парада ее следовало оцепить, чтобы туда никто не проник ".

Поздним вечером 31 октября 1961 года в обстановке абсолютной секретности вход в Мавзолей, а также вырытая могила были закрыты фанерными щитами. Восемь офицеров вынесли гроб из Мавзолея, поднесли к могиле, на дне которой из восьми плит был сделан своеобразный саркофаг, и поместили на деревянные подставки. После короткой паузы солдаты осторожно, на веревках опустили гроб в могилу. Когда гроб с телом Сталина накрывали крышкой, Шверник и Джавахишвили зарыдали.

Позднее по Москве ходили слухи, что тело Сталина чуть ли не вытряхнули из мундира. Николай Захаров в своих воспоминаниях утверждал, что "никто Сталина не раздевал. Единственное, Н.М.Шверник приказал снять с мундира Золотую Звезду Героя Социалистического Труда. Другую свою награду - Звезду Героя Советского Союза - Сталин никогда не носил, поэтому и в саркофаге ее не было. После этого председатель комиссии распорядился заменить золотые пуговицы мундира на латунные. Все это выполнял комендант Мавзолея Машков. Снятую награду и пуговицы он передал в специальную Охранную комнату, где находились награды всех зарытых у Кремлевской стены".

В 1970 году на могиле Сталина установлен памятник работы скульптора Николая Томского. Вопреки ожиданиям, новость о выносе тела Сталина из Мавзолея общество восприняло достаточно спокойно, хотя всего за несколько лет до этого "любимого вождя всех народов, отца и учителя" со слезами на глазах хоронила вся страна. После выноса тела Сталина Ленин остался в Мавзолее один.

Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации Агентства РИА Новости и других источников

Более полувека назад, 31 октября 1961 года по решению XXII съезда ЦК КПСС тело Сталина вынесли из Мавзолея. Это делалось под покровом ночи и в обстановке строжайшей секретности во избежание народного гнева.

Иосиф Сталин умер 5 марта 1953 года. По всей стране был объявлен траур. Сообщение о смерти вождя буквально повергло огромную державу в настоящее оцепенение, многие люди действительно плакали и скорбели. Поэтому тело Сталина решили поместить в Мавзолее на Красной площади рядом с телом «вождя мирового пролетариата» - Владимира Ильича Ленина.

Но после XX съезда коммунистической партии в 1956 году, где Никита Хрущёв выступил со знаменитым докладом о культе личности Сталина. 30 июня того же года было опубликовано уже открытое постановление ЦК КПСС «О преодолении культа личности и его последствиях». Оно было менее радикальным - там всё же упоминались заслуги Сталина, а возникновение культа личности объяснялось тяжёлой международной обстановкой. Однако власть пришла к мнению, что пребывание такого человека после всех его «беззаконий» в одной усыпальнице рядом с Вождём мирового пролетариата невозможно.

    Похороны И.В.Сталина. 1953 год.

    Лаврентий Берия (1 справа), Георгий Маленков (1 слева), Вячеслав Молотов (3 слева), Николай Булганин (4 слева) и Лазарь Каганович (5 слева) несут гроб с телом Сталина.

    Мавзолей на Красной площади, 1954 год

    Мавзолей, 1961 год.

    Надгробие на могиле Иосифа Сталина у Кремлевской стены. 1966 год.

    180-тонная плита из черного и красного камня с надписью "Ленин-Сталин" на Московском камнеобрабатывающем комбинате в Долгопрудном.

    Могила Сталина. Наши дни.

Первыми во всеуслышание предложили переместить останки Иосифа Виссарионовича в другое место рабочие Кировского и Невского машиностроительных заводов накануне ХХII съезда КПСС. Их поддержали и рабочие Московского завода имени Владимира Ильича.

Решение о выносе тела Сталина приняли единогласно 30 октября 1961 года на закрытии съезда коммунистической партии. На следующее утро информацию разместили в газете «Правда», желая тем самым предупредить негативную общественную реакцию.

Перезахоронение назначили на вечер. По оцепленной Красной площади пустили военную технику. Чтобы не было лишних вопросов, пояснили, что идёт подготовка к параду 7-го ноября. Останки вождя решили перезахоронить у кремлёвской стены в могиле, на дне которой из восьми плит был сооружен своеобразный саркофаг. Также была закрашена фамилия Сталина на Мавзолее.

Кстати, новость о выносе тела Сталина из Мавзолея народ воспринял на удивление спокойно. Через 10 лет на могиле Иосифа Виссарионовича установили памятник работы скульптора Николая Томского.

Иосиф Сталин умер 5 марта 1953 года. 9 марта того же года он был похоронен в Мавзолее на Красной площади. Вскоре после XX съезда партии (1956) на партийно-производственных собраниях, обсуждавших итоги съезда, стало все настойчивее звучать мнение о том, что пребывание тела Сталина в усыпальнице Ленина «несовместимо с содеянными Сталиным беззакониями». Осенью 1961 года, накануне ХХII съезда КПСС, рабочие Кировского и Невского машиностроительных заводов предложили переместить прах Сталина в другое место. Такое же предложение выдвинули рабочие Московского завода имени Владимира Ильича. 30 октября 1961 года, выступая на ХХII съезде КПСС, первый секретарь Ленинградского обкома партии Иван Спиридонов внес от имени ленинградской партийной делегации и трудящихся города предложение рабочих на рассмотрение съезда. Предложение ленинградцев поддержали партийные делегации Москвы, Грузии, Украины, Казахстана, Алтайского края, Саратовской области и другие. ХХII съезд постановил: Мавзолей на Красной площади, созданный для увековечения памяти Ленина, впредь именовать - Мавзолей Владимира Ильича Ленина. Прах Сталина было решено перезахоронить на Красной площади за Мавзолеем.

Руководители страны, несомненно, отдавали себе отчет в том, что решение о выносе тела Сталина из Мавзолея может спровоцировать беспорядки в стране. Поэтому акцию проводили тайно и тщательно к ней готовились. Поздним вечером 31 октября 1961 года в обстановке абсолютной секретности, под предлогом репетиции парада к 7 ноября, оцепили Красную площадь. Вход в Мавзолей, а также вырытая могила были закрыты фанерными щитами. На месте находились только похоронная команда, многочисленная охрана и комиссия по перезахоронению. По воспоминаниям бывшего командира Кремлевского полка Конева, в Мавзолее офицеры переложили тело Сталина в деревянный гроб, обтянутый черным и красным крепом. Тело накрыли вуалью темного цвета, оставив открытыми лицо и половину груди. Шанину - начальнику столярной мастерской, под руководством которого в Арсенале сделали гроб, была дана команда закрыть гроб крышкой и прибить ее. Восемь офицеров вынесли гроб из Мавзолея, поднесли к могиле, на дне которой из восьми плит был сделан своеобразный саркофаг, и поместили на деревянные подставки. После короткой паузы солдаты осторожно, на веревках опустили гроб в могилу. По русскому обычаю кое-кто из присутствовавших бросил по горсти земли, и солдаты закопали могилу. Вопреки ожиданиям, новость о выносе тела Сталина из Мавзолея страна восприняла достаточно спокойно. В 1970 году на могиле Сталина установлен памятник работы скульптора Николая Томского.